Борисо-Глебский монастырь

Борисоглебский мужской монастырь п. Борисоглебский Епархиальный мужской монастырь

Борисо-Глебский монастырь

  • история монастыря
  • святыни
  • храмы и богослужения
  • галерея
  • новости
  • контакты

Ростовский Борисоглебский монастырь основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению преподобного Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-ярославских святых. Их мощи и погребальная рака находятся в северо-западном углу Борисоглебского собора и являются местом почитания этих святых.

Особую известность Борисоглебский монастырь получил в связи с преподобным Иринархом Затворником, жившим в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом находятся в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Ежегодно перед праздником Ильи пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 километрах от монастыря, что близ села Кондакова — родины святого. В 1998 году архиепископ Ярославский и Ростовский Михей благословил возобновить традицию пеших крестных ходов к источнику преподобного Иринарха. Участники по очереди одевают на себя вериги преподобного, в конце все купаются в источнике. Крестный ход начинается архиерейской Литургией в Борисоглебском монастыре. Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский. Монастырь стал крупным духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка. В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна. Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). В 1954 году эта организация была упразднена, но уже в 1961 году он снова возродился, уже как «народный музей». Позднее он вновь становится филиалом Ростовского музея-заповедника.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Игумен Иоанн (Титов)

Собор в честь мучеников князей Бориса и Глеба

1523 г.

Собор св. Бориса и Глеба, освященный 22 сентября 1523 г., стал первым каменным сооружением в Борисо-Глебском монастыре. Это четырёхстолпный, трехапсидный, одноглавый храм.

В 1810 г. к западному фасаду был пристроен придел Ильи Пророка. До конца XVIII в. изнутри собор не был расписан, в описи 1735 г. упоминается лишь настенный образ свв. Бориса и Глеба. В 1783 г. собор был расписан полностью, включая купол и своды. Росписи представляли собой картины на евангельские сюжеты, написанные маслом.

Звонница с храмом в честь Иоанна Предтечи

1682 г.

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы

1524 — 1526 гг.

Вторая каменная постройка Борисо-Глебского монастыря — теплая Благовещенская церковь с трапезной палатой, возведенная в 1524— 1526 г.г. Григорием Борисовым.

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского

Одновременно с постройкой крепостных стен над южными воротами монастыря была сооружена пятиглавая, 4-столпная церковь прп. Сергия Радонежского. Проезды ворот были расписаны в конце XVII в. многофигурными композициями с изображением Христа и молящихся святых. На южной галерее Сергиевской церкви, над арками, сделаны три трехлопастных киота, обрамленных профильными тягами. В киотах изображен Деисус. В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне, в левом киоте — склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории, в правом киоте со свитком в руках изображен Иоанн Предтеча, одетый в зеленый хитон. Помимо композиций с фигурами в рост, использованы медальоны с образами прп. Сергия Радонежского, блж. Исидора Ростовского и прп. Иринарха, на внутренней арке проезда располагается образ «Спас Благое Молчание». Большая часть росписей нуждается в реставрации.

Храм в честь Сретения Господня

1680 г.

Часовня в честь преподобного Иринарха Затворника

1887 г.

Как добраться?

От Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский.

Возврат к списку

Источник: https://monasterium.ru/monastyri/monastery/boriso-glebskiy-muzhskoy-monastyr-p-borisoglebskiy-/

Борисоглебский монастырь: описание, история, фото, точный адрес

Борисо-Глебский монастырь

Борисоглебский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Все православные паломники и туристы, любящие путешествовать по святым местам, конечно же, не раз слышали, а может, и бывали в огромном православном мужском монастыре, встречающемся каждому путешествующему по Золотому кольцу России или просто проезжающему через село Борисоглебское по дороге из Ростова Великого в Углич. Это знаменитый Борисоглебский монастырь, прославленный многими православными святыми и занимающий особое место в истории России.

Монастырь близ Ростова основали на живописном холме в окружении извилин реки Устье в 1363 г., во времена Дмитрия Донского, по благословению Сергия Радонежского, указавшего пустынникам Феодору и Павлу место для постройки храма во имя святых Российских страстотерпцев князей Бориса и Глеба.

Московские князья и русские цари считали монастырь в Ростове Великом «домашним» и в средствах на его обустройство не скупились.

Столетиями позже сложился и весь богатейший архитектурный ансамбль Борисоглебского монастыря. Московские князья и русские цари считали монастырь в Ростове Великом «домашним» и в средствах на его обустройство не скупились. В послепетровское время архитектурный ансамбль почти не менялся.

До 17 в. Борисоглебский монастырь был одним из богатейших в Ростовской митрополии.

Постепенно Борисоглебский монастырь приобрёл не только религиозное, но и экономическое значение для Ростова и других городов центральной России. К монастырю съезжались верующие из многих городов, а это не могло не привлечь сюда и тогдашних предпринимателей купцов.

Они стали прибывать сюда, дабы удовлетворить жажду народа не только по духовной пище, но и по вполне материальной.

Так вокруг Борисоглебского монастыря появились Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости, здесь же по большим праздникам проходили и богатые ярмарки.

Постепенно Борисоглебский монастырь приобрёл не только религиозное, но и экономическое значение для Ростова и других городов центральной России.

В Советское время вместо закрытого Борисоглебского монастыря открыли Народный музей, который позже стал филиалом Музея-заповедника Ростова. А сейчас монастырь с музеем соседствуют. Пожалуй, такое соседство и воплощает в себе неотделимость мира человеческого, народного от мира божественного.

Поехав в Ростов, обязательно посетите Борисоглебский монастырь и осмотрите расположившиеся в нём собор Бориса и Глеба, Благовещенскую церковь с трапезной палатой, Сергиевскую надвратную церковь, звонницу с церковью Св. Иоанна Предтечи, келью Иринарха Затворника.

Святыни Борисоглебского монастыря

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни. Как дорогая святыня сохранялся в монастыре простой деревянный крест — благословение преподобного Сергия, из алтаря для поклонения верующим выносятся хранящиеся там многокилограммовые железные вериги преподобного Иринарха.

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни.

В монастыре хранятся чудотворные мощи его основателей святых преподобных Феодора и Павла, преподобного Иринарха Затворника, жившего в Борисоглебском монастыре в Смутное время, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря.

Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.

По свидетельству верующих, после смерти преподобного Иринарха возле его гроба совершалось много чудес и исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Каждому верующему известно, что в стенах Борисоглебского монастыря можно не только приобщиться к миру духовному, но и получить ответ на свои молитвы, исцелиться от болезней, освободиться от всяких недугов и наполниться миром и радостью.

Каждый год перед праздником Илии Пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 км от Борисоглебского монастыря, недалеко села Кондакова — родины святого. Верующие приезжают сюда за чудом, туристы — за впечатлениями. Совершенно точно, что каждый получает то, за чем приехал в Ростовский Борисоглебский монастырь.

Источник: https://tonkosti.ru/%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

Паломничество в Борисоглебский монастырь – Азбука паломника

Борисо-Глебский монастырь

Россия Ярославская область поселок городского типа Борисоглебский

Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:57.2572219999999987294359016232192516326904296875,»lon»:39.15222200000000185582393896766006946563720703125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0411\u043e\u0440\u0438\u0441\u043e\u0433\u043b\u0435\u0431\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0411\u043e\u0440\u0438\u0441\u043e\u0433\u043b\u0435\u0431\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0411\u043e\u0440\u0438\u0441\u043e\u0433\u043b\u0435\u0431\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:57.2572219999999987294359016232192516326904296875,»lon»:39.15222200000000185582393896766006946563720703125,»icon»:»»}]}

Борисогле́бский на Устье Росто́вский монасты́рь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России».

Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним».

После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся.

История

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.

Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых.

Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника).

Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 г. народный музей.

Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Современное состояние

Сегодня на территории монастыря находятся:

  • собор Бориса и Глеба (1522—1523),
  • Благовещенская церковь с трапезной палатой (1524—1526),
  • Сергиевская надвратная церковь (1679),
  • звонница с церковью св. Иоанна Предтечи (1690),
  • келья Иринарха Затворника и др.

Святыни

Сохранилась келья преподобного Иринарха и вериги святого. Его мощи почивают под спудом. В Благовещенском соборе хранится деревянный крест преподобного Сергия Радонежского как благословение основателям монастыря. Сами основатели прпп. Феодор и Павел погребены в северном углу Борисоглебского собора.

  • мощи прпп. Павла и Феодора Ростовских (Борисоглебских)
  • мощи прп. Иринарха Ростовского
  • вериги мощи прп. Иринарха Ростовского

Как добраться

Проезд: от Ростова Великого по шоссе Ростов-Углич или автобусом с автовокзала до остановки пос. Борисоглебский (расстояние: 18 км).

Адрес: 152170, Ярославская область, п. Борисоглебский, Советская пл., д. 10.

Тел.:

Источник: https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C

БОРИСО-ГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Борисо-Глебский монастырь
?

|

arch_heritagearitkin
Оригинал взят у aritkin в БОРИСО-ГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь (Ростовской и Ярославской епархии), находится в пос. Борисоглебский, Борисоглебского района Ярославской обл., в 18 км. к сев-зап. от Ростова Великого, на берегу р. Устье.

Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре от коликых лет и како бысть ему начало» сер. XVI в. (список XVI в. хранится в РГБ. Ф.304.№782.Л.449-461), Борисо-Глебский монастырь основан преподобными Феодором и Павлом Ростовскими.

Как сообщает Повесть, около 1360 года «из области Великого Новаграда», поселился в Ростовских пределах инок Феодор. Стремясь к уединению, три года прожил святой в построенной им келье, питаясь одним подаянием. Через некоторое время «пришед к нему брат именем Павел, преподобный ж его с радостию прием, аки некое сокровище обрете». В начале 1363 года на богомолье в Ростов приходит Сергий Радонежский. Узнав об этом, иноки, испросив разрешения ростовского князя Константина Васильевича и епископа Игнатия на устройство общежительного монастыря, умоляли Сергия благословить их начинание. «Преподобный же Сергие сътвори по прошению их… и много походив по пустыни сеи …прииде на место, где стоит и доныне церковь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и благослови их поставити храм…» С большой ревностью взялись иноки за работу: рубили деревья, расчищая место для церкви. Во время недолгого отдыха преподобным явились во сне святые князья Борис и Глеб, они ободрили подвижников словами: «Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят место сие и мы неотступно будем на помощь вам». «И начата собирати к ним братия и мирская чадь древодели в помощь делу». Местоположение монастыря было весьма выгодно. Здесь проходил древний тракт из Москвы, Ростова к Угличу и далее в Каргополь и на Белоозеро. Река Устье оставалась судоходной, вероятно, до к. 17 века; она, сливаясь с р. Вёксой, образует р. Которосль, впадающую в Волгу. Т. о. Борисоглебский монастырь имел водное сообщение с Ярославлем и др. русскими городами. Сосновые леса, окружающие сейчас монастырь и являющиеся его украшением, появились сравнительно недавно. В Река Устье 21 век. Воды совсем мало…Повести сказано «а лес же бысть на сем месте изначала черный». Черным же на Руси называли лиственный лес. В древности здесь были могучие дубовые леса. Народное предание сохранило сведение о том, что вокруг монастыря в начале 17 века были непроходимые дубовые чащи Первый игумен преп. Феодор вскоре назначил своим приемником преп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое озеро, где в устье реки Ковжи основах Никольский мон-рь. Спустя несколько лет, предвидя свою кончину, преп. Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где преставился 22 октября 1410г.(?). Многие годы после его смерти игумен Павел управлял обеими обителями. Святые Феодор и Павел погребены в сев. части Борисоглебского собора, мощи их находятся под спудом. После кончины игумена Павла настоятелями были игумены Савелий, Михаил, Пона, Питирим; при последнем к Василий II Васильевич Темный.Борисо-Глебскому монастырю особо благоволил Василий II Темный. Согласно Вкладным и кормовым книгам, именно он дал первый земельный вклад, положивший начало экономическому росту обители: «село Шульце с деревнями по своих родителех в наследие вечных благ». В 1433-1434 г.г. Василий II, изгоняемый с Московского престола звенигородским князем Юрием Дмитриевичем, укрывался в Борисо-Глебском монастыре, а игумен Питирим крестил его сына — будущего первого русского царя Ивана III. Неск. раз (впервые в 1545 г.) Борисо-Глебский монастырь посещал Иван IV Грозный. В период опричнины монастырь неизменно пользовался благосклонностью царя. В числе 10 крупнейших монастырей Борисо-Глебский получал значительные вклады на помин души сына Иоанна Иоанновича, жен Анастасии Романовны, Марии Темрюковны, Марфы Собакиной, бывших казненных опричников. Согласно Вкладным книгам, Борис Годунов вложил 300 руб. на поминание царя Феодора Иоанновича. После Смутного времени нач. 17 в. царь Михаил Феодорович грамотами подтвердил прежние привилегии монастыря. К кон. 17 — нач. 18 в. Борисо-Глебский монастырь, богатейший в Ростовской митрополии, владел 22 тысячами десятин земли и 4-мя приписными монастырями: женским Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью близ с. Вощажникова и Никольским на Бою. К вотчине Борисо-Глебского монастыря, кроме деревень, относились села: Павлово, Верзино, Губачево, Шулец, Сабурово, Переславцево на р. Ильме, Ивановское на р. Кутьме, Давыдово, Яковцево на р. Могзе, погост Никола—Березники, Онофриево, Камышково; приселок Спас — Подгорье, сельцо Ильинское, Новое, Горшково, Кочарки и др. В Борисо-Глебском монастыре пребывал на покое с 1503 г. и скончался в 1511г. архиеп. Ростовский Тихон (Малышкин), почитающийся в обители как местночтимый святой (нам. 29 марта). (В 1996г. при строительных работах близ алтаря собора была найдена надгробная плита с могилы архиеп. Тихона). Здесь же в течение 30 лет подвизался в затворе прп. Иринарх Ростовский (1548-1616). Согласно житию, в тонком сне преподобный увидел разоренную польскими войсками Москву, о чем, по совету настоятеля, рассказал царю Василию Васильевичу Шуйскому. Вскоре пророчество сбылось. В 1608 г. польские войска захватили Ростов, осадили Борисо-Глебский монастырь, но не сожгли его. Прп. Иринарх благословил на борьбу с интервентами кн. М. В. Скопина-Шуйского и кн. Д. Пожарского. Шапочка, плеть и вериги прп. Иринарха. Фото Проскудин-Горский 1911 г.После освобождения Москвы князь Пожарский грамотой освободил монастырь от доставления припасов для войска. В монастыре, близ ограды находилась тесная, миною 3 м., шириною менее 1,5 м., келья прп. Иринарха (восстановлена в нач. 90-х г.г. XX в.), в которой подвижник провел 30 лет в затворе, прикованный тяжелыми цепями. Прп. Иринарх был погребен в «им же ископанной пещере» у западной стены Борисоглебского собора. В наст, время мощи святого почивают под спудом Ильинского придела собора. Согласно описанию архим. Амфилохия в 1856 г., вериги прп. Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки (ок. 150 кг.) В кон. 90-х г.г. XX в. в фондах Угличского Келия прп. Иринарха затворника. Фото 2011 г. iд Стефанмузея обнаружена и передана в Борисо-Глебский монастырь часть вериг преподобного. Среди учеников и последователей прп. Иринарха — автор его жития, инок Борисо-Глебского монастыря Александр Ростовский, прп. Иоаким Шартомский, прп. Дионисий Переяславский, прп. Корнилий Переяславский, прмч. Галактион (Бельский). В Борисо-Глебском монастыре с 1661 по 1666г.г. находился в заточении архиепископ Суздальский Стефан; 32 года подвизался и скончался в 1781 г. бывший в монастыре послушником местночтимый святой, Христа ради юродивый Алексей Степанович. Храмы и др. постройки монастыря.1. Собор свв.кн.Бориса и Глеба2. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы3. Церковь преп.Сергия Радонежского4. Церковь св.Иоанна Предтечи5. Церковь Сретения Господня6. Братский корпус (XVI в.)7. Настоятельские покои (XVI-XVII вв.)8. “Старые” настоятельские покои (XVI-XVII вв.)9. Просфорный корпус (XVI-XVII вв.)10. Архимандричьи кельи (Казначейский корпус) XVIII в.)11. Келья Иринарха (XVII в., восстановлена в 1990 г.)12. Северо-западная башня (2-я пол. XVII в.)13. Северо-восточная башня (2-я пол. XVII в.)14. Юго-восточная башня (2-я пол. XVII в.)15. Юго-западная башня (2-я пол. XVII в.)16. Башни западной стены (2-я пол. XVII в.)17. Башни северной стены (2-я пол. XVII в.)18. Башни восточной стены (2-я пол. XVII в.)19. Южные ворота (2-я пол. XVII в.)20. Северные ворота (2-я пол. XVII в.)21. Остатки некрополя22. Пруд23. Часовня Иринарха Затворника С 1522 г. по велению вел. кн. Василия Ивановича началось каменное строительство, возглавил которое зодчий, «церковный каменный здатель» Григорий Борисов, которому приписываются все постройки мон-ря XVI в.Собор Бориса и Глеба, на холме, с которого начинался Борисоглебский монастырь Собор св. Бориса и Глеба, освященный 22 сентября 1523 г., стал первым каменным сооружением в Борисо-Глебском монастыре. Это четырёхстолпный, трехапсидный, одноглавый храм. Декорация фасадов собора свидетельствует о влиянии построек итальянских зодчих, работавших в Москве в начале XVI в.: архивольты закомар и карниз, объединяющих фасады, профилированы, входы в храм оформлены как перспективные порталы. Внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на крещатые столбы. На протяжении столетий внешний облик храма претерпел изменения: уже в кон. ХЛИ в. щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму; в 1778— 1780 г.г. был надстроен барабан, шлемовидная глава заменена на луковичную, позакомарное покрытие — четырехскатной кровлей; в 1836 г. вокруг центральной главы были надстроены 4 главки, снятые в 1925г. архитектором Барановским. В 1810 г. к зап. фасаду был пристроен придел Ильи Пророка. До кон. XVIII в. изнутри собор не был расписан, в описи 1735 г. упоминается лишь настенный образ свв. Бориса и Глеба (эта фреска, датируемая 1 пол. ХVI в., с изображением князей Бориса и Глеба с припадающими к их ногам в молении игуменами Феодором и Павлом, а также св. кн. Владимиром и свт. Леонтием Ростовским была обнаружена архит. Б.А. Огневым в 1956 г. в аркасолии сев. стены, у гробницы основателей м-ря). В 1783 г. собор был расписан полностью, включая купол и своды. Росписи представляли собой картины на евангельские сюжеты, написанные маслом. Они дважды поновлялись: в 1842 и 1911 г.г. последние работы проводились под руководством художника Ф.Е. Егорова, образцом послужили росписи В .A L Васнецова во Владимирском соборе г. Киева Древний иконостас храма уничтожен в 1920-е г.г., существующий деревянный иконостас привезен в нач. 1990-х г.г. из церкви с. Губачева.Фото Прокудина-Горского примерно 1910 год.Собор Бориса и Глеба.Собор Бориса и Глеба, настоятельский корпус.Собор Бориса и Глеба.Вторая каменная постройка Борисо-Глебского монастыря — теплая Благовещенская церковь с трапезной палатой, возведенная в 1524— 1526 г.г. Григорием Борисовым. Это бесстолпная, одноглавая церковь завершается четырехскатной кровлей и луковичной главкой на тонком барабане, украшенном аркатурно — ко­лончатым поясом. Легкие лопатки де.лят фасад на 3 прясла. Трапезная, примыкающая к церкви с запада, представляла собой одностолпную палату с крестовыми сводами, которые в кон. XVII в. были переделаны. Внешний вид церкви был сильно изменен в кон. XVII в. перестройкой сводов трапезной, сооружением прямоугольного в плане алтаря, заменой первоначального покрытия (возможно, трёхлопастного) на четырёхскатное. С зап. стороны было пристроено богато декорированное «великолепное крылечко». К Благовещенской церкви с севера примыкают новые настоятельские покои — редкий памятник гражданской архитектуры XVI в. Другие постройки Борисо-Глебского монастыря ХVI в. — просфорный дом, братский или келейный корпус (здание, где в ХVI в. размещались поварня и погреба). В ХVII в. были полностью перестроены старые настоятельские покои (возле одной из башен у зап. стены). К XVIII в. относится сооружение казначейского или архиерейского корпуса в центре монастыря. В этом здании с 1822 по 1862 г.г. размещалось Ростовское духовное уездное училище.Первые каменные стены в Борисо-Глебском монастыре появились, вероятно, в ХVI в. В 70 — 90г.г. ХVII в. монастырь стал мощным оборонительным сооружением: территория монастыря была обнесена крепостными стенами, построенными по всем правилам военного искусства, общая длина которых составляет 1040 м., высота — 10-12 м., толщина — 3 м., с 14 башнями высотой от 25 до 40 м.

С. М. Прокудин-Горский. Башни и стена Борисоглебского монастыря. [Борисоглебск.] 1911 год.На снимке вид на восточную стену монастыря. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=656

Вновь возводимые стены не повторяли контуры старых и огораживали значительно большую территорию. Круглые в плане башни сев. стены монастыря являются почти точной копией башен Ростовского кремля, выстроенных в кон. XVII в. при митрополите Ионе Сысоевиче.

Башни декорированы фигурными украшениями из тёсаного кирпича. Одновременно с постройкой крепостных стен над южными воротами монастыря была сооружена пятиглавая, 4-столпная церковь прп. Сергия Радонежского. Проезды ворот были расписаны в кон. XVII в.

многофигурными композициями с изображением Христа и молящихся святых. Помимо композиций с фигурами в рост, использованы медальоны с образами прп. Сергия Радонежского, блж. Исидора Ростовского и прп. Иринарха, на внутренней арке проезда располагается образ «Спас Благое Молчание».

Большая часть росписей сейчас находится в плохом состоянии. Снимок сделан С.М.Прокудиным-Горским. Восстановлен Павлом Вейником из Белорусского Государственного университета с помощью разработанной им программы «Алгоритм совмещения цветовых компонент фотографических изображений» Подробнее на сайте www.

veinik.by

Святые ворота Борисоглебского монастыря 1882—1884, Барщевский И.Ф. Направление съемки:север. с сайта https://pastvu.com/p/304730

Вид на монастырь с северо-западной стороны. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома «Район Волги»»В нач. 80-х г.г. XVII в. в Борисо-Глебском монастыре была построена, вероятно, артелью ростовских зодчих трёхъярусная Звонница (освящена 25 окт. 1682г.), почти без изменений сохранившаяся до нашего времени. Пристроенное тогда же или немного позднее крыльцо Звонницы, также как и крыльцо трапезной палаты, украшено многоцветными «ценинными» рельефными изразцами, производство которых процветало в ту эпоху в Ярославле. Планировка Борисо-Глебского монастыря была, вероятно, заложена в годы его перестройки в кон. XVII в. Согласно самому раннему из известных планов Борисо-Глебского монастыря 1773 г. всю его зап. часть занимал сад, сев-вост. — огороды. В нач. XIX в. в монастыре имелось 3 пруда, 2 сада, кедровая роща и орешник. В юго-зап. части обители находился сад регулярного типа. В 20-х—30-х г.г. XIX в. при архимандритах Феофиле и Рафаиле были разведены новые сады с беседками, появились кленовые и березовые аллеи. В настоящее время сады пришли в запустение. Из святынь Борисо-Глебского монастыря сохранился восьмиконечный деревянный крест, которым по преданию прп. Сергий благословил основателей обители. Крест обит тонким листом серебра, оклад, вероятно, сделан уже в 1-ой четв. XV в. (в настоящее время находится в Борисоглебском музее). Также икона Лиддской (Римской) Божией Матери. Эта икона с лицевым сказанием об истории и чудесах была привезена в Борисо—Глебскую обитель из Москвы 9 февраля 1588г. старцем строителем Варлаамом (настоятелем монастыря). Более трехсот лет она находилась в монастыре; в 1954 г. с закрытием Борисоглебского краеведческого музея, икона была передана в Ростовский музей. С 1988г. она находится на реставрации в ВХНРЦ им. Грабаря. В 2001 г. по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея была написана в иконописной мастерской Троице-Сергиевой Лавры икона — список с особо чтимой святыни Борисо-Глебского монастыря.Другой реликвией, хранившейся в Борисо-Глебском монастыре до 1936 г. было т.н. «ох­ранное знамя Сапеги» (в наст, время в собрании ПТ). По легенде, его оставил польский воевода Ян Петр Сапега, бежавший после поражения от русских войск под Калязином и остановившийся лагерем у Борисо-Глебского монастыря Знамя — хоругвь — свободно висящее на древке прямоугольное полотнище со срезанным по дуге правым нижним углом. Польский шляхтич, ротмистр королевский Ян Петр Сапега, огнем и мечем прошедший через Ростовские земли в смутное времяНа знамени изображен архангел Михаил, охраняющий врата рая и Иисус Навин. По другим сведениям это знамя принадлежало известному русскому полководцу М.В. Скопину- Шуйскому, оставившему это знамя в знак пребывания своего в монастыре у прп. Иринарха.Первоначально настоятелями Борисо-Глебском монастыря были игумены, с 1688г. архимандриты, которым дано позволение отправлять священнослужение на ковре с рипидами.До 1764 г. к обители было приписано 6785 крепостных крестьян. По штатам 1764 г. монастырь был отнесен ко 2 классу. По сведениям на 1900 г. монастырь владел всего 246 дес. земли и получал из казны 1249 руб. 7 коп. государственное содержание. В нач. XX в. насчитывалось ок. 20 человек братии и 40 послушников. В Борисоглебских слободах, принадлежавших гр. Паниным, у южных стен монастыря проводилась ежегодная ярмарка с 27 апр. / по 3 мая, на которую съезжались купцы и мещане из крупнейших городов страны. Также по понедельникам происходили у северных стен еженедельные торги.В 1923 г. в стенах Борисо-Глебского монастыря было учреждено Борисоглебское отделение Ростовского госмузея. 6 августа 1924 г. было подписано постановление о передаче всех зданий м-ря Ростовскому7 госмузею. Происходило изъятие из бывшего м-ря художественных и письменных памятников. Так, 15 февраля 1928 г. заведующему Борисоглебским отделением руководство музея предложило подготовить для отправки в Ростов 5 икон из иконостаса Предтечевской церкви, икону прп. Сергия из Сергиевской ц., икону «Сошествие Святаго Духа» из Сретенской ц. Остальные иконы предписывалось приготовить для осмотра приезжающей из Москвы комиссии. Весь архивный материал в июле 1928 г. было приказано сдать заведующему Ростовским уездным архивом, затем архив был вывезен (частично) в Москву. К кон. 1928 г. были закрыты для размещения музейных экспонатов все монастырские храмы. Музей был открыт 8 ноября 1928 г. К нач. 1930-х г.г. музей, начинавшийся как культурно-исторический, стал естественно-историческим. В Борисоглебском соборе размещался антирелигиозный отдел. В нач. 1931 г. на заседании райисполкома было решено разобрать Звонницу, что стаю невозможным лишь благодаря вмешательству сектора науки Наркомпроса. К 1940 г. в соборе размещался склад зерна, в настоятельских покоях — госбанк и архив, в братском корпусе — общежитие милиции, в рассольном корпусе — кондитерское производство и склад льносемени, в подклете Благовещенской ц. — колбасное производство, в Сергиевской ц. — склад зерна, в Сретенской — склад льноволокна, а под алтарем — ледник. На территории также находились парники коопсоюза. Музейные экспонаты размешачись только в Благовещенской церкви и трапезной. Арендаторы в настоятельских покоях уничтожили изразцовую печь, забелили живопись на потолке. Приспосабливая паперть Борисоглебского собора под электростанцию, сломали потолок и пол, оголили фундамент. Сама же территория находилась в запустении: белокаменные надгробные плиты использовались под фундамент вновь строящихся домов, мраморные и гранитные памятники были в 1935 г. увезены в Москву «для строительства второй очереди Московского метрополитена».В 1920—30-е г.г. были вывезены в Ростовский, Ярославский и мос­ковские музеи наиболее ценные иконы монастыря, что спасло от гибели часть святынь, остальные иконы, как и иконостасы монастырских храмов, были уничтожены. Из Борисоглебского музея через Ярославль поступило в ГТГ в 1937 г. 20 икон. Иконы Борисоглебского и Ростовского музеев составили основу собрания живописи Ростово-Суздальской школы, или Центральной Руси, ГТГ. Большая часть их вошла в научный оборот в 1960-е г.г., когда появился каталог древнерусской живописи ГТГ, составленный В.И. Антоновой и Н.Е. Мнёвой.Положение в музее, работа по охране памятников стала улучшаться, когда с 1941 по 1954 г.г. музей возглавляла М.Н. Карасева, которая сохранила многие памятники монастыря от гибели, занималась обеспечением косметического ремонта и реставрацией. В 1954 г. Борисоглебский музей был закрыт, его фонды предписывалось передать Ростовскому музею. Ар­хитектурные памятники мон-ря передавались районному коммунальному отделу, ему же и фруктово-ягодный и ботанический сад и парк, садовый инвентарь. 29 сентября 1961 г исполком Борисоглебского совета принял решение об организации народного музея в п. Борисоглебском, который также возглавила М.Н. Карасева. Впоследствии Борисоглебский музей утратил титул народного и стал филиалом РАХМЗ, т. е. вернулся в ту же структуру, в которой он возник в 1924 г., в этом же положении он находится и к нач. 2003 г.В 1989 г. Борисоглебский собор был передан РПЦ и открыт как приходской храм. Определением Священного Синода от 24 ноября 1994 г., приход преобразован в мужской монастырь. Обители переданы Борисоглебский собор, Благовещенская ц., келья — часовня св. Иринарха, Сергиевская надвратная церковь. Надвратная церковь Преподобного Сергия Радонежского. Памятник иеромонахам монастыря, служившим флотскими священниками в 1900-1905 годы. Этот мемориал расположен у северных святых врат обители. В центре мемориала на голгофе возвышается 2-х метровый якорь, от которого к швартовому кнехту спускается якорная цепь. Впереди композиции стоит поклонный крест с подробным описанием жития иеромонахов: Анастасия, Паисия, Василия, Феодосия и Никона. В те годы настоятелем монастыря был архимандрит Ювеналий (Штынкин), который управлял обителью с 1897 года по 1906 год. Старые настоятельские покои.Казначейский корпус.
Источники:http://sobory.ru/article/?object=00223
http://rostov-great.ru/page/borisoglebskij-monastyr
http://jerusalem-ippo.org/news/1261/

Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/2747454.html

Фотоблог Александра Зайцева

Борисо-Глебский монастырь

В 18 км от Ростова Великого, на правом берегу реки Устье находится небольшой поселок под названием Борисоглебский. А когда-то это была Борисоглебская слобода и принадлежал она монастырю. Здесь жили кузнецы, шорники, плотники, каменщики, которые выполняли заказы монастыря. Борисоглебский монастырь и является главной достопримечательностью этого поселка.

Борисоглебский монастырь

Сия Божья обитель представляет собой настоящую крепость. Высота монастырских стен более 10 метров, толщина около 3 метров.  Бойницы расположены на трех уровнях и предназначены они как для ведения боя из мушкетов, так и артиллерии.

Борисоглебский монастырь

По периметру стен возвышаются 14 башен разной конфигурации, высота которых варьируется от 25 до 40 метров. С такой высоты местность просматривается на 15 километров. Это действительно хорошо укрепленная крепость. Правда такой вид Борисоглебский монастырь приобрел не сразу.

Борисоглебский монастырь

Основателем Борисоглебского монастыря является преподобный Федор Ростовский и примкнувший к нему брат Павел. Согласно сохранившимся записям в 1360 году преподобный Федор пришел в эти края из Новгородских земель. Срубив себе келью, монах остался в этих местах, а через три года к нему пришел брат Павел.

В 1363 году в Ростов прибыл Сергий Радонежский. Узнав о его приезде, Федор и Павел отправились в город, надеясь при поддержке Сергия получить согласие ростовского князя Константина Васильевича на возведение в пустыне церкви и монастыря.

Согласие князя они получили, а Сергий Радонежский сам указал место, где следует основать монастырь.

за стенами Борисоглебского монастыря

Вскоре была возведена церковь, построены кельи для монахов, срублена деревянная крепость, и к новому монастырю потянулись люди с ближайших окраин. Монастырские стены защищали северо-восточные пути к Москве от отрядов татаро-монгол, а в Смутное время от войск польско-литовских захватчиков.

 Здесь, в стенах Борисоглебского монастыря, в разное время были Сергий Радонежский и Иван Грозный, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, легендарный Пересвет и все великие князья и цари начиная с Василия II (внука Дмитрия Донского) и заканчивая первыми царями из династии Романовых.

Романовы посещали другой монастырь — Ипатьевский.

Борисоглебский монастырь. Архимандричьи кельи.

В конце XVI — начале XVII века в Борисоглебском монастыре 38 лет жил затворник, преподобный Иринарх.

Крестьянский сын Илья еще в шестилетнем возрасте сказал матери: «Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога…».

В 30 летнем возрасте он принял постриг и ушел в Борисоглебский монастырь с именем Иринарх. Монах усердно трудился и исполнял послушания.

Борисоглебский монастырь. Келья Иринарха

Однажды он увидел босого странника и отдал ему свои сапоги, а сам с тех пор ходил без обуви. Вместо рясы Иринарх носил рубище. Все это не понравилось игумену он решил смирить подвижника и заставить носить обувь.

Игумен ставил Иринарха по два часа на морозе читать молитвы или подолгу звонить на колокольне, сажал на три дня в заключение без еды и питья. Однажды преподобный обморозил пальцы ног и три года проболел ногами, но и в болезни он не покидал трудов для Бога. После исцеления Иринарх по-прежнему ходил без обуви, а игумен смирял его.

Святой все переносил с терпением, но когда преподобному назначили послушание вне монастыря, то есть отлучили от храма Божия, он ушел в соседний Аврамиев монастырь, а через полгода в Ростовский. С той поры старец начал носить тяжелые железные вериги.

 Как-то раз во сне к нему пришли святые Борис и Глеб и повелели вернуться в Борисоглебский монастырь На утро у окна кельи стоял монах, посланный строителем Варлаамом с такой же просьбой. Преподобный согласился и вернулся в Борисоглебский монастырь.

Борисоглебский монастырь. Келья Иринарха.

Через некоторое время Иринарх испросил благословения строителя Варлаама на затвор. Строитель Варлаам благословил его. Начав подвиг, Иринарх сковал себя железной цепью в три сажени длины и приковал к деревянному стулу.

 Он наложил на себя и другие железные тяжести и трудился в них в поте лица. Много претерпел он поругания и посмеяния от братии, но все переносил с кротостью, молясь за них.

Спал монах ночью один час или два, остальное время молился, трудился и бил свое тело тяжелой палкой.

Борисоглебский монастырь. Келья Иринарха.

Однажды Иринарху было видение о том, что Москву захватит Литва. Игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить царя Василия Шуйского о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание. Предсказание сбылось, враги явились на Русь, стали завоевывать города, убивать жителей, грабить монастыри. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами.

Борисоглебский монастырь

Пан Микулинский со многими панами, вошел в келью старца и стал испытывать его веру:— В кого ты веруешь?— Я верую в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, — отвечал старец.

— А земного царя кого имеешь?И старец громогласно произнес:— Я имею Российского царя Василия Иоанновича: живу в России, Российского царя и имею, а иного никого и нигде не имею.Один из панов сказал старцу:— Ты, старец изменник: ни в нашего короля, ни в Димитрия не веруешь.

Старец отвечал:— Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю; если за это ты меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: немного во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку.

Пан Микулинский подивился: так велика была вера в старце.

Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба.

Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном Сапега сам пожелал увидеть его.

Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?Старец отвечал ему:— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.Многие из панов стали говорить Сапеге:— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

Старец возразил:— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.Сапега сказал:— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.Старец отвечал:— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.Сапега сказал:— За то пан Сушинский повешен.

После сего, старец дал такой совет пану Сапеге:— Возвратись, господин в свою землю: полно тебе в России воевать! если же не уйдешь из России, или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.Старец сказал:— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.Сапега сказал:— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения.

Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба.

За благословением к Иринарху Ростовскому приезжали Михаил Скопин-Шуйский, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. В благодарность за помощь князь Димитрий Михайлович Пожарский освободил Борисоглебский монастырь и поселян вокруг него от сборов на ополчение.

Борисоглебский монастырь. Благовещенская церковь.

Скончался старец в 1616 году в возрасте 68 лет от роду. После его смерти, согласно описи, «осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, „связни“, которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело и прогонял бесов».

В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет. Его мощи находятся в Ростовском Борисоглебском монастыре. В монастыре сохранилась келья преподобного, он торцом примыкает к крепостной стене.

До недавнего времени были большие сомнения, что это та самая келья, которая принадлежала Иринарху, но при исследовании выяснили, что кирпичная кладка кельи и крепостной стены разнохарактерны и принадлежат разному времени.

Борисоглебский монастырь. Надвратная Сергиевская церковь.

Архитектурный ансамбль монастыря, которую мы видим сейчас, сформировалась не сразу.  К XV веку деревянные постройки обветшали, и по велению великого московского князя Василия III в 1522 году их стали перестраивать из камня.

Первым каменным сооружением в обитель стал собор Бориса и Глеба, его освятили 22 сентября 1523 года. В последствии этот собор еще несколько раз перестраивали. Следующим каменным строением стала Благовещенская церковь с трапезной палатой. Возводилась она в период с 1524 по 1526 годы.

 С западной стороны пристроено декоративное крылечко, а с севера настоятельские покои.

Борисоглебский монастырь. Надвратная Сергиевская церковь.

Мощные оборонительные стены монастыря были возведены во второй половине XVII века. К тому времени всякая военная угроза уже отпала и монастырские стены стали просто декоративными. Над южными воротами монастыря возведена пятиглавая церковь Сергия Радонежского.

Борисоглебский монастырь. Надвратная Сретенская церковь

Над северными воротами в начале 1690-х годов была построена Сретенская церковь.

Борисоглебский монастырь. Надвратная Сретенская церковь

Борисоглебский монастырь. Надвратная Сретенская церковь

В 80-х годах XVII века на территории обители была возведена трехярусная звонница, которая сохранилась почти без изменений. На мой взгляд одно из самых красивых сооружений в монастыре, его крыльцо с рельефными изразцами просто восхитительно.

Борисоглебский монастырь. Звонница

Процветание монастыря закончилось в 1764 году, когда Екатерина II передала земельные владения монастыря своему фавориту, графу Г.Г. Орлову.

Борисоглебский монастырь. Звонница

В 1924 году монастырь был официально упразднён, а в нем находился музей, филиал Ростовского музея-заповедника.

На территории монастыря так же были размещены всевозможные учреждения — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Реставрационные работы в монастыре начались в конце 1980-х годов и длились около десяти лет. Благодаря этим работам обитель приняла такой вид, в каком она была в конце XVII века.

Борисоглебский монастырь. Звонница

Во время нашей прогулки по Борисоглебскому монастырю, я ощутил душевное спокойствие. Мы не спеша прошли весь монастырь, осматривали его здания, крепостные стены и не хотелось из него уходить. Всем, кто будет рядом, советую непременно в него заглянуть.

Борисоглебский монастырь.

А мы, после посещения Борисоглебского монастыря, поехали дальше в Варницкий монастырь.

При написании статьи использовал следующие источники:

http://www.veter-stranstvii.ru/

http://www.vidania.ru/

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/50

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Источник: http://alexfotoblog.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/rostovskij-borisoglebskij-monastyr.html

Refy-free
Добавить комментарий