Ампир как художественный стиль

Стиль ампир в интерьере: создаем имперскую роскошь

Ампир как художественный стиль

Стиль ампир в интерьере появился в начале XIX века во Франции. Это направление стало своего рода реализацией королевских амбиций Наполеона Бонапарта, который требовал прославления военной мощи и признания его величия.

Особенности стиля ампир в интерьере

Слово ампир (от франц. empire) на русском языке означает «империя», и перевод абсолютно точно раскрывает всю суть этого направления. Став преемником классицизма, стиль ампир привнёс в него фундаментальность, величие и невероятную торжественность.

Благородство стиля ампир в интерьере

Характерные черты стиля ампир в интерьере

Стиль ампир в интерьере – это отражение безграничной власти и могущества правителя Франции. Но подобная демонстрация богатства удивительным образом сочетается с лаконичностью и строгостью классицизма. За основу стиля ампир были взяты исторические и архитектурные особенности древних империй, поэтому в интерьере можно встретить характерные черты некоторых культур.

Изящное оформление интерьера гостиной в стиле ампир

Монументальность дизайна подчёркивается колоннами, арками, барельефами и пилястрами, возведёнными по принципу ордерной системы. Подобные архитектурные особенности позволяют подчеркнуть целостность и единообразие оформления, и придают интерьеру парадный облик.

Величественные колонны в интерьере в стиле ампир

Наполеон Бонапарт причислял себя к легиону римских императоров, поэтому ампир пропитан античностью, особенно чертами Древнеримской империи. В интерьере в изобилии присутствуют фрески, лепнина, геральдическая символика, из-за чего педантичная планировка и строгость классицизма отошли на второй план.

Красота и роскошь интерьеров в стиле ампир

Французские дома наполнялись и атрибутами экзотических стран, которые завоеватели привозили из своих походов.

Совет! Если вы собираетесь создать в квартире дизайн интерьера в стиле ампир, помните о том, что в помещениях с небольшой площадью это направление будет не совсем уместно. Достаточно лишь использовать минимальный набор характерных черт для того, чтобы грамотно подчеркнуть концепцию.

Сдержанные дизайны интерьеров в стиле ампир

Ещё одной характерной чертой стиля ампир являются предметы, связанные с военной тематикой. Для украшения интерьера использовали статуи и бюсты полководцев, различное оружие, штандарты.

Спустя время подобное увлечение атрибутами войны схлынуло, уступив место фрескам, орнаментам и гобеленам на тему военных сражений.

Военная тематика стиля ампир, отражённая на картинах и фресках

Стиль ампир подчиняется строгим правилам симметрии и центровки, и творческий беспорядок тут неуместен. Необходимо иметь чёткое представление о том, где именно должны располагаться те или иные предметы. В современных интерьерах в стиле ампир присутствует центральная фокусная точка вокруг которой выстраивается композиция.

Симметричное оформление интерьера в стиле ампир

Цветовая гамма стиля ампир в интерьере

Дизайн интерьера в стиле ампир – это насыщенная и богатая палитра оттенков, которая призвана усиливать ощущение роскоши и величия. Для оформления стоит использовать благородные цвета, например, алый, королевский синий, карминовый, изумрудный.

Насыщенные цвета придают интерьерам в стиле ампир особую торжественность

Однако разрабатывая проекты современных интерьеров в стиле ампир, дизайнеры делают ставку на более спокойную цветовую гамму. Преобладающими оттенками становятся пастельные тона, которые дополняют акцентными красками и позолотой.

Преобладание белого цвета в стиле ампир ничуть не уменьшает величия этого направления

Особенности отделки интерьера в стиле ампир

Стиль ампир предполагает использование дорогих отделочных материалов. Великолепие этого направления подчёркивают с помощью мрамора, редких пород древесины, хрусталя, бронзы и позолоты.

Роскошная отделка интерьера в стиле ампир

Напольное покрытие в стиле ампир выполняют из наборного паркета и камня. В современных интерьерах допускается использование ламината или керамической плитки, стилизованной под мрамор. В XIX веке стены преимущественно оклеивали тканями и дополняли такую отделку деревянными панелями. В современных условиях шёлк и парчу можно смело заменить обоями.

Украшение стен художественными росписями в стиле ампир

Классический белый потолок в стиле ампир является венцом отделки и украшается лепниной, потолочными плинтусами и молдингами с различными орнаментами. Место расположения люстры можно дополнительно декорировать гипсовой розеткой.

Лепной декор и резьба в стиле ампир

Дизайн интерьера в стиле ампир

Дизайнеры способны гармонично вписать стиль ампир в интерьер квартиры благодаря современным материалам и стилизованным предметам.

Шикарный интерьер спальни в стиле ампир

Мебель в стиле ампир

В XIX веке делали упор на красоту, а не на функциональность, поэтому мебель в стиле ампир отличается массивными формами, правильными линиями и замысловатым декором.

Детали интерьеров в стиле ампир

В процессе выбора обращайте своё внимание на внешний вид предметов: все изделия должны выглядеть так, словно они достойны лишь императора.

Мебель в стиле ампир изготавливают из дерева, а для обивки применяют дорогие натуральные ткани. В качестве декоративной отделки используют накладки из бронзы или позолоты.

В изделиях допускается аккуратная резьба и патинирование.

Современный ампир в интерьере квартиры

Мягкая мебель в стиле ампир приземистая, с низкими резными ножками и декоративными подлокотниками. В то время большой популярностью пользовались узкие шкафы и буфеты со стеклянными дверцами для хранения посуды. Нередко мебель украшалась военной символикой, фигурами грифонов и сфинксов, копиями архитектурных элементов.

Атмосферные интерьеры спален в стиле ампир

Декор в стиле ампир

Дизайн интерьера в стиле ампир невозможно считать целостным без декора. Причём к декоративной составляющей относят не только аксессуары, но и позолоченную отделку, фрески, барельефы, статуи фантастических животных и бюсты известных личностей.

Красота предметов интерьера в стиле ампир

Конечно, в современную квартиру сложно вписать столь масштабный декор, но есть предметы, которые способны преобразить интерьер и сделать его завершённым. Отличительной чертой стиля ампир является обилие зеркал в дорогих рамах. Они не только создают замысловатую игру света, но и визуально расширяют комнату, делая интерьер ещё более величественным.

Стиль ампир в интерьере может быть очень изящным

Кроме зеркал, для декора можно выбрать бронзовые изделия (шкатулки, канделябры, часы), картины с военными или историческими сценами, античные вазы и статуэтки, фарфоровые сервизы. Текстиль используется лишь для создания многослойного оформления оконных проёмов.

Предметы мебели и декора в стиле ампир

Тщательно проработав все детали будущего дизайна, вы сможете воспроизвести стиль ампир в интерьере современной квартиры.

Понравилась публикация? Оцените 🙂Подписывайтесь нанаш канал— впереди еще много интересного!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a70bb6277d0e6bb452189a6/5ceec486f1195f00b041ee79

Ампир

Ампир как художественный стиль

Ампи́р (от фр. empire — «империя») -стиль высокого классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник воФранции в период правления императора Наполеона и имел развитие в течение трёхпервых десятилетий XIX века.

Поиски изящной простотыформ и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной монументальнойвыразительности. Ампиротличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.Декоративное решение стиля преобладает над конструктивным.

Как и классицизм, ампирориентирован на образцы античного искусства, но с вкраплениями художественногонаследия архаичной Греции и имперского Рима.

В декоре используются мотивы длявоплощения величественной мощи и воинской славы (монументальные формы массивныхпортиков, военная символика, лавровые венки, орлы и воинские доспехи вархитектурных деталях).

Кроме того, ампир включил в себя отдельныедревнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённыеплоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент,стилизованные сфинксы и т. д.).

Отличительные признакиданного стиля — роскошь, использование ценных натуральных материалов, обилие винтерьере колонн, барельефов, карнизов и прочих архитектурных деталей,напоминающих об античных храмах и дворцах.

Подражание стиля античностипрослеживается также в тяжелых драпировках, золотых и бронзовых инкрустацияхмебели и предметов декора. Ампир проявил себя и в отделке мебели: ножки иподлокотники кресел выполняются в виде львиных лап, преобладают огромныекровати с балдахином и т.д.

Ампир настолько пришелся ко времени, настроениюи вкусу российского дворянства, что довольно быстро вышел из дворцови распространился по всей России.

Выдвинутые новыеградостроительные и художественные идеи ряда архитекторов эпохи Великойфранцузской революции стали основой развития ампира, получая в различныхстранах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной иполитической жизни.

В период правления Наполеона целям прославления успеховгосударства служила мемориальная архитектура (триумфальные, арки, памятныеколонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (например, арка на площадиКаррузель в Париже является повторением арки Септимия Севера в Риме).  Ампир получил самобытные национальные черты вВеликобритании, Дании, Италии.

А в России и в Германии он стал выразителем идейгосударственной независимости, которую народы этих стран отстаивали вантинаполеоновских войнах.

Новый стиль выражалпатриотические чувства и прославлял государственное могущество России.Строительство крупных общественных зданий вышло на первый план.Кульминационного уровня достигло взаимодействия зодчества с монументальнойскульптурой, раскрывавшей и конкретизировавшей идейно-образное содержаниесооружений.

Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутоймонументальности архитектурных решений. Расцвет ампира в искусстве -пожалуй, самая блистательная эпоха русской культуры. Величественность форми благородство пропорций имперского стиля словно притягивает к себе.

Поэтому ампир нашел свое отражение в архитектуре и скульптуре, мебелии светильниках, фарфоре и живописи, моде и ткани, изделияхиз стекла, стали и камня.

Примерамиархитектурных сооружений эпохи ампира в Санкт-Петербурге являются:

1. Исаакиевскийсобор (О. Монферран)

2.Ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба (К. И. Росси)

3. Новое здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров)

4. Александрийская колонна (О. Монферран)

5. Московские триумфальные ворота (В. П. Стасов)

6. Горный институт (А. Н. Воронихин)

7. Михайловский дворец (К. Росси)

Краткая характеристикаархитектурного стиля:

1. Характерные черты: классицизму свойственны сдержанный декор идорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чащевсего встречаются лепные украшения и скульптуры.

2. Преобладающие цвета: зеленый, розовый, пурпурный с золотымакцентом, голубой.

3. Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии;барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

4. Форма: выразительные помпезные монументальные формы.

5. Элементы интерьера: военный декор (эмблемы); символы власти.

6. Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные,прямоугольные, арочные.

7. Окна: прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

8. Двери: прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталомна круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.

Источник: http://decor-spb.ru/information/style/ampir/

Ампир – имперский стиль

Ампир как художественный стиль
Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности 05.03.2015 17:33 4267

Стиль ампир – завершающий этап классицизма.

Он возник во второй половине XVIII в. во Франции эпохи Наполеона Бонапарта. 

Термин

Термин «ампир» – от французского empire («империя»). Перерождение классицизма в ампир произошло в императорской Франции в период правления императора Наполеона I и под его непосредственным влиянием. Ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

Настольные часы в стиле ампир
Стиль ампир получил распространение во многих европейских государствах и развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. В Российской империи этот стиль появился при Александре I и господствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.

Характерные особенности стиля

Ампир отличается театральностью в оформлении архитектуры и внутренних интерьеров. В архитектуре обязательно присутствуют колонны, пилястры, лепные карнизы.
Пиля́стр – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель (венчающая часть колонны или пилястры) и тем самым условно изображающий колонну.

Пилястры с капительюАктивно используются античные образцы скульптуры: грифоны, сфинксы, львы и др. с соблюдением равновесия и симметрии.

Можно увидеть прямые заимствования художественных форм Римской империи, Древней Греции, Древнего Египта: массивные и монументальные формы, богатый декор, элементы военной символики.

Грифо́ны – мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва.

Грифоны на мосту в Санкт-Петербурге
Сфинкс – мифическое существо. В древнеегипетском искусстве его изображали в виде животного с телом льва, головой человека или (реже) головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии – с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.

Многочисленными изображениями сфинкса украшен Санкт-Петербург: Египетский мост, набережная Невы перед Академией художеств.

Сфинкс у Египетского моста в Петербурге

Российский ампир

Первый бал Наташи Ростовой

Как мы уже сказали, в Российской империи ампир появился при императоре Александре I. В начале XIX в. в России наблюдалось увлечение французской культурой.

Об этом мы читаем в многочисленных произведениях классиков нашей литературы. Вспомним хотя бы «Горе от ума», в котором А.С. Грибоедов с насмешкой говорит о «смешении французского с нижегородским», а А.С.

Пушкин в 8 главе «Евгения Онегина», характеризуя Татьяну, пишет:

Она была нетороплива,Не холодна, не говорлива,Без взора наглого для всех,Без притязаний на успех,Без этих маленьких ужимок,Без подражательных затей…Всё тихо, просто было в ней,Она казалась верный снимокDu comme il faut… (Шишков, прости:

Не знаю, как перевести.)

Мы прекрасно понимаем, что перевести Пушкин, конечно же, мог. Но он очень точно показал всеобщее преклонение перед французским, на котором, как считалось, можно было выразить всё. В отличие от русского языка.
И как было обойтись без архитекторов-иностранцев в то время?

Исаакиевский собор и Сенатская площадь в Петербурге
Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, который впоследствии стал одним из основоположников «русского ампира».

Е.А. Плюшар «Портрет архитектора Монферрана» (1834 г.)
Российский ампир делится на московский и петербургский. Московский ампир был ближе к классицизму. Здесь прежде всего надо назвать Осипа Бове.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге.

Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву.

Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились; проведена реконструкция Красной площади; снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров; разбит Кремлёвский (Александровский) сад; построен Манеж; создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.

Большой театр в Москве
Наиболее известным представителем петербургского ампира стал архитектор Карл Росси. Другие представители этого стиля: Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Василий Стасов, скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1818)

«Сталинский ампир»

В советское время произошло возрождение ампира в перерождённых формах – это был период времени от середины 1930-х до середины 1950-х гг. Это направление ампира известно как «сталинский ампир».

Гостиница «Россия»«Сталинский ампир» был одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР в указанное время.

Символом «сталинского ампира» стали знаменитые сталинские высотки в Москве.

Здание Министерства иностранных дел
В декоре помещений он проявлялся в массивной деревянной мебели, лепнине под высокими потолками, резных шкафах, бронзовых светильниках и статуэтках.

Главное здание МГУ

Ампирная мода

Мода, как и другие проявления стиля ампир, отличалась интересом к античным образцам.

Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим – возникновению моды а-ля антик.
Среди прочих законодательниц моды в стиле ампир была и Жозефина Богарне – первая жена Наполеона I.

Пьер Поль Прюдо́н «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край часто отделывали блестками.

Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка.

Стали преобладать тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев: их дизайн был разработан специально к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт».

Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной.

Для этой цели надевались рединготы – пальто из лёгких шерстяных тканей прилегающего силуэта.

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто, которое застегивалось спереди на крючки.

Спенсер – короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках, также служил верхней одеждой.
Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили очень дорого.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Прически носили гладкие, разделённые посередине пробором в подражание греческим и римским образцам. Волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами.

Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/403-ampir-imperskij-stil

Ампир как художественный стиль (стр. 1 из 2)

Ампир как художественный стиль

Ампир(франц. empire — империя от лат. imperium— командование, власть) — художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в., в эпоху империи Наполеона Бонапарта.

Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» ограничены очень небольшим отрезком времени: от конца правления Директории (1799) или года коронации Наполеона (1804) до реставрации династии Бурбонов (1815).

Основные элементы Ампира, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в классицизме Людовика XVI (Неоклассицизм) и были кристаллизованы в «стиле Директории». Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма.

Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Поэтому, художникам французской империи было строго приказано брать за основу формы искусства Древнего Рима.

Ампир — стиль жесткий и холодный. П. Верле определил его как

«затвердевший стиль Людовика XVI». Декоративные мотивы стиля Ампир состоят в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, пучков стрел, дикторских топоров. Наряду с римскими можно заметить и мотивы египетского искусства. Это объясняется тем, что еще в эпоху поздней римской империи вместе с древними культами Исиды и Гора элементы орнаментики и скульптура Древнего Египта проникали в Рим. После Египетского похода Наполеона (1798-1799) в искусстве французского Ампира египетские мотивы получили еще более широкое распространение.

Существуют и иные отличия Ампира от Классицизма.

Если в Классицизме объемная форма и декор связаны пластично и не имеют четких границ, то в Ампире композиция строится как правило на сильном контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов в строго отведенных местах, подчеркивающих конструктивные членения формы. Для Классицизма характерны мягкие, приглушенные цвета, для Ампира яркие — красный, синий, белый с золотом.

Примечательно, что ведущая роль в формировании нового стиля принадлежала не архитектору, а живописцу Ж.Л. Давиду.

Еще накануне революции этот художник в своих картинах прославлял героические эпизоды из истории Древнего Рима: «Клятва Горациев» (1784), «Врут» (1789).

Слава художника превратила его в придворного живописца, и он прославлял военные подвиги Наполеона так же, как до того — великих римлян.

Характерна еще одна особенность Ампира. Присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение местных национальных школ. Ампир по своей сути космополитичен. Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран по существу не приняла этого стиля и только единственная страна-победительница Россия добровольно экспортировала «стиль империи».

В Европе, таким образом, было две разновидности Ампира: французский и русский. «Русский ампир» был несколько мягче французского. Он также делился на две ветви: столичную и провинциальную. Олицетворением столичного, «петербургского ампира» был К.

Росси, он и смягчил своим итальянско-русским вкусом жесткость наполеоновского стиля. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием. Поэтому термины «русский ампир» или «московский ампир» можно принять только иносказательно.

В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после английского «стиля регентства.

Таким образом, терминологическая строгость обязывает назвать Ампиром только художественный стиль французского искусства начала XIX века.

Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Парадные дворцовые интерьеры богато украшались живописными панно, навеянными помпеянскими росписями, рельефами, напоминающими египетских сфинксов, вазами, мебелью и бронзой античного типа.

Стиль ампир как продолжение Тильзита

Франция и Россия связаны замечательно непростой историей политических и культурных взаимоотношений. Война с Наполеоном была главным событием русской истории XIX века. Но у нее был странный результат.

В России усилился культ Наполеона, а традиционная любовь к французской культуре возросла безмерно. Повсеместно господствовал стиль ампир с его русским вариантом.

Русский император заказывал для своего кабинета большую картину «Парад старой гвардии», а в составе русской гвардии была создана часть, носившая униформу, сознательно повторявшую форму наполеоновских воинов.

Республиканские идеи, вдохновившие русских дворян на восстание декабристов, тоже были привезены из императорской Франции.

Внутренняя симпатия существовала, несмотря на объективные политические и социальные противоречия.

Художественный стиль ампир означал бы «стиль Наполеона», если бы он не стал международным и не вышел за рамки эпохи.

Идеология наполеоновской Империи создала некий искусственный Ренессанс, который возрождал не античный дух, но символику и знаки римского военизированного мира — орлов, доспехи, ликторские связки, жертвенные треножники — и присущую римской эстетике торжественную строгость.

Этот стиль, созданный «под Наполеона», стал важным вкладом в историю культуры, не менее важным, чем военные походы с их яркими победами и мрачными поражениями. Стиль пережил Наполеона и прижился во многих странах мира, но особенно и очень красиво в другой империи — в России.

То, что называют русским ампиром — часть международного явления. Однако в России «имперский» стиль не только преобразился формой, но и нашел новые исторические истоки и ключевые символы — прошлое Руси с ее шлемами и кольчугами, с образом-идеалом средневекового витязя.

Показанные рядом произведения французского и русского прикладного искусства начала XIX века подтверждают мировой характер стиля, созданного Францией, превратившей Республику обратно в монархию, ориентируясь на идеалы и стилистику Древнего мира.

Россия ввозила блестящие памятники французского мастерства. Французские художники создавали эскизы для русских фабрик. Оригинальные произведения русских мастерских не уступали привозным и были насыщены собственной идеологической программой.

Все это может показать Россия и ее музей — Эрмитаж. Но он демонстрирует еще и предметы с более сильным французским акцентом.

Благодаря стечению обстоятельств, личным симпатиям и династическим бракам, в России оказались многие наполеоновские вещи, хранившиеся в семье Богарне: от сабли, которая была с Наполеоном при Маренго, до сервиза.

Однако за рассказом об искусстве скрывается очень близкая русской истории тема. Золоченые герои французского и русского производства стоят рядом как братья, подобно Александру Павловичу и Наполеону на плоту в Тильзите. Тема «Александр и Наполеон» любима не только историками, но и всеми, кто в России размышляет об отечественной истории.

Драматический разрыв с Францией после убийства Павла, унизительный разгром при Аустерлице, обрадовавшее всех примирение, умело использованное в политических целях России.

Вероломное превентивное нападение, потеря Москвы и страшное унижение всеевропейских победителей, закончившееся взятием русскими войсками Парижа, который был поражен благородством императора-победителя. Это — красивая сага.

Россия и Франция были связаны единой судьбой, определявшей многое не только в их жизни. Две империи оказались одновременно и параллельными друг другу, и очень разными. Историки рассказывают об этом длинными фразами. Искусство наглядно показывает это без слов.

Культурное сродство, заложенное веком Просвещения, оказалось не просто сильнее политической вражды. Оно включило эту вражду (и ее вариант — трогательный союз) внутрь себя, сделало ее конкретным вариантом культурной истории, более долговечной и важной для потомства, чем история политическая.

Памятники рассказывают нам о той же ситуации любви и ненависти, которую ощущали и ощущают политики.

Для Эрмитажа существует еще один аспект этой истории. Имя ему Виван Денон. Замечательный художник, один из организаторов научной египетской экспедиции Наполеона, создатель Лувра, отец «египтомании», масон и мистик, служивший в молодости при русском Дворе.

В России хранятся подаренный им египетский папирус и роскошная книга его восточных гравюр. Говорят, что в период дружбы Александра и Наполеона он помогал покупать картины для Эрмитажа, в том числе, якобы, — «Лютниста» Караваджо.

Александр наградил его орденом Святой Анны в благодарность за присланные в Петербург предметы искусства. Будучи директором Лувра, он безуспешно пытался купить у императрицы Жозефины часть ее художественной коллекции. Дочь Жозефины продала картины и скульптуры Александру, в Эрмитаж.

Русский император, в свою очередь, защищал право Франции сохранить сокровища, собранные Деноном по всей Европе.

Наши культурные взаимодействия полны увлекательных эпизодов, многие из которых зримо и незримо стоят за удивительно красивыми вещами, объединенными «под знаком двух орлов» — российского и французского.

СТИЛЬ ИСТОРИЗМ, ИЛИ ЭКЛЕКТИКА

В 1820-х годах стиль ампир (Empire style — имперский стиль) начинает вырождаться, чему способствовали оковы, наложенные на него античностью как единственным образцом для стилистического подражания. Постепенно даже строгие приверженцы классицизма и проповедники античности как истока имперского стиля начинают использовать в своих произведениях элементы древнеегипетского, готического и древнерусского искусства. Такие настроения в художественной среде способствовали расшатыванию основ стиля ампир, и к 1830 годам искусство захватили новые эстетические идеалы, отразившиеся первоначально в стиле романтизм, или романтическом историзме, являющимся первым этапом в формировании приемов, которые станут характерными для зрелого стиля историзм. «Романтизм принес обостренное чувство времени, осознание смены эпох и себя как субъекта истории. Отсюда особый интерес к археологии, к прошлому, к различным историческим эпохам, культурам разных народов»1 . Развитию этой заинтересованности способствовало появление значительного количества исследований искусства и архитектуры предшествующих эпох, большинство из которых сопровождалось гравированными таблицами. Издавались альбомы, созданные археологами-художниками, такими как Джанбатиста Пиранези или Иоганн-Иоахим Винкельман, в которых предлагались варианты создания мебели, утвари, интерьеров, выдержанных в готическом, помпеянском, турецком, китайском вкусе. Все это служило богатым источником материалов и вдохновения для художников и мастеров при создании ретроспективных проектов и произведений.

Источник: https://mirznanii.com/a/133646/ampir-kak-khudozhestvennyy-stil

Refy-free
Добавить комментарий