Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства (стр. 1 из 4)

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕТРОНИКИ

Кафедра гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

на тему:

«Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства»

Минск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества.

2. Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь.

1. Основы взаимодействия экономики, политики и идеологии в жизни общества

Экономика – это основа развития государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Она определяет уровень и качество жизни народа, протекание политических и социальных процессов.

Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социальный характер действующих политических институтов, политических отношений и идеологических учреждений. Экономика выступает базой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства.

Термин «экономика» происходит от двух греческих слов – «хозяйство» и «закон». В настоящее время он имеет несколько значений. Экономика – это:

· народное хозяйство, включающее отрасли материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение) и непроизводственной сферы (культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука, управление жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения);

· совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей; научная дисциплина, занимающаяся изучением отраслей (секторов) материального производства и непроизводственной сфер, а также механизмов использования разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества;

· отношения, возникающие между людьми в связи с процессами производства, распределения, обмена, потребления товаров в ходе этих процессов.

Таким образом, идеология экономической политики при построении белорусской экономической модели должна учитывать, что экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании, а также отношения людей в процессе хозяйствования.

При всей самодостаточности экономика, тем не менее, эффективно функционирует лишь в рамках определенного социального порядка и при условии стабильности всех сфер общественной жизни. Иными словами, экономика не существует вне общества и вне государства.

Экономика, политика и идеология – взаимообуславливающие функционирование друг друга сферы жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная и материальная деятельность различных социальных субъектов.

Сущность государства проявляется в его функциях, которые отражают главные направления его деятельности. Одна из центральных функций современного государства – функция управления. Государственное управление – это управление делами всего общества, а именно: политическими, экономическими, социальными и иными процессами, протекающими в обществе.

При этом сфера влияния государства на экономику широка. Государство формирует правовую базу и благоприятные условия для эффективного функционирования экономики, стимулирует экономический рост, защищает конкуренцию, регулирует уровень занятости и инфляции и т.д.

Иными словами, государство обеспечивает жизнедеятельность и эффективность экономической системы.

Деятельность государства осуществляется, исходя из его идеологии, которая упорядочивает все сферы общества. Воплощение общепризнанных идей через реализацию политического курса зависит от множества факторов, в том числе и от экономических ресурсов.

Главной причиной и движущей силой развития экономики являются потребности как отдельных индивидов, так и общества в целом.

При этом основополагающие подходы к развитию экономики базируются на концепциях государства, отношениях между государством, рынком и понятием гражданства.

Идеология экономического развития прямо связана с той ролью, которую государство должно выполнять в жизнедеятельности общества. При этом подлинную природу взаимоотношений государства, экономики и идеологии невозможно описать в отрыве от конкретной исторической эпохи.

Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Цели, задачи и меры государственного воздействия на экономические процессы отражаются в экономической политике страны.

Экономическая политика – это система хозяйственных мероприятий, проводимых государственной властью для достижения определенных целей, т.е. это поведение государства в отношении экономики страны.

Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными интересами разнообразных социальных групп в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя.

Экономическая политика государства должна соответствовать условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Цели экономической политики формируются, исходя из потребностей всего общества на определенных этапах его развития.

Это сложный процесс, связанный с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и разработкой механизма их реализации.

История различных государств демонстрирует, что диапазон экономической политики широк – от абсолютного невмешательства государства в экономику до жесткого управления ею, как это имеет место в рамках командно-административной системы.

2.Идеологическая направленность экономических реформ в Республике Беларусь.

В начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза.

Будучи одной из самых развитых республик СССР, она, тем не менее, развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции.

Структура белорусского хозяйства ориентировалась в первую очередь на вывоз готовой продукции и была неприспособленна к удовлетворению собственных потребностей. Республика исполняла роль своеобразного «сборочного цеха» страны, где свыше 80% объема промышленной продукции давали предприятия союзного подчинения.

К тому же экономику Беларуси советского периода характеризовал экстенсивный путь развития, при котором достаточно высокие темпы роста производства опережались еще более высокими темпами ресурсопотребления. Страну отличала неразвитая социальная сфера и сфера услуг, на долю которых приходилось 16% национального дохода.

Превышающая все допустимые пределы инфляция, падение производства ВВП, снижение выпуска и реализации продукции как промышленности, так и сельского хозяйства, ухудшение продовольственного и социального обеспечения населения – стали реальностью для Беларуси в первые годы ее независимости. Республика потеряла почти треть своего ВВП.

Сложилась трудная ситуация с инвестициями. Нарушились пропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Возросли цены на энергоресурсы, сырье, комплектующие, транспортные услуги, а также расходы на минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Страна в одночасье потеряла основные финансовые, сырьевые, энергетические источники, были нарушены хозяйственные связи. И это при том условии, что для нормального функционирования экономики в страну необходимо было ежегодно ввозить не менее 10 млн т.

нефти, 14 млрд м3 газа, не менее 1 млн тонн продовольственного и фуражного зерна, 200 тыс. тонн сахара, 60 тыс. тонн растительного масла и 50 тыс. тонн рыбной продукции.

В 1994 г. объем промышленного производства Беларуси составил 67% к уровню 1990 г., ВВП снизился на 28%, а капитальные вложения – на 43%.

Либерализация цен обесценила сбережения государства, предприятий и населения, вызвала острый финансовый дефицит, последствиями которого явились галопирующая инфляция (до 40%) в месяц, падение качества и уровня жизни населения, а также резкая дифференциация его доходов.

Для преодоления острого экономического кризиса руководство Республики Беларусь разработало и приняло Программу неотложных мер, направленную на создание предпосылок перехода от спада к стабилизации и росту производства.

Период 1992 – 1994 гг. характеризовался жёсткой политической борьбой в Верховном Совете республики по вопросам экономической жизни и государственного строительства. Виделось два основных варианта проведения реформ и продвижения Беларуси к рынку.

Первый путь заключался в форсированном переходе к рынку, полномасштабном осуществлении рыночных преобразований. Второй – предусматривал постепенное движение к рыночным отношениям при активном вмешательстве государства в экономические процессы, что в частности предполагало установление госконтроля над ценами, смягчение социальных издержек, пополнение бюджетной составляющей.

При всей своей позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, устранение социальных проблем и противоречий. Нерегулируемому рынку присуща стихийность, приводящая к экономическим потерям и снижению эффективности производства.

Рынок обостряет проблему социального неравенства и порождает существенную дифференциацию доходов. Следствием рыночной конкуренции зачастую становится рост безработицы и обострение социального положения малообеспеченных слоев населения.

На пути быстрого перехода к рынку неизбежны временный период ухудшения жизни населения, рост цен и безработицы.

Опасение этих и других негативных последствий привели к тому, что бóльшая часть белорусских граждан поддержала второй вариант продвижения к рынку, на базе которого была разработана теоретическая модель социально-экономического развития Республики Беларусь.

Источник: https://mirznanii.com/a/249430/belorusskaya-ekonomicheskaya-model-komponent-ideologii-belorusskogo-gosudarstva

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства

Экономика Беларуси в составе СССР развивалась наиболее успешно в сравнении с иными союзными республиками. Наивысшего уровня своего развития она достигла в конце 80-х годов прошлого столетия. Этому есть ряд существенных объяснений.

Это прежде всего выгодное геополитическое положение страны, хороший кадровый потенциал, высокие грамотность и профессионализм людей, рациональное обеспечение транспортом, мощный строительный комплекс.

Все это делало страну привлекательной для вкладывания в ее экономику финансовых и материальных ресурсов со стороны союзных и союзно – республиканских органов управления. Свыше 80 процентов промышленной продукции производилось предприятиями союзного подчинения.

Это в то же время было хорошо для Беларуси, а после распада Союза превратилось в невероятно сложную ситуацию.

Чисто рыночная модель предлагаемого после распада Союза ССР общественного устройства оказалась для Беларуси не способной дать практический ответ на вопрос о перспективах развития по той простой причине, что она изначально выполняла не научно прогностическую, а целенаправленно навязанную прозападную функцию. И в связи с этим она по своему характеру и назначению вышла за пределы чисто экономической категории, приобрела политическое, преломленное через интересы определенных политических сил идеологическое звучание.

Определяя идеологию в области экономики, страна в то же время не бросилась в лоно непродуманных экспериментов и шоковых вмешательств, не пошла путем проб и ошибок на внедрение бесконтрольных экспериментов, а действовала с учетом накопленного опыта и здравого смысла. Такой подход прямо или косвенно, но однозначно поддержан народом. Люди воочию убедились, что чисто рыночными отношениями, по мнению А.А. Зиновьева, западные птицы пытались выманить наших рыб на берег, соблазняя тем, что на берегу, мол, лучше жить.

Стало абсолютно ясно, что той рыночной экономики, которую нам пытались навязать, в мире уже нет. Это лишь отдельные фрагменты современной западной экономики, которые изжили себя и отправлены Западом на слом.

Тем не менее важно было увидеть и задействовать то, что в западной экономике является жизнестойким и эффективным. В интересах Беларуси полезно было учесть, что нынешняя западная экономика социально-организованная, регулируемая и управляемая государством. Важную роль в этом сыграла сформулированная в Послании Президента белорусскому Парламенту от 17.04.1998г.

идея эффективного государства, государства планирующего и регулирующего процессы экономического и социального развития.

«В условиях эффективного государства, – отмечалось в этом Послании, – создаются и будут создаваться такие экономические отношения, при которых достигается сочетание интересов субъектов хозяйствования всех форм собственности, при которых работники получают наибольшую материальную заинтересованность в высокопроизводительном труде, инвесторы – наибольшую прибыль от вложения капитала, предприятия – наибольший приток средств для развития и обновления производства, Правительство и местные органы – действенный инструмент для активизации национальной экономики, пополнения бюджета, проведения справедливой социальной политики и обеспечения подъема уровня жизни всех слоев населения».

Государство взяло на себя функцию создания здоровой и процветающей экономики, уровень развития которой являлся и является базовой основой и главнейшим элементом при разработке государственной идеологии.

Здоровая экономика, обеспечивающая достойную жизнь народа, –это важнейшее условие достижения политической стабильности в обществе, мира и спокойствия в государстве, а это – главная цель и задача идеологии государства.

Беларусь в области экономики выбрала вариант плавного, постепенного вхождения в рынок при активном вмешательстве в экономические процессы со стороны государства, выработала свою собственную модель социально-экономического развития, модель социально-ориентированной, многоукладной, рыночной, наукоемкой экономики.

Главные слагаемые этой модели были сформулированы Главой государства 22.03.2002г. на семинаре-совещании руководящих работников республиканских и местных государственных органов.

Это, во-первых, сильная и эффективная государственная власть.Стоящие перед страной экономические проблемы могут быть реализованы соответствующими органами государственного управления с помощью системы экономических методов государственного регулирования и рыночных механизмов хозяйствования.

Государственный сектор в большинстве стран в нынешних условиях играет важнейшую роль в экономике, которая с каждым годом все более усиливается. Так, к примеру, в ряде ведущих стран Запада приблизительно каждые двадцать лет в два раза уменьшаются площади земель, находящихся в частной собственности.

В такой стране, как США, частной собственности на землю вообще нет.

В решении проблем эффективного государства важно наряду с более активным использованием идеологических средств воздействия на полную мощь задействовать человеческий потенциал, который должен привести к ожидаемому результату. Надо поднять веру народа в самого себя. Граждане страны должны хорошо усвоить, что они сами хозяева своей судьбы и могут в решающей степени рассчитывать только на себя.

Равноправное функционирование всех форм собственности, частного и государственного сектора экономики – это вторая характерная особенность белорусской модели развития.

Сохраняя за государственной собственностью роль ведущей и определяющей, государство должно предоставлять всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, гарантировать равную защиту и равные условия развития всех ее форм, равные возможности для предпринимательской и иной деятельности.

Третьейотличительной чертой белорусской модели развития является хорошо спланированная и скоординированная приватизация, которая должна проводиться не в ущерб государства, в целях привлечения заинтересованного инвестора, вносящего реальный вклад в техническое переоснащение производства, повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий, в создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами, необходимыми обществу и государству. Обеспечение эффективного и полезного производства должно быть важнейшим условием при приватизации. В процессе ее осуществления должны полнее учитываться интересы государства и права граждан, создаваться благоприятная политико-экономическая ситуация.

Создать и развить сеть малых и средних предприятий – это то, что необходимо, чтобы лучше наполнить потребительский рынок товарами и услугами, организовать новые рабочие места, вовлечь в производство неиспользованные производственные и материальные ресурсы. Такие предприятия помогут развить конкуренцию, преодолеть отраслевой и территориальный монополизм, оздоровить экономику и финансы, расширить экспортный потенциал.

Четвертойособенностью белорусской модели является развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и прежде всего с Россией.Эта особенность диктуется рядом обстоятельств, вытекающих из прошлого и настоящего состояний экономики страны.

Прежде всего это сильная заинтегрированность, вытекающая из того, что в прежние времена Беларусь выполняла роль сборочного цеха большой страны. Перестройка на новые условия требует длительного времени и затраты больших усилий.

Свою роль в этом играют происходящие в мире процессы глобализации, а также усиливающаяся международная экономическая интеграция вообще, а наряду с этим и конкуренция между странами, регионами, отраслями экономики, отдельными предприятиями и фирмами.

Интеграция дает возможность усилить конкурентоспособность экономики страны, придать инновационный характер ее развитию, выйти на более высокий технологический уровень.

Пятой характерной чертой белорусской модели развития является сильная социальная политика.

Экономика – это не бездушный механизм. Она обеспечивается людьми, держится на людях, работает во имя и на благо людей.

Важно учитывать, что каждый народ может потреблять лишь то, что производит или покупает за счет реализации произведенного. Нельзя потребить больше того, что произведено.

Надо строить экономику, способную выполнить социальную задачу. Экономический рост – это лишь средство для более важной цели человеческого развития.

Практическая реализация идеологии белорусского государства будет неполной, если не создать ей определенный социальный механизм. Здесь следует выделять проблемы демографические, культурные, образовательные, здравоохранения, обеспечения здорового образа жизни, рост уровня благосостояния и материального достатка людей, труда, занятости и трудовой дисциплины.

В нынешних условиях сильная социальная политика государства должна проводиться в интересах всего общества, определяться не только наличием средств, но и быть открытой и справедливой, носить активный опережающий характер.

Основная ее цель – обеспечивать успешное развитие человеческого потенциала, повышать уровень и качество жизни населения на основе стимулирования его трудовой и хозяйственной активности, предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формировать сбережения и эффективно инвестировать их.

Характеризуя белорусскую модель развития следует отметить и то, что Беларусь в свое время не пошла по пути «шоковой терапии», как это сделали некоторые государства, не залезла в долги, имеющиеся кредиты и инвестиционные вложения использовала рационально и бережно, делала упор на свои внутренние ресурсы и возможности. Важно и то, что было сохранено крупно-товарное производство на селе, дальнейшее развитие получили колхозы и крупные фермерские хозяйства.

Важнейшими задачами социально-экономического развития Республики Беларусь в настоящее время и на перспективу являются:

· становление и развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

· обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых высокоэффективных технологий;

· повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социального и духовного развития, творческого, деятельного, инициативного человека;

· создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

Для высокой потенциальной конкурентоспособности Беларуси есть объективные факторы и условия:

· выгодное экономико-картографическое и геополитическое положение;

· развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом;

· значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

· достаточно сильная строительная база;

· значительный научно-технический потенциал;

· высокий образовательный уровень населения при низкой стоимости рабочей силы и устойчивая система подготовки квалифицированных кадров;

· комплексность развития территории;

· многовекторные внешнеэкономические связи, которые способствуют расширению внешних рынков.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/33518.html

Белорусская экономическая модель как основа идеологии государства — файл 1.doc

Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
Белорусская экономическая модель как основа идеологии государства
скачать (150.5 kb.)

1.doc151kb.18.12.2011 02:55скачать

содержание
Реклама MarketGid:

СОДЕРЖАНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ 3 1. Белорусская экономика как основа государственной идеологии 4 2.

Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели 6 3.

Особенности белорусской экономической модели развития 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 Список литературы 12

Основой развития любого государства, гарантией его независимости, условием стабильности и эффективнос­ти жизнедеятельности общества выступает экономика страны.

Экономика, политика и идеология — основные, взаимообусловливающие функционирование друг друга сфе­ры жизни общества и государства, в которых концен­трируются социально-политическая, духовная и мате­риальная деятельность различных социальных субъектов. Экономика как системное единство отношений про­изводства, обмена, распределения и потребления воз­действует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность идеологии и социаль­ный характер действующих политических институтов (в первую очередь государства), политических отношений и идеологических учреждений (организаций), а также способы и состав использования в политике материаль­ных средств ее практического осуществления. Взаимосвязь экономики и политики проявляется и в том, что интегрированный экономический интерес во­площается в таких феноменах, как экономическая, про­мышленная, финансовая, кредитная, внешнеторговая и другие разновидности политики. Так же важны связи экономики и идеологии. Идеи, оторванные от экономических инте­ресов, неизбежно оказыва­ются нежизненными. Это объясняется тем, что именно эконо­мические интересы составляют основную движущую силу повседневной человеческой активности, направленной на такие объекты, которые оцениваются людьми как благо. Именно достижение блага чаще всего выступает в каче­стве цели активного действия индивида или социальной группы, отражаясь в их идеях, взглядах, ценностных ориентациях, т.е. в идеологических формах. Поэтому каждая более или менее развитая идеология имеет определенный экономический фундамент, возникает на нем и обслужи­вает в той или иной ситуации экономические интересы определенного социального класса, слоя либо всего обще­ства в целом. На основе переплетения экономических интересов, социальных установок и ценностных ориентации, домини­рующих в обществе, строится теоретическое обобщение наиболее желательного и вероятного вектора развития Данного общества. Эта теоретическая конструкция преоб­разуется в определенную модель социально-экономическо­го развития страны, которая составляет основу идеологи­ческой системы данной страны. Формирование белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики требует, прежде всего, адекватного понимания ее как компонента идеологии белорусского государства, как важнейшей составляющей целостного единства экономики-государства-общества. Необходимо представлять взаимодействие экономики, политики, идеологии. Для рассмотрения концептуальных основ формирования белорусской экономической модели необходимо видеть идеологическую картину современного мира, знать экономические платформы основных идеологических течений, идеологии национальных моделей рыночных экономик. Для представления социально ориентированной модели рыночной экономики Республики Беларусь следует выделить ее характерные черты, особенности и условия становления. Необходимо также рассмотреть экономическую политику, цели, задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на современном этапе, формы и методы реализации экономической политики. Что же такое экономика и какова ее роль в нашем государстве? «Экономика – главная сфера общественной жизни, материальный фундамент общества, ее состояние, способность к постоянному развитию, самообновлению, внедрению достижений научно-технического прогресса прямо непосредственно влияет на развитие социальной, политической и духовной сфер жизни общества, на обеспечение его безопасности, основа стабильности общества» [2, 130]. Экономика – это особая сфера, которая связана с производством благ и услуг, с ведением национального хозяйства. Она обеспечивает материальную жизнеспособность общества, создает условия для развития человека и социума в целом. «Уровень развития экономики определяет уровень и качество жизни народа, течение политических, социальных и экономических процессов, выступает базовой основой и важнейшим элементом при разработке идеологии государства» [1, 439]. Однако при всей своей самодостаточности и автономности экономика страны не может существовать в вакууме, изолированно от человеческого социума. Она может эффективно функционировать в рамках определенного социального порядка и в условиях политической стабильности во всех сферах общественной жизни, которые обеспечивает государство.

На современном этапе своего развития белорусское государство призвано обеспечить устойчивую жизнеспособность и эффективность национальной экономики, устойчивое социально-экономическое развитие. Его важнейшими задачами являются:

  • становление и развитие социально ориентированной рыночной экономики;
  • обеспечение постепенного перехода к постиндустриальному, информационному обществу на основе реализации достижений науки, новых, высокоэффективных технологий;
  • повышение благосостояния народа до уровня европейских стандартов и формирование целостного, социально и духовно развитого человека, человека творческого и деятельного, инициативного и предприимчивого;
  • создание эффективного правового государства в органическом единстве с формированием и развитием гражданского общества.

Поступательное развитие белорусской экономики находит свое отражение в идеологии белорусского государства, в четких идеологических ориентирах, представляющих собой систему целей развития нашей экономики, учитывающих политическую, экономическую, социальную, экологическую и технологическую ситуацию в республике. Процесс формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь связан с процессами утверждения гражданского общества, политической демократии, правового государства. Он неотделим от современных решений в области политики, идеологии, социальной сферы.

В Республике Беларусь в процесс изменения всех сторон жизни общества, начавшегося после обретения стра­ной государственной независимости, выработалось разделяемое всеми социальными слоями, группами и общественными движениями (организациями) представле­ние о необходимости становления и развития социально ориентированной рыночной экономики. Выбор именно таких изменений обусловил и конструирование теоретичес­кой модели социально-экономического развития страны.

«Теоретическая модель социально-экономического развития страны пред-ставляет собой совокупность принципов, целей, элементов и требований, предъ-явля­емых к системе народного хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональ­ной структуре, к эффективности функционирова-ния, властно-управленческой организации, к качеству жизни населения» [3, 262].

Следует подчеркнуть, что каждая страна формирует собственную, рассчитанную на свои особенности модель национального социально-экономи-ческого развития, кото­рая строится на базе творческого синтеза традиций и свое­образия своего развития, регионального и мирового опыта, но без механическо­го переноса или эклектического смешения различных со­циально-экономических моделей. Поэтому белорусская модель социально-экономического развития должна быть характерной именно для Беларуси.

Вместе с тем, выработка теоретических основ формирования белорусской модели социально-экономического развития потребовала изучения и обобщения зарубежного опыта функционирования рыночной экономики, сложившихся в мировой практике моделей рыночной экономики, их характеристик и возможностей использования в условиях белорусской экономики. Как показывает опыт экономически развитых стран, их модели формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов, которые отражались в моделях рыночных экономик в их многочисленных переплетениях и модификациях. Можно сказать, что современные модели рыночной экономики являются результатом трансформации политических, экономических и социальных институтов послевоенного капитализма в направлении создания социально ориентированного, экономически эффективного варианта смешанной экономики [1, 447]. При этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.

основаны на абсолютном преобладании частной собственности, максимальной свободе субъектов рынка, ограниченных масштабах государственного регулирования экономики, невысоких долей госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов.

являются: предельная социализация, какая только возможна в условиях рыночной экономики; высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; высокая, превышающая 50%, доля государственного бюджета в ВВП; финансирование за счет средств госбюджета развития социальной сферы; регулирование уровня безработицы, дифференциации населения по уровню доходов, трудовых отношений на национальном уровне; развитая система производственной демократии.

отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госбюджета в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии. В завершенном виде модель социально ориентированной рыночной экономики позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.

Следует отметить, что на современном этапе наблюдается тенденция к некоторой унификации механизмов государственного регулирования экономики, но специфика национальных механизмов еще долго будет сохраняться. На сегодняшний день нет универсальной модели экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями ее хозяйственной жизни; структурой экономики, территориального размещения стран, наличием и структурой ресурсного потенциала, национальными традициями, менталитетом народа и др. Отсюда следует вывод, что практически невозможно перенести даже самую привлекательную модель на экономику другой страны.

Основными отличиями моделей рыночных экономик являются:

  • структура собственности;
  • социальная политика;
  • масштабы государственного вмешательства в экономику;
  • участие государства в перераспределительных процессах.

Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей национальных экономик, мы строим свою, белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими остаются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

выступают: плюрализм форм собственности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики, регулировании доходов населения; занятости; формировании условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения. При этом учитываются ресурсный потенциал страны, структура, состояние и тенденции развития нашей экономики, а также геополитические, географические, социальные, демографические экологические и другие особенности республики.

Стержнем формирования белорусской экономической модели является человек, выступающий как многосторонняя личность, как начало и конец экономической системы, ее цель и средство. Впервые четкую формулировку основных особенностей белорусской модели социально-экономического развития страны дал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении в марте 2002 г. на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республи­канских и местных государственных органов.

1. Построение и развитие сильной и эффективной госу­дарственной власти.

Только сильная государственная власть способна вы­ступить против утверждения олигархического беспреде­ла и разграбления народных богатств, не допустить разру­шения национальной экономики, прорыва криминала к рычагам системы управления.

Только такая власть создает предпосылки и условия для обеспечения социальной справедливости, обществен­ного порядка и политической стабильности, способна обеспечить последовательное повышение уровня жизни, достижение высокого стандарта благосостояния населе­ния, оказывая регулирующее влияние на экономику, на развитие рыночных отношений. Только сильная и эффек­тивная власть может обеспечить верховенство закона в стране и ее национальную безопасность, территориальную целостность и суверенитет страны, ее системную, интегративную безопасность — политическую, экономическую, продовольственную, экологическую, информационную. Государственная власть исходя из критериев общественного блага может и должна: не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке; определять общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; поддерживать оптимальную структуру производства, равномерное социально-экономическое развитие регионов; предотвращать криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать складывающуюся в республике ситуацию в своих экономических и политических целях.

2. При этом частный сектор может и должен развиваться наряду с государственным. Следует отметить, что практически в любой стране государственный сектор играет важнейшую роль в жизнедеятельности общества, в функционировании экономики.

В условиях рыночных отношений государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет, либо недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.

Он используется как инструмент для решения широкогоспектра социально-экономических задач.

На каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть различны, могут меняться. Их соотношения должны определяться с учетом национальных интересов. Именно национальные интересы государства должны быть главным приоритетом, главной целью, во имя которой должны функционировать государственный и частный сектор. 3. Приватизация не как самоцель, а как средство при­влечения заинтересованного инвестора, формирования эффективного собственника.

Приватизация должна осуществляться в соответствии с интересами всего государства, отрасли, предприятия, работающего человека.

Поэтому при привлечении инвестиции речь может идти об инвесторах, заинтересованных в долгосрочном развитии экономики республики; об инвесторах, способных взять на себя обязательства по решению социальных проблем работающих, при условии, что инвестор пришел всерьез и надолго. В качестве важнейшего условия при приватизации должно выступать обеспечение эффективного и полезного для всего общества производства.

4.

Сегодня в мировой экономике происходят глубокие преобразования. Это касается процессов глобализации и международной экономической интеграции, которые так или иначе отражаются на развитии нашей национальной экономики.

Либерализация международных отношений,развитие информационных, коммуникационных компьютерных технологий решающим образом способствуют росту международного обмена товарами, услугами и капиталом; способствуют объединению и взаимопроникновению разного рода рынков, развитию международного бизнеса, что и означает глобализацию в экономическом смысле.

Но по мере развития процессов глобализации усиливается конкуренция – конкуренция между странами, регионами, отдельными предприятиями и фирмами, присутствующими на глобализирующихся рынках. Безусловно, положительным здесь является возможность ускорения экономического роста. Но одновременно глобализация усиливает неравенство, вызывает дальнейшую поляризацию в уровнях развития государств.

И своеобразной оборонительной реакцией на глобализацию выступает международная интеграция, которую можнорассматривать как решающий фактор при выборе способа реализации национальных интересов, увеличения экономического потенциала страны.

Фактор, способный усилить конкурентоспособность экономики страны, повысить эффективность ее функционирования, придать инновационный характер ее развитию и одновременно смягчить рост угроз для конкурентоослабленных отраслей, предприятий, обеспечить им определенный лаг времени для выхода на более высокий технологический уклад, адаптации к требованиям современных конкурентных рынков.

5.

Социальная политика Республики Беларусь направлена на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уровня жизни населения, рациональное использование трудового потенциала.

На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

По мере развития нашей экономики ответственность за социальную сферу, обеспечение социальной защиты человека и впредь будет лежать на государстве. При этом следует подчеркнуть, что социальная ориентация нашей экономики не только в помощи нуждающимся. Это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, личностное развитие. Все перечисленные черты характеризуют белорусскую модель социально ориентированной рыночной экономики. Но, как уже отмечалось, формирование белорусской модели требует учета особенностей, состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов. Итак, экономической основой идеологии белорусской государственности является белорусская экономическая модель.

учитывает происходящие изменения в экономиках развитых стран мира: изменение их социального облика, связанного с переходом в постиндустриальное общество; возрастающей ролью НТП и инноваций; развитие процессов интернационализации, глобализации и интеграции. В ней находят отражение проблемы экологии, которые неотделимы от экономического развития. При этом вопрос стоит не только о решении уже существующих проблем, но и о предупреждении новых.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является постепенное движение к обществу постиндустриального типа с учетом национальных особенностей для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

находит свое воплощение в соответствующих стратегических и тактических документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2010 года, Концепции социально-экономического развития РБ до 2015 года; Концепции и Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы и до 2010 года; Программе совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы; Концепции и Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы; программах по другим секторам и сферам деятельности (структурной перестройке, приватизации, местной и легкой промышленности и т.д.); Национальной программе развития экспорта; Национальной программе развития туризма; Комплексном прогнозе НТП до 2020 года; ежегодных прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь и др.

Можно со всей уверенностью сказать, что проводимая в Республике Беларусь экономическая политика позволяет заложить фундамент белорусской экономики, способный противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам; все больше выводит республику на новый, интеллектуально – инновационный путь развития, который напрямую связан с социализацией экономики, с выходом ее на социальную ориентацию.

  1. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – 2004. – 690 с.
  2. Основы идеологии Белорусского государства: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. И.А. Черкасов; Рецензент Т.Г.Румянцева; Науч.ред. А.Н.Алпеев. – Мн.: ЗАО «Веды», 2004, – 191 с.
  3. Бабосов Е.М.Основы идеологии современного государства. – Мн.: Амалфея, 2004. – 352 с.
  4. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: Вопросы и ответы. – Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 304 с.

Скачать файл (150.5 kb.)
Нажми чтобы узнать.

Источник: https://gendocs.ru/v35999/%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Refy-free
Добавить комментарий