Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Наталья Зайцева

п. Жуково, Смоленская область

Урок в 10-м классе

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью. Поэтому работу над стихотворением А. А. Фета начинаем с обращения к чувствам ребят.

Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

—Мне нравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию. Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словно кто-то повернул калейдоскоп.

—Когда смотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них, испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками.

—У меня иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становится спокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.

—Когда я смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чём-то необычном, иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечты исполнятся.

—А меня посещает почему-то безотчётная грусть, и возникает чувство внутреннего недовольства.

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что он представлял и какие чувства испытывал.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Фета. )

Какие картины возникают перед вами?

—Лирический герой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставал перед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остаётся на “уснувшей земле”.

Какие чувства испытывает лирический герой и с чем это связано?

—Когда лирический герой повествует о городе, созданном причудливыми облаками, он, мне кажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такое видение.

А заканчивается стихотворение грустной нотой. Герой словно обманулся в своих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а герой остаётся на грешной земле, словно привязанный, один, лишённый возможности уйти вслед за своей мечтой.

Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?

—Мне кажется, что лирический герой — романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине. Может быть, поэтому он называет её “причудливым хором облаков”. Хор — это хорошо организованная группа. Используемый в первой строфе ассонанс (звуки [о] и [а]) передают мелодию этого хора.

Какую роль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?

—Наверное, потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

Посмотрим в словаре Ожегова значение слова “причудливый”.

—Это слово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами.

В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?

—Конечно же, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае — образ города.

А мне кажется, что автор имел в виду ещё и второе значение. Почему?

—Эта картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

Что нового для понимания характера лирического героя даёт вторая строфа?

—Мне кажется, что этот воздушный город — это город мечты героя. Вспомним фразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту.

Герой называет город “знакомым, родным”, — значит, не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливает ощущение того, что этот город — мечта именно героя, только его.

Отсюда и логическое ударение на местоимении “мой”.

Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя?

—Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. И вдруг — “тёмная земля”. Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст “белый–тёмная”, а ещё и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

—Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти ещё одну антитезу, показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула.

Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живёт и герой.

Его мысли, стремления не связаны с грешной землёй, а устремлены к небу, в микрокосмос.

—Лирический герой — романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв между мечтой и действительностью. Ассонанс (звуки [о] и [а]) передаёт тихую, задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

—Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город — рушится мечта героя, он остаётся один на “тёмной, уснувшей земле”.

Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?

—С помощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывёт”. Мечта героя “воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальше отточие.

Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А ещё в нём можно заметить цепь уплывающих облаков.

Антитеза “манит” — “не даёт” подчёркивает трагедию героя, а в неопределённом местоимении “кто-то” заключена какая-то угроза счастью героя.

Как вы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежность слова “да” к части речи?

—По моему мнению, “да” — это не противительный союз, а усилительная частица, синонимичная “а вот”. Знак тире здесь — это знак бессоюзного предложения, в котором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.

—А мне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.

Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?

—Конечно, к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж — это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности.

Заключительное слово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобы понять стихи поэта. Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/literatura-russkiy-yazyk/analiz-stihotvoreniya-a-a-feta-vozdushnyy-gorod/

Анализ стихотворения А. А. Фета “Воздушный город”

Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью. Поэтому работу над стихотворением А. А. Фета начинаем с обращения к чувствам ребят.

Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

– Мне нравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию. Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словно кто-то повернул калейдоскоп.

– Когда смотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них, испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками.

– У меня иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становится спокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.

– Когда я смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чем-то необычном, иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечты исполнятся.

– А меня посещает почему-то безотчетная грусть, и возникает чувство внутреннего недовольства.

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что он представлял и какие чувства испытывал.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Фета.)

Какие картины возникают перед вами?

– Лирический герой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставал перед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остается на “уснувшей земле”.

Какие чувства испытывает лирический герой и с чем это связано?

– Когда лирический герой рассказывает о городе, созданном причудливыми облаками, он, мне кажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такое видение. А заканчивается стихотворение грустной нотой.

Герой словно обманулся в своих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а герой остается на грешной земле, словно привязанный, один, лишенный возможности уйти вслед за своей мечтой.

Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?

– Мне кажется, что лирический герой – романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине. Может быть, поэтому он называет ее “причудливым хором облаков”. Хор – это хорошо организованная группа.

Используемый в первой строфе ассонанс (звуки и ) передают мелодию этого хора.

Какую роль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?

– Наверное, потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

Посмотрим в словаре Ожегова значение слова “причудливый”.

– Это слово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами.

В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?

– Конечно же, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае – образ города.

А мне кажется, что автор имел в виду еще и второе значение. Почему?

– Эта картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

Что нового для понимания характера лирического героя дает вторая строфа?

– Мне кажется, что этот воздушный город – это город мечты героя. Вспомним фразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное.

Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту. Герой называет город “знакомым, родным”, – значит, не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливает ощущение того, что этот город – мечта Именно героя, Только его.

Отсюда и логическое ударение на местоимении “мой”.

Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя?

– Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. И вдруг – “темная земля”.

Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст “белый-темная”, а еще и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

– Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти еще одну антитезу, показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула. Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живет и герой.

Его мысли, стремления не связаны с грешной землей, а устремлены к небу, в микрокосмос.

– Лирический герой – романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв между мечтой и действительностью. Ассонанс (звуки и ) передает тихую, задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

– Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город – рушится мечта героя, он остается один на “темной, уснувшей земле”.

Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?

– С помощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывет”. Мечта героя “воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальше отточие.

Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А еще в нем можно заметить цепь уплывающих облаков. Антитеза “манит” – “не дает” подчеркивает трагедию героя, а в неопределенном местоимении “кто-то” заключена какая-то угроза счастью героя.

Как вы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежность слова “да” к части речи?

– По моему мнению, “да” – это не противительный союз, а усилительная частица, синонимичная “а вот”. Знак тире здесь – это знак бессоюзного предложения, в котором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.

– А мне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.

Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?

– Конечно, к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж – это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности.

Заключительное слово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобы понять стихи поэта.

Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.

Анализ стихотворения А. А. Фета “Воздушный город”

Источник: https://soch.biographiya.com/analiz-stixotvoreniya-a-a-feta-vozdushnyj-gorod/

Фет воздушный город главный герой. Анализ стихотворения Фета «Воздушный город

Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

«Воздушный город» Афанасий Фет

Вон там по заре растянулсяПричудливый хор облаков:Всё будто бы кровли, да стены,

Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,Мой город знакомый, родной,Высоко на розовом небе

Над тёмной, уснувшей землёй.

И весь этот город воздушныйТихонько на север плывёт…Там кто-то манит за собою, —

Да крыльев лететь не даёт!..

Чуткий фетовский герой внимателен к «небесной» составляющей пейзажной картины. Мерцающий лунный свет придает окружающему миру загадочный блеск «тусклого серебра».

Высокое весеннее солнце пробуждает к жизни нежный ландыш, а низкое — освещает последние георгины, «веселые, грустные и нескромные». Земля, повинующаяся «дыханью весны всепобедному», открыта таинственной небесной темноте.

Приметой безрадостного пейзажа становится серое, плотно затянутое тучами пространство, на котором «ни клочка лазури».

В основе художественного текста 1846 г. — субъективная ассоциация лирического героя. Он уподобляет затейливые контуры вечерних облаков идеальному миру «белого города».

У поэта, особенно чуткого к звуковому облику мира, имеются примеры, подобные метафорической конструкции «причудливый хор». В произведении «На стоге сена ночью южной…» «живым и дружным» хором именуется звездная панорама.

И светлые облака, и яркие звезды выступают атрибутами гармоничного пространства, к которому устремляется душа лирического субъекта.

Контуры домов и крыш, церковные купола — общий вид характеризуется белым и розовым цветами с вкраплениями золотого тона. Праздничное колористическое решение контрастирует с темными оттенками ночной природы. Художественный прием, привлекающий средства цветописи, представляет оригинальную реализацию антитезы небесного и земного.

Картина воображаемого города лишена конкретных деталей, однако автором заявлено трепетное отношение к плоду собственной фантазии. Оно выражено эпитетами «знакомый, родной».

Начальные строки финального катрена дополняют образ воздушного пейзажа, придавая ему динамичность. Прекрасные постройки медленно удаляются от наблюдателя, плавно направляясь к северу. Неясный зов, побуждающий следовать за движением облачного города, находит ответ в душе лирического «я». Концовка подчеркивает несбыточность желаний возвышенного созерцателя.

Тема фантастических сооружений, созданных облаками и светом, развивается в бальмонтовской лирике.

В стихотворении « » вид закатного неба порождает символический образ церкви, наполненной «призрачными рядами» богомольцев. Совершив тихие молитвы, незримая паства устремляется к земле.

Небесные вестники приносят драгоценные дары, освященные золотым цветом Солнца, которое отождествляется с божественным началом.

Биография Афанасия Фета

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).

По другим данным, дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.

Будущий поэт родился в семье помещика, ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался заграницей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.

Это лишило Фета всех дворянских привилегий.

До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).

В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.

В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала «Москвитянин». С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале «Отечественные записки».

С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.

В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.

В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием «Стихотворения».

В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала «Современник» — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др.

В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник «Стихотворений А.А. Фета», переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.

В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.

С 1862 года по 1871 год в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека», «Заря» очерки Фета печатались под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни» и «По вопросу о найме рабочих».

В Степановке Фет начал работу над мемуарами «Мои воспоминания», охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том «Ранние годы моей жизни» был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.

Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.

В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета «Вечерние огни». Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник «Лирические стихотворения» (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).

Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.

В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.

Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Афанасий Фет был женат на сестре литературного критика Василия Боткина — Марии Боткиной.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

УТВЕРЖДАЮ_________________ УТВЕРЖДАЮ ____________________

подпись учителя подпись методиста

« ___ » ________________ 2015 г. « ___ » ________________ 2015 г.

Тип урока

Урок освоения новых знаний и способов действий

Класс

4 В

Тема

Афанасий Афанасьевич Фет «Воздушный город»

Развивающая система обучения Л. В. Занкова

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Формируемые УУД

Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

— оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

— умение оформлять свои мысли в устной форме;

— слушать и понимать речь других;

Цель и задачи урока

Цель : познакомить учащихся со стихотворением А. А. Фета «Воздушный город»

Задачи:

Расширить знания учащихся о творчестве А.А.Фета;

Учить выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение лирического героя;

    Развивающие: способствовать развитию речи и воображения учащихся с помощью таких приемов как: словесное рисование, сравнение.

    Воспитывающие: воспитывать любовь к чтению, к природе, к творчеству поэта

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод.

Частные методы и приемы.

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

информационные

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Оценивание со стороны класса и учителя

Средства

Компьютер, проектор, презентация, учебник, карточки (36 шт.), медали (12 шт.), аудиозапись.

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории

Планируемые результаты

Личностные : проявлять интерес к поэзии;

Получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских поэтов.

Предметные: читать стихотворение выразительно, отражая его настроение;

Находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором;

Определять ритм стихотворения, порядок слов как средства отражения настроения.

Метапредметные: определять учебную задачу урока, планировать её выполнение

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация опорных знаний и методов действий.

Выявление проблемы.

Решение проблемы

Первичное закрепление

Рефлексия

Сообщение домашнего задания

Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Маргарита Сергеевна.

Проверка домашнего задания

Что было задано на дом?

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием?

Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение наизусть, но прежде чем мы начнём, вы должны соблюдать правильность, громкость, чёткость и темп чтения.

Как озаглавил стихотворение?

Ребята, давайте оценим наших чтецов.

Ребята, сегодня у нас в гостях, замечательный человек. -Посмотрите на портрет. Вы все знаете, что фотография, портрет выражают характер, могут показать каким человеком он был. -Каким человеком он вам представляется?-Какие у него глаза, взгляд.

-Почему ты так считаешь?

Да, я согласна.

Да, вы правильно сказали, сегодня к нам на урок пришёл очень умный, очень интересный поэт.
Афанасий Афанасьевич Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет родился 195 лет назад.

Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Всем своим творчеством он воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни.

Сколько на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка. На стихи Афанасия Афанасьевича многие композиторы писали музыку. Послушайте одно из произведений. На стихи:«Какая ночь! На всём такая нега.»

-Вот, ребята, посмотрите какие книги написал Афанасий Афанасьевич.

Может быть, кто-то узнал знакомую книгу? Что вы о них можете сказать?

Теперь, чтобы понять с каким произведением Афанасия Афанасьевича мы познакомимся, нам нужно разгадать ребус.

Как ты разгадал?

-Значит, сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Воздушный город».

Словарная работа

А сейчас, ребята, прежде чем мы начнём читать это произведение, посмотрите на доску, прочитайте эти слова, они встретятся в нашем тексте.

Кому-нибудь из вас они знакомы?

заря

причудливый

кровля

купол

манить

знакомый

родной

север

А кто нам ответит что обозначают эти слова?

Сейчас все закройте книги, сядьте поудобнее, и подумайте, почему же Афанасий Афанасьевич Фет отнёс своё произведение к жанру стихотворение

(учитель читает)
-Понравилось ли вам произведение?

Так к какому же жанру относится это произведение?

Докажите, ребята, что это стихотворение.

А теперь ребята откройте учебники на странице 120, и мы будем читать по цепочке, по одной строке.

1. Ребята, любите ли вы наблюдать за плывущими облаками?

2. Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

3. Как поэт достигает того, чтобы мы тоже могли видеть прекрасный город?

6. Почему в стихотворении хор автор назвал причудливым?

7. А как передает прозрачность, хрупкость своей фантазии?

8. Какие слова нам помогают понять, что этот город — мечта именно героя, только его.

9. Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает понять настроение и мысли героя?

10. в чём особенность интонации двух последних строчек?

11. О чём вас заставило задуматься стихотворение Афанасия Афанасьевича?

Конкурс чтецов

Ребята, теперь давайте проведём конкурс чтецов, но прежде чем его провести мы расставим речевые пометы. Они нам помогут прочитать выразительно стихотворение

Обратите внимание, здесь подчеркнуты слова, которые нужно выделить при чтении голосом, где одна короткая вертикальная чёрточка- это короткая пауза, ставится, когда стоит запятая, двоеточие, тире, а где две короткие вертикальные черточки- это длинная пауза, ставится, когда стоит точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие.

А теперь, ребята, я прочитаю вам этот отрывок, соблюдая речевые пометы.

А теперь возьмите карандаши и не сильно нажимая на него расставьте речевые пометы на своих листочках.

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Сравните.

А теперь, ребята, прочитайте про себя 5-6 раз это стихотворение выразительно, соблюдая все речевые пометы.

Все, ребята, подготовились.

Теперь выходят по одному человеку с каждого ряда.

А вы будете оценивать наших чтецов

Чье чтение тебе понравилось,

Почему?

Как она читала?

Я согласна с теми, кто отметил, что … прочитал лучше

Так, ребята, наши чтецы справились с выразительным чтением, сумели передать настроение автора.
-Молодцы!

-Чему учились на уроке?

А что мы узнали об Афанасии Афанасьевиче? -А с каким произведением мы работали на уроке?-Вас чему-нибудь научило это произведение?

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Дома: с. 120- выучить наизусть

Закройте дневники, учебники.

Встаньте те, кто сегодня читал выразительно стихотворение и принимал участие в конкурсе.

Урок окончен. До видания!

Самоконтроль готовности к уроку.

Выучить стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Чудный град порой сольётся…»

Читают стихотворение наизусть.

Если посмотреть на портрет Фета, то можно сказать, что это суровый человек, но на самом деле – это был очень добрый, веселый, отзывчивый человек.

Прослушивание песни «Какая ночь!»

Это детские книги, для детей, книги о природе.

Разгадывают ребус. Ответ: «Воздушный город»

Лирическое стихотворение— это стихотворение, передающее внутренний мир, чувства и переживания автора.
Стихотворение— это небольшое поэтическое произведение в стихах.Стих — это строка стихотворения. Стихи пишутся, соблюдая рифму.Рифма — созвучие концов стихотворных строк.

(ответы детей)

(«Будто бы кровли да стены», «Ряд золотых куполов», «Белый мой город на розовом небе».)

(Герой стихотворения испытывает радость оттого, что является свидетелем такого чудесного явления, радуется тому, что только ему доступно такое видение. В конце стихотворения герой испытывает грусть, так как город уплывает, а герой остается на земле.)

Мой город знакомый, родной », « тихонько на север плывет».)

Потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

С помощью слов «все будто бы», «то будто бы»

Повтор словосочетания “мой город”

(Мечта героя окрашена светлыми тонами: «белый город», «розовое небо». Его мечта чиста. И вдруг – «темная земля».

Сопоставление идеальной, чистой мечты героя и грешной земли, на которой нет места белому городу.

Герой стихотворения как бы неуютно себя чувствует на Земле, она уснула – нет жизни на ней, а облака плывут – они полны жизни, вместе с ними живет и герой. Его мысли устремлены к небу, в микрокосмос.)

(Исчезают облака, пропадает воздушный город – мечта героя рушится, он остается один на «темной, уснувшей земле». Его меча «воздушна», то есть хрупка, способна рассыпаться. Далее стоит многоточие как знак крушения мечты героя, разрыва героя с мечтой.)

-Заставили задуматься о том, что мечта очень важна для каждого человека. Она уводит нас в удивительную страну Фантазию, где возможно все, даже самое невероятное. Мечта зовет человека к сотворению обыкновенного чуда.

Составление речевой партитуры

Вон там по заре растянулсяПричудливый хор облаков:Всё будто бы кровли, да стены,

Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,Мой город знакомый, родной,Высоко на розовом небе

Над темной, уснувшей землей.

И весь этот город воздушныйТихонько на север плывет…Там кто-то манит за собою —

Да крыльев лететь не дает!..

Анализ стихотворения «Воздушный город» Фета

Произведение «Воздушный город» Афанасия Афанасьевича Фета – своеобразное лирическое кредо начинающего поэта.

Стихотворение создано в 1846 году. Молодой поэт произведен в корнеты, печатается в уважаемых литературных изданиях, получает доброжелательные отзывы критиков. С помощью друга А. Григорьева он смог выпустить в свет и дебютную книгу. Жанр – элегия, фантазия, размер – амфибрахий, рифмовка и холостая, и перекрестная. Встречаются как открытые, так и закрытые рифмы.

Стихотворение состоит из 3 четверостиший. Лирический герой – сам поэт. Лексика возвышенная, интонация задумчивая, чуть грустная. В первой и второй строфе автор описывает свой дивный белый город. На ум приходит сравнение с какими-нибудь легендарными странами счастья, Эльдорадо, Атлантидой и более привычным для русского уха Лукоморьем. Однако сходство это мнимое, поскольку город А.

Фета не на земле, а в небе. Тогда возникают ассоциации с библейским Небесным Иерусалимом, однако надо отметить, что поэт вовсе не дерзает на такое сравнение. Хотя в своем воображении он и делает его ослепительно белоснежным, с рядом золотых куполов (совсем как в земной России, кстати). Все же это город-мечта, приют странствующих по земле поэтов, их путеводная звезда, источник вдохновения.

Его очертания он, как ребенок, разглядел в причудливом «хоре облаков». Интересная метафора, в которой он наделяет облака нетипичной для них музыкальностью. Видятся ему и стены, и кровли (перечислительная градация). «Будто бы» — одно из ключевых выражений произведения. Поэт не смеет утверждать, что видение материально, достижимо.

«Мой» — местоимение, подчеркивающее личное трепетное отношение поэта. Во второй строфе – композиционный стык и амплификация (знакомый, родной). «Высоко»: непривычная для современного читателя постановка ударения на второй слог. «Розовом небе»: то ли рассвет, то ли закат. Земля еще (или уже?) спит. И она «темна». То есть, глуха ко всему чудесному. А.

Фет с восторгом и тоской следит за неумолимо удаляющимся видением. «Тихонько плывет»: словно покачивается на волнах, как корабль. «На север» — достаточно распространенное понятие в устном народном творчестве, особенно в былинах. Семантика его связана с холодом, мощью гор.

«Кто-то манит»: помимо опять-таки нетипичного ударения в слове, обращает на себя внимание нерешительность поэта в определении этого «кто-то». Образ остается абстрактным и таинственным. «Крыльев не дает!»: в этом восклицании и тень обиды, и покорность обстоятельствам, и надежда.

«Воздушный город» А. Фета – ода и благодарность миру мечты, украшающему жизнь всякого поэта.

Источник: https://triumf48.ru/marriage/fet-vozdushnyi-gorod-glavnyi-geroi-analiz-stihotvoreniya-feta.html

Анализ стихотворения Воздушный город Фета

Анализ стихотворения А. А. Фета «Воздушный город»

Фетовский герой достаточно чутко и внимательно относится к небесной части пейзажной картины, которую он часто наблюдает и описывает.

Он часто описывает именно ночное время суток, когда мерцающий свет луны добавляет окружающему миру загадочного сияния и волшебства.

Он также описывает весеннее солнце, способное пробудить весенние ландыши к жизни, а низкое солнце способно осветить георгины, которые можно считать и грустными, и в тоже время достаточно нескромными.

Художественный текст, получивший название «Воздушный город» и написанный в 1846 году, становиться субъективной ассоциацией лирического героя, который замечает затейливые узоры облаков, он приравнивает их к очертаниям большого белого города, спрятанного за облаками.

При этом для автора звездные панорамы ночного неба и светлые облака днем являются ассоциацией гармоничного пространства, которого так жаждет и постоянно ищет лирический герой, для него это просто необходимо, чтобы продолжить полноценно жить.

В облаках он может отыскать и контуры домов, крыш и даже купола церквей, а общий вид очерчен в белых и розовых тонах, в которых присутствуют вкрапления золота.

При этом праздничное общее настроение, созданное такими тонами, становится контрастом для темных оттенков природы ночью. С помощью используемой антитезы автор создает противопоставление небесного и земного.

Читатель четко видит насколько они отличаются друг от друга.

Картина существующего в воображении лирического героя города лишена конкретики, герой не добавляет деталей, поэтому читатель может самостоятельно придумать образ. Эпитеты знакомый и родной добавляют описанию трепетности, оно позволяет читателю придумать самому, как произойдет развитие событий.

Финальный катрен позволяет ощутить динамичность, а сами постройки постоянно удаляются от наблюдателя, они направляются к северу. Неясный зов заставляет лирического героя двигаться за тем, что он наблюдает. Движение заставляет его отправиться в путь.

Скорее всего данным стихотворением автор описывает себя, он находится в постоянных поисках спокойствия и гармонии, которую не может обрести после смерти возлюбленной. Теперь ему приходится бороться со своим неправильным выбором и собственными чувствами.

Анализ стиха №2

Фетовский герой всегда с особой чуткостью относится к небесной части общего пейзажа, он обращает на нее внимание, особенно на различия ночного и дневного неба, пасмурного или солнечного, осеннего или весеннего, все это заставляет его совершенно по-другому посмотреть на происходящие с ним вещи, а также на небо. Так, например, он говорит о тусклом свете луны, который пробивается из-за облаков, а также о весеннем солнышке, которое способно пробудить к жизни нежные ландыши, вот-вот пробивающиеся из-за снежного покрова.

Произведение «Воздушный город» было написано в 1846 году, а в центре произведения чисто субъективная ассоциация, которая возникает в голове у лирического героя.

Он наблюдает за происходящим в небесных просторах, а узоры, которые появляются в облаках кажутся ему достаточно затейливыми, из которых он может составить идеальный мир. Он называет его «белым городом». Он говорит о том, что слышит достаточно причудливый хор, который является звуковой ассоциацией, позволяющей миру обрести чуткий и достаточно изящный облик.

И если колористическое решение является достаточно праздничным, автор окрашивает его в белые и розовые тона с золотыми вкраплениями. Данное решение является позитивным и красочным.

Все это контрастирует с остальной природой и временем суток, события развиваются ночью, что придает окружающей атмосфере достаточно трагичный и нагнетающий вид.

Таким образом, автор противопоставляет происходящее в земной и небесных сферах, показывает то, насколько они различаются между собой.

При этом сама картина происходящего лишается конкретных деталей, автор считает, что сам читатель может придумать нужные для него ассоциации, но в каждой строчке читается достаточно трепетное отношение к тому, что возникло в фантазии лирического героя, наблюдающего за происходящим в небесной сфере. Подобное отношение прослеживается в словах знакомый и родной.

Финальные строчки произведения завершают созданный в остальной части воздушный пейзаж. Все постройки, которые были описаны до этого, постепенно удаляются от точки зрения лирического героя, все они направляются к северу. В этот же момент появляется неясный зов, который заставляет героя двигаться в след за перемещающимся воздушным городом.

В конце город фактически растворяется, что говорит о том, что всем надеждам лирического героя не суждено сбыться. Ему приходиться мириться с существующим положением событий, что достаточно трудно сделать. Но в тоже время он должен стремиться вперед, что в следующем причудливом узоре облаков отыскать новый воздушный город, который позволит ему надеется на лучшее.

Анализ стихотворения Воздушный город по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/fet/vozdushnyj-gorod

Урок в 10-м классе

Важным моментом в работе над стихотворением является эмоциональный настрой учеников на восприятие произведения. Чтобы понять замысел автора, разобраться в его чувствах, ученик должен сам испытать нечто подобное, проникнуться авторской мыслью. Поэтому работу над стихотворением А. А. Фета начинаем с обращения к чувствам ребят.

Любите ли вы наблюдать за плывущими облаками? Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

– Мне нравится наблюдать за облаками. Порой они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, забавную мордочку, а иногда целую композицию. Но стоит только отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, словно кто-то повернул калейдоскоп.

– Когда смотришь на бегущие облака, даже если не видишь чего-то необычного в них, испытываешь необыкновенное успокоение и умиротворение. Я могу подолгу лежать и смотреть в небо, следить за бегущими облаками.

– У меня иногда не возникает каких-то конкретных мыслей, но на душе становится спокойнее, приятнее, забываешь о неприятностях, а иногда даже засыпаешь.

– Когда я смотрю на облака, я мечтаю о прекрасной жизни, о счастье, о чем-то необычном, иногда это мечты о самом заветном. И мне всегда кажется, что мои мечты исполнятся.

– А меня посещает почему-то безотчетная грусть, и возникает чувство внутреннего недовольства.

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Посмотрим, что он представлял и какие чувства испытывал.

(Учитель или подготовленный ученик читает стихотворение Фета.)

Какие картины возникают перед вами?

– Лирический герой наблюдает за облаками и видит город, образ которого уже не раз вставал перед ним. Видимо, эта картина стала мечтой героя. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остается на “уснувшей земле”.

Какие чувства испытывает лирический герой и с чем это связано?

– Когда лирический герой рассказывает о городе, созданном причудливыми облаками, он, мне кажется, испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления, такой метаморфозы. Радуется он и тому, что только ему доступно такое видение. А заканчивается стихотворение грустной нотой.

Герой словно обманулся в своих ожиданиях: этот город, поманивший его за собой, сам уплывает, а герой остается на грешной земле, словно привязанный, один, лишенный возможности уйти вслед за своей мечтой.

Что вы можете сказать о лирическом герое, его мыслях?

– Мне кажется, что лирический герой – романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине.

Может быть, поэтому он называет ее “причудливым хором облаков”. Хор – это хорошо организованная группа. Используемый в первой строфе ассонанс (звуки и ) передают мелодию этого хора.

Какую роль играет эпитет “причудливый”? Почему так назван хор?

– Наверное, потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

Посмотрим в словаре Ожегова значение слова “причудливый”.

– Это слово имеет два значения: 1) вычурный, замысловатый; 2) капризный, с причудами.

В каком значении, по вашему мнению, использует автор это слово?

– Конечно же, это слово употреблено в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае – образ города.

А мне кажется, что автор имел в виду еще и второе значение. Почему?

– Эта картина воздушного города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но и капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облака не рассыпаются, но уплывают, оставив героя ни с чем.

Что нового для понимания характера лирического героя дает вторая строфа?

– Мне кажется, что этот воздушный город – это город мечты героя. Вспомним фразеологизм “воздушные замки”. Он обозначает что-то несбыточное, недоступное. Воздушный город стал недоступен герою, хотя образ его превращается в навязчивую мечту.

Герой называет город “знакомым, родным”, – значит, не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания “мой город” усиливает ощущение того, что этот город – мечта Именно героя, Только его. Отсюда и логическое ударение на местоимении “мой”.

Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает нам понять настроение и мысли героя?

– Мечта героя окрашена светлыми тонами: “белый город”, “розовое небо”. Она чиста. И вдруг – “темная земля”.

Мне кажется, здесь не просто цветовой контраст “белый-темная”, а еще и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

– Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти еще одну антитезу, показывающую, что лирический герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула. Мне кажется, что эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живет и герой.

Его мысли, стремления не связаны с грешной землей, а устремлены к небу, в микрокосмос.

– Лирический герой – романтик. Для него, как и для романтиков, характерен разрыв между мечтой и действительностью. Ассонанс (звуки и ) передает тихую, задушевную, немного грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

– Очень грустно звучит последняя строфа. Исчезают облака, пропадает воздушный город – рушится мечта героя, он остается один на “темной, уснувшей земле”.

Как синтаксис помогает раскрыть основную мысль этой строфы?

– С помощью инверсии выделяются слова “воздушный” и “плывет”. Мечта героя “воздушна”, то есть хрупка, способна рассыпаться, уплывает на север. А дальше отточие.

Я его понимаю как знак крушения мечты героя. А еще в нем можно заметить цепь уплывающих облаков. Антитеза “манит” – “не дает” подчеркивает трагедию героя, а в неопределенном местоимении “кто-то” заключена какая-то угроза счастью героя.

Как вы можете объяснить знак тире в последней строфе и определить принадлежность слова “да” к части речи?

– По моему мнению, “да” – это не противительный союз, а усилительная частица, синонимичная “а вот”. Знак тире здесь – это знак бессоюзного предложения, в котором вторая часть по смыслу противопоставляется первой.

– А мне кажется, что этот знак символизирует разрыв героя с мечтой.

Можно ли сказать, что это стихотворение относится к пейзажной лирике?

– Конечно, к чисто пейзажной лирике его отнести нельзя, потому что это большей частью философское стихотворение. Пейзаж – это только повод к размышлению о жизни, о мечте и действительности.

Заключительное слово учителя. Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую. Надо быть очень внимательным к слову, образам, чтобы понять стихи поэта.

Их нельзя читать между делом, в них надо вдумываться, чтобы проникнуться чувством автора.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/analiz-stixotvoreniya-a-a-feta-vozdushnyj-gorod/

Refy-free
Добавить комментарий