Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

Министерство образования и науки республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова

по дисциплине история Казахстана

На тему: «Андроновцы. Бегады – Дандыбаевская культура»

Выполнила: ст-ка гр. МП-11

__________________________

Проверила: преподаватель

Елеуханова С.В

Караганда 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. АНДРОНОВСКАЯ КУЛЬТУРА

2. ХОЗЯЙСТВО АНДРОНОВЦЕВ

3. БЕГАЗЫ — ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы, так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные признаки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.

На территории Казахстана появляются новые культурные сообщества, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую культуру — андроновскую.

Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа — ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана название Федоровского, а для Центрального — нуринского периода (XVIII- XVI вв. до н.э.).

Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном — атасуского периода (XV-XII вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э.

, андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной — в Западном Казахстане и бегазы-дандыбаевской — в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.»

В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км.

несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории.

Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан — это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой.

Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации.

Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи — раннего железного века.

В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика.

В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры. Первые исследования отнесли ее к локальному варианту карасукской культуры. Сводка накопленного, характеристика культуры приведены в монографии А.Х. Маргулана 1979 года «Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана».

Целью данной работы является выявление динамики процессов, происходящий в различных отраслях хозяйства населения Казахстана в эпоху бронзового века.

В плане поставленной цели разрабатывается ряд задач: выяснить влияние на развитие хозяйства андроновцев климатических изменений, анализ изменений в технологии, выявление региональных особенностей в развитии хозяйства, степень преемственности и новационности элементов хозяйства, а также оценка значения вклада достижений эпохи бронзы в формирование нового уклада в хозяйственной жизни населения Казахстана — кочевого скотоводства.

Поставленные цели и задачи решались методом анализа и синтеза имеющейся научной литературы по предмету.

Методологической основой исследования стали принцип историзма и общецивилизационный подход к разрабатываемой теме.

Структура работы. состоит из трех вопросов, заключения и списка использованной литературы.

В первой части дается обзор эволюции производительных сил на территории Казахстана и сопредельных территориях в эпоху энеолита и ранней бронзы с целью выявления той основы, на которой происходило формирование андроновской культурно-исторической общности.

Вторая часть целиком посвящена изучению андроновского хозяйства по его отраслям. В первую очередь, рассматриваются те отрасли, которые непосредственно обеспечивали население эпохи бронзы продуктами питания — скотоводство, земледелие, охота, рыболовство, собирательство.

Далее следуют дандыбаевская культуры и те отрасли, которые обеспечивали андроновцев орудиями труда и быта: металлургия, гончарное дело, строительство, ткачество, обработка камня.

1. Андроновская культура

В эпоху бронзы территорию Казахстана заселяли племена Андроновской культуры, названные так по имени деревни Андроново в Минусинской котловине, где впервые было раскопано несколько погребений этой культуры.

Андроновская культура была распространена очень широко: от Урала до Енисея, от южных границ тайги до гор Тянь-Шаня. Раскопки древних погребений помогают полнее узнать о жизни андроновцев.

В каменный ящик, деревянный сруб или просто в яму покойника клали в скорченном положении, на боку. Рядом с ним ставили глиняные горшки с пищей. Сосуды украшались орнаментом: заштрихованными треугольниками, зигзагами, полосами.

В специальных местах приносились жертвы предкам.

2. Хозяйство андроновцев

Андроновцы занимались пастушеским скотоводством, земледелием и рыбной ловлей. Свои поселения они устраивали в поймах рек, защищенных от ветра, в местах, богатых травой. Здесь же располагались небольшие поля, где выращивались хлебные злаки, преимущественно просо. Жители поселений ютились в полуземлянках больших размеров, стены которых облицовывались каменными плитами или деревом.

Кровля жилища делалась из хвороста, уложенного на жерди и сверху засыпанного землей. Опиралась она на деревянные столбы. Обогревалась такая полуземлянка очагом, сложенным из камня. В полу выкапывались ямы-погреба, где хранились молочные продукты и мясо. К полуземлянке пристраивались загоны для крупного рогатого скота, овец, лошадей. Несколько таких полуземлянок образовывали поселок.

Андроновцы занимались ткачеством, выделкой кож, изготовлением орудий из металла и кости. Древние ювелиры делали украшения из раковин, медных пластинок, клыков диких животных. Поля андроновцы обрабатывали каменными мотыгами, хлеб жали бронзовыми серпами. Траву и кустарник выкашивали серпами и косами. Из бронзы отливали ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий.

С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое.

Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дерном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов.

В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием.

Особыми отраслями хозяйства андроновских племен были горное село и металлургия. В эпоху бронзы Казахстан был одним из первых производителей бронзы в мире. Объемы выплавленного металла были огромны. Так, только в районе Джезказгана было получено 100 тыс. тонн меди. Олова же по Центральному Казахстану было добыто 130 тонн, что достаточно для выплавки 15 тыс. тонн чистой бронзы.

Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамических изделий. Изготавливались сосуды различных форм — баночной, горшковой. Применялся геометрический орнамент: меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий.

3. Бегазы — Дандыбаевская культура

казахстан культура андроновский бронзовый век

В эпоху ранней бронзы в северо-западном Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала.

Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими.

Всего в Приуралье и Северо-Западном Казахстане выявлено около двух десятков подобных ранних городов, датированных XVIII-XVI вв. до н.э.

Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.

В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В Центральном -могильники Акшатау, Бугулы, поселения Ботакара нуринского этапа и амятники Карабие, Айшарак, Карасай — атасуского.

В Восточном Казахсгане найдены могильники: Канай, Сарыколь, Койтас. В Северном Ихстане к федоровскому этапу относятся могильники Боровое, а алакульскому — могильник и поселение Алексеевс могильники Ефимовка, Петропавловский.

В Южном Казахстане и Семиречье исследованы могильники Тау-Тары, Куюкты, Каракудук.

С аридизацией климата на территории Казахстана зарождается более прогрессивный тип хозяйства полукочевое скотоводство. Поселения постепенно превращаются в зимовки, земледелие приобретает подобный характеру в стаде увеличивается доля лошадей и овец, способных круглый год находиться на подножном корме.

Это приводит к тому, что в Центральном Казахстане комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-Xвв до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевкой культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай.

Отличительная черта этой культуры – монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят о принадлежности их к родоплеменной знати, т.е.

мы имеем дело уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государств.

Поселения земледельческом хозяйстве, возникают зачатки городов-государств, зарождается царская власть. Постепенно возникают условия для образования государства, однако начавшаяся складываться цивилизация в середине XV в. до н.э. приходит в упадок.

Кризис протогородской цивилизации был связан с изменением климата. Начавшееся усыхание степной и лесостепной зоны Казахстана в XV веке до н.э. привел к упадку крупных поселений, протогорода были заброшены, а население сосредотачивается в небольших поселках в поймах рек и озер.

Социальные и потестарные отношения были законсервированы на долгое время, и процесс возникновения государства приостановился. Цивилизация, основанная на оседлом хозяйстве в условиях аридных степей Казахстана, чутко реагирующих на все глобальные природно-климатические изменения, оказалась исторически бесперспективной.

В регионах, где подобные изменения смягчались близостью моря (Китай, Египет, Междуречье, Средиземноморье.

Мезоамерика), цивилизация пошла по генеральному пути развития, резко континентальной климат Центральной Азии обусловил появление альтернативой линии развития общества в рамках кочевого скотоводства, появившегося в конце II — начале I тысячелетия до н.э.

Согласно письменным источникам, племена, населявшие Казахстан в эпоху бронзы, носили общее самоназвание — арья. В то же время известны названия племен и племенных объединений туров, даха, хьона, сайрима. В XI -Х вв. до н.э. этническая ситуация в Казахстане значительно изменяется.

С востока в Центральный Казахстан перемещаются племена- носители карасукской культуры, здесь на базе местного пришлого населения формируется бегазы — дандыбаевская культура.

В то же время андроновцы-арья мигрируют в южном и юго-восточном направлении и проникают в Среднюю Азию, а через нее в Иран и Северную Индию, где они стали известны как арии или арийцы.

Постепенно отгонное скотоводство в степи сменяется более продуктивным способом производства-кочевым, что приводит к дальнейшему росту производительных сил и усложнению политической системы племен Казахстана.

Своеобразными «визитными карточками» бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название «скальные мавзолеи» и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.

Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.

Не укладывались в стандартные представления о степной бронзе и грандиозные «скальные мавзолеи» (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором.

Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие. Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью.

Вокруг могилы сооружалась «обходная галерея», на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры.

По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I,II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 — 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских «скальных мавзолеев» немногочисленны на территории Центрального Казахстана.

Появление в начале первого тысячелетия до н,э. в степях Казахстана столь грандиозных сооружений объясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, как яркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроются истоки новых для Степи явлений в виде процессов социо- и политогенеза, охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.

Заключение

В изучении бегазы-дандыбаевской культуры, несмотря на обилие материала, больше проблем, чем ясного. Дискуссионным остается проблема соотношения андрона и бегазы-дандыбаевцев.

В последние десятилетия банк центральноказахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился и пополнился новыми коллекциями. По данным В.В.

Варфоломеева открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв.

метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

Весь этот orpомный материал тpeбует систематизации именно с позиций решения проблемы бегазы-дандыбаевской культуры. Необходимо осуществить картирование курганов и погребений с бегазы-дандыбаевской керамикой. Очертить ареал распространения «скальных мавзолеев». Необходимо продолжить paскoпки курганов рядового населения бегазы-дандыбаевцев.

Такие могильные поля известны на территории Акмолинской (мoгила у г.Степногорска) и Карагандинской областей (мог.Карашаш).

Необходимы массовые и разнообразные анализы продукции гончарного производства, костяных изделий, трасологический анализ каменных орудий труда на предмет специализации горнорудного и металлообрабатывающего производства, спектральный анализ бронзовых изделий, палеоантропологические исследования.

Изучение бегазы-дандыбаевской культуры — это история складывания современной этнической карты Центральноазиатского региона. Это вопросы взаимоотношений носителей индоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевого скотоводства, это история степи в период перехода к раннему железному веку.

Список использованной литературы

1. Агапов С.Я., Кузьминаых С.В. Металл Потаповского могильника в системе Евразийской металлургической провинции

2. Васильев И.Б., Кузнецов П.Ф., Семенова А.П. Потаповский курганный могильник индоиранских племен на Волге. — Самара: изд-во Самарский университет, 1994.

3. Грязнов М.П. Этапы развития хозяйства скотоводческих племен Казахстана и Южной Сибири в эпоху бронзы. // КСИЭ. — М., 1957. № 26.

4. Виноградов Н.Б., Костюков В.П., Марков С.В. Могильник Солнце-Талика и проблема генезиса федоровской культуры бронзового века в Южном Зауралье // Новое в археологии Южного Урала. — Челябинск: изд-во «Рифей», 1996.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_49/1236.htm

Эпоха бронзы. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культура

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Племена Казахстана в эпоху бронзы.

(2-е тыс. до н.э.).

Хозяйственный изменения, наметившиеся еще в неолитическую эпоху и усилившиеся в энеолите (медно-каменный век – 3 тыс. до н.э.), привели во 2-ом тыс. до н.э. к сложению скотоводческо-земледельческой экономики и достаточно развитой металлургии.

Прогресс общества эпохи бронзы определили два фактора: металлургия бронзы и скотоводство.

Богатство недр Казахстана полиметаллами и в первую очередь оловянисто-медными рудами, явилось одной из основных причин возникновения на этой территории значительного очага производства бронзы, оказавшего большое влияние на развитие соседних племен.

Перестройка первобытной экономики также определялась и климатическими изменениями. Так, в эпоху бронзы, на смену прохладно-влажной фазе приходит более чем тысяче-летний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большой сухости, наступает период ксеротермического (от греческого ксеро — сухой и термос – жаркий, теплый) минимума.

Засушливому периоду сопутствуют уменьшение стока рек, медленное усыхание надпойменных террас, понижение уровня озер и, в конечном счете, уменьшение увлажненности материков Северного полушария.

Изменения, происходившие в хозяйстве и быту степных племен Восточной Европы и Западной Азии в связи с прогрессирующей аридностью климата (аридный – от латинского – сухой, сухой климат с высокими теплыми температурами воздуха и малым количеством атмосферных осадков свойственен пустыням и полупустыням), подтверждаются и археологическими находками. В частности, в долговременных поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения — колодцы.

Начало указанных процессов совпало с изменением демографической обстановки на территории Казахстана. Именно в это время сюда начинают переселяться большие группы скотоводов, принадлежавшие по языку к той общине, которую принято называть индоевропейской.

В индоевропейскую общность входят ныне славянские, романовские и иранские языки, а также языки Северной Индии и некоторые другие. В целом индоевропейская общность сформировалась примерно к 5-му тыс. до н.э.

между Дунаем, Рейном и Волгой, и только в 3 тыс., в процессе распада и расселения, началось ее распространение южнее и восточнее первоначальной прародины.

Такой взгляд на раннюю историю индоевропейцев подтверждают археологические открытия.

В 3 тыс. до н.э. с развитием скотоводства и заимствованием из стран древневосточной цивилизации колесной повозки (через Кавказ и Подунавы) началась восточная миграция индоевропейцев.

Наиболее крупные подвижки на восток племенных групп из Поволжья и Причерноморья произошли в 1800-1600 г.г. до н.э., когда в степи сложились две новые археологические общности.

Западная, сформировавшаяся между Днепром и Волгой, получила название «Срубной» культуры (по способу погребения в срубы).

Восточная, сложившаяся в степной зоне Казахстана и Южной Сибири, по месту выявления (на Енисее) стала именоваться «Андроновской» культурой.

Обе степные общности раннего бронзового века были предельно близки и по типу хозяйствования, и по социальному развитию, и по культуре. Лишь ассимиляция каждой из них разных групп предшествующего населения и постепенные утраты первоначальной близости обусловили нарождавшееся различие.

В результате изучения памятников андроновской культуры археологи пришли к выводу, что зона ее простирается не только на Западную Сибирь и долину верхнего Енисея, но достигает на юге Центрального Тянь-Шаня, Южного Таджикистана, Афганистана, а некоторые андроновские элементы прослеживаются и в Северном Пакистане (долина Свата). Тем не менее, коренной территорией андроновцев остаются Казахстан и прилегающие районы Урала.

Именно здесь были обнаружены древнейшие памятники андроновской культуры.

Андроновская культура существовала около 8-9 веков и в ее развитии выделяют три этапа: ранний (17-16 в.в. до н.э.), развитой (15-13 в.в. до н.э.) и поздний (12-9 в.в. до н.э.). за многие века жизнь андроновцев существенно изменилась.

Интересно описание внешнего облика андроновцев, которое дает советский антрополог В.П.

Алексеев: «Андроновцы, конечно, европеоиды, и характерные черты у них доведены до полного выражения, в какой-то мере, может быть даже на наш, современный взгляд, до утрировки… Андроновцы были очень носаты, а лица их, почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно напоминали кавказцев.

Но они были более широколицы, чем афанасьевцы, а на лбу, над глазами, вздувались еще более мощное и сильное надбровье.

Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида… Их нужно рассматривать, как последний рецидив, последний отголосок мощного передвижения европеоидов на восток, одной большой миграции или цепи миграций, за которыми последовали, как будто бы проникновение отдельных элементов андроновской культуры на юг, переселения древнеиранских племен, появления ариев в Индии, одним словом, целый калейдоскоп событий, важных и неважных, встряхнувших древний Восток…»

Археологические данные указывают на то, что андроновское поселение в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широ-кими пойменными лугами.

Большие патриархальные семьи возводили землянки с различными хозяйственными постройками и загонами для скота.

Для поселков был характерен комплексный характер скотоводческо-земледельческого хозяйства с заметным преобладанием пастушеского скотоводства.

Оседлость андроновского хозяйства имела свои выгоды и свои недостатки. Скот еже-вечерне возвращался с ближайших пастбищ в поселок для защиты от угона и регулярной дойки.

Такой режим обеспечивал относительную безопасность стада и регулярный молочный рацион. Но поголовье скота было естественно ограничено площадью прилегающих пастбищ. Кроме того, пастбища сравнительно быстро истощались и вытаптывались, что побуждало жителей поселка покидать насиженные места и каждые 20-25 лет переселяться на новые земли.

Очевидно, что пока существовала угроза частых нападений, иного способа спасать скот не было. Но после 15 века до н.э., во время расцвета скотоводческого хозяйства, появились неукрепленные поселения. Видимо, опасность угона скота и разграбления поселков уменьшилась, межплеменные войны стали происходить реже.

Тогда и возникла новая форма скотоводчества – отгонная. Пастухи весной угоняли часть стада на дальние пастбища или горные луга, перекочевывали вместе со скотом и лишь осенью возвращались в поселок.

На дальних пастбищах они строили из жердей легкие каркасные жилища со стенами из плетенки или циновок – своего рода «предки» юрт.

Именно отгонное скотоводство стало посредствующим звеном в переходе к более продуктивному способу освоения степных и пустынных пастбищ – кочевому хозяйству.

Важной предпосылкой к таким изменениям образа жизни был состав стада, в котором особенно многочисленными были кони и овцы, более других приспособленные к тебеневке (добывать корма из-под снега) и дальним передвижениям. В этой же связи увеличивалось поголовье двугорбых верблюдов – бактрианов.

Появились и приспособленные к большим перекочевкам войлочные кибитки, установленные на четырехколесных телегах: фрагменты их глиняных моделей находят при раскопках андроновских поселений, а сами кибитки на телегах изображены на скалах среди других иероглифов.

Археологический материал позволяет судить и о религиозных представлениях анд-роновцев, об их идеологии, а также о стратификации общества, т.е. разделение его на социальные слои и группы.

На территории Казахстана обнаружено множество древних рудных разработок в районах Жезказгана и Зыряновска, Актау, Акмолы и др., найдены литейные мастерские.

Металл выплавлялся не только для собственных нужд, но и для обмена. Понятно, что применение орудий труда и оружия из нового материала не могло не сказаться на образе жизни и быта населения, на общественных отношениях.

Археологический материал говорит о том, что на территории Казахстана существо-вали как временные, так и зональные особенности в материальной культуре андроновцев. Сейчас насчитывают несколько этапов и регионов андроновской культуры в Казахстане: например, Нуринский, Атасуский, Алакульский, Бегазыдандыбаевский.

Последний некоторые исследователи выделяют в обособленный этап бронзовой эпохи. Для него характерны высокий уровень гончарного, строительного и бронзолитейного производства.

Доказано, что представители Бегазы-Дандыбаевской культуры находились лишь на стадии разложения первобытнообщинного строя, что эта культура явилась финальной частью эпохи бронзы.

Наличие локальных культур у различных племенных групп андроновцев говорит о возможных этнических различиях или, по крайней мере, о существовании весьма близких по культуре и идентичных по образу жизни этнических традиций, характерных для разных по происхождению групп населения андроновской культуры.

При всем своеобразии очевидна их близость, свидетельствующая об однотипности в главном – в общественно-культурном процессе, как для казахстанского, так и для других регионов Центральной Азии.

Вопросы для самоконтроля:

1.Назовите периоды каменного века.

2.В каких веках существовала андроновская культура и сколько этапов в ней выделяют?

3.Где были обнаружены памятники андроновской культуры?

Рекомендуемая литература

  1. Древний Казахстан: арии, саки, гунны, тюрки [Текст] : научно-популярное издание/ авт.-сост. Т. Жумаханов и др..- Алматы :Аруна, 2011.- 224 c. : ил.
  2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней : в 5-и т. Т.1 [Текст] : научное издание/ гл.ред. К. Козыбаев .- Алматы : Атамура, 2010.- 544 c. : ил.
  3. История Казахстана [Текст] : учебное пособие/ под ред. К.С. Каражана .- Алматы : Заң әдебиеті,, 2009.- 432 c.
  4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней : в 5-и т. Т.5 [Текст] : научное издание/ отв. ред. Ж.Б. Абылхожин .- Алматы : Атамура, 2010.- 672 c. : ил.

Тема:Степная империя тюрков. Раннесредневековые государства на территории Казахстана.

Цель: Продолжая освещать исторические события показать студентам, что во втором первом тысячелетии до н.э. древним населением Казахстана начинается освоение железа. На смену родовой общины приходят народы, объединенные в союзы племен.

Рассказать, что на основе многочисленных археологических памятников и пись-менных источников (китайских. Персидских, индийских), на территории нашей страны проживали саки, усуни, канглы, хунну, являющиеся праотцами нашего народа.

Ключевые слова: саки, усуни, канглы, гунны, гуньмо, , звериный стиль.

Вопросы:

1. Этнополитическая история тюрков.

2. Образование древнетюркского государства.

3. Тюргеши, их расселение и политическая организация.

4. Движение арабов в Южный Казахстан.

5. Распад тюргешского каганата.

С начала 2 тыс. до н.э. на территории Казахстана жили арийские племена, которые относились к индоевропейской языковой и культурной общности. В 1 тыс. до н.э. их пре-емниками стали саки.

В эпоху раннего железа с археологическими памятниками – курганами. Могильниками, поселениями появились письменные источники о древних насельниках Казахстана. Это персидские источники и прежде всего Авеста-проповеди Заратустры, основоположника зороастризма – древнейшей религии мира с верой в единого Бога, самой древней из мировых религий откровения, религий, полученных пророком от Бога.

Зороастризм во многом повлиял на иудаизм, буддизм, христианство, ислам и был господствующей религией величайших цивилизаций древности и средневековья. Заратустра – арий из рода Спитамы жил между 1500-1200 г.г. до н.э., по другим данным – в начале 1 тыс. до н.э., или в промежутке 8-9 веков до н.э. или более неопределенно – в конце 2 – нач. 1 тыс. до н.э. в степях Казахстана к востоку от Волги.

В Авесте кочевые племена, населявшие степные просторы севернее бактрийцев, со-глианцев, хоремийцев, т.е. Казахстана именовались «туры с быстрыми конями». В древне-персидских текстах те же племена назывались именем сака, или саки.

Например, две с по-ловиной тысячи лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария 1, где народы жившие к северу от Сырдарьи названы саки. В персидских источниках назывались имена сакских племен и групп племен.

В их числе саки: парадарайя – заречные (заморские) саки; тиграхауда – носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи; хаомоварга – изготавливавшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье; аримаспы – стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.

Сведения о древних насельниках Казахстана содержатся в античных источниках, в трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» «отца исто-рии» Геродота, написанной в конце 40-х, начале 30 –х годов 5 века до н.э., состоявшей из 9-ти книг, где в 4-ой книге описывались племена Евразии в том числе и Казахстана.

Так же сведения по истории Казахстана содержатся в работах Полибия, Плиния, Птолемея, Стра-бона. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами, упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи; савроматы (позднее сарматы) – на западе Казахстана; а также исседоны, аргипейи, саракаулы и другие.

Это были племена од-ной культурной общности, которая сложилась на степных просторах от Хуанхэ до Дуная, они составляли единый, родственный по языку и этнокультурному складу массив племен и родоплеменных подразделений. Саки были достойными соперниками таких могучих дер-жав, как персидское государство Ахеменидов, Ассирия.

Урарту Сведения о саках содер-жатся в Библии. Имеются сведения о сакской царице Зарине, успешно сражавшейся с мидянами за первенство над Парфией. О походе персидского царя Кира в 530 году до н.э. против саков за Амударью, когда персы потерпели сокрушительное поражение от массаге-тов под руководством царицы Томирис, сам Кир погиб в сражении.

Преемником Кира стал Дарий 1, который в 519 году до н.э. совершил поход против саков, «носящих остроконеч-ные шапки». Известно имя вождя саков Скунха, который оказывал сопротивление персам. В 518 году до н.э. Дарий 1 опять совершил поход против саков.

По сведениям древнегрече-ского историка Полиена во время похода сак по имени Ширак изуродовал сам себя, пред-ставился обиженным соплеменников, вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло.

Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царем Крезом.

При Дарии 1 саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марафоне в 490 году до н.э. саки находились в центре боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480 году до н.э.

саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.

В 331 году до н.э. в битве при Гавгамелах Александр Македонский (Искандер Зуль-Карнайн-Двурогий) ученик древнегреческого философа Аристотеля окончательно разбил войско Дария 3 и стал владыкой Азии. Но на завоевание Средней Азии – территории саков понадобилось три года с 331 по 327 г.г. до н.э., т.е.

столько же времени, сколько он потра-тил на завоевание всей империи Ахеменидов от эллады до Индии. Известно имя вождя са-ков Спитамена, который три года вел партизанскую войну с македонянами. Не смотря на все усилия Александра Македонского, саки, жившие за Сырдарьей, сохранили свою неза-висимость и фактически остановили продвижение македонян на восток.

Часть саков стали союзниками Александра в его походе на Индию.

В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хозяйства. Сакское общество не было однородным, на его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Существовал «царский» род, из которого были наследственные правители.

Важную роль в сакском обществе играла военно-племенная аристократия. В эпоху саков сформировались особенности номадов Великой Степи, отличавшие их от других народов Востока.

Здесь не было чиновников, характерных для земледельческих цивилизаций, основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.

Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в пред-горьях Кыргызского, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долинах Кегеня и Нарынкола.

Наиболее известный памятник – Курган Иссык, расположенный в 50 км. Восточнее Алматы в предгорьях заилийского Алатау. Его открытие было сделано в 1969 году.

В кургане диаметром 60 метров, высотой более 7 метров было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное 5 веком до н.э.

Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в искус-стве саков был «звериный стиль», сложившийся в 7-6 в.в. до н.э. и получивший распро-странение среди племен Сибири, Казахстана, Средней Азии, юга Восточной Европы.

Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие. Многие элементы материальной культуры саков стали достоянием народов. От саков заимствованы длинные штаны и короткий кафтан, к которым восходят брюки и пи-джак, составляющие основу современной мужской и женской одежды.

К сакам восходят также мягкие кожаные сапоги и войлочная островерхая шапка – прообраз казахского кол-пака.

Ярким представителем сакской культуры является Анахарсис – философ, живший в 6 веке до н.э.

На Анахарсиса «скифа» сына Гжура и брата Кадуифа, скифского царя, по мате-ри же эллина и оттого владевшего двумя языками, ссылался в «Никомаховой этике» Аристотель.

Анахарсису посвящен специальный раздел в книге Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Он был другом афинского архонта Солона. Известно его письмо царю Лидии Крезу.

Эпоха саков показывает, что Великая Степь – степная часть Центральной Азии пред-ставляла собой самостоятельный очаг цивилизации между Дунаем и Китаем. Этот очаг цивилизации Великой Степи синтезировал в себе особенности различных вариантов возникновения цивилизаций.

С одной стороны, он возник в регионе, где протекают великие реки Центральной Азии Амударья и Сырдарья и семь южно-казахских рек, подобно тому, как возникли цивилизации в долинах Нила, Тигра и Ефрата, Инда, Хуанхэ.

С другой стороны он расположен на стыке Европы и Азии, подобно тому, как возникли цивилизационные очаги на континентальных перекрестках – в Греции, Малой Азии, Восточном Средиземноморье, Северной Месопотамии.

Этот очаг цивилизации с момента возникновения изначально отличался этнокультурной подвижностью своих элементов, но вместе с тем устойчивостью изначальной цивилизационной константы, ее способностью к адаптации с другими элементами.

Усуни и канлы

В 3 веке до н.э. племена, населявшие Казахстан образовали устойчивые объединения с зачатками государственной власти. Это были племена усуней и кангюй – этнокультурных приемников саков.

Племена усуней пришли в Казахстан из Центральной Азии. Территория государства усуней была обширной, северные его границы доходили до Балхаша, западные – до Таласа. Центром усуньских владений были Илийская долина в Семиречье, ставка правителей находилась в Чигучене, «городе красной долины» на берегу Иссык-Куля.

Во 2 веке до н.э. в Семиречье побывало китайское посольство во главе с Чжан Цянем, который сообщил важные сведения об усунях. Об усунях говорилось «усуньго», т.е. госу-дарство усуней. Среди них были племена сэ (саков) и юэчжей. Численность населения государства составляла 630 тыс. человек, войско 188 тыс.

, в состав которого входила дружина усуньского правителя – 30 тыс. конников. Верховный правитель усуней носил титул гуньмо. Государство усуней играло важную роль в экономическом и политическом развитии всего региона. Со 2–го века до н.э.

стал формироваться «Великий Шелковый путь», как регулярная торговая и дипломатическая артерия, связывающая Китай со Средней Азией и Европой. О силе и мощи государства усуней говорит тот факт, что принцессы Древнего Китая и сюнну часто становились женами усуньских гуньмо и наоборот.

В китайских источниках подробно освещается история усуней до 3 века н.э., имеются упоминания и в более позднее время до начала 5 века.

Западнее усуней в среднем течении Сырдарьи образовалось племенное объединение канглы, ставка правителей была в Битяне. Это тоже были центральноазиатские племена, их численность составляла 600 тыс. человек, они имели войско 120 тысяч.

У усуней и канглы кочевое скотоводство сочеталось с земледелием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным, чем у саков. Усуни были больше ско-товодами. Китайский историк 1 века Сыма цянь писал: «В Усунь много коней. Их самые богатые люди имеют до 4-5 тыс. голов лошадей».

Канглы же в основном занимались земледелием, они жили в поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича, в том числе и сложные дворцовые комплексы.

У усуней и канглы существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они, использовались в домашнем хозяйстве.

Гунны

В 4-3 веках до н.э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консоли-дация племен сюнну, они же хунну, они же гунны. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. В 109 году до н.э. шаньюй сюнну Модэ провел реформы по укреплению своего государства.

О сюнну, их завоеваниях имеются сведения у китайского «отца истории» Сыма цянь. Верховным правителем сюнну были был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близ-ких родственников. Войско сюнну, по подсчетам китайцев насчитывало от 300 до 400 тыс. воинов.

Организация войска строилась по десятичной системе, дисциплина была строгой. Сюнну разгромили духну, часть усуней, Саяно-Алтайскийские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань. В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до среднего течения реки Хуанхэ. Однако держава сюнну была непрочной в 1 веке до н.э.

она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц.

В 47 году до н.э. сюнну распались на южных и северных. Южные приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения сюнну на территорию Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в 1 веке н.э., когда северные сюнну теснимые китайцами снова двинулись на запад, одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, а также в районе Аральского моря, Каспия.

Этот процесс протекал лавинообразно и длился более 300 лет со 2 по 5 века, это было «Великое переселение народов», когда массы кочевников, пестрых по этническому составу двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстан. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи.

Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, все это привело к тому, что здесь стали преобладать тюркские племена.

Известно также, что в Западном и Центральном Казахстане в 5-6 веках существовал Аварский каганат, предполагается, что авары потомки жуань-жуаней, создавших в 4-5 ве-ках каганат в Монголии. В 552 году авары были разгромлены племенами тюрок и под их натиском они ушли в Европу.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 729 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-73027.html

Разработка урока по истории Казахстана на тему

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

План урока

Предмет: история Казахстана

Раздел долгосрочного планирования: 5.1.Жизнь древнейших людей на территории Казахстана.

Школа: Г.УАрхиповская средняя школа

Дата : 10.10.2017

ФИО учителя:Иманберлина Г.А.

класс: 5

Участвовали: 12

Не участвовали:0

Тема урока

Андроновская и бегазы–дандыбаевская культуры.2часа

Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.2.2.2Определить признаки андроновской и бегазы–дандыбаевской культур, опираясь на археологические источники.

Уровень мыслительных навыков

Применение

Критерии оценивания

Обучающейся определяют и различают признаки андроновской и бегазы –дандыбаевской культур, опираясь на археологические источники.

Цель урока

Все учащиеся смогут:Выявляют признаки андроновской и бегазы–дандыбаевской культур опираясь на археологические источники.

Большинство: определяют признаки андроновской и бегазы–дандыбаевской культур, классифицировать основные особенности памятников бронзового века.

Некоторые: анализируют признаки андроновской и бегазы–дандыбаевской культур, классифицировать основные особенности памятников бронзового века, оценивают роль памятников бронзового века.

Языковые задачи

С помощью ключевых слов « Андроновская культура «, землянка,учащиеся описывают особенности андроновскую и бегазы -дандыбаевскую культуру ( письмо)

Учащиеся озвучивают выводы об особенностях андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры.( говорение)

Учащиеся знакомятся с новыми терминами , используя текст учебника « землянка», «могильники» ( чтение)

Воспитание ценностей

В ходе изучение темы осуществляется привитие следующих ценностей: Трудолюбие .Создать условия для бережного отношения к к памятникам эпохи бронзы на территории Казахстана.

Межпредметная связь

казахский язык, география, краеведение,археология.

Предыдущие знания

Знают :как использование металла изменило жизнь древних людей на территории Казахстана.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Ресурсы

Начало урока

10 мин

I. Организационный момент (1мин)

Психологический настрой(2 мин)

С каким настроением пришел на урок «Смайлики»

Позитивный настрой ,готовность к работе, экспресс диагностика.

II. Актуализация знаний

Мозговой штурм

1. ΙΙ. Актуализация знаний

Работа в парах, учащиеся задают друг другу толстые и тонкие вопросы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

-Бронза это-

— Что свидетельствует о развитии металлургии на территории Казахстана в эпоху бронзы?

— Из какова металла изготавливались ювелирные изделия людей эпохи бронзы?

— Какие изменения способствовали началу перехода от каменного века к эпохе бронзы?

— Назовите древние металлургические центры на территории Казахстана

— Расскажите о занятиях людей эпохи бронзы.

Дескрипторы

1. Верно, дает определение понятию бронза;

2. Верно, указывает металлы из которых изготавливались ювелирные изделия людей эпохи бронзы;

3. Верно, называет металлургические центры на территории Казахстана;

4. Верно, приводит свидетельства о развитии металлургии на территории Казахстана в эпоху бронзы;

5. Правильно рассказывает об изменениях, которые способствовали началу перехода от каменного века к эпохе бронзы;

6. Правильно рассказывает о занятиях древних людей в эпоху бронзы.

Формативноеоценивания: сигнал большого пальца руки.Это прием дает полную картину усвоение пройденого материала

Постановка темы и цели урока

Учитель: сегодня мы с вами изучим интересную тему: Андроновскую и бегазы –дандыбаевскую культуру.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Смайлики

Середина урока

20 мин

III. Изучение нового материа:1

Организация групповой работы «Джигсо»-метод активного обучения»

1.группа самостоятельно изучает материал новой темы характеристику андроновской культуры

Вопросы .

Определить особенности захоронений Андроновской культуры

Указавает особенности изготовление керамики Андроновской культуры

Определить строительства жилища Андроновской культуры

Дескриптор:

Верно :определяет особенности захоронений Андроновской культуры

Правильно казавает особенности изготовление керамики Андроновской культуры

Верно :Определяет строительства жилища Андроновской культуры

2.группа самостоятельно изучает характеристику бегазы –дандыбаевской культуры

Вопросы.

1.Определяеть три особенности бегазы –дандыбаевской культуры.

2.Какие предметы были найдены в период бегазы –дандыбаевской культуры.

3.Местность где найдена бегазы –дандыбаевская культура

Дескриптор:

1.Определяет три особенности бегазы –дандыбаевской культуры.

2.Верно находит предмеы бегазы –дандыбаевской культуры.

3.Правильно определяет местность бегазы –дандыбаевская культура

Ф.О. Самооценивание сверка по образцу

Задание 2

Групповая работа

Сравнить при помощи диаграммы Венна «Андроновскую и бегазы –дандыбаевскую культур»-(метод активного обучения)

Дескриптор

1. Верно, определил особенности этих культур

2. Верно, определил различия между андроновской и бегазы –дандыбаевской культур

3.Делает вывод общих элементах в хозяистве и культуре.

Формативное оценивание: «Бросание мяча»

Учитель задает вопрос , бросая мяч.Ученик , поймавшии мяч, отвечает на вопрос и задают свой вопрос.

Например: Что общего между между андроновской и бегазы –дандыбаевской культур.

Закрепление :

Простые

Все

Когда были произведены первые раскопки поселения Андронова?

Уточняющие

Правильно ли я поняла, что бегазы-дандыбаевская культура является переходной культурой от андроновской культуры к культуре сакских племен?

Практические

Большинство

Как можно применить сейчас работу академика В.П.Алексеева?

Интерпретационные

Почему бегазы-дандыбаевская культура носит такое название?

Творческие

Некоторые

Что будет если, современные орудия труда заменить артефактами андроновской культуры?

Оценочные

Как вы оцениваете вклад памятников бронзового века в казахстанскую археологию?

Дескрипторы:

  1. Верно указывает год первых раскопок поселения Андронова

  2. Обосновывает почему бегазы-дандыбаевская культура называется переходной

  3. Предлагают не менее 2 вариантов использования работ академика В.П.Алексеева для изучения во внеурочное время

  4. Обосновывают название бегазы-дандыбаевской культуры

  5. Предполагают не менее 5 изменений в организации труда современного человека в следствие замены современных орудий труда на артефакты андроновской культуры

  6. Приводят не менее 2 аргументов в пользу памятников бронзового века.

Колобаратизм

Раздаточный материал

Учебник

Раздаточный материал с заданиями

Учебник

Конец урока

Закрепление

Это оценивание дает зрительное понятие кто усвоел тему, кому

Раздаточный материал

. Рефлексия

Прием «ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРСНО»

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-istorii-kazahstana-na-temu-andronovskaya-i-begazy-dandybaevskaya-kultura-4056909.html

Бегазы-Дандыбаевская культура — Цивилизациум

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

Эпоха поздней бронзы.

Датировка: 10—8 вв. до н.э.

Распространение: Центральный Казахстан.

Бегазы-дандыбаевские и саргаринско-алексеевскиекомплексы в культурном плане взаимозависимы, но имеют элементысамстоятельности. Эти археологические культуры имели различные генетическиекорни и своеобразный инвентарь, что находит яркое отражение в наиболее массовомматериале — керамики.

Выделяют два этапа в развитии валиковых традиций наАлтае. Первый этап представлен переходными комплексами от развитой к поздней бронзе,второй — связан с притоком с запада на территорию лесостепного Алтая новогонаселения.

В археологии Казахстана существует неразгаданныйфеномен бегазы-дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальнымприродно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка).

Два фактора определяли интенсивность освоения идостаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших ЦентральныйКазахстан — это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

Процветание Центрально-казахстанских андроновцев 10—8вв. до н.э. обеспечивалось скотом и продукцией бронзолитейного производства.Это был период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологическиекомплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущиехарактеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются чертыследующей археологической эпохи — раннего железного века.

В погребальном обряде наряду с традиционным положениемумерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине.

Вмогильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаруженагрубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика.

Вмавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившиеверхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

Особенностями бегазы-дандыбаевской культуры являютсямонументальные погребальные сооружения, скальные мавзолеи и прекрасной выделкисосуды с богатым декором и красным лощением.

Посуда из могил удивляет тонкостенностью керамики,лощеной поверхностью, нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразныхзнаков.

Скальные мавзолеи (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы)представдяют из себя прямоугольные строения, квадратные, либо круглые восновании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтальноуложенных плит, скрепленных раствором. Плиты укладывались с напуском вовнутрь,создавая в древности сводчатое перекрытие.

Внутри мавзолеев раскопаны центральныемогилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложеннымиили вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает надсовременной поверхностью.

Вокруг могилы сооружалась «обходнаягалерея», на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальныекомплексы: сосуды, кости животных, вещи.

С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинныекоридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I,IIБегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитамивысотой 3,0 — 4,0 м.

Памятники типа бегазинских «скальныхмавзолеев» немногочисленны на территории Центрального Казахстана.

Племена этой культуры в своем эволюционном развитиипрошли три последовательных этапа:
     Переходный;
     Развитый;
     Поздний.

К переходному от атасуского к бегазы-дандыбаевскомуэтапу относится группа памятников Атасу-Иртыш, в том числе Аксу-Аюлы-2.

Он состоит из однотипных земляных курганов,обрамленных по основанию кольцевыми оградами из крупных гранитных плит,вкопанных на ребро. Трупы погребены в вытянутом положении на спине. Появлениеподобного типа захоронений с обширными внутренними сооружениями свидетельствуето возникновении в период позднего андрона (ХIII-ХI вв. до н.э.) имущественногонеравенства.

Внутренние ограды большинства сооружений переходного и развитогопериода бегазы-дандыбаевской культуры сохранили остатки деревянного покрытия избревен. Слой древесного угля и золы от бревен указывает на ритуал предания огнюдеревянных конструкций перекрытия.

Такой поминальный обряд сожжения деревянныхпостроек был широко распространен среди племен эпохи поздней бронзы натерритории Казахстана.

Погребальный обряд бегазы — дандыбаевской культуры нетипичен для андроновской культуры. Наряду с обычными, скорченными, встречаютсявытянутые трупоположения на спине.

Сочетание двух обрядов захоронения в одноммогильнике объясняется по-разному.

Согласно одному из НИХ, это связано спереселением в эту местность представителей другого рода, принадлежащего кэтому племени; согласно второму — с переходом одних и тех же племен от одногоэтапа развития к другому.

Глиняная посуда, найденная в комплексе Аксу-Аюлы,соответствует переходному периоду от среднего этапа эпохи бронзы к позднему.Там были найдены крупные гребешкообразные формовки, которые свойственныбегазы-дандыбаевскому этапу эпохи бронзы в Центральном Казахстане.

Жители горной зоны Центрального Казахстана в периодбегазы-дандыбаевской культуры продолжали строить помещения в виде землянок иполуземлянок. Очаги сооружали в виде округлых ям в полу, устланных каменнымиплитами.

Данные археологических исследований свидетельствуют отом, что племена эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана развивались втесной взаимосвязи с родственными племенами Южного 3ауралья, Алтая и Енисея.

Все археологические находки, характеризующие материальную культуру этихобластей, отдаленных друг от друга на огромные расстояния, весьма близки, чтоподтверждает тесную экономическую и культурную связь между древними племенами.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Источник: https://www.sites.google.com/site/civilizacium/home/arheologia/begazy-dandybaevskaa-kultura

Эпоха бронзы. Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры на территории Казахстана

Андроновцы. Бегады–Дандыбаевская культура

С освоением выплавки металла человечество входит в следующий период своего развития, названный археологами эпохой бронзы,так как основным материалом был сплав меди с оловом. Характерные призна­ки эпохи бронзы, последнего археологического периода доистории — развитая металлургия в сочетании с комплексным земледельческо-скотоводческим хозяйством.

На территории Казахстана появляются новые культурные сообще­ства, продолжающие традиции неолита. Эти локальные группы были во многом схожи, что позволило выделить новую археологическую куль­туру — андроновскую.

Эта культура получила свое название по месту первых находок в Минусинской котловине и разделяется на два этапа — ранней и средней бронзы. Эпоха ранней бронзы носит для Северного Казахстана назва­ние Федоровского, а для Центрального — нуринского периода (XVIII-XVI вв. до н.э.).

Средняя бронза в Северном Казахстане носит название алакульского, в Центральном — атасуского периода (ХУ-ХП вв. до н.э.). Начиная с XII в. до н.э.

, андроновская культура сменяется культурными кочевыми общностями поздней бронзы: срубной — в Западном Казах­стане и бегазы-дандыбаевской — в Центральном (XII-VIII вв. до н.э.).

Хозяйство андроновцев.С изобретением бронзы человек получил прочные орудия труда для обработки степных почв. В результате осед­лое скотоводческое хозяйство превратилось в комплексное скотоводческо-земледельческое. Андроновцы жили в жилищах типа полузем­лянки, покрытой ветками, шкурами и дерном.

Археологические памятники.В эпоху ранней бронзы в северо-за-шом Казахстане появились крупные укрепленные поселения городского типа. Наиболее исследованным из них является Аркаим на территории Южного Урала. Это был своеобразный город с четкой планировкой, двумя линиями укреплений, многочисленными ремесленными мастерскими.

Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках, сделанных из вертикально поставленных плит. Ямы накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался ми­ни курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные украшения из бронзы и золота. Иногда встречались случаи трупосожжения, когда хоронили пепел умершего.

Бегазы-Дандыбаевская культура — археологическая культура эпохи поздней бронзы Центрального Казахстана. Первые раскопки культуры были проведены археологической экспедицией во главе Маргуланом А.Х.

Особенности Бегазы — Дандыбаевской куль­туры:

• Хозяйственная жизнь основана на кочевом скотоводстве

• Строительство особого типа надгробных сооружений

• Своеобразный погребальный обряд

• Появление новых форм глиняной посуды

• Наличие большого количества шахт по добыче меди

1.4. Ранние государственные образования. Саки, усуни, кангюи, гунны.

В VII – VI вв. до н.э. в хозяйственной жизни населения казахских степей произошли серьезные изменения, связанные с освоением железа и переходом на кочевой способ производства. С Семиречье складывается сакско-усуньская, Приаралье – кангюйская, северо-восточной части Казахстана – гуннская, в Западном Казахстане – аланская этнокультурные общности.

Кочевые племена Казахстана середины первого тысячелетия до нашей эры играли заметную роль в истории древнего мира. Греки называли кочевников «скифами», персы – «саками».

В персидских клинописных надписях говорится о 3 группах саков:

— саки-тиграхауда («носящие остроконечные шапки»), жившие в районе Сырдарье и Тянь-Шане.

— саки-хаомаварга («изготавливающие напиток хаома»), располагались на территории верховьев Амударьи и Сырдарьи, Южного Казахстана

— саки-парадарайя («заморские, живущие по ту сторону моря»), занимали территорию Приаралья, низовья Сырдарьи и Амударье, северное Причерноморье).

Изменение климата создало благоприятные условия для перехода населения Казахстана к кочевому скотоводству. Племена сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое, оседлое. В основном разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот – бараны, овцы, верблюды.

Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи – акинаки, ножи и др.Добывали и обрабатывали металл: железо, медь, олово, свинец, золото и серебро.

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в I тыс. до н.э. в форме союзов племен. Рядовые общинники более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия было народное собрание.

В общем, строй саков можно назвать военной демократией, во главе государства стоял вождь царь, который избирался военным советом. В функции царя входили: распределение земных угодий, провозглашение мира и войны, возглавлять военных походов.

Женщины в обществе саков могли участвовать в войне наравне с мужчинами, могли быть также и верховными вождями. Это доказывают сведения о царицах Томирис и Зарине. Царь являлся избранником богом, именно ему предоставлялось право первой борозды.

Основу армии составляло конное ополчение свободных общинников. Были также тяжеловооруженные конники, из бедноты и земледельцев формировалось пешее войско.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен.

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Но также существовали культы вождя и царя, огня, бога грома Кабана и поклонение силам природы. Верховным божеством у саков был Митра, который по их верованиям сотворил мир. Существовал также звериный стиль саков – особая знаковая система для выражения идеологии кочевников с VII в. до н.э.

Саки вели войны с персами, Александром Македонским.

Первое упоминание о хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совершают поход на Китай. В III в. до н.э.

хуннские нападения усилились, что заставило китайских императоров построить Великую стену. Хунну в этот период представляли собой союз родственных родов, возглавляемых выборным вождем. В 209 г. до н.э.

сын вождя Тумана Моде объявил себя сенгиром и начал активную деятельность по созданию хуннской державы.

Хунну подчинили себе такие племена как дунху, юечжи, усуни, лоуфань, байян. Войны между хунну и Китаем шли долгие годы. В результате этого и междоусобных войн наследников сенгира за власть в 47 г. до н.э. хунну разделились на две части – северных и южных. Северные приняли подданство Китайской империи, южные сохранили независимость.

Часть северных хунну, упорно сопротивлявшихся китайской агрессии, вынуждена была откочевать в страну кангар. С этого момента начинается массовое переселение хуннских племен на территорию Казахстана. В 93 г. северные хунну, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казахстана и берегов Сырдарьи.

Во главе хуннской державы стоял монарх, носивший сложный титул «рожденный небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великий сенгир». Кроме того, сенгиры носили титул «танир-кут» – «обладающий небесной благодатью».

Хуннский сенгир сыполнял функции как светского правителя, так и первосвященника. Главной в формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась по наследству. Но были случаи узурпации власти и выборов сенгира знатью.

У сенгира были широкие полномочия: политическое и духовное руководство, являлся главнокомандующим и выполнял дипломатические функции.

В государстве хунну была очень сложная иерархия чиновников. Большое значение в системе управления хунну играл Совет чиновников, собиравшийся дважды в год для проведения религиозных ритуалов и решения государственных дел. Каждую осень собирался съезд чиновников и правителей уделов отдельных кочевых общин, на котором проводилась своеобразная «перепись населения» и «ревизия» скота.

При приемниках Моде в державе хунну были заведены «книги, чтобы по числу обложить податью народ, скот и имущество». Существовали ежегодные подати с покоренного и оседлого населения. Одной из форм повинности было переселение населения оседлых регионов в центр империи и превращение его в податное сословие. Сбором податей занимались чиновники, «воеводы» и «наместники».

Часть северных хунну в I в н.э. проникла на территорию Казахстана и оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. К этому времени племена аланов и кангаров потеряли свое этническое своеобразие и ассимилировались с местными кочевыми племенами. Образовался новый этнос – гунны. Так их называли западные источники.

В 375 г. гунны разбили племенной союз остготов. Жившие к западу от остготов вестготы, спасаясь от гуннов, форсировали Дунай и поселились во Фракии, в пределах Восточно-Римской империи.

Так началось «Великое переселение народов». Далее гунны совершают набеги на Восточно-Римскую империю, Константинополь, Закавказье, Месопотамию, Паннонию.

Эти войны обогатили гуннскую знать, что позволило ей жить в роскоши, владеть большим количеством скота, рабов.

В 434 г. во главе государства гуннов встал Атилла. В 445 он стал единоличным правителем. Начался период его короткого, но полного событий царствования. После его смерти в 453 г. его держава распалась.

Между его сыновьями начались раздоры. Эти воспользовались покоренные племена. Единое гуннское государство распалось на отдельные владения – хазарское, утургурское, кутургурское, сабирское.

Эти племена, занимавшие территорию от Дуная до Волги, часто враждовали между собой.

С массовым проникновением гуннов на территорию Казахстана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного населения и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.

Усуни.В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, пришедшее на смену сакам, известное в китайских источниках как «Страна Усунь». Столицей усуней был город Чигучен, который находился на берегу Иссык-Куля. Говорили усуни на древнетюркском языке.

Государство делилось на 3 части: западное, восточное, центральное. Во главе стоял куньбек – великий правитель, передававший престол по наследству.

В усуньском обществе было имущественное и социальное расслоение, общество делилось на 4 класса: племенная и родовая знати, дружинники, жрецы, рядовые скотоводы и земледельцы. Частная собственность разделялась на скот, жилище и землю.

Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком – тамгой. История усуней полна междоусобных войн.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Они разводили лошадей, коз, двугорбых верблюдов, ослов, но все же особо развито было развито коневодство. Наряду со скотоводством, развивалось земледелие. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э, и более широко в III – V вв. н.э.

У усуней было развито ремесло: деревообрабатывающее, керамика, металлургия, ювелирное искусство, ткачество и т.д. Ювелирные изделия, украшения усуней отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Кангюй. На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». Государство кангаров возникло в III в. до н.э.

в среднем течении Сырдарьи. Во главе этого государства стоял род уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжей. Кангарами управлял царь, носивший титул «би» и «ябгу».

В государственный аппарат входили заместитель царя и три советника.

Кангарам подчинялись 5 владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь (в среднем течении Сырдарьи). В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо-западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых владений» – Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь.

Подвергаясь давлению усуней, кангары в конце I в. до н.э. заключают союз с хунну. Заполучив сильного союзника, кангары начали войну с усунями, но хунну не захотели переселяться на земли побежденных усуней и подчиняться законам кангаров. Это послужило причиной разрыва союза. Кангары придерживались антикитайской политики.

Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определённо называют Кангюй «кочевым владением». В долине Сырдарьи кангары занимались богарно-лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лошадей, оседлые кангары – коз, коров.

Аланы.К западу от кангаров кочевали потомки савроматов – сармато-аланиские племена. Их земли простирались к северу от Аральского и Каспийского морей. В VII в. до н.э. здесь образовался союз, в котором главенствовали аорсы и роксаланы.

Честь аланов, разбив скифов, ушла в Причерноморье и далее в Европу. Оставшиеся племена объединились и создали в Северном Приаралье государство Абзойа (Яньцай)., в I в. до н.э.

одно подчинилось кангарам, а во II веке аланы вошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангарскими племенами Западного Казахстана.

Обычаи и быт аланов были схожи с кангарскими, т.е они также занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Считается, что аланы были ирано-язычным народом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие задачи решает история?

2. Назовите основную цель и задачи курса истории Казахстана.

3. Какие виды исторических источников вы знаете?

4. Обозначьте актуальные проблемы истории Казахстана.

5. Почему эпоху разложения первобытнообщинных связей принято называть периодом «военного коммунизма»?

6. К какому антропологическому типу принадлежали племена саков, усуней, хуннов, канглов?

7. Какой вклад в развитие мировой цивилизации внесли кочевники?

8. К какому историческому периоду относится андроновская культура?

9. Какого уровня достигла сакская культура?

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2626; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-12770.html

 «БЕГАЗЫ-ДАНДЫБАЕВСКАЯ КУЛЬТУРА»эпохи поздней бронзы

     Археологии Казахстана существует неразгаданный феномен Бегазы-Дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории.

     Бегазы-Дандыбаевская культура названа так по погребениям,  найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай, которые расположены в Центральном Казахстане. Её хронологические рамки 12-8 вв.

  до нашей эры.

Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан — это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается  разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой.

Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э. (Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации.

Археологические комплексы этого времени и образуют Бегазы-Дандыбаевскую культуру.

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры

Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры 

1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.

2) Строительство особого типа надгробных сооружений.

3) Своеобразный погребальный обряд.

4) Появление новых форм глиняной посуды.

     5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.

     Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи — раннего железного века.

В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченных на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная посуда  без орнамента.

В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие  верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

     Исследования 30-40-х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры.

     Своеобразными «визитными карточками» Бегазы-Дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные сооружения, получившие название «скальные мавзолеи» и прекрасной выделки сосуды с богатым декором и красным лощением.

Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.

       Не укладывались в стандартные представления о степной бронзе и грандиозные «скальные мавзолеи» (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором.

Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие. Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью.

Вокруг могилы сооружалась «обходная галерея», на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры.

По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I,II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 — 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских «скальных мавзолеев» немногочисленны на территории Центрального Казахстана.

      Появление в начале первого тысячелетия до н.э. в степях Казахстана столь грандиозных сооружений объясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, как яркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроются истоки новых для Степи явлений в виде процессов социо-и политогенеза, охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.

        В последние десятилетия банк центрально-казахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился и пополнился новыми коллекциями. По данным В.В.

Варфоломеева открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв.

метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

   В Западном Казахстане исследованы могильники Киргильды и поселение Тасты-Бутак, относящиеся к эпохе бронзы. В поселении Тагибай-Булак обнаружено шесть прямоугольных наземных жилищ.

Стены домов сделаны из рядов параллельно вкопанных в землю плит, пространство между которыми забито мелкими камнями вперемешку с землей. В горных районах Центрального Казахстана в строительстве жилищ широко использовался лес.

Стены землянок обшивались деревян­ными плахами, а перекрытие опиралось на систему деревянных столбов.

 В эпоху поздней бронзы, на первом этапе племена северного Казахстана испытывали сильное влияние срубной культуры Приаралья, Западного Казахстана — срубной культуры Поволжья.

На поселениях эпохи поздней бронзы преобладают полуземлянки — прямоугольной, овальной и восьмеркообразной в плане формы. Распространяются огромные землянки площадью до 300—400 кв. м, в которых зимой держали скот.

В хозяйстве увеличивается роль скотоводства, особенно коневодства.

Мавзолеи Тагискена

  В низовьях Сырдарьи, в Приаралье открыты уникальные памят­ники эпохи бронзы — мавзолеи Тагискена. Наиболее ранние мавзолеи Тагискена выстроены из сырцового кирпича, основой планировки является круг, вписанный в квадрат внешних стен.

Внутрь от него, по кругу стоят 8 или 12 прямоугольных кирпичных колонн, сохранившихся на высоте двух метров. Далее внутрь — опять 8 или 12 таких же колонн, но стоящих по прямоугольнику. Наряду с кирпичными колоннами, как бы дублируя их, стояли деревянные столбы, от которых сохранились ямы в полу.

Таким образом, внутри мавзолея образовывалась система обходных кори­доров. В расположенной в центре комнате и в коридорах стояла керамика, лежало оружие из бронзы, золотые украшения. Покой­ника, положенного в центральном помещении, сжигали вместе с мавзолеем.

Определить культурную принадлежность Тагискенских могильников сложно.

С одной стороны, здесь прослеживается традиция андроновской культуры (планировка мавзолеев, близкая центрально-казахстанским мавзолеям Бегазы и Дандыбая, андроновские формы и украшения лепной посуды), с другой — сильное влияние южных культур.   Мавзолеи Тагискена свидетельствуют о начальном взаимодействии и взаимовлиянии степных и оседлых культур.

Изучение бегазы-дандыбаевской культуры — это история складывания современной этнической карты Центрально-Азиатского региона. Это вопросы взаимоотношений носителей индоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевого скотоводства. Бегазы-Дандыбаевская культура,  является  по мнению К.

Акишева  результатом исторического развития культуры предыдущего этапа и отличается от андроновской культуры большим совершенством и уни­версальностью бронзовых изделий, своеобразным обрядом захоронения, осо­бым типом надмогильных сооружений, новыми формами керамических сосудов Традиции   Бегазы-Дандыбаевской   культуры    учёные прослеживают в хозяйственном и бытовом инвентаре племён, проживавших на территории Казахстана в эпоху ранне­го железа.

Источник: https://e-history.kz/media/scorm/357/text/text.htm

Refy-free
Добавить комментарий