Детство Лермонтова

Детство и юность М.Ю. Лермонтова.

Детство Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября (старого стиля) 1814 года в Москве. Вскоре его перевезли в усадьбу его бабушки Е. А. Арсеньевой – село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (теперь село Лермонтово, рис. 1).

Рис. 1. Тарханы: усадьба Е. А. Арсеньевой, где прошли детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова (Государственный Лермонтовский музей-заповедник) (Источник)

Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, был бедным тульским помещиком (рис. 2).

Рис. 2. Ю.П. Лермонтов. Отец М. Ю. Лермонтова. Неизвестный художник. 1810 (Источник)

Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого дворянского рода (рис. 3).

Рис. 3. Портрет матери М.Ю.Лермонтова, Мария Михайловна Лермонтова, неизвестный крепостной художник (Источник)

Бабушка поэта не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Вскоре после рождения сына Мария Михайловна заболела туберкулёзом и умерла, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трёхлетнего сына. После смерти жены Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки, и беззаветное служение внуку станет смыслом всего её существования (рис. 4).

«Нет ничего хуже, как пристрастная любовь, но я себя извиняю: он один свет очей моих, все моё блаженство в нём». Это будет написано Елизаветой Алексеевной много лет спустя, в январе 1836 года.

Рис. 4. Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773–1845), бабушка Лермонтова по матери. Портрет неизвестного крепостного художника (Источник)

Рис. 5. М.Ю. Лермонтов ребенком. Портрет работы неизвестного художника (Источник)

Как ни мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, всё же эта тяжёлая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нём мечтательность, задумчивость. В поэме «Сашка» Лермонтов так говорит о своих детских годах (рис. 5):

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он жадному сомненью сердце предал

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить мир воздушный

И в нём терялся мыслию послушной…

Бабушка не жалела средств для воспитания внука. По дворянскому обычаю, в качестве воспитателей были приглашены иностранцы. Нянькой Лермонтова была старушка-немка, гувернёром – бывший сержант наполеоновской гвардии.

Он много рассказывал о Наполеоне, его походах, пожаре Москвы. По воспоминаниям троюродного брата поэта А. П.

Шан-Гирея, к двенадцати годам Лермонтов свободно владел немецким и французским, «был счастливо одарён способностями к искусствам; уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно…» (рис. 6).

Рис. 6. М. Ю. Лермонтов в детстве. Портрет работы неизвестного художника (Источник)

До десятилетнего возраста Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ, в нынешний Пятигорск (тогда Горячеводск).

Поездка, предпринятая летом 1825 года, когда мальчику было уже 10 лет, произвела на него огромное впечатление.

Величественная природа, необычное население, рассказы раненых и больных офицеров, лечившихся в Пятигорске, о войне с горцами, о кавказских пленниках – всё это оказывало сильное воздействие на впечатлительного мальчика, будущего поэта Кавказа.

Самое яркое воспоминание об этой поездке – первая любовь. В глубокой тайне держит десятилетний Лермонтов свои страсти. Никому и в голову не приходит, что резвый мальчик в курточке, сшитой домашним портным, мучается над загадкой сердца человеческого… Совсем ещё юный Лермонтов запишет в одной из своих тетрадей:

«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?

Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша собою была она или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему.

Один раз, я помню, я вбежал в комнату, она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь: с тех пор я еще не любил так… с тех пор…я никогда так не любил, как в тот раз.

Горы Кавказские для меня священны…»

Поездка на Кавказ в 1825 году значительно улучшила здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал общеобразовательные предметы и иностранные языки, рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу.

Разнообразные впечатления откладывались в его душе и давали пищу для размышлений: он слушал рассказы об Отечественной войне 1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян как в имении бабушки, так и у соседей-помещиков; крестьяне тайком рассказывали ему о пугачёвском движении, которое докатилось и до имения Арсеньевых. В Тарханах узнал Лермонтов о восстании декабристов и о расправе с ними Николая I.

В 1827 году бабушка с внуком переехала из Тархан в Москву, так как надо было подумать о школьном образовании мальчика. Его стали готовить к поступлению в университетский Благородный пансион. В 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. В пансионе Лермонтов оставался около двух лет.

Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича.

Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя, пригрозив, как и раньше, отписать всё своё движимое и недвижимое имущество в род Столыпиных, если внук по настоянию отца уедет от неё.

Юрию Петровичу пришлось отступить, хотя отец и сын были привязаны друг к другу и отец, по-видимому, как никто другой понимал, насколько одарён его сын. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует его предсмертное письмо сыну: «…

Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что ты одарен способностями ума, – не пренебрегай ими и всего более страшись употребить оное на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу».

Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его. Лето он провёл в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина.

С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном».

Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро, духовный мир определялся резко.

Лермонтов не пробыл в университете и двух лет. А после, под влиянием петербургских родственников, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Эта перемена карьеры отвечала и желаньям бабушки. Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Об умственном развитии учеников никто не думал; им «не позволялось читать книг чисто-литературного содержания».

Накануне вступления в школу Лермонтов написал стихотворение «Парус»; «мятежный» парус, «просящий бури» в минуты невозмутимого покоя – это всё та же с детства неугомонная душа поэта (рис. 7).

ПАРУС

Рис. 7. Автограф стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» (Источник)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832

ЛАЗУРЬ – устар., светло-синий цвет, синева.

МЯТЕЖНЫЙ – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся. Синоним – беспокойный.

Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством и мятежными стихиями. 

Развитие поэтической мысли в стихотворении «Парус» своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.

КОМПОЗИЦИЯ – это построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

В двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает противопоставление паруса и лирического героя стихотворения. 

Центральный образ стихотворения – это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером. 

В стихотворении две сюжетные линии.

СЮЖЕТ – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Первый сюжет (назовём его внешним) – движение паруса по просторам морской стихии. Второй связан с пониманием тайны паруса. Картина бескрайнего и одинокого моря навевает поэтическое раздумье. У лирического героя возникают вопросы: 

Что ищет он в стране далёкой, 

Что кинул он в краю родном? 

Антитеза «ищет – кинул», «далёкой – родном» вводит в стихотворение контраст, который и служит основой композиции в данном произведении. 

АНТИТЕЗА – противопоставление характеров, событий, поступков, слов.

Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М (такое выразительное языковое средство называется аллитерацией) и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля. 

АЛЛИТЕРАЦИЯ – выразительное средство языка: повторение одинаковых или однородных согласных звуков с целью создать звуковой образ.

Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрыпит».

Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся звуки С, Т, Ч, Щ.

Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания того, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: 

Увы! Он счастия не ищет 

И не от счастия бежит!

Усиливает ощущение безнадёжности и мятежности инверсия.

ИНВЕРСИЯ – изменение порядка слов в предложении с целью выделить значение какого-либо слова или придать необычное звучание фразе в целом.

Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения. 

И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: 

А он, мятежный, просит бури,       

Как будто в бурях есть покой! 

Пейзаж в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописен. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).

ПЕЙЗАЖ – композиционное средство: изображение в произведении картин природы.

Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами: «одинокой» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный! 

ЭПИТЕТ – изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого.

Жажда борьбы и свободы – основной мотив стихотворения. Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

Список литературы

  1. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Маскарад. – М.: Рипол Классик, 2003.

    Рис. 8. Обложка книги М.Ю. Лермонтова «Стихотворения. Маскарад» (Источник)

  2. Лермонтов М.Ю. «Стихотворения»/Серия «1С:книги»/MP3-CD/Исп. А. Казаков. – М.: ИДДК, 2007.

    Рис. 9. Обложка аудиокниги «Лермонтов М.Ю. «Стихотворения»/MP3-CD» (Источник)

  3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной – М.: 2012.

  4. Михайлов В. Жизнь замечательных людей. Лермонтов. – М.: Молодая гвардия, 2012.

    Рис. 10. Михайлов В. «Жизнь замечательных людей. Лермонтов» (Источник)

  5. Русские писатели. XIX век: Биографии. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы./А.М. Марченко. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) – М.: Дрофа, 2000.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841) – художник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  2. Виртуальная экскурсия по музею-заповеднику «Тарханы» заповедник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  3. Государственный музей-заповедник «Тарханы». Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  4. Михаил Юрьевич Лермонтов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  5. Тарханы. Государственный Лермонтовский музей-заповедник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).

Домашнее задание

  1. Выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» наизусть. Подготовиться к выразительному чтению.
  2. * Лингвистический эксперимент.

    Цель – установить, для чего в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» используется инверсия.

    Гипотеза: инверсия помогает предать настроение лирического героя, делает стихотворение поэтичным, музыкальным.

    Пример оформления работы

    Первая строфа (вторая строфа, третья строфа)

    1. Найдите инверсию.

    2. Запишите строку, используя прямой порядок слов.

    Ваши наблюдения (что изменилось):

    1.                   

    Итоговый вывод: …

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/6-klass/proizvedeniya-russkih-pisatelej-19-veka/detstvo-i-yunost-m-yu-lermontova-parus-zhazhda-borby-i-svobody-osnovnoy-motiv-stihotvoreniya

������� ���������� 2 �������� (����� ���������� �������) / �����.��

Детство Лермонтова

����� 2 ������� 1814 ����, � �������, �������� ��������� ����������, ������� � ����������� ������ ������� ��������� ����������, ��������� �����: ���� ���� �� ������, ����� � �� ��������� � ���-��� �����. ������� � �������� �� �������� �� �������� ������ ����. ��������� ������ �� �������� ������� ���������, � ���� �������� ���������, ������� ������� � �����, ��� �������� ����.

��������� ���������� ����� ������, ����� ������� ����, �������� ������ ������ � ����� ��������� ������� ������� �����������. �������� ���� ����������� ��� � ������ �� �����, ������ �������, ��� ������������ ���� �� ������� ���������. ���� ��������� ��-������ ������ � �� ����� 1809 ���� ������� ���� ���������� ����� � �������. ������������ ���� ���� ��� ��� ����������� � �������� � �����.

������ ���������� ��� ���, ���������, ����, ����������, �������������, ������� � �������. ������� ���� ������ � ���������, �� ����� ���� ������ ������ ������� � ���������� �����, ������� ����������� �������� ��-�� ������������ ��� ������. ������� �� �������������� � �������� ����, ��� ������� ������ ����� � ���������.

������������� ����� ���� � � ��������� ����������, ��������� ����������, ������� ������ ������� �����: � ����� ���� ��� ������� ������� ������� ������. ������, ��������� �������� ���������, ��� ������� �� ��������, ������ ��� ���� ����������������.

�� �� �� ��������� ������� ����� ���������� ����������, �� ������ ���� �������� ��������, �� �� ������ ����������, ����������� � ����������������, � ����� � ��������������, ����� ���������� � ���, �� � ����� 1809 ���� ��� ����� ������� ���������, ��� �� ������������� �� �������� ������� ������� � ������� ������� ���������� ���������.

�������, ��������� ��������� ����������� ��� � ������ ��������� ���������� �� �����. � ���� ������� ������ ���������� ���� ������������� ����������� ����������, ��� � ������ ��� ������ � �������. 1 ������ 1810 ���� � ������� ���� ���������� ������ � �������� �� ����� ����� �� �������� ��������� �� �������� �������� �������.

�����, ��� ��������� ���� ����������, ��������� ����������� � ����������� � ������� �������� �����������. ��� ������� ��������: ���, �� ������� ����� ����� ������� ������, � ���, �������� ������������, � ����� �� � ����. ���� ����������, � ��� ����������� ����� ����� ����������. �� �������� � ������� ����, ��� ��������� � ���������� ����������.

�����, � ��� ����, ������� ���������� �������� ����. � ������ ����������, �������� � ��������� ���� ����������, ����������� ���� �, ����� �� ������� ������� �� ����������� �������. ����� ��� �������, ��� ���� �������� ����� � ������� � �� �� �������, �� ��������� � ���� � ���� � ���� �������. ������������ �� ��� ���������� ����� �������� �����: �������, ����� �� �������, ����������.

��������� ��������� �������� � ������� ���� � ������� ��� �� ���� ��� �����������, � ����� ��� ���. �������� ������!� � � ������ � ������� �������� ������� ��������� ����������, ��������� ���������� ���������, ��������, ��� ����� ���� �� �����, � �������� ������ �����. ������������ ����� �����������. ����� ������������ ������ ��������� ����, ��� ��������� ������ � � ����� � ������.

��� � ����, ����� � ����� ���� ������������� ����, ��� ������������� � �������� ������ �������: ������ � ���� ��, ��������� � ��������� �����? � ���� ������ �� �������, ����� ��� ��� ����� ������ ���-��. ����� ��, �������, ������� ����� � ������������? ���������� ��������! ������� ������ ��� � ���� �� ��������.

Ÿ ������ ������ �������: �����, ������ ���������� ������������� ���� �� �����, ������������� ��-�� ����������? � ���� ���������� ��������� ����� ��������� � ��������� � ������� � ����, ��������� �� ����, ��� ��������� ����� ����������� ������. � ����� ��� ������������ � ������ ������� ���������� ����������.

������� ���� �������, ��������� ���������� ������� ����������� ��� � ��������� �������� ������ �������. ��� ����������: ��� ������� ����� ����� ����� ���� ��� ��� ��-�� ���� ����� � ������� �� ����� �������� � ��������� �����. ������� ���� � ������ � �����, ��������� ��������� �����, �� �� �������� ��� �� ������.

����������� �������, ��� ������� ���� �� ����� ����������, ������� ������ ��������� ���� ��������� ������ �� ������ ����������� ����� � ��������. �����, ��� ��������� �� ������ ���� ������� ���������, ������ ��� ����� ���� �������� ���� ����� ���.

������ �� ���� � ����� ������ ������� ����� � ������������ ����������� ������ � � ���, ��� ������, ������ ��� ����, ����� �������: ������� ������� ������!� ��� ���� ������ ����� ��������� �� ������������ ����, ���������� �� �� ���������. � ������� ������ ��������� � ��������� ���������� ���� � ����������� � ���.

������ ����� ���� �������� ��������� ���������� �� ��� ������� ��� � ����� ������� �������� � �������, ��� ������� ���� ���������� ��� ��� ���� ����� ������������ � ���������� ����, �� ����� �� � ��� ������ ������ ������. ����� ��������� ���������� ������ ������� ������ � ����� ����. �� � ���� ������ ������� ��������� ����� � ����� �����. ����� � �������� ������� �������� ���������.

���� ������ ��������, ���������� ������� ���������� ����������� ���� �������� ���������� � �� ����������. � ���������� ���� ����� �� 28-������ ������� ���������: ��������, ��������, ����������, ����� ��������, ������ � �� �������, ������� ���������, �� � ���� � ������� �����, ���������� � ����, ���������� ������� ���������.

������� � ������������ ����� ����� ������, � �������������: ����� ������ ����� ������� ������������ ������ �� ����������. ���� �������� ������ ����� � ������ �������� � ������� ���. �� � ���� �� ������� �� ����, ������� ������������� ���� ������� � ���������� �� �����. ����� ��� ���������� � �������� ����. ������� �������� ���������� �� ������� ��������.

�� ��� �� ������� ������������ ����� ���. �� �������� ��������� � ������� � ��������� � ������. �� �������� ������������ �� ���� � ������ ���� �������� �� ������� ���� �����, ������� �� ��������, �������, ������������� �� ���� ������ � ����, ��������� ����� ��� ������������ ������� ����� ����.

����� �������������� � ���������, �� ����� � �������, ����� � ����� ��� ������ ������� �� �������� � ��������: � ��� ���������� � ������� ��������, ������ ��������� � �������� ���������, � ����������, � ������� ��������, � ������������ ��������� ����� ���������� ������� Ը�����, ���������� ��� ������������, ����� � ������, ���� �������� �������� � ����, ������ ������ ���������� �� ������� � �������� ����������. ������� ��������, ������, ��� �� ����� ������. ����� �� ������ ���� �������� �� ��������: ����� ���������, ��� ������� �������� �� ���� � ��� ����������, � ����������� �����. ����� ��� ���������, �������, ��� ���� ���� ����� �������. ������ � ������������ ���� ���������, �� ����������, ����� �������� �� ������. ����� ����� �������, ����� ���-�� ������� ��� � ���, � �������� � ������� ����� ����������. �� ��������� ����� �� ����� �� ������� ���� ���� � ������ ��������� ���� ��������. ��������!� � ������ ���� ��������� ����������� �� �������, �� ��������� �� ����� �� �������, ����� ����������� ���� � ��������. ������� �� ��� ������ ���� ����� ������������, � ��������� ���������� ��������: � �� ������������. �������! �� ���� ������. ���� ��� ��������. � ��� ����?� ����� ����! ������ �������. ����� ������������. ��������� �������� ������ ����. ���������� � ��������� ��������� � ���� ����������. ����� �������� ���������� �� �������������. �� ��� � ��� ���������� �����. �������������� ������� ������� ������� ��������� ������������� � ��������� �������. ��������� � ������������ ����, ���� �������� ���� ������������ ���� �� ����� � ���, ������� ���� ������ ��� �� ��������. ������� ������� ���������, � ������� ���������� � ��������� ������� ������ ��� �������. ��� ������� ��������� ������ ���� �������. ������� ���� ������������, �� �������� ��� ���������, ��� ��� ������� ����, ��� ����� ������. ���������� ��������� �������� �������: �������� ������, �� ���� ���������, � ������ ���� ���������. ��������� � ��� ��� ������������ ����, ���� �������� ��������� �� ����. ���� ������� �������. �� �� � �������, �� ��� � �� ���� �������. ���� ����� ���������� ���� ����� ������ � ���� � ���� � ���������� � ������ � ����:� ������� ����� ����, � ������� ��, ������������ ��� ������. � ������ ���� ������� �����������. �� � ���� �� �������. ����� ���������.� ������, � ���������� ���������, �� ����������, � ��� ����� ����.� ��� �� ������� ������� ����? � �������� �� ����� � ��������, �������� ��������� ����������.� �� �� ������, � ��� � ���� ���������� ����� ���� � ϸ��.� ����� ����, �� ������ �������� �������� ������?� ����������.� � � ��������� �����, � ������� ��� �����, �� �������� ����������. � ������� ������� ������ �������� � ����� ��������� �������, ��� ����� ����� ��� ��� ������� ��������, ����� ��������� �������. ����� ������, ���� ���� ������ � ������ ���������� ��� ������ �����.� ����, ��� ��� ������ ��� � ������ ������� ����������. ���� ������������, ��� �� ������� ���� ������� � ��� ������������ ������ ��������� ������ �� ���. � ������ ����� ������� � �� � �������� � �������. �� ��� �� ���� �������� ��������? ��� ���� ��� ������� �� �����������. � ������������ ��� � ������, � ������ ��� ������ ����� ������������� ����� ����� ���� �����������. ������ � ���������, ���� �������� ������� ������, � ��������� �������� ��������� ������� �����������, �� � ���� ��� �����.� � � ��� � ���� ������ ��������. ���� � ���� ���� ���� ���� ������������ � ����� ��� �������� �����, ���� �������� ��� ��������. ������, � � ���� ���� ����� ��� ��������. ��������, �� ��� ����������� � �������, ������� ��������� � 12-� ���� ��� ��������. ��� ����� �������� �����?� �� ������ � ���� ������� ��������� ����������?� ��.� �� �� ����������� ������ � ������ ����� ������ ����.� ����� ��� �����? � ���� � ������� ����� ������ 1 ����, � ������� ������� � 8 ������, ������� ����� �� ��� ��������. ������� � ��� ����������, ��� ����� ������� �������� ����������� � ������ ��������. � � ����� ������� ����� �� �������. ���� �������� ����� ���� ���������, ��� ������� ϸ�� ���� ������� �����������, �� �������� ����, �����, ��� � ���� ������� ����������.� �����, ���� ��-������, � ��������� ������� ��, �� ���������� � ���� � ���������� ��� ��������.� � ���� ���� ����� �������� � � ������������ ������� ���� ��������� ����������. �� � ���� ����� ������ ���. �� �� ��� ������. �� � ��� ��������� � � ��� � ������������ ������.� ��������. Ը��� �������� � ������� �����, ������, ������� � �������� �� ���� ����������.� ��, ����� ����, ������, � ��������� ��������� ��������� ���������� � ����������� � ����.  ��� �������� �����������, ���� �������� ���� ����� � �������. ��������� ��������� ������ ������ ������� � �������������� � ��� ����������� �������� �������� �������. � ����� � �������� �� ����? � ������� ��������� �������.� �������, �����, ������ �� �������, � ���� ������ �������� ���������.����� ����� ���������, ��������� � ��������. ������� ������� ���������� ������������ ��� �, �� ���������� ������ ����� ������ � ������, ����� ������������ �������� � �����.� �����, �����, � ������ ������� ����, � �������� ���������� ���. ��������� �����, �������� ������ ����� �������, ������ ������ � ������ � �������� ������� � ��� ��������� ����� ��� ������� ����������� ������������ ����������� ���� ������:      � ��, ������� �����,     �� ������ �� �� ���.     ���� ������      ����� �����.     ���� �������?      ���� � ������.     � ��� ����-��?     � ����� �����.     � ��� ������-��?     ����� ������.     � ��� ����?     ���� ������.     � ��� ����?     �� ���� ����.     � ��� ����?     ����� ��������.     � ��� �����?     ���� ���������.     � ��� ����?     � �������� ����.     � ��� ��������?     ����� ��������.     � ��� �����?     �� ������ �����.     � ��� �����?     �� ����� ����.     � ��� �����?     �������� �����. 11 ������� �������� ��������� � ����� ��� ����������. ���������� ��� ����� ������ �� ��� ���� � ���� � ������� ����, � ������ ������� ���������� �������, ������ ������� �������� � ������ � ���������� ����� �����. �������������� ���� ������ ����������. ������� ������� ��� ��������� ����������, �������� �������� � ���������� ����� �������. ������ �������� �����, ���� �� �����, �������� � ����������� �����, � �������� �������� � ������ ���� ��������, ����� ������� �����. ����� �������� �������� ����� � �����������, ����� ���������� ����� � �������� ����������� ��������� � ��������� ������� ��������� ��������, �������� � �����. ��� �� ����� ����������� �� ����, ���������� ��������� � ���������� ����� ���������, � ������� � ���������� ������� ��� ������������� ����, ���� ������-��������� ������ ��� �� ��������� ����. ����������� ����� ��������. 15 ���. �.������� ������� ����������� � �����: ������� �.�. ������� � ���������� ������� ����������. � ������: ���������� ������ ��� �������������� ��������; �����������: �� ���� �����, ������������ ����������� �������, 2014. � 288 �., ���., ���. �. 12-18.

���������� �������     http://proza.ru/2014/03/25/1544

��������� �������      http://proza.ru/2014/03/25/1576 ���������� �������:

������� ��������, ���������� � ������ ����   http://proza.ru/2014/03/25/1700

����������� ��������      http://proza.ru/2014/03/25/1706
����������� ������������ ����    http://proza.ru/2014/03/25/1720
�������� ������������      http://proza.ru/2014/03/29/2197 �����! ������ � ���� ������ �������� �����������… � ��������. ������� ������������� � ������������ ��������������. ��� ��: � ���, � ����, � ���� — ��������� �����.

����� ����������   16.10.2014 10:40   •  ������� � ���������

Источник: https://www.proza.ru/2014/03/25/1560

Детские годы Лермонтова

Детство Лермонтова

Детские годы — важный этап в жизни каждого человека. В эту пору формируется его личность, происходит становление характера и создаётся модель поведения. Ключевую роль в этом процессе играют родители.

Отец будущего поэта Михаила Лермонтова, Юрий Петрович обучался в первом кадетском корпусе, потом служил в Кексгольмском пехотном полку и в 1819 году 7-го ноября вышел в отставку в чине капитана. Он жил в своей маленькой деревеньке, в Ефремовском уезде Тульской губернии. Рядом с его деревенькой было большое село Васильевское, богатое имение Арсеньевых.

Михаил Васильевич Арсеньев, владелец Васильевского, был женат на Елизавете Алексеевне Столыпиной, выдающейся женщине. Арсеньевы и Столыпины были родовитые, столбовые русские дворяне, владевшие многими поместьями в Тульской, Пензенской и Саратовской губерниях.

Когда Юрий Петрович обитал в своей деревеньке, Елизавета Алексеевна Арсеньева, урождённая Столыпина, была уже вдовой и жила в Васильевском со своей единственной дочерью Марией Михайловной.

Мария Михайловна, девушка очень чувствительная и мечтательная, любившая живопись, поэзию и музыку, как-то встретилась с красавцем Ю.П.Лермонтовым, познакомилась с ним и полюбила его. И мать и сановитые родственники были против этого брака; но Мария Михайловна вышла замуж за Юрия Петровича, и они искренне любили друг друга.

Мария Михайловна жила недолго. Она была хрупкой, нежной, часто болела.

Ради лечения Лермонтовы переехали в Москву, где в 1814 году второго октября в доме генерал-майора Толя, что у Красных ворот, родился у них сын Михаил, который крещён был 11 октября в церкви Трех Святителей.

Не прошло и трёх лет после рождения будущего поэта, как 24 февраля 1817 года, мать его скончалась. Бабушка Елизавета Алексеевна, любя страстно внука, отобрала его от отца и увезла в своё дальнее поместье в село Тарханы, Пензенской губернии, Чембарского уезда.

Таким образом, ребёнок в самом раннем детстве лишен был и материнской ласки, и отцовской любви, и всю свою недолгую жизнь страдал от одиночества, искал родной души и так и не нашел её.

Он сохранил благоговейное, исполненное любви воспоминание сына о своём отце, и пред ним всегда и всюду восставал милый и дорогой образ его любимой матери. Он всю жизнь не мог забыть, как мать пела над его колыбелью.

Песня эта в детские годы вызывала у него слёзы; приятный голос матери слышался ему позднее и на дальнем Кавказе; чуткий слух его никогда не терял знакомого мотива.

Раннее лишение матери и отца вызвало потом у поэта появление горьких стихотворных строк.

Бабушка сильно любила внука, не скупилась в расходах на его воспитание, тратила по четыре тысячи в год на обучение разным языкам и сильно баловала его. В Тарханах он окружён был исключительно женским обществом. Зимой по вечерам Миша просиживал в детской со старушкой-немкой, его бонной, и горничными девушками.

Девушки пели мальчику песни про волжских разбойников. Старушка-бонна рассказывала древние легенды про подвиги рыцарей, закованных в брони, разные похождения карликов и великанов, про борьбу с чудовищами, — и его воображение наполнялось чудесами дикой храбрости и мрачными картинами; пред ним проносились видения не только во сне, но и наяву.

Он разлюбил игрушки и начал мечтать.

В нём рано проснулось необычайно живое воображение, оно тянуло его к величавым, мрачным образам, ко всему бурному, героическому. Это настроение часто сменялось тихой мечтательностью.

Чуткий, внимательный, пылкий Миша Лермонтов страстно любил природу, и барская усадьба в селе Тарханы, где прошло его раннее детство, являлась для него приятным уголком, — тут, вдали от пыльной дороги тянулся большой парк, замыкавший собою прекрасный сад с оранжереями и теплицами, и всюду были чудные цветы…

Но при всей мечтательности, при всей склонности к грусти и ранней тоске, натура у Миши была энергичная, твердая и стремительная, что подчас проявлялось в детстве в резких шалостях.

Детские годы Лермонтова, протекавшие без любимых родителей, были осложнены и болезнью мальчика. Миша Лермонтов всё своё детство страдал золотухой. Болезнь эта хотя и ослабила его тело, но развивала в душе нравственную силу. Он рано сосредоточился, ушёл в себя и приучился думать.

Из-за болезни, не имея возможности развлекаться обыкновенными детскими забавами, Миша начал искать их в самом себе. Воображение для него стало новой игрушкой. Он воображал себя волжским разбойником, среди синих и студёных волн, в тени дремучих лесов, в шуме битв, в ночных поездках при звуке песен, под свист волжской бури.

Он побеждал страдание тела грёзами души, но этих грёз никто не мог понять.

Ему только девять лет от роду, а он уходит в себя, никому не поверяет своих страданий, своих огорчений. Нет у него друзей, сверстников. В нём развивается самоуверенность и неприятие окружающей жизни. Он одинок и несчастлив; всякое одиночество и чужое несчастье кажется ему своим. Он считает себя чужим среди людей, и вместе с тем жаждет и ищет родной души, одинокой и страдающей.

https://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

Когда Михаилу исполнилось десять лет, бабушка повезла его на кавказские воды, для поправки здоровья. Настроение мальчика, с самого детства мечтательное, часто мрачное, теперь получило новый импульс, — Кавказ овладел им всецело и на всю жизнь. Потом он часто, в радостях и муках, уносился мыслью к родному его душе Кавказу.

Скалы, горы, уходящие в облака, до последних дней (нить жизни его была оборвана разом среди этих же ущелий), говорили ему о далёкой горной Шотландии, родине его предков, об отважных сынах гор, свободных и вольных, как горные орлы.

Осенью 1825 года Миша Лермонтов с бабушкой возвратился из Пятигорска снова в Тарханы.

Как выглядел мальчишкой Лермонтов? Смуглый, подвижный, с чёрными, блестящими глазами, мечтательно задумчивый Мишель, как его звали тогда, в зелёной курточке, с клоком светлых волос, падавших на лоб, резко выделявшихся в шапке чёрных, как смоль, волос, хотя и был мал ростом, но не походил на ребёнка его лет.

Он уже переписывал в толстую тетрадь интересовавшие его стихи, многие из них пересказывал по-своему. С этого времени и началось его учение.

При нём уже были высокий, сухощавый француз Копэ и грек, бежавший из Турции в Россию. Но ни грек, ни греческий язык Мише не полюбились.

Француз Копэ тоже мало привязал его к себе и к французскому языку, так что в детской тетради Мишеля встречается очень мало французских стихов.

Детские сны у Миши Лермонтова были особенные, не ребяческие. Так он рассказывал позднее, вспоминая о своём детстве: «Я помню один сон, когда я был ещё восьми лет. Он сильно подействовал на мою душу.

В те же лета я один раз въехал в грозу куда-то и помню облако, которое небольшое, как бы оторванный кусочек чёрного плаща, быстро неслось по небу: это так живо предо мною, как будто вот теперь вижу.

Когда я ещё был мал, я любил смотреть на луну, на облака, которые, как рыцари в шлемах, теснились вокруг неё – будто полные беспокойства».

Фантазия юного Лермонтова богата. Он с детских лет мыслит уже образами, сравнениями, в нём живёт душа могучего поэта. Он владеет тонким прирождённым чутьём живых, стройных созвучий, и потому прежде всего его захватывают пленительные стихи Пушкина и мягкая грусть поэзии Жуковского.

Одиннадцатилетний Миша полностью переписывает в свою тетрадь «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, туда же им списан и «Шильонский узник» Жуковского.

Сердце этого мальчика – чувствительное, тоскующее, неудовлетворённое, оно жаждет простора и воли, стремится к пленникам, узникам, понимает страдания людей и живёт ими.

Так шла жизнь его в Тарханах.

Детские годы Лермонтова шли своим чередом…

Источник: https://DetskiyChas.ru/school/lermontov/detskie_gody_lermontova/

Детство Лермонтова

Детство Лермонтова

Шел 1814 год, Русские войска возвращались из-за границы и вступали в опаленную пожаром Москву. Она, ликуя, встречала победителей. В маленьком домике у Красных Ворот, в ночь на 3 октября 1814 года, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Невеселым было детство этого мальчика.

Его мать, Марья Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но терпеть не могла отца его.

На этой почве начались семейные распри.

Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы — в имение его бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта.

Тарханы обогатили Лермонтова впечатлениями, которые оказались важными для воспитания его характера и для его мировоззрения. Здесь он познал неброскую красоту среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта.

Услышал и полюбил народные песни и предания о волжских разбойниках, а также о Стеньке Разине и Пугачеве.

В 1817 году умерла мать Лермонтова. Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок матери, напевавшей ему грустную песню. Семейные отношения с ее смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки.

Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце.

В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки… Е.А. Арсеньевой это не нравилось.

Для Лермонтова это была драма. В 1831 году, в год смерти отца, Лермонтов писал с горечью и мукой: Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть…

Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской — изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном — мальчик рисовал на нем цветными мелками.

Первое время у него была нянька — дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова. Вскоре ее заменила бонна — воспитательница-немка Христина Осиповна Ремер, человек очень добрый и справедливый. «Все ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимой устраивалась гора, на ней катали Мишеля.

Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, плясали, пели, играли, кто во что горазд. Все, которые рядились и потешали Михаила Юрьевича, на время святок освобождались от урочной работы», — пишет П.А. Висковатый.

Если случалось ему заболевать, то в «деловой» девушки освобождались от работ и им приказывалось молиться Богу об исцелении молодого барина.

В доме постоянно жили мальчики — сверстники, дети родственников и соседей. Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости, скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали потешные бои на манер Петра I. Часами пропадали в лесу и на речке.

Во всех играх Лермонтов — командир, неистощимый на выдумки. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе. «У бабушки было три сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь.

Зимой немного теснее, зато на пруду мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену, тогда еще не было запрету, сходился на кулачки, и я помню, как раз расплакался Мишель, когда Василий-садовник выбрался из свалки с губой, рассеченной до крови,»- вспоминает друг детства А.П. Шан-Гирей.

Крестьяне из Тархан запомнили такой случай из детства Лермонтова: Вышел однажды Мишенька на балкон, а в селе-то избы по-черному топились.

Он и спрашивает: «Почему дым через крыши идет? Я видал, как дым через трубы идет, а тут через крыши». Рассказали ему. Тут он пристал к бабушке: «У тебя кирпишна (кирпичный завод) своя, дай мужикам кирпичей на печки».

Ну, бабка его любила. Мужикам кирпичей дали, сложили печки с трубами. До крестьян-то Мишенька добрый был.

Лермонтов был небольшого роста. Но очень сильным и ловким. Среди темных волос надо лбом выделялась белокурая прядь. Взгляд его больших темных глаз приводил в смущение того, на кого он долго смотрел.

Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился дома. С детства Лермонтов владел французским и немецким языками так же свободно, как и русским, изучал историю, географию, математику, словесность, выучился играть на скрипке и фортепьяно.

Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Однажды он вылепил целую сцену охоты на зайца, в другой раз изобразил битву Александра Македонского — там были многочисленные воины, слоны, колесницы. А зимой ребята лепили фигуры из снега.

Был у мальчиков и самодельный кукольный театр.

Уже тогда, в детские годы, Лермонтов полюбил скромную природу Тархан. Под опекой дядьки Лермонтова Андрея Ивановича Соколова и гувернера Жана Капэ дети отправлялись с в поход по окрестностям.

Если случалась дальняя прогулка, присутствие Соколова было порукой, что ничего не случится, никто не потеряется.

При Соколове мальчикам разрешалось даже залезать в полуобвалившиеся пещеры, где, как рассказывала бабушка, прятались от пугачевских войск помещики.

Картины природы оживали в воображении маленького Лермонтова и становились волшебными. «Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные ревности и беспокойства»,- писал он позднее.

Уже в детстве проявились особенности таланта Лермонтова — как бы пограничного между поэзией и живописью. Его образы почти всегда зрительные.

Вот как он сам говорит об этом в автобиографических заметках: «Помню облако, которое небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это так живо передо мною, как будто вижу…»

Весь мир природы был для поэта родным домом. Он слышал ее таинственные голоса — как «звезда с звездою говорит», как «пела русалка над синей рекой». Самые первые, а потому и самые прочные впечатления — это скромный прелестный пейзаж Тархан, первые воспоминания- русские песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Разине и Пугачеве.

Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам. Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули будущего поэта.

На Горячих водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки, состязания в стрельбе.

Здесь он впервые испытал чувство любви. Позднее, в 1830г., он запишет об этом в дневнике: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины.

К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей».

В 1827 году бабушка повезла Мишу в Москву — она решила поместить его в Университетский благородный пансион, но прежде нанять ему учителей на год, чтобы он смог поступить сразу в четвертый класс. Почти каждую неделю бабушка устраивала детский бал.

Вместе с семьей Мещериновых (соседи и дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере «Князь-невидимка». После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный театр — театр марионеток.

Столяру был заказан корпус театра — ящик, открытый сверху и спереди. Дети усердно обклеили его золотой бумагой. А когда принялись за кукол — тут пригодился Мишин талант. Он лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бумаги, бусин, палочек, тряпок.

Лермонтов же придумал несколько небольших пьес, взяв за основу «Детскую хрестоматию» Арно Беркена.

Осенью 1828 года Лермонтов поступил в четвертый класс благородного пансиона и началась уже не детская, а отроческая эпоха

Источник: http://lermontov-lit.ru/lermontov/bio/detstvo.htm

Детство и юность Лермонтова подробно

Детство Лермонтова

3 октября 1814 года на свет появился человек, чьё имя знает каждый, чьим творчеством восхищается каждый, Михаил Юрьевич Лермонтов. Родился он в семье бедного капитана и знатной дворянке. Так как бабушка Михаила не одобряла неравный брак своей дочери, она при любой возможности пыталась укорить дочь.

Но в 1817 году мать Лермонтова скончалась. Бабушка не захотела отдавать внука бедному отцу, поэтому оставила его воспитание на себя.

Конечно сам Михаил тяжело перенес и смерть матери, и разлуку с отцом. Бабушка писателя была гордой, волевой и сильной женщиной, строго оно относилась ко всем: крепостным и дворовым.

И лишь в любимом внуке души не чаяла. Она просто обожала Михаила, делая для него все.

В детство Лермонтов очень часто болел, что побуждало  бабушку «трястись» над внуком, для Михаила устраивались празднества. Даже были собраны все крепостные дети чтобы молодому барину не было скучно.

Интересно, что все слуги и крестьяне очень любили Михаила. Так как сам мальчик был очень добрым. Он даже просил бабушку помогать всем людям, которые нуждались в помощи.

Уже в детские годы талант Лермонтова начал проявляться.

После переезда поэта в Москву, начинается новый этап в его жизни. Все больше времени Лермонтов уделяет поэзии.

Летом 1830 года Михаил встречает и без памяти влюбляется в Е.А.Сушкову, но не получает ответа на свои чувства, что его очень расстраивает. В этом же году Лермонтов поступает в московский университет. Несколько лет подряд его творчество процветает, он знакомится с новыми людьми и находит хороших друзей.

Переехав в Петербург, Лермонтов поступает в военную школу,но это занятие не для него. В 1834 году Михаил оканчивает эту школу и входит в жизнь, как офицер. Именно эту дату исследователи считают окончанием юношеского периода жизни Лермонтова.

4 класс, 5 класс

Детство и юность Лермонтова кратко

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 году, ознаменованным ещё как год славы русской армии в связи с победой над Наполеоном и всеми противниками России.

Родился маленький Михаил в бедной семье отставного капитана Юрия и со знатного рода Марии. Ранее детство Михаила сложилось не самым лучшим образом для него. Брак его родителей был не равным, в связи с чем было много разногласий и ссор со стороны родственников его матери.

По настоянию бабушки семья переехала жить в ее поместье, где постоянно упрекали его отца за не равное положение, и не способность обеспечить должным образом семью. В молодом возрасте жизнь его матери унесла болезнь. Его отцу пришлось отказаться от сына в пользу бабушки мальчика и покинуть дом.

Несмотря на маленький возраст, он все прекрасно осознавал и очень болезненно переживал смерть матери и редкие встречи с любимым отцом. Он часто молил Бога, чтобы к нему вернулась мама, но к несчастью это было не возможно.

Детство, на то время будущий поэт, провел во владениях своей бабушки в Тарханах. Уже овдовевшая бабушка была со сложным, властным характером, беспощадна по отношению своих рабочих и крепостных людей. Но к внуку напротив, она относилась с особой нежностью и любовью.

Ребенок часто и тяжело болел, по этой причине она очень боялась его потерять как свою дочь и относилась к нему со всей осторожностью. По ее распоряжению возле него постоянно находилась няня, все же остальные жители поместья также были обязаны за ним следить, холить и лелеять. Но и без настояний бабушки все мальчика любили за его добрый и чуткий характер.

В его честь, чтобы отвлечь и развеселить, часто устраивали различные гулянья и пиршества, баловали юного Михаила.

Стоит отметить одаренность мальчика и способность познавать различные науки. С самых юных лет проявлялись его особые способности. Он хорошо владел словом, любил ставить различные пьесы, ему легко давалось изучение различных языков, и всевозможных наук. Особенно хорошо у него получалось сочинять рифму.

Ещё он умел хорошо рисовать и изображал буквально все, что привлекало его внимание. Получалось также играть на музыкальных инструментах. Словом бабушка понимала всю важность образования и не упускала момента развить всевозможные таланты мальчика. Для этого она специально создавала все условия для его всестороннего развития.

Приглашала различных преподавателей, что конечно же стоило ей не малых денег. Но для своего маленького внука ей было ничего не жалко.

Мальчик рос статным, красивым внешне, светлые голубые глаза, светлая кожа и темные волосы, не высокий, но с крепкой фигурой. С лёгкостью он запоминал наизусть множество стихотворений и рассказывал их бабушке, делился также первыми плодами и своих творений. Бабушка конечно же его поощряла и радовалась его способностям.

В связи с плохим здоровьем, бабушка с Михаилом отправились для оздоровления на Кавказ.

Когда ему было 10 лет, он впервые увидел Кавказские горы, где и встретил свою хоть и ребяческую, но настоящую любовь к девятилетней девочке.

Да и сам Кавказ и горы, оставят в его душе свои нестираемые приятные следы воспоминаний, которые позже будут часто прослеживаться во многих его стихотворениях. На протяжении всей жизни его будет тянуть именно в эти края.

Позже в 1828 году в его жизни все круто поменялось. Из тихой жизни в деревне он переехал в оживленную, шумную Москву, где и провел почти все свои юные годы. Готовился к поступлению в университет, но с учебой в юные годы оказалось не все так гладко. Его пылкий характер не давал ему возможности задержаться на месте.

В связи с этим он поменял несколько образовательных учреждений. Сначала он поступил, как и хотела его бабушка, в Московский университет, позже не выдержав сессии — уходит и сдает экзамены в Петербургский университет. После провала уходит учиться в гвардейскую школу, окончив её не без малого труда молодым офицером.

Именно эти годы, Лермонтов, отмечает как сознательное начало его творческой деятельности.

Двадцатилетний возраст отмечают уже как окончание юности поэта. Конечно же события детства оставили свои следы в памяти уже юного поэта, часто ему хотелось уединения. Он был в юном возрасте, но довольно с взрослой душой. Его характер и его отец не позволяли ему не при каких условиях зарывать свой талант, который отражался на листах бумаги в виде замечательных произведений.

4 класс, 5 класс

Интересные факты и даты из жизни

Другие:

← Мамин-Себиряк Дмитрий↑ БиографииПавел I →

Детство и юность Лермонтова

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/lermontov-detstvo-i-yunost

Детство и юность Лермонтова

Детство Лермонтова

Великий русский художник слова Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года.

Это был особенный для России год – год русской военной славы. В этот год русские вернулись из Европы победителями, они не только прогнали Наполеона и его войска из Москвы и очистили всю территорию страны от врагов, они прославили себя на весь мир.

В это время в Москве в семье обедневшего капитана в отставке родился мальчик, чье имя навсегда вошло в историю русской культуры.

Можно написать о детстве Лермонтова кратко, можно написать очень подробно, но мы постараемся соблюсти в этом описании «золотую середину».

Младенчество поэта было невеселым. Его мать Марья Михайловна принадлежала к богатому и знатному роду Арсеньевых.

Семья матери была против неравного брака Марии Михайловны и бедного капитана Лермонтова, поэтому вскоре бабушка юного Михаила потребовала, чтобы ее дочь с сыном вернулись в родительский дом.

Мария Михайловна не смела не подчиниться этому приказу. Однако ее жизнь в доме матери Елизаветы Алексеевны сложилась безрадостно: мать была настроена против зятя, поэтому упрекала дочь за ее брак. В 1817 году Мария Михайловна скоропостижно скончалась.

После ее смерти Елизавета Алексеевна добилась от отца поэта отказа от сына ради богатого наследства рода Арсеньевых.

Сам поэт позже признавался, что переживал смерть матери глубоко и болезненно и даже просил у Боженьки вернуть ему родительницу обратно.

Также трагически юный Миша воспринял разлуку с отцом. В течение своих детства и юности он постоянно искал встреч с ним, однако встречи были редки и непродолжительны, а в 1831 году Юрий Петрович Лермонтов умер.

Михаил Лермонтов посвятил смерти любимого отца такие строки:

«Ужасная судьба отца и сынаЖить розно и в разлуке умереть,И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!»

Детство и юность Лермонтова прошли в имении его бабушки, в селе Тарханы.

Бабушка, на тот момент уже овдовевшая, была сильным и волевым человеком, настоящей хозяйкой дома и строгой воспитательницей всех домашних. Она была сурова до беспощадности с крепостными и дворовыми людьми, но во внуке души не чаяла и баловала его.

В детстве Лермонтов часто болел, бабушка панически боялась, что мальчик последуют за своей матерью в иной мир, поэтому она заставляла няню Миши – пожилую немку Христину Осиповну – дежурить у постели больного ребенка неотлучно.

Няня исполняла поручения хозяйки с немецкой педантичностью, она сама готовила лекарства, поэтому благодаря ее усилиям Мишенька всегда выздоравливал.

Бабушка требовала, чтобы дворовые люди всегда следили за ее внуком, оберегали его и потешали мальчика. Специально для Лермонтова устраивались народные гуляния, праздники и пляски, а когда Миша заболевал, бабушка освобождала от работ всех своих крепостных и приказывала им молиться Богу об исцелении молодого барина.

Специально для Миши бабушка собрала детей крепостных, которые стали чем-то вроде потешного полка для Лермонтова. Он всегда командовал этими ребятами, придумывая новые интересные затеи и шалости.

Однако крестьяне любили Лермонтова за его доброе сердце, видя нищету и бедствия дворовых людей, Миша всегда просил у бабушки помочь этим людям, и бабушка соглашалась.

Уже в детстве маленький Миша проявлял необыкновенные дарования. Он любил говорить в рифму, и окружающие удивлялись тому, как у мальчика это удачно и красиво получается.

А еще Лермонтов любил рисовать. Это стало его страстью. Он рисовал то, что видел вокруг: поля и равнины, реки и холмы, нежные березы и задумчивые дубы.

Бабушка поражалась его талантам и сохраняла рисунки любимого внука.

Вместе с дворовыми ребятами Лермонтов зимой любил лепить монументальные фигуры из снега, а потом раскрашивал их. Получались фигуры воинов и известных людей. Он освоил науки и иностранные языки, научился играть на музыкальных инструментах, даже создал свой кукольный театр вместе с маленькими помощниками из крепостных детей.

Молодой Лермонтов был хорош собой. Его темные волосы обрамляли светлое лицо с голубыми глазами, он был строен и, несмотря на небольшой рост, очень крепок.

Стихи запоминал наизусть легко и читал их потом бабушке. Елизавета Алексеевна слушала внука со вниманием. Он рассказывал ей о своих первых стихотворных опытах, и бабушка относилась к ним с мягким благоговением.

Кроме красоты родной среднерусской природы, юный поэт выделял суровую природу Кавказа.

Из-за болезненности Миши, бабушка старалась как можно чаще вместе с ним бывать на Кавказе.

Лермонтову нравились не только высокие горы, уходящие своими вершинами в облачные выси, но и песни мужественных горцев, их традиции обряды.

По свидетельству самого поэта, именно здесь в 10 лет он ощутил чувство первой влюбленности.

Позднее он сам так писал об этом: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины.

К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей».

Потом все это проявиться в творческом даровании поэта. Большинство его стихотворений, посвященные миру природы, прекрасны и гармоничны. Поэт рисует целостные зрительные образы, понятные и близкие читателям:

«Выхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит;Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.»

Или из другого стихотворения под названием «Русалка»:

«Так пела русалка над синей рекой,Полна непонятной тоской;И, шумно катясь, колебала река

Отраженные в ней облака.»

А это строки из стихотворения «Кавказ»:

«Я счастлив был с вами, ущелия гор,Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.Там видел я пару божественных глаз;И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..»

«Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились будто вокруг нее, будто рыцари, сопровождающие Армиду в замок, полные ревности и беспокойства», – признавался поэт в своих записках.

Юность настигла Лермонтова тогда, когда он вместе с бабушкой поехал в Москву: поступать Университетский благородный пансион.

Это случилось осенью 1828 года: в жизни поэта все круто поменялось: вместо привычной обстановки дворянского имения его окружал шумный и разноликий город, лица товарищей и… одиночество, которое Лермонтов уже познал.

Именно 1828 год сам поэт позже называл годом начала своего осознанного творчества. Позже в дневнике он запишет: «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту переписывал и прибирал их, они ещё теперь у меня».

Помимо стихотворений Лермонтов пишет в этого год две поэмы «Кавказский пленник» и «Черкесы», в которых наблюдается тесная связь с произведениями А.С. Пушкина.

В 1830 году Лермонтов оставляет пансионом, летом этого же года он знакомится с Е.А. Сушковой и влюбляется в нее без памяти.

Гордая красавица не отвечает на чувства пылкого юноши, Лермонтов испытывает глубочайшее разочарование за всю свою жизнь.

В тот же год молодой Лермонтов поступает в Московский университет.

Это были годы его плодотворного творчества, дружбы и любви. Он знакомиться с передовыми людьми того времени, такими как В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др. Он увлекается двумя очаровательными девушками – В.А. Бахметьевой и Н.Ф.

Ивановой, однако получает отказы с двух сторон. Он пишет стихи и поэмы (в частности, в поэме «Странный человек» выносит строгий приговор власти и крепостному строю).

Однако поэт не выдерживает очередной сессии и вынужденно покидает университет.

Бабушка переезжает с ним в Петербург, где Лермонтов пытается сначала сдать экзамены в Петербургский университет, а потом, потерпев там неудачу, поступает в школу гвардейских подпрапорщиков.

Учеба в этой школе оказывается не по нутру Лермонтову, он понимает, что армейская служба не для него. В суровых условиях Лермонтов пытается писать стихи и прозу, в частности, публикует поэму «Вадим».

В 1834 году он оканчивает школу и молодым офицеров входит в общество.

Именно 1834 год литературоведы называет годом окончания юношеского периода творчества поэта. Это время, когда Михаилу Юрьевичу исполнилось 20 лет и его будущие великие произведения еще только рождались в его сердце и уме.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/detstvo-i-yunost

Refy-free
Добавить комментарий