Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Цветопись в поэзии С.А. Есенина

Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Сургутский нефтяной техникум (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Югорский государственный университет»

Учебно-исследовательская работа по литературе

«Цветопись в поэзии

Сергея Есенина»

Сургут 2016

Введение…………………………………………………………………………… 3

§ 1. Лексемы белый и черный……………………………………………………. 5

§ 2. Лексемы синий и голубой…………………………………………………… 7

§ 3. Лексемы красный, розовый, малиновый…………………………………….10

§ 4. Лексемы желтый и ржавый…………………………………………………..12

§ 5. Лексемы зеленый и золотой………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………..18

Введение

Как рождается поэт? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и «слезам людским»? Кто знает? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта.

Сергей Александрович Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он оставил богатое поэтическое наследство. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос поэта добирается до самых глубин человеческого сердца.

 И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлились в стихи, полные горячей любви к русской земле.

Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи. В 1905 г.

Александр Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные « взрослые писатели» « отупели к зрительным восприятиям», что «душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветовая радуга. « И разве не выход для писателя – понимание зрительных впечатлений, умение смотреть?» Статья эта стала призывом к свету и цвету, к общению с живой природой.

Большой художник Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивной яркоцветностью. Как справедливо заметил И.Сельвинский: « Такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала».

Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Поэзия Есенина всегда привлекала внимание не только любителей поэзии и почитателей его творчества, но и людей далеких от литературы, своей лиричностью, простотой и красочностью.

Актуальность нашей работы предусматривается тем, что поэзия Сергея Есенина всегда была на литературном небосклоне как нечто светлое, ясное, доступное сердцу каждого россиянина.

В то время когда литературное творчество уступает информационным технологиям, захватившим современное общество и информационное пространство, просто необходимо говорить о поэзии, пробуждать читательский интерес молодежи.

Цель нашей работы: изучение и анализ лексем изображения цвета в поэзии Есенина; введение учащихся в яркий по своей образности, но внутренне сложный поэтический мир Сергея Есенина.
Руководствуясь данной целью, перед нами стоят следующие задачи:

— проанализировать стихотворения Сергея Есенина, выделив семантические особенности изображения цвета, показав, что цвет – важное составляющее поэзии С.Есенина.
— проследить закономерность цветового восприятия мира поэтом;

-воспитывать у учащихся любовь к родине, природе, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Предмет исследования: семантический анализ цветообозначений стихотворений Сергея Есенина.

Объект исследования: поэзия Есенина.

Методы исследования:
— теоретические: анализ научной литературы; обобщение и систематизацияполученных сведений;- практические: методы сплошной выборки, наблюдения и анализа.

§1 Лексемы белый и черный.

Сергей Есенин — оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов.

Есенин жил связями с миром, с людьми. В его творчестве отчетливо слышен свой голос, своя песнь о родине, своя удаль и грустная боль, в которой звенит народная душа. Любовь к родине, ненависть к войне, тяготение певца к крестьянской Руси, к передовым общественным силам и идеям помогали поэту в бурные революционные годы находить свой путь к правде.

Лирический герой поэта — современник эпохи грандиозной ломкичеловеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен ипротиворечив, характер драматичен.

В стихах Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью, красочностью.

Лексемы белый и черный.

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской.

Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина — как «белоснежное перо». Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга.

К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый («Жёлтые поводья/ Месяц уронил»), который затем переходит в рыжий («Церквами у прясел/ Рыжие стога»), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах( «Чёрная глухарка / К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу»).

В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть. Эти «крайние» цвета в лирике Сергея Есенина представлены мало. Конечно же, белого цвета больше, нежели черного.

Своей семантикой «белый» Есенин практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад ( «Белая береза под моим окном», «Кудрявый сумрак за горой рукою машет белоснежною», «Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым».

Черный цвет в лирике представлен достаточно скупо. И отсюда сразу можно понять, что он не несет в творчестве Сергея Есенина особое символическое значение. В каждом конкретном примере «черный цвет» имеет собственное значение. Например, «Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, как не любить?», «Здравствуй ты, моя чёрная гибель, я на встречу к тебе выхожу!».

§ 2. Лексемы синий и голубой.

Особо необходимо остановиться на семантике синего цвета. Синий цвет у Сергея Есенина имеет огромное множество значений.

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «солнца струганные дранки загораживают синь» и др.

), создает атмосферу светлой радости бытия («вечером лунным, вечером синим», «в летний вечер голубой»), выражают чувства нежности, любви («голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый»).

В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца.

Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение:

«Васильками сердце светится, горит в нем бирюза. Я играю на тальяночке про синие глаза».

В этих четырех строчках синий цвет несет семантику юной влюбленной души. Подобных стихотворений, когда синева определяет настроение влюбленности, множество

«Синий» часто является синонимом «счастливого», «прекрасного». Например:

«Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным. … Сердце остыло, и выцвели очи … Синее счастье! Лунные ночи!».

Вообще, частотность прилагательных «синий и голубой» довольна высока.

Они часто применяются в описаниях деревенской жизни, и несут особый смысл: нежное отношение к деревне, любовь к просторам (даль и просторы сельской местности отдают голубоватым оттенком) и свежесть самой деревенской жизни. Например, в стихотворении «Эта улица мне знакома» прилагательное «голубой» используется трижды в трех различных сочетаниях:

«Проводов голубая солома опрокинулась над окном»

«Вижу сад в голубых накрапах, тихо август прилег ко плетню». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью.

Анализ распространённости красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказалась лексема «синий».

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, что бы по этой светящейся, то истиной, то перламутровой, то глубокой, до черноты сини, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенности рисунка, узнавали его руку.

Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно:

« В прозрачном холодезаголубелидолы»

« Летний вечер голубой»

«Голубизнапрезримой гущи»

«Синяявьюга»

« Гой ты Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края

Только синь сосёт глаза».

Есенин считает, что в самом имени « Россия» спрятано « синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: « Россия! Какое хорошее слово… И « роса», и « сила», и « синее что-то!» Синий, поэт считал цветом не бытовым, а символическим, означающим « божественность»! Эпитет синий встречается ив обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих.

Синие: платок, рюмка, глаза, вода, залив, небо, море, брызги,   сумрак, мгла, воздух, туман ночи, ширь, вьюга, дали, вечер, май, осень, день, час, лязг, край, дрёмы, взгляд, дрожь, оскал, руки, счастье, овечка, голубь, изба, ясли, звёздочка, листья, язык, колокол.

Поэзия Есенина словно озарена высоким и чистым светом любви к своей родине. Родина, Русь, родная земля – вот тот источник, из которого поэт черпает и силы, и вдохновения, что несет в себе и радость, и печаль.

Цветовые тона усиливают ощущения необъятности просторов: «только синь сосет глаза…», «солнца струганные дранки загораживают синь…», «… вечером синим, вечером лунным…», «синь, упавшая в реку…». Этим выражается чувство любви и нежности.

Есенин видел Русь в радости весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы. В голубые и радостные тона окутана Россия в стихах Есенина. «Опять ты вновь заголубела, моя родимая земля»,  – пишет он.

«Заголубели долы», вокруг «синяя ширь», от воды «синь во взорах». Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. И поэт не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание. Синий – цвет покоя и тишины.

А голубой очень близок по своему значению синему, но в нем есть радостное ощущение простора. Сочетание же голубого и синего цвета дают романтическое настроение: «Май мой синий! Июнь голубой!» – восклицает поэт, здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости.

Голубой цвет не случайно определил сущность весеннего периода есенинского творчества, ведь он действительно доминирует в весенней природе Руси и, кроме того, считается «по традиции цветом не бытовым, а символическим, означающим «божественность»… 

Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.

§3. Лексемы красный, розовый, малиновый.

За долгой весной в поэзии Есенина наступает короткое красное лето – двухлетний период революционного энтузиазма.

Поэт окрашивает художественный мир в огненные тона  (красный, розовый, малиновый, алый). В 1917, революционном,  году количество красных, розовых, огненных, солнечных, золотых образов в лирике Есенина растет.

Революция – «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». И родина теперь для Есенина не «голубая», а «златая Русь».

Теперь для поэта вся «Земля …златая « она объята революционным пожаром: в мужичьих яслях/ Родилось пламя/ К миру всего мира!».

«Зарево красных зарниц» осветило весь есенинский революционный мир.  Какое разнообразие оттенков! А красный может быть – багряным, алым, розовым, рдяным.

В осенние дни, когда так прозрачно холодное небо, когда шелестит опавшая листва под ногами, почти каждый способен увидеть в «стране березового ситца» осыпанную красной ягодой рябину.

Есенину наиболее заметно удалось передать это настроение. « В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть…»

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», «с алым соком ягоды», «алый свет зари», «полей малиновая ширь…», «… зарево красных зарниц»… Красный он и алый, и розовый, и малиновый, и рдяной. А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

«Я теперь скупее стал в желаниях,Жизнь моя, иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне».

Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. В цветовом образе — красном по белому предчувствуется беда: «В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть». Но иногда красный цвет несет семантику значения красивый. Для Есенина, у которого цветовые значения постоянно перемежаются с природными явлениями, красный цвет обозначает зарю, рождение нового дня, появление света.

«Там, где капустные грядки красной водой поливает восход, клененочек маленький матке зеленое вымя сосет».

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткался на озере алый свет зари», « Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…».

Но есенинское лето  оказалось слишком коротким по сравнению с весной, а затем и с затянувшейся осенью. «Не сладились и не сбылись эти помыслы розовых дней».

§ 4. Лексемы желтый и ржавый.

В поэтическом мире Есенина наступает осень – «скорбный срок»: «золотой октябрь осыпает перстни/ С коричневых рук берез…Срежет мудрый садовник осень/ Головы моей желтый лист», постепенно остывающие осенние краски увядания (желтые, «лимонные», медные, «ржавые», «оловянные», серые, пепельные) с отдельными яркими вспышками, заливают есенинский поэтический мир.

Есенин говорит о том, что «судьба…перекрасила» весь мир и природу, и страну, и самого поэта, и его лирического героя. В облике России появилась «грусти ивовая ржавь». Лирический герой Есенина хочет быть «желтым парусом,/ В ту страну, куда мы плывем», но «Одержимый тяжелой падучей», он «душой стал, как желтый скелет».

«Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья — кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога.

…» Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев»: «Желтые кошки казацких голов», «Зари желтый горб».

§ 5. Лексемы зеленый и золотой.

Зеленый — цвет жизни. Есенин как поэт жизни, также, часто использует в своей лирике этот свет. В этом «цвете значение более постоянно, нежели в синем и голубом. Хотя семантика «зеленого» в лирике Есенина также многозначна. Главное значение -это растительная зелень и символ жизни:

«Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет».

«Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе».

«Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы».
«Держат липы в зеленых лапах птичий гомон и щебетню».

И, конечно же, нередко поэт использует «зеленый цвет» в значении устойчивого выражения «зеленая тоска», «И вновь вернулся в отчий дом, чужою радостью утешусь, в зеленый вечер под окном на рукаве своем повешусь».

Отдельно хочется остановиться на использовании поэтом цветов «золотой» и «серебряный». Эти цвета несут, в первую очередь сематику необычного восхищения природой . В этом значении они имеют очень широкий круг сочетаемости. Например: «И горят снежинки в золотом огне». «Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона».

«Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег»

«Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато-карий омут», «Если душу вылюбить до дна, сердце станет глыбой золотою».

Семантика цвета в лирике Есенина имеют очень широкую и богатую палитру. Очень много оттенков цвета, образованных путем сравнения: «льется с листьев медь», «стеклянный дым». Встречаются и более широкие цветовые решения:

«Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень».

«Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи»

«О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят»

Заключение

Сергей Есенин – великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Блока – занимает свое, особое место.

Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин – один из самых читаемых поэтов России, его стихи знают, любят и помнят. Их певучесть, их простота и ясность сродни русской речи.

Не случайно многие есенинские строки вошли в народную речь, как не случайно и то, что народ считает Есенина своим поэтом.

Когда мы произносим имя Есенина, говорим о нем и его творчестве, нам всегда приходят на память его чистые, прекрасные стихи. Говорят, что в приходе Есенина в русскую поэзию было что-то от чуда и с этим нельзя не согласиться.

Его можно читать постоянно и постоянно восхищаться, удивляться ему. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни.

Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворения, погрузиться в мир эмоций автора.

Сергей Александрович Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Есенин любил эту землю, он не желал другой. На этой земле и для неё он родился. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души.

Поэт любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно. От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть.

Был жесток и зол ко злу, но добр и понятлив к добру.

Творчество Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю. У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой неспокойный и волнующий мир — мир поэзии.

И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному», вживаться в те проблемы, которые волновали поэта.

А если посидишь с книгой подольше, то возникает ощущение, что ты стал соучастником какой-то неведомой тайны, чьей-то неизвестной жизни, и все глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая неизменно живет в его стихах. И хочется узнавать и открывать для себя новые черты его характера, приблизиться через его образы к самому поэту.

Проведенное исследование приобщило нас к образцам выразительной и образной речи. В ходе исследования было рассмотрено и проанализировано более ста стихотворений поэта. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина.

Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия, выражают чувства нежности, любви. В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца. Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные.

 Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение. Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями. Для Есенина природа — это вечная красота и вечная гармония мира.

Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести и, более того, нашего гуманистического мировоззрения. 

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

— в стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечномразвитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает,

поет и шепчет, грустит и радуется;

— в поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись;

— количество цветов, использованных Есениным в лирике, огромно, но часто встречающиеся цветовые лексемы: «голубой», «синий», «зеленый», «алый», «золотой», «белый»;

— семантика цвета в лирике Сергея Есенина претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения.

Список литературы

1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.

2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.

3. Кошечкин С.П. Венок Есенину. М., Советская Россия, 1988 г.

4. Кошечкин С.П. С. Есенин Плеск голубого ливня. М., Молодая гвардия, 1978 г.

5.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., Советский писатель,1989г.

6. Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

7. Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г.

8. Прокушев Ю. П. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., Новая Россия,1979г.

9. Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

10.Щеглов М. Есенин в наши дни. Новый мир №3 1956г.

11.Юшин Ф. Ф. Заметки о поэте. Современник, М., 1978г.

Источник: https://infourok.ru/cvetopis-v-poezii-sa-esenina-1941854.html

Исследовательский проект по лирике С.А.Есенина« цветопись в стихах поэта»

Проект

ученицы 11-А класса

ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №55 имени К.К. Рокоссовского

Колпакова Евгения

«Есенину присущ певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами   природы…Он весь растворён в природе, в живой, многоголосой прелести земли…»

А. К Толстой о Есенине, 1922 

Цель исследования:

  • Проанализировать цветовую палитру лирики С.А.Есенина.
  • Определить значение цветописи в создании поэтических образов.
  • «В прозрачном холодезаголубелидолы»;
  • «Летний вечерголубой»;
  • «Голубизнапрезримой гущи»;
  • «Синяявьюга»; «Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Толькосиньсосёт глаза».

Живописная лирика Сергея Есенина

С.А.Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятия и неподдельной, наивнойяркоцветностью.Все его образы живописны, словно акварелью нарисованные.

Синева,разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Этасиняя дымкаполюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью.

Символика цвета

В ранний период творчества основными цветами являютсябелыйизеленый.Белыйцвет обозначает доброе начало, чистоту, радость , обновление.Зеленыйцвет символизирует весну, молодость, приносит спокойствие , свежесть.

«Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…»,

«…Деревья оделись

Зеленой листвою,

Луг зеленеет,

Покрытый травою…»

Открытие Есенина состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложные мысли-образы.

Образы-символы

В поэзии Есенина многообразов-символов.Например: лебеди – символ красоты.

Есть символическое значение и у цветовых эпитетов, например:«красныйконь»– символ революции,«розовый конь»– символ молодости,«чёрный конь» –предвестник смерти.

С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души. Его цветовая гамма способствовала передаче настроений, романтической одухотворённости, придала свежесть образам.

Есенин – признанный мастер пейзажа

Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги. В них разнообразны

  • оттенкикрасного цвета:розовый, алый, малиновый, багряный;

1)«о Русь, малиновое поле»;

2)в «окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы»;

  • оттенки часто приобретают«металлическое» звучание:золотой,медный,серебряный:

1) Над окошком месяц. Под окошком ветер.

Серебристыйтополь серебрист и светел.

2) Спит ковыль. Равнина дорогая,

Исвинцовойсвежести полынь…

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Поэтизация природы

В течение всей жизни

в творчестве поэта встречаются «сияющие» цвета:золотой ,серебряный,блестящий,сверкающий.Эти цвета обозначают необычное восхищение природой . Серебряный цвет связан с поверхностью воды, травы ; золотой – лучами луны , звёзд и солнца. Чаще всего Есенин использует золотой цвет.

«Отговорила роща золотая…», «Закружилась листва золотая…»,

«Задремали звёзды золотые… »

Белое и чёрное в лирикеЕсенина

е и блычерн, и света,

Белый цвет практически всегда олицетворяет чистоту, зиму, нежность или цветущий сад:

  • «Белаябереза под моим окном»;
  • «Кудрявый сумрак за горой рукою машетбелоснежною»;

3)«Не жалею, не зову, не плачу,

все пройдет, как сбелыхяблонь дым».

«Черная,потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, как не любить?»

В чёрном цвете скрывается нечто опасное и таинственное.

Ещё в древнерусской литературе была традиция употребления двух цветов:белогодля обозначения добрых начал и побуждений

чёрногосимволизирующего зло.

Эту традицию и впитал в себя Есенин.

Есенин – «художник»

Лирика поэта поражает насыщенностью красок, тонкостью оттенков переживаний, задушевностью. Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения мысли, чувств и эмоций.

«Василькамисердце светится, горит в нембирюза».

Есенина пользовался яркими красками, которые символизируютрадость, надежду, восхищение.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/tsvietopis-v-lirikie-s-iesienina.html

Цветовая символика в поэзии С. Есенина

Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Использование цвета в поэзии является средством выражения чувств, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта. Однако ещё А.

Блок писал в своей статье «Краски и слова» в 1905, что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета.

Блок предсказал, что появится поэт, который привнесёт в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенин, поэтическое сердце России, своим читателям оставил богатое наследие. Большой художник, Сергей Есенин привлекает яркоцветностью. Как справедливо заметил Сельвинский, «такого глаза наша поэтическая живопись ещё не знала».

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, – жёлтый и золотой. В дореволюционных стихотворениях жёлтый и золотой – цвета осени: «жёлтая крапива», «жёлтые долы», «жёлтая трава», «золотистые ветки».

Когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив погибшей души, врывается жёлтый цвет: «Весной и солнце на лугу/ Обвита жёлтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога». «Жёлтая дорога » – дорога в никуда.

В послереволюционных стихах преобладает негативная символика жёлтого – грех, предательство, увядание, грусть, отчаяние, болезнь, смерть: «жёлтая грусть», «жёлтый тлен», «жёлтый скелет».

До 1917 Есенин употреблял эти цвета соответственно 13–19 раз, после – 18–54. Количество значительно возросло. Возможно, это означает, что внутреннее состояние поэта изменилось, и он больше начинает задумываться о душе, святости, то есть видел в этом спасение от душевных переживаний, связанных с революцией.

И тем самым добавлял в поэзию тот цвет, которого ему «не хватало» в реальности, ведь поэзия – это особый мир, в который уходит поэт и уводит за собой читателя: «золотая Русь», «златая тучка», «золотые звёзды», «золотые далёкие дали», «роща золотая», «золотые иконы», «златая земля», «золотые шапки гор», «луч золотой»… Пристрастие к жёлто-золотому психологи трактуют цвет как желание свободы, независимости от реальности, стремление к снятию напряжения.

«Любимые цвета поэта – синий и голубой». Они усиливают ощущение необъятности просторов России («только синь сосет глаза», «синие горы», «синие затоны», «голубая Русь», «голубая ласковая страна», «голубой пруд», «голубая струя», «голубая пыль», «небеса уж голубые», «в прозрачном холоде заголубели долы» и т. п.

), создают атмосферу светлой радости бытия («синий звон», «синее счастье», «вечером лунным, вечером синим», «синий плат небес», «предрассветное, синее, раннее»), выражают чувство нежности, любви («парень синеглазый», «синь во взорах» и т. п.). Впечатление голубизны Есенин создаёт настойчиво и последовательно.

«Голубыми» у него становятся и руки, и рты, и даже огонь и душа («голубые руки», «голубые рты», «голубой огонь», «душа голубая»).

«Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое». Синее – это цвет неба, чистоты.

Поэт даже саму Россию ассоциировал с этим цветом, говоря, что в имени «Русь» есть «синее что-то». Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись.

«Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью».

Белый – более простой земной цвет. Андрей Белый в статье «Священные цвета» говорит о том, что белый цвет, «соединяющий цвет неба – это символ богочеловечества, двуединства».

Главное его значение – божество, благо, полнота бытия: «белый перезвон», «белый храм», «белый ангел», «одежда празднично белая».

Для палитры Есенина характерно «пристрастие к белому цвету, который символизирует покой, мир, тишину, чистоту, сосредоточенность» .

Как только пейзаж становится чересчур однообразным, Есенин вводит красный цвет – цвет богатства, царственности, красоты: «красный вечер», «зорька красная», «красные крылья заката», «красный костёр», «красные врата», «зарево красных зарниц», «капли красные сжигают города», «вечера красный подол». До 1917 поэт использует этот цвет 17 раз, после – 22. Есенин после революции употребляет красный в своих стихах немного чаще. Для поэта этот цвет имеет двойной смысл. До 1917 года красный воспринимается Есениным как цвет красоты, власти, а после – нечто агрессивное, кровавое, беспокойное.

Использование контраста белого и чёрного было очень характерно для древнерусской литературы, где «чёрный» олицетворял силы зла. Символика этого цвета негативна. В чёрном небе, в глубине пещер, ям, в глубокой тени скрывается нечто опасное.

Наиболее ярко это демонстрируется в поэме Есенина «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. До революции поэт употреблял этот цвет 13 раз, после – 16.

В стихах 1910–1916 годов чёрный, на наш взгляд, не имеет отрицательной трактовки, обозначает просто цвет: «кудри чёрные», «чёрные косы», «чёрная глухарка», «чёрное покрывало».

В стихотворениях 1917-1925 годов это цвет гибели, мрачного восприятия и даже отрицания жизни: «чёрная жуть», «чёрная гибель», «чёрная судьба», «чёрный человек».

«Есенин доказал, что цветовой образ … может быть «тучным», то есть вобравшим в себя сложное определение мысли, не переставая при этом быть образом, не превращаясь в абстракцию.

С помощью слов, соответствующих краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения его души».

Действительно по палитре наиболее употребляемых цветов можно определить настроение С.А. Есенина в различные периоды жизни.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bcf4a441aa2e400aade3f08/5bcf556cd4634800ab76a31d

Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Есенин С.А.

Цветопись в поэзии Сергея Есенина

Как рождается поэт? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и «слезам людским»? Кто знает? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта.

«Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов» («Автобиография»). Так начинался Сергей Есенин.

И глаза, и уши поэта жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: внешние зори, бешеный рёв вьюги, запах смолистой сосны, песня тальянки, копны свежие и рыжие стога, горластые гуси и чёрная глухарка с её заунывным карком…

В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Тоска по цвету была реакцией на символизм, который становился всё глубокомысленнее. Блок предсказывал появление поэта, который принесёт в русскую поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин.

Первых своих читателей молодой поэт пленил тем, что как бы повёл их по забытой ими земле, заставляя всматриваться в её красоту и вслушиваться в её звоны и тишину.

«Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь» — Есенин залил родные пейзажи голубизной, стремясь показать нам просторы Родины. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: «В прозрачном колоде заголубели долы», «летний вечер голубой», «синяя вьюга».

Голубой цвет – это любимый цвет Есенина. И совпадение это, очевидно, неслучайно, так как синий цвет «голубой» считался цветом символическим, «божественным».

А когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода».

Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.

И поскольку молодому Есенину его судьба видится в «золототканом цветении», то, естественно, акцент делается на значении весень: жёлтая, осенняя появляется редко, мельком, а там, где не обойтись без жёлтого, он употребляет, не жалея, золота: «Луна над крышей, как злат бугор», «Не снились реки златых долин», «Где златятся рогожи в ряд», «Лижут сумерки золото солнца…», «Хвойная позолота», «Зелень золотистая». Нет ни увядания, ни смерти, осень – золотых дел мастер –» златит холмы». Увядающие листья приравниваются к плодам («На шёлковом блюде опада осин»), и тем самым снимается пронзительность «тоскования», с которым у зрелого Есенина связано переживание и изображение умирающей природы. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», в перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет: Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога. Жёлтая дорога – дорога в никуда. Жёлтая, потому что замкнулся жизненный круг, окончен жизненный цикл – от зимы до осени, — по жёлтой дороге возвращаются: умирать… Жёлтая, несмотря на то, что обвита весной и солнцем! Есенин доказал, что цветовой образ может быть «тучным»; с помощью слов, соответствующим краскам, поэт сумел передать самые тончайшие эмоциональные оттенки души. Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый складывается из множества оттенков: рыжие щенята, ржаной закут, злотые глаза – в «Песне о собаке», багряные кусты, алый сок ягод, розовый закат – в «Не ходить, не мять в кустах багряных..». Я считаю, что есенинский пейзаж не только свеж и ярок, он ещё и пахнущий и звучащий. Запахи у поэта так же вещественны, как и краски. Есенин создаёт как бы «букеты» запахов, крепость которым придают запахи, простые и сильные, почти грубые: «рыхлыми драчёнами», «укропом вялым», а своеобразие – наличии медовой доминанты – «пьяный пах медовых сот». Есенин угадывает медвяное и в запахах вроде бы вовсе не медовых: остром – осиного гнезда («пахнет ромашкой и мёдом от ос»), резком – мужичьего пота («слаще мёда пот мужичий»). Даже в той сложной смеси, в том воздушном настое который так специфичен для православной церкви, Есенин улавливает этот древний, языческий запах: «Литии медовый ладан», «Пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас». Картина будет неполной, если не обратить внимания и на есенинские «обонятельные» метафоры: «Хлебной брагой льёт теплынь», «запах трав от бабьей кожи», «запах мёда от невинных рук». Доступны поэту и оттенки звука, которые недоступны обычному слуху: «Звенит, как колос, с земли растущий снег», «звон надломленной осоки». Почти в каждом стихотворении Есенина слышны звоны. Цвет. Запах. Звук. Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.

Источник: https://mirznanii.com/a/358981/tsvetopis-v-poezii-s-a-esenina

Сочинение: Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Цветопись в поэзии С. А. Есенина

Есенин С.А.

Цветопись в поэзии Сергея Есенина

Как рождается поэт? С чего начинается «пробуждение творческих дум»? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания всем горестям и «слезам людским»? Кто знает? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности нет поэта.

«Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов» («Автобиография»). Так начинался Сергей Есенин.

И глаза, и уши поэта жадно впитывали в себя многоцветный, многозвучный мир: внешние зори, бешеный рёв вьюги, запах смолистой сосны, песня тальянки, копны свежие и рыжие стога, горластые гуси и чёрная глухарка с её заунывным карком…

В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Тоска по цвету была реакцией на символизм, который становился всё глубокомысленнее. Блок предсказывал появление поэта, который принесёт в русскую поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин.

Первых своих читателей молодой поэт пленил тем, что как бы повёл их по забытой ими земле, заставляя всматриваться в её красоту и вслушиваться в её звоны и тишину.

«Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь» — Есенин залил родные пейзажи голубизной, стремясь показать нам просторы Родины. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: «В прозрачном колоде заголубели долы», «летний вечер голубой», «синяя вьюга».

Голубой цвет – это любимый цвет Есенина. И совпадение это, очевидно, неслучайно, так как синий цвет «голубой» считался цветом символическим, «божественным».

А когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода».

Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире.

И поскольку молодому Есенину его судьба видится в «золототканом цветении», то, естественно, акцент делается на значении весень: жёлтая, осенняя появляется редко, мельком, а там, где не обойтись без жёлтого, он употребляет, не жалея, золота: «Луна над крышей, как злат бугор», «Не снились реки златых долин», «Где златятся рогожи в ряд», «Лижут сумерки золото солнца…», «Хвойная позолота», «Зелень золотистая». Нет ни увядания, ни смерти, осень – золотых дел мастер –» златит холмы». Увядающие листья приравниваются к плодам («На шёлковом блюде опада осин»), и тем самым снимается пронзительность «тоскования», с которым у зрелого Есенина связано переживание и изображение умирающей природы. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», в перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет: Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога. Жёлтая дорога – дорога в никуда. Жёлтая, потому что замкнулся жизненный круг, окончен жизненный цикл – от зимы до осени, — по жёлтой дороге возвращаются: умирать… Жёлтая, несмотря на то, что обвита весной и солнцем! Есенин доказал, что цветовой образ может быть «тучным»; с помощью слов, соответствующим краскам, поэт сумел передать самые тончайшие эмоциональные оттенки души. Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый складывается из множества оттенков: рыжие щенята, ржаной закут, злотые глаза – в «Песне о собаке», багряные кусты, алый сок ягод, розовый закат – в «Не ходить, не мять в кустах багряных..». Я считаю, что есенинский пейзаж не только свеж и ярок, он ещё и пахнущий и звучащий. Запахи у поэта так же вещественны, как и краски. Есенин создаёт как бы «букеты» запахов, крепость которым придают запахи, простые и сильные, почти грубые: «рыхлыми драчёнами», «укропом вялым», а своеобразие – наличии медовой доминанты – «пьяный пах медовых сот». Есенин угадывает медвяное и в запахах вроде бы вовсе не медовых: остром – осиного гнезда («пахнет ромашкой и мёдом от ос»), резком – мужичьего пота («слаще мёда пот мужичий»). Даже в той сложной смеси, в том воздушном настое который так специфичен для православной церкви, Есенин улавливает этот древний, языческий запах: «Литии медовый ладан», «Пахнет яблоком и мёдом по церквам твой кроткий Спас». Картина будет неполной, если не обратить внимания и на есенинские «обонятельные» метафоры: «Хлебной брагой льёт теплынь», «запах трав от бабьей кожи», «запах мёда от невинных рук». Доступны поэту и оттенки звука, которые недоступны обычному слуху: «Звенит, как колос, с земли растущий снег», «звон надломленной осоки». Почти в каждом стихотворении Есенина слышны звоны. Цвет. Запах. Звук. Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-277965.html

Refy-free
Добавить комментарий