Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

Содержание
  1. Бенедикт Спиноза: биография, философия, основные идеи
  2. Происхождение и образование
  3. Уход из общины
  4. Жизнь с философией и рядом с ней
  5. Произведения
  6. Факторы, повлиявшие на мировоззрение философа
  7. Главные идеи учения
  8. Философия Бенедикта Спинозы
  9. Монизм
  10. Этика
  11. Размышления о религии
  12. Теории о государстве
  13. Философия Спинозы в России
  14. Учение о субстанции
  15. Размышления о душе
  16. Взгляд на общество
  17. Философия Б. Спинозы
  18. Бенедикт спиноза (1632–1677)
  19. Основные работы Спинозы
  20. Монизм Спинозы
  21. Спиноза различает три основных рода человеческого познания:
  22. Спиноза о религии
  23. Спиноза о государстве
  24. Философские взгляды б. Спинозы
  25. Философские взгляды р. Декарта
  26. Бенедикт Спиноза и его философские воззрения
  27. Предрассудки людей в их понятии Бога
  28. Бенедикт Спиноза и его философия
  29. Бенедикт Спиноза: разум, природа и воля
  30. Торжество рационализма
  31. Субстанция — это…
  32. Воля божественная и человеческая
  33. Пути познания

Бенедикт Спиноза: биография, философия, основные идеи

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

В мире ничего сложного нет, ведь он геометричен и закономерен, поэтому мир легко поддается познанию. Нужно только применять геометрические методы, и все станет на свои места. Так считал известный философ и мыслитель из Нидерландов Бенедикт Спиноза.

Его причисляют к пантеистической школе, поскольку он доказал, что природа является бесконечной и вечной субстанцией. И она отождествляется с Богом. Своими мыслями, идеями, размышлениями Спиноза делился с учениками и читателями, которые сейчас изучают его трактаты.

Для студентов философских и гуманитарных факультетов изучение трудов Спинозы является обязательным. Не с первого раза можно понять, что имел в виду в своих высказываниях и афоризмах этот великий голландец еврейского происхождения.

Сочинения наталкивают на глубокие размышления о природе, человеке, его действиях и закономерностях существования.

Происхождение и образование

Бенедикт Барух (еврейское имя) Спиноза появился на свет в Амстердаме 24 ноября 1632 г. В то время город уже завоевал славу центра вольнодумства и толерантности в Европе.

Отец будущего философа решился на переезд в Амстердам, чтобы убежать от жестокой португальской инквизиции. В XVII в. представители католической церкви всячески боролись с инакомыслием в своих рядах, преследуя всех противников христианской веры.

Страдали и евреи, которых Португалия причисляла к народам, приносящим одни беды и проблемы.

Родители принадлежали к еврейской общине, регулярно ходили на собрания, проводившиеся в Амстердаме. Когда маленький Бенедикт подрос, его отдали в еврейскую школу.

Мальчик был у преподавателей на особом счету, поскольку его отец был довольно богатым купцом. Спинозу заставляли читать средневековых еврейских философов, комментарии к Талмуду и Ветхому Завету, учить древний язык своего народа.

Учителя и община хотели, чтобы потом мальчик стал раввином и богословом. У Бенедикта были все предрасположенности к этому.

Ему легко давалась учеба, он глубоко задумывался над работами философов-евреев, особенно над трудами Уриэля Акосту.

Огромный вклад в получение знаний внесло и то, что Барух посещал учебное заведение Франциска Ван ден Эдена. Знакомство здесь с античной историей, культурой, философией, литературой полностью изменило мировоззрение Спинозы. Он стал увлекаться изучением латинского языка, естествознанием, математикой.

Любимым философом стал Рене Декарт, которого Бенедикт уважал за вольнодумство, свободомыслие, критическое отношение ко всему живому и неживому. Именно то, что Декарт подвергал все сомнению, особенно истины, которые считались общепринятыми, очень импонировало Спинозе.

Ведь он получил еще одно подтверждение тому, что все надо проверять и делать логические заключения, основываясь на своих наблюдениях и знаниях.

Уход из общины

Приверженность другим традициям и серьезное увлечение европейской философией обеспокоили ортодоксальных членов еврейской общины. Они требовали, чтобы Спиноза отрекся от новых идей и вернулся к истинной вере.

Раскол в отношениях непокорного молодого человека и руководителей общины стал заметен тогда, когда Бенедикт нашел и указал на противоречия между богословием евреев и Ветхим Заветом. Он стал подвергать сомнению догматы, которые касались следующих истин:

  • сотворение мира,
  • загробная жизнь,
  • божественность Священного Писания.

После угроз последовали уговоры и подкуп. Философу обещали, если он вернется обратно в иудаизм и отречется от еретического образа мышления, большую ежегодную пенсию. Спиноза отказался, за что поплатился. На него было организовано покушение.

Отец Бенедикта очень тяжело переживал поведение сына и его отход от еврейских канонов. Он надеялся, что со временем его наследник одумается и продолжит семейное дело. Так и случилось, но не по желанию самого Спинозы.

Отец умер в 1654 г., завещав коммерцию и торговлю сыну. Тот несколько месяцев пытался руководить компанией отца, но понял, что лучше философии ничего нет. Он добровольно отказался от наследства и занялся дальнейшим изучением европейских философских трактатов, создавая и свои.

За этим последовало полное отлучение от иудаизма, изгнание из родной общины. Ее руководство пошло дальше. Оно приказало Спинозе навсегда покинуть Амстердам.

Жизнь с философией и рядом с ней

За пределы Нидерландов философ не выехал. Он просто сменил место жительства, выбрав не городскую местность, а сельскую. По мнению мыслителя, тут существовали идеальные условия для того, чтобы думать и развивать картезианскую философию. Чтобы как-то зарабатывать, Спиноза научился шлифовать оптические стекла, т. е. линзы. Это стало приносить ему хоть какой-то доход.

В свободное от работы время философ писал и преподавал своим единомышленникам. Их было немного, но все они с увлечением слушали учителя. Вскоре Спинозу воспринимали только как вольнодумца и атеиста, из-за чего к нему стала враждебно относиться протестантская церковь Голландии.

Из-за преследований священников Спиноза все время менял местожительство, пока не обосновался окончательно в Гааге.

Философ много писал и публиковал, но только одна работа вышла под его настоящим именем. Остальные трактаты Бенедикт издавал анонимно. Тем не менее авторство иногда удавалось установить, что делалось поводом для травли мыслителя.

До конца своих дней трудился над очередным трактатом, который был издан уже посмертно. Умер Спиноза от туберкулеза 21 февраля 1677 г. Ему было всего 44 года, из которых он почти двадцать лет страдал от болезни. Постоянное вдыхание пыли от шлифовки линз усугубило туберкулез, как и курение, которым постоянно увлекался философ.

Все имущество мыслителя распродали, последнюю работу опубликовали анонимно. Труды Спинозы были запрещены в Голландии на следующий год после смерти философа.

Произведения

Для своих учеников мыслитель написал сочинение «О боге, человеке и его разуме». Этот трактат философ создавал в течение двух лет, закончив его к 1660 г. Спустя три года появился трактат под настоящим именем Спинозы, где были изложены тезисы картезианства.

Называлась эта работа «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом». Следующие работы выходили не так часто, как первые две. К остальным произведениям Бенедикта относятся:

  • «Богословско-политический трактат» (1670) – против власти иудеев и кальвинистских клерикалов. Говорил Спиноза о том, что философия свободна от религии, каждый человек может трактовать Библию так, как понимает ее. В этой же работе Спиноза поддержал республику как основу государственного строя.
  • «Этика, доказанная в геометрическом порядке» (1675).
  • «Политический трактат» (1677), продолжение предыдущего сочинения.

Повторное открытие работ Спинозы произошло в XVIII–XIX вв., когда европейская философия стала возрождаться под влиянием политических, социальных и экономических изменений на континенте.

Факторы, повлиявшие на мировоззрение философа

Мыслитель был материалистом, его идеи стали предметом научного спора еще при жизни и продолжаются до этих пор. Нелегко пришлось Спинозе из-за преследований родной еврейской общины и церкви Голландии. Вольное мышление и желание все объяснять по-своему – характерные черты материализма философа. И «виноват» в этом не только Декарт.

Формирование и развитие учения Спинозы объясняются и другими причинами:

  • Политическая ситуация в Европе во второй половине 1650-х гг. В частности, в Германии прошла Реформация и Крестьянская война, а в самой Голландии – завершилась буржуазная революция. Она в Нидерландах переросла в борьбу против испанского засилья и феодализма. Аналогичная ситуация наблюдалась в Англии.
  • Активизировались национально-освободительные движения в Европе, в результате чего стали возникать на континенте первые республики.
  • Борьба капитализма и феодализма.
  • Превращение Голландии в великую морскую и колониальную державу, что сказалось на развитии науки, техники и знаний.
  • Развивались искусство, живопись, естественные науки.

В Нидерландах возникла классическая школа живописи, для которой был характерен реализм. Также Голландия превратилась в передовую страну по техническим и естественным наукам, что способствовало развитию научной мысли.

Страна привлекала людей разных вероисповеданий и профессий, что положительно влияло на просветительство, образование, науку, философию, математику.

Новая философия отражала тенденции общества, которое способствовало производству, капитализму, отделению церкви от государственных органов власти.

Таким образом, религия была оттеснена на второе место в идеологии и обществе. Этим и воспользовались многие философы того времени. Среди них был и Спиноза. Его материализм подкреплялся достижениями астрономов, математиков, физиков, химиков, механиков.

Философ был классическим представителем метафизики, которая совсем по-другому трактовала природу и общество. Спиноза, как Гоббс, Бруно и Локк, отошел от исторического подхода к изучению природных явлений и человека.

Главные идеи учения

В трактатах философа четко прослеживается влияние Декарта (рационализм) и средневековый пантеизм Джордано Бруно.

Длительное время изучал мыслитель философию Гоббса и Бэкона, что сказалось на увлечении геометрией. Спиноза обожал эту науку, считая ее совершенной.

Четко прослеживается любовь к данной науке в трактате «Этика», которая построена на определениях, аксиомах, теоремах, доказательствах, выводах и примечаниях.

Основными тезисами материализма Спинозы являются следующие:

  • Бог и природа тождественны. Природа при этом единая и бесконечная субстанция, которая является причиной самой себя. Проявляется природа через модусы. У этой субстанции есть свойства, из которых человек может понять только протяженность и мышление.
  • Мир – это строгая и жестокая детерминистическая система, поэтому теологи постоянно нападали на философа.
  • Создал собственную концепцию последовательного рационализма. Он считал, что познание к человеку приходит через опыт беспорядочного характера, чувства и аналогии.
  • У человека могут возникнуть искаженные идеи, ведущие к ложным знаниям.
  • Рассудок порождает адекватные идеи и общие идеи. Так, считал Спиноза, возникало познание второго порядка.
  • Познавать суть вещей можно с помощью интуиции, которая не существует без рассудка. Такое сочетание обеспечивает получение истинного знания.
  • Нет свободы воли, поскольку тело человека обладает протяженностью, а душа мышлением. Эти модусы вынуждены подчиняться необходимости, что приводит к порабощению и рабству человека.
  • Человек поддается аффектам, которые являются страстями.
  • Получить полную свободу можно только через совместимость необходимости и свободы, которая противостоит любому виду насилия и принуждения. Стать свободным человек способен только тогда, когда станет интеллектуально ближе к Богу.

Спиноза ввел в оборот такое понятие, как «разумный индивид». Он способен любить на интеллектуальном уровне себя и других людей, соединяться с природой, Богом и миром. Воспитать человека способна только мораль, обеспечивающая целостность и позволяющая переносить проблемы стойко и спокойно.

Учение Спинозы использовали философы в последующие столетия. Свободомыслие, рационализм и критическое отношение к вещам способствовали развитию атеизма и естествознания.

Популярность философского подхода объясняется и тем, что мыслитель отказался от родной веры и фактически от семьи ради занятия наукой и преподавания своих идей ученикам. Полемика, которую он вел на страницах своих научных трудов, считается классическим примером материализма.

Практически в каждой работе Спиноза обращался к Декарту и использовал геометрические методы объяснения общества, природы, политического устройства.

Источник: https://NetherlandsLife.ru/benedikt-spinoza/

Философия Бенедикта Спинозы

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

Спиноза появился на свет в век гениев. В XVII веке произошел столь сильный подъем философской мысли, которого не было со времен античности. Философия Бенедикта Спинозы содействовала этому. Рассмотрим кратко несколько фактов из биографии мыслителя.

Он был рожден, в 1632 году в Амстердаме, в семье еврейского купца. Родители бежали в Голландию, спасаясь от португальской инквизиции.

Первым учителем Спинозы стал раввин Мортейра, который помог постичь талмуд и каббалу. Пытливый ум будущего философа не желал ограничиваться только ортодоксальными науками. Поэтому он стал изучать латынь. Через своего друга он познакомился с работами Декарта и стал последователем его идей.

В 24 года Спиноза был обвинен иудеями в непризнании бессмертности души. На допросе он не отрекся от своих взглядов и был проклят и изгнан из общины.

Философ поселился в Рейнсбурге, на жизнь зарабатывал, шлифуя линзы. Курфюрст Пфальца приглашал его стать профессором в Гейдельберге, но Спиноза отказался, опасаясь притеснений в своей работе.

Умер от чахотки в феврале 1677 г. Прижизненно издали всего одну его работу.

Монизм

Основу философии голландского мыслителя составляет теория о единой субстанции, мышлении и протяженности. Будучи последователем Декарта, Спиноза тоже искал связь этих атрибутов.

Он считал, что все в мире сводится к единой субстанции. Придерживаясь идеи пантеизма, Спиноза отождествлял субстанцию и Бога, субстанцию и природу. У нее нет цели, все в мире происходит не просто так, а в силу необходимости.

Творящая и сотворенная природа для него – едины.

Метод познания бытия был построен им на основе математики. Мудрец считал, что именно математика наиболее полно воплощает принципы рационализма. Поэтому он пользовался аксиомами и теоремами, примеряя их не только на физические тела, но и на бытие в целом.

Спиноза считал, что знания обретаются несколькими методами:

  • Произвольные знания, слухи
  • Хаотичное накопление личного опыта
  • Познание о вещи через другую вещь
  • Изучение сущности вещи и ее познание

Он развил дуалистическое учение Декарта и нашел общее у физики и метафизики, выдвинув тезис о единой и абсолютной субстанции, что стало основой монизма.

Этика

Над своей «Этикой» Спиноза работал 12 лет. Этот научный труд должен был разъяснить понятие добродетели и ее компоненты. Добродетель голландский философ трактует как высшее благо.

В своей привычной манере, используя математику, философов хотел создать цепь неразрывных суждений. Ее темой стал Бог, материальный мир и человеческий дух. Поэтому его работа состояла из ряда теорем, которые логически опирались друг на друга.

Основа этики – нравственность. Философ отрицал понятие «воля», заменяя его разумом. Не существуют такие явления как добро и зло, это лишь различные степени единого.

Нравственность основана на познании, блаженства можно достигнуть только с помощью разума. Высшая добродетель – интеллектуальная любовь к Богу.

Человеку следует познавать себя, так он придет к правильной любви к Богу, природе, и настоящей свободе.

Голландский мыслитель столько лет работал над своей «этикой», потому что намеревался создать философский труд подобный математической аксиоме, с доказательствами, выведенными разумом. Развивая теории предшественников (Декарта), Спиноза прошел долгий путь, чтобы познать истину.

Размышления о религии

В «Богословско-политическом трактате» философ из Голландии выдвигал обоснования свободы науки, мнений, совести и слова.

В данной работе приводится теория существование и взаимодействие трех областей науки. Вначале трактат посвящен богословию. Дальше же государство и связь с религией. В завершении автор выводит тезис свободы мысли.

В своей работе Спиноза продолжил дело Реформации, философ передал царящие тогда настроения: стремление человека к свободе мысли. Ветхий завет открыто критиковался им за то, что утратил свою актуальность после появления Нового.

Государство и церковь, разум и религия должны установить отношения между собой. Мыслитель из Голландии полагал, что церкви следует подчиняться государству, и двум этих институтам не следует объединяться в одно целое, они должны быть отделены друг от друга. Но разделение разума и религии не означает их противоборства. Разум не противится благочестию, а помогает ему.

Суть религии, как считал Спиноза – не слепое соблюдение обрядов, а любовь к Богу, которая проявляется в добродетели.

Теории о государстве

«Богословско-политический трактат», помимо религии, затрагивал тему государства, а также естественного права.

Люди склонны увеличивать свои права и блага за счет других. Но если эти порывы не ограничивать, все люди будут окружены ненавистью и страхом. Поэтому права всех личностей объединили в одно коллективно. Так появилась верховная власть. Она выше эгоцентризма отдельного индивида. Ее назвали государством.

По мнению Спинозы, государство – итог взаимного соглашения людей. Этот договор существует пока приносит пользу. Соблюдается сделка благодаря неограниченной власти государства, которой обладает либо один человек, либо несколько или много. Опора государства – соблюдение его гражданами законов.

Спиноза предполагает, что основа государства – разум. Человек свободен лишь тогда, когда он руководствуется разумом. Пока же им руководят страсти, человек их раб.

Философия Спинозы в России

При жизни Бенедикта Спинозы под его настоящим именем был опубликован лишь один философский трактат. Основные труды философа стали доступны общественности лишь в XIX веке.

Первый перевод работ Спинозы на русский язык появился лишь в 1906 году. Его выполнил житель Казани М. Лопаткин. Этим трудом стал «Богословско-политический трактат», который позже, в 1935, был переиздан.

После революции новая советская власть не забыла философа, и в 1927 году провела научную сессию, приуроченную к 250-летию со дня смерти этого мыслителя XVII века.

Многие советские и российские авторы интересовались работами Спинозы и упоминали его в своих трудах или посвящали ему свои исследования.

Хотя стоит отметить, что отечественные исследователи трудов Спинозы все же уступают зарубежным в количестве и охвате тем.

«Ренессанс Спинозы», начиная с 60-х годов прошлого века привел к небывалому подъему интереса к данному философу и созданию работ, посвященных ему на всех основных мировых языках.

Учение о субстанции

Философствование Спинозы гласит, что субстанция есть сама по себе. Она – своя первопричина. Тема субстанции – главная в работах философа. По его мнению, субстанция уподобляется Богу.

Субстанция формируется атрибутами. Их существует бесконечное количество, но человек способен выявить два. Первым атрибутом становится протяженность. Это телесная субстанция, непризнание пустоты. Второй – мышление.

Это определяется человеческим сознанием, включая разум. Связь между двумя этими атрибутами осуществляет Бог. Тот не является конкретной личностью и далек от христианской трактовки. Он – сущность вещей, сама природа: неразделимая, вечная, бесконечная и независимая.

Благодаря ей вещи становятся реальными и существуют.

Субстанцию невозможно определить или измерить, но она реальна и совершенна. Она состоит из множества атрибутов, каждый из которых выражает бытие. Вселенная – не создана, а создается. В своих работах Спиноза заменил сотворение мира на его вечное бытие.

Размышления о душе

Спиноза не отделял душу от тела. Он полагал, что душа – это сумма мыслительных способностей, атрибут мышления. Душа зависит от тела.

Размышления мыслителя о душе связаны с работами философа об аффектах. Так он называл состояния души и тела, связанные между собой и выделил их несколько:

  • удовольствие
  • неудовольствие
  • желание

Вариантов в реальности много, но все они сводятся к этим. Рабство, по суждениям Спинозы – невозможность победить свои страсти. Свобода – победа над аффектами с помощью познания.

Для Спинозы тело и дух являются двумя сторонами одного понятия. Тело – эта видимая душа. Человек в определенной степени отражает в себе божественную природу, а его дух – образ бесконечного мышления. Человек – торжество тела и души. Но при этом не только человек имеет душу. Все во Вселенной одушевлено, потому что несет в себе образы бытия.

Взгляд на общество

Математический подход к философским вопросам привел к тому, что Спиноза приравнивал общество к механизму.

И возникновение государства философ выводит из разумной договоренности людей, а не в результате социально-экономических процессов. По его мнению, люди договорились о создании законов, чтобы сдерживать свои страсти и порывы.

Общество учреждает государство, а оно создает условия для главенства разума. Это позволяет человеку обрести свободу.

Власть не должна вмешиваться во внутреннюю жизнь людей. Нельзя попирать свободу мысли и слова.

Философ хотел обосновать этические вопросы, которые станут опорой для поведения каждого человека в обществе. Свой главный труд он так и назвал: «Этика».

В своих работах мыслитель обосновывал необходимость жизни в обществе, создания различных союзов, таких как брак. Именно всевозможные объединения людей являются, со слов Спинозы, основой любого общества.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/spinoza.html

Философия Б. Спинозы

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

1. Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) стал автором наиболее разработанной, полной и обоснованной философской системы Голландии Нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были:

— проблема субстанции;

— теория познания;

— этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

Главным недостатком декартовой теории субстанции Спиноза считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась в том, что, по Декарту: субстанция — это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни в чем, кроме самого себя, тем не менее, сотворены кем-то (чем-то) иным — высшей и единственной истинной субстанцией — Богом — и в своем существовании полностью зависит от него.

Отсюда налицо противоречие между независимостью субстанций от всех других субстанций и одновременной зависимостью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении существования) от другой субстанции — Бога.

2. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

— не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

— существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

— данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

— природа и Бог — едины;

— не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой;

— Бог внутри Природы;

— только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи;

— единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями — «модусами» единой субстанции — Природы-Бога;

— внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования.

Сама же субстанция (Природа-бог) обладает следующими качествами:

— существует;

— самостоятельна и независима от кого-либо;

— имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

— обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);

— бесконечна в пространстве и времени;

— вечна (несотворима и неуничтожима);

— неподвижна.

3. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступени познания:

— «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;

— познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), — второй уровень, менее истинный;

— чувственное отражение окружающего мира согласно Спинозе — полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

4. Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы:

— детерминизма (обусловленности всего в природе);

— соотношения свободы и необходимости.

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

— свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

— Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;

— модусы (проявления субстанции — единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

— модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;

— желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью (является «духовным автоматом», по выражению Спинозы);

— путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

— свобода — это познанная необходимость.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

— максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;

— освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т.д.) — так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и заставляют действовать по необходимости.

По этим причинам девиз Спинозы: «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/11_11700_filosofiya-b-spinozi.html

Бенедикт спиноза (1632–1677)

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

Обстоятельства жизни Спинозы, великого голландского мыслителя XVII в., непосредственно связаны с его философской позицией и отношением к официальной религии. Его воззрения стали основанием для преследований – как со стороны теологов, так и представителей наиболее реакционных слоев голландского общества.

Он был одним из первых мыслителей Нового времени, включившихся в философский поиск решения проблемы существования мира, убежденный в возможности исчерпывающего его познания с помощью человеческого разума.

Он пытался отыскать этические начала свободы и независимости личности, беспристрастного, объективного взгляда на жизнь.

На формирование философских взглядов Спинозы оказал сильное влияние Декарт, но он не принял его учение, критически преодолев дуализм Декарта. Во многом он испытал влияние пантеистических идей Дж. Бруно и социально-политических идей Т. Гоббса.

Основные работы Спинозы

  • «Этика»
  • «Богословско-политический трактат»
  • «Трактат об усовершенствовании разума»
  • «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим методом»
  • «Метафизические размышления»

Монизм Спинозы

Основные философские идеи Спинозы изложены в его главном труде – «Этике». В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы). Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы.

«Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Мир в целом есть единая субстанция, и источник развития находится в субстанции, т.е. в самом мире.

Субстанция, по Спинозе, вечна, бесконечна, едина (не может быть одновременно двух субстанций) и самостоятельна. Однако все эти определения суть свойства Бога, который не может рассматриваться отдельно от субстанции.

Поэтому Бог в учении Спинозы и есть субстанция – единая, неделимая и бесконечная. Бог – это сама природа во всех ее проявлениях.

Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

Субстанция постижима для человеческого разума. Она проявляет в окружающем нас мире двумя основными способами: через атрибуты и модусы.

Поскольку атрибуты – это неотъемлемые свойства субстанции, то протяженность и мышление становятся у Спинозы неотъемлемыми свойствами всех явлений мира – как духовных, так и материальных. Понятно, что, в связи с этим возникает целый ряд вопросов.

В частности, вопрос о том, как быть с неодушевленными предметами – разве можно говорить о мышлении как об их свойстве? При характеристике субстанции Спиноза не включил в число атрибутов движение. Движение у него – модус. Эта ситуация также нуждается в понимании.

Модусы – конкретные проявления субстанции в конечных, единичных вещах. Модусы одновременно сами единичные вещи. Ни атрибуты, ни модусы не являются независимыми, самостоятельными началами – они всего лишь способы проявления единой субстанции.

«Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» – таким образом Спиноза выражает соотношения между миром вещей и содержанием сознания.

Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей» (natura naturans) и природы сотворенной (natura naturata). Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые как модусы, – природой сотворенной.

Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие этой причины; при этом следствие не может существовать без порождающей его причины. Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе.

Все остальные вещи (модусы) имеют лишь внешнюю причину своего существования и развития. Согласно Спинозе, в мире не происходит ничего случайно. Поэтому все случайности в нашей жизни – это всего лишь видимость, «иллюзия воображения».

Все события происходят с необратимостью и необходимостью, идущими от самой природы Бога. Всё в мире управляется абсолютной логической необходимостью. Не существует свободы воли в духовной сфере, также как случайностей в мире физическом.

Так, согласно Спинозе, в мире господствует жесткий механистический детерминизм. Всё в Боге и от Бога, всё происходящее с нами уже произошло в Боге, а мы лишь включены в логическую цепь событий, составляющих картину нашей жизни. Такие рассуждения приводят к фатализму.

Теория познания Спинозы носит рационалистический характер. Если Бог есть единая субстанция, из которой происходят все вещи и понятия мира, то отдельно взятая человеческая душа является частью божественного атрибута мышления. Таким образом, познавая вещи, мы познаем самого Бога как причину этих вещей, Но для этого необходимо вооружиться подлинным способом познания.

Спиноза различает три основных рода человеческого познания:

  • Мнение и воображение. Это познание, получаемое нами из повседневного опыта, чувственного восприятия окружающего мира. Оно дает нам лишь общие смутные и неясные образы, безо всякой связи действующих причин и следствий. Оно фрагментарно и обрывочно, так что позволяет лишь сформулировать самые общие понятия о мире. Поэтому оно бесполезно для человека, ищущего истинное знание.
  • Рациональное познание. Это познание идет от рассудка (ratio) и являет собой чисто научный способ мышления. Он уже улавливает логическую взаимосвязь вещей и причин в мировом процессе, поэтому дает человеку возможность отличить подлинное от ложного и, следовательно, приблизится к истине, насколько это возможно.
  • Интуитивное познание. Это высшая форма познания, дающая возможность увидеть вещи, исходящие от самого Бога. Оно уже не опирается ни на какие формы, действующие в земном бытии, а проникает сразу в суть идей божественных атрибутов, в саму сущность вещей. Этот уровень мышления доступен лишь мудрецам, которым одним только и подвластно истинное знание.
  • В природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды: «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».Человек – особая часть мира. Человек есть существо природное, говорит Спиноза, поэтому и рассматривать его надо с точки зрения Природы. Все страсти, которые порой нас обуревают, представляют собой обычные природные явления. Они не выводятся из сущности человека, а являются некими смутными влечениями, вызываемыми соответствующими идеями в сознании человека. цель человека в обретении счастья, а для этого необходимо полное освобождение от страстей.«Проясни свои мысли – и ты перестанешь быть рабом страстей», – такова главная идея Спинозы в борьбе человека против собственных пороков. Только в интеллектуально-духовном напряжении человек обретает истинное счастье, ибо он привыкает смотреть на все, происходящее в жизни, sub specie aeternitatis («с точки зрения вечности»), понимает глубинную взаимосвязь вещей и событий, воспринимая их в свете божественной необходимости.Выдающейся заслугой Спинозы является исследование взаимосвязи свободы и необходимости. В понимании Спинозы, в субстанции (Боге) сливаются необходимость и свобода. Бог свободен, ибо все, что он совершает, исходит из его собственной необходимости. В природе господствует детерминизм, то есть необходимость. Человек – модус двух атрибутов. Свобода человека состоит в единстве разума и воли. Поэтому и размеры реальной свободы определяются ступенью разумного познания (разумом и знанием). Свобода и необходимость не противоположны друг другу, напротив, они обусловливают друг друга. Спиноза приходит к пониманию свободы как познанной необходимости. Противоположностью необходимости является не свобода, а произвол.

    Спиноза о религии

    Учение о происхождении, сущности и роли религии в общественной жизни Спиноза изложил в «Богословско-политическом трактате». Хотя во всей его философии господствует идея Бога, теологи обвиняли Спинозу в атеизме, поскольку Бог Спинозы не личностный Бог с волей и разумом, творящий мир по свободному выбору как нечто отличное от себя. Он выступает не действующей извне причиной, а «имманентной», и неотделим от вещей, исходящих от него.Спиноза показал, что философия и религия принципиально различны. Если философия оперирует на уровне второго и особенно третьего рода познания истины (рассудок и разум), то религия действует исключительно в пределах первого рода (воображение, представление).Целью философии является истина, а религия добивается только подчинения и повиновения. Философия опирается на доводы разума, а религия использует для послушания страх и суеверие. Спиноза является основоположником научной критики Библии.

    Спиноза о государстве

    Укрыться от преследований религиозного фанатизма и почувствовать себя в безопасности Спиноза мог только в свободном, веротерпимом и правовом обществе. Отсюда и главные мысли Спинозы о том, каким должно быть идеальное государство. В первую очередь, говорит Спиноза, каждый человек обладает набором естественных, неотъемлемых прав, лишившись которых, он, по существу, перестает быть человеком. Эти естественные права человека Спиноза сравнивал с определенными свойствами природных существ: «Под правом и строем природы я понимаю естественные правила, свойственные каждому существу. Например, рыбы по природе определены к плаванию, более крупные из них – к пожиранию более мелких. Следовательно, в качестве высшего закона выступает естественное право, предписывающее рыбам постоянно обитать в воде и более крупным особям питаться остальными. Люди же, также самой природой обреченные жить в постоянном страхе и вражде между собой, должны договариваться о приемлемых условиях общежития, т.е. заключать общественный договор. Итогом этого договора является создание государства, главная цель которого – обеспечение свобод и прав личности. Кроме того, Спиноза считал необходимым наличие в государстве религиозной и политической свобод.Огромной исторической заслугой Спинозы является обоснование им тезиса о субстанциональном единстве мира в духе пантеизма. Центральная формула его онтологии – Бог, или субстанция, или природа.Его воззрениям свойственны диалектические идеи относительно соотношения конечного и бесконечного, единого и многого, необходимости и свободы. Глубокий смысл заключен в его выводе о свободе как познанной необходимости.Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя. Девизом Спинозы стали слова: «не смеяться, не плакать, не отворачиваться, но понимать». Вместе с тем, философии Спинозы присущ, как мы отмечали, целый ряд неразрешимых в рамках его системы противоречий. 

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/spinosa

Философские взгляды б. Спинозы

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

БЕНЕДИКТСПИНОЗА(1632-1677) — нидерландского философа-материалиста,пантеиста и атеиста. Известны два егокрупных труда — «Богословско-политическийтрактат» (1670) и «Этика» (1675). Цель философиион видел в господстве над внешнейприродой и совершенствовании человека.

Спиноза: Основуего философской системы составляетучение о субстанции. Субстанция — единая,вечная и бесконечная природа. Субстанцияодна, она есть причина самой себя. Онане нуждается ни в чем другом для того,чтобы существовать. Природа разделяетсяна творящую и сотворенную природы.

Природа творящая есть бог, единаясубстанция. Отождествляя природу ибога, Спиноза отрицает существованиесверх природного, что называетсяпантеизмом. Субстанция обладает двумяглавными атрибутами: мышлением ипротяжением (существуют при ней, но ирастворены в ней). Материя протяженнаим мыслить.

Мышление — способ самосознанияприроды, оно тем совершеннее, чем ширекруг вещей, с которыми сталкиваетсячеловек. От субстанции (не обусловленноебытие) Спиноза отличает конечные вещи- модусы, которые отличаются от субстанциитем, что они зависят от внешней причины.

Они характеризуются не только своейконечностью, но и изменением, движением.Модусы — процессы, которые порождаетсубстанция.

3 уровня познания:

1) Воображение (егохарактеризует беспорядочный опыт)

2) Ум (человексобирает знания с помощью доказательств)

3) Ум (знаниедостигается с помощью интуиции, безопыта и доказательств)

В своихобщественно-политических воззренияхСпиноза, в отличие от Гоббса, высшейформой государства считал демократическоеправление. Он ограничивал всесилиегосударственной власти требованиямисвободы и разума.

Спиноза полагал, чтовласть, управляющая людьми посредствомстраха, не может быть признанадобродетельной.

Людей надо вести так,чтобы им казалось, будто их не ведут, аони живут по своему собственномуразумению и по своему свободномуизволению.

Философские взгляды р. Декарта

РЕНЕДЕКАРТ(1596-1650). «Никогда не принимай за истинноеничто, что я не познал с очевидностью».Декарт не отрицал, что философия – этопуть к мудрости

«Вся философия –дерево, корни которого – метафизика,ствол – физика, ветви – все прочиенауки»

В истории новойфилософии Декарт занимает особое местокак создатель дуалистического философскогоучения. Он сделал попытку построитьфилософскую систему на основаниипризнания одновременного самостоятельногосуществования сознания и материи, душии тела. Декарт, таким образом, расчленилединый материальный мир на две независимыедруг от друга части, именуя каждую изних субстанцией.

Основное свойстводуховной субстанции — мышление,материальной — протяжение. Остальныеатрибуты субстанций производны от этихпервых: воображение, чувство, желание— модусы мышления; фигура, положение,движение — модусы протяжения. Главноеопределение духовной субстанции — еенеделимость, важнейший признакматериальной — делимость до бесконечности.

Материальнуюсубстанцию Декарт отождествляет сприродой, а потому все в природе, в томчисле тела животных и человека, повинуютсячисто механическим законам и рассматриваютсякак сложные машины.

Дуализм субстанцийпозволяет Декарту создать материалистическуюфизику и идеалистическую гносеологиюкак учение о субстанции мыслящей.

«Я мыслю,следовательно, существую». Но «Я»человека не есть его тело. Ведь всуществовании тела можно усомнится.Тело не входит в состав «Я». «Я» естьдуша — сущность бестелесная, т. е.духовная.

Душа, согласно Декарту, обладаетдвумя способностями: мышлением и волей.Мышление же, в свою очередь, являетсяитогом реализации двух других способностей:интуиции и дедукции.

ИНТУИЦИЯ — действиедуши, с помощью которого она находит всебе простые и ясные понятия. Ясностьи отчетливость понятий есть критерийистины.

Однако человекимеет не только простые, но и сложныезнания. Он получает их с помощью второйпознавательной способности — дедукции.ДЕДУКЦИЯ есть действие души, соединяющеепростые, интуитивные понятия в длинныецепи рассуждений.

Декарт утверждал,что, кроме интуиции и дедукции, ум недолжен допускать других источниковзнания. Понятия даются человеку вместес душой, т. е. от рождения (врожденныеидеи, аксиомы). Дедукция также ничегоне привносит извне, а только связываетпонятия, открытые интуицией. Ум,следовательно, истинные знания получаетиз самого себя.

Философскаяпозиция, согласно которой ум находитначало познания в самом себе и развиваетсложную систему знаний, называетсярационализмом (от лат. рацио — ум). Декарти стал его основоположником в философииНового времени. Его идеи оказализначительное влияние на последующееразвитие философии.

Источник: https://studfile.net/preview/5866075/page:18/

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) — нидерландский философ, противопоставивший дуализму Декарта принцип монизма. Один из главных представителей философии Нового времени.

Монизм (один-единственный) — философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции — материи либо духа. “Богословский политический трактат», “Этика».

Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме, в еврейской семье, которая поселилась здесь спасаясь от испанской инквизиции. Воспитывался как ортодоксальный еврей и учился в еврейском религиозном училище, которое готовило служителей еврейского культа.

Но ему пришлось оставить училище чтобы помогать отцу вести торговое дело. Так как оно совсем не занимало его, после смерти отца через некоторое время Спиноза стал заниматься тем, что его больше всего интересовало — научной и философской деятельностью.

Среди его друзей и знакомых были нидерландские республиканцы и сектанты из протестантской секты так называемых «Коллегиантов».

В то же время Спиноза оставался членом амстердамской еврейской общины руководители которой были недовольны им. После нескольких предупреждений его подвергли великому отлучению (1656) как еретика, что было суровым наказанием, так как в этом случае еврей становился изгоем.

Спиноза покидает Амстердам, живет в сельской местности и зарабатывает себе на жизнь шлифовкой линз, которая неплохо оплачивалась и давала возможность спокойно заниматься научной деятельностью.

Главные интересы Спинозы были направлены на изучение и разработку философских проблем, хотя он также интересовался и вопросами математики.

В 1660 году Спиноза переселился в Гаагу, где написал свои главные произведения: «О Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума» (неоконченный), «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1675, опубликована посмертно), «Политический трактат» (также опубликован посмертно).

Спиноза, подобно другому крупнейшему философу XVII века Декарту, стремился построить философию на достоверных началах. Достоверность и строгую доказательность, как считалось в то время, давала математика, поэтому Спиноза берет геометрию с ее аксиомами в качестве формы, в которой можно обосновать философскую систему. Главный свой труд «Этику» он изложил геометрическим способом.

Все пять основных частей «Этики» начинаются с дефиниций — наиболее простых определений основных понятий. За дефинициями даются аксиомы, которые излагают интуитивно очевидные ясные идеи, не требующие никакого обоснования в свое подтверждение.

За дефинициями и аксиомами следуют утверждения, которые выводятся из дефиниций и аксиом, поэтому для них требуются доказательства, опирающиеся или на дефиницию, или на аксиому.

После этого Спиноза приводит свои замечания, или примечания, в которых собственно и содержится философская аргументация, обнимающая все предшествующие положения, выраженные в дефинициях и аксиомах.

Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический (религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием) характер: Бог отождествляется с природой.

Бог, идеальное и материальное слилось у Спинозы в единую бесконечную субстанцию (натуралистический пантеизм). Существует единая находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (causasui) и не нуждается ни в каких других причинах. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.

Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга.

Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей»

Единая Субстанция обладает множеством модусов (- устойчивость в определенных обстоятельствах) двух типов — протяжением и мышлением. Модусы относятся к единой субстанции как бесчисленные точки.

Наряду с протяжением материя начинается с камня и кончается мозгом, способная мыслить. Мышление трактовалось как самосознание природы. Отсюда принцип познаваемости мира и вывод: порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей.

Понимать вещь, значит идти от модуса (простых вещей) к субстанции. Разум стремиться постичь исходя из всей совокупности. Вечное бытие вытекает из ее сущности. Природа — Бог, а Бог — природа.

Бог, существо из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность. Огромное достоинство философии Спинозы заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира.

Предрассудки людей в их понятии Бога

Аналогично свободе, Спиноза крайне необычно трактует понятия цели природы, и отсюда добра и зла, порядка и беспорядка. Прежде всего, он утверждает, что общее мнение людей, что как они сами, так и все прочие вещи имеют какую-то цель существования, ошибочно. Более того, и Бог также не имеет цели.

По его мнению, возникновение этого предрассудка вызвано тем, что не зная причин своего существования люди стремятся к своей личной пользе. Естественно, что они начинают считать такую личную пользу своей целью. Все естественные вещи, которые их окружают, воспринимаются ими как “средства для своей пользы”.

Судя о Боге с антропоморфической (перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы (на животных, предметы), а также представление божества в образе человека) позиции, они распространяют свое понятие о цели и на Бога.

Естественный эгоцентризм человека, который также распространяется на Бога, приводит к тому, что цель видят в существовании человека лишь постольку, поскольку он верит в Бога и оказывает ему почести.

Соответственно, такая концепция цели приводит к тому, что как цель человека рассматривается почитание Бога, а как цель Бога — устроение всего для наилучшей пользы людей (что бы его почитали) и наказание людей, если они его почитают недостаточно.

Ложность такого представления Спиноза доказывает, опираясь на уже доказанные им к тому времени свойства субстанции. Он утверждает, что она (а она и есть Бог) не наделена волей и, следовательно, не может иметь и цели.

Отрицание случайности естественно полагает, что все в природе определяется не какой-то абстрактной целью, а простым следованием причинно-следственной цепочки.

Основное доказательство сторонников теории божественной воли состоит в том, что зачастую сочетание причин, приведших к данному следствию, слишком невероятно, чтобы произойти само по себе, без вмешательства божественной воли.

Спиноза же утверждает, что ссылка на божественную волю есть «убежище незнания» и все это прекрасно может быть объяснено, если знать всю совокупность причин, которые воздействуют на происходящее в данном случае.

Естественным итогом неправильного представления о цели Бога и человека становиться, с точки зрения Спинозы, возникновение целой группы понятий — антонимов, таких как добро-зло, порядок-беспорядок, красота-безобразие, тепло-холод.

Соответственно, каждое из этих понятий рассматривается в преломлении отношения к ним человека.

Спиноза считает неправильным, что человек выступает, как критерий качеств (или атрибутов), применяемых к природе, как ее основные атрибуты, поскольку человек a) склонен к антропоморфизму; b) склонен к неправильной оценке ситуации; c) суждения человека сугубо индивидуальны.

Нахождение правильного суждения как среднего из частных зачастую подобно нахождению средней температуры по больнице.

Итоговое заключение Спинозы таково, «что все способы, которыми обыкновенно объясняют природу, составляют только различные роды воображения и показывают не природу какой — либо вещи, а лишь состояние способности воображения» [27].

Отсюда непосредственно следует, что разграничение природы по мере совершенства, определяя природу как меру соответствия вещи человеку, есть грубейшая ошибка вызванная подменой понятий.

Источник: https://mirznanii.com/a/230404/benedikt-spinoza-i-ego-filosofskie-vozzreniya

Бенедикт Спиноза и его философия

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

Бенедикт Спинозаи его философия

Презентацию подготовил

ученик 10 класса Б

МАОУ «Гимназия №12 имени Г.Р. Державина» г. Тамбова Терехов Данила.

Учитель: Баранова Наталия Александровна

  • Бенедикт (Барух) Спиноза — нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.
  • Противопоставил дуализму Рене Декарта идею монизма.

Мони́зм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

1632-1677гг.

  • Спиноза родился в Амстердаме. Его родители были португальские евреи, бежавшие в Нидерланды от преследований инквизиции.
  • Благодаря дружбе с Генрихом Ольденбургом, Спиноза познакомился с философией Декарта и сделался её страстным последователем.
  • Большое влияние на Спинозу оказал еврейский вольнодумец Уриэль Акоста .
  • Еще одним мыслителем, под влиянием которого во многом сформировалась его позиция, стал итальянский священник Джулио Ванини , относившийся к последователям Джордано Бруно.

Еще в 1652 г., беседуя с учениками школы, Спиноза усомнился в божественном происхождении Талмуда, категорично высказался о наличии загробной жизни, бессмертии души и т.д., вследствие чего был вызван в судилище.

Он отказывается от иудаизма, становится Бенедиктом. В 1656 г. его изгоняют из общины, наложив проклятие. Он становится учащимся частного колледжа. В это время он знакомится с сочинениями Декарта.

Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде «Этика»

Также можно отметить его труды «О боге и человеке и его счастье».

«Теолого-политический трактат».

«Трактат о совершенствовании разума».

«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим методом»

«Метафизические размышления»

  • В основу своей философской системы Спиноза положил учение о единой субстанции «в форме пантеистического восприятия Мира и Бога». (Пантеизм – учение о единстве Бога и природы).
  • Спиноза мыслит «субстанцию», «Бога» и «природу» как синонимы.
  • Предметом философских исследований Спинозы были: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости).

• не существует различия между высшей субстанцией — Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

• существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

• данная субстанция заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога;

• природа и Бог — едины;

Бог – это сама природа во всех ее проявлениях. Но самое важное здесь то, что Бог (субстанция) всегда является причиной самого себя (causa sui).

  • «Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться»
  • Спиноза рассматривает соотношение «природы творящей» (natura naturans) и «природы сотворенной» (natura naturata). Субстанция является природой творящей, а единичные вещи, характеризуемые им, как модусы , – природой сотворенной.
  • Природа творящая – это причина, а природа сотворенная – следствие этой причины;
  • Спиноза подчеркивает, что все имеет свою причину, и лишь субстанция имеет причину в самой себе.

Изучая проблемы гносеологии, Бенедикт Спиноза выделяет  три ступени познания:

  • 1 ступень — » познание в чистом виде «, которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, — высший вид познания;
  • 2 ступеньпознание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), — второй уровень, менее истинный;
  • 3 ступеньчувственное отражение окружающего мира. Согласно Спинозе — полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания

По мнению Спиноз, в природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого».

В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того.

Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды.

  • «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».
  • Проблема детерминизма (обусловленности всего в природе);
  • Проблема соотношения свободы и необходимости.

Исследуя ключевые проблемы, философ пришел к следующим выводам:

свобода и необходимость в субстанции соединяются в одно целое;

Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости;

модусы (проявления субстанции — единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необходимости;

• модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тисках» необходимости;

• желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим течением и вынужден мириться с необходимостью;

• путь к свободе — это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

• свобода — это познанная необходимость.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

  • максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего сущего;
  • освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) — так как они мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости.
  • Спиноза был убежден в возможности достижения достоверного, исчерпывающего знания с помощью человеческого разума.
  • Высшую цель философии Спиноза видел в обретении человеком счастья, душевного мира и покоя.
  • Девизом Спинозы стали слова:«не смеяться, не плакать, не отворачиваться, не проклинать, но понимать».
  • Кто такой Бенедикт Спиноза?
  • Что такое монизм?
  • В каком труде изложены основные философские идеи Спинозы?
  • Что является предметом философских исследований Спинозы?
  • Сколько и какие ступени познания выделяет Спиноза?
  • Каковы ключевые проблемы этики Спинозы?
  • Какие слова стали девизом Бенедикта Спинозы?

Источник: https://multiurok.ru/files/benedikt-spinoza-i-ego-filosofiia.html

Бенедикт Спиноза: разум, природа и воля

Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

«Незнание — не довод, невежество — не аргумент.»
Б. Спиноза

Бенедикт Спиноза отличался рациональным, «математическим» подходом к философии. Он старался разъяснить понятия «природа» и «бог», «свобода» и «предназначение»… Его часто называют атеистом — прежде всего за критику священных книг; но Спиноза отождествлял божественную силу и природу, так что его взгляды скорее пантеистичны.

Торжество рационализма

Бенедикт Спиноза, философ-рационалист

В практичном XVII веке на первое место выходит уже не безоговорочная вера, а наука и разум. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт разрабатывают методику научного исследования.

На много лет девизом науки и философии становится высказывание Бэкона: «Знание — сила!» Способность человека мыслить и рассуждать рассматривается философами как блестящая возможность познания и творческого преобразования мира.

Подобный подход получил название рационализма (от лат. ratio — разум).

В этом направлении развивалась и философская система нидерландского мыслителя Бенедикта (Баруха) Спинозы.

Он родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Семья была достаточно состоятельной, что позволило юному Спинозе посвящать много времени чтению и самообразованию.

Знавшие его люди вспоминали, что юноша, обучавшийся в иудейском религиозном училище, в отношении литературы был абсолютно всеяден: он читал произведения неоплатоников, христианских отцов церкви, арабских мыслителей и ученых, еврейских философов… Уже тогда он начал позволять себе очень вольные для религиозного человека высказывания; впоследствии Спиноза отошел от иудаизма.

«Как только вы вообразите, что не в сос тоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным» (Б. Спиноза)

Субстанция — это…

В своих исследованиях Спиноза обратился к одному из ключевых понятий философии — «субстанции».

Еще в древности философы задавались вопросом: есть ли в мире нечто такое, что является основой для всего существующего? Земли, неба, человеческого тела и прочего? Собственно, слово «субстанция» по-латыни и означает «то, что лежит в основе». А вот о том, как выглядит субстанция и каковы ее свойства, высказывались разнообразные предположения.

Спиноза предположил, что субстанция, Бог и природа суть одно и то же. Субстанцию нельзя разделить на части, у нее есть только два свойства: протяжение (материальный предмет имеет форму и объем) и мышление.

Да-да, с этой точки зрения, мышлением обладают не только люди, но и животные, и даже… неодушевленные предметы. Ибо субстанция содержит в себе природное, Божественное начало.

Например, тело человека — это протяжение, а его душа — мышление.

Спиноза говорил, что Бог присутствует во всем — в горшечной глине, в теле горшечника и в глазах любого, кто видит приятный результат работы горшечника с глиной

Воля божественная и человеческая

Спиноза утверждал, что ничто в мире не происходит просто так.

Связь явлений и вещей можно объяснить не чем иным, как Божественной (природной) волей: если нам кажется, что нечто произошло ни с того ни с сего, то только потому, что не все умеют рассматривать явления в связи с другими.

«Если бы люди ясно познали порядок природы, — утверждал Бенедикт Спиноза, — они нашли бы все таким же необходимым, как и все, чему учит математика».

Спиноза считает, что все происходящее с человеком определено свыше Богом (природой). Он критикует понятие «свобода воли», утверждая, что какой-то «изначальной свободой» человек попросту не обладает в силу своей привязанности к воле Божественной.

В то же время он пишет о свободе человека в момент совершения выбора, например, когда тот размышляет о главном и второстепенном: «Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти».

Свободу философ называет «осознанной необходимостью»: она заключается не в потакании низменным страстям, а в признании рациональности Божественной воли и — следовательно — законов, установленных людьми: «Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом».

«Вещь не перестает быть истинной оттого, что она не признана многими» (Б. Спиноза)

Пути познания

Но если человек, по мнению философа, не является абсолютно независимым существом, то может ли он познавать окружающий мир? Спиноза считал, что может, если поймет, что существует несколько уровней познания. Первый, низший — это чувственное представление, воображение.

Сюда мыслитель относил, к примеру, обычный жизненный опыт, который не дает нам абсолютных истин. Второй уровень — рассудочный, разумный. Это познание общих законов и понятий: например математических законов.

В этом отношении он был последователем Бэкона, утверждавшего, что, только двигаясь от частных фактов к общим выводам, можно прийти к достоверной информации, и Декарта с его версией «врожденных идей», которыми человек обладает от рождения.

И лишь при помощи многочисленных наблюдений, опытов, экспериментов, сравнения, выведения общих закономерностей можно прийти к правильным выводам, считал Спиноза.

Нам, живущим в ХХI веке, это кажется очевидным? Но научные методы сейчас у нас есть во многом благодаря Бенедикту Спинозе и другим рационалистам Нового времени…

«Ссылка на авторитет не есть довод» (Б. Спиноза)

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/filosofiya/benedikt_spinoza_razum_priroda_i_volya.html

Refy-free
Добавить комментарий