Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

10 архитектурных шедевров Санкт-Петербурга

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

В формировании города участвовало множество талантливых архитекторов, скульпторов, художников. Многие из них были приглашены из Италии, Голландии, Германии.

Мы хотим представить вашему вниманию несколько ярчайших шедевров архитектуры, без которых образ Северной столицы казался бы нам незавершённым. Все эти строения — образцы архитектурных стилей разных эпох.

Предлагаем познакомиться с их историей поближе.

Академия имени А.Л. Штиглица

Академия Штиглица — высшее учебное заведение, где подготавливают специалистов в сфере изобразительного искусства и дизайна. В народе до сих пор в ходу предыдущее название заведения: нередко можно услышать, как академию по старинке называют Мухинским училищем.

Здание академии спроектировал известный архитектор Максимилиан Месмахер, который стал первым директором существующей ныне академии. В 1876 году, благодаря барону Александру Штиглицу, в здании было основано Центральное училище технического рисования, именуемое с 1953 года художественно-промышленным училищем имени В.И.

Мухиной, а после 1994 года — художественно-промышленной академией имени А.Л. Штиглица. В проектировке учебного здания, где в первые годы после основания располагался музей прикладного искусства, участвовали архитекторы А.И. Кракау и Р.А. Гедике. Музей, который открылся в отдельном здании в 1896 году, — основная гордость академии и по сей день.

За десятилетия существования там собралась большая художественная коллекция различных культур, памятники нескольких эпох, изделия из текстиля, бронзы, фарфора. Уникальным памятником является само здание музея, по архитектурному стилю относящееся к историзму. Работая над проектом, Месмахер создал отдельные элементы здания на примере итальянского ренессанса.

В настоящее время здание музея Штиглица насчитывает 14 залов. Экскурсия в такой музей — это возможность увидеть тысячи предметов прикладного искусства, начиная от эпохи Античности, заканчивая современным временем.

Адрес: Соляной переулок, 13-15.

Источник фото visit-peterburg.ru

Буддийский храм

Буддийский храм, или Дацан Гунзэчойнэй, был построен в Санкт-Петербурге ещё в начале XX века, когда буддизм набрал популярность в аристократических кругах Северной столицы. Начало строительства было заложено благодаря бурятскому ламе Агвану Доржиеву.

Дацан стал первым зданием в тибетском стиле, построенным на европейской территории России. Его главный архитектор — Гавриил Барановский, а витражи оформил Николай Рерих. В строительстве участвовал комитет учёных-востоковедов, а статуя Будды была подарена королём Сиама.

Буддийский храм совмещает в себе два стиля — тибетский, как основной, и северный модерн, как второстепенный. Здание храма — это центральный зал для буддийских служб, монашеские кельи и четырёхъярусная башня.

В военные годы дацан закрылся, а его здание использовалось не по назначению — в качестве радиостанции и лаборатории Зоологического института. Лишь после 1990 года его восстановили, и по сей день он является крупным центром развития буддизма.

В его стенах проводится множество мероприятий, осуществляется приём буддийских врачей, а также работает кафе, где можно познакомиться с бурятской кухней. Дацан открыт с 10 до 19 во все дни, кроме среды. Подробное расписание ищите на официальном сайте дацана и в группе.

Адрес: Приморский проспект, 91.

Источник фото tripadvisor.ru

Дом Зингера

Это величественное шестиэтажное здание в стиле модерн, расположенное на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова, передаёт атмосферу Петербурга наравне с Дворцовой площадью и Зимним дворцом.

Дом компании «Зингер», не менее известный как «Дом книги», был возведён в начале XX века по проекту Павла Сюзора. Скульпторами здания стали Артемий Обер и А.Г. Адамсон. В настоящее время три этажа — первый, второй и цокольный — занимает дом книги, остальные пространство отдано команде «».

В XX веке площадь здания арендовалась Санкт-Петербургским частным коммерческим банком, во время Первой мировой войны на его территории было посольство США, а позже «Лениздат» и прочие издательства. На крыше дома Зингера находится смотровая площадка с видами на главные достопримечательности города.

Дом книги работает с 9 утра до полуночи. С событиями и мероприятиями можно ознакомиться на официальном сайте Санкт-Петербургского дома книги.

Адрес: Невский проспект, 28.

Источник фото tripadvisor.ru

Дворец Белосельских-Белозерских

Пересекая Невский проспект и Фонтанку, нельзя не обратить внимание на величественное строение в стиле необарокко — дворец Белосельских-Белозерских. Окончательный вид здание приобрело благодаря архитектору А.И. Штакеншнейдеру. В 1848 дворец был переделан из трёхэтажного строения, спроектированного Ф.И.

Демерцовым, по просьбе князя Белосельского-Белозерского. Он хотел увидеть окончательный вариант дворца в стиле Растрелли, но, к сожалению, скончался раньше, чем строение достроилось.

После окончания работ здесь устраивались светские мероприятия, позже здание стало владением князя Сергея Алексанровича (сына императора Александра II), а в 1911 году было передано князю Дмитрию Павловичу — племяннику Елизаветы Фёдоровны.

Место, на котором стоит дворец, исторически обрело мистическую славу: поговаривают, что здесь видели своих двойников императрица Анна Иоановна и Пётр Андреевич Вяземский. В XX веке во дворце Белосельских-Белозерских размещался районный комитет, государственное учреждение культуры и музей восковых фигур.

Лишь в 2003 году здесь возобновились реставрационные работы. В настоящее время в здании восстановили интерьеры залов с отделкой XIX века. Среди них выделяют Зеркальный и Дубовый залы, гостиные и картинные галереи. В дворце Белосельских-Белозерских проходят музыкальные и театральные мероприятия, с расписанием которых можно ознакомиться в группе, а также сюда можно попасть в составе экскурсионной группы.

Адрес: Невский проспект, дом 41.

Источник фото kuda.spb.ru

Особняк З.И. Юсуповой на Литейном

Литейный дом княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой был построен под руководством архитектора Людвига Бонштедта в 1858 году, однако проект строительства разработал Гаральд Боссе в 1852 году. Двухэтажное здание выполнено в архитектурном стиле необарокко, и выполнено в духе итальянского Возрождения. Интерьеры дворцовых залов отличаются особой роскошью.

Княгиня проявляла особый интерес к искусству: в особняке была собрана редкая коллекция живописи Западной Европы, а плафоны по её просьбе оформил известный живописец Н.А. Майков. Здание полностью облицовано песчаником, фасад особняка отделан колоннами.

Последним полноправным владельцем дома был Феликс Юсупов, а уже в 1908 году особняк стал арендоваться театральным клубом. В военное время тут размещался госпиталь, Польский дом просвещения Ю.Ю. Махлевского и Дом политического просвещения. В настоящее время в здании проводятся театральные и музыкальные вечера, выставки и экскурсии.

Дворец включает в себя несколько гостиных и роскошных залов, в том числе театральный зал с бельэтажем. Ознакомиться с афишей и стоимостью билетов можно здесь и здесь. 

Адрес: Литейный проспект, дом 42.

Источник фото: spb.kassir.ru

Мариинский театр

Один из ведущих музыкальных театров ведёт свою историю с конца XVIII века, а указ о его строении издала императрица Екатерина Великая. Изначально театр звался Большим и представлял собой огромное строение в стиле ампир. Своё название музыкальный театр получил в честь императрицы Марии Александровны.

Здание было спроектировано архитектором Антонио Ринальди, внутренней отделкой занимался Тома де Томон, однако в 1811 году большая часть театра была уничтожена пожаром.

Современная отделка Мариинского театра — результат трудов Альберто Кавоса, который внёс изменения в устройство здания — изменил форму зрительного зала, увеличил его величину и убрал колонны. Долгое время театр был императорским.

Первый театральный сезон после реконструкции был открыт в 1860 году, а через несколько десятилетий театру вновь суждено было перестроиться по проекту Шретера: к основному зданию был присоединён новый корпус, деревянные конструкции заменились металлическими, и здание приобрело более строгий, деловой вид.

В Мариинском театре служили и выступали артисты, чьи имена известны всему миру: Фёдор Шаляпин, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова и многие другие. С 1920 года Мариинский театр стал академическим. Узнать расписание, ознакомиться с составом труппы и афишей мероприятий вы можете на сайте и в группе театра.

Адрес: Театральная площадь, дом 1.

Источник фото culture.ru

Доходный дом Ш.З. Иоффа

Наверняка вы помните высокую башню с куполообразной крышей на легендарных пяти углах: знаменитый дом с башенкой, выполненный в стиле неоклассицизм, — это и есть доходный дом купца Иоффа. На данный момент облик Петербурга нельзя представить без него, но свой окончательный утончённый вид строение приобрело лишь в прошлом веке.

Это великолепное здание было построено по проекту Александра Лишневского в 1913 году. В XIX веке на месте доходного дома было поместье купцов Лапиных, а позже его владельцем стал Ш.З. Иофф, который приобрёл помещение в деловых целях. В этом доме располагалось шесть квартир, в одной из которых проживал сам владелец.

Первый и второй этажи, предназначенные для торговых залов, перерастают в следующие, более утончённые и причудливые. Верхние этажи украшены венецианскими окнами, карнизами, кариатидами. В этом доме жили такие известные люди как Н.А. Некрасов, Лидия Чуковская, учёный Матвей Бронштейн, а частой гостьей Лидии Чуковской была сама Анна Ахматова.

Кроме того, дом Иоффа прославился тем, что на втором этаже раньше располагался крупнейший для начала XX века кинотеатр. В настоящее время в здании расположены отели, рестораны и магазины.

Адрес: Улица Рубинштейна, 40/11.

Источник фото: fiesta.city.ru

Дворец великого князя Владимира Александровича (Дом учёных)

Дом учёных имени М. Горького — это бывший дворец Великого князя Владимира Александровича. Он был создан по проекту архитектора А.И. Резанова. Архитектор начал работу на месте расположения бывшего особняка, а работы велись на протяжении нескольких лет с 1867 года.

Дворец стал художественным показателем архитектурного стиля историзм, а его изысканные парадные были выполнены в стиле рококо. Гостиные дворца соединили в себе несколько стилей: готический, мавританский, русский и ренессанс. С 1920 года дворец стал занимать дом учёных.

Первые научные заседания стали здесь организовываться после 1930 года. В военные годы дом учёных продолжал поддерживать свою деятельность. В настоящее время здесь регулярно проводятся концерты, музыкальные вечера, театральные постановки, работают детские студии.

Если же вы хотите подробнее узнать об истории здания, то рекомендуем вам посетить экскурсию.

Адрес: Дворцовая набережная, дом 26.

Источник фото: gopiter.ru

Здание Российской Национальной Библиотеки

Российская национальная библиотека входит в список крупнейших мировых библиотек. Несколько раз здание библиотеки меняло названия. Официально оно успело побыть Императорской публичной библиотекой, библиотекой имени М.Е. Салтыкова-Щедрина и Государственной публичной библиотекой.

Инициатором создания публичной библиотеки стала Екатерина II, а спроектировал его архитектор Е.Т. Соколов. Строительство масштабного здания шло более пятнадцати лет. Архитектурные образы старого здания привлекают внимание издалека: между колоннами на его фасаде виднеются скульптуры древних философов.

Открытие состоялось лишь в 1814 году, а к следующему веку библиотечный фонд насчитывал свыше трёх миллионов книг. Во время Великой Отечественной войны книжная коллекция серьёзно пострадала, но библиотека продолжала работать в привычном режиме.

К концу 2003 года у здания библиотеки появился филиал в спроектированным архитектором В.Н. Щербиным здании на Московском проспекте. Новое здание оборудовано читальным залом на 2000 мест и специализированными залами. Главный корпус остался на пересечении Садовой улицы и Невского проспекта.

На официальном сайте вы сможете узнать о новостях библиотеки, прочитать подробную историю и увидеть электронные каталоги.

Адрес: площадь Островского, дом 1/3.

Источник фото: peterburg2.ru

Мраморный дворец

Вот уже более двух десятилетий мраморный дворец является филиалом Русского музея. Мраморный дворец строился на месте сгоревшего Почтового дома. Его строительством занимался Антонио Ринальди.

Итальянский архитектор был привлечён Екатериной II в 1768 году для строительства этого грандиозного дворца, который она задумывала преподнести в качестве подарка для своего фаворита — Григория Орлова. Более того, есть сведения, что императрица сама участвовала в рисовании проекта.

особенность здания — в отделке его фасада. При строительстве дворца применялось более тридцати видов мрамора. Внутренние интерьеры дворца восхищают роскошью: проект парадной лестницы из мрамора принадлежит Ринальди, а скульптуры выполнены Фёдором Шубиным.

В оформлении внутреннего убранства участвовал художник Стефано Торелли, скульптор М.Козловский, лепщик А.Бернаскони. Дворец успел стать родовым домом князей династии Романовых, а в XX веке тут была Российская академия истории материальной культуры и филиал Центрального музея Ленина.

После 1992 года дворец стал филиалом Русского музея. Подробности о коллекциях музея и информацию об условиях посещения вы найдёте на официальном сайте, посвящённому Мраморному дворцу.

Адрес: улица Милионная, дом 5/1.

Источник фото: sityguidespb.ru

Пешие прогулки по Петербургу — познавательное и захватывающее занятие, однако количество архитектурных шедевров в городе настолько велико, что не хватит и месяца для ознакомления со всеми.

Подробное изучение города требует времени и сил — тут на каждой улице, в каждом дворе и в каждом доме спрятаны сотни тайн, загадок, интересных фактов.

Авторские экскурсии по Санкт-Петербургу превратят исследование архитектуры в увлекательное и вдохновляющее путешествие, позволяющее проникнуться духом каждой эпохи и каждого исторического периода существования города.

Архитектурные шедевры Северной столицы не ограничиваются этими десятью зданиями и легко могут перерасти за сотню. Отправляясь исследовать архитектурную область Петербурга, вы легко сможете составить свой список мест, которые вас восхищают и вдохновляют.

Источник: https://blog.excurspb.ru/petersburg/item/420-10-arkhitekturnykh-shedevrov-spb

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга XVIII века

Для русского зодчества XVIII века характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений.

Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города.

Продолжая свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры.

По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины XVIII века может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко.

Но русское зодчество обладало значительно большей простотой форм, чем западное барокко.

Особенностями русского барокко являются обилие сложных, криволинейных форм, масштабные колоннады, обилие скульптур на фасадах и в интерьере, многоярусные купола со сложной формой.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм. Он был призванн выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества.

Особенностями русского классицизма являются простота и симметрия форм зданий, сдержанный и простой внешний декор с колоннами, пилястрами, капителями и статуями, строгие, повторяющиеся линии, окна прямоугольные, эффект перспективы.

Получило некоторое распространение течение «псевдоготика», когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и в стиле ампир.

Архитектура Москвы первой половины XVIII века

Русский зодчий Дмитрий Васильевич Ухтомский. С его именем связаны два памятника русской архитектуры в Москве: колокольня Троице-Сергиевой лавры и каменные Красные ворота.

В 1740 году началось строительство Троицкого монастыря под руководством И.Ф. Мичурина и И. Жукова. В 1747 году руководить строительством стал московский архитектор Д.В. Ухтомский. В 1753 году монастырь посетила императрица Елизавета Петровна, которой был представлен новый план дальнейшего возведения звонницы.

Ухтомский предложил сделать ее самым высоким сооружением – выполнить не 2 яруса, а 4, возвышающихся на двухэтажном постаменте. Проект был одобрен, и к 1770 году на территории монастыря возвышалась 88-метровая колокольня. На постамент в виде двухэтажного яруса поставили 4 яруса, каждый следующий меньше по размерам, чем предыдущий.

Необычный золоченый купол с коронами гармонично сочетается с белоснежным цветом стен.

Изначально Красные ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Они были построены из дерева, неоднократно подвергались пожару и восстанавливались. В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную арку.

Это был типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи». Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом для коронации Николая I в 1825 году.

Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела. Арка и неподалёку стоящая церковь Трёх святителей были снесены в 1927 году.

Архитектура Санкт-Петербурга первой половины XVIII века

С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в XVIII веке.

Доменико Трезини принадлежат типовые проекты жилых домов, дворцов, храмов, различных гражданских сооружений.Лучшим и наиболее значительным творением является Петропавловский собор. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Она увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела.

В 1722–1733 гг. создается другое сооружение Трезини– здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Строгие пилястры используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада.

По проекту Трезини был создан также Летний дворец. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь.

Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Дворец окружен водой с трех сторон.

Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне.

Многообразной была деятельность Михаила Григорьевича Земцова. Он участвовалво всех крупных работах Трезини, завершил постройку здания Кунсткамеры, построил церкви Симеона и Анны, Исаакия Далматского и ряд других сооружений Петербурга.

Архитектор Петр Михайлович Еропкин дал замечательное решение трехлучевой планировки Адмиралтейской части Петербурга.Иван Кузьмич Коробов – создатель первого каменного здания Адмиралтейства. Увенчанная высоким тонким шпилем, перекликающимся со шпилем Петропавловского собора, башня Адмиралтейства построенная в 1732–1738 гг., стала одним из важнейших архитектурных ориентиров Петербурга.

В середине XVIII векаразворачивается широкая деятельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли. Большое значение имела перестройка дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамблябыло намечено в 1704 г. самим Петром I. Основным автором планировки выступал Жан Батист Леблон.

Ансамбль Петергофа был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений. Замысел объединил в одно целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом.

Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю. Ондал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями.

В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.

В 1714–1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включаются Ж. Б.Леблон и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».

В 1735 г. была установлена центральная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено).

В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли.

Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко.

Особенно сильно это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого, так называемого Корпуса под гербом.

Растрелли поручили перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко.

И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами.

Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада.

В 1754—1762 гг. Растрелли строит Зимний дворец в Петербурге. Он решен в плане огромного замкнутого прямоугольника. Главный вход во дворец находился в то время в просторном внутреннем парадном дворе.Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания.

Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор).

Фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.

Растрелли и в церковном зодчестве оставил чрезвычайно ценное произведение – проект ансамбля Смольного монастыря в Петербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулось на многие десятилетия и завершилось архитектором В. П. Стасовым в первой трети XIX в.

Важная часть всего ансамбля, девятиярусная колокольня собора, так и не была осуществлена. В композиции пятиглавого собора и целом ряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственно исходил из традиций древнерусского зодчества.

В то же время здесь есть и характерные черты архитектуры середины XVIII века: пышность архитектурных форм, неистощимое богатство декора.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_277180_arhitektura-sankt-peterburga-pervoy-polovini-XVIII-veka.html

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века (стр. 1 из 4)

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Введение……………………………………………………………………………………………… 3

1. Архитектурные стили XVIII века……………………………………………………….. 4

2. Основные особенности архитектурных ансамблей города…………………… 5

3. Памятники архитектуры XVIII в………………………………………………………… 7

4. Стилистические метаморфозы в архитектуре города…………………………… 9

5. История некоторых архитектурных памятников города……………………. 11

Меншиковский дворец…………………………………………………………………….. 11

Шереметевский дворец…………………………………………………………………….. 12

Академия художеств………………………………………………………………………… 14

6. Персоналии……………………………………………………………………………………. 16

Заключение………………………………………………………………………………………… 19

Библиографический список…………………………………………………………………. 21

Введение

Тема предлагаемой работы — «Архитектура С.-Петербурга XVIII века». Выбор данной тематики обусловлен несколькими причинами. Прежде всего – это ее актуальность. В 2003 году в жизни северной столицы произойдет значительное событие – городу исполнится ровно 300 лет. В связи с близостью этого события взгляды многих людей обращаются к истории возникновения этого замечательного города.

Рассмотрению этого вопроса посвящена первая глава предлагаемой работы. В ней, кроме того, были рассмотрены новые тенденции, веяния и стили, наблюдавшиеся в архитектуре и повлиявшие на формирование облика С.-Петербурга.

Следующая глава посвящена рассмотрению основных особенностей архитектурных ансамблей С.-Петербурга.

В третьей главе были рассмотрены особенности стилей, применявшихся зодчими при создании своих творений. В последней главе изучена история основных памятников архитектуры города.

В заключении подводятся итоги и аккумулируются общие выводы.

При подготовке данной работы были использованы различные источники: как научно-популярная литература, так и монографии авторов, занимавшихся вопросами архитектуры Петербурга рассматриваемого нами периода. Особенно хотелось бы отметить монографии Евсиной Е.И., посвященные рассмотрению архитектурных стилей и ансамблей С.-Петербурга.

1. Архитектурные стили XVIII века

В ходе рассмотрения вопроса, обозначенного в заглавии работы, необходимо обозначить основные особенности архитектурных стилей, которые использовались при застройке города.

Сложившийся в русском искусстве первой половины XVIII века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В.В.Растрелли.

Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757).

Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота – все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на все искусство середины XVIII века.

В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих – крепостной архитектор Ф.С.Аргунов, С.И.Чеванский, А.В.Квасов и др.

Во второй половине XVIII века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе еще в начале XVIII века.

Призванный выразить высокие гражданские идеалы, отвечавший передовым устремлениям прогрессивной части русского общества, классицизм черпал свои сюжеты и художественные формы в искусстве Древней Греции и Рима.

Памятники античности стали постоянными образцами для изучения и в некотором смысле подражания. Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.

Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец в Петербурге (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789), архитертор Д.Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.

Усилиями этих и других зодчих в XVIII веке многие русские города (не только Петербург) застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. Широкое творческое обращение к классическому архитектурному наследию позволило русским мастерам разработать новые приемы внутреннего и внешнего оформления зданий.

2. Основные особенности архитектурных ансамблей города

За три столетия Санкт-Петербург сложился как один из красивейших городов мира.

Заслуженной славой пользуются замечательные архитектурные ансамбли, многочисленные произведения зодчества, садово-паркового искусства, мосты, гранитные набережные, выдающиеся инженерные сооружения, монументы и произведения скульптуры, которыми столь богаты Санкт-Петербург и его пригороды — Петродворец, Пушкин, Павловск, Гатчина, Ломоносов.

В отличие от многих других выдающихся европейских городов, Санкт-Петербург представляет собой обширный комплекс связанных в определенную систему архитектурных ансамблей — площадей, улиц, набережных, парков. Строительство города осуществлялось в суровых природных условиях, на болотистой местности, с применением свай и большими осушительными работами.

Почти одновременно на берегах Невы были заложены и построены важнейшие сооружения будущего общегородского центра: Петропавловская крепость, Адмиралтейство и другие. Эти сооружения придали городу его характерный облик, сохранившийся до настоящих дней.

Вслед за ними ряд других замечательных зданий был возведен также у Невы; постепенно создавался тот центральный ансамбль, который является признанным образцом градостроительного искусства мирового значения.

Дошедшая до наших дней и ныне получившая свое дальнейшее развитие исторически сформировавшаяся планировочная структура города является результатом умелого использования природных условий в планировке и строительстве.

Так, уже в первой половине 18 века сложилась ограниченная Невой и Финским заливом, слитая воедино с развитым городским центром трех лучевая система проспектов Невского, Вознесенского и Гороховой улицы. Наиболее значительна по своим планировочным и архитектурно-художественным качествам центральная группа ансамблей города, созданных по берегам Невы в той ее части, где она разделяется на два рукава — Большую Неву и Малую Неву, — комплекс Петропавловской крепости, Биржевой стрелки Васильевского острова, Дворцовой, Адмиралтейской и Университетской набережных и связанных с ними площадей — Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской, Марсова поля, Невского проспекта и других. На планировку Санкт-Петербурга и формирование его архитектуры большое влияние оказали природные и климатические условия, которые во многом определяют и современную застройку города.

Преобладание облачной пасмурной погоды и обычное отсутствие резких теней потребовали широкого использования в архитектуре Санкт-Петербурга расцветки здании для наилучшего выявления их архитектурных форм и деталей.

Разнообразная, продуманная окраска жилых и общественных зданий, с использованием зачастую довольно ярких тонов — желтых, бирюзово-голубых, зеленых, темно-красных и контрастирующих светлых, преимущественно белых, тонов для архитектурных деталей, оживляет облик архитектурных сооружений, придавая городу своеобразный, типично русский колорит и живописность.

3. Памятники архитектуры XVIII в

Летом 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость.

Вскоре после ее закладки началась застройка береговой части Городского острова (нынешний Петроградский остров): здесь возник порт, развернулось строительство жилищ, в частности для «работных людей», был создан первоначальный административный и торговый центр города со зданиями Сената и учрежденных позднее Коллегий, Таможни, торговыми рядами и с Троицким собором. Там же был построен в 1703 году скромный деревянный «дворец», известный под названием домика Петра Великого. Домик Петра — это единственный уцелевший памятник столь ранней эпохи. При Екатерине II он был накрыт каменным колпаком, причем его не раз основательно чинили. Составить о нем представление можно скорее по его описаниям, чем по его внешнему виду. Он срублен так же, как исстари рубятся избы, и состоит из двух «светелок», разделенных «сенцами». Снаружи стены были расписаны по кирпичному образцу и внутри обиты холстом».

Петербургские постройки того времени — жилые дома, административные здания, церкви и другие сооружения — были вначале деревянными.

Чтобы быстро растущий город не слишком напоминал Москву, был более «европейского» образца, деревянные здания попросту расписывались под камень и кирпич, на них водружали замысловатой формы башенки со шпилями.

Наивное расписывание дерева под камень как бы предуказывало дальнейшее развитие строительной деятельности Петра, которая затем всецело была направлена на замену дерева камнем. Упорное тяготение к камню сказалось на судьбе целого ряда петербургских построек.

Петропавловская крепость на первых порах (1703 г.) представляла собой земляной вал со рвом. В 1704 году на территории крепости была выстроена церковь святых апостолов Петра и Павла.

Церковь была срублена из дерева, однако расписана была под каменный вид желтым мрамором» и украшена шпицами.

В 1706-1787 годах крепостные стены куртин и бастионов были перестроены, сложены из кирпича и одеты камнем (архитекторы Д.Трезини и др.).

Почти одновременно с закладкой Петропавловской крепости на противоположном берегу Невы осенью 1704 года было начато строительство Адмиралтейства, которое представляло собой вначале судостроительную верфь с каналом, мастерскими и складами и, будучи окружено земляным валом, являлось в то же время и крепостью.

В 1711 году (когда стало развиваться строительство мазанковых зданий), вместо деревянной башни со шпицем был выстроен мазанковый корпус с высокой башней и неизменным шпицем.

Вслед за строительством Адмиралтейства, развернулась и застройка прилегающего района — так называемого Адмиралтейского острова, куда постепенно к 30-м годам 18 века переместился городской центр.

Источник: https://mirznanii.com/a/456/arkhitektura-sankt-peterburga-xviii-veka

Классицизм в архитектуре Петербурга 18 века

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Таврический дворец в Санкт-Петербурге

С 18-го века начинается планомерная застройка городов. Существенное значение в их облике приобретают дворцы и усадьбы, здания общественного характера. Изменился не только стиль их архитектуры, но и местоположение на улицах и площадях. Здания выходят из глубины дворов прямо на улицу или отделяются от нее прозрачной решеткой.

В 1703 году в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении, был заложен город, основанный Петром и названный в его честь. Санкт-Петербург был задуман как будущая столица России и поэтому создавался по единому плану.

Каждый, кому приходилось побывать в Петербурге, не перестает удивляться художественной цельности и гармоничности великого города на Неве, красоте его архитектурных ансамблей и памятников. Тот архитектурный облик, который сохранился до наших дней, в основном сложился в конце 18-го века.

На протяжении всего существования Петербург поражал всех своей красотой . А красота его поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы надолго заворожили русское искусство.

Ему посвящали и до сих пор посвящают свои произведения поэты и писатели, художники и музыканты. Но, кажется, лучше Пушкина о Петербурге никто сказать не мог:

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой ее гранит. Твоих оград узор чугунный, твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады пустынных улиц и светла

Адмиралтейская игла!

А. Н. Воронихин.Казанский собор (1801-1811)

Строительство «Северной Пальмиры» — Петербурга, а также его пригородов — Царского Села и Павловска — связано с именами таких знаменитых зодчих, как Растрелли, Росси, Ринальди, Фельтона, Кваренги.

Камерона, Тома де Томона, Старова, Воронихина, Захарова и многих других. Многие из них были иностранцами, но у себя на родине были совершенно неизвестны или вовсе ничего не строили.

Россия дала возможность осуществляться их дарованиям.

В это время в архитектуре более всего были распространены два стиля: «барокко» и «классицизм».

«Барокко» — художественный стиль, буквально с итальянского «причудливый, вычурный». Художественная задача — ослепить, поразить роскошью, пышностью, иногда в ущерб чувству меры.

«Классицизм» — художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.

Это последний великий стиль в изобразительном искусстве. В архитектуре он предполагает строгость, четкость линий и форм, гармонию всех частей сооружения.

Архитекторы используют в своих постройках элементы античного зодчества: колонны, фронтоны, арки, портики, П-образную планировку зданий.

Однако, видимо под воздействием русского ли характера или русской природы, даже иностранные архитекторы привносили в эти европейские стили что-то особенное, какую-то русскую самобытность.

Уже в первые годы строительства Петербурга возник его композиционный центр -Петропавловская крепость и Адмиралтейство, построенные в стиле классицизм. Золотые шпили Петропавловской крепости и Адмиралтейства сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ. Д. Трезини.

В 1712 году по проекту архитектора Доменико Трезини началось сооружение Петропавловского собора на небольшом острове Заячьем. Этот остров являлся крепостью, которая защищала строящийся город и порт Петербург.

Петропавловский собор с высокой колокольней и стройным золоченым шпилем (122,5м) является уникальным памятником архитектуры в стиле [qtip:классицизм|.Также по проекту Трезини были выстроены мощные, двойные стены крепости из кирпича.

На территории крепости были построены Инженерный деловой двор, Комендантский дом, здания Монетного двора, Гауптвахта и другие.

На протяжении двух веков Петропавловская крепость служила политической тюрьмой, в мрачных застенках которой томились многие известные люди. Ныне это крепость — музей, пользуется огромной популярностью и является украшением Петербурга.

АДМИРАЛТЕЙСТВО. Андреян Дмитриевич Захаров.

Перестройка велась в стиле классицизма в 1812 году. В результате перестройки здание приобрело вид, сохранившийся до наших дней. Длинное, как бы стелющееся по земле, низкое сооружение состоит из нескольких, соединенных между собой, корпусов. Крылья главного и двух боковых фасадов украшены колоннами, белый цвет которых четко выделяется на желтом фоне стены. Горизонтальная линия фасадов еще больше подчеркивается мощным взлетом центральной башни, увенчанной позолоченным шпилем с корабликом на конце. В нижней части башни сделана арка, служащая проездом. По бокам ее помещены скульптурные группы нимф, поддерживающих небесные сферы. Верхняя часть башни кажется изящной и легкой, неудержимо стремящейся вверх.

Адмиралтейство. Классицизм. А. Захаров.

ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА (1819). Карл Иванович Росси.

Стиль «ампир» («империя») , художественный стиль, возник в эпоху Наполеона, как поздний классицизм. Он предполагает помпезность, использование военной символики. Его называют поздний классицизм.

Гениальным художником являлся архитектор Карл Иванович Росси, приехавший в Россию еще ребенком и проживший в ней всю жизнь. Он построил много блистательных творений, памятников архитектурного зодчества в Петербурге.

Одним из самых замечательных его произведений является Здание главного штаба, построенного в 1819 году на Дворцовой площади. Центральная часть здания представляет собой однопанорамную триумфальную арку. Внизу и вверху по обеим ее сторонам помещены так называемые трофеи, т.е. изображения военных доспехов, щитов, копий.

На уровне второго этажа между колоннами установлены статуи воинов в римских доспехах. Венчает здание колесница и крылатая фигура Победы — Нике. Использование в архитектуре изображений военных трофеев, военных доспехов стало модным в начале 18-го века.

Здание Главного Штаба должно было увековечить победу России в Отечественной войне 1812 года.

Триумфальная арка с военными доспехами. Ампир. К. Росси.

СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ (1808). Джакомо Кваренги

В 1808 году в Петербурге было построено еще одно замечательное сооружение — здание института для благородных девиц. Построено оно итальянским зодчим Джакомо Кваренги в стиле классицизма. Это здание имеет более 220 метров в длину. Архитектура его отличается поразительной торжественностью. Выдвинутый вперед центр с восемью колоннами придает сооружению величие, завершенность. После революции и до сих пор в здании размещаются официальные органы власти.

КАМЕРОНОВА ГАЛЕРЕЯ. Чарльз Камерон

Стиль классицизм. В 1779 году в Россию приезжает из Англии очень талантливый архитектор Чарльз Камерон.Одно из лучших его творений — галерея Екатерининского дворца в Царском Селе (г.Пушкин). Она была названа в честь создателя Камероновой галереей. Это необычная, изящная постройка, которая как бы одновременно принадлежит и дворцу и парку — построена в стиле классицизма.

Вход в Камеронову галерею

Источник: http://cvetamira.ru/klassicizm-v-arhitekture-peterburga-18-veka

Поиск по тегам: XVIII век

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

дворец Меншикова

Адрес: Университетская набережная, 15

Дворец сподвижника Петра I А. Д. Меншикова на Васильевском острове — одно из первых каменных жилый зданий Петербурга. Сравнительно хорошо сохранившееся до нашего времени, это здание является ценнейшим памятником гражданской архитектуры петровского времени. Постройка дворца была начата в 1710 году по проекту архитектора Д. Фонтана и продолжена архитектором Г. Шеделем.

Первоначально дворец состоял из основного корпуса на набережной и флигелей, ограничивавших с севера, запада и востока небольшой двор, окруженный открытой галереей на колоннах.

На прилегавшей ко дворцу обширной территории был разбит регулярный сад со скульптурой, фонтанами, гротом и оранжереями, а со стороны Невы устроена пристань, что позволяло малым судам причаливать близ парадного подъезда.

Читать дальше

Здание Академии художеств

Адрес: Университетская набережная, 17

Здание Академии художеств — одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место.

Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы — с Английской набережной. Построенное в 1764–1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма.

В начале XVIII века участок на Васильевском острове между 3-й и 4-й линиями занимали дома петровских вельмож — Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А. Г. Долгорукова.

После основания Академии эти дома были переданы в её пользование, а затем снесены для постройки нового здания по проекту, разработанному архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

Читать дальше

Здание 12-и коллегий

Адрес: Университетская набережная, 7

Здание «Двенадцати коллегий» — ценнейший образец гражданской архитектуры первой трети XVIII века и одно из самых ранних сооружений на стрелке Васильевского острова.

Оно предназначалось для высших органов государственного управления — Сената и коллегий, учрежденных Петром I взамен «приказов».

Вначале Сенат и коллегии располагались на Петербургской стороне в мазанковом здании, построенном по проекту Д. Трезини.

Здание состояло из расположенных по одной оси двухэтажных корпусов, имеющих самостоятельные крыши.Тот же композиционный прием лег в основу решения каменного здания коллегий, заложенного в 1722 году.

В 1724 году, уже после начала строительных работ, состоялся первый в России архитектурный конкурс на разработку проекта здания «Двенадцати коллегий». В нем приняли участие архитекторы Д. Трезини, Т. Швертфегер, Б.

Растрелли и др.

Читать дальше

Петропавловский собор

Петропавловский собор с монументальной колокольной и великолепным иконостасом — подлинным шедевром русского декоративного искусства — один из немногих в Санкт-Петербурге хорошо сохранившихся памятников зодчества начала XVIII века.
Первая деревянная церковь в Петропавловской крепости была построена в 1703 году.

Закладка каменного собора состоялась 8 июня 1712 года. Постройка велась по проекту Д. Трезини и под его руководством, причем в первую очередь была возведена многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, обитым медными вызолоченными листами. Шпиль завершался флюгером в виде фигуры летящего ангела и крестом. Постройка и отделка собора затянулись и были закончены только в 1732 году.

Собор был открыт 29 июня 1733 года.

Читать дальше

Костел Св. Екатерины на Невском проспекте дом 32-34

Адрес: Невский пр., д. 32-34

В основе композиции сооружения лежит проект, относящийся к 40-м годам XVIII столетия. Д. Трезини, автор первоначального проекта, выдвинул идею сооружения костела в глубине участка.

По сторонам он предложил построить два симметричных трехэтажных жилых дома, расположив их по красной линии и связав со зданием костела каменными оградами, прорезанными арками ворот.

Жилые дома были построены по проекту Трезини, но проект здания костела заново исполнил Ж.-Б. Валлен-Деламот.

Читать дальше

Организуя площадь у въезда в Александро-Невскую лавру, архитектор И. Е. Старов создал несколько зданий, органически вошедших в ансамбль площади. Так, в 1788- 1789 годах им были построены два двухэтажных жилых дома лавры и небольшое одноэтажное здание богадельни, расположенное на западной стороне площади.

Читать дальше

Митрополичий дом

Одно из основных сооружений Александро-Невской лавры — Митрополичий, или Архиерейский, дом — выдающийся памятник гражданской архитектуры середины XVIII века.

В первоначальных проектах, относящихся ещё к петровскому времени, сооружение палат для архиерея предусмотрено не было, и на их месте предполагались въездные ворота в ограде монастыря.
В 1755–1756 годах архитектор М. Д.

Расторгуев разработал проект монастырской «циркумференции» — корпусов, ограничивающих монастырский двор с севера, запада и юга.

Читать дальше

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/monuments/category/70?page=13

Архитектура Санкт-Петербурга 18 века

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Архитектура Санкт-Петербурга 18 века Выполнила: Учитель начальных классов МОУ «СОШ №15» Мартюшева Н.А.  Сыктывкар,2014 год.

2 слайдОписание слайда:

ВВЕДЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ XVIII ВЕКА ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ ДОМИК ПЕТРА ПЕРВОГО ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР ГОСТИННЫЙ ДВОР СМОЛЬНЫЙ СОБОР ДВОРЕЦ МЕНЬШИКОВА ЛЕТНИЙ САД МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3 слайдОписание слайда:

ВВЕДЕНИЕ   Санкт-Петербург второй по величине город в России и бывшая столица Российской империи, расположенный в устье реки Невы и финском заливе.

В течение уже почти трёх столетий этот город был «окном в Европу», а также началом торгового пути «из Варяг в Греки», связывающего запад с Византией.

  Во времена правления Петра I и его приемников в 18-ом и 19-ом веках из лесов и болот вырос величественный город дворцов, парков, проспектов и каналов. Санкт-Петербург построен более чем на 40 маленьких островах.

4 слайдОписание слайда:

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ XVIII ВЕКА В первой половине 18 века сложился новый стиль барокко, который наиболее ярко проявился в середине 18 века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих – В. В. Растрелли.

5 слайдОписание слайда:

Во второй половине 18 века в русском искусстве преобладающее значение получил классицизм – стиль, который зародился в Европе ещё в начале 18 века.

6 слайдОписание слайда:

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ Петропавловская крепость занимает центральное место в архитектурной композиции Петербурга, а находящийся на ее территории Петропавловский собор с высокой колокольней является одной из главных примет города. 16 мая 1703 года на Заячьем острове Петром Великим была заложена Петропавловская крепость, которая должна была защищать отвоёванные у шведов в ходе Северной войны земли

7 слайдОписание слайда:

ДОМИК ПЕТРА ПЕРВОГО На Петроградском острове в 1703 году был построен скромный деревянный «дворец», известный под названием домика Петра Великого уникальный памятник Санкт-Петербурга, единственная деревянная постройка времен основания города, дошедшая до наших дней.

8 слайдОписание слайда:

ИСАКИЕВСКИЙ СОБОР Свою историю величественный Исаакиевский собор ведет от небольшой деревянной церкви, заложенной по указу Петра Великого в 1710 году. Церковь была построена рядом с Адмиралтейством. Храм освятили в честь Исаакия Далматского, небесного покровителя Петра Великого.

9 слайдОписание слайда:

ГОСТИННЫЙ ДВОР Первые торговые ряды появились в 1705 году на Петроградском острове, в районе современной площади Революции.

Этот Гостиный двор представлял собой множество обыкновенных деревянных торговых лавок и сгорел в 1710 году.

На его месте было построено каменное здание Нового Гостиного двора, впоследствии служившее также помещением для биржевых торгов. Здесь же была открыта первая книжная лавка в Петербурге.

10 слайдОписание слайда:

СМОЛЬНЫЙ СОБОР Один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный, располагается на берегу реки Невы. По приказу Елизаветы Петровны строительство было поручено придворному архитектору Растрелли,, который и начал работу в 1749 году.

11 слайдОписание слайда:

ДВОРЕЦ МЕНЬШИКОВА Дворец Меншикова принадлежит к числу первых каменных жилых построек Санкт-Петербурга. Строительство Меншиковского дворца началось в 1710 году по проекту архитектора Д.М. Фонтана. Однако вскоре он покинул Петербург, и через три года работы по сооружению этого здания были поручены немецкому архитектору Г.Шеделю.

12 слайдОписание слайда:

ЛЕТНИЙ САД Ансамбль Летнего сада и дворца — самый ранний в Санкт-Петербурге. Он был создан по указу Петра I, который принимал личное участие в проектировании парка. В 1704 году на указанном императором месте стали высаживать цветы и саженцы деревьев различных пород, устанавливать первые мраморные статуи, привезенные в молодую российскую столицу со всей Европы.

13 слайдОписание слайда:

МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК Михайловский замок был построен в 1797-1801 годах по приказу императора Павла I, у южной границы Летнего сада, на месте деревянного дворца императрицы Елизаветы Петровны. Он был назван в честь архангела Михаила, в день поминовения которого была заложена новая царская резиденция. Архитекторы В. Ф. Бренна и В. И. Баженов создали замок по мотивам средневековых дворцов.

14 слайдОписание слайда:

СТРОГАНОВСКИЙ ДВОРЕЦ В середине 18 века в старом доме на Невском проспекте, принадлежавшем графу С. Г. Строганову, случился пожар, полностью уничтоживший это небольшой особняк. Затем на его месте, под руководством архитектора Ф.-Б. Растрелли, был возведен один из самых величественных дворцов Санкт-Петербурга, названный по имени его владельца Строгановским.

15 слайдОписание слайда:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков, памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием.

16 слайдОписание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

17 слайдОписание слайда:

Вопросы для самопроверки: В каком веке был основан город на Неве? Какой стиль преобладал в архитектуре Санкт-Петербурга 18 века? Назовите основные архитектурные памятники города.

Краткое описание документа:

Общая информация

Источник: https://infourok.ru/arhitektura_sankt-peterburga_18_veka-585987.htm

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII в

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

Петровское время – петровские реформы – явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от Средневековья к Новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все более принимало светский характер, освобождаясь от уз религии.

Город, заложенный в дельте реки Невы самим императором и названный им Петербургом в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра, должен был воплотить мечту о новом идеальном городе. Петр замыслил его как вариант любимой им Голландии, как портовый город-крепость.

Строительство новой столицы было связано с событиями Северной войны (1700-1721), которую вела Россия со Швецией за освобождение исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, чтобы утвердиться на Балтийском море.В мае 1703 г. на Заячьем острове состоялась торжественная закладка Петропавловской крепости.

Предполагалось что она будет защищать вход в Неву в случае войны. Но своих оборонительных функций крепость никогда не выполняла, практически сразу после строительства она стала использоваться как тюрьма для политзаключенных. Одним из самый известных узников крепости был царевич Алексей.

В том же году в центре земляной крепости была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, увенчанная шпилем.

С 1714 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, заложенный в мае на месте разобранной деревянной церкви. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании.

Собор представляет собою прямоугольную в плане трехнефную базилику, типичную для европейской культовой архитектуры. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем (40 метров), по форме напоминающая “столпообразный” храм, состоящий из постепенно уменьшающихся ярусов. Колокольня собора, несомненно, самая большая удача архитектора.

Трезини нашел необходимый для мощного простора Невы вертикальный акцент, выразил неудержимое и вместе с тем легкое устремление ввысь, которое уравновешивает однообразное плоское пространство.

Архитектурная композиция колокольни в верхней части типична для “петровского барокко”: волюты, “сцепляющие” этажи, верхний четверик перекрыт куполом, на который поставлен восьмигранный фонарик со шпилем.Петропавловский собор является усыпальницей российских императоров. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти.

В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице.

В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.

Первые семь лет существования города составили “деревянный период” его истории, от которого сохранился только домик Петра I на Березовском острове.

Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости. Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы.

В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем».

Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка. В документах 1720-х годов здание носило название или «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором».

Утвержденный в 1718 году, проект предусматривал что центром города станет Васильевский остров. Петр мечтал о создании Венеции у себя в стране, поэтому было решено прорыть параллельные каналы по всему острову.

Они предназначались для осушения местности, водоснабжения, водного сообщения, борьбы с пожарами. Предполагалось также, что они будут служить защитой от наводнения.

В 1720–1730-х годах усиленно застраивалась Стрелка, где появились здания Двенадцати коллегий, Гостиный двор, Кунсткамера, дворец царицы Прасковьи Федоровны, дома приближенных Петра I.

Сюда были переведены правительственные учреждения, Академия наук, морской торговый порт, здесь расположился академический университет. В тот же период на Васильевский остров переехала Морская академия — впоследствии Морской корпус. Меншиковскую усадьбу занял Сухопутный шляхетный корпус.

Архитектором здания Двенадцати коллегий являлся Д. Трезини, при участии талантливого русского зодчего М. Г. Земцова. Здание отличается строгой геометрической правильностью плана, несмотря на двенадцать частей, связанных между собой галереями.

Здание Двенадцати коллегий. Рисунок неизвестного художника XVIIIв. (слева) и современный вид (справа).

Петр не допускал никаких излишеств даже при строительстве дома, именно дома, а не дворца, для себя в Летнем саду. Причем определялся такой подход вовсе не недостатком средств, а принципами целесообразности, строгости и простоты.

Действительно, прямоугольный в плане двухэтажный дом почти кубической формы, перекрытый высокой четырехскатной крышей, больше походил на жилище богатого голландского бюргера, чем на дворец главы сильного русского государства.

Первоначально Летний дворец дворец был окружен водой с трех сторон, и с крыльца можно было сразу же попасть на ботик.

Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой поблескивает позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне. Свинцово-серая вода, беломраморная скульптура и зеленые шпалеры сада усиливают декоративное звучание архитектуры.

Летний дворец был жилым домом Петра и его семьи, и в нем не предусматривалось парадных помещений. Большие приемы и празднества происходили не во дворце, а в саду.

Главным создателем сада, который уже в 1710-е годы поражал современников своей красотой и изобретательностью “затей”, был сам Петр I.

Летний сад был разбит не по французской моде, господствовавшей тогда в Европе, а по голландской: без радиальных аллей, по квадратной схеме, со стрижеными шпалерами (рядами ровно подстриженных деревьев и кустов по обеим сторонам дорожки), с асимметричным расположением в нем дворца.

На трех площадках центральной аллеи были устроены фонтаны, а на пересечении прямых дорожек стояли беседки. Подстриженные кустарники создавали вдоль аллей зеленые стены с нишами для античных статуй, к которым Петр I проявлял огромный интерес.

Он не жалел денег на приобретение скульптуры, которая должна была не только украшать сад, но и служить средством пропаганды проводимых им преобразований. Этим объясняется продуманность в подборе статуй.

“Правосудие”, “Милосердие”, “Слава” в аллегорической форме возвеличивали преобразовательную деятельность Петра I. Бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, Юлия Цезаря, римских полководцев напоминали о подвигах и деяниях героев, пробуждая “к мужественным делам усердие”.

Летний сад играл большую роль в общественной жизни столицы, в нем устраивались ассамблеи, разнообразные празднества и иллюминации по случаю побед и семейных торжеств.

Постепенно вкусы Петра стали отклоняться от добротного утилитаризма бюргерской Голландии в сторону величавой пышности абсолютистской Франции. Это нашло отражение при строительстве Петергофа, ставшего истинным “парадизом” Петра на море.

Петергоф был задуман им как “соединение вод источников и моря”.

Оригинальный ансамбль, в создание которого внес свою лепту художник европейского масштаба и исключительного дарования Жан Батист Леблон (1679-1719), соединил в себе черты “большого стиля” Людовика XIV, итальянского ренессанса и голландской архитектуры.

Ни один из петергофских павильонов – Эрмитаж, Марли и Монплезир – не может считаться произведением Леблона, но в каждом из них чувствуется влияние его вкуса и декоративного мастерства, особенно в постройке Эрмитажа, где консоли балкона и окна нижнего этажа особенно ярко отражают его стиль.

Ансамбль дворцов и парков Петергофа – памятник архитектуры и садово-паркового искусства выдающегося значения, получивший всемирную известность как “столица фонтанов” (всего в парках Петергофа 4 каскада и 176 фонтанов) .

Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю.

Он, как первый последователь Ленотра, дал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями.

В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.

Вид сверху на Верхний парк, Большой дворец и Нижний парк Петергофа

Вид на Нижний парк Петергофа со стороны Большого дворца. Морской канал впадает в Финский залив

Центральную ось композиции петергофского Нижнего парка составлял морской канал, который под прямым углом пересекала аллея, идущая от дворца Марли, и лучевые аллеи, что обеспечивало исключительный пространственный обзор.

Этот мощный пространственный размах усиливался могучей игрой водной стихии: вода каскадами низвергалась вдоль лестниц, взлетала струями фонтанов, спокойной гладью канала вливалась в море.

Петергоф с его морской романтикой оказался непохожим ни на один из известных европейских художественных стилей.

Излюбленным мотивом орнамента для Елизаветы Петровны был рокайль (раковина), импортированный из Франции, поэтому в оформлении дворцовых интерьеров, ювелирных украшениях, столовых сервизах, мебели и в мелкой пластике широко использовался стиль рококо.

Не только обычаи елизаветинского двора напоминали нравы французского рококо, и не только русское декоративно-прикладное искусство было тождественно французскому, архитектура также следовала новой моде.

Но, как это не раз бывало, сила петербургского пейзажа была настолько велика, что иностранные художники, работавшие там, начинали творить в совершенно ином, нежели в Европе, стиле.

Блестящим тому примером служит творчество Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), итальянца по крови, француза по образованию, русского по духу, стиль которого не укладывается ни в какие европейские рамки.Последовательное развитие стиля Растрелли проявилось и в построенных им царских резиденциях близ Петербурга – в ансамбле Петергофа и Царского Села. Великолепные царские резиденции были призваны демонстрировать высокую культуру царского двора и мощь империи.

Большой каскад и Большой дворец в Петергофе

В ходе перестройки Большого Дворца в Петергофе в 1747-1752 гг., Растрелли удалось расширить старый Петровский дворец за счет галерей и надстроенного третьего этажа, при этом архитектор сумел сохранить основную композицию Петровского дворца. Более радикальным изменениям подверглись внутренние интерьеры, где впервые гений Растрелли проявился в области декоративно-прикладного искусства.

Екатерининский дворец в Царском Селе.

В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким.

После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.

В результате полной перестройки Царскосельского дворца за четыре года был создан грандиозный ансамбль парадной резиденции, “русский Версаль”, воспетый Ломоносовым.

И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами.

Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада. При этом следует подчеркнуть, что и растянутые здания, и пышность декоративного убранства, и двух- трехцветная раскраска фасадов продолжали традиции русской архитектуры XVII в.

Жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе являлась янтарная комната. Король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар.

Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине.

Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Это шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Растрелли, которого современники называли волшебником, создавал архитектурные сооружения торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. Красноречивым доказательством этого являются Зимний дворец и Смольный монастырь.

В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора. Четыре массивных угловых объема, в которых размещались основные дворцовые помещения: парадная Посольская лестница, тронный зал, театр, церковь – соединялись корпусами-галереями с анфиладой парадных залов, образуя обширный внутренний двор.

Главные ворота Зимнего Дворца

Общая протяжённость фасадов, составлявшая 210 м, подчёркивала колоссальность масштабов здания.

Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Между тем ни один из фаса­дов не повторял другой, в определённых ракурсах (издали или на близком расстоянии) каждый воспринимался по-своему, так как был декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями. Фасад, выходящий на набереж­ную Невы, был рассчитан на обозрение издали, а противоположный, по существу самый главный, — ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращённую к городу. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и её гостей. Через огромную галерею они поднимались по Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

Не могла не восхищать общая устремлённость здания вверх. Помимо того что дворец был одним из самых высоких сооружений, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причём обязательно в два яруса, строго друг над другом.

Более того на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчётом, что зрительно они продолжали вертикали колонн. Разнообразный ритм колонн, разорванные фронтоны, слияние декора нижнего яруса с верхним сообщали фасаду эффект непрекращающегося движения.

Важным эмоциональным фактором воздействия на зрителей являлось нарядное цветовое решение фасада, основанное на сопоставлении бледно-терракотового тона стен, белых стволов колонн и пилястр, золотистых капителей, разнообразной декоративной скульптуры и позолоты металлического кружева решёток балконов. Самые ответственные места в декоре здания занимали символы императорской власти и русской государственности. Поразителен рисунок обрамления наличников огромных окон (22 типа!), в оформлении которых фантазия зодчего-декоратора, казалось, не знала границ.

Дворцовые сооружения поражали своими размерами и пышностью внутреннего убранства. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц.

В парадных интерьерах было изобилие цвета, лепнины и узора; они полны движения, создаваемого бликами солнечного света и отражениями от множества зеркал.

Здесь всё сверкало и переливалось, создавая ослепительную роскошь и торжественное величие

Зимний дворец – вершина творчества Растрелли в области светского зодчества, в нем соединились три европейских стиля – барокко, классицизм и рококо, что в целом и дало своеобразный “растреллиевский стиль”.

Замечательное творение Растрелли не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне.

Дворец продолжали достраивать и украшать другие зодчие.

Ансамбль Смольного монастыря как произведение архитектуры явился творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и европейских монастырских комплексов.

В центре Растрелли поместил пятиглавый крестообразный в плане собор, который окружали двухэтажные монастырские кельи, создающие форму крестообразного обширного двора, четыре внутренних угла которого подчеркивались одноглавыми церквами. Наружные стены с часовнями по внешним углам ограды также повторяли форму креста.

Перед западным фасадом собора предусматривалась гигантская 140-метровая колокольня в виде легкой многоярусной башни. В отличие от свободной живописной расстановки монастырских зданий на Руси, в основу ансамбля Растрелли был положен принцип регулярности и симметрии.

Воскресенский собор Смольного монастыря являет собой уникальное сочетание традиционного русского пятиглавия и европейской купольной базилики. Из “тела” здания вырастает двухъярусный восьмигранник, увенчанный куполом и восьмигранным фонариком с луковичным завершением.

К нему примыкают четыре двухъярусные башенки со слегка вогнутыми гранями, также увенчанные луковичными главками. Прижав боковые башни почти вплотную к центральному куполу, Растрелли придал пятиглавию удивительную монолитность и в то же время динамизм, неудержимое стремление вверх.

Этот собор считается наиболее приближенным к стилю европейского барокко сооружением Растрелли и относится к величайшим шедеврам мировой архитектуры.Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью.

Чёткие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко закругляющимися волютами, нависающими карнизами, создают выразительную игру света и тени.

Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчёркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.

Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами.

Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал своё победное шествие новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г.

он подал в отставку и покинул Петербург.Сегодня собор не действует, используется как концертный зал для классической музыки

С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения.

В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой.

На смену нарядному и пышному барокко пришел стиль классицизма, в основе которого лежали идеалы античности. “Екатерининский классицизм” сыграл огромную роль в формировании классицистического облика русской столицы.

Получили свое дальнейшее развитие такие принципы градостроительства, как регулярность и симметрия, основополагающие при строительстве Петербурга, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения.

Первым из них стала Академия художеств. Фактически Академия возникла в 1757 г. во время царствования Елизаветы Петровны при участии таких просвещеннейших деятелей русской культуры, как М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Но Екатерина II, придя к власти, не могла отказаться от славы основательницы столь замечательного для России художественно-воспитательного учреждения, и официальной датой его создания считается 1764 г.

, когда был принят устав и начато строительство здания по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота (1729-1800) и Михаила Федоровича Кокоринова, ставшего первым ректором Академии. Здание Академии художеств было построено в стиле раннего классицизма, сохраняющего очарование уходящего барокко.

Это ощущается в использовании криволинейных форм в плане здания, представляющего собой каре с круглым двором, напоминающим римский Пантеон, в расстановке колонн, оконных проемах.

Валлен-Деламот любил округлять углы зданий, применять раскрепованные (Раскреповка – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента.) карнизы и сдвоенные колонны. В полной мере его вкусы проявились при строительстве дворца для К.Г. Разумовского, необычайно легкого и изящного здания, несмотря на его внушительную величину.

Особую роль в строительстве Петербурга 80-х годов сыграл итальянский зодчий Джакомо Кваренги (1744-1817), наиболее полно как мастер проявивший себя именно в России. Он проектировал и руководил строительством дворцов, загородных усадеб, театров, гостиных дворов, церквей, частных домов.

Стиль Кваренги характеризуется как строгий классицизм с его творческой бескомпромиссностью, которая выражается в предельной простоте и четкости форм, статичности, обязательной симметрии, строгом чередовании одинаковых декоративных мотивов.

Типичные для стиля Кваренги многоколонные портики с треугольными фронтонами, контрастирующие со спокойной гладью симметричных крыльев, стали неотъемлемой чертой чуть холодноватого классицистического облика Северной Пальмиры.

В соответствии с принципами строгого классицизма Д.Кваренги были построены здания Академии наук, названное манифестом классицизма, Мариинская больница, Смольный институт благородных девиц, Конногвардейский манеж.

Для всех этих зданий характерны гладкие симметричные крылья и центральный портик, увенчанный треугольным гладким же фронтоном.

Нижний цокольный этаж мог быть либо из огромных прямоугольных гранитных блоков с лестницей (Академия наук, Конногвардейский манеж), либо представлять собой массивную рустованную аркаду с входом (Смольный институт, Мариинская больница).

Кваренги был также первоклассным мастером интерьеров, в оформлении которых он использовал цветные мраморы, позолоченную бронзу, роспись в технике гризайль, скульптуру, лепные медальоны.

Зрительный зал Эрмитажного театра наподобие античного украшен коринфскими колоннами, статуями Аполлона и девяти муз, размещенными в нишах между колоннами, барельефными медальонами. В Зимнем дворце он создал Большой Тронный (Георгиевский) зал, Концертный зал, Аванзал и Большую галерею вдоль фасада на Неву. Все они отличаются великолепием и строгостью отделки, богато украшены многочисленными колоннами и полуколоннами из цветного мрамора, многоцветной росписью.

Основание Петербурга и перенесение столицы сыграло в истории русского зодчества решающую роль и определило направление его дальнейшего развития. Отныне всей последующей архитектуре суждено было развиваться по двум параллельным руслам – петербургскому и московскому.

Творениям классицизма в “золотой век” Екатерины в России нет аналогий. Нигде в Европе ни в XVIII в., ни в начале XIX в. не удалось достичь того великолепия, той величественной красоты, которая характеризует классицистические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов. Русский классицизм – это великое явление в истории мирового искусства.

Источник: https://cherenova.ru/html/mhk/mhk_19.htm

Refy-free
Добавить комментарий