Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Анализ рассказа И. А. Бунина «Муза».

Рассказ написан 17 октября 1938 года, вошёл в сборник «Тёмные аллеи». Близилась Вторая мировая война, Бунин лично столкнулся с фашистами в 1936 году, путешествуя по Германии: в Линдау его арестовали и подвергли бесцеремонному и унизительному обыску.

Хотя в произведениях Бунина нет прямых отсылок к этим событиям, они в значительной мере повлияли на общее настроение его творчества.

Ощущение катастрофичности бытия, одиночества, невозможности счастья, свойственные прозе Бунина и раньше, в эти годы только усиливается.

«Тёмные аллеи», рассказ «Муза» раскрывает тему любви. Главный стилевой принцип рассказа — антитеза. Он проявляет себя на всех уровнях.

Повествование ведётся от 1-го лица в форме воспоминания, а это значит, что взгляд на события даётся через призму восприятия рассказчика, следовательно, это субъективный взгляд. Бунин выбирает такую форму повествования, чтобы показать образ рассказчика изнутри: какие из событий тех далёких лет были для него наиболее важны, какие чувства они вызывали.

«некто Завистовский», но его образ вторичен и во многом параллелен образу рассказчика.

Рассказчик — слабый, безвольный человек, не имеющий никакой жизненной цели. Он бросил своё имение в Тамбовской губернии, чтобы учиться живописи, потом так же легко бросил своё увлечение, когда в его жизни появилась Муза.

Учился он у бездарного, но известного художника, и хотя сознавал всю пошлость его натуры, всё равно продолжал свои занятия. Свободное время проводил в обществе представителей богемы, вся богемность которых тут же снимается замечанием, что они одинаково были привержены «бильярду и ракам с пивом».

Значит, по крайней мере, во время своей молодости, он мало чем отличался от всех этих заурядных людей.

Образ Завистовского перекликается с образом рассказчика, он «одинокий, несмелый, недалёкий». То есть так же, как и рассказчик, человек, особо не выделяющийся на фоне других. Но в них обоих есть что-то, что привлекло к ним внимание Музы. Завистовский — «недурной музыкант», о рассказчике Муза говорит: «Вы довольно красивы», кроме того она, наверняка, слышала о его занятиях живописью.

Этим двум образам противопоставлен образ главной героини. Внешнее изображение Музы не соответствует тем ожиданиям, которые порождает её имя. Это «высокая девушка в серой зимней шляпке, сером прямом пальто, в серых ботинках, … , глаза цвета жёлудя», у неё «ржавые волосы». В её облике нет ни легкости, ни эфемерности: «…

округло и полновесно лежали колени», «выпуклые икры», «удлинённые ступни»; «она удобно уселась на диване, собираясь, видимо, уходить не скоро». Она непосредственна, категорична.

В её обращениях к рассказчику преобладают повелительные интонации: «принимайте», «снимите», «дайте», «прикажите» (тогда как в речи рассказчика мы видим пассивный залог, безличные конструкции «очень польщён», «ничего интересного во мне, кажется, нет»). Это сильная, решительная, довольно эксцентричная натура. Её не назовёшь тактичной и чуткой к чувствам других.

Автор ничего не говорит о её внутреннем мире, мы можем только догадываться о том, чем вызвана её наступательная тактика. Но скорее всего так выражается её стремление к счастью, хоть и способы его достижения несколько наивны. Муза говорит рассказчику: «А на самом деле вы моя первая любовь».

«Смарагд»: «… самая дурная девушка все-таки лучше всякого молодого человека».

На то, какое значение в жизни рассказчика имело появление этой необычной девушки, указывает и композиция рассказа, и организация художественного времени и пространства.

зимы , когда он «был уже не первой молодости и вздумал учиться живописи». Он оценивает этот период словами: «Неприятно и скучно я жил!». Пространство по типу замкнутое: дом художника, дешёвые рестораны, номера «Столицы».

Дальше идёт характерное для бунинского творчества «вдруг», когда жизнь героя меняется из-за какого-то неожиданного события: в дверь рассказчика стучит Муза Граф. Это происходит в начале весны . Своеобразным маркером изменения настроения повествования служат две фразы:

Зимний период жизни: «В памяти осталось: непрестанно валит за окнами свет, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещённом ресторане…»

Начало весны: «… в отворённые фортки двойных рам несло уже не зимней сыростью мокрого снега и дождя, не по-зимнему цокали по мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки, кто-то постучал в дверь моей прихожей».

Здесь идёт как бы укрупнение кадра, заострение внимания на одном из ключевых моментов жизни героя, повествование развивается толчками, создаётся впечатление, что это стучит сердце героя: «Я крикнул: кто там?», «Я подождал…», «Я встал, отворил…

» Грамматически это выражается ещё переходом с прошедшего времени на настоящее: «… у порога стоит высокая девушка». Об этом моменте рассказчик говорит: «Откуда вдруг такое счастье!». И снова фраза как маркер настроения, ощущения: «Я как во сне слышал однообразный звон конок, цоканье копыт…

» Это постоянное упоминание уличных звуков может говорить о связанности жизни героя с пространством города.

май, приближение лета . Герой по желанию Музы переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает мир природы, тишина и спокойствие. Это открытое пространство.

Даже внутри дома, в котором живёт герой, просторно: в нём почти нет никакой мебели. Бунин применяет приём природного параллелизма: когда Муза приезжает на дачу к герою, обычно ясно и солнечно, всё вокруг дышит свежестью.

После того, как он провожает Музу, небо темнеет, идёт дождь, бушует гроза.

Июнь.

Осень. Здесь, как предвестник беды, появляется Завистовский.

И вот внимание снова акцентируется на важном, решающем моменте жизни героя. Снова зима : «Перед Рождеством я как-то поехал в город. Возвращался уже при луне».

Снова повествование развивается толчками, словно беспокойное биение сердца: «внезапно заснул», «внезапно проснулся», «да ведь она бросила меня!», «может быть, вернулась?», «нет, не вернулась» и т. д.

Бунин очень подчёркивает отчаянье героя и на уровне характера заполнения пространства: «аллея голых деревьев», «нищий дом», «дверь в клочках обивки», «прогоревшая печка». Муза со свойственной ей категоричностью говорит: «Дело кончено и ясно, сцены бесполезны».

Здесь абсолютный конец их отношений выделен грамматически, что подметил и сам герой: «Вы со мной говорите уже на «вы», вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты».

Мужчина – Женщина

Также сами эти пары противопоставлены друг другу по характеру описания, эмоциональной насыщенности.

Время:

Рассказ можно разделить на 4 части. Повествование занимает год. Описание двух дней, когда происходят ключевые события в жизни героя, по объёму равно описанию всего остального времени.

Так повествование дано в форме воспоминания, делаем вывод, что это психологическое, субъективное время. Значит, эти два дня были самыми эмоционально наполненными, самыми важными для героя.

Эти дни как бы заново переживаются героем: об этом говорит и эмоциональная напряжённость повествования, и переход на настоящее время на грамматическом уровне.

Развитие отношений между Музой и рассказчиком соотносится с временами года. Зима (жизнь героя до встречи с Музой), весна-лето (жизнь с Музой), осень (появляется Завистовский), зима (Муза уходит к Завистовскому).

Пространство:

освобождает от пошлых, пустых людей. По её желанию он переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает открытое пространство, свободное от всего лишнего, в нём легче дышится.

Итак, мы уже определили тему рассказа – это любовь. Теперь посмотрим, как Бунин раскрывает эту тему. Любовь по Бунину трагична, она мимолётна, но оставляет глубокий след в сердце. В этом рассказе раскрывается такая грань любви, как её схожесть с вдохновением.

Оно посещает художника помимо его воли, и может оставить так же внезапно, как и пришло. Здесь эта идея персонифицирована в Музе Граф.

О логике её поступков мы можем лишь догадываться, она приходит к плохим художникам, посредственным музыкантам, и расцвечивает их жизнь, делая её прекраснее и одухотворённей. Но человек в союзе Музой выступает как пассивное начало, как объект, а не как субъект.

И поэтому, когда она оставляет его, а она неизбежно его оставляет, он испытывает мучительное горе, но осознаёт своё бессилие что-либо изменить.

Источник: http://ww.referat-lib.ru/view/referat-literatureother/228/227362.htm

Целостный анализ рассказа И. Бунина

Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Урок литературы в 9 классе

Тема: Целостный анализ рассказа И. Бунина «Муза»(2 спаренных урока)

Цели урока:

Познавательная: отработка навыков целостного анализа текста.

Развивающие: 

— установление причинно-следственных связей в тексте;

-формирование навыка извлечения информации из текста;

— развитие ассоциативного мышления, воображения;

-развитие определенных чувств и отношений к окружающей действительности.

 Воспитательная:  воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности.

Оборудование: справочник «Литература в таблицах», текст рассказа

И. Бунина «Муза».

Ход урока.

«…Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты»…-писал  М. Горький.

Действительно, мы читаем рассказы, повести, романы не только для того, чтобы знать, о чем они. О чем они могут быть? О любви, о жизни, о преступлении и наказании… Темы повторяются, они вечные. А для чего писатели создают их? А что мы ищем в них, иногда перечитывая произведения по нескольку раз?

Когда мы берем в руки книгу, начинается диалог писателя и читателя через время и пространство. Писатель создал произведение, потому что в какой-то миг понял, что он знает о мире нечто такое, чего другие еще не знают.

Читатель ищет в произведении это «нечто такое», иногда его труд бывает даже более тяжелым и долгим, чем писательский.

Мы попробуем сегодня проделать часть пути умного читателя и обратимся к рассказу Ивана Алексеевича Бунина «Муза».

Вспомним основные моменты из жизни великого писателя, потому что, не зная, в какую эпоху он жил, нельзя правильно воспринять текст.

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем семья переехала в имение, которое находилось в Орловской губернии неподалеку от города Елец.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году.

Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман — «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году.

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

III. Работа с текстом.

Читается текст.

1. Впечатление от текста.

-Какое настроение у вас сложилось после прочтения текста? (радостное, грустное, тревожное, светлое, трагическое?

-А почему «светлое», ведь Муза ушла от рассказчика? Потому что действие заканчивается перед Рождеством, а это начало новой жизни.

2. Жанр произведения

-Каков жанр произведения? (Рассказ) Это значит, что каждая мелочь играет на то событие, о котором говорится.

3. Система героев.

-Назовите героев произведения. ( Рассказчик, Муза Граф, Викентий Викентиевич Завистовский, художник, коридорный, Дуня, старая нянька).

-Почему в рассказе появился коридорный? ( Он приносит яблоки -ранет. Не какой-то благородный сорт фрукта, а вполне демократичный, что характеризует Музу как человека без комплексов и жеманства. Об этом же говорят такие детали описания ее портрета, как «ржавые волосы», «фланелевое платье», «шмыгая носом»).

-Какую роль играет в тексте художник? (Зачитывается его портрет). Это пародия на типичного художника. Есть длинные волосы, трубка в зубах, бархатная куртка, грязно-серые гетры, а человека нет. О нем говорит рассказчик, но мы воспринимаем его глазами повествователя и с уважением начинаем относиться к рассказчику. К вопросу о писателе и рассказчике мы еще вернемся в конце урока.

Смотрите, второстепенный герой назван по фамилии, имени и отчеству- Викентий Викентиевич Завистовский, у Музы есть фамилия Граф, а у рассказчика мы не знаем ничего.

То есть автор исходит как бы от обратного. Викентий- в переводе с латинского «победитель», хотя характеристика его нелестная- человек неказистый и недалекий.

В чем его победа заключается?( Стал победителем, когда к нему ушла Муза».

— Кто главный герой произведения: Рассказчик или Муза?

Главный герой- рассказчик, а почему произведение называется «Муза»? Она гармония. Она изменяет собой окружающую среду. Вы можете представить ее в номерах гостиницы «Столица» в валенках и с шалью на плечах? А здесь, в убогом жилище Завистовского можно ее представить в ботиночках, в сером пальто и шляпе? Она гармонично вписывается в окружающую среду.

-Почему Бунин не описывает лето и осень, счастливое время для рассказчика и Музы? Потому что это было время покоя. А Муза там, где ищут счастья.

Конечно, грустно, что Муза ушла, но вернемся к началу рассказа…

-Сколько лет было рассказчику, когда с ним случилась эта история? («Я был тогда уже не первой молодости»)

-Почему он начал учиться живописи? (Бежал от скуки, но и в Москве он «неприятно и скучно жил».) Потом в его жизнь врывается Муза, и он впервые испытывает сильнейшее чувство, которое оказалось и единственным в его жизни. Не случайно же он до сих пор о ней помнил.

4. Сюжетно-композиционная организация. Пространственно-временная организация.

— Что такое фабула? (обращаемся к справочнику).

-Что такое сюжет? (обращаемся к справочнику).

-Можно сказать, что в данном случае они совпадают? (Да).

-Какие композиционные особенности вы заметили в произведении?

(Точно указано время, когда начинаются события (в марте) и заканчиваются перед Рождеством (в декабре). События происходят в течение 10 месяцев.

-Где разворачиваются события? (В гостинице «Столица», подмосковной усадьбе, деревне рассказчика).

— Произведение заканчивается датой 17 октября 1938 года. Кто поставил эту дату: рассказчик или автор? Почему? (Скорее всего рассказчик, чтобы читатель убедился, что времени, действительно, прошло очень много, но встреча с Музой осталась самым памятным событием в жизни).

5. Стилевые массы.

-Какие особенности языка писателя вы заметили? При описании портрета художника автор дает сначала общую и главную характеристику «бездарный, а потом уже описывает его внешность и одежду; при описании Завистовского приводит определения в порядке усиления характеристики, и заканчивает словами «недалекий- и недурной музыкант». Казалось бы, между этими двумя определениями более уместен противительный союз НО…Приходит мысль, что талант музыканта был определяющим в этом человеке, что и привлекло в нем Музу.

При описании Музы автор ограничивается только описанием внешности и не дает никакой характеристики. Мол, «о героине узнавайте сами и не ждите от меня никакой оценки».

-Давайте прочитаем описание погоды, когда они жили в подмосковной даче. Какие ассоциации возникают? (Погода похожа на Музу. Такая же изменчивая, колоритная, колдующая, но несомненно прекрасная, как и героиня).

6. Субъектная организация.

-От какого лица ведется повествование? (от лица рассказчика).

-Можно поставить знак равенства между рассказчиком и автором? (Нет. Рассказчик не знает, что потом было с Музой и Викентием Викентиевичем, а автор, конечно же знал, и должен был бы нам рассказать).

Вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока:

— Что понял автор в этой жизни такого, чего мы еще не знали? О чем он нам рассказал? (Любовь — одна из главных ценностей в жизни человека. Без нее жизнь скучна и неинтересна. Так благослови те минуты, часы, дни, когда довелось тебе счастье испытать ее и пожалей тех, кто никогда не любил и кого не любили).

Домашнее задание.

Для всех: написать эссе «Мое главное открытие в рассказе Бунина «Муза».

Для «одаренных»: перечитайте рассказ И.Бунина «Темные аллеи». Сделайте сопоставительный анализ двух произведений.

Источник: https://infourok.ru/celostniy-analiz-rasskaza-i-bunina-muza-3921103.html

Иван Бунин

Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Рассказ написан 17 октября 1938 года, вошёл в сборник «Тёмные аллеи». Близилась Вторая мировая война, Бунин лично столкнулся с фашистами в 1936 году, путешествуя по Германии: в Линдау его арестовали и подвергли бесцеремонному и унизительному обыску.

Хотя в произведениях Бунина нет прямых отсылок к этим событиям, они в значительной мере повлияли на общее настроение его творчества.

Ощущение катастрофичности бытия, одиночества, невозможности счастья, свойственные прозе Бунина и раньше, в эти годы только усиливается.

Как и все произведения цикла «Тёмные аллеи», рассказ «Муза» раскрывает тему любви. Повествование ведётся от 1-го лица в форме воспоминания, а это значит, что взгляд на события даётся через призму восприятия рассказчика, следовательно, это субъективный взгляд. Бунин выбирает такую форму повествования, чтобы показать образ рассказчика.

«Темные аллеи — Муза»

Я был тогда уже не первой молодости, но вздумал учиться живописи, — у меня всегда была страсть к ней, — и, бросив свое имение в Тамбовской губернии, провел зиму в Москве: брал уроки у одного бездарного, но довольно известного художника, неопрятного толстяка, отлично усвоившего себе все, что полагается: длинные волосы, крупными сальными кудрями закинутые назад, трубка в зубах, бархатная гранатовая куртка, на башмаках грязно-серые гетры, — я их особенно ненавидел, — небрежность в обращении, снисходительное поглядывание прищуренными глазами на работу ученика и это как бы про себя:

— Занятно, занятно… Несомненные успехи…

Жил я на Арбате, рядом с рестораном «Прага», в номерах «Столица». Днем работал у художника и дома, вечера нередко проводил в дешевых ресторанах с разными новыми знакомыми из богемы, и молодыми и потрепанными, но одинаково приверженными бильярду и ракам с пивом…

Неприятно и скучно я жил! Этот женоподобный, нечистоплотный художник, его «артистически» запущенная, заваленная всякой пыльной бутафорией мастерская, эта сумрачная «Столица»… В памяти осталось: непрестанно валит за окнами снег, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещенном ресторане…

Не понимаю, почему я вел такое жалкое существование, — был я тогда далеко не беден.

Но вот однажды в марте, когда я сидел дома, работая карандашами, и в отворенные фортки двойных рам несло уже не зимней сыростью мокрого снега и дождя, не по-зимнему цокали по мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки, кто-то постучал в дверь моей прихожей.

Я крикнул: кто там? — но ответа не последовало. Я подождал, опять крикнул — опять молчание, потом новый стук.

Я встал, отворил: у порога стоит высокая девушка в серой зимней шляпке, в сером прямом пальто, в серых ботиках, смотрит в упор, глаза цвета желудя, на длинных ресницах, на лице и на волосах под шляпкой блестят капли дождя и снега; смотрит и говорит:

— Я консерваторка, Муза Граф. Слышала, что вы интересный человек, и пришла познакомиться. Ничего не имеете против?

Довольно удивленный, я ответил, конечно, любезностью:

— Очень польщен, милости прошу. Только должен предупредить, что слухи, дошедшие до вас, вряд ли правильны: ничего интересного во мне, кажется, нет.

— Во всяком случае, дайте мне войти, не держите меня перед дверью, — сказала она, все так же прямо смотря на меня. — Польщены, так принимайте.

И, войдя, стала, как дома, снимать перед моим серо-серебристым, местами почерневшим зеркалом шляпку, поправлять ржавые волосы, скинула и бросила на стул пальто, оставшись в клетчатом фланелевом платье, села на диван, шмыгая мокрым от снега и дождя носом, и приказала:

— Снимите с меня ботики и дайте из пальто носовой платок.

Я подал платок, она утерлась и протянула мне ноги.

— Я вас видела вчера на концерте Шора, — безразлично сказала она.

Сдерживая глупую улыбку удовольствия и недоумения, — что за странная гостья! — я покорно снял один за другим ботики.

От нее еще свежо пахло воздухом, и меня волновал этот запах, волновало соединение ее мужественности со всем тем женственно-молодым, что было в ее лице, в прямых глазах, в крупной и красивой руке, — во всем, что оглянул и почувствовал я, стаскивая ботики из-под ее платья, под которым округло и полновесно лежали ее колени, видя выпуклые икры в тонких серых чулках и удлиненные ступни в открытых лаковых туфлях.

Затем она удобно уселась на диване, собираясь, видимо, уходить не скоро. Не зная, что говорить, я стал расспрашивать, от кого и что она слышала про меня и кто она, где и с кем живет. Она ответила.

— От кого и что слышала, неважно. Пошла больше потому, что увидела на концерте. Вы довольно красивы. А я дочь доктора, живу от вас недалеко, на Пречистенском бульваре.

Говорила она как-то неожиданно и кратко. Я, опять не зная, что сказать, спросил:

— Чаю хотите?

— Хочу, — сказала она. — И прикажите, если у вас есть деньги, купить у Белова яблок ранет, — тут, на Арбате. Только поторопите коридорного, я нетерпелива.

— А кажетесь такой спокойной.

— Мало ли что кажется…

Когда коридорный принес самовар и мешочек с яблоками, она заварила чай, перетерла чашки, ложечки…

А съевши яблоко и выпив чашку чаю, глубже подвинулась на диване и похлопала рукой возле себя:

— Теперь сядьте ко мне.

Я сел, она обняла меня, не спеша поцеловала в губы, отстранилась, посмотрела и, как будто убедившись, что я достоин того, закрыла глаза и опять поцеловала — старательно, долго.

— Ну вот, — сказала она как будто облегченно. — Больше пока ничего нельзя. Послезавтра.

В номере было уже совсем темно, — только печальный полусвет от фонарей с улицы. Что я чувствовал, легко себе представить. Откуда вдруг такое счастье! Молодая, сильная, вкус и форма губ необыкновенные… Я как во сне слышал однообразный звон конок, цоканье копыт…

— Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге», — сказала она. — Никогда там не была и вообще очень неопытна. Воображаю, что вы обо мне думаете. А на самом деле вы моя первая любовь.

— Любовь?

— А как же это иначе называется?

Ученье свое я, конечно, вскоре бросил, она свое продолжала кое-как. Мы не расставались, жили, как молодожены, ходили по картинным галереям, по выставкам, слушали концерты и даже зачем-то публичные лекции…

В мае я переселился, по ее желанию, в старинную подмосковную усадьбу, где были настроены и сдавались небольшие дачи, и она стала ездить ко мне, возвращаясь в Москву в час ночи.

Никак не ожидал я и этого — дачи под Москвой: никогда еще не жил дачником, без всякого дела, в усадьбе, столь не похожей на наши степные усадьбы, и в таком климате.

Все время дожди, кругом сосновые леса. То и дело в яркой синеве над ними скопляются белые облака, высоко перекатывается гром, потом начинает сыпать сквозь солнце блестящий дождь, быстро превращающийся от зноя в душистый сосновый пар… Все мокро, жирно, зеркально…

В парке усадьбы деревья были так велики, что дачи, кое-где построенные в нем, казались под ними малы, как жилища под деревьями в тропических странах. Пруд стоял громадным черным зеркалом, наполовину затянут был зеленой ряской… Я жил на окраине парка, в лесу.

Бревенчатая дача моя была не совсем достроена, — неконопаченые стены, неструганые полы, печи без заслонок, мебели почти никакой. И от постоянной сырости мои сапоги, валявшиеся под кроватью, обросли бархатом плесени.

Темнело по вечерам только к полуночи: стоит и стоит полусвет запада по неподвижным, тихим лесам. В лунные ночи этот полусвет странно мешался с лунным светом, тоже неподвижным, заколдованным. И по тому спокойствию, что царило всюду, по чистоте неба и воздуха, все казалось, что дождя уже больше не будет.

Но вот я засыпал, проводив ее на станцию, — и вдруг слышал: на крышу опять рушится ливень с громовыми раскатами, кругом тьма и в отвес падающие молнии… Утром на лиловой земле в сырых аллеях пестрели тени и ослепительные пятна солнца, цокали птички, называемые мухоловками, хрипло трещали дрозды.

К полудню опять парило, находили облака и начинал сыпать дождь. Перед закатом становилось ясно, на моих бревенчатых стенах дрожала, падая в окна сквозь листву, хрустально-золотая сетка низкого солнца. Тут я шел на станцию встречать ее.

Подходил поезд, вываливались на платформу несметные дачники, пахло каменным углем паровоза и сырой свежестью леса, показывалась в толпе она, с сеткой, обремененной пакетами закусок, фруктами, бутылкой мадеры… Мы дружно обедали глаз на глаз. Перед ее поздним отъездом бродили по парку.

Она становилась сомнамбулична, шла, клоня голову на мое плечо. Черный пруд, вековые деревья, уходящие в звездное небо… Заколдованно-светлая ночь, бесконечно-безмолвная, с бесконечно-длинными тенями деревьев на серебряных полянах, похожих на озера.

В июне она уехала со мной в мою деревню, — не венчаясь, стала жить со мной, как жена, стала хозяйствовать. Долгую осень провела не скучая, в будничных заботах, за чтением.

Из соседей чаще всего бывал у нас некто Завистовский, одинокий, бедный помещик, живший от нас верстах в двух, щуплый, рыженький, несмелый, недалекий — и недурной музыкант. Зимой он стал появляться у нас чуть не каждый вечер.

Я знал его с детства, теперь же так привык к нему, что вечер без него был мне странен. Мы играли с ним в шашки или же он играл с ней в четыре руки на рояли.

Перед Рождеством я как-то поехал в город. Возвратился уже при луне. И, войдя в дом, нигде не нашел ее. Сел за самовар один.

— А где барыня, Дуня? Гулять ушла?

— Не знаю-с. Их нету дома с самого завтрака.

— Оделись и ушли, — сумрачно сказала, проходя по столовой и не поднимая головы, моя старая нянька.

«Верно, к Завистовскому пошла, — подумал я, — верно, скоро придет вместе с ним — уже семь часов…» И я пошел и прилег в кабинете и внезапно заснул — весь день мерз в дороге.

И так же внезапно очнулся через час — с ясной и дикой мыслью: «Да ведь она бросила меня! Наняла на деревне мужика и уехала на станцию, в Москву, — от нее все станется! Но, может быть, вернулась?» Прошел по дому — нет, не вернулась. Стыдно прислуги…

Часов в десять, не зная, что делать, я надел полушубок, взял зачем-то ружье и пошел по большой дороге к Завистовскому, думая: «Как нарочно, и он не пришел нынче, а у меня еще целая страшная ночь впереди! Неужели правда уехала, бросила? Да нет, не может быть!» Иду, скрипя по наезженному среди снегов пути, блестят слева снежные поля под низкой, бедной луной… Свернул с большой дороги, пошел к усадьбе Завистовского: аллея голых деревьев, ведущая к ней по полю, потом въезд во двор, слева старый, нищий дом, в доме темно… Поднялся на обледенелое крыльцо, с трудом отворил тяжелую дверь в клоках обивки, — в прихожей краснеет открытая прогоревшая печка, тепло и темнота… Но темно и в зале.

— Викентий Викентич!

И он бесшумно, в валенках, появился на пороге кабинета, освещенного тоже только луной в тройное окно.

— Ах, это вы… Входите, входите, пожалуйста… А я, как видите, сумерничаю, коротаю вечер без огня…

Я вошел и сел на бугристый диван.

— Представьте себе. Муза куда-то исчезла…

Он промолчал. Потом почти неслышным голосом:

— Да, да, я вас понимаю…

— То есть, что вы понимаете?

И тотчас, тоже бесшумно, тоже в валенках, с шалью на плечах, вышла из спальни, прилегавшей к кабинету, Муза.

— Вы с ружьем, — сказала она. — Если хотите стрелять, то стреляйте не в него, а в меня.

И села на другой диван, напротив.

Я посмотрел на ее валенки, на колени под серой юбкой, — все хорошо было видно в золотистом свете, падавшем из окна, — хотел крикнуть: «Я не могу жить без тебя, за одни эти колени, за юбку, за валенки готов отдать жизнь!»

— Дело ясно и кончено, — сказала она. — Сцены бесполезны.

— Вы чудовищно жестоки, — с трудом выговорил я.

— Дай мне папиросу, — сказала она Завистовскому.

Он трусливо сунулся к ней, протянул портсигар, стал по карманам шарить спичек…

— Вы со мной говорите уже на «вы», — задыхаясь, сказал я, — вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты».

— Почему? — спросила она, подняв брови, держа на отлете папиросу.

Сердце у меня колотилось уже в самом горле, било в виски. Я поднялся и, шатаясь, пошел вон.

17 октября 1938

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/iliana11/post414438774/

Сочинение Анализ рассказа Муза Бунина

Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Прочитав данный рассказ величайшего русского писателя Ивана Бунина, я сразу же бросился в пучину раздумий и начал анализировать и усваивать то, что хотел донести до нас автор.

Рассказ ведётся от первого лица, некоего безвольного и совершенно невзрачного человека, решившегося во что бы то ни стало «оседлать» искусство живописи.

Путём усердных, пусть и не всегда приятных уроков у московского художника, нареченного в произведении как «бездарный, но известный», читателю на долю секунды могло показаться, что главный герой – человек весьма не безнадёжный.

Но, познакомившись с наглой и своенравной консерваторкой по имени Муза Граф, поддавшись эмоциям и трепету своего сердца, рассказчик бросает живопись, предпочитая любовные утехи.

Спустя некоторое время, сквозь разнородную бытовщину и суету, центр амурничества плавно оседает в деревне главного героя произведения. Купаясь в любовных порывах, протагонист забывает обо всём.

Одновременно с этой сюжетной линией, нагло и уверенно надвигается катастрофа в воплощении соседа нашей пары – бедного помещика Завистовского,что так часто посещал усадьбу главного героя с целью развлечься в процессе игры в шашки и на рояли.

Однажды, возвратившись перед Рождеством домой и не застав своей возлюбленной, действующее лицо начинает догадываться,в чём дело.

С ружьём в руках, духовно подавлен, он отправился к Завистовскому, и, увидев там Музу, будучи к тому времени абсолютно растоптанным и уничтоженным, после непродолжительного и бесплодного разговора спешно ретировался в пароксизме чувств вон из дома Завистовского.

Таким образом, автор даёт нам пищу для размышления, некую поучительную и морализаторскую басню о возможной тщетности ставящегося приоритета любви взамен духовному развитию( в случае нашего героя – занятия и освоения живописи).

Палитра красок – сначало ярких, окрылённых, затем – ужасающе чёрных с присущим трауром в связи с изменой любимой женщины другому.Тем самым, заостряя проблематику взаимоотношений между женщиной и мужчиной, автор как бы акцентирует в конце произведения наше внимания на важности принятия решения.

Мимолётное увлечение чем-либо может существенно повлиять на дальнейшую судьбу человека и либо придать жизненной энергии, либо свести всё на нет с печальным и трагическим исходом.

Анализ произведения Бунина Муза

В рассказе Муза Бунин описывает историю любви между главным героем и консерваторкой Музой Граф, которая неожиданно появляется в его биографии и также неожиданно уходит оттуда. На мой взгляд, ключевой фразой в рассказе является ответ главной героини на вопрос о том, являются ли ее чувства любовью.

«А как же это иначе называется?» — отвечает Муза и, наверное, она действительно считает сове чувство любовью. Она довольно молода, увидела на концерте красивого мужчину и прониклась к нему чувством такова любовь Музы.

Вероятно, в этом рассказе Бунин также использовал символизм и играл со смыслами фраз наподобие «любовь музы», исследовал грани творчества, но этот аспект не станем затрагивать по причине потребности глубоко разбирать подобный символизм.

Остановимся на поверхностных смыслах рассказа, которые заключаются в истории взаимоотношений. Муза приходит к главному герою, сама целует его, так начинаются отношения между этими героями, они фактически строят семью.

Ничего не предвещает распада отношений, но как оказывается в итоге, они могут также стремительно оборваться, как начинались.

Муза уходит к другу детства главного героя – Завистовскому, который представляется автором как довольно примитивный и жалкий человечек, разве только способный к музыке.

Вероятно, тут автор тоже сводил какие-то личные счеты или использовал символику, так как довольно ярко описывает как Муза (также читай муза) уходит к недостойному человеку.

Так или иначе, суть рассказа, мне кажется, заключается в описании особого отношения главной героини к любви. Для нее увлечение становится чувством, она считает себя неопытной и действительно является таковой. Поэтому действует как бы по наитию, если влюбилась в человека, нужно к нему идти и любить его, так она и поступает.

Переменив привязанность и привычку Муза уходит к Завистовскому. Мы можем даже представить сцену, когда она при отсутствии главного героя собирает вещи или просто идет пешком до его усадьбы и проворачивает схему примерно идентичную той, которая описывается относительно главного героя.

← Хоровод муз (о Блоке и его творчестве)← Поручик в рассказе Солнечный удар↑ БунинАнализ произведения Антоновские яблоки →Анализ рассказа Книга →

  • Анализ и мораль басни Лягушки просящие царя Крылова 8 классСуществуют разные мнения относительно того как следует управлять человеческим обществом. Некоторые придерживаются идей анархизма и считают людей, если не равными
  • Анализ рассказа Шукшина МастерЦенность земли определяется людьми, которые эту землю населяют и нередко мы можем видеть скептическое отношение к простому человеку. Шукшин сам был выходцем из деревни, который многого достиг
  • Анализ произведения Приговор КафкиФранц Кафка писал свой «Приговор» повинуясь импульсу, наитию. Как будто, одурманенный, не мог не писать и «Приговор» родился за одну только ночь.
  • Сочинение по картине Попова Первый снег от первого лица (1 лица) 7 классНо что это за окном? Неужели случилось? Простое чудо природы меняет все течение жизни: выпал первый снег! Белые дома и деревья, улочки без пыли, укрытые нежной снеговой пеленой… Как же это все красиво!
  • Сочинение Почему я люблю сказкиСказки — это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bunin/analiz-rasskaza-muza

Популярные сегодня темы

В данном произведении затрагивается самая главная тема в наше с Вами время о смысле жизни. Автор описывает проблемы, над которыми нужно задуматься читателям, особенно молодого возраста

В произведении Женский разговор автор затрагивает проблемы подрастающего поколения. Главное место отводится откровениям Натальи, которая повествует о нравственности, безгрешии, счастье.

История «Маугли» – это не просто сказка, это еще и поучительная история о мальчике, которого воспитала стая волков. Мальчик растет среди волков, познавая мир через законы джунглей. Оставшись один среди зверей

Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами

Пушкин – самый любимый писатель, как в России, так и в ближнем зарубежье. Его произведения перечитывают по много раз, стихи легко заучиваются наизусть. С детства нам знаком его портрет: лицо с живыми ясными глазами, курчавые волосы, бакенбарды

Анализ рассказа И.А. Бунина Муза

Браун Анастасия, ФР-401

Анализ рассказа И.А. Бунина «Муза».

Рассказ написан 17 октября 1938 года, вошёл в сборник “Тёмные аллеи”. Близилась Вторая мировая война, Бунин лично столкнулся с фашистами в 1936 году, путешествуя по Германии: в Линдау его арестовали и подвергли бесцеремонному и унизительному обыску.

Хотя в произведениях Бунина нет прямых отсылок к этим событиям, они в значительной мере повлияли на общее настроение его творчества.

Ощущение катастрофичности бытия, одиночества, невозможности счастья, свойственные прозе Бунина и раньше, в эти годы только усиливается.

Как и все произведения цикла “Тёмные аллеи”, рассказ “Муза” раскрывает тему любви. Главный стилевой принцип рассказа – антитеза. Он проявляет себя на всех уровнях.

Повествование ведётся от 1-го лица в форме воспоминания, а это значит, что взгляд на события даётся через призму восприятия рассказчика, следовательно, это субъективный взгляд. Бунин выбирает такую форму повествования, чтобы показать образ рассказчика изнутри: какие из событий тех далёких лет были для него наиболее важны, какие чувства они вызывали.

В произведении два центральных образа: рассказчика и консерваторки Музы Граф. Присутствует ещё “некто Завистовский”, но его образ вторичен и во многом параллелен образу рассказчика.

Рассказчик – слабый, безвольный человек, не имеющий никакой жизненной цели. Он бросил своё имение в Тамбовской губернии, чтобы учиться живописи, потом так же легко бросил своё увлечение, когда в его жизни появилась Муза.

Учился он у бездарного, но известного художника, и хотя сознавал всю пошлость его натуры, всё равно продолжал свои занятия. Свободное время проводил в обществе представителей богемы, вся богемность которых тут же снимается замечанием, что они одинаково были привержены “бильярду и ракам с пивом”.

Значит, по крайней мере, во время своей молодости, он мало чем отличался от всех этих заурядных людей.

Образ Завистовского перекликается с образом рассказчика, он “одинокий, несмелый, недалёкий”. То есть так же, как и рассказчик, человек, особо не выделяющийся на фоне других. Но в них обоих есть что-то, что привлекло к ним внимание Музы. Завистовский – “недурной музыкант”, о рассказчике Муза говорит: “Вы довольно красивы”, кроме того она, наверняка, слышала о его занятиях живописью.

Этим двум образам противопоставлен образ главной героини. Внешнее изображение Музы не соответствует тем ожиданиям, которые порождает её имя. Это “высокая девушка в серой зимней шляпке, сером прямом пальто, в серых ботинках, . , глаза цвета жёлудя”, у неё “ржавые волосы”. В её облике нет ни легкости, ни эфемерности: “.

округло и полновесно лежали колени”, “выпуклые икры”, “удлинённые ступни”; “она удобно уселась на диване, собираясь, видимо, уходить не скоро”. Она непосредственна, категорична.

В её обращениях к рассказчику преобладают повелительные интонации: “принимайте”, “снимите”, “дайте”, “прикажите” (тогда как в речи рассказчика мы видим пассивный залог, безличные конструкции “очень польщён”, “ничего интересного во мне, кажется, нет”). Это сильная, решительная, довольно эксцентричная натура. Её не назовёшь тактичной и чуткой к чувствам других.

Автор ничего не говорит о её внутреннем мире, мы можем только догадываться о том, чем вызвана её наступательная тактика. Но скорее всего так выражается её стремление к счастью, хоть и способы его достижения несколько наивны. Муза говорит рассказчику: “А на самом деле вы моя первая любовь”.

Такой антагонизм мужского и женского миров характерен для творчества Бунина. Особенности бунинского восприятия этих миров отражены в сказанных в шутку словах героини рассказа “Смарагд”: “. самая дурная девушка все-таки лучше всякого молодого человека”.

На то, какое значение в жизни рассказчика имело появление этой необычной девушки, указывает и композиция рассказа, и организация художественного времени и пространства.

Одной из характерных черт творчества Бунина является лаконизм повествования. События, описанные на нескольких страницах рассказа, занимают год.

Рассказчик начинает повествование с зимы, когда он “был уже не первой молодости и вздумал учиться живописи”. Он оценивает этот период словами: “Неприятно и скучно я жил!”.

Пространство по типу замкнутое: дом художника, дешёвые рестораны, номера “Столицы”.

Дальше идёт характерное для бунинского творчества “вдруг”, когда жизнь героя меняется из-за какого-то неожиданного события: в дверь рассказчика стучит Муза Граф. Это происходит в начале весны. Своеобразным маркером изменения настроения повествования служат две фразы:

Зимний период жизни: “В памяти осталось: непрестанно валит за окнами свет, глухо гремят, звонят по Арбату конки, вечером кисло воняет пивом и газом в тускло освещённом ресторане. “

Начало весны: “. в отворённые фортки двойных рам несло уже не зимней сыростью мокрого снега и дождя, не по-зимнему цокали по мостовой подковы и как будто музыкальнее звонили конки, кто-то постучал в дверь моей прихожей”.

Здесь идёт как бы укрупнение кадра, заострение внимания на одном из ключевых моментов жизни героя, повествование развивается толчками, создаётся впечатление, что это стучит сердце героя: “Я крикнул: кто там?”, “Я подождал. “, “Я встал, отворил.

” Грамматически это выражается ещё переходом с прошедшего времени на настоящее: “. у порога стоит высокая девушка”. Об этом моменте рассказчик говорит: “Откуда вдруг такое счастье!”. И снова фраза как маркер настроения, ощущения: “Я как во сне слышал однообразный звон конок, цоканье копыт.

” Это постоянное упоминание уличных звуков может говорить о связанности жизни героя с пространством города.

Далее май, приближение лета. Герой по желанию Музы переезжает на дачу под Москвой. Теперь его окружает мир природы, тишина и спокойствие. Это открытое пространство.

Даже внутри дома, в котором живёт герой, просторно: в нём почти нет никакой мебели. Бунин применяет приём природного параллелизма: когда Муза приезжает на дачу к герою, обычно ясно и солнечно, всё вокруг дышит свежестью.

После того, как он провожает Музу, небо темнеет, идёт дождь, бушует гроза.

Июнь. Муза переезжает к рассказчику.

Осень. Здесь, как предвестник беды, появляется Завистовский.

И вот внимание снова акцентируется на важном, решающем моменте жизни героя. Снова зима: “Перед Рождеством я как-то поехал в город. Возвращался уже при луне”.

Снова повествование развивается толчками, словно беспокойное биение сердца: “внезапно заснул”, “внезапно проснулся”, “да ведь она бросила меня!”, “может быть, вернулась?”, “нет, не вернулась” и т.д.

Бунин очень подчёркивает отчаянье героя и на уровне характера заполнения пространства: “аллея голых деревьев”, “нищий дом”, “дверь в клочках обивки”, “прогоревшая печка”. Муза со свойственной ей категоричностью говорит: “Дело кончено и ясно, сцены бесполезны”.

Здесь абсолютный конец их отношений выделен грамматически, что подметил и сам герой: “Вы со мной говорите уже на “вы”, вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на “ты”.

В построении текста есть 2 ключевых момента: встреча с Музой и расставание с ней; и 2 связующих звена между этими моментами: жизнь до встречи с Музой, и жизнь до расставания с ней. Элементы этих пар противопоставлены. Также сами эти пары противопоставлены друг другу по характеру описания, эмоциональной насыщенности.

Источник: https://mirvdochnoveniya.ru/sochineniya-po-rasskazam-bunina/sochinenie-analiz-rasskaza-muza-bunina

Refy-free
Добавить комментарий