Арабские источники о тюрках

Арабские источники о тюрках

Арабские источники о тюрках

Введение

Глава 1. Древние тюрки и первые сведения о них в китайских источниках

Глава 2. Арабо-мусульманские источники о тюрках

Глава 3. Арабское завоевание Средней Азии

Заключение

Список использованной литературы

Введение

История Древнего Востока и тюрков имеет большую протяженность во времени. Мы начинаем ее изучение с появления первых государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в. до н.э.

, когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н.э.

Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневековья.

Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств — Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север — от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря.

В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

В данной работе мы попытались более глубоко рассказать об арабских источниках о древних тюрках. Исходя из общей цели мы выделяем следующие задачи:

-рассказать о первых сведениях о тюрках в китайских и других источниках;

-осветить историю завоевания арабами Средней Азии;

-рассказать об арабо-мусульманских авторах и их сочинениях о древних тюрках.

Данная курсовая работа состоит из трех тематически заявленных глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Древние тюрки и первые сведения о них в китайских источниках

В течение I-II вв. гунны боролись с Китаем и одновременно с другими соседями: саками, протомонголами и древнекиргизскими племенами бассейна Енисея . В конечном счете, ослабленные в этой борьбе, гунны в середине II в. н. э.

потерпели поражение от протомонгольских племен сяньби и были оттеснены на запад, в пределы современного Казахстана. В этом движении они увлекали за собой побежденных ими саков, большая часть который подвергалась тюркизации, а также угров, являвшихся, по-видимому, союзниками гуннов. Во II в.

западные источники (Дионисий и Птолемей) фиксируют гуннов в Прикаспии.

В основном по китайским источникам и данным археологии изучены история Гуннской державы в Центральной Азии, взаимоотношения гуннов с Китаем и западными соседями, каковыми были восточноскифские (сакские) племена юэчжей и усуней .

Войны гуннов с последними и являются, по сути дела, предысторией гуннского нашествия на Европу. Именно в последние века до н. э. и первые два столетия н. э. происходили события, плохо освещенные в источниках, но имевшие серьезное значение для истории Евразии.

Речь идет о широкомасштабных этнических изменениях на огромной территории от Монголии до Волги. Раньше здесь в степной полосе обитали преимущественно иранцы, а в лесостепной — угры. В указанное же время ситуация стала меняться. Ныне доказывается, что основная масса племен собственно Гуннского союза состояла из прототюрок.

Единственным остатком их по языку в наше время являются чуваши, в раннее же средневековье наиболее известными прототюркскими этносами были булгары и хазары.

Похоже на то, что самые первые мусульмане среди Хунгаров появились не ранее второй половины 3-9 века, в тот исторический период времени, когда племена, входившие в Хунгарскую федерацию, еще вели кочевой образ жизни и обитали между Доном и Нижним Дунаем, являясь соседями большого государства Тюркских Хазар (Turkish Khazarr), столица которых Атиль или Идель располагалась чуть восточнее реки Волги. Население государства составляли различные национальности: чистые хазары, затем иранцы — сарматское племя Аорсы (Aorsi), которые составляли гвардию Хазарского кагана, хорезмийцы (Khwarazmians) и, наконец, многочисленные мусульманские купцы разных национальностей, жившие в столице Хазар, в которой имелись мечети и школы, где изучался Коран. Согласно Risale Ибн Фадлана, в Ители имелась пятничная мечеть, а местные мусульмане являлись поданными Хазарского кагана. Согласно al-Istakhri в Ители проживало 10 000 мусульман, имелось 30 мечетей.

Самое ранее упоминание встречается в » Kitab al — Alak al nafisa», у Ибн Руста (Ibn Rosteh) иранского хронографа, написанную между 290-300 (араб. летоисчисление) или 903-913 гг.

на основании географических заметок иранского ученого — al Diayhani (900?), который в свою очередь, использовал как источники для своего исторического труда анонимные исторические свидетельства о Центральной Азии и Восточной Европе. В этих источниках венгры называются Madjghariyya или Мадьяры. В тот исторический период Мадьяры проживали недалеко от Черного моря между Доном и Дунаем.

Их соседями являлись сильное племя Баджняков (Босняки-Боснийцы, печенеги) Badjanak- Pechenegs. Именно, под их давлением Мадьяры около 889 -92 гг. были вынуждены, переселится к Карпатам, где основали свое государство просуществовавшее до окончания I Мировой войны. . Весьма вероятно, что тот же самый » Anonymous account» (9 в.

) явился источником для «Kitab al Masalik wa manalik» иранского ученого Al Bakri, в которой описывается страна Al-Madjghariyya (460/1068). В этом источнике говорится, что Мадьяры ведут кочевой образ жизни, а их земли расположены по берегу Черного моря Madjghariyya и граничат с Византией (bilad al-Rum

Сложность изучения событий этого времени в запутанности и неопределенности этнической терминологии византийских источников. Например, кочевников Восточной Европы они традиционно называют гуннами, иногда тюрками. Феофилакт Симокатта пишет, что северные соседи персов — гунны, которых привыкли называть (в его время) тюрки .

То же у Феофана и других авторов. Да и армянские писатели даже в VII в. охотно применяют наименование «хоны» ко всем северным кочевникам/ не обязательно тюркам.

Уже говорилось о различении в источниках булгар и утигуров, но Никифор называет Куврата государем уногундуров , хотя это и не означает тождества уногундуров с оногурами и утигурами, как полагает, например, А.В. Гадло.

2. Арабо-мусульманские источники о древних тюрках

Описание народа al-Madjghariyya также встречается в Tabai al hауаwan (514/1120 гг.), написанную иранским ученым Sharaf al Zaman Tahir al Marwazi. Анализ текста показывает, что в период до 889-92 гг.

Хунгары обитали в южных степях России, между Доном (Dune, в тексте иранца Ibn Rosteh) и Atil (Идель прим. Автора) Etul (Don?).

Описание страны Al- Madjghariyya в труд al Marwazi, также взято из работы al- Diayhani.

Анонимный Персидский источник называемый — «Hudud al alam», написанный в 982 г. упоминает Хунгар под именем Madjghari . Согласно «Hudud al alam», страна — Madjghari располагалась к западу и граничила с Карпатами, а с севера граница проходила со страной Христианского народа названного — Wanandar.

Это племя, возможно, идентифицировать с племенем Булгар — Onugundurs (Онугуры), которые в 6-7 веках заселили северо-западную часть Кавказа в регионе Кубани. Из Византийских источников известно, что под командованием хана Аспаруха часть этого племени покинула район Кубани и двинулось к нижнему Дунаю, который пересекла в 679 г., и где обосновалось.

С юга Онугуры граничили с государством Булгар. Новоприбывшие Оногуры приняли христианское крещение в 864 г.

Из другого » Anonymus account» написанного в 10 веке мы узнаем, что Хунгары завоевали Карпаты в 889-92 гг.

Имя Madjghari или точнее Madjghariyan, (множественное число от Персидского Madjghari) также встречается в труде «Zayn al-akhbar» (414-4/1048-52), принадлежащего перу иранского ученого Gardizi или Gurdezi (Гардизи). Гардизи относил их к тюркам. В «Zayn al-akhbar» в параграфе посвященного Булгарам (Bulgars) Дуная, они названы Nandar (Нандар).

Al-Marvazi в своем труде «Tabai al-hayawan», также называет Хунгар (которых он знал по их древней родине к северу от Черного моря между двух рек, которые можно отождествить с Доном и Дунаем) — Al Madjghariyya.

Al Marvazi считал Мадьяр по происхождению (origin) тюркским народом, как и Ibn Rosten (Ибн Руста), он использовал как источник — Anonymous account составленный Al-Diayhani.

Имя al-Madjghariyya также упоминается Abu Al-Fida (732-1331) в его географической работе — Takwim al-buldan. Возможно, Abu Al-Fida использовал как источник труд историка Al-Bakri под именем Kitab al Masalik wa L-mamalik.Возможно поэтому Abu Al-Fida называл столицу Хунгаров Madjghari.

В другом отрывке своего труда Abu Al-Fida упоминает Magyar под именем — Madjar. Согласно этому отрывку Madjars проживали по соседству с Сербами (al- Sarb), Влахи (Vlachs- араб. Al-Awlak) и другими «неверными» (infidel) то есть христианами в горах называемые Kashka — Tagh (Кашка-дар, Кашкадар), где Danube (Дунай) начинается и течет, а с другой стороны его Альпы, а с другой — Ба

Источник: https://www.studsell.com/view/13997/

Происхождение русского народа. Арабские источники+археология

Арабские источники о тюрках
14.04.2009
В каждой арабской энциклопедии Средневековья обязательно был раздел о происхождении народов. Всех жителей земного шара традиционно возводили к трем сыновьям Ноя – Симу, Хаму, Иафету. Европу и евразийские степи, по мнению арабов, населяли потомки Иафета.

Вот как выглядел обычный список этих потомков: ас-сакалиба (славяне), хазары, тюрки, бурджан (дунайские болгары), ишбан (жители Испании), йаджудж и маджудж (мифические племена Гог и Магог). О русах, как и о многих других этносах, ничего обычно не сообщалось. Но в рукописи 1126 г. из Тегеранской библиотеки и у поздних авторов (XV в.

) в числе сыновей Иафета, наряду с Чином, Тюрком, Хазаром, Саклабом, Майсаком и Кимари упоминается Рус.
Как правило, в ранних восточных географических сочинениях описание народов Восточной Европы располагалось в главе «Тюрки». Но под тюрками, поскольку они считались потомками Иафета, часто разумелись и индоевропейские этносы степи и лесостепи, например аланы.

В конкретных рассказах о Евразии в «тюрки» записывают и славян, и русов, и мадьяр.

В традиции школы Джайхани от Ибн Русте (начало Х в.) до аль-Марвази (середина XI в.) сохраняется такая последовательность при описании тюрок: гузы – киргизы – карлуки – кимаки – печенеги – хазары – буртасы – булгары – мадьяры – славяне – русы.

По материалам археологии и письменных данных – китайских и среднеазиатских – расположение тюркских кочевых племен Азии в разное время приблизительно известно. Что совпадает с информацией арабов .

Так, в сочинении Ибн Русте сказано следующее: «И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ва.т (Ва.ит). Путь в эту сторону идет по степям (пустыням?) и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся ульи и мед. И из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И попрошествии года после смерти покойника берут они бочонков 20 больше или меньше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шеи. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии». Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же их восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему Богом. Рабочего скота у них совсем немного, а лошадей нет ни у кого, кроме упомянутого человека. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют «главой глав» («раисар-руаса»),зовется у них свиет-малик, и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. Город, в котором он живет, называется Джарваб, и в этом городе ежемесячно в продолжение трех дней проводится торг, покупают и продают. В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что даже снимают одежду. В таком жилье остаются они до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если у каждого из них есть дочь, то царь берет себе по одному из ее платьев в год, а если сын, то также берет по одному из платьев в год. И если поймает царь в стране своей вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений». Насколько узнаваемы из рассказа арабского географа славянские быт и нравы! Ибн Русте точно воспроизводит известный археологам славянский обряд погребения: сожжение покойного и захоронение праха в кургане. Ибн Русте считает, что славяне не были земледельцами. Знать такие подробности из жизни народа и не иметь представления о его главном занятии невозможно! Здесь может помочь сравнение текста Ибн Русте с творением какого-нибудь другого географа школы Джайхани. Примерно такое же описание славян имеется в анонимном сочинении, написанном в конце Х в., – «Пределах мира от востока к западу» («Худуд аль-алам мин аль-машрик иля-ль-магриб»): «…Это большая страна, и в ней очень много деревьев, растущих близко друг от друга. И они живут между этими деревьями. И у них нет иных посевов, кроме проса, и нет винограда, но очень много меда, из которого они изготовляют вино и тому подобные напитки …»

Сразу же за славянами Ибн Русте располагает русов. Это значит, что в представлении этого географа русы жили западнее ас-сакалиба (описание Восточной Европы у Ибн Русте идет с востока на запад). Знает восточный автор о русах следующее:

«Что же касается ар-Руссийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, не здоров и сыр до того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хаканрусов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: «Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь ты этим мечом»[75]. И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие – торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют (ими). У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, также как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего. Мечи у них сулеймановы. И если какое-либо их племя (род) поднимается (против кого-либо), то вступаются они все. И нет тогда между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока не победят его. И если один из них возбудит дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым (они) и препираются. Когда же царь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием (мечами), и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники (обеих сторон) приходят вооруженные и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело. Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву Творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак не возможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва Богу. Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истебляют или обращают в рабство. Одни высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют, и все свои набеги и походы совершают на кораблях.

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых уходит сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают. Никто из них не испражняется наедине, но обязательно сопровождают руса трое его товарищей и оберегают его.

Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить. Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежду и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника. После этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заключении.» На карте аль-Идриси и в его сочинении «Нузхат аль-муштак», где соединяются разные традиции арабо-персидской географии:

«6-я секция VI климата. Внешняя Русь. Русов – два вида. Один их вид – это тот, о котором мы говорим в этом месте (Внешняя Русь. – Е.Г.). А другой их вид (наиболее отдаленная Русь) – это те, которые живут по соседству со страной Ункарийа (Венгрия. – Е.Г.) и Дж(а)сулийа (Македония. – Е.Г.). Русов три группы.

Одна их группа называется равас(рус), и правитель ее живет в городе Кук(и)йана(Киев). Другая их группа называется ас-Салавийа, и правитель ее живет в городе Салав. Этот город стоит на вершине горы. Третья группа называется аль-Арсанийа, и правитель ее пребывает в городе Арса. Город Арса – красивый укрепленный город на горе, и местонахождение его – между Салави Кук(и)йана.

От Кук(и)йаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня.

Купцы-мусульмане из Арминийи (Армения) доходят до Кук(и)йаны. Что касается Арсы, тошайхаль-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не проникает, так как они обязательно убивают всякого чужестранца, входящего к ним, и никто не отваживается войти в их землю(тавры?). От них вывозят шкуры черных леопардов и черных лисиц и свинец – все это вывозят от них купцы Кук(и)йаны. …От города Нарус в восточном направлении до города Салав сто тридцать пять миль… От города Салав до города Кук(и)йана из земли булгар восемь переходов. Кук(и)йана – город тюрок, называемых Руса»[176].

В тексте у Идриси в качестве одной из «Русий» имеется в виду Киевское государство. Описание его городов – Киева, Смоленска, Канева и других – находится в 5-й секции VI климата. А вот на карте и в приведенной 6-й секции восточнославянские земли находятся вне классификации русов.

Да и расположены эти русы восточнее городов Поднепровья, известных Идриси по рассказам современников (XII в.). А русов и на карте, и в тексте два вида: Русийа-тюрк, иначе «внешняя Русийа», которой и принадлежат города Кукийнана, Салав и Арса, и «другой вид – это те, что по соседству со страной Ункарийа и Джакумийба».

Этот «другой вид» Идриси называет «наиболее отдаленной Русийей».

О двух видах русов говорит в восточной литературе только аль-Идриси. Это свидетельствует о его стремлении создать непротиворечивую картину из сведений о разнородных племенах русов, данные о которых он почерпнул из различных источников. В данном случае он разделяет Русийю-тюрк, располагавшуюся где-то на пространстве от Русской реки до Атиля, и Прикарпатскую Русь. Города Поднепровья в своем комментарии к 6-й секции аль-Идриси к какой-либо Руси не относит. Важно упоминание о русах-тюрках. Идриси специально выделяет их, остальные виды русов тюрками не считая. Почему? Очевидно, рассказ о них Идриси взял из древней, возможно, IX в., рукописи, в которой сведения о трех городах русов помещались в главе о тюрках. Кстати, именно так и есть в «Пределах мира»…
В данном случае пока нет смысла браться за локализацию «видов» русов. Главное – что арабо-персидские географы X – XII вв. знают их несколько, причем разноэтничных.В арабо-персидской географии Средневековья древнейшими сведениями (из тех, что сохранились) о русах обладал анонимный автор «Пределов мира». Именно с них начинаются и сообщения о русах с хаканом во главе. Этот корпус известий о Восточно-Европейской степи и лесостепи, который можно считать достоверным. Это доказывают сопоставления с археологическим материалом, который датируется концом VIII – началом IX в. не позднее 830-х гг. (появление мадьяр в Причерноморье и прекращение торговли по «реке Рус»). Русы локализуются в данном сочинении на территории среднего и верхнего течения реки Дон, Северский Донец до правых притоков Днепра, ограничиваясь с востока западной частью Приволжской возвышенности и Средним Доном, с запада восточными славянами и с юга – Донецким кряжем и булгарами Подонья. Сюжет об «острове русов» – это позднейшая вставка, которую можно приблизительно датировать временем сочинения «Анонимной записки» (вторая половина IX в.). Сюжет об «острове» возник, скорее всего, так: хорошо знакомые арабам русы Подонья сменили место жительства, сохранив ненадолго торговые связи. От них арабы узнали, что теперь их поставщики мехов и рабов обитают на неком острове или полуострове и плавают на кораблях. Его точное расположение не указано, ибо арабских торговцев не интересовало в коммерческом плане. Русы в сочинении «Худуд аль-алам» и трудах школы Джайхани иноэтничны по отношению к восточным славянам. В арабо-персидской средневековой литературе можно выделить несколько традиций, рассказывающих о разных периодах и совершенно различных народах Европы с похожими этническими названиями. Соединение их можно видеть на карте Идриси середины XII в., где в Подонье располагается Русийатюрк, на Дунае – противоположная ей «наиболее отдаленная Русь», а города Среднего Поднепровья, составляющие «древнейший объем Киевской Руси», перечисляются вне данной классификации, то есть племя русов понимается как неславянское.

Наиболее же подробные и ранние описания относятся к так называемому Русскому каганату, локализуемому восточными источниками в верховьях Донца и Дона.

Исследование арабо-персидских географических источников показало, что наиболее ранние из них помещают Русский каганат где-то в междуречье Дона и Северского Донца. Восходит эта информация к концу VIII – началу IX вв. Однако при наложении этих данных на этнокультурную археологическую карту Восточной Европы того периода оказывается, что эту территорию занимают памятники одного из вариантов салтово-маяцкой археологической культуры(СМК) VIII – начала Х вв. Развалины белокаменных замков, обширные поселения искусных ремесленников – гончаров и металлургов, могильники с останками вооруженных до зубов воинов, богатые монетные клады… Казалось бы, вот он, Русский каганат, о котором спорили уже три века! Но, открывая любую книгу, посвященную этой культуре, сразу сталкиваешься с одним и тем же препятствием. Салтовскую культуру давно почти безоговорочно определили как государственную культуру Хазарского каганата. А все восточные источники говорят о независимом и сильном государстве русов, не находившемся в хазарском подчинении. Упоминают о подчиненных хазарам буртасах, булгарах Поволжья, хазарских печенегах, мадьярах… Но только не о русах и славянах. Поэтому для исследователя проблемы Русского каганата остается два пути: либо объявить сведения восточных географов недостоверными именно в отношении русов и славян и искать каганат в другом месте, либо все-таки обратиться к рассмотрению салтово-маяцкой культуры. Уже в начале ХХ в. было очевидно, что СМК является, воз – можно, самой высокоразвитой культурой Средневековья в Восточной Европе.

Практически сразу начались поиски одного из «народов-господ», принесших «цивилизацию» славянам Поднепровья. А история изучения СМК приобрела характерные черты увлекательного романа, где главное формально остается «за кадром», но великолепно читается подтекст.

Попытка шведских археологов Т. Арне и Арендта доказать скандинавскую принадлежность СМК не получила поддержки по причине слишком очевидного отсутствия каких-либо аналогий в материальной культуре СМК и Скандинавии. Найти не то что скандинавов или германцев, но и самое отдаленное скандинавское влияние оказалось просто невозможно.

Но «господствующий этнос» вскоре был обнаружен. Им были объявлены хазары.

К 1920-м гг. ученые пришли к следующим результатам: 1) стало ясно, что бассейн Дона был заселен народами, создавшими единую культуру, и был поставлен вопрос о ее государственной и этнической принадлежности; и 2) по находкам дирхемов СМК была датирована VIII – IX вв. Причем до 1930-х гг. СМК на всей территории от верховьев Северского Донца до Нижнего Дона воспринималась как единая, этнически цельная.

Ученым удалось добыть массу уникального материала о ремеслах, торговли, религии, военном деле жителей этих двух крепостей. Медики и антропологи исследовали тысячи скелетов из городских могильников, восстановив облик людей той эпохи и изучив их болезни. Антропологическая коллекция, собранная в экспедиции, стала одной из самых крупных в России.

Добытые материалы были положены М. И. Артамоновым в археологический «фундамент» хазароведения. Краеугольным камнем для этого стало сходство между культурой людей, живших в достоверно хазарском Саркеле, и тех, кто оставил поселения и городища на Среднем Дону и Северском Донце.
На данный момент среди ученых, которые занимаются историей восточных славян Средневековья и Древней Руси, преобладает точка зрения, что СМК – это государственная культура Хазарского каганата.

«Генеалогия тюрок» – источник, сложившийся в хазаро-персидской среде в VIII – X вв. и известный по рукописям XII – XIV вв. Эта генеалогия персонифицирует отношения между народами, перенося их на легендарных прародителей. Согласно этому источнику, Рус был братом Хазара и, вторгшись в землю последнего, поселился там.

Саклаб, племянник Руса и Хазара, попытался вселиться в область Руса, Хазара и Кимера (легендарного предка булгар и буртасов). После того как Саклабу не удалось поселиться на юге, он добрался до того места, где «сейчас находится земля славянская». Даже здесь не упоминается о какой-либо зависимости славян от хазар.

Наоборот, указывается на славянскую экспансию в южном от Поднепровья направлении.

Источник: https://runivers.ru/lib/reader/144119/

Название донцов как

Арабские источники о тюрках

Ниже приведённый документ, говорит о нападении «русов», на турецкие владения, в частности на город Азов. Бои «русов» с Азовом носят вполне эпический характер, но часто упускается тот факт, что Азов были личным владением дома Османов и играл важную роль в поставках к османскому двору рыбы и в частности осетрины.

Помимо всего «Азак» был важным центром торговли, одним из ответвлений Великого шёлкового пути, а также региональным торговым центром снабжающим Крымское ханство, древесиной, зерном, и рыбой. Но более всего интересен тот факт, что в означенном документе вместо термина «казак» употребляется слово «рус». Всё бы было ничего, если бы не несколько неприятных фактов. Первый.

Нынешних русских тогда звали «москов» или «московиты», украинцев «русины». А вот с русами вышла летописная неприятность. ««Русы, — говорил Абул-Феда, — народ турецкой национальности, который с востока граничит с гузами, народом такого же происхождения…» Мы вправе не доверять Абдул Феда, и будем искать дальше. Неприятность для любителей простых ответов состоит вот в чём.

Этноним «рус» или «русы» известен давно. И также по арабским источникам. В них арабы чётко отделяют русов от славян, говоря что, последние платят им дань. Летописные русы хорошо известны с раннего средневековья В 1030-1031 гг. русы, действуя в союзе с аланами и горцами Дагестана, выступили против правителя Ширвана Минучи- хра (1027—1034 гг.

), уникальные сообщения о русах приводит писавший по-персидски придворный поэт-панегирист ширваншахов Хакани (1120—1199 гг.). В трех одах, посвященных ширваншаху Ахситану I (1160—1196 гг.), Ха- кани рассказывает о вторжении русов во владения Ахситана ок. 1174 г. По его словам, 73 русских корабля поднялись по Куре до Лемберана.

Ничего не напоминает? Донские «русы» это прежде всего в описываемый период мореходы, которые будут в последствии терзать османов морскими походами.

Чуть — чуть приблизимся к описываемому периоду. Итак Ибн Са 'ид ал-Магриби (1208 или 1214-1274 или 1286 гг.) — арабский историк, географ, поэт. Он родился в Испании, много путешествовал по странам Арабского халифата.

Ибн Са'ид был автором географического труда, сохранившегося в двух извлечениях — «Книга географии о семи климатах» («Китаб джаграфийа фи-л-акалим ас-саб'а») и «Книга распространения земли в долготу и ширину» («Китаб бает ал-ард фи-т-тул ва-л-ард»; см.: Ибн Са'ид).

Ибн Са'ид говорит о русах, живших по берегам Азовского моря и на его островах, отчего это море, по его словам, называлось Русским. Ибн Са'ид сообщает также о народах Северного Кавказа и Поволжья: каса (касогах), абхазах, аланах, кипчаках и других, соседних народах. Но вот пришёл момент разобраться с «русами» турецкой национальности.

Известный арабский историк Ибн ал-Асир подробно описывает поход в Восточную Европу монгольских полководцев Джебе и Субудая в 1222—1223 гг. Кроме того, он сообщает много интересных деталей о населении городов Северного Причерноморья в частности он пишет о бегстве русов в мусульманские страны.

Возможно значительная часть русов укрылась у мусульман, а по прошествии веков вернулась в Северное Причерноморье. Есть и еще вот какая деталь из более древней истории «Арабские источники в частности Аль – Калкаманди, каирский историк, ставит рядом русов и Черкасов.

«Черкасы, русы, асы, имеют благоустроенные и населенные города, засаженные плодородными деревьями».

В одной из предыдущих публикаций, я упоминал немецкого исследователя который указывал, что донские казаки это кубанские черкасы которые смешались с русскими. Получается что, это утверждение не столь спорно, как могло бы показаться. И важно то,что русы это отнюдь не мигранты из северных лесов Московии, а древний народ Северного Причерноморья, который в последствии сменил имя на «донские казаки».

Ниже документ.Середина 1540-х гг. — не позднее осени 1551 г. — Список (проект?)послания султана Сулеймана I крымскому хану Сахиб-Гирею Iо необходимости принятия мер по предотвращению нападенийказаков на крепость АзовУказ его высочеству Сахиб-Гирей-хану61.

Ныне из крепости Азов62 прибыл посланный за помощью гонец, которыйдоложил о том, что неверные русы осаждают [эту] крепость63 и производятмногократные нападения. Ими убито и взято в плен много мусульман. [Такимобразом,] они ввергли [жителей Азова] в бедственное положение и творят злои мерзость.

Жители64 крепости Азов прислали [также] список письма, послан-ного ими бею Кафы.Ранее Вам было направлено наше высочайшее послание относительноискоренения и отражения вышеупомянутой шайки65 русов.

Учитывая присущиеВам с давних пор многую искренность и преданность и прекрасную дружбу иприверженность к нашему справедливому Порогу, ожидаемое [нами] от Вассостоит в том, чтобы Вы не медля, в спешном порядке совершили на них66конный рейд67. Бею Кафы также приказано безотлагательно выступить ккрепости Азов.

Вопрос наказания нечестивцев-неверных препоручен [нами]Вашему правому разумению. Известите вышеозначенного бея Кафы о том,какой [образ действий] Вы считаете наиболее целесообразным, после чего вдобром единении и союзе должным образом покарайте нечестивцев-неверных.

Вы непрестанно заняты ведением в тех краях священной войны, да инаходитесь вблизи от вышеуказанной крепости, [поэтому ведь] не должнобыть68 возможности совершения презренными неверными таких мерзостей.Жители [же] Азака сообщили, что они находятся в чрезвычайно тяжеломположении.

Сообщите, как такое могло произойти, что является причинойэтого, какой образ действий будет наилучшим. Не преминьте также сообщатьсвои добрые вести.Безотлагательно примите в этом вопросе необходимые меры, дабы впредьне было вероятности совершения подобных деяний неверными-злодеями, атворимым ими злодействам и разбою был положен конец.TSMА, Е. 7246Опубл.: Le Khanat de Crimée dans les Archives du Musée du Palais de Topkapı

/ Présenté par A. Bennigsen e.a. — Paris, 1978 — Р. 131–133.

Источник: https://karabai96.livejournal.com/117987.html

§ 53. Арабские источники: История Табари. Из всех арабских источников больше сведений о

Арабские источники о тюрках
История Табари. Из всех арабских источников больше сведений о древних тюрках дает историческое произведение «История Табари».

Писатель IX века н.э. Табари характеризует период с VII по VIII в., когда впервые начали складываться отношения тюрков с арабами.

Поэтому любой исследователь в области истории древних тюрков непременно должен изучить произведение Табари «Ahbar ar-rusuli ve al- muluki» («История пророков и правителей»).

История охватывает период со времени сотворения Адама до IX века (469). История Табари характеризует тюрков в эпоху завоевания Туркестана арабами-мусульманами. К сожалению, Табари не придал большого значения достоверности источника.

Он не стал подвергать собранный материал критическому анализу.

Произведение Табари опубликовано в Лейдене де Гоже в 1879-1901 гг. Часть произведения была переведена на турецкий язык и издана в 1327 г. по хиджре (мусульманскому летоисчислению) в Стамбуле.

История Ибн ал-Асира это — произведение Изз ад-Дина Абу ал-Хасан Али ибн Мухаммед ибн-ал-Асира под названием «Ал-Камилю фи ат-тарих» (470). Оно более научного характера по сравнению с трудом Табари. Историк XIII века Ибн ал-Асир рассказывает о самой древней эпохе истории арабов.

Произведение располагает сведениями о жизни в Туркестане в VII-VIII вв.

Ибн ал-Асир не только фиксирует важные исторические события, но и рассказывает о характере и нравах видных исторических личностей, ученых и писателей, о различных направлениях общественной мысли того периода.

Ибн ал-Асир очень предусмотрителен в отношении исторических фактов. Он фиксирует лишь те сведения, в достоверности которых сомнений не возникает. Если же ему известны две версии о каком-либо происшествии, он записывает обе.

В целом история Ибн ал-Асира написана на арабском языке и является самой совершенной из всех обстоятельных историй (471).

Кроме трудов Табари и Ибн ал-Асира (472), существуют произведения и других арабских авторов, где можно встретить сведения о древних тюрках. Упомянем лишь некоторые из них:

Ибн Хордадбех. Произведение Убайдуллаха ибн Абдуллаха «Китаб ал-Масалик ва ал-мамалик». Произведение описывает географию различных стран, а также дороги, проходящие через эти страны. Оно написано в 885 году н.э. и издано в Лейдене, составляет VI том серии «Библиотека арабских географов» голландского востоковеда Де Гоже.

Ибн Руст (Абу Али Мухаммад). Его произведение «Ал-А'лаку ан-на- фиса» составляет VII том вышеупомянутой серии Де Гоже (473). Один из

экземпляров данного тома хранится в Британском Музее в Лондоне.

Ал-Масуди (Абу ал-Хасан Али ибн Нусейн). Его произведение под названием «Мурудж аз-захаб» («Золотые пастбища») было переведено на французский язык французскими востоковедами Pavet de Curteille и Barbiel de Meynard, а в 1861-1877 гг. текст оригинала на арабском языке издавался вместе с переводом.

Надим (Абу ал-Фарадж Мухаммад ибн Исхак ан-Надим). Произведение библиографического характера «Фихрист ал-улум», написанное в конце Х века, в 988 году, и содержащее список всех значительных произведений, известных в то время. Работа издана в 1871 г. в г. Лейпциг.

Ал-Бируни (Абу Рейхан Мухаммад ибн Ахмад). Его книга «Ал-Асар ал-бакия» была издана в Лондоне, а в 1879 году увидел свет и английский перевод издания.

Все эти вышеперечисленные арабские книги содержат важные материалы о древних тюрках.

§ 54. Иранские источники (на персидском языке)

Одним из первых иранских источников, дающих сведения о древних тюрках, является «Шахнаме» (Книга царей) Фирдоуси.

Однако «Шахнаме» — не историческое произведение, а поэма, собрание легенд, поэтому оно не является значительным источником наших исследований.

В поэме мало достоверных сведений о тюрках. Задачей «Книги царей» было возвысить Иран перед Тураном, поэтому факты, упомянутые в книге, не должны считаться истинными. Хотя в поэме можно встретить и довольно интересные сведения.

Стоит назвать и другие произведения на персидском языке, содержащие сведения о тюрках-немусульманах.

Труд «Тарихи Джихан Кюшай» Ала ад-Дина Ата Малик Джувей- ни (474), рассказывающий о древних немусульманских тюрках.

Труд «Джамиу ат-таварих» Рашид ад-Дина содержит достаточно подробные сведения о тюрках, обитавших в Монголии и Восточном Туркестане в эпоху Чингиз-хана и до него. Сведения о тюркских народах как Джувейни, так и Рашид ад-Дина достаточно мифические. Как и большинство восточных историков, они не изучали всесторонне общественную жизнь и правовые системы народов.

Хотя эти произведения и важны с точки зрения истории монгольского периода, они имеют второстепенное значение при изучении истории тюрков.

История Наршахи. В произведении Эбу Бакира Мухаммад ибн Джафар Наршахи «История Бухары» также можно встретить важные сведения о древних тюрках. Наршахи — писатель Х века (умер в 959 году). Произведение написано на арабском языке.

Впоследствии было переведено на персидский язык неким человеком по имени Хубави. В 1177-1179 гг. н.э. перевод Кубави был сокращен Мухаммадом ибн Зуфаром.

«История Бухары» Наршахи была продолжена неизвестным автором домонгольского периода.

Произведение Наршахи дошло до нас (сохранилось до наших дней) в виде его последнего варианта.

Оно было издано в 1892 году французским востоковедом ЗЛеГег'ом, а также в 1897 г. в Ташкенте был опубликован перевод произведения на русский язык, выполненный русским востоковедом Н.С.Ликошиным.

Гардизи (Абу Саид Абдулхай). В его произведении «Зайн ал-Ахбар» также можно найти некоторые сведения о тюркских народах.

Единственный экземпляр этого произведения, написанного в 1050-1052 гг. н.э., хранится в Оксфорде, в библиотеке Bodleyan (Code ouseley). До настоящего времени произведение не было опубликовано полностью.

Некоторые отрывки из произведения «Зайн ал-ахбар» опубликованы в двух книгах русского востоковеда Бартольда (476).

Все сведения о тюркских народах и их происхождении в произведении Гердизи (477) носят мифический характер.

Худуд ал-Алам. Это произведение, написанное в 982 году н.э. неизвестным автором, содержит достаточно много фактов о древних тюркских племенах, отсутствующих во многих других источниках. Произведение переведено на английский язык В. Минорским и издано в 1937 г. в Лондоне (Gibb Memorial, New series, ХІ).

Источник: https://uchebnikfree.com/stran-azii-istoriya/arabskie-istochniki-3463.html

Refy-free
Добавить комментарий