«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование».

Информационные и коммуникационные технологии в образовании специальность 0324

«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование».
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Закажите работу сегодня со скидкой до 25%

СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО

(ТЕОРЕТИЧЕСКОГО) ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Информационные и коммуникационные технологии в образовании»

специальность 0324

[1] Вопрос 1. Информационные и коммуникационные технологии. Средства ИКТ.[2] Вопрос 2. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.[3] Вопрос 3. Программные средства учебного назначения, их типология. Принципы создания электронных учебных средств.[4] Вопрос 4. Эффективность обучения при использовании ИКТ. Возможности реализации основных факторов интенсификации обучения в условиях использования ИКТ.[5] Вопрос 5. Возможные негативные последствия воздействия средств информатизации  на учащихся и меры по их предотвращению.[6] Вопрос 6. Автоматизация в управлении учебным заведением в условиях использования компьютерных технологий.[7] Вопрос 7. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных систем.[8] Вопрос 8. Дистанционное образование.[9] Вопрос 9. Возможности и перспективы использования технологии мультимедиа и систем «Виртуальная реальность» в образовании.[10] Вопрос 10. Информационная безопасность общества и личности. Виды компьютерных преступлений.[11] Вопрос 11. Банки данных. Банки документов. Банк педагогической информации.[12] Вопрос 12. Учебные телекоммуникационные проекты (УТП), их типология. Организация и проведение УТП.[13] Приложение (10 вопрос)[14] Приложение (11 вопрос)[15] Приложение (12 вопрос)

Вопрос 1. Информационные и коммуникационные технологии. Средства ИКТ

Понятие информационной технологии. Информационные и коммуникационные технологии, их развитие и совершенствование в современном обществе. Современные средства ИКТ. Использование ИКТ в профессиональной деятельности.

Понятие информационной технологии.

Под информационными технологиями понимаются способы обработки данных и знаний от древнейших времен до наших дней.

Основные этапы: появление речи, письменности (ок. 2350 г. до н.э.), счета (около 1350 г. до н.э.), книгопечатанье (1445 г.), почты, телеграфа (1816 г.), машины Бэббиджа(1843 г.), машинописи (1874 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.

), телевидения (1939 г.), компьютера (1945 г.), транзистора (1956 г.), интегральной схемы (1959 г.), компьютерных сетей (ARPAnet, 1969 г.), микропроцессора (1972 г.), персонального компьютера (1975 г.), Internet (начало 90-х годов XX века).

Информационные технологии, развиваемые в настоящее время называют новыми информационными технологиями или ИКТ.

Все технологии опираются на фундаментальные и прикладные науки. ИТ имеют свои фундаментальные разделы: архитектура ЭВМ, операционные системы, программирование, теория баз данных, компьютерные коммуникации и т.д.

Информационные технологии – технологии для обработки информации с помощью средств сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Информационные и коммуникационные технологии – совокупность методов, устройств и производственных процессов используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Новые информационные технологии обучения – технологии обучения направленные на широкое применение компьютеров и сетевых средств в образовании: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, демонстрации.

Средством НИТ является ПК, с соответствующим техническим и программным обеспечением.

Средства ИКТ в системе образования:

Аппаратные средства:

  •  Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
  •  Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.
  •  Проектор – радикально повышает:

– уровень наглядности в работе учителя,

– дает возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

  •  Телекоммуникационный блок (для сельских школ – спутниковая связь) – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами.
  •  Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода.
  •  Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
  •  Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.
  •  Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
  •  Внутриклассная и внутришкольная сети – позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.
  •  -видео средства – обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Программные средства:

  •  Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) – дают возможность работы со всеми видами информации.
  •  Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений.
  •  Виртуальные конструкторы – позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
  •  Тренажеры – позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.
  •  Тестовые среды – позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания, которые полностью или частично оценивается компьютером.
  •  Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов. В наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.
  •  Информационные системы управления – обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

Вопрос 2. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование

Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование. Особенности внедрения компьютерных технологий в зависимости от комплектации учебного заведения техническим и программным обеспечением.

Цели:

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств ИКТ:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

  •  повышение эффективности и качества процесса обучения;
  •  повышение активности познавательной деятельности;
  •  углубление межпредметных связей;
  •  увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  •  развитие различных видов мышления;
  •  развитие коммуникативных способностей;
  •  формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
  •  эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  •  формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  •  развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
  •  формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области информатики.

Направления: 

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование.

  1.  Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.
  2.  Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.
  3.  Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого.
  4.  Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).
  5.  Использование СНИТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.
  6.  Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий (например, проектная деятельность).
  7.  Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.
  8.  Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управление учебным оборудованием.
  9.  Использование СНИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Особенности внедрения компьютерных технологий в зависимости от комплектации учебного заведения техническим и программным обеспечением.

https://www.youtube.com/watch?v=NyTuzSA5k0A

Элементы информационных технологий должны быть освоены учащимися достаточно рано (преимущественно в начальной школе), параллельно с началом формирования информационных ЗУНов, с тем, чтобы далее использоваться во всех областях образовательного процесса. Разумеется, если они не были освоены в начальной школе, они могут вводиться на любой другой ступени образования, чтобы знакомство с ИКТ произошло для всех выпускников основной (или старшей) школы.

Элементы информационных технологий по существу представляют собой универсальное ядро формирующейся «новой грамотности», наряду с традиционными элементами «читать, писать, считать», где счет также расширяется простейшими, наиболее базовыми понятиями математической информатики.

Наличие этой грамотности, как это имеет место сейчас с письменной и числовой, грамотностью становится обязательным для самого процесса образования, поскольку такое продолжение предполагает все большую самостоятельность учащихся в работе с информацией, достижение указанных выше общих образовательных целей.

В школе имеется единственный компьютер (современный).

Число учащихся в одной группе до 6 человек.

Учитель демонстрирует на экране компьютера отдельные эпизоды тренажера. После каждого эпизода все учащиеся по очереди выполняют упражнения этого эпизода, когда необходимо, при «подставке» учителя.

В рамках домашнего задания все учащиеся по очереди выполняет свои индивидуальные комплексные задания.

В конце прохождения темы учащийся в этом случае может самостоятельно осуществлять простейшие операции

В школе имеется один современный компьютер и устаревший работоспособный компьютерный класс.

В этом случае, после прохождения курса, учащиеся проходят дополнительные модули по файловой системе, работа с текстовой и, возможно графической информацией (например, Лого) в компьютерном классе (2-4 часа). В дальнейшем компьютерный класс используется для самостоятельной работы учащихся. Обеспечивается возможность переноса результатов работы на современный компьютер

Наличие проектора позволяет значительно повысить эффективность групповой коммуникации, в этом случае размер группы может быть выбран до 12 человек.

Аналогично может быть построена работа в других конфигурациях техники.

курса (14 часов)

Компьютер (1 ч): Внешний вид компьютера: процессор, клавиатура, мышь, монитор, дисковод, кабели. Включить/выключить, вставить/вынуть и т. д. Принтерный порт. Техника безопасности и правила обращения.

Файловая система (1ч.): Мышь, левая кнопка, окна. Открыть, переместить, удалить. Общее меню прикладных программ, в том числе – печать. Создать папку, Найти. Запустить программу.

Текст (1 ч): Ввод текста. Основные операции редактирования. Работа в тестовых средах, переписка, электронная почта.

Поиск (1 ч): в гипертексте (гипермедиа – среде), в базе данных. Интернет. Создание гиперструктур.

Графические объекты (1 ч): Создание рисунков и чертежей. Операции с готовыми изображениями. Дизайн текста. Презентации.

Проектирование, моделирование, экспериментирование, визуализация (3 ч): Виртуальные конструкторы: Лого, Математика, Физика. Динамические таблицы, диаграммы.

Бескомпьютерные инструменты ИКТ (2 ч): Телефон, факс, фотоаппарат, телевизор, видеомагнитофон и др. Каталоги, библиотеки, справочники.

Информация и информатика (2 ч): Информационные объекты. Передача информации. Дискретизация, примеры. Арифметика информационных объектов и процессов, греческие приставки. Объемы и скорости в распространенных ситуациях в живых и технических системах.

Этика, экология, эргономика, экономика информатики.

Формулирование индивидуальных и групповых проектов.

Заключительное занятие (2 ч.): Представление/защита проектов. Виды и формы учебной деятельности и роль ИКТ в них. Совместное проектирование информационного пространства образовательного учреждения.

Дополнительные модули (при наличии соответствующей технической базы.) 2 часа на модуль

Экранные презентации. Слайд – проектор. Кодоскоп. PowerPoint. Монтаж рисунков.

: запись. монтаж. камера. Принципы использования. Монтаж.

Звук: Работа с микрофоном. Звукозапись и звуковоспроизведение. Звуковые и музыкальные редакторы. Компьютерные форматы.

Компьютерное управление: Компьютерное управление объектами в виртуальном (Лого) и физическом (ЛЕГО) мире.

Тесты: Наполнение тестового пакета.

Вопрос 3. Программные средства учебного назначения, их типология. Принципы создания электронных учебных средств

Классификация программных средств учебного назначения. Принципы создания электронных учебных средств.

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением.

За последние двадцать-тридцать лет компьютеры, соответствующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений.

В частности, средства информатизации применяются как в собственно подготовке школьников, так и при решении различных вопросов, связанных с организацией обучения

Существует много подходов к введению терминов и понятий, описывающих программные средства учебного назначения. Во многих научных и учебно-методических изданиях их называют педагогическими программными средствами, компьютерными учебными средствами, педагогическими средствами учебного назначения, учебными компьютерными программами.

Классификация программных средств учебного назначения:

  1.  Обучающие программы, предназначенные для приобретения новых знаний и определенных умений и содержащие обратную связь (дающие обучаемому возможность самокоррекции).
  2.  Электронные учебники (ЭУ) – специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся.
  3.  Программы-тренажеры – предназначенные для отработки и закрепления конкретных умений и навыков.
  4.  Тестовые или контролирующие программы, предназначенные для определения достигнутого уровня обучения.
  5.  Информационно-справочные программы или компьютерные энциклопедии, открывающие доступ к информационным массивам и справочным данным.
  6.  Игровые программы, предназначенные для усиления мотивации и обучения в игровой обстановке;

Конкретное издание может содержать несколько квалификационных признаков одновременно.

Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

Обучающие программы – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся.

Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.

ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Тестовая система компьютерного контроля – одна из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний.

Мультимедийные энциклопедии – особая разновидность учебных пособий, например, «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Не являясь чисто учебными материалами, могут оказаться весьма полезными в школах в качестве справочных пособий и средств расширения кругозора учащихся.

Принципы создания электронных учебных средств

  1.  Принцип квантования: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.
  2.  Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты:

Источник: http://samzan.ru/203147

Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование

«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование».

Наша кнопка

Скачать материал

Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование

Материал из IrkutskWiki.

Перейти к: навигация, поиск

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

  • вычислительные — быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
  • трансдьюсерные — способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
  • комбинаторные — возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
  • графические — представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
  • моделирующие — построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск.

Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения;
  • повышение активности познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей;
  • увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие различных видов мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
  • формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

  • подготовка информационно грамотной личности;
  • подготовка пользователя компьютерными средствами;
  • осуществление профориентационной работы в области информатики.

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование.

  1. Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.

  2. Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

  3. Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого.

  4. Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

  5. Использование СНИТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

  6. Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий (например, проектная деятельность).

  7. Использование СНИТ в качестве средства средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

  8. Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управление учебным оборудованием.

  9. Использование СНИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Ещё документы из категории информатика:

Источник: https://doc4web.ru/informatika/celi-i-napravleniya-vnedreniya-sredstv-informatizacii-i-kommunik.html

Цели и задачи использования ИиКТ в образовании

«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование».

ЛЕКЦИЯ 2

1. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ)

2. Средства ИиКТ

3. Эволюция ИиКТ

4. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование

5. Этапы внедрения современных информационных технологий в образование

6. Формирование информационно-коммуникативной компетентности как цель обучения, воспитания, развития и социализации учащихся

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИиКТ)

Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

На сегодняшний день в понятие ИТ входят микроэлектроника, разработка и производство компьютеров и программного обеспечения, связь и телефония, мобильные сервисы, обеспечение доступа в Интернет, обеспечение информационных ресурсов Интернета, а также разнообразные культурные феномены, связанные с перечисленными областями деятельности и правила (как формализованные, так и неформальные), регламентирующие эти области деятельности.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера.

Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

При этом информационные технологии, основанные на использовании современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Средства ИиКТ

Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды)

Эволюция ИиКТ

Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития:

1-й этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем посылки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 70-х гг.

) — «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

5-й этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения.

На этом этапе происходит процесс персонализации автоматических систем управления (АСУ), который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.

В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя — глобальной компьютерной сети Интернет.

Прежде чем стать «катализатором» современного процесса обучения и преподавания, ИКТ прошли несколько стадий развития:

1. Первые программы, с помощью которых компьютеры выполняли функции электронного учителя, появились еще в 1970-х гг. Это была первая попытка разработать программу диалога между специалистом и новичком. Специалист должен был исправить и объяснить ошибки новичка.

2. С появлением более сложных систем компьютер начинает выполнять функции представления знаний. В начале 1980-х гг. появились экспертные системы.

Основная сложность при разработке экспертных систем состояла в невозможности точно смоделировать образ мышления человека.

По этой причине так называемое пятое поколение «думающих машин» не получило должного развития (за исключением ограниченного числа примеров решения примитивных задач).

3. Интеллектуальные обучающие системы, интеллектуальные системы моделирования и решения задач стали активно развиваться в начале 1990-х гг. Методисты и разработчики образовательных программ возлагали на них огромные надежды.

4. В середине 1990-х гг. появились гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства. Основными носителями информации стали CD-ROM и DVD; начал активно развиваться Интернет.

5. С 2000 г. стремительно развиваются системы интерактивного трехмерного моделирования. Технологии компьютерного моделирования и имитации в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение и создают эффект присутствия пользователя в виртуальной реальности.

Общее направление этого развития состоит в том, что ИКТ, используя познавательную способность воображения, расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств. Именно эмоциональный, чувственный, эстетический аспекты восприятия будут учитываться в будущем при разработке обучающих средств и программ.

Например, уже сейчас для подготовки летчиков или хирургов применяется оборудование, позволяющее задействовать осязание и моторику учащихся, отработать наиболее важные профессиональные навыки.

Современные образовательные методики ориентированы на развитие личности обучаемого путем погружения в игровую среду с возможностью самостоятельного моделирования, экспериментирования, а также систематизации полученной информации и закрепления приобретенных знаний.

Новейшие технологии – уже не просто одно из средств проверки и закрепления полученных знаний. Теперь они открывают совершенно новые познавательные возможности и перспективы для самостоятельного обучения учащегося.

Преподаватель стимулирует у учащихся интерес к предмету, поясняет материал с помощью аналогий и поддерживает стремление к новым знаниям.

конференции в сочетании с системами виртуальной реальности позволяют учащемуся существовать в незнакомых пространствах и даже путешествовать в микро- и макрокосмосе.

Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

· использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

· использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

· рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

· использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

· использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

· организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

· использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

· интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

· вычислительные — быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

· трансдьюсерные — способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

· комбинаторные — возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

· графические — представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

· моделирующие — построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск.

Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

· повышение эффективности и качества процесса обучения;

· повышение активности познавательной деятельности;

· углубление межпредметных связей;

· увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

· развитие различных видов мышления;

· развитие коммуникативных способностей;

· формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

· эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

· формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

· развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

· формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

· подготовка информационно грамотной личности;

· подготовка пользователя компьютерными средствами;

· осуществление профориентационной работы в области информатики.

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование.

1. Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.

2. Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

3. Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого.

4. Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

5. Использование СНИТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

6. Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий (например, проектная деятельность).

7. Использование СНИТ в качестве средства средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

8. Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управление учебным оборудованием.

9. Использование СНИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Этапы внедрения современных информационных технологий в образование

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему.

Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса.

1 этап характеризуется следующими признаками:

· начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;

· проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;

· общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;

· происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;

2 этап характеризуется следующими признаками:

· активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;

· освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;

· активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;

· постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;

3 этап характеризуется следующими признаками:

· повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;

· перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;

· смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ.

Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы.

Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности как цель обучения, воспитания, развития и социализации учащихся

Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.

Для пояснения введенного понятия приведем примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ-компетентность:

· Доступ — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем;

· Управление — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты;

· Интеграция — проанализировать преимущества рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен;

· Оценка — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через интернет-магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров;

· Создание — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты.

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией.

Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями.

Эта способность должна обеспечить школьникам возможность:

· успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернет);

· подготовиться к выбранной профессиональной деятельности;

· жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на знаниях.

В связи с вышеизложенным было принято решение разработать новый инструментарий оценки ИКТ-компетентности, который позволит, грубо говоря, проверить, как школьник мыслит и работает в «цифровом» мире.

В рамках проекта оценка ИКТ-компетентности будет проводиться по результатам теста, выполняемого учащимся на компьютере, при этом общая ИКТ-компетентность учащихся будет оцениваться по конечному результату. Составляющие навыки не будут выделяться и оцениваться индивидуально.

Для оценки каждого из составляющих навыков в тесте будут представлены несколько заданий, но в целом за тест будет выставляться качественная (диагностическая) оценка, отражающая уровень ИКТ-компетенции (уровень выше базового, базовый, ниже базового).

Диагностическая оценка позволит исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ-компетентности.

Результат такого типа тестирования будет полезен по нескольким причинам. Он может дать:

· общую оценку познавательной и технической компетентности ученика;

· более детализированную систему отчета о набранных баллах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны ученика;

· связь с существующими или специально разработанными методическими материалами;

· основываясь на результатах тестирования можно выделять конкретные цели обучения.

Но, как известно, цель любой проверки, любой формы контроля достигается только на адекватно составленных (в соответствии с целями) вопросах и задачах. Одной из задач рабочей группы проекта является разработка заданий для теста. Без сомнения, тексты заданий публиковаться до тестирования не будут, но описать будущие задания можно и, скорее всего, необходимо.

1. Тест будет содержать 14 вопросов, выполнение каждого вопроса будет ограничено по времени. Будет 1 вопрос на 30 минут, 2 вопроса на 15 минут и 11 вопросов на 4 минуты.

2. Сценарий каждого задания будет приближен к реальной жизни.

Например: «Используя программу поиска найти сайты со статьями о болезнях сердца» (задание на оценивание умения «доступ») или «В каждой из найденных статей найти информацию по вариантам лечения» (задание на оценивание умения «интеграция»).

Если задание связано с каким-либо школьным предметом, то его содержание не будет выходить за рамки стандарта обучения по данному предмету. Попутно отметим, что в группу по разработке заданий входят учителя информатики, русского языка.

3. Для выполнения заданий теста разрабатывается специальная тестирующая среда, включающая имитацию программы поиска в Интернет, почтовой программы, текстового и графического редактора и т.д.

Это делается для того, чтобы уравнять условия выполнения теста учащимися (ранее полученные навыки работы с каким-либо программным средством не дадут большого преимущества перед теми ребятами, которые по объективным причинам таких навыков в школе приобрести не смогли).

Одной из косвенных целей данного проекта является акцентирование внимания учителей всех профилей (не только информатики) на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ-компетентность. Именно поэтому важным было выработать определение ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности.

В дальнейшем необходима разработка методик выработки навыков, составляющих ИКТ-компетентность, и учебных заданий, на основе которых эти навыки можно будет вырабатывать.

На сегодняшний момент для каждого учителя важно понять, что входит в ИКТ-компетентность, проанализировать, какие учебные задачи можно модифицировать так, чтобы косвенно они работали на выработку необходимых навыков.

Источник: https://studopedia.su/10_89067_tseli-i-zadachi-ispolzovaniya-iikt-v-obrazovanii.html

Понятие информационной технологии

«Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование».

Под информационными технологиями понимаются способы обработки данных и знаний от древнейших времен до наших дней.

Основные этапы: появление речи, письменности (ок. 2350 г. до н.э.), счета (около 1350 г. до н.э.), книгопечатанье (1445 г.), почты, телеграфа (1816 г.), машины Бэббиджа(1843 г.), машинописи (1874 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.

), телевидения (1939 г.), компьютера (1945 г.), транзистора (1956 г.), интегральной схемы (1959 г.), компьютерных сетей (ARPAnet, 1969 г.), микропроцессора (1972 г.), персонального компьютера (1975 г.), Internet (начало 90-х годов XX века).

Информационные технологии, развиваемые в настоящее время называют новыми информационными технологиями или ИКТ.

Все технологии опираются на фундаментальные и прикладные науки. ИТ имеют свои фундаментальные разделы: архитектура ЭВМ, операционные системы, программирование, теория баз данных, компьютерные коммуникации и т.д.

Информационные технологии – технологии для обработки информации с помощью средств сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Информационные и коммуникационные технологии– совокупность методов, устройств и производственных процессов используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Новые информационные технологии обучения– технологии обучения направленные на широкое применение компьютеров и сетевых средств в образовании: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, имитационное обучение, демонстрации.

Средством НИТявляется ПК, с соответствующим техническим и программным обеспечением.

Средства ИКТ в системе образования:

Аппаратные средства:

ü Компьютер– универсальное устройство обработки информации.

ü Принтер– позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

ü Проектор– радикально повышает:

– уровень наглядности в работе учителя,

– дает возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу.

ü Телекоммуникационный блок(для сельских школ – спутниковая связь) – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение, вести переписку с другими школами.

ü Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами– клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а также устройства рукописного ввода.

ü Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации(сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио и видео магнитофон) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

ü Устройства регистрации данных(датчики с интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

ü Управляемые компьютером устройства– дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

ü Внутриклассная и внутришкольная сети– позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.

ü -видео средства –обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Программные средства:

ü Общего назначения и связанные с аппаратными(драйверы и т. п.) – дают возможность работы со всеми видами информации.

ü Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений.

ü Виртуальные конструкторы– позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

ü Тренажеры– позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде.

ü Тестовые среды– позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер и результат выполнения задания, которые полностью или частично оценивается компьютером.

ü Комплексные обучающие пакеты(электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов. В наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

ü Информационные системы управления– обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

Вопрос 2.Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование. Особенности внедрения компьютерных технологий в зависимости от комплектации учебного заведения техническим и программным обеспечением.

Цели:

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В.Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств ИКТ:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

ü повышение эффективности и качества процесса обучения;

ü повышение активности познавательной деятельности;

ü углубление межпредметных связей;

ü увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

ü развитие различных видов мышления;

ü развитие коммуникативных способностей;

ü формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

ü эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

ü формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

ü развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

ü формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества: подготовка информационно грамотной личности; подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области информатики.

Направления:

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения СНИТ в образование.

1. Использование СНИТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.

2. Использование СНИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

3. Использование СНИТ в качестве развития личности обучаемого.

4. Использование СНИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

5. Использование СНИТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

6. Использование СНИТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий (например, проектная деятельность).

7. Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

8. Использование СНИТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управление учебным оборудованием.

9. Использование СНИТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_53650_ponyatie-informatsionnoy-tehnologii.html

Refy-free
Добавить комментарий