Демократия — основа Белорусского государства

Лекции — Основы идеологии белорусского государства — файл 1.doc

Демократия - основа Белорусского государства
Лекции — Основы идеологии белорусского государства
скачать (1015.5 kb.)

1.doc1016kb.16.11.2011 01:22скачать

содержание
Реклама MarketGid:
Лекция – 2 часа 1. Основы конституционного строя Республики Беларусь 2.

Права человека в Конституции Беларуси и механизмы их реализации 3. Принципы демократии в Конституции Республики Беларусь 4.

Отношения собственности в Беларуси
Неотъемлемой частью правовой основы идеологии белорусского государства является принцип верховенства права, обеспечивающий выполнение властями и гражданами законов и норм национального законодательства и международного права.

Основным законом государства, закрепляющим организацию государственной власти и определяющим ее взаимоотношения с обществом и гражданами, является конституция.

Понятие «конституция» может употребляться в двух основных значениях.

это документ, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый в особом порядке и имеющий особый объект (т.е. регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества).

В своем формальном или узком значении понятие конституции идентично понятию юридической конституции. Говоря о конституции в широком смысле слова, мы подразумеваем фактическую конституцию – реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в стране. Употребление термина «конституция» в содержательном (широком) значении а) указывает на значимость общественных отношений, регулируемых конституционными нормами, и б) предполагает практическую реализацию прописанных в них принципов.

любой современной страны включает:

  • провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • изложение принципов организации государственной власти.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств – юридических, политических и идеологических.

  • Верховенство по отношению к другим нормативным актам. Конституция является первичным источником национального права. В ней часто оговаривается необходимость принятия законов, развивающих отдельные положения Конституции. В Конституции РБ имеется около ста ссылок на законы.
  • Стабильность. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята в 1787 году и действует уже более двухсот лет. В нее внесено всего 27 поправок. Стабильности конституции содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее изменения.

Политические свойства Конституции заключаются в том, что она фиксирует:

  • предмет согласия различных социальных сил;
  • результаты политической борьбы;
  • состояние общественных отношений;
  • программу с ориентирами развития государства и общества, которые являются основой для реальных действий государственных институтов.

Идеологические свойства Конституции заключаются в том, что она выражает:

  • определенный тип мировоззрения;
  • социально-политическую доктрину, которая господствует в обществе или принята его руководящими силами.

Практически все современные демократические конституции содержат определенные идеалы, принципы и цели, служащие ориентирами для повседневных действий органов государственной власти. При этом современные конституции, к которым относится и действующая Конституция Республики Беларусь, свободны от явных идеологических нагрузок. «Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий, мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан» (ст. 4).

Ценности, отражающие идеологические свойства Конституции Беларуси закреплены в разделе II «Личность, общество, государство» (ст. 21-63). Они воплощают в себе основу для разнообразия партикулярных (индивидуальных или групповых) интересов и ценностей, свобода выражения которых обеспечивается государством.

В конституции Беларуси зафиксированы не только ценности, объединяющие общество, но и свободы граждан в выборе мировоззренческих ориентиров и политической позиции. «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них» (ст. 33).

Свобода мнений также реализуется в свободе собраний, митингов, шествий, демонстраций, свободе объединений и праве граждан на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст. 37). Реализация положений, воплощающих идеологические свойства Конституции Республики Беларусь, является основой утверждения в стране демократии.

Строй – это структура или устройство чего-либо. Конституционный строй – это форма или способ организации государства. Как и конституция, конституционный строй имеет две стороны. Формальная сторона конституционного строя проявляется в структуре государственных и негосударственных институтов, их полномочиях и принципах взаимодейтсвия.

Это совокупность норм, принципов Конституции, определяющих устройство государства и общества на основе конституции: монархическое или республиканское, унитарное или федеративное/конфередативное и т.д.

Содержательная сторона конституционного строя – это реальное функционирование государства и общества, процессуальное измерение действия конституционных норм, включая соотношение формальных и неформальных регуляторов общественных отношений.

представляют собой наиболее важные принципы и нормы конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства. Они изложены в разделе I Конституции, который закрепляет взаимную ответственность человека, гражданина и государства.

В нем Беларусь характеризуется как «унитарное демократическое социальное правовое государство» (ст. 1), которое «признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства» (ст. 8).

Провозглашается верховенство воли народа, являющегося «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета» (ст. 3). В этом же разделе закрепляется принцип верховенства права (ст. 7) и нормы, гарантирующие политический плюрализм (ст. 4), разделение властей (ст.

 6), право на развитие всех государственной и частной форм собственности (ст. 13) и др.

Нормы первого раздела обладают большей юридической силой по отношению к нормам других разделов Конституции. Таким образом, основы конституционного строя Беларуси служат юридической базой для построения правового государства как основы формирования гражданского общества и для выработки оптимального баланса прав и законных интересов государства, общества и человека. На современном этапе развития белорусской государственности на первый план выходят проблемы наиболее полного воплощения конституционных положений в реальной жизни.

Суверенитет – это независимое полновластие субъекта права при принятии решения в границах предоставленной ему компетенции. Основой народного суверенитета является условие, когда народ обладает социально-экономическими и политическими средствами обеспечения реального и всестороннего участия всех граждан в управлении делами общества и государства.

Ст. 3 Конституции Беларуси гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, установленных Конституцией».

Народ страны в лице избирателей осуществляет свою волю:

  • на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном ании (в ходе формирования представительных органов власти республиканского и местного уровня, а также избирания главы государства);
  • путем проведения референдумов;
  • реализуя возможность граждан участвовать в управлении делами общества и государства через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного значения;
  • другими определенными законом способами, например, через участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жизни на республиканских и местных собраниях.

Согласно Конституции, народ не только конституирует (учреждает, узаконивает) государственную власть (органы государства), но и осуществляет контроль за ее деятельностью. Для этого используются различные формы, в том числе перевыборы должностных лиц, получивших от граждан свой мандат на пребывание в должности, отзыв депутатов и др.

Право выступать от имени народа принадлежит исключительно высшим органам государственной власти, созданным в соответствии с законом.

«Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» (ч. 2 ст. 3 Конституции).

Государственная власть, игнорирующая волю народа или устанавливаемая путем насилия и иных незаконных действий, является незаконной.

Государство – это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Государственный суверенитет является формой выражения и обеспечения народного (национального) суверенитета.

Он означает независимость и самостоятельность высших органов государственной власти и управления в осуществлении полномочий, представленных им народом, во внутренней и внешней политике, без иностранного вмешательства.

Государственный суверенитет осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами власти и проявляется в единстве, верховенстве и независимости государственной власти.

Единство власти имеет три разных аспекта: социальное единство власти, которое проистекает из единства природы господствующих в обществе социальных групп; политическое единство, означающее единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государствен­ных органов, обусловленное необходимостью согласованного управления обществом; организационно-правовое единство, позволяющее признать в соответствии с конституцией высшим определенный вид органов государственной власти.

Верховенство как свойство государственной власти выражает ее политико-правовую сущность и проявляется в соответствующих формах деятельности государства внутри его границ.

Верховенство состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан.

Оно предполагает самостоятельность государственной власти внутри страны.

Независимость государственной власти означает ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок на своей территории.

Независимость государства также означает, что другие государства не могут вмешиваться в его внутренние дела.

Независимость во вне и верховенство внутри страны – две взаимообусловленные черты государственного суверенитета.

В современных демократических государствах права человека – это не просто юридические нормы или законы, а принципы, составляющие ценностную основу реальной жизни людей, в том числеих взаимоотношений с государством.

человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, закрепленная в правовых нормах возможность что-либо делать, осуществлять. Права человека обеспечивают индивиду возможность действовать по своему усмотрению (свободы или негативные права) или получать определенные блага (собственно права или позитивные права).

Негативные права определяют обязанности государств и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия.

В Беларуси человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства в Республике Беларусь (ст. 2 Конституции).

Личные, политические и экономические права нередко называют либеральными правами или правами первого поколения. Они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающегося лишь в охране со стороны государства.

К правам второго поколения относятся социальные, культурные и экологические права. Они определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимых для поддержания достойного уровня жизни. В конституции Республики Беларусь содержатся права обоих поколений.

К правам первого поколения относятся право на жизнь (ст. 24); свобода, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25); право собственности (ст. 13, 44) и др. К правам второго поколения относятся право на отдых (ст. 43); право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45); право на жилище (ст.

 48); право на образование (ст. 49); право на участие в культурной жизни (ст. 51) и др.

Механизмы реализации прав и свобод человека разработаны в русле концепции правового государства, которая в свое время открыла принципиально новый этап в развитии государственности как таковой. Главным ограничителем государственной власти являются право и правовые законы.

Смысл таких ограниений состоит в защите и реализации прав и свобод человека. Правовое государство – это государство, в котором осуществляются принципы верховенства права, разделения властей, обеспечивается политический плюрализм, взаимная ответственность государства и гражданина.

Среди признаков правового государства можно выделить три наиболее распространенных.

  1. Признание прав и свобод человека.
  2. Верховенство (господство) права.
  3. Разделение властей (на законодательную, исполнительную, которые взаимно сдерживаются и контролируются, и независимую судебную, подчиняеющуюся только закону).

Идея верховенства права признана одним из важнейших достижений человечества в сфере организации политических отношений. В период с XI до XVIII веков на белорусских землях она реализовывалась посредством многочисленных правовых актов, наибольшее значение из которых имели Судебник Казимира 1468 г. и Статуты ВКЛ 1529, 1566 и 1588 гг. Присутствовала эта идея и в Конституции Речи Посполитой 1791 г. В Конституции РБ термин «правовое государство» упоминается дважды. В преамбуле правовое государство указывается наряду с гражданским согласием и незыблемыми устоями народовластия, как то, что белорусский народ желает обеспечить в своей стране. В ст. 1 Конституции прямо указано, что Республика Беларусь является правовым государством, но это не констатация факта, а декларация одной из ключевых целей белорусского общества и государства.

– это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, участия в управлении производством, а в идеале – примерно одинаковых жизненных шансов и возможностей для самореализации.

Важнейшими признаками социального государства являются:

  • ответственность государства за распределение материальных благ в обществе;
  • помощь государства человеку в обеспечении достойного уровня жизни;
  • наделение граждан соответствующими обязанностями.

В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий (ч. 2 ст. 21). Государство создает условия для полной занятости населения (ст. 41). Провозглашается также равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст. 32, 47) и др. Средством сглаживания социального неравенства является система социального обеспечения (выплата пенсий, пособий, бесплатное медицинское обслуживание). Решение задач социального государства требует достаточного уровня развития экономики, т.е. наличия у государства средств, которые оно может перераспределить (за счет полученных налогов и иных средств). Для этого, наряду со сбалансированной системой льгот и преимуществ для реализации принципов социального государства необходимо иметь эффективную систему налогообложения, стимулирующую рост производства, собираемость налогов и совершенствование экономических отношений. Государство создает условия для свободного и достойного развития личности, которыми конкретный человек вправе воспользоваться. Если по объективным причинам (таким как возраст, пол, инвалидность и др.) человек не имеет такой возможности, то государство берет на себя обязанность предоставить ему дополнительные гарантии и преимущества. Взаимная ответственность государства и человека в Беларуси выражается не только в юридическом закреплении прав и свобод человека и гражданина, но и в возложении на граждан определенных обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин, в свою очередь, ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (ст. 2). Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан:

  • соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52);
  • уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);
  • беречь историко-культурное материальное и духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54);
  • охранять природную среду (ст. 55).

Среди обязанностей гражданина следует отметить:

  • уплату государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56)
  • защиту Родины (ст. 57) – в Беларуси существует всеобщая воинская обязанность (за уклонение от очередного призыва на военную службу ст. 77 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусматривает лишение свободы на срок от 1 года до 5 лет);
  • воспитание детей, заботу об их здоровье, развитии и обучении, а также заботу о родителях и лицах, их заменяющих, оказание им помощи (ч. 2 ст. 32).

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Беларуси правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст. 11). Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав (ст. 58).

Конституция РБ позволяет ограничивать права и свободы, когда это диктуется потребностями развития демократического государства.

«Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц» (ст. 23). Согласно ст.

 63, осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения.

Таким образом, соотношение взаимных обязательств гражданина и государства позволяет утверждать, что в Конституции РБ воплощен принцип «не народ для правительства, а правительство для народа».
Демократия (от греч. demos – народ и krаtos – власть) – это форма государственно-политической организации общества, основанная на признании народа в качестве единственного источника власти. Демократическое правление осуществимо народом как непосредственно, так и через его представителей, определяемых в условиях свободной избирательной системы. С обретением независимости белорусский народ выразил приверженность демократическим ценностям. В Конституции говорится, что Беларусь является демократическим государством. Это значит, что белорусское государство берется обеспечить на своей территории народовластие, политический плюрализм (включая многообразие взглядов, мнений, свободу СМИ, соревновательную многопартийность), разделение властей, развитие местного самоуправления, обеспечение равных прав перед законом всем религиям и вероисповедания, сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальностей, проживающих на территории страны. Основой для этого является развивитие всех форм собственности, равные условия для их развития. Частью механизма реализации прав граждан на выражение своих общественно-политических интересов и взглядов, а также важнейшим элементом демократической политической системы являются политические партии и другие формы гражданской самоорганизации. Граждане, а иногда также иностранцы и лица без гражданства могут создавать и участвовать в деятельности различных светских некоммерческих объединений: политических партий, общественных организаций, массовых движений, организаций, инициатив общественной самодеятельности и различного рода самоуправления. Подобные формы гражданской активности способствуют реализации гражданами свободы мнений, убеждений и их свободному выражению, что соответствует положениям Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. В Конституции содержится положение том, что «Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах» (ст. 5). Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности общественных объединений в Республике Беларусь:

  • Конституция Республики Беларусь (ст. 4, 5, 36, 86);
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (принят 22.04.92);

Источник: https://gendocs.ru/v1135/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0?page=3

Республика Беларусь – демократическое государство

Демократия - основа Белорусского государства

Демократия(от греч. demos – народ и kratos – власть) – народовластие. В настоящее время это понятие имеет более широкую трактовку.

Первая исходит из первоначальной трактовки: демократия, по выражению американского президента Линкольна, – это «правление народа посредством народа и для народа».

Вторая – это форма устройства любой организации, основанной на принципе равноправия её членов, выборности органов управления и принятия решения большинством.

Третья рассматривает демократию как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантий прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, политической терпимости. Четвёртая – это политический режим, при котором источником власти признаётся народ и он имеет возможность осуществлять свой суверенитет.

Республика Беларусь, взявшая курс на демократическое построение своего общества, ориентируется на все признаки демократии, которые обозначены в вышеперечисленных определениях.

В Конституции закреплено это положение, где отмечается, что «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» (Ст. 3).

В Конституции закреплены формы осуществления власти народа – непосредственное участие и участие посредством выборов своих представителей.

Непосредственное участие осуществляется посредством Республиканских и местных референдумов, на которые выносятся важные вопросы затрагивающие жизнь всего общества и когда власть не может взять на себя полной ответственности за их решения обращается к народу.

В Республике Беларусь было проведено три Республиканских референдума: 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. На них были вынесены следующие вопросы: о придании русскому языку равного статуса с белорусским; об установлении новых государственных символов – Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь; об экономической интеграции с Российской Федерацией; о Дне независимости Республики Беларусь; о смертной казни и т. д.  

В стране, наряду с Республиканскими референдумами, могут проводится и местные по вопросам, имеющим важные значения для населения. Инициатива проведения местных референдумов принадлежит местным органам власти и гражданам, проживающим на данной территории (по инициативе не менее 10 % избирателей). Решения, принятые на референдумах, могут быть отменены и изменены только путем референдума.

Кроме участия в референдумах, граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства посредством обсуждения проектов законов на республиканских и местных собраниях, формировать органы представительной власти в парламент и местные советы депутатов, главу государства (Ст. 37). Эта власть, в свою очередь, должна систематически отчитываться перед своими избирателями о проделанной работе.

Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Важное место в демократическом обществе занимают политические партии. В Беларуси насчитывается 15 зарегистрированных партий. Партии принимают участия в выборах представительной власти, способствуют идейно-политическому воспитанию людей.

В стране насчитывается большое количество различных общественных организаций и движений. Особое место среди общественных организацией занимают профессиональные союзы, которые объедены в Федерацию Профсоюзов Беларуси (ФПБ). Общая численность членов ФПБ более 4 млн человек.

Свою работу они осуществляют на основе Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» (от 22 апреля 1992 г.); Декрета Президента Республики Беларусь от «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений» (от 6 января 1999 г.

); Гражданского кодекса Республики Беларусь; Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (от 19 июля 2005 г.).

Все более уверенно набирает силу и играет роль связующего звена между властью и обществом, помогая лучше узнать потребности населения,  делая людей сопричастными к принятию важных решений, Республиканское общественное объединение «Белая Русь» – общественная организация представителей белорусского народа, стремящегося построить независимую, сильную и процветающую Республику Беларусь.

В Беларуси особое значение придается развитию молодежного движения, которое является главным ресурсом в реализации молодежной политики государства.

Молодежное движение в стране регламентируется законами «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (от 24 апреля 1992 г.

), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (от 9 ноября 1999 г.).

Среди молодежных организаций самой влиятельной является ОО «БРСМ», насчитывающий свыше 100 тыс. человек (около 13 тыс. первичных организаций). Основная задача – охрана и реализация прав и законных интересов своих членов, расширение и укрепление в молодежной среде мировоззрения, основанного на патриотических ценностях.

В Беларуси созданы и действуют объединения граждан по профессиональному признаку.

Широкое распространение получили экологическое движение, движение по возрождению культурных и религиозных традиций, развитию национальной культуры, сформировано женское движение, действуют спортивные движения и т. д. По состоянию на 1 января 2017 г.

в Республике Беларусь зарегистрировано 15 политических партий, 31 профессиональный союз, 2731 общественное объединение (в т. ч. 220 молодёжных организаций, 206 просветительных, 31 женских, 110 национальных меньшинств, 579 физкультурно-спортивных и др.

), 230 международных, 687 республиканских, 1447 местных, 26 союзов (ассоциаций) общественных объединений, 109 фондов (Гражданское общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://president.gov.by/ru/society_ru/. – Дата доступа : 01.02.2017).

Таким образом, в республике создана широкая база для формирования и развития гражданского общества, как важного элемента демократии. В стране соблюдается периодическая выборность представительных органов государственной власти.

Процесс выдвижения кандидатов осуществляется на демократической основе. Выдвигать кандидатов на выборах в представительную власть могут граждане, обладающие избирательным правом, политические партии, трудовые коллективы. Выборы являются свободными, равными, прямыми.

Голосование на выборах является тайным, т. е. запрещен контроль за волеизъявлением граждан.

Конституция Республики Беларусь закрепила многообразие форм собственности, охрану и защиту прав собственности, регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества.

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 548;

Источник: https://studopedia.net/1_42523_respublika-belarus--demokraticheskoe-gosudarstvo.html

Принципы демократии в Конституции Республики Беларусь

Демократия - основа Белорусского государства

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство.

Демократическим считается такое государство, в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление.

В таком государстве развиваются все формы собственности, создаются равные условия для их развития.

Демократия означает многообразие политических институтов, идеологий, мнений.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического государства.

Демократия развивается на основе политического и идеологического плюрализма.

Право выбора политических и иных взглядов исключает закрепление в законодательстве демократического государства обязательной (официальной) идеологии.

Единственно возможно допустимая «идеология», закрепляемая в Конституции, – это человек, его права и свободы как высшая ценность общества и государства.

Однако в данном случае должна идти речь не об исключительности прав отдельного индивидуума и абсолютном отвержении интересов общества, а о разумном их балансе.

Конституция РБ содержит в себе все признаки конституционного строя демократического государства.

1. Верховенство права. Статья 7 гласит, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

2. Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека в соответствии с международными конвенциями. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2), т.е. государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

Одновременно гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией, т.к. обязанности гражданина по отношению к обществу и государству являются гарантией прав других граждан.

Согласно статье 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в порядке предусмотренном законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Конституция гарантирует право на жизнь (ст. 24); право на личную свободу и защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 25); право на свободу передвижений (ст. 30); свободу совести (ст. 31); свободу мнений (ст. 33); собраний и митингов (ст.

35); право избирать и быть избранным (38) и др.

3. Разделение властей. В статье 6 Конституции провозглашается разделение государственной власти в Республике Беларусь на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

4. Политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности общественных и политических организаций, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских. Статья 4 Конституции гласит, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Статья 5: политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. …

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Всё это способствует становлению институтов гражданского общества, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан.

5. Многообразие форм собственности и реальные возможности для существования и развития частной собственности как важнейшего условия проявления свободы и автономии личности. В статье 13 говориться, что собственность в Республике Беларусь может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Право собственности включает владение, пользование и распоряжение имуществом.

Правомочие владения представляет собой возможность хозяйственного господства над имуществом; правомочие пользования – возможность извлечения из имущества полезных свойств; а правомочие распоряжения означает возможность определения судьбы имущества (продать, подарить и т.д.).

ТЕМА 8. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке

1. Общество постиндустриального типа – стратегическая цель развития Беларуси

2. Белорусская экономическая модель

3. Внешнеполитические условия реализации стратегической цели развития Беларуси

⇐ Предыдущая18192021222324252627Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-04; просмотров: 2070 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-17583.html

Демократия — основа Белорусского государства

Демократия - основа Белорусского государства

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МинистерствоОбразования Республики Беларусь

УО «ВГТУ»

Кафедра истории и права

Контрольная работа №1

по дисциплине

Основы идеологиибелорусского государства

Студентки заочногофакультета

Группа ЗЭ – 83

1 курса

Шифр 101770

Павловой Ольги Александровны

2011 г.

План

  1. Демократия – важнейшая ценность белорусского народа.

  2. Осуществление народом своей власти непосредственно и через своих представителей в политической системе белорусского общества.

  3. Идея разделения власти и её воплощения в институтах государственной власти Республики Беларусь.

1.

Конституция определяетРеспублику Беларусь как демократическоегосударство.

Термин демократия буквальноозначает «власть народа» или «правлениенарода».

Демократическим считаетсятакое государство, в котором обеспечиваетсянародовластие, политический плюрализм(многообразие взглядов, мнений,политических партий), внедрен принципразделения властей, существует местноесамоуправление. В таком государстверазвиваются все формы собственности,создаются равные условия для их развития.

Демократия означаетмногообразие политических институтов,идеологий, мнений.

Демократия – властьнарода – не означает диктат большинства,она предполагает учет мнения меньшинства.Обеспечить баланс интересов отдельногогражданина, группы граждан, общества вцелом – важная и трудная задача любогодемократического государства.

Демократия в Беларусиосуществляется на принципах плюрализма,многообразия политических институтов,идеологий, мнений.

Необходимым факторомреализации данных принципов являетсяразвитое гражданское общество, котороеслужит своего рода социальнымпространством, где создаются необходимыеусловия для удовлетворения многообразныхпотребностей индивидов и социальныхгрупп, реализации их интересов и целей.Гражданское общество противостоитавторитарным проявлениям со стороныгосударственной власти, защищает праваи свободы человека.

Исходным принципомдемократии является юридическоепризнание народа в качестве источникавласти и носителя верховной власти.

Данный принцип закреплен в статье 3Конституции белорусского государства,который гласит так: «Единственнымисточником государственной власти иносителем суверенитета в РеспубликеБеларусь является народ.

Народ осуществляетсвою власть непосредственно черезпредставительные и иные органы в формахи пределах, определенных Конституцией».

В числе принципов демократии— разделение властей и выборностьосновных органов власти и должностныхлиц государства.

Согласно статье 6Конституции государственная власть вРеспублике Беларусь осуществляется наоснове разделения ее на законодательную,исполнительную и судебную.

Государственныеорганы в пределах своих полномочийсамостоятельны, они взаимодействуютмежду собой, сдерживают и уравновешиваютдруг друга.

Важным принципом демократиисчитается политический и идеологическийплюрализм. В соответствии со статьей 4Конституции демократия в РеспубликеБеларусь осуществляется на основемногообразия политических институтов,идеологий и мнений.

Политические партиии другие общественные объединения,действуя в рамках Конституции и законовРеспублики Беларусь, содействуютвыявлению и выражению политическойволи граждан, участвуют в выборах.

Всоответствии с общепринятыми нормамизапрещается создание и деятельностьполитических партий, а равно другихобщественных объединений, имеющих цельюнасильственное изменение конституционногостроя либо ведущих пропаганду войны,социальной, национальной, религиознойи расовой вражды.

Становление и развитиедемократии предполагает наличиеопределенных политических, экономических,социальных и культурных предпосылок.Необходимой политической предпосылкойявляется наличие национальнойгосударственности. Республика Беларусьи есть состоявшееся национальноегосударство.

Экономической предпосылкойявляется высокий уровень экономическогоразвития страны и многообразие формсобственности. Социальной предпосылкойявляется наличие гражданского общества,основы которого в Республике созданы.Культурной предпосылкой являетсявысокая степень грамотности населенияи развития культуры.

Уровень того идругого в нашей стране отвечает самымвысоким критериям.

Право выбора политическихи иных взглядов исключает закреплениев законодательстве демократическогогосударства обязательной (официальной)идеологии.

Единственно возможнодопустимая “идеология”, закрепляемаяв Конституции, – это человек, его праваи свободы как высшая ценность обществаи государства.

Однако в данном случаедолжна идти речь не об исключительностиправ отдельного индивидуума и абсолютномотвержении интересов общества, а оразумном их балансе.

Политические партии,другие общественные объединения,действуя в рамках Конституции и законовРеспублики Беларусь, содействуютвыявлению и выражению политическойволи граждан, участвуют в выборах.

Политические партии идругие общественные объединения имеютправо пользоваться государственнымисредствами массовой информации впорядке, определенном законодательством.

Запрещается создание идеятельность политических партий, аравно других общественных объединений,имеющих целью насильственное изменениеконституционного строя либо ведущихпропаганду войны, социальной, национальной,религиозной и расовой вражды.

Партии и другие общественныеобъединения являются важнейшим элементомполитической системы.

В отличие от иныхобщественных объединений, включая ипрофсоюзы, партии активно участвуют вполитической жизни страны, прежде всего,посредством участия в выборах, формированииобщественного мнения по государственными общественным вопросам. Партиипридерживаются определенной идеологии,однако идеология какой-либо партии неможет быть возведена в ранг государственной,т.е. обязательной для всех.

Более многочисленными иразнообразными по видам являютсяобщественные объединения, в которыеобъединяются граждане. К общественнымобъединениям относятся общества, союзы,ассоциации, благотворительные фонды ит.п.

Общественные объединенияв отличие от партий не ставят политическиецели в качестве основы своей деятельности.

Порядок организации идеятельности партий, других общественныхобъединений определяется законодательством– Законом от 5 октября 1994 г. “О политическихпартиях”, Законом от 4 октября 1994 г. “Обобщественных объединениях” и др.

Демократия в РеспубликеБеларусь строится на следующих основныхпринципах:

– Равноправия всех передзаконом независимо от расовой, национальнойпринадлежности, вероисповедания,имущественного положения, пола, возраста;

– Реализациимеждународно-признанных прав человека;

– Единства прав иобязанностей;

– Выборности государственныхорганов и их подконтрольности народу;

– Политического плюрализма(многопартийности);

– Свободы мировоззренийв рамках закона;

– Веротерпимости, свободывероисповеданий;

– Обязательности (принятыхбольшинством) решений для всех;

– Самоуправления;

– Уважительности к мнениюменьшинства, возможности отстаиванияего позиций и взглядов;

– Предусмотренной закономсвободы средств массовой информации;

– Активного участиянарода в осуществлении государственнойвласти;

– Гласности в работегосударственных органов и общественныхобъединений.

Современная демократиясуществует в двух формах: непосредственнойи представительной.

При непосредственнойдемократии принятие решений осуществляетсявсеми гражданами путём прямогоания.

Представительная демократияпредусматривает принятие решенийизбранными народом представителями.

Высшей формой непосредственнойдемократии выступает референдум.

Референдум основываетсяна принципах всеобщего равного и прямоговолеизъявления, тайном анииучастников, территориальном принципеего проведения, участия граждан, трудовыхколлективов, общественно политическихорганизаций в его подготовке и проведении.

Задача референдума выявитьволю народа, принять непосредственныманием закон или решение поконкретному вопросу государственнойжизни.

Значение референдума втом, чтобы с его помощью народ выразилсвоё отношение к решению, выступил заили против его принятия.

Референдумы бываютобязательные и факультативные. Народныеания, проводимые по вопросамуказанным в Конституции, именуютсяобязательными, потому что эти вопросыне могут быть решены иначе как путёмреферендума.

Референдумы по другимвопросам считаются факультативными,поскольку вынесение на народноеание соответствующих законопроектовзависит от усмотрения законодательногооргана.

В Конституции РеспубликиБеларусь предусматривается проведениеобязательного (не консультативного)референдума.

В современных демократическихобществах важнейшей составной частьюполитического процесса являются выборы.Во время выборов в активную политическуюжизнь вовлекаются простые граждане.

Посредством свободныхвыборов граждане могут отобрать наиболеедостойных людей для управления страной.

Выборы представляют собойпроцедуру, регламентируемую определеннымиправилами, в соответствии с которымилюди выдвигают из своей среды представителейдля выполнения определенных функций,для управления какой-либо организацией,государством и т.д. в соответствии сост. 21 Всеобщей декларации прав человека.Каждый человек имеет право приниматьучастие в управлении своей страной.

Белорусское государствосоздает все необходимые условия дляпроведения справедливых, равных идемократических выборов с тем, чтобыобеспечить приход к власти достойныхлюдей, избранных большинством населениястраны и пользующихся всенароднымдоверием и поддержкой.

Только органы государственногоуправления, созданные на легальной илегитимной основе, являются выразителямиволи народа и, следовательно, проводятполитику, направленную на повышениеуровня благосостояния граждан, реализациюих внутреннего потенциала.

Источник: https://works.doklad.ru/view/AeCLU_bolTI.html

Refy-free
Добавить комментарий