Болгарское национальное Возрождение в XVIII — первой половине XIX в.

Болгарское национальное возрождение в конце XVIII – первой половине XIX в

Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в.

В 18 в.начин. разлож. ленной системы. Ленные земли – спахилух (сипахи ими владели). Постепенно земля стала осн.источ. доход. феодалов. Ага – турец.феодал. Крест.попад. под влияние аги, платили ему дань. В к. 18 в.-эпоха кирджалийских мятежей. Кирджалии – дезертиры,уклон. от армии. Чифтлик – хоз. единица,увеличивает завис.крестьян. Издольщина.

Суть: крестьяне брали землю в аренду за определенную часть урожая. Суть: с/х наемничество на земле. Они получали зарплату частично деньгами, частично натурой. Это были в основном сезонные работники. Военно-ленная сист. Зеаметы – болгарские поместья. Тимары – маленькие поместья. Военно-ленная сист. стимул. стремление к завоев.Влад.поместий явл.глав.полит.и воен.

силой османской империи. Важным звеном в военно-ленной системе были янычары. Они состояли на денежном жаловании. Чифлик – «пара волов», с помощью кот. обрабат. земля, участок; частное феодальное имение, образованное на государственной земле.Ремесло развив. Наиб. разв. было ткачество и изготовление шнура. В сер. 19 века начин. быстро развив. Ремесло. Город. ремес.

были объединены в эснафы (цехи). Появ. первые мануфактуры. Они заним. в основном произ-ом шнура и сукна. В осн. это были рассеянные мануфактуры. Постеп. происх. упадок сукон. ремесла, т.к. стало поставлят. более, лучшее сукно из-за границы + в Болг.стали появлят. фабрики. Стали появ. акционер. общества. Полит.движ.и вооруж. борьба болгар в сер.18. 1850-Видинскок восстание.

Начин.восст.в Белграде. Им рук. князь Тодоров. Они надеялись на помощь сербов. Теперь уже буржуазия заняла ключ.посты в подгот. восст.01.06.1850 – нач. восст. Но не хватало оружия – поражение. Глава восстания был убит. 08.06.1850 – крестьяне блокир. г. Белоградчик, но турки бросили туда войска — пораж.крестьян – террор распространился на всю Северо-западную Болгарию.До 07.

1853 крестьянам раздали документы на землю.

Во 2-ой половине 1853 г. Раковский в Константинополе создал тайное общество. Его сторонники: Бацов, Грамадов. Раковский создал филиалы этой организации в Болгарии.

Бацов вошел в контакт с русскими в Белграде и Бухаресте. 1852 – в Бухаресте болгары сформир.груп. «Эпитропия». Она действовала до конца 1854 г. Потом ее переименовали в «Центральное болгарское попечительство».

Образование болгарского национального государства. Сан-Стефанский прелиминарный договор. Берлинский трактат. Тырновская конституция.

В конце июля 1877 обстановка сложилась не в пользу русской армии. В авг.начались бои за Шипкинский перевал. Отряд Столетова при поддержке болг.добровольцев отражал атаки Сулейман-паши и удерживал перевал.

В ноябре 1877 был взят Плевен, освобождена вся Северн. Болгария, также основные русские силы перешли в Южную Болгарию. Зимой началось широкое наступление русских войск. 23 дек.1877 София была освобождена, а в янв. 1878 части Сулеймана-паши были разгромлены.

19 янв. Было подписано перемирие в Адрианополе.

Прелиминарный договор между Рос. и Осм. империей был подписан 3 марта 1878 в г. Сан-Стефано. В соотв. с ним на тер.от Дуная до Эгейского моря и от Черного моря до Охридского озера предусматр.образование автономного Княжества Болгарии.

Формирование болгарского нац. государства пошло по пути закрепления происшедших в результате русско-турецкой войны 1877-1878гг. перемен.

Учредительное собрание начало свою работу в феврале 1879г. в г. Велико-Тырнове. В нем приняло участие 229 депутатов «по должности», а также избранных и назначенных российским императорским эмиссаром князем Дондуковым-Корсаковым. Из них 16 представляли нац. меньшинства (турецкое, греческое, еврейское) и 203 болгар-христиан.

Было решено: основной закон Княжества Болгария именовать не Органическим уставом, а конституцией . Утверждала в качестве правления н аследственную конституционную монархию. Монарх был наделен правом утверждения законов, роспуска Народного собрания, назначения новых парламентских выборов и т.д.

но с другой стороны, его полномочия ограничивались парламентом. Народное собрание делилось на Великое и Обыкновенное (регулярно созываемое).

Задачи Великого Народного собрания: внесение изменений в конституцию, избрание монарха, обмен и отчуждение территорий, а Обыкновенного- разработка и принятие законов, утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства.

Конституция гарантировала равенство всех граждан перед законом, неприкосновенность личности, частной собственности и жилища, свобода слова, собраний, печати, предоставление избирательного права всем мужчинам, дост. 21 года, обязательное бесплатное начальное образование. Установила главенство православной веры.

В конце апр.1879г. начало свою работу первое Великое Народное собрание, избрало князем Александра Баттенберга, сын Александра Гнессенского, племян. Рос. императрицы Марии Александровны.

Принятие Тырновской 29 апреля 1879г. конституции и избрание князя оформили окончательно учреждение Княжества Болгария как самостоятельного государства.

Источник: https://cyberpedia.su/6x28ae.html

Изменения в положении болгарских земель в XVIII в

Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в.

БОЛГАРСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ В XVIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

БОЛГАРИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ

ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

Часть II

В НОВОЕ ВРЕМЯ (конец XVIII в. — 1914 г.)

Восемнадцатое столетие перевело назревшие противоречия во внутри- и внешнеполитическом положении Османской империи в фазу всеобъемлющего структурного кризиса.

Его содержанием был чрезвычайно медленный и крайне болезненный переход государства к новым формам социально-экономической и политической организации, а внешний контекст составляло окончательное втягивание Турции в хитросплетения Восточного вопроса.

Полный развал системы тимариотского землевладения в XVIIIв. имел ряд разнообразных и значительных последствий для болгарских земель. Превращение тимаров в наследственные поместья — чифтлики — привело к ухудшению положения крестьян в наиболее плодородных районах.

С другой стороны, к концу столетия немалая часть земельных владений, в особенности на севере страны и в балканских предгорьях, фактически осталась без хозяев-спахий и перешла в наследственное пользование крестьян-держателей. Но положение последних вряд ли было существенно лучше, чем у многочисленных издольщиков, обрабатывавших турецкие чифтлики.

Произвол фискальных и административных органов, откупщиков, местной знати — аянов — и многочисленных банд деклассированных мусульман лишал их львиной доли произведенной продукции. В то же время в XVIII в.

укрепляется слой зажиточного болгарского крестьянства — чор-баджиев, богатевшего за счет торговли скотом со Стамбулом, Фессалониками и другими крупными городами Европейской Турции и ростовщических операций среди собственных земляков.

XVIII век характеризовался заметными изменениями в жизни болгарских городов, куда стекались массы обездоленных и пострадавших от османских усобиц и произвола селян.

Развитие ремесла и торговли в болгарском городе продолжалось и в это время, но с середины столетия все более заметно начинает ощущаться конкуренция западных товаров, широкую дорогу которым на Балканы открывали капитуляции. Главную же угрозу для

развития городов несла растущая нестабильность самого османского государства, в особенности его северных провинций. В этих сложных условиях торгово-ремесленное население болгарских городов демонстрировало исключительную предприимчивость и активность.

Болгарские ремесленники вытесняли из сферы ремесленного производства мусульман и не испытывали особенной конкуренции иностранных товаров, сосредоточиваясь на обработке местного сельскохозяйственного сырья — льна, кож, шерсти и производя товары специфически балканского типа, например витые шерстяные шнуры для украшения одежды — гайтаны.

Эти же товары составляли основное содержание торговли на местных рынках и ярмарках, чья роль в XVIIIв. заметно возрастала.

Общественно-политический кризис в болгарских землях достиг своего пика в конце XVIIIв.

, когда после двух поражений в русско-турецких войнах, завершившихся договорами в Кючук-Кайнарджи (1774) и в Яссах (1791), османское правительство провело реформы по установлению «нового» военно-политического порядка.

Реорганизация Селимом IIIтимариотского войска и янычарского корпуса (1793), попытки реформировать систему провинциального управления были встречены в штыки военными, чиновниками и знатью в центре и на периферии империи.

Достигли грандиозных масштабов бесчинства банд так называемых «кирджалиев», грабивших болгарское население, фактически вышли из подчинения центральной власти целые области Болгарии. Так, в 1792—1807 гг. на северо-западе Болгарии существовало не подчинявшееся султану владение османского военачальника Пазванд-оглу с центром в Видине.

В борьбе с сепаратизмом провинциальной знати султанское правительство пыталось опереться на поддержку болгарского чор-баджийства. В конце XVIII— начале XIXв. болгарам было разрешено создавать вооруженные отряды во главе с местными старейшинами для обороны от кирджалиев.

Но и сепаратисты стремились привлечь на свою сторону болгар, раздавая им оружие и подталкивая их к сопротивлению властям. Хотя в Болгарии эти действия не привели к столь значительным и резким последствиям, как в соседней Сербии, они, несомненно, способствовали росту социально-политической активности болгар.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_35019_izmeneniya-v-polozhenii-bolgarskih-zemel-v-XVIII-v.html

Болгарское национальное Возрождение в XVIII-первой половине XIX в

Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Изменения в положении болгарских земель в XVIII в.

Восемнадцатое столетие перевело назревшие противоречия во внутри- и внешнеполитическом положении Османской империи в фазу всеобъемлющего структурного кризиса.

Его содержанием был чрезвычайно медленный и крайне болезненный переход турецкого государства к новым формам социально-экономической и политической организации, а внешний контекст составляло окончательное втягивание Турции в хитросплетения Восточного вопроса.

Полный развал системы тимариотского землевладения в XVIII в. имел ряд разнообразных и значительных последствий для болгарских земель. Превращение тимаров в наследственные поместья — чифтлики — привело к ухудшению положения крестьян в наиболее плодородных районах.

С другой стороны, к концу столетия немалая часть земельных владений, в особенности на севере страны и в балканских предгорьях, фактически осталась без хозяев-спахий и перешла в наследственное пользование крестьян-держателей. Но положение последних вряд ли было существенно лучше, чем у многочисленных издольщиков, обрабатывавших турецкие чифтлики.

Произвол фискальных и административных органов, откупщиков, местной знати — аянов и многочисленных банд деклассированных мусульман лишал их львиной доли произведенной продукции. В то же время в XVIII в.

укрепляется слой зажиточного болгарского крестьянства — чорбаджиев, богатевшего за счет торговли скотом со Стамбулом, Фессалониками, и другими крупными городами Европейской Турции и ростовщических операций среди собственных земляков.

XVIII в. характеризовался заметными изменениями в жизни болгарских городов, куда стекались массы обездоленных и пострадавших от османских усобиц и произвола селян.

Развитие ремесла и торговли в болгарском городе продолжалось и в это время, но с середины столетия все более заметно начинает ощущаться конкуренция западных товаров, широкую дорогу которым на Балканы открывали капитуляции. Главную же угрозу для развития городов несла растущая нестабильность самого Османского государства, в особенности его северных провинций.

В этих сложных условиях торгово-ремесленное население болгарских городов демонстрировало исключительную предприимчивость и активность.

Болгарские ремесленники вытесняли из сферы ремесленного производства мусульман и не испытывали особенной конкуренции иностранных товаров, сосредоточиваясь на обработке местного сельскохозяйственного сырья — льна, кож, шерсти и производя товары специфически балканского типа — например, витые шерстяные шнуры для украшения одежды — гайтаны. Эти же товары составляли основное содержание торговли на местных рынках и ярмарках, чья роль в XVIII в. заметно возрастала.

Общественно-политический кризис в болгарских землях достиг своего пика в конце XVIII в., когда после двух поражений в русско-турецких войнах, завершившихся договорами в Кючук-Кайнарджи (1774 г.) и в Яссах (1791 г.

), османское правительство провело реформы по установлению “нового” военно-политического порядка. Реорганизация Селимом III тимариотского войска и янычарского корпуса (1793 г.

), попытки реформировать систему провинциального управления были встречены в штыки военными, чиновниками и знатью в центре и на периферии империи. Достигли грандиозных масштабов бесчинства банд т.н.

кирджалиев, грабивших болгарское население, фактически вышли из подчинения центральной власти целые области Северной Болгарии. Так, в 1792-1807 гг. в Северо-Западной Болгарии существовало не подчинявшееся султану владение османского военачальника Пазванд-оглу с центром в Видине.

В борьбе с сепаратизмом провинциальной знати султанское правительство пыталось опереться на поддержку болгарского чорбаджийства. В конце XVIII — начале XIX вв. болгарам было разрешено создавать вооруженные отряды для обороны от кирджалиев во главе с местными старейшинами.

Но и сепаратисты стремились привлечь на свою сторону болгар, раздавая им оружие и подталкивая их к сопротивлению властям.

Хотя в Болгарии эти действия не привели к столь значительным и резким последствиям, как в соседней Сербии, они несомненно способствовали росту социально-политической активности болгар.

Начало Возрождения. Историографическая традиция ведет отсчет истории Болгарского национального Возрождения с 1762 года — даты написания “Славяноболгарской истории” монахом афонского Хилендарского монастыря Паисием. В эпоху османского господства афонские монастыри оставались важными центрами славянской культуры.

Здесь сохранялись средневековые рукописи и документы, попадали сюда и печатные книги из России и восточнославянских земель Речи Посполитой. Для написания своего труда Паисий использовал сохранившиеся на Афоне грамоты болгарских царей, сочинения Евфимия Тырновского и Григория Цамблака.

Наряду с ними источниками труда Паисия стали “Синопсис”, — впервые опубликованный в Киеве в 1674 г. учебник русской и славянской истории, известный свод житий Димитрия Ростовского, “Стематография” — пособие по славянской геральдике, опубликованное в 1741 г.

выходцем из Македонии Христофором Жефаровичем и русские переводы двух исторических сочинений — “Королевства славян” далматинского историка начала XVII в. Мавро Орбини и “Деяний церковных и гражданских” ватиканского хрониста XVI в. Цезаря Барония.

Однако главную ценность книги Паисия составило не ее историческое содержание, а четкая идейная направленность на пробуждение болгарского национального самосознания и активное противостояние духовному натиску греческой культуры, утверждение национальной самобытности болгар на общеславянском фоне . Паисий прямо указал на главные причины плачевного состояния болгарской культуры: “Болгария находится среди турок, близко к Царьграду, и поэтому болгары столь угнетаемы и унижаемы турками… Поэтому не могут они воспринять ни искусство, ни книжную ученость”.

Вторую причину историк видит в засилье греческого духовенства: “Некоторые русские и сербы издеваются над болгарами, обзывая их простаками и невеждами… Но пусть эти русские и сербы благодарят Бога, что сохранил их от агарянского рабства и от власти греческих архиереев…”.

Паисий был далек от призывов к вооруженной борьбе с турками или активному противостоянию греческому духовенству. Его призыв:”БолгаринI знай свой род и языкI “ — нашел горячий отклик как у современников, так и у их потомков. Еще до конца XVIII в.

“История славяноболгарская” была многократно переписана от руки и имела широкое хождение среди болгар.

Одним из переписчиков сочинения Паисия и его активным последователем стал в 60-е гг. XVIII в. священник из богатого болгарского городка Котел Стойко Владиславов. Один из наиболее активных болгарских деятелей своего времени, в конце XVIII в.

он был рукоположен в сан епископа Врачанской епархии на севере Болгарии и приобрел широкую известность под своим монашеским именем Софроний.

Наряду со списками “Истории славяноболгарской”, переводами с греческого духовных и назидательных сочинений Софроний Врачанский составил на новоболгарском языке несколько сборников (особенно популярен был изданный в 1806 г.

в Валахии “Недельник или Кириакодромион” — календарное собрание поучений и притч, многократно переиздававшееся в течение XIX столетия), написал автобиографию (Житие и страдания грешного Софрония, впервые опубликована в 1861 г.), где создал яркие картины положения болгар под властью переживавшей один из самых острых кризисов Османской империи.

Софроний был и одним из первых выразителей политических идей Болгарского Возрождения. Во время руско-турецкой войны 1806-1812 гг.

он обратился к русскому правительству с просьбой о принятии Болгарии под покровительство России и предоставлении ей статуса , аналогичного существовавшему в Османской империи для Валахии и Молдовы — самоуправляющихся княжеств с главами, назначаемыми султаном из числа местной знати. Врачанский епископ, с 1803 г.

находившийся в эмиграции в Бухаресте, со вступлением на территорию Болгарии русских войск обратился к своим соотечественникам с призывом оказать им поддержку и содействовал формированию в 1810 — 1811 гг. “Болгарского земского войска” в составе русской армии. Однако подписанный в 1812 г.

в Бухаресте мирный договор России с Турцией вообще игнорировал существование Болгарии. Неудача политической деятельности Софрония вновь обратила его к идеям духовного возрождения болгар через просвещение и культуру.

Апогей первого этапа национального Возрождения выразился в подъеме освободительного движения в болгарских землях в 20-30-е гг. XIX в. Болгары приняли активное участие в греческой революции 1821 -1829 гг.

, десятки их были вовлечены в деятельность тайного греческого общества “Филики Этерия”, организации которого существовали во многих болгарских городах, а также в Валахии и Молдове, куда после завершения русско-турецкой войны 1806 — 1812 гг. эмигрировали многие болгары. Фактически в рамках греческого освободительного движения 20-х гг. XIX в.

сформировался разветвленный болгарский заговор (“Заверата”), однако не все его участники отчетливо осознавали специфику национальных задач болгарского народа.

Большой размах приняли вооруженные действия болгар против турок во время очередной русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

Среди болгарской эмиграции в Валахии и Молдове началось формирование повстанческих отрядов — чет, во главе которых стояли Георгий Мамарчев, Милко Петрович — брат легендарного гайдука и одного из предводителей Первого Сербского восстания Велко Петровича, “капитаны; (так называли себя предводители отрядов болгарского ополчения в составе русской армии во время войн с Турцией) Живко и Алексий и другие патриоты. Болгарские четы участвовали в осадах Силистры и Шумена и в других боевых операциях. В марте 1829 г. по инициативе полковника И.П.Липранди было сформировано новое Болгарского ополчение — корпус численностью более полутора тысяч человек, командные должности в котором заняли предводители болгарских чет Г.Мамарчев, Панайот Фокиано, Хаджиоглу Габровли, Алексий, Иванчо и другие. Русских офицеров в корпусе было всего трое. Многие болгары проявляли в боях чудеса храбрости. Хаджиоглу Габровли, потеряв обе руки, вел свою чету в бой, а Иванчо, лишившись обеих ног, приказал привязать себя к седлу и продолжал сражаться с турками.

Героические действия болгарских ополченцев содействовали подъему национально-освободительного движения на севере и на востоке Болгарии. Население десятков городов и сел обратилось к русскому правительству с просьбами об установлении самоуправления болгарских земель под протекторатом России.

Однако сложная внешнеполитическая борьба европейских держав вокруг Восточного вопроса оказала роковое воздействие на результаты войны. Подписанный в 1829 г.

Адрианопольский мирный договор вновь ни единым словом не упоминал о Болгарии — принципы целостности европейских владений Турции были применены к болгарским землям в полной мере. Русское командование расформировало корпус Липранди, пресекло попытки болгарских воевод во главе с Г.

Мамарчевым поднять в Болгарии новое восстание, репрессировало и выдало туркам многих активных участников его подготовки. Свыше ста тысяч болгар эмигрировали в Валахию, Молдову и Россию, а многие тысячи стали жертвами турецких репрессий.

В 1835 г. османские власти раскрыли масштабный заговор в Тырнове (Велчова завера), а стоявший во главе его тырновский ремесленник Велчо Атанасов был казнен турками после жестоких истязаний.

Военный руководитель восстания Георгий Мамарчев как русский подданный избежал казни и был сослан в Малую Азию. В 30 — 50-е годы турки подавили несколько масштабных крестьянских выступлений в Западной Болгарии.

Не принесли успехов и походы болгарских чет из Валахии в начале 40-х гг., либо пресеченные болгарскими властями, либо разгромленные турками.

Культурно-просветительское движение.Активное участие болгар в русско-турецких войнах второй половины XVIII — первой половины XIX в. и их попытки выступить против угнетателей с оружием в руках привели к неутешительным результатам.

Репрессии, к которым прибегали османы всякий раз после ухода с Балкан русских войск, ослабляли болгарский народ, вынуждали массы людей эмигрировать в Валахию, Молдавию, Сербию и на юг России.

Отчасти в силу этих обстоятельств, отчасти следуя общей логике развития славянского национального Возрождения, усилия болгар в 30 — 50-е гг. XIX в. сосредоточиваются прежде всего в сфере образования и просвещения.

Главными идеологами и видными организаторами этого этапа культурно-просветительского движения болгар в это время были Петр Берон и Васил Априлов.

Петр Берон (1800 — 1871) происходил из зажиточной семьи жителей города Котел — родины Софрония Врачанского и был одним из первых болгар, получивших европейское образование — вначале в Греции, а затем в Германии, где он в 1831 г. был удостоен степени доктора медицины. Еще в 1824 г. П.

Берон составил и издал на новоболгарском языке в трансильванском городе Брашове — одном их традиционных центров болгарской эмиграции — т.н. “Рыбный букварь” (издание было осуществлено на средства болгар — торговцев рыбой).

Это был первый болгарский светский учебник, помимо традиционного букварного материала насыщенный сведениями по математике, физике, астрономии, биологии и другим школьным предметам.

Букварь предназначался для новой болгарской школы, зарождавшейся прежде всего в болгарской диаспоре, и включал методические советы для учителей, решившихся отказаться от традиционного “келейного” обучения.

“Букварь” П.Берона и вышедшее в 1829 г. историческое сочинение российского слависта Юрия Венелина “Древние и нынешние болгары” подтолкнули к активной деятельности проживавшего в Одессе болгарского коммерсанта и общественного деятеля, врача по образованию В.

Априлова (1789 — 1847), Характерно, что большую часть своей жизни, до сорокалетнего возраста Априлов был уверен в том, что культурное развитие болгар возможно только путем их эллинизации и интеграции в греческую культурную среду. После прочтения труда Венелина в 30-е гг. XIX в.

он начинает прилагать большие усилия для организации системы новоболгарского образования. В 1835 г. при его активном участии была создана школа в г.Габрове — первое светское заведение в Болгарии, основанное на принципах взаимного обучения.

Развернутая организация системы новоболгарского образования была изложена Априловым в его вышедших в России книгах “Заря новоболгарского образования” (1841, дополнена в 1842) и “Мысли о современном болгарском образовании” (1847).

Большой вклад в развитие новоболгарского образования внес еще один уроженец г. Котел Неофит Бозвели (1785 — 1848). В 1835 г. он в соавторстве с составителем и переводчиком с греческого языка многих учебников для болгарской школы Э.

Васкидовичем издал в сербском городе Крагуеваце “Славяноболгарское детоводство” — небольшую педагогическую энциклопедию в шести частях. в 40-е гг. XIX в. в Болгарии отрываются первые школы для девочек, а в 1846 г. в г.

Копвриштице начинает работать классное училище — первое учебное заведение европейского типа, основанное выпускником одесского Ришельевского лицея Найденом Геровым. К 1856 г. такие школы уже существовали во многих болгарских городах — Пазарджике, Калофере, Пловдиве, Стара Загоре и др.

Среди работавших здесь учителей становилось все больше выпускников русских учебных заведений — Ришельевского лицея, Нежинского института, духовных семинарий в Киеве, Одессе и Херсоне. В 50-е гг. XIX в.

в Болгарию возвращаются первые питомцы российских университетов в Киеве и Москве, Московской духовной академии. Значительная их часть смогла получить образование благодаря финансовой поддержке русского правительства болгарских благотворительных организаций в Одессе и Москве.

В 30-50-е гг. XIX в. активизируется издание книг и периодических изданий на болгарском языке. Приоритет среди книжной продукции принадлежал учебной литературе.

Большая часть книг была переведена с греческого и издана в Сербии и Валахии, но многие учебные издания (около 20 заглавий) были переведены с русского и опубликованы в Москве, С.-Петербурге и Одессе.

В самой Османской империи до Крымской войны было издано более трехсот заглавий книг на болгарском языке, преимущественно нравоучительного и религиозного содержания. В 1842 г. в малоазиатском г.Смирна К.

Фотиновым стал издаваться первый журнал на болгарском языке — “Любословие” (всего вышло 24 номера в 1842, 1844-45 и в 1848 гг.). Основателем первой болгарской газеты, которая вышла в 1846 г. в Лейпциге, был Иван Богоров (всего вышло три номера). С 1848 г. Богоров стал издавать в Стамбуле “Царьградский вестник”, издание которого продолжалось до 1862 г.

Оживление духовной жизни болгарского общества привело к становлению новых культурных институтов — читалищ. Существовавшие к середине XIX в.

в нескольких десятках болгарских городов и центров болгарской диаспоры читалища сочетали функции школ, библиотек, клубов, где ставились спектакли, читались лекции, проводились дискуссии.

Все вышеупомянутые изменения в культурном облике Болгарии, происшедшие в 30-50-е гг., составили новую духовную среду, в которой интенсивно продолжалось формирование болгарской нации.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/10-19644.html

Болгарское возрождение

Болгарское национальное Возрождение в XVIII - первой половине XIX в.

Болгарским возрождением называется период национально-освободительного движения против Османского ига (XVIII — XIX в.в.).

Этот период характеризуется всплеском в искусстве, литературе и науке, который «пробуждал» болгарский народ, открывал ему глаза на несправедливость его положения и тем самым провоцировал активность военно-политической жизни среди болгар. В этой связи часто можно услышать про кырджалийство — партизанское движение против Османской империи. Название «кърджалии» имеет турецкое происхождение, впервые появилось в Хасково и означает горный разбойник.

Обычный русский турист слышит слово «вызраждане» чаще всего в музеях и на экскурсиях. В архитектуре к этому периоду относят красивые болгарские домики со второй половины XVIII века по 1877 год, которые можно встретить в городах Копривщица, Карлово, Трявна и так далее.

Периодизация

Современные историки связывают возрожденческую эпоху с материальными, социальными и культурными переменами, которые наступили среди болгар в результате внутреннего развития и в результате внешнего влияния, проникающего из развитых стран европейского континента.

Долгое время первые признаки перемен относили к началу второй половины XVIII века, позже это мнение было пересмотрено и теперь принято считать началом болгарского Возрождения первые годы XVIII века.

Однако тут были и есть разные мнения: и 1762 год, как период деятельности отца Паисия, и 1600 год, как начало разрушительных процессов в Османской империи.

А вот конец эпохи болгарского Возрождения определяется точнее и легче. Современная наука ставит эту границу на годы Русско-турецкой войны (1877-1878 г.г.). Правда это касается только освобожденных земель.

Возрожденческие процессы продолжают развиваться на других болгарских территориях, оставшихся под чужим владычеством после 1878 года: Северная Добруджия, области Ниша, Пирота, Македонии, а также Западной и Восточной Фракии аж до конца Первой мировой войны.

И тут тоже есть другие мнения. Например И.Шишман считал, что возрождение в Болгарии закончилось с обособлением болгарской церкви в 1870 году, М.Арнаудов называл дату 1915 года, и даже 1941 год, когда к Болгарии присоединились Беломорская Фракия и Вардарская Македония*.

Ученые делят Българско възраждане на три периода:

  1. Первый период начинается в начале XVIII  века и заканчивается в середине 20-х годов XIX века. Он характеризуется разложением турецкого хозяйства и военно-политической системы, с постоянным усилением товарно-денежной циркуляции и зарождением буржуазных отношений среди болгарского населения.
  2. Конец второго периода падает на Крымскую войну (1853–1856 г.г.). В этот период усиливается материальное производство, начинается движение за светское просвещение и независимость болгарской церкви.
  3. Третий период заканчивается после Русско-турецкой войны. Считается, что в этот период возрожденческие процессы достигают своей зрелости. Окончательно формируется болгарская нация, которая ставит вопрос о своей политической самостоятельности.

В период между XVIII и XIX веками в болгарском обществе наступают общественные и культурные перемены, которые делят на две части:

  1. Новоболгарское просвещение.
  2. Борьба за болгарскую церковную независимость.

1. Новоболгарское просвещение

Во времена турецкого ига книжными центрами были монастыри и церкви. Учебниками служили церковные книги. Преподавание велось на церковно-славянском и греческих языках. Образование детей носило религиозный характер. Новоболгарское просвещение эпохи Возрождения началось со строительства отдельных школ. В конце XVIII появились первые болгарские буквари.

Первая болгарская печатница была открыта в Солуне в 1838 году. Первая болгарская периодическая печать появилась в 1842 году благодаря Константину Фотинову и его журналу «Любословие». В 1820 году в Сливене открылось полностью светская школа с преподаванием арифметики, физики и географии.

В 1835 году, по инициативе одесской диаспоры болгар, в Габрово открылась Априловская гимназия — народное взаимное училище**, первым учителем в которой стал Неофит Рилски. Первая школа с классами была открыта в 1846 году в Копривщице. В 1856 году были открыты первые читалища. Это своеобразный клуб с библиотекой, и кружками по интересам. Эти учреждения действуют до сих пор.

В 1858 году была открыта первая болгарская гимназия — в Болграде в Румынии (сейчас Украина).

Вершиной возрожденческой поэзии принято считать творчество Стефана Стамболова и Христо Ботева.

2. Борьба за болгарскую церковную независимость

Борьба за болгарскую церковную независимость заключалась в попытках отсоединения от греческой Цариградской (Константинопольской) патриархии. Все это выражалось в праве использовать болгарский язык в церкви, установлении народной церкви и определении границ Болгарской экзархии.

Самыми известными деятелями болгарского возрождения считаются Паисий Хилендарский, Васил Левски, Стефан Стамболов.

Важным результатом болгарского возрождения стало образование новоболгарского книжного языка, в результате популяризации творчества известных писателей и публицистов, творивших на восточно-болгарском диалекте.

Представители новоболгарского движения это Васил Априлов, Петр Берон и Найден Геров.

Возрожденческая литература

Болгарская литература эпохи Возрождения началась с тех, кто писал учебники. Во втором периоде она переросла в лирический бум поэм, а затем в серьезную беллетристику.

Имена, которые называются в связи с литературным возрождением, известны всем, даже по названиям городов и улиц в Болгарии.

Это Христо Ботев, Петко Славейков, Георги Раковски, Любен Каравелов, Бачо Киро, Стефан Стамболов, Иван Вазов. В третьем периоде появилась и болгарская драматургия.

Разумеется, начали появляться и зачатки науки и искусства. Что характерно продвиженцами всех этих ростков были одни и те же люди: литераторы многостаночники — борцы за национальное развитие.

Таким образом, из эпохи Возрождения в Болгарии появилась новоболгарская культура, которая сыграла решающую роль в окончательном образовании облика болгарской нации.

* Беломорская Фракия состояла в третьем болгарском царстве (Царство Болгария) в период 1941-1944 г.г. Вардарская Македония состояла в Царстве Болгария в период 1941-1950 г.г.

** Взаимная школа работала по системе взаимного обучения младших учеников старшими. Она носила название Белл-Ланкастерская система.

На самом деле это очень большая и глубокая тема. Я постаралась дать ее коротко, буквально в двух словах — для общего представления.

Должна ли нам Болгария
Болгария во Второй мировой войне

Источник: https://varyadavydova.com/bolgarskoe-vozrozhdenie/

Refy-free
Добавить комментарий