Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга (стр. 1 из 2)

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом — Ворюгой.

Завязка — это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа — «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён — кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается.

Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев).

В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях).

У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам.

Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас.

Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен.

Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия.

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом.

С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит».

Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок.

Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить.

Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался.

Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу.

Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе.

Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа).

Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить.

Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения — перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром.

Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

https://www.youtube.com/watch?v=m2XWyrr2IlM

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.

О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме — когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями).

Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел.

(«Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе главные герои?

-От чьего имени в рассказе ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

Источник: https://mirznanii.com/a/361103/analiz-rasskaza-paustovskogo-kot-voryuga

Открытый урок чтения

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Конспект урока литературного чтения

по теме К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»

Ход урока:

Цель: Развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать свое мнение

Задачи:

развивать представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения; о слове как средстве создания художественного образа;

— способствовать развитию читательского интереса,

— формировать систему читательских умений ( анализ произведения, рисунок)

— учить определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра и зла); воспитывать гуманное отношение к животным;

— формировать навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

1.Организационный момент.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Гостей всех поприветствуем-

Начнем скорей урок!

— Ребята! Сегодня наш урок посвящается важному, нужному качеству человека. Об этом качестве говорится в стихотворении:

Слово это серьезное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка, тепло и любовь.

В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других позабыть не дает.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА.

2.Постановка темы и задач урока

2.1.-А что такое доброта ?

— Какие литературные произведения о доброте мы уже с вами читали?

2 слайд. Посмотрите, пожалуйста на портрет этого человека. Можете о нём сказать, что он добрый?

-А кем он может быть по профессии?

— Кто узнал этого писателя?

2.2.Вступительная беседа-(подготовленный ученик)

3 слайд Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии.

После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

4 слайд В годы войны Константин Георгиевич работал военным корреспондентом, а после войны продолжал писать рассказы, много путешествовал, бывал в разных странах, открыл для себя мещерские места (5-6) и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.

Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

7 слайд Посмотрите на обложки книг К.Г.Паустовского. Узнаёте их? Кто читал эти произведения? Давайте вспомним, о чём они?

Да, книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям.

8 слайд Автор считал, что «в каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

-А кто догадался о какой струне пойдёт речь?

2.3.Постановка проблемы (тема и название произведения)

— Посмотрите на следующий слайд.9 слайд Кого вы видите? Что общего у всех картинок?

— А кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?

– Какие здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

– А здесь? (Голодные, уличные, брошенные.)

— Ктознает как называется это произведение Паустовского?

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» 10 слайд

— Предположите о чём будет это произведение?

-А кто такой вор?

— Есть ли разница между словами воришка и ворюга?

-А какой оттенок имеет слово ворюга?

(Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)

И сегодня мы проведем урок — расследование. Уважаемые коллеги, нам предстоит разобраться в в каком преступлении обвиняет своего героя К.Паустовский. Задача осложняется тем, что преступления были совершены в XX веке и нам предстоит расследование по художественному документу. Это очень трудная и увлекательная работа.

3.Первичное чтение. 1-2 части.

Давайте ознакомимся с материалами дела с.86-88 ( читает учитель, дети)

3.1.Работа с текстом. Первичное восприятие.

-Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

Кто рассказывает нам историю кота?

-Как автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

-Какую часть речи использует автор, для описания поступков?

(Для описания поступков использованы глаголы действия. )

-Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, можно ли было догадаться, что это совершал кот? С кем ассоциируются эти поступки?(мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.)

— Как называется этот литературный приём? (Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. )

Учитель:

Для начала проведем «следственный эксперимент». Автор намеренно «запутывает следы»: он перенес завязку сюжета в какое-то другое место. Именно поэтому начало истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.

— Что такое завязка?

(Это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, его, наверное, и не поймали бы. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие события.)

3.2.Продолжение чтения детьми-группа

3.3.Анализ содержания текста.

-Какой это рассказ по жанру?(художественный, весёлый , серьёзный поучительный, юмористический)

-Какие слова вам были непонятны? Какие сможете объяснить сами?

Словарная работа-на доске

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

3.4.Самостоятельная работа в группах.

Сейчас «оперативные» группы продолжат самостоятельное расследование.

I группа исследует место преступления.

— Где происходили события? (В старом доме, около которого много озер)

— Кто проживал в доме. (Автор-рассказчик и Рувим)

— Чем они занимались? (Ловили рыбу)

II группа анализирует мотивы и поведение кота

— Каков образ жизни и поступки кота? Как себя ведёт?

III группа составляет словесный «портрет» преступника. (Слайд 12)

— Каков внешний вид кота.

— О чем говорит такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?

Словесный портрет «преступника»

Внешний вид:

— тощий

— огненно-рыжий символ отваги, мужества, бесстрашия

— разорванное ухо

— обрубленный грязный хвост память о былых приключениях

— белые подпалины на животе

— зеленые нахальные глаза

Поведение:

— ловко прятался

— воровал все подряд

— потерял всякую совесть

— бродяга и бандит

— смотрел дикими глазами и грозно выл

— решился на отчаянный поступок

— выл и ругался

— вцепился мертвой хваткой

Мотив поступков: желание выжить

(Группы работают 2-3 мин, затем идёт обсуждение)

Учитель:

— Что ж, картину « преступлений кота – ворюги», восстановленная «следователями» довольно ясна. И все же я склонна считать, что «потерпевшие» оговаривают кота! Не мог он так дерзко себя вести!

Давайте проверим личности «потерпевших».

3.5.Игра — драматизация: «Работа с «потерпевшими».

(Приглашаются «потерпевшие»: герой — рассказчик, Рувим, Ленька, которые рассказывают, что они думают о своем «обидчике» и как они с ним поступили).

Автор – рассказчик:

— молодой человек

— любит природу

— проводит свободное время на рыбалке

— дружит с Рувимом и Лёнькой

Рувим: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями

деликатный

— добрый

Лёнька:

— сын деревенского сапожника

— славится бесстрашием и ловкостью

— сообразительный

— добрый мальчик

Учитель:

-Какими чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота оживотных, жалость) 4-6 группа опрашивают потерпевших

( Характеристика главных героев рассказа.)

— Что с ними постоянно происходило? (Им досаждал кот)

— Какие преступления совершил кот? (Украл рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл банку с червями; утащил кукан с окунями, украл со стола ливерную колбасу)

— Что стало главным занятием, даже смыслом жизни обитателей дома?

(Стремление поймать и наказать кота)

— Таким образом, мы видим, что «потерпевшие» оказались хорошими и добрыми людьми, значит, все рассказанное о коте – правда.

— Итак, перед нами действительно «дерзкий преступник». Это не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

— Как обещали «потерпевшие» наказать кота?

(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?

— Но есть ли у кота «смягчающие вину обстоятельства»?

(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской образ жизни – другого пути у него не было)

3.6. Физкультминутка

3.7.Роль пейзажа.13 слайд

Накал страстей достиг высшей точки. Именно в этот момент автор вводит в рассказ описание пейзажа. Найдите его.

https://www.youtube.com/watch?v=dAY_K4t7Cpg

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом, звуками, запахом.

Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном саду, слышим стук диких яблок о тесовую крышу, вдыхаем запах душистых высоких трав, ощущаем кожей осыпающую плечи желтую цветочную пыльцу.

Писатель пробуждает к участию изображаемой природы все наши органы чувств. Возникает ощущение личного присутствия в дорогих для автора местах.

— Как вы думаете, почему в рассказе о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная зарисовка?

(Пейзаж служит средством для более выразительного изображения душевного состояния героев, способствует раскрытию замысла автора)

— Есть ли связь между описанием дома и главным героем?

(Писатель проводит параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.)

— Когда о коте вспоминали, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было переночевать.

— Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел.

— Какие художественные средства использует автор в данном эпизоде?

(Сравнение- воет как подземный дух и олицетворение)

(Подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром)

  1. Анализ эпизода «Задержание преступника».

– Представьте себе, что вы уехали на 2–3 дня из дома, а своего кота оставили одного. Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы поступите? Что вы будете делать? Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?

— Какой эпизод в рассказе является кульминационным? (Кот попался)

14 слайд

— Почему это важное дело было поручено Лёньке?

(Он славился своей ловкостью и бесстрашием)

Противопоставляются друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается сильнее в этой борьбе. Когда кота вытащили, каким его увидели люди?

(Жалкий, тощий, голодный)

— В рассказе автор повторяет отчаяние? О ком идёт речь?

— Почему автору нужно, чтобы кот попался?

— Какой приговор вынесли преступнику? Почему?

— Прочитайте, как он реагирует на столь неожиданное «наказание»?

(«Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин… Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас…».)- юмор

-Кот и его действия являются двигателем сюжета. Подберите к каждой картинке глагол. 15 слайд (воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать, сторожит)

-Расследование проведено, кот наказан. А почему автор пишет ещё одну часть?

(Кот не только перестал воровать сам, но и не позволял этого делать другим. Он стал ласковым, спокойным. И его из Ворюги переименовали в Милиционера.)

4.2.Выявление авторской позиции

— Какую проблему поднимает автор в рассказе?

(Проблему борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро: кот стал совершать благородные поступки.)

— Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота?

(Паустовский хочет, чтоб мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла, наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.)

— Как соотносится эпиграф с финалом рассказа? 16 слайд

(Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота «отозвалось», «оттаяло», и произошло его чудесное превращение совсем в другого кота – преданного, благородного, ласкового.)

4.3.Составление синквейна 17 слайд

-Кот в начале рассказа и в конце. Это разные кошки?

1.кот 2.кот

бродячий, голодный сытый, благородный

ворует, воет, прячется сторожит, хозяйничает,

ласкается

Кот потерявший всякую совесть Доброе слово и кошке приятно

Бандит милиционер

— О чем же рассказ К.Паустовского?

(Это не просто рассказ о взаимоотношениях людей и кота — беспризорника, это история обретения дружбы и осознания героями своей значимости и полезности кому-то.)

18 Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга » Надо накормить бездомных животных. Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями.

Жадность и воровство всегда будут наказаны. «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни. «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю.

Мориц «Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент- Экзюпери

В роли кота — ворюги может оказаться любой человек У каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым отношением.

5.Рефлексия. Итог урока 19 слайд

  1. Сегодня я узнал…

  2. Мне было интересно…

  3. Я научился…

  4. Теперь я могу…

  5. Мне показались трудными задания…

  6. У меня получилось…

  7. Мне захотелось…

  8. Я почувствовал, что…

— Кому понравилось, как вы сегодня работали?

Домашнее задание: напишите отчет о проделанной «оперативной» работе по образцу: Моя кошачья жизнь

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-chteniya-kpaustovskiy-kotvoryuga-720379.html

Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К.Г. Паустовского

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Актуальность темы данной работы обозначена рядом обстоятельств.

Большинство методических разработок связаны с анализом произведений, изучаемых в старших классах и отличающихся сложностью проблематики, глубокими философскими раздумьями о жизни, вечности, о нравственных ценностях.

Для детального анализа таких художественных произведений нужны не только литературоведческие знания, но и высокий уровень читательской культуры, работать над чем необходимо уже в среднем звене, т. к.

анализ каждого последующего текста совершенствует читательские умения ученика, повышает его читательскую компетентность. У пятиклассников уже есть опыт чтения произведений разных жанров, происходит дальнейшее знакомство с писателями-классиками. Поэтому изучение художественного произведения, его специфики ученикам 5-6 классов вполне доступно.

Таким образом,  обозначив проблему – обучение анализу текста в среднем звене – и руководствуясь темой, определена цель данного урока: обучение элементам анализа эпического произведения. Эта цель обусловила решение следующих задач:

1) продолжить работу над формированием умения анализировать эпическое произведение, учить пониманию роли художественной детали; 2) развивать умение определять замысел автора через анализ художественных деталей, аргументировано излагать свою точку зрения;

3) воспитывать у учеников интерес к слову автора.

Объектом исследования является рассказ К. Г.  Паустовского «Кот-ворюга». Произведения этого писателя входят в принятые программы по литературе для средней школы как для обязательного, так и для самостоятельного чтения.

Для учителей-словесников творчество Константина Георгиевича Паустовского важно тем, что помогает дать ученикам верное представление о художественной литературе как об одном из видов искусства, вводит в творческую лабораторию писателя, показывает, как создаются художественные книги, и тем самым активизирует интерес к изучению литературы.
Методических разработок по творчеству К. Г. Паустовского достаточно много. Но не встречалось ни одной разработки, посвященной рассказу Паустовского «Кот-ворюга». А ведь данный рассказ  –  благодатный материал для начала обучения анализу художественного произведения в среднем звене. На данном этапе текст всего произведения не исследуется детально и глубоко. Текст анализируется избирательно.

Критериями выбора элементов анализа данного рассказа  является его родовая и жанровая специфика, своеобразие авторского стиля, художественная деталь (портрет, пейзаж), художественные приемы – прямая авторская характеристика, поступки, действия героев и т. д.

Изучение «Кота-ворюги» учитывает также и возрастные особенности восприятия искусства, и литературное развитие учащихся, их читательский опыт и интересы.

Воспитательная направленность (один из  принципов обучения) тоже является важным критерием для анализа данного рассказа Паустовского.

Модель урока по обучению анализу художественного произведения на примере рассказа К. Г.  Паустовского «Кот-ворюга»

Тема урока:  «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен» (Рассказ  К. Г.  Паустовского «Кот-ворюга»)

Цель: обучение элементам анализа эпического произведения.

Задачи:

  • продолжить работу над формированием умения анализировать эпическое произведение, учить пониманию роли художественной детали;
  • развивать умение определять замысел автора через анализ художественных деталей, аргументировано излагать свою точку зрения;
  • воспитывать у учеников интерес к слову автора.

Оборудование: портрет К. Г. Паустовского, рисунки учащихся к рассказу.

Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности (класс разделен на группы, каждая группа садится за отдельные столы).

Предварительное домашнее задание: подготовить рассказ о творческой деятельности К. Г. Паустовского (индивидуально); группе иллюстраторов – нарисовать каждому кота-ворюгу, выбрав любой эпизод рассказа (желательно по сюжету).

Эпиграф к уроку: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного» (К. Г. Паустовский).

Дополнительная литература в помощь учащимся: Ушакова О. Д. Понятия и определения: литература. Словарик школьника.

ХОД УРОКА

I.Вступительная часть урока – небольшой разговор о творчестве писателя К. Г. Паустовского.

Ребята вспоминают уже прочитанные ими рассказы, делятся впечатлениями.
Продолжая разговор о творчестве писателя, предоставляю слово ученику, подготовившему материал о творчестве писателя.

Предполагаемый результат работы.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. Родился Паустовский 31 мая 1892 г. в Москве, в Гранатном переулке (до недавнего времени – улица Щусева), но вырос он на Украине, в Киеве.

Писательская жизнь началась «с желания все знать, все видеть и путешествовать». Он изъездил всю Россию еще в молодости.

Полярный Урал, сожженные жестоким солнцем берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера – всюду подмечал Паустовский красоту природы, полюбил эти места и своей любовью к ним заставил полюбить их и читателей. Всюду знакомился с разными людьми, многие из которых впоследствии стали прототипами его героев.

Творческая деятельность была многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов, он – очеркист, драматург, публицист и критик. Книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская природа – «мокрый от дождя куст на берегу Оки», легкий шум ветра в мелколесье, сильный запах травы, хлеба, земли.

Рассказы писателя лишены стремительного действия. В них нет необычных приключений, невероятных поворотов, острого конфликта, неожиданных концовок. Сила его художественного воздействия в другом. Они требуют медленного, сосредоточенного чтения.

Эмоциональность повествования невольно рождает ответный отклик, и лирическая атмосфера рассказов писателя пробуждает в читателе повышенную восприимчивость к прекрасному и в природе, и в людях.

Эпиграфом к творчеству К. Г. Паустовского могут быть поставлены слова А. Блока: «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен». Его книги помогают находить и видеть прекрасное в окружающей нас повседневности, в картинах родной природы, в шедеврах искусства и, что самое важное, в человеке.

II. В продолжении разговора о творчестве писателя отмечаем, что прочитанный дома рассказ «Кот-ворюга» – великолепный материал для подтверждения того, что сказано о творчестве Паустовского.

Задушевность и лиризм, точность описаний, выразительно очерченный портрет главного героя, неожиданно разворачивающийся сюжет не оставляют читателя равнодушным. Вот уж действительно, «сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен»… – О чем этот рассказ?

Ответ, конечно, не вызывает никаких затруднений.

Ребята могут кратко пересказать сюжет, останется лишь подытожить – этот рассказ о взаимоотношениях людей и кота-беспризорника.

III. Итак, рассказ прочитан, сюжет понятен. Продолжая разговор о рассказе, отмечаем, что в сюжете любого произведения важная роль отводится так называемым художественным деталям. Работая уже не с первым рассказом, ребята имеют достаточное представление о художественных деталях.

Вспоминаем, что художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев, среду их обитания, их взаимоотношения. Еще В. И. даль говорил, что «деталь в художествах – это части или подробности в отделке».

Повторяем, что художественные детали могут быть психологические, портретные, пейзажные, речевые – речь автора, персонажа (монолог, диалог, полилог). Добавляем, что разобраться в тексте помогают и художественные приемы – прямая авторская характеристика, поступки, действия героев.

Организуя работу в группах, продумываем вопросы, которые помогут определить, какие художественные детали и приемы использовал Паустовский в своем рассказе, каково их значение.

Карточка – задание группе 1

  • Кто рассказывает нам историю кота?
  • Что вы можете сказать о рассказчике? (чем занимается, как проводит свободное время)
  • Обратитесь к названию рассказа. О чем говорит такая деталь, как суффикс в существительном – определении. Проведите параллель подобной детали в русских народных сказках.
  • Как складывались взаимоотношения рассказчика с котом. Выпишите ключевые слова, подчеркивающие эти взаимоотношения.

Карточка – задание группе 2. (иллюстраторы)

(Задание нарисовать кота ребята получили заранее.)

  • Вспомните, что такое портрет в художественном произведении.
  • Прочитайте первый абзац рассказа. Нарисуйте кота таким, каким вы его себе представили.
  • Найдите детали портрета, описанные далее в тексте.
  • Чем интересен цветовой контраст?
  • Защитите свои рисунки.

Карточка-задание группе 3

  • Выпишите слова и выражения, которые раскрывают характер и поведение кота.
  • Сформулируйте вывод о характере животного.
  • Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.
  • Как вы думаете, почему поймать ворюгу поручили именно Леньке?

Предполагаемый результат работы

Группа 1.

Повествование  ведется от лица рассказчика. Рассказчик – персонаж в литературном произведении, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах. Скорее всего, рассказчик – молодой человек, отличающийся дружелюбием, любовью к природе, эмоциональностью.

Он дружит с Рувимом, знает многих деревенских мальчишек и даже самого ловкого и бесстрашного из них – Леньку, сына деревенского сапожника. Важное место в его жизни занимает рыбалка. «Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях». И как каждому истинному рыбаку ему важен улов.

И вот в беззаботную жизнь рассказчика и его друзей ворвался кот, кот-ворюга, который не только таскал мясо, сметану, хлеб, но и столь важную для рыбака рыбу и даже червяков, предназначенных для рыбалки. Это было невыносимо. Рассказчик и его друзья дают коту-разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно Ворюга.

Суффикс данного слова подчеркивает уничижительное отношение к коту, является важным средством речевой характеристики и несет негативную эмоциональную оценку героя. Еще не прочитав рассказа, мы, читатели. Понимаем, что героем будет не просто кот, а животное, отличающееся от других, подобных себе, героев литературы.

В сказках – котик, коток, где уменьшительно-ласкательный суффикс является важной положительной характеристикой. В рассказе же Паустовского важная черта характера заявлена уже через имя главного героя. Грабительские действия кота, его непредсказуемое поведение, ловкость приводят к отчаянию рассказчика и его друзей. Главным занятием, даже смыслом жизни становится поимка кота-ворюги.

Ключевые слова «мы пришли в отчаяние», «не знали, как поймать», «звали за глаза Ворюгой», «почти месяц потратили, чтобы выследить», «поклялись поймать… и вздуть…», «втащили кота в чулан и дали ему замечательный джин» подчеркивают, с одной стороны, конфликтность ситуации, а с другой стороны, ее комизм.

Группа 2.

Портрет – важная деталь художественного произведения. Изображение внешности героя (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенности мимики, жестов, походки, манеры говорить, держаться) является средством его характеристики.

В рассказе портретной зарисовкой главного героя является первый абзац, где обозначен внешний вид кота: рыжий кот с разорванным ухом и отрубленным грязным хвостом. Далее в тексте находим дополнения: «тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе», «с зелеными нахальными глазами». Окрас кота не случаен и является важной деталью для понимания его характера.

Рыжий цвет (т. е. огненно-красный) – символ отваги, мужества, бесстрашия. Животное с таким окрасом не может быть тихой, покладистой кошечкой. Это – боец, сорванец, хулиган. И эти характеристики цвета налицо у нашего героя: оторванное ухо и обрубленный хвост – память о былых приключениях.

Цветовой контраст – зеленые глаза у огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно подпалинами) кота – важная деталь характеристики кота как необычного героя.
Этап социализации – защита рисунков и определение их места в сюжете рассказа ребятами группы.

Группа 3.

Немаловажными художественными приемами для раскрытия образа является характер и поведение героя. Кот-ворюга интересен нам прежде всего своим поведением, через которое можно судить о его характере. Выражений-характеристик в тексте много, все они яркие, запоминающиеся.

Кот «ловко прятался», «потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит», «Ворюга», «это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня», «смотрел сверху дикими глазами и грозно выл», «решился на отчаянный поступок», «зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя», «выл и ругался», «вцепился мертвой хваткой» и т.д.

Действительно, перед нами бродяга и бандит, справиться с которым не каждому под силу. И не случайно вытащить кота из-под дома поручили Леньке, который, как и кот, славился бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача, два равных соперника. И только неуемная жадность подвела кота, на что и рассчитывал Ленька.

Примечательно, что кот действует как животное, сам по себе, но вместе с тем имеет свой собственный характер, черты которого во многом присущи человеку. Тем самым Паустовский «очеловечивает» кота, ставит его рядом с человеком.

Подводя итоги работы, отмечаем, что же мы узнали? Во-первых, произошло знакомство с рассказчиком. Мы имеем представление о его занятиях, поведении, некоторых чертах характера.

Во-вторых, проговариваем, что в описании кота автор использовал детали портрета и поведения, подчеркивая тем самым всю необычность героя.

Перед нами не обычный деревенский кот, живущий в каждой избе, а кот-ворюга, добывающий пропитание не жалобными подачками, а разбоем.

IV. Дальнейшее развитие сюжета рассказа кажется вполне понятным: кот по заслугам будет наказан. Но рассказ заканчивается замечательно: между двумя противоборствующими героями возникает дружба и взаимопонимание. Эпиграфом к уроку взяты слова К. Г. Паустовского: «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного».

– Как соотносится эпиграф с финалом? Ребята без труда отметят, что доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло чудесное его превращение в совеем другого кота – преданного, благородного, ласкового.

Вновь обратимся к групповой форме работы, на которую отводим 5-6 минут.

Карточка-задание № 2 группе 1

  • Подготовьте выразительное чтение по ролям отрывка со слов «Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил…» до слов: «с этого дня он у нас прижился и перестал воровать».
  • Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.
  • Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?
  • Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

Карточка-задание № 2. группе 2

  • Подготовьте выразительное чтение отрывка  со слов «На следующее утро он даже совершил благородный поступок…» до слов «С тех пор куры опасались воровать»
  • Продумайте, какие изменения произошли в характере кота. Найдите ключевые слова, подтверждающие эти изменения.

Карточка-задание № 2 группе 3

  • Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении.
  • Найдите в тесте пейзажную зарисовку. Попробуйте ответить, для чего, с какой целью в рассказе о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная зарисовка?
  • Какой художественный прием использует автор?

Предполагаемый результат работы группы 3

Пейзаж-описание природы, имеющие изобразительное или символическое значение. Это изображение картин природы и местности, которые часто служат дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния литературных героев, способствует раскрытию замысла автора.

В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и главного героя – кота – есть связь. Писатель проводит параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.

О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было лишь переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами.

Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел.

«Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу». Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

V. Подводя итоги беседы, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

– О чем же рассказ Паустовского?
При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно вслушиваться и вглядываться в окружающий нас мир: он такой же интересный, как и мир человека.

Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер. Главные же герои рассказа выражают мысли писателя о жизни, экологии, отношении человека к другим живым существам, о нравственности людей.

Следовательно, прав был Блок, сказав «Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен»
В таком незамысловатом рассказе автору удалось сочетать легкость повествования с серьезностью темы.

Умело используя комизм сцен и глубокий лиризм пейзажной зарисовки, «очеловечивание» поведения кота и олицетворение в описаниях природы, К. Г. Паустовский раскрывает глубокую взаимосвязь человека и природы.

В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

  • Какие мысли и чувства вызвал у меня рассказ Паустовского «Кот-ворюга»?
  • Каким я представляю себе кота-ворюгу?
  • В чем проявилось мастерство Паустовского в изображении кота?

7.01.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/562989/

Реферат: Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является персонажным. Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал. Но Паустовский называет рассказ не просто кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит с героями, знакомство с котом — Ворюгой.

Завязка — это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа — «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён — кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается.

Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев).

В рассказе показана действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях).

У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам.

Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец. И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас.

Не случайно Паустовский придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен.

Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия.

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом.

С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит».

Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок.

Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить.

Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался.

Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу.

Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника- кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе.

Кот попался только из-за своего голода, жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили, Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа).

Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить.

Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге- заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения — перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок. Ворюга стал на добро людей отвечать добром.

Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем». Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

https://www.youtube.com/watch?v=m2XWyrr2IlM

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.

О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме — когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями).

Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом шумел.

(«Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе главные герои?

-От чьего имени в рассказе ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

-С кем автор сравнивает кота? На кого он похож по описанию и поступкам?

-Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.

-Как автор относится к коту, судя по тому, как он его называет?

-Прочитайте строку, в которой выражено отношение автора к Ворюге?

-Почему кот- Ворюга вынужден воровать? Что его на это подталкивает?

-Как называется часть, в которой завязывается главное действие, без которого не было бы дальнейшего развития действий?

-Прочитайте завязку. Что мы узнаём из этой части?

-Как вы думаете, почему кот попался на воровстве?

-Каким кот предстаёт перед нами в этом эпизоде? Прочитайте.

-Как вы думаете, почему автор называет поступок кота отчаянным?

-Как развиваются события? Что делает кот, рассказчики?

-Кот попался. Наказания не избежать. Почему автор даёт описание дома именно в этот момент, когда кот попался? С какой целью он это делает?

-Обратите внимание на то, как автор описывает дом. Каким мы его себе представляем?

-А теперь вспомните, как автор описывал кота? Что вы заметили?

-С какой целью автор использует сравнение кота с подземным духом?(выл как подземный дух)

-В какой момент рассказа вы особенно переживали за Ворюгу? Как называется самый напряжённый момент в рассказе?

-Прочитайте строки, как удалось выманить кота из-под дома?

-Как вы думаете, почему поймать кота- Ворюгу поручили именно Леньке?

-Автор пишет: «Мы впервые рассмотрели его как следует». Каким предстал кот перед людьми?

-Как вы думаете, какое впечатление произвёл Ворюга на рассказчиков?

-А какое впечатление произвёл на вас кот?

-Почему Паустовский для описания окраса кота выбрал именно рыжий цвет?

-Рассказчики долго выслеживали кота, хотели его наказать за проказы и вот кот пойман. Почему у них возникает вопрос «Что с ним делать?»

-Почему Лёнька решил, что выдрать кота не поможет ему?

-Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.

-Какой путь выбрали ребята? Почему?

-Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?

-Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

-Прочитайте, как кормили кота. Почему его так сытно накормили?

-Как вы думаете, почему после такого замечательного ужина кот пожевал свой хвост?

-Почему Паустовский не заканчивает рассказ на моменте, что кот прижился и перестал воровать?

-Почему поступок кота автор называет благородным? В чём заключается благородство?

-Как вы думаете, понимал кот, что совершает хороший поступок? Почему?

-С какой целью автор сообщает нам о том, что коту дали новую кличку -Милиционер?

-Произошли ли изменения с Ворюгой в конце рассказа по сравнению с тем, каким он был в начале?

-Что этому способствовало?

-Изменилось ли отношение рассказчика к коту?

-Где находится развязка в этом рассказе. Прочитайте её.

-Что мы узнаём из развязки?

-Как вы понимаете, что хотел сказать нам этим рассказом Паустовский?

-Какова главная идея рассказа?

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-337591.html

Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Анализ рассказа Паустовского Кот Ворюга

                Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Кот-Ворюга»

Автор  рассказа К.Г.Паустовский. Мы знаем, что Паустовский в своих рассказах пишет о любви к родине, красоте окружающей природы, доброте  людей.

Название рассказа «Кот-Ворюга» является  персонажным.  Можно предположить, что рассказ будет о коте, который что-то воровал.  Но Паустовский называет рассказ не просто  кот-вор, а кот-Ворюга. Тем самым он уже в названии выражает своё отношение к нему, он будет отличаться от других котов. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

Экспозиция в рассказе Паустовского разделена на две части: одна находится не в самом начале, а примерно в середине рассказа , где начинается описание дома(Дом был маленький.) Именно здесь мы знакомимся с героями, какие они, чем занимаются и что с ними происходит. И вторая часть в начале рассказа, где повествуется предыстория того, что происходит  с героями, знакомство с котом — Ворюгой.

Завязка — это то, без чего не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является момент- кот украл со стола кусок ливерной колбасы.  Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.

У героев встала цель во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент. Мы начинаем переживать за кота. Какая же будет над ним расправа — «вздуют»(как и обещали –«Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки») или будет другая расправа над котом.

Развязка заключается в том, что кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера, чтобы показать необратимость происшедших перемен.

В рассказе поставлена проблема — борьбы добра и зла. Зло можно остановить только добром. Кажется, что конфликт разрешён — кот прижился у рассказчика и перестал воровать. Но рассказ на этом не заканчивается.

Рассказчик продолжает своё повествование. Делает это он преднамеренно, чтобы показать, что добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро(кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев).

В рассказе показана  действенная сила добра.

Повествование в рассказе ведётся от имени автора. Он участник всех событий и рассказывает, делится с нами тем, что наблюдал.

Скорее всего рассказчик (автор) молодой человек. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке(Все дна, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там  мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях).

У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька (сын деревенского сапожника), которого автор называет бесстрашным и ловким. И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга, который ворует всё подряд: и колбасу, и сметану, и червей, и рыбный улов, который так важен ребятам.

Рассказчик даёт коту кличку Ворюга и в ней он выражает своё отношение к этому коту.

Уже в самом начале рассказа мы знакомимся с котом. Он описан как хулиган, боец.  И результат этого отражён в строках «у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». Видны результаты  борьбы. Видимо кот не раз получал за свои проказы, воровство. «Это кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, бандит». Затем мы узнаём, что кот имеет огненно-рыжий окрас.

Не случайно Паустовский  придаёт коту именно такой окрас. Он использует этот цвет, чтобы выразить через цвет характер кота, это важная деталь для его характеристики. Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен.

Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Для описания поступков, действий кота автор использует такие выражения «ловко прятался», «воровал всё подряд: рыбу, мясо, сметану », «протащил кукан с окунями», «решился на отчаянный поступок», «украл кусок ливерной колбасы», «грозно выл», «вцепился мёртвой хваткой», «ужасающий вой»,«ругался под домом». Для описания поступков использованы глаголы действия.

Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. Если бы мы прочитали только описания поступков, действий, не зная, что это совершал кот, мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган. Также автор сравнивает кота с подземным духом.

  С чем-то зловещим, со злом, с которым никто не может справиться. И одновременно он  даёт его описание таким, чтобы мы посочувствовали коту (с оборванным ухом и отрубленным куском грязного хвоста). Отношение автора к коту выражено не только в самом названии рассказа, но и в фразе «кот, потерявший всякую совесть, кот бродяга и бандит».

Он его осуждает в начале рассказа, удивляется его поведению, но и сопереживает ему.

Используя эпитеты, сравнения, олицетворение Паустовский создаёт образ нахального  кота, который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок.

Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить.

Это и есть мотив его поступков — желание выжить, будучи никому ненужным.

Таким образом, нахальные действия Ворюги вводят рассказчика и его друзей в отчаяние (Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота.) Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»). Они почти месяц выслеживали Ворюгу. И вот наконец-то кот попался.

Здесь кот описывается так: кот смотрел дикими глазами, грозно выл, с ужасающим воем он сорвался с берёзы, забился под дом. Здесь Паустовский начинает описывать дом, в котором живёт рассказчик и его друзья. Он это делает для того, чтобы показать, что в таком доме живут добрые люди, и скорее всего они не станут жестоко наказывать Ворюгу.

Справится с этим «бандитом-котом» может не каждый. Поэтому и поручают это важное дело Лёньке, который славился своей ловкостью и бесстрашием, также как и кот. Противопоставляются друг другу два равных соперника — кот и Лёнька. Но Лёнька оказывается сильнее в борьбе.

Кот попался только из-за своего голода,  жадности (Кот не хотел выпускать вкусную рыбу, он вцепился мёртвой хваткой.) Но когда кота вытащили,  Ворюгу смогли рассмотреть как следует. (Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

) Здесь автор использует описание кота для того, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам. Он был для них воплощением зла(вой сравнивается с воем подземного духа).

Но когда они его поймали, то увидели, что кот жалок, тощий, голодный, задумались о том, почему кот всё время ворует. Вот и наступает самый напряжённый момент — вздуют кота или пожалеют. Герои решают, что коту не поможет наказание (У него характер такой с детства.) И кота порешили накормить.

Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел. Вот чего не хватало Ворюге — заботы и внимания. С того дня кот остался жить у рассказчика. С ним стали происходить изменения — перестал воровать, совершил неожиданный и благородный поступок.  Ворюга стал на добро людей отвечать добром.

Его не наказали за воровство, его приютили и тем самым его перевоспитали. Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота (Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности.) Но несмотря на перемены, он чувствовал себя «хозяином и сторожем».  Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

https://www.youtube.com/watch?v=m2XWyrr2IlM

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.

О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме — когда нужно было переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами (завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями).

Но до него никому не было дела, все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом  шумел.

(«Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу») Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

Это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения—дружбы и понимания  своей значимости и полезности кому-то. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

Вопросы к рассказу «Кот-Ворюга» К. Г. Паустовского для анализа с детьми

-Понравился вам рассказ?

-Кто в рассказе  главные герои?

-От чьего имени в рассказе  ведётся повествование?

-Как называется часть, в которой мы знакомимся с героями и местом действия?

-Найдите в рассказе экспозицию. Прочитайте её.

-Почему экспозиция поделена на две части? Зачем автор это делает, с какой целью?

-Что мы узнаём в начале повествования  о рассказчиках?

-Что привело людей в отчаяние? Что случилось?

-Почему автор называет кота Ворюгой?

-Как автор описывает кота в начале рассказа? Каким он предстаёт перед нами? Прочитайте эти строки.

-С кем автор сравнивает кота? На кого он похож по описанию и поступкам?

-Попробуйте определить, опираясь на характеристику кота, какой прием использовал писатель для изображения своего героя.

-Как автор относится к коту, судя по тому,  как он его называет?

-Прочитайте строку, в которой  выражено отношение автора к Ворюге?

-Почему кот- Ворюга вынужден воровать? Что его на это подталкивает?

-Как называется часть, в которой  завязывается главное действие, без которого не было бы дальнейшего развития действий?

-Прочитайте завязку. Что мы узнаём из этой части?

-Как вы думаете, почему кот попался на воровстве?

-Каким кот предстаёт перед нами в этом эпизоде? Прочитайте.

-Как вы думаете, почему автор называет поступок кота отчаянным?

-Как развиваются события? Что делает кот, рассказчики?

-Кот попался. Наказания не избежать. Почему автор даёт описание дома именно в  этот момент, когда кот попался? С какой целью он это делает?

-Обратите внимание на то, как автор описывает дом. Каким мы его себе представляем?

-А теперь вспомните, как автор описывал кота? Что вы заметили?

-С какой целью автор использует сравнение кота с подземным духом?(выл как подземный дух)

-В какой момент рассказа вы особенно переживали за Ворюгу? Как называется самый напряжённый момент в рассказе?

-Прочитайте строки, как удалось выманить кота из-под дома?

-Как вы думаете, почему поймать кота- Ворюгу поручили именно Леньке?

-Автор пишет: «Мы впервые рассмотрели его как следует». Каким предстал кот перед людьми?

-Как вы думаете, какое впечатление произвёл  Ворюга на рассказчиков?

-А какое впечатление произвёл на вас кот?

-Почему Паустовский для описания окраса кота выбрал именно рыжий цвет?

-Рассказчики долго выслеживали кота, хотели его наказать за проказы и вот кот пойман. Почему у них возникает вопрос «Что с ним делать?»

-Почему Лёнька решил, что выдрать кота не поможет ему?

-Подумайте, почему накормить кота советует именно Ленька.

-Какой путь выбрали ребята? Почему?

-Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?

-Что явилось сигналом того, что в характере кота начались изменения?

-Прочитайте, как кормили кота. Почему его так сытно накормили?

-Как вы думаете, почему после такого замечательного ужина кот пожевал свой хвост?

-Почему Паустовский не заканчивает  рассказ на моменте, что кот прижился и перестал воровать?

-Почему поступок кота автор называет благородным? В чём заключается благородство?

-Как вы думаете, понимал кот, что совершает хороший поступок? Почему?

-С какой целью автор сообщает нам о том, что коту дали новую кличку -Милиционер?

-Произошли ли изменения с Ворюгой в конце рассказа по сравнению с тем, каким он был в начале?

-Что этому способствовало?

-Изменилось ли отношение рассказчика к коту?

-Где находится развязка в этом рассказе. Прочитайте её.

-Что мы узнаём из развязки?

-Как вы понимаете, что хотел сказать нам этим рассказом Паустовский?

-Какова главная идея рассказа?

Источник: http://znakka4estva.ru/dokumenty/literatura-russkiy-yazyk/analiz-rasskaza-k-g-paustovskogo-kot-voryuga

Refy-free
Добавить комментарий