Чрезвычайные ситуации на транспорте

42. Чрезвычайные ситуации на транспорте

Чрезвычайные ситуации на транспорте

Насегодняшний день в связи с огромнымипотребностями населения транспортнаясеть развивается семимильными шагами,но одновременно с комфортом и скоростьюпередвижения возрастает число аварийи катастроф.

Так что же такое транспорт,без которого в наше время не обойтись.Транспорт-совокупность средств,предназначенных для перемещения людейи грузов из одного места в другое.

Транспортные коммуникации объединяютвсе районы нашей страны, что являетсянеобходимым условием её территориальнойцелостности.

Главныйкритерий в различии аварий и катастрофзаключается в тяжести последствий иналичии человеческих жертв. Рассмотримих по отдельности.

Авария- это повреждение машины, станка,оборудования, здания, сооружения.

Катастрофа- это крупная авария с большимичеловеческими жертвами, событие с весьматрагическими последствиями.

Вданной работе мы рассмотрим наиболеехарактерные аварии и катастрофы наавтомобильном, железнодорожном,авиационном и водном видах транспорта.

1.Аварии на автомобильном транспорте(ДТП)

Внаше время автомобиль является нероскошью, а средством передвижения, ав отдаленных городах и селах, незаменимымсредством передвижения. Автомобильможет позволить себе практически любойчеловек, достигший 18 лет в работоспособномвозрасте. В связи с ростом числаавтотранспорта, растет и количествоаварий и катастроф на дороге.

Основныепричины дорожно-транспортных происшествийэто, прежде всего нарушение правилдорожного движения, техническаянеисправность автотранспорта,недостаточная подготовка лиц, управляющихтранспортом и горе водители в нетрезвомсостоянии.

Другойпричиной дорожных аварий являетсяплохое состояние дорог в нашей стране.Порой на дороге можно увидеть открытыелюки канализаций, неогороженные участкиремонтных работ, неосвещенные перекрестки,пешеходные переходы и дворы, отсутствиепредупреждающих об опасности знаков.

Всеэти причины в совокупности приводят кочень печальной статистике смертей надороге. Только в Москве за 2010 год погибло763человека, ранено 13592 человека, а повсей России эти цифры просто ошеломляющие26576 погибших и 250635 человек получилиранения разной степени тяжести.

Придорожно-транспортных происшествияхповлекших ранения людей самое главноесвоевременно оказать первую медицинскуюпомощь и это должно быть произведеноне позднее 20-30 минут. По статистике 80%раненых погибает в первые 3 часа.

Кровопотеря в течение первого часабывает настолько велика, что дажеблестяще проведенная операция не спасаетчеловеку жизнь.

Поэтому очень важнадоврачебная помощь, но, к сожалению, внашей стране, уровень медицинскойподготовки участников дорожного движенияи сотрудников ГИБДД крайне низок.

ДТПподразделяют на:

·Столкновение

·Опрокидывание

·Наезд на стоящее ТС

·Наезд на пешехода

·Наезд на препятствие

·Наезд на велосипедиста

·Наезд на гужевой транспорт

·Наезд на животных

·Падение

Далееприведена статистика количества погибшихлюдей в ДТП на территории России:

2.Аварии на железнодорожном транспорте

Железнодорожныйтранспорт — вид транспорта, выполняющийперевозки пассажиров и грузов порельсовым путям с помощью локомотивнойтяги. Среди всех видов транспорта этоттранспорт занимает ведущее место, чтообъясняется его универсальностью.Основные преимущества: высокая провознаяспособность, эффективность перевозокгабаритных грузов на дальние расстояния,сравнительно большие скорости.

Основнымипричинами аварий и катастроф являютсянеисправности путей подвижного состава,средств сигнализации и блокировки,ошибки диспетчеров, невнимательностьи халатность машинистов.

Чащевсего происходит сход подвижного составас рельсов, столкновения, наезды напрепятствия на переездах, пожары ивзрывы непосредственно в вагонах. Неисключаются размывы железнодорожныхпутей, обвалы, оползни, наводнения. Приперевозке опасных грузов, таких какгазы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные,едкие, ядовитые и радиоактивные вещества,происходят взрывы, пожары цистерн идругих вагонов.

Особенностиликвидации последствий аварий нажелезнодорожном транспорте:

1.Большая масса подвижного состава

2.Высокая скорость передвижения состава(до 200 км/час), а экстренный тормознойпуть составляет несколько сотен метров

3.Наличие на пути следования опасныхучастков дорог (мосты, тоннели, спуски,подъемы, переезды, сортировочные горки)

4.Наличие электрического тока высокогонапряжения (до 30 кВ)

5.Влияние человеческого фактора на причиныаварии (управление локомотивом,комплектование состава, диспетчерскоеобслуживание)

6.Многообразие поражающих факторов ивозможность их комбинированных сочетаний

Но,несмотря на все вышеперечисленное,ехать в поезде примерно в три разабезопаснее, чем лететь на самолете, и в10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

3.Аварии на авиационном транспорте

Авиационныйтранспорт, он же воздушный один из видовтранспорта осуществляет перевозкипассажиров, багажа, грузов и почты спомощью авиационной техники.

Основнымипричинами авиакатастроф являются: отказтехники, человеческий фактор (ошибки вуправлении авиатранспортными средствами,а также ошибки диспетчеров и прочегоперсонала), боевые действия и терроризм,неблагоприятные погодные условия,ошибка военных ПВО.

Ктяжелым последствиям приводят разрушенияотдельных конструкций самолета, отказдвигателей, нарушение работы системуправления, электропитания, связи,пилотирования, недостаток топлива,перебои в жизнеобеспечении экипажа ипассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболееопасной и часто встречающейся трагедиейна борту самолета являются пожар ивзрыв.

Спасательныеи аварийные работы можно разделить надва вида: первые — проводимые членамиэкипажа, вторые — организуемые наземнымислужбами. Экипажу для принятия мер, какправило, не хватает времени. Все происходиткрайне быстротечно.

Экипаж подает сигналбедствия и приземляется в ближайшемаэропорту. Перед самой посадкойоткрываются все входные двери и люки,освобождаются проходы к ним.

Как толькосамолет остановился, организуетсянемедленная эвакуация людей на безопасноерасстояние.

Запоследний год в России сильно увеличилоськоличество авиакатастроф, большинствоиз них случилось по вине отказа техникеи ошибки пилотов. Совсем недавно СамолетЯк-42 с хоккейной командой «Локомотив»на борту потерпел крушение под Ярославлем.Известно, что на борту находились 37членов команды и клуба, 36 человек погибли.Основной причиной крушения считаетсяотказ техники.

4.Аварии на водном транспорте

авариятранспорт дорожный происшествие

Водныйтранспорт — транспорт, использующийестественные и искусственные водоёмы.Основным транспортным средством являетсясудно.

Водныйтранспорт отличается высокой провознойспособностью и очень низкой себестоимостьюперевозок; кроме того, он позволяетперевозить почти любые крупногабаритныегрузы. Далее, водный транспорт жизненноважен там, где невозможны сухопутныеперевозки: между континентами, островами.Важной разновидностью водного транспортаявляются паромы.

Большинствокрупных аварий и катастроф на судахпроисходят под воздействием ураганов,штормов, туманов, льдов, а также по винелюдей: капитанов, лоцманов и членовэкипажа.

Многие аварии происходят из-запромахов и ошибок при проектированиии строительстве судов. Половина из нихявляется следствием неумелой эксплуатации.

Например, часты столкновения иопрокидывание судов, посадка на мель,взрывы и пожары на борту, неправильноерасположение грузов и плохое их крепление.

Какпример катастрофы на водном транспортеможно привести крушение теплохода«Булгария». Двухпалубный теплоход«Булгария» затонул в Волге в районесела Сюкеево Камско-Устьинского районаТатарстана. По окончательным данным,из 201 человека, находившегося на борту,спаслось 79. Гибель остальных 122 человекподтверждена. Крушение произошло из-занарушения правил безопасности движенияводного транспорта.

Кработам по спасению судна привлекаютсяспециальные суда-спасатели, буксиры,пожарные катера, экипажи другихплавсредств, специальные подразделенияаварийно-спасательных, судоподъемныхи подъемно-технических работ.

5.Самый безопасный вид транспорта

Статистическиеданные и общественное мнение по этомувопросу очень различаются. Одно можносказать точно: абсолютно безопасныхвидов транспорта не существует. Тем неменее многие опасения пассажиров передиспользованием того или иного видатранспорта необоснованны.

Согласноопросу, который в 2006 году провелВсероссийский центр изучения общественногомнения (ВЦИОМ), самолеты по уровнюбезопасности разместились на последнемместе, а железнодорожный транспортпопал на первое место. Положительнуюоценку ему дают 70% опрошенных, а «безусловноопасным» считают лишь 15%. Негативныеотзывы получила авиация.

84% опрошенныхсчитают, что такие путешествия опасны,а 33% — что очень опасны. Подобные оценкибыли и у водного транспорта: 44% воспринимаютего как опасный способ передвижения илишь 39% — как безопасный. А самый популярныйвид транспорт — автомобильный — оцениваетсянеоднозначно: 48% считают его безопасным,50% — опасным. Статистика утверждаетобратное.

Самым безопасным считаетсясамолет, после него идет водный ижелезнодорожный транспорт. А вотавтомобили считаются самым опаснымсредством передвижения. Данныерассчитываются, исходя из количествапострадавших при использовании тогоили иного вида транспорта. В наибольшейбезопасности мы ощущаем себя вжелезнодорожном транспорте.

Но постатистике количество аварий намноговыше, чем в авиации. Обычно они не такиемассовые и получают меньший общественныйрезонанс. По подсчетам ICAO (Международнаяорганизация гражданской авиации -учреждение ООН, которое устанавливаетмеждународные нормы гражданскойавиации), на миллион вылетов приходитсяодна катастрофа, чего не скажешь обавтомобильных и других авариях.

Но любаяавиакатастрофа, даже самого маленькоголетательного аппарата, сразу же привлекаетвнимание СМИ. Это способствует формированиюнегативного мнения об авиации, как обочень опасном виде передвижения. Однакорасследование авиакатастроф говорято том, что они происходят из-за стеченияредчайших обстоятельств, возможностьвозникновения которых минимальна.

Вероятность того, что пассажир, севшийв самолет, погибнет в авиакатастрофе,составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажирбудет садиться каждый день на случайныйрейс, ему понадобится 21 000 лет чтобыпогибнуть. Также ошибочным считаетсямнение о том, что в случае авиакатастрофышансы выжить минимальны.

Согласнорезультатам анализа 568 авиационныхпроисшествий, произошедших в США с 1983по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5%от общего числа пассажиров, находящихсяна борту. Согласно этой статистике, из53 487 человек, попавших в авиакатастрофы,51 207 остались в живых.

В результате болееподробного изучения 26 серьезных аварий,сопровождавшихся сильными ударамилайнеров о землю, их разламыванием начасти и пожарами, выяснилось, что спаслосьв этих катастрофах примерно 50% людей,находившихся на борту.

Вероятностьвыживания команды пассажиров и пилотовувеличивается, если самолет совершаетаварийное приводнение, даже если и нерассчитан на подобные меры. Специалистыутверждают, что приводнение увеличиваетшансы выживания людей на 50%. В 2012 году вроссийских авиакатастрофах погибловсего 57 человек.

На фоне статистикиавиакатстоф, не очень радужной выглядитстатистика аварийности на дорогах.Только в Российской Федерации за 2012 годпроизошло 203 597 дорожно-транспортныхпроисшествия, в результате которыхпогибли 27 991 человека, а 258 618 получилиранения (официальная статистика ГИБДД).Конечно, если брать за основу количествопройденных километров, то самым безопаснымвидом транспорта можно смело считатькосмический. За всю историю развитиятолько 3 космических корабля не долетелодо земли (2 у американцев и 1 у нас). Кстати,космический туризм, не смотря на своюстоимость, приобретает всю большуюпопулярность, а число желающих посетитькосмос постоянно растет.

Заключение

Транспорт,какой бы он не был, это источник повышеннойопасности не только для его пассажиров,но и для населения, проживающего в зонахтранспортных магистралей, посколькупо ним перевозится большое количестволегковоспламеняющихся, химических,радиоактивных, взрывчатых и другихвеществ, представляющих при аварииугрозу жизни и здоровью людей.

Всвязи с последними крупными авариямии катастрофами на транспорте государствоужесточает наказание за нарушениеправил использования транспортныхсредств, но этого не достаточно. Главныемеры государства по борьбе с авариямии катастрофами должны быть направленына их профилактику и предупреждение.

43.Природные ЧС

Вид природной чрезвычайной ситуацииОпасные явления
КосмогеннаяПадение на Землю астероидов, столкновение Земли с кометами, кометные ливни, столкновение Земли с метеоритами и болидными потоками, магнитные бури
ГеофизическаяЗемлетрясения, извержения вулканов
Геологическая (экзогенная геологическая)Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (обвалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури
МетеорологическаяБури (9–11 баллов), ураганы (12–15 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри (потоки )
ГидрометеорологическаяКрупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки
Морская гидрологическаяТропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый лед), обледенение судов, отрыв прибрежных льдов
ГидрологическаяВысокие уровни воды, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и преждевременное появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление)
Природные пожарыЛесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых

Подстихийными бедствиями понимают природныеявления (землетрясения, наводнения,оползни, снежные лавины, сели, ураганы,пожары и др.), носящие чрезвычайныйхарактер и приводящие к нарушениюнормаль­ной деятельности населения,гибели людей, разрушению и уничтожениюматериальных ценностей.

Стихийныебедствия могут возникать как независимодруг от друга, так и во взаимодействии:одно из них может повлечь за собойдругое. Неко­торые из них частовозникают в результате не всегда разумнойдеятельности человека (например, лесныеи торфяные пожары).

Запоследние 20 лет XX векаот стихийных бедствий в мире пострадалов общей сложности более 800 млн. человек(свыше 40  млн. человек в год), погиблоболее 140 тыс. человек, а ежегодныйматериальный ущерб составил более 100млрд. долларов.

Нагляднымипримерами могут служить три стихийныхбедствия в 1995 г.

  • Сан-Анджело, Техас, США, 28 мая 1995 года: смерчи и град обрушились на город с 90-тысячным населением; причиненный ущерб оценивается в 120 миллионов американских долларов.
  • Аккра, Гана, 4 июля 1995 года: самые обильные за последние почти 60 лет осадки вызвали сильные наводнения. Около 200 000 жителей потеряли все свое имущество, еще более 500 000 не могли попасть в свои дома, и 22 человека погибли.
  • Кобе, Япония, 17 января 1995 года: землетрясение, длившееся всего 20 секунд, унесло жизни тысяч людей; десятки тысяч получили ранения, и сотни остались без крова.

Разрушительнаясила стихийных бедствий огромна, но небезгранич­на. При соответствующихмерах по их прогнозированию, предотвращению,своевременном оповещении населения обих приближении, своевременном принятиимер защиты и решительной борьбе с нимигубительных последст­вий вполне можноизбежать или свести их к минимуму.

ВФедеральном законе РФ «О защите населенияи территорий от ЧС природного итехногенного характера» чрезвычайнаяситуация определяется как «обстановкана определенной территории, сложившаясяв результате аварии, опасного природногоявления, катастрофы, стихийного илииного бедствия, которые могут повлечьили повлекли за собой человеческиежерт­вы, ущерб здоровью людей илиокружающей природной среде, значительныематериальные потери или нарушенияусловий жизнедеятельности людей».

ОпределениеЧС служит базовым при решении вопросовклассифика­ции ЧС природного итехногенного характера.

В общемопределении источ­ника ЧС понимаетсяопасное природное явление, авария иопасное техноген­ное происшествие,широко распространенная инфекционнаяболезнь людей, сельскохозяйственныхживотных и растений, а также применениесовремен­ных средств поражения, врезультате чего произошла или можетпроизойти ЧС.

Рассматриваяпричины возникновения ЧС в природнойсфере, их источниками являются:

  1. Источником природной ЧС является опасное природное явление или процесс (ГОСТ Р 22.0.03-95).

Источник: https://studfile.net/preview/4534017/page:18/

Чрезвычайные ситуации на транспорте

Чрезвычайные ситуации на транспорте

ТЕМА 3 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ

Лекция 4

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2. Чрезвычайные ситуации на транспорте.

3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.

4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обуславливается наличием в хозяйстве страны большого количества радиационно-, химически-, биологически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Таких производств в России насчитывается около 45 тысяч. Возможность возникновения здесь аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, падением производственной и технологической дисциплины.

Число техногенных ЧС из года в год растёт, усугубляются последствия и масштабы их воздействия, сохраняется высокая степень опасности от аварий и катастроф, которых насчитывается более 40 видов.

ЧС техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и масштабам. Необходимо учитывать, что все они являются непосредственным результатом деятельности человека.

По характеру явлений их подразделяют на шесть групп:

· аварии на химически опасных объектах;

· аварии на радиационно опасных объектах;

· аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;

· аварии на гидродинамических объектах;

· аварии на транспорте;

· аварии на коммунально-энергетических сетях.

Техногенная авария— это чрезвычайное событие, возникающее по техногенным причинам (производственным, конструктивным, технологическим и эксплуатационным), а также из-за внешних воздействий, заключающихся в повреждении, выхода из строя, разрушения технологических устройств и сооружений.

По характеру явлений, определяющих особенности воздействия поражающих факторов на людей и окружающую среду, аварии могут быть:

· с выбросом (угрозой выброса) опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических и др.);

· на системах жизнеобеспечения (коммунально-энергетических, очистных и др.);

· на гидродинамических объектах;

· на транспорте.

Крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия, называют техногенными катастрофами.

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоёмкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт прочно вошёл в категорию самых опасных.

За последние несколько десятилетий не проходило недели, чтобы то из одного, то из другого района земного шара не приходило сообщение о жуткой аварии с участием пассажирского автобуса, а иной раз и о катастрофе сразу нескольких автомобилей.

Большинство из подобных происшествий случалось в «рискованных» районах, среди которых традиционно числятся Китай, Индия, страны Латинской Америки. Однако, увы, не стали исключением Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

· наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;

· наезды на неподвижные объекты ( в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);

· столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами – встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;

· опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приёмов управления.

Человек, едущий в транспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности,способные уменьшить опасность получить травму в случае ДТП:

· в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперёд и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперёд, но не просовывайте под кресло, т.к. сломанное кресло может повредить ноги;

· при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

· не засыпайте во время движения: опасно не только проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении;

· если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

· при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если этого не удаётся, разбейте боковые окна;

· по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

· выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Несколько слов о личной безопасности при пользовании транспортом:

· в тёмное время суток избегайте пустынных остановок. Ожидая транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;

· вещи держите на виду. Не засматривайтесь в окно, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене;

· избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Если всё же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причём не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте.

Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

· на эскалаторе;

· на платформе;

· в вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_13004_chrezvichaynie-situatsii-na-transporte.html

2.2 Пожар в автомобиле

Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку.

Если автомобиль загорелся, то:

— остановите автомобиль и выключите двигатель;

— поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент);

— выставите сигналы на дорогу;

— займитесь жертвами;

— вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию;

— следите, чтобы не было утечки бензина (сигарета или даже маленький камешек способный вызвать трение, могут стать причиной пожара).

Огонь в автомобиле зарождается почти всегда под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать – это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания.

Если машина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике на баке с топливом. После этого направить струю огнетушителя на основание пламени; если его нет — использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля.

Далее:

— если пожар затронул только карбюратор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь;

— если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место;

— если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать — это быстро удалиться от машины;

— сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это может произойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке;

— если пожар охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани, пластика и синтетических волокон.

2.3 Советы водителям

1. Внимательность и предусмотрительность:

— нет правил, единых для всех условий движения. Кроме одного – за рулем всегда надо быть максимально осторожным и внимательным. Оно поможет вам избежать многих опасных ситуаций;

— ездите понятно для окружающих! Старайтесь управлять автомобилем так, чтобы ваши действия никогда не были неожиданными для других водителей и пешеходов;

— если поведение другого водителя вам не очень понятно, снижайте скорость;

— если водитель впереди снижает скорость, не спешите его обогнать, а осознайте сначала, почему он это делает;

— не будьте самоуверенны, остерегайтесь неуверенных лиц;

— приучайтесь управлять автомобилем, заглядывая далеко вперед и назад;

— нельзя водить автомобиль в расчете на то, что избегать опасностей вам помогут умение и предусмотрительность других водителей. Нужно всегда самому быть готовым избежать опасных последствий ошибок или легкомыслия окружающих;

— будьте психологом! Двигаясь за другим автомобилем, старайтесь предусмотреть действия его водителя, чтобы быть готовым ко всяким неожиданностям.

2. Бдительность и усталость:

— опасное дело – двигаться без остановок длительное время, это притупляет внимание;

— монотонная езда имеет гипнотическое действие. Время от времени меняйте темп движения, останавливайтесь для отдыха;

— держите руль без напряжения, но обязательно двумя руками. Это позволяет вести автомобиль без больших усилий и мгновенно выравнивать его при толчках;

— ночью водитель утомляется быстрее из-за напряженного зрения и повышенного внимания. Поэтому нужно чаще останавливаться для отдыха;

— никогда не управляйте автомобилем, если вы не здоровы или ощущаете утомление.

3. Соблюдение дистанций:

В потоке машин интервал и дистанция – самое главное в обеспечении безопасности движения.

— не «работайте локтями» на дороге: по обе стороны вашего автомобиля всегда должно оставаться хотя бы по пол метра пространства;

— при встречах с автопоездом интервал нужно увеличивать до одного метра, потому что прицеп редко когда идет по следу тягача;

— приучитесь всегда держаться правее. Хороший водитель должен занимать на дороге места не больше, чем ему положено;

— не «висите на хвосте» у впереди идущего автомобиля. Это утомительно и всегда опасно для всех участников движения.

4. Помните о тормозах:

— умелое применение тормозов – самое убедительное свидетельство высокого мастерства водителя. Оно тем выше, чем реже и более плавно вы тормозите;

— резкое торможение – прямой путь к заносу и выходу автомобиля из подчинения;

— старайтесь всегда держаться такой дистанции, чтобы тормозить только в крайнем случае;

— снизив скорость на одну треть, вы сократите тормозной путь больше, чем в два раза;

— всегда проверяйте работу тормозов, когда садитесь за руль автомобиля (особенно незнакомого);

— доведите управление тормозами до полного автоматизма – и вы выиграете немало времени для оценки дорожной обстановки;

— ни в чем так не видна разница между мастером и неопытным водителем, как в пользовании коробкой передачи и тормозами.

5. Внимание, поворот:

— только повороты дорог по-настоящему проверяют наше умение водить безопасно автомобиль;

— умело проехать поворот – не значит проехать его быстро;

— не пробуйте проходить повороты на высокой скорости (дорога – не гоночный трек, не спешите!)

— непосредственно на повороте забудьте о педалях сцепления и тормозах;

— визг шин при повороте – визитная карточка неопытного водителя;

— заранее снижайте скорость, пусть автомобиль поворачивает на колесах, а не на крыше;

— лучший стиль при повороте – всегда двигаться по своей полосе на дороге.

6. Не бойтесь заноса:

— скользкая дорога не терпит резкого торможения. Умеренность и плавность во всем – это первейший закон на такой дороге;

— помните, что занос легче упредить, чем преодолеть, когда он уже возник;

— при заносе не касайтесь тормозной педали. Сохранить прежнее направление движения помогут только спокойствие и умелая работа рулем;

— на скользкой дороге лучший способ тормозить – без использования тормозов;

— если под колесами неожиданно появился лед, не впадайте в панику, на трезвую голову всегда можно найти выход из затруднительного положения;

— попав на скользкий участок дороги, нет ничего хуже, чем сбросить «газ»;

— скользкой дорога может быть в любую пору года, особенно в дождь. Постоянно следите за состоянием дорожного полотна.

7. Безопасная скорость:

— скорость – достоинство автомобиля, если ведет его человек предусмотрительный и рассудительный;

— скорость становится опасной, когда не соответствует условиям движения;

— помните! Чем больше скорость, тем труднее остановить автомобиль. С ростом скорости автомобиля, скорость человеческих реакций не растет;

— будьте рассудительны в выборе скорости. Она всегда должна быть такой, чтобы тормозной путь не превышал расстояния видимости;

— чем выше скорость, тем меньше времени исправить возможные ошибки.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-ohrana-truda/chrezvychaynye-situacii-na-transporte/

Презентация на тему

Чрезвычайные ситуации на транспорте

  • Скачать презентацию (3.38 Мб)
  • 778 загрузок
  • 3.5 оценка

ВКонтакте

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

В данной презентации рассказывается, что такое ДТП, о его причинах и видах, как вести себя при дорожно-транспортном происшествии. Отдельно рассмотрены чрезвычайные ситуации на автомобильном и общественном транспорте. Приведены исторические факты первых и самых масштабных ДТП. Презентация содержит большое количество полезного текста на слайдах.

  • Слайд 1 Урок 1ЧС на автомобильном транспорте
  • Слайд 2 Лидерство по количеству трагических последствий и материальному ущербу принадлежит автомобильному транспорту – он является самым аварийным не только в нашей стране, но и во многих развитых странах. Ежегодно от аварий на этом виде транспорта в мире погибает более 300 тыс. человек и около 8 млн. человек получают ранения и увечья, в том числе в США – около 55 тыс. и 2 млн., в России – около 30 тыс. и более 180 тыс. соответственно.
  • Слайд 3

    Аварии на транспорте

  • Слайд 4 К механическим транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы, тракторы и другие самоходные механизмы.
  • Слайд 5 Первым в мире дорожно-транспортным происшествием, которое назвали бы столкновением, наверное, следует считать катастрофу, которая произошла 6 октября 1804 года на территории Парижского Арсенала, когда здесь испытывалась «паровая телега» инженера Кюньо. Машина весом в несколько тонн (один только вес воды и топлива превышал 2000 фунтов), потеряв управление, «на полном ходу» (т. е. с максимальной для нее скоростью — 4 км/ч) врезалась в стену Арсенала.А в первом дорожно-транспортном происшествии, официально. зарегистрированном в полицейском протоколе 30 апреля 18961 был виновен американец Генри Уэллс. Он наехал на велосипеда имя которого осталось неизвестным. И в том же 1896 году произошло первое дорожно-транспортное происшествие с человеческой жертвой. Ею являлась некая миссис Бритжит Дрисколл, переходившая 17 августа улицу Дельфинтеррас в Лондоне и угодившая под колеса автомобиля который вел со скоростью 6 км/ч водитель Артур Эдсель. Он сбил несмотря на то что миссис Дрисколл «энергично сигнализировала своим зонтиком», как сказано в полицейском протоколе.
  • Слайд 6
    1. Нарушение правил дорожного движения;
    2. Превышение скорости движения;
    3. Техническая неисправность автотранспорта;
    4. Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог;
    5. Управление автотранспортом лицами в нетрезвом состоянии;
    6. Невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности;
    7. Плохие погодные условия.
  • Слайд 7 ДТП – называется происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
  • Слайд 8
    • столкновение;
    • опрокидывание;
    • наезд на стоящее транспортное средство;
    • наезд на препятствие;
    • наезд на пешехода;
    • наезд на велосипедиста;
    • наезд на гужевой транспорт;
    • наезд на животное.
  • Слайд 9

    Основными видами нарушений правил дорожного движения водителями транспортных средств, приводящими к возникновению дорожно-транспортных происшествий, являются:

    • несоответствие скорости конкретным условиям движения;
    • нарушения, связанные с отсутствием права на управление транспортных средств;
    • управление транспортными средствами в состоянии опьянения;
    • выезд на полосу встречного движения;
    • превышение установленной скорости;
    • несоблюдение очередности проезда;
    • нарушение правил проезда пешеходных переходов;
    • неправильный выбор дистанции;
    • нарушение правил обгона;
    • эксплуатация технически неисправного транспорта.
  • Слайд 10

    В Объединенных Арабских Эмиратах произошла крупнейшая в истории страны автомобильная катастрофа. На скоростной автомагистрали Абу Даби–Дубаи столкнулись свыше 200 машин. В результате катастрофы не менее 8 человек погибли, более 300 получили ранения.

  • Слайд 11
    1. Не покидать машину до полной остановки.
    2. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля.
    3. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.
    4. При неизбежности удара защитите голову.
    5. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной и напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо.
    6. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.
    7. Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении.
    8. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.
  • Слайд 12

    Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше – возможен взрыв.

  • Слайд 13
    • Окажите пострадавшим первую помощь.
    • Выключите зажигание в поврежденном автомобиле, по возможности, отсоедините аккумуляторную батарею.
    • Проверьте, не вытекает ли топливо, иные горюче-смазочные материалы. Не курите рядом. При наличии дыма, запаха гари найдите источник горения и потушите его. Для тушения возгорания в первую очередь используйте автомобильный огнетушитель. В случае невозможности потушить возгорание, либо при угрозе взрыва, немедленно эвакуировать пострадавшего на безопасное расстояние.
    • При необходимости организуйте немедленную доставку пострадавших в лечебное учреждение.
    • Дождитесь прибытия спасателей, бригады скорой медицинской помощи, сотрудников ДПС. Прибывшим сотрудникам служб детально опишите все, что вы увидели на месте происшествия.
  • Слайд 14

    При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее.

    1. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.
    2. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут.
    3. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги.
    4. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами.
    5. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.
  • Слайд 15

    Пожар в общественном транспорте — При пожаре городской транспорт горит очень быстро. Нос и рот в этом случае следует заранее защитить шарфом, рукавом или другим материалом, по возможности смочив его любой жидкостью.

    В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись, не касаясь стен и металлических деталей.

    При замыкании проводов на корпус троллейбуса или трамвая НАДО покидать салон короткими прыжками, чтоб не было поражением электрическим током.

  • Слайд 16
    • Середина салона — самое безопасное место.
    • Лучше сидеть спиной вперед: меньше pиска в случае резкого торможения.
    • Если сидите лицом вперед, то разобьете голову о спинку кресла, которое перед Вами.
    • Сидеть по правому борту — безопаснее, чем по левому, подальше от встречного потока тpанспоpта.
    • Если стоите, размещайте точки опоры (две ноги, pуку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовывала треугольник большой площади.
    • Заранее выберите, куда будете падать в случае столкновения, а также кто и что упадет на Вас. Кладя груз на полку над головой, учитывайте, что он может упасть на голову именно Вам.
    • Держаться за поручни обязательно — даже если не качает. Когда качнет, будете хватать pуками воздух.
    • Качания поперек движения — чаще. Но резкое торможение опаснее резкого поворота.
    • Если Вы упали в воду как пассажир общественного тpанспоpта, то главная опасность для Вас — не вода, а другие пассажиры. Они забьют все выходы своими телами. Оставайтесь на месте, пока салон не заполнится водой, потом выбирайтесь через форточку. Если нет рядом открытой форточки, выберите позицию для выбивания окна ногой и хладнокровно ждите. Дышите чаще и глубже, чтобы насытить организм кислородом.
  • Слайд 17

    Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60 % происшествий всего года.

Посмотреть все слайды

  • История автомобиля и его первые аварии и жертвы
  • Причины автотранспортных аварий
  • Что такое ДТП и его виды
  • Как действовать при неизбежности столкновения
  • Как действовать после аварии
  • Первоочередные действия на месте ДТП
  • Как действовать при попадании машины в воду
  • Столкновение общественного транспорта
  • История автомобиля и его первые аварии и жертвы
  • Причины автотранспортных аварий
  • Что такое ДТП и его виды
  • Как действовать при неизбежности столкновения
  • Как действовать после аварии
  • Первоочередные действия на месте ДТП
  • Как действовать при попадании машины в воду
  • Столкновение общественного транспорта

Источник: https://pptcloud.ru/obzh/chs-na-transporte

Чрезвычайные ситуации на транспорте (стр. 1 из 2)

Чрезвычайные ситуации на транспорте

ТЕМА

Чрезвычайные ситуации на транспорте

1. Особенности аварий на транспорте

Значительное число техногенных катастроф происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны, звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспорт, кроме пассажиров, перевозит массу разнообразных грузов. Многие из этих грузов представляют для человека значительную угрозу. Они могут гореть, взрываться, отравлять и заражать окружающую среду.

Ежегодно в Украине перевозится транспортом около 900 млн. тонн грузов и свыше 3 млрд. пассажиров. На железнодорожный транспорт приходится до 60% грузовых перевозок, автомобильный – 26, речной и морской – 14. Взрывоопасные, пожароопасные, химические и другие опасные вещества составляют 155 общего объема перевозок.

Чтобы предотвратить вредное влияние перевозимых грузов на окружающую среду, транспортные средства специально оборудуются. Но, несмотря на это, далеко не всегда удается избежать чрезвычайного происшествия, в том числе и с человеческими жертвами. 50% всех аварий и катастроф, возникающих в хозяйстве, приходится на транспорт.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций являются ошибки человека и техническое состояние того или иного транспортного средства. Усилия в борьбе с транспортными авариями и катастрофами должны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью их исключают или значительно уменьшают потери.

помощь пострадавший автокатастрофа

2. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

Проблемы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте, присущи всем странам мира.

В последние годы резко возросло число личных автомобилей, движение стало намного интенсивнее и как следствие возрастает риск различного рода аварий.

Согласно принятым в Украине критериям, к чрезвычайным ситуациям на автомобильном транспорте относятся те дорожно-транспортные происшествия, следствием которых была гибель 3 и более человек или когда число пострадавших составило 5 и более человек.

Главные причины ЧС на автомобильном транспорте:

— различные нарушения правил дорожного движения;

— техническая неисправность автомобиля;

— превышение скорости движения;

— управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

— плохие дороги (в том числе и скользкие);

— неисправности автомобилей (прежде всего – тормозной системы и рулевого управления);

— недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость;

— невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности;

— неудовлетворительное состояние дорог.

Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Если авария неизбежна:

— не покидайте машину до ее остановки (выжить в машине легче, чем вне ее);

— следует управлять машиной до последней возможности, сохраняя самообладание;

— нужно сделать все возможное, чтобы уйти от встречного удара. Кювет, забор, кустарник и даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;

— если нет такой возможности, постарайтесь перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Самое важное в любой аварии – не препятствовать перемещению тела вперед и защитить голову.

Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться набок, напрячь все мышцы и не расслабляться до полной остановки автомобиля.

Если рядом находится ребенок – необходимо крепко прижать его к себе, накрыть собой и также завалиться набок. Следует помнить, что наиболее опасное место пассажира в автомобиле – переднее сиденье.

После того как удар произошел, прежде всего, необходимо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не подтекает ли бензин и т.д.

В зависимости от ситуации нужно покинуть автомобиль через дверь или окно. Помните! Делать это нужно как можно быстрее. Очень часто происходит загорание автомобиля с последующим взрывом.

Если не открываются ни двери, ни окна – следует разбить стекло.

Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, тросами и другим необходимым инструментом.

Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные формирования.

2.1 Оказание первой помощи пострадавшему в автокатастрофе

Первоочередной задачей при оказании доврачебной помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. При автокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Иначе будет поздно.

Главные опасности:

— потеря сознания;

— обильное кровотечение;

— нарушение сердечной деятельности и дыхания;

— шок;

— тяжелые черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника;

— клиническая смерть.

Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом.

Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом.

Около 60% всех ранений – результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.

Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. На место происшествия вызываются работники ГАИ, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

— остановить кровотечение, угрожающее жизни;

— при отсутствии дыхания – сделать искусственное дыхание и вентиляцию легких;

— при отсутствии пульса – одновременно с искусственным дыханием проводить непрямой массаж сердца;

— при шоке – ограничить подвижность, утеплить, дать горячее питье, обезболивающее средство;

— при черепно-мозговых травмах и повреждениях позвоночника – обеспечить неподвижность, дать обезболивающее средство;

— при потере сознания – расстегнуть одежду, положить на спину так, чтобы голова была ниже ног, сбрызнуть лицо и грудь холодной водой, поднести к носу нашатырный спирт. Если результат не достигнут, следует проверить, свободны ли дыхательные пути;

— при клинической смерти – убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и дыхания (при помощи зеркала) и только потом приступить к реанимационным действиям.

Четыре заповеди, как сохранить жизнь пострадавшему до прибытия спасательных служб.

Схема оказания помощи при автодорожном происшествии, если пострадавший находится без сознания:

— убедиться в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;

— быстрее повернуть пострадавшего на живот;

— очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость;

— при кровотечении – наложить кровоостанавливающие жгуты;

— на раны – стерильные повязки;

— при подозрении на переломы костей конечностей наложить шины;

— подкладывать под голову подушку, сумку или свернутую одежду;

— переносить или перетаскивать пострадавшего с места происшествия без крайней необходимости (угроза взрыва, пожар и т.п.);

— самостоятельно транспортировать пострадавшего (при возможности вызвать спасательные службы).

Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортом

Чрезвычайные ситуации на транспорте

Основные виды транспорта. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. ДТП. Основные причины ДТП. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Требования безопасности на авиационном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте. Меры безопасности на железной дороге. Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде.

К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный (рис 14.).

Рис. 14. Виды транспорта

Для того, чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте.Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100 — 200 километров) и более является автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв.

По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 миллиона человек, становятся инвалидами 8 миллионов человек, экономические потери составляют в среднем 500 миллиардов долларов. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения.

ДТП — это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Участник ДТП — лицо, имеющее к нему непосредственное отношение: водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГАИ, велосипедист, дорожный рабочий.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых на одном из первых мест стоят автомобили.

Это связано с огромным их количеством, большой скоростью движения и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации.

Если автомобиль движется со скоростью 60 км/час, то после начала торможения он проходит путь в 15 метров, при скорости 100 км/час тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 метров.

Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания; деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.

Основные причины ДТП

1. Незнание или нарушение Правил дорожного движения.

2. Превышение скорости движения.

3. Неисправность транспортного средства.

4. Плохое состояние дороги.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

6. Наезд на пешехода.

7. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

8. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Если вы попали в аварию:

• сохраняйте самообладание в любой ситуации;

•пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

• покиньте автомобиль только после полной его остановки;

• определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

• покиньте автомобиль через двери, окна, люки;

• отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

• вызовите сотрудников ГАИ, спасателей, пожарных, медиков. Окажите помощь пострадавшим;

• при возникновении пожара постарайтесь погасить огонь подручными средствами или вызвать специалистов;

• сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГАИ;

• при падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте.Современный мир и общество невозможно представить без авиации. ЧС на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей.

Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Основными факторами травмирования и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия.

ЧС на авиатранспорте может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать особенности авиационных катастроф, уметь себя вести в случае их возникновения, умело пользоваться аварийно-спасательным оборудованием, которое находится на борту воздушного средства.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета, не поднимайте панику, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

• нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;

• категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;

• запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;

• запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;

• запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже.

Конструкции замков всех дверей самолета обеспечивают их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Места расположения аварийных выходов указаны трафаретами, ручки замков покрашены яркими красками.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Эвакуировать травмированных должны спасатели с помощью специальных средств. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное расстояние. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров.

Каждое воздушное судно оборудовано собственными аварийными средствами для эвакуации людей, к ним относятся: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

Места их расположения, порядок приведения в действие и приемы эксплуатации указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийных спасательных средствах дает стюардесса во время полета.

Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь двуокисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом питания, питьевой воды, медикаментов, средств сигнализации.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте.В транспортной системе РК лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:

• сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;

• пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;

• наезд поездов на автомобили и т.д;

• воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

ЧС на железнодорожном транспорте приводят к травмированию и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде.

Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров.

Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в послед нее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Переходить железнодорожные пути необходимо только в установленных местах. Перед началом перехода через железнодорожные пути необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Меры безопасности на железной дороге:

• нельзя ходить по железнодорожному пути;

• во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;

• нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;

• нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок). В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

• нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;

• в пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;

• на перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;

• заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;

• нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;

Контактная подвеска над вагонами (электровозы) находится под напряжением 27,5 тысячи вольт. Напряжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии двух метров образуется электрическая дуга, которая поражает человека.

В случае обрыва и падения на вагон или землю контактного провода необходимо оставаться в вагоне. Можно спрыгнуть на землю одновременно на обе ноги и отойти от вагона на безопасное расстояние мелкими шажками или прыжками. Нельзя подходить к лежащему на земле проводу на расстояние ближе 10 метров.

Чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте представляют пожары. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания чаще всего становится неосторожное обращение пассажиров с огнем, неисправность электрооборудования, нарушение требований противопожарной безопасности.

Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. В течение 15 — 20 минут после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С.

Поражающими факторами во время пожара в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, отравляющие вещества, возникающие в процессе горения.

В случае возникновения пожара необходимо сообщить проводнику или начальнику состава. До прибытия специалистов необходимо организовать тушение пожара с помощью огнетушителей.

В случае невозможности потушить огонь необходимо остановить поезд с помощью стоп-крана, предупредить всех о пожаре и незамедлительно покинуть вагон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон.

Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены.

Если поезд приходится покидать во время его движения, опуститесь на самую нижнюю ступеньку, убедитесь в отсутствии препятствий, прыгайте по ходу движения состава.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения ЧС. Это приводит к травмированию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей.

Основные требования безопасности на наземном транспорте:

• ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;

• входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;

• нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты.

ЧС на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, которые связаны со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

В случае возникновения ЧС необходимо:

• соблюдать спокойствие, не паниковать;

• быстро покинуть транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойти на безопасное расстояние;

• выполнить команды водителя;

• в случае пожара незамедлительно сообщить об этом водителю, попытаться погасить огонь с помощью огнетушителя;

• быстро покинуть горящее транспортное средство и отойти на безопасное расстояние.

Литература:ОЛ 3, ДЛ 5

Контрольные вопросы:

  1. Какова динамика смертельных несчастных случаев на транспорте?
  2. Что называется ДТП?
  3. Кто является участником ДТП?
  4. Назовите основные причины ДТП.
  5. Какие действия следует предпринимать человеку, если он попали в аварию?
  6. Какие требования безопасности следует соблюдать на авиационном транспорте?
  7. Назовите причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
  8. Какие меры безопасности следует предпринимать на железной дороге?
  9. Какие требования безопасности следует соблюдать на наземном транспорте?

Лекция №9

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/4439.html

Refy-free
Добавить комментарий