Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» (А. Блок) | Литрекон

Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям

Самый Зелёный · 05.03.2019

Таинственное дикое пламя питало душу этого поэта. Разрастаясь, оно вело его по жизненному и творческому пути. В момент, когда этот жар спал, Блока настигла смерть.

Его уход из жизни ознаменовал собой окончательное завершение последней свободной литературной поры – серебряного века. Кто знает, быть может, в этом совпадении дат и одновременной кончине поэта и эпохи есть некая мистическая доля.

Сам Александр Блок, уже пребывая в почтенном возрасте, размышлял о своём творчестве и говорил, что природа всего того, что он создал, – исключительно демоническая.

Всё берёт начало в достаточно непростых взаимоотношениях с родным отцом, который так и не смог всерьёз принять ни одно стихотворение сына. Но Многомудрый Литрекон не так близорук и предлагает Вам разбор одного из самых известных произведений Блока – «Ночь, улица, фонарь, аптека».

История создания

Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью.

Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века.

Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.

Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России.

Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий.

Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.

Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной. Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество.

Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным.

Поистине поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.

Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний.

Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать.

Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.

Жанр, направление, размер

«Ночь, улица, фонарь, аптека» – это в каком-то смысле пророческие строки философской лирики, в которых читается размышление о смысле бытия.

Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.

Направление творчества Блока – символизм (модернистское течение, в основе которого были такие признаки, как мистическая и философская тематика, образы-символы с переносным значением, возвышенность и оторванность поэзии от реальной жизни).

Композиция

Его главная особенность – зеркальная композиция, всё начинается с «ночь, улица, фонарь, аптека» и заканчивается почти таким же повторением строки – «ночь, аптека, улица, фонарь».

Этот приём можно назвать самым главным, поскольку благодаря нему создаётся то самое впечатление цикличной безысходности, которая присутствует в судьбе каждого из живущих людей.

Образы и символы

  1. Лирический герой замер у окна своей комнаты и пристально всматривается в поглощённую ночным полумраком улицу. Он размышляет о том, что в жизни ничего нельзя изменить. То, что предопределено, в любом случае произойдёт. Это уставший и разочарованный мыслитель, чья участь тоже предрешена.
  2. Центральный образ – аптека. Однажды, когда Александр Блок дал одному из своих друзей прочесть это стихотворение, тот с улыбкой отметил: «Знаешь, а ведь напротив моего дома тоже есть аптека». В ответ на это Блок с очень серьёзным и сосредоточенным выражением лица произнёс: «Рядом с каждым домом есть аптека».

    Известно, что в те времена некоторые аптеки считались местом спасения самоубийц.

    Выходит, что даже в ответе поэта есть подтекст – рядом с каждым домом ежедневно происходят человеческие трагедии: одни желают спастись в аптеках, продлив пустые годы своего существования, других, окончательно отчаявшихся и пытающихся навсегда покончить с опостылевшей рутиной, насильно приводят в те же стены и возвращают к жизни.

    В этом есть ирония – жизнь и смерть играют между собой, попеременно завлекая своими голосами неразумных людей.

  3. Свет фонаря – символ того самого света в конце туннеля, символ смысла жизни.

    Но у поэта он бессмысленный и тусклый – то есть человек специально зажигает для себя искусственный свет, чтобы разрезать тьму и обманывать себя, что есть смысл преодолевать ее на пути к тому самому лживому огоньку.

  4. Ночь – это образ-символ, который обозначает непролазную тьму самой жизни, где человек слеп и беспомощен: он не знает, откуда он, кто его создал, что находится вокруг него и т.д. Вся жизнь – ночь, холодная и бесприютная.

Темы, настроение и проблемы

Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.

  • Основная тема – судьба. Все человеческие попытки побороть свою судьбу тщетны и глупы. Каждому отмерян свой срок и определено качество этого срока.
  • Однообразие и бессмысленность жизни – основная проблема стихотворения. Человеку суждено преодолевать одни и те же проблемы и лишения, а вокруг ничего не изменится, кто бы ни смотрел на ночь и аптеку.
  • Смерть в тексте не противостоит жизни, а является тем же скучным продолжением бытия, которое ничего не меняет.

Основная идея

Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.

Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.

Средства выразительности

Стихотворение, хоть и наводит на глубокие размышления, само по себе совсем небольшое. Написанное четырёхстопным ямбом, оно окрашено лишь несколькими художественно-выразительными средствами:

  • эпитетом «бессмысленный свет»;
  • сравнением «всё, как встарь».

Мария Гуцало

Александр Блокразборстихотворение Ночь

Источник: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/noch-ulitsa-fonar-apteka-a-blok/

Анализ стихотворения Блока Друзьям

Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям

Друг другу мы тайно враждебны,Завистливы, глухи, чужды,А как бы и жить и работать,

№ 4 Не зная извечной вражды!

Что делать! Ведь каждый старалсяСвой собственный дом отравить,Все стены пропитаны ядом,

№ 8 И негде главы приклонить!

Что делать! Изверившись в счастье,От смеху мы сходим с умаИ, пьяные, с улицы смотрим,

№ 12 Как рушатся наши дома!

Предатели в жизни и дружбе,Пустых расточители слов,Что делать! Мы путь расчищаем

№ 16 Для наших далеких сынов!

Когда под забором в крапивеНесчастные кости сгниют,Какой-нибудь поздний историк

№ 20 Напишет внушительный труд.

Вот только замучит, проклятый,Ни в чем не повинных ребятГодами рожденья и смерти

№ 24 И ворохом скверных цитат.

Печальная доля — так сложно,Так трудно и празднично жить,И стать достояньем доцента,

№ 28 И критиков новых плодить.

Зарыться бы в свежем бурьяне,Забыться бы сном навсегда!Молчите, проклятые книги!

№ 32 Я вас не писал никогда!

Drug drugu my tayno vrazhdebny,Zavistlivy, glukhi, chuzhdy,A kak by i zhit i rabotat,

Ne znaya izvechnoy vrazhdy!

Chto delat! Ved kazhdy staralsyaSvoy sobstvenny dom otravit,Vse steny propitany yadom,

I negde glavy priklonit!

Chto delat! Izverivshis v schastye,Ot smekhu my skhodim s umaI, pyanye, s ulitsy smotrim,

Kak rushatsya nashi doma!

Predateli v zhizni i druzhbe,Pustykh rastochiteli slov,Chto delat! My put raschishchayem

Dlya nashikh dalekikh synov!

Kogda pod zaborom v krapiveNeschastnye kosti sgniyut,Kakoy-nibud pozdny istorik

Napishet vnushitelny trud.

Vot tolko zamuchit, proklyaty,Ni v chem ne povinnykh rebyatGodami rozhdenya i smerti

I vorokhom skvernykh tsitat.

Pechalnaya dolya — tak slozhno,Tak trudno i prazdnichno zhit,I stat dostoyanyem dotsenta,

I kritikov novykh plodit.

Zarytsya by v svezhem buryane,Zabytsya by snom navsegda!Molchite, proklyatye knigi!

Ya vas ne pisal nikogda!

Lheu lheue vs nfqyj dhf;lt,ys,Pfdbcnkbds, uke[b, xe;ls,F rfr ,s b ;bnm b hf,jnfnm,

Yt pyfz bpdtxyjq dhf;ls!

Xnj ltkfnm! Dtlm rf;lsq cnfhfkczCdjq cj,cndtyysq ljv jnhfdbnm,Dct cntys ghjgbnfys zljv,

B ytult ukfds ghbrkjybnm!

Xnj ltkfnm! Bpdthbdibcm d cxfcnmt,Jn cvt[e vs c[jlbv c ev, gmzyst, c ekbws cvjnhbv,

Rfr heifncz yfib ljvf!

Ghtlfntkb d ;bpyb b lhe;,t,Gecns[ hfcnjxbntkb ckjd,Xnj ltkfnm! Vs genm hfcxboftv

Lkz yfib[ lfktrb[ csyjd!

Rjulf gjl pf,jhjv d rhfgbdtYtcxfcnyst rjcnb cuyb/n,Rfrjq-yb,elm gjplybq bcnjhbr

Yfgbitn dyeibntkmysq nhel///

Djn njkmrj pfvexbn, ghjrkznsq,Yb d xtv yt gjdbyys[ ht,znUjlfvb hj;ltymz b cvthnb

B djhj[jv crdthys[ wbnfn///

Gtxfkmyfz ljkz — nfr ckj;yj,Nfr nhelyj b ghfplybxyj ;bnm,B cnfnm ljcnjzymtv ljwtynf,

B rhbnbrjd yjds[ gkjlbnm///

Pfhsnmcz ,s d cdt;tv ,ehmzyt,Pf,snmcz ,s cyjv yfdctulf!Vjkxbnt, ghjrkznst rybub!

Z dfc yt gbcfk ybrjulf!

Анализ стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Ночь, улица, фонарь аптека», «Поэты», «Друзьям» Блока

У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться.

Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств. Он – порождение общества.

Его черты Блок видел и в себе, и в окружающих.

Кольцевая композиция стихотворения «Ночь, улица, фонарь аптека» подчеркивает бессмысленный круговорот жизни человека и, возможно, всего человечества в целом. Это стихотворение называют самым пессимистическим в мировой литературе.

Стихотворение Блока – выражение боли, иногда – скепсиса, трагедии, но отождествлять мир героя с самим поэтом нельзя, т.к.

у Блока всегда была вера в любовь, в Россию, таким образом, лирический герой выражает лишь одну грань мировоззрения поэта.

Поэты в одноименном стихотворении Блока противопоставлены обывателям. Новаторство в том, что мир поэтов изображен дисгармонично.

Автор пишет, что поэты посвящают свою жизнь вину и усердной работе, они считают себя выше и лучше, чем есть («надменная улыбка»), но, несмотря на несовершенный мир поэтов («квартал вырос на почве болотной и зыбкой»), их мир оказывается выше и лучше, чем мир обывателей. Так как поэтам дана возможность творить:

Пусть жизнь меня в землю втоптала, — Я верю: то бог меня снегом занес,

То вьюга меня целовала!

В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедальные ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. И единственное, что остается, вера в то, что он «расчищает путь для наших далеких сынов».

2159

Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»

Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые изменят устоявшийся веками российский уклад.

Принимал ли сам Блок революционные перемены? Думаю, он относился к ним скорее положительно, ибо видел в революции справедливое возмущение угнетенных. В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, — портрет богатых людей.

Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям – презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине?! Но презрение лирического героя вызывает не только это – он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью: Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы.

Метафора «мяли белые цветы», мне кажется, обозначает, что эти люди «пачкали» свою душу той жизнью, которой они жили. Больше того, они «пачкали» саму жизнь своим низким и бездуховным существованием. Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов – их основной характеристикой стала скука.

Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз. Времяпрепровождение таких людей – это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух». Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие – «свет электрический потух».

Эта реальная деталь быта — в те год действительно были частые перебои с электричеством – перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец. «Сытые» пытаются как-то исправить положение – приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает.

Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать — они уже давно перестали быть людьми: К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги. С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» — они почувствовали опасность, «зашевелились».

Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» — их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев. Сравнение героев стихотворения со свиньями говорит само за себя.

Оно очень эмоционально и откровенно выражает отношение Блока к тем, кого он описывает: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» — не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них: И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны – поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна — не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. В этих последних строках выразился гуманизм Блока, его четкая позиция, которая коренным образом, как мы знаем, отличалась от позиции тех, кто пришел к власти. Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры – «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой …свет потух», «шипят пергаментные речи» и т.д. А также здесь присутствуют и эпитеты – «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех». В плане синтаксиса в стихотворении можно отметить наличие восклицательных предложений, выражающих эмоции лирического героя.

Таким образом, стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия.

Анализ стихотворения АБлока

Стихотворение А.А.Блока « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…» входит в цикл « На поле Куликовом». Цикл состоит из 5 стихотворений: «Река раскинулась.

Течет, грустит лениво…», « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…» ,« В ночь, когда Мамай залег с ордою…», «Опять с вековою тоскою…», «Опять над полем Куликовым…» Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.

Это стихотворение теснее прочих связано если не с реальными, то с легендарными приметами Куликовской битвы, и поэтому больше стилизовано под старину и под фольклор. В основе его сюжета — легендарное гадание перед боем. Блок хочет сохранить дистанцию между историей и предметом стихотворения, чтобы одновременно и напомнить о реальной битве, и отличить собственные картины от исторических.

События XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. В цикле «На поле Куликовом» мы видим противостояние двух миров, двух станов. Главный герой – ратник времен Куликовской битвы и одновременно современник поэта, стоящий на пороге «высоких и мятежных дней». Автор решает сложную художественную задачу: рассказать о прошлом, настоящем и будущем России.

К ультурологическое пространство многослойно. Каждый образ несет в себе богатейшие ассоциации, что обусловлено многозначностью слов и сложными связями с различными элементами культуры. Через все произведение проходит образ реки. В нашем отрывке это Непрядва. Непрядва — символ разделения добра и зла, родины и врага.

Строка «Не вернуться, не взглянуть назад» относит нас к мифу об Орфее, возвращающемся из Аида, и Лотовой жене. Река становится рубежом, переход через который необратим. Образ реки ассоциируется с образом воды, «древним универсальным символом чистоты, плодородия и источником жизни.

Считалось, что чистая вода имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса)».

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей. В образе лебедя — значения, восходящие к мифологическим представлениям: лебедь — олицетворение божества, чистоты, красоты. Во всей полноте образ птицы раскрывается в этом цикле.

Торжественно-тихое стихотворение « Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы.

В криках, плеске и трубах лебедей есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы.

Звуковой пласт создается с помощью сочетания «лебеди кричали». Лебединые крики становятся символом тоски, предупреждением, призывом к защите родины. Так с помощью разнообразных образов-символов автор создает уникальный образ России.

Благодаря многозначности большей части слов создается сложное лингвокультурологическое пространство. Обращение Блока к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию.

В стихотворении полночь противостоит ранней обедне и светлой жене.

Первое стихотворение цикла было насквозь динамично и организовано мотивом движения в пространстве, то второе, напротив, статично (единственный раз мотив движения появляется в слове “путь”, но и путь здесь скорее “предстоящий, лежащий перед нами”, — не предполагающий движения, так сказать, “в кадре”). Зато статичные “картинки” поданы в постоянно изменяющейся временной перспективе, “подсвечиваются” то прошлым (“НадНепрядвойлебеди кричали…”). то будущим (“Долго будет родина больна…”). Это мотивировано и поддержано ситуацией гадания, предполагающей “встречу” времён.

Более прочная, чем в других стихотворениях цикла, опора на древнерусские источники нигде, однако, не оборачивается прямым цитированием или пересказом (самой точной цитатой оказывается цитата из «Гамлета»).

Искусно поддерживая у читателя ассоциации с произведениями Куликовского цикл а, Блок тем не менее не даёт этим ассоциациям стать чересчур конкретными и оформленными: это бы разрушило его поэтический язык, предназначенный для разговора о вечном.

Символистская поэтика, по выражению современного автора, “ловила на слове то, для чего не выдумано языка”.

Друзьям — Блок А

Друг другу мы тайно враждебны, Завистливы, глухи, чужды, А как бы и жить и работать,

Не зная извечной вражды!

Что делать! Ведь каждый старался Свой собственный дом отравить, Все стены пропитаны ядом,

И негде главы приклонить!

Что делать! Изверившись в счастье, От смеху мы сходим с ума И, пьяные, с улицы смотрим,

Как рушатся наши дома!

Предатели в жизни и дружбе, Пустых расточители слов, Что делать! Мы путь расчищаем

Для наших далеких сынов!

Когда под забором в крапиве Несчастные кости сгниют, Какой-нибудь поздний историк

Напишет внушительный труд.

Вот только замучит, проклятый, Ни в чем не повинных ребят Годами рожденья и смерти

И ворохом скверных цитат.

Печальная доля — так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достояньем доцента,

И критиков новых плодить.

Зарыться бы в свежем бурьяне, Забыться бы сном навсегда! Молчите, проклятые книги!

Я вас не писал никогда!

Темы соседних сочинений

← Дикий ветер↑ БлокЖелезная дорога →

Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/druzyam

«Пляски смерти» А. Блок

Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям

«Пляски смерти» Александр Блок

1

Как тяжко мертвецу среди людейЖивым и страстным притворяться!Но надо, надо в общество втираться,

Скрывая для карьеры лязг костей…

Живые спят. Мертвец встает из гроба,И в банк идет, и в суд идет, в сенат…Чем ночь белее, тем чернее злоба,

И перья торжествующе скрипят.

Мертвец весь день трудится над докладом.Присутствие кончается. И вот —Нашептывает он, виляя задом,

Сенатору скабрезный анекдот…

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязьюПрохожих, и дома, и прочий вздор…А мертвеца — к другому безобразью

Скрежещущий несет таксомотор.

В зал многолюдный и многоколонныйСпешит мертвец. На нем — изящный фрак.Его дарят улыбкой благосклонной

Хозяйка — дура и супруг — дурак.

Он изнемог от дня чиновной скуки,Но лязг костей музыкой заглушон…Он крепко жмет приятельские руки —

Живым, живым казаться должен он!

Лишь у колонны встретится очамиС подругою — она, как он, мертва.За их условно-светскими речами

Ты слышишь настоящие слова:

«Усталый друг, мне странно в этом зале». —«Усталый друг, могила холодна». —«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали

На вальс NN. Она в вас влюблена…»

А там — NN уж ищет взором страстнымЕго, его — с волнением в крови…В ее лице, девически прекрасном,

Бессмысленный восторг живой любви…

Он шепчет ей незначащие речи,Пленительные для живых слова,И смотрит он, как розовеют плечи,

Как на плечо склонилась голова…

И острый яд привычно-светской злостиС нездешней злостью расточает он…

«Как он умен! Как он в меня влюблен!»

В ее ушах — нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.

2

Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначалаИ повторится всё, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

3

Пустая улица. Один огонь в окне.
Еврей-аптекарь охает во сне.

А перед шкапом с надписью Venena,*
Хозяйственно согнув скрипучие колена,

Скелет, до глаз закутанный плащом,
Чего-то ищет, скалясь черным ртом…

Нашел… Но ненароком чем-то звякнул,
И череп повернул… Аптекарь крякнул,

Привстал — и на другой свалился бок…
А гость меж тем — заветный пузырек

Сует из-под плаща двум женщинам безносым
На улице, под фонарем белёсым.

4

Старый, старый сон. Из мрака Фонари бегут — куда? Там — лишь черная вода,

Там — забвенье навсегда.

Тень скользит из-за угла, К ней другая подползла. Плащ распахнут, грудь бела,

Алый цвет в петлице фрака.

Тень вторая — стройный латник, Иль невеста от венца? Шлем и перья. Нет лица.

Неподвижность мертвеца.

В воротах гремит звонок, Глухо щелкает замок. Переходят за порог

Проститутка и развратник…

Воет ветер леденящий, Пусто, тихо и темно. у горит окно.

Всё равно.

Как свинец, черна вода. В ней забвенье навсегда. Третий призрак. Ты куда,

Ты, из тени в тень скользящий?

5

Вновь богатый зол и рад,Вновь унижен бедный.С кровель каменных громад

Смотрит месяц бледный,

Насылает тишину,Оттеняет крутизнуКаменных отвесов,

Черноту навесов…

Всё бы это было зря,Если б не было царя,

Чтоб блюсти законы.

Только не ищи дворца,Добродушного лица,

Золотой короны.

Он — с далеких пустырейВ свете редких фонарей

Появляется.

Шея скручена платком,Под дырявым козырьком

Улыбается.

*Яд

К олицетворенному образу Смерти, увлекающей за собой людей разных возрастов и сословий, обращались многие писатели, художники, музыканты.

Известный аллегорический сюжет, особенно популярный в немецкой и французской традициях, подчеркивает бренность человеческого существования. За два года до появления блоковской версии Макабра, или Пляски смерти, к этой теме обращается Брюсов.

Подобно неизвестным средневековым авторам он составляет стихотворные комментарии к старинным гравюрам, иллюстрирующим земные похождения коварной Смерти.

Макабрическая тема в цикле, созданном в 1912—1914 гг., становится поводом для горьких философских размышлений о бессмысленности жизненных путей, глубоком духовном кризисе общества. Сатирические образы и гневные интонации порождены печалью и отчаянием разочарованного лирического «я».

Помимо танатологических мотивов, пять коротких главок небольшого цикла связывают гротескные урбанистические картины, пространство которых населено зловещими образами. Открывает галерею фантасмагорических персонажей мертвец, вынужденный играть роль живого.

Движимый «нездешней» черной злобой, он стремится отравить существование, развратить глуповатых обывателей. Для этих целей мертвецу приходится озаботиться земными делами: карьерным продвижением, светским флиртом. Главный персонаж не одинок. На балу он встречает подругу, своего двойника в женском обличье. Фрагмент заканчивается кульминационной сценой вальса.

Юную партнершу героя захватывает любовное переживание, которое кажется нелепым ее циничному кавалеру.

остальных эпизодов в основном посвящено уличным зарисовкам. Знаменитый ночной пейзаж, изображенный во второй главке, построен по принципу цикличности. При помощи кольцевой композиции автор стремится передать пессимистичное ощущение тупика, от которого не избавит даже гибель.

Художественное пространство последних фрагментов организуют мистические мотивы. На темных и тихих улицах гуляет ледяной ветер, черная речная вода похожа на свинец, бледный свет месяца не побеждает мглу, а лишь «оттеняет» мрачные детали окружающего.

В зловещем антураже появляются фантастические персонажи: скелет, безносые женщины, неясные тени, франт во фраке. Особенно мрачен гротескный образ «тени второй», у которой «нет лица».

По этой причине субъект речи затрудняется дать ей точную характеристику, предлагая читателю варианты трактовки: молодой рыцарь, невеста, проститутка.

В финальной главке присутствуют указания на социальные стороны всеобщего духовного кризиса, однако приоритетная позиция остается за символико-философским содержанием.

Блок

Источник: https://pishi-stihi.ru/plyaski-smerti-blok.html

Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока

Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знают все старшеклассники. В школе оно изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ночь, улица, фонарь, аптека.

История создания – произведение написано в октябре 1912, вскоре оно было включено в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир»

Тема стихотворения – жизнь, по которой человек движется, как по замкнутому кругу.

Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Особенность композиции – зеркальность, которая проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ

Метафоры – «ледяная рябь канала».

Эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет»

Сравнения – «повторится все, как встарь».

История создания анализированного стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и сына. Мужчина тяжело переживал удар судьбы, что отразилось и на его творчестве. В нем начинают преобладать философские мотивы, стихи отличаются мрачным настроением.

В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус.

Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека».

Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.

Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир». Над этим циклом поэт работал с 1905 года.

Литература всех эпох пестреет размышлениями о человеческой жизни, их особенности зависят от исторической и общественной обстановки. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни зазвучала по-новому. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы. Его стих «Ночь. Улица. Фонарь.

Аптека» относится к философской лирике. Он показывает жизнь, как замкнутый круг, из которого нет выхода. Жизнь и смерть, по мнению поэта, тесно связаны. Автор развивает идею о перерождении человеческой души, которая после физической смерти находит телесную оболочку и снова ступает на тропу страданий.

Попытки освободиться из этой клетки – бессмысленный процесс.

В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.

Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».

Анализированное стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Все его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое.

По смыслу стихотворение не делится. Формальная организация его также проста – два катрена, которые по отдельности теряют смысл.

Особенность композиции – зеркальность: почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.

Жанр произведения – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Размышления эти спокойные, беспристрастные. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.

Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя.

Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь».

Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.

Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллите­рации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 47.

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/noch-ulica-fonar-apteka.html

Refy-free
Добавить комментарий