Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения

Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения

Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Личностьи ее структура

Личность иее структура

Личностьсовокупность общественных отношений,реализующихся в многообразныхдеятельностях (Леонтьев).

Личностьсовокупность внутренних условий, черезкоторые преломляются все внешниевоздествия (Рубинштейн).

Личностьобщественный индивид, объект и субъектсоциальных отношений и историческогопроцесса, проявляющий себя в общении,в деятельности, в поведении (Ганзен).

И.С. Кон:понятие личности обозначает человеческогоиндивида как члена общества, обобщаетинтегрированные в нем социально значимыечерты.

Б.Г. Ананьев:личность субъект общественного поведенияи коммуникации.

А.В. Петровский:личность человек как общественныйиндивидуум, субъект познания и объективногопреобразования мира, размуное существо,обладающее речью и способное к трудовойдеятельности.

К.К. Платонов:личиность человек как носитель сознания.

Б.Д. Парыгин:личность это интегральное понятие,характеризующее человека в качествеобъекта и субъекта биосоциальныхотношений и объединяющее в немобщечеловеческое, социальноспецифическоеи индивидуальнонеповторимое.

Среди многихработ по теории личности, ее структурев психологии особенно выделяются работыА.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалевставит вопрос о целостном духовномоблике личности, его происхождении истроении как вопрос о синтезе сложныхструктур:

темперамента(структуры природных свойств),

направленности(система потребностей, интересов,идеалов),

способностей(система интеллектуальных, волевых иэмоциональных свойств).

Все этиструктуры возникают из взаимосвязипсихических свойств личности,характеризующих устойчивый, постоянныйуровень активности, обеспечивающийнаилучшее приспособление индивида квоздействующим раздражителям вследствиенаибольшей адекватности их отражения.В процессе деятельности свойстваопределенным образом связываются другс другом в соответствии с требованиямидеятельности.

В.Н. Мясищевединство личности характеризует:направленностью (доминирующие отношения:к людям, к себе, к предметам внешнегомира), общим уровнем развития (в процессеразвития повышается общий уровеньразвития личности), структурой личностии динамикой нервнопсихическойреактивностью (имеется в виду не толькодинамика высшей нервной деятельности(ВНД), но и объективная динамика условийжизни).

С этой точкизрения структура личности лишь одно изопределений ее единства и целостности,т.е. более частная характеристикаличности, интеграционные особенностикоторой связаны с мотивацией, отношениямии тенденциями личности.

Концепциядинамической структуры личности (К.К.Платонов). «Наиболее общей структуройличности является отнесение всех ееособенностей и черт к одной из четырехгрупп, образующих 4 основные стороныличности:

1. Социальнообусловленные особенности (направленность,моральные качества).

2. Личный опыт(объем и качество имеющихся ЗУН (знания,умения, навыки) и привычек).

3. Индивидуальныеособенности различных психическихпроцессов (внимание, память).

4. Биологическиобусловленные особенности (темперамент,задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 социальнообусловлены, 3 и 4 генетически обусловлены.

Все 4 стороныличности тесно взаимодействуют друг сдругом. Однако, доминирующее влияниевсегда остается за социальной сторонойличности ее мировоззрением, направленностью,потребностями, интересами, идеалами иэстетическими качествами.

По Ганзенув структуру личности входит темперамент,направленность, характер и способности.

Девиантное поведение

  • Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения
  • Понятие и виды девиантного поведения
  • Причины возникновения девиантного поведения
  • Заключение

Девиантноеповедение — совершение поступков,которые противоречат нормам социальногоповедения в том или ином сообществе. Косновным видам девиантного поведенияотносятся прежде всего преступность,алкоголизм и наркомания, а такжесамоубийства, проституция. По мнениюЭ.

Дюркгейма, вероятность девиацийповедения существенно возрастает припроисходящем на уровне социума ослаблениинормативного контроля. В соответствиис теорией аномии Р. Мертона, девиантноеповедение возникает прежде всего тогда,когда общественно принимаемые изадаваемые ценности не могут бытьдостигнуты некоторой частью этогообщества.

В контексте теории социализации,к девиантному поведению склонны люди,социализация которых проходила вусловиях поощрения или игнорированияотдельных элементов девиантногоповедения (насилие, аморальность).

Втеории стигматизации, считается, чтопоявление девиантного поведениястановится возможным уже при одномтолько определении индивида как социальноотклоняющегося и применении по отношениик нему репрессивных или исправительныхмер.

Введение

Всемумиру, социальному бытию и каждомучеловеку свойственно отклоняться отоси своего существования, развития.

Причина этого отклонения лежит вособенностях взаимосвязи и взаимодействиячеловека с окружающим миром, социальнойсредой и самим собой.

Возникающее наоснове такого свойства разнообразие впсихофизическом, социокультурном,духовно-нравственном состоянии людейи их поведении является условием расцветаобщества, его совершенствования иосуществления социального развития.

Отклонениев поведении — девиантное поведение -является, таким образом, естественнымусловием развития человека, жизни всегообщества. Иначе говоря, девиантноеповедение было, есть и будет и в этомзаключается актуальность его изучения.Основная цель данной контрольной работызаключается в том, чтобы понять сущностьдевиантного (отклоняющегося) поведения.

Дляэтого необходимо решить ряд задач:

  1. дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C.7];

  2. понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.

Глава1. Понятие и виды девиантного поведения

Процесссоциализации (процесс усвоения индивидомобразцов поведения, социальных норм иценностей , необходимых для его успешногофункционирования в данном обществе)достигает определенной степенизавершенности при достижении личностьюсоциальной зрелости, которая характеризуетсяобретением личностью интегральногосоциального статуса (статус, определяющийположение человека в обществе). Однаков процессе социализации возможны сбои,неудачи. Проявлением недостатковсоциализации является отклоняющееся(девиантное) поведение — это различныеформы негативного поведения лиц, сферанравственных пороков, отступление отпринципов, норм морали и права [1. C. 78]. Косновным формам отклоняющегося поведенияпринято относить правонарушаемость,включая преступность, пьянство,наркоманию, проституцию, самоубийство.Многочисленные формы отклоняющегосяповедения свидетельствуют о состоянииконфликта между личностными и общественнымиинтересами. Отклоняющееся поведение -это чаще всего попытка уйти из общества,убежать от повседневных жизненныхпроблем и невзгод, преодолеть состояниенеуверенности и напряжения черезопределенные компенсаторные формы.Однако отклоняющееся поведение невсегда носит негативный характер. Ономожет быть связано со стремлениемличности к новому, попыткой преодолетьконсервативное, мешающее двигатьсявперед. К отклоняющемуся поведениюмогут быть отнесены различные видынаучного, технического и художественноготворчества.

Рассмотримразличные виды социальных отклонений.

  1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее.

    Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями.

    Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения.

    Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

  2. Индивидуальные и групповые отклонения.

    • индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
    • групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) [4. C. 113].
  3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

    В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

    Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

  4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:

    • сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
    • особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
    • сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
    • личностные качества — личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
    • счастливый случай. Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
  5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Рассмотримтеперь основные причины возникновенияотклоняющегося поведения.

Глава2. Причины возникновения девиантногоповедения

Визучении причин отклоняющегося поведениясуществует три вида теорий: теориифизических типов, психоаналитическиетеории и социологические, или культурные,теории. Остановимся на каждой из них.

1.Основная предпосылка всех теорийфизических типов состоит в том, чтоопределенные физические черты личностипредопределяют совершаемые ею различныеотклонения от норм. Среди последователейтеорий физических типов можно назватьЧ. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона.

Вработах этих авторов присутствует однаосновная идея: люди с определеннойфизической конституцией склоннысовершать социальные отклонения,осуждаемые обществом [4. C. 118]. Однакопрактика показала несостоятельностьтеорий физических типов.

Всем известныслучаи, когда индивиды с лицом херувимовсовершали тягчайшие преступления, аиндивид с грубыми, «преступными»чертами лица не мог обидеть и муху.

2.В основе психоаналитических теорийотклоняющегося поведения лежит изучениеконфликтов, происходящих в сознанииличности. Согласно теории З.

Фрейда, укаждой личности под слоем активногосознания находится область бессознательного- это наша психическая энергия, в которойсосредоточено все природное, первобытное.

Человек способен защититься отсобственного природного «беззаконного»состояния путем формирования собственногоЯ, а также так называемого сверх-Я,определяемого исключительно культуройобщества.

Однако может возникнутьсостояние, когда внутренние конфликтымежду Я и бесознательным, а также междусверх-Я и бессознательным разрушаютзащиту и наружу прорывается нашевнутреннее, не знающее культурысодержание. В этом случае может произойтиотклонение от культурных норм, выработанныхсоциальным окружением индивида.

3.В соответствии с социологическими, иликультурными, теориями индивиды становятсядевиантами, так как процессы проходимойими социализации в группе бываютнеудачными по отношению к некоторымвполне определенным нормам, причем этинеудачи сказываются на внутреннейструктуре личности.

Когда процессысоциализации успешны, индивид сначалаадаптируется к окружающим его культурнымнормам, затем воспринимает их так, чтоодобряемые нормы и ценности обществаили группы становятся его эмоциональнойпотребностью, а запреты культуры частьюего сознания.

Он воспринимает нормыкультуры таким образом, что автоматическидействует в ожидаемой манере поведениябольшую часть времени. Ошибки индивидаредки, и всем окружающим известно, чтоони не являются его обычным поведением.

Наличие в повседневной практике большогочисла конфликтующих норм, неопределенностьв связи с этим возможного выбора линииповедения могут привести к явлению,названному Э. Дюркгеймом аномией(состояние отсутствия норм).

По Дюркгеймуаномия — это состояние, при которомличность не имеет твердого чувствапринадлежности, никакой надежности истабильности в выборе линии нормативногоповедения [4. C. 121]. Роберт К. Мертон внеснекоторые изменения в концепцию аномии,предложенную Дюркгеймом.

Он считает,что причиной девиации является разрывмежду культурными целями общества исоциально одобряемыми (легальными илиинституциональными) средствами ихдостижения [2. C. 208]. Например, в то времякак общество поддерживает усилия своихчленов в стремлении к повышениюблагосостояния и высокому социальномуположению, легальные средства членовобщества для достижения такого состояниявесьма ограничены: когда человек неможет добиться благосостояния с помощьюталанта и способностей (легальныесредства), он может прибегнуть к обману,подлогу или воровству, не одобряемымобществом.

Р.Мертоном была разработана типологияповедения личностей в их отношении кцелям и средствам. Согласно этой типологииотношение к целям и средствам любойличности укладывается в следующиеклассы:

  • конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
  • новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
  • ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;
  • изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);
  • мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения [4. C. 122-123].

Прииспользовании этой типологии важнопомнить, например, что люди никогда немогут быть полностью конформными кнормативной культуре или быть полныминоваторами. В каждой личности присутствуютв той или иной степени все перечисленныетипы. Однако какой-то из типов обычнопроявляется в большей мере и характеризуетличность.

Такимобразом, отклоняющееся поведение играетв обществе двойственную роль: с однойстороны, представляет угрозу стабильностиобщества, с другой — поддерживает этустабильность.

Такнапример, при наличии в обществе илисоциальной группе многочисленныхслучаев социальных отклонений людиутрачивают чувство ожидаемого поведения.Происходит дезорганизация культуры иразрушение социального порядка.

Сдругой стороны, отклоняющееся поведениеявляется одним из путей адаптациикультуры к социальным изменениям. Неттакого современного общества, котороедолгое время оставалось бы статичным.

Даже совершенно изолированные от мировыхцивилизаций сообщества должны времяот времени изменять образцы своегоповедения из-за изменения окружающейсреды. Но новые культурные нормы редкосоздаются путем обсуждения и дальнейшегоих принятия всеми членами социальныхгрупп.

Новые социальные нормы рождаютсяи развиваются в результате повседневногоповедения индивидов, в столкновениипостоянно возникающих социальныхобстоятельств. Отклоняющееся от старых,привычных норм поведение небольшогочисла индивидов может быть началомсоздания новых нормативных образцов.

Постепенно, преодолевая традиции,отклоняющееся поведение содержащееновые жизнеспособные нормы, все в большейстепени проникает в сознание людей. Помере усвоения членами социальных группповедения, содержащего новые нормы, оноперестает быть отклоняющимся.

Заключение

Итак,мы определили, что девиантное(отклоняющееся) поведение — это поведениеиндивида или группы, которое несоответствует общепринятым нормам, врезультате чего эти нормы ими нарушаются.

Девиантное поведение — следствиенеудачного процесса социализацииличности: в результате нарушенияпроцессов идентификации и индивидуализациичеловека, такой индивид легко впадаетв состояние «социальной дезорганизации»,когда культурные нормы, ценности исоциальные взаимосвязи отсутствуют,ослабевают или противоречат друг другу.

Такое состояние называется аномией иявляется основной причиной отклоняющегосяповедения. Учитывая, что девиантноеповедение может принимать самые разныеформы (как негативные, так и позитивные),необходимо изучать данное явление,проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющеесяповедение часто служит основанием,началом существования общепринятыхкультурных норм. Без него было бы трудноадаптировать культуру к изменениюобщественных потребностей.

Вместе стем вопрос о том, в какой степени должнобыть распространено отклоняющеесяповедение и какие его виды полезны, асамое главное — терпимы для общества,до сих пор практически не разрешен.

Еслирассматривать любые области человеческойдеятельности: политику, управление,этику, то нельзя вполне определенноответить на этот вопрос (например, какиенормы лучше: воспринятые намиреспубликанские культурные нормы илистарые монархические, современные нормыэтикета или нормы этикета наших отцови дедов?).

Удовлетворительный ответ наэти вопросы дать трудно. Вместе с темне все формы девиантного поведениятребуют столь детального анализа.Криминальное поведение, сексуальныеотклонения, алкоголизм и наркомания немогут привести к появлению полезныхдля общества новых культурных образцов.

Следует признать, что подавляющее числосоциальных отклонений играет деструктивнуюроль в развитии общества. И тольконекоторые немногочисленные отклоненияможно считать полезными. Одна из задачсоциологов — распознавать и отбиратьполезные культурные образцы в отклоняющемсяповедении индивидов и групп [4. C. 126].

Списокиспользованных источников

  • Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. — М.: Центр, 1997.
  • Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.
  • Тощенко Ж.Т. Социология. — М.: Прометей, 1994.
  • Фролов С.С. Социология. — М.: Логос, 1996.
  • Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. — М.: Союз, 1996.

Источник: https://works.doklad.ru/view/FIaeVR4fFbs.html

Девиантное поведение: сущность, виды и механизм возникновения

Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Норильскийпедагогическийколледж»

Специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

РЕФЕРАТ

Девиантноеповедение:сущность,видыимеханизмвозникновения

Выполнила: Мельчакова Любовь Викторовна

группа 11, I курс дошкольного отделения

Научный руководитель: Зорина Ирина Николаевна

Норильск, 2015

Введение

1. Сущность девиантного поведения

1.1 Определение девиантного поведения

1.2 Сущность девиантного поведения. Определение социальной нормы

2. Виды и механизм возникновения девиантного поведения

2.1 Виды девиантного поведения

2.2. Механизм возникновения девиантного поведения

Заключение

Список литературы

Введение

Каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения — агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Такое поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным (от лат. Deviatio — отклонение).

Девиантное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны.

Девиантное поведение человека, в каждом индивидуальном случае вызывается разными стимулами, имеет свой механизм возникновения и является результатом взаимодействия разных систем: конкретной ситуации, социальной среды и т.п. Но, безусловно, наиболее значимые факторы способные спровоцировать девиантное поведение взрослого человека проявляются на стадии формирования личности.

Проблема изучения девиантного поведения в современном обществе имеет особую важность, учитывая, что социальные отклонения, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, такие взаимоотношения в зависимости от своего характера отрицательно или положительно влияют на социально значимое поведение конкретной личности и общества в целом.

Проблема девиантного поведения — это проблема общества в целом и её решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Основная цель данного реферата заключается в том, чтобы понять сущность и механизм возникновения девиантного поведения.

Для этого необходимо решить ряд задач:

1. Раскрыть значение основных терминов, проследить за многозначностью термина «девиантное поведение» и «социальная норма». Изучить функции, виды и регулирующее воздействие социальных норм.

2. Рассмотреть механизм возникновения отклоняющегося поведения личности и изучить проблему классификации видов девиантного поведения.

социальный норма девиантный поведение

1. Сущность девиантного поведения

В первой главе мы раскрыли значение основных терминов, используемых в нашем исследовании, проследили за многозначностью термина «девиантное поведение» и «социальная норма». Изучили функции, виды и регулирующее воздействие социальных норм.

1.1 Определение девиантного поведения

Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройстваи т.п.

Наряду с термином девиантное поведение равносильно можно использовать другие термины: делинквентное, асоциальное, антисоциальное, дезадаптивное, аддиктивное, неадекватное, деструктивное, нестандартное, акцентуированное, психопатичное, саморазрушающее, социально неадаптированное, а также поведенческая патология.

С точки зрения социально-нормативного критерия девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от социальных норм. Это самое распространённое из всех существующих ныне определений. Данная формулировка проводит тесную параллель между девиациями и процессом адаптации к социуму. По сути, девиантное поведение сводится к одной из форм средовой дезадаптации — неполной или неуспешной адаптации.

Определение понятия предполагает выделение существенных признаков явления. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности, которые помогут нам отличить его от других феноменов, а также при необходимости констатировать его наличие и динамику у конкретного человека:

1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей.

3. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.

4. Рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.

Исходя из сказанного выше, можно дать следующее определение девиантного поведения — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

1.2 Сущность девиантного поведения. Определение социальной нормы

Как мы выяснили девиантное поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространенным в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям, а также правовым нормам.

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет.

Для выявления сущности девиантного поведения, прежде всего, следует определить понятие «норма».

Социальная норма — это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации.

Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искаженного) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических нормах.

Социальные нормы выполняют функции оценки и ориентации личности, общности, а также осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением.

Они носят ярко выраженный волевой характер, но в отличие от индивидуального волеизъявления выражают типичные социальные связи, дают типовой масштаб поведения. Норма не только оценивает и ориентирует подобно идеям, идеалам, но и предписывает.

Таким образом, социальные нормы — это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и его конкретные параметры, они могут давать более полные модели, эталоны должного, нежели другие ценности.

Нарушение норм вызывает конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются действенным средством борьбы с девиацией, обеспечения порядка, устойчивости общества.

Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Так, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в общественном труде, которая появилась в результате закрепления повторяющихся совместных действий. Эта норма не потеряла своего значения и в настоящее время, хотя ее сегодня актуализируют другие культурно-исторические факторы.

Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм. Классифицируют их по разным основаниям. Большое значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нормы, нормы общества, групповые, коллективные. В современном обществе наблюдается сложная коллизия этих норм.

Выделяются нормы:

· по объекту, или сфере деятельности, действующие в области определенных видов отношений: политические, экономически, эстетические, религиозные и т. д.;

· по содержанию, регулирующие имущественные отношения, общение, обеспечивающие права и свободы личности, регламентирующие деятельность учреждений, взаимоотношения между государствами и т. д.;

· по месту и нормативно-ценностной иерархии — основополагающие и второстепенные, общие и конкретные;

· по форме образования и фиксации — жестко фиксированные и гибкие;

· по масштабам применения — общие и локальные;

· по способу обеспечения — опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата;

· по функциям — нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие;

· по степени устойчивости — опирающиеся на социальную привычку, обычай, традиции и не имеющие такого основания;

· и др.

В большинстве случаев отклоняющееся от социальных норм поведение корректируется с помощью социальных санкций.

Слабые и эпизодические формы девиаций, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия.

Методы и средства борьбы с устойчивыми девиациями определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.

Негативные формы девиации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция) являются социальной патологией. Они дисфункциональны, приносят значительный ущерб конкретной личности и обществу в целом. Но нередко социальные отклонения выступают как средство развития системы, преодоления консервативных и реакционных стандартов поведения, т.е. играют позитивную роль.

2. Виды и механизм возникновения девиантного поведения

Во второй главе мы рассмотрели проблему классификации видов девиантного поведения и изучили механизм возникновения отклоняющегося поведения личности.

2.1 Виды девиантного поведения

Существует множество видов девиантного поведения, но единой официальной и общепринятой классификации нет. Многочисленные попытки исследователей систематизировать поведенческие отклонения пока еще не привели к созданию единой классификации.

Трудности можно объяснить несколькими обстоятельствами. Основная причина заключается в междисциплинарном характере проблемы поведенческих девиаций.

Поскольку термин «девиантное поведение» используется в разных науках в различных значениях, постольку существуют и многообразные классификации поведенческих отклонений.

Среди других причин, объясняющих существование проблемы, можно назвать чрезвычайное многообразие форм человеческого поведения и неопределенность самого понятия «норма».

Все это существенно затрудняет как выделение общих критериев, так и создание единой классификации различных видов отклоняющегося поведения.

Виды, а также степень выраженности девиаций варьируются от безвредных проявлений до полного разрушения личности.

В то же время систематизации существуют и широко используются в рамках отдельных дисциплин.

Рассмотрим одну из ведущих типологий поведенческих девиаций, в которой отражаются основные виды девиантного поведения:

— Социально-правовая классификация;

— Педагогическая классификация;

— Клиническая классификация.

В рамках социально-правовой классификации в свою очередь выделяются социологическое и правовое направления.

Социологическое направление рассматривает любые девиации как отдельные явления. Отклонения группируются по нескольким основаниям: индивидуальные либо массовые, позитивные и негативные, отклонения у лиц, официальных групп и структур, а также различных условных групп.

Социологический подход различает также девиации по объекту, длительности, и по типу нарушаемой нормы — в которой выделяются такие виды девиантного поведения, как хулиганство, алкоголизм, наркотизация, суицид, аморальное поведение, преступность, бродяжничество, растление несовершеннолетних, проституция, коррупция, терроризм, деструктивные культы и т.п.

Правовое направление классификации под девиантным поведением понимает всё, что противоречит действующим правовым нормам или запрещается под страхом наказания. Главный критерий — уровень общественной опасности. Девиации делятся на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, а также дисциплинарные проступки.

Педагогическая классификация менее дифференцирована и нередко заимствована из других дисциплин. Понятие «поведенческие отклонения» в педагогике часто приравнивается к такому понятию как «дезадаптация», а такого ребёнка называют «трудным учеником». Отклоняющееся поведение у школьников имеет характер социальной или школьной дезадаптации.

Девиации школьной дезадаптации: гиперактивность, нарушения дисциплины, курение, агрессия, кражи, хулиганство, враньё.

Признаки социальной дезадаптации этого возраста: злоупотребление различными психоактивными веществами, другие аддикции (например, компьютерная зависимость), проституция, разные сексопатологические девиации, неизлечимое бродяжничество, различные преступления.

Клиническая основывается на возрастном и патологическом критериях, которые уже достигают уровня заболевания. Критерии взрослых: расстройства психики от употребления разных психоактивных веществ, синдромы психических нарушений, связанные с факторами физиологии, расстройства влечений, привычек, сексуальных предпочтений.

2.2 Механизм возникновения девиантного поведения

Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности. К сожалению, единая теория возникновения отклоняющегося поведения личности еще не создана.

В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве.

Более того, в некоторых отраслях знания выделяются специальные подразделы, изучающие девиации и механизм их возникновения.

Под механизмом возникновения понимается совокупность факторов, вызывающих или провоцирующих девиантное поведение.

Можно выделить следующие группы факторов, вызывающих отклоняющееся поведение личности:

— внешние условия физической среды;

— внешние социальные условия;

— наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;

— внутриличностные причины.

К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический и др. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, потенцируя стресс, могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения.

Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся:

— общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.);

— характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);

— микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

Наряду с рассмотренными внешними социальными условиями действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения.

В соответствии с теорией стигматизации девиации — следствие того, что само общество наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность).

Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность). Выделяют три основных типа стигмы: физическая стигма (врожденные аномалии и телесные увечья), дефекты воли (алкоголизм, наркомания, душевные болезни) и расовые стигмы.

Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например, далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот.

Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе). Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.

Другим важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают биологические, условия — та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

Биологические процессы играют определенную роль в формировании отклоняющегося поведения. Они определяют силу и характер наших реакций на любые средовые воздействия.

Несмотря на наличие фактов, подтверждающих существование биологических основ отклоняющегося поведения, они действуют только в контексте определенного социального окружения.

Более того, социальные условия сами по себе вполне могут вызывать биологические изменения в организме, определяя, например, реактивность нервной системы или гормональный фон.

Мы рассмотрели внешние и биологические условия, способствующие формированию поведенческих девиаций, и подошли к вопросу о психологических механизмах отклоняющегося поведения личности.

Существует несколько ведущих психологический концепций, проливающих свет на механизм возникновения девиантного поведения. Кратко рассмотрим экзистенционально-гуманистический подход.

Экзистенционально-гуманистический подход, рассматривает личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека, где специфические человеческие характеристики — это прежде всего духовность, свобода и ответственность.

Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей (с учетом объективных обстоятельств его жизни), за что он несет ответственность перед своей совестью.

Проблемы поведения так или иначе связаны с дефицитом этих качеств, т. е. с проявлениями бездуховности.

Согласно данной теории фундаментальной мотивационной силой в людях является стремление к смыслу. Людям требуется обнаруживать смысл, то ради чего стоило бы жить, буквально во всем. Поскольку смысл уникален для каждого человека и может быть осуществлен только им самим.

Тогда когда чем-то блокировано стремление к смыслу, возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Апатия и скука — ее главные характеристики. Экзистенциальный вакуум не только вызывает чувство бессмысленности и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия.

Таким образом, в соответствии с экзистенционально-гуманистическим подходом, девиантное поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла.

Заключение

Причины отклонений в поведении человека возникают как результат политической, социально-экономической не стабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений.

Обобщенные результаты позволили сформировать следующие выводы:

Что девиантное, или отклоняющееся, поведение — понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья.

Отклоняющееся поведение как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.

Проведенное исследование выводит нас на ряд актуальный проблем, требующих своего разрешения, в частности, необходимо более детальное исследование в предупреждении и профилактике девиаций детей и подростков в социальной сфере.

Следует также признать, что современные знания о природе отклоняющегося поведения личности скорее порождают новые вопросы, чем дают полные ответы на них.

Список литературы

1. Дюльдина Ж.Н., Морозова К.В. К вопросу актуальности духовно-нравственного воспитания детей в условиях современного общества: Социогуманитарные и медицинские аспекты развития современной семьи: материалы международной научно-практической конференции: Прага, 2013. С. 67-72.

2. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.

3. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие: СПб.: Питер-Юг, 2012. 352 с.

4. Менделевия В. Д. Психология девиантного поведения: СПб.: Речь, 2005. 445 с.

5. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: М.: Академический проект Трикста. 2005. 336 с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00621557_0.html

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

В зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy/

Реферат: Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения

Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения

Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Социология»

Научный руководитель

Дата

Сыктывкар, 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

………………………………………………………………………………………………

3

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения

………………………………………

4

Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения

………………………

8

Заключение

…………………………………………………………………………………………….

12

Список использованных источников

…………………………………………………………

14

Введение

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития.

Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Отклонение в поведении — девиантное поведение — является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.

Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.

Для этого необходимо решить ряд задач:

1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C.7];

2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев различные подходы к изучению указанной проблемы.

Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей , необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение — это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.

Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер.

Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Рассмотрим различные виды социальных отклонений.

Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее.

Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями.

Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения.

Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

Индивидуальные и групповые отклонения.

индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах.

«Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы.

В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) [4. C. 113].

Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым.

Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:

сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.

Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности.

Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

личностные качества — личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

счастливый случай. Большие достижения — это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Рассмотрим теперь основные причины возникновения отклоняющегося поведения.

Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона.

В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [4. C. 118]. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов.

Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть и муху.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З.

Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного — это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное.

Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества.

Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.

Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания.

Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э.

Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм).

По Дюркгейму аномия — это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [4. C. 121].

Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [2. C. 208].

Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.

Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:

конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;

новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);

ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;

изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);

мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения [4. C. 122-123].

При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.

Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой — поддерживает эту стабильность.

Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.

С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным.

Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп.

Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов.

Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.

Список использованных источников

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. — М.: Центр, 1997.

Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.

Тощенко Ж.Т. Социология. — М.: Прометей, 1994.

Фролов С.С. Социология. — М.: Логос, 1996.

Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. — М.: Союз, 1996.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-291961.html

Refy-free
Добавить комментарий