Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие

Анализ стихотворения Твардовского «Снега потемнеют синие…»

Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие

(1 вариант)

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие…» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок…

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе.

Используемые олицетворения «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход… ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» делают представленную картину живой, одухотворенной.

Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный еще лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца».

Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

(2 вариант)

Стихотворение А.Т. Твардовского об ожидании весны. Природа в сказках, былинах, поговорках и пословицах, в народнопоэтическом языке всегда живая.

Мы сегодня не задумываемся, когда говорим «солнце встает», «дождь идет», «ветер дует», «земля дышит», перед нами просто общепринятые фразы, а ведь кто-то когда-то первым придумал эти метафоры.

Наблюдает описывает природу человек, поэтому все, что они видят, люди пропускают через себя, характеризуют с помощью понятных им вещей. И совсем не обязательно для этого быть поэтом, нужно просто уметь видеть.

В стихотворении Твардовского весна приходит постепенно: сначала «снега потемнеют синие» и воды начнут играть (они «зайдут» в лесок, ненадолго «прикинутся» неподвижными, потом «в поход отовсюду ринутся», выбивая ручьи), затем начнет просыпаться земля, пробьется трава, все зацветет. Картина, созданная Твардовским, напоминает искусную вышивку: уже нет белого цвета, синие снега потемнели, чернеют дороги и деревья. Еще не появилась молодая листва, лес еще прозрачен, но уже недолго ждать. Передаются не только цвета, но и движение: весна бьется с зимой, неподвижные, притворяющиеся спокойными воды «в поход отовсюду» ринулись, закрутились, забурлили, растеклись ручьями. Природа – искусная мастерица: вышила гладью снега и воды, деревья, но вот она бросила нитку с иголкой, а картина продолжает вышиваться самостоятельно:

Листву прошивая старую,

Пойдет строчить трава…

Травинки-иголочки буквально прошивают, пробивают старую листву, как иголка прошивает материю. На вышиваемом полотне прорастает трава, а вот и полетела нежно-зеленая пыльца ольхи. И лес, не переставая быть прозрачным, перестал быть голым.

Теперь это лес сказки, лес детства: «И с ветром нежно-зеленая // Ольховая пыльца, // Из детских лет донесенная, // Как тень, коснется лица».

Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой.

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

Весна заставляет и природу, и человека постоянно возрождаться, быть готовым к новому.

Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета…»

(1 вариант)

В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липового цвета.

Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность.

Особую роль играет у А.Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета:

А с липового цвета

Считай, что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом:

Ку-ку, ку-ку, – макушка, –

Отстукала кукушка

Прощальный свой привет.

Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета», обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.

(2 вариант)

Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета»? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой», а не «стихами». А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение.

В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка». Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос.

Попробуем воссоздать образ «макушки», как он возник в сознании людей, придумавших поговорку.

Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься.

Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро.

О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света») – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета.

А с липового цвета,

Считай что песня спета,

Считай, пол-лета нет, –

Июль – макушка лета.

Стихотворение А.Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом.

Ему помогли люди («напомнила газета»), время («дневного убыль света»), лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета»).

И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай», он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет».

Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-tvardovskogo-snega-potemneyut-sinie%E2%80%A6.html

Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие

Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие

(1 вариант) А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие…» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда Снега потемнеют синие Вдоль загородных дорог, И воды зайдут низинами В прозрачный еще лесок… Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землей, с нежной ольховой пыльцой.

Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм: И сердце почует заново, Что свежесть поры любой Не только была да канула, А есть и будет с тобой. Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе.

Используемые олицетворения «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход… ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» делают представленную картину живой, одухотворенной.

Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный еще лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца». Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие…» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

(2 вариант)

Стихотворение А.Т. Твардовского об ожидании весны. Природа в сказках, былинах, поговорках и пословицах, в народнопоэтическом языке всегда живая. Мы сегодня не задумываемся, когда говорим «солнце встает», «дождь идет», «ветер дует», «земля дышит», перед нами просто общепринятые фразы, а ведь кто-то когда-то первым придумал эти метафоры. Наблюдает описывает природу человек, поэтому все, что они видят, люди пропускают через себя, характеризуют с помощью понятных им вещей. И совсем не обязательно для этого быть поэтом, нужно просто уметь видеть. В стихотворении Твардовского весна приходит постепенно: сначала «снега потемнеют синие» и воды начнут играть (они «зайдут» в лесок, ненадолго «прикинутся» неподвижными, потом «в поход отовсюду ринутся», выбивая ручьи), затем начнет просыпаться земля, пробьется трава, все зацветет. Картина, созданная Твардовским, напоминает искусную вышивку: уже нет белого цвета, синие снега потемнели, чернеют дороги и деревья. Еще не появилась молодая листва, лес еще прозрачен, но уже недолго ждать. Передаются не только цвета, но и движение: весна бьется с зимой, неподвижные, притворяющиеся спокойными воды «в поход отовсюду» ринулись, закрутились, забурлили, растеклись ручьями. Природа – искусная мастерица: вышила гладью снега и воды, деревья, но вот она бросила нитку с иголкой, а картина продолжает вышиваться самостоятельно: Листву прошивая старую, Пойдет строчить трава… Травинки-иголочки буквально прошивают, пробивают старую листву, как иголка прошивает материю. На вышиваемом полотне прорастает трава, а вот и полетела нежно-зеленая пыльца ольхи. И лес, не переставая быть прозрачным, перестал быть голым. Теперь это лес сказки, лес детства: «И с ветром нежно-зеленая // Ольховая пыльца, // Из детских лет донесенная, // Как тень, коснется лица». Движение, нежные цвета, активность природы, ее прозрачность тронули сердце автора, заставили его биться с новой силой. И сердце почует заново, Что свежесть поры любой Не только была да канула, А есть и будет с тобой. Весна заставляет и природу, и человека постоянно возрождаться, быть готовым к новому.

Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета…»

(1 вариант)

В стихотворении А.Т. Твардовского «Июль – макушка лета» дан лирический образ середины лета, когда природа живет полной жизнью. В произведении создана атмосфера беззаботного счастья, веселья. Поэт перечисляет значимые приметы июля, которые соотносятся с народным календарем: «дневная убыль света», «отстукала кукушка прощальный свой привет», сбор липового цвета. Лирическое произведение написано трехстопным ямбом, который придает всему стихотворению четкость, предельную ясность. Особую роль играет у А.Т. Твардовского произнесение слов. Используемый прием звукописи передает звуки июля – середины лета: А с липового цвета Считай, что песня спета, Считай, пол-лета нет, – Июль – макушка лета. Поэтом используется народная лексика: «макушка лета», «скрытнейшей из примет», «песня спета», «пол-лета». Повелительное наклонение употребляемых глаголов передает игривое настроение лирического героя. Голос кукушки передан в стихотворении следующим образом: Ку-ку, ку-ку, – макушка, – Отстукала кукушка Прощальный свой привет. Рефреном лирического произведения стала строчка «Июль – макушка лета», обрамляющая стихотворение и придающая ему песенный характер.

(2 вариант)

Почему поэт не начал словами «Июль – середина лета»? Наверное, потому что так слишком просто, обычно. Так можно было бы сказать «прозой», а не «стихами». А потом выражение «Июль – макушка лета» – народное наблюдение. В тексте стихотворения слово «макушка» обыгрывается кукушкой, это она прокуковала слово «макушка». Больше всего она кукует весной, а чем ближе к середине лета, тем реже раздается ее голос. Попробуем воссоздать образ «макушки», как он возник в сознании людей, придумавших поговорку. Представим себе, что с начала июня лето раскачивается, поднимается, набирает силы, берет разгон, как человек, поднимающийся в гору: он бережет силы, чтобы суметь дойти до вершины, он предчувствует радость ее преодоления и отдых на той стороне горы, так как спускаться легче, чем подниматься. Но вот он достиг «макушки» – верхушки. Много труда положил, можно и отдохнуть на спуске, а радости меньше, потому что приключение кончается. Причем если в гору мы идем медленно, то с горы ноги почти бегут. Летние деньки в августе бегут так же быстро. О том, что июль – середина лета, напомнила поэту какая-то газета, но газете не всегда можно верить, а вот то, что дни становятся короче («дневного убыль света») – верная примета, а потрясающей красоты цветущая липа, распространяющая вокруг себя нежнейшее благоухание, стала символом середины лета. А с липового цвета, Считай что песня спета, Считай, пол-лета нет, – Июль – макушка лета. Стихотворение А.Т. Твардовского начинается и заканчивается одной и той же фразой. Он захотел рассказать о том, как определить середину лета, и рассказал об этом. Ему помогли люди («напомнила газета»), время («дневного убыль света»), лесная птица («отстукала кукушка») и цветущее дерево («с липового цвета»). И чем ближе к концу стихотворения, тем грустнее автору: повторяя слово «считай», он считает дни, оставшиеся до конца лета, провожая его первую половину, утверждая что «песня спета» и немного рано бросая «прощальный привет».

Пол-лета, конечно, уже нет, но ведь и пол-лета впереди.

Источник: https://mirznanii.com/a/362297/analiz-stikhotvoreniya-tvardovskogo-snega-potemneyut-sinie

Анализ стихотворения «Снега потемнеют синие» Твардовского

Анализ стихотворения Твардовского Снега потемнеют синие

Весна, влекущая за собой пробуждение природы, на протяжении многих веков вдохновляла писателей и поэтов.

И именно весне посвящается стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Снега потемнеют синие», которое относится к позднему периоду творчества поэта.

Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Снега потемнеют синие» по плану, который будет полезен ученикам 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

История создания – Стих написан в 1965 году. Произведение стало символом обновления и прихода светлых дней, в которых поэт отчаянно нуждался после смерти матери.

Тема стихотворения – Приход весны, описание пробуждающейся природы.

Композиция – Композиция произведения состоит из двух условных частей. В начале стихотворения лирический герой описывает изменения, которые произойдут в природе с приходом первых теплых весенних дней. Во второй части он приходит к выводу, что все перемены в природе имеют много общего с ходом человеческой жизни.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Метафоры – «свежесть поры любой», «сырая ночь».

Эпитеты – «синие», «ольховая», «недвижимая».

Олицетворения – «пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами».

На счету Александра Трифоновича немало лирических произведений, в центре которых – невыразимое очарование природы России. Пейзажная лирика всегда была одной из любимых тем в его творчестве.

Однако стихотворение «Снега потемнеют синие», написанное Твардовским в 1965 году, имеет несколько иной подтекст, чем просто любование природой. В этом году поэту пришлось пережить тяжелую утрату – смерть своей матери. Уход из жизни самого дорого человека стал для Александра Трифоновича глубоким потрясением, с которым он справился при помощи творчества.

В этот период им было написано немало произведений, посвященных Марии Митрофановне. Однако были и те, что, на первый взгляд, не имели к ней никакого отношения. Именно к таким стихотворениям и относится «Снега потемнеют синие».

В нем автор проводит параллель между природой и собственной жизнью: в весне он видит обновление, начало перемен, ожидание светлых и радостных дней. Горечь утраты уйдет, словно талый снег, оставив место новым мечтам и надеждам.

Центральная тема произведения – описание природы, которая вот-вот скинет с себя зимние оковы и раскроется навстречу долгожданной весне.

Поэт с большой тщательностью и любовью описывает все изменения, которые происходят в живой природе с приходом весны. Земля, освобождающаяся из-под снежного покрывала, стремительные ручьи, чистая, сверкающая зелень волнует поэта, наполняет его душу новыми, живительными силами.

Момент встречи зимы и весны, когда «листву прошивая старую, пойдет строчить трава», является очень важным для лирического героя. Это яркое образное описание можно применить не только к природе, но и к жизни человека, поскольку очень точно передает идею преемственности поколений.

Так же, как зима уступает место весне, юность плавно перетекает в зрелость, а затем – в старость. Старое поколение уходит, чтобы уступить место юным потомкам, которые только делают первые робкие шаги навстречу своему будущему. Пройдут годы, и они точно так же, как и их предки, уйдут в небытие, оставшись в памяти своих детей и внуков.

Но, пока этого не произошло, нужно ценить каждый миг своего пребывания на земле, радоваться каждой мелочи – именно в этом и заключается главная мысль произведения. Если в природе смена сезонов является цикличным процессом, то человек способен лишь один раз испытать на себе все перемены, уготованные ему самой жизнью. И время, отпущенное судьбой, нужно ценить на вес золота.

Композиционно произведение делится на две условные части. В первой части лирический герой предвкушает скорое приближение весны. Он описывает радужную картину тех перемен, что принесет с собой это время года.

Во второй части лирический герой сопоставляет перемены в природе с неизменным ходом жизни. Смену времен года он отождествляет с естественным ходом жизни человека, когда на смену старому поколению приходит новое.

Произведение, в котором очень трепетно описана природа, готовая вот-вот пробудиться после долгого зимнего сна, относится к жанру пейзажной лирики.

При написании стихотворения поэт использует такой стихотворный размер как амфибрахий с применением перекрестной рифмовки.

Для описания всего очарования всех весенних изменений в природе Твардовский мастерски использует богатую палитру средств художественной выразительности.

В произведении встречаются метафоры («свежесть поры любой», «сырая ночь»), эпитеты («синие», «ольховая», «недвижимая»), олицетворения («пойдет строчить трава», «воды зайдут низинами»).

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 6.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/tvardovskiy/snega-potemneyut-sinie.html

Refy-free
Добавить комментарий