«Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло

Описание картины Битва при Сан-Романо – Паоло Уччелло

«Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло

Представленная картина художника кватроченто Паоло Уччелло – одна из трех, написанных им на данную тему и стоявших у истоков батального жанра в европейском искусстве.

Все эти произведения, заказанные Леонардо Бартолини Салимбени, принимавшим участие в сражении, изображают моменты битвы флорентийцев с сиенцами, случившейся в 1432.

На картине “Битва при Сан-Романо” флорентийский рыцарь копьем выбивает из седла предводителя вражеского войска Бернардино делла Чарда.

Восседающий на белом коне вождь флорентийцев Никколо да Толентино уже опрокинул на землю одного из неприятелей.

Вокруг идет битва, “смешались в кучу кони, люди”, взметаются копья и арбалеты, летят на землю рыцари и их вооружение.

Напряжение всей сцене придает и то, что на небольшом пространстве уместилось множество фигур, к тому же по краям композиция нарочито срезана рамой, отчего кажется, что ей тесно в отведенным пределах.

Уччелло изображает своих персонажей в самых разных позах. Вероятно, ради того, чтобы потренироваться в этом умении, он и взялся за работу.

Рыжий конь слева, скачущий прочь, серый, с упавшим вместе с ним рыцарем, белый, на котором восседает предводитель флорентийцев, показывают, насколько художник справился со сложными ракурсами и перспективой. Динамизм всей сцены подчеркнут колоритом, в котором сталкиваются яркие, чистые цвета.

(2 votes, average: 4.00 5)

Еще картины:

  1. Рождество – Паоло Уччелло “Барабан”, венчающий купол флорентийского кафедрального собора, состоит из восьми больших круглых окон. Создание купола было завершено к 1431 году. Последующие……
  2. Перспектива чаши – Паоло Уччелло Вазари, с присущей ему образностью и точностью выражений, писал: “Уччелло рисовал так много, что оставил после себя несколько сундуков, набитых……
  3. Вступление в бой Микелетто да Котиньолы – Паоло Учелло Паоло Учелло – итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы. Современник Мазаччо, работы которого оказали на……
  4. Чудо облатки – Паоло Уччелло Эта сцена составляет часть алтарного образа, написанного Уччел-ло для церкви Святого Духа в Урбино. Известно, что мастер должен был написать……
  5. Подготовительный этюд к картине “Битва при Кашине” – Микеланджело Буонарроти Когда Леонардо да Винчи и Микеланджело получили заказ на батальные картины для Палаццо Веккъо во Флоренции, каждый из них стал……
  6. Битва при Ангиари – Леонардо да Винчи Удивительное воплощение давно канувшего в веках сражения – “Битва при Ангиари” кисти гениального да Винчи, к сожалению, навсегда утеряна для……
  7. Битва архангела Михаила с драконом – Альбрехт Дюрер В гравюре “Битва архангела Михаила с драконом” Альбрехт Дюрер иллюстрирует главу 12 книги “Откровение” Иоанна Богослова: “И произошла на небе……
  8. Битва греков с амазонками – Питер Рубенс Одно из самых драматических работ Рубенса и эпохи барокко в целом – картина “Битва греков с Амазонками”. В основе сюжета……
  9. Олимпийские Боги – Джулио Романо Cамой замечательной стенной росписью Северной Италии, насыщенной астрологическими и мифологическими символами, является крупномасштабный цикл в палаццо дель Те в Мантуе…….
  10. Склоны в ночи. Битва во льдах – Брюс Пеннингтон Достаточно рано разочаровавшись в традиционных методах восприятия и выражения идей изобразительного искусства, Брюс Пеннингтон нашел свой собственный путь самовыражения в……
  11. Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем – Виктор Васнецов Все мы очень любим читать и слушать сказки народов России, потому что в них всегда добро побеждает зло. Эта тема……
  12. Христос в Эммаусе – Паоло Веронезе Согласно Евангелию от Луки, в первый раз воскресший Иисус явился двум ученикам, шедшим в Эммаус. Но глаза их были удержаны,……
  13. Воздвижение святого креста – Пьеро делла Франческа Одна из фресок, украшающих церковь Сан-Франческо в Ареццо. Слева Пьеро делла Франческа изображает момент обретения Креста Господня. Женщина в белом……
  14. Похищение Гипподамии – Питер Рубенс Картина фламандского художника Питера Пауля Рубенса “Похищение Гипподамии”. Размер картины 182 x 290 см, холст, масло. Картину также иногда называли……
  15. Битва Масленицы и Поста – Питер Брейгель Тема картины называется “Перевернутый мир”. Перед нами – площадь средневекового города с церковью, трактиром, домами с островерхими крышами. На первом……
  16. Размышления о Страстях Христовых – Витторе Карпаччо В этой картине Витторе Карпаччо обратился к особенно волновавшей венецианских живописцев того времени теме мистического переживания. Художник изобразил мертвого, с……
  17. Свадьба в Кане – Паоло Веронезе “Свадьба в Кане”, также известная как “пир в Кане” – работа Паоло Веронезе, изображающая библейскую историю о брачном пиру, описанным……
  18. Марс и Нептун – Паоло Веронезе Картина Паоло Веронезе “Марс и Нептун”. Размер картины 250 x 180 см, холст, масло. Композиционное построение картины характерно для Веронезе……
  19. Битва св. Георгия с драконом. Ок – Витале да Болонья Эта картина – одно из трех подписанных произведений художника, шедевр зрелого периода его творчества. Она была выполнена в одно время……
  20. Битва кентавров – Арнольд Беклин Это полотно передает скорее общее ощущение ужаса, чем реальные подробности происходящего Героические фигуры кентавров в резких поворотах доминируют над вневременным……

Описание картины Битва при Сан-Романо – Паоло Уччелло.

Источник: https://art.goldsoch.info/bitva-pri-san-romano-paolo-uchchello/

Паоло Уччелло, Битва при Сан-Романо и другие картины художника

«Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло

Художника Раннего Ренессанса Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono; 1397, Флоренция — 10 декабря 1475, Флоренция) более всего в подлунном мире интересовала перспектива. Она была его отрадой и его проклятием.

Отрадой – потому что ничто в жизни не доставляло Уччелло такого счастья, как ночи напролёт распутывать сложнейшие задачи на построение перспективы. И не Брунеллески, открывший линейную перспективу, а именно он, Паоло ди Доно по прозванию Уччелло из Флоренции, придумал уникальную технику перспективного сокращения фигур.

До него размещение физических тел на разных планах представлялось художникам задачей непосильной.

А почему проклятием?

На этот счёт многословно и запальчиво бранится Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях…» Он говорит, что Уччелло изучал перспективу, не зная меры и изнуряя себя.

Что «слишком уж неистовыми занятиями он совершил насилие над природой» и «загромоздил свой талант трудностями», а себя «обрёк на одиночество и одичание». Что одержимость перспективой сделала его манеру сухой и перегруженной мельтешащими мелкими деталями.

Да и вообще, подытоживает Вазари, тот, кто одержим изучением перспективы, «часто становится нелюдимым, странным, мрачным и бедным». Посмотрите, мол, хотя бы на Уччелло!

…Отец художника Доно ди Паоло за много лет до его рождения переехал во Флоренцию из Прато. Одни называли его цирюльником, другие врачевателем, а скорее, он был и тем и другим. Благодаря этим умениям Доно ди Паоло стал очень популярной в городе личностью. Настолько популярной, что даже женился на знатной флорентийке Антонии ди Джованни дель Кастелло. Их сын Паоло ди Доно, получивший позже прозвище Уччелло, родился около 1397 года.

О детстве Паоло известно лишь то, что еще мальчиком его взяли помогать при декорировании северных ворот Флорентийского баптистерия знаменитые скульпторы — Филиппо Брунеллески и Лоренцо Гиберти. В мастерской последнего Уччелло будет учиться азам мастерства и познакомится со своим будущим другом Донателло.

В 18 лет Уччелло принимают во флорентийский Цех докторов, аптекарей и живописцев. Такое диковинное, на нынешний взгляд, объединение профессий вполне логично для позднего Средневековья. Во-первых, фармацевты нередко готовили свои снадобья из тех же растений и минералов, что живописцы – краски.

Во-вторых, у докторов и художников даже небесный покровитель был один – евангелист Лука.

В биографии Уччелло немало пробелов, целых пятилетий, о которых не известно, где он в это время находился и чем был занят. Известно, что художник много путешествовал.

В Сиене он изучал искусство Сассетты (Стефано ди Джованни) и братьев Лоренцетти, побывал в Пизе, работал в Венеции на росписях и мозаиках собора Сан Марко, по протекции Донателло ездил на заработки в Падую, на родине своего отца, в Прато, расписал капеллу Ассунта в Кафедральном соборе (особенно известны его псевдоготические фрески «Рождение Марии» и «Введение Марии во храм»).

В своём профессиональном развитии Уччелло проделал парадоксальный круг. Он как бы пошёл вспять, в направлении, прямо противоположном мейнстриму кватроченто.

Около 1425 года он уедет из Флоренции в Венецию, чтобы изучать милую его сердцу готику, хорошо прижившуюся в городе на воде благодаря северным влияниям и контактам с Византией.

А в это же время в оставленной им на время Флоренции вовсю развивается новое искусство, отказывающееся в первую очередь от средневекового наследия и готических наработок.

Говорят, когда Уччелло через несколько лет вернулся во Флоренцию, то не узнал ее – настолько изменилось искусство, росписи соборов, само восприятие мира.

Он оказался на распутье – продолжать работать в духе увлекавшей его готики или гнаться за стремительно меняющимся трендами с установкой на всё более достоверную передачу реальности. Уччелло выбрал третий путь. С одной стороны, он примкнул к кругу ученых-гуманистов и до фанатизма увлёкся учением о перспективе.

С другой стороны, жизнеподобие и подражание природе, которое декларировал архитектор и теоретик искусства Возрождения Леон Баттиста Альберти, оставляло Уччелло совершенно равнодушным.

Если мы посмотрим на самые известные его работы – «Битву св.

Георгия с драконом», три «Битвы при Сан Романо» (1, 2, 3) и его последнюю картину «Охота», то увидим, что их отличает странная фантастичность, некая загадочная сказочность, только кажущаяся наивность. Это делало Уччелло ни на кого не похожим.

На несколько веков он был почти забыт как живописец, не вписавшийся в динамику своего выдающегося времени. Зато в ХХ веке его будут чрезвычайно высоко ценить кубисты и сюрреалисты. Первые – за то, что все объемы в его картинах (особенно в трёх «Битвах) легко раскладываются на геометрические фигуры. Вторые – за ирреальность и гнетущую тревожность его картин и фресок.

Чтобы увидеть, насколько разительно манера Уччелло не похожа ни на кого другого, достаточно сопоставить ряд типичных флорентийских изображений Девы Марии и его «Мадонну» из Национальной галереи Ирландии (Дублин). И мать, и дитя столь чужды привычного благообразия, что по ассоциации скорее способны напомнить героев Рабле, чем Пресвятую Деву и Младенца Христа. Во всяком случае, эту «Мадонну» точно ни с кем не спутаешь.

Что двигало Уччелло в его творческом нонконформизме? Его современник и друг Донателло прокомментировал это так: «Уччелло отказался от уверенности ради неуверенности».

Первое из дошедших произведений, о котором достоверно известно, что его написал Уччелло, – огромная фреска в соборе Санта Мария дель Фьоре «Памятник кондотьеру Джону Хоквуду» (подробнее о нём можно прочитать здесь). Там же впервые зафиксировано прозвище, под которым Паоло ди Доно вошёл в историю искусства. Мы видим надпись «Паоло Уччелло сделал меня».

Что это за странное имя «Уччелло»? По-итальянски оно значит «птичка». Может быть, внешне он был похож на красивую внимательную птицу – автопортрет с фрески, где Уччелло изобразил себя между Джотто и Донателло, этого не опровергает. Есть и более простое объяснение: Паоло ди Доно много изучал и очень любил животных, а более всего – птиц, за что и получил такое прозвище.

О личной жизни художника известно совсем немного. В 1446-м году, незадолго до того как ему исполнилось 50, Уччелло вернулся в Венецию, приобрел жильё рядом с церковью Всех Святых и женился.

Вазари сплетничает, что и женатый Уччелло продолжал по многу часов просиживать в чулане над своими перспективными чертежами, а когда жена Томмаза требовала, чтобы он шел спать, двусмысленно восклицал: «О, сколь же сладостна эта перспектива!»

Через 10 лет Томмаза умерла от послеродовой горячки. Поздняя дочка Уччелло Антония не только выжила, но даже, по информации все того же Вазари, стала художницей. Уччелло пережил жену почти на два десятилетия, которые провёл в бедности и относительной изоляции, все более погружаясь в геометрические штудии.

В поздний период для церкви в Урбино Уччелло написал цикл из шести фресок «Осквернение остии» («Легенда о причастии»), основанный на антисемитских легендах. Они рассказывают о том, как евреи оскверняют облатку (остию) – хлеб, использующийся церковью для таинства причастия.

Еврей выманивает у христиан облатку, колет ножом, а из неё течёт кровь или проступает лик Христа. Впоследствии такого рода апокрифы служили основанием для еврейских погромов и казней.

Трактовка этой темы (и смысловая, и чисто живописная) намекает, что в напряженном состязании между Ренессансом и Средневековьем, которое происходило в сознании Уччелло, окончательно победило Средневековье.

Художник умер 78-летним стариком (в его время мало кто доживал до такого возраста) и похоронен рядом со своим отцом в церкви Святого Духа во Флоренции.

Анна Вчерашняя

  • 20 пользователям
  • Работы в 3 коллекциях и 35 подборках

Источник: https://artchive.ru/artists/1532~Paolo_Uchchello

Паоло Уччелло (Paolo Uccello)

«Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло
Паоло Уччелло (итал. Paolo Uccello; настоящее имя итал. Paolo di Dono) (1397, Флоренция — 10 декабря 1475, там же) — итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения, один из создателей научной теории перспективы.

С легкой руки Вазари именно этого художника будут вспоминать в обязательной связке с понятием «перспектива», всегда будут упоминать его страстную любовь к этой самой перспективе и цитировать его слова «О какая прекрасная вещь эта перспектива!» Не поэтому ли вплоть до начала XX века Паоло Уччелло считался математиком, «помешавшимся на перспективе», которому картины нужны были лишь для того, чтобы проверять на них свои математические выкладки. И рассказ об этом художнике логично начать одной из его «перспективных штудий».

Рисунок по перспективе. 1430-е гг. Паоло Уччелло. Перо, чернила. Галерея Уффици, Флоренция.Паоло Уччелло родился в 1397 году — или чуть раньше или чуть позже — и, скорее всего, во Флоренции, потому что его отец, цирюльник Доно ди Паоло, был флорентийцем. При крещении мальчик получил имя Паоло ди Доно (Паоло, сын Доно). Происхождение прозвища Уччело («птичка») неизвестно, по мнению Вазари — так Паоло прозвали за любовь к животным вообще и к птицам в особенности.В 1415 году Уччелло вступил во флорентийскую гильдию врачей, аптекарей и художников, но что происходило с художником в период с 1415 по 1425 год неизвестно. В 1425 году он живет в Венеции. Здесь он занимается проектированием мозаик для собора Сан-Марко. К сожалению, мозаики, про которые можно сказать, что они созданы по рисункам Уччелло, не сохранились.

Во Флоренцию Уччелло возвратился не позднее января 1431 года, об этом свидетельствует дата на квитанции об уплате художником налогов. В начале следующего года мастер предложил флорентийским властям свои услуги по оформлению кафедрального собора. Власти согласились не сразу, более того, 23 марта 1432 года обратились к своему представителю в Венеции с просьбой собрать для них сведения о Паоло Уччелло. Судя по всему, полученный из Венеции отзыв оказался благоприятным, поскольку в 1436 году живописец приступил к созданию большой фрески в кафедральном соборе. Эта фреска, на которой изображен памятник сэру Джону Хоквуду*, английскому рыцарю, сражавшемуся в XIV столетии в рядах флорентийской армии — первая из дошедших до нас точно документированных работ Уччелло.

Замысел художника имеет вполне героическое звучание, простые формы, ограниченную, минималистичную даже, цветовую гамму — она близка к естественному цвету каменной скульптуры.

Сходные качества обнаруживаются в цикле фресок История Ноя в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Именно в этот период Уччелло обратился в своем творчестве к открытой незадолго до того системе линейной перспективы.

Скульптурная очерченность контуров в его композициях отражает влияние Донателло, которого он сопровождал в Падую в 1444 году.

Монумент сэру Джону Хоквуду. 1436 г. Паоло Уччелло. Фреска. Дуомо, Флоренция.И для сравнения — История Ноя.
Поток и спад воды. 1447-48 гг. Паоло Уччелло. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция.
Жертвоприношение Ноя и опьянение Ноя. 1447-48 гг. Паоло Уччелло. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция. В флорентийском Дуомо, помимо изображения Джона Хоквуда — над выходом прямо в середине западной стены — есть часы работы Лоренцо ди Бенвенуто делла Вольпайя с росписью циферблата работы именно Паоло Учелло.
Часы с головами пророков. 1443 г. Паоло Уччелло. Фреска. Дуомо, Флоренция.

В 1456 г. по приглашению Козимо Медичи Уччелло приступил к украшению дворца, построенного Микелоццо — он создал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432).

Это серия из трех больших панелей, где изображена битва при Сан-Романо (в этой битве, произошедшей в 1432 году, Флоренция одержала победу над соседней Сиеной). Впервые «Битва при Сан-Романо» упоминается в описи имущества влиятельного семейства Медичи в 1492 году.

Заказана же она была, по всей видимости, герцогом Козимо I Медичи, являвшимся товарищем флорентийского полководца, который руководил сражением при Сан-Романо. Искусствоведы считают, что Уччелло создал все три панели в 1450-е годы, хотя иные историки искусства оспаривают эту дату, как и утверждение, что «Битва при Сан-Романо» изначально предназначалась для дворца Медичи.

Паоло Уччелло не стремился запечатлеть все эпизоды битвы. Он выбрал три сцены, представляющиеся наиболее важными. Об этом говорят сами произведения: размещенные первоначально рядом на стене и отделенные друг от друга узкими пилястрами, они не составляют единого повествования и тем не менее являются единым художественным целым.

В настоящий момент это три большие картины, разбросанные по разным музеям Европы. Первоначально это был единый фриз длиной в 9,5 м. В этой многофигурной композиции художник проявил себя смелым новатором. Его всадники изображены в весьма необычных и даже эксцентричных ракурсах и позах, а сама сцена сражения поражает динамикой и какой-то странной фантастичностью.

Например, лошади отличаются невероятными окрасами, а фигуры всадников кажутся кукольными. Битва при Сан-Романо – один из последних эпизодов борьбы Флоренции с миланским герцогством, на стороне которого выступала Сиена. Сначала успех не сопутствовал республике – часть принадлежащей ей территории была разорена отрядом сиенцев и несколько крепостей сдались врагу.

Военные успехи неприятеля побудили синьорию поставить во главе флорентийских сил известного кондотьера Никколо да Толентино. Тот повел военные действия безрассудно смело.Это случилось утром 1 июля 1432 года. Военачальник с отрядом в двадцать всадников далеко опередил основное войско и неожиданно столкнулся с сиенцами в долине реки Арно, около укрепления Сан-Романо.

Кондотьер не сдался силам неприятеля, отразил атаку и в течение восьми часов сражался вместе со своим крошечным отрядом, пока подошедшие флорентийские войска не перешли реку и не ударили в тыл сиенцам.И как раз первой является картина, где герой битвы Никколо да Толентино ведет воинов в бой. Это уже разгар сражения – на земле видны обломки копий, сбитые шлемы, поверженный воин.

Перед предводителем в отчаянной схватке скрестили оружие четыре рыцаря, а за его спиной под звуки труб устремляется на врага малочисленный отряд флорентийцев. Центральной фигурой всей композиции является Никколо да Толентино, лидер победоносной флорентийской армии, сидящий верхом на белом скакуне. Его отличительный знак — изображенный на знамени узел царя Соломона*.

Атака авангардов флорентийцев, возглавляемая кондотьером Никколо да Толентино. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Национальная галерея, Лондон.На второй картине представлена кульминация битвы. Здесь развернулось сражение, но исход его ясен: еще мгновение – и предводитель неприятеля будет повержен.

Низвержение с коня предводителей сиенцев Бернардино делла Карда. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.На третьей композиции на помощь Никколо да Толентино ринулись воины основного отряда под водительством Микелетто да Котиньола. Он представлен в центре с поднятым мечом, а его войско перестраивается для атаки.

Над головами обоих флорентийских командующих развеваются личные штандарты, позволяющие зрителю легко их опознать. Отряды движутся навстречу друг другу (именно поэтому вторая картина является кульминацией!)
Отряд во главе с Микелотто Аттендоли да Котиньола приходит на помощь Толентино. 1450-е гг. Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Лувр, Париж.

Мастер не создает в картинах единого пространства. Например, передний и задний планы мало соотносятся между собой. Но даже на первом плане обломки копий рисуют четкую схему перспективного построения. Основное внимание живописец уделяет ракурсу.

Лошади, скачущие на зрителя, тела убитых, направленные в разные стороны копья, фигуры всадников в сложных разворотах – все это представляло немалую трудность для многих мастеров-современников. Уччелло будто нарочно усложняет изобразительные задачи — достижение эффекта глубинности еще не стало привычным приемом.

Кто эти люди, чья слава увековечена художником? Никколо да Толентино, Микелетто да Котиньола, Бернардино делла Карда? Все они кондотьеры – военачальники, состоявшие на службе у городов-республик и государей Италии. В XIV–XV веках войны велись большей частью их руками. Они переходили на службу от одних государей к другим, сами захватывали власть или получали земли за военные успехи.

Кстати, предводитель сиенцев Бернардино делла Карда успел побывать на службе у флорентийцев, прежде чем встать на сторону Милана.Этим профессиональным воинам приходилось опасаться не только врагов, но и тех, кому они служили. Если они действовали слишком успешно, то становились опасными и нередко гибли не в сражениях, а от рук хозяев.

Так, кондотьера папы Сикста IV – Роберто Малатеста – отравили вскоре после одной из триумфальных побед, а командующий венецианской армией Карманьола казнен по подозрению в измене. Трагичной оказалась судьба и героя сражения при Сан-Романо – Никколо да Толентино. Через два года он попадет в плен и погибнет, как подозревают, от яда.

Еще Учелло автор фресок в соборе Прато — среди них замечательные аллегорические изображения Веры, Надежды и Стойкости.
Вера. 1435 г. Паоло Уччелло. Фреска. Собор, Прато.
Надежда. 1435 г. Паоло Уччелло. Фреска. Собор, Прато.
Стойкость. 1435 г. Паоло Уччелло. Фреска. Собор, Прато.

В 1445-46 годах Уччелло побывал в Падуе. Согласно Вазари, он поехал туда по приглашению своего друга, скульптора Донателло, нашедшего для художника выгодный заказ. Но сегодня совершенно невозможно обнаружить даже следов серии фресок, созданной мастером для падуанского дворца Витальяни. Более того, не осталось даже письменных источников, где хоть сколько-нибудь подробно описывались бы эти фрески. О них упоминает лишь Вазари, и то мельком.

В 1446 году Уччелло возвратился во Флоренцию и, как следует из заполненной им тогда же налоговой декларации, поселился на виа делла Скала, рядом с церковью Всех Святых. В этом же году он женился, хотя нет сведений о точной дате его венчания (церковные записи были утрачены). В 1453 году жена Уччелло, Томмаза родила сына Донато, а в 1456 году умерла после неудачных родов.

Девочка, появившаяся на свет, выжила, ее назвали Антонией. Довольнно знаменито еще одно произведение художника «Ночная охота» — как будто сказочное, неуловимо непонятное, как будто содержащее в себе нечто большее, чем нам пытаются показать. История этой работы (как, впрочем, и многих других работ Паоло Уччелло) весьма загадочна.

Искусствоведам впервые представилась возможность заняться ее изучением лишь в 1850 году, когда она была подарена оксфордскому музею Эшмолин.

На обратной стороне «Ночной охоты» имелась наклейка XVIII века с итальянским текстом, написанным от 'руки, из которого следовало, что работа принадлежит кисти Беноццо Гоццоли, живописца, принадлежавшего к следующему после Уччелло поколению флорентийских мастеров. Только в 1898 году историки искусства сошлись на том, что картину все-таки следует приписывать кисти Уччелло.

Ныне она считается одной из поздних работ художника, написанной примерно в то же время, что и часть алтарного образа из церкви Святого Духа в Урбино. Об истории ее создания так и не удалось ничего узнать, несмотря на все усилия исследователей. Сюжет картины необычен и непривычен.

Художники эпохи Возрождения довольно часто изображали охотничьи сцены — но всегда на заднем плане, в качестве одной из составляющих фонового пейзажа. Охота как таковая (и тем более — ночная охота) никогда не становилась до Уччелло самостоятельным сюжетом картины.

Некоторые историки искусства предполагают, что эта работа мастера иллюстрирует некое (возможно, утраченное) литературное произведение того времени. Эта теория выглядит правдоподобной, но подтвердить ее пока ничем не удалось. «Темное» происхождение картины, однако, не умаляет ее художественных достоинств и оригинальности авторского замысла.
Ночная охота. 1460-е гг.

Паоло Уччелло. Темпера по дереву. Музей Эшмолин, Оксфорд.А вот и урбинские фрески. Эта серия фресок иллюстрируют довольно ужасную историю о том как один французский еврей-меняла попытался уничтожить облатку (гостию). Когда он ее проколол, из нее полилась кровь, а когда стал варить, она превратилась в мясо.

В оригинальной версии рассказа, написанной гентским монахом Jean de Thilrode, еврея заставили принять христианство. В более поздней версии его сожгли на костре (по Уччелло, и всю семью тоже, а женщину, которая продала гостию, повесили. История, действительно, ужасающая.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 1) 1465-69 гг. Паоло Уччелло.

Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 2) Гостия превращается в плоть. В дверь стучат вооруженные люди. 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 3) Епископ возвращает гостию в церковь 1465-69 гг. Паоло Уччелло.

Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 4) Повешение христианки, покаявшейся в осквернении святого причастия 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 5) Казнь менялы и его семьи 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.
Чудо об оскверненной гостии (сцена 6) 1465-69 гг. Паоло Уччелло. Galleria Nazionale delle Marche, Урбино.

Поздняя работа художника — Святой Георгий, принцесса и дракон — маленькое камерное произведение. Оно датируется примерно 1460 годом.

Легенда о битве святого Георгия с драконом — один из популярнейших сюжетов в истории мировой живописи.

Многие художники прославляли подвиги святого, но работа Учелло выделяется среди них — все элементы этой сложной композиции — благородный рыцарь на вздыбленном белом, прекрасная принцесса, омерзительное чудовище, дикий пейзаж, неспокойное небо — как нельзя более гармонично соотносятся друг с другом.

Художник не единожды обращался к этому сюжету — в Париже, в музее Жакмар-Андре есть еще один «Георгий».
Святой Георгий и дракон. 1456 г. Паоло Уччелло. Масло. Национальная галерея, Лондон.
Святой Георгий и дракон. 1458-60 г. Паоло Уччелло. Масло. Музей Жакмар-Андре, Париж.

Судя по всему, алтарный образ для церкви Тела Христова стал последней работой Паоло Уччелло. Начатый Уччелло алтарный образ для урбинской церкви Тела Христова заканчивал голландский живописец Иос ван Вассенхове. Со слов Джорджо Вазари мы знаем о том, что мастер провел свои последние годы «в бедности и одиночестве, закрывшись у себя в доме и с головой уйдя в изучение перспективы».

Однако 11 ноября 1475 года Уччелло написал завещание, из которого следует, что живописец был вовсе не так беден, как сообщает Вазари. Спустя месяц, 10 декабря, Паоло Уччелло скончался в больнице. В одном из источников XVI века утверждается, что в это время живописцу исполнилось 78 лет. Тело художника похоронили рядом с прахом его отца, во флорентийской церкви Святого Духа.

Установление Святого Причастия 1470-е гг Паоло Уччелло. Церковь тела Христова, Урбино.

Мой выбор на этот раз — алллегории из Прато — прекрасные, загадочные женщины. Это не портреты — что-то неуловимое в их лицах. Абстрактное и загадочное. У каждой своя стать. У каждой свои намерения. Они безмолвны, но их безмолвие и есть их язык — смотрящему все понятно без слов. — das_gift

1.* Джон, Джованни Акуто, Хоквуд (Acuto) (Hawkwood) (ок. 1320 — 16 или 17.III.1394) — кондотьер. Родился в Англии, в графстве Эссекс. Воевал в составе войск англ. короля в Столетней войне 1337-1453.

После заключения мира в Бретиньи (1360) перешел со своим отрядом на службу итальянских государств-в. Возглавил войска Пизы во время войны с Флоренцией (1364), затем служил у миланских Висконти, у римского папы, а с 1377 до конца жизни находился на службе у Флоренции.

Составил большое состояние. Флорентийцы увековечили память о Хоквуде.

2. * Узел Соломона — узел Соломона (лат. Sigillum Salomonis) является наиболее общим название для традиционного декоративного мотива, использовавшегося с древних времен и во многих культурах.

Узел Соломона часто встречается в древних римских мозаиках , как правило, представлены в виде двух переплетенных овалов.

Из-за того что невозможно обнаружить видимые начало и конец, то соломонов узел часто выступал как символ бессмертия и вечности, а из-за того, что узел представлял собой как бы единение двух переплетенных фигур, его часто называли узлом любовников.

3. *Гостия (хостия, происходит от лат.

hostia — «жертва») — евхаристический хлеб в виде маленькой лепёшки в католицизме латинского обряда, а также англиканстве и ряде других протестантских церквей. Используется во время литургии для таинства Евхаристии.

Источник: https://das-gift.livejournal.com/24886.html

«Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло

«Битва при Сан-Романо» Паоло Уччелло

В знаменитых музеях Европы – Лувре. Уффици, Лондонской национальной галерее – хранятся три картины флорентийского художника Паоло ди Доно, по прозвищу Уччелло.

Созданные в 1456–1457 годах, они находились некогда на стене одного из помещений дома Медичи.

В описи имущества этого семейства указано, что в произведениях представлена битва при Сан-Романо, в которой флорентийцы одержали победу над войсками города Сьены.

П. Уччелло. «Битва при Сан-Романо». Дерево. Темпера. 1456–1457.

Заказчиком их был богатый банкир Козимо Медичи – человек, который являлся хозяином города, не занимая, однако, официальных должностей.

Умный и дальновидный, он понимал, насколько дороги для флорентийцев республиканские традиции, знал, что любое открытое вмешательство в политику может окончиться для него печально, и умело направлял ее через подставных лиц, довольствуясь почетным титулом «отца отечества».

Может быть, поэтому его дом и украсили картины Уччелло, более уместные в зале заседаний республиканского правительства – синьории. Доблесть флорентийского оружия, идея защиты родного города – вот их содержание. Помещенные в частном доме, они говорили не только о верности хозяина идеалам республики, но и о том, что ее процветание – во многом и его заслуга.

П. Уччелло. «Битва при Сан-Романо». Дерево. Темпера. 1456–1457.

Битва при Сан-Романо – один из последних эпизодов борьбы Флоренции с миланским герцогством, на стороне которого выступала Сьена.

Сначала успех не сопутствовал республике – часть принадлежащей ей территории была разорена отрядом сьенцев. Несколько крепостей сдались врагу.

Военные успехи неприятеля побудили синьорию поставить во главе флорентийских сил известного кондотьера Никколо да Толентино. Тот повел военные действия безрассудно смело.

П. Уччелло. «Битва при Сан-Романо». Дерево. Темпера. 1456–1457.

…Это случилось на рассвете 1 июля 1432 года.

Военачальник с отрядом в двадцать всадников далеко опередил основное войско и неожиданно столкнулся со сьенцами в долине реки Арно, около укрепления Сан-Романо.

Кондотьер не сдался силам неприятеля, отразил атаку и в течение восьми часов сражался вместе со своим крошечным отрядом, пока подошедшие флорентийские войска не перешли реку и не ударили в тыл сьенцам.

Паоло Уччелло не стремился запечатлеть все эпизоды битвы. Он выбрал три сцены, представляющиеся наиболее важными. Об этом говорят сами произведения: размещенные первоначально рядом на стене и отделенные друг от друга узкими пилястрами, они не составляют единого повествования и тем не менее являются единым художественным организмом.

Первой является картина, где герой битвы Никколо да Толентино ведет воинов в бой. Это уже разгар сражения – на земле обломки копий, сбитые шлемы, поверженный латник.

Перед предводителем в отчаянной схватке скрестили оружие четыре рыцаря, а за его спиной под звуки труб устремляется на врага малочисленный отряд флорентийцев. На третьей композиции на помощь им ринулись воины основного отряда под водительством Микелетто да Котиньола.

Он представлен в центре с поднятым мечом, а его войско перестраивается для атаки. Над головами обоих флорентийских командующих развеваются личные штандарты, позволяющие зрителю легко их опознать. Отряды движутся навстречу друг другу.

Не случайно на второй картине представлена кульминация битвы. Здесь развернулось сражение, но исход его ясен: еще мгновение – и предводитель неприятеля будет повержен.

Во всех трех композициях действие разворачивается на переднем плане, на своеобразной «сценической площадке». Она отделена деревьями от дальнего плана, где затерялись фигурки копьеносцев и арбалетчиков. Детали переданы с удивительной точностью и жизненной правдой. Мы видим ярость сражающихся, оскаленные морды лошадей. Тускло мерцают латы.

Будто слышится звон стали, хотя действие замерло перед нашими глазами. И тем не менее картины Уччелло – не документально точное воспроизведение событий. Их достоинство заключается в художественном обобщении. Здесь есть место и условности. Например, оба кондотьера – в парадных головных уборах.

Этим художник выделяет победителей, тогда как у побежденного – Бернардино делла Карда – лицо скрыто под забралом шлема.

Изображение битв, рыцарских турниров – не редкость в живописи того времени. Но одна особенность выделяет картины Уччелло – умение овладеть пространством, передать его с помощью перспективы. Ее законы были открыты во Флоренции в начале XV века, и живописец был в числе первых, кто применил их.

Система линейной перспективы, по убеждению его современников, давала идеальную проекцию реального мира на плоскость картины. Перспектива понималась не просто как художественный прием, а как общий для природы и искусства закон.

Опираясь на него, художники раннего Возрождения противопоставили условности средневекового искусства жизнеподобие, основанное на овладении пространством и объемом. Среди первых был Паоло Уччелло, фанатически увлеченный открывшимися возможностями изображения фигур в ракурсах. Все это буквально зачаровало его неоткрытыми тайнами.

По словам Вазари, он «не находил иного удовольствия, как только исследовать какие-нибудь трудные и неразрешимые перспективные задачи».

Мастер не создает в картинах единого пространства. Например, передний и задний планы мало соотносятся между собой. Но даже на первом плане обломки копий рисуют четкую схему перспективного построения. Основное внимание живописец уделяет ракурсу.

Лошади, скачущие на зрителя, тела убитых, направленные в разные стороны копья, фигуры всадников в сложных разворотах – все это представляло немалую трудность для многих мастеров-современников. Уччелло будто нарочно усложняет изобразительные задачи, тут же с легкостью разрешая их.

Достижение эффекта глубинности еще не стало привычным приемом, он полон радости первооткрывателя.

Изображение битвы дало ему возможность продемонстрировать умение сочинять композиции, состоящие из множества фигур, в числе которых главные герои: Никколо да Толентино, Микелетто да Котиньола, Бернардино делла Карда.

Кто эти люди, чья слава увековечена художником? Все они кондотьеры – военачальники, состоявшие на службе у городов-республик и государей Ита. В XIV–XV веках войны велись большей частью их руками.

Кондотьерам приходилось рассчитывать лишь на доблесть и умение не теряться в непрестанно меняющейся политической ситуации. Они переходили на службу от одних к другим, сами захватывали власть или получали земли за военные успехи.

Кстати, предводитель сьенцев Бернардино делла Карла успел побывать на службе у флорентийцев, прежде чем стать на сторону Милана.

Этим профессиональным воинам приходилось опасаться не только врагов, но и тех, кому они служили. Если они действовали слишком успешно, то становились опасными и нередко гибли не в сражениях, а от рук хозяев.

Так, кондотьера папы Сикста IV – Роберто Малатеста – отравили вскоре после одной из триумфальных побед, а командующий венецианской армией Карманьола казнен по подозрению в измене. Трагичной оказалась судьба и героя сражения при Сан-Романо – Никколо да Толентино.

Через два года он попадет в плен и погибнет, как подозревают, от яда.

Так кондотьеры расплачивались за свои победы и неудачи. Это подлинно ренессансные личности, выдвинувшиеся благодаря собственным талантам и мужеству.

Многие из них вышли «из низов»: Карманьола – сын бедного земледельца, венецианский главнокомандующий Гаттамелата – сын булочника (ему установлен монумент работы Донателло), а знаменитый флорентийский кондотьер Джон Хоквуд происходил из семьи кожевника.

Жизнь этих людей была полна опасностей и соблазнов, но многие из них оставались рыцарями воинской чести. Не случайно в городах ренессансной Италии военачальникам ставились памятники, а их изображениями украшали дома и соборы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.chernorukov.ru

Дата добавления: 09.12.2012

Источник: https://www.km.ru/referats/332565-%C2%ABbitva-pri-san-romano%C2%BB-paolo-uchchello

Refy-free
Добавить комментарий