Добро и Зло в понимании Августина Блаженного

Учение Августина Блаженного о личности, истолкование проблемы добра и зла

Добро и Зло в понимании Августина Блаженного

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………3 Учение Августина о личности………………………………………….4 Концепция добра и зла…………………………………………………..6 Заключение………………………………………………………………………….8 Литература…………………………………………………………………………..9

Введение

Августин Блаженный, или Августин Аврелий, один из главных отцов патристики, живший в IV-V вв. н.э., является представителем двух эпох – античной и христианской. Его ум впитал лучшие традиции греческой философии, в частности, неоплатонизма, который и наложил отпечаток на всю его философию1 Гуревич П.С. Философия человека. — Ч.1 — М.: ИФРАН, 1999. – С.198 .

Однако Августин также принадлежит и Средневековью с его христианской догматикой, представление о человеке как творении Божьем и предельно внимательным отношением к вопросу о добре и зле. Все подобные вопросы в Средние века принимают предельный, онтологический характер, потому что относятся к пониманию Бога – как наивысшей ценности, последней инстанции и критерия истины.

Представления о человеке в христианскую эпоху формируется особое, и во много основой ее является учение Августина о личности. Кем является человек по отношению к Богу, каково его предназначение в этом мире? Поскольку проблемы в рамках религиозной концепции взаимосвязаны, проблема добра и зла также имеет отношение и к концепции человека.

Почему человек творит зло, почему Бог допускает зло, существует ли зло самостоятельно? Именно эти вопросы получают особое внимание у Августина Блаженного. Учение Августина о личности В Средние века, по сравнению с античностью, философы-теологи более внимательно относятся к проблеме человека, смысла и ценности его жизни.

Это связано с различными особенностями того периода, идеологическими и социальными. Бог воспринимается как воплощение самой универсальной сущности человека, он антропоморфен, предельно очеловечен по сравнению с «космосом» античности. В отличие от космоса, Бог не просто представляет собой воплощение мира, но также является Творцом, Создателем мира.

Человек создан «по образу и подобию Бога» и потому занимает центральное место в божьем творении. Философия Средневековья теоцентрична, но вместе с тем и антропоцентрична: «Человек — это цель и смысл творческой активности (и существования) творца. Человек в качестве образа и подобия Бога выходит за пределы природы, становится как бы над нею»2 Гинатулина О.А.

Ценностная модель жизни человека в эпоху Средневековья. Вестник Пермского ун-та. — №3. – 2010. – С. 26 . С приходом христианства поэтому повышается значение духовной, внутренней жизни человека. Теперь жизнь души обладает важной религиозной ценностью, ведь именно через душу человек соотносится с Богом.

Особенно ярко такое внимание к жизни души, к «внутреннему человеку» проявляются в философии Августина Блаженного. Он совершенно по-новому смотрит на положение человека в мире. В христианской иерархии ценностей человек занимает почти самое высокое место: выше находятся только ангелы.

Однако Августин считал, что «добрые люди могут оказаться даже выше ангелов, если последние злы»3 Там же, С. 28 . Согласно Августину, эта иерархия ценностей установлена Богом и потому истинна. Он противопоставляет ее мирской иерархии ценностей, где драгоценный камень, не имеющий души и воли, ценится дороже, чем рабы, живые люди.

Такая позиция для того времени была весьма прогрессивна. Но она видит человека как ценность, но не его жизнь, не жизнь «внешнего человека». Августин считает земную жизнь подобной смерти, и только смерть освобождает человека и приводит его к Богу. По мнению философа, душа независима от тела, хотя и заключена в нем.

Будучи нематериальной и высшей субстанцией, данной человеку Богом, душа имеет своей целью вернуться к Богу. В этом плане Августин сохраняет черты гностицизма, который в свое время сильно повлиял на его философию. Поэтому Августин связывает счастье человека с любовью к Богу.

«Несчастная душа — это душа, скованная любовью к тому, что смертно, и это несчастье существует потенциально, еще до утрат, потерь и последующего разрыва души. Несчастный человек, по Августину — это человек, знающий все, но не знающий Бога»4 Гагарин А.С. «Homo interior» Августина Аврелия (Блаженного) // Дискурс-Пи. Выпуск 6: Дискурс современных мифологий.

– Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 2006. — С.64. . Жизнь души Августин называет «внутренним человеком». Только этот внутренний человек способен познать Бога и самого себя, а точнее Бога через познание самого себя. «Бога можно постичь, возвращаясь к самому себе под руководством Бога в «самые глубины свои», увидеть «внутренним чувством»…, т.е.

«оком души», являющимся как бы «главой нашей души»… «Внутренний человек», «homo interior» Августина … погружен в тайники собственной самости, и ведом высшим законом, укорененным в собственное сердце — Законом Божьим»5 Там же, с. 65. . Вот почему Августин является родоначальником жанра духовной исповеди. Его главное произведение так и называется – «Исповедь».

Впервые биография была написана не как биография внешнего человека, состоящая из внешних событий, но как изложение чувств, переживаний, мыслей – т.е. внутренней жизни души. Поэтому каждый человек имеет ценность, поскольку через свою душу находит путь к Богу. Запрет на убийство другого человека абсолютный: ведь в этом случае уничтожается Бог в человеке, как в жертве, так и в убийце. «Заповедь «не убивай» остается понимать в приложении к человеку: не убивай ни другого, ни самого себя. Ибо, кто убивает себя, убивает именно человека»6

Заключение

Августин утверждает безусловный смысл и ценность внутренней жизни человека, его души, которая находится в поиске вечного, божественного. Тем самым он противопоставляет так называемого «внутреннего человека» и «внешнего человека». Последний означает внешнюю социальную активность, при которой человек забывает о душе, о внутренних поисках счастья и Бога.

Учение Августина о человеке также связано с вопросами о свободе воли. Поскольку человек – творение Бога, но в то же время наделен свободой выбора, возникает вопрос об ответственности за творимое зло. Душа человека — это сложное образование, в ней есть чувство, разум и воля. Разум руководит человеческим воображением, но Августин отводит важную роль все же воле.

Она присутствует в любом поступке, потерять волю невозможно, в противном случае человек перестает быть разумным существом. Вместе с волей, таким образом, теряется и разумность как приоритет человека. Августин приходит к выводу, что свободная воля направляет человека на свершение добра или зла. Не будь свободной воли, не было бы различия между добрыми и злыми поступками.

Недостаток Бога, а значит и Добра, в душе человека является причиной творимого в мире зла, считал Августин. Я считаю, что главной проблемой, которую решил Августин в вопросах о добре и зле и о свободной воле человека, — это вопрос об ответственности за зло. Обвинять Бога в существовании зла – значит, самому снимать с себя ответственность за злые поступки.

Литература Августин Аврелий. Исповедь. – М.: Азбука, 2012 Августин Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, 2000 Гагарин А.С. «Homo interior» Августина Аврелия (Блаженного) // Дискурс-Пи. Выпуск 6: Дискурс современных мифологий. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 2006. – С. 64-67 Гинатулина О.А. Ценностная модель жизни человека в эпоху Средневековья.

Вестник Пермского ун-та. — №3. – 2010 Гуревич П.С. Философия человека. — Ч.1 — М.: ИФРАН, 1999ю Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998 Манихейство (ст.) // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983 Плотин (ст.) // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004 Суини М.

Лекции по средневековой философии / Пер.А.К.Лявданского. – Выпуск 1. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001

Список литературы

1. Августин Аврелий. Исповедь. – М.: Азбука, 2012 2. Августин Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, 2000 3. Гагарин А.С. «Homo interior» Августина Аврелия (Блаженного) // Дискурс-Пи. Выпуск 6: Дискурс современных мифологий. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 2006. – С. 64-67 4.

Гинатулина О.А. Ценностная модель жизни человека в эпоху Средневековья. Вестник Пермского ун-та. — №3. – 2010 5. Гуревич П.С. Философия человека. — Ч.1 — М.: ИФРАН, 1999ю 6. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. М.: Прогресс-Традиция, 1998 7. Манихейство (ст.

) // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983 8. Плотин (ст.) // Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004 9. Суини М. Лекции по средневековой философии / Пер.А.К.Лявданского. – Выпуск 1. — М.

: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001

Источник: https://www.work5.ru/gotovye-raboty/77418

Августин выделяет такие аспекты проблемы соотношения

Добро и Зло в понимании Августина Блаженного

Гносеология Августина.

Главным вопросом здесь является вопрос о соотношении веры и разума. Необходимость философии он видел как средство для доказательства истинности религии.

Философия – это чисто человеческое знание. Высшая истина открывается только Богом («ибо мудрость у Бога»).

Августин различает веру религиозную и веру-доверие, идейную убеждённость (credo).

Веру-доверие он противопоставляет пониманию (постигающему мышлению). Не всякое мышление есть вера (часто люди мыслят, чтобы воздержаться от веры), но всякое верование есть мышление. Высшей формой познания Августин считает озарение.

разума и веры:

1. Начало познания опирается на веру в авторитет отца, учителя церкви. Без такой веры никакое познание невозможно.

2. Для невежественной толпы приоритет веры над разумом обязателен. В противном случае обществу грозит идейный разброд и гибель.

3. Человек ограничен во времени, а посему вера необходима.

Августин подчёркивает сверхразумный характер религиозных положений. Кредо Августина: «Верую, чтобы понимать».

Природа зла; соотношение судьбы и свободной воли человека.

Вопрос о соотношении судьбы и свободной воли человека возник в условиях бурного развития астрологии, различных форм гадания. Этические следствия этого поветрия вызвали споры между стоиками и эпикурейцами. В христианстве эта проблема впервые была осмыслена Августином.

Человек обладает свободной волей, которая есть дар Бога в знак Его благорасположения и ожидания от человека духовного, возвышенного выбора. Но человек может выбрать путь, как в сторону добра, так и в сторону зла (см.

«Исповедь» Августина Аврелия)*, которое происходит вследствие извращения Божественных предначертаний.

Проблема зла — одна из наиболее мучительных проблем, из-за которой Августин одно время примыкал к манихеям. Манихеи исходили из дуалистическойпосылки об идеальности божественного мира и тьмы материального мир.

Основой существования у них является вечная битва между Богом и Сатаной, Светом и Тьмой, т.е. битва 2-х равновеликих начал, каждое из которых периодически доминирует. Зло было, есть и будет всегда. Но такое решение проблемы зла не устраивало Августина: «Много верного сообщают они о твари, Творца же не ищут, а потому и не находят».

[2]Кроме того, Августин обнаружил, что даже один из авторитетнейших манихеев Фавст был человеком весьма скромных познаний. По счастью, он был также достаточно скромен, поэтому и не стремился ввести в заблуждение Августина, уклоняясь от бесед с ним на эти темы.

Рвение Августина к учению Мани постепенно охладело, но он не порывал с манихеями отчасти потому, что уважал Фавста, которого просвещал в риторике, отчасти по причине растерянности.

Переломным моментом в жизни Августина является знакомство с Амвросием Медиоланским, человеком глубокого ума и праведности. Двери его были открыты каждому в любое время. Общение с ним укрепляли Августина в моменты сомнений, которые являются непременными спутниками людей мыслящих. Вот как Августин описывает свои переживания и поиски ответа на вопрос о природе зла:

«Творец – высочайшее Благо, и творение его – тоже благо, хотя и меньшее… Где же природа.

где источник зла? Не была ли злой та материя, из которой Он творил? Он оформил её и упорядочил, но всё же осталась в ней закваска зла, не превращённая в добро? Но неужели же у всемогущего Творца не хватило сил на то, чтобы преобразовать эту материю всецело, чтобы в ней не осталось уже ничего злого? Или почему Он попросту не уничтожил остаточное зло? Неужто эта материя могла существовать против Его воли? Кроме того, если материя вечна, То почему Он притупил к оформлению её не сразу, а только по истечению столь долгого времени? А если такова была Его воля, то почему он не начал с разрушения этого зла, чтобы пребыть одному – истинному, высочайшему и бесконечному Благу? Если же он посчитал необходимым использовать материю при творении, то почему же Он не уничтожил злую и не сотворил добрую? Если же Он не мог обойтись без той, вечной и не являющейся Его творением, то в чём тогда заключается его могущество?»[3]

Ответы на эти вопросы составили важнейшую часть учения Августина. Августин отрицает дуализм манихеев, не признаёт добра и зла в качестве равноценных субстанций. Зло не субстанционально, у него нет своего собственного источника существования. Оно не есть бытие, оно есть недостаток, неполнота бытия:

«Я понял, что только доброе может становиться хуже. Действительно, абсолютное добро не может претерпевать изменений, вообще же недоброму некуда ухудшаться. Ухудшение наносит вред, ибо умаляет доброе в добром; если бы оно не умаляло доброго, то не было бы и вреда.

Итак, или оно не наносит вреда, но оно его наносит, или же то, что ухудшается, умаляется в добре. Если доброе совсем лишится добра, оно исчезнет; если же далее ухудшаться не сможет, то или начнёт улучшаться, или пребудет не ухудшающимся. Но нельзя же сказать, что при полной лишённости добра оно начнёт улучшаться.

Значит, совсем лишившись добра, оно исчезнет и его не станет. Но пока оно есть, оно есть как доброе, и, поэтому всё, что есть – благо. Выходит, то зло, которое я искал, не есть субстанция, ибо всякая субстанция – добро.

Если бы зло было субстанцией, то эта субстанция или не могла бы ухудшаться, но это значит, что она была бы субстанцией абсолютного добра, или могла бы, но тогда в ней должно было быть добро, ибо только оно может ухудшаться».[4]

Исследуя природу зла, Августин выделяет три его уровня:

С метафизической точки зрения зла не существует в мироздании. Поскольку зло возникает вследствие неполноты, пустот, то оно может существовать лишь, когда мы рассматриваем что-то в отрыве от целого.

Но то, что мы представляем нарушением порядка в пределах какой-либо части, в рамках целого не является таким нарушением, т.к. всё имеет свой смысл.

Человек же воспринимает только то, что доступно его разуму, поэтому мы можем впадать в иллюзии.

С точки зрения морали зло – это нарушение Божественных установлений, т.е. грех. Грех – следствие порочной воли, но откуда она берётся? Воля по своей сущности стремится к благу, т.к. человек не зол по природе. Но, поскольку человек обладает свободой воли, он может низшее предпочесть высшему и тем самым нарушить гармонию.

Такая подмена высшего низшим целиком ложится на совесть человека. Почему же люди выбирают низшее? Потому что оно приносит скорый результат. Когда же человек постоянно совершает выбор в сторону низшего, это становится его привычкой, и греховное укореняется в нём, всё больше вытесняя высокое.

Отпадение от добра – источник порочной воли и зла.

С точки зрения физической зло – это болезни плоти и смерть.

Человек, совершив грехопадение, не только нарушил предустановленную гармонию мира, сотворённого Богом, но и вверг себя в бездну мук, страданий, смерти.

Но он может вернуться к Богу через ту же волю, которая ввергла его в пучину греха. Надо добровольно подчинить её Богу, и тогда Божественная благодать наделяет человека высшей свободой.

В конечном счёте, зло наказуется, и потому само его наличие, борьба и победа над ним – лучшее свидетельство Славы Божьей, в постижении которой человек возвышает свою природу, рождаясь в жизнь истинную, в жизнь вечную.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_50617_avgustin-videlyaet-takie-aspekti-problemi-sootnosheniya.html

Добро и Зло в понимании Августина Блаженного (стр. 1 из 2)

Добро и Зло в понимании Августина Блаженного

Введение

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Аврелий Августин (354-430). «Ты нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в тебе».

Этим предложением начинаются «Исповеди», в тридцати книгах которых он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, постоянным поиском и многими ошибками, до тех пор пока не обрел внутренний покой — покой души — в христианстве.

Родился он в г. Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был сыном отца-язычника и матери-христианки. В Карфагене, Риме и Милане он изучал риторику. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем интерес к философии, он захотел найти истину.

Сначала он верил, что найдет ее у манихейцев, в учении о дуализме добра и зла. Позже в его мыслях появляется академический скептицизм, от которого он освобождается, изучая неоплатоников, в частности Плотина.

Платоническая философия ближе всего подходит к религиозной вере.

В конце концов истину Августин находит в христианстве, к которому он переходит в 387 г. прежде всего под влиянием христианского проповедника, миланского епископа Амвросия. Позже он был назначен пресвитером и возведен в сан епископа североафриканского города Гиппо. Здесь в 430 г. он и умер.

В своих произведениях он подверг страстному суждению ошибочные учения, которым сам длительное время следовал. В трактате, направленном против академиков, он осуждает скептицизм, выступает против манихейства и других еретических учений.

Помимо «Исповеди» к его главным трактатам относятся: «О троице» («De trinitate», 400-410), где систематизированы теологические воззрения, и «О граде божьем» («De civitate Dei», 412- 426). Последний трактат считается главным произведением Августина, ибо содержит его историко — философские взгляды.

В первых пяти книгах этого объемистого труда Августин указывает на то, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства, как об этом говорят. В последующих пяти книгах говорится о презренном язычестве и заблуждениях прежней философии.

В остальных двадцати книгах пишет о противоположности между светской (дьявольской) державой и царством божьим, воплощением которого является церковь; борьба между ними представлена как борьба добра и зла.

Способ изложения материала в трудах Августина соответствует его бурному, неспокойному характеру; писал он страстно и неукротимо, резко переходил от одной позиции к другой.

О нем говорили, что ни у кого из великих мыслителей не было таких перепадов между высочайшим и низменнейшим, что среди церковных святых он был наименее святым и наиболее человеком.

Его творчество не имеет монолитного характера, оно не образует единой системы, но является источником, из которого долго черпала христианская философия.

Философия Августина возникает как симбиоз христианских и древних доктрин. Из древних античных философских доктрин главным источником для него был платонизм, который он знал по преимуществу в изложении неоплатоников.

Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание различия духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), упор на иррациональные факторы духовной жизни — все это повлияло на формирование его собственных воззрений.

Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характеризовала Августина.

Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Весьма мало места он отводил искусству, культуре и естественным наукам.

Христианской основе своей философии Августин придавал большое значение.

Он осуществил то, что только обозначено у его предшественников: сделал бога центром философского мышления, его мировоззрение было теоцентрическим.

Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер.

Бог является высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное с необходимостью не существует. Он единственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле.

Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить.

Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Бог является также наиважнейшим предметом познания, познание же преходящих, релятивных вещей бессмысленно для абсолютного познания.

Бог выступает в то же время и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого блага.

Так как все существует благодаря богу, так и всякое благо происходит от бога.

Направленность к богу для человека естественна, и единственно через соединение с ним человек может достичь счастья. Философия Августина таким образом открывает простор для теологии.

Свобода воли в философии Августина

Основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля.

Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Иррационалистическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущности.

Его философия переходит, таким образом, от интеллектуализма и рационализма к волюнтаризму.

Душа как самобытная субстанция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. От тела душа отличается совершенством. Душа близка богу и бессмертна.

Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе является определенным, о теле же наоборот. Более того, душа, а не тело познает бога, тело же препятствует познанию. Превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.

Основой духовной жизни является воля, но не разум.

Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность характеризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отличается от древнегреческого рационализма. Сущностью духа является свободная воля.

Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущности. Бог сотворил мир по своей свободной воле. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его положение о превосходстве души над телом, воли и чувства над разумом. Вpемя появляется вместе с миром. Августин соглашается с этим.

А что было до того, когда бога не было? Августин: вpемя появляется вместе с миром, о том что было до времени нет смысла спрашивать. Августин первым релятизировал проблему времени. Вpемя носит чисто субъективный характер. Фактически мы можем говорить о трех временах: прошлого уже не существует, будущее еще не существует, настоящее — перетекание прошлого в будущее.

Если первого и второго не существует, то, как может существовать третье? Правильно говорить о настоящем времени.

Оно удостоверяется нашим созерцанием. Настоящее прошлого как память. Настоящее будущего — я на что-то надеюсь. Тpи настоящих времени: у времени объективного статуса не существует — все зависит от человека.

Как определить свободу воли человека, что может человек в виду того, что есть бог? Августин: судьба человека предопределена после крещения. Бог управляет человеком и ответственен за человека.

Добро не на равных с богом.

Добро и зло в философии Августина

Добро от бога, зло от недостатка добра (связано с отсутствием воли человека). Бог предопределил, кто будет спасен, а кто будет в аду, и никакие добрые дела помочь не могут. Человек совершает злые дела, так как проклят богом. Бог приходит в мир и он может спасти избранных. А кто будет спасен — неизвестно. Поэтому зачем нужна церковь, раз она не знает, кто будет спасен?.

Апофатика. Отрицательная теология. Мы можем говорить, что бог не может делать. Все это заставляет бояться бога. С одной стороны бог подчиняет человека, но зачем тогда церковь, которая объявляет себя непогрешимой. Все до конца знает только бог, но человек совершая добрые дела, может повысить шансы на спасение.

Церковь объясняет, что есть добрые дела, так как церковь непогрешима.

Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства творения. Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества.

Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло — это отвращение от высших целей, это либо гордыня либо вожделенность.

Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность — из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых.

Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.

Источник: https://mirznanii.com/a/232826/dobro-i-zlo-v-ponimanii-avgustina-blazhennogo

Как Августин объясняет существование зла в мире? Что, в его понимании, представляет собою грех?

Добро и Зло в понимании Августина Блаженного

Августин понимал, что решение проблемы тесно связано с ответом на вопрос: “Что есть зло?” Вышеприведенный аргумент полностью зависит от понимания зла, как чего-то, что было сотворено. Но что, если зло — не вещь, не предмет, не объект, не свойство объекта, иными словами не творение вовсе? Если это так, поиски источника зла поведут нас в другом направлении.

Августин рассматривает проблему под другим углом.

Он спрашивает: “Есть ли у нас какие убедительные аргументы в пользу того, что существует добрый Бог? Если очевидные доводы убеждают нас в том, что Бог существует и что Он — благ, то исходя из самого своего определения, добрый Бог не может сотворить зло. Значит, что-то другое является его источником”. Если данный подход Августина справедлив, то из него логично вытекает два силлогизма, приводящие к совершенно иному выводу.

Первый: 1) Все, что Бог сотворил, является добром; 2) зло не является добром; 3) стало быть, зло не сотворено Богом.

Второй силлогизм: 1) Бог сотворил все существующее творение; 2) Бог не сотворил зла; 3) значит, зло не является творением.

Ключ к успеху здесь находится в достоверности первых двух предположений. Если Августину удается предоставить из естественной теологии1, то есть опираясь исключительно на разум и повседневный опыт, доказательства существования Бога-Творца, а также того, что Бог добр и может творить только доброе, то тогда вывод следует сам собой: зло не является творением.

Такова была стратегия Августина. Если зло не является вещью, объектом, творением, то тогда первоначальный силлогизм не является истинным, раз одно из его предположений ложно. Итак, ключевой вопрос здесь: “Что такое зло?”

Как Августин описывает процесс богопознания?

Природа времени для Августина, и его соотнесённость с вечностью. Можно ли говорить о времени как о психологическом понятии?

Августин принимает плотиновскую идею о том, что время существует в душе и является частью деятельности души, однако вследствие несовместимости учения о Мировой Душе с христианской доктриной акценты у него смещаются в сферу индивидуальной человеческой души.

Кроме того, Августин принимает рассуждения Плотина о недопустимости приписывания вечности временных характеристик, хотя и с другой целью.

По-видимому, главное отличие философии времени Августина от неоплатонизма проистекает из идеи Бога-Творца, наделенного иными атрибутами, нежели античный Демиург, но на уровне толкования самого «рождения» времени сходство остается.

И античная образность, раскрываемая через диалектику мифа, не противоречит образности как «образу и подобию» в сотворении [25]. Принимая мнение Плотина о сходстве времени и вечности через образность, Августин принимает и мнение об их различии в вопросе сотворения мира. Причинность вместо квазихронологической последовательности в сотворении помогает Августину ответить на каверзный вопрос манихеев.

Как, согласно Августину, существуют прошлое, настоящее и будущее?

Анализ проблемы времени Августин, как и Аристотель, начинает с констатации ее сложности и явной парадоксальности временного бытия, связанной с тем, что в силу бесконечной делимости времени оказывается возможным любой сколь угодно малый интервал длительности, рассматриваемый как настоящее время, разделить на еще более мелкие интервалы, из которых только один правомерно называть настоящим временем, тогда как все остальные окажутся либо в ещене существующем будущем, либо в уже не существующем прошлом, либо частью в прошлом, а частью в будущем времени, в зависимости от того, какое место среди всех более мелких интервалов длительности занимает новый, более точный интервал настоящего времени. В конечном итоге настоящее время стягивается к бездлительному мгновению, а само время оказывается состоящим из несуществующих частей. Таким образом, согласно Августину, ни прошлого, ни будущего нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы говорить, что есть “настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего”, которые существуют в нашей душе: “настоящее прошедшего — это память; настоящее настоящего — его непосредственное созерцание; настоящее будущего — его ожидание”

Проблема креационизм в «Исповеди»: как, согласно Августину, Бог творил мир?

Бог не только бесконечное бытие, но и особа преисполненная любви. В этом же направлении теоретизировали и неоплатоники, но бог ими понимался не как особа.

В неоплатонизме мир — эманация божественного единого, необходимый продукт естественного процесса, у Августина же мир — акт божественной воли.

У Августина проявляется тенденция к дуализму в отличие от неоплатонического монизма, основанного на идее, что бог и мир имеют один и тот же характер.

Согласно Августину, мир как свободный акт бога является творением разумным, бог создал его на основе собственной идеи.

Христианский платонизм был августинианским вариантом учения Платона об идеях, которое понималось в теологическом и персоналистическом духе. В боге сокрыт идеальный образец реального мира.

Как у Платона, так и у Августина существуют два мира: идеальный — в боге и реальный — в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю.

Августин, в согласии с эллинистической философией, полагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином — в боге. Достижение человеческого счастья предполагает прежде всего познание бога и испытание души.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1202;

Источник: https://studopedia.net/6_109466_kak-avgustin-ob-yasnyaet-sushchestvovanie-zla-v-mire-chto-v-ego-ponimanii-predstavlyaet-soboyu-greh.html

Проблема добра и зла в понимании средневековой философии

Добро и Зло в понимании Августина Блаженного

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

Ø окружающий мир всецело сотворен Богом;

Ø Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;

Ø следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

Ø зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;

поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимистический характер.

Добро и зло в философии Августина Добро от бога, зло от недостатка добра (связано с отсутствием воли человека). Бог предопределил, кто будет спасен, а кто будет в аду, и никакие добрые дела помочь не могут. Человек совершает злые дела, так как проклят богом. Бог приходит в мир и он может спасти избранных. А кто будет спасен — неизвестно.

Поэтому зачем нужна церковь, раз она не знает, кто будет спасен?. Апофатика. Отрицательная теология. Мы можем говорить, что бог не может делать. Все это заставляет бояться бога. С одной стороны бог подчиняет человека, но зачем тогда церковь, которая объявляет себя непогрешимой. Все до конца знает только бог, но человек совершая добрые дела, может повысить шансы на спасение.

Церковь объясняет, что есть добрые дела, так как церковь непогрешима. Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства творения.

Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно.

Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло — это отвращение от высших целей, это либо гордыня либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность — из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее.

Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра. Этике Августина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение, чем добру. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от бога, продукт божьей милости.

Человек отвечает за зло, но не за добро. Христианское учение о творении находится в непосредственной связи с вопросом о природе зла. Святые Отцы церкви ясно понимали эту связь и видели в ней ключ к решению вопроса. Не является исключением в этом отношении и Августин. Христианская трактовка зла противопоставлена гностицистской и манихейской. Она отрицает дуализм, т.е.

признание добра и зла в качестве двух равноправных субстанций. Зло не субстанциально, не имеет собственных источников существования. Оно не есть бытие, но лишенность бытия, его отсутствие.

Три уровня зла в философии Августина

Августин выделяет три уровня зла: метафизический, моральный, физический.

Метафизическое зло

С метафизической точки зрения зла как такового нет в Космосе. Поскольку зло возникает вследствие пустот или нестроения бытия, то оно может существовать лишь в отдельной части Вселенной, когда мы рассматриваем ее отдельно от других частей и от целого. Однако то, что представляется нарушением порядка в пределах одной части, в рамках всего целого не является таковым. С точки зрения целого любая тварь и любое событие имеют свое предназначение. Это относится ко всему, кажущемуся нам уродливым, страшным, ничтожным и др., поскольку все имеет свой смысл. Мы же воспринимаем только часть, доступную уму, поэтому склонны впадать в иллюзию. Однако мы должны предположить, что во всем присутствует знак целого, указание на некий высший смысл.

Моральное зло

С точки зрения моральной зло есть нарушение человеком божественных заповедей, т.е. грех. Оно исходит от порочных устремлений и желаний, следовательно, от порочной воли. Остается выяснить, откуда исходит порочная воля. Августин дает следующий ответ. Воля по своей сущности стремится к благу, поскольку человек как таковой не зол по природе, но стремится к добру. Но он может предпочесть высшему благу — низшее и тем самым нарушить божественную иерархию. Такое «перепутывание» ценностей, когда низшее начинает незаконно занимать место высшего, обусловлено свободой человека и целиком ложится на его совесть. Люди склонны стремиться не к злому, а к земному, ощутимому, приносящему скорый результат, забывая о божественном. Порочность, однако, состоит не в обращенности к земному, а именно в забвении о божественном. Отпадение от добра и есть коренной источник порочной воли. Добро есть «норма бытия», зло — изъян, нарушение нормы. Добро — адекватная реализация божественного плана. Моральное зло — человеческий грех. Это предательство добра, измена ему.

Физическое зло

С точки зрения физической зло представлено болезнями, недугами и наконец смертью. Причина этого вида зла вполне определенна — она в грехопадении первых людей. Совершенство созданного Богом мира было разрушено фактом грехопадения. Через него в мир вошли несовершенства, муки, страдания и смерть. Преодоление этого вида зла, впрочем, как и зла морального, — на пути возвращения к Богу. Особую роль, согласно Августину, в этом играет воля. Его учение о свободе воли получило широкую известность и надолго стало отправным пунктом для философского осмысления данной темы.

Заключение

Свобода — свойство воли человека, а не разума. Это означает, что вполне рядовой является ситуация, когда разум знает, в чем состоит благо, и принимает его, а воля отвергает. По Августину, воля, следовательно, имеет свою автономию и, более того, она «иное» по сравнению с разумом. Выбор воли может быть иррациональным, несогласующимся с разумным пониманием. Именно вследствие этого и происходит измена добру, а значит измена Богу. Наиболее часто рассогласованность разума и воли происходит по причине высокомерия или желания величия: человеку свойственно стремиться возвышаться над людьми и хотеть стать вровень с Богом. Однако свободная воля подлинно свободна, когда не допускает зла. Следовательно, свобода состоит в направленности воли к выполнению божественных заповедей. Самостоятельного усилия, без помощи Божией, недостаточно для того, чтобы человек постоянно направлял свою волю к добру. Нужно употребить усилия воли, чтобы подчинить ее божественной благодати — в этом и состоит свобода воли. Божественная благодать не насилует волю, ибо воля может свободно подчиниться благодати. Свободно утвердиться в благодати — значит обрести высшую степень свободы.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 1936 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-58962.html

Refy-free
Добавить комментарий