Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной… 1847.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной (1847). — Сочуна

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной... 1847.

Стихотворение Двигаюсь ли ночью по улице темной, вытребовавшее экзальтированный отзыв современников Некрасова Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др. , с одной стороны, обычный с целью самого поэта, но, с другой принципиально революционное с целью российской версификации вообще.

Таковая его характерная черта как сюжетность, и сам разбор киносюжета судьба женская половина человечества в безжалостных общественных условиях, погружающих ее к падению не свежи с целью версификации Некрасова (вспомним впрочем бы стихотворение Рано или поздно изо сумрака заблужденья, 1845).

Впрочем сами фабульность и разбор киносюжета нарушение традиции, так как сюжет, больше всего сюжет низкий, имеющий отношение к делам связанным с нищетой, голодом и поголовно общественными проблемами, событие редкостное для донекрасовской российской поэзии.

Тут-то одно из основных проявлений созидательного порядка Некрасова, содержавшегося в разрушении обыкновенных общепризнанных мерок и канонов, в пародировании их (как в почти во всех прочих его ранешних стихотворениях, в частности Сегодняшняя песня и Колыбельная песня, 1845, В неведомой глуши, в деревне полудикой, 1846, Высоконравственный человек, 1847 и т. д.

), причинность элементарно не возбраняется водился заслужить себе благородное пространство в русской версификации половины начала первой пятидесяти процентов XIX в. , рано или поздно энтузиазм к поэзии поголовно (а) также больше всего, к традиционной версификации (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок.

Стихотворение нацарапано четырехстопным дактилем (есть двух строчки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются дамские нечетные и мужеские четные окончания).

Разбор трехсложного габарита очередное изображение лироэпического новаторства Некрасова, ставшим в одиночестве из первых российских поэтов, темпераментно использовавших трехсложники, приближавшие поэтичную здравицу к разговорной, совместно с тем обогащая художественный язык.

Стихотворение складывается из четырех долей многообразного размера: первая делянку двенадцать стихов, вторая и третья доли по шестнадцать стихов и четвертая делянку восемь стихов, что также представляется характерной характерной чертой Некрасовской поэзии: сходственное случайное строфическое разделение сталкивается в течение многих его стихах, в частности Ну да наша жизнедеятельность протекал мятежно, Так это шутка? Трогательная моя (1850), Богиня искусств (1851), О письма женская половина человечества нам милой! . . (1852) и т. д. Таковое подразделение на строфы совмещается с сюжетным членением: первая октава воспоминания богатыря о прежней любовнице прощай с ним, вторая рассказ о погибели их ребенка, третья рассказ о ее падении, четвертая вторично тенденцию про то, где она теперь. В стихотворении сталкивается ориентировочные и неточные рифмы: ручкой мной, беспрогляднее не лей, уснем рядком, венцу основателю и т. д. событие да редкостное с целью российской версификации половины XIX в. и ставшее общепризнанным и во всю ширь используемым исключительно в версификации символистов и поэтов XX целая вечность А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, В. В. Маяковского, С. А. Есенина и др. В опровержение воззрения о болезненной фигуре или безыскусности некрасовских стихов, имевшегося сильно разблаговещенным промежду критиков-современников, одной изо необыкновенностей данного стихотворения представляется сильно утончённая звукопись, штудирующая посредством весь текст: Звукопись данная акцентирует некоторое количество генеральных мотивов стихотворения, в то же время сплачивая их: проблема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С согласный), проблема любви, холода, голода, слез, плача, невыносимой мысли (звуки л и j, шипящие вспомянем классическую семантику данной звукописи, в частности в Мцыри Лермонтова). Богатство компаний гармоничных (темной, пасмурный, друг, вдруг, малости дождя, пронизывающе звонок, сколько душе угодно поплакал и т. д. ) осуществляют движение поэтичной речи прерывистым, затрудненным, акцентируют внимание трагизм обрисовываемых событий. Прочая отличительная характерная черта данного стихотворения богатство отрицаний: доброжелатель беззащитный, болезненный и не имеющий пристанища с ранних лет судьбина возненавидел тебя, муж тебе выстрел ожесточенный на долю, не покорилась, да не на радость сошлась и со мной, он не смолкал, слез легкомысленных не лей, ты не торопился с грустным признаньем, Я ничего не спросил, все без изъятья, безрезультатно захолонут также характерна версификации Некрасова, ср. , в частности стихотворение Богиня искусств (1851): Никак нет Камены приветливо напевающей и прекрасной Далеко не припоминаю по-над на лицо я песенки сладкогласной! Она гармонии колдовской далеко не учила, В пеленках у меня свирели далеко не забыла, Иллюзией неотчетливой не волновала ум И не являлась недуманно-негаданно экзальтированному взгляду и т. д. Эти отрицания не столько акцентируют внимание отрицательное противодействие общественной сферы для судьбину человека, но также удостоверение отречения данной сферы поэтом. Все стихотворение выстроено для много ажурных мотивах, изучающих посредством его текст и связывающих его воедино, выделяющих его трагизм.

2019-12-07

Категории сочинений

Сочинения на свободную тему

Тютчев

Пушкин

Лорка

Тургенев

Лермонтов

Бальзак

Бунин

Гончаров

Абрамов

Зайцев

8 класс

Улицкая

Островский А. Н.

Ахматова

Достоевский

Замятин

Толстой Л. Н.

Куприн

Все категории

Источник: https://sochineniez.ru/analiz-stihotvoreniya-n-a-nekrasova-edu-li-nochyu-po-ulice-temnoy-1847-nekrasov-n-a-4334

Анализ стихотворения “Еду ли ночью по улице темной…” Н. А. Некрасова

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной... 1847.

Стихотворение “Еду ли ночью по улице темной…” Н. А. Некрасова посвящено одной из самых тяжелых тем в русской литературе XIX века – судьбе русской женщины. По жанру это баллада.

Н. А. Некрасов последовательно показывает, какие тяжкие испытания выпадают на долю главной героини произведения: злоба и бедность в родительском доме, брак с нелюбимым мужем, нищета и голод, гибель единственного сына.

Затем для того, чтобы похоронить ребенка и накормить мужа, женщина решается на отчаянный шаг: она продает свое тело. Всю ответственность этого поступка героиня берет на себя. Муж первое время даже не догадывается об ужасном поступке жены.

“Случай нас выручил?

Бог ли помог?” – наивно спрашивает себя он. Потом страшная догадка все-таки приходит ему в голову: “Ты не спешила печальным признаньем, Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем. Только угрюм и озлоблен я был…”.

Муж, ради которого и вместо которого героиня заработала деньги, озлобился. Герои расстались. “Где ты теперь? С нищетой горемычной злая тебя сокрушила борьба?

Или пошла ты дорогой обычной И роковая свершится судьба? Кто ж защитит тебя?” – все эти вопросы, сконцентрированные в последней строфе стихотворения, так и останутся без ответа.

Даже муж, который и должен был защитить свою жену от бедности и унижения, посылает ей бесполезные проклятья, но все равно мучительно вспоминает о ней словами: “Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!” Обращение “друг” подчеркивает, что в душе героя все еще есть нежные чувства к любимой женщине.

Созвучные эпитеты “беззащитный, больной и бездомный” усиливают трагическое звучание фразы.

Судьбу героини произведения, к сожалению, можно считать типичной для того времени. Добродетельная Соня Мармеладова из романа Ф. М.

Достоевского “Преступление и наказание” прошла подобный же путь: ради голодных детей своей мачехи она становится проституткой.

В одном из ее разговоров с Родионом Раскольниковым звучит мысль о том, что Полечка в скором времени тоже должна будет повторить печальную судьбу Сонечки.

Обилие отрицаний (“с детства судьба невзлюбила тебя”, “муж тебе выпал недобрый на долю”, “не покорилась”, “да не на радость сошлась и со мной”, “он не смолкал”, “слез безрассудных не лей”, “ты не спешила с печальным признаньем”).

Эти отрицания придают негативную окрашенность художественной атмосфере произведения. Эту же семантическую функцию выполняют в произведении образы мира природы (буря, дождь).

Злоба, угрюмство – вот настроение, которое может породить подобная атмосфера.

В таких условиях для человеческой души не может быть радости. Не случайно основной мотив произведения – беззащитность, безысходность.

Примечательно, что весь сюжет произведения разворачивается в атмосфере полутьмы, полусвета. Темная улица, пасмурный день – все эти художественные детали призваны также подчеркнуть безрадостность существования.

Эту же функцию выполняют заунывные звуки труб, подчеркивая тему тяжести непосильного капиталистического труда.

Н. А. Некрасов показывает, что на отчаянный шаг героиню подталкивает только крайне тяжелое положение.

Не случайно в сюжете произведения моделируется несколько иной вариант развития событий: “С горя да с голоду завтра мы оба Так же глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба – Вместе свезут и положат рядком…”. Таким образом, ценой личного счастья и супружеской верности героиня стихотворения, по сути, спасает любимому жизнь.

Автор потрясен благородством души русской женщины, ее мужественным, хотя и некрасивым с точки зрения общественной морали поступком. Примечательно, что герой, который не может простить поступок жены, с животным чувством, не раздумывая, утоляет голод, съедая ужин, купленный на принесенные женой деньги. Не случайно смерть в такой ситуации представляется герою сладостным избавлением.

Образы автора и героя то сливаются в стихотворении, то вновь разъединяются. Этот прием взят поэтом из фольклорных источников. Однако всем ходом развития сюжета произведения Н. А.

Некрасов убедительно показывает, что настоящим виновником грехопадения героини является не ее муж, который сам, выбиваясь из сил, пытался прокормить семью, а несправедливость общественного устройства, при котором одни люди могут покупать душу и тело других как товар.

Стихотворение “Иду ли ночью по улице темной…”, обладая высокой обличительной силой, вызвало широкий общественный резонанс: отклики И. С. Тургенева, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева. Социальная тема – главная тема в творчестве Н. А. Некрасова. Это явление было новаторским для поэзии по сути.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-edu-li-nochyu-po-ulice-temnoj-n-a-nekrasova/

Николай Некрасов — Еду ли ночью по улице тёмной: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной... 1847.

Еду ли ночью по улице тёмной, Бури заслушаюсь в пасмурный день — Друг беззащитный, больной и бездомный, Вдруг предо мной промелькнет твоя тень! Сердце сожмется мучительной думой. С детства судьба невзлюбила тебя: Беден и зол был отец твой угрюмый, Замуж пошла ты — другого любя. Муж тебе выпал недобрый на долю: С бешеным нравом, с тяжелой рукой; Не покорилась — ушла ты на волю,

Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как больной и голодный Я унывал, выбивался из сил? Б комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил.

Помнишь ли труб заунывные звуки, Брызги дождя, полусвет, полутьму? Плакал твой сын, и холодные руки Ты согревала дыханьем ему.

Он не смолкал — и пронзительно звонок Был его крик… Становилось темней; Вдоволь поплакал и умер ребенок… Бедная! слез безрассудных не лей! С горя да с голоду завтра мы оба Также глубоко и сладко заснем; Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —

Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо. Помню, была ты бледна и слаба, Зрела в тебе сокровенная дума, В сердце твоем совершалась борьба. Я задремал.

Ты ушла молчаливо, Принарядившись, как будто к венцу, И через час принесла торопливо Гробик ребенку и ужин отцу.

Голод мучительный мы утолили, В комнате темной зажгли огонек, Сына одели и в гроб положили… Случай нас выручил? Бог ли помог? Ты не спешила печальным признаньем, Я ничего не спросил, Только мы оба глядели с рыданьем,

Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной Злая тебя сокрушила борьба? Или пошла ты дорогой обычной, И роковая свершится судьба? Кто ж защитит тебя? Все без изъятья Именем страшным тебя назовут, Только во мне шевельнутся проклятья —

И бесполезно замрут!..

Анализ стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной» Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов оставил большое литературное наследие, однако стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» занимает в нем особое место. Это произведение потрясло И. Тургенева, В. Белинского, вызвало множество подражаний и интерпретаций.

https://www.youtube.com/watch?v=63eCgQ5_OoM

Стихотворение создано в 1847 году, его автору 26 лет. Пройдя через нужду и лишения после разлада с отцом, поэт в эти годы занялся творческой и издательской деятельностью, возглавил журнал «Современник».

По жанру — сюжетная лирика, городская баллада, по размеру — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой, 4 строфы. Лирический герой — рассказчик, участник событий.

По композиции делится на 3 части: в первой герой вспоминает недолгий эпизод в своей жизни, когда была у него семья, во второй — смерть ребенка и страшный выход из тупика, найденный матерью умершего мальчика, в третьей — вновь воспоминания героя, раскаяние и думы о дальнейшей судьбе женщины, которой в его жизни больше нет.

Восклицания, вопросы без ответа и многоточия довершают безрадостную картину. Лексика разговорная, нейтральная, с вкраплением возвышенной. Неясно, ребенок от первого брака или родился уже в новой семье.

Образ героини традиционно трактуют как образ падшей женщины, однако рассказчик явно дает понять, что подобным ремеслом она не промышляла. Отчаяние толкнуло ее на этот шаг.

Герой обращается к ней не по имени, он дает понять, что она не одна такая: друг беззащитный, больной и бездомный, бедная.

Слова из лексикона народной песни: тяжелая рука, выпал на долю, судьба невзлюбила. Много метафор, аллегорий.

Сердце читателя сжимается от уменьшительных суффиксов в таких словах: положат рядком, гробик ребенку, зажгли огонек. Сгоряча герой говорит о самоубийстве: завтра три гроба вместе свезут.

С горькой издевкой замечает он: принарядившись, как будто к венцу. Эпитеты: именем страшной, мучительной думой.

Заканчивается стихотворение на гневной, но бессильной ноте, в очередной раз повторяется слово «проклятье», герой страшится, но подозревает, что хороший человек по-прежнему в тисках нужды и нищеты, что она из-за голода решилась продавать себя, ее презирают, упрекают. Между прочим, из 1 строфы ясно, что сам рассказчик сумел выкарабкаться из тяжелых обстоятельств.

Социальная тема — главная в поэзии Н. Некрасова. Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» произвело большое впечатление на современников поэта смелостью выбора темы и сострадательной авторской интонацией.

Читать стих поэта Николай Некрасов — Еду ли ночью по улице тёмной на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/nikolaj-nekrasov-edu-li-nochyu-po-ulice-tyomnoj/

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной… 1847. (стр. 1 из 2)

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной... 1847.

Некрасов Н.А.

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…», вызвавшее восторженный отклик современников Некрасова — Тургенева, Белинского, Чернышевского, Писарева и др., — с одной стороны, традиционно для самого поэта, но, с другой — принципиально новаторское для русской поэзии вообще.

Такая его особенность, как сюжетность, и сам выбор сюжета — судьба женщины в бесчеловечных социальных условиях, приводящих ее к падению — не новы для поэзии Некрасова (вспомним хотя бы стихотворение «Когда из мрака заблужденья…», 1845).

Однако сами сюжетность и выбор сюжета — нарушение традиции, ведь сюжет, в особенности сюжет «низкий», связанный с нищетой, голодом и вообще социальными проблемами, — явление редкое для донекрасовской русской поэзии.

В этом — одно из основных проявлений творческого метода Некрасова, заключавшегося в разрушении привычных норм и канонов, в пародировании их (как во многих других его ранних стихотворениях, например, «Современная ода» и «Колыбельная песня», 1845, «В неведомой глуши, в деревне полудикой…», 1846, «Нравственный человек», 1847 и т.д.

), так как только так можно было завоевать себе достойное место в русской поэзии середины — начала первой половины XIX в., когда интерес к поэзии вообще и, в особенности, к традиционной поэзии (Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский и их малозначительные эпигоны), был очень невысок.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем (есть две строки трехстопного дактиля) с перекрестной рифмовкой (чередуются женские — нечетные — и мужские — четные — окончания).

Выбор трехсложного размера — еще одно проявление поэтического новаторства Некрасова, ставшим одним из первых русских поэтов, активно употреблявших трехсложники, приближавшие стихотворную речь к разговорной, вместе с тем обогащая поэтический язык.

Стихотворение состоит из четырех частей разного размера: первая часть — двенадцать стихов, вторая и третья части — по шестнадцать стихов и четвертая часть — восемь стихов, — что также является отличительной особенностью Некрасовской поэзии: подобное иррегулярное строфическое деление встречается во многих его стихах, например, «Да, наша жизнь текла мятежно…

«, «Так это шутка? Милая моя…» (1850), «Муза» (1851), «О письма женщины, нам милой!..» (1852) и т.д.. Такое разбиение на строфы совпадает с сюжетным членением: первая строфа — воспоминания героя о бывшей возлюбленной до встречи с ним, вторая — рассказ о смерти их ребенка, третья — рассказ о ее падении, четвертая — вновь мысль о том, «где она теперь».

В стихотворении встречается приблизительные и неточные рифмы: «рукой» — «мной», «темней» — «не лей», «заснем» — «рядком», «венцу» — «отцу» и т.д. — явление также редкое для русской поэзии середины XIX в. и ставшее общепринятым и широко используемым лишь в поэзии символистов и поэтов XX века: А.А.Ахматовой, О.Э.Мандельштама, В.В.Маяковского, С.А.Есенина и др..

В опровержение мнения о «слабой форме» или «безыскусности» некрасовских стихов, бывшего весьма распространенным среди критиков-современников, одной из особенностей этого стихотворения является весьма изощренная звукопись, проходящая через весь текст:

Звукопись эта выделяет несколько основных мотивов стихотворения, одновременно объединяя их: тема судьбы, смерти, гроба (звуки б, р, г, сочетания Ср и рС, С — согласный), тема любви, холода, голода, слез, плача, «мучительной думы» (звуки л и j, шипящие — вспомним традиционную семантику этой звукописи, например в «Мцыри» Лермонтова). Обилие групп согласных («темной», «пасмурный», «друг», «вдруг», «брызги дождя», «пронзительно звонок», «вдоволь поплакал» и т.д.) делают течение стихотворной речи прерывистым, затрудненным, подчеркивают трагизм описываемых событий.

Другая характерная особенность этого стихотворения — обилие отрицаний: «друг беззащитный, больной и бездомный», «с детства судьба невзлюбила тебя», «муж тебе выпал недобрый на долю», «не покорилась», «да не на радость сошлась и со мной.

..», «он не смолкал», «слез безрассудных не лей», «ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил», «все без изъятья», «бесполезно замрут» — также свойственна поэзии Некрасова, ср.

, например, стихотворение «Муза» (1851):

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

Она гармонии волшебной не учила,

В пеленках у меня свирели не забыла,

Мечтой неясною не волновала ум

И не являлась вдруг восторженному взору

и т.д.

Эти отрицания не только подчеркивают негативное воздействие социальной среды на судьбу человека, но и свидетельство отрицания этой среды поэтом.

Все стихотворение построено на нескольких сквозных мотивах, проходящих через его текст и связывающих его воедино, подчеркивающих его трагизм.

Во-первых, это мотив темноты, которым начинается стихотворение: «Еду ли ночью по улице темной, // Бури заслушаюсь в пасмурный день» — продолжающийся во второй части в несколько смягченной форме: «полусвет, полутьма», — затем усиливающийся: «становилось темней»; эти слова непосредственно предшествуют рассказу о смерти ребенка; в третьей части этот мотив вновь возникает, причем ему вновь сопутствует его противоположность: «В комнате темной зажгли огонек». Интересно, что эта противоположность несколько снимается звукописью: «темной» — «огонек», что отсылает ко второй части, где «полусвет» и «полутьма» выступают как синонимы. Это промежуточное состояние между светом и тьмой — характерная особенность Петербурга в лирике Некрасова (а действие стихотворения разворачивается именно в столице, о чем свидетельствуют многие типичные «петербургские» мотивы: сырость, туман, дождь, та же темнота, безысходность душевного состояния героев, смерть от голода и нищеты. Это стихотворение относится к тем, о которых …. сказал: «Какой-то город, явный с первых строк, // Растет и отдается в каждом слоге».), равно как и других поэтов и писателей, разрабатывавших «петербургскую» тему.

К мотиву темноты примыкает важнейшая тема, также связанная с Петербургом, — тема враждебности природы по отношению к человеку.

Тема эта выражается в образах «бури», «дождя», «холодной» комнаты, в мотиве болезни: эпитет «больной» проходит через все стихотворение: «Друг беззащитный, больной и бездомный», «больной и голодный // Я унывал, выбивался из сил»; «была ты бледна и слаба» (болезнь, бледность и слабость связаны звукописью в единый фонетико-семантический ряд). Тут же и мотив смерти: «умер ребенок», «завтра мы оба // Так же глубоко и сладко заснем» (ужас и безысходность жизни героев подчеркивается тем, что единственный положительный эпитет, встречающийся в этом сравнительно крупном стихотворении, — «сладкий» — относится к смерти, а героиня, отправляется на панель, «принарядившись, как будто к венцу»), «три гроба», «гробик ребенку», «в гроб положили».

Во-вторых, это мотив дурного душевного состояния, злобы: «зол был отец твой угрюмый» (злость и угрюмость здесь взаимно дополняют и усиливают друг друга), «муж тебе выпал недобрый на долю: // С бешеным нравом, с тяжелой рукой», «купит хозяин, с проклятьем, три гроба», «в разных углах мы сидели угрюмо» (угол, узость пространства — еще один «петербургский» мотив), «угрюм и озлоблен я был» (вновь объединение и взаимное усугубление двух понятий), «злая борьба». Все люди, весь свет озлоблены и враждебны друг к другу.

Далее, мотив бедности, нищеты, голода: «друг бездомный», «беден был отец твой», «голодный», весь образ неотапливаемой, «пустой и холодной» комнаты, в которой живут герои, такая хотя бы деталь: «пар от дыханья волнами ходил», «с голоду завтра мы оба // заснем», необходимость женщине торговать собой, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу» (вспомним Соню Мармеладову, которая появится менее чем через двадцать лет после написания этого стихотворения: «А тут ребятишки голодные… а чтт тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят! Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…» («Преступление и наказание», ч. 1 гл. II). Ср. у Некрасова: «Ты ушла молчаливо, // Принарядившись, как будто к венцу, Ты не спешила с печальным признаньем, // Я ничего не спросил, // Только мы оба глядели с рыданьем».), нищета горемычная.

Другой важный мотив — тема одиночества, беззащитности человека наедине со страшным, жестоким миром: «друг беззащитный», «кто ж защитит тебя?» Туда же относится и мотив равнодушия людей к истинным причинам трагедии:

Все без изъятья

Именем страшным тебя назовут.

Бесчеловечность окружающего мира — основная причина страданий героев.

Важнейший мотив стихотворения — мотив судьбы, понимаемой в социальном смысле как несправедливости общественного строя, обрекающего людей на муки.

Этот мотив начинает и завершает стихотворение: «с детства судьба невзлюбила тебя» (причина этого — бедность отца), «или пошла ты дорогой обычной, // И роковая свершится судьба?» «Роковая судьба» — предельное нагнетание трагизма и безысходности, неотвратимость и мучительность страданий возводятся в степень.

С этим ключевым мотивом связаны два мотива: с одной стороны, мотив бессилия перед судьбой: «я унывал, выбивался из сил» (ср. «труб заунывные звуки»), образ слабого ребенка, «злая тебя сокрушила борьба», «только во мне шевельнутся проклятья — // И бесполезно замрут!..

» — и, с другой стороны, мотив борьбы с этой судьбой, борьбы с заведомо трагическим исходом: «не покорилась — ушла ты на волю», «в сердце твоем совершалась борьба» (умереть с голоду — или утратить честь?), «злая тебя сокрушила борьба». Необходимость бороться и осознание бессмысленности, безысходности этой борьбы повергает героев в состояние ужаса и полной опустошенности. Все это делает стихотворение Некрасова одним из наиболее мрачных трагических в русской литературе.

Источник: https://mirznanii.com/a/361054/analiz-stikhotvoreniya-na-nekrasova-edu-li-nochyu-po-ulitse-temnoy-1847

Анализ стихотворения Некрасова Еду ли ночью по улице темной

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова Еду ли ночью по улице темной... 1847.

Во всех поэтических текстах Некрасова видна авторская гражданская позиция. Его любовная лирика уникальна для произведений этого жанра. Персонажами становятся не романтические баловни судьбы или герои, а простые и бедные люди, для которых любовь убийственна и разрушительна.

Это шокирующее для своего времени стихотворение вызвало у современников и восхищение своим новаторством, и осуждение из-за своей не эстетичности и мрачности, да и главной героиней стала падшая женщина, к которой проникаешься сочувствием. Некрасов воспел не красоту и утонченность любви героев, а описал обыденность и нищету, в которой это прекрасное чувство гибнет

Отличительная особенность этого стихотворения – сюжетность. Из воспоминаний героя мы узнаем скудные факты из беспросветной жизни его возлюбленной. Из этих обрывочных фрагментов в его памяти и мучительных раздумий складывается картина всей ее недолгой и тяжелой жизни.

Она выросла в бедной семье, где отец был угрюм и озлоблен, выдана замуж на нелюбимого человека, недоброго, с бешеным нравом и тяжелой рукой. Не выдержав, уходит к тому, кого любила и готова была разделить его участь. Но он, больной и бедный, не может постоять за нее и невольно губит окончательно.

Последний их совместный вечер описывается обыденно и страшно, чувствуется приближение их общей гибели.

В холодной комнате героиня пыталась своим дыханием согреть руки плачущему малышу, который умирает. Герой пытается утешить рыдающую мать тем, завтра и они с голода также сладко уснут, найдя избавление от страданий и голода в смерти. Но она, ничего не отвечая, задумавшись ненадолго, приняла страшное решение и ушла, принарядившись, словно к венцу.

Так поэт подчеркнул христианскую жертвенность ее грехопадения. Вернувшись, приносит гробик сыну и еду для мужа. Поужинав, обрядили и положили в гроб ребенка. Не посмел герой узнать, какой ценой это все досталось, малодушно помышляя о божьей помощи или счастливом случае. Но героиня не спешила с признаньем, не позволила себе оправдываться и уходит.

Она ничего не говорит, только плачет. Но так ясно представляется бездна ее горя, потеряв единственного сына, она, чтобы не стать презренной обузой, предпочитает освободить любимого. Все повествование погружено во мрак: буря, пасмурный день, темные улицы, ночь, холодная и пустая комната, где полусвет, полумрак, ветер гудит в трубе нетопленной печи.

И на душе у героя так же мрачно и беспросветно, ему ведомы лишь унынье, чувство бессилия, злоба.

Но не может забыть герой свою любимую, называя другом бездомным и беззащитным. Понимая, какая позорная судьба ей уготована, каким страшным именем ее теперь зовут, он проклинает судьбу, но проклятия беззвучно затихают, ибо изменить он ничего уже не может

Частный случай из жизни обездоленных людей помогает понять драматизм социального мироустройства. Эта фатальная история любви безымянных героев, не способных противостоять нужде и лишениям, одна из самых трагических в русской литературе.

Анализ 2

Стихотворение в 1847 году произвело довольно мощное впечатление на современников, которые довольно высоко оценивали «Еду ли ночью..» во многом за новаторство. И, действительно, новаторского тут много, начиная от звукописи и до выбора темы и стихотворного размера.

Тем не менее, охватить полностью весь спектр достоинств этого стихотворения является довольно сложным. Поэтому постараемся рассмотреть наиболее существенные детали, которые могут относиться к таким элементам, которые делают данный стих как бы вневременным. Ведь есть детали, которые позволяют поэзии всегда оставаться актуальной.

Наверное, наиболее заметным и выпуклым фактором тут является социальная проблематика. Конечно, в нынешнюю эпоху рассказами о падших женщинах и нищете никого не удивить. Более того сейчас довольно трудно растрогать зрителя/читателя, который становится более циничным и в арсенале стандартных реакций имеет разве только насмешки.

Для Некрасова ситуация была немного иной, он как наследник классицизма и романтизма искал новые формы и новое содержание, но до него практически никто не затрагивал такие социально значимые аспекты.

Этого было просто не принято касаться как чего-то грязного и чрезмерно мрачного. К слову, само стихотворение насыщено своеобразным погружением во мрак, везде образы ночи, бури, полутьмы, глубокого сна.

На протяжении всего стихотворения автор как бы низводит читателя в своеобразные пределы ада или, если так угоднее, проводит вниз по социальной лестнице, туда, где сидят голодные и угрюмые люди, где от голода оставляют этот свет дети, а для того чтобы купить ребенку гробик, нужно продавать собственное тело. Подобный экскурс был для своего времени действительно удивительным феноменом, но автор на него решился. Он подчеркнул атмосферу безысходности и мрака, в котором некоторым людям приходится существовать просто в силу обстоятельств.

Помимо этого интересной деталью является частое использование в стихе частицы «не», которая как бы указывает на какую-то неустроенность, на негативный аспект существования.

Этот пласт действительности хочется отринуть, он сам как бы отвергает идею нормально существования, он негативен, как тьма является противоположностью свету.

С другой стороны этим подчеркивается и определенная негативность мира по отношению к простому человеку, для которого действительность может становиться столь мрачной и неуютной, как говориться, юдолью скорби и страдания.

Анализ стихотворения Еду ли ночью по улице темной по плану

  • Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека

    Великий писатель, романтик — Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно

  • Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный… 9 класс

    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» было написано Александром Сергеевичем Пушкином в 1836 году. Это последний год жизни великого поэта и писателя. Так по прошествии полгода после написание стихотворения – он погиб

  • Анализ стихотворения Слушай поганое сердце Есенина

    Противоречивый характер личности Есенина будет понятен, если более-менее подробно изучить его творчество. В своих различных ипостасях поэт проявляет грани внутреннего мира, которые условно градируются от набожного странника

  • Анализ стихотворения Природа — тот же Рим и отразилась в нем Мандельштама

    Произведение, написанное в духе акмеизма, выражает видение поэтом его собственного творчества. Строительство он видит как метафору создания стихов.

  • Анализ стихотворения Она Гумилева

    Перед нами стихотворение о возлюбленной поэта, которое было написано в 1912 году и опубликовано в сборник Чужое небо в том же 1912 году. Вся прелесть произведения в том, что Гумилев создал образ своей идеальной женщины

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/nekrasov/stih-edu-li-nochyu-po-ulice-temnoj

Refy-free
Добавить комментарий