Диспансеризация здоровых детей

Реферат: Диспансеризация здоровых детей

Диспансеризация здоровых детей

ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Отделение повышения квалификации медицинских работников

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ

Диспансеризация здоровых детей

Цикл: Первичная медико-санитарная помощь детям

Елабуга, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Диспансеризация здоровых детей…………………………………………..3

2. Комплексная оценка состояния здоровья………………………………….4

3. Узкие специалисты по диспансерному наблюдению детей………………6

4. Итоги всероссийской диспансеризации детей за 2002 год………………11

Список использованной литературы…………………………………………13

1. Диспансеризация здоровых детей

Сохранить здоровье легче, чем вернуть его. Об этом забывают некоторые родители, удивленные тем, что кроху, только-только выписанную из роддома, ждет множество медицинских обследований.

Другим же, более бдительным и беспокойным родителям, наоборот, кажется, что малыш не в полной мере охвачен медицинским обслуживанием.

Чтобы родители знали меру в заботах о здоровье своих чад, еще 45 лет назад в нашей стране был введен метод обязательной диспансеризации и определен перечень обследований, который необходимо проводить детям на каждом году их жизни.

Под диспансеризацией понимается такая система активных мероприятий, которая обеспечивает регулярное наблюдение медицинских работников за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, раннее выявление заболеваний и их лечение до полного восстановления функции пораженного органа, оздоровления окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».

Для здоровых детей активная диспансеризация проводится в строго определенные, так называемые декретированные сроки (для больных детей выстраивают график индивидуальной диспансеризации). Декретированными возрастами являются следующие месяцы жизни: 1, 3, 6, 9, 12, 18, 24. Каждая из этих «вех» показательна с точки зрения общефизического, нервно-психического и моторного развития.

А значит, осматривая малыша в эти сроки, врач может вовремя заметить проявление тех или иных патологий. В этом случае назначают лабораторные исследования, разрабатывают план лечебных и профилактических мероприятий.

Диспансеризация — это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определённого контингента населения (в данном случае — детей) с целью раннего выявления заболеваний.

Метод внедрён в 1961 г. Активная диспансеризация проводится в декретированные (этапные) возраста для здоровых детей и в индивидуальные для больных. Таким образом, ребенок до 1 года должен быть осмотрен педиатром 15-18 раз планово (первые три месяца — 2-3 раза, затем ежемесячно).

С 1 до 3 лет 1 раз в 3 месяца, затем ежегодно до 18 лет. Узкие специалисты осматривают в 1 раз в месяц (по показаниям): 3 — 6 — 9 — 12 — 18 — 24 месяца, затем — один раз в год. К ним относятся: хирург, ортопед, невропатолог, офтальмолог (окулист), отоларинголог (лор).

Лабораторные исследования (анализы) назначаются в 3-12 месяцев и далее ежегодно с целью выявления скрытой патологии. В каждом декретированном возрасте проводится оценка состояния здоровья ребёнка и назначается план лечебных и профилактических мероприятий.

Углублённая диспансеризация (логопед, стоматолог, психолог по показаниям, анализ крови, мочи, кала) должна проводится перед поступлением в детское дошкольное учреждение и в школу.

Задачи диспансеризации — воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития, дальнейшие снижение заболеваемости и смертности детей. При проведении диспансеризации детского населения выделяют два этапа: осуществление комплексных медицинских осмотров; организация лечебных и оздоровительных мероприятий детям с выявленной патологией.

Главный врач поликлиники и заведующий педиатрическим отделением составляют план проведения профилактических осмотров детей. При организации и осуществлении этой работы педиатрическая медицинская служба руководствуется приказом МЗ СССР № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».

2. Комплексная оценка состояния здоровья

При осмотре ребенка фельдшер должен не только выявить у него заболевания, но и оценить уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, функциональное состояние органов и систем, определить группу здоровья, дать рекомендации по проведению профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий с установлением группы по физкультуре и группы закаливания. Диспансеризация здоровых и больных осуществляется согласно положению о диспансеризации, утвержденному МЗ СССР №1000 1.10.1981 г.

Основными элементами диспансеризации в работе являются: активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса;

полное клиническое обследование;

динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание.

Максимально-комплексную оценку здоровья ребенка можно представить в виде нескольких относительно самостоятельных блоков.

Блок I (медицинский) – медицинская оценка анамнеза ребенка, его состояния

и развития на момент обследования. Основные задачи:

выявление или подтверждение отсутствия хронических заболеваний и/или врожденных аномалий;

оценка частоты и характера течения острых заболеваний;

оценка уровня достигнутого физического, моторного, нервно-психического, интеллектуального развития;

оценка темпа развития и его гармоничности;

выявление или исключение пограничных состояний и донозологических функциональных нарушений, являющихся состояниями риска.

Блок II (медицинский) – оценка полноты и тщательности выполнения всех, необходимых в данном возрасте и при наличии нарушений здоровья и состояний риска, мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики.

Блок III (психолого-педагогический) – оценка состояния семьи, внутрисемейных отношений, степени сотрудничества семьи с врачами и педагогами.

Блок IV (психолого-педагогический) – оценка условий, степени активности и успешности воспитания, обучения, развития индивидуальных способностей ребенка.

Блок V (медико-гигиенический) – медико-гигиеническая оценка питания и характеристика внешней среды с ориентиром на выявление относительного загрязнения, создающего риск для последующих периодов развития ребенка и возникновения заболеваний.

Возможно соединение блоков I и II как сугубо медицинских, и слияние блоков III и IV как психолого-педагогических. Тогда перечень критериев здоровья сводится всего к трем сущностным характеристикам, компонентам:

медицинское состояние, развитие и уровень профилактики;

среда воспитания;

среда обитания.

3. Узкие специалисты по диспансерному наблюдению

Педиатр — главный доктор для малыша от рождения до года: им предстоит не меньше 15–18 встреч. Сразу же после выписки ребенка из роддома состоится первая. Затем в течение месяца врач будет приходить через каждые 10 дней (итого 4 визита). Со второго месяца (если, конечно, не случится ЧП вроде простуды или ОРВИ) консультации врача-педиатра будут ежемесячными.

Хирург-ортопед оценивает общее физическое развитие ребенка, особенности строения его скелета и опорно-двигательного аппарата, выявляет, нет ли хирургических патологий: дисплазии, грыж, кривошеи. Первая консультация ортопеда проводится в 1-й месяц.

Ортопеду важно оценить развитие ребенка «в динамике», а потому он может составить индивидуальный график диспансерных осмотров. Скажем, посоветует родителям показать ребенка после того, когда малыш сядет или пойдет.

У всех детишек эти сроки разные, поэтому консультация может попасть не на 3, 6 и 12 месяцев (как рекомендовано Минздравом РФ), а на 4, 7 и 11 месяцев.

Именно на основании рекомендаций хирурга (и еще невропатолога) ребенок направляется на лечебный массаж, гимнастику или лечебное плавание.

Так же часто, как с хирургом-ортопедом, малышу на первом году жизни необходимо встречаться с невропатологом . В компетенции этого специалиста оценить мышечный тонус малыша, психическое и моторное развитие, рефлексы, речевые навыки, а также ряд других параметров. Это необходимо для правильной оценки неврологического статуса ребенка.

Этого врача в народе называют «ухо-горло-нос» — состояние перечисленных органов ЛОР-врач и оценивает. Слышит ли малыш? Почему он сопит во сне? Не тяжело ли ему глотать? Все это вопросы родители могут задать отоларингологу, когда ребенку исполнится 6 и 12 месяцев.

Некоторые детишки начинают фокусировать взгляд уже в роддоме. Но для большинства новорожденных характерны «плавающий взор», нистагм — быстрые движения глазных яблок, закатывание глаз и кратковременное сходящееся косоглазие.

Все это — транзиторные состояния, которые проходят в течение первых недель — месяца жизни. Первая консультация окулиста в 2 месяца жизни ребенка позволит оценить, гладко ли происходит переход от младенческого к «взрослому» зрению.

Когда малыш подрастет, врач оценит шансы на развитие близорукости и дальнозоркости. Кстати, на прием в 1 год лучше не запаздывать.

Дело в том, что детки старше года становятся очень подвижными, начинают пугаться офтальмологического оборудования, а потому рассмотреть что-либо у них в глазах — задача для врача непростая. Так что не упускайте момент!

Врач-иммунолог — не из «обязательного списка». Однако его консультация необходима, если вакцинация ребенку проводится по индивидуальному графику, или малыш болезненно отреагировал на ту или иную прививку.

Обычно второй специализацией иммунологов является аллергология (поскольку аллергические реакции — результат сбоя в иммунной системе). Потому с этим специалистом придется встречаться деткам-аллергикам.

Поводом может стать, например, диатез после введения прикорма.

С 7–11-и месяцев — то есть с момента прорезывания зубов — ребенок должен наблюдаться у врача-стоматолога. На приеме родители тоже узнают много интересного, например, о том, как правильно ухаживать за первыми молочными зубками, как защитить их от кариеса и какие детские зубные пасты и щетки выбрать.

Помимо наблюдения у педиатра и врачей-специалистов, малышу необходимо регулярно проходить лабораторные и инструментальные исследования.

Ультразвуковое исследование мозга (нейросонография), тазобедренных суставов, брюшной полости проводятся в 3 месяца и позволяют получить бесценную информацию о состоянии тех или иных органов и систем — в дальнейшем врачи будут опираться на нее при назначении рекомендаций.

В 3 и 12 месяцев ребенку необходимо сделать анализы крови и мочи. На данные этих исследований врачи будут ориентироваться, в первую очередь, при выборе графика вакцинации.

Мы познакомили вас с основными обследованиями, которые проводятся детям на первом году жизни. Со второго года план медицинского наблюдения ребенка становится менее напряженным.

Зато перед поступлением в ясли, садик или школу придется пройти новый «круг» исследований — к обязательным специалистам добавятся логопед, стоматолог, гинеколог, уролог, иногда психолог. И непременно будут исследования крови, мочи и кала.

В настоящее время только такой план наблюдения малыша гарантирует родителям контроль состояния детского здоровья.

Чтобы родители могли сами ориентироваться в системе профосмотров, мы приводим соответствующую таблицу. Стоит сказать, что, несмотря на безусловную обязательность профосмотров в «критические периоды» развития ребенка, не лишним будет проходить их каждый год. Забота о здоровье никогда не бывает «не во время».

ВозрастСпециалистЗачем, что будет искатьАнализ/ Зачем
1 месяцПедиатрОбщий осмотр, анамнез1. Общий крови / Анемии, лейкоцетоз, картина свертывания2. Общий мочи / Инфекции МВП3. Кал — копрология / Функционирование ЖКТ4. Дисбактериоз / Если проблемы со стулом или кожные высыпания5. Моча на сахар / ранняя диагностика диабета6. Кал на углеводы / диагностика ферментативной недостаточности
ХирургВывихи врожденныеКрипторхизмФимоз
НевропатологТонусРефлексыПЭП (энцефалопатия),
Офтальмологглазное дно
Ежемесячно до 6 месяцевПедиатр 1раз в месяцРазвитие (физическое), рекомендации по питаниюПо показаниям (заболевания или для контроля)(дисбактериоз)
Невропатолог(по показаниям, для контроля)
6 месяцевПедиатрНевропатологОкулистЛОРОсмотрОсмотрСлепота, косоглазиеГлухота, нос (аденоиды, синуситы)1. Общий крови2. Общий мочи3. ЭКГ4. эхо ЭКГ / Если есть шум5. УЗИ органов брюшной полости / Выявление врожденных аномалий внутренних органов
КардиологШумы в сердцеЭхо ЭКГ (исключения врожденных пороков)
ГинекологОсмотр (вульвит и др.)
1 годВсе те же специалисты+Эндокринолог+ СтоматологОбщий осмотрОбщий осмотрОбщий кровиОбщий мочиРМ- реакция МантуТуб. инфицирования (иммунитет на БЦЖ)Показатели работы различных внутренних органовК 1 году вероятность глистов высокаяБиохимическое-исследование кровиИсследования на глистыКал на яйца/глист, соскоб на энтеробиоз Анализы желательно 1 раз в 2 месяца (лучше неоднократно)
Далее ежегодно(как в год + по показаниям)
Перед детским садом и школой+ Логопед+ Психолог+Ортодонт (2-3 года)+ИммунологДефекты речиПсихологический портрет; адаптация к коллективуНарушения прикусаНаличие иммунитета после прививок / Кровь на антитела к привитым инфекциям
Далее ежегодный(как перед детсадом + по показаниям)
Препубертат (9-12 лет)Углубленный мед. осмотрГастроэнтерологДерматологУрологГинеколог+ все те же врачи, что и былиТак как пубертат (половое созревание) может активизировать скрытые до этого патологииУглубленные анализыОбщиеБиохимия кровиБиохимия мочиУЗИЭКГРентген грудной клетки ( а не флюорография)

3 этапа, когда требуется углубленное исследование: К 1 году — выявление не выявленных ранее врожденных аномалий (не грубых)

I) В 3-7 лет — перед детским садом или школой (выявление предпосылок к нарушениям адаптации)

II) В препубертат и пубертат — выявление возможных хронических заболеваний (гастрит, бронхиальная астма) (скрытых форм)

В остальные периоды: плановый 1 раз в 0,5-1 год период.

4. Итоги всероссийской диспансеризации детей за 2002 год

В 2002 г. прошла диспансеризация детей от 0 до 18 лет. И вот лишь некоторые ее итоги:

Из подлежащих диспансеризации 32 миллионов 135 тысяч детей на момент ее завершения осмотрено 30 миллионов 400 тысяч детей (94,6%).

Детскую популяцию России в целом можно охарактеризовать на основе распределения по группам здоровья: в I группе (практически здоровые дети, у которых не отмечены факторы риска) — 33,89% , во II группе (с риском развития хронической патологии и функциональными нарушениями) — 52,05%, в III группе (с хроническими заболеваниями, включая также группы IV и V с патологией в стадии суб- и декомпенсации и инвалидизирующими проявлениями) — 16,10%.

Показатели физического развития детей характеризуются следующими величинами. Нормальное физическое развитие имеют 91,81%. Отклонения в развитии среди мальчиков имеют 8,18%. Отклонения в развитии среди девочек имеют 8,21%.

Существенной разницы в показаниях физического развития детей города и села не выявлено.

Особое внимание обращают на себя показатели дефицита массы тела у юношей призывного возраста — 6,16%.

Нарушения осанки встречаются у 17,63% детей, практически с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. Значительно чаще это отмечается у детей, проживающих в городах (20,6%), в то время как в сельской местности это отклонение зафиксировано только у 11,95% детей.

Первое место по частоте встречаемости занимают болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани — 14084,97 .

На втором месте болезни органов пищеварения — 13646,63 на 100 тыс.

детского населения, в то время как в сельской местности у детей и подростков до 17 лет и независимо от места проживания до 14-летнего возраста болезни органов пищеварения находились на первом месте На третьем месте болезни глаза и его придаточного аппарата, которые составляют 9173,72 на 100 тыс детского населения.

На четвертом месте болезни органов дыхания — 8017,15 на 100 тыс. детского населения, значительно реже встречающиеся в сельской местности (6652,25). На пятом месте болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, составляющие 6581,27 на 100 тыс. детского населения, приблизительно с одинаковой частотой в городах и сельской местности. На шестом месте болезни нервной системы, которые составляют 6520,28 на 100 тыс детского населения при значительно более низких цифрах в сельской местности (4909,47).

На седьмом месте психические расстройства и расстройства поведения, частота которых 3936,36 на 100 тыс детского населения (почти одинаково встречающиеся в городах и сельской местности).

Состояние здоровья детей, проживающих в семьях и посещающих дошкольные образовательные учреждения, по результатам диспансеризации, следующее: практически половина из них здоровы (53%), в том числе в детских садах (54,77%).

Состояние здоровья детей по месту учебы характеризуется следующими показателями. В целом во всех типах учреждений дети с патологией составляют 59,17%. По различным типам учебных заведений имеются значительные отличия: в общеобразовательных учреждениях (школы, лицеи и пр.

) патология выявлена у 59,24% обучающихся, в школах-интернатах — у 71,93%, в школах при воинских частях — у 57,37%, в учреждениях начального или среднего профессионального образования — у 49,79%, в военных училищах — у 33,4%, что особенно настораживает, сообщает ИА REGNUM.

Список использованной литературы

1. Диспансеризация. Задачи, методы, организация. Макаров Р.А. –М., 2001.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-406710.html

Диспансеризация здорового ребенка

Диспансеризация здоровых детей

Диспансеризация здорового ребенка – это обязательное периодическое комплексное обследование здоровья малыша, которое следует обязательно проходить с первого года его жизни.

Цель проведения диспансеризации – выявление и профилактика соматических или инфекционных заболеваний в самом их начале. Включает в себя сдачу различных анализов, а также консультации и осмотры у специалистов.

Позволяет вести динамичное наблюдение здоровья ребенка, начиная с самого рождения.

План и сроки диспансеризации здоровых детей на территории нашей страны закреплены законодательно, на уровне приказов Министерства здравоохранения.

Диспансеризацию здоровых детей стоит воспринимать как систему регулярных наблюдений за здоровьем малышей, которая по сути и составляет основу российского здравоохранения.

Под диспансеризацией в педиатрии понимается совокупность организационных и лечебных мероприятий, которые осуществляются врачами и средним медицинским персоналом в режиме наблюдения за здоровыми детьми с проведением необходимых профилактических мероприятий, которые призваны оградить здоровье ребенка от развития заболеваний и приобретенных отклонений в развитии.

В тех случаях, если во время диспансеризации выявлено острое заболевание малыша, то осуществляется его лечение до полного выздоровления в период диспансерного наблюдения. Если патология уже приняла хронический характер, то целью диспансеризации становится профилактика обострения и общее оздоровления малыша.

Диспансеризация ребенка в возрасте до 1 месяца

Здоровье ребенка наиболее уязвимо в самом начале его жизни, поэтому за ним требуется особо пристальное наблюдение врача. Первые клинические обследования ребенок проходит, еще будучи новорожденным – в родильном доме.

В возрасте до одного месяца ребенку необходимо пройти следующие виды обследований:

• осмотр педиатра (или неонатолога);

• неонатальный скрининг;

• аудиологический скрининг;

• анализ сыворотки крови (берется из пятки).

Анализ крови и неонатальный скрининг позволят выявить возможное наличие врожденных заболеваний. логический скрининг позволяет выявить отклонения или нарушения функций слухового аппарата, а также возможную врожденную глухоту.

Диспансеризация в возрасте до 1 года

В возрасте до трех месяцев нужно показать ребенка таким врачам, как:

• педиатр;

• невролог (невропатолог);

• офтальмолог;

• ортопед;

• хирург.

И пройти обследования:

• УЗИ сердца;

• УЗИ брюшной полости;

• УЗИ головного мозга;

• общий анализ мочи;

• общий анализ сыворотки крови.

Проводится оценка психомоторного и физического развития ребенка. Определяются общие показатели состояния здоровья малыша.

В возрасте от трех месяцев до полугода необходимо наблюдение только у педиатра. Затем, в возрасте 6 месяцев необходимо вновь пройти осмотры и консультации у педиатра, хирурга и невролога, а также сдать общие анализы крови и мочи.

Затем, в возрасте от шести месяцев до 1 года, необходимо наблюдение педиатра  с периодическим контролем над составом мочи и крови (общие анализы, назначаются педиатром). Также в течение 1 года жизни не стоит забывать о вакцинации ребенка от различных заболеваний.

Точное количество и частоту процедур должен назначить врач-педиатр.

В возрасте 1 года необходимо пройти следующие виды обследований:

• осмотр невролога;

• осмотр отоларинголога;

• осмотр психиатра;

• осмотр стоматолога;

• осмотр ортопеда;

• осмотр хирурга;

• осмотр офтальмолога;

• общий анализ кала, крови, мочи;

• анализ крови на определение уровня содержания глюкозы (сахара);

• ЭКГ;

• УЗИ брюшной полости.

Диспансеризация в возрасте старше 12 месяцев

В возрасте старше 1 года необходимо продолжить прохождение плановых осмотров у врача-педиатра с периодичностью 1 раз каждые 3 месяца. Плановые консультации и осмотры узких специалистов следует проходить 1 раз в год.

В возрасте 3х лет необходимо пройти осмотры вышеперечисленных специалистов, а также у врача-дерматолога, логопеда и психиатра. Обычно это обязательное требование для поступления в дошкольное детское учреждение.

Следующую плановую диспансеризацию ребенок должен пройти в возрасте 5 или 6 лет, за один год до поступления в школу и в возрасте 6 – 7 лет, непосредственно перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Список врачей остается тем же, что и в 3х летнем возрасте.

В десятилетнем возрасте диспансеризация включает в себя консультации или осмотры следующих врачей:

• педиатра;

• офтальмолога;

• хирурга;

• невролога;

• психиатра;

• эндокринолога;

• гинеколога – для девочек;

• ортопеда;

• отоларинголога,

И следующие виды обследований:

• УЗИ брюшной полости;

•  ЭКГ;

•  Общие анализы кала, крови, мочи.

В возрасте 12 лет, во время диспансеризации, к вышеперечисленным осмотрам и обследованиям добавляется осмотр уролога (или андролога) – для мальчиков.

Начиная с 15 или 16 летнего возраста, в программу диспансеризации обязательно включается ежегодное проведение флюорографии.

Диспансеризация здоровых детей. Кто ее делает?

На всем протяжении комплекса профилактических диспансерных мероприятия, осуществляемых на участке, в работе педиатра принимает участие и участковая (кабинетная) медицинская сестра.

Кроме это к работе подключаются сестры кабинета здорового ребенка и медицинская сестра прививочного кабинета, так как прививки являются важнейшей часть профилактической работы по снижению заболеваемости детей.

Естественно, что помимо участкового врача в диспансеризации детей участвуют и  узкие специалисты и работники лабораторий поликлиник или медицинских центров, имеющих аккредитацию на предоставление услуг детской диспансеризации.

После окончания периода новорожденности неорганизованные дети проходят диспансеризацию путем профилактических посещений педиатра (приемы).

Для таких посещений отведены  строго регламентированные сроки. На первом году жизни ребенок осматривается ежемесячно, а дети, находящиеся в группах риска осматриваются чаще. Со временем кратность осмотров становится реже. Так на втором году жизни диспансерные приемы следует осуществлять 1 раз в квартал. На третьем году, раз в полгода и так далее.

В круг основных задач врача, осуществляющего диспансерный прием ребенка, входит:

  • опре­делить уровень здоровья и развития,
  • выявить наличие отклонений в со­стоянии здоровья у ребенка,
  • назначить корректирующие мероприятия.

Применяя следующую последовательность действий, врач качественно проводит диспансерный прием:

  • оценка состояния ребенка по принятым критериям;
  • комплексная оценка состояния с определением группы риска и группы здоровья;
  • рекомендации в зависимости от текущего состояния ребенка;
  • оформление эпикриза в соответствующих документах (карточка, история развития).

Диспансеризация здорового ребенка позволяет диагностировать и устранять заболевания на начальных стадиях. Вот почему так важно ее систематическое проведение.

Источник: http://detcenter.ru/novosti/dispanserizaciya-zdorovogo-rebenka/

Диспансеризация здоровых детей в поликлинике

Диспансеризация здоровых детей

Диспансеризация или система регулярных наблюдений за детьми является основой здравоохранения.

Под диспансеризацией в педиатрии понимается стройная система организационных и лечебных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками, заключающаяся в систематическом наблюдении за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, обеспечи­вающих оптимальное развитие ребенка и предупреждение заболеваний.

В случае возникновения острого заболевания диспансерный период наблюдения предусматривает лечение больного малыша до полного выздоровления. При хронических формах патологии осуществляется активное динамическое наблюдение с целью профилактики обострений и оздоровле­ния маленького пациента.

Весь комплекс профилактических мероприятий на участке совместно с педиатром осуществляют участковая медицинская сестра, медсестра кабинета здорового ребенка и медсестра прививочного кабинета. В дис­пансеризации здоровых детей принимают участие врачи-специалисты и лаборанты.

Диспансерное наблюдение за неорганизованными детьми после окон­чания периода новорожденности участковый педиатр осуществляет на профилактических приемах.

Дети посещают детскую поликлинику в строго регламентированные сроки:

— на первом году жизни — ежемесячно, а дети из групп риска должны осматриваться чаще;

— на втором году жизни — один раз в квартал;

— на третьем году — один раз в 6 месяцев;

— на четвертом, пятом, шестом годах жизни — один раз в год в месяц своего рождения.

Основная задача педиатра при профилактическом осмотре — опре­делить уровень здоровья и развития, выявить наличие отклонений в со­стоянии здоровья у ребенка, назначить корректирующие мероприятия.

Когда малыш только с роддома.

Перед профилактическим осмотром в поликлинике ребенка на дому посещает медсестра и выясняет, как выполнялись рекомендации педи­атра, наличие жалоб у матери, характер и особенности вскармливания ребенка. При осмотре обращается внимание на цвет кожи и слизистых, физиологические отправления, оценивается нервно-психическое разви­тие ребенка, особенности его поведения.

Медсестра дает советы по уходу, вскармливанию, обучает мать эле­ментам массажа, гимнастики, закаливания, оформляет свой патронаж в истории развития и приглашает мать на прием к педи­атру.

Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточ­нить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболеваниях, изменения во вскармливании, социальных условиях за период с преды­дущего осмотра, выявить жалобы.

На приеме ребенку проводятся антро­пометрические измерения (масса тела, длина, окружность головы и гру­ди). Уровень и гармоничность физического развития оценивается по центильным таблицам.

По данным патронажа медсестры и из беседы с родителями, соглас­но показателям нервно-психического развития, выстав­ляется группа НПР, и оценивается поведение ребенка. После объективного осмотра врач выставляет диагноз: «здоров», «угро­жаемый по какой либо патологии» (группа риска), или «болен» (диагноз), а также указывает группу здоровья с первой по пятую, группу риска.

На приеме матери даются рекомендации по режиму, по рациональ­ному вскармливанию, виду закаливающих процедур и воспитания ребен­ка. Кроме того, ребенку может быть назначен курс витамина Д, препара­ты железа и др.

Решается вопрос о проведении профилактических приви­вок, а при наличии противопоказаний оформляется медицинский отвод. С родителями проводится санитарно-просветительная работа.

Все дан­ные вносятся в историю развития в виде унифицированных записей

Группы детей, подлежащих профилактическим осмотрам:

q Дети до 7-летнего возраста, не посещающие детские дошкольные учреждения

q Дети, посещающие детские дошкольные учреждения

q Школьники

Углубленные профилактические осмотры в соответствии с декретированными возрастными группами:

1. Перед поступлением в дошкольное учреждение

2. За год до поступления в школу

3. Перед поступлением в школу

4. Конец первого года обучения

5. Переход к предметному обучению

6. Пубертатный период

7. Перед окончанием школы

Этапы проведения профилактического осмотра:

I этап – доврачебный – скрининг и лабораторное обследование

II этап – педиатр – с анализом скрининг-теста, лабораторного обследования, распределением детей по группам здоровья.

III этап – врачи – специалисты (невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург – ортопед, стоматолог, логопед)

Диспансеризация подростков включает:

1. Досмотр врачами – специалистами: детским урологом-андрологом (мальчиков), детским эндокринологом.

2 Профилактический осмотр школьников, учащихся: педиатром, оториноларингологом, офтальмологом, детским хирургом, врачом-стоматологом (зубным врачом), неврологом, акушером-гинекологом (девочек); по показаниям: ортопедом, логопедом, психиатром.

Лабораторные исследования: определение гемоглобина, подсчет лейкоцитов, эритроцитов, СОЭ, свободный тироксин и тиреотропный гормон (по показаниям).

Последовательность диспансеризации подростков

1. Осмотр подростков врачами –специалистами и педиатром.

2. Внесение данных диспансеризации в медицинскую карту ребенка.

3. Разработка индивидуальных программ профилактических мероприятий, дополнительного обследования и лечения (амбулаторного, стационарного, восстановительного).

ОСМОТР ДЕТЕЙ ВРАЧАМИ-СПЕЦИАЛИСТАМИ И ЛАБОРАТОРНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом году жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен:

— в 1 месяц — ортопедом, невропатологом;

 -к 3 месяцу — офтальмологом, хирургом, отоларингологом,

 -в 9 месяцев стоматологом;

дети из групп риска осматриваются специалистами в более ранние сроки. Эти же специа­листы осматривают ребенка и в годовалом возрасте.

В возрасте 3-х меся­цев (по показаниям раньше) проводят общий анализ крови и мочи. В возрасте 1 года эти исследования проводят повторно, дополняя их ис­следованием кала на яйца глистов.

На втором году жизни кроме педиатра ребенка осматривает стомато­лог. В возрасте трех лет — все вышеперечисленные специалисты, а с четырех лет по показаниям — логопед и психиатр. Кроме того, у детей с 4-летнего возраста определяется острота слуха, зрения, проводится плантография (выявляют плоскостопие), измеряется АД.

Источник: https://cyberpedia.su/18x3f61.html

Диспансеризация здоровых детей (стр. 1 из 2)

Диспансеризация здоровых детей

ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Отделение повышения квалификации медицинских работников

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ

Диспансеризация здоровых детей

Цикл: Первичная медико-санитарная помощь детям

Елабуга, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1. Диспансеризация здоровых детей…………………………………………..3

2. Комплексная оценка состояния здоровья………………………………….4

3. Узкие специалисты по диспансерному наблюдению детей………………6

4. Итоги всероссийской диспансеризации детей за 2002 год………………11

Список использованной литературы…………………………………………13

1. Диспансеризация здоровых детей

Сохранить здоровье легче, чем вернуть его. Об этом забывают некоторые родители, удивленные тем, что кроху, только-только выписанную из роддома, ждет множество медицинских обследований.

Другим же, более бдительным и беспокойным родителям, наоборот, кажется, что малыш не в полной мере охвачен медицинским обслуживанием.

Чтобы родители знали меру в заботах о здоровье своих чад, еще 45 лет назад в нашей стране был введен метод обязательной диспансеризации и определен перечень обследований, который необходимо проводить детям на каждом году их жизни.

Под диспансеризацией понимается такая система активных мероприятий, которая обеспечивает регулярное наблюдение медицинских работников за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, раннее выявление заболеваний и их лечение до полного восстановления функции пораженного органа, оздоровления окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».

Для здоровых детей активная диспансеризация проводится в строго определенные, так называемые декретированные сроки (для больных детей выстраивают график индивидуальной диспансеризации). Декретированными возрастами являются следующие месяцы жизни: 1, 3, 6, 9, 12, 18, 24. Каждая из этих «вех» показательна с точки зрения общефизического, нервно-психического и моторного развития.

А значит, осматривая малыша в эти сроки, врач может вовремя заметить проявление тех или иных патологий. В этом случае назначают лабораторные исследования, разрабатывают план лечебных и профилактических мероприятий.

Диспансеризация — это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определённого контингента населения (в данном случае — детей) с целью раннего выявления заболеваний.

Метод внедрён в 1961 г. Активная диспансеризация проводится в декретированные (этапные) возраста для здоровых детей и в индивидуальные для больных. Таким образом, ребенок до 1 года должен быть осмотрен педиатром 15-18 раз планово (первые три месяца — 2-3 раза, затем ежемесячно).

С 1 до 3 лет 1 раз в 3 месяца, затем ежегодно до 18 лет. Узкие специалисты осматривают в 1 раз в месяц (по показаниям): 3 — 6 — 9 — 12 — 18 — 24 месяца, затем — один раз в год. К ним относятся: хирург, ортопед, невропатолог, офтальмолог (окулист), отоларинголог (лор).

Лабораторные исследования (анализы) назначаются в 3-12 месяцев и далее ежегодно с целью выявления скрытой патологии. В каждом декретированном возрасте проводится оценка состояния здоровья ребёнка и назначается план лечебных и профилактических мероприятий.

Углублённая диспансеризация (логопед, стоматолог, психолог по показаниям, анализ крови, мочи, кала) должна проводится перед поступлением в детское дошкольное учреждение и в школу.

Задачи диспансеризации — воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития, дальнейшие снижение заболеваемости и смертности детей. При проведении диспансеризации детского населения выделяют два этапа: осуществление комплексных медицинских осмотров; организация лечебных и оздоровительных мероприятий детям с выявленной патологией.

Главный врач поликлиники и заведующий педиатрическим отделением составляют план проведения профилактических осмотров детей. При организации и осуществлении этой работы педиатрическая медицинская служба руководствуется приказом МЗ СССР № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».

2. Комплексная оценка состояния здоровья

При осмотре ребенка фельдшер должен не только выявить у него заболевания, но и оценить уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, функциональное состояние органов и систем, определить группу здоровья, дать рекомендации по проведению профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий с установлением группы по физкультуре и группы закаливания. Диспансеризация здоровых и больных осуществляется согласно положению о диспансеризации, утвержденному МЗ СССР №1000 1.10.1981 г.

Основными элементами диспансеризации в работе являются: активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса;

полное клиническое обследование;

динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание.

Максимально-комплексную оценку здоровья ребенка можно представить в виде нескольких относительно самостоятельных блоков.

Блок I (медицинский) – медицинская оценка анамнеза ребенка, его состояния

и развития на момент обследования. Основные задачи:

выявление или подтверждение отсутствия хронических заболеваний и/или врожденных аномалий;

оценка частоты и характера течения острых заболеваний;

оценка уровня достигнутого физического, моторного, нервно-психического, интеллектуального развития;

оценка темпа развития и его гармоничности;

выявление или исключение пограничных состояний и донозологических функциональных нарушений, являющихся состояниями риска.

Блок II (медицинский) – оценка полноты и тщательности выполнения всех, необходимых в данном возрасте и при наличии нарушений здоровья и состояний риска, мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики.

Блок III (психолого-педагогический) – оценка состояния семьи, внутрисемейных отношений, степени сотрудничества семьи с врачами и педагогами.

Блок IV (психолого-педагогический) – оценка условий, степени активности и успешности воспитания, обучения, развития индивидуальных способностей ребенка.

Блок V (медико-гигиенический) – медико-гигиеническая оценка питания и характеристика внешней среды с ориентиром на выявление относительного загрязнения, создающего риск для последующих периодов развития ребенка и возникновения заболеваний.

Возможно соединение блоков I и II как сугубо медицинских, и слияние блоков III и IV как психолого-педагогических. Тогда перечень критериев здоровья сводится всего к трем сущностным характеристикам, компонентам:

медицинское состояние, развитие и уровень профилактики;

среда воспитания;

среда обитания.

3. Узкие специалисты по диспансерному наблюдению

Педиатр — главный доктор для малыша от рождения до года: им предстоит не меньше 15–18 встреч. Сразу же после выписки ребенка из роддома состоится первая. Затем в течение месяца врач будет приходить через каждые 10 дней (итого 4 визита). Со второго месяца (если, конечно, не случится ЧП вроде простуды или ОРВИ) консультации врача-педиатра будут ежемесячными.

Хирург-ортопед оценивает общее физическое развитие ребенка, особенности строения его скелета и опорно-двигательного аппарата, выявляет, нет ли хирургических патологий: дисплазии, грыж, кривошеи. Первая консультация ортопеда проводится в 1-й месяц.

Ортопеду важно оценить развитие ребенка «в динамике», а потому он может составить индивидуальный график диспансерных осмотров. Скажем, посоветует родителям показать ребенка после того, когда малыш сядет или пойдет.

У всех детишек эти сроки разные, поэтому консультация может попасть не на 3, 6 и 12 месяцев (как рекомендовано Минздравом РФ), а на 4, 7 и 11 месяцев.

Именно на основании рекомендаций хирурга (и еще невропатолога) ребенок направляется на лечебный массаж, гимнастику или лечебное плавание.

Так же часто, как с хирургом-ортопедом, малышу на первом году жизни необходимо встречаться с невропатологом. В компетенции этого специалиста оценить мышечный тонус малыша, психическое и моторное развитие, рефлексы, речевые навыки, а также ряд других параметров. Это необходимо для правильной оценки неврологического статуса ребенка.

Этого врача в народе называют «ухо-горло-нос» — состояние перечисленных органов ЛОР-врач и оценивает. Слышит ли малыш? Почему он сопит во сне? Не тяжело ли ему глотать? Все это вопросы родители могут задать отоларингологу, когда ребенку исполнится 6 и 12 месяцев.

Некоторые детишки начинают фокусировать взгляд уже в роддоме. Но для большинства новорожденных характерны «плавающий взор», нистагм — быстрые движения глазных яблок, закатывание глаз и кратковременное сходящееся косоглазие.

Все это — транзиторные состояния, которые проходят в течение первых недель — месяца жизни. Первая консультация окулиста в 2 месяца жизни ребенка позволит оценить, гладко ли происходит переход от младенческого к «взрослому» зрению.

Когда малыш подрастет, врач оценит шансы на развитие близорукости и дальнозоркости. Кстати, на прием в 1 год лучше не запаздывать.

Дело в том, что детки старше года становятся очень подвижными, начинают пугаться офтальмологического оборудования, а потому рассмотреть что-либо у них в глазах — задача для врача непростая. Так что не упускайте момент!

Врач-иммунолог — не из «обязательного списка». Однако его консультация необходима, если вакцинация ребенку проводится по индивидуальному графику, или малыш болезненно отреагировал на ту или иную прививку.

Обычно второй специализацией иммунологов является аллергология (поскольку аллергические реакции — результат сбоя в иммунной системе). Потому с этим специалистом придется встречаться деткам-аллергикам.

Поводом может стать, например, диатез после введения прикорма.

Источник: https://mirznanii.com/a/286458/dispanserizatsiya-zdorovykh-detey

Refy-free
Добавить комментарий