Архитектура Древней Руси

Содержание
  1. Архитектура Древней Руси
  2. Архитектура Древней Руси: история, особенности, стили и развитие
  3. История архитектуры Древней Руси с X по XII века
  4. Второй период (вторая половина XII в. — начало XIII в.)
  5. Третий период (вторая половина XIII в. — начало XV в.)
  6. Стиль архитектуры
  7. Архитектурные школы
  8. Заключение
  9. Памятники архитектуры Древней Руси
  10. Архитектурные особенности Древней Руси
  11. Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба
  12. Устройство древнерусского храма
  13. Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории
  14. Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат
  15. Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель
  16. Особенности архитектуры Древней Руси с 9 по 16 век
  17. Особенности архитектуры Древней Руси
  18. Влияние православия на архитектуру Древней Руси
  19. Архитектурные стили Древней Руси
  20. Архитектура Древней Руси по векам
  21. Архитектура с 9 по 12 века
  22. Архитектура с 10 по 13 века
  23. Архитектура 14 века
  24. Архитектура 15 века
  25. Архитектура 16 века
  26. Архитектура Древней Руси по областям
  27. Новгородская архитектура
  28. Киевская архитектура
  29. Владимиро суздальская архитектура
  30. Архитектура Московского княжества
  31. Архитектура Древней Руси по типу строений
  32. Деревянная архитектура
  33. Храмовая архитектура
  34. Шатровая архитектура
  35. Таблица важнейших архитектурных сооружений Древней Руси
  36. Архитектурный облик Древней Руси – видео
  37. Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом
  38. Каменная древнерусская архитектура до 9 века
  39. Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков
  40. Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?
  41. Архитектура Древней Руси 10 века
  42. Архитектура Киевской Руси 11 века
  43. Новгородская архитектура Древней Руси 11—12 веков
  44. 4 этапа развития Владимиро-Суздальской архитектуры 12—13 веков
  45. О чём архитектура времён Владимира Мономаха?
  46. Белокаменное зодчество: какую задачу решал Юрий Долгорукий
  47. Архитектура Древней Руси времён Андрея Боголюбского
  48. Владимиро-Суздальская архитектура времён Всеволода III и её «лебединая песня»
  49. Архитекторы Древней Руси
  50. Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях

Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси

Киевская Русь была обращена в Христианство в 988 году, и в Киеве,доминирующем политическом и культурном центре, мозаика, датирующиесяприблизительно 1045 годом, были созданы Византийскими мастерами.

ДругиеВизантийские художники и ремесленники работали в направлении развитияархитектуры Руси того времени, таким образом, архитектура Киевской Руси, вцелом, было основано на Византийских основах.

Архитектура и живописьразвивались как важные, самостоятельные и независимые области искусства, обаначали активно развиваться именно в это время.

С древнейших времен на Русипреобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткойи трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительнойдешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но икрепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви.

Преимущественнодеревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальноеобстоятельство, что многие архитектурные памятники 10-17 веков оказалисьутрачены.

Основной элемент любой деревянной конструкции — бревно — определял ипределы, и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание нестроил — простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемныекомпозиции княжеских ансамблей или шатровых церквей.

Каменное строительство получилоопределенное развитие с конца 10 начала 11 веков, что было связано с крещениемРуси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве.

Первой известной полетописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковьсвятой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарскойцерковной архитектуры.

Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается вархитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Стремлениеследовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храме Киевской Русисоборе святой Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси.

Софийский собор являет собойобразец крестово-купольного храма, получившего особую популярность удревнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы святой Софиив Новгороде (1045-1050 гг.) и Полоцке.

Киевская София опосредованно повлияла ина композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включаяУспенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089; взорван в 1942 году,восстановлен в 1990-е гг.

), соборы в Ростове и Суздале.

Особенностью ранней церковной архитектурыДревней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарныхперегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма.

Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, ачерез него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединялоцерковь земную и небесную.

Из византийской традиции заимствована и традицияукрашения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости илегкости светового решения, также символизировавшей единение земного инебесного начал церкви.

Наряду с каменными храмамистроились деревянные церкви, которых было большинство. Из дуба, в частности,был выстроен в 1049 году и первый Софийский собор в Новгороде — предшественникбелокаменной Софии. Историки архитектуры расходятся во мнениях относительнотого, какими были взаимоотношения каменной и деревянной архитектуры, какая изних оказывала влияние на развитие другой.

Вероятней всего влияние былодвусторонним. Каменная архитектура, особенно храмовая, испытывала определенноевлияние деревянного зодчества с его приемами двухскатной и четырехскатнойкровли и пр., в свою очередь, деревянная архитектура усваивала и осваивалаэлементы каменного строительства в той мере, в какой они могли бытьвоспроизведены в принципиально ином строительном материале.

Небольшие сельские храмыстроились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен,образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляетсобой несколько венцов, наложенных друг на друга — сруб, покрытый двускатнойили четырехскатной крышей.

Этот принцип сохранился и в более сложныхсооружениях — теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместочетырехугольного сруба (четверика) сооружается восьмиугольный сруб (восьмерик).

Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменнойархитектуры Руси вплоть до нового времени.

Чередование четвериков ивосьмериков, особенно характерное для храмового зодчества, создало весьмараспространенный на Руси тип двух- и многоярусных шатровых храмов — отнебольших, односрубных или одностолпных церквей, до многостолпных соборов.

Отдельные срубы (столпы) связывались между собой системой галерей, переходов,крылец.

Все здания ставились на деревянные или каменные цоколи (подклеты), вкоторых размещались частично уходящие под землю подвальные помещения и входы впогреба, и подземные ходы.

Древнейшие храмы Руси частонапоминают византийские образцы, но уже в 12 веке в храмовом строительствеотчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитиерусской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода идр.

); монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первыйизвестный по имени русский архитектор — мастер Петр. В период раздробленности Русив различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурныешколы.

В Новгороде с середины 12 века преобладают небольшие четырехстолпныеодноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др.).

Наиболее значительной в 12 -13веках становиться владимиро-суздальская школа. Во Владимирскую землюприглашались каменных дел мастера из Галицко-Волынской земли, Польши и др.

Поприглашению князя Андрея Юрьевича Боголюбского для дворцово-храмовогостроительства во Владимире и Боголюбове были приглашены зодчие «из немец».

Постепенно строгие Храмы середины 12 века (церковь Бориса и Глеба в Кидекше,близ Суздаля) сменяются сооружениями, призванными выразить растущую мощьВладимирского княжества, его возвышение среди других княжеств Руси (Успенскийсобор, крепостные золотые ворота во Владимире, княжеский дворец в Боголюбове,церковь Покрова и Нерли). Особенностью внешнего убранства ряда храмов сталобелокаменное узорочье, особенно характерное для Дмитриевского собора воВладимире и Григорьевского собора в Юрьеве-Польском.

Процесс развития древнерусскойархитектуры, как и всей культуры древней Руси, был в значительной степенизаторможен монголо-татарским нашествием.

Сокращались и без того нарушенныевследствие раздробленности связи и контакты между мастерами строительного делаиз различных регионов Руси, приходили в упадок княжеские дворы и монастыри -традиционные центры культурной жизни, волей или неволей уходили в Ордустроители и иконописцы. Шоковое состояние продолжалось примерно полвека.

Но ужев конце 13 века на окраинах Северо-Западной Руси началось возрождение русскогозодчества. До наших дней сохранились отстроенные в 14 веке приходские идомашние храмы Новгорода (Успения на Волотовом поле, Федора Стратилата наРучье, Спаса на Ильине улице) и Пскова (Василия с Горки, Козьмы и Дамиана сПримостья).

Перед лицом постоянной угрозы вооруженного натиска Орды — с востокаи крестоносцев — с запада правители северо-восточной Руси были вынужденыуделять особое внимание крепостному строительству. В 14 веке были сооруженыкремли в Новгороде и Пскове, крепости в Изборске, Острове, Порхове и др.

По мере возвышения Москвы,возрастания ее претензий не первенствующую роль среди русских земель к нейпереходила и роль законодательницы мод в сфере светского и храмового зодчества.Уже в 30-40-е годы 14 века в Москву начали стекаться зодчие, каменных делмастера, иконописцы, идеями и руками которых была отстроена белокаменнаяМосква.

14 век в истории московского зодчества отмечен возведением не дошедшихдо нашего времени первых каменных стен Кремля, Успенского и Архангельскогособоров. Московское зодчество развивалось в русле традицийвладимиро-суздальской школы. Во второй половине 14 начале 15 вв.

сложился типчетырехстолпного одноглавого храма (Успенский собор на Городке и Рождественскийсобор Саввино-Сторжевского монастыря в Звенигороде, Троицкий соборТроице-Сергиева монастыря, Спасский собор Спасо-Андроньевского монастыря вМоскве).

Характерная особенность этих храмов — широкая расстановка подкупольныхстолпов, позволяющая значительно расширить диаметр главы, усилить освещенностьинтерьера, увеличить размеры иконостаса.

Основной крест перекрывалсяцилиндрическими сводами, боковые ячейкм-цилиндрическими, сферическими свыступающими подпружными арками. Система подпружных арок представляла собойразвитую во все стороны пространственную систему взаимного погашения усилий. Соответственнои столбы, поддерживающие арки в плане крестообразного сечения.

На стенах, какправило, делались пилястры, усиливающее место опирания арок. Пилястры фасадов ,совпадающие с утолщениями стен внутри, так же включались в работу системы. Свостока здание подпирали полукруглые объемы апсид, а с трех других сторон-болеенизкие открытые галереи.

Каркас являлся структурной основой, определяя члеениеинтерьера и фасадов.

В кладке стен применялись кирпич,камень и известковый раствор. Фундамент под стены возводились обычно изколотого песчаника или известняка на растворе на глубину 90-120см по деревяннымсваям.

Здание церкви, с куполом вцентре, или с системой и центрального купола и окружающих куполов сталаосновной рабочей схемой для архитекторов Киевской Руси. К знаменитым памятникамархитектуры такого типа можно отнести Десятинскую Церков (989-996 гг.) иСофийский Собор (1037 г.) в Киеве.

Все эти церкви были построены в Византийскомстиле, хотя так же, влияние оказывала архитектура Болгарии, Грузии и Армении вразличных комбинация. Софийский собор — центральная часть собора выполнена вформе греческого креста. У него было 13 куполов (символизирующий Христа и егоапостолов).

Количество куполов было увеличено в конце 17-ого столетия, так жебыли достроены дополнительные боковые галереи и своды.

Новгород был центром уникальногои весьма оригинального искусства, которое жило и развивалось в течении всейжизни княжества, вплоть до его исчезновения 16-ом столетии; В новгородеполучили свое развитие основные тенденции архитектуры Киевской Руси.

Церковная архитектурная историяНовгорода началась с собора Святой Софии. Он был построен в 1045-52 гг.,заменив деревянную, церковь с 13 куполами с тем же названием.

Новый соборследовал за своей тезкой из Киева по своей конструкции, но расхождения сВизантийским образцом весьма очевидны; В новгородском соборе есть двойныепроходы, но только три апсиды.

Внешне, церковь отличается даже больше от ееюжного образца, у которого есть только пять куполов, стены являются строгими,опоры являются плоскими и голыми, и окна — маленькие и узкие. Есть кое-что явнороссийское в силуэте его защищенных шлемом куполов и в энергии монолитный,горизонтальных элементов.

Церкви 12-ого столетия напоминаютсобор Святой Софии в Новгороде, только в общей тенденции к простоте ивертикальным элементам; они были маленькими, кубическими в форме, со скромным вхудожественным оформлением. Суровый климат и тяжелые снегопады севера требовалиразличных модификаций Византийских архитектурных форм.

Со временем окна были сужены иглубоко утоплены вовнутрьь; крыши стали более крутыми; и профили плоскогокупола приняли выпуклую форму, которая, в различных вариантах, в конечном счетестала наиболее характерной особенностью российской церковной архитектуры.

Церкви Пскова на Северо-Западе России были относительно небольшими иприземистыми и обычно имели три низких апсиды. Купола, крыши, и декоративныеэлементы были подобны образцам из Новгорода.

Поскольку эти церкви были слишкоммаленькими, чтобы содержать внутренние колонки для поддержки купола, Псковскиестроители развили, конструкцию рядов арок карниза для поддержки барабановкупола и куполов.

Эта конструкция — кокошник, стала любимым российскимструктурным и декоративным элементом. Паперти, внешние замурованные галереи, иколокольни были другим заметным вкладами Пскова в российскую архитектуру.

Область Владимиро-Суздальскогокняжества, как и другие центры ранней российской культуры, были результатомсмешения Византийских, Романских, и Кавказских культур. Успенский иДмитриевский соборы во Владимире и жемчужина русской архитектуры, церковьПокрова на реке Нерли составили новый блестящий этап зодчества России.

Эти церкви как группапредставляют продолжение традиций киево-византийской традиции в части планаконструкции, но старой схеме дали новую интерпретацию. Из Византии суздальцыприняли общие особенности квадратного плана с полукруглыми апсидами и четырьмяколонками, поддерживающими купол с круглым барабаном.

Вместо кирпича, стольхарактерного для Византийской и духовной архитектуры жители Руси, использоваликамень.

Обработка и художественное оформление стен и глубоко вдавленных дверейи окон напоминают романскую архитектуру Западного Христианского мира; вхарактере резного декора чувствуется влияние запутанного художественногооформление Кавказа; но организация и согласованность форм являются определеннороссийскими и самобытными.

После того, как Константинополь был захвачен Туркамив 1453 году, Россия продолжала в течение нескольких столетий развиватьнациональное искусство, которое росло из Византийского периода. Во время 10-ого- 15-ые столетия, российское искусство отходило от Византийской модели и началосвое самостоятельное развитие после падения Константинополя.

Во 2-ой половине 15 века по меревозвышения Москвы строительство в городе и его окрестностях приобретало ещебольший размах. Московские государи приглашали для работы по обустройствугорода иноземных, преимущественно итальянских, мастеров.

Под руководствомитальянских мастеров, принесших в русскую архитектуру элементы, характерные дляитальянского Возрождения, был заново отстроен Московский Кремль.

Возведены:главный храм Московской Руси пятиглавый Успенский собор (архитектор АристотельФиорованти), Архангельский собор ( архитектор Алевиз Фрязин), Грановитая палата(архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари), внешнее убранство которойрепродуцирует образцы итальянских палаццо, а интерьер сочетает традиционныечерты русский теремных палат с одностолпными залами европейских дворцов,величественная церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (Колокольня ИванаВеликого), ставшая архитектурным центром не только Кремля, но и всего стольногограда. Псковские зодчие соорудили в кремле домовой храм московских великихкнязей и царей — Благовещенский собор. Благодаря новым кирпичным стенам с 20башнями, возведенных при участии иностранных архитекторов, Московский кремльстал одной из наиболее мощных крепостей Восточной Европы. В течении 16 века вМоскве были сооружены еёще три линии укреплений — крепостные стены Китай-городаи Белого города, деревянные стены и валы Земляного города.

В конце 15 начале 16 вв. вмосковской архитектуре появился тип бесстолпных храмов с крещатыми сводами,позволявшими освободить интерьер храма от опорных столпов (церковь Трифона в Напруднойслободе, сооруженная, возможно, псковскими мастерами, церковь Зачатия святойАнны, что в Углу, Малый собор Московского Донского монастыря).

16 век вошел висторию архитектуры появлением башнеобразных шатровых храмов (церкви Вознесенияв селе Коломенское близ Москвы, Покровский собор или Храм Василия Блаженного вМоскве построенный в честь присоединения Казанского ханства).

Элементы готики воблике этих храмов позволяют предположить участие в их сооружении европейскихархитекторов, использовавших некоторые приемы старой европейской культуры,приемлемые для православного сознания.

Шатер в этих храмах, видимо,воспринимался современниками как вытянутая глава, а его устремление вверх — каксимвол связи земного и горнего миров.

Покровский собор, представляющий собойприхотливую комбинацию центрального шатрового храма, четырех небольшихбесстолпных с кокошниками и четырех бесстолпных башнеобразных храмов ипроизводящий впечатление небольшого храма-города мог ассоциироваться с образомИерусалима и символизировать материальное воплощение идеи Москвы как новогоИерусалима, как бы предваряя неосуществленную мечту Бориса Годунова возвести вМоскве точную копию иерусалимских храмов Воскресения и Гроба Господня.

15-17 вв. отмечены интенсивнымстроительством крепостей и других оборонительных сооружений. С древнейшихвремен они строились как из дерева, так и из камня. Высота стен крепостей вряде случаев доходила до 20 метров, толщина 6 метров, высота башен с бойницамидля стрельбы — до 25-30 метров.

Образцом древнейших укреплений может служитьбашня Братского острога, находящаяся ныне в музее-заповеднике «Коломенское» вМоскве. Каменные крепости частично или полностью сохранились в Изборске иИвангороде, мощные кирпичные кремли в Москве, Новгороде Великом, Нижнем Новгороде,Туле, Коломне, и др.

, мощная кирпичная крепость конца 16 начала 17 веков вСмоленске.

Древняя архитектура оставиламного исторических памятников, но к сожалению не все…

Источник: https://www.sites.google.com/site/arhitekturadrevnejrusi/

Архитектура Древней Руси: история, особенности, стили и развитие

Архитектура Древней Руси

Архитектура — это душа народа, воплощенная в камне.

Древнерусская архитектура, начиная с Х века и до конца XVII века, была тесно связана с церковью и православием. Первые христианские храмы начали появились на Руси еще в X в., а первым русским городом, который принял крещение, стал Киев.

Русь имела традиционный материал – дерево. Сначала практически все постройки были деревянными. Однако из-за многочисленных пожаров, сгорали тысячи деревянных зданий, возведенных русскими.

В это время так же начинает закладываться каменное строительство.

Таким образом, монументальная архитектура — это наиболее сохранившийся вид Древнерусского искусства, объектами которого были различные дворцы, оборонительные сооружения и, конечно же, церкви.

История архитектуры Древней Руси с X по XII века

В первый период, который проходил в X — XII вв. зодчество на Руси за основу взяло архитектурный стиль Византии, в связи с эти самые древние русские постройки напоминали византийские храмы. Первые храмы на территории Древней Руси были построены специально приглашенными, византийскими архитекторами.

Архитектуру Древней Руси наиболее ярко представляют такие архитектурные постройки, как Десятинная Церковь (не сохранилась до нашего времени, так как была разрушена во время нашествия татаро-монгол) и Киевский Собор Святой Софии, Борисоглебский Собор в Чернигове, Софийский Собор в Великом Новгороде, и другие.

Сразу после крещения Руси князь Владимир пригласил византийских мастеров для создания 25 — главой церкви Успения Богородицы (Десятинную). До постройки Софийского собора она являлась главным храмом Киева.

Собор Святой Софии в Киеве — знаменитый храм древней Руси, построенный в 1037 г. В своей конструкции собор имеет 5 продольных проходов (не­фов) и 12 крестообразных столбов, на которые опираются своды.

Своды киевской Софии увенчаны 13 главами, которые ритмично возвышаются к небу. В плане здания они образуют фигуру креста, в центре которого возвышается большой купол. Такая конструкция храмов получила название крестово-купольной.

Она была перенята у Византии.

Практически все сооружения не смогли дойти до нас в первозданном виде из-за многочисленных татаро-монгольских нашествий. То, что мы сейчас можем наблюдать — это лишь современные реконструкции.

Второй период (вторая половина XII в. — начало XIII в.)

Со второй половины XII в. и до начала XIII в. выделяют «золотой век» древнерусского зодчества. Большинство храмов и соборов начинают возводить из нового особого материала — белого камня.

Этот камень заменил плинфу — это обожженный кирпич, который начали использовать в Византии. До сих пор неизвестно, что заставило зодчих этого периода заменить плинфу на новый материал.

Белый камень стали широко использовать в строительстве, из него были построены Владимирский Успенский Собор и Церковь Покрова на Нерли.

Особенности архитектуры древней Руси в этот период:

  • Одноглавые кубические храмы.
  • Строгое декоративное оформление.
  • В основе лежит крестово-купольный храм.

Владимирский успенский собор был построен при Юрии Долгоруком около 1150 года в Галиче.

Всем известная церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г., считается высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

К сожалению, из-за того, что многие постройки были разрушены, точно сказать о том, какой характер носили внецерковные постройки практически невозможно. Однако и исторически верно восстановленные Золотые Ворота в Киеве, и Владимирские Золотые Ворота показывают то, что тенденции светской архитектуры полностью совпадали с развитием церковного зодчества.

Третий период (вторая половина XIII в. — начало XV в.)

Этот период характеризуют многочисленные нашествия со всех сторон. Это «темный век» в истории древнерусского государства. Монументальное строительство было практически прекращено. С конца XIII века в избежавшей разорения на Руси вновь возрождается каменное зодчество, прежде всего, военное.

Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на мысах или на островах. Так же в этот период появляется храм нового образца — восьмискатный храм. Ярким представителем этого типа является Новгородская церковь Спаса на Ильине.

Со временем Москва постепенно превращалась в крупный политический центр. Это привело к развитию архитектуры Московского княжества. Московская школа сформировалась к концу XVI века.

Подъем зодчества в Москве приходится на период правления Ивана III — конец XV века. В 1475 — 1479 годах был построен Московский Успенский собор, архитектором которого стал итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.

В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424 в Андрониковой монастыре — Спасский собор. Внешне эти церкви сильно различаются, но, несмотря на это, в церквях Московского княжества есть нечто общее — им свойственны четкость и пропорциональность, стройность, динамичность. Многие зодчие делали упор на пирамидальную композицию храма.

Стиль архитектуры

За несколько столетий выработался общий стиль архитектуры древней Руси:

  • Пирамидальность конструкции.
  • Вертикальность форм.
  • Особый национальный тип купола, напоминающая форму лука.
  • Купол покрывался золотом.
  • Многоглавие (традиционно закрепилось пятиглавие).
  • Белый цвет храма.

Архитектурные школы

На протяжении истории Древней Руси создавались различные архитектурные школы такие как Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская и Московская архитектурные школы.

Византия, мир христианства сильно повлияли на развитие архитектуры Древней Руси. Под этим влиянием на Русь пришел строительный опыт, который помог сформировать свои традиции. Русь переняла множество архитектурных традиций, однако в скором времени выработала собственный стиль, который ярко проявился в самых знаменитых памятниках древнерусской архитектуры.

Первые постройки из камня были заложены в период правления князя Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито, как в Византии, поэтому она имела огромное влияние на искусство всего мира и, конечно же, Древней Руси.

Заключение

Однако в полной мере понять и насладиться архитектурой Древней Руси нам не удастся, так как из-за многочисленных набегов монголо-татар и других многочисленных войн большинство архитектурных памятников было разрушено. Так что сейчас мы сможем увидеть лишь реконструкции.

Источник: https://FB.ru/article/53539/arhitektura-drevney-rusi-v-muzee-kiji

Памятники архитектуры Древней Руси

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996) — самый ранний памятник каменной архитектуры. Церковь стала именоваться Богородицей Десятинной после того, как князь Владимир Святославович даровал ей десятую часть своих доходов.

Церкви не стало во время вторжения в Киев монголов в 1240 году. Однозначно решить вопрос реконструкции церкви так и не удалось. В этой связи было предложено несколько вариантов планов реконструкции, но вопрос остался на уровне дискуссий.

Несколько основных плановых характеристик здания церкви представляется возможным установить.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Известно, что Десятинная церковь представляла собой трехнефный храм с темя парами столбов и тремя апсидами, или шестистолпный крестово-купольный храм, характерная для византийской архитектуры. Сооружение было построено способом кладки со скрытым рядом из плоских кирпичей византийского типа (плинфы). Данные подробности стали известны при проведении раскопок Десятинной церкви.

Тридцатые годы XI века знаменуют собой начало следующего этапа монументального строительства на Руси. Страна в этот период была разделена на две части между сыновьями князя Владимира.

Так в Чернигове (около 1036), стольном городе, принадлежащем Мстиславу, был заложен Спасо-Преображенский собор (Рис. 1). Примечательно то, что собор сохранился до наших дней практически целиком.

В плане Спасо-Преображенский собор близок к Десятинной церкви, но в отличие от последней, обладал в восточной части здания перед апсидами характерным для константинопольской архитектуры дополнительным членением (вима).

Рисунок 1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1037 году возводится Софийский собор в Киеве. Тот факт, что при возведении собора использовалась строительная техника, позволяет утверждать, что строителями были люди из Константинополя, которые привнесли элементы византийской столичной архитектуры.

Софийский собор — пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов, имеющий с трех сторон галереи, а с восточной стороны — пять апсид. Собор имеет тринадцать глав, в число которых не входят завершения башен.

Величественный вид и цельность восприятия придает храму четко выраженная пирамидальная композиция.

Для византийской традиции не характерно многоглавие, которым славился Софийский собор. Множество глав Софийского собора было одновременно использовано зодчими и как художественный замысел, придавая композиции собора торжественность и пышность, и решало функциональную задачу — необходимость расширить западную часть храма с целью размещения в ней крещален.

В настоящее время наружное оформление Софийский собор выполнено в стиле украинского барокко, лишь в нескольких местах, где специально снята штукатурка, можно увидеть древнюю поверхность стен.

Замечание 1

Создание Софийского собора было призвано укрепить влияние государственной власти и новой религии, показать величие и мощь вновь созданного государства. Софийский собор является центральным памятником зодчества Киевской Руси.

Как только закончилось возведение Софийского собора в Киеве, строители начинают возводить Софийские соборы в Полоцке (50-е г. XI века) и Нижнем Новгороде (1045-1050 гг).

Рисунок 2. Софийский собор в Полоцке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многие детали, а также близость типологий, строительные и технические приемы, сходство пропорций является свидетельством того, что соборы были возведены одной артелью киевских мастеров. Строители были опытны и не повторяли старые решения, а исходя из других условий заказа, делали многое по-новому.

Например, чтобы удешевить и ускорить процесс строительства, мастера использовали в работе местный строительный материал — известняковую плиту. Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах схожи с киевской Софией, но выполнены в более упрощенном варианте.

Все они — пятинефные храмы, но к собору в Киеве примыкают два ряда галерей, в Новгороде — один ряд, в Полоцке галереи отсутствуют. У киевского собора две лестничные башни и пять апсид, у новгородского и полоцкого- по одной башне и по три апсиды.

Киевская София обладает тринадцатью главами, Новгородская — пятью, Полоцкая — семью.

В 40-50 годы в Киеве осуществлялось строительство еще нескольких зданий: церквей Ирины и Георгия, Золотых ворот.

Архитектурные особенности Древней Руси

По мнению историков архитектуры, в связи с тем, что памятники Киева в древности возводились греческими мастерами, архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Такое мнение бытовало до тех времен, пока не были в достаточной степени изучены памятники русской архитектуры и византийской.

Замечание 2

Позже, обладая нужной информацией, появился однозначный вывод, что памятники Киевской Руси не имеют сходства с византийскими, а киевские храмы не имеют аналогов в Византии.

Византийские строители имели за плечами огромный опыт в возведении культовых зданий — церквей. Строительство на Руси вызвало необходимость решать новые задачи: возведение храмов с очень большими хорами, что не было характерной особенностью византийских церквей.

В стране, недавно принявшей христианство, большую роль играли помещения крещален, что вело к необходимости византийских мастеров принимать новую плановую схему сооружений. Также зодчие столкнулись с новыми, непривычными для них строительными материалами.

Кроме того, строители должны были считаться со вкусами заказчиков, которые были воспитаны в традициях и эстетике деревянного строительства.

Архитектура Древней Руси сложилась и развивалась на базе византийской архитектуры, но уже во второй половине XI века стало обладать собственными традициями со своим особым характером и древнерусским путем развития.

Источник: https://spravochnick.ru/arhitektura_i_stroitelstvo/epohi_arhitektury/arhitektura_drevney_rusi/

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой.

Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим.

А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец.

Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб.

Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу». «Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей.

В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем.

Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Устройство древнерусского храма

Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом. Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!

С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве. Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород

Над церковным зданием сооружали главный купол. Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.

Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога. Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.

Как число, так и форма куполов имеют символическое значение. Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы

Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами. Все это было заимствовано из византийской архитектуры.

Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.

Спасский собор Андроникова монастыря

Вход в церковь был в западной части храма. Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.

Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники. Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником

Белокаменная Русь. Золотые ворота русской истории

Каменное строительство начинает распространяться на Руси с XI века. Из камня возводят самые значимые сооружения: церкви, дворцы, богатые жилые дома.

Первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях стали большие церкви Киевской Руси. Константинопольские строители при участии киевских мастеров построили Софийский 13-главый крестово-купольный собор в Киеве. Он стал одним из самых значительных архитектурных сооружений того времени.

В период, когда Русь состояла из большого количества княжеств, Киеву не всегда удавалось сохранять ведущую роль. В отдельных центрах появляются местные архитектурные школы. В XII–XIII веках важнейшим становится Владимиро-Суздальское княжество. Местные зодчие не просто продолжили традиции византийской архитектуры, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями и элементами.

Первым европейскую каменную технику начал использовать Юрий Долгорукий. При нем были возведены белокаменные постройки во Владимире, Суздале, Юрьеве-Польском, Переславле. От времени правления Андрея Боголюбского сохранились Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. По мнению некоторых историков, Золотые ворота не похожи ни на одно сооружение в европейской архитектуре.

Золотые Ворота. XII в. Владимир

Во время строительства внезапно обрушился свод Золотых ворот. К счастью, никто при этом не погиб. Князь Андрей Боголюбский, при котором и строились ворота, заказал благодарственный молебен по этому поводу. Чувствуя недоброе, он заменил и строителей.

Новыми зодчими стали итальянские мастера, присланные Андрею Фридрихом I Барбароссой. Они и закончили строительство ворот. Их работа так понравилась князю, что он оставил их у себя для строительства других каменных сооружений.

Ими стали Успенский и Дмитриевский соборы, а также изящная и очень красивая церковь Покрова на Нерли в Боголюбове.

Церковь Покрова на Нерли. XII в. Боголюбово

Конец белокаменному зодчеству во Владимиро-Суздальской Руси положило татаро-монгольское нашествие.

Первые шатровые храмы были деревянными. Это связано с тем, что формы церковной архитектуры перенимались Древней Русью из Византии. Но в дереве было очень трудно передать форму купола византийского типа. Поэтому на Руси он и был заменен в деревянных храмах шатровыми завершениями. Их построить было значительно легче

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности.

Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города.

А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли.

Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде.

Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани.

Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев.

Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). XVI в. Москва

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/arhitektura/arhitektura_drevnej_rusi.html

Особенности архитектуры Древней Руси с 9 по 16 век

Архитектура Древней Руси

История архитектуры Древней Руси берет свое начало с создания Киевского государства. Завершился этот этап лишь с возникновением в 18 веке Российском империи. Период с 9 по 16 век был очень ярким, на него пришелся расцвет архитектурного зодчества, его замедление в связи с нападением татаро-монгольского ига и последующее восстановление.

Особенности архитектуры Древней Руси

Архитектура Древней Руси имела свои особенности, обусловленные принятием православного христианства.

Влияние православия на архитектуру Древней Руси

Если Западная Европа издревле строила храмы из камня, то языческая Русь всегда характеризовалась архитектурой деревянной. Каменная архитектура напрямую связана с распространением православного христианства. Храмы строились по образу крестово-купольных церквей греков.

Православие оказало влияние и на внутреннюю архитектуру храмов. Единство интерьеров достигалось в них путем построения низких алтарных перегородок, позволяющих молящимся видеть верхнюю часть алтарной части церкви. Этот нюанс был заимствован из византийских традиций.

Архитектурные стили Древней Руси

В истории архитектуры понятие стиля появилось лишь в 18 веке. История Древнерусского зодчества насчитывает 7 веков и является уникальной, поскольку в ней нет механического, бездумного копирования архитектуры зданий соседних и западных государств.

Каждый из периодов ее развития сложный и многообразный.

Архитектура Древней Руси по векам

Зодчество Древней Руси после ее крещения развивалось довольно стремительно. Каждый век имел свои отличительные черты.

Архитектура с 9 по 12 века

Можно выделить 4 архитектурных школы древнерусской культуры, сформировавшихся в период с 9 по 12 век:

  • киево-черниговскую;
  • галицкую;
  • новгородско-псковскую;
  • владимиро-суздальскую.

Мастера, пришедшие на русские земли из греко-восточных стран, начали активно возводить крестово-купольные храмы. Они отличались крестообразно расположенными цилиндрическими сводами, более тонкими, по сравнению с современными, стенами, сложно профилированными окнами. Ряд сооружений в 10 веке был построен с участием болгар.

Киев 11 века был укреплен мастерами по всем канонам оборонительного искусства. Это значит, что архитектура того времени отображала политическую силу существующего государства.

улица Киева замыкалась крепостной башней с широкими проездами, именуемой Золотыми Воротами. Они были предназначены для торжественного въезда в столицу правителями с южной стороны.

 Тем не менее, это строение оказалось сильно разрушено во время монгольского нашествия.

Архитектура с 10 по 13 века

В период с 10 по 13 век внимание к себе привлекли владимиро-суздальские храмы, а именно Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Юрьев-Польский являлся столицей небольшого княжества, заправлял им Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо.

Во имя Святого Георгия Победоносца был построен одноглавый четырехстолпный храм. Он отличался небольшими размерами, но привлекал внимание необычной отделкой фасадов. Все его тело покрывает легкая резьба по камню. Строительство этого храма завершилось за 3 года до нашествия на Северо-Восточную Русь полчищ Батыя.

Также можно выделить белокаменную церковь Святого Пантелеймона, построенную в начале 13 века. До наших дней она дошла в сильно разрушенном виде, но сохранила красоту декоративных арок. В ее строительстве были задействованы мастера из Галича.

Киев же мог похвастаться Собором Святой Софии. Именно там происходили торжественные церемонии возведения на княжеский престол. Изначально этот собор задумывался не как обычная церковь для совершения богослужений, а как главный храм всего Киевского государства. Технически он характеризуется как пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм.

Духовная суть архитектурного замысла Собора Святой Софии заключается в приобщении населения к православному миру. Близким по исполнению к этому храму является Софийский собор в Новгороде. Его строили те же мастера. Формы новгородского храма более лаконичные, он 5-купольный и обладает лишь одной лестничной башней.

Архитектура 14 века

С конца 13 — начала 14 века началось возрождение каменного военного зодчества. Были построены каменные укрепления Новгорода и Пскова, стены существующих крепостей усилились внушительными башнями над воротами и по всему периметру укреплений.

Православные храмы строились на деньги обеспеченных слоев населения, знати и бояр. Построенная в 14 веке Церковь Федора Стратилата стала классическим образцом Новгородского стиля. Ее фасад был украшен декоративными нишами с ручными росписями и вылепленными крестами.

В середине 14 века Псков сумел окончательно обособиться от Новгорода. Поскольку псковская территория была расположена на окраине государства, усиленное развитие получило оборонное зодчество.

С целью поднять обороноспособность этих земель была построена крепость Изборск. Также и в самом Пскове появился каменный Кремль, периметр стен которого составлял 9 км.

Все постройки, воздвигнутые в Пскове в 14 веке, можно охарактеризовать как лаконичные и суровые.

Также стоит отметить построенные Иваном Калитой Успенский и Архангельские соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Архитектура 15 века

Ко второй половине 15 века Московское княжество уже стало общепризнанным политическим центром государства., по этой причине важное значение приобрело развитие архитектуры именно на этой территории.

К работе над архитектурным образом столицы были привлечены признанные зодчие Новгорода, Пскова, Владимира. Также участие принимали итальянские мастера. Например, всемирно известный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти отправился во Владимир для изучения Успенского собора. Под его руководством началось возведение Каменного Успенского собора.

Архитектура 16 века

Вот несколько основных особенностей русской архитектуры 16 века:

  • на смену деревянному строительству пришло строительство каменное;
  • возводились и укреплялись фортификационные сооружения, т.е. военные крепости;
  • белый кирпич использовался наравне с красным;
  • начались работы по перестройке Московского Кремля, его стены были значительно укреплены;
  • началось строительство шатровых храмов и продолжилось возведение в провинции пятиглавых крестов-купольных храмов;
  • был основан Приказ каменных дел – орган управления, ведающий каменным делом;
  • работы осуществлялись с помощью подъемных механизмов.

16 век ознаменовался завершением объединения разрозненных русских земель при Василии III и трансформацией Руси в централизованное государство. Это был расцвет русского национального зодчества.

Символом архитектурного совершенства этой эпохи можно назвать Храм Вознесения в Коломенском. Это первый каменный шатровый храм и шедевр мировой архитектуры. С 19994г. здание входит в Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Архитектура Древней Руси по областям

В каждой области Древней Руси архитектура развивалась по индивидуальному сценарию.

Новгородская архитектура

Новгородская архитектурная школа начала свое формирование в середине 11 века. Ее отличительные черты – отсутствие излишних декоративных элементов, простота, монументальность. Новгородский Софийский собор, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и церковь Уверения Фомы на Мячине отличаются тяжеловесностью форм.

Максимальная влиятельность Новгородской республики пришлась на вторую половину 14 века. Тогда же был отмечен расцвет зодчества на этой территории. Самым ярким представителем архитектуры этого периода является православный храм церковь Федора Стратилата на Ручью. Это одноглавая четырехстолпная постройка кубического типа.

Наиболее близкой к новгородской архитектуре была архитектура псковская. При этом постройки в Пскове имели свои отличительные черты.

Киевская архитектура

Сразу после крещения Руси князь Владимир старался укрепить свое единовластие. На месте языческих капищ начали сооружаться деревянные церкви. Каменные храмы воздвигались с помощью византийских мастеров.

Дальнейшее развитие каменному зодчеству дал Ярослав Мудрый. При его правлении был построен Софийский собор, первоначально представлявший собой пятинефный крестово-купольный храм. Стоительством занимались киевские и византийские зодчие. Позднее, в 18 веке, храм был перестроен в стиле украинского барокко.

Владимиро суздальская архитектура

Владимиро-Суздальское зодчество обладает уникальными особенностями. Оно не просто продолжает традиции византийской архитектуры, но и дополняет их западноевропейскими идеями.

Европейская каменная техника была использована еще при Юрии Долгоруком. Самые известные белокаменные постройки того времени – Церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Владимиро-Суздальская архитектура продолжила активно развиваться и при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Памятники архитектуры этого периода – Золотые ворота, Успенский собор во Владимире и Церковь Покрова на Нерли.

Пик Владимиро-Суздальского зодчества пришелся на 12 век, времена правления Всеволода Большого Гнезда. Им был возведен Дмитриевский собор, шедевр белокаменной резьбы.

Нашествие Батыя на Русь в середине 13 века положило конец белокаменному зодчеству на этих землях.

Архитектура Московского княжества

Архитектура на территории Московского княжества начала активно развиваться в период его превращения в политический центр государства. Московские зодчие переняли традиции Владимиро-Суздальского княжества, и уже к концу 15 века сформировалась собственная московская архитектурная школа.

Во времена правления великого князя Московского Ивана III Васильевича архитектура пережила сильный подъем, связанный с политическими и экономическими успехами княжества. Тогда был построены следующие памятники архитектуры:

  • Успенский собор;
  • Благовещенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Грановитая палата в Кремле.

В начале 16 века были возведены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Можайске и Серпухове.

Архитектура Древней Руси по типу строений

Отдельное внимание стоит уделить разным типам строений. С древнейших времен на Руси всегда преобладало деревянное строительство. Это было легко объяснить обилием и дешевизной лесов, нехваткой строительного камня. Каменное строительство преобладало в церковном зодчестве и было связано с крещением Руси.

Деревянная архитектура

Русское деревянное зодчество – направление традиционной архитектуры в Древней Руси. Основой деревянной архитектуры выступает сруб – сооружение, стены которого собраны из необтесанных бревен.

Традиционным примером такой постройки служит обычная крестьянская изба. Были построены и деревянные церкви. Их архитектурная выразительность достигалась за счет внушительной высоты и сложного силуэта верхних частей.

Крыши жилых деревянных строений крыли пучками соломы. Сверху их прижимали жердями и дополнительно укрепляли досками из осины. Более дорогостоящим считалось покрытие крыши из обтесанных досок. При строительстве крестьянских изб работники орудовали только топором, отсюда пошло разговорное выражение «срубить избу».

Самые первые православные храмы из дерева, построенные сразу после крещения Руси, относились к клетскому типу построек и по своей сути представляли конструкцию из 3-5 разновысотных срубов, покрытых самостоятельными кровлями.

Поскольку дерево является недолговечным материалом, до современной эпохи дошло не так много памятников деревянного зодчества, а те, что дошли, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Храмовая архитектура

В храмовой архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный тип храма. История строения таких сооружений началась с воздвижения Десятинной церкви в Киеве.

Первоначальные техники каменного строительства Древняя Русь позаимствовала у Византийской империи, и первые каменные храмы были возведены при участии приглашенных мастеров.

Подавляющая часть древнерусских крестово-купольных храмов является трехнефной. Классифицировать их можно и по числу внутренних столбов. Есть четырехстолпные, шестистолпные и восьмистолпные храмы.

Из периода 9-16 века неплохо сохранился восьмистолпный Свято-Преображенский собор Чернигова, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, возведенный при участиии греческих архитекторов. К трехнефным соборам относится и ряд храмов Великого Новгорода.

Монголо-татарское нашествие на Русь сумело прервать активное строительство практически во всех областях государства. Следующий период расцвета храмового строительства начался в Московском княжестве.

Шатровая архитектура

Также в русском храмовом зодчестве получили распространение шатровые храмы. Вместо классического купола здание такого храма увенчивается шатром.

Шатровые храмы могли быть как деревянными, так и каменными. Каменные шатровые постройки начали возводиться к концу 16 века.

Шатер – довольно распространенная в деревянном зодчестве форма завершения церкви, поскольку передать форму купола из деревянного материала очень затруднительно, а конструкция шатра намного проще: несколько бревен соединяются в верхней части и облицовываются досками или лемехом. Шатровые храмы выделялись на фоне сел и городов своими вытянутыми силуэтами.

Каменные шатровые церкви являются уникальным творением архитектуры. По указам царей, они возводились в царских селах и имениях знати. Широкое распространение они получили к завершению 16 века.

Таблица важнейших архитектурных сооружений Древней Руси

Вот краткий перечень наиболее значимых древнерусских архитектурных сооружений периода с 9 по 16 век.

НазваниеМесто нахожденияГод возведения
Софийский соборКиевпериод с 1017 по 1022
Золотые воротаКиев1037
Успенский собор Киевско-Печерского монастыряКиев1073-1089, реконструкция после ВОВ
Михайловский соборКиев1070-1088
Троицкая надвратная церковьКиев1106
Церковь Спаса на БерестовеКиевконец 11-начало 12 века
Церковь Успения Богородины ПирогощиКиев1131-1136
Трехсвятительская церковьКиев1182-1183
Кирилловская церковьКиев1136-1140
Васильевская церковьОвруч1190
Успенский соборКанев1144
Спасо-Преображенский соборЧернигов1 половина 11 века
Борисоглебский соборЧерниговпериод с 1097 по 1123, нет точной даты
Храм святой Параскевы ПятницыЧерниговначало 13 века
Ильинская церковьЧерниговпредположительно 1069
Церковь Святого МихаилаОстерконец 11-начало 12 века
Спасо-Преображенская церковьПолоцксередина 12 века
Церковь Михаила Архангела на ПристаниСмоленск1180-1197
Храм Иоанна Богослова на ВаряжкахСмоленск1176-1180
Петропавловская церковь на ГородянкеСмоленск1146
Богородице-Рождественский соборСуздаль1005, реконструкция в 1222
Церковь Покрова на НерлиБоголюбово1165-1166
Палаты Андрея БоголюбскогоБоголюбово1158
Успенский Княгинин МонастырьВладимир1200-1202
Дмитриевский соборВладимир1194-1197
Золотые воротаВладимир1158-1164
Успенский собор во ВладимиреВладимир1158-1160
Церковь Святого ГеоргияСтарая Ладога1165
Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырьСтарая Русса1198
Спасо-Преображенский соборПсков1156
Собор Иоанна ПредтечиПсков1130
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на ТоргуВеликий Новгород1135
Церковь Петра и Павла на Синичьей гореВеликий Новгород1185-1192
Церковь Спаса на НередицеВеликий Новгород1198
Перынский Рождества Богородицы мужской скитВеликий Новгород1220
Церковь Благовещения в АркажахВеликий Новгород1179
Собор Рождества БогородицыВеликий Новгород1117-1122
Николо-Дворищенский соборВеликий Новгород1113

Архитектурный облик Древней Руси – видео

https://www..com/watch?v=j4ycsTUSJUw

Источник: https://history-of-world.ru/drevnyaya-rus/

Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси кратко — это зодчество восточнославянских земель во времена Киевской Руси (9 — 12 вв.) и удельных княжеств с середины 12 века до монголо-татарского нашествия в 1242 году. В статье говориться об истории, особенностях и достижениях древнерусского каменного строительства.

Каменная древнерусская архитектура до 9 века

Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)

Руины Любшанской крепости. Peterv240 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=52012735

Местоположение Любшанской крепости на карте. Vissarion — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2677088

Вид с сопки Вещего Олега через Волхов на Любшанскую крепость на картине «Заморские гости» Николай Константинович Рерих — Myseum by name of Nicolas Roerichthe last upload: Tretyakov Gallery, Moscow, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21509654

Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:

  • упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
  • укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.

С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность. Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Кладка с утопленным рядом

Фрагмент древней кладки

Особенности кладки Древней Руси

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом.

Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи.

Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками). Unknown artist. Lithography print of 1826 — Памятники архитектуры в дореволюционной России, М.

, Терра, 2002 ISBN 5-275-00664-0, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=3830579

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции.

Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Софийский собор с деревянной колокольней (справа) на рисунке Абрахама ван Вестерфельда (1651). Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=24176498

Макет-реконструкция первоначального облика собора. Сведения об авторе отсутствуют или не читаются программно. Предположительно Voevoda (основываясь на заявлении об авторском праве). — No machine-readable source provided. Own work assumed ( copyright claims)., CC BY 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=513363

Совр. вид собора Св. Софии в Киеве. Paweł ‘pbm’ Szubert (talk) — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=26354145

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Остатки Золотых ворот в Киеве. Фотография конца 19 века. неизвестен — http://crmax.livejournal.com/55639.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=17237432

Золотые ворота. Киев. Украина. George Chernilevsky — собственная работа, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=69296851

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот.

Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы.

Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

Новгородская архитектура Древней Руси 11—12 веков

Первая христианская церковь в Новгороде была выстроена из дуба (в конце 10 века). В 1044-1052 годах вместо сгоревшего в пожаре деревянного Софийского собора возвели каменный.

Он интересен тем, что демонстрирует отличные от Киева архитектурные вкусы горожан и влияния западноевропейского стиля. Строгие толстые стены, маленькие узкие окна имеют много общего с романской архитектурой.

Но сохраняется отличительная особенность древнерусского стиля: башенки и купола. Уступая киевской Софии по площади, новгородский храм заметно превосходит ее по высоте.

Софийский собор в Новгороде. Фотография 1900 года AeJse Trasarebre, Swedish National Heritage Board — originally posted to Flickr as Cathedral of St. Sophia, Novgorod, Russia, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.

org/w/index.php?curid=10278990

Дальнейшие отклонения от византийской модели очевидны в последующих соборах Новгорода: Свято-Никольский (1113 г.), Св. Антоний (1117–19 гг.) и Св. Георгий (1119 г).

(Кликайте на картинку для увеличения)

Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище. Lite — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2663275

Монастырь Св. Антония. Источник: http://www.gorodarusi.ru/case/72/

Геогргиевский собор Юрьева монастыря. Великий Новгород. Дар Ветер — selfwork, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=5782725

Особенностью новгородской архитектуры стало отражение грубоватой и лаконичной простоты, отсутствие геометрической четкости форм, их характерная пластичность и скупость декора.

4 этапа развития Владимиро-Суздальской архитектуры 12—13 веков

Николай Николаевич Воронин — советский археолог, один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре — называет особенностями памятников Владимиро-Суздальского княжества «высокое художественное совершенство и идейную наполненность«.

О чём архитектура времён Владимира Мономаха?

На рубеже 11 и 12 веков Владимир Мономах строит крепость в Суздале. В 1108 г. он основывает город Владимир-на-Клязьме с могучими дерево-земляными укреплениями.  В обоих княжеских городах создаются первые каменные храмы: Спасская церковь во Владимире (1108—1110 гг.) и Успенский собор в Суздале (начало 12 в.). Эти строения не дошли до наших дней.

Архитектура времён Мономаха впервые познакомила местное население с новым строительным принципом. Материал для постройки собора — плинфу (тонкий обожжённый кирпич) — делали и обжигали здесь же, в Суздале, в больших печах; известь жгли в непосредственном соседстве со строящимся собором.

Большие храмы со светлыми огромными интерьерами являли разительную противоположность курным деревянным избам и тесным, темным, полуземляночным жилищам рядовых горожан с топкой «по-черному» и задернованной кровлей. Монументальное строительство уже на первых порах  продвигало в народе идею превосходства и силы славянских князей и могущества христианского бога.

Белокаменное зодчество: какую задачу решал Юрий Долгорукий

В конце 40-х — начале 50-х годов 12 века сын и наследник Мономаха — князь Юрий Долгорукий —  проводит градостроительную деятельность. Основывает новые княжеские крепости в черноземном «опольи» и на рубежах княжества:

  • Переславль-Залесский на Клещине озере,
  • Юрьев-Польскóй,
  • княжеский замок в Кидекше (1152 г.),
  • Дмитров (1154 г.),
  • Москва (1156 г.) и др..

Новые города усиленно заселяются на льготных условиях ремесленниками, торговцами и воинским людом. Юрьевы города — это военно-оборонительные сооружения, по-своему прекрасные, суровые крепости. Их единственная и прямая задача — служить прочной опорой княжеской власти.

До наших дней сохранились:

Они являются шедеврами белокаменного зодчества.

Церковь Бориса и Глеба в память о первых русских святых. Источник: https://zen.yandex.ru/media/arhi1/v-chem-zagadka-cerkvi-borisa-i-gleba-v-kidekshe-5ca7746440885700b3a4a69d

Спасо-Преображенский собор в Перславле-Залесском (реконструкция Л. Г. Чинякова). Источник: http://www.russiancity.ru/dbooks/d17-077-090-11.htm

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. Автор фото: Петухов Д. Источник:https://www.yarcom.ru/sights/pereslavl-zalesskiy/place/95#&gid=1&pid=3

Все эти постройки принадлежат к широко распространенному в 12 в. типу небольшого четырехстолпного одноглавого крестовокупольного храма с тремя полукруглыми в плане апсидами и хорами в западной трети.

Строительство Юрия подготовило местные кадры зодчих, которые мог использовать его сын и преемник, князь Андрей Боголюбский.

Архитектура Древней Руси времён Андрея Боголюбского

Строительная деятельность князя Андрея занимает небольшой промежуток времени — всего 8 лет (1158—1165 гг.). За этот короткий срок он соорудил

  • дополнительные укрепления Владимира,
  • Успенский собор и Спасскую церковь во Владимире,
  • ансамбль Боголюбовского замка с каменными стенами, дворцом и собором,
  • храм Покрова на Нерли и
  • огромный белокаменный собор в Ростове.

Успенский собор во Владимире, один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва. Lenor — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20990686

Реконструкция Н.Н.Воронина церкви Покрова на Нерли в Боголюбово

Церковь Покрова Божьей Матери на Нерли (1158 — 1190 гг.)

Чистота форм обильных романских декоративных деталей говорит о том, что храмы строились с помощью мастеров романского Запада.  Однако каждое здание ярко выражает ход развития именно владимирско-суздальской архитектуры.

Город Владимир за полвека сильно разросся к западу и востоку от крепости Мономаха. Продольной осью была главная улица с белокаменными воротами по концам. Золотые ворота вводили в западную часть города, Серебряные — в восточную.

Композиция сохранившихся Золотых ворот (1164 г.) не находит аналогов ни в зарубежной архитектуре средневековья, ни в Золотых воротах Киева.

Золотые ворота во Владимире A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) — собственная работа, FAL, https://commons.

wikimedia.org/w/index.php?curid=78931000

Собор Рождества Богородицы и остатки княжеского дворца (переход и лестничная башня) в Боголюбском монастыре, Боголюбово. A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) — собственная работа, FAL, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=78930738

Боголюбово. Дворец. Реконструкция Н.Н. Воронина. Источник: http://tehne.com/event/arhivsyachina/srednevekovaya-vladimiro-suzdalskaya-arhitektura

В 1940-х годах археолог Николай Воронин обнаружил хорошо сохранившиеся остатки дворца Андрея Боголюбского в Боголюбове (с 1158 по 1165 год). Его центром был собор Рождества Богородицы.

Владимиро-Суздальская архитектура времён Всеволода III и её «лебединая песня»

Князь Всеволод Большое Гнездо строил с тем же размахом, что и Андрей Боголюбский. В столице княжества Владимире возводят новые храмы, капитально перестраивают Успенский собор (1185—1189 гг.) после пожара. Почти одновременно, в 90-х годах, строят здания

  • нового княжеского двора и придворный Дмитриевский собор,
  • собор придворного Рождественского монастыря (снесли в 1930 г.),
  • укрепления детинца с каменной стеной и воротами, с надвратной церковью Иоакима и Анны.

В 1200—1201 гг. супруга Всеволода, княгиня Мария, строит собор второго «княгинина» женского Успенского монастыря.

Работают только свои, местные зодчие. В отношении художественного качества, первое место среди перечисленных построек бесспорно принадлежит Дмитриевскому собору (1194—1197).  Это подлинный шедевр русских мастеров Всеволода, в котором с наибольшей силой проявился их архитектурный талант.

Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197 гг). Ludvig14 — собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=62517484

Собор Рождественского монастыря во Владимире (1190-е гг.) Н.Н.Воронин. Копия 1949 г. Источник: https://www.culture.ru/institutes/13829/sobor-rozhdestvenskogo-monastyrya#materials-1

Собор Княгинина монастыря во Владимире (1200 — 1201 гг.). Ludvig14 — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=21166272

«К исходу 12 в. владимирское зодчество было готово стать творческой лабораторией общерусского масштаба…» (Н.Н.Воронин. Владимиро-Суздальская архитектура)

Наследники Всеволода продолжили развитие зодчества ещё более интенсивно. Памятники архитектуры Древней Руси этой поры либо дошли до нас в крайне искаженном виде, либо вовсе исчезли. Строительство ведётся

  • в Ростове и Ярославле,
  • в Суздале и Нижнем-Новгороде,
  • в Юрьев-Польском.

Георгиевский собор в Юрьев-Польском был «лебединой песней» (Н. Н. Воронин) древнерусской архитектуры. Через четыре года по его окончании на Руси начался период, который историки называют временем монгольского нашествия. (Кликайте на картинку для увеличения)

Георгиевский собор в Юрьев-Польском (1230 — 1234 гг.) Dmitry Kamshilin из русский Википедия, CC BY-SA 2.5, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2332847

Реконструкция Н.Н. Воронина. Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Северный фасад и план. Источник: http://tehne.com/event/arhivsyachina/srednevekovaya-vladimiro-suzdalskaya-arhitektura#5

Другая реконструкция Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Северный фасад и детали. Н.Н.Воронин Источник: http://tehne.com/event/arhivsyachina/srednevekovaya-vladimiro-suzdalskaya-arhitektura#5

Надо сказать, что белокаменные храмы не всегда были белыми. Историк архитектуры Кудрявцев М. П. на основании глубоко анализа пришёл к выводу, что в конце 12 — начале 13 века фасады владимиро-суздальских церквей были разноцветными. Читайте об этом и смотрите как они выглядели в статье Разноцветные  белокаменные соборы Руси.

Архитекторы Древней Руси

По именам известны всего четыре русских зодчих домонгольской поры:

  1. строители собора Юрьева монастыря в Новгороде — Петр (1119 г.),
  2. собора Евфросиньева монастыря в Полоцке — Иоанн (середина 12 в.),
  3. Кирилловской церкви в Новгороде — Коров Яковлевич (1196 г.),
  4. стены у Выдубицкого монастыря в Киеве — Петр-Милонег (1199 г.).

Зодчим был и князь Святослав Всеволодович.

Отметим, что строительные артели домонгольской Руси возводили главным образом культовые постройки — церкви и лишь изредка — дворцовые здания. В тех случаях, когда строили крепости, применяли совершенно иной, более примитивный подход, позволявший вести строительство с большой скоростью и с малым количеством квалифицированных каменщиков.

Архитектура Древней Руси: кратко об особенностях

Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было. Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и  многовековые традиции деревянного зодчества Руси (многоглавие, внешние галереи).

Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское.

В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и  романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля.

Архитекутра Древней Руси (кратко и со вкусом величия) является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества.

Источник: https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/arxitektura-drevnej-rusi

Refy-free
Добавить комментарий