Анализ стихотворения М.Цветаевой Молодость

Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой

Анализ стихотворения М.Цветаевой Молодость

«Молодость» – прощание М. Цветаевой с прекрасной порой человеческой жизни. Стихотворение, поражающее откровенностью, изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Молодость» по плану.

История создания – создано в ноябре 1921 г., когда поэтессе исполнилось 29 лет.

Тема стихотворения – прощание женщины со своей молодостью, откровенный разговор с ней.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, теплое прощание с молодостью. Формально произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано пятистопным хореем, в первой части рифмовка перекрестная АВАВ, во второй – параллельная ААВВ.

Метафоры – «мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашептывала гребнем», «разор души», «пошалевали досыта с тобой».

Эпитеты – «воспаленные глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка».

Сравнения – «щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь,

Как с любовником с тобой прощаюсь».

История создания «Молодости» тесно связана с биографией М. Цветаевой. Удивляет тот факт, что стихотворение было написано 29-летней женщиной. Казалось бы, еще не время прощаться с молодыми годами. Но судьба Марины Ивановны сложилась так, что поэтесса рано почувствовала себя зрелой женщиной. Еще не перешагнув 30-летний порог, она уже узнала, что такое потери и разочарования.

В 19 лет Цветаева пережила смерть матери. Вскоре поэтесса вышла замуж, так как мечтала о семейном счастье. Увы, брак просуществовал недолго. Все эти события нашли художественной воплощение в произведении, созданном в ноябре 1921 г.

Тема произведения традиционная для литературы, но М. Цветаева сумела подать ее оригинально. Так как основа его автобиографичная, в нем отчетливо проявляется женское начало. В произведении всего два образа – лирическая героиня и ее молодость. Женщина обращается к прошедшим годам то с укорами, то с благодарностью. Этим и объясняется контраст в настроении двух частей стихотворения.

В первой части лирическая героиня отзывается о молодости, как об очень неприятном периоде жизни. Женщина называет ее чужой. Юные годы ассоциируются у нее с непарным сапожком. Этот символический образ как нельзя лучше отображает семейную жизнь М. Цветаевой.

Женщина признается, что ее Муза не взяла ничего от молодости. И в этом утверждении тоже есть частица правды: творческий путь Марины Ивановны был нелегким, ее произведения долго не находили признания. Молодость была щедра к лирической героине.

Она не скупилась на беды, поэтому женщина называет ее морокой и обузой.

В стихах второй части молодость предстает в другом облике. Лирическая героиня жалеет, что приходится отпускать молодые годы. Заметно, что ей не хочется «из ласточек – в колдуньи». Женщине хочется, чтобы прощание длилось, как можно дольше. Она просит молодость: «Постоим с тобой на ветру!». Ветер в этом контексте – символ жизненных невзгод.

Во второй части лирическая героиня позволяет себе признаться, что успела пошалить вместе со своей молодостью. Теперь счастливое время она называет золотом, янтарем. Цветаева создает оригинальные символы юности – малиновую юбку и лазоревую шаль. Потанцевав с молодостью напоследок, женщина отпускает ее к другим.

В разборе этого стихотворения важно обратить особое внимание на композицию. Произведение построено на контрасте. По смыслу оно делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, теплое прощание с молодостью. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены. Части стихотворения отличаются настроением.

Жанр произведения – элегия, так как в монологе лирической героини чувствуется грусть и разочарование. Также в стихотворении есть признаки послания: обращение женщины к молодости. Стихотворный размер – пятистопный хорей. В первой части М. Цветаева использовала перекрестную рифмовку АВАВ, а во второй – параллельную ААВВ. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

В стихотворении М. Цветаевой много тропов. Они позволили поэтессе создать неповторимые образы, передать внутреннее состояние лирической героини.

В тексте есть метафоры: «мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашептывала гребнем», «разор души», «пошалевали досыта с тобой»; эпитеты – «воспаленные глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка», сравнения – «щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь, как с любовником с тобой прощаюсь» и оксюморон: «моя чужая».

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 197.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/cvetaeva/molodost.html

Анализ стихотворения Цветаевой Молодость

Анализ стихотворения М.Цветаевой Молодость

Стихотворение «Молодость» написано в 1921 году. Оно состоит из двух частей. Каждая из них – обращение поэта к уходящей молодости. Из первой части мы узнаем, что молодость для Цветаевой была «ношей и обузой», «морокой», что она принесла много страданий поэту: Ты в ночи начесывала гребнем, Ты в ночи оттачивала стрелы.

Щедростью твоей давясь, как щебнем, За чужие я грехи терпела.

Хотя в этом четверостишии слышится упрек, хотя молодость «морока», «ноша и обуза», все же Цветаевой не хочется прощаться с ней: Неспроста руки твоей касаюсь, Как с любовником с тобой прощаюсь Вырванная из грудных глубин – Молодость моя! – Иди к другим! На мой взгляд, строчка «вырванная из грудных глубин» этого четверостишия наиболее ярко выражает, насколько трудно поэту «отпустить» свою молодость. Использование повторов, слов, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов – сапожок, лоскуток, голубка; многочисленных обращений – «моя голубка», «золотце мое», «шалая моя», помогло Цветаевой высказать свое отношение, показать привязанность, свою любовь к молодости. Для выражения значимых слов и выражений поэт, как и в многих других своих стихотворениях, использует многочисленные тире, восклицательные и вопросительные знаки: Шалая моя! Пошалевали Досыта с тобой! – Спляши, ошпарь! Золотце мое – прощай, янтарь! Цветаева строит свое стихотворение «Молодость» на контрасте используемой разговорной, просторечной и устаревшей лексике – «яств», «лазоревый». Подобный контраст усиливает индивидуальный эмоциональный настрой стихотворения.

Интонационное, ритмичное богатство, яркая экспрессивность, тонкое лексическое чутье – характерные черты Цветаевой, которые прослеживаются и в стихотворении «Молодость».

22538

Анализ стихотворения Цветаевой «Молодость» (1)

М. И. Цветаева написала своё стихотворение «молодость» в 1921году. Каждая из двух частей стихотворения – обращены к молодости. которая неизменно уходит.

Поэтесса говорит в своём стихотворении о той тягости. которой была для неё молодость, что приносила ей мороку и страдания, переживания.

Ты в ночи начесывала гребнем, Ты в ночи оттачивала стрелы. Щедростью твоей, давясь, как щебнем,

За чужие я грехи терпела.

Но не смотря на то, что молодость для Цветаевой была тяжкой ношей и поэтесса с упрёком обращается к ней, всё же поэтессе не очень хочется проститься с нею.

Неспроста руки твоей касаюсь, Как с любовником с тобой прощаюсь Вырванная из грудных глубин

– Молодость моя! – Иди к другим!

Не легко отпускать автору свою молодость «вырванной из грудных глубин» — так она говорит в своих строках.

Используя в стихотворении множество уменьшительно-ласкательных слов, помогает автору передать ощущение привязанности и любви к молодости. Говоря о молодости, поэтесса пишет — «золотце мое», «моя голубка», как о воодушевленном человеке. Также для более полной передачи эмоционального фона, поэтесса использует множество знаков тире, вопросительных и восклицательных знаков.

Шалая моя! Пошалевали Досыта с тобой! – Спляши, ошпарь!

Золотце мое – прощай, янтарь!

Поэтесса совмещает в своём стихотворении лексику разговорной речи, с просторечием и устаревшей лексикой. Что позволяет более ярко и контрастно передать эмоциональное настроение стихотворения.
Характерными чертами творчества М. И. Цветаевой. присущие и стихотворению «Молодость» — это наполнение стихотворения экспрессией, богатством ритмов, интонаций, лексики, яркости.

©»» .

Анализ стихотворения Цветаевой «Молодость»

Поэтесса сочинила этот стих весной 1920 года, опубликовав его в дальнейшем, в сборнике «Комедъянт». Стихотворение «Молодость» относится к взрослой и осмысленной лирике Цветаевой.

Стих имеет вид диалога между лирическим персонажем и плодом его воображения. Также «Молодость» можно отнести к чувствительной лирике, с элементами дружбы. Чувствуется разговор с цыганкой.

В стихотворении раскрывается тема о не простой жизни роковой женщины, с горделивым видом и тяжелым нравом, которая смотрит на все с полным безразличием.

Данный образ ассоциируется со стержнем, около которого рождаются лирические сюжеты Цветаевой.

По моему личному мнению, в стихотворении трагизма предостаточно, вот, например, из этой строчки «Нам дар один на долю выпал: кружить по душам, как метель» — это хорошо подчеркнуто.

«Молодость» раскрывает обратную сторону духовной красоты, привлекательности, а также молодости: » в тоске заламывая руки, знай: не одна в тумане дней цыганским варевом разлуки дурманишь молодых князей».

Герой, чей образ наполнен лирикой, помогает раскрыть нам всю глубину личностных сомнений и переживаний поэтессы Марины Цветаевой и раскрывает карты её богатейшего духовного мира. Столько светлых чувств и столько же эмоций продемонстрировано через многогранность образа душевной героини.

В этом стихе присутствуют нотки мистики в виде колдовства цыганки. Из-за многочисленного количества подходящих для понимания эпитетов, перед нами является характерный образ ведьмы, а также лирической героини Марины Цветаевой.

Поэтесса передала в своем творении «Молодость» образ сильной и властной особи, что не подчиняется навязанными кем-то правилам, самостоятельной, и способной отвечать за тот или иной поступок, совершенный в своей жизни. Лирическая героиня хочет быть необходимой всем, общаться с окружающим миром либо отдельным человеком, отдавая при этом «пламя» своей души.

Автор этого стихотворения и множества других была очень высокого мнение о своих произведениях, однако не применяла никаких методов для того, чтобы стать известной, печататься в том или ином издательстве.

Своенравный характер сдерживал её от нужных шагов, чтобы добиться признания людей. Она придерживала личного мнения на этот счет, как бы надеясь на то, что почитатели её творчества сами пробьют дорогу к её произведениям, просто для этого нужно было выждать подходящее время.

Имманентный анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой

На момент создания этого стихотворения Марине Цветаевой было около 30 лет. Она переосмысляла свои достижения, имевшиеся на текущий период.

Это было время подведения первых итогов, выстраивания дальнейших планов.

Молодость всегда проходит неожиданно, и приходящее понимание того, что лучшая пора жизни миновала, как правило, переживается любым человеком весьма болезненно и сокрушительно, наносит тяжелый удар по самооценке.

Многие люди в этот непростой период начинают лихорадочно считать свои победы, стремясь доказать себе, что жили не зря. Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой подчеркивает глубину этих переживаний, происходящих в поэтической мятущейся душе. Что чувствует героиня? Попробуем разобраться.

Композиция стихотворения

Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой по плану можно разделить на две важных составляющих. По структуре лирическое произведение состоит из двух частей. Причем по времени написания они разделены на два отдельных дня.

В первой композиционной части мы видим выражение недовольства частью своей жизни, которое прячется за нелепыми образами. Героиня прекрасно понимает, что былое исправить нельзя, и некоторое сожаление в ее строчках присутствует.

Во второй композиционной части неожиданно находится выход из данной сложной ситуации – это благословлять все, что было.

Здесь уже происходит принятие прошлых ошибок, стремление жить по-другому, ставить перед собой реально достижимые цели. Лирическая героиня называет юношеские мечты «шалыми», нежной «голубкой», у нее постепенно проходит недовольство и осуждение. Вместо них рождается истинное принятие. Анализ стихотворения Цветаевой «Молодость» подчеркивает необходимость такого перерождения героини.

Состояние лирической героини

Она прощается сама с собой, своими юношескими мечтами и порывами. По всему видно, что героиня не считает молодые годы удачными и светлыми, они принесли ей много страданий. Безусловно, в них было и хорошее, и плохое, но все чувства уже пережиты и отпущены. Горевать не о чем, но и радоваться тоже.

Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой заключает в себе переоценку идеалов, через которую проходит всякая личность в определенном возрасте. Фраза «Скоро уж из ласточки – в колдуньи» символизирует нахождение на перепутье, черте, где заканчивается одно и начинается другое.

Лирическая героиня готова принять собственные ошибки, она не сожалеет о прошлом, но и не готова пока в полной мере идти вперед.

Ее состояние отчасти обусловлено внутренними противоречиями: не хочется, чтобы жизнь проходила столь стремительно, приходит понимание необходимости настоящего взросления.

Трансформация сознания происходит постепенно и сопровождается яркой болезненностью. Ведь очень непросто понимать, что некоторые ошибки уже исправить нельзя, а можно только не совершать новых. Анализ стихотворения Цветаевой «Молодость» показывает непростой выбор, совершающийся в душе лирической героини.

Средства художественной выразительности

Лирическая героиня Марины Цветаевой называет молодость «чужой», «непарным сапожком», «листком календарным», «ношей и обузой». Создается впечатление, что время юности было прожито напрасно, но это не так.

Во второй части лирического произведения героиня начнет вспоминать, что хорошего это время ей принесло.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость» изобилует противоречивыми образами, за которыми скрываются интенсивные переживания.

Общий смысл

Несмотря на многие ошибки, которые мы так или иначе совершаем в юности, все равно ее нужно ценить. Молодость представляет собой то, что никогда не повторяется дважды, и каждый человек должен осознать эту непрекословную истину.

Одни ценности сменяются другими, задачи тоже трансформируются на протяжении жизни, и это нормальное явление, подтверждающее необходимость развития и продвижения вперед.

Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой отражает суть метаний и переживаний лирической героини, которая находится на важном перекрестке своего пути.

Фраза «Неспроста руки твоей касаюсь, как с любовником, с тобой прощаюсь» говорит о том, что в жизни поэтессы наступил непростой момент выбора и отпускания прошлого, но эта грусть уже светлая. Здесь нет вселенской печали, хотя еще присутствует надрыв, тяжелая нота.

Таким образом, анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой позволяет ценителям поэзии лучше понять суть и смысл данного лирического произведения.

«Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой

«Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана», — так написал Александр Сергеевич Пушкин об этой замечательной поре в своем романе «Евгений Онегин». Логично было бы предположить, что размышления о молодости начинают мучить человека уже в зрелом возрасте.

Однако многие русские поэты задавались вопросом о значении молодости, даже не перешагнув порог своего тридцатилетия. Марина Цветаева не стала исключением.

Едва отметив свой 29-й день рождения, она написала стихотворение «Молодость», написала в два приема с разницей в два дня – 18 и 20 ноября 1921 года.

Первая часть стихотворения – своеобразная претензия к своей молодости, поэтому и звучит неласково: изобилует восклицаниями и повторами. Героиня называет молодость «чужой». «сапожком непарным» (очевидно, теперь уже ненужным) и даже «ношей и обузой».

Несмотря на близость значения этих слов, воспринимаются они в разном контексте: ношу все равно тащат, какой бы непосильной она ни была (как свой крест!), а обуза только мешает, и от нее хочется поскорее избавиться.

Разве можно так говорить о своей молодости? Героиня утверждает, что даже «задумчивая Муза» ничего не взяла из молодых лет, очевидно, считая, что ничего серьезного и важного в этот период не было создано.

Да, такая молодость не нужна героине, ведь она «щедростью ее давилась, как щебнем». поэтому «назад не кличет». а прощается с ней навеки, воздавая ей все-таки некоторую дань уважения, что подчеркнуто словами высокого стиля:

Скипетр тебе вернув до сроку —
Что уже душе до яств и брашна!

Но уже в самом конце первой части стиха героиня, словно одумавшись, с некоторой долей нежности называет молодость «моя морока». «мой лоскуток кумашный».

Это определение с уверенностью можно считать авторским неологизмом, ведь его Цветаева использовала в своей поэме «Царь-девица» (1920) для описания Руси: «Русь кулашная — калашная — кумашная!» Но если в поэме это сочетание созвучных слов создает образ скоморошьей пляски, то в сочетании «лоскуток кумашный» вызывает совсем другое чувство – ласку.

Вторая часть стихотворения, написанная двумя днями позже, начинается по-цветаевски резко: «Скоро уж из ласточек — в колдуньи!» Только так: или молодость, или старость – никакой «золотой» середины. Героиня навсегда расстается со своей молодостью, но не сожаления ждет она от сестры своей названой. Нет, она хочет праздника, разгульной пляски, поэтому и просит молодость: «Спляши, ошпарь!»

Необычно, совершенно футуристически, звучит сочетание выбранных омонимов: шаль — платок и шаль (устар.) – блажь, дурь. Героиня призывает молодость «полоснуть лазоревой шалью». называет «шалая моя». (по сути, «ошалевшая», «блаженная»). Она напоминает, что «пошалевали досыта» с ней — подурачились, попроказничали, потешились.

Такая разгульная молодость не могла не оставить следа, поэтому героиня, обращаясь к ней, говорит: «Разор моей души!»

Действительно, молодость самой Марины пришлась на нелегкие годы. В этот период произошло много трагических событий: и ранняя смерть матери, и разлука с мужем, и смерть дочери Ирины.

А 1921 год ознаменовался смертью двух важных для нее людей: в августе умер поэт-символист Александр Блок и был расстрелян по обвинению в заговоре другой поэт – акмеист Николай Гумилев. Эти «коллеги по цеху» были дороги Цветаевой. Возможно, их смерть и подтолкнула ее к решению эмигрировать из России.

На долгих 17 лет покинет поэтесса родину. В таком контексте прощание с молодостью означало прощание с родиной, которую Марина все-таки любила. Таруса, Коктебель, Ялта – вот те места, где она когда-то была по-настоящему счастлива.

Возможно, поэтому, расставаясь с молодостью, героиня стихотворения сравнивает ее с любовником: «Как с любовником с тобой прощаюсь…» Она понимает, что эта связь рано или поздно будет разорвана, уже сейчас – «вырванная из грудных глубин». И все-таки она не сожалеет, а благословляет:

Молодость моя! – Иди к другим!

Темы соседних сочинений

← Молитва↑ ЦветаеваМонолог →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/cvetaevoj/molodost

«Молодость» М. Цветаева

Анализ стихотворения М.Цветаевой Молодость

«Молодость» Марина Цветаева

1

Молодость моя! Моя чужаяМолодость! Мой сапожок непарный!Воспаленные глаза сужая,

Так листок срывают календарный.

Ничего из всей твоей добычиНе взяла задумчивая Муза.Молодость моя! —- Назад не кличу-

Ты была мне ношей и обузой.

Ты в ночи нашептывала гребнем,Ты в ночи оттачивала стрелы.Щедростью твоей давясь, как щебнем,

За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку —-Что уже душе до яств и брашна!Молодость моя! Моя морока-

Молодость! Мой лоскуток кумашный!

2

Скоро уж из ласточек —- в колдуньи!Молодость! Простимся накануне…Постоим с тобою на ветру!

Смуглая моя! Утешь сестру!

Полыхни малиновою юбкой,Молодость моя! Моя голубкаСмуглая! Раззор моей души!

Молодость моя! Утешь, спляши!

Полосни лазоревою шалью,Шалая моя! ПошалевалиДосыта с тобой! —- Спляши, ошпарь!

Золотце мое —- прощай —- янтарь!

Неспроста руки твоей касаюсь,Как с любовником с тобой прощаюсь.Вырванная из грудных глубин —-

Молодость моя! —- Иди к другим!

Многие русские литераторы очень болезненно переживали период своего становления и взросления. Марина Цветаева в этом отношении не является исключением. В 1921 году, через несколько месяцев после своего 29-летия, поэтесса осознала, что из хрупкой и своенравной девчонки превратилась во взрослую женщину, познавшую горечь утрат и разочарований.

Юные годы Цветаевой не были безоблачными и счастливыми. Она довольно рано потеряла мать, к которой была сильно привязана, и в 19 лет, мечтая о собственной семье, вышла замуж, однако очень скоро рассталась с иллюзией счастливого брака.

Поэтому осенью 1921 года, словно бы подводя итог своей жизни, она написала стихотворение «Молодость», в котором попрощалась с собой – юной девушкой.

Уже в первых строчках произведения Цветаева называет свою молодость «чужой», отмечая – «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза». Эта фраза означает, что для поэтессы период ее взросления оказался суетным и бесплодным.

Несмотря на то, что именно в это время Цветаева начала активно публиковаться, выпустила несколько сборников стихов и получила широкое признание, она убеждена – все это заслуги счастливого детства, плоды того воспитания, которое она получила в семье.

В юности же она попросту воспользовалась ими, но при этом не приобрела ничего нового, кроме опыта, который трудно назвать положительным.

Обращаясь к своей молодости, поэтесса подчеркивает: «Ты была мне ношей и обузой». Цветаева убеждена, что могла бы прожить годы беззаботного девичества более счастливо, не изводя себя напрасными страданиями.

Ища спасения в браке, поэтесса первое время действительно считала, что ее супруг Сергей Эфронт сможет стать для нее целой вселенной.

Однако постепенно чувства к нему охладели, а после рождения дочери Цветаева и вовсе ушла от него к Софии Парнок, что вызвало лавину сплетен и пересудов.

Именно к этому периоду жизни, по-видимому, относится строчка стихотворения «Щедростью твоей давясь, как щебнем, за грехи чужие я терпела». Поэтому поэтесса с болью и грустью отмечает, что готова до срока вернуть своей молодости скипетр, так как больше не чувствует себя веселой, свободной от всяческих обязательств и способной на самые отчаянные поступки особой.

Стихотворение «Молодость» состоит из двух частей, которые были написаны с промежутком в несколько дней.

Если в первой части поэтесса обвиняет смою молодость в том, что она была далеко не самой счастливой, то во второй части прощается с ней, признаваясь, то этот период ее жизни все же является для автора самым светлым и дорогим.

«Молодость! Простимся на ветру!», — обращается к ней Цветаева, называет ее смуглой сестрой, явно намекая на чернобровую красавицу Парнок, и просит утешения. Поэтесса будто бы предчувствует, что ее жизнь готова совершить новый вираж, который принесет с собой еще больше горечи и обид.

По сути, прощаясь со своей молодостью, Цветаева расстается с Россией, так как совсем скоро ей предстоит стать эмигранткой на долгие 17 лет. При этом поэтесса отмечает, что сожалеет о себе молодой, считая, что как бы не сложилась ее жизнь в будущем, этот период все равно будет овеян очарованием, надеждами и любовью.

«Вырванная из грудных глубин – молодость моя! – иди к другим», — напутствует ее поэтесса, понимая, что уже никогда не сможет вернуть прожитые годы, в которых было много страданий и душевных поисков, но которые позволили Цветаевой стать той, кем она стала. Великой русской поэтессой первой половины 20 века, непревзойденным лириком и, вместе с тем, реалистом, который сумел заглянуть в собственную душу и беспристрастно рассказать о своих чувствах окружающим.

Цветаева

Источник: https://pishi-stihi.ru/molodost-cvetaeva.html

Анализ

Анализ стихотворения М.Цветаевой Молодость

Поэтесса сочинила этот стих весной 1920 года, опубликовав его в дальнейшем, в сборнике “Комедъянт”. Стихотворение “Молодость” относится к взрослой и осмысленной лирике Цветаевой.

Стих имеет вид диалога между лирическим персонажем и плодом его воображения. Также “Молодость” можно отнести к чувствительной лирике, с элементами дружбы. Чувствуется разговор с цыганкой.

В стихотворении раскрывается тема о не простой жизни роковой женщины, с горделивым видом и тяжелым нравом, которая смотрит на все с полным безразличием.

Данный образ ассоциируется со стержнем, около которого рождаются лирические сюжеты Цветаевой.

По моему личному мнению, в стихотворении трагизма предостаточно, вот, например, из этой строчки “Нам дар один на долю выпал: кружить по душам, как метель” — это хорошо подчеркнуто.

“Молодость” раскрывает обратную сторону духовной красоты, привлекательности, а также молодости: ” в тоске заламывая руки, знай: не одна в тумане дней цыганским варевом разлуки дурманишь молодых князей”.

Герой, чей образ наполнен лирикой, помогает раскрыть нам всю глубину личностных сомнений и переживаний поэтессы Марины Цветаевой и раскрывает карты её богатейшего духовного мира. Столько светлых чувств и столько же эмоций продемонстрировано через многогранность образа душевной героини.

В этом стихе присутствуют нотки мистики в виде колдовства цыганки. Из-за многочисленного количества подходящих для понимания эпитетов, перед нами является характерный образ ведьмы, а также лирической героини Марины Цветаевой.

Поэтесса передала в своем творении “Молодость” образ сильной и властной особи, что не подчиняется навязанными кем-то правилам, самостоятельной, и способной отвечать за тот или иной поступок, совершенный в своей жизни. Лирическая героиня хочет быть необходимой всем, общаться с окружающим миром либо отдельным человеком, отдавая при этом “пламя” своей души.

Автор этого стихотворения и множества других была очень высокого мнение о своих произведениях, однако не применяла никаких методов для того, чтобы стать известной, печататься в том или ином издательстве.

Своенравный характер сдерживал её от нужных шагов, чтобы добиться признания людей. Она придерживала личного мнения на этот счет, как бы надеясь на то, что почитатели её творчества сами пробьют дорогу к её произведениям, просто для этого нужно было выждать подходящее время.

Стихотворение «Молодость» написано в 1921 году. Оно состоит из двух частей. Каждая из них – обращение поэта к уходящей молодости. Из первой части мы узнаем, что молодость для Цветаевой была «ношей и обузой», «морокой», что она принесла много страданий поэту: Ты в ночи начесывала гребнем, Ты в ночи оттачивала стрелы.

 Щедростью твоей давясь, как щебнем, За чужие я грехи терпела.

 Хотя в этом четверостишии слышится упрек, хотя молодость «морока», «ноша и обуза», все же Цветаевой не хочется прощаться с ней: Неспроста руки твоей касаюсь, Как с любовником с тобой прощаюсь Вырванная из грудных глубин –  Молодость моя! – Иди к другим! На мой взгляд, строчка «вырванная из грудных глубин» этого четверостишия наиболее ярко выражает, насколько трудно поэту «отпустить» свою молодость. Использование повторов, слов, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов – сапожок, лоскуток, голубка; многочисленных обращений – «моя голубка», «золотце мое», «шалая моя», помогло Цветаевой высказать свое отношение, показать привязанность, свою любовь к молодости. Для выражения значимых слов и выражений поэт, как и в многих других своих стихотворениях, использует многочисленные тире, восклицательные и вопросительные знаки: Шалая моя! Пошалевали Досыта с тобой! – Спляши, ошпарь! Золотце мое – прощай, янтарь! Цветаева строит свое стихотворение «Молодость» на контрасте используемой разговорной, просторечной и устаревшей лексике – «яств», «лазоревый». Подобный контраст усиливает индивидуальный эмоциональный настрой стихотворения. 

Интонационное, ритмичное богатство, яркая экспрессивность, тонкое лексическое чутье – характерные черты Цветаевой, которые прослеживаются и в стихотворении «Молодость». 

Вечер нежный. Сумрак важный. Гул за гулом. Вал за валом. И в лицо нам ветер влажный Бьет соленым покрывалом.  Все погасло. Все смешалось. Волны берегом хмелели. В нас вошла слепая радость — И сердца отяжелели.  Оглушил нас хаос темный, Одурманил воздух пьяный, Убаюкал хор огромный: 

Флейты, лютни и тимпаны…

Вечер нежный.-эпитет+инверсия  Сумрак важный.-эпитет+инверсия  Гул за гулом. Вал за валом.-синтаксический параллелизм  ветер влажный-эпитет+инверсия  ветер бьет в лицо-олицетворение  соленым покрывалом.-метафора   Все погасло. Все смешалось.-синтаксический параллелизм  Волны берегом хмелели.

-метафора  В нас вошла слепая радость —метафоры  И сердца отяжелели.-метафора   Оглушил нас хаос -инверсия+олицетворение  хаос темный-инверсия +эпитет  Одурманил воздух -инверсия+олицетворение  воздух пьяный-метафора  хор огромный-эпитет  Убаюкал хор огромный:  

Флейты, лютни и тимпаны…

-в этих двух строчках-метафора.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_09/analiz-molodost-cvetaevoj/105559.1604191.page1.html

Марины Цветаевой «Молодость»

Анализ стихотворения М.Цветаевой Молодость

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализстихотворения Марины Цветаевой

«Молодость»

Урок литературы

в 11 классе.

Учитель Т. И. Бараковская.

Осташков-2008.

молодость

1

Молодость моя! Моя чужая

Молодость!Мой сапожок непарный!

Воспаленные глаза сужая,

Так листок срывают календарный.

Ничего из всей твоей добычи

Не взяла задумчивая Муза.

Молодость моя! Назад не кличу.

Ты была мне ношей и обузой.

Ты в ночи начесывала гребнем,

Ты в ночи оттачивала стрелы.

Щедростью твоей давясь, какщебнем,

За чужие я грехи терпела.

Скипетр тебе вернув до сроку —

Что уже душе до яств и брашна!

Молодость моя! Мояморока —

Молодость! Мой лоскуток кумашный!

18 ноября 1921

2

Скоро уж из ласточек— в колдуньи!

Молодость! Простимся накануне,

Постоим с тобою на ветру.

Смуглая моя! Утешь сестру!

Полыхни малиновою юбкой,

Молодость моя! Мояголубка

Смуглая! Раззор моей души!

Молодость моя! Утешь, спляши!

Полосни лазоревою шалью,

Шалая моя! Пошалевали

Досыта с тобой! Спляши, ошпарь!

Золотце мое — прощай, янтарь!

Неспроста руки твоей касаюсь,

Как с любовником с тобой прощаюсь.

Вырванная из грудных глубин —

Молодость моя! — Иди к другим!

20 ноября1921

Цели урока: помочьучащимся разобраться в особенностяхпоэтического текста Цветаевой;

подготовить выпускников к ЕГЭпо литературе (часть 2);

проверить умение определятьосновные элементы содержания ихудожественной структуры изученногопроизведения.

Оборудование: текстстихотворения «Молодость»

у каждого ученика.

Методические приёмы: постановкавопросов по теме,

повторение теории литературы,применение знаний по теории литературыпри анализе стихотворения.

Оформление: в качествеэпиграфа используется запись Цветаевойпри работе над стихотворением: «Всёраньше всех: Революцией увлекалась13-ти лет, Бальмонту подражала 14-ти лет,- и теперь, 29-лет…окончательно распростиласьс молодостью.»

Вопросы (5-для кратких ответов,3-дляразвёрнутых)

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Постановка целей урока.

3.Вступительное слово учителя.

Стихотворение « Молодость»написано двадцатидевятилетней МаринойЦветаевой, уже сложившимся, известнымпоэтом, человеком, пережившим иреволюционные вихри, и голод, и разлукус мужем, и смерть маленькой дочери Ирины.

Порой её настигало полное отчаяние:«Мне начинает казаться, что Серёже я –без Ирины – вовсе не нужна, что лучшебыло бы, чтобы я умерла,- достойнее! –Мне стыдно, что жива.

— Как я ему скажу?И с каким презрением думаю о своихстихах.»

В 1921 году уходят из жизни поэтыцветаевского поколения: 2 августарасстрелян Николай Гумилёв, 7 августаумер Александр Блок. Москва кажетсяЦветаевой «чудовищной»: «Общий законжизни – беспощадность. Никому ни докого нет дела.»

Таков жизненный контекст этогостихотворения , написанного 18 и 19 ноября1921 года.( Работа с эпиграфом).

4.Выразительное чтение стихотворения«Молодость».

Подготовленный ученик читаетстихотворение.

5.Анализ стихотворения.

-Каково первое впечатление отстихотворения, что отмечает первыйвзгляд на него?

*Многократностьповторений-обращений: «Молодостьмоя!»,обилие восклицательных знаков ив конце, и в середине строк.

*Композиция: стихотворениеразделено на две части по четыре катрена(четверостишия) двумя датами – всегодвумя днями.

*Взвинченно — весёлая, даженадрывная, отчаянная интонация.

-Какими художественными средствамисоздаётся образ молодости?

Проверка домашнего задания.слушаем и обсуждаем сообщения учеников:

а)лексический анализ текстастихотворения( лексические средстваязыка, тропы);

б)синтаксический анализтекста(перенос: «моя чужая//Молодость!»),пауза, риторическоеобращение, варьирование и др.)

в)роль звукописи в тексте(третьястрока третьего катрена « Щедростьютвоей давясь, как щебнем» — совмещениепротивоположных по смыслу, но близкихпо звучанию и потому приравненныхпонятий; Третий катрен второй части«шалью», «шалая», «пошалевали», «спляши,ошпарь» — свист воздуха, пляска.

-Как идёт развитие образа молодостив стихотворении?

В первомкатрене молодость- «сапожок непарный».Почему? Может, «непарный» значит«ненужный»? Эпитет «воспалённые»передаёт состояние героини: тревогу,бессонные ночи, выплаканные глаза. Смолодостью поступают, как с календарнымлистком: не о чем жалеть, прошлое неизбежнодолжно уйти.

Во второмкатрене молодость называется «ношей иобузой».Цветаевский приём нанизываниясинонимов проясняет слово, уточняетобраз: своя ноша не тянет, но от обузынадо избавляться.

Далее (третийкатрен) образ молодости персонифицируется,обретает черты живого человека: «Ты вночи начёсывала гребнем,// Ты в ночиоттачивала стрелы». Эмоциональноевоздействие усиливает анафор.

В заключительном (четвёртом)катрене первой части образ молодостисогрет чувством нежности. «Моя морока»-не обвинение, а ласковый укор. «Мойлоскуток кумашный»-сочетание яркостии мгновенности. Образность усиливаетсясочетанием лексики высокого стиля –«скипетр», «яства», «брашно» спросторечной – «морока», «кумашный».

Во второй частистихотворения персонификация образамолодости усиливается, поэтическаяинтонация меняется – обилие восклицательныхзнаков усиливает напряжённость. Молодостьуже «сестра», близкий и дорогой человек.

Всё тревожнее становится голос,всё сильнее желание остановить мгновенье,всё ласковее обращения: «ласточка»,«моя голубка», «золотце моё».

Завораживающе звучат связанныесинтаксическим параллелизмом начальныестроки второго и третьего катренов:«Полыхни малиновою юбкой!». «Полоснилазоревою шалью».

Динамичность, нарядность,праздничность усиливают внутреннюютревогу, скрываемую за безрассудностью,отчаянностью, сумасбродностью.

Звуковоеединство слов «шалью», «пошалевали»,«спляши», «ошпарь» как свист воздуха,разрезаемого бешеным вихрем пляски.

6.Слово учителя.

Последнее четверостишие обращаетсяуже к человеку не просто родному, но илюбимому: «Как с любовником с тобойпрощаюсь.» «Неспроста руки твоейкасаюсь», но это прикосновение прощальное.И прощание не тихое и печальное. Этопогибает часть души, «вырванная изгрудных глубин». «Молодость моя! Иди кдругим!» — обрывается стихотворение навысокой, решительной, отчаянной ноте.

Всё творчество, вся жизнь МариныЦветаевой отмечены восклицательнымизнаками. Предельная напряжённость,самосожжение, распахнутость души и вэтих её словах: « Я никогда не поверю впрозу: её нет. Я её ни разу в жизни невстречала, ни кончика хвоста её. Да икакая может быть проза, когда…всё навертящемся шаре, внутри которого –огонь».

7.Обобщение по уроку. Подведениеитогов.

Вопросы, аналогичные ЕГЭ (часть2):

*С коротким ответом:

1.Как называется вид повтора, прикотором повторяющаяся единица расположенав начале синтаксических или текстовыхединиц (единоначатие). в тексте встречаетсяв третьем катрене первой части? /Анафора/

2.В стихотворении много эмоциональноокрашенных обращений, адресатом которыхможет быть как человек, так и предметили явление? /Риторическое обращение/.

3.Как называется вид повтора, прикотором одна и та же синтаксическаяконструкция употребляется в рамкаходного или нескольких рядом стоящихпредложений? В стихотворении встречаетсяво втором и третьем катренах второйчасти./ Синтаксический параллелизм/.

4.Как называется образноеопределение. характеризующее свойствакакого-либо лица, предмета( «воспалённыеглаза»)? /Эпитет/.

5.Назовите вид звукописи, повторениеоднородных согласных звуков, придающеелитературному тексту особую звуковуюи интонационную выразительность( «Щедростью твоей давясь, как щебнем»?

**С развёрнутым ответом:

1.Как различные поэтическиеприёмы помогают Цветаевой передатьтему стихотворения?

2.Какую роль в стихотворениииграет звукопись?

3.В каких произведениях отечественнойлирики звучит тема «молодости» и чемона близка тематике стихотворенияМарины Цветаевой «Молодость»?

7. Домашнее задание.

Написание ответа в объёме 5-10предложений на вопросы**.

Литература:

1.Егорова Н.В., Золотарёва И.В.Поурочные разработки по русскойлитературе 20 века.11 класс.2 полугодие.М.: «Вако», 2003.

2.Словарь литературоведческихтерминов.

3.Торкунова Т.В. Готовимся кэкзамену по литературе: Лекции. Вопросыи задания. М.: Айрис-пресс, 2007.

4.Цветаева М. Стихотворения.Поэмы./Вступ.ст., сост. и комм. А.А.Саакянц.– М.: Правда, 1991.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/64799.html

Refy-free
Добавить комментарий