Ассертивность как условие эффективного общения

Ассертивность как условие эффективного общения

Ассертивность как условие эффективного общения

Ассертивность как условие эффективного общения

Золотовскова А.А.

г. Екатеринбург

На сегодняшний день актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в мир самостоятельности.

Подростковый возраст – период, протекание которого во многом определяет дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, о жизненных целях и ценностях.

Индивид активно ищет свое «место под солнцем», на качественно новом уровне познает мир человеческих взаимоотношений. Опыт, полученный в подростничестве, влияет на формирование и проявление уверенности, поэтому имеет смысл делать акцент на развитии ассертивности именно у подростков.

Кроме того, подросток вступает во «взрослый», самостоятельный мир, где неуверенное поведение может стать причиной не только психических и физических заболеваний, но и даже его гибели.

Психологи используют термин «ассертивность» как синоним уверенности. В переводе с английского языка слово «assert» означает «утверждать упорно, показательно, уверенно».

Согласно психологическому словарю, «ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей». Проблемами ассертивного поведения занимались Е. Кристофф, К. Келли, Д. Вольпе, А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек, Е.

Крукович и другие психологи. Изучение феномена ассертивности позволяет получать данные о возможностях управления мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей позиции. Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в трудах американского психолога А.

Солтера и впитала в себя ключевые положения гуманистической психологии — в частности, противопоставление самореализации манипулированию людьми.

Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения.

Ассертивная личность обладает характеристиками: 1) человек свободно выражает свои мысли, чувства; 2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное.

3) активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события. 4) действия характеризуются самоуважением.

Д. Вольпе видел в ассертивных реакциях один из способов преодоления социальных страхов.

Ассертивное поведение не всегда ведет к достижению цели, но цели усиливают положительную оценку свойств личности. Достижение цели усиливает желание достигать другие цели, в результате – чувство движения и большая уверенность в самоценности.

Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:

· целенаправленность;

· ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания;

· гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;

· социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими;

· сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;

· настойчивость, не переходящая в агрессию;

· направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;

· созидание.

Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения – агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него.

При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п.

проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности.

Отличительная особенность уверенного поведения – адекватная оценка своей ответственности, в неуверенном поведении застенчивый человек ответственность принимает на себя, агрессивный – перекладывает ее на окружающих.

Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В.Г. Ромек отмечает следующие проявления неуверенности: страх быть отвергнутым, заниженная самооценка, нерациональные убеждения, излишнее стремление «соблюдать приличия», отсутствии навыков выражения чувств.

Некоторым людям не хватает ассертивности, поскольку у них нет опыта. Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками.

Это дает огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг.

Тренер помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль.

Таким образом, цель тренинга по развитию ассертивности у подростков состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, в выработке такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом. Так как ассертивность как личностное качество проявляется во взаимодействии людей, в группе, то и формировать ее необходимо в условиях групповой работы, то есть в процессе тренинговых занятий.

На фазе лабилизации в тренинге можно использовать такое упражнение, как, например, «До черты»: участник с закрытыми глазами должен пройти 3 метра до линии на полу, максимально к ней приблизившись, но не заступив за нее. На выполнение дается две попытки.

Упражнение является своеобразной экспресс — диагностикой: если участник останавливается на достаточно большом расстоянии, не доходя до черты, то у него преобладает мотивация на избегание неудач; если останавливается на черте или за ней – то доминирует мотивация на достижение успеха.

Кроме того, на фазе обучения можно использовать упражнение «Оптимальные варианты». Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает.

Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно; ты договорился с друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!» и т.п.

Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации.

Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения.

Можно также использовать упражнение «Спящие львы»: сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы спят с открытыми глазами – вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно перемещается между ними. Его задача — вывести «львов» из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию.

Можно делать что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив невозмутимость.

Психологический смысл упражнения: тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных ситуациях.

В заключение работы проводится обсуждение всей работы, идет обратная связь тренеру от группы по результатам всей работы, участники высказывают свои пожелания, впечатления. Ведущий благодарит участников группы за работу и на прощание дает домашнее задание: быть ассертивным в любой ситуации!

Источник: https://mirznanii.com/a/197045/assertivnost-kak-uslovie-effektivnogo-obshcheniya

Реферат на тему

Ассертивность как условие эффективного общения

текст обсуждение файлы править категориядобавить материалпродать работу

скачать

Найти другие подобные рефераты.

Доклад * Размер: 11.75 кб.

Язык: русский

Разместил (а): Золотовскова Анна

Ассертивность как условие эффективного общения Золотовскова А.А. г. Екатеринбург На сегодняшний день актуальность разработки и применения тренинга ассертивности для подростков обусловлена социальными явлениями в нашем обществе и требованиями, которые предъявляются к подростку при его вступлении в мир самостоятельности. Подростковый возраст – период, протекание которого во многом определяет дальнейший жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе, своем месте в мире, о жизненных целях и ценностях. Индивид активно ищет свое «место под солнцем», на качественно новом уровне познает мир человеческих взаимоотношений. Опыт, полученный в подростничестве, влияет на формирование и проявление уверенности, поэтому имеет смысл делать акцент на развитии ассертивности именно у подростков. Кроме того, подросток вступает во «взрослый», самостоятельный мир, где неуверенное поведение может стать причиной не только психических и физических заболеваний, но и даже его гибели. Психологи используют термин «ассертивность» как синоним уверенности. В переводе с английского языка слово «assert» означает «утверждать упорно, показательно, уверенно». Согласно психологическому словарю, «ассертивность – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей». Проблемами ассертивного поведения занимались Е. Кристофф, К. Келли, Д. Вольпе, А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек, Е. Крукович и другие психологи. Изучение феномена ассертивности позволяет получать данные о возможностях управления мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей позиции. Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х — начале 60-х годов XX в. в трудах американского психолога А. Солтера и впитала в себя ключевые положения гуманистической психологии — в частности, противопоставление самореализации манипулированию людьми. Уверенные в себе люди характеризуются независимостью и самодостаточностью, что проявляется в различных жизненных сферах, но наиболее очевидно – в сфере межличностных отношений. Внешние признаки уверенного поведения тоже ярче всего заметны в ситуациях общения. Ассертивная личность обладает характеристиками: 1) человек свободно выражает свои мысли, чувства; 2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное. 3) активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события. 4) действия характеризуются самоуважением. Д. Вольпе видел в ассертивных реакциях один из способов преодоления социальных страхов. Ассертивное поведение не всегда ведет к достижению цели, но цели усиливают положительную оценку свойств личности. Достижение цели усиливает желание достигать другие цели, в результате – чувство движения и большая уверенность в самоценности. Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как: ·        целенаправленность; ·        ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на переживания; ·        гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку; ·        социальная ориентированность, направленность на конструктивные отношения с окружающими; ·        сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции; ·        настойчивость, не переходящая в агрессию; ·        направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач; ·        созидание. Поведение человека бывает двух типов: уверенное и неуверенное (как два «полюса» неуверенного поведения – агрессивность и застенчивость). Неуверенный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить ссутулившись и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения проблемы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях в косвенной форме, пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может проявляться и в агрессии, человек кричит, оскорбляет, размахивает руками, смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и враждебность, человек «переходит на личности», пытается наказать другого человека, а не удовлетворить свои потребности. Отличительная особенность уверенного поведения – адекватная оценка своей ответственности, в неуверенном поведении застенчивый человек ответственность принимает на себя, агрессивный – перекладывает ее на окружающих. Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в ситуациях, связанных с общением. Так, В.Г. Ромек отмечает следующие проявления неуверенности: страх быть отвергнутым, заниженная самооценка, нерациональные убеждения, излишнее стремление «соблюдать приличия», отсутствии навыков выражения чувств. Некоторым людям не хватает ассертивности, поскольку у них нет опыта. Несмотря на то, что уверенное поведение сильно зависит от особенностей семейного воспитания и взаимоотношений с родителями, проявляется оно в общении со сверстниками. Это дает огромные возможности для развития навыков уверенного поведения в специально организованных группах. Необходимо смоделировать условия, в которых возможно сформировать навыки уверенности в себе. Оптимальные условия для этого создает психологический тренинг. Тренер помогает осознать неэффективность стиля общения и заменить его на эффективный стиль. Таким образом, цель тренинга по развитию ассертивности у подростков состоит в овладении навыками уверенного поведения в межличностных отношениях, в выработке такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и общества в целом. Так как ассертивность как личностное качество проявляется во взаимодействии людей, в группе, то и формировать ее необходимо в условиях групповой работы, то есть в процессе тренинговых занятий. На фазе лабилизации в тренинге можно использовать такое упражнение, как, например, «До черты»: участник с закрытыми глазами должен пройти 3 метра до линии на полу, максимально к ней приблизившись, но не заступив за нее. На выполнение дается две попытки. Упражнение является своеобразной экспресс — диагностикой: если участник останавливается на достаточно большом расстоянии, не доходя до черты, то у него преобладает мотивация на избегание неудач; если останавливается на черте или за ней – то доминирует мотивация на достижение успеха. Кроме того, на фазе обучения можно использовать упражнение «Оптимальные варианты». Участники объединяются в группы по 3-4 человека. Им предоставляются конфликтные ситуации, например: ты купил плеер, принес домой, а он не работает. Попросил заменить в магазине, а там сказали, что менять не будут; ты стоишь в очереди, и вдруг какие-то парень с девушкой встают прямо перед тобой, как будто так оно и нужно; ты договорился с друзьями идти на дискотеку по случаю дня рождения. А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь глядя, маленький еще!» и т.п. Задача участников – продумать, прорепетировать и продемонстрировать сценки, отражающие оптимальные (т.е. позволяющие добиться цели с наибольшей вероятностью и с наименьшими затратами сил) варианты уверенного, агрессивного и застенчивого поведения применительно к каждой ситуации. Психологический смысл упражнения: повышение гибкости в разных ситуациях, демонстрация типов поведения и того, что в зависимости от ситуации могут быть оптимальны разные стратегии поведения. Можно также использовать упражнение «Спящие львы»: сидящие участники изображают спящих львов. Как известно, львы спят с открытыми глазами – вдруг обнаружится опасность? Водящий свободно перемещается между ними. Его задача — вывести «львов» из состояния невозмутимости, вызвать у них какую-либо эмоциональную реакцию. Можно делать что угодно, но не касаться физически других участников и не употреблять в их адрес оскорбительных выражений. Если ведущему удалось вызвать эмоциональную реакцию у какого-то у частника, тот встает и присоединяется к ведущему. Побеждает тот, кто дольше всех продержится в положении «спящего льва», сохранив невозмутимость. Психологический смысл упражнения: тренировка умения контролировать выражение своих эмоций, сохранять невозмутимость в стрессогенных ситуациях. В заключение работы проводится обсуждение всей работы, идет обратная связь тренеру от группы по результатам всей работы, участники высказывают свои пожелания, впечатления. Ведущий благодарит участников группы за работу и на прощание дает домашнее задание: быть ассертивным в любой ситуации!

Скачать доклад бесплатно Постоянный url этой страницы:
http://www.referatnatemu.com/51981Найти другие подобные рефераты.

Источник: http://www.referatnatemu.com/51981

Быть понятым: Техники ассертивной коммуникации

Ассертивность как условие эффективного общения

Экология сознания. Психология: Потребность быть принятым и понятым, потребность в близких отношениях является витальной для нас.

Ничто так не вредит нашему душевному и физическому здоровью, как ощущение эмоциональной удаленности от тех, к кому мы больше всего привязаны: будь то супруг, дети или родители.

Невысказанные обиды, неразрешенные недовольства, недомолвки и недоговоренности, непроясненные ситуации, все эти «недо» в отношениях крайне энергозатратны и эмоционально обременительны.

Как высказаться и не быть посланным

Потребность быть принятым и понятым, потребность в близких отношениях является витальной для нас.

Ничто так не вредит нашему душевному и физическому здоровью, как ощущение эмоциональной удаленности от тех, к кому мы больше всего привязаны: будь то супруг, дети или родители.

Невысказанные обиды, неразрешенные недовольства, недомолвки и недоговоренности, непроясненные ситуации, все эти «недо» в отношениях крайне энергозатратны и эмоционально обременительны.

Сложно подсчитать, сколько раз я слышала в своем кабинете нечто вроде: «Мы снова пытались поговорить, но всё опять закончилось скандалом!», «Я так хочу донести до него (нее) свои мысли, чувства, но в какой-то момент сваливаюсь в эмоции и всё идет прахом!». Или вот другая крайность: «Нет-нет, такого я никогда не смогу сказать ему (ей), ведь тогда возникнет ссора, а ссор я очень не люблю и избегаю любых конфликтов», «Зачем я буду высказывать претензии, если любит – пусть догадается сам (сама)».

И оба эти варианта, пассивный и агрессивный, как вы сами понимаете, малоэффективны. Не сложно догадаться, что есть и третий путь, но… об этом чуть позже.

Очевидно, что, комфортное ощущение жизни исходит из комфортных отношений. Бесконфликтные, хорошие отношения в значимой среде крайне важны для нас.

Однако, конфликты бывают даже в самых счастливых отношениях, в самых устойчивых парах и у самых уравновешенных людей.

Временами потребность высказать партнеру что-то важное и наболевшее, настолько актуализируется, что «большой» разговор становится неизбежен.

И, хочу подчеркнуть, что отсутствие конфликтов и столкновений является признаком эмоциональной дистанции, исключающей близкие отношения. Возникновение конфликтов – вполне здоровый элемент в жизни отношений, через них становится возможным развитие пары.

А вот то, как мы проживаем конфликты, как мы выбираем вести себя в периоды кризисов, определяет дальнейший прогноз наших отношений. И не всегда он, ну, так сказать, выглядит оптимистично.

Самая распространенная и часто встречающаяся причина разводов, ссор, прекращения взаимоотношений и т.п. состоит в нарушении коммуникации. Или в ее отсутствии.

Мы просто не умеем друг с другом говорить! Мы склонны фантазировать о том, что чувствует и думает другой, что является побудительной причиной того или иного его поступка; и мы мало говорим о своих чувствах, чтобы другой мог понимать нас. 

Иногда мы, как дети довербального периода беззаветно ждем, что другой всё поймет молча, догадается о нашем наболевшем и немедленно предпримет все необходимые мероприятия для выведения нас из кризисной ситуации.

Всех алчущих такого типа взаимоотношений спешу озадачить: на мой взгляд, партнер вам не нужен, ибо, вы ищете родителя. Это мама должна и обязана догадываться о желаниях и потребностях своего младенца.

А партнер – нет! У Другого нет декодера, чтобы понять, что мы имели ввиду НА САМОМ ДЕЛЕ, нет волшебного камертона, чтобы понять, что стоит за нашими воплями, жалобами, стенаниями, и нередко оскорблениями.

Да, это вашему психотерапевту «яснопонятно», что это ваш внутренний ребенок разбушевался из-за критической массы неудовлетворенных потребностей. Но ваш муж (жена)-то об этом и не догадывается. И принимает всё за чистую монету, то есть, на свой счет. А на свой счет – обидно. И… пошло-поехало!

Между тем, если мы говорим о партнерстве двух взрослых, то такие отношения предполагают прежде всего ответственность. Ответственность – донести в доступной форме до партнера свои мысли, чувства, переживания и всё то, что создает для вас дискомфорт в отношениях.

Донести, не обрушивая на партнера шквал своих эмоций, а деликатно вынести свои тревоги на границу контакта, уважая при этом чувства Другого.

А еще– побеспокоиться заранее о том, в какой обстановке и с каким настроем произойдет разговор и быть при этом максимально вменяемым, ну, если конечно, есть желание благоприятного исхода. 

В любом случае, что бы мы ни выбирали, есть лишь три способа поведения в конфликтной ситуации:

  • Пассивность. Самая распространенная и малоэффективная реакция.

  • Агрессивность. Не более эффективная и в некоторых случаях опасная тактика.

  • Ассертивность. Ненасильственный и весьма эффективный вариант поведения.

Ассертивная коммуникация позволяет отдавать и получать то, что нужно, при этом оберегая собственные границы и уважая потребности Другого.

Вот что вы могли бы предпринять, чтобы сделать вашу коммуникацию настолько эффективной, чтобы донести сообщение до адресата, не отталкивая его от себя.

1. Стремитесь к тому, чтобы заменить любое оценочное суждение (критику) – объективным замечанием. Оперируйте фактами, а не домыслами. Чем более вы объективны, тем лучше ваше сообщение будет восприниматься собеседником. Избегайте ярлыков и оскорблений, ведь агрессия вызывает ответную агрессию.

2. Говорите Я-посланиями. Всё, что от Вас требуется – описать ситуацию фразами, начинающимися с «я», а не с «ты», оставаясь при этом максимально объективным. Говорите о своих чувствах в сложившейся ситуации. Мало кому придет в голову спорить с вами на этот счет, ведь ваши чувства – только ваши!

3. Выбирайте подходящее место и время. Даже самый конструктивный диалог имеет все шансы перейти в нелепую склоку, если начат не в том месте и в неподходящее время. Даже если у вас самые добрые намерения, не стоит вести личный разговор прилюдно или в тот момент, когда ваш собеседник спешит или чем-то занят.

4. Успокойтесь! Вероятнее всего, ваш агрессивный вид и тон приведут к неудаче еще до начала разговора.

В то время, как ваше дружелюбное расположение будет непременно «считано» собеседником и поможет ему чувствовать себя комфортно, что, несомненно, повысит продуктивность вашей беседы.

Уделите время тому, чтобы «настроиться» на разговор: используйте доступные вам техники саморегуляции, приводящие вас в состояние равновесия.

5. Чаще используйте волшебное слово! Знаете его? Надеюсь всё же, что знаете, ведь волшебное слово в продуктивном диалоге – это имя вашего собеседника. Ведь к своему имени мы более восприимчивы, чем к любому другому слову. Что бы вы ни собирались сказать своему оппоненту, сначала обратитесь к нему по имени.

6. И самое, на мой взгляд, главное: даже если вы собираетесь провести «большой» разговор, один из самых тяжелых и неприятных в своей жизни, и обида гложет вас уже не первый день, постарайтесь сообщить собеседнику о его плюсах.

А они, несомненно, есть, иначе, зачем вам быть в этих отношениях!? Будьте искренни. Скажите что-то приятное своему партнеру. Озвучьте то, за что вы цените этого человека, за что вы благодарны ему. Это не всегда легко, когда мы испытываем сильные негативные чувства.

Однако попробовать непременно стоит, ведь именно приятные слова в адрес собеседника открывают путь к общению.

В завершении хочу отметить, что не все обстоятельства располагают к тому, чтобы погружаться в сложный процесс ассертивной коммуникации.

Если ставка слишком мала и не заслуживает вашего внимания, времени и усилий, вполне можно себе позволить пассивную реакцию на происходящее и ни во что не вмешиваться. Обозначив при этом прецедент не более чем «суета сует и томленье духа».

 Всем удачи и самых продуктивных коммуникаций!опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

Мария Мухина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/176047-byt-ponyatym-tehniki-assertivnoy-kommunikatsii

Refy-free
Добавить комментарий