Диалектика принципы, законы, категории

Диалектика принципы, законы, категории (стр. 1 из 3)

Диалектика принципы, законы, категории

ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им.В.И.Разумовского

Росздрава.

Кафедра философии,

гуманитарных наук и психологии.

Реферат.

«Диалектика: принципы, законы,

категории»

Выполнила студентка 1 курса

2группы педиатрического ф-та: Кравцова Кристина

Проверила: Кампос А.Д.

Саратов 2011год.

Введение 2

Законы диалектики 2

Закон единства и борьбы противоположностей 2

Закон перехода количественных изменений в качественные 2

Закон отрицания отрицания 2

Основные диалектические закономерности и категории 2

Сущность и явление 2

и форма 2

Случайность и необходимость 2

Причина и следствие 2

Заключение 2

Список использованной литературы_ 2

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Д.

как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий . Платон называл Д. логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину Д. дурной оттенок, называя Д.

— искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы Д. называли искусство спора Д. в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические.

В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность В средние века в философии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях.

Иоанн Скотт называл Д, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин Д. употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится Д.

По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства пред- мета независимо друг от друга.

Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен.

Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д.

у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности.

Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…». В марксистской философии термин Д.

употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира.

Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер.

Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.

Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления.

В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении.

Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей.

Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов». Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс.

При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть.

Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания.

Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания.

В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств.

состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.

Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным.

Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

Источник: https://mirznanii.com/a/232854/dialektika-printsipy-zakony-kategorii

Диалектика, ее принципы и категории

Диалектика принципы, законы, категории

1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

• категории;

• принципы.

проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами — тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению.

Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма).

Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражи­телями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее).

При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком.

То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лы­сый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?». То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

• «эстафета поколений»;

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

7. Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

Альтернативы диалектики

1. Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные тео­рии противоположны диалектике.

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• «негативная» диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

2. Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохва­тывающей теорией;

• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Можно выделить следующие конкретные отличия метафи­зики от диалектики:

• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полно­стью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

• по вопросу о причине движения — согласно метафизике дви­жение не может исходить из самой материи, причиной дви­жения является внешний первотолчок;

• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качест­вом; по их мнению, количество изменяется благодаря количест­ву (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благо­даря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

• по вопросу направленности движения, развития — если диа­лектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

• в системе мышления — если динамический способ мышле­ния сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то ме­тафизический опирается на формулы «или — или», «если не то, значит — это», то есть метафизическое мышление негиб­кое и однобокое;

• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика — однообразно, по принципу «черное — белое»;

• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолют­ной истине, через последовательное постижение пока позна­ваемых (относительных) истин (то есть от простого к слож­ному и абсолютному с учетом их единства); согласно мета­физике абсолютную истину можно познать сразу, с помо­щью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих «умозрительный» характер;

• в отношении к окружающему миру — диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика — состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противо­положные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, це­лостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакци­онная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизи­ческий образ мышления перед диалектическим.

3. В советской постсоветской, российской философии предпочте­ние отдается диалектике, причем так называемой общепринятой классической «консервативной» диалектике.

В то же время внутри диалектики существует направление, альтернативное общей («консервативной») диалектике — так называемая «негативная» диалектика.

«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся посту­латов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.

Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики являлись Теодор Адорно (1903 — 1969), Жан-Поль Сартр (1905 — 1980).

Можно выделить главные идеи 'негативной» диалектики, от­личающие ее от обычной «консервативной»:

• диалектика может быть только «негативной» — критической, диа­лектика не должна уделять внимание всему старому, устояв­шемуся;

• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;

• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задержи­ваться на месте, перешагивать через все преграды);

• «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективно­го значения, она имеет отношение только к сознанию, по­скольку все отвергает и критикует только сознание;

• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

4. Метафизика и «негативная» диалектика являются самостоятель­ными, разработанными теориями, противоположными диалектике.

Наряду с ними существуют философские подходы (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся само­стоятельными теориями:

• эклектика;

• софистика;

• догматизм;

• релятивизм.

Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов по­знания.

Эклектика — построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимае­мого правильным по форме умозаключения из ложных умозак­лючений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мыш­лении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_66284_dialektika-ee-printsipi-i-kategorii.html

Диалектика принципы, законы, категории

Диалектика принципы, законы, категории

ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им.В.И.Разумовского

Росздрава.

Кафедра философии,

гуманитарных наук и психологии.

.

« Диалектика: принципы, законы,

категории»

Выполнила студентка 1 курса

2группы педиатрического ф-та: Кравцова Кристина

Проверила: Кампос А.Д.

Саратов 2011год.

Введение 2

Законы диалектики 2

Закон единства и борьбы противоположностей 2

Закон перехода количественных изменений в качественные 2

Закон отрицания отрицания 2

Основные диалектические закономерности и категории 2

Сущность и явление 2

и форма 2

Случайность и необходимость 2

Причина и следствие 2

Заключение 2

Список использованной литературы_ 2

Введение

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «Д.» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал Д.

как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий . Платон называл Д. логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину Д. дурной оттенок, называя Д.

— искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы Д. называли искусство спора Д. в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для науч. доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические.

В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность В средние века в философии термин «Д.» употреблялся в самых различных значениях.

Иоанн Скотт называл Д, особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин Д. употреблялся в значении «логика», а иногда под Д. подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится Д.

По Гегелю, Д.— своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отд. свойства пред- мета независимо друг от друга.

Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен.

Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Д. — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция Д.

у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод Д. раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Открытые Гегелем и мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности.

Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…». В марксистской философии термин Д.

употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Марксистская Д. исходит из признания постоянного становления, развития явлений материального мира.

Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер.

Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки. Сама идея развития всего существующего имеет историю своего развития, о чем свидетельствует пройденный философией путь. Причем главной в истории формирования этой идеи является мысль о противоречиях всего существующего, борьбе противоположностей, как источнике развития.

Законы диалектики

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.

Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления.

В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении.

Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей.

Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития.

Будучи отраженным в системе теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в диалектический метод научного познания. В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов». Диалектика, т. о., дает возможность усматривать стимулы развития мира внутри самого мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс.

При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть.

Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, как осуществляется возникновение нового.

Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания.

Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания.

В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств.

состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.

Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным.

Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним.

Основные диалектические закономерности и категории

Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Сущность и явление

Сущность и явление — категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком.

Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования.

В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к по­нятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Сущность и явление — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта.

Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: “…

если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня.

Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях.

Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: “…не только явления преходящи, подвижны, текучи…, но и сущности вещей. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: “…закон и сущность понятия однородные…

, выражающие углубление познания человеком явлений, мира.

и форма

и форма — категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания.

Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С.

и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф.

в конечном счёте разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, “… генетически вывести различные формы…” и понять “…действительный процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной суборди­нации С. и ф.

Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами которой являются взаимопереход С. и ф. и “наполнение” старой формы новым содержанием, В. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что “…

всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием” (В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд., т. 27, с. 84). Разрешение противоречий между С. и ф.

может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “…

может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые…” (там же, т. 41, с. 89).

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений.

В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления.

Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.

Случайность и необходимость

Необходимость и случайность — категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления.

При определенных условиях необходимость – вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность – отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при котором в данном объекте, при данных условиях имеется несколько различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления необходимости и дополнение к ней.

Необходимость выражается главными, регулярными причинам процесса, полностью ими детерминирована в данном отношении, характеризуется строгой однозначностью и определенностью, часто неизбежностью, подготовлена всем предшествующим ходом развития явлений. Необходимость не сводится к неизбежности.

Последняя – только одна из стадий ее развития, одна из форм ее осуществления. Случайность столь же причинно обусловлена, как и необходимость, но отличается от нее особенностью своих причин.

Она появляется в результате действия отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных, малых причин или одновременного воздействия комплекса сложных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания.

Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей.

Причина и следствие

Причина и следствие — категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий.

Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия.

В области общественных наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

Диалектика признаёт отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи, которое выступает как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого «… мы приходим к действительному отношению».

П. и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии причины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.

П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.

В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно — многообразие причинно-следственных зависимостей.

В современной науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам.

Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей — на динамические и статистические; по числу и связности воздействий — на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.

В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы , от явления к сущности.

Заключение

Диалектическое мышление как реальный познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом.

Мера диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия, адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в интересах людей.

Список использованной литературы

  1. И.Кант, Критика чистого разума, П., 1915 г
  2. Гегель, Соч., т. 1, М. — Л., 1929 г.
  3. Ф.Энгельс, «Анти-Дюринг, М., 1957 г.
  4. Г.В. Плеханов, Избр. филос. произв., т. 3, 1957, г.
  5. В.И. Ленин, «Философские тетради», М., 1947 г.
  6. В.И. Ленин, ПСС, изд. 4-е, т. 38
  7. Ф.Энгельс «Диалектика природы», М., 1955 г.
  8. К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд.
  9. Философская энциклопедия, М., 1960 г.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_08/193.htm

31. Категории, законы и принципы диалектики

Диалектика принципы, законы, категории

Диалектика— теория и метод познания действительности,наука о наиболее общих законах развитияприроды, общества и мышления. Сократрассматривал диалектику как искусствообнаружения истины путем столкновенияпротивоположных мнений, способ веденияученой беседы, ведущий к истиннымопределениям понятий .

Платон называлдиалектикой логический метод, с помощьюкоторого на основе анализа и синтезапонятий происходит познание истинносущего — идей, движение мысли от низшихпонятий к высшим. Софисты придали терминуД. дурной оттенок, называя Д. — искусствопредставлять ложное и сомнительное заистинное, мегарцы Д. называли искусствоспора Д.

в философии Аристотеля — способдоказательства, когда исходят изположений, полученных от других, идостоверность которых неизвестна.Аристотель различал 3 типа умозаключений:аподиктические, пригодные для науч.доказательства, диалектические,применяемые в споре, и эристические.

Вдиалектическом доказательстве исходятиз вероятных суждений и приходят квероятным заключениям. Истину можнообнаружить посредством диалектическогоумозаключения только случайно.Эристическое умозаключение нижедиалектического, ибо оно приходит кзаключениям, которые имеют толькокажущуюся вероятность В средние векав философии термин «Д.

» употреблялся всамых различных значениях. Иоанн Скоттназывал Д, особое учение о сущем, Абеляр— искусство различения истины и лжи,термин Д. употреблялся в значении«логика», а иногда под Д. подразумевалиискусство дискутирования. В философииКанта диалектикой называется логикавидимости, которая не приводит к истине.

Когда общая логика из канона превращаетсяв органон для созидания утверждений,претендующих на объективность, онастановится Д.

Законыдиалектики

Наиболееобщими законами диалектики являются:переход количественных изменений вкачественные, единство и борьбапротивоположностей, отрицание отрицания.

Всвоем происхождении, историческомразвитии и соотношении, внутреннейвзаимосвязи категории и законысубъективной диалектики представляютсобой логическое выражение объективнойдиалектики мира и его познания в динамикеих развития.

Законединства и борьбы противоположностей

Движущуюсилу развития выражает закон единстваи борьбы противоположностей.

Сущностьэтого закона состоит в том, что предметыи явления объективного мира в процессесвоего развития, вытекающего извзаимодействия и противоречия междуразличными предметами и явлениями иразличными сторонами внутри предметови явлений, переходят из состояниянезаметного, несущественного различиясоставляющих данное явление сторон,тенденций к существенным различияммоментов целого и к противоположностям,которые вступают между собой впротиворечие, борьбу, составляющуювнутренний источник развития данногоявления.

Законперехода количественных изменений вкачественные

Развитиекак движение от простого к сложному, отнизшего к высшему, от старого качественногосостояния к более высокому, новомукачеству есть одновременно и непрерывный,и прерывный процесс. Закон переходаколичественных изменений в качественныепоказывает, как осуществляетсявозникновение нового.

Законотрицания отрицания

Каждоеявление относительно и в силу своейконечной природы переходит в другоеявление, которое при определенныхусловиях может стать противоположностьюпервого и выступить в роли его отрицания.

Отрицание составляет необходимоеусловие развития, поскольку оно естьне только отрицание старого, но иутверждение нового. Отрицание снимаетсявторым отрицанием, а вся цепь развитияпредставляет собой процесс отрицанияотрицания.

В результате этого нарастающегоотрицания отрицания получается движениепредмета от простого к сложному, отнизшего к высшему с элементами повторенияпройденного, временного отступленияназад и т. д.

Закон отрицания отрицаниядает обобщенное выражение развития вцелом, вскрывая внутреннюю связь,поступательный характер развития; онвыражает такой переход явлений из одногокачеств. состояния в другое, при которомв новом качестве воспроизводятся наболее высоком уровне некоторые чертыстарого качества..

Основныедиалектические закономерности икатегории

Диалектикане исчерпывается тремя основнымизаконами. Кроме них так же существуетряд диалектических закономерностей,конкретизирующие и дополняющие основныезаконы диалектики, выраженные вкатегориях: сущность и явление, содержаниеи форма, случайность и необходимость,причина и следствие, возможность идействительность, единичное, особенноеи всеобщее и т.д.

Сущностьи явление

Сущностьи явление — категории, отражающее всеобщиеформы предметного мира и его познаниечеловеком. Сущность — это внутреннеесодержание предмета, выражающееся вединстве всех многообразных ипротиворечивых форм его бытия; явление— то или иное обнаружение (выражение)предмета, внешние формы его существования.

Сущностьи явление — универсальные объективныехарактеристики предметного мира; впроцессе познания они выступают какступени постижения объекта. КатегорииСущности и явления всегда неразрывносвязаны: явление представляет собойформу проявление сущности, последняяраскрывается в явлении.

Явлениебогаче сущности, ибо оно включает в себяне только обнаружение внутреннегосодержания, существующих связей объекта,но и всевозможные случайные отношения,особенные черты последнего. Явлениядинамичны, изменчивы, в то время каксущность образует нечто сохраняющеесяво всех изменениях.

и форма

и форма — категории, во взаимосвязикоторых содержание, будучи определяющейстороной целого, представляет единствовсех составных элементов объекта, егосвойств, внутренних процессов, связей,противоречий и тенденций, а форма естьспособ существования и выражениясодержания.

Термин “форма” употребляетсятакже для обозначения внутреннейорганизации содержания и связан, т.о.,с понятием структуры. Отношение Содержанияи формы характеризуется единством,доходящим до их перехода друг в друга,однако это единство является относительным.Во взаимоотношении С. и ф.

содержаниепредставляет подвижную, динамичнуюсторону целого, а форма охватываетсистему устойчивых связей предмета.

Случайностьи необходимость

Необходимостьи случайность — категории, которыеконкретизируют представление о характерезависимости явления, выражают различныеаспекты, типы связей, степеньдетерминированности явления. Приопределенных условиях необходимость– вещь, явление в их всеобщей закономернойсвязи внутренних, устойчивых, повторяющихся,всеобщих отношений действительности,основных направлений ее развития.

Случайность– отражение в основном внешних,несущественных, неустойчивых, единичныхсвязей действительности; выражениеначального пункта познания объекта;результат перекрещивания независимыхпричинных процессов, событий; способпревращения возможности в действительность,при котором в данном объекте, при данныхусловиях имеется несколько различныхвозможностей.

Необходимостьвыражается главными, регулярнымипричинам процесса, полностью имидетерминирована в данном отношении,характеризуется строгой однозначностьюи определенностью, часто неизбежностью,подготовлена всем предшествующим ходомразвития явлений. Необходимость несводится к неизбежности.

Последняя –только одна из стадий ее развития, однаиз форм ее осуществления. Случайностьстоль же причинно обусловлена, как инеобходимость, но отличается от нееособенностью своих причин.

Она появляетсяв результате действия отдаленных,нерегулярных, непостоянных, незначительных,малых причин или одновременноговоздействия комплекса сложных причин,характеризуется неоднозначностью,неопределенностью своего протекания.

Причинаи следствие

Причинаи следствие — категории, отображающиеодну из форм всеобщей связи и взаимодействияявлений. Под причиной понимается явление,действие которого вызывает, определяет,изменяет, производит или влечёт за собойдругое явление; последнее называютследствием.

Производимое причинойследствие зависит от условий. Одна и таже причина при разных условиях вызываетнеодинаковые следствия. Различие междупричиной и условием относительно.

Каждоеусловие в определенном отношенииявляется причиной, а каждая причина всоответственном отношении есть следствие.

Знаниепричинно-следственных связей отражаетс большим или меньшим приближениемреальные, объективно существующие связии взаимодействия вещей и процессовобъективного мира.

Диалектикапризнаёт отправным пунктом анализапонятия причины самодвижение материи,которое выступает как взаимодействие.Совокупность всевозможных взаимодействийвещей и процессов природы составляетвсеобщее (универсальное) взаимодействие,исходя из которого «… мы приходим кдействительному отношению».

Вгносеологии понятие причинно-следственнойсвязи выполняет важную методологическуюфункцию, ориентируя исследователя напрогрессивное движение познания попричинно-следственной цепи — отслучайности к необходимости, от единичногок особенному и общему, от формы ксодержанию, от явления к сущности.

Источник: https://studfile.net/preview/6833014/page:26/

Принципы, законы и категории диалектики

Диалектика принципы, законы, категории

Закрепившаяся сущность диалектики (в идеалистических и материалистических формах) отражена в определенных принципах, законах и категориях, который способствуют раскрытию сущности процессов развития для духовного (идеального) и физического (материального) бытия.

Однако, в практической деятельности, важнейшими являются паттерны материалистической формы диалектики. Она анализирует как специфику развития, так и диалектическое сознание, мышление, и иные компоненты в развитии духовных (идеальных) форм сущего. 

Самые значимые компоненты материалистической формы диалектики представлены диалектическими принципами, диалектическими законами и диалектическими категориями.

Диалектические принципы 

В теоретическом аспекте принцип является основным, исходным положением определенных учений в некоторых научных областях, совместно с убежденностью ученых в определенных паттернах, нормой, либо правилом в их мышлении и социальных форм проявления активности.

В философии принцип является основанием, которое является базой для всего, и на которую необходимо полагаться и чем пользоваться в процессе познания и практических формах науки. 

Определение 1

Принципы диалектики – это обобщенные категории науки, в которых изложены поступательные изменения, являющиеся взаимосвязанными в собственных системах организации сущего, в которых имеются исходные значения в мыслительных и практических областях активности.

В основе их формулировки находятся диалектические категории и законы, которые выступают в качестве их обобщения. 

В качестве основных принципов диалектики принято выделять следующие: 

  1. Принцип всеобщих связей.
  2. Принцип развития. 

Помимо них также есть и остальные диалектические принципы: детерминизм, противоречивость, количественно-качественное развитие сущего, преемственность, необходимость и другие.

В основе их формулирования лежат конкретные диалектические законы, сформированные в ходе узнавания значимых признаков и сторон, изменений, появляющихся в бытии, совместно с ходом конкретизации характеристик в связях бытия. 

Принцип связи – обобщенный конструкт (в виде требования, рекомендации, либо императива), в котором выражены (охвачены) все многообразные связи в бытии, сформулированные следующим образом: «в мире (бытии) все связано со всем.

Замечание 1

Связь является философской категорией, в которой отражено многообразие форм, типов и видов соотношений, взаимообусловленностей, взаимозависимостей, взаимовлияний и взаимодействий между предметами и явлениями, существующими в материальном мире, совместно с чувственными и логическими образами, выдаваемых сознанием. 

Все связи, существующие в бытии принято объединять в отдельные классификации и группы, выделенные в множестве оснований. Выделение общей классификации связей реализуется на основании видов и особенностях в этих связях. 

В виды связей бытия принято включать: 

  1. связь между видами движений (социальных, психических, биологических, химических, физических и прочих)
  2. связи между формами бытия (пространственными, временными, структурными, функциональными, причинными и другими). 

Особенности связей в бытии выражается в связях, определяющих законы (закономерности, совместно с теми видами связей, которые никак не определяют законы (ситуативные связи).

Связи, которые определяют закон представлены следующими категориями: внутренними, существенными, необходимыми, устойчивыми, повторяющимися и прочими.

Связи, которые не определяют закон, представлены во внешних, несущественных, случайных, неустойчивых, разовых и иных. 

Связями бытия также объясняется порядок в движении и покое, статике и динамике, структуре и развитии. Трактовка специфики связей диалектики позволяет определять закономерное связи и законы. 

Определение 2

Философские законы – это внутренние, существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, существующие в бытии, а также в его конкретных видах и формах. 

Люди, которые познали сущность определенных законом могут направлять их действия, а также определять, либо исключать критерии в их проявлении. Особую значимость приобретает изучение законов в области общественных форм развития и человеческого совершенствования.

Существуем большое многообразие в классификациях законов. Они могут быть общими, всеобщими либо специальными.

Выделяют законы природного бытия, законы человека и общества и законы в мышлении, функционировании сознания и мировосприятия всех духовных человеческих аспектов. Существуют структурные законы, совместно с законами развития и законами функционирования.

Существуют законы динамики и статики. Особую значимость в классификациях законов приобретают диалектические законы, в которых отражается динамика развития в объектах сущего. 

Определение 3

Принципы развития – это всеобщие положения (требования, рекомендации и императивы) в которых отражены (охвачены) все виды и формы бытия, которые можно отразить высказыванием: «В мире (бытии) все подвержено развитию». 

Развитие представляет собой философскую категорию, в которой отражаются определенные движения (изменения) в бытии, движущиеся от прошлых и настоящих паттернов к будущим, которое также содержит определенные формы направленности, необратимости и механизмов создания чего-либо нового. Развитие изменяет качество и способствует тому, чтобы объекты превращались в иные состояния либо иные объекты. 

В принципах развития отражаются поступательные и необходимые модификации сущего, связанные с возникновение новых форм при отмирании старых посредством перехода от низших форм к более совершенным.

Развитие формируется при наличии источника, движущей силы (детерминанты), которые действуют в определенных механизмах преемственности, направленности и прочих.

Развитие также отражается и уточняется диалектическими категориями и законами.

Касательно человека и общества, развитие можно оценивать в качестве прогрессивного, либо регрессивного. Значимым выступает постоянное выявление закономерностей в характере их развития, необходимое для того, чтобы у человека были возможности в их управлении.

Так, можно принимать участие в войнах, поддаваясь воздействию как собственных, так и ее стихий. Однако человеку более важно и полезно в данном случае владеть военными законами с целью их использования вкачестве формулы целесообразности принятия в ней участия, совместно с достижением победы. 

Законы диалектики

Данные паттерны являются важными структурными элементами диалектики. Их условно можно разделить на две категории: основные и неосновные. Раскрытию основных законов способствуют некоторые диалектические категории.

Выражение неосновных законов происходит, как правило, в парных диалектических категориях, среди которых: причины и следствия (законы причинно-следственных зависимостей), случайности и необходимости (законы взаимопереходов в неслучайном и случайном), сущности и явления, возможности и реальность и прочие. 

В качестве основных законов диалектики выступают: 

  1. Закон противоречивости (либо закон равенства и противоборства между противоположностями);
  2. Закон взаимных переходов в количественных и качественных изменениях; 
  3. Закон отвержения отрицания. 

Закон противоречивости (либо закон равенства и противоборства между противоположностями) отражается в устойчивых, существенных, необходимых внутренних и повторяющихся связях, которые заключаются в появлении источников развития, возникновения, обострения и разрешения противоположностей благодаря борьбе между противоречиями.

Благодаря закону раскрывается источник и движущая сила любых форм развития. Сущность закона выражена тем, что объекты сущего всегда имеют признаки и элементы, которые влияют друг на друга, и способствуют изменению как в сторону объединения с взаимодополнением, так и в сторону отрицания друг друга, с последующим разъединением.

Их возможное, либо действительное наличие, а также их соотношение при сохранении целостных компонентов объектов, совместно с взаимодействием в условиях нарушения их целостности и противодействии в их сторонах, ведущих к уничтожению объектов с последующей заменой их на иные объекты отражает основное состояние объектов в контексте процессов их развития. 

Замечание 2

Доминирование одного из компонентов взаимодействия, либо противодействия отражает положение качественного развития объектов. Так, при столкновении в контексте научного познания некоторых взаимоисключающих теорий научного познания могут появиться новые знания, которые получают при этом синтетические и взаимодополнительные черты характера. 

В законе в взаимопереходе, существующем в количественных и качественных изменениях выражены устойчивые существенные, внутренние и нужные связи, которые повторяются и состоят из осуществления механизмов развития, существующих на базе взаимовлияния среди качественных и количественных показателей объектов в рамках нормы, либо выхода за ее пределы.

Динамическое действие данного закона заключается в том, что состояния равенства между количественными и качественными параметрами объектов, возникающие вследствие различных дополнений, выражается в новом соотношении в качестве и количестве, которые порождают нарушения меры как с позиции качества, так и с позиции количества. 
Значительные эволюционные изменения отмечаются в количественных характеристиках объектов.

В определенном контексте, в некоторые периоды, показатели качественных изменений перестают соответствовать существующим критериям качества.

В изменившихся количественных данных происходит искажение в мерах соответствия качественным критериям.

Начинают появляться скачки (быстрые переходы) объектов к новым показателям качества, совместно с новым соотношением между качеством и количеством, что приводит к возникновению иных объектов. 

Замечание 3

Взаимозависимый переход количественных и качественных показателей отражают сложные и изменчивые критерии динамики во внутреннем развитии объектов, в которых они сохраняют свои характеристики и улучшаются, либо видоизменяются таким образом, чтобы перейти в другие объекты.

Так, в качестве примера можно описать студента, который за несколько лет обучения в ВУЗе получает определенное количество различных знаний – он сохраняет свои характеристики и улучшает собственную систему знаний, так что по окончанию обучения в ВУЗе он обретает новые, улучшенные показатели и свойства – он становится специалистом в той профессии, которую он избрал.

Наличие большого количества знаний поверх определенных показателей является нарушением в мере соотношений знаний (количества) и профессионализма (качества). У студента появились характеристики, присущие специалисту, в то время как в других, особенно качественных признаках, у него сохранилась собственная определенность и целостность. 

Закон отрицания (либо синтеза диалектики: «тезис – антитезис – синтез») проявляется в устойчивых внутренних, существенных, необходимых и повторяющихся связях, которые заключаются в осуществлении таких паттернов, как преемственность и направленность любых форм развития с помощью необратимой смены старых паттернов новыми.

Благодаря данному закону, переход от старых паттернов к новым реализуется благодаря скачкам в качественных и количественных изменениях, при возникновении и разрешении выявленных противоречий, совместно с частичным переходом от старых форм к новым. Закономерности отрицания в диалектике (отрицании отрицания) заключаются в осуществлении преемственных связей старого с новым, при сохранении ранее достигнутых успехов, однако в выражении новых качественных состояниях объектов. 

Переход от отрицания старого к новому реализуется за счет того, что в новом отражены позитивные и негативные признаки и процессы, присущие старому.

В случае, если природному бытию данные тенденции не всегда соответствуют, вследствие того, что нет субъекта, который оценивает происходящее, то в рамках общественных и индивидуальных жизненных формах, неблагоприятные формы преемственности выражаются очень постепенно.

Так, агрессия, насильственные паттерны, алкоголизм, наркомания, невежливость и формы девиантного поведения также имеют свои закономерности выражения и передачи.

Это относится ко многим другим проявлениям негативных форм преемственности.

В попытках людей к преодолению массовых и опасных негативных паттернов в развитии, человечество пока не обрело желаемых позитивных результатов. Данный факт может объясняться с различных позиций.

При этом, значимым также является то, что глубинная истинная закономерность и основа в них до сих пор является неопознанной до конца, и многие общности людей не стремятся найти пути преодоления данного факта. 

Развитие через образы является сложной и многообразной, постоянно расширяющейся «спирали» с непрерывно увеличивающимся количеством состояний и направлений. Развивающиеся объекты, при движении вперед и при обогащении результатами развития склонны к тому, чтобы «застывать на месте», а также регрессировать и утрачивать уже освоенные навыки. 

Категории диалектики

Представляют собой базовые термины, которые раскрывают главные смысловые характеристики и паттерны в развитии сущего. К ним также относятся начальные проявления логических форм мышления, в которых объектом служат паттерны развития. 

Изучая диалектику, также принято отдельно рассматривать «парные категории». Они являются соотносительными и отражают процесс развития через разные характеристики, которые отличаются от основных законов развития. К парным категориям относят группы вторичных диалектических законов. 

Диалектические категории принято классифицировать согласно разным позициям. Исходя из отображения процесса развития в контексте категорий бытия принято выделять некоторые паттерны, которые описывают специфику природного развития, а также развития общества и отдельных людей.

Диалектические категории принято дифференцировать согласно критериям способности к отражению развития объективных мировых паттернов, познавательных процессов личности, совместно с его мышлением, либо практической деятельностью отдельных индивидов в контексте прогресса, либо регресса. 

Само учение о развивающихся категориях разделяется на основании того, что необходимо раскрыть в выражении некоторых принципов, а также основного и неосновного закона. Паттерны, которые характеризуют принципы и основные диалектические законы уже приведены в данном тексте.

Следует однако прояснить определенные паттерны соотношения, к числу которых относят: причины и следствия, необходимое и случайное, возможное и действительное, свободное и необходимое, сущности и явления, содержание и форму, общественные, особенные и единичные формы как целого, так и частного, и прочее. 

Необходимо выразить, что большинство из представленных категорий соотношения описывает специфику в связях и развитии всего сущего.

Прежде всего это можно отнести к таким позициям, как «следствие и причина», «случайность и нужда», «действительное и вероятное», «явления и сущность».

В соотносительных категориях также отражена самоорганизация и системная организация сущего в контексте структурных связей, совместно с существованием и развитием.

Замечание 4

Любые диалектические категории имеют специфические особенности, связанные с тем, какие формы и типы сущего в них выражаются.

В случае, когда в категориях, которые объясняют связь и развитие материального мирового устройства выражается объективный смысл и субъективность в отражении, то в категориях, которые объясняют идеальные объективные формы бытия имеется субъективность и в содержании и в форме.

Категории Бога, ангела, мирового разума, абсолютной идеи, мирового духа не обоснованы в практической экспериментальной форме, и, при этом, не могут быть опровергнуты.

Их аргументация происходит путем логических средств и является принятой (либо не принятой) даже без наличия доказательной базы, а происходит благодаря мировоззренческому выбору и в логических характеристиках не имеют никакого объема, поскольку материальная действительность не имеет необходимых тех доказательных объектов, которые в ней содержатся. Внешний образ и смысловая сущность данных категорий формируется человечеством на основании субъективных доводов. 

Идеальные объективные и субъективные объекты зачастую используют термин связи, и в меньшей степени используют термин «развитие».

Так, конфессиональное большинство признает Бога в качестве идеального (нематериального), а также неразвивающегося и непознанного абсолюта, который, однако, обладает навыком созидания.

Также развитию не подлежат категории абсолютного добра, абсолютной красоты, религиозного рая, либо ада, домовых, леших и прочих паттернов, чье существование кем-то признается.

При этом, объясняя абсолютную идею Г. Гегеля, либо содержания человеческих сознаний, люди подчеркивают присутствие в нем как определенной связи, так и определенной идеи о развитии.

Однако, если чувственные и мыслительные образы человеческого сознания подтверждаются на практике благодаря проверке теорий и гипотез, то обоснование развития абсолютных идей становится возможным исключительно с помощью логики, как это и реализовывал Г. Гегель.

Диалектические категории соотнесения принято использовать прежде всего для того, чтобы объяснить материальные процессы и явления.

Например, глубинный анализ в изменении и развитии во внешних и внутренних военных связях способствуют раскрытию ее смысла и сущности (совместно с обнаружением и объективизацией) в содержании и форме.

Манипулятивное воздействие человека на большое множество различных объектов и явлений является базой для разработки критериев в единичном, особенном и общем, совместно с частями целых систем.

При этом, необходимость и случайность способствует разграничению закономерных и ситуативных, разовых (единичных) и общих (типических). Массовые выражения одинаковых случайных событий способствует обнаружению закономерностей и необходимых фактов. 

Во всех категориях диалектики, совместно с отражаемыми ими видами и формами сущего присутствует взаимосвязь.

Процессы изучения человеком окружающих явлений и самого себя в процессах принимаемого преобразования материальных форм реальности способствуют выработке систем единых комплексных функционирования, выступая при этом в качестве инструмента регуляции и освоения практических людских паттернов.

Категории диалектики являются эффективными средствами для изучения практической деятельности, развития логики и методологической основой в профессиональных формах деятельности. 

Исходя из этого, диалектика, выражая принципиальное единство в законах и категориях является значимым мировоззренческим, методологическим, познавательным и ценностно-ориентирующим паттерном в жизни отдельных людей и целого общества. 

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/filosofija-i-metodologija-nauki/dialektika/

35. Понятие диалектики, ее основные принципы, категории, законы

Диалектика принципы, законы, категории

38. Диалектика кактеория развития

1)      Понятие диалектики, ее основные принципы, категории,законы.

Диалектика – признанная в современной философии теория развитиявсего сущего и основанный на ней философский метод

Принципы:

Ø  принцип развития,( движение  основной атрибут материи)

Ø   принцип всеобщейсвязи, (Возникновение,  изменение,  развитие невозможно в изолированномсостоянии, оно предполагает связь внутреннего  и внешнего.)

Ø   принцип  тождества логики и  теории познания(единство  законов  развития,   тотальность   процесса  развития, захватывающего природу, и человеческое мышление, и  общество)

Ø   принцип  восхождения от абстрактного к конкретному,(аккумулируют в  себе познавательную возможностьзаконов и  категорий  диалектики, он  организует процесс познания)

Ø   принципединства исторического и логического.( помогает понять,   как конкретное вдействительности  трансформируется  в конкретное  в  познании. )

Закон -объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые,повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаютсяот законов других наук (физики, математики) своей все-общностью иуниверсальностью, т.к. они:

— охватывают все сферыокружающей действительности;

— раскрывают глубинные основыдвижения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связистарого и нового.

3 базовых закона диалектики:

·        — единства иборьбы противоположностей;

·        — переходколичества в качество;

·        — отрицанияотрицания.

Ø  Закон единства и борьбы противоположностей.

Заключается в том, что всесущее состоит из противоположных начал, которые, будучи единичными по своейприроде, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, зи-ма илето, горячее и холодное и т.д.).

Единство и борьбапротивоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Ø  Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность,стабильная система определенных ха-рактеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметра предмета или явления(число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера — единство количества и качества. При определенныхколичественных изменениях обязательно меняется качество. Качество не можетменяться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит кизменению меры (т.е. системы координат, в которой раньше происходило изменениекачества под влиянием количественных изменений):

Ø  Закон отрицания

Заключается в том, что новое всегдаотрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается изнового в старое и отрицается все более новым.

Категориядиалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытиясути диалектических проблем.

К основнымкатегориям диалектики относятся:

— сущность иявление;

— форма исодержание;

— причина иследствие;

— единичное,особенное, всеобщее;

-возможность и действительность;

— необходимость ислучайность.

В философском словаре диалектика определяетсякак «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления», а вучебнике по философии (под редакцией академика И. Т. Фролова, 1989 г.) диалектикарассматривается как «наиболее полное и всестороннее учение о развитии».

Чтобы понять диалектику, надо выяснитьнекоторые исходные положения. Диалектика, как понятие, употребляется в трехзначениях:

1) Под диалектикой понимается совокупностьобъективных диалектических закономерностей, процессов, действующих в миренезависимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектика общества,диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Этообъективная реальность;

2) Субъективная диалектика, диалектическоемышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании;

3) Философское учение о диалектике или теориядиалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике,теорией диалектики.

Диалектика может быть материалистической иидеалистической.

Материалистическая диалектика представляется в виде целостнойсистемы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определенноеместо и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями.

Знание такойсистемы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связейдействительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движенияи развития.

Диалектика — наука о наиболее общих законахвсякого движения, но прежде всего развития. Ныне в науке аксиоматично ибесспорно положение о том, что наше мышление и объективный мир подчинены одними тем же законам и поэтому противоречия между ними быть не может

Диалектикакак теория развития. Гегель установил, что истина представляется не ввиде собранных готовых догматических положений, а заключается в самом процессепознания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низшихступеней на все более высокие, но никогда не достигающей наивысшей точки.

Все явления и общественные порядки, сменяющиедруг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступенибесконечного развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима иимеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязанасвоим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегдаустановленного.

39. Законы икатегории диалектики

2)второй закон диалектики, который принято называть законом перехода количества вкачество, чаще всего записывается в следующем виде: накопление незаметных,постепенных изменений в определенный для каждого процесса момент приводит ксущественным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу отстарого качества к новому.

Наиболеепростая и точная структурная формулировка второго закона диалектики выглядитследующим образом: «структурные факторы системы квазиустойчивы». /Закондинамики структур.

/ В развернутой форме данное утверждение означает, что втечение определенного /длительного/ времени система развивается, сохраняя своюструктуру, а затем происходит качественный скачок, выражающийся в замене однойструктуры другой.

3)Закон отрицания отрицания. У В.

Свидерского: «данный закон содержит в себечетыре основные черты: развитие как отрицание, поступательный характерразвития, ступенчатость развития и известное повторение на последней стадииразвития некоторых существенных черт первой ступени, но на новой основе». Структурнаяформулировка третьего закона диалектики: «Структурность системы сохраняется впроцессе движения».

Категории диалектики — общиепонятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношенияреальности. В современной диалектике к базовым категориям относят:

·        Сущность- нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях иуправляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегдаконкретна, не бывает сущности вообще.

·        Явление- непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которыхзависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление — этопроявление сущности.

·        Единичность- категория, выражающая относительную обособленность, дискретность,отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими имспецифическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную иколичественную определённость.

·        Случайность- такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данногоявления причинами. Бывает внешней и внутренней.

·        Необходимость- закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основойи совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

·        Свобода- способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии сосвоими целями, интересами, идеалами. 

«,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: ar2inf»,»date_published»:»2020-03-09T11:57:00.000Z»,»lead_image_url»:null,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://ar1inf.blogspot.com/2012/09/35.html»,»domain»:»ar1inf.blogspot.com»,»excerpt»:»38. Диалектика как теория развития 1) Понятие диалектики, ее основные принципы, категории, законы. Диалектика – признанн…»,»word_count»:994,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: http://ar1inf.blogspot.com/2012/09/35.html

Refy-free
Добавить комментарий