Архитектура Киевской Руси

Архитектура Киевской Руси

Архитектура Киевской Руси

Начиная с X века русская архитектура была неразрывно связана с Церковью и христианской верой. Первым русским городом, принявшим крещение, стал Киев. Данные события поспособствовали тому, что первый православный храм появился на Руси еще в X веке.

Известно, что первые храмы и церкви были деревянными. В древних летописях отмечается, что выдающимися деятелями строительной отрасли в те времена были вышгородские зодчие Миронега и Ждан-Никола.

Они занимались проектированием и строительством деревянных сооружений.

В конце X века в Новгороде была построена деревянная церковь святой Софии «о тринадцати верхах». В 1049 году эта церковь сгорела при пожаре, как и большинство деревянных сооружений того времени. Не дошли до наших дней и многие другие постройки русских зодчих XI века. Но сохранились многие другие каменные сооружения.

Русское искусство во времена Средневековья стало новым образом Христианского искусства, которое по своей значимости не уступало Византийскому.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Десятинная церковь

Её также называли церковью Успения Пресвятой Богородицы. Первая каменная церковь на Руси была построена в Киеве в 996 году и была посвящена пресвятой Богородице.

Строительство проходило во времена правления князя Владимира Великого, выделившего на возведение сооружения десятую часть своих доходов. Позднее её назвали десятиной, оттуда и пошло её название. Церковь представляла собой крестово-купольный шестиярусный храм из камня.

Известно, что образцом для данного сооружения послужила церковь Богоматери Большого Императорского дворца Константинополя, называемая Фаросской.

Десятинная церковь была возведена из плоского и очень тонкого кирпича, шириной 2,5-3 сантиметра. Внутреннее пространство здания характеризовалось сложной планировкой с многофункциональной организацией, которая не была свойственна деревянным церквям. В наши дни в результате раскопок были обнаружены некоторые элементы отделки, такие как:

  • обломки штукатурки с фресковой росписью;
  • фрагменты керамической плитки, покрытой глазурью;
  • элементы пола из мозаики.

Это позволяет сделать вывод, что данный храм по своей красоте и размаху не уступал византийским храмам.

Известно, что в начале XI века церковь была повреждена пожаром, но позднее восстановлена. При реконструкции к основному зданию были пристроены три галереи. Десятинная церковь была украшена мозаиками, мраморными и шиферными отделочными плитами.

Замечание 1

Примечательно, что для внутреннего оформления помещений некоторые иконы, кресты и посуда были привезены из Корсуня (Херсонеса).

В 1007 году была организована княжеская усыпальница, в которой была похоронена христианская супруга Владимира – византийская царевна Анна. В 1015 году здесь похоронили князя Владимира. Позднее, в 1044 году сюда также были свезены из Вышгорода останки княгини Ольги.

В конце XII века церковь была разграблена сначала войсками Андрея Боголюбского, затем армией Рюрика Ростиславича, а в конце 1240 года орда хана Батыя полностью уничтожила Десятинную церковь, остававшуюся последним оплотом киевлян.

Первые раскопки руин церкви были проведены в начале XVII века под руководством митрополита Петра Могилы, основавшего рядом небольшую церковь в память о потерянной святыне. Он разместил в своем здании одну из старейших икон с образом святого Николая, которую князь Владимир привез из Корсуня.

Позднее при других раскопках были обнаружены саркофаги князя Владимира и его супруги Анны, останки были перезахоронены в храме Спаса на Берестове, а после их перенесли в Успенский собор Киево-Печерской лавры. Останки других князей, найденные при раскопках, были захоронены в Софийском соборе.

К началу XIX века были восстановлены фундаменты церкви, а к 1842 году на них была возведена новая церковь. В XX веке новое здание было разобрано, после чего были организованы археологические исследования древнего памятника.

По результатам многочисленных экспертиз выяснилось, что от древнейшего сооружения сохранились нижние ряды кирпичной кладки и некоторые фрагменты фундаментов.

Несмотря на то, что во время последних исследований вся площадь Десятинной церкви была раскопана, по уцелевшим участкам современным инженерам удалось отследить лишь контур здания.

Преображенский собор в Чернигове

Данное сооружение примечательно тем, что сохранило свой первоначальный облик до наших дней. Храм был заложен в XI веке по приказу князя Мстислава Владимировича, который являлся сыном князя Владимира Святославовича.

Рисунок 1. Преображенский собор в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Материалом несущих стен храма является кладка из тонкого обожженного кирпича с вкраплением необработанного камня.

Кладка была сделана таким образом, чтобы некоторые ряды кирпичей, составляющих наружную поверхность стен, образовывали выступы, которые покрывались розоватым раствором.

Стены в то время не штукатурили, поэтому данный прием придавал зданию храма нарядность и неповторимую легкость.

Данный собор сохранился практически в первозданном виде.

Пятницкая церковь в Чернигове

В период с XI по XIII века в Чернигове была построена Пятницкая церковь, архитектура которой вобрала в себя все новые веяния того времени. Храм по своей форме напоминает свечу и отличается высоко поднятой центральной частью.

Прямоугольный нижний объем здания плавно переходит в круглый барабан, на который опираются возвышающиеся друг над другом арки.

Есть основания полагать, что архитектурным проектированием церкви занимался известный в то время зодчий Петр Милонег.

Рисунок 2. Пятницкая церковь в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

В годы Великой Отечественной войны данный храм был разрушен. Позднее его восстановили в облике, близком к первозданному.

Византийская империя подарила Киевской Руси умение строить храмы и писать иконы. Однако, христианская Русь недолго чувствовала себя ученицей, поскольку очень быстро освоила навыки архитектурного проектирования православных сооружений.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/osobennosti_arhitektury_v_gorodah_i_stranah_mira/arhitektura_kievskoy_rusi/

Культура Киевской Руси. Архитектура и искусство. урок. История России 6 Класс

Архитектура Киевской Руси

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с архитектурными памятниками Древней Руси. Древнейшие памятники русского зодчества не сохранились до наших дней, так как были построены из дерева.

Мы можем лишь реконструировать их образ по более поздним постройкам. Обычно дома знати были многоярусными, они венчались башенками и теремами. К основному зданию примыкало множество пристроек – клетей, переходов, сеней.

Многие элементы деревянных строений были украшены затейливой резьбой.

Начало православному искусству на русской земле было положено в конце X в. В то время мастера-греки (так называли всех византийцев, потому что они говорили на греческом языке) приезжали на Русь целыми артелями.

Они возвели много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами. Позднее в иконописи даже возникло понятие «греческий стиль».

Архитектура Киевской Руси впитывала в себя все лучшее, что создавали византийские мастера.

Все храмы Киева XI в. были возведены из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества.

Одной из первых значительных храмовых построек Киевской Руси была многоглавая церковь Успения Богоматери, прозванная Десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на устроение этого храма. В середине XI в.

церковь с трех сторон была окружена галереями, что было характерно для древнерусских храмов домонгольской эпохи. В ее отделке широко применялась мозаика.

Рис. 1. Десятинная церковь (Источник)

Новый этап в истории архитектуры Киевской Руси связан с правлением Ярослава Мудрого. Между 1017 и 1037 гг. по его указанию был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — собор Святой Софии (Премудрости Божьей) в Киеве. Для его архитектуры характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.

Огромный собор соответствовал византийской конструкции крестово-купольного храма. В середине храма — крестообразное свободное пространство, увенчанное куполом. Обширные хоры опирались на мощные столбы, делившие храм на пять частей (нефов) с запада на восток. В XI в.

Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке, и число куполов уменьшилось. Древние фрески едва заметны на стенах собора, но мозаики так же ярки, как и много веков назад.

Ими украшены главные части храма: купол — символ Церкви небесной и алтарь — символ Церкви земной.

Рис. 2. Софийский собор в Киеве(реконструкция) (Источник)

Еще одним памятником эпохи Ярослава Мудрого стали Золотые Ворота. Ворота были каменными в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной еще со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

Венчала Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. В ходе археологических исследований Золотых Ворот были обнаружены кубики смальты, фрагменты фресковой штукатурки, что свидетельствует о том, что древняя церковь была украшена фресковой росписью и мозаиками.

Ворота предназначались для церемониального въезда в столицу и располагались в южной части города. Это главные ворота города, одни из трех крупных городских ворот, сооруженных при Ярославе Мудром. Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров. Следы этого рва читаются сейчас в перепаде уровня Золотоворотского проезда.

Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037 годом. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя.

Рис. 3. Золотые ворота в Киеве (Источник)

В XII веке начинается строительство храмов в Полоцке, Чернигове, Вышгороде  и Новгороде. Самым замечательным является Софийский собор в Новгороде.

Этот храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Мощные стены сложены из известняка.

Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. Софийский собор стал символом Великого Новгорода.

Рис. 4. Софийский собор в Новгороде (Источник)

В древнерусском искусстве были творчески переработаны культурные достижения Византии и других стран, сформированы свои самобытные культурные традиции.

Рекомендованная литература для изучения темы «Архитектура Киевской Руси»:

  1. Мавродин В.В. Откуда есть пошла Русская земля. М., 1986.
  2. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1984

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. История архитектуры (Источник). 
  2. Софийский кафедральный собор (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Как изменилась архитектура Древней Руси после принятия христианства?
  2. Какие памятники архитектуры были построены в Киеве и Новгороде?
  3. Какие традиции византийского зодчества применялись в русской архитектуре?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/kultura-kievskoy-rusi-arhitektura-i-iskusstvo?trainers

Архитектура Киевской Руси

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская архитектура, в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.

Каменное строительство Древней Руси зародилось в Киеве уже в середине X века. В известной исторической летописи — » Повести временных лет», написанной около 945 года, можно найти такие строки: » Над горою двор теремный, бо бе ту терем камен».

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.

Церковь Богородицы ( Десятинная) в Киеве

В 988 — 995 годах в Киевском детинце строилась Церковь Богородицы ( или Десятинная церковь), которая представляла собой первый каменный храм на Руси. Однако в 1240 году сооружение было разрушено.

В его основе лежит простая система, характерная для византийского провинциального зодчества.

Стены церкви были построены из камня, причем, строительство велось по системе » смешанной кладки» способ укладывания кирпича с » утопленным» рядом.

При этом элементы древнерусской архитектуры XI — XII веков, характерные для декора фасадов, в византийском зодчестве появились значительно позже.

Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под » квадровую» кладку. Церковь была многоглавой, что абсолютно нетипично для византийской архитектурной традиции.

Интерьер Десятинной церкви был богато украшен мраморными резными деталями, а пол щедро декорирован мозаикой.

Древнерусские архитектурные памятники

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит сложная крестово — купольная система.

Новейший стилевой этап наступил на Руси в 30 — 50 годы XI века, когда окончательно сформировались черты монументального древнерусского искусства.

Главным памятником того периода можно считать Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 — 1044 годах во времена правления князя Ярослава Мудрого.

Прекрасный собор был построен на пересечении двух главных магистралей новой части Киева — » города Ярослава».

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.

На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве.

Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма.

В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:

  • ширина = 20 метров;
  • длина = 30 метров;
  • высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств.

Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства.

Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.

На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается  некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется керамика.

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:

  • Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
  • Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
  • Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги.

Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом.

Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков.

В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер сооружений.  При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом.

В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.

Новый подъем Киевской архитектуры происходит в конце XII века. Этот период наиболее ярко отражен в строительной деятельности времен правления князя Рюрика Ростиславовича, который по свидетельству очевидцев » имел любовь ненасытную о зданиях». В это время в Киеве работал известный зодчий Петр Милонег.

Виды древнерусского искусства

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:

  • Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
  • Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
  • Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.

В Киев из Царьграда были привезены знаменитые иконы: » Владимирская Богоматерь» и » Троица». Известна также  икона » Свенская Богоматерь», которая представляет собой икону и изображением русских Святых — Бориса и Глеба.

Киевские художественные традиции живут в ряде икон Новгорода и Северо — Восточной Руси. Большой популярностью пользовались иконы » деисусного чина», сюжеты которых изображали сцены заступничества Богоматери перед Богом за людские грехи.

Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.

Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:

  • » Остромирово Евангелие»
  • » Кодекс Григория Двоеслава»
  • » Евангелие»

В Киевской Руси возникают ценнейшие произведения восточно — славянского народного музыкально — поэтического творчества. Богатырские былины были записаны позднее, от потомков древних певцов. Широкую известность получил былинный рассказ о Князе Владимире » Как во городе стольнокиевском».

На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.

Источник: http://design-fly.ru/istoriya-arxitektury/arxitektura-kievskoj-rusi.html

Архитектура Киевской Руси X—XI вв

Архитектура Киевской Руси
Узнать стоимость работы по вашей теме

Расцвет Киевского государства приходится на конец X — середину XI вв. В это время из городищ возникают многочисленные города: Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород. Русь называли Гардарикой — «Страной городов». В XI в.

на Руси насчитывается около 270 городов. Центром древнерусского города являлся укрепленный детинец с торговой площадью и храмом. Жилую застройку составляли срубы, богатые усадьбы имели несколько срубов, объединенных в ансамбль.

Деревянными были стены крепостей, башни, мостовые и даже трубы новгородского водопровода.

При князе Владимире и его сыне Ярославе Мудром было начато массовое каменное строительство. Из Византии прибывали артели зодчих (в том числе и из Греции, вошедшей в состав Византии). Поэтому Византийскую религию часто называли греческой.

Принято считать, что каменная русская архитектура, как и христианская религия, зародилась в Византии.

Но есть и противники этой теории (Грабарь), которые считают, что на Руси было не подражательство, а была предпринята значительная переработка византийских традиций и античной культуры, сформировавшая своеобразное русское зодчество. Древнерусская архитектура X–XII вв.

свидетельствует о художественной и технической зрелости каменного зодчества, появившегося у восточных славян задолго до привлечения византийских мастеров, и о преемственности каменной архитектурой традиций деревянного зодчества.

В русской архитектуре византийские приемы строительства и декоративное оформление зданий приобретают необычную сочность, в оформлении используются растительные элементы и т.д.

На Севере Руси строительство велось из местного грубоколотого камня. Для массового кирпичного, или, как его называли на Руси, каменного строительства в Киеве было налажено производство плинфы.

Ряды плинфы укладывались на толстые слои известково-цемяночного раствора.

В ранних каменных строениях часто применялась «византийская» кладка, в которой несколько рядов плинфы перемежались рядами каменной кладки.

С принятием христианства основным типом культового сооружения на Руси стал крестовокупольный храм.

В IX — середине XI вв. особое значение для политического, экономического и культурного развития древнерусского государства приобретают города Киев и Новгород.

Киев сложился на месте трех небольших городищ. Здесь уже в X–XI вв. были созданы замечательные образцы архитектуры.

Одной из первых каменных церквей на Руси была Десятинная церковь в Киеве.

Готовые и индивидуальные проекты от Архитектурно-Строительного Объединения «Интекс».

Компания предлагает услуги от настоящих профессионалов различного профиля: проектирование и разработка объектов, внутренняя отделка и дизайн, а также, реставрационные работы.

Объединение «Интекс» является неоспоримым лидером в области загородного строительства и имеет множество проектов вилл и коттеджей с гаражом, при этом возможны доработки в соответствии с пожеланиями заказчика.

Десятинная церковь (989–996 гг.)

Церковь была построена по указанию князя Владимира после крещения киевлян в христианскую веру. На ее строительство и содержание Владимир отдавал 10-ю часть своих доходов, что и дало название церкви. Строили храм греческие мастера по Царьградскому (Константинопольскому) образцу.

Материалом для постройки служил квадратный тонкий кирпич на толстых прокладках известкового раствора. Церковь стояла на высоком берегу Днепра, подверженному оползням, поэтому под фундамент в виде свай использовали толстые просмоленные бревна из дуба.

По бревнам шел дубовый накат, по которому возвели стены.

Храм трехнефный шестистолпный, со столбами крестчатого сечения, напоминающими 4 столба дерева (рис.79). Венчали храм 25 золоченных глав, к его центральной части примыкали 4 придела (церкви меньших размеров, находящиеся в основном объеме здания) вокруг них — гульбища, которых в византийской культуре не было. Трансепт в древнерусских храмах не выступал.

Красоте постройки отвечало и внутреннее убранство: резные беломраморные колонны и карнизы, мозаичный пол из цветного мрамора, яшмы, малахита. Высокие резные окна с цветным стеклом не рассеивали мрак, поэтому освещая образа горели сотни свеч и паникадила.

В XIII в. при взятии Киева татаро-монголами храм горел и рухнул. В XV веке церковь была восстановлена. Во время фашистской оккупации она была взорвана. Сейчас жители Киева бережно охраняют фундаменты Десятинной церкви. Рядом находится трехвековая липа, посаженная в 1654 году Б.Хмельницким во время воссоединения Украины и России.

Собор Святой Софии Киевской (1037–1054 гг.)

Собор Св. Софии Киевской (рис. 80) стал символом государственной мудрости и могущества Киевской Руси. Он был сооружен по заказу Ярослава Мудрого и митрополита Иллариона. Его заложили спустя год после разгрома печенегов, степных кочевников, опустошавших киевские земли. Собор посвящен Св. Софии, «божественной премудрости».

Площадь собора равна 1925 кв. м, в XI веке собор был одним из самых вместительных зданий в Европе. 13 золоченых глав храма, постепенно повышаясь к центральному, образовывали пирамидальную композицию.

Кладка стен храма в нижней части каменная, выше выполнена из полос серого камня и плинфы на цемянке. Камень замазывался раствором, а кирпич оставлялся неоштукатуренным.

Древние зодчие очень хорошо справлялись с вопросами акустики, применяя в кладке сводов полые горшки.

Первоначально собор был пятинефным и окружен одноэтажными открытыми гульбищами. Позже гульбища были заделаны, а вместо них устроены 6 и 7 нефы. В конце XI века над ними был сооружен второй этаж и пристроен второй ряд галерей, а так же «Полуденная» и «Полуночная» башни.

В XVII и XVIII вв. были проведены реставрационные работы: для укрепления здания устроены контрфорсы; древняя «византийская» кладка была оштукатурена. Изменился характер «шеломовидных» куполов (они приобрели «грушевидную» форму, характерную для украинского барокко), добавилось 6 куполов (сейчас их 19), были заделаны галереи, появился деревянный резной позолоченный иконостас.

В интерьерах храма впервые на Руси была применена мозаика и фрески. Над всем пространством собора на золотом мозаичном поле вырастает легкая фигура Богородицы Оранты («молящейся»).

Ниже, по полукруглым апсидам алтаря идут цветные мозаичные пояса с изображением евангельских святых. Мозаики делались из маленьких стеклянных кубиков, на одной грани которых была краска, закреплявшаяся при обжиге.

Они не потускнели даже под слоем поздней штукатурки.

Фрески стен храма носят исторический характер, изображая семью Ярослава Мудрого. В переходах галерей сохранились фрески с ярким радостным изображением скоморохов.

Во время татарского нашествия собор был частично разрушен. В XVI веке собор начали восстанавливать и только в XVII веке, после воссоединения Украины и России он был полностью восстановлен.

Новгород — крупнейший центр русского государства, находился на важнейших северных торговых путях и поэтому быстро развивался в экономическом и социальном отношении.

Независимость Новгородского княжества и его постоянное соперничество с Киевом определили и особенности его архитектуры.

Сразу после крещения Руси в 989 году здесь по приказу Ярослава Мудрого, проведшего в Новгороде большую часть жизни, была возведена дубовая соборная церковь Святой Софии. На обширных хорах во время службы находился князь.

Собор Святой Софии в Новгороде (1045–1052 гг.)

Каменный собор Святой Софии в Новгороде (рис. 81) строился на месте ранее существовавшего дубового храма по подобию киевского. Кладка из местного камня имела грубую поверхность, поэтому храм сразу же был оштукатурен и побелен.

Первоначально это был пятинефный храм с лестничной башней с крестчатыми столбами, поддерживающими своды с позакомарным покрытием, большим куполом над средокрестием и четырья маленькими главами по углам.

У юго-западного угла собора была расположена башня с шестым куполом. Позже купола приобрели характерную для Севера шлемовидную форму.

В соборе впервые для перекрытия боковых нефов применены полусводы, а так же полуциркульные и треугольные закомары.

На фасадах храма были применены лопатки — плоские выступающие пилястры без капителей.

Собор отличается монументальностью форм и величием композиции. Стены и своды собора покрыты фресками. Западный вход украшен широким фресковым панно, живописно выделяющимся на белой поверхности строгого фасада.

Рядом с собором Св. Софии Новгородской находится Софийская звонница. В отличие от других, звонницы в Новгородском княжестве строились отдельно стоящими.

Позже все звонницы стали строить рядом с храмами и соединять крытыми переходами.

Новгородская архитектурная школа более суровая и сдержанная. Из Византийских традиций в ней сохраняется крестово-купольная система сооружений, школа живописи и фрески, но уже в местной переработке.

Соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде сконцентрировали основные конструктивные и художественные достижения своего времени, определив главные направления развития русской архитектуры.

Источник: https://scholar.su/doklady/arhitektura-kievskoi-rusi

Refy-free
Добавить комментарий