Человек в системе социальных связей

Человек в системе социальных связей. § 7

Человек в системе социальных связей

Взаимодействие духовного и телесного,биологического и социального в человекевытекает из его биосоциальной природы.Как биологическое существо человекпринадлежит к млекопитающим вида Homosapiens и характеризуетсяособой телесной организацией соследующими существенными признаками:

  • прямохождение;
  • наличие рук, приспособленных к труду;
  • высокоразвитый мозг, способный отражать окружающую действительность в образах и понятиях, а также обеспечивать целесообразность поведения и жизнедеятельности.

Человек,как и любое животное, зависит отопределенных биологических потребностей,удовлетворение которых являетсянеобходимым условием его существования.Однако если животное по своей природе– только биологическое существо, точеловек, – еще существо и социальное.

Вотличие от животного, у которогоудовлетворение биологических потребностейявляется единственным стимулом,определяющим поведение, у человекабиологические потребности контролируютсясоциальным началом, обусловливающимсоблюдение нравственных норм.

понятий «человек», «индивид»,«индивидуальность», «личность» различно.

Человек – существо, принадлежащеек человеческому роду, обладающее речью,сознанием, высшими психическими функциями(абстрактное мышление, логическая памятьи т.д.), способное создавать и использоватьорудия в процессе общественного труда.

Индивид – единичный человек,рассматриваемый в качестве биосоциальногосущества.

Индивидуальность – уникальность,своеобразие, оригинальность качеств исвойств человека, отличающих его отокружающих людей.

Индивидуальность – (в биологии) –специфические черты, присущие определеннойособи, организму в силу сочетаниянаследственных и приобретенных свойств;

(в психологии) целостная характеристика,определенного человека через еготемперамент, характер, интересы,потребности и способности;

(в философии) неповторимое своеобразиекакого-либо явления, включая и природныеи общественные.

Личность – субъект сознательнойдеятельности, обладающий совокупностьюсоциально значимых качеств, которые онреализует в общественной жизни.

Элементами структуры личности являютсяее психологические свойства и особенности– «черты личности», сгруппированные вчетыре подструктуры:

  • биологически обусловленная подструктура – темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела;
  • особенности психических процессов – ощущения, восприятия, память, мышление, способности, зависящие от врожденных факторов и их развития,
  • индивидуальный социальный опыт – знания, навыки, умения, привычки, формирующиеся в процессе обучения и имеющие социальный характер;
  • направленности как продукт воспитания – влечения, желания, идеалы, интересы, убеждения, характер, мировоззрение.

Изучениеличности через ролевые характеристикинепременно предполагает связь человекас общественными отношениями, зависимостьот них. Набор ролей, и их выполнениесвязаны с общественным устройством ис индивидуальными качествами исполнителя.

Сравните, например, роли труженика,правителя, воина, ученого в разные эпохи.В своих ролевых проявлениях личностьразвивается совершенствуется, меняется.Действует, любит, ненавидит, борется,тоскует не личность сама по себе, ачеловек, обладающий личностью.

Личностьпроявляет себя в поведении, активномвзаимодействии с обществом.

Анализируя типы социального поведения,М. Вебер установил, что в их основе лежатпринятые в обществе образцы. К такимобразцам относятся нравы и обычаи.

Нравы – такие установки поведенияв обществе, которые складываются внутриопределенного круга людей под влияниемпривычек. В процессе становления личностипроисходит освоение общественных нравовчерез отождествление себя с другимилюдьми. Следуя нравам, человекруководствуется соображением, что «такпоступают все».

Если же нравы фактически укоренялисьв течение длительного времени, то ихможно определить как обычаи. Обычайсостоит в неуклонном следованиипредписаниям, воспринятым из прошлого.Обычай выступает как средство социализациичеловека, передачи социального икультурного опыта от поколения кпоколению, выполняя функции поддержанияи укрепления внутригрупповой сплоченности.

Процесс освоения знаний и навыков,способов поведения, необходимых человеку,чтобы стать членом общества, правильнодействовать и взаимодействовать сосвоим социальным окружением, называютсоциализацией. Она охватывает всепроцессы приобщения к культуре,коммуникации и научения, с помощьюкоторых человек приобретает социальнуюприроду и способность участвовать всоциальной жизни.

Многиесоциальные психологи выделяют двеосновные стадии социализации. Перваястадия характерна для раннего детства.На этой стадии преобладают внешниеусловия регулирования социальногоповедения. Вторая стадия социализациихарактеризуется тем, что происходитзамена внешних санкций внутреннимконтролем.

Расширение и углубление социализациииндивида происходит в трех основныхсферах: деятельности, общения исамосознания. В сфере деятельностиосуществляется как расширение еевидов, так и ориентировка в системекаждого вида деятельности, т. е. выделениеглавного в ней, ее осмысление и т. д.

Всфере общения происходит обогащениекруга общения человека, углубление егосодержания, развитие навыков общения.

В сфере самосознания осуществляетсяформирование образа собственного «Я»как активного субъекта деятельности,осмысление своей социальной принадлежности,социальной роли, формирование самооценкии пр.

Под самосознанием понимают определениечеловеком себя как личности, способнойпринимать самостоятельные решения,вступать в определенные отношения сдругими людьми и природой. Одним изважных признаков самосознания являетсяготовность человека нести ответственностьза принимаемые им решения и совершаемыедействия.

Самореализация – процесс наиболееполного выявления и осуществленияличностью своих возможностей, достижениянамеченных целей в решении лично значимыхпроблем, позволяющий максимально полнореализовать творческий потенциалличности. Наиболее полное использованиеталантов, способностей, возможностей.Эта потребность осуществляется путемцеленаправленного воздействия личностина саму себя.

Отношениек собственной внешности вместе спредставлениями о своих способностях,отношении к себе других людей формируетсяв САМООЦЕНКУ (т.е. эмоциональное отношениек собственному образу). Самооценкавсегда субъективна.

Пониманиесамооценки: сопоставление образареального Я с образом идеала, каким мыхотели бы быть, т.е.:

Таким образом повысить самооценку можнолибо добившись чего-то (успех), либоснизив требования к идеалу (притязание).

Я-концепция (или образ Я) представляетсобой относительно устойчивое, осознанноеи зафиксированное в словесной формепредставление человека о самом себе.

Способысамопредъявления (способы, которымилюди пользуются, стремясь произвестиопределенное впечатление на окружающих):1)«Греться в отражении чужих побед».А)тактика заключается в демонстрациизнакомства с престижными илипривлекательными для данного человекалюдьми, событиями, предметами.

Такаядемонстрация, которая «пускает пыль вглаза» на первых порах способствуетсозданию впечатления, но ненадолго.Поэтому мастера такой тактики несклонныподолгу задерживаться в одной группеи охотно устремляются в новую, уверяявсех, что они «разочаровались» в прежнихдрузьях.

Б)другой способ – негодоватьи нападать на того, кто не нравитсяреферентному лицу (начальнику, кумиру?).Обладая хорошей чувствительностью,мастера такой тактики точно выражаютеще только вызревающие у референтноголица желания, стремления, оценки,становятся застрельщиками, зажигателями,провокаторами событий.

В порывевоодушевления мастера этой тактикиспособны проявить отвагу, смелость,решительность, но как только возникаюттрудности отвага и смелость исчезают.

2)«избеганиенеудач». Чем меньше усилий для достиженияцели демонстрируется, тем легче объяснитьнеуспех не отсутствием способностей,а неудачно сложившимися обстоятельствами,за которыми теряется человек (зато нетплохого впечатления).

И свои успехи этотчеловек любит объяснять самыми разнымипричинами (дружбой с «сильным», везением,случайностью – всем чем угодно, кромесвоих личных достоинств.

Например: идяна экзамен, он уверяет всех, что совсемне готовился; задолго до начала события,он начинает ныть: «Ой, что будет…обязательно проиграем…»

3)«публичноевосхваление противника». Если выиграетпротивник – проиграть сильному необидно.Если выиграешь сам – победа от этоготолько весомее. Мастера этой тактикивсеми силами «удорожают» свои действия.(Попросишь у него книгу. – Ой ты знаешь,у меня уже трое спрашивали, я пообещали т.д. и т.п.).

4)«флюгер».Этот человек очень скромный, еслиреферентное лицо скромное; развязный,даже хамоват, если референтное лицослегка развязно; эгоистичен и жаден,если референтное лицо жадновато;весельчак, если референтное лицо любитповеселиться и т.д.

Реализация человеком своего социальногопредназначения во многом зависит отвозможности выбирать по своему желаниюформы жизнедеятельности. Такая возможностьопределяется понятием «свобода».

Вистории общественной мысли пониманиесвободы заметно менялось на протяжениивеков. В античные времена свободапонималась как возможность распоряжатьсясвоей судьбой в тех пределах, которыеполноправному гражданину полисапредоставляет общественное устройство.

Древнегреческие философы Сократ(470/469–399 гг. до н. э.) и Платон (428/427–348 гг.до н. э.) считали, что свобода человекаограничена судьбой, или роком.

Лишьнемногим посвященным дано правопроникнуть в промысел богов и попытатьсяпредсказать судьбу, но ни один человекне должен пытаться изменить свою судьбу.

Ещежестче стоял вопрос о свободе иответственности человека за своипоступки в представлениях восточныхфилософско-религиозных систем. Например,в буддизме несвобода человекапредопределена его кармой. Избежатьпредназначенного в будущем человекможет только путем следования установленнымправилам. Тогда его душа в другихвоплощениях может достичь более высокойстепени свободы.

Вхристианском представлении свободачеловека понималась как действия вграницах между божественным предначертаниеми возможностью приобщения человека кбожественной благодати через преодолениегреховности и смертности тела черезбессмертие души. Близким к христианскомуявляется и понимание сути свободы висламе.

Ренессанспринес иное понимание свободы, сделавупор на гуманистическое (человеческое)начало, трактуя свободу как практическибеспрепятственное развитие лучшего,что есть в человеке. Свобода преждевсего связывалась с творческим потенциаломчеловека.

Новоевремя обогатило понимание сущностисвободы осознанием необходимости,действующей в природе и социуме. Статьсвободным – значит осознать те реальныеограничения, которые позволяют мируоставаться цельным и разумным, а человекудействовать в соответствии с объективнымизаконами мироздания.

XXвек не прибавил оптимизма в отношениисвободы человека. С одной стороны,человек становится все более могущественным,но одновременно он все теснее связан сдругими людьми, все в большей мерезависим от них, от сохранения мира,ставшего слишком хрупким на рубеже XXи XXIвв.

Современныеисследования философов и психологовдают основания для вывода о том, чтоответственность выступает в качествевнутреннего регулятора социальногоповедения взрослой личности.

Внутренняясвобода личности не ограничивается ееответственностью, напротив, она обретаетв ответственности смысл и предназначение.Неразвитость ответственности или, хуже,безответственность не только мешаетчеловеку стать по-настоящему свободнойличностью, но и ставит его в зависимостьот внешнего контроля, превращая в рабаобстоятельств.

Ответственность– обратная сторона свободы. Она присущазрелой личности и выражается в осознаниисебя как причины совершаемых поступков,во внутреннем контроле за своимипомыслами и поступками. Социальнаяответственность выражается в склонностичеловека вести себя в соответствии синтересами других людей и общества вцелом, а не в узкоэгоистических интересах.

Источник: https://studfile.net/preview/7083158/page:7/

Человек в системе социальных связей

Человек в системе социальных связей

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов.

Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу.

Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма («Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» — сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие «общественное отношение» некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как «социальный субъект» и «социальная деятельность».

Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие «общественные отношения» употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов .

Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер.

Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений.

Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных.

Можно разделить все общественные отношения на два больших класса — класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений.

Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания.

В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям — в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием).

Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются , предварительно «проходя через сознание» людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения — как вторичные.

Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных.

Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и духовные является предельно широким, каждый из этих классов включает в себя множество видов.

Классификация материальных отношений осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, экологические отношения и т.д.

), в основу классификации духовных отношений кладется структура общественного сознания его формы (тогда выделяют отношения моральные, правовые, религиозные и т.д.).

При изучении общественных отношений следует обратить внимание на то, что сама их характеристика является одновременно и характеристикой человека как общественного субъекта. Таким образом, рассмотрение общественных отношений в рамках отдельных крупных сфер общественной жизни позволяет понять роль человека в этих сферах жизни общества.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_01/774.htm

Личность и факторы, влияющие на ее формирование

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Познание и знание: истина и формы познания

Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДуховная жизнь общества: культура и духовная жизнь, разновидности культуры

Человек является субъектом, т.е. активным деятелем социальной системы.

Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности.

Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи.

В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении — это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество.

Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности.

Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Чаще всего связи классифицируют в зависимости от тех отношений, которые лежат в их основе.

Соответственно выделяют связи:

родственно-семейные;

дружеские;

соседские;

профессиональные;

клиентские;

общественные (включенность в разного рода общественные движения, ассоциации и пр.).

56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость

Человек и исторический процесс

История — это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим.

Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени.

В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец».

На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек.

Человек — это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности.

Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти.

Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.

Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности.

33) Взаимосвязь человека и общества: человек в системе социальных связей. Роль личности в истории

Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности.

В своем умственном развитии индивид как бы повторяет (разумеется, в сокращенном виде) историю развития всего человечества, точно так же, как в своем физическом развитии он успевает за девять месяцев утробного существования пережить всю историю органической жизни на Земле — от одноклеточного организма до младенца-человека.

«Мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (Г. Гегель)

Личность и массы

Масса — это особый вид исторической общности людей.

Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности.

Основными чертами массы являются: неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы.

Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны.

Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.

К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.

В истории философии самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность.

С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.

Свобода и необходимость

Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения.

В общем, сформировались две позиции понимания этой проблемы — гносеологическая («свобода есть осознанная необходимость») и психологическая (учение о «свободной воле»).

В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

«Необходимое» же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения.

Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. В этом плане свобода человека понимается всегда относительно чего-либо или кого-либо.

Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 4807 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной позиции, биологическим началом (человек в данном смысле является высокоорганизованным животным, высшим млекопитающим), с другой позиции, духовным (он обладает способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации).

Подобно другим живым существам, человек имеетвитальные (природно-жизненные) потребности˸ потребность в сохранении жизни, питании, размножении и т. п.

Однако природные потребности человека ʼʼсоциализированыʼʼ, ʼʼокультуреныʼʼ, дополнены ʼʼчисто человеческимиʼʼ˸ материальными, духовными, социальными.Материальные потребности отражают необходимость в обеспечении достойного образа жизни.

Духовные отражают потребность в развитии внутреннего, в приобщении к ценностям культуры.

Социальные потребности связаны с желанием реализовать профессиональные способности, приобрести социальный статус, с потребностью в общении. Потребности проявляются в интересах и стимулируют человеческую деятельность, развитие человека и общества.

Человек –это социобиологическое существо, у которого в условиях современной цивилизации социальное начало (воспитание, мораль, законы) контролирует биологическое. Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие для формирования нормального человека, развития в нем индивидуальных, личностных качеств.

Люди, с рождения живущие вне человеческого общества, развивали только биологическое начало и даже после возвращения в общество, не прижились в нем. Большую значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность играет труд, практика.

Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием ʼʼиндивидʼʼ.

Индивид –это конкретный человек как представитель и носитель человеческого рода или член социальной общности меньшего порядка˸ демографическая единица. Единичность, отдельность являются предпосылкой ᴇᴦο индивидуальности.

Для характеристики индивидуальных особенностей человека (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера) существует понятие индивидуальность.

Для характеристики духовного начала на протяжении веков используется понятие личности.

Личность— это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний. Навыков, ценностей, целей. Личность – это человек как социальное существо. Общение, деятельность, поведение характеризуют личность, и в процессе их осуществления человек утверждает себя в обществе, проявляет собственное ʼʼЯʼʼ.

Путь индивида к личности лежит через социализацию, усвоение общественных норм, мышления, образов действий. Благодаря жизненному опыту формируется система ценностных ориентаций, определяется выбор социальных ролей (совокупности обязательных для выполнения норм поведения, само поведение в определенной сфере социального бытия).

Одной из характеристик личности является её автономность, самостоятельность в принятии решений и ответственность за их исполнение.

Личность также обладает системой качеств (черты характера, особенности мышления и поведения).

Человек в системе социальных связей

Она реализует свои мировоззренческие установки, свою осознанную сущность. На базе знаний и логических способностей формируется ум.

Взаимосвязь ума и знаний формирует интеллект, а также рассудок – способность осознавать свое отношение к миру и к себе.

В развитии личности проявляются её качества˸ позитивные (гуманизм, воля, честь, совесть, убеждения, скромность, патриотизм, справедливость, верность и т. д.) и негативные (чванливость, цинизм, трусость, нигилизм и т.

д.).

Источник: https://ekoshka.ru/chelovek-v-sisteme-socialnyh-svjazej/

7. Человек в системе социальных связей — обществознание54

Человек в системе социальных связей

 БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ 
Вопрос о соотношении биологического и социального в человеке рассматривается философами как часть проблемы сущности человека.

Он относится к числу «вечных», поскольку однозначного ответа на нeгo нет, как не было ни в одну эпоху. Одни исследователи считают при родное и coциальное в человеке противоположностями, противостоящими друг другу.

Другие полагают, что в человеке природное и социальное сосуществуют в неразрывном единстве: только при рождении в человеке преобладает природное, а в процессе становления происходит приобретение eгo coциальных черт и признаков.

При этом человек утрачивает часть присущих ему природных черт, вернее, их проявления ослабевают. Однако социальные правила человеческогo поведения имеют и свою биологическую основу — внутреннее торможение.

Вместе с тем успехи генетики, нейрофизиологии и нейропсихологии свидетельствуют о значительном влиянии и гeнетических факторов на формирование психики человека, eгo способностей и наклонностей.

Однако следует подчеркнуть: любая природная предрасположенность человека реализуется в социальных обстоятельствах. Собственно человеческое бытие — это проявление и развитие социальности.

Любопытно, что даже однояйцевые близнецы, которые при рождении почти нeразличимы, со временем под влиянием общества приобретают индивидуально-особенные черты (привычки, вкусы, интересы и т. п.).

Следовательно, для формирования человека как члена социума небезразличны условия, в которых оно протекает. 

 ЛИЧНОСТЬ 

Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект oтношений и сознательной деятельности. Другое значение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена тoгo или иного общества.

В обоих определениях подчеркиваются связи человека как представителя человеческого рода и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира.

Личностными при этом признаются такие качества, кoтoрые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нopмaми. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает.

При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов oдних действий, а в современном обществе — других.

Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, гражданина и др.

Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях: может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, достойным гражданином и др.

Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает « плавание по воле случая».

Изучение личности через ролевые характеристики нeпременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор poлей, и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя.

 СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 

Для обозначения поведения человека в обществе oдним из основоположников научной социологии — М. Вебером (1864- 1920) было введено понятие «социальное действие». М. Вебер писал: «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер; социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других.

Нравы — такие установки поведения в обществе, которые складываются внутри определенного кpугa людей под влиянием привычек. Это cвoeгo рода социально предписанные стереотипы поведения.

В процессе становления личности происходит освоение общественных нравов через отождествление себя с другими людьми. Следуя нравам, человек руководствуется соображением, что «тaк поступают все».

Как правило, нравы — особо оберегаемые и почитаемые в обществе массовые образцы действий.

Если же нравы фактически укоренялись в течение длительного времени, то их можно определить как обычаи. Обычай состоит в неуклонном следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как cpeдcтво социализации человека, передачи социального и культуpнoгo опыта от поколения к поколению, выполняя функции поддержания и укрепления внутригрупповой сплоченности.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социальным окружением, называют социализацией.

Она oxвaтывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например средства массовой информации, другие — на oтдельных стадиях жизни.

В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для кOтopoгo необходимо одобрение группы. При этом человек развивает качества, нужные для эффективного функционирования в обществе.

Многие социальные психологи выделяют две ocнoвные стадии социализации. Первая стадия характерна для paннeгo детства. На этой стадии преобладают внешние уcлови я регулирования социального поведения.

Вторая cтaдия социализации характеризуется тем, что происходит замена внешних санкций внутренним контролем.

 САМОСОЗНАНИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ 

Помимо внешних условий поведения человека в обществе, реализации eгo многочисленных социальных связей, важным является самосознание и само реализация личности.

Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является гOтoвнoCтв человека нести oтветственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процесс е самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения нaмeченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

 ЕДИНСТВО СВОБОДЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 

Реализация человеком cвoeгo социального предназначения во мнoгoм зависит от возможности выбирать по cвoему желанию формы жизнедеятельности. Такая возможность определяется понятием «свобода».

В христианском представлении свобода человека понималась как действия в границах между божественным предначертанием и возможностью приобщения человека к божественной благодати через преодоление греховности и смертности тела через бессмертие души. Близким к христианскому является и понимание сути свободы в исламе.

Ренессанс принес иное понимание свободы, сделав упор на гуманистическое (человеческое) начало, трактуя свободу как практически беспрепятственное развитие лучшего, что есть в человеке. Свобода прежде вceгo связывалась с творческим потенциалом человека.

Новое время обогатило понимание сущности свободы осознанием необходимости, действующей в природе и социуме. Стать свободным — значит осознать те реальные oгpaничения, которые позволяют миру оставаться цельным и разумным, а человеку действовать в соответствии с объективными законами мироздания.

Другой взг ляд на проблему свободы представляется более позитивным, поскольку он понимает свободу как «свободу для». Уже упомянутый выше Э.

Фромм считал такую свободу главным условием роста и развития человека. Она — и величайший дар, и бремя, от кOтopoгo человек может отказаться.

Свобода, таким образом, связана с осознанием альтернатив, из которых человек выбирает, нeся ответственность за свои деяния.

 Проблема свободы пересекается с проблемой отвeтственности. Ответственность — обратная сторона свободы. Она присуща зрелой личности и выражается в осознании себя как причины совершаемых поступков, во внутpeннем контроле за своими помыслами и поступками.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интересах.

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем caмым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Таким образом, суммируя сказанное о личности, выдeлим еще раз факторы ее формирования. К ним относятся:

деятельность, которая предоставляет человеку возможности проявить свои способности, задатки;

общение, в котором человек вступает в диалог с дpугими людьми, причем не только в непосредственном контакте, но и в диалоге с человечеством через усвоение нpaвов, обычаев, социальных норм и правил;

творчество, выступающее как синоним свободы, проявляющейся в ситуациях выбора способа и форм индивидуального и социального oтвeтcтвeннoгo поведения.

Все эти факторы человек реализует в процессе социализации через освоение основных общественных ролей. 

Источник: https://www.sites.google.com/site/obsestvoznanie54/-i/7

Человек в системе социальных связей и отношений

Человек в системе социальных связей

Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы. Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные).

Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др.

Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Идеалистическое понимание социальных связей и отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п.

В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека.

Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое.

Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи.

В вещах социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, где закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое.

Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает по сути дела его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств, любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающих именно в процессе деятельности в обществе.

Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества. Подобно явлениям потребительской стоимости и стоимости, анализ диалектики которых составляет научную заслугу К.

Маркса, человек и мир двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и в конечном итоге потере им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе. Для этого необходимо представить себе основные этапы взаимодействия человека и общества.

Исторически первой появилась система личной зависимости людей в связи с переходом от охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь усилий многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства и аппарата. Образуется система социальных связей, характеризующихся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального производства.

Вторым этапом было общество как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения.

Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей.

Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления, с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека.

Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем.

Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развития человеческих качеств.

Вещная зависимость людей друг от друга, о которой речь шла выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится «узлом» всех типов социальной организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_107156_chelovek-v-sisteme-sotsialnih-svyazey-i-otnosheniy.html

Социальные связи человека

Человек в системе социальных связей

На протяжении всей своей жизни человек стремится к тому, чтобы удовлетворить свои потребности, а также к тому, чтобы создать вокруг себя наиболее комфортные условия для существования.

Тем не менее, в одиночку это сделать просто невозможно, поэтому людям необходимо взаимодействовать с другими членами общества для того, чтобы удовлетворять свои интересы, достигать поставленные цели, реализовывать задачи и разрешать наиболее актуальные проблемы, которые возникают у них в процессе жизнедеятельности.

При этом, люди вступают в разного рода зависимости друг от друга. Они могут быть простыми или сложными, непосредственными или опосредованными.

Опосредованная зависимость заключается в зависимости, которая возникает между жизнью индивида и уровнем развития общества, к которому он принадлежит.

Также большую роль играет политический режим, результативность сложной экономической системы, а также состояние нравов, мировоззрение, отношение граждан к различным идеологическим отраслям.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Зависимость, которая реализуется через социальное действие – это осознанное действие, которое человек осуществляет не только для того, чтобы создать комфортные условия для самого себя, но и для того, чтобы ориентироваться на потребности и интересы остальных членов общества. При этом, человек ожидает ответную реакцию на свои действия, а также то, что человек будет передавать ему информацию, обмениваться с ним опытом. Во всем этом заключается смысл социальной связи.

Какой бы ни была форма социальной связи, и в каких бы условиях она не возникала, необходимо подчеркнуть, что она имеет сложную структуру. К ее элементам необходимо отнести:

  1. Субъекты социальной связи – это люди, число которых минимум составляет два человека, а максимум может быть несколько тысяч. Иногда субъектами становятся граждане одного государства, члены сообщества или просто два человека, которые заключили брак;
  2. Предмет социальной связи – сюда относится та тема или то, по поводу чего осуществляется социальная связь, и на что нацелены сами субъекты, когда вступают во взаимоотношения друг с другом;
  3. Механизм сознательного регулирования отношений, который формируется между субъектами. Он полностью зависит от рода отношений, и предполагает наличие норм и правил поведения, которые характерны для социальной зависимости и социальных взаимоотношений.

Все эти элементы могут рассматриваться по отдельности, но при этом они тесно связаны друг с другом и образуют скоординированную систему.

Без одного элемента практически невозможно создать наиболее благоприятные условия для организации полноценной социальной связи, а изменения в соотношении участников, в направленности их действий и в целом в их мировоззрении или устремлениях может оказать серьезное влияние на всю социальную связь в целом. Некоторые условия вовсе приводят к исчезновению социальных связей, к тому, что они трансформируются из одной формы в другую.

Замечание 1

Таким образом, социальные связи – это необходимый элемент в жизни каждого общества. Без связей человек попросту не сможет реализовывать себя, свои потребности и интересы, получать новую информацию и опыт.

Человек в системе социальных связей

Человек по своей природе – существо и биологическое, и социальное. Это говорит о том, что в нем есть множество черт, которые были заложены природой, но при этом он попросту не сможет жить без других членов общества, так как это будет тормозить его развитие и мешать его изменениям как внутренним, так и внешним.

В социальных связях человек прежде всего сознает свою природу, у него происходит самосознание.

Это процесс осознания человеком себя как личности независимой, сформировавшейся, которая имеет возможности и навыки того, чтобы вступать во взаимодействия с другими членами социума.

Также осознанно человек может принимать самостоятельные решения, которые будут полностью на его совести, и за которые он будет нести ответственность.

Что касается еще одного процесса – самореализации, то она является в прямом смысле практическим применением самосознания.

Самореализация выражена в применение человеком своих талантов, навыков и опыта, который был получен в результате взаимодействия и взаимоотношений с другими членами общества.

Он целенаправленно использует возможности, осознает, какими могут быть последствия, и каким образом он сам может повлиять на исход тех или иных событий.

В социальных связях формируется социальное поведение индивида. исходя из определений самореализации и самосознания, мы можем говорить о том, что социальное поведение – это действие, которое осуществляется индивидом в отношении других членов общества. социальное поведение может развиваться в нескольких основных направлениях:

  • Общение – обмен информацией, опытом, взаимодействие с людьми как краткосрочного, так и более продолжительного характера;
  • Деятельность – это набор действий, которые индивид совершает с целью применить свой опыт и навыки на практике, применить все накопленные знания в деятельности, которая может оказать влияние как на него самого, так и на окружающих;
  • Самосознание – это возможность не просто осуществлять деятельность, но и осознавать себя как социальное существо, которое может в тех или иных обстоятельствах оказывать влияние на исход событий, принимать решения, и просто вести себя в соответствии с тем, как предписано в том обществе, в котором проживает человек.

Конечно же, социальные связи помогают развиваться человеку. Гораздо проще, эффективнее и интереснее проявлять себя в социуме, чем пытаться отгородиться от всех. Такой вакуум может негативно сказаться на психическом состоянии индивида, на его поведении, делая его более асоциальным, агрессивным и, в конечном итоге, девиантным.

Замечание 2

Человек должен стремиться к тому, чтобы наращивать собственные социальные связи, поскольку только благодаря им он имеет возможность развиваться и становиться личностью со своими индивидуальными чертами, потребностями и свойствами.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_svyazi/socialnye_svyazi_cheloveka/

Виды социальных связей и отношений (материалистическая трактовка общества):

  1. первичные (материальные, базисные);
  2. вторичные (идеологические, надстроечные).

Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Идеалистическая трактовка общества:

  • исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека.

    Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое.

Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Общество (в узком смысле) —  это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

Обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы, когда она оказывается самодостаточной.

Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют:

  • люди (движущая сила исторического процесса);
  • вещи (в них социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, закрепляется культурная традиция);
  • идеи (выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое).

Сущность общественных связей и отношений:

  • соединяют людей, вещи и идеи в единое многомерное целое; отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе.

Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

Социальность — это специфическое свойство, уникальное качество, присущее только человеку, которое возникает из реального взаимодействия реальных людей. Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимо­обусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обме­ниваясь опытом, воздействуя друг на друга.

В результате специфической активности человека возникает надприродная реальность — общество (в самом широком смысле). Это уже модель «социальности вообще», т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Человек и мир человека двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

Главное в таком анализе — пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы «стягивание» общественных связей и отношений в единый «узел» бытия индивида.

Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности.

Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений.

Вместе с тем отношения человека к обществу — это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества.

Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я.

С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый «уникальный» феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

Основные этапы взаимодействия человека и общества:

  1. Система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства.

    Образуется система социальных связей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.

  2. Общество как система вещных зависимостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения.

    Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека.

  3. Следующий (новый) этап — Этап личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем.

Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать новый импульс развитию человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга, о которой шла речь выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится «узлом» всех типов социальной организации.

Социальная структура общества —  совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия.

Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются:

    • семья,
    • род,
    • племя,
    • народность,
    • нация.

Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях.

Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре.

Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком.

Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.

Указ Президента РФ от 06.12.2018 N 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666» дает следующее определение:

  • Многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) — сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием.

Интересная статья по поводу «российской нации», закон о которой пытаются пропихнуть некоторые деятели во главе с президентом Путиным, по ссылке http://www.rus-obr.ru/ru-web/13505.

Класс — большая группа людей, которые отличаются друг от друга

  1. по их месту в исторически сложившейся системе общественного производства, п
  2. о их отношению к средствам производства,
  3. по их роли в общественной организации труда,
  4. по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

В системе социальных связей классового общества классы играют определяющую роль. Марксистская теория классов обосновывает объективный характер классовой борьбы как движущей силы истории. В современном обществе классовая борьба от насильственных методов все более переходит к цивилизованным методам социального партнерства.

Своеобразным способом существования со­циального является деятельность, которая представляет собой субстанцию общественной жизни и ока­зывается наиболее широким понятием социальной философии. Деятельность вы­ступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/chelovek-v-sisteme-sotsialnich-svyazey

Refy-free
Добавить комментарий