Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима

Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского «Зима»

Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                      МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация произведения

В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского «Зима».

Выполнил: студент 

II курса ОЗО Демидов А.В.

                                                           Вологда

2010

Историко-эстетический анализ.

1.Творческий портрет композитора и его основные произведения.

Калинников Виктор Сергеевич (1870—1927) — русcкий композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории; преподавал также в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах. Брат композитора — Василий Сергеевич Калинников (1866—1900).

Автор преимущественно хоровой музыки.

Сочинения: 15 смешанных хоров a cappella; детские песни с фортепьяно; обработки русских народных песен («Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «Заиграй, моя волынка») и революционных песен («Интернационал», «Марсельеза») для смешанного хора a capella; хоровые переложения («Рыцарский романс» Глинки, «Песня темного леса», «Море», «Спящая княжна» Бородина и др.). Хоры Калинникова — обычно небольших размеров (исключение — эпическая картина «Лес» на сл. А. Кольцова, «Утром зорька»), разнообразны по жанрам, тематике: хоровые романсы («Элегия», «Нам звезды кроткие сияли», «Проходит лето»), лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», «Зима»), хоры лирико-эпические («Кондор», «На старом кургане» — памяти брата, близкий его одноимённому. романсу, на сл. И. Никитина), характерные картинки в русском стиле («Ой, честь ли то молодцу», «Спесь», «У приказных ворот» — все на сл. А. К. Толстого). В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова, встречаются изобразит. моменты («Осень», «Спесь», «Кондор» и др.). Мелодика близка городской, иногда крестьянской песне; встречается подражание речевым интонациям. Гармония хоров красочна; нередки ладовость, плагальные обороты, несовершенные кадансы, секвенции. При гармоническом в основном изложении применяется мелодизация , полифония. Хоры написаны в простых формах: период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются у Калинникова и в других формах). Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различных партиях, в виде «перекличек», органный пункт применяется и в верхних голосах, на разных ступенях гаммы; меняется число : наряду с удвоенным 2-голосием употребляется выдержанное 4-голосие и divisi. Голоса, как правило, используются в умеренных диапазонах. Обработки народных песен несложны, близки к народному многоголосию. У Калинникова имеется Концертная увертюра для оркестра, несколько духовных хоров (песнопения из литургии и др.), статья — «О хоровом пении» («Вестник искусств», 1922, № 2, подписана буквой К.). Сочинения Калинникова, ставшие русской классикой, популярны среди профессиональных, учебных, любительских коллективов.

2.Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

 Баратынский (Боратынский)  Евгений Абрамович. (1800 — 1844 гг.).  Русский поэт. Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1812 г. поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 г. был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. В 1819 г.

он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером.

В печати появились первые произведения Баратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 г. напечатана поэма «Пиры», принесшая автору большой успех. В 1820 — 26 гг. Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: «Финляндия», «Разуверение» («Не искушай меня без нужды…

«), положенное на музыку М. Глинкой, «Водопад», «Две доли», «Истина», «Признание» и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского.

Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии «Буря» (1825 г.), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в «Стансах» (1828).В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой.

Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 г. вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского.

На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как «разрешенья всех цепей» («Последняя смерть», «Смерть», «Недоносок», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания свободы?..»).В 1832 г. начал издаваться журнал «Европеец», и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме.

После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 г. вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник «Сумерки» (1842 г.), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х — начала 1840-х. В 1843 г.

поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции- В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее («Пироскаф», 1844 г). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался. 29 июня (11 июля н.с.) 1844 г. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Приведён полный текст поэтического произведения, Калинников же в своём хоре использует лишь первую строфу. Стихотворение написано двухстопным ямбом.

Где слад-/кий ше-/пот

Моих/ (густых) лесов/?

Пото-/ков ро-/пот,

Цветы/ лугов/?

Дере-/вья го-/лы;

Ковер/ зимы/

Покрыл/ холмы/,

Луга/ и до-/лы.

Под ле-/дяной/

Своей/ корой/

Ручей/ неме-/ет;

Всё це-/пене-/ет.

Лишь ве-/тер злой/,

Бушу-/я, во-/ет

И не-/бо кро-/ет

Седо-/ю мглой/.

Зачем, тоскуя,

В окно слежу я

Метели лёт?

Любимцу счастья

Кров от ненастья

Оно дает.

Огонь трескучий

В моей печи;

Его лучи

И пыл летучий

Мне веселят

Беспечный взгляд.

В тиши мечтаю

Перед живой

Его игрой,

И забываю

Я бури вой.

О провиденье,

Благодаренье!

Забуду я

И дуновенье

Бурь бытия.

Скорбя душою,

В тоске моей,

Склонюсь главою

На сердце к ней,

И под мятежной

Метелью бед,

Любовью нежной

Ее согреет;

Забуду вскоре

Крутое горе,

Как в этот миг

Забыл природы

Гробовый лик

И непогоды

Мятежный крик.

3.История создания произведения, его основная идея и содержание.

Всё чаще Калинников в поисках подходящего сюжета для нового произведения стал обращаться к русской литературе, которую он раньше избегал, опасаясь, что ему не удастся в сценическом произведении раскрыть своеобразие мироощущения русского человека и особенно бытовую сторону народной жизни.

Думается, что эти опасения, если даже и не были полностью лишёнными определённых оснований, всё же являлись преувеличением. Калинников великолепно чувствовал и умел мастерски претворять в музыке самые тонкие образные сферы русской поэзии – об этом свидетельствуют его многочисленные романсы, написанные на стихи русских поэтов.

В лучших произведениях, созданных в этом жанре, Кюи, творчески развивая традиции П.И.Чайковского добился органического единства стихотворного текста и музыки, сочинял вокальные миниатюры, национальные по духу и музыкальному языку.

Лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», «Зима»), написаны им где-то в середине жизни.

Основная идея, идея композитора – это показать, как музыка  с помощью текста выражают состояние борьбы, неравномерность сил, добро и зло. С помощью олицетворения зимы, композитор показывает жизнь.

Делает показ на соперничество, которое происходит и в жизни, между людьми.

Произведение не выдержано в одном настроении, оно меняется из-за развития сюжета, погружает нас в происходящее, заставляет переживать и чувствовать.

Музыкально-теоретический анализ.

1.Форма произведения и его структурные особенности.

  Этот четырёхголосный хор написан в одночастной форме, состоящей из трёх периодов. На основе одной строфы стихотворного текста (текст состоит из 3-х строф), Калинников создаёт целое одночастное произведение.

Периоды имеют различные склады изложения, темпы, размеры. В данном произведении музыка аллегорично передаёт внутреннее состояние человека, его душевные переживания через контрастные образы природы.

В литературном тексте присутствует многообразие эпитетов, олицетворений и других элементов литературной изобразительности.

2.Жанровая основа.

Данное произведение выдержано в рамках одной формы вокальной музыки, носит повествовательный характер. По назначению и происхождению причислено к смешанному хору. По особенностям исполнения, данное произведение идёт как хор a cappella.

3.Ладовая и тональная основа.

Общая тональность произведения – d moll. По своей семантике тональность трагедийная. В произведении очень много модуляций, отклонений.

Практически с самого начала мы слышим отклонение в F-dur (3 такт), отклонение в конце первого периода в A dur (иллюзия былого). Тональный план первого периода: t53 VII9 t53 II7 D(F dur) T53(F dur) S(d) t64 DD2  D.

На мой взгляд, здесь идёт показ зимы в разных красках, показ настроения. Всё это можно воспринимать как временные тональные неустои при преобладании d moll.

4.Особености гармонического языка.

В данном произведении мы видим довольно-таки сложную гармонию. Композитор использует не только простые аккорды для показа характера, но и берёт сложные, чтобы показать все краски. В первом периоде звучит D3 –светло и мечтательно. В третьем периоде многотерцовый IV7 – изображение порыва ветра.

Также, большинство гармонии мы видим в широком расположении и задержания на тонических звуках.  Большое использование септаккордов, а также нонаккордов.

В своем произведении композитор старается использовать различные виды аккордов, в различном расположении для придания колорита, настроения, характера.

5.Мелодическая и интонационная основа.

Мелодия «Зимы» начинается с мелодической вершины, таким образом, композитор воплощает интонацию вопроса. Уже в самом начале произведения звучит кульминация. Мелодия проводится у в партии сопрано. Первая фраза звучит очень экспрессивно и ярко. Вторая фраза  звучит более лирично.

Звучание становится патетичным за счёт замедления темпа в конце периода и задержания в партии тенора. Во втором периоде в первом предложении мы видим две мелодические линии. Рисуется контрастный пейзажный образ. Во втором предложении содержится три мелодические линии.

Большую тревогу и душевных смятений придаёт звучанию хроматизм в партии альтов и теноров.

  6.Метроритм.

Партитура показана нам в двухдольном и трёхдольном размере. Произведение начинается с трёхдольного размера, который придаёт произведению трепетность и взволнованность. Во втором периоде появляется размер 2/4 – передача холодного образа.

В основном использованы простые ритмические фигуры. Во первом периоде используется пунктирный ритм, иллюстрируя волнительность и эмоциональность. Во втором  — ритм ровный: половинные, четверти, восьмые – ритм скованности.

Третий период – начало ровными восьмыми (порыв ветра) и затем ритм вновь ровный.

7.Темп и агогические отклонения.

Указанный автором темп произведения – Allegro non troppo. В переводе с итальянского языка данный термин звучит как «скоро, но не слишком». Во втором периоде meno mosso (менее подвижно) – передаётся холодность и скованность.

В третьем периоде risoluto (решительно) – иллюстрирует порыв ветра, звучит с экспрессией. Изменения как фиксированные, так и агогические в партитуре предусмотрены, с четвёртого такта rit.molto (замедлить весьма). В третьем периоде присутствуют «rit.

» – «замедляя» и «a tempo» — «в первоначальном темпе».

8. Динамические оттенки.

Динамическая шкала партитуры достаточно разнообразна, начиная с нюанса pp и приходя в кульминации к f. Помимо стабильных, в произведении выставлен ряд мобильных динамических оттенков.

Это crescendo, diminuendo в начале, середине , подходе к концу фраз, а также при подходе к кульминационной зоне (т.т. 28 – 31). Переход от кульминации к третьей части, наоборот, происходит при помощи diminuendo (т.т. 31 – 32).

Стоит отметить, что начало первого периода и третьего начинается на f, а заканчивается довольно тихим звуком. Второй начинается с piano.

9.Фактурные особенности произведения и его музыкальный склад.

Для данного произведения характерна не перенасыщенная излишествами фактура. В первом периоде композитор использует аккордовый склад фактуры.

Во втором изложение полифоническое, в целом, второй период рисует картину оцепенения, погружение в свои мысли, равнодушие. В третьем – гамофонно гармонический.

В целом, можно сказать, что многие партии в произведении в некотором роде могут выглядеть самостоятельными.

10.Соотношение хоровой партитуры и сопровождения.

Данное музыкальное идёт без музыкального сопровождения, лишь перед началом исполнения даётся настройка для .

Произведение имеет жанр a cappella, что с итальянского значит исполнение музыкального произведения певцами без музыкального сопровождения. Хоровая партитура имеет свою самостоятельность.

В первом периоде мелодия проводится в партии сопрано, остальные голоса играют роль гармонической поддержки.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_13/annotaciya-proizvedeniya-vskalinnikova-na-slova/103865.1593887.page1.html

Калинников зима аннотация

Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима

  • 19 дек. 2016 г.
  • 1878 Слова

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт музыкального и художественного образования Кафедра музыкального образования АННОТАЦИЯ ПО ДИРИЖИРОВАНИЮ «ЗИМА» МузыкаВ.Калинникова слова Е.Братынского Исполнитель: Воробьёв Юрий Владимирович студент 1 курса, Б -12 группы очной формы обучения, Направление: Педагогическое образование Профиль: Музыкальное образованиеЕкатеринбург 2013 Творческий портрет композитора и его основные произведения. Калинников Виктор Сергеевич (1870—1927) — русcкий композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории; преподавал также в Московском филармоническом училище, Синодальномучилище (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах. Брат композитора — Василий Сергеевич Калинников (1866—1900). Автор преимущественно хоровой музыки. Сочинения: 15 смешанных хоров a cappella; детские песни с фортепьяно; обработки русских народных песен («Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «Заиграй, моя волынка») иреволюционных песен («Интернационал», «Марсельеза») для смешанного хора a capella; хоровые переложения («Рыцарский романс» Глинки, «Песня темного леса», «Море», «Спящая княжна» Бородина и др.). Хоры Калинникова — обычно небольших размеров (исключение — эпическая картина «Лес» на сл. А. Кольцова, «Утром зорька»), разнообразны по жанрам, тематике: хоровые романсы («Элегия», «Нам звезды кроткие сияли»,»Проходит лето»), лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», «Зима»), хоры лирико-эпические («Кондор», «На старом кургане» — памяти брата, близкий его одноимённому. романсу, на сл. И. Никитина), характерные картинки в русском стиле («Ой, честь ли то молодцу», «Спесь», «У приказных ворот» — все на сл. А. К. Толстого). В хорах Калинникова соблюдается теснаясвязь музыки и слова, встречаются изобразит. моменты («Осень», «Спесь», «Кондор» и др.). Мелодика близка городской, иногда крестьянской песне; встречается подражание речевым интонациям. Гармония хоров красочна; нередки ладовость, плагальные обороты, несовершенные кадансы, секвенции. При гармоническом в основном изложении применяется мелодизация , полифония. Хоры написаны в простыхформах:период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются у Калинникова и в других формах). Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различных партиях, в виде «перекличек», органный пункт применяется и в верхних голосах, на разных ступенях гаммы; меняется число : наряду с удвоенным 2-голосием употребляется выдержанное 4-голосиеи divisi. Голоса, как правило, используются в умеренных диапазонах. Обработки народных песен несложны, близки к народному многоголосию. У Калинникова имеется Концертная увертюра для оркестра, несколько духовных хоров (песнопения из литургии и др.), статья — «О хоровом пении» («Вестник искусств», 1922, № 2, подписана буквой К.). Сочинения Калинникова, ставшие русской классикой, популярны средипрофессиональных, учебных, любительских коллективов. Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович. (1800 — 1844 гг.). Русский поэт. Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1812 г. поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 г….

Читайте полный текст документа

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

{«thumb_default_size»:»160×220″,»thumb_ac_size»:»80×110″,»isPayOrJoin»:false,»essayUpload»:true,»site_id»:4,»autoComplete»:false,»isPremiumCountry»:false,»userCountryCode»:»RU»,»logPixelPath»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.gif»,»tracking_url»:»\/\/www.smhpix.com\/pixel.

gif»,»cookies»:[],»essay»:{«essayId»:84598196,»categoryName»:null,»categoryParentId»:null,»currentPage»:1,»format»:»text»,»pageMeta»:{«text»:{«startPage»:1,»endPage»:8,»pageRange»:»1-8″,»totalPages»:8}},»access»:»free»,»title»:»Калинников зима аннотация»,»additionalIds»:[],»additional»:[],»loadedPages»:{«html»:[],»text»:[1,2,3,4,5,6,7,8]}},»user»:null,»canonicalUrl»:»https:\/\/www.skachatreferat.ru\/referaty\/Калинников-Зима-Аннотация\/84598196.html»,»pagesPerLoad»:50,»userType»:»member_guest»,»ct»:0,»ndocs»:»400.000″,»pdocs»:»»,»cc»:»10_PERCENT_1MO_AND_6MO»,»signUpUrl»:»\/join.php»,»joinUrl»:»\/join.php»,»payPlanUrl»:null,»upgradeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»freeTrialUrl»:null,»showModal»:null,»showModalUrl»:null,»joinFreeUrl»:»\/contribuir?newuser=1″,»siteId»:4,»»:{«clientId»:»»,»version»:»v2.9″,»language»:»ru_RU»},»analytics»:{«googleId»:»UA-18439311-1″}}

Источник: https://www.skachatreferat.ru/referaty/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%B0-%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/84598196.html

Аннотация на произведение «Зима» Музыка Виктора Калиникова Слова Е. Баратынского

Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима

Аннотация на произведение

«Зима»

Музыка Виктора Калиникова

Слова Е. Баратынского

Ученика 11 класса школы «Тутти»:

Константинова Бориса

Преподаватель Архангельская М.А.

Калинников происходил из чиновничьей семьи, образование получил в орловской духовной семинарии, где начал обучаться музыке и некоторое время дирижировал хором. В 1884 поступил в подготовительные классы при Консерватории, однако, не имея возможности платить за обучение, через несколько месяцев был отчислен.

Тем не менее, ему удалось получить место в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, где учился по классам фагота и композиции до 1891 года. Среди его педагогов были С. Н. Кругликов, А. А. Ильинский, П. И. Бларамберг. Калинников также посещал лекции В. О.

 Ключевского, которые тот читал в Московском университете.

Не имея надёжного заработка, Калинников вынужден был периодически играть в театральных оркестрах на скрипке, фаготе или литаврах, а также заниматься переписыванием нот.

Поддержку музыканту оказывал музыкальный критик Семён Кругликов, одобрительно отзывался о его таланте Пётр Чайковский, рекомендовавший его на пост дирижёра Малого театра в 1892 году.

Помимо дирижёрской деятельности, Калинников в этот период также давал частные уроки теории музыки и пения.

Осенью 1893 года здоровье композитора резко ухудшилось (проявились признаки туберкулёза), и он уехал в Крым, где и провёл оставшиеся годы жизни, продолжая сочинять.

Стиль Калинникова продолжает традиции русской музыкальной классики (композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского).

Наиболее известное сочинение Калинникова — Первая симфония g-moll, написанная в 1895 году и посвящённая Кругликову.

Впервые исполненная на концерте Русского музыкального общества в Киеве, она имела огромный успех и вскоре прочно вошла в репертуар как отечественных, так и зарубежных оркестров.

Калинников- автор преимущественно хоровой музыки, его хоры очень разнообразны.

В творчестве Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова, встречаются изобразительные моменты («Осень», «Спесь», «Кондор» и др.). Мелодика близка городской, иногда крестьянской песне; встречается подражание речевым интонациям.

Гармония хоров красочна; нередки ладовость, плагальные обороты, несовершенные кадансы, секвенции. При гармоническом в основном изложении применяется мелодизация , полифония.

Хоры написаны в простых формах: период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются у Калинникова и в других формах).

Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различных партиях, в виде «перекличек», органный пункт применяется и в верхних голосах, на разных ступенях гаммы; меняется число : наряду с удвоенным 2-голосием употребляется выдержанное 4-голосие и divisi.

Голоса, как правило, используются в умеренных диапазонах. Обработки народных песен несложны, близки к народному многоголосию. У Калинникова имеется несколько духовных хоров (песнопения из литургии и др.). Статья — «О хоровом пении» («Вестник искусств», 1922, № 2, подписана буквой К.). Сочинения Калинникова, ставшие русской классикой, популярны среди профессиональных, учебных, любительских коллективов.

Музыку произведения «Зима» он написал на первое восьмистишие стихотворения «Зима» Баратынского.

Где сладкий шепот густых лесов?

Потоков ропот, цветы лугов?

Деревья голы; ковер зимы

Покрыл холмы, луга и долы.

Под ледяной своей корой

Ручей немеет; всѐ цепенеет,

Лишь ветер злой, бушуя, воет

И небо кроет седою мглой.

Зачем, тоскуя, в окно слежу я

Метели лѐт?

Любимцу счастья кров от ненастья

Оно дает.

Огонь трескучий в моей печи;

Его лучи

И пыл летучий мне веселят

Беспечный взгляд.

В тиши мечтаю перед живой его игрой,

И забываю я бури вой.

О провиденье, благодаренье! Забуду я

И дуновенье бурь бытия.

Скорбя душою, в тоске моей,

Склонюсь главою на сердце к ней,

И под мятежной метелью бед,

Любовью нежной ее согрет;

Забуду вскоре крутое горе,

Как в этот миг забыл природы

Гробовый лик

И непогоды мятежный крик.

Евге́ний Абра́мович Бараты́нский — русский поэт, друг Пушкина, один из самых значительных русских поэтов первой половины XIX века.

Баратынский начал писать стихи ещё юношей, живя в Петербурге и готовясь к поступлению в полк; в это время он сблизился с Дельвигом, Пушкиным, Гнедичем, Плетнёвым и другими молодыми писателями, общество которых имело влияние на развитие и направление его таланта: своими лирическими произведениями он скоро занял видное место в числе поэтов пушкинского кружка, поэтов-«романтиков».

В своих ранних стихах Баратынский развивает то пессимистическое миросозерцание, которое сложилось у него с детских лет.

Его основное положение, что «в сей жизни» нельзя найти «блаженство прямое»: «небесные боги не делятся им с земными детьми Прометея».

Согласно с этим в жизни Баратынский видит две доли: «или надежду и волненье (мучительные беспокойства), иль безнадежность и покой» (успокоение).

Продолжительное пребывание в Финляндии, вдали от интеллигентного общества, среди суровой и дикой природы, с одной стороны, усилило романтический характер поэзии Баратынского, а с другой — сообщило ей то сосредоточенно-элегическое настроение, каким проникнута большая часть его произведений.

Пересмотр репутации Баратынского был начат в начале XX века русскими символистами. Он начал восприниматься как самостоятельный, крупный лирик-философ, стоящий в одном ряду с Тютчевым; в Баратынском при этом подчёркивались черты, близкие самим символистам. О Баратынском тепло отзывались практически все крупнейшие русские поэты XX века.

Музыкальный анализ произведения «Зима»

Произведение написано для четырёхголосного смешанного хора acapella.

Оно имеет строфическую форму, в которой можно выделить три эпизода.

В первом эпизоде автор вспоминает о минувшем лете и сожалеет об уходе ярких красок, летних впечатлений («Где сладкий шёпот густых лесов…»). Характер отражает смятение, волнение.

Темп Allegro non troppo, размер ¾, тональность d-moll.

Гибкая, изменчивая мелодическая линия имеет то восходящий то нисходящий характер. Фактура гомофонно-гармоническая с лидирующей ролью сопрано. Основная ритмическая единица- восьмая.

Под конец эпизода звучит вопрос, который подчёркивается квартовым скачком в мелодии, а также септаккордом четвёртой ступени и пунктирным ритмом. Далее следует разрешение в тональность мажорной доминанты A-dur.

Второй эпизод состоит из двух предложений и звучит ярким контрастом первому- темп меняется на meno mosso, динамика на p и размер на 2/4.

Мы видим унылый зимний пейзаж- «Деревья голы, ковёр зимы покрыл холмы луга и долы».

Используется неполный состав хора- отсутствует партия сопрано, а звучание  переходит в более низкий, глухой регистр. В партии басов композитор использует дивизи.

Мелодическая линия звучит в партии теноров и вторых басов в октавный унисон.

В партии альтов и первых басов используется хоровая педаль на тонике, в октавный унисон, ритмический рисунок однообразен: движение идёт ровными восьмыми- это подчёркивает пустоту пейзажа, отсутствие жизни и красок.

В конце первого предложения звучит неполное трезвучие что дополняет картину уныния.

Во втором предложении происходит резкая смена настроения, размер становится 3/4.

Мелодическая линия начинается с восходящего скачка на уменьшённую квинту у теноров и на септиму у альтов, затем мелодическое движение приобретает нисходящее направление  по хроматической гамме, мелодия как бы сползает вниз, что сопровождается динамическим спадом и замедлением темпа. В этом эпизоде композитор использует дивизи в партии басов, теноров и сопрано. Мелодическая линия в партиях теноров и альтов звучит в терцию.

Повторяющиеся октавы в партиях басов и сопрано звучат как символ бесконечности.

Эпизод заканчивается секунд аккордом второй ступени без разрешения, что дополняет картину, создаваемую словами «…всё цепенеет…»

Третий эпизод начинается со звучания женского хора на доминанте, используются дивизи в партии альтов. Мелодическая линия устремляется вверх, а партия альтов движется вниз, далее вступают тенора и басы. Темп становится первоначальным, размер 3\4 фактура гомофонно-гармоническая, насыщенная диссонирующими аккордами. Постепенно происходит динамический спад от F до pp и замедление темпа.

Основной ритмической единицей является четверть, также встречаются и половинные.

В конце все голоса замирают в октавный унисон на тонике, что подчёркивается ферматой.

Диапазон хоровых партий

Сопрано: от ре первой октавы до фа второй октавы

Альт: от ре первой октавы до си первой октавы

Тенор: от ре малой октавы до ре первой октавы

Бас: от ре большой октавы до си малой октавы

Источник: https://www.freepapers.ru/13/annotaciya-na-proizvedenie-zima-muzyka/287353.1908895.list1.html

Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима (стр. 1 из 3)

Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима

ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Аннотация произведения

В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского «Зима».

Выполнил: студент

II курса ОЗО Демидов А.В.

Вологда

2010

Историко-эстетический анализ.

1.Творческий портрет композитора и его основные произведения.

Калинников Виктор Сергеевич (1870—1927) — русcкий композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории; преподавал также в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах. Брат композитора — Василий Сергеевич Калинников (1866—1900).

Автор преимущественно хоровой музыки.

Сочинения: 15 смешанных хоров a cappella; детские песни с фортепьяно; обработки русских народных песен («Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «Заиграй, моя волынка») и революционных песен («Интернационал», «Марсельеза») для смешанного хора a capella; хоровые переложения («Рыцарский романс» Глинки, «Песня темного леса», «Море», «Спящая княжна» Бородина и др.). Хоры Калинникова — обычно небольших размеров (исключение — эпическая картина «Лес» на сл. А. Кольцова, «Утром зорька»), разнообразны по жанрам, тематике: хоровые романсы («Элегия», «Нам звезды кроткие сияли», «Проходит лето»), лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», «Зима»), хоры лирико-эпические («Кондор», «На старом кургане» — памяти брата, близкий его одноимённому. романсу, на сл. И. Никитина), характерные картинки в русском стиле («Ой, честь ли то молодцу», «Спесь», «У приказных ворот» — все на сл. А. К. Толстого). В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова, встречаются изобразит. моменты («Осень», «Спесь», «Кондор» и др.). Мелодика близка городской, иногда крестьянской песне; встречается подражание речевым интонациям. Гармония хоров красочна; нередки ладовость, плагальные обороты, несовершенные кадансы, секвенции. При гармоническом в основном изложении применяется мелодизация , полифония. Хоры написаны в простых формах: период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются у Калинникова и в других формах). Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различных партиях, в виде «перекличек», органный пункт применяется и в верхних голосах, на разных ступенях гаммы; меняется число : наряду с удвоенным 2-голосием употребляется выдержанное 4-голосие и divisi. Голоса, как правило, используются в умеренных диапазонах. Обработки народных песен несложны, близки к народному многоголосию. У Калинникова имеется Концертная увертюра для оркестра, несколько духовных хоров (песнопения из литургии и др.), статья — «О хоровом пении» («Вестник искусств», 1922, № 2, подписана буквой К.). Сочинения Калинникова, ставшие русской классикой, популярны среди профессиональных, учебных, любительских коллективов.

2.Краткая характеристика творчества поэта, разбор поэтического текста.

Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович. (1800 — 1844 гг.). Русский поэт. Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1812 г. поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 г. был исключен за не совсем безобидные мальчишеские проделки без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. В 1819 г.

он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк. В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование. Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером.

В печати появились первые произведения Баратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 г. напечатана поэма «Пиры», принесшая автору большой успех. В 1820 — 26 гг. Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: «Финляндия», «Разуверение» («Не искушай меня без нужды…

«), положенное на музыку М. Глинкой, «Водопад», «Две доли», «Истина», «Признание» и др. Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского.

Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ. Его политическая оппозиционность проявилась в элегии «Буря» (1825 г.), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в «Стансах» (1828).В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой.

Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 г. вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества. После разгрома восстания декабристов круто изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского.

На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как «разрешенья всех цепей» («Последняя смерть», «Смерть», «Недоносок», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания свободы?..»).В 1832 г. начал издаваться журнал «Европеец», и Баратынский становится одним из самых активных его авторов. Он обращается к прозе и драме.

После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 г. вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник «Сумерки» (1842 г.), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х — начала 1840-х. В 1843 г.

поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции- В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее («Пироскаф», 1844 г). Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался. 29 июня (11 июля н.с.) 1844 г. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Приведён полный текст поэтического произведения, Калинников же в своём хоре использует лишь первую строфу. Стихотворение написано двухстопным ямбом.

Где слад-/кий ше-/пот

Моих/ (густых) лесов/?

Пото-/ков ро-/пот,

Цветы/ лугов/?

Дере-/вья го-/лы;

Ковер/ зимы/

Покрыл/ холмы/,

Луга/ и до-/лы.

Под ле-/дяной/

Своей/ корой/

Ручей/ неме-/ет;

Всё це-/пене-/ет.

Лишь ве-/тер злой/,

Бушу-/я, во-/ет

И не-/бо кро-/ет

Седо-/ю мглой/.

Зачем, тоскуя,

В окно слежу я

Метели лёт?

Любимцу счастья

Кров от ненастья

Оно дает.

Огонь трескучий

В моей печи;

Его лучи

И пыл летучий

Мне веселят

Беспечный взгляд.

В тиши мечтаю

Перед живой

Его игрой,

И забываю

Я бури вой.

О провиденье,

Благодаренье!

Забуду я

И дуновенье

Бурь бытия.

Скорбя душою,

В тоске моей,

Склонюсь главою

На сердце к ней,

И под мятежной

Метелью бед,

Любовью нежной

Ее согреет;

Забуду вскоре

Крутое горе,

Как в этот миг

Забыл природы

Гробовый лик

И непогоды

Мятежный крик.

3.История создания произведения, его основная идея и содержание.

Всё чаще Калинников в поисках подходящего сюжета для нового произведения стал обращаться к русской литературе, которую он раньше избегал, опасаясь, что ему не удастся в сценическом произведении раскрыть своеобразие мироощущения русского человека и особенно бытовую сторону народной жизни.

Думается, что эти опасения, если даже и не были полностью лишёнными определённых оснований, всё же являлись преувеличением. Калинников великолепно чувствовал и умел мастерски претворять в музыке самые тонкие образные сферы русской поэзии – об этом свидетельствуют его многочисленные романсы, написанные на стихи русских поэтов.

В лучших произведениях, созданных в этом жанре, Кюи, творчески развивая традиции П.И.Чайковского добился органического единства стихотворного текста и музыки, сочинял вокальные миниатюры, национальные по духу и музыкальному языку.

Лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», «Зима»), написаны им где-то в середине жизни.

Основная идея, идея композитора – это показать, как музыка с помощью текста выражают состояние борьбы, неравномерность сил, добро и зло. С помощью олицетворения зимы, композитор показывает жизнь.

Делает показ на соперничество, которое происходит и в жизни, между людьми.

Произведение не выдержано в одном настроении, оно меняется из-за развития сюжета, погружает нас в происходящее, заставляет переживать и чувствовать.

Музыкально-теоретический анализ.

1.Форма произведения и его структурные особенности.

Этот четырёхголосный хор написан в одночастной форме, состоящей из трёх периодов. На основе одной строфы стихотворного текста (текст состоит из 3-х строф), Калинников создаёт целое одночастное произведение. Периоды имеют различные склады изложения, темпы, размеры.

В данном произведении музыка аллегорично передаёт внутреннее состояние человека, его душевные переживания через контрастные образы природы. В литературном тексте присутствует многообразие эпитетов, олицетворений и других элементов литературной изобразительности.

2.Жанровая основа.

Данное произведение выдержано в рамках одной формы вокальной музыки, носит повествовательный характер. По назначению и происхождению причислено к смешанному хору. По особенностям исполнения, данное произведение идёт как хор acappella.

Источник: https://mirznanii.com/a/316950/annotatsiya-proizvedeniya-vskalinnikova-na-slova-ebaratynskogo-zima

Анализ произведения В.С. Калинникова на слова Е. Баратынского

Аннотация произведения В.С.Калинникова на слова Е.Баратынского Зима

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Контрольная работа

Анализ произведения В.С. Калинникова на слова Е. Баратынского «Зима»

Выполнила студентка I курса

Маслак Анна

Отделение: хоровое дирижирование

План

1. Историко-стилистический анализ

2. Музыкально-теоретический анализ

3. Вокально-хоровой анализ

4. Исполнительский анализ

5. Особенности дирижёрского жеста

1. Историко-стилистический анализ

Калинников Виктор Сергеевич (1870—1927) — русcкий композитор, дирижер, общественный деятель, профессор Московской консерватории; преподавал также в Московском филармоническом училище, Синодальном училище (теория музыки, гобой, сольфеджио), руководил хорами, преподавал пение в школах.

https://www.youtube.com/watch?v=chBxGvOa75s

Виктор Сергеевич Калинников родился в 1870 году в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии. Отец его работал в должности письмоводителя, затем- станового. Мать занималась хозяйством и воспитание детей. Дети Калинниковых- сыновья Василий, Николай, Виктор, Аркадий и дочь Александра росли трудолюбивыми, дружными. В семье все любили музыку, природу , народные песни.

Домашнее музицирование оказало большое влияние на развитие музыкальных способностей братьев. Виктор Сергеевич занимался в классе гобоя, так как обучение в училище было платным, а на отделении духовых инструментов- бесплатным. Но так же посещал лекции на теоретико-композиторском отделении.

Блестящие способности, абсолютный слух, огромная работоспособность позволили Калинникову отлично закончить два отделения училища и успешно работать по обеим специальностям.

Он играл в оркестре в частных театрах И.Прянишникова и С.

Мамонтова, затем заведовал музыкальной частью и дирижировал оркестром Московского Художественного театра, руководил оркестром студентов Высшего технического училища.

Дирижерская деятельность принесла Калинникову известность , ему предсказывали большое будущее.

Сочинения: 15 смешанных хоров a cappella; детские песни с фортепьяно; обработки русских народных песен («Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Эй, ухнем», «Вниз по матушке по Волге», «Заиграй, моя волынка») и революционных песен («Интернационал», «Марсельеза») для смешанного хора a capella; хоровые переложения («Рыцарский романс» Глинки, «Песня темного леса», «Море», «Спящая княжна» Бородина и др.). Хоры Калинникова — обычно небольших размеров (исключение — эпическая картина «Лес» на сл. А. Кольцова, «Утром зорька»), разнообразны по жанрам, тематике: хоровые романсы («Элегия», «Нам звезды кроткие сияли», «Проходит лето»), лирические пейзажи («Жаворонок», «Солнце, солнце встает», «Звезды меркнут и гаснут», «Зима»), хоры лирико-эпические («Кондор», «На старом кургане» — памяти брата, близкий его одноимённому. романсу, на сл. И. Никитина), характерные картинки в русском стиле («Ой, честь ли то молодцу», «Спесь», «У приказных ворот» — все на сл. А. К. Толстого). В хорах Калинникова соблюдается тесная связь музыки и слова («Осень», «Спесь», «Кондор» и др.). Гармония хоров красочна; нередки ладовость, секвенции.

При гармоническом в основном изложении применяется мелодизация , полифония. Хоры написаны в простых формах: период, 2-частная, 3-частная, строфическая (элементы строфичности наблюдаются у Калинникова и в других формах).

Хоровая фактура разнообразна: эпизодически используется неполный хор; мелодия часто проводится в различных партиях, в виде «перекличек», органный пункт применяется и в верхних голосах, на разных ступенях гаммы; меняется число : наряду с удвоенным 2-голосием употребляется выдержанное 4-голосие и divisi. Голоса, как правило, используются в умеренных диапазонах. Обработки народных песен несложны, близки к народному многоголосию. У Калинникова имеется Концертная увертюра для оркестра, несколько духовных хоров (песнопения из литургии и др.).

Сочинения Калинникова, ставшие русской классикой, популярны среди профессиональных, учебных, любительских коллективов.

Наверняка вы заметили, что Виктор Калинников в своем творчестве обращается к таким поэтам, как А.Кольцов, И.Никитин, А.К.Толстой. В нашем произведении, Виктор Сергеевич опирался на стихотворение «Зима» русского поэта- Евгения Абрамовича Баратынского.

Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович. (1800 — 1844 гг.). Русский поэт. Родился 19 февраля (2 марта н.с.) в селе Мара Тамбовской губернии в небогатой дворянской семье. В 1812 г. поступил в Петербургский Пажеский корпус, из которого в 1816 г.

был исключен без права поступления на какую-либо службу, кроме солдатской. В 1819 г. он был зачислен рядовым в Петербургский лейб-гвардии егерский полк.

В это время он познакомился с Дельвигом, не только нравственно поддержавшим его, но и оценившим его поэтическое дарование.

Тогда же завязались приятельские отношения с Пушкиным и Кюхельбекером. В печати появились первые произведения Баратынского: послания «К Креницину», «Дельвигу», «К Кюхельбекеру», элегии, мадригалы, эпиграммы. В 1820 г. напечатана поэма «Пиры», принесшая автору большой успех.

В 1820 — 26 гг. Баратынский служил в Финляндии, много писал. Видное место в его творчестве этой поры занимает элегия: «Финляндия», «Разуверение» («Не искушай меня без нужды…»), «Водопад», «Две доли», «Истина», «Признание» и др.

Попытки друзей добиться офицерского звания для Баратынского долго наталкивались на отказ императора, причиной которого был независимый характер творчества поэта, оппозиционные высказывания, которые часто можно было слышать от Баратынского.

Он не был декабристом, но и его захватили идеи, которые получили воплощение в деятельности тайных обществ.

Его политическая оппозиционность проявилась в элегии «Буря» (1825 г.), в эпиграмме на Аракчеева, а позднее в «Стансах» (1828).В апреле 1825 г. Баратынский наконец был произведен в офицеры, что давало ему возможность распоряжаться своей судьбой.

Он вышел в отставку, женился и поселился в Москве, где в 1827 г. вышло в свет собрание его стихотворений — итог первой половины его творчества.

После разгрома восстания декабристов сильно изменилась общественная жизнь в России, что наложило отпечаток и на поэзию Баратынского.

На первый план теперь вышло философское начало, темы великой скорби, одиночества, прославление смерти как «разрешенья всех цепей» («Последняя смерть», «Смерть», «Недоносок», «На что вы, дни», «К чему невольнику мечтания свободы?..»).В 1832 г. начал издаваться журнал «Европеец», и Баратынский становится одним из самых активных его авторов.

Он обращается к прозе и драме. После закрытия журнала (вышло всего два номера) он впал в безысходную тоску. В 1835 г. вышло второе издание его произведений, которое казалось тогда итогом его творческого пути. Но последней книгой Баратынского стал сборник «Сумерки» (1842 г.

), в котором были объединены стихотворения второй половины 1830-х — начала 1840-х.

В 1843 г.

поэт, уехав за границу, полгода провел в Париже, встречаясь с писателями и общественными деятелями Франции- В стихотворениях Баратынского той поры — бодрость и вера в будущее («Пироскаф», 1844 г).

Смерть помешала началу нового этапа творчества. В Неаполе он заболел и скоропостижно скончался. 29 июня (11 июля н.с.) 1844 г. Тело Баратынского было перевезено в Петербург и предано земле.

Виктор Калинников же в своём хоре использует лишь первую строфу литературного произведения. Стихотворение написано двухстопным ямбом (Ямб двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.) . Ниже приведён полный текст поэтического произведения.

Где сла'дкий ше'пот

Моих' (густых) лесов'

Пото'ков ро'пот,

Цветы' лугов'

Дере'вья го'лы;

Ковер' зимы'

Покры'л холмы',

Луга' и до'лы.

Под ле'дяной'

Своей' корой'

Ручей' неме'ет;

Всё це'пене'ет.

Лишь ве'тер злой',

Бушу'я, во'ет

И не'бо кро'ет

Седо'ю мглой'.

***

Зачем, тоскуя,

В окно слежу я

Метели лёт?

Любимцу счастья

Кров от ненастья

Оно дает.

Огонь трескучий

В моей печи;

Его лучи

И пыл летучий

Мне веселят

Беспечный взгляд.

В тиши мечтаю

Перед живой

Его игрой,

И забываю

Я бури вой.

***

О провиденье,

Благодаренье!

Забуду я

И дуновенье

Бурь бытия.

Скорбя душою,

В тоске моей,

Склонюсь главою

На сердце к ней,

И под мятежной

Метелью бед,

Любовью нежной

Ее согреет;

Забуду вскоре

Крутое горе,

Как в этот миг

Забыл природы

Гробовый лик

И непогоды

Мятежный крик.

В этом стихотворении повествуется о человеке, который имел скорбь, и он очень хотел, чтобы эта скорбь забылась им так же, как он не обращает внимание на те природные условия (воет злой ветер, метель, вьюга), что царят за окном. Через образы природы, Евгений Баратынский раскрывает душевное состояние человека, борьбу внутри него, его душевные переживания.

И несмотря на то, что композитор в своем произведении использует лишь первую строфу стихотворения- ему полностью удается передать тот характер, который хотел донести поэт.

2. Музыкально-теоретический анализ

Эта партитура написана в одночастной форме, которая состоит из трех предложений. На основе первой строфы стихотворения, Виктор Калинников создает одночастное произведение.

Каждое предложение контрастно по изложению.

1 предложение.

2 предложение.

3 предложение.

1-5 такты

6-16 такты

17-23 такты

Музыка напрямую идет за темой, нет повторов, одинаковости.

Это хоровая миниатюра, исполняется- a capella.

Тональность произведения- d-moll (ре минор), но в произведении присутствуют модуляции и отклонения в другие тональности. Уже в третьем такте отклонение в параллельную мажорную тональность- F-dur (фа мажор). В конце первого предложения отклонение в тональность доминанты- A-dur (ля мажор).

Данное музыкальное произведение гомофонно-гармонического склада. Анализируя гармонический язык этой хоровой партитуры, мы видим, что композитор использует классическую гармонию. Вначале прослеживается использование композитором ораганного пункта.

Еще можно заметить, что первом предложении используется такой аккорд, как D3. В третьем предложении — IV7 , благодаря которому раскрывается порыв ветра. Так же мы слышим множество септ- и нонаккордов. Они используются для придания настроения и колорита.

Уже в самом начале произведения звучит кульминация. Первая фраза звучит настойчиво, ярко и экспрессивно. Вторая фраза первого предложения более нежна и лирична за счет замедления темпа. Во втором предложении перед нами раскрывается пейзажный образ. Третье предложение наводит некую тревогу и душевное волнение благодаря хроматизмам в партиях альтов и теноров.

Партитура написана в двухдольном и трёхдольном размере. Произведение начинается с трёхдольного размера, который придаёт произведению трепетность и взволнованность. Во втором предложении появляется размер 2/4.

В основном использованы простые ритмические фигуры. В первом предложении используется пунктирный ритм, показывая волнение. Во втором — ритм ровный: половинные, четверти, восьмые.

Третье предложение — начало ровными восьмыми (порыв ветра) и затем ритм вновь ровный.

Темп произведения — Allegronontroppo. В переводе с итальянского языка звучит как «скоро, но не слишком». Во втором периоде menomosso (менее подвижно) — передаётся холодность и скованность.

В третьем периоде risoluto (решительно) — иллюстрирует порыв ветра. С четвёртого такта rit.molto (замедлить весьма). В третьем периоде присутствуют «rit.

» — «замедляя» и «a tempo» — «в первоначальном темпе».

Динамика партитуры очень разнообразна. В произведении встречается как нюанс pp , так и громкая кульминация f. В произведении так же встречаются такие оттенки, какcrescendo иdiminuendo. Так же,начало первого и третьего предложений начинаются на f, а заканчивается тихим звуком.

В первом предложении композитор использует аккордовый склад фактуры. Во втором изложение полифоническое, второе предложение рисует картину оцепенения, погружения в свои мысли. В третьем — гамофонно гармонический.

Данная хоровая миниатюра идёт без музыкального сопровождения, лишь перед началом исполнения даётся настройка для . Произведение имеет жанр a cappella, что с итальянского значит «исполнение музыкального произведения хором без музыкального сопровождения». В первом предложении мелодия проводится в партии сопрано, остальные голоса играют роль гармонической поддержки.

https://www.youtube.com/watch?v=yp6ELUM—IA

Говоря о соотношении музыкального и поэтического текстов в анализируемой партитуре, необходимо отметить, что они в основном структурно совпадают. Это относится как к совпадениям ударений, так и взаимосвязи на уровне расчленённости фраз.

Так, например, начальной поэтической фразе «Где сладкий шёпот густых лесов, потоков ропот, цветы лугов…» соответствует пятитактовая музыкальная фраза. Музыкальная форма в целом также повторяет композицию стиха. У Баратынского она состоит из одной строфы. В музыке мы видим также одночастное произведение.

Первую часть стихотворения (строфу), можно ещё в уме поделить на четыре отдельных: первая — первое предложение у композитора, вторая и третья — второе, четвёртая — третье предложение. В стихотворении фразы имеют некую законченность. Это также и в музыкальном тексте, где фразы между собой отделены.

3. Вокально-хоровой анализ

Хоровая миниатюра «Зима» написана для четырехголосного смешанного хора. Исполняется acapella.

Диапазон партии первых и вторых сопрано — составляет октаву (d1-d2).

Первая альтовая партия написана в рамках малой сексты (d1 — b1).

Вторая альтовая партия в рамках квинты (d1 — a1).

Теноровая партия в рамках терцдецимы (d1 — f2).

Вторая басовая партия в рамках большой сексты в малой октаве (dh).

Первая партия басов написана в большой и малой октавах (dh).

Тесситура для партий удобная, должен достигаться ритмический и динамический ансамбль.

Диапозон каждой партии удобен, за исключением партии 2 басов, где они исполняют октаву с 1 басами. этот интервал создает широту диапозона.

Безусловно, xетырехголосный хор — это множество красок и насыщенная гармония . Особенности хоровой «оркестровки» в данной партитуре — переход темы из одного голоса в другой, самостоятельность .

Виктор Калинников использовал в этом произведении три основных приёма хорового письма. Это — наложение (первое предложение), перекрещивание (второе предложение) и хоровая педаль. Многоголосная хоровая педаль встречается нам на протяжении всего произведения (второе предложение и конец произведения).

Хоровая партитура произведения должна исполняться на разных дыханиях. В первом предложении уместно брать дыхание по литературной фразе (2,5 такта), т.е. общехоровое.

Так как второе предложение полифонического склада, то здесь лучше брать цепное дыхание. Довольно медленный темп и напряжённая динамика требуют глубокого дыхания. В третьем предложении также лучше использовать цепное дыхание т.к. склад гомофонно- гармонический и литературную фразу по смыслу лучше не делить.

4. Исполнительский анализ

Музыкальный язык сочинения базируется на прочной тональной основе, хотя имеется ряд отклонений. Тем не менее, он не нуждается использовать определённый гармонический колорит для создания соответствующих музыкальных образов.

В хоре «Зима» мелодике противопоставляется гармония, основу которой наравне с трезвучиями составляют и аккорды более сложной структуры.

Точная интонация хроматизмов составляет определённые интонационные проблемы при исполнении. В 5, 9, 17 использование секундовых интонаций между голосами.

Это также может сказаться на качестве вокально-хоровой интонации. Также, мы видим трудность вступления теноров, басов в 6, 8 тактах на первую неполную долю. Если же говорить об ансамбле строя в целом, можно сказать, что, так как хоровая партитура не содержит оркестрового фундамента, проблема детонации хорового строя в этом произведении вероятна.

Ритмический ансамбль. Как таковых ритмических проблем в произведении нет.

Как уже говорилось, композитор в основном использует простые ритмические фигуры, но нам встречается и пунктирный ритм, который делает мелодическое движение подчёркнуто неравномерным. С 12 по 16 такт мы видим межтактовые синкопы.

С 6 по 12 идёт смена размера у хора. Во всех этих случаях опираясь на чёткое ощущение внутридолевой пульсации должен достичь необходимого ритмического ансамбля.

Темповый ансамбль. Как уже отмечалось, данный номер написан в рамках разных темпов. Агогические оттенки на смысловых акцентах, в кульминационном разделе или окончании привнесут в исполнение этой партитуры необходимую долю выразительности, помогут лучше раскрыть музыкальный образ произведения.

Динамический ансамбль. Динамика в произведении, как ритм и темп, очень подвижная. При этом, однако, необходимо дифференцировать голоса, несущие основную мелодическую нагрузку от , более нейтральных. К примеру, с самого начала мы видим, что сопрано и тенора являются основным мелодическим голосом, и поэтому их следует несколько выделить по отношению к остальным голосам.

Во втором периоде партии, голос передаётся басам и тенорам, а через некоторое время альтам и тенорам. В третьем периоде главный голос сопрано и альт.

Штриховой ансамбль. Основной способ звуковедения в этом хоре — legato. Голосоведение плавное. Этот штрих преобладает во всём произведении. калинников песня хор дирижёрский зима

Для придания музыке большей выразительности, возможно, некоторое подчёркивание мелодической линии в третьем периоде, не исключено крайне осторожное применение nonlegato.

Дикционный и орфоэпический ансамбль. Особенности произношения хором текста заключается в верно организованной работе над произношением гласных и согласных звуков. Для необходимом при штрихе legato, хор должен произносить текст следующим образом.

Все гласные максимально допеваются, а согласные с конца слога пристёгиваются к началу следующего — «Где сла-дкий шё-пот гу-стых ле-сов, по-то-ков ро-пот, цве-ты лу-гов?». Трудностью для хора представится утрированная дикция и сам дикционный ансамбль. Фраза «сладкий шёпот» будет произноситься как «слаткий шопот»,

Исполнительская фразировка. Исполнительская фразировка имеет прямое отношение к структурному членению музыкальной формы. Всё произведение написано на основе одной строфы поэтического произведения.

Первое пятитактовое членение соответствует первому четверостишию стихотворного текста (1 период).

Второй период состоит из 11 тактов — второму и третьему четверостишию, третий — четвёртому четверостишию первой строфы стихотворного текста, состоящий из 7 тактов. В конце третьей строфы наступает общая пауза, показ того, что всё «цепенеет». Кульминационными моментами являются начало произведения — самый первый такт и 18 такт произведения.

Создание исполнительского плана. Исполнительская трактовка произведения складывается по нарастанию. Драматургическое нарастание идёт по нарастающей, но с самого начала мы слышим кульминационный момент произведения, но он не является главным. Можно утверждать, что именно в третьем периоде находится смысловая кульминация этого хора.

После кульминации звучность не резко, но падает, она затихает и как будто останавливается время. Если первый и третий периоды поручены целиком хору — там практически каждая партия является самостоятельной, то второй разбит на главные и второстепенные партии.

Репетиционный план. Хоровая партитура произведения написана для смешанного хора. В целом не представляет сложности и ее, возможно, выучивать хором вместе, по своим масштабам оно маленькое.

На первом этапе разбирать сочинение по партиям, пропевая их как по сольфеджио, а также на звуки «ли», «ле», «лю» и др., что должно помочь в достижении единообразного и плавного звучания. В работе над достижением ритмического ансамбля уместно воспользоваться методом пульсированного дробления на восьмые.

Это упражнение позволит хору проникнуться единой пульсацией и заострит внимание на правильное ритмическое соединение партий. После того как произведение разобрано, можно переходить к пению с текстом. При этом необходимо уделять внимание ясному, четкому, связному произношению слов.

На следующем этапе главным является достижение сбалансированности всех компонентов партитуры произведения, как по динамике, так и по другим элементам музыкальной выразительности. Заключительным этапом разучивания являются художественное выстраивание произведения, генеральная репетиция и концертное выступление.

5. Особенности дирижёрского жеста

Характеристика дирижёрских жестов. В дирижировании данного произведения наиболее уместным представляется среднее положение дирижёрской плоскости. Оно может изменяться как в сторону понижения в моменты динамических кульминаций, так и повышения, в периоды просветления музыкальной сферы сочинения.

Произведение даёт возможность работать над дирижёрским жестом legato, разделением функций рук, дроблёными вступлениями. Форма кисти — округлая, «куполообразная». При минимальной силе звука основная нагрузка падает на движение сомкнутыми и выпрямленными крайними фалангами пальцев.

Трудностью для дирижёра представится передача характера произведения, интерпретация фермат, дифференцированный показ руками, исполнение темповых моментов, динамических нюансов, точный показ вступлений и снятий.

Виды ауфтактов. Используемые в дирижировании партитуры ауфтакты можно разделить на две группы. Это — ауфтакты, направленные на подготовку звучания, и ауфтакты, подготавливающие снятие звучания.

В первой группе используются в основном неполные ауфтакты к первой неполной доле.

Для снятий в конце фраз используются комбинированные ауфтакты, так как концы и начала соседних фраз в этом произведении, как правило, связаны.

Дирижирование фермат и пауз. Автором предусмотрены две ферматы в произведении. Также в последнем такте второго периода, перед кульминацией (18 т.), возможна некоторая остановка звучания. В этом случае будет использована снимаемая фермата.

Что касается дирижирования пауз, то необходимо отметить что, несмотря на их наличие в партии хора, дирижирование при этом отличается сплошным, не разделённым. Исходя из этого, показ пауз в партиях хора никогда не должен становится простым отсчётом пустых долей, но активным, обращённым к мелодическим и фактурным особенностям хора.

Особенности дирижирования метрических и ритмических структур. Как уже говорилось ранее, метрическая структура сочинения выражена размером ѕ и 2/4. Следует то, что за счётную долю необходимо взять «четверть». Исходя из этого, схема тактирования в произведении будет двухдольная и трёхдольная.

Так как метрическая организация партитуры не стабильна, то и схема тактирования будет изменяемой. Необходимо чётко снимать звучание хора в конце каждой музыкальной строфы, в конце периодов на вторую долю или третью долю передерживая её.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/literature/00775498_0.html

Refy-free
Добавить комментарий