Анализ взаимосвязи философии и науки

Связь философии с другими науками

Анализ взаимосвязи философии и науки

Введение         31. Философия как наука        42. Философия и наука        93. Философия и науки и их взаимосвязь      13Заключение         20

Список литературы        21

Введение

Мы живем на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры.

Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности.Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, — давно перешла в разряд утопий и фантазий.

Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

В какой-то степени философия стала мировоззренческой основой науки, основой современной цивилизации. В данной контрольной работе мы рассмотрим особенности взаимосвязи философии и других наук.

1. Философия как наука

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:• философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т. е. не удовлетворяют критерию научного знания;• утверждения философии эмпирически (т. е.

в опыте, эксперименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);• в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему.

Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятйная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др.

Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются .Философы, считающие философию наукой, по-разному определяют ее предмет.

Так, в отечественной литературе распространены определения онтологического типа:• философия — это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления;• философия — наука о всеобщем в отношении человека и мира;• философия — это наука о всеобщих началах сущего.Другой тип определений — антропологического типа. Так, русский философ-экзистенциалист Н. А.

Бердяев определил философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании .В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное.Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще.

Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». Предмет нерасчлененной науки — вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний — философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) — это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук.

Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем .

Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания.

Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении.

Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к «отпочкованию» от «протознания».

Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками.

Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретическими проблемами этих наук длительное время занималась философия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов .

Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

Задачи философии не сводятся к решению научно-познавательных задач; философия, представляющая собой теоретический тип мировоззрения, опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. Философия и наука — не соперницы. Каждая из них выполняет в культуре свои специфические функции.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения «мир — человек». У нее много обличий: «субъект — объект», «материальное — духовное», «объективное — субъективное» и т.д.Издавна философы стремились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.

И хотя многие философские школы считают выделение такого вопроса некорректным, надуманным, основной вопрос философии формулируется неоднократно.В философии России советского периода утвердилось положение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» .

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни: существуют материальные явления и духовные — сознание, воля, мышление; каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.

«Двойственный» характер человеческой практики, «удвоение» человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного — вопроса об отношении духовного к материальному.Основной вопрос философии в марксистской литературе традиционно делится на подвопросы или стороны. Ф. Энгельс выделил две стороны: что является первичным, дух или природа, и познаваем ли мир.

Современная марксистская философия признает недостаточным рассмотрение двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса подпроблем оценочного и практически-преобразующего отношения духовного к материальному.

По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы разделяются на два лагеря: материалисты за первичное принимают нечто материальное (это могут быть натурально-вещественные предметы — дерево, металл, земля и т. д.

или абстракция атома, мельчайшей неделимой клеточки мироздания, или абстрактная материя); для идеалистов, наоборот, материальное есть продукт духовного (идеи, знания, воли, абсолютного духа и т.д.). Среди разновидностей материализма — метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм.

Среди разновидностей идеализма — объективный, представители которого считают, что духовное существует вне и независимо от сознания человека и природы, и субъективный, представители которого полагают, что предметы, действительность — творение человеческой психики, духовности.Примером иного подхода к выделению основного вопроса может служить позиция французского мыслителя А. Камю.

Сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, он задает ключевой для себя вопрос: стоит ли жить? А. Камю заявляет: «Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» .Близко к подходу А. Камю понимание основного вопроса философии русским философом Н. А. Бердяевым, для которого основная проблема — это проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения.Существовали и существуют и другие подходы к формулировке основного вопроса философии, например как проблемы зла, насилия (П. Рикерт) и др. Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.1. Проблемы устройства мира, бытия, т.е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире; как удостовериться в том, что полученные результаты — истина, а не заблуждение?3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности и т. д.?

5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

2. Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.Первый аспект.

По нашему мнению, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры.

И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «научной логики».

Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других.

У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, — когда она опирается на систему научного знания .Второй аспект — взаимодействие философии и частных (конкретных) наук.

Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения.

Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня — выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность.

Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии.Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX — начале XX вв. на развитие философского знания.

При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.

Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера.

Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете. «От физика, — писал он, — нельзя требовать, чтобы он был философом; но …он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся» .

Источник: https://magref.ru/svyaz-filosofii-s-drugimi-naukami/

Взаимосвязь философии с развитием науки

Анализ взаимосвязи философии и науки

Я еще в школе усвоил, что

нельзя выдумать ничего столь

оригинального и маловероятного,

что не было бы уже высказано

кем-либо из философов.

Р. Декарт

        Человек еще на рассвете цивилизации стремился понять природу окружающего  мира. Чтобы понять и объяснить суть вещей и процессов окружающих его, он использовал мифы, религию, науку и философию.

Так как последние две сферы познавательной культуры являются рациональными способами постижения и освоения мира, между ними существует много общих признаков.

В связи с этим представляется важным рассмотреть вопрос о взаимосвязи философии и науки.

        Проблема отношения философии и науки довольно неоднозначная. С одной стороны,  они имеют общее основание — стремление человека познать все сущее. С другой стороны,  с развитием современной науки, ученые стали считать философию анахронизмом.

По мнению многих из них философия была бесконечным и безрезультатным вопрошанием о сущности мира в целом, наука же, задавая природе конкретные вопросы, стала обращаться к исследованию конкретных фактов и в результате дала множество результатов в виде открытий и изобретений, которые принесли практическую пользу человечеству. Однако именно по этой причине наука сегодня становится все ближе к философии, так как с каждым новым открытием возникает все больше вопросов, на которые все сложнее получить ответы и тут наука вынуждена обращаться к философской рефлексии. Сегодня наука заимствует  у философии не только вдохновение, а также и новые модели для описания действительности.

        Наиболее явно это взаимодействие наблюдается в ХХ веке, когда накопившиеся разногласия переходят  в противостояние  между сциентизмом и антисциентизмом. А. Эйнштейн говорил: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений.

К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки» [1, C.248].  А вот как Н.

Бор видел значимость физики для философии: «Значение физических наук для философии состоит не только в том, что они время пополняют сумму наших знаний о неодушевленной материи, но и прежде всего в том, что они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся самые первичные понятия, и выявить область их применимости» [2, C. 139]

        Философия и наука рождаются фактически одновременно, это происходит  в Древней Греции в конце VI в. –  начале V века до н.э. Это происходит в связи с переходом греков с рецепторного знания на теоретическое. Но долгое время они существуют в одной форме – научно-философском знании или, по-гречески, – «эпистеме».

Особенностью этой «эпистемы» является то, что оно носило спекулятивный характер, т.е. опора делалась на логику.

Это продолжалось до XVII века, после чего единое философско-научное знание разделяется, так как в Европе начинает господствовать опытно-экспериментальное знания, которое и представляет собой наше современное научное знание.

        Философия подталкивает науку к развитию, особым образом  воздействуя на ученого. Обдумывая вечные вопросы, ученый открывает обыденную  ситуацию, с новых, неизвестных ранее  сторон. Философия подталкивает к познанию мира,  учит человека удивляться, позволяет выходить за границы своего обыденного мышления, способствуя прогрессу.

        Словно мыслительная машина, философия вырабатывает принципы и методы познания, которые используются в различных науках. Г. В.Ф Гегель считал: «Философия своим развитием обязана опыту.

Эмпирические науки, с одной стороны, не останавливаются на наблюдении единичных явлений, а, двигаясь навстречу философии, с помощью мысли обрабатывают материал: отыскивая всеобщие определения, роды и законы, они подготавливают, таким образом, содержание особенного к тому, чтобы оно могло быть включено в философию. С другой стороны, они вынуждают само мышление перейти к этим конкретным определениям» [3, C. 98].

        Проблемы, поставленные философией, рассматриваются наукой спустя какое-то время. Таким образом, философия стимулирует развитие науки, что приводит, как правило, к прогрессу в философии. Ф. Энгельс считал, что с каждым открывающим новую эпоху открытием, материализм меняет свою форму.

Философия является не только «поставщиком» вопросов, но и порой вносит неоценимый вклад в науку,  достаточно вспомнить идеи атомизма Демокрита. Тем не менее, как отмечает В. П.

Кохановский: «Ученый не может не считаться с работой философа, должен критически использовать его достижения, но не может придавать ей того же значения какое он придает основной части своего специального знания – анализу фактов, эмпирическим обобщениям, научным гипотезам и теориям и т. п.» [4, C. 195].

        Таким образом, можно констатировать, что взаимосвязь науки и философии прослеживается, на протяжении всей истории – от античности до современности. Однако на каждом историческом этапе меняются характер, цели и задачи этих форм знания, и, следовательно, меняется специфика их взаимодействия.

Ученые всегда ощущали острую необходимость в философском осмыслении предмета своей науки, особенно в критические моменты её развития, так как философия ставит вопрос о самих предпосылках нашего мышления объекта.

Современная наука, в свою очередь, совершая множество открытий и трансформируя реальность, заставляет и философов по-новому задать вопрос о предпосылках философии, ее месте и цели в мире.

Источник: https://medconfer.com/node/14654

Взаимосвязь философии и науки

Анализ взаимосвязи философии и науки

Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания.

В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру.

С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.

В тесной взаимосвязи философии со всеми другими формами общественного сознания коренятся как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития.

Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), «растворив» ее в других формах общественного сознания[14].

В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии.

В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки.

Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.

Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука («наука наук»).

Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания.

Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.

И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия.

Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений.

Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.

Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира.

Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция.

Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют.

Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания[15].

Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции.

Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.

Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.).

Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека.

Философия как бы «достраивает» науку до человека[16].

Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания.

Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_69343_vzaimosvyaz-filosofii-i-nauki.html

Реферат: Анализ взаимосвязи философии и науки

Анализ взаимосвязи философии и науки

Аспирант: Шевченко И.Г.

Группа: А-11

Преподаватель: проф. Назаров И.В.

Екатеринбург 2005

содержание

философия методология наука

Введение

1. Основные исторические типы отношения философии и науки

2. Философия и наука: неоднозначность взаимосвязи

3. Опосредованная проверяемость философских знаний

4. Философия и методология науки

5. Философия и мировоззрение ученого

Заключение

Список использованной литературы

введение

Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине жизненных вопросов, когда достижения науки, являясь движущей силой прогресса, одновременно стали угрозой жизни самого человека. Прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

Взаимоотношения между философами и учеными ещё достаточно напряжены, хотя обе стороны пытаются найти одну и ту же истину. При этом многочисленные предрассудки осложняют деловую дискуссию.

Без сомнения решающим аргументом этой дискуссии между учёными и философами является отсутствие конкретной пользы в философских рассуждениях.

В то время как естественники с гордостью указывают на возможности применения результатов их исследований и на огромное влияние их на современную жизнь, философы не претендуют на бросающиеся в глаза результаты.

Как раз этот момент требует сегодня переосмысления. С недавних пор, как на Западе, так и в России отошло в прошлое позитивное рассмотрение наук. Научное развитие, воспринимавшееся на протяжении столетий как прогресс в росте качества жизни и просвещённом овладении бытием, сегодня часто рассматривается и как угроза для человечества.

В данном реферате сопоставлены философия и наука, рассмотрены основные исторические типы отношения философии и науки. Работа демонстрирует сложность их взаимосвязи. Показана специфика философской методологии науки с рассмотрением концепций науки наиболее видных представителей пост позитивизма.

1. Основныеисторическиетипыотношенияфилософииинауки

Для дальнейшего рассмотрения соотношений философии и науки важно, прежде всего, дать определения философии и науке и тем самым разграничить эти понятия.

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, одновременно – это и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Значение науки понималось уже в глубокой древности, и в разные периоды истории её роль была неодинакова.

Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний.

Философия в широком смысле может быть определена как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных ориентирах бытия человека в мире.

В более узком, конкретном смысле философия – отрасль знания, занимающаяся анализом состояния частных наук и обобщением их на более высоком уровне, а так же осмыслением сущности и этических рамок научных достижений.

Все компоненты, стороны философской деятельности не являются абсолютными, не изменяющимися, вечными. Наиболее существенные изменения они претерпевают при смене исторических типов мировоззрения.

В соотношении философии и науки различают три основных исторических периода и три типа соотношений.

В первом историческом периоде было первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся натурфилософией и обращённое к самым различным предметам. Наряду с данными конкретных наблюдений, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщённые размышления людей о мире, о себе и об обществе.

Первичное знание заключало в себе одновременно про науку и про философию. Но уже в то время Аристотель в «Метафизике» отмечал, что в отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области знания, мудрость (или философию) необходимо отнести к науке, исследующей первые начала и причины.

Аристотель различал науки по степени строгости, определял их соподчинённость и ставил философию во главе их всех.

Во втором периоде произошла специализация знаний, формирование конкретных наук, их отделение от натурфилософии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, её разграничение с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII– XVIIIвв.

В течение первых двух периодов знание носило, в основном, опытный, описательный характер. Обобщение, выявление общих закономерностей попадало на долю философии.

Недостаток знания дополнялся весьма умозрительными концепциями и домыслами, которые как бы стояли над фактами и привносились в науку извне.

Односторонне используя метод дедукции, объясняя конкретные свойства объектов при помощи общих принципов, сторонники натурфилософии пытались решить такие проблемы, которые требуют специального изучения.

Энгельс отмечал, что натурфилософия заменяла «неизвестные ещё действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора» /7, с. 525/.

В третьем периоде происходит формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция и синтез.

Многие теоретические задачи, которые решались до этого лишь в умозрительной философской форме, наука стала решать сама.

Становится ясно, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки а вместе с наукой. Причем с развитием науки, с её бурным прогрессом потребность в союзе с философией возрастает.

Исследование истории возникновения, логики и закономерности становления и развития науки дает возможность человеку принимать лучшие решения при выборе правильного пути использования достижений науки в своих целях.

2. Философияинаука:неоднозначностьвзаимосвязи

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-analiz-vzaimosviazi-filosofii-i-nauki.html

Анализ взаимосвязи философии и науки

Анализ взаимосвязи философии и науки

Министерство образования РФ

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра философии

Реферат

по дисциплине

История и философия науки

Анализ взаимосвязи философии и науки

Аспирант: Шевченко И.Г.

Группа: А-11

Преподаватель: проф. Назаров И.В.

Екатеринбург 2005

содержание

философия методология наука

Введение

1. Основные исторические типы отношения философии и науки

2. Философия и наука: неоднозначность взаимосвязи

3. Опосредованная проверяемость философских знаний

4. Философия и методология науки

5. Философия и мировоззрение ученого

Заключение

Список использованной литературы

введение

Человечество ныне находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение поистине жизненных вопросов, когда достижения науки, являясь движущей силой прогресса, одновременно стали угрозой жизни самого человека. Прогрессирующее развитие науки неизбежно порождает множество проблем, которые носят жизненно важный, нравственный характер.

Взаимоотношения между философами и учеными ещё достаточно напряжены, хотя обе стороны пытаются найти одну и ту же истину. При этом многочисленные предрассудки осложняют деловую дискуссию.

Без сомнения решающим аргументом этой дискуссии между учёными и философами является отсутствие конкретной пользы в философских рассуждениях.

В то время как естественники с гордостью указывают на возможности применения результатов их исследований и на огромное влияние их на современную жизнь, философы не претендуют на бросающиеся в глаза результаты.

Как раз этот момент требует сегодня переосмысления. С недавних пор, как на Западе, так и в России отошло в прошлое позитивное рассмотрение наук. Научное развитие, воспринимавшееся на протяжении столетий как прогресс в росте качества жизни и просвещённом овладении бытием, сегодня часто рассматривается и как угроза для человечества.

В данном реферате сопоставлены философия и наука, рассмотрены основные исторические типы отношения философии и науки. Работа демонстрирует сложность их взаимосвязи. Показана специфика философской методологии науки с рассмотрением концепций науки наиболее видных представителей пост позитивизма.

1. Основные исторические типы отношения философии и науки

Для дальнейшего рассмотрения соотношений философии и науки важно, прежде всего, дать определения философии и науке и тем самым разграничить эти понятия.

Наука это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, одновременно это и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Значение науки понималось уже в глубокой древности, и в разные периоды истории её роль была неодинакова.

Становление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания обычно связывают с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний.

Философия в широком смысле может быть определена как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных ориентирах бытия человека в мире.

В более узком, конкретном смысле философия отрасль знания, занимающаяся анализом состояния частных наук и обобщением их на более высоком уровне, а так же осмыслением сущности и этических рамок научных достижений.

Все компоненты, стороны философской деятельности не являются абсолютными, не изменяющимися, вечными. Наиболее существенные изменения они претерпевают при смене исторических типов мировоззрения.

В соотношении философии и науки различают три основных исторических периода и три типа соотношений.

В первом историческом периоде было первоначальное совокупное знание древних, именовавшееся натурфилософией и обращённое к самым различным предметам. Наряду с данными конкретных наблюдений, выводами практики, начатками различных наук оно охватывало обобщённые размышления людей о мире, о себе и об обществе.

Первичное знание заключало в себе одновременно про науку и про философию. Но уже в то время Аристотель в «Метафизике» отмечал, что в отличие от частных наук, каждая из которых занята исследованием своей области знания, мудрость (или философию) необходимо отнести к науке, исследующей первые начала и причины.

Аристотель различал науки по степени строгости, определял их соподчинённость и ставил философию во главе их всех.

Во втором периоде произошла специализация знаний, формирование конкретных наук, их отделение от натурфилософии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, её разграничение с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII XVIII вв.

В течение первых двух периодов знание носило, в основном, опытный, описательный характер. Обобщение, выявление общих закономерностей попадало на долю философии.

Недостаток знания дополнялся весьма умозрительными концепциями и домыслами, которые как бы стояли над фактами и привносились в науку извне.

Односторонне используя метод дедукции, объясняя конкретные свойства объектов при помощи общих принципов, сторонники натурфилософии пытались решить такие проблемы, которые требуют специального изучения.

Энгельс отмечал, что натурфилософия заменяла «неизвестные ещё действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные пробелы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора» /7, с. 525/.

В третьем периоде происходит формирование теоретических разделов целого ряда наук, их постепенная интеграция и синтез.

Многие теоретические задачи, которые решались до этого лишь в умозрительной философской форме, наука стала решать сама.

Становится ясно, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки а вместе с наукой. Причем с развитием науки, с её бурным прогрессом потребность в союзе с философией возрастает.

Исследование истории возникновения, логики и закономерности становления и развития науки дает возможность человеку принимать лучшие решения при выборе правильного пути использования достижений науки в своих целях.

2. Философия и наука: неоднозначность взаимосвязи

Проблема «философия и наука» это, прежде всего, вопрос о научности или истинности самой философии. Надо сказать, что ответ на вопрос «наука ли философия?» зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию.

Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение:

Во-первых, основания любой науки (той же математики — символа научной строгости) являются весьма неопределенными, по сути постулативными: только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанных в этом своем качестве.

Во-вторых, и на «верхних этажах» науки есть свои «неоднородности»: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования.

В-третьих, наука — это общественный институт, т.е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в которых находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

В-четвертых, принято думать, что наука увеличивает нашу уверенность в собственных силах. Что ж, она действительно делает это, но только, подчеркнем, в очень узком спектре, определяемым логикой и эмпирически удостоверяемым знанием. При этом сразу же обозначаются границы и выявляются пределы — знаний и индуцируемой ими уверенности.

Наука безжалостно расправляется с часто дорогими нам убеждениями и утешительными видимостями. Именно с ее помощью мы лишились всякой надежды на вечный двигатель, на философский камень, на молниеносную переделку человека и общества.

Таким образом, наука с успехом разрушает иллюзии, видимости, мнимости — словом, наше всезнание, часто запаздывая и надолго с постройкой нового здания на месте разрушенного, в котором мы чувствовали себя вполне уверенно.

Философия в наше время с определенностью обособлена в отдельный институт. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, — это доказательность.

В философии, как считают некоторые авторы, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда — доказать. Можно согласиться в данной связи с У.

Джеймсом, видевшим в философии «коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил».

Ядро научного знания составляет, несомненно, знание истинное, т.е. доказанное или принципиально (через конечное число шагов) доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний не может быть названа наукой.

Философия, разумеется, не беспочвенна она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произраст

Источник: https://www.studsell.com/view/8946/

Refy-free
Добавить комментарий