Автоаранжировщики

Хит за 15 минут?! Программы автоаранжировщики

Автоаранжировщики

Как мы и обещали, в этом номере журнала мы продолжаем знакомить вас с программным обеспечением, которое может быть полезно для создания профессионального музыкального продукта – полноценной и качественной аранжировки. В данном случае речь пойдет о целой серии программ, которые получили название автоаранжировщики.

Вместо вступления

Как-то раз, солнечным воскресным утром, когда во всю хочется спать и совершенно не хочется вставать и садиться за компьютер – раздался звонок моей знакомой, по совместительству – довольно известной украинской певицы, с просьбой срочно помочь с аранжировкой новой песни. Песню нужно было показать в прошлую пятницу (т.е. – даже не на «вчера», а на позавчера!)! В понедельник, стало быть, для подруги должен наступить «конец Света»! Одним словом – «спасай, дорогой!». Пришлось спасать….

С чего начать?

Понятное дело, что каждый музыкант будет решать поставленную задачу в меру своего таланта, доступных средств необходимых для реализации творческого замысла и, в конце концов, наличия или отсутствия мотивации для быстрой работы.

В каждом конкретном случае это может быть как достаточное материальное вознаграждение, так и стимулы нематериального характера… Конечно, если никто не торопит и у вас есть достаточно времени, чтобы ждать ближайшего прихода Музы, то можно начать творить с нуля в любом подходящем для этого секвенсоре или программе-виртуальной студии*) по всем канонам композиции, как говорится: «с чувством, с толком, с расстановкой». Сочинить мелодию, аккуратно гармонизовать ее, а потом долго и тщательно подбирать подходящие по тембру инструменты и характерные элементы стиля, в котором будет звучать ваша песня. А что делать, если у вас нет времени? Кроме того, для заказчика важно показать хотя бы парочку вариантов композиции в совершенно разных стилях? Тогда на помощь могут прийти замечательные программы автоаранжировщики! О них сегодня наш рассказ. Только давайте сразу договоримся – автоаранжировщики никогда не заменят (да и не претендуют на это!) творческие идеи и вдохновенный порыв «живого» композитора. Их задача узко специфическая – помощь в создании за короткое время предварительного варианта сочинения (т.н. – болванки), который будет служить отправной точкой для дальнейшей работы и совершенствования в профессиональных программах виртуальных студиях. Поэтому тем, кто скептически относится к такого рода программам я бы посоветовал не делать поспешных выводов, а взять и на собственном опыте убедиться в достаточной эффективности таких помощников.

Они самые…

Автоаранжировщики (Auto arrangers) – программы, которые дают возможность за короткий промежуток времени создать довольно профессиональный вариант партитуры аранжировки любой песни или инструментального сочинения – даже… симфонического! Важной особенностью данного типа программ является использование специально подобранных элементов разнообразных музыкальных стилей, которые, собственно, применяются для обыгрывания заданных гармонических схем в виде так называемых «паттернов» – 1-4 тактовых фрагментов фактуры. В зависимости от степени сложности программы в ней могут использоваться элементы искусственного интеллекта для моделирования наиболее типовых или наиболее характерных исполнительских приемов, используемых в разных стилях популярной и классической музыки. Среди довольно популярных примеров данного вида программ следует назвать такие, как: Yamaha Visual Arranger, Hit Jummer Pro и Band-in-а-Box**)

Оркестр в коробочке

К сожалению, в рамках одной статьи невозможно дать полное представление обо всех указанных программах, да и формат журнала не позволяет это сделать. Поэтому мы обратим внимание только на самую продвинутую из указанных программ, а именно – Band-in-а-Box***).

Опять же, я не ставлю задачу полного описания данной программы, поскольку детальный перевод help-a и описание основных функций и возможностей вы можете найти в книге Петелиных «Аранжировка музыки на РС» («БХВ», С-Пб, 1999г).

Задачи данной статьи гораздо скромнее – представить вашему вниманию новые функции программы последней версии 2007 года и дать конкретные советы по ее использованию для создания демо-версий песен в жанре поп-музыки. Итак, на сегодняшний день вышел уже семнадцатый (!) релиз программы.

Однако, несмотря на такой большой порядковый номер, сама программа начиная с двенадцатой версии за последние четыре года не претерпела существенных изменений концептуального характера.

Основные изменения в программе касались, в первую очередь, множества расширений банков стилей – особенно связанных с поп-музыкой и новейшими течениями на основе этники и джаза; кроме того, с каждой новой версией разработчики добавляли новые банки солистов-инструменталистов для создания разнообразных сольных партий; постепенно программа переросла состояние «генератора MIDI-файлов» и разработчики добавили поддержку виртуальных инструментов DXi, а также возможность записи и редактирования аудио-файлов. С этого момента можно считать, что «ВВ» стал полноценной проджект-программой, в которой есть все функции и возможности для создания полностью готового продукта – от записи MIDI и аудио, до сведения всей композиции и сохранения конечного результата в формате стандартного аудио файла, готового к записи на CD.

 Рис. 1. Основное окно программы Band-in-а-Box 2007

«ВВ2007» – новые фичи

Что же новенького приготовили разработчики компании PG Music Inc.

в последней версии программы «ВВ2007»? Одной из главных фишек обновленного «ВВ2007» является так называемый Реальный Барабанщик (Real Drums) – это аудио фрагменты (от 1 до 8 тактов), реально сыгранные лучшими барабанщиками, которыми заменяются MIDI-партии барабанов.

Впрочем, у вас всегда есть выбор – оставить ли «живое» исполнение или мидяшное. Стили, имеющие партию Real Drums, как правило помечены звездочкой (*). В определенном смысле «уникальной» является новая функция распознавания аккордов из анализируемого МР3 (WAV или WMA) файла.

Кроме распознавания аккордов, Audio Chord Wizard определяет темп, тональность и тактовый размер. Таким образом, это довольно полезная функция для тех, кто часто вынужден «снимать» минусовки и переводить их в читабельный вид для музыкантов-исполнителей.

 Рис. 2. Audio Chord Wizard и результаты его работы

Абсолютно новой является функция SoundTrack, позволяющая генерировать музыку заданной длины и определенного стиля, не имеющая «исходного авторства» — т.е.

, royalty free, которая принадлежит исключительно тому, кто задал исходные параметры звучания и нажал кнопку ОК для генерации конечного файла.

Такую «музычку» фонового характера вы можете использовать, например, для звуковых подкладов при монтаже домашнего видео.

 Рис. 3. функция SoundTrack – «бесплатная» музыка для вашего видео

Очень интересна функция регармонизации мелодии, которая позволяет либо полностью изменить характер гармонизации, либо существенно обогатить ваши избитые «три аккорда». Улучшены функции генерации партии соло – теперь вы можете задавать степень влияния исходной мелодии на конечное соло исполнителя.

Помимо прочего, добавлены функции сохранения аудио файла сразу в МР3, а также батч-конвертер, позволяющий быстро отрендерить папку с готовыми проектами «ВВ» сразу в аудио файлы. Всего же в новой версии программы более пятидесяти новых фишек и разнообразных улучшений.

Более подробно о них вы можете узнать на сайте производителя www.pgmusic.com.

Как два пальца…

Что нужно для создания хита? Как ни банально это прозвучит, но хит – это квинтэссенция множества качеств целого коллектива, начиная от автора текста и музыки, аранжировщика, звукорежиссера, исполнителя, продюсера и еще Бог знает кого! И, конечно же, важными элементами успеха являются везение и удача! Для конкретно взятого аранжировщика удачный хит – это знание элементарных правил композиции, удачная мелодия с запоминающимся мотивом, интересная гармония и оригинальная фактура аранжировки. Каким образом все эти достоинства можно реализовать в «ВВ»? Способов работы в рамкам программы «ВВ» существует достаточно много.Рассомтрим основные из них:

1. Генерация песни с «нуля». Для этого вы можете воспользоваться волшебной кнопочкой «М» – это функция Мелодиста, которая позволяет задать все основные параметры будущего хита: форму всей песни; количество повторений хоруса (это куплет с припевом); выбрать тональность и размер; подобрать подходящий стиль, а также задать возможность генерации соло в среднем хорусе.

 Рис. 4. Мелодист – гениальный волшебник, которым управляете Вы

После того, как вы нажмете кнопку ОК – вы получите практически готовый к употреблению полуфабрикат. Вам останется только внести определенные корректировки (например, изменить слегка мелодию или парочку аккордов в тех местах, где вы сочтете нужным) и все! Песня готова.

 Рис. 5. Результат работы Мелодиста – песня готова!

2. Второй способ более кропотливый и «трудозатратный» – вам нужно сначала сочинить мелодию и гармонизовать ее, а потом записать аккорды и сыграть мелодию на MIDI-клавиатуре. После этого нужно в списке стилей подбрать подходящий стиль.

 Рис. 6. Список стилей – их в программе более 1000!

Если вы хотите, чтобы стили менялись по ходу песни (например, в припеве), это легко можно сделать выбрав нужный вам такт и воспользовавшись функцией Change Style at any bar.

Кроме того, вы можете выбрать под-стиль основного стиля просто нажав на номер такта – он поменяет цвет на зеленый. При обратном изменении на основной стиль – номер такта будет подсвечиваться синим цветом.

После этого имеет смысл обогатить вашу аранжировку добавив к ней партию солиста-инструменталиста. Для этого в программе существует вторая волшебная кнопочка «S» – генератор партии солиста.

 Рис. 7. Еще один волшебник – генератор сольных партий

Уникальность этой функции в программе «ВВ» бесспорна. Благодаря кропотливой разработке алгоритмов Солиста вы можете сгенерировать соло, имеющее наиболее характерные черты исполнения известных музыкантов, таких как Л. Армстронг, Б. Эванс, Ч. Паркер и многих других.

Вы можете управлять характером импровизации выбраного вами солиста: задать преобладание основных длительностей (16 или 8, ровные или свингованые); выбрать варианты обыгрывания (обыгрывать мелодию, вставлять брейки в паузах, играть параллельно мелодии в определенном процентном соотношении и т.д.).

 Рис. 8. Результат работы Солиста

В любой момент вы можете отредактировать получившийся результат выбрав режим нотного представления информации и внеся все необходимые правки в текст. Если вы выполнили указанные процедуры – значит в целом песня уже готова.

Вам осталось только сгенерировать вступление в характере вашей песни и сохранить полученный резульлтат в виде аудио файла нужного вам формата или сгенерировать MIDI файл для дальнейшей работы в любимом вашем секвенсоре.

Растим свои стили

А что делать, если вы не нашли в огромном списке стилей тот, который вам нужен? Не волнуйтесь. В этом вам поможет Редактор стилей, который позволяет как модифицировать уже имеющиеся стили, так и создавать абсолютно новые.

Рис. 9. Редактор стилей – безграничные возможности для творчества

Благодаря этому редактору вы можете внести любые изменения в любой паттерн – будь то барабаны или бас-гитара, струнные или рояль и т.д.

Например, редактор барабаных паттернов напоминает собой обычный степ-секвенсор таких программ, как Ризон и Фрутти-Лупс: вы просто вносите значение велосити в клеточку инструмента, который вам нужен и тут же слышите, как он будет звучать в целом паттерне.

После того, как вы отредактировали весь паттерн, вы можете воспользоваться элементами искусственного интеллекта – запрограммировать частоту использования того или иного паттерна, задать маску (например, чтобы данный паттерн игрался всегда четверным по счету) и т.д.

 Рис. 10. Настройка редактируемых паттернов

Точно так же у вас есть возможность редактирования основного стиля и подстилей других партий, например, рояля или струнных.

 Рис. 11. Редактирование партии рояля

Не скучайте – обучайтесь

Следует сказать также, что программа «ВВ» имеет довольно любопытную функцию Репетитора, дающую возможность попрактиковаться как в тренировке слуха, так и в исполнении разнообразных рифов на разных инструментах (гитара, рояль, саксофон и вокал) с постепенным ускорением темпа.

 Рис. 12. Репетитор – возможность совершенствовать собственное мастерство

В виде отдельных программных модулей «ВВ2007» имеет программы-спутники, расширяющие ее образовательные возможности. Так вы можете установить программу обучения игре блюзов на рояле. Словарь гитарных и фортепианных аккордов. Прогамму-игрушку для тренировки слуха. Одним словом, с Band-in-а-Box вам всегда будет чем занятья!

Вместо заключения, или чем дело кончилось

Дело кончилось тем, что я просто забил аккорды в сетку песни, наиграл мелодию с MIDI-клавиатуры, затем зашел в окно списка стилей – и путем многократного прослушивания подобрал тот стиль, который больше всего подходил к данной мелодии. После этого я сгенерировал вступление из 4 тактов с использованием остинатного баса (это чтобы по-больше драматизма было!).

Затем нажав кнопку Стилиста – сгенерировал саксофоновое соло, которое обыгрывало мелодию в стиле Хендерсона. Кроме того, нажимая на номер такта (он меняется по цвету на синий), я выбрал подстиль, в котором меняется рисунок баса и барабанов со второго проведения куплета.

Кстати, перед такими тактами со сменой стиля и подстилей программа автоматически генерирует сбивки для большего сглаживания переходов. После прослушивания я обнаружил некоторую корявость проведения соло в тех местах, где использовались сложные аккорды (септ- и нонаккорды).

Открыв нотный редактор я просто исправил несколько нот, не входящих в состав аккордов, в партии солиста – и все встало на свое место. Последний этап – рендеринг в WAV или сохранение в MIDI-формате. Я сделал обе процедуры – «вавку» записал на CD и отдал заказчику, а MIDI открыл в Нюэндо для дальнейшего редактирования.

После того, как демо было принято в работу, все остальные партии дорабатывались уже в Нюэндо. В «сухом остатке», после того как по распечатанным партиям были в живую прописаны треки вокала, гитар, бас-гитары и барабанов, в аранжировке от исходного файла остались лишь партии рояля, струнных и перкуссии.

Естественно, их пришлось «облагородить» звучанием более «взрослых» VST-инструментов с использованием ламповых приборов для дополнительного обогащения звука. Конечно, можно спорить по поводу художественной ценности такого рода музыки, однако, с точки зрения технологической, все было сделано правильно – во всяком случае, заказчик был доволен и с удовольствием расстался со своими денежками. А что, собственно, еще нужно нашему брату-музыканту?

__________________

*) Об этом типе программ мы поговорим в одном из следующих номеров журнала.

**) На самом деле программ автоаранжировщиков значительно больше, просто не все из них смогли достойно войти в практику работы аранжировщиков либо в силу их недостаточной проработанности или функциональности, либо ввиду сложного интерфейса и, соответственно, недостаточного комфорта в работе с ними.

***) Band-in-а-Box в переводе с английского означает «оркестр (бэнд) в коробке». Далее в тексте для удобства мы будем использовать сокращение «ВВ».

Источник: https://akarnak.wixsite.com/karnakcreative/single-post/2015/04/21/%D0%A5%D0%B8%D1%82-%D0%B7%D0%B0-15-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82-%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B6%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Автоаранжировщики — Общие сведения

Автоаранжировщики

Павел Живайкин

Многие люди, работая экономистами, программистами, поварами или летчиками, в душе чуть-чуть чувствуют себя артистами, художниками или музыкантами. Но что делать, если, например, путь к профессиональному музыкальному творчеству лежит через многочасовые занятия на инструменте, а еще сольфеджио, гармония, аранжировка…

Однако, если у вас за плечами два-три года музыкальной школы и вы знаете, как написать символами до-мажор и соль-септ, вам стоит обратить внимание на небольшую группу компьютерных программ, которые называются автоаранжи-ровщиками.

Кроме того, эти программы окажутся очень полезными для разработчиков мультимедийных продуктов и для тех, кто пожелает вставить в свои WWW-страницы оригинальные, а не заимствованные MIDI-файлы. Программа-автоаранжировщик работает почти так же, как и обычный профессиональный аранжировщик.

Вы задаете гармоническую схему пьесы с указанием основных элементов музыкальной формы. Для несложной песни этими элементами будут: вступление, куплет, припев и кода, причем надо указать, в какой последовательности и сколько раз чередуется куплет и припев. Гармоническая схема задается в виде тактов с расположенными внутри них аккордовыми символами.

Для удобства элементы формы (куплеты, припевы или части) обозначаются латинскими буквами. В качестве примера на рис. 1 изображена гармоническая схема итальянской песни «О Sole Mio» в тональности до мажор (она же — «It's Now Or Never» в исполнении Элвиса Пресли).

Для некоторых программ-аранжировщиков не надо несколько раз расписывать одинаковые части (куплеты, припевы), достаточно указать их количество. После этого необходимо выбрать стиль, в котором должна звучать пьеса: классика, джаз, рок или даже конкретнее (например, медленный фокстрот в духе тридцатых годов).

В одних автоаранжировщиках представлено большое количество стилей (больше ста), другие специализируются на определенной тематике (скажем, популярная музыка 90-х годов). После того, как закончены ввод аккордов и настройка стиля, программа генерирует аккомпанирующие партии сразу для всей пьесы и для всех инструментов. Существует два основных алгоритма.

В первом программа использует записанные заранее готовые куски, транспонируя их в нужную тональность и развертывая на заданное число тактов или долей такта. Чтобы аккомпанемент не был очень однообразным, обычно записывается несколько вариантов, и программа случайным образом выбирает один из них. Приблизительно так работает программа Band-ln-A-Box.

В другом случае для каждого стиля и каждого инструмента задается сложный (или не очень) алгоритм. Вы включаете режим Compose (сочинить) и прослушиваете все, что выдает программа, подчиняясь этому алгоритму. Когда вновь созданный вариант аранжировки вам нравится, вы его фиксируете.

Простым примером такого алгоритма может служить партия большого барабана в стиле «Марш для духового оркестра»: бей на счет «раз» и «три» или на счет «раз» — «два» — «три» -«четыре»! Программа на основе этого алгоритма случайным образом генерирует партию большого барабана, и вы отбираете понравившийся вариант.

В таблице 1 приведены основные функции, на которые следует обратить внимание при выборе программы-автоаранжировщика.
Таблица 1.
Основные функции программ-автоаранжировщиков

ФункцияПояснение
Количество различных аккордовОбычно применяются аккордовые символы, принятые в джазовой и популярной музыке. Но так как единых стандартов нет, то их написание может отличаться. Важно также умение программы различать аккорд и басовую ноту, когда она не совпадает с тоникой аккорда
Количество музыкальных стилей Чем больше и разнообразней — тем лучше. Кроме того, важно для каждого стиля иметь две и даже больше модификации. Модификации (или вариации стиля) применяются, когда вся пьеса звучит в одном духе, но хочется, чтобы куплет и припев немного отличались или второй куплет чуть-чуть отличался от первого
Возможность пометки перехода между частямиВ популярной музыке при переходе к другой части применяются так называемые брейки (break) или филлины (fill-in). Чаще всего это выражается коротким соло ударника с акцентом на тарелке на сильную долю первого такта следующей части
Возможность редактировать готовые стилиДопустим, вы захотите внести в существующий стиль некоторые изменения: добавить еще один инструмент или изменить рисунок партии уже существующего инструмента
Возможность самому составлять новые стилиПользуясь технологией программы-автоаранжировщика, вы можете создать свой стиль и использовать его в своем творчестве. Это важно, когда музыка, с которой вы работаете, является свежей и оригинальной
Импорт MIDI-файла Вы можете импортировать MIDI-файл, чтобы записанные в нем MIDI-треки звучали совместно с партиями вашей аранжировки
Экспорт в MIDI-файлМожно сохранить сделанную готовую аранжировку в виде стандартного MIDI-файла для дальнейшего использования другими программами или для WWW-страниц
Возможность управлять звучанием аранжированного рисункаВы можете увеличивать/уменьшать громкость отдельных партий, менять для них инструменты (например, вместо саксофона кларнет) панораму и т. д.
Возможность дописать мелодические партии к созданному аккомпанементуДопустим, аккомпанемент, созданный программой, вас полностью удовлетворяет, но необходимо дописать мелодию и даже бэкграунд
Возможность делать стоп-таймыВ некоторых тактах песни в аккомпанементе должна быть пауза
Разрешающая аккордовая способностьОзначает, сколько раз внутри одного такта программа позволяет менять аккорды
Специальные аранжировочные приемы для вступления и кодыВо многих музыкальных стилях существуют специальные шаблоны для вступления или окончания пьесы
Возможность генерировать сольные партииПрограмма создает, например, соло саксофона на припев песни, используя закономерности и особенности выбранного стиля (скажем, создается сольный стиль в духе Армстронга для трубы или в духе Клэптона для гитары)
Возможность распечатывать мелодические и аккомпанирующие партии для «живых» музыкантов Если вам понравилась аранжировка, созданная программой, вы можете распечатать отдельные партии и раздать их музыкантам для концертных выступлений
Возможность ввести стихотворную строчку для мелодииЗдесь имеется в виду то, что вы подписываете стихи, как в обычных нотах, под мелодией
Возможность распечатать набранную в программе гармоническую схему песниВпоследствии вы можете все распечатать на принтере
Возможность представить структуру песни в наглядном видеУдобно, когда вы можете изобразить структуру песни в виде квадратиков, соответствующих вступлению, первому куплету, второму, переходу и так далее

В отличие, например, от графических редакторов, которые становятся все более похожими друг на друга, программы-автоаранжировщики радуют глаз своей непохожестью. Кроме того, следует учитывать, что их версии меняются не с такой скоростью, как MS Office, поэтому некоторые из представленных здесь программ не являются новинками.

Но каждая из них рассчитана на определенный круг пользователей (в зависимости от вкуса, уровня подготовки) и имеет некоторые свои оригинальные идеи.
В статье не раскрыты возможности автоаранжировки многочисленных программ фирмы Steinberg (Music Station, Cubase). Встроенную функцию автоаранжировки имеет программа Evolution Studio Gold.

Кроме того, существует множество программ, не требующих даже и минимального знания музыкальной грамоты. В этих программах вы задаете такие общие параметры, как темп, стиль, настроение, и получаете готовый MIDI-файл. Конечно, это вполне приемлемо для иллюстративной или медитативной музыки.

Преимущество автоаран-жировщиков же состоит в том, что они полезны и интересны как профессионалам, так и любителям.

НазваниеВремя создания и авторыЭлектронная почта или WWW-адрес
Band-ln-A-Box 7.01997 PG Music Inc.Email: info@pgmusic.com
Cubase (от 2.0), CubaseVST (MIDl-секвенсор)1998Steinbergwww.steinberg.net
EasyKeysBlue Ribbon🙁
Jammer Professional 3.01997SoundTrekwww.soundtrek.com
Evolution Studio Gold (MIDI-секвенсор)1996 Evolution Electronics Ltd,www.evolution.co.uk
Music Station :1997Steinbergwww.steinberg.net
VisualAranger1995Yamahawww.yamaha.com

Источник: http://www.7not.ru/articles/autoarranger/intro.phtml

Программа-автоаранжировщик Band-in-a-box: быстрый старт

Автоаранжировщики

Программа Band-in-a-Box — синтезатор-автоаккомпаниатор. По заданной пользователем гармонической последовательности создаёт аранжировки во всевозможных музыкальных направлениях —джаз, блюз, босса-нова, рок (включая дополнительные стили в каждом разделе).

Дословный перевод названия приложения гласит — «оркестр в коробке». И это действительно так! И не только оркестр, а ещё — дуэт, трио, квартет и один аккомпанирующий инструмент.

Пользователь может выбрать/настроить инструментальный состав, ориентируясь сугубо на свои предпочтения и задачи.

Чем полезен Band-in-a-Box для гитариста?

  • Импровизирование на заданный квадрат (та же 12-тактовая форма блюза).
  • Проигрывание аккомпанирующих партий (в режиме, когда Band-in-a-Box играет мелодию).
  • Разучивание произведений, этюдов, пьес.
  • Придумывание собственных композиций (гармонизация созданной мелодии).
  • Создание гитарных минусовок: экспортирование проекта в миди-файл для переноса партий в звукозаписывающий хост, а также в «готовые» аудиоформаты (wav, mp3, .m4a).
  • Экспериментирование со стилями (как одна и та же мелодия будет звучать в аранжировке рок, джаз, кантри или боса нова?)

И это далеко не весь список достоинств!

О том как пользоваться band-in-a-box, быстро её освоить и, соответственно, быстро приступить к работе (созданию аранжировки/минуса/гармонического подклада для занятий), не вдаваясь в подробности объёмного мануала, читайте далее в обзоре.

Первая аранжировка в Band-in-Box: пошаговая инструкция

С виду Band-in-a-Box напоминает самые, что ни на есть, обычные синтезаторы-самоиграйки; нажал на клавишах аккорд — и все инструменты за тобой. Но только с виду. Безусловно, эта функция присуща данному приложению, но выполнена она более качественно.

Гармонизация партий воссоздаётся по уникальному алгоритму — учитываются всё тонкости альтерированных надстроек аккорда. E#9b5, Amaj13, Em7b5 — с этими и многими другими сложными аккордами Band-in-a-Box прекрасно ладит. То есть учитывает добавочные ступени при создании инструментальных дорожек — басовой, клавишной, гитарной и пр.

Плюс к этому — в арсенале программы множество дополнительных функций (нотирование, микшер, запись и др.)

Итак, начинаем обучение Band-in-a-Box !

1. Скачайте дистрибутив программы и проинсталлируйте его на свой ПК.

Примечание. Приложение, также можно дополнить расширением — коллекцией реалистичных семплов — «UltraPlusPAK Band-in-a-Box». Имеет солидный объём — более 80Гб. Тем не менее, значительно улучшает качество звучания аранжировок применительно практически ко всем стилям.

2. Настройте MIDI-драйвер.

При первом запуске программы откроется окно «Midi/Audio Drivers Setup». Также к нему можно получить доступ, открыв в разделе меню «Options» (Opt.) опцию с таким же названием.

Выберите из имеющегося списка миди-драйвер для входа и выхода сигнала и кликните «OK». В случае, если будет отсутствовать звук, снова зайдите в панель настроек MIDI и активируйте другой миди-драйвер в окне «MIDI Output Driver» (выход).

3. Выберите стиль будущей темы:

  • Нажмите кнопку «Style…» (расположена под кнопкой «Song…»);
  • В окне «Category» в одном из разделов Rock, Reggae, Jazz выберите стиль (например Rock Ballads);
  • Перейдите в соседнее окно «Styles», выделите кликом мышки один из вариантов аранжировки. Ориентируйтесь на её «родной» темп (колонка Tempo) и название (в нём указываются особенности состава, характер — «with guitar», «whith piano», «slow rockballad»);
  • Для прослушивания аранжировки воспользуйтесь кнопками PLAY/STOP;
  • При необходимости измените темп в окошке « t = »;
  • Определившись со стилем кликните «OK».

3. Выберите тональность:

  • Нажмите кнопку по правую сторону от названия стиля (по умолчанию она имеет значение C — до мажор);
  • В ниспадающем меню кликните по нужной тональности.

4. Справа от окошка темпа, расположены три кнопки.

  • Первая кнопка — номер такта, с которого будет начинаться звуковоспроизведение.
  • Вторая — сколько тактов в теме.
  • Третья — сколько раз будет проигрываться тема в Band-in-a-box.

Нажмите каждую из этих опций и выставьте необходимые значения.

5. Установите размер (2/4, 4/4, 3/4 … ):

  • В разделе меню «Edit» нажмите «Set Time Signature… »;
  • Кликом мышки включите радиокнопку напротив нужно размера (например, возле 4/4);
  • Нажмите «OK».

6. Запишите аккорды в буквенно-цифровой системе.

Нажмите в верхнем интерфейсе иконку «аккорд, записанный нотами». Она расположена в самом нижнем рядку кнопок.

  • В блоке «Root» выберите основной тон аккорда.
  • В «Bass Note» — ноту, которая должна звучать в басу (например A/C#).
  • В «Extension» — тип аккорда и надстройки. Более сложные аккорды (с 2-3 надстройками) можно установить в ниспадающем меню (возле опции Other ->).

Если в такте в определённой или каждой доле меняются аккорды, в окошке «At bar» пропишите номер такта, а рядом, в окошке «Beat» — номер доли такта.

При необходимости создать более сложный ритмический рисунок, кликните по аккорду левой кнопкой мышки и выберите «Chord Settings… ». В блоке «Beat» укажите долю такта, а в блоке «Pushes» — метрическое смещение доли (1/8 — на восьмую, 1/16 — на шестнадцатую).

7. Проставьте смену подстилей (куплет/припев).

Кликните левой кнопкой по номеру такта, с которого аккорды будут проигрываться в другом подстиле. В контекстном меню выберите нужный вариант — (a,b). После выполнения настройки, Band-in-a-box отметит номер такта зелёным или синим маркером (в зависимости от выбора).

8. Прослушайте созданную аранжировку (используйте кнопки управления воспроизведением; они находятся в верхней части интерфейса).

Для регулировки уровня громкости отдельных инструментов и их отключения откройте опцию «Микшер» (иконка «Mixer»).

Ну вот и всё! Можно приступать к проигрыванию мелодии и импровизации. Успешного и быстрого освоения Band-in-a-box!

— создание гитарных минусов из проектов Band-in-a-box.

Источник: https://mirgitar.com/programma-avtoaranzhirovshhik-band-in-a-box-bystryj-start-sozdanie-gitarnoj-minusovki.html

ChordPulse: авто-аранжировка

Автоаранжировщики

В ситуации, когда сочинитель не владеет аранжировкой, но хотел бы показать свою песню в оформленном виде, ему может помочь программа-аранжировщик. Или «самоиграйка» — как называют синтезаторы с такой функцией.

Также, программа-автоаранжировщик поможет в ситуации, когда вы не можете определиться — в каком стиле оформить своё сочинение.

Если вы новичок в теме, вам необходимо узнать Что такое MIDI: без знакомства с этой технологией изучать авто-аккомпаниатор нет смысла.

Одной из программ-автоаккомпаниаторов является простая и доступная ChordPulse (видео-уроки и примеры), включающая в себя около 150 музыкальных стилей и около 70 примеров готовых композиций. Для работы с программой клавиши не нужны, достаточно иметь под рукой аккордовый аккомпанемент своей песни.

Правильно понимать, что плодом вашей работы станет MIDI-минусовка — т.е. аккомпанемент без мелодической линии. Мелодическую линию вы сможете наложить сами в любом муз.редакторе.

ПОЯСНЕНИЕ:
1. сам автоаккомпаниатор никаких звуков не создаёт: он лишь формирует инструментальные партитуры, а звучание вашей композиции обеспечивается тембрами подключенного по умолчанию миди-синтезатора Microsoft GS Wavetable SW Synth.

Но синтезатор можно поменять, и об этом — ниже.
2. не обязательно использовать все партии авто-аранжировки: непосредственно в ChordPulse можно исключить отдельные партии или — после сохранения — изменить их во внешнем муз.

редакторе с функцией редактирования миди.

Для начала, чтобы просто «пощупать» (не заморачиваясь покупкой или другими способами) вы можете скачать программу с оф.сайта и 14 дней пользоваться её полным функционалом. Этого времени вам запросто хватит, чтобы определиться — насколько она для вас полезна.

Если вы плохо владеете английским, чтобы понять описание программы на офсайте, то можете поставить в ваш интернет-браузер расширение типа S3.Google Переводчик (таких есть несколько) и переводить выделенные предложения и абзацы по одному клику мыши.

Основной процесс работы в программе показан в видео-уроках. Это рисование новых кирпичиков (один кирпич = один аккорд), представляющих из себя такты, полутакты и т.д.

Новый аккорд добавляется кликом по кнопке «+», появляющейся справа от уже имеющегося по наведении мыши. После чего вы выбираете из предложенных пресетов его гармонический тип.

Каждый аккорд (кирпич) может иметь отдельно назначаемый басовый тон.

Каждая «страница» программы (pages — показываются квадратиками под аккордами) может содержать не более 8 (или 16) аккордов-кирпичиков, являясь самостоятельным «блоком» вашей композиции, возможным для повторения. Вся ваша композиция состоит из таких блоков, в каждом из которых вы поочередно выстраиваете нужные аккорды.

Действия с аккордами: добавление, проигрывание, измененение размера, разбиение на два, выбор (для меню правой кнопки мыши), удаление, передвижение и копирование, транспонирование. А также: изменение, рассечение и обращение.

После того, как вы набрали всю свою композицию, можно одновременно с прослушиванием добавить аранжировочные украшательства — ритмические сбивки.

В общем, если внимательно посмотреть видео и руководство к программе — разобраться можно за час.

В программе имеется небольшой микшерный пульт, что позволит вам сбалансировать общий микс вашего трека:

СОХРАНЕНИЕ ФАЙЛОВ:
программа не предназначена для создания выходного звукового файла в формате wav или mp3.

ChordPulse решает вспомогательную задачу по аранжировке, сохраняя результат в формате midi и предоставляя пользователю самому выбирать дальнейший судьбу получившегося файла: оставить его для караоке и для прослушивание в плеерах с поддержкой миди-файлов.

Или же продолжить работу в любом музыкальном редакторе, меняя, редактируя и добавляя свои партии (например, мелодическую). Для такой задачи вам надо сохранить midi-файл с опцией format 1.

Стоит заметить, что если ваши клавишные имеют функцию автоаранжировщика, то вы можете сбросить с них аранжировку вашей музыки в какой-нить музыкальный редактор типа Sonar в режиме миди-записи (сразу на несколько каналов).

Помимо упоминаемой выше возможности (загрузить получившийся midi-файл в муз.редактор и дальше с ним работать), рассмотрим ещё одну альтернативу – облагородить звук ещё в процессе работы и записать проигрываемый звук собранного в ChordPulse миди-файла. Это будет немного посложнее, но вполне достижимо.

Нам понадобятся дополнительные программы:

  1. компактная хост-станция* VSTHost
  2. виртуальный миди-кабель LoopBe1
  3. виртуальный инструмент Edirol Hyper Canvas VSTi.DXi v1.6.0, выпущенный в 2008 году (в редакторе Sonar он представлен как штатный синтезатор под названием TTS-1)

*) хостом называется принимающая программа, обеспечивающая другие программные модули своим рабочим пространством.

Все эти программы легко доступны в сети, не требовательны к ресурсам компьютера и будут спокойно работать даже на слабых компьютерах.

Какова же схема улучшения звука создаваемого миди-файла? Смысл в замене штатного GM-синтезатора Windows на другой, улучшенного качества от фирмы Roland.

Из автоаккомпаниатора ChordPulse миди-сигнал по виртуальному кабелю LoopBe1 приходит на станцию VSTHost и подаётся на VST-синтезатор Edirol Hyper Canvas.

Вот этот последний, будучи компактным, но хорошо сбалансированным виртуальным оркестром, и будет формировать инструментальное содержание вашей композиции.

А сам VSTHost способен записать этот звучащую миди-партитуру в обычный звуковой файл.

После того, как вы установили все три перечисленные программы, необходимо выполнить следующие настройки через пункты меню:

  1. ChordPulse: Options > More > Midi output device сменить строку Microsoft GS Wavetable SW Synth на любую из восьми Out to MIDI Yoke: (номер), ОК (смотреть)
  2. VSTHost: Device > MIDI… > MIDI Input Devices выбрать ту же строку, ОК (смотреть). Так мы связали автоаранжировщик с хост-станцией. Теперь осталось загрузить в хост-станцию VST-оркестр.
  3. (при условии, что Edirol Hyper Canvas уже проинсталлирован в ваш Windows)
    VSTHost: File > New PlugIn… > (указываем файл C:\Program Files (x86)\Steinberg\VSTplugins\Hyper Canvas.dll) *
  4. чтобы сохранить настройку с VST-оркестром, выберите VSTHost: Performance > Save As…, и (начиная со второй строки) введите любое понятное вам название пресета, например «Hyper Canvas» (смотреть)

*) если в вашей системе установлено много разных VST-плагинов, и вы желаете, чтобы VSTHost видел их все, выберите File > Set PlugIn Path и укажите ваши VST-директории и ОК. Если появляются новые плагины, используйте File > Rescan PlugIn.

Таким образом можно заменить штатный Microsoft-овский миди-синтезатор, через который изначально играет ChordPulse.

А чтобы записать получившийся результат, надо в меню VSTHost выбрать Engine > Wave Recorder > Record и включить на воспроизведение ChordPulse.

Таким образом VSTHost запишет воспроизводящийся в реальном времени ваш аккомпанимент, который будет звучать тембрами синтезатора Hyper Canvas.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
По такой же схеме в VSTHost можно подключать и другие VST-плагины: например, аналоговую обработку для звука и сохранять пресеты подключения. Можно набирать плагины в цепочку, т.е.

после Hyper Canvas поставить какой-нить максимайзер. Для этого, после загрузки в VSTHost плагина Hyper Canvas, загрузите ещё какой-нибудь.

У вас на экране появится ещё один кирпичик-модуль, который по умолчанию будет соединен желтой прямой с базовым входным портом VSTHost.

ТЕПЕРЬ надо переназначить вход ВТОРОГО плагина на выход синтезатора Hyper Canvas: в кирпичике второго плагина щелкаете по левой верхней угловой иконке (с изображением звена цепи) , снимаете галочку с первой строки Engine Input и ставите галочку на следующую HQ Soatware Synrhesi… (Hyper Canvas), жмете OK.  И желтая прямая прицепляется к выходу  синтезатора. Дальше аналогично, кому надо — сообразит 🙂

Источник: http://www.artcomposer.ru/index.php/help/software/62-auto-accompaniment-chordpulse

Refy-free
Добавить комментарий