Деятели эпохи Возрождения: мореплаватели, ученые, писатели, художники, универсальные творцы

Деятели эпохи Возрождения: мореплаватели, ученые, писатели, художники, универсальные творцы

Деятели эпохи Возрождения: мореплаватели, ученые, писатели, художники, универсальные творцы

Большие географические открытия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана прокладывают пути к мировой торговле. Нужно отметить и успехи в природоведении, медицине, астрономии, математике, философии (Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бекон и др).

Характерной для этого периода является Реформация, когда на первый план в духовной жизни выдвигалось отношение к Богу, ведь каждая личность имеет право на свободу веры. Итак, эпоха Возрождения — это обновление во всех сферах общественного бытия и прежде всего, — большой переворот в культуре.

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма (от лат. — человеческий, человечный), утверждение красоты и достоинства человека, его ума и воли, творческих сил и возможностей. Древнее искусство античности было гимном человеку как представителю умного и прекрасного рода.

Образ человека, который зависим от воли Бога, но ищет недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. А образ человека волевого, умного, творческого создало только Возрождение. Это образ идеализирован, героизирован, но именно он стал сущностью ренессансной культуры.

Эстетичный идеал Возрождения — образ человека, что сам себя создает, не имея никаких сомнений.

Гуманизм убеждает человека, что он создает собственную судьбу. Он должен настойчиво, целеустремленно идти к поставленной цели. И цель эта конкретная, целиком достижимая: личное счастье, получение новых знаний, рост по службе. Период ХV-ХVІІ ст.

имеет название Больших географических открытий, так как в настоящее время были осуществлены путешествия, которые открыли человечеству новые части света. Зарождение и развитие капитализма в Европе нуждались в большом количестве денег.

А уже давно ходили легенды о сказочной стране Индии, богатой на золото и серебро. Поэтому два самых могущественных государства Европы — Испания и Португалия — начинают борьбу за поиски пути в Индию. Но многих мореплавателей, кроме денег, влекла красота, величие и тайны морских пространств.

Поэтому они путешествовали, чтобы открыть еще неизведанные земли, прославить свое имя, свою страну.

Христофор Колумб в 1492 году вывел из тихой гавани Испании три каравеллы. Через 33 дня экспедиция достигла Багамских островов (Центральная Америка), но Колумб был уверен, что он оказался в Индии. Он так и умер, не узнав, что открыл новую часть света — Америку. Позднее это доказал флорентийский мореплаватель А. Виспуччи.

Васко да Гама в 1498 году открыл морской путь в настоящую Индию. Открытый маршрут обеспечивал торговые связи европейских стран с государствами побережья Индийского океана.

Фернан Магеллан осуществил кругосветное путешествие. Экспедиция продолжалась 1081 день, из 265 человек в живых остались лишь 18, поэтому еще долго никто не отваживался осуществить подвиг Магеллана. Но его экспедиция подтвердила практически, что Земля имеет форму шара.

Большие изменения состоялись в развитии науки. Были произведены новые исследовательские приемы явлений природы, родились новые взгляды на мироздание.

Николай Коперник (польский ученый) занимался изучением не только астрономии и математики, а и медицины и права. Он стал основоположником гелиоцентрической системы мира.

Джордано Бруно (итальянский ученый) был настоящим революционером в науке, так как отдал жизнь за свои убеждения. Он утверждал, что мир безграничный и наполнен многими небесными телами. Солнце — только одна из звезд, а Земля — лишь небесное тело.

Это было полное возражение всех догм церкви о строении мира. Инквизиция предъявила обвинение ученому в ереси. Он был поставлен перед выбором: или отречься от своей идеи, или умереть на костре. Дж. Бруно выбирает последнее.

Все работы ученого и он сам были сожжены.

Галилео Галилей (итальянский ученый) изобрел телескоп, с помощью которого увидел необъятную Вселенную, и первым из ученых наблюдал за звездным небом, подтвердил учение Коперника.

Как видим, ученые новой эпохи, которая осталась в истории под названием Ренессанса, изменили религиозные взгляды на мир и смогли научно обосновать его новое видение. Они жертвовали собой ради истины. Новое учение о мире проторяло себе путь, давая возможность дальнейшего изучения и правильного объяснения мира.

Изобретение книгопечатанья Й.

Гуттенбергом оказывало содействие распространению не только грамотности среди населения, а и роста образованности, развития наук, искусств, в том числе и художественной литературы, распространению ее среди грамотных людей.

Особенно ценной для деятелей культуры этой эпохи была античная литература. Идеалом титаны Возрождения считали человека гармонично развитого, наделенного высокой интеллектуальной культурой, умом, талантом, трудолюбием.

Свыше шести столетий интригуют читателя сонеты итальянского поэта Франческо Петрарки. Пылко влюбленный в античность, он изменил свою фамилию Петракко на Петрарка, так как так она больше напоминала древнеримскую. Его «Книга песен» содержит 366 поэзий, написанных на народном итальянском языке.

Сонеты Петрарки — это первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церкви и опуститься на грешную землю, к людям. Его любовь к Лауре чрезвычайно верная и вместе с тем земная. Поэт вскрыл внутренняя мир своей любимой, правдиво описал человеческие чувства и переживания.

Поэтому и считается творцом новой психологической лирики, которая стала драгоценным взносом в казну мировой поэзии.

Виднейшей книгой итальянского писателя Джованни Боккаччо стал сборник новелл «Декамерон», где он утверждает право человека на земную радость.

Видное место в «Декамероне» занимают новеллы любовной тематики, в которых автор осуждает брак по расчету, бесправное положение женщины в семье, прославляет любовь как большое и животворное чувство.

На его взгляд, достойным человека должно быть умение подчинять плотское духовному.

Роман Мигеля Сервантеса де Сааведри «Дон Кихот» пережил не одно столетие. Сервантес устами «безумного» мудрого рыцаря Дон Кихота высказывает идеи, которые не потеряли своего значения и сегодня.

Вершиной английского Возрождения и всей европейской литературы стало творчество Вильяма Шекспира — непревзойденного поэта и драматурга. Его перу принадлежат 37 пьес — комедий, трагедий, драм, а также 154 сонета. В своих произведениях автор размышляет о красоте человеческих отношений, сущности любви, содержании жизни и назначении человека.

Названные произведения великих писателей эпохи Возрождения разные по жанрам, но все они пронизаны идеалами гуманизма. Их жизненная правда свидетельствовала о том, что уже есть люди, способные перестроить окружающий мир на основе принципов ума.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://soshinenie.ru/

Дата добавления: 29.01.2013

Источник: https://www.km.ru/referats/332887-deyateli-epokhi-vozrozhdeniya-moreplavateli-uchenye-pisateli-khudozhniki-universalnye-tvortsy

Реферат: Деятели эпохи Возрождения: мореплаватели, ученые, писатели, художники, универсальные творцы — BestReferat.ru

Деятели эпохи Возрождения: мореплаватели, ученые, писатели, художники, универсальные творцы

Большие географические открытия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана прокладывают пути к мировой торговле. Нужно отметить и успехи в природоведении, медицине, астрономии, математике, философии (Коперник, Дж. Бруно, Ф. Бекон и др).

Характерной для этого периода является Реформация, когда на первый план в духовной жизни выдвигалось отношение к Богу, ведь каждая личность имеет право на свободу веры. Итак, эпоха Возрождения — это обновление во всех сферах общественного бытия и прежде всего, — большой переворот в культуре.

В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма (от лат. — человеческий, человечный), утверждение красоты и достоинства человека, его ума и воли, творческих сил и возможностей. Древнее искусство античности было гимном человеку как представителю умного и прекрасного рода.

Образ человека, который зависим от воли Бога, но ищет недосягаемой справедливости, раскрыло средневековое искусство. А образ человека волевого, умного, творческого создало только Возрождение. Это образ идеализирован, героизирован, но именно он стал сущностью ренессансной культуры.

Эстетичный идеал Возрождения — образ человека, что сам себя создает, не имея никаких сомнений.

Гуманизм убеждает человека, что он создает собственную судьбу. Он должен настойчиво, целеустремленно идти к поставленной цели. И цель эта конкретная, целиком достижимая: личное счастье, получение новых знаний, рост по службе. Период ХV-ХVІІ ст.

имеет название Больших географических открытий, так как в настоящее время были осуществлены путешествия, которые открыли человечеству новые части света. Зарождение и развитие капитализма в Европе нуждались в большом количестве денег.

А уже давно ходили легенды о сказочной стране Индии, богатой на золото и серебро. Поэтому два самых могущественных государства Европы — Испания и Португалия — начинают борьбу за поиски пути в Индию. Но многих мореплавателей, кроме денег, влекла красота, величие и тайны морских пространств.

Поэтому они путешествовали, чтобы открыть еще неизведанные земли, прославить свое имя, свою страну.

Христофор Колумб в 1492 году вывел из тихой гавани Испании три каравеллы. Через 33 дня экспедиция достигла Багамских островов (Центральная Америка), но Колумб был уверен, что он оказался в Индии. Он так и умер, не узнав, что открыл новую часть света — Америку. Позднее это доказал флорентийский мореплаватель А. Виспуччи.

Васко да Гама в 1498 году открыл морской путь в настоящую Индию. Открытый маршрут обеспечивал торговые связи европейских стран с государствами побережья Индийского океана.

Фернан Магеллан осуществил кругосветное путешествие. Экспедиция продолжалась 1081 день, из 265 человек в живых остались лишь 18, поэтому еще долго никто не отваживался осуществить подвиг Магеллана. Но его экспедиция подтвердила практически, что Земля имеет форму шара.

Большие изменения состоялись в развитии науки. Были произведены новые исследовательские приемы явлений природы, родились новые взгляды на мироздание.

Николай Коперник (польский ученый) занимался изучением не только астрономии и математики, а и медицины и права. Он стал основоположником гелиоцентрической системы мира.

Джордано Бруно (итальянский ученый) был настоящим революционером в науке, так как отдал жизнь за свои убеждения. Он утверждал, что мир безграничный и наполнен многими небесными телами. Солнце — только одна из звезд, а Земля — лишь небесное тело.

Это было полное возражение всех догм церкви о строении мира. Инквизиция предъявила обвинение ученому в ереси. Он был поставлен перед выбором: или отречься от своей идеи, или умереть на костре. Дж. Бруно выбирает последнее.

Все работы ученого и он сам были сожжены.

Галилео Галилей (итальянский ученый) изобрел телескоп, с помощью которого увидел необъятную Вселенную, и первым из ученых наблюдал за звездным небом, подтвердил учение Коперника.

Как видим, ученые новой эпохи, которая осталась в истории под названием Ренессанса, изменили религиозные взгляды на мир и смогли научно обосновать его новое видение. Они жертвовали собой ради истины. Новое учение о мире проторяло себе путь, давая возможность дальнейшего изучения и правильного объяснения мира.

Изобретение книгопечатанья Й.

Гуттенбергом оказывало содействие распространению не только грамотности среди населения, а и роста образованности, развития наук, искусств, в том числе и художественной литературы, распространению ее среди грамотных людей.

Особенно ценной для деятелей культуры этой эпохи была античная литература. Идеалом титаны Возрождения считали человека гармонично развитого, наделенного высокой интеллектуальной культурой, умом, талантом, трудолюбием.

Свыше шести столетий интригуют читателя сонеты итальянского поэта Франческо Петрарки. Пылко влюбленный в античность, он изменил свою фамилию Петракко на Петрарка, так как так она больше напоминала древнеримскую. Его «Книга песен» содержит 366 поэзий, написанных на народном итальянском языке.

Сонеты Петрарки — это первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церкви и опуститься на грешную землю, к людям. Его любовь к Лауре чрезвычайно верная и вместе с тем земная. Поэт вскрыл внутренняя мир своей любимой, правдиво описал человеческие чувства и переживания.

Поэтому и считается творцом новой психологической лирики, которая стала драгоценным взносом в казну мировой поэзии.

Виднейшей книгой итальянского писателя Джованни Боккаччо стал сборник новелл «Декамерон», где он утверждает право человека на земную радость.

Видное место в «Декамероне» занимают новеллы любовной тематики, в которых автор осуждает брак по расчету, бесправное положение женщины в семье, прославляет любовь как большое и животворное чувство.

На его взгляд, достойным человека должно быть умение подчинять плотское духовному.

Роман Мигеля Сервантеса де Сааведри «Дон Кихот» пережил не одно столетие. Сервантес устами «безумного» мудрого рыцаря Дон Кихота высказывает идеи, которые не потеряли своего значения и сегодня.

Вершиной английского Возрождения и всей европейской литературы стало творчество Вильяма Шекспира — непревзойденного поэта и драматурга. Его перу принадлежат 37 пьес — комедий, трагедий, драм, а также 154 сонета. В своих произведениях автор размышляет о красоте человеческих отношений, сущности любви, содержании жизни и назначении человека.

Названные произведения великих писателей эпохи Возрождения разные по жанрам, но все они пронизаны идеалами гуманизма. Их жизненная правда свидетельствовала о том, что уже есть люди, способные перестроить окружающий мир на основе принципов ума.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-392404.html

Писатели и художники эпохи Возрождения

Деятели эпохи Возрождения: мореплаватели, ученые, писатели, художники, универсальные творцы

№ п/п Имя Страна Кем был? Самые известные творения.
Эразм Роттердамский Голландия Богослов филолог Книга «Похвала глупости»
Томас Мор Англия Политик министр Книга «Утопия»
Франсуа Рабле Франция Врач писатель «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Уильям Шекспир Англия Поэт драматург «Гамлет» «Отелло» и др.
Мигель Сервантес Испания писатель «Дон Кихот»
Леонардо да Винчи Италия Художник Поэт Архитектор скульптор Картина «Джоконда», фреска «Тайная вечеря»,
Микеланджело Буонарроти Италия Художник Поэт Архитектор скульптор Статуя «Давид», Купол собора «Святого Петра в Риме»
Рафаэль Санти Италия художник «Сикстинская мадонна»
Питер Брейгель Старший Нидерланды живописец «Крестьянский танец»
Альбрехт Дюрер Германия Ученый художник Автопортрет
Рембрандт Голландия художник «Возвращение блудного сына»

Эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер – знаменитые художники и скульпторы Донателло (1386-1466), Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520).

Но гуманистическая культура Возрождения была исключительно элитарной. Она оказалась доступной только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых продолжало оставаться в плену средневекового миросознания. Семена, посеянные гуманистической культурой Возрождения, дали всходы позже, уже в Новое время.

В тоже время изменения в образе жизни, вызванные переходом от феодальных к товарно-денежным отношениям, затронули все европейское общество. Обретение человеком внутренней свободы привело к разрушению строгой аскетической морали средневековья. Результатом стало всеобщее падение нравов, затронувшее не только мирян, но и духовенство.

В начале XVI в. в Германии началось движение Реформации.

Лидером движения Реформации выступил Мартин Лютер (1483-1546). 31 октября 1517 г. в г. Виттенберге, этот, тогда еще никому неизвестный монах и доктор теологии, прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений католической церкви и, прежде всего, продажи индульгенций – это событие считается формальным началом Реформации.

Фактически Лютер предлагал вернуться к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человеку не нужна церковь как институт, она является лишним звеном между верующим и Христом. Он должен внутри себя искупить грех покаянием, для этого не нужны священнослужители.

Лютер отверг внешний католический культ: почитание святых, иконы, алтари, крестное знамение, коленопреклонение, рассматривая их как разновидность некоей церковной магии. По его мнению, в противоположность «подлинной набожности» католическая церковь заботится не о том, чтобы человек проникся волей Бога, а стремится самого Бога подчинить воле людей.

Папа отлучил Лютера от церкви, но многие феодалы, стремясь получить церковные земли, активно поддержали его идеи. После религиозной войны лютеранство было принято многими германскими городами, чему способствовал перевод Лютером Библии на немецкий язык. Таким образом, в Германии из католической церкви выделилась особая протестантская церковь в форме лютеранства.

Движение Реформации, охватившее страны Европы, подтолкнуло развитие культуры эпохи Возрождения. Напуганный победами протестантов, Ватикан развернул движение контрреформации. Специально созданный орден иезуитов тайными методами и любыми средствами боролся против свободомыслия по всей Европе. В Италии, Испании и Франции запылали костры святой инквизиции.

В этих странах католической церкви удалось сохранить свое господство.

гуманизм и Реформация – это две формы культуры (светская и религиозная) поднимающегося раннебуржуазного общества, противостоящие культуре утрачивающего историческое оправдание средневекового феодального общества.

сравнительную культурологическую характеристику Возрождения и Реформации.

Возрождение ¯ Реформация ¯
В центре – человек как таковой, Бог и религия отодвигаются в сторону. (Антропоцентризм) Пытается освободить человека, разжигая в нем религиозное чувство
Ставка на разум На веру и только веру
«Искусство бескорыстно» Неприбыльное дело небогоугодно и подлежит порицанию
Гуманизм объединил европейцев, способствовал выработке всечеловеческих идеалов Отвергла всю прошедшую историю, предлагая строить совершенное общество с нуля
Основные вопросы Католичество Протестантизм
Организация Единая церковь, возглавляемая римским папой. Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии
Богословские вопросы Святой дух исходит не только Бога – отца, но и Бога – сына. Церковь выше светских властей и непогрешима Посредники между Богом не нужны Право толковать Священное Писание имеют не только священник, но и простые прихожане
В области культа Крестятся слева – направо. Причащение хлебом. Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник – Рождество. Признание только двух таинств – Крещения и Причащения, отмена пыток, богослужений, индульгенции икон, упрощение обрядов.
Особенности системы ценностей Подчеркивание человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни. Хозяйственная деятельность угодна Богу; приумножение богатств – богоугодное дело; стимулирование развития экономики.

«Верно ли утверждение?» записывают только ответ «да» или «нет».

  1. В Новое время в Европе складывается традиционное общество. –
  2. Первое кругосветное путешествие совершил Магеллан. +
  3. Буржуазия – это класс капиталистических собственников. +
  4. Мануфактура – это мелкое предприятие, на котором работают мастер, подмастерье и ученик.-
  5. Индульгенция – это суд католической церкви.-
  6. Главными особенностями культуры Возрождения стали интерес к природе, человеку и античной культуре. +
  7. Статую Давид создал Леонардо да Винчи.-
  8. Автором «Дон Кихота» является Сервантес. +
  9. Реформация началась в Англии. –
  10. Орден иезуитов был создан для борьбы с Реформацией.+

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_190449_pisateli-i-hudozhniki-epohi-vozrozhdeniya.html

Ренессанс: эпоха великих имён

Деятели эпохи Возрождения: мореплаватели, ученые, писатели, художники, универсальные творцы

Ренессанс (Rinascimento) — уникальная по значению культурная эпоха, охватившая почти три века и ознаменовавшаяся расцветом искусств.

Даже те, кто не особо интересуется живописью, слыхали имена Леонардо да Винчи, Джорджоне, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Микеладжело… Но это лишь вершина айсберга: десятки их коллег — признанные величины в истории искусства, их творения включены в золотой фонд знаменитых музеев мира.

И это не считая сотен художников, которых принято называть «рядовыми». Ведь практически каждый европейский правитель покровительствовал живописи! Старалась не отставать и аристократия.

Леонардо да Винчи. «Мадонна Литта»

Но значение эпохи измеряется не только количеством замечательных произведений. Произошли качественные изменения во всех областях культуры.

Каноны Средневековья уступили место новому искусству: гуманистическому, антропоцентрическому, светскому, реалистичному. Были заложены художественные основы творчества мастеров всего Нового времени.

На какое бы направление вплоть до коренного идейного перелома в конце XIX — начале XX веков мы ни взглянули, — все они выросли из ренессансной колыбели.

Рафаэль Санти. «Мадонна Альба»

Название этому периоду (от латинского renasci происходят итальянское слово Rinascimento и французское Renaissance) было дано самими современниками. Например, термин встречается у итальянца Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) — художника, архитектора и писателя.

Дело в том, что творцы этой эпохи, отказавшись от средневековых канонов, своим фундаментом провозгласили античное искусство. Речь шла о возрождении художественных принципов античности, которые представлялись ренессансным мастерам идеалом. Но они были новаторами, а не эпигонами.

Их творчество не было слепым копированием: на древнем фундаменте построили величественный дворец, наполнив его новым содержанием.

Тициан. «Динарий кесаря»

Ну, а термин в современном значении, то есть для обозначения периода в истории культуры, ввёл в XIX веке французский историк Жюль Мишле (Jules Michelet).

Исторические вехи Возрождения

Ренессансно-гуманистическая доминанта звучит на протяжении почти трёхвекового периода: с начала 1420-х годов до последней четверти XVI столетия (завершающие аккорды были слышны и в начале XVII века). Ренессансные тенденции зародились в Италии, а затем распространились за пределы Альп, поэтому в других странах национальное Возрождение началось позже.

Пинтури́ккьо. «Портрет мальчика»

Разумеется, новый стиль возник не мгновенно. Новаторские идеи постепенно пробивали себе путь в течение дученто и треченто Проторенессанса, оттесняя готические и византийские мотивы.

Сандро Боттичелли. «Портрет молодой женщины»

Ренессанс делится на три периода:

  • Ранний — с 1420-х годов по конец XV столетия;
  • Высокий — с конца XV века до 1520-х годов;
  • Поздний — до конца XVI столетия.

Раннее Возрождение

Началом ренессансной эры считают 20-е годы XV века, а очагом нового стиля – блистательную Флоренцию. Осторожное проторенессансное новаторство сменяется уверенным манифестом творцов-гуманистов.

Искусство становится светским (это не означает исчезновения религиозных сюжетов, меняется сам характер творчества). Философской основой провозглашается антропоцентризм.

Что же касается техники, то живописцы внимательно изучали античные идеалы, стремились к реалистичности форм и красок, работали с перспективой.

Андреа Верроккьо. «Мадонна и ребёнок, отдыхающий на парапете». Фрагмент

Идеализму готики противопоставил реализм Мазаччо (Masaccio) — реформатор из флорентийской школы. Большое внимание он уделял передаче индивидуальности: например, в «Чуде со статиром» у каждого из персонажей — свой характер.

Мазаччо. «Чудо со статиром»

Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi) был монахом (фра — не часть имени, а наименование монахов в Италии, сокращение от слова frate — брат). Но, несмотря на монашеские обеты, он наполнял картины чувственностью и жизнерадостностью. Впрочем, чего ожидать от человека, который выкрал из монастырских стен молодую монахиню? Фра Филиппо был очень интересным человеком!

На примере написанной им «Мадонны под вуалью» можно увидеть, как религиозные сюжеты переходят в плоскость светской живописи: образы поэтичны, но реалистичны. И неудивительно, поскольку позировала мастеру жена с его детьми (та, которую он похитил; брак, правда, так и не был признан законным).

Фра Филиппо Липпи. «Мадонна под вуалью»

Влияние античности демонстрирует «Портрет Джованны Торнабуони» Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

Доменико Гирландайо. «Портрет Джованны Торнабуони»

Усиление влияния реалистического подхода заметно в «Портрете старика с внуком»: прекрасный образец расцветающего портретного жанра.

Доменико Гирландайо. «Портрет старика со внуком»

Ну, а «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) — пожалуй, известнейший шедевр кватроченто.

Сандро Боттичелли. «Рождение Венеры»

Такой же чувственно-радостной атмосферой и музыкальным колоритом фонтанирует «Весна».

Сандро Боттичелли. «Весна»

Религиозные творения Боттичелли лирично-возвышенны и поэтично-музыкальны. «Мадонна Магнификат» так потрясла современников, что её повторяли во множестве копий.

Сандро Боттичелли. «Мадонна Магнификат»

Линии Боттичелли называют певучими. Поразительная пластичность делает его манеру письма настолько выразительной, что он относится к числу самых узнаваемых художников в истории.

Высокое Возрождение

Пиком Ренессанса считается тридцатилетие, отсчитываемое от написания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи, то есть с 1490-х годов. Центром притяжения творцов становится Рим. Здесь создаются грандиозные, амбициозно-масштабные вещи: например, росписи Микеланджело в Сикстинской капелле и Рафаэля в Ватиканском дворце. Другим центром была Венеция, которую прославили Тициан и Джорджоне.

Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря»

Изобразительная техника достигает высот. Для фресок и полотен характерны сложные композиции, углубленность пространства, эмоциональная насыщенность.

Воспевая красоту человека, художники-гуманисты стремились отразить индивидуальность каждого персонажа. Для этого они внимательно изучали анатомические особенности тела, старались передать тончайшие нюансы мимики. Знаменитая «Джоконда» до сих пор поражает мир тайной своей улыбки.

Леонардо да Винчи. «Джоконда» (Мона Лиза)

Эти тридцать лет поразительны по концентрации шедевров и великих имён.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (Leonardo di ser Piero da Vinci). Главные работы:

  • Мадонны «Бенуа» и «Литта»;
  • «Мона Лиза»;
  • «Дама с горностаем»;
  • монументальная роспись в миланском монастыре Санта-Мария делле Грацие «Тайная вечеря»;
  • «Витрувианский человек», демонстрирующий канонические пропорции.

Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек»

Характерная черта у Леонардо — лёгкая размытость: дымка сфумато. Этот приём, позволяющий в буквальном смысле «нарисовать воздух», изобрёл именно он.

Леонардо да Винчи. «Мадонна Бенуа»

Интересная деталь: современные исследователи выяснили, что гений был способен наносить краску тончайшими слоями в два микрона!

Леонардо да Винчи. «Дама с горностаем»

РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi), чьё творчество отражает самые светлые и возвышенные идеалы. Восхищает сочетание красок, изящество линий, композиционная гармония. Ему невероятным образом удавалось соединить яркость палитры с безупречным вкусом. Картины наполнены воздухом и светом.

Рафаэль Санти. «Сикстинская Мадонна»

Шедевры Рафаэля:

  • одна из самых узнаваемых картин планеты – величественная и лиричная «Сикстинская Мадонна»;
  • Мадонны «Коннестабиле», «Альба» и «С щеглёнком»;
  • «Святое семейство»;
  • «Портрет Бальдассаре Кастильоне»;
  • «Дама с единорогом»;
  • величественное «Преображение».

Рафаэль Санти. «Мадонна Конестабиле»

И, конечно же, невозможно не упомянуть фрески «Парнас» и «Афинскую школу».

Рафаэль Санти. «Афинская школа»

МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni), добившийся исключительных высот в изображении человеческого тела.

Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама. Сикстинская капелла

Микеланджело известен прежде всего как гениальный скульптор, про которого говорили: своим «Давидом» он отнял славу у греческих и римских статуй. Но есть у него и живописные шедевры — фрески «Сотворение Адама» и «Страшный суд».

Микеланджело Буонаротти. «Страшный суд». Фрагмент

ТИЦИАН (Tiziano Vecellio), возглавляющий венецианскую школу. Его полотна потрясают великолепной колористкой.

Тициан. «Любовь земная и любовь небесная»

Он мастерски работал с полутонами, создавал изумительную игру света и тени, заполнял пространство воздушными переливами. Талант колориста наиболее ярко проявился в его поздних работах.

Тициан. «Венера перед зеркалом»

Живопись Тициана наполняет сочный, красочный эротизм. Великолепны и чувственны «Любовь земная и Любовь небесная», «Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис» и знаменитая «Венера Урбинская». Это гимн красоте и радостям жизни.

Тициан. «Венера Урбинская»

Но есть у него и работы, насыщенные глубоким драматизмом. Таковы «Динарий кесаря» и «Кающаяся Мария Магдалина».

Тициан. «Кающаяся Мария Магдалина»

Прославился Тициан и как один из величайших портретистов. Заполучить портрет его кисти жаждали монархи и князья, римские папы и кардиналы. Говорят, что когда мастер писал Карла V и уронил кисть, монарх сам поднял её и произнёс, что даже для императора честь услужить Тициану.

Тициан. «Портрет Карла V в кресле»

ДЖОРЖДОНЕ (Giorgio Barbarelli da Castelfranco), ещё один великий венецианец. Колористические нюансы, тонкая градация освещения, выразительность и утончённость линий характерны для его техники. Сюжеты эмоциональны, образы одухотворённы и поэтичны. Такова одна из его известнейших героинь — «Юдифь».

Джорджоне. «Юдифь»

Новаторство Джорджоне выразилось в насыщении картин образами природы. Они присутствуют в «Трёх философах», «Суде Соломона», «Поклонении пастухов», «Мадонне Кастельфранко»… Мастер одним из первых начал проявлять внимание к красоте природы, подготовив почву для выделения пейзажа как отдельного жанра.

Джорджоне. «Мадонна Кастельфранко»

Позднее Возрождение

Но ничто не вечно. Наступил кризис идей. Это было связано, с одной стороны, с исчерпанием новаторского потенциала, а с другой — с наступившими изменениями в общественной жизни. XVI век оказался тяжёлым для Европы: сначала Реформация расколола её на две части и спровоцировала длительную эпоху религиозных усобиц и гражданских войн, затем пришла Контрреформация.

Тинторетто. «Похищение Венеры»

В творческой среде оставалось всё меньше носителей возрожденческих идеалов. Тем не менее, ещё творили Микеланджело и Тициан, причём для них начало заката Ренессанса совпало с кульминацией личного творчества. Можно сказать, это была лебединая песня Возрождения…

Особым островком, где долго сохранялся ренессансный дух, была Венеция. Дело Тициана здесь продолжили Тинторетто (Tintoretto), Джакобо Бассано (Jacopo Bassano) и Паоло Веронезе (Paolo Veronese).

Паоло Веронезе. «Видение Святой Елены»

За Альпами продолжало шествовать так называемое Северное Возрождение, имевшее специфические особенности: в нём меньше звучали античные мотивы, зато довольно отчётливо сохранялись готические.

Рогир ван дер Вейден. «Снятие с креста»

Кроме того, большое идейное воздействие оказала Реформация.

Альбрехт Дюрер. «Автопортрет в одежде, отделанной мехом»

Ренессансная эпоха в ряде стран, начавшись позже, чем в Италии (во Франции, Испании), и завершилась позднее — в начале XVII века.

Но в целом, XVI век был переломным для европейской культуры. Европу лихорадило. Жгли ведьм, устраивали кровавые религиозные побоища, казнили еретиков.

Возникали радикальные секты, назревали апокалипсические настроения… Идеалы ренессансного гуманизма уже казались неактуальными.

Новые реалии куда лучше отражали изломанность маньеризма, контрасты красно-чёрного караваджизма и драматический хаотизм барокко.

Спасибо за внимание!Ставьте нравится, если нравится!Подписывайтесь на канал!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5cbdb3d48bcaaa00b3d724d2/5ddebcd83676ed2b9e7530fe

Refy-free
Добавить комментарий