Андроновская культура

Андроновская культура

Андроновская культура

АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА В ЮЖНОЙ СИБИРИ

В середине II тыс. до н. э. культурный облик сибирских степей и лесостепей резко меняется. Связано это с появлением на территории Южной Сибири андроновской культуры. Первоначально показалось, что это местная енисейская культура, однако вскоре выяснилось, что основная область этой культуры — Приуралье и Казахстан, а Минусинский край составляет лишь ее восточную окраину.

Памятники андроновской культуры распространены по всей степной и отчасти лесостепной Южной Сибири. Наиболее южные из них находятся в предгорьях Алтая, самые северные располагаются по границе современной степи и лесостепи.

На востоке они известны по всей Минусинской котловине как на левом берегу Енисея, так и на правом и не только по побережьям рек, но и в глубине степей и доходят до предгорий Саян.

Имеются андроновские памятники и в лесостепном коридоре между Минусинской котловиной и степями по верхнему течению р. Оби.

Таким образом, в отличие от более раннего времени, когда в каждом районе существовали своеобразные культуры эпохи энеолита, теперь распространяется от Приуралья до Енисея единая культура.

Андроновская культура характеризуется развитием прогрессивных форм хозяйства, которое началось еще в предшествующее неолитическое время. Прежде всего это касается скотоводства. Судя по составу костей

домашних животных, первое место в стаде занимал крупным рогатый скот. Это же подтверждается и характером погребального инвентаря. В могилах нет костей животных, которые могли быть остатками положенного в могилу мяса. В то же время уцелевшие повсеместно в могилах горшки свидетельствуют о том, что в могилу ставили какую-то жидкую пищу, очевидно молочную.

От крупного рогатого скота андроновцы могли получать молочные продукты и отчасти мясо выбракованных животных. Но это не могло полностью обеспечить потребность в мясной пище. Поэтому наряду с крупным рогатым скотом андроновцы разводили и овец, которые давали мясо и шерсть для изготовления одежды.

Кроме овечьих костей, указывающих на то, что овцы шли в пищу, на поселениях находят в большом количестве орудия для трепания шерсти, называемые «тупиками». Они изготовлялись из челюстей коров. Из шерсти андроновские женщины изготовляли целый ряд необходимых для жизни вещей, в том числе и шапочки, засвидетельствованные находками в могилах.

В ряде могил найдены обрывки шерстяной ткани, но от какой части одежды эти куски, установить трудно. Скорее всего андроновцы разводили тонкорунных овец, которые отличаются тем, что могут тебеневать, чего не способна делать грубошерстная овца.

Овцы такой породы были наиболее приспособлены к условиям жизни андроновцев, их не нужно было зимой подкармливать, так как они сами находили пищу в степи.

Что же касается лошади, то, видимо, она в первую очередь являлась тягловым животным, а также мясным. Пока нет прямых свидетельств использования коня для верховой езды, хотя в несколько более позднее время они появляются.

Второй чертой хозяйства андроновцев является примитивное земледелие.

Это земледелие могло базироваться только на хорошо орошаемых и легких для обработки почвах, которые находились в поймах рек, недалеко от поселков. Обрабатывать землю могли только вручную, каменными мотыгами.

Естественно, что поля были небольшими и давали малый урожай. Уборка урожая производилась серпами, а зерна растирались на ручных зернотерках.

Наряду со скотоводством и земледелием андроновцы занимались охотой, но она имела чисто подсобное значение. С помощью охоты они пополняли свои запасы мяса и, видимо, добывали шкурки ценных пород животных, которые могли употреблять для украшения одежды.

Важным достижением андроновского времени было дальнейшее развитие бронзолитейного дела.

Если все металлические орудия предшествующего энеолитического времени сделаны в основном из раскованного листа или проволоки, то орудия этого времени отливались уже в двусоставных формах, часто каменных, на которых «в негативе» вырезались узоры.

— андроновским временем связано широкое распространение втульчатых топоров или так называемых кельтов и копий сейминско-турбинского типа.

Являются ли эти орудия изобретением самих андроновцев, пока не установлено; тем не менее можно говорить с уверенностью, что именно благодаря расселению андроновских племен такие орудия широко распространились по всей Сибири и Казахстану. Одновременно с кельтами распространяются и вислообушные топоры. Отливка таких орудий требовала большого опыта и представляла собой уже высокую ступень развития металлургии.

Видимо, с этого же времени начинается широкая повсеместная добыча меди. Шахты были пока еще неглубокими. Добывались в основном окисленные руды из поверхностных слоев.

Руда дробилась каменными молотками, а потом переплавлялась в специальных примитивных печах. Металл плавился затем в специальных тиглях, разливался в формы при помощи льячек.

После отливки орудие дополнительно обрабатывалось: рабочая часть орудий проковывалась и тем самым металл уплотнялся, а лезвия затачивались.

Наряду с медью андроновцы добывали и золото. Находки золотых украшений известны в андроновских могилах. Обработка золота по технике была близка к обработке меди.

Вся дальнейшая обработка металла и плавка производились на месте поселения, судя по тому, что на них постоянно встречаются остатки форм и льячки.

Нужно думать, что к этому времени относится и выделение среди жителей поселка какого-то одного умельца, который специально изготовлял бронзовые орудия, так как металлургический процесс требовал определенных знаний и навыков.

Являлось ли литье основным и единственным занятием таких людей, судить пока трудно, но скорее всего здесь уже произошло общественное разделение труда. Находки кладов с вещами этого времени являются показателем того, что появились то ли бродячие литейщики, то ли «купцы», которые производили обмен готовых вещей.

Образ жизни андроновских племен определялся их хозяйственным занятием. На нем скалывалось уже то обстоятельство, что в их стаде первое место принадлежало корове, животному малоподвижному. Это вызвало появление долговременных постоянных жилищ, расположенных вблизи воды, так как скоту нужны были удобные водопои.

Кроме того, крупный рогатый скот в зимних условиях не может добывать себе пищу из-под снега. Ему на зиму необходимы корма. Заготовка кормов возможна опять-таки только при известной оседлости. Как зимний корм могли использоваться травы, в изобилии росшие по берегам рек, и побеги молодого кустарника.

К определенным местам андроновцев, естественно, привязывало их земледелие, поля в долинах рек. Жилища сибирских андроновцев пока не раскопаны, но все же можно говорить о том, что здесь, видимо, были и большие полуземлянки, и обширные наземные сооружения, стены которых сделаны из плит камня.

Об этих андроновских жилищах можно судить по памятникам западных районов.13 Поселки андроновцев состояли из долговременных углубленных в землю жилищ, значительных по площади (до 250 м2). Вход в землянку делали чаще со стороны реки. В некоторых районах стены землянки укрепляли каменными плитами.

Часто внутри жилища делали перегородку, видимо, отделявшую жилую часть от хозяйственной. В жилой части были устроены очаги. Обычно в жилище было несколько очагов, расположенных по его центру. Такие очаги использовались для обогрева жилища в зимнее время. На других очагах готовили пищу. Вдоль стен сооружались нары.

От них сохранились либо ямки от столбов, либо канавка, в которой первоначально вкопаны были деревянные конструкции. Здесь же в самом жилище выкапывали колодцы, как это было в поселении Тасты-бутак, где протекавшая рядом с поселением речка летом пересыхала.

Около очагов в ямки ставили горшки, в которых хранили запасы пищи или какие-то веши. Но основные запасы хранились в хозяйственной части жилища, либо в специально вырытых ямах.

Зимой в жилищах оказывались не только люди, но и домашние животные, которых забирали в жилище, чтобы они не погибли от мороза. Но иногда рядом с землянкой делали специальные загоны, в которых держали скот.

13 О.   А.   Кривцова-Грекова.   Алексеевское   поселение   и   могильник.   «Труды/ Государственного   исторического  музея»,   вып.   XVII,   1948,   стр.   59;   В.   С.   Сорокин. Жилища   поселения   Тасты-Бутак.   «Краткие   сообщения   Института   материальной   культуры», вып. 91, стр. 51.

Керамика андроновской культуры

Самыми частыми находками как в жилищах, так и в могилах являются глиняные сосуды, которые наиболее ярко характеризуют андроновскую культуру. Андроновская керамика представлена двумя основными видами сосудов — горшками и «банками».

, между которыми размещается целая серия переходных форм, сочетающая в себе признаки одной и другой группы. Больше половины всех сосудов — горшки. Для них характерно плоское дно, диаметр которого почта всегда вдвое меньше, чем диаметр венчика. Высота сосуда примерно равна его диаметру.

Бока выпуклые, округлые, наибольший диаметр находится в верхней трети сосуда. Линия профиля плавная, без уступа. «Банок» несколько меньше, примерно 40%. Они менее профилированы, хотя тулово имеет некоторую выпуклость. Стенки в верхней трети либо прямые, либо несколько загнуты внутрь. Дно более широкое.

В восточных районах есть своеобразные горшки и «банки», устье которых имеет четырехугольные очертания, они найдены и на Оби, и в Минусинской котловине.

Наиболее характерной чертой андроновской керамики является ее орнаментация. В этом андроновцы были очень изобретательны. «Банки» украшали простыми елочными узорами, часто покрывавшими две трети поверхности. Наносились узоры обычно крупнозубчатым штампом, реже гладким. Некоторые сосуды этой группы вообще не орнаментированы.

Горшки украшены несравненно богаче. Здесь благодаря изогнутому профилю сосуда выделяется несколько кольцевых зон: по венчику, шейке, плечикам и у дна. Эти зоны обычно отделены одна от другой разными бороздками, нанесенными острой палочкой. Часто выше или ниже бороздок сделаны вдавления фигурной палочкой. Для каждой зоны используются особые орнаменты.

На венчике чаще других расположены треугольники, косые или прямоугольные, реже елочка или зигзаг. На шейке — треугольники, обращенные вершинами друг к другу, бороздки, елочка, сложные меандровые фигуры, зигзагообразные полосы.

На плечиках — пирамидки из треугольников или нарядные фестоны, с внешней стороны украшенные мелкими треугольниками, а внутри меандрами. У дна бывают бороздки, треугольники, елочка. Но сочетаются эти узоры по-разному. Если на плечиках имеется елочка, то почти всегда она есть и на шейке, и на венчике.

Если же на плечиках видны фестоны или пирамидки из треугольников, то на шейке — чаще меандровые фигуры или треугольники, а на венчике — треугольники. Сосуды, украшенные по стенкам фестонами и пирамидками, наиболее нарядные.

Андроновцы не только пользовались глиняными горшками, но и делали сосуды из дерева и бересты. В с. Новоселове в одной могиле оказалась деревянная бадейка с резным орнаментом. Там же был и берестяной туес, расписанный краской. Остатки туесов обнаружены и в других могильниках.

Черты быта андроновских племен могут быть дополнены материалами могильников, которые дают представление о погребальной обрядности того времени, а также об одежде и в какой-то мере об общественных отношениях.

Люди этого времени ограждали могилы круглой, реже прямоугольной оградой высотой не менее 70 см, а внутри ее над могилой возводили земляное сооружение, которое в процессе разрушения приводило к образованию курганной насыпи.

Высота этого сооружения внутри ограды была разной, поэтому некоторые курганы в настоящее время имеют вид просто каменных колец без земляной насыпи. Но даже в этих случаях всегда камни ограды имеют развал или отклонены наружу, что могло получиться только при давлении земли изнутри сооружения.

Иногда то ли с целью экономии материала, то ли желая подчеркнуть родственные отношения умерших, андроновцы создавали целые системы из нескольких пристроенных оград. Ограды строили двумя способами:

вырывали канавку, в которую вертикально ставили плиты, либо на поверхности земли складывали стенку из небольших плиток В курганах с пристройками встречаются оба типа сооружений, что свидетельствует об их одновременности.

Внутри   ограды   после   ее   возведения   выкапывали   одну   Или значительно  реже две-три могильные  ямы  глубиной от  одного  метра

На Оби курганы   с   несколькими   могильниками   сооружались   чаще на   Енисее.   Обычно   на   дне    могилы    делали    сруб   из   толстых   бревен в один венец и после погребения перекрывали его накатом из поперечно положенных плах, а иногда поверх бревен покрывали еще и короб.

На Енисее же сооружались каменные ящики из вертикально поставленных плит или гробницы, стены которых были выложены из мелких плиток. Иногда при строительстве могил сочетали оба приема. Каменные гробницы и ящики всегда перекрывали плитами.

Зимой, когда было трудно копать промерзшую землю, на Енисее возводили гробницы прямо на поверхности почвы. Над ними обычно делали и более внушительное земляное сооружение — курган. Детей чаще всего хоронили отдельно от взрослых.

И на Оби, и на Енисее имеются детские кладбища, которые расположены либо отдельно, либо среди могил взрослых. Несмотря на это, курганы и могилы для детей полностью соответствуют могилам для взрослых, но только они уменьшены в размерах.

У андроновцев существовало два обряда погребения: трупоположение и сожжение. Трупоположение в Южной Сибири наблюдалось чаще, хотя на Оби в некоторых могильниках преобладало сожжение. Характерно, что детей хоронили только по обряду трупоположения. Погребенных клали в могилу скорченно, на левый бок, с согнутыми руками и ногами.

Но встречаются отдельные случаи, когда умершие лежат на правом боку в той же позе. На Енисее в парных погребениях женщину укладывали за спиной мужчины, в погребениях на западе их клали лицом друг к другу. Ориентировка погребенных довольно устойчива: головой на запад или юго-запад, но иногда бывает и противоположная ориентировка.

В отличие от своих предшественников андроновцы в могилы умерших клали мало вещей. Но зато их снабжали пищей, в могилах всегда стоят горшки, являющиеся основными находками андроновских могил.

На Енисее горшок ставили у головы погребенного, чаще перед лицом. На Оби в могилах встречается до четырех горшков.

Интересно отметить, что в тех случаях, когда в могиле похоронен пепел, горшки стоят у юго-западной стенки, как они стоят при трупоположении.

Нарядные горшки чаще всего ставили в могилу взрослым, а «банки» — детям. Однако нередко у взрослых стоят «банки», а у детей горшки.

Умерших хоронили в одежде и с теми украшениями, которые они носили при жизни. Чаще других украшений встречаются бронзовые бусы, сделанные либо из плоской бронзовой проволоки, либо из выпуклой пластинки, вследствие чего они имеют биконический вид.

Такие бусы нашивались на верхнюю часть обуви или нанизывались на шнурок, которым обувь стягивалась вокруг лодыжки.

У головы иногда находят височные кольца или серьги; в одном случае встречены серьги с раструбом, они широко распространены в западных районах андроновской культуры, здесь же чаще встречаются обычные проволочные серьги или же серьги с несходящимися концами, сделанные на органической основе. Попадаются и бронзовые тонкие выпуклые бляшки.

Они чаще всего круглые, но была найдена и одна четырехугольная. Обнаружены литые бляшки с петелькой на обороте, а в одном случае найдена и большая (до 5 см в диаметре) литая бляха. В женских могилах есть бронзовые кованые иглы с загнутым и приваренным к телу иглы верхним концом, образующим ушко. В одной мужской могиле оказалось тонкое бронзовое шило. Иногда находятся

деревянные и костяные веши. В могильнике у с. Андроново была найдена деревянная ложечка, а в Усть-Ербе — обломки   большой   берцовой барана, которая служила блоком для перематывания пряжи.

Что касается общества андроновцев, то на основе развития скотоводства в нем происходят серьезные изменения Теперь все основные виды деятельности оказываются в руках мужчин. Женщина же занимается домашними делами и видимо, земледелием.

Расселение андроновцев, освоение ими новых земель, которое вряд ли происходило мирным путем, также выдвигало мужчину на первое место в жизни этих людей. Происходит перестройка общественных отношений, в результате чего «власть» оказывается в руках мужчин. С этого времени, видимо, нужно говорить об эпохе патриархата.

Этому способствовало и то, что стада перестали принадлежать общине и оказались в руках отдельных семей, во главе которых становится мужчина, желающий передать свои богатства детям,  новые отношения отразились в широком распространении парных погребении. Такие погребения свидетельствуют о том, что для андроновцев характерна была уже парная семья.

В могилах с парными погребениями часто можно видеть последовательность захоронения. Туда, где уже лежал один из умерших супругов, хоронили и второго, снова соединяя их в супружескую пару.14

Для характеристики верований андроновцев интересно жертвенное место на Алексеевской поселении. Обряд жертвоприношения заключался в зарывании в почву горшков с молочной и растительной пищей. Горшки часто покрывались сверху крупными черепками. Всего на жертвенном месте найдено 59 таких горшков.

Вдали от места, где ставились жертвенные горшки, было пять ям. В них лежали мелкие угольки, обугленные стебли и зерна пшеницы. У андроновцев, следовательно, сложилась принципиально новая земледельческая религия, не имеющая ничего общего со старыми охотничьими обрядами и древней охотничьей магией.

Андроновцы находились в разнообразных связях с другими племенами, которые во многих случаях испытывали прогрессивное влияние андроновских племен. Это влияние выражалось прежде всего в том, что обитатели сибирских лесостепей и лесов через них познакомились с новыми достижениями бронзолитейного дела и развили дальше скотоводство.

Памятники лесостепных районов этого времени лучше всего известны около Томска. Таковы могильник в Томске на Малом мысу,15 а также поселение Самусь IV.

Особенностью погребений лесостепного района является положение погребенного не в скорченной позе, а на спине, головой на юг-юго-восток. Умершие положены в простые грунтовые ямы и только в одном случае в каменный ящик.

В отличие от енисейских андроновцев здесь по старому, существовавшему еще с эпохи неолита обычаю с погребенным клали разные вещи, которые будут ему нужны в загробном мире. Вместе с вещами в могилу ставили горшки с какой-то жидкой пищей.

В отличие от горшков энеолитической самусьской культуры, которая по времени соответствует окуневской культуре Енисея, здесь появляются в небольшом количестве горшки и «банки», если не полностью подобные андроновским, то очень близкие им.

Были распространены здесь, хотя и в небольшом количестве, характерные андроновские блюда с присущим им орнаментом. Все это свидетельствует о значительном андроновском влиянии на посуду томских пле-

14  В.  С.  Сорокин.  Могильник  бронзовой эпохи Тасты-Бутак  I  в  Западном  Казахстане.   «Материалы  и  исследования   по  археологии  СССл,  №   120,   1962,  стр.   89.

15  М    Н.   Комарова.   Томский   могильник — памятник   истории   древних   племен лесной   полосы   Западной   Сибири.   «Материалы   и   исследования   по   археологии   СССл, № 24, 1952. стр. 16.

мен. Но это влияние не изменило старых традиций, оно как бы наслоилось на них, в результате чего возникли некоторые особенности орнаментики этого времени на Томи.

С андроновским влиянием связано и усиленное развитие бронзолитейного дела. В одной из могил найден типично андроновский кинжал, в другой была серьга с раструбом.

В нескольких могилах встречены тонкие круглые бляшки, небольшие зеркала, литые бляшки с петелькой на обороте, пуговицы, своеобразные бронзовые ножи.

В материалах поселения значительное место занимают впервые в таком большом количестве найденные обломки литейных каменных и глиняных форм для отливки кельтов и копий. На обломках льячек, найденных на поселении, нанесен такой же орнамент, как на сосудах, они украшены оттисками крупнозубчатого штампа.

Племена района Томска не просто восприняли новые для них формы бронзовых вещей, а переработали их и приспособили к своим вкусам. Это сказывается в своеобразии кинжалов, ножей, но особенно кельтов. Судя по литейным формам, они в основе такие же, как сейминско-турбинские, но пропорции их иные и на них нет орнамента.

Их украшают только выпуклые валики, втулки и такие же выпуклые вертикальные линии, опускающиеся вниз вдоль ребер орудия.16 К этим кельтам близки кельты, найденные в районе Красноярска.

Судя по сходству всех таких кельтов с сейминско-турбинскими, можно думать, что они возникли где-то на западе, а затем распространились по Сибири одновременно с андроновской культурой.

Несмотря на собственное производство бронзовых орудий, томские племена наряду с металлическими по-прежнему использовали и каменные орудия, например тесла и ножи старых энеолитических форм.

Эти факты показывают, что собственно андроновские племена сюда, видимо, не проникали и связи с ними у племен, обитавших по Томи, ограничивались культурными контактами. Интересно и то, что следы андроновской культуры гораздо дальше уходят на юг, в Среднюю Азию, чем на север. Они обнаружены у Ташкента, в долине р.

Чу и в Центральном Тянь-Шане (долина р. Аспы к югу от оз. Чатыр-Куль). Признаки контактов с андроновцами заметны и в бассейне Аму-Дарьи.

Андроновцы были людьми своеобразного европеоидного антропологического типа, который получил название андроновского. Эти люди появляются в Сибири только с андроновской культурой.

Андроновская культура не имеет связи с предшествующими ей сибирскими культурами также в обряде погребения, в конструкции курганов и могил, в керамике и вообще в основных типах вещей.

Единственное, что было заимствовано андроновцами от предшествующей культуры, — горшки с четырехугольным устьем и орнаментика отдельных сосудов, несколько отличная от собственно андроновской. Все это заставляет предполагать, что андроновцы вытеснили местное население и заняли их земли.

Скорее всего они пришли в Южную Сибирь из Казахстана, где известны памятники как раннего (федоровского), так и позднего (алакульского) этапов андроновской культуры.

17 О времени, когда произошли эти события, можно судить по андроновской орнаментике Сибири: в ней наряду с элементами, характерными Для федоровского этапа, много таких, которые характерны уже для алакульского этапа. В Сибири много баночных сосудов, типичных для алакульского этапа. Здесь преобладает и обряд трупосожжения, господствовавший именно в алакульское время. Отсюда следует, что андроновцы распространились в Сибири в конце федоровского и в самом начале алакульского этапа, т. е. в XVI—XIV вв. до н. э.

16 В. И. Матющенк о. К вопросу о бронзовом литье в низовьях р. Томи. «Краткие сообщения Института археологии», вып. 84, 1961, стр. 133.

17 К. В. Сальников. Бронзовый век Южного Зауралья. «Материалы и исследования по археологии СССл, № 21, 1951, стр. 109.

История Сибири

Источник: http://www.protown.ru/information/hide/6516.html

Андроновская культура — праславяне или праскифы?

Андроновская культура

В то время как в Египте фараоны строили себе пирамиды, а греки еще даже не совершили поход на Трою на территории современного Казахстана, Средней Азии и Урале процветала культура скотоводов, которая имела в своем активе развитые городища и обширную материальную культуру.

Это была так называемая Андроновская культура, или Аркаим как любят называть ее поклонники арийской теории славянства.

Локализация Андроновской культуры в 17-9 веках до н.э.

Название культуры происходит от деревни Андроново около города Ачинска в Красноярском крае, где орнитолог А.Тугаринов провел первые раскопки этой культуры.

Выделил культуру как отдельную и самобытную советский археолог Сергей Александрович Теплоухов.

Серге́й Алекса́ндрович Теплоу́хов (3 марта 1888, Ильинское, Пермская губерния — 10 марта 1934, Ленинград) — русский историк, археолог, этнограф, сибиревед, востоковед.

Также Теплоухов определил что Красноярский край был периферийной частью Андроновской культуры, а ее основным ареалом были Северный Казахстан и Южный Урал.

Представители Андроновской культуры были скотоводами, а земледелие было дополнительным источником получения пищи. Это их отличало от представителей срубной культуры в степях Восточной Европы, которые были земледельцами, а скотоводством занимались как дополнением.

Андроновцы активно занимались меновой торговлей, основным продуктом которой у них были металл и изделия из него. Для транспортировки они использовали конные повозки, а для войн колесницы. На месте археологических раскопок в Синташте (Челябинская область) были обнаружены остатки боевой колесницы, датированные 2026 годом до н.э.

Жили андроновцы в укрепленных городищах, основную жилую массу составляли как землянки, так и дома. В каждом городище была ливневая канализация (которая и не во всех современных городах есть), которая выводила воду за пределы населенного пункта.

Городища создавались сразу именно как центры литейного производства и меновой торговли, а не постепенно развивались из более мелких поселений.

Весь город строился по единому архитектурному плану и каждое здание выполняло определенную, изначально задуманную функцию.

Аэрофотоснимок городища Аркаим в Челябинской области РФ. Название городища происходит от тюркского арка — то есть спина. Так называется близлежащая гора

Верования их основывались на почитании культа Солнца, что доказывает наличие большого количества изображений свастики на сохранившейся посуде.

Андроновцы считаются представителями индоиранской группы, и даже выдвигались теории о том, что они и есть предки «ариев», хотя это входит в противоречие с основной арийской теорией о том, что «нордическая» раса произошла из Северной Европы. Не сходится культура андроновцев и с идеей прародины славян в Арктиде-Гиперборее на побережье Северного Ледовитого океана

Подогревают эту теорию и раскопки на месте городища Аркаим в Челябинской области. Городище просуществовало около 100 лет (уничтожено в результате пожара) и было храмовым комплексом, а возможно и обсерваторией — своеобразным Стоунхеджем.

Остатки Аркаима

Аркаим представляет собой укрепленный двумя стенами город, за пределами которого находились пастбища. Жители проживали в двух многоквартирных домах.

Археологический раскоп на месте городища Аркаим

В город можно было попасть по особой тропе, которая представляла собой солнечный круг и таким образом как бы очищала входящего.

Ученые в настоящее время пришли к единому мнению о том, что «андроновцы» были индоевропейцами. Это доказывает, что изначальным ареалом расселения индоевропейцев ( в том числе и мифических ариев) могла быть территория Северного Казахстана и Южного Урала.

Именно отсюда в Иран и Индию пошли предки современных европейцев и иранцев. Причиной этому могли послужить климатические изменения. В то же время расселения «андроновцев» в сторону Европы не отмечено, так как в лесостепной зоне в 18-12 веках до н.э.

проживали представители так называемой «срубной культуры», которые также были индоевропейцами — предшественниками киммерийцев и скифов.

Контактирование «андроновцев» со «срубной культурой» не носило военный характер и было основано на обмене, а также взаимной ассимиляции без занятия территории.

Генетический исследования останков «андроновцев» показали наличие у них гаплогрупп, которые присутствуют у современных монголов, казахов, бурят, калмыков и жителей Центральной, Восточной Европы.

По моему личному мнению ареал распространения «андроновской» и «срубной» культур указывает на то, что они являлись предками скифов (срубная культура), а «андроновцы» предками массагетов.

В исторической литературе часто объединяют скифов Причерноморья и массагетов как одно племя. Но еще Геродот указывал, что среди причерноморских скифов были земледельческие племена.

По Геродоту Северное Причерноморье населяли скифы (самоназвание: сколоты), причём от Южного Буга до Днепра (область правого Нижнего и Среднего Поднепровья) обитали так называемые скифы-земледельцы (или борисфениты, а за Днепром начинались владения скифов-кочевников — Википедия (статья про этногенез славян)

Таким образом становится ясно, что скифы и массагеты были совершенно отдельными этносами, имевшими различные способы хозяйствования и различные ментальности.

Учитывая это, однозначно можно определить, что скифы Причерноморья не являются прямыми потомками «андроновской культуры».

В то же время славяне имеют косвенную принадлежность к «андроновской культуре», связанную с Великим переселением народов, которая началась в Туране в 1-2 веках нашей эры.

Гунны, готты, гетты (потомки андроновцев) выйдя из современных Ирана и Монголии принесли с собой на земли славян в Восточной Европе генетический код «андроновцев», активно ассимилировавшись среди протославянских племен.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c91d008cc852f00b446d9b6/5e315a1fb0b76a6555170b98

Андроновские культуры | Генофонд РФ

Андроновская культура
Генофонд.рф / Словарик / Андроновские культуры

Археологические культуры, занимающие огромное пространство в степях Нижнего Поволжья, Казахстана и Южной Сибири в позднебронзовом веке (ХХ – XIII вв. до н. э.; еще совсем недавно их начинали с XVII века до н. э.). Выделены были С. А. Теплоуховым в 1927 г. как одна культура, затем обсуждались ее хронологические варианты.

Они постепенно оказались локальными, но со ступенчатой хронологией, и вскоре приобрели ранг отдельных культур. Самая ранняя выделена последней в междуречье Урала и Камы, это петровская (2200 – 1600 гг. до н.э., ее наиболее известные памятники Синташта и Аркаим). Из этого сравнительно узкого района распространяется алакульская культура (2100 – 1400 гг.

), она расположена в западной части андроновского ареала. Далее идет федоровская культура (1500 – 1300 гг.), расположенная в восточной части ареала. Алакульская и федоровская довольно заметно различаются по керамике и способу погребения. Еще дальше на юго-восток помещается бишкентская (вахшская) культура (1000 – 800 гг. до н. э.

), в которой андроновские черты, пожалуй уступают другим.

С запада с андроновским ареалом соседит срубная культура, с севера лесные неолитические культуры предположительно финно-угров и, восточнее, сибирских народов, с юга – земледельческие протогородские цивилизации (Бактрийско-Маргианская).

Андроновские культуры участвовали в сложении древнего скотоводческого хозяйства на территориях Казахстана и Средней Азии, а особый интерес им придает то, что многие исследователи считают именно их культурной основой (и археологическим соответствием) формирования ариев – индоиранской речи, то есть предков индийских Ариев, иранских народов и дардских. Часть из этих исследователей считает, что из андроновской культурной общности происходят только иранские народы (мидяне, персы, пуштуны, скифы, сарматы, аланы, осетины и др.).

Керамика андроновской культуры легко узнаваема – это горшки с отогнутым венчиком, покрытые меандровым и уступчатым орнаментом из заштрихованных полосок, очень напоминающим ковровый и по-видимому от него и происходящим. Алакульские – с ребром по плечикам, федоровские – с плавным изгибом стенок.

Погребения в ямах под курганами, могилы окружены кольцом из камней. В Синташте есть небольшая купольная гробница из сырцовых блоков, алакульские – трупоположения, иногда кремация, федоровские – всегда кремация на стороне с переносом в могилу.

В могиле или на ее перекрытии – череп и кости ног коня (видимо, от шкуры с костями) или быка, трактуемые как жертвоприношение.

Исследованы сотни поселений, небольших, но застроенных регулярно: с одинаковой ориентировкой и выстроенных в линии. Дома из камня или дерева (срубные) большие, часто соединенные по-двое коридорчиком, иногда углублены в землю. Под конец существования андроновской общности в моду входят жилища легкие, каркасно-столбовые.

Это переход к скифскому передвижному жилищу типа юрты. На андроновских петроглифах изображены двуколые колесницы на колесах со спицами, запряженные каждая парой лошадей, а в могилах попадаются дисковидные и другие псалии – детали конских удил. В Синташте (ок. 1800 г. до н. э.

) найдены и обломки самой колесницы (это самая древняя из найденных до сих пор).

В андроновской культуре появляется впервые в Восточной Европе настоящая бронза – сплав с оловом (вся кавказская, до того господствовавшая в степях, была сплавом с мышьяком). Бронза представлена копьевидными ножами, втульчатыми наконечниками копий и втульчатыми же наконечниками тесел – кельтами.

В хозяйстве несомненно было земледелие, но мотыжное придомно-огородного типа. А доминировало скотоводство мясного направления, с говядиной на первом месте.

Рослый рогатый скот оставил примерно столько же костей, сколько и мелкий, но мелкий забивался чаще, то есть в живом стаде крупный преобладал. Использовались и молочные продукты. Лошадь была не только ездовым животным, но и шла на мясо.

Разводили андроновцы и двугорбых верблюдов-бактрианов, найдена и глиняная фигурка бактриана. Скот был восточноевропейского происхождения.

В конце развития андроновского хозяйства андроновцы перешли к яйлажному, отгонному скотоводству, при котором стада с пастухами уходят летом далеко от поселения и переходят от пастбища к пастбищу, что позволяет резко увеличить стада.

Во второй половине ХХ века Е. Е. Кузьмина доказала, что многие особенности хозяйства, ритуала и быта андроновцев находят соответствие в мифологии и словарном составе индоиранских народностей, так что арии безусловно ведут свое происхождение от степных культур, а не от земледельческих протогородских цивилизаций Средней Азии.

Но она сконцентрировала это решение на андроновской культуре, тогда как от этой культуры скорее всего происходят не индоарии, а иранцы.

Каменные ящики – это типично иранская эсхатологическая концепция, предусматривающая отделение мертвого тела от природных стихий – земли и воды (у индийцев предусматривается как раз слияние с матерью-землей).

Одно из доказательств: в андроновской культуре есть бактриан, а у индоариев его нет, тогда как у иранцев – это культовое животное («уштра»), от него происходит и имя пророка Заратуштры. Для увязки с индоариями больше подходят катакомбные культуры, где бактриана нет (на этой увязке настаивает Л. С. Клейн).

В споры о том, были ли андроновцы праиндоариями или праиранцами внес неожиданную ноту лингвист Е. А. Хелимский, который на основе анализа арийских заимствований в финноугорских языках, предположил, что эта лексика заимствована не из тех или других, а из особой, четвертой ветви ариев – андроновской.

Но коллеги с ним не согласились: уж очень эти заимствования близки к индоарийским, а другой лингвист В. В. Напольских вернулся к определению акад. В. И. Абаева: эти заимствования либо индоарийские, либо из речи ариев до разделения.

Да ведь и нет уверенности, что они происходят именно из андроновской культуры, а не из ямной или катакомбной.

Но каждая из андроновских культур имела свою судьбу. В частности петровская культура (культура Синташты) заметно отличается от алакульской, и она исчезла, вряд ли превратившись как целое в алакульскую, но передав ей многое. С другой стороны, ее компоненты (купольные гробницы, колесницы, дисковидные псалии) в XVII — XVI вв. появляются в Микенах!

Особая роль приписывается экзальтированными любителями часто Аркаиму – небольшой круглой в плане крепостце. Он, де, культовый центр ранних индоевропейцев, ариев — предков славян, обладающий священной силой, центр «Страны городов» и т. п.

Всё это пиар, раздутый не без участия археологов, раскопавших этот памятник. Аркаим интересный памятник, но это вовсе не город, это один из укрепленных поселков праиранского населения, просто он угодил под лопату археологов, а другие нет.

Круглые поселки есть и в других местах, и более ранние.

Генетически (по ДНК) андроновцы в большинстве показывают гаплогруппу R1a1, а по новейшим данным – J2a. Синташта же R1a и N1c. Митохондриальная ДНК андроновцев показала гаплогруппы U, Z, T, H, K, HV и I.

Источник: http://xn--c1acc6aafa1c.xn--p1ai/?page_id=3360

Древние андроновцы

Андроновская культура
?

Categories:

Андро́новская культу́ра  — общее название группы родственных кульур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь,Южный Урал, Среднюю Азию.Название культуры дано по деревне Андроново в районе Ачинска, где в 1914 году были найдены первые захоронения.

Култура связывается с одомашиванием дикой степной лошади, зиобретению колесниц и колесных спиц, что позволило осуществлять отдаленные миграции и обеспечило военное преимущество аднроновским племенам.В третьей четверти бурного 2-го тысячелетия до н. э.

почти одновременно (по археологическим меркам) с походами воинов-литейщиков на запад, начинается массовое перемещение европеоидного населения в восточном направлении. Оно происходит несколько южнее — по открытым степным и лесостепным пространствам Сибири — и связывается с появлением на исторической арене скотоводческих племен андроновской культуры.

Это название они получили по месту нахождения оставленных ими на этой территории памятников — у села Андроново Ужурского района (Красноярский край). Андроновцев, представлявших собой союз многочисленных родственных европеоидных племен, можно определить как культурно-историческую общность.

Они умели разводить породистых белоногих овец, быков-тяжеловозов и прекрасных коней — стремительных и выносливых. Пришельцев принято связывать с древними ариями, часть которых вторглась в Индию и заложила там основы новой цивилизации. Веды зафиксировали их древнейшие гимны и заговоры.

Судя по результатам анализа, носители обеих андроновских традиций – алакульской и федоровской – были генетически связаны с населением южно-русских степей.  Антропологически они принадлежали к так называемому палеоевропеоидному типу, крупным, выскорослым людям с массивным черепом и светлой окраской кожи,волос и глаз.К.И.

Горощенко не обнаружил никакого сходства между черепами из Минусинской котловины и черепами «брахицефальных тюрков», т.е. представителей центральноазиатского типа. Создатель первой серьезной классификации минусинских памятников бронзового века С.А.

Теплоухов (1927) обратил внимание и на черепа из этих курганов; по его мнению, все они в общем близки к иранскому типу. В следующей работе С.А. Теплоухова (1929) мы находим более конкретные указания, впрочем основанные, по-видимому, лишь на зрительном впечатлении.

Автор отмечает, что носителей тагарской, афанасьевской и, как он полагал, также карасукской культуры объединяют общие черты физического типа, отсутствующие в современном населении данного района: «длинноголовость, узкое лицо, узкий горбатый нос и выдающийся затылок».

Эти черты позволяют отождествить создателей древних минусинских культур с голубоглазыми и белокурыми народами, обитавшими, по свидетельству китайских летописей, к северу от Китая…Монголоидные признаки на черепах андроновцев отмечаются крайне редко и на тот период времни,население Южной Сибири принадлежало в европеоидному типу с очень незначительной монголоидной долей.Исследования галлогруп ДНК андроновецв также подтвердили принадлежность их к кругу степных кочевников которые стали предками персов, высших каст Индии, скифов, сарматов и современных славян и балтов, дав подавляющее преимущество «арийскому» галлотипу R1а1.Андроновские племена пришли в Сибирь из Зауралья и, продвигаясь несколькими потоками, стали расселяться, занимая лесостепь, частично проникая в предтаёжную зону и даже в глубь тайги.Памятники андроновской культуры распространены по всей степной и отчасти лесостепной Южной Сибири. Наиболее южные из них находятся в предгорьях Алтая, самые северные располагаются по границе современной степи и лесостепи. На востоке они известны по всей Минусинской котловине как на левом берегу Енисея, так и на правом и не только по побережьям рек, но и в глубине степей и доходят до предгорий Саян. Имеются андроновские памятники и в лесостепном коридоре между Минусинской котловиной и степями по верхнему течению р. Оби. 

Причины, вызвавшие столь мощную миграцию, до конца не ясны, но большинство исследователей склоняется к мысли, что покинуть обжитые места в поисках новых благодатных земель людей заставили резкие изменения климата. Бескрайние евразийские степи были охвачены длительной засухой. Обмелевшие водоемы, растрескавшаяся от зноя земля, выгоревшие пастбища — всё это грозило самим основам скотоводческого хозяйства. И люди двинулись в путь на восток.

Стремительному продвижению древних ариев, их военным успехам в немалой степени способствовала новая боевая техника — колесницы.

Сконструированные первоначально для степной охоты, для управления многотысячными стадами, они стали древнейшими, если даже не первыми, военными «машинами».

Существует мнение (в частности, авторитетного археолога, исследователя восточных древностей Г. Чайлда), что по своему тактическому применению колесницы сопоставимы с современными танками.

Лошадей в колесницы запрягали, по большей части, парой: левая, управляемая возничим, — коренная, правая — пристяжная. Практиковались и тройки — только в отличие от знаменитых почтовых здесь две лошади находились под ярмом, а третья была пристяжной. Встречались и четверки — квадриги.

Благодаря появлению боевых колесниц скорость передвижения войска возросла более чем в 10 раз. Однако колесница представляла опасность только в движении. Боевым повозкам нельзя было останавливаться в бою, ибо они были весьма уязвимы для вражеских стрел и копий. Стоило ранить даже одну лошадь, и весь экипаж превращался в беззащитную мишень.

Небольшие отряды сибирских охотничьих племен, вооружённых в основном еще каменным оружием, даже будучи прекрасными стрелками из лука, неизменно проигрывали пришельцам, использовавшим колесницы.

Как показывает боевая практика народов, имевших сходный хозяйственно-культурный тип развития, они, оставаясь неплохими бойцами, не в состоянии были применять в сражении плотные построения и прибегали к тактике рассыпного строя.

Справиться с ними колесницам на открытой местности не составляло большого труда.

У андроновцев существовало два обряда погребения: трупоположение и сожжение. Трупоположение в Южной Сибири наблюдалось чаще, хотя на Оби в некоторых могильниках преобладало сожжение. Характерно, что детей хоронили только по обряду трупоположения. Погребенных клали в могилу скорченно, на левый бок, с согнутыми руками и ногами.

Но встречаются отдельные случаи, когда умершие лежат на правом боку в той же позе. На Енисее в парных погребениях женщину укладывали за спиной мужчины, в погребениях на западе их клали лицом друг к другу. Ориентировка погребенных довольно устойчива: головой на запад или юго-запад, но иногда бывает и противоположная ориентировка.

В отличие от своих предшественников андроновцы в могилы умерших клали мало вещей. Но зато их снабжали пищей, в могилах всегда стоят горшки, являющиеся основными находками андроновских могил. На Енисее горшок ставили у головы погребенного, чаще перед лицом.

На Оби в могилах встречается до четырех горшков. Интересно отметить, что в тех случаях, когда в могиле похоронен пепел, горшки стоят у юго-западной стенки, как они стоят при трупоположении.

Особенности орнаментации керамики говорят о тесной связи андроновцев с культурами В.Европы.

Что касается общества андроновцев, то на основе развития скотоводства в нем происходят серьезные изменения Теперь все основные виды деятельности оказываются в руках мужчин. Женщина же занимается домашними делами и видимо, земледелием.

Расселение андроновцев, освоение ими новых земель, которое вряд ли происходило мирным путем, также выдвигало мужчину на первое место в жизни этих людей. Происходит перестройка общественных отношений, в результате чего «власть» оказывается в руках мужчин.

С этого времени, видимо, нужно говорить об эпохе патриархата.

Этому способствовало и то, что стада перестали принадлежать общине и оказались в руках отдельных семей, во главе которых становится мужчина, желающий передать свои богатства детям,  новые отношения отразились в широком распространении парных погребении. Такие погребения свидетельствуют о том, что для андроновцев характерна была уже парная семья.

Племена района Томска не просто восприняли новые для них формы бронзовых вещей, а переработали их и приспособили к своим вкусам. Это сказывается в своеобразии кинжалов, ножей, но особенно кельтов. Судя по литейным формам, они в основе такие же, как сейминско-турбинские, но пропорции их иные и на них нет орнамента.

Их украшают только выпуклые валики, втулки и такие же выпуклые вертикальные линии, опускающиеся вниз вдоль ребер орудия. К этим кельтам близки кельты, найденные в районе Красноярска.

Судя по сходству всех таких кельтов с сейминско-турбинскими, можно думать, что они возникли где-то на западе, а затем распространились по Сибири одновременно с андроновской культурой.

Несмотря на собственное производство бронзовых орудий, томские племена наряду с металлическими по-прежнему использовали и каменные орудия, например тесла и ножи старых энеолитических форм. Эти факты показывают, что собственно андроновские племена сюда, видимо, не проникали и связи с ними у племен, обитавших по Томи, ограничивались культурными контактами.

Интересно и то, что следы андроновской культуры гораздо дальше уходят на юг, в Среднюю Азию, чем на север. Они обнаружены у Ташкента, в долине р. Чу и в Центральном Тянь-Шане (долина р. Аспы к югу от оз. Чатыр-Куль). Признаки контактов с андроновцами заметны и в бассейне Аму-Дарьи.

Покрой андроновской женской одежды реконструируется по прослеженному в Aлакулe, Петропавловске и других погребениях расположению бронзовых и пастовых бус, нашитых по обшлагам рукавов, вороту и подолу (Сальников, 1951; Кузьмина, 19866, с.987).

Это длинное, ниже колен, прямое платье, с длинными довольно широкими рукавами, доходившими до запястья, и с круглым вырезом горловины. Перед платья по вороту часто расшит бронзовыми бляхами. Платье подвязывалось поясом, к которому прикреплялись амулеты из просверленных зубов зверей. Установлено, что одежда была окрашена органическим красителем в красный цвет.

Костюм дополняли украшения. Стандартный набор включал пару серег или височных колец, один-два браслета, нитку бус на щиколотках и несколько бляшек на груди, иногда — просверленную раковину. Но в ряде могил петровского, алакульского и смешанных типов женщины были захоронены в богатом парадном уборе (Синташта; Алексеевка).

Парадный убор андроновок включал пару височных колец, иногда в сочетании с серьгами, на голове в редких случаях была диадема в виде обруча, аналогичные обручи использованы в качестве гривны. На руках — по паре браслетов с несомкнутыми, часто свернутыми в спираль концами, на пальцах — биспиральные перстни.

На шею одевался богатый убор, состоявший из нескольких рядов соединенных на концах бус и ремешков с бусами, обоймами, пронизками и прикрепленными бляшками и подвесками, в том числе очковидными. Этот своеобразный нагрудник появился у андроновцев на петровском этапе: он представлен в могильниках Синташта и Улюбай (Генинг, 1979).

Мужская одежда андроновцев реконструируется с трудом. Вероятно, они носили распашную двубортную одежду типа кафтана и брюки (Сосновскнй, 1934, с.95- 96; Кузьмина, 19866, с.98. 99).Обувью андроновцам служили кожаные сапожки без каблука, с высокими голенищами, сшитые сухожильными нитками и выше щиколотки обвязанные шнурком с нанизанными бронзовыми бусами.

Судя по многочисленным находкам таких низок бус на ногах погребенных подобная обувь употреблялась и мужчинами, и женщинами по всему андроновскому ареалу.Головные уборы андроновцев найдены в женских и мужских погребениях Западной Сибири в Андронове, Ораке и Пристани (Сосновский, 1934, с.95 –96).

Это были вязаные шерстяные шапки с высоким коническим верхом и отдельно подшитыми спускающимися наушниками. Покрой шапок и колпаков в принципе одинаков. Реконструкция андроновского островерхого головного убора была дана М.М.Герасимовым (рис.3). Вероятно, парадные уборы украшались бусами и бляхами..Комплекс андроновского костюма идеально приспособлен к природе и условиям быта пастухов Евразии и находит аналоги и прототипы в степных культурах.

Мужская прическа андроновцев неизвестна; женская достоверно рсконсгруируется по расположению украшений. Андроновки заплетали волосы в две косы, спускавшиеся ниже пояса, в косы вплетали низки бус с подвешенными продолговатыми бронзовыми бляшками — накосникам.

Такую же прическу — две косы с накосниками, вплетенными шнурками и бусами до сих пор носят женщины на Памире и в некоторых районах Индии.

В ахеменидскую эпоху, судя по материалам глиптики, во всем переднеазиатском регионе спущенные назад косы носили только женщины ираноязычных народов — персиянки и бактрийки (Кузьмина, 1979, с.35-40).

Авесте арийцы описываются как высокие светлокожие и светловолосые люди, их женщины белые светлоглазые, с длинными светлыми косами.
В дальнейшем, андроновцы на западе дали жизнь коечвым племенам сарматов,саков и скифов, а сибирские андроновцы приобрели более монголоидный облик и стали родоначальниками  так называемой карасукской культуры.

История Томска

Источник: https://ashudad.livejournal.com/1178.html

Какие особенности имеет андроновская культура

Говоря об особенностях и характерных чертах андроновской культуры, в первую очередь стоит рассказать о самом ее названии.

Рисунок 1. Племена, принадлежавшие к данной культуре, обитали на территории современной Сибири и Средней Азии

Оно произошло от названия небольшой деревни Андроново, где в начале 20 века и были обнаружены первые захоронения, относящиеся к данному историческому этапу (рисунок 1).

Несмотря на то, что могильники были обнаружены еще в 1914 году, детальная хронология андроновской культуры была проведена существенно позже, в 1948 году.

В целом, культуру принято делить на три этапа: федоровский, алакульский и замараевский, причем для каждого из них характерны свои особенности. Именно поэтому мы рассмотрим каждый из них более детально.

Федоровский этап

Хронологически данный этап принято относить к 18-16 векам до нашей эры. Если же говорить об археологических памятниках андроновской культуры, характерных для данного периода, то встречаются они преимущественно на территории современной Южной Сибири, хотя некоторые были обнаружены и на западе региона.

Федоровский этап характеризуется некоторыми важными признаками. Во-первых, именно в это время впервые появился культ огня. Согласно данному культу, люди воспринимали стихию как нечто священное, и поклонялись ей, как посреднику между людьми и божествами природы (рисунок 2).

Рисунок 2. Федоровский этап знаменуется появлением кремации

Во-вторых, для федоровского этапа характерна кремация – обряд, который выполняли перед погребением умерших.

На данный момент на территории Западной Сибири обнаружено очень много памятников федоровского этапа. В большинстве случаев это крупные захоронения и могильники, изучение которых помогло выделить четкие характеристики периода.

Вот лишь некоторые из уже изученных памятников:

  1. Абрамово-4: очень крупное захоронение, которое представляет собой скопление нескольких курганов, которые возводились древними людьми в течение длительного времени. В данный момент вскрыто лишь 16 захоронений, в которых были найдены бытовые предметы и другие ценных вещи того времени.
  2. Вахрушево: еще один крупный могильник, который был обнаружен на левом берегу реки Ояш. Археологам удалось вскрыть 11 захоронений, в которых были найдены хорошо сохранившиеся бронзовые изделия и несколько глиняных сосудов.
  3. Каргат-6: представляет собой целый комплекс памятников, относящихся к федоровскому этапу андроновской культуры. Во время раскопок ученым удалось обнаружить не только фрагменты посуды и керамических изделий, но также хозяйственные ямы, наполненные окаменелой рыбьей чешуей.

Кроме приведенных выше могильников, ученым удалось раскопать такие крупные захоронения, как Преображенка-3 и Сопка-2. Первый комплекс был исследован полностью.

Всего было обнаружена 81 могила, в которых удалось обнаружить не только традиционные сосуды и предметы быта того времени, но также кости и украшения из бронзы.

Во втором могильнике, Сопка-2, который также был исследован полностью, археологи нашли хорошо сохранившийся инвентарь, который использовался при проведении погребальных обрядов.

Алакульский этап

Хронологически алакульский этап приходится на 16-13 век до нашей эры. Этот этап в развитии андроновской культуры, принято выделять в отдельный период, так как у него есть определенные черты, отсутствовавшие в других временных этапах, но характерные для андроновской культуры в эпоху Бронзы в целом.

Временной период был назван в честь озера Алакуль в Курганской области, где были впервые найдены захоронения эпохи. Однако самые ценные находки, относящиеся к алакульскому этапу, были обнаружены на территории Башкортостана.

Именно в Башкортостане были обнаружены самые ценные находки, так как представители андроновской культуры активнее всего развивались на данной территории (рисунок 3).

Рисунок 3.

Алакульский этап получил свое название в честь озера, где впервые было обнаружено захоронение данного периода

При раскопках сначала были обнаружены образцы конской сбруи, а также некоторые экземпляры оружия.

Кроме того, ученые сделали вывод, что для народностей, проживавших во время алакульского этапа, было характерно скотоводство, поэтому и в захоронениях обычно обнаруживался соответствующий археологический материал.

Замараевский этап

Территория Западной Сибири и Зауралья считаются особенно ценными с точки зрения исследований племен андроновской культуры замараевского этапа. Особенно ценные и многочисленные археологические находки обнаруживали в селах Палкино, Лужки, Коптяки, Межовское и др.

Рисунок 4. Для замараевского этапа характерно более интенсивное развитие хозяйства

Очень хорошо сохранились керамические изделия данного периода, причем у них есть весьма характерные черты, которые не позволяют спутать их ни с чем другим.

Главные отличительные особенности – геометрический орнамент, выпуклые «плечи» сосудов и валики на их шее.

Также довольно часто встречаются зигзагообразные насечки и линии, при этом изготавливался такой орнамент методом гладкого штампования или оттиском гребенки (рисунок 4).

Источник: https://nowifi.ru/katastrofy/arheologiya/176-andronovskaya-kultura.html

Refy-free
Добавить комментарий