Алексей Кондратьевич Саврасов)

Саврасов Алексей Кондратьевич — русский художник

Алексей Кондратьевич Саврасов)

Русский художник Саврасов Алексей Кондратьевич . Автор картин: Аллея; Бабья лямка; Берег реки; Болото вечером; Бурлаки на Волге; и многих других.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897)

Алексей Николаевич Саврасов — художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа настроения” в русской живописи.

Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека по-отечески заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса.

Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам.

В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла.

Среди картин этого периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами” (оба 1850 год).

Более зрелой и мастерски исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым.

Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате солнца”.

И в той и в другой картине Саврасов пытается передать прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся взору вид.

В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы.

Именно эта романтическая черта присутствует в таких работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.

В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”, 1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам переднего и заднего планов.

Постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859).

Первоочередное значение в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”, 1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870).

Изначально свойственная Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные, наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в высокое мастерство поэтических обобщений-символов.

В развитии творчества Саврасова этого периода важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину.

Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”, “Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом.

В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И. И.

Левитан: “Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.

С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле”.

Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком” (1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы определяют основную концепцию данного произведения.

В некоторых известных работах шестидесятых годов нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах их воспроизведения.

Лучшими примерами того являются три пейзажа, написанные Саврасовым в 1861 году — “Вид на Москву от Мазилова”, “Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует доступные ему приемы живописи.

Ему удается гармонично слить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние.

Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России.

Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства.

“Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.

Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.

Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел извлечь пользу из впечатлений от поездки.

После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами.

Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

Природа для живописи там “в высшей степени интересна”, так отзывался о красоте местной природы Саврасов, и он целиком сосредоточивается на открывающихся перед ним пейзажах и на способах их живописного выражения.

Судить об этом мы можем по дошедшему до нас полотну “Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена” (1862). Художник возвращается на родину переполненный впечатлениями и замыслами. И это в какой-то степени предопределило тот взлет в творчестве художника конца шестидесятых и семидесятых годов.

Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. К этому периоду относятся — “Сельский вид” (1867), “Плоты” (1868), “Зимняя ночь” (1869). Найденный Саврасовым тип полужанрового пейзажа явился, по существу, лишь первым этапом его сложных творческих поисков.

Главной темой по-прежнему остается природа, близкая и созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.

Уже в семидесятые годы русский реалистический пейзаж становится явлением исключительным среди пейзажной живописи других европейских школ и качественно отличается от художников барбизонской школы, создававших во Франции свободный от академических традиций национальный пейзаж.

В структуре русского пейзажа яснее, чем у барбизонцев, выступят черты , обобщающие и типизирующие натурный материал, и более сложно проявится связь с эстетикой и нравственными идеалами.

Более широким и емким у русских пейзажистов окажется круг и разнообразие никем не использованных мотивов. С подобными явлениями чаще всего приходится встречаться в многообразии и новизне саврасовских картин — “Вечер.

Перелет птиц” (1874), “Вечер. Поле с воронами” (1880-ые годы).

Нарастание сложных чувств и переживаний, частично связанных и с обстоятельствами личной жизни, заметно уже в картине 1869 года “Лосиный остров в Сокольниках”, и еще более явно в картине “Лунная ночь. Болото” (1870), в которых все располагает к лирической настроенности, к готовности вслушиваться и всматриваться.

В 1870 — 1875 гг. художник совершал ежегодные творческие поездки на Волгу.

Среди работ, написанных на Волге, наиболее яркие и емкие: “Волга близ городца” (1870), “На Волге” (1870-ые годы) и первая повествовательно раскрытая картина “Печерский монастырь под Нижним Новгородом” (1871).

К этому же времени относится и начало работы над картиной “Волга под Юрьевцем” (1871). Здесь присутствует не только широта замысла, но и намечены социальные акценты, что было совершенно новым в творчестве Саврасова.

Все созданное после этой картины только подтверждает, что творчество Саврасова вступило в новый этап своего развития с новыми поисками и задачами, которые наиболее ярко проявились в картине “Грачи прилетели” (1871).

Этюдная работа над “Грачами” шла в марте, в селе Молвитино (ныне Сусанино) Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и старая церковка на фоне стылых дальних лугов, — все это слилось в образе удивительно проникновенном и лирическом.

Именно тут “настроение” — как особое созерцательное пространство, в котором идет диалог картины со зрителем, — окончательно превратилось в необходимый и достаточно самоценный компонент образа, что метко зафиксировал И. Н. Крамской, заметив (в письме Ф. А.

Васильеву, 1871) о других пейзажах на выставке: “все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”.

К сожалению, эта картина, выставленная на первой передвижной выставке, не была в полной мере оценена современниками.

Только в девяностых годах эстетическая концепция, вносящая в пейзажную живопись лирическое переживание природы, будет в полной мере представлена в работах учеников Саврасова.

Со временем эта картина станет самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Весенняя тема так и останется любимой в творчестве художника и будет разработана им во многих последующих сюжетах.

Незримо-зримая “душа”, особое символико-поэтическое настроение оживляет и последующие вещи мастера, в том числе его замечательные московские мотивы, покоряющие своей безыскусной простотой (“Дворик”, 1870-е годы) либо контрастом бытовой скудости переднего плана с величавыми далями (“Сухарева башня”, 1872; “Вид на Московский Кремль. Весна”, 1873). Виртуозна по передаче почвенной влаги и световой игры облаков картина “Проселок”, (1873).

Искусство Саврасова семидесятых годов представляет собой самый зрелый и яркий период творчества художника. Это сказывается не только на выборе тем, раскрывающих значительные явления жизни природы и смены ее состояний, но и на его непрестанных поисках их живописного выражения, поражающего внутренней правдой и глубоким знанием жизни.

Этот период творчества стал одновременно и вершиной, и закатом активного участия Саврасова в общем развитии реалистического искусства.

Последующие работы позволяют судить насколько был велик творческий потенциал художника, и как по-разному проявлялись в его творчестве впечатления от весенней природы, по-прежнему продолжающей его вдохновлять.

Сюда следует отнести — “Ивы у пруда” (1872), “Весенний день” (1873).

Нарастают черты символизма в искусстве Саврасова, придавая натуре свойства ностальгического видения (“Могила на Волге”, 1874; многие из поздних весенних и зимних пейзажей).

Получает свое продолжение волжская тема, прочно вошедшая в творчество Саврасова. Сюда следует отнести такие произведения: “Оттепель. Ярославль”, “Оттепель”, уже упоминавшаяся “Могила на Волге. Окрестности Ярославля” (все 1874 года), “Волга. Дали” (1870-ые годы), “На Волге” (1875).

Отдельно следует упомянуть такие работы: “Радуга”, “Зимний пейзаж. Иней” (1870-ые годы), “Вечер. Перелет птиц” (1874) и исполненный, вероятно, в связи с этой работой небольшой пейзаж “Закат”.

Этим произведением как бы завершается круг саврасовских пейзажей идейно-обобщающего плана, и все, что будет исполнено позже, уже не получит такого размаха и многоплановости в его творчестве. Среди работ восьмидесятых годов следует назвать такие произведения, как: “Ночка” (1883), “Лунная ночь над озером” (1885), “Вечер.

Поле с воронами”, “Сумерки. Пейзаж” (оба 1880-ые годы), “Сосны на берегу озера” (1880-ые — 1890-ые годы) и “Оттепель” (1887 год), исполненные сложной техникой живописного рисунка. Работы Саврасова теперь только изредка появляются на передвижных выставках.

В поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового, страдая алкоголизмом и житейски опустившись, он прозябает в основном за счет копий с прежних своих работ, в том числе “Грачей”.

Умер Саврасов в Москве 26 сентября 1897.

Картины художника

Аллея

Бабья лямка

Берег реки

Болото вечером

Бурлаки на Волге

В парке

Весенний день

Весна 1

Весна. На большой реке

Весна. Огороды

Весна

Вид в Швейцарских Альпах из Интерлакена

Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду

Вид на Московский Кремль. Весна

Грачи прилетели

Дворик. Зима

Деревья у озера

Домик в провинции

Дубы на берегу

Дубы

Закат над болотом

Зима 1

Зима

Зимний пейзаж

Зимняя ночь

Лосиный остров в Сокольниках

Лунная ночь. Болото

Оттепель. Ярославль

Пейзаж с рекой и рыбаком

Печерский монастырь под Нижним Новгородом

Привал обоза чумаков в степи. Рисунок из альбома

Проселок

Радуга

Разлив Волги под Ярославлем

Ранняя весна. Половодье

Распутица

Сельский вид

Сосны на берегу озера

Старый дуб у обрыва над рекой

Степь днём

Сухаревская башня

У ворот монастыря

Источник: https://WeArts.ru/ruartist/197

Алексей Кондратьевич Саврасов: картины, биография, фото художника

Алексей Кондратьевич Саврасов)

Алексей Кондратьевич Саврасов (12 (24) мая 1830, Москва — 26 сентября (8 октября) 1897, Москва) — русский художник-реалист, один из учредителей Товарищества передвижников, первооткрыватель жанра лирического пейзажа в русской живописи.

Особенности творчества Алексея Саврасова: личное, интимное восприятие природы; виртуозная работа с цветом и светом, позволившая передать уникальные состояния природы, в частности — особую прозрачность, подвижность весеннего воздуха. 

Известные картины художника Алексея Саврасова: «Грачи прилетели», «Радуга», «Лосиный остров в Сокольниках (Сосновый бор)».

Печальным кругом замкнулась жизнь создателя известных каждому школьнику «Грачей», по которым непременно пишут сочинение. Но не обо всем школьники рассказывают в своих «сочинениях-описаниях по картине».

Алексей Саврасов, создатель национального русского пейзажа, начинал как выходец из низов, первыми покупателями картин Саврасова были торговцы на Никольском рынке. В 24 года он стал академиком, по приглашению великой княгини Марии Николаевны писал у нее на даче.

А в 67 лет умер в больнице для бедных – в нищете, лишенный семьи, опустившийся и спившийся.

Учиться живописи!

Сыну мещанина, торговца Кондратия Соврасова (именно так, через «о») никоим образом не светила карьера художника. Отец готовил Алексея к дельной профессии «по торговой части». А мальчик рисовал на любом попавшем в руки листке.

Родители это не одобряли, а бабушка хвалила, хорошо рисовал малец. Однажды Алеша решился показать рисунки торговцам на рынке – их разобрали влёт и попросили принести еще.

Первым окном в настоящий мир живописи стало случайное знакомство с Александром Воробьевым, который посещал Московское училище живописи, зодчества и ваяния.

Как же об этом мечтал юный Алексей! Последовала череда домашних скандалов, и четырнадцати лет Алеша Соврасов поступил в училище. Деньги на обучение зарабатывал сам, всё так же сбывая торговцам на Никольском свои рисунки. Вскоре пришлось бросить учебу из-за болезни матери.

В 1848 году, когда мать уже умерла от чахотки, а отец привел в дом новую жену, совершенно не соответствовавшую классическому образу злой мачехи, Алексей вернулся в училище.

Мачеха уговорила отца не противиться, поэтому теперь всё прошло гораздо мягче.

С преподавателем Саврасову (так он начал писать свою фамилию в 50-х годах) повезло – он попал в класс Карла Рабуса, который учил своих студентов видеть величие и красоту природы.

Популярность картин художника Алексея Саврасова

Рабус старался отправлять своих учеников в путешествия, для чего помогал им с меценатами отыскать друг друга. Саврасов ездил в Украину, Крым, а оплачивал это коллекционер Лихачев с условием, что написанные в путешествиях картины принадлежат ему.

С 50-х годов в жизни начинающего художника наступает полоса удач: его картины на всех масштабных выставках. Критики величают Саврасова сильнейшим пейзажистом современности. В 1854 году княгиня Мария Николаевна посетила Московское училище живописи. Высочайшая особа внимательно осмотрела заведение и приобрела семь картин, в том числе две работы Саврасова.

Из всего училища княгиня пригласила единственного художника провести лето у нее на даче в Сергиевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. Совершенно верно, честь такая выпала именно Алексею Саврасову. Княгиню в Сергиевке он видел редко.

Когда в одну из встреч она спросила, как Саврасов представляет себе дальнейшую деятельность, где планирует жить, где работать, он признался, что хочет вернуться в Москву. Образованная, с тонким художественным вкусом, возглавлявшая Академию художеств Мария Николаевна безусловно намерена была покровительствовать ему в Петербурге. Но настаивать не стала.

Кто знает, как бы сложилась судьба художника Алексея Саврасова, сделай он иной выбор во время того памятного разговора…Но пока он все еще в любимчиках фортуны. В 24 года Саврасов становится академиком. Когда умирает Рабус, в 1857 году Саврасова приглашают преподавать в Училище. О его преподавании ходили легенды.

Он мог весенним утром распахнуть окно, вдохнуть свежий воздух, окинуть взглядом собравшихся учеников и отправить их в московские парки «промыть глаза» и писать с натуры. В этом же году Саврасов женился на Софье, сестре своего товарища по училищу Константина Герца. Брак их казался вполне благополучным до поры до времени.

Софье исполнился 31 год, что по тем временам считалось немало. Она была старше Саврасова на 4 года. К мужу поначалу относилась с теплотой, хотя и без страсти, заботилась о нем, создавала по мере своих сил уют. Самого Саврасова считали суровым и непреклонным, хотя скорее он был стеснительным и замкнутым.

Семья и живопись в жизни Саврасова

Несмотря на официальный успех, богатым Саврасов даже в расцвете славы не был. Семья успешного художника жила на казенных квартирах, предоставленных училищем. Горечью и неизбывной болью супругов были многочисленные смерти детей. Самый первый ребенок Саврасовых родился в 1858 году и умер. Вторая дочь, Верочка, росла крепкой девочкой.

В 1862 году годовалую Веру супруги оставили на родственников жены и уехали за границу на несколько месяцев: Саврасов был командирован для работы и изучения европейской живописи. Эта поездка оказала на него сильное влияние, причем он не примкнул к западным течениям, а напротив, нашел свой уникальный стиль.

Саврасов, по сути, стал первым русским лирическим пейзажистом, первым, кто сумел показать, что у природы нет «парадных» и «чернорабочих» нарядов. Его ученик Левитан называл Саврасова создателем национального русского пейзажа. Он окончательно отошел от академической традиции.

В пейзажах Алексея Саврасова более не найти никакой «прилизанности», картины Алексея Саврасова — это не «без 5 минут Италия», как было принято в те годы. Это – Россия, не приукрашенная, такая, как есть, но изображенная с таким лиризмом, что сердце сжимается.

«Манер в живописи много, – говорил Саврасов. – Дело не в манере, а в умении увидеть красоту». У него такое умение безусловно было. Причем красоту он видел сам и показывал другим там, где до него никому не приходило в голову ее искать.

Он любил весну, но его весна – не буйный в своем цветении май, а почти зимний март. Кажущееся однообразие, тающий снег, еще не проснувшаяся природа. Неужто в этом есть красота? Алексей Кондратьевич Саврасов ее показал на своих картинах.

Мартовские пейзажи из-под его кисти выходили живыми, сияющими, наполненными особой музыкальностью… 

Саврасов снова побывал в Париже на Всемирной выставке, принимал участие в издании «Курса рисования», активно участвовал в создании Товарищества передвижников. Безоговорочным показателем успеха стал интерес к картинам художника Павла Третьякова, обладавшего незаурядным вкусом и высоко ценившего картины Саврасова.

Семейная жизнь у Саврасовых текла чинно и благородно. Смущало Софи лишь то, что не могла она особо развернуться – достаток был редким явлением в их доме, да и дома своего как такового не было. 60-70-е годы были временем радости, творчества и трагедий – один за одним умирают трое новорожденных детей.

Только в 1867 году родилась вторая выжившая девочка, Женни. В начале 70-х художник открыл для себя Волгу. Волжские пейзажи и сегодня считаются его «фирменными». В Ярославле написаны самые известные картины Алексея Саврасова, в том числе легендарные «Грачи».

Они и стали последним большим успехом Алексея Саврасова, дальше дела только ухудшались. Но пока он об этом не знал… Писал Волгу, часто уходил гулять с любимой дочерью Верочкой. Кстати, Вера унаследовала художественный талант отца, но Саврасов наотрез отказался обучать ее живописи.

Он полагал, что ни доходов, ни счастья такое занятие не принесет. В его жизни так и случилось.

Падение Саврасова

Под конец 70-х Саврасов утратил благосклонность публики. Большинство его работ теперь воспринимались негативно, подвергались критике. И самое страшное – его выселили из казенной квартиры. В семье обострились конфликты. Исаак Левитан вспоминал: «Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим».

И Саврасов начинает пить, все более опускаясь.

Параллельно у него возникли проблемы со зрением, иногда он вообще переставал различать окружающий мир. В 1877 году от него окончательно уходит жена с детьми. Некогда любимец публики, воспитавший плеяду известных художников, среди которых Коровин и Левитан, он всё глубже погружается в безысходное отчаянье. Саврасов на время сходится с простой женщиной, гораздо моложе его.

Евдокия Моргунова родила ему двоих детей.

Помнившие о его таланте ученики и коллекционеры делают не одну попытку спасти гения, но удается это только на небольшой период – тогда вновь зажигается блеск в глазах и одряхлевший уже художник берет в руки кисть.

Поклоннице его таланта Вере Киндяковой удается почти на два года вернуть Саврасова к нормальной жизни. Он живет у нее, снова пишет… Но срывается.

В итоге на старости лет академик Алексей Кондратьевич Саврасов, бывший преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, отмеченный благосклонностью самой княгини Марии Николаевны, пишет за еду и выпивку, сбывает свои рисунки торговцам на рынке – совсем как в детстве… Волшебной истории, «сделавшей всё хорошо», в жизни Саврасова более не произошло. Жизнь пошла под откос, но остались грачи и невыразимо светлые и печальные, а иногда мрачные и тоскливые, но всегда трогающие душу пейзажи Средней России.

Алена Эсаулова

  • 126 пользователям
  • Работы в 1 коллекции и 171 подборке

Источник: https://artchive.ru/alexeisavrasov

Алексей Кондратьевич Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов)

Алексей Кондратьевич Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве в семье мещанина Кондратия Артемьевича Соврасова — именно через «о» писал свою фамилию отец будущего художника.

Он торговал глазетом, шнуром и кистями и, в конце концов, кропотливыми трудами поднял собственный социальный статус до звания купца третьей гильдии. Кондратий Артемьевич предполагал определить сына «по торговой части», а тот любил рисовать и делал это неплохо.

Его рисунки, которые он сбывал для продажи торговцам на Никольской улице и у Ильинских ворот, пользовались большой популярностью.

В 1844 году Алексей Саврасов поступил в организованное годом раньше Московское училище живописи и ваяния, но в том же году был вынужден — как предполагается, из-за болезни матери, страдавшей чахоткой, — покинуть его. Вторая — и успешная! — попытка получить художественное образование датируется 1848 годом.

Тому предшествовала драматическая история — Кондратий Артемьевич, не веривший в смысл каких бы то ни было «художеств», выселил сына вместе с его картинами на чердак своего дома. Лишь после просвещенного вмешательства московского обер-полицмейстера генерала И.Д.

Лужина дело уладили, и Алексей Кондратьевич Саврасов вновь попал в училище.

Ему повезло с наставником — ныне забытый Карл Рабус, руководитель пейзажного класса, в свое время был весьма видной фигурой на московском художественном небосклоне. Однокашник Брюллова, друг знаменитого немецкого романтика Л.

Тика, А. Иванова, Н. Гоголя, А. Венецианова, он буквально открыл глаза дилетанту Алексею Саврасову. Гостеприимный дом Рабуса дал юноше ту художественную среду, без которой невозможно становление мастера.

Результаты не заставили себя ждать.

Академик Саврасов

Уже в 1850 году Саврасову присвоили официальное звание художника. Дальше — больше.

В 1854 году саврасовские пейзажи привлекли к себе высочайшее внимание великой княгини Марии Николаевны, отправлявшей тогда должность президента Академии художеств, — после этого молодой художник некоторое время работал на ее даче, расположенной между Петергофом и Ораниенбаумом. Тогда же (в 24 года!) он стал академиком.

Конец 1850-х годов — время закрепления успехов, получившего свое выражение в ряде «внешних» событий. Особенно следует выделить 1857 год, когда после смерти Рабуса Алексею Кондратьевичу Саврасову предложили возглавить пейзажный класс в его alma mater.

Четверть века отдал он педагогической деятельности в стенах училища (которое в 1866 году переименовали в Московское училище живописи, ваяния и зодчества) — о ее характере мы знаем из рассказов прославившегося впоследствии ученика Саврасова, К. Коровина. Еще одним его учеником был И. Левитан, продолживший дело своего учителя и сделавший так называемый «пейзаж настроения» признанным жанром русской живописи.

В том же 1857 году изменилось и семейное положение Саврасова. Он женился на Софье Карловне Герц, сестре своего приятеля и однокашника Константина Герца.

Другим ее братом был известный археолог и искусствовед Карл Герц, основатель кафедры истории искусств в Московском университете, а после создания в 1860 году Общества любителей художеств — секретарь этого Общества.

Именно на деньги Общества Саврасов съездил в 1862 году на лондонскую Всемирную выставку.

Вообще, на всем протяжении 1860-х годов Алексей Саврасов ведет себя очень активно, его фамилия то и дело встречается в отчетах и упоминаниях о различных общественных событиях. Так, в 1861 году он был ответственным за перевоз шедевра А.

Иванова «Явление Христа народу» из Петербурга в Москву; в 1862 году совершенно на равных (если не «сверху вниз») общался с тогдашним всеевропейским кумиром, швейцарским живописцем А. Каламом; в 1867 году посетил парижскую Всемирную выставку; в 1869 году, совместно с художником В.

Пукиревым, издал «Курс рисования»; в конце 1860-х годов принимал деятельное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).

Из художников Саврасов особенно близко сошелся с Василием Перовым, одним из «застрельщиков» новой живописи. Они не только общались, не только вместе учили молодых мастеров, но временами вместе и работали.

Доверие было настолько полным, что Саврасов просил Перова внести последние исправления в свой «Печерский монастырь под Нижним Новгородом».

Есть сведения, что, со своей стороны, он исполнил пейзажную часть в известных работах Перова «Птицелов» и «Охотники на привале».

Падение Алексея Саврасова

В 1870 году Саврасов открыл для себя Волгу. Следующая поездка на Волгу явилась почти вынужденной. С училищем у Алексея Кондратьевича были отношения довольно деликатные — то, что он занимал казенную квартиру, делало его абсолютно зависимым человеком.

Одно неверное движение — и наш герой мог стать бездомным бродягой. Что-то подобное как раз и произошло в 1870 году. Саврасов повел себя при этом резко. Взяв в декабре отпуск на полгода, он вместе с женой уехал в Ярославль.

Отправляясь в это путешествие, он подстраховал себя полученным (судя по всему, от П. Третьякова) заказом на исполнение «рисунков и картин зимнего пейзажа на Волге». Зиму Саврасовы провели в Ярославле — в снятой художником вместительной квартире. Жизнь вели «тихую и сосредоточенную».

Софья Карловна носила ребенка, Саврасов лелеял в себе рабочее состояние духа, предчувствуя близкие художнические восторги.

В феврале разразилась трагедия: родившаяся дочь вскоре умерла, а жена Саврасова тяжело заболела. Детские смерти были проклятием художника — из родившихся до того четырех детей выжил только один. Но что-то с ним произошло — омытая трагедией душа вдруг стала пронзительно зрячей.

Попав в Молвитино, он увидел своих «Грачей» — старую церковь с просторами бесконечных русских полей за ней, странную красоту неказистых березок, ноздреватый плавящийся снег с блеклыми тенями, промокшие избы, услышал негромкую песнь пробуждения и радости. («Природа вечно дышит, — как-то сказал Саврасов. — Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна».

) Показ «Грачей» на I выставке ТПХВ сопровождался оглушительным успехом. Больше таких успехов у Саврасова не было.

Вскоре все покатилось под гору. Жизнь была не слишком сыта, не слишком уютна в психологическом плане. Саврасов так и не обзавелся собственным жильем. Его новые картины встречали разноречивые, иногда очень обидные отзывы. После одного из них мастер больше не выставлял свои работы в Петербурге. В 1881 году он принял решение вообще не участвовать в выставках ТПХВ. Дома тоже не все было ладно:

«Вот Саврасов, — писал Левитан, — это великий художник — и что же? Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим».

Постепенно Саврасов пристрастился к алкоголю. В 1876 году у него заболели глаза, болезнь прогрессировала, и десятилетием позже художник, по собственному признанию, «часами не видел форму предметов».

Тогда же, в 1876 году, устав от саврасовского пьянства, его оставила жена, перебравшись с детьми в Петербург. Предаваясь возлияниям, Саврасов откровенно манкировал своими преподавательскими обязанностями.

До 1882 года, пока был жив «прикрывавший» его Перов, на это смотрели сквозь пальцы, но в 1882 году терпение начальства кончилось: Саврасова уволили.

Алексей Саврасов достиг дна и умер

Началось его многолетнее «хождение по мукам» — а точнее, по временным пристанищам и ночлежным домам. В этих хождениях у него появилась новая семья — гражданская жена художника, Е.М. Моргунова, родила двоих детей. А Саврасов опускался все больше — в ряде мемуарных свидетельств рисуется страшная картина почти его распада.

Впрочем, об окончательном распаде все-таки говорить не приходится — и в эти годы он писал. Да, урывками, да, неровно, да, повторяясь, да, порой сбывая новые полотна чуть ли не за «порцию» водки, — но и не роняя высокого звания русского художника.

Изданный в 1894 году альбом саврасовских рисунков подтвердил — в русской живописи по-прежнему работает несравненный мастер.

«Крестный путь» окончился в 1897 году. 26 сентября (8 октября) Саврасов скончался в отделении для бедных 2-й городской больницы. Спустя неделю Левитан напечатал в газете «Русские ведомости» прощальную статью, в которой расставил все точки над «и», назвав своего учителя первым «лириком» отечественной живописи.

Выдающиеся личности России.

Источник: https://posmotrim.by/article/aleksej-kondratevich-savrasov.html

Художник Алексей Кондратьевич Саврасов: биография, кратко, деятельность, творчество, основные работы

Алексей Кондратьевич Саврасов)

24 мая 1830 года в Замоскворечье, в семье торговца и мещанина родился будущий художник Алексей Саврасов

Надежда русского искусства

По мыслям отца, Леша должен был стать продолжателем его торгового дела. Но Алексей Саврасов пошёл по другому пути. С малых лет он рисовал. Любой листок бумаги становился холстом. Родители не поощряли, а бабушка хвалила. Однажды он принёс показать свои рисунки на рынок, торговцы высоко оценили талантливые работы, и они разошлись как горячие пирожки. Мальчика просили принести ещё.

В судьбу талантливого подростка вмешался господин случай. Он познакомился с А. Воробьёвым, который посещал Московское училище живописи, зодчества и ваяния, и эта встреча изменила его жизнь.

Несмотря на семейные скандалы, протесты отца, четырнадцатилетний Саврасов поступает в училище.

И, что примечательно, деньги для учёбы Алексей зарабатывает сам, продавая свои рисунки тем же торговцам на Никольском рынке, а те в свою очередь продавали их с наценкой.

А.С. Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума

К сожалению, проучиться пришлось недолго из-за болезни матери. Она умерла в 1848 году от чахотки, и в доме появилась мачеха, которая оказалась совсем не похожей на классическую злобную тётку. Именно она уговорила отца, чтобы Алексей вернулся в училище. И здесь ему также повезло, он попал в класс Карла Рабуса.

Рабус вёл практические занятия и читал лекции по теории живописи. Именно от него Саврасов узнал о творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Гёте. И самое главное, Рабус научил своего студента видеть величие и красоту природы. Ценители называли Алексея «надеждой русского искусства».

В 1850 году 20-летний мастер окончил училище и получил высокое звание художника.

Отец отечественного пейзажа

Карл Рабус много сделал для своих учеников. Помог он и Саврасову найти своего «спонсора», которым стал известный в ту пору коллекционер Лихачёв. С его помощью он объездил Украину, Крым, правда, все картины, созданные в тот период художником, по договору становились собственностью мецената.

В 1854 году училище посетила великая княгиня Мария Николаевна, она купила семь картин, в их числе две Саврасова. Это было полной неожиданностью, ведь все знали, что в коллекции дочери Николая I собраны лишь работы лучших русских и европейских художников.

А.С. Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду

Мария Николаевна пригласила молодого живописца провести лето на её даче под Ораниенбаумом. Здесь Саврасов пишет две картины – «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума».

Эти полотна принесли ему звание академика, а первое из них купил Павел Михайлович Третьяков. Художнику посыпались заказы. Появился шанс стать востребованным придворным живописцем, но он вернулся в любимую Москву.

После смерти Рабуса Саврасова пригласили преподавать в воспитавшее его училище. Для своих учеников Алексей Кондратьевич был кумиром.

Он старался привить своим студентам желание больше работать на природе и говорил им: «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Ступайте писать, пишите этюды, изучайте, а главное – чувствуйте».

Его ученик Константин Коровин вспоминал Саврасова как человека «совершенно особой кротости, доброго, умного». Другим великим его учеником был Исаак Левитан.

А.С. Саврасов. Проселок

Саврасов всё своё творчество посвятил русской природе, крестьянскому быту, а ведь в это время художники продолжали искать романтические идеалы, и мужицкой повседневности не было места в высоком искусстве.

«Грачи прилетели»

В начале 60-х годов художник путешествует за границей. Он посетил всемирную выставку в Лондоне, затем поехал через Францию, Швейцарию, Германию.

По возвращении в Россию Алексей Кондратьевич вместе с известным живописцем Василием Владимировичем Пукирёвым работал над учебником рисования, куда вошли его русские пейзажи.

Новые картины Саврасова вызывают восхищение у зрителей: в 1867 году он пишет «Сельский вид», в 1869-м – «Лосиный остров в Сокольниках».

А.С. Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках

Многие картины написаны художником в окрестностях Москвы, но он любил бывать и на Волге. Так, в 1870 году он с семьёй приехал в Ярославль и много там работал. Здесь умерла его дочь и тяжело заболела жена, что надолго подкосило творческие силы художника.

В 1871 году Саврасов пишет свою самую известную картину «Грачи прилетели». Картина родилась от впечатлений, полученных на Волге. В Костромской губернии, в селе Молвитино он написал несколько этюдов, которые позднее закончил картиной в своей мастерской. Полотно «Грачи прилетели» стало громким событием для ценителей искусства.

С картиной зрители смогли познакомиться на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок, в состав учредителей которого входил и Саврасов. Эту картину купил Павел Третьяков за большую по тем временам сумму в 600 рублей.

А.С. Саврасов. Грачи прилетели

В тот же период из-под кисти мастера появляются такие замечательные картины, как «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Просёлок». Все полотна по-прежнему наполнены тонкой лирикой и романтическим настроением.

Картины Саврасова выставлялись и на крупных международных выставках, в том числе в Вене в 1873 году и в Париже в 1878-м.

С конца 1870-х годов период творческого подъёма сменился затяжным кризисом. Алексей Кондратьевич тяжело заболел, от него ушла жена. Саврасов был уволен из училища, которому он отдал 25 лет. Друзья пытались помочь, но безрезультатно. К концу жизни Саврасов живёт в нужде, испытывает финансовые трудности. Он продолжал писать картины, а их за бесценок брали перекупщики.

А.С. Саврасов. Сельский вид

8 октября 1897 года он умер в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Замечательный мастер скончался, но остались его ученики, среди которых были Михаил Нестеров, Константин Коровин, всегда с теплотой вспоминавшие своего учителя.

Источник всех иллюстраций: https://commons.wikimedia.org

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/zviezda-khudozhnika-savrasova

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 — 1897)

Алексей Кондратьевич Саврасов)

Саврасов Алексей Кондратьевич

Алексей Кондратьевич Саврасов — художник большого дарования и трагической судьбы, он сыграл выдающуюся роль в истории русской пейзажной живописи. Художник поднял пейзажную живопись на огромную высоту, завоевал ей широкое общественное признание.

Саврасов первым сумел показать прелесть простого русского пейзажа, его бесхитростную красоту, в то время, как официальное искусство по-прежнему стремилось к идеализированному, приглаженному, в основном, западноевропейскому, пейзажу.

Саврасов признан как мастер русского лирического пейзажа.

Алексей Кондратьевич Саврасов родился в семье московского купца. Любовь к искусству у него проявилась в детстве, он в 12 лет копировал романтические пейзажи известных художников.

Учился в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, получил звание художника, а позже за представленные в Совет Академии художеств два пейзажа, написанные в окрестностях Ораниенбаума, был удостоен звания академика.

В своих первых пейзажах Саврасов тяготел к романтическому изображению природы, но увлечение романтизмом длилось не долго. Все больше художнику хотелось полнее отразить реальный мир природы.

В 70-х годах Саврасов активно занимается преподавательской деятельностью. Основа его преподавания — работа с учениками на природе, на натуре. «Изучайте и чувствуйте», — внушал он молодым художникам.

В последние десятилетия 19-го века жизнь и творчество Саврасова пошли на спад. Бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и пагубному увлечению вином. Долгие годы он жил в абсолютной нищете и умер одиноким, тяжело больным человеком в больнице для бедных.

Значение Саврасова в истории русского пейзажа трудно переоценить. Он начинает собой блестящую страницу пейзажной живописи второй половины 19-го века. Его картины наполнены волнующим лирическим чувством.

Бесконечная любовь Саврасова к родной земле, такая живая, восторженная, служила постоянным источником творческого вдохновения. Как никто другой до него чувствовал Саврасов задушевную красоту скромной русской природы.

Этим он и обогатил русскую пейзажную живопись, открыв перед ней новые горизонты.

Дворик. Зима.

В этой картине художник воплотил трогательное внимание к подробностям жизни природы, любовь и поразительную способность к передаче малейших оттенков весеннего настроения. В легкой, свободной манере, и в то же время очень бережно и точно воссозданы здесь и общее ощущение прелести мягкой и пасмурной предвесенней оттепели, и оживленность птиц, довольно и весело копошащихся на рыхлом повлажневшем снегу среди серых изб и заборчиков.

Грачи прилетели (1871)

Задворки села, сараи, наполовину скрытые забором, старая церквушка с шатровой колокольней, корявые березы, усеянные грачиными гнездами, талый посеревший снег. Пейзаж, типичный для средней полосы России, скромный, непритязательный, чуть грустный и очень задушевный.

Саврасов очень тонко и проникновенно передает первое пробуждение природы после зимнего сна. Подули теплые ветры, в полях почти стаял снег, обнажилась темно-бурая, напитавшаяся влагой земля, потемнел оставшийся в затишье снег.

Прилетевшие грачи принялись вить гнезда. Еще нет ослепительного солнца, почки только начинают набухать, небо затянуто свинцово-белыми облаками.

Дышится легко и свободно! Сдержанная гамма бело-голубых и серо-коричневых тонов созвучна с неприметной прелестью простого и скромного пейзажа.

Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно. Грачей прилетные стада кричат и весело, и важно. Меж круглых, рыхлых облаков невинно небо голубеет И солнце ласковое греет в затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо! Как в забытьи каком стоишь

И слышишь прелый запах сада, и теплый запах старых крыш.

(Ф.Тютчев)

Пейзаж с рекой и рыбаком (1859)

Саврасов стремится здесь создать широкий пейзажный вид и в нем передать тихую прелесть простой, скромной среднерусской природы. Неяркие, нежные краски пейзажа, слегка тронутые золотистым светом восходящего солнца, высокое светлое небо с тающими в нем облачками, прзрачная голубизна далей, голубая гладь реки с отражающимися в ней деревьями, смягченные очертания ее берегов, поросших лесом, — все выражает гармонию и покой раннего утра. Художник включает здесь фигуру крестьянина-рыбака, возвращающегося с рыбной ловли — этим он показывает природу, окружающую человека в его повседневной жизни, обжитую им.

Рожь (1881)

Эту картину Саврасов писал в тяжелые для себя времена: от него уходит жена.

Художник изображает ржаное поле перед бурей, он вкладывает в картину свои чувства, тревогу, переживания, которые переполняли Саврасова тогда.

Рожь замерла в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться тяжелыми каплями. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Ржаное поле выглядит мрачным, хотя сама рожь ярко светится, склоняясь под ветром, не в силах ему протвостоять и не желая такого покорства.

Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Хочется верить, что ветер пронесет непогоду мимо, но туча висит слишком низко, солнце постепенно исчезает, к горизонту расползается тень, оставляя за собой лишь багровый отсвет спелой ржи. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы.

Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека.

Картина вызывает большую тревогу, мрачное уныние, предчувствие буйной, неуправляемой стихии.

Проселок (1873)

Очень простой, незамысловатый и даже как будто неприглядный пейзаж. Только размытая дождем проезжая дорога, старые ветлы у ее обочины и широко раскинувшиеся вдали поля спелых хлебов. Крайне скупое изображение.

Но здесь привлекают зрителя не многозначительные детали, а краски природы, бесконечно разнообразные в своих оттенках, сама фактура мазка художника — то густая, вязкая (в изображении глинистой почвы), а то порывистая, легкая (в кроне деревьев).

Луч солнца, брызнувший из-за туч, словно оживил всю природу, Засверкали чистые, омытые дождем, краски пейзажа. Дорожная слякоть и грязь неузнаваемо преобразились. Отблески неба с опаловыми облаками превратили мокрую землю со стоячими лужами в красочное месиво, переливающееся многоцветными оттенками.

В симфонию красно-коричневых, серебристых, жемчужно-голубых, серо-стальных, золотисто-палевых, кофейных и кое-где даже розовых тонов вплетается малахитовая зелень травы. Приземистые старые ветлы пропитались густыми красно-коричневыми красками. Поля по контрасту с темной землей залиты золотсто-жемчужным светом.

Тем же светом пронизаны, напоены нежные блеклые краски неба.

Картина «Проселок» демонстрирует высокое живописное мастерство Саврасова. Художник открыл зрителю душу русской природы, ее сокровенную прелесть, поэтичность, бесконечно богатый мир ее красок, полный захватывающей красоты и гармонии.

Сельский вид (1867)

Здесь изображены пасека и старик-пасечник, склонившийся над дымящимися угольями, шалаш и деревенька с соломенными крышами. Для художника здесь самым важным является то, что объектом эстетического переживания является самый непритязательный пейзажный мотив, природа, обжитая человеком, в ее повседневном, будничном облике. Сколько трогательной красоты и поэзии в этих осыпанных розовыми цветами яблонях, молодых березках, одетых первой зеленью, пушистом светло-зеленом ковре недавно выступившей травы. Как чист и прозрачен воздух, как широки просторы полей, весенний разлив голубой реки.

Вид на Кремль в ненастную погоду (1851)

Это одно из своих первых произведений, в которых он еще тяготеет к романтизму. Небо в картине затянуто клубящимися облаками. резкие порывы ветра, контрасты света и теней, бурное движение, которым пронизан пейзаж, — во всем видно стремление показать действие стихийных сил природы, придать пейзажу патетическое звучание. Но Саврасов дополняет картину бытовыми деталями — совсем не романтические шалаш и женщина с ведром усиливают ее правдивое звучание.

Вид в окрестностях Ораниенбаума (1854)

Изображение в картине сильно приближено к зрителю. Детально выписана мшистая поверхность валунов, хорошо передана их объемность, прорисованы змеящиеся по земле корни спиленного дерева, стебли трав. Первый план погружен в тень, а поляна поодаль залита солнцем. Красиво выделяется пронизанное солнечным светом кружево листвы старого дуба, распростершего свои ветви над поляной. Вдалеке синеет море.

Летний день. Куры на задворках (1874)

Лосиный остров в Сокольниках

Морской берег в окрестностях Ораниенбаума (1854)

Оттепель

Радуга (1875)

Источник: http://cvetamira.ru/savrasov-aleksey-kondratevich-1830-1897

Алексей Саврасов

Алексей Кондратьевич Саврасов)

Алексей Саврасов – хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы. Его работы настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте. Гения обожали ученики, зрители почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, алкоголизм и последовавшие за этим материальные трудности привели художника к трагическому концу.

Детство и юность

О ранних годах в биографии Алексея Кондратьевича известно мало. Он коренной москвич. Родился весной 1830 года в купеческой семье, проживавшей на территории Замоскворечья.

Портрет Алексея Саврасова

Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку.

Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело.

Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.

Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности.

Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало.

Все переменилось с того момента, как юный Алексей огласил решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).

Алексей Саврасов

Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами.

Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса.

Карл Рабус

Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

«Пейзажи г. Саврасова … дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу».

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.

Картина Алексея Саврасова «Вид Московского Кремля при лунном освещении»

Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом.

Картина Алексея Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума»

Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит Павел Третьяков. Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре». Картина Алексея Саврасова «Лосиный остров в Сокольниках»

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».

Картина Алексея Саврасова «Бурлаки на Волге»

70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции.

Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге».

Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся Илья Репин.

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».

Картина Алексея Саврасова «Зимний пейзаж»

В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» — картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

« деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».Картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Пейзаж. Село Волынское»

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода — «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Личная жизнь

В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.

Портрет Алексея Саврасова

В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний.

Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой.

С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.

Смерть

Годы нужды и пагубное пристрастие к алкоголю подточили здоровье художника. Забытый всеми, в 1897 году он умер в больнице для бедных.

Могила Алексея Саврасова

На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан, описавший мастера так:

«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Могила находится на Ваганьковском кладбище.

Картины

  • 1850 – «Камень в лесу у Разлива»
  • 1852 – «Рассвет в степи»
  • 1854 – «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
  • 1859 – «Пейзаж с рекой и рыбаком»
  • 1862 – «Швейцарский вид»
  • 1869 – «Лосиный остров в Сокольниках»
  • 1871 – «Бурлаки на Волге»
  • 1871 – «Грачи прилетели»
  • 1871 – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
  • 1873 – «Просёлок»
  • 1875 – «Радуга»
  • 1884 – «Кутузовская изба в Филях»

Михай Волонтир

Актёр театра и кино, театральный режиссёр, народный артист СССР

Источник: https://24smi.org/celebrity/29786-aleksei-savrasov.html

Алексей Кондратьевич Саврасов, Изображений: 232

Алексей Кондратьевич Саврасов)

При упоминании Саврасова все вспоминают хрестоматийную «Грачи прилетели», наиболее просвещенные – ещё два – три пейзажа: «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок», «Радуга», а также расхожие штампы – художник одной картины, спился, умер в нищете, царская действительность загубила большой талант. Но так ли уж это верно?  

Зимний пейзаж . 1890-еГрачи прилетелиЗима. 1873Лес в инее. 1890-еОзеро в горах Швейцарии. 1866У ворот монастыря. 1875Весна. Грачи прилетели. 1872Зимний пейзаж. Москва. 1873Радуга. 1875Водопад. 1868Бурлаки на ВолгеПейзаж с болотом и лесистым островом. Конец 1860-х…Весна. Провинциальный дворик. 1880-1890-еЛосиный остров в Сокольниках2. 1869Летний пейзаж с мельницами. 1859Зимний пейзаж. 1871Швейцарский вид. 1862Зимняя дорога. 1870-еПейзаж с сосной. 1854Деревня зимой. 1880-1890-еГроза. 1856Весна. На большой реке. 1880-еЛунная ночь в деревне . 1869Рожь 2. 1881Дворик. Зима. 1870-еВид на Кремль от Крымского моста в ненастную погод…Осень. 1871Пейзаж с дубами и пастушком. 1860Распутица. 1894Дорога в лесу. 1871Летний пейзаж. 1850-еПейзаж с рекой и рыбаком. 1859Ранняя весна. Оттепель. 1880-еСельский видЛетний пейзаж. Сосны. 1880-еВесна. 1880-1890-еГибель корабля в море. 1862Закат. Начало 1870-хУ колодца. Около 1868Грачи прилетели. 1880-еВид в Швейцарских Альпах . 1862Пейзаж с избушкой. 1866Пожар в лесу. 1883Весенний день. 1873Ранняя весна. Половодье. 1868Летний пейзаж с соснами у реки. 1878Пейзаж с домикомСоборная площадь в Московском Кремле ночью. 1878Ночка. 1883Село Болгары. 1872Осень. Деревушка у ручья. 1870-еПовеяло весной. 1890-еВид в селе Кунцеве под Москвой. 1855Вид на Московский Кремль. Весна. 1873После грозы. 1870-еВид Москвы с Воробьевых гор. 1850-еЗима. Конец 1870-х – начало 1880-хЗимний пейзаж. 1880-1890-еПейзаж. Берег Волги. 1874Хоровод в селе. 1873-1874Домик в провинции. Весна. 1878Кутузовская изба в Филях. 1860-еНочное. 1871Ранняя весна. 1888Весна. 1883Оттепель. Ярославль. 1874Ранняя весна 2. 1880-еВид Волги под Юрьевцем. 1870-еГрачи прилетели. Пейзаж с церковью. 1894Ипатьевский монастырь в зимнюю ночь. 1870-еЛунная ночь. 1853Могила на Волге. Окрестности Ярославля. 1874Ночь на Воробьевых горах. 1881Рассвет в степи. 1852Спасский затон на Волге. 1893Весна. 1874Весна. Конец 1870-х – начало 1880-хИвы у пруда. 1872Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. 1871Весенний пейзаж. Ростепель. 188-1890-еВесна. Огороды. 1893К вечеру. 1886Закат над болотом. 1871Пейзаж. Село Волынское. 1887Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женск…Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854Зимний пейзаж. Иней. 1870-еОттепель. 1887Село Болгары. Малый минарет и развалины Белой пала…Осенний лес. Кунцево. Проклятое место. 1872Пейзаж с лодкой. 1860-еСельское кладбище в лунную ночь. 1887Весна. 1870-еК концу лета на Волге. 1873Лунная ночь. Болото. 1870Сельский вид. 1890-еБерег реки. 1879Закат. 1862Осень. Сокольники. 1880-1890-еРанняя весна. 1890-еРанняя весна. Дали. 1870-еРыбаки на Волге. 1872Летний пейзаж с дубами. Середина 1850-хЛунная ночь. Пейзаж с костром. 1880-1890-еНачало весны. 1876Новодевичий монастырь. 1890Ранняя весна. Березы у реки. 1893Рожь 1. 1881Камень в лесу у Разлива. Вид в имении И. Д. Лужина…Летний день. Куры на задворках. 1874Лосиный остров в Сокольниках1. 1869Пейзаж с радугой. 1881Печерский монастырь под Нижним Новгородом 2. 1871Берег моря. Сумерки. 1854Лес у озера, освещенный солнцем. 1856ЛетоМоре. 1860-еОсенний пейзаж. 1877Перед грозой. 1850Проселок. 1873Скоро весна. 1874Степь днем. 1852Весенний пейзаж с избой. 1890-еВид Киева с Днепра на Печерскую лавру. 1852Лесистый берег реки Москвы. 1859Лесная дорога в Сокольниках. 1860-еЛетний день. Ивы на берегу реки. 1856На Волге. 1875Пейзаж с церковью и колокольней. Начало 1870-хРазлив Волги под Ярославлем. 1871Ранняя весна 1. 1880-еРечной пейзаж. 1880-1890-еТропические растения. Древовидный папоротник. 1854Весенний пейзаж. 1880-1890-еВечерний пейзаж. 1861Вид на Москву от Мазилова. 1861Воробьевы горы близ Москвы. Конец 1840-х – 1850-еКостер у рекиЛедоход на ВолгеЛетний пейзаж. 1860-еМорской пейзаж. 1880-1890-еНа Волге. Первая половина 1870-хОкрестности села Михайловского Псковской губернии.…Пейзаж с избушкой. 1860-еПейзаж с церковью. 1885Ранней весной. 1880-1890-еСосны на берегу озера. 1880-1890-еВечер. 1877Вечер. 1880Вечер. Восход луны. 1872Дуб. 1850-еК заутрене. Морозная ночь. 1880-1890-еЛедоход. Пейзаж с фабрикой. 1880-1890-еЛунная ночь над рекой. 1885Пейзаж с волками. 1880-еПейзаж с дорогой. 1855Пейзаж с рекой. 1880-еПейзаж с хутором у озера. 1880-1890-еПечерский монастырь под Нижним Новгородом 1. 1871Плоты. 1868Ранняя весна. 1880-1890-еРанняя весна. Половодье. 1893Аллея. 1870-еБабья лямка. 1870-еВечер. Конец 1860-х – начало 1870-хВечер. Перелет птиц. 1874Вечер. Поле с воронами. 1880-еВолга близ Городца. 1870Волга. Дали. 1870-еГорное озеро. Швейцария. 1864Дубки. 1850-еДубы. 1855Ель. 1850-еЛисты папоротника и лопуха. 1854Морской берег в окрестностях Ораниенбаума. 1854Оттепель. 1874Пейзаж с соснамиПейзаж. 1880-еПобережье Финского залива. Пейзаж с землянкой. 185…После дождя. 1880-еПривал обоза чумаков в степи 1. 1867Привал обоза чумаков в степи 2. 1867Просвет. 1850-еСильно тает. 1894Украинский пейзаж. 1849Украинский пейзаж. 1860-еЦерковь Ильи Обыденного в Москве. 1882Чумаки. 1854Швейцарский пейзаж с лошадьми. Не позже 1867Берег реки Ве. . ги в низовьях. 1870-еДеревья. 1850-еЛосиный островМогила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре. 187…Могила. 1884Пруд в сумерки. 1879Ранняя весна. Лесная глушь. 1884Сосна. 1854В парке. 1858Вид на село Покровское- Фили. 1893Волга. 1870-еВолга. Дали. Первая половина 1870-хДворик. Весна. 1853Деревья у воды. Ветви деревьев. 1870-еДубы на берегу. 1867Мотивы русского пейзажа. 1870-еПейзаж с церковью и руинами. 1861Саввинская слобода. 1880-1890-еСжатое поле. 1874Сосны из Гусарева. 1850-еСухарева башня. 1872У иконы. Богомольцы. Конец 1870-х – начало 1880-хВолга. Пейзаж. Первая половина 1870-хЛес. 1877Могила на берегу Волги. 1871Могила. 1870-еНочь. 1894Пейзаж с мельницей. 1861Пни. 1854Сосны, прилегающие к корню части стволов. 1854Старые сосны. 1854Старый дуб у обрыва над рекой. 1857Деревья у реки. 1861Заболоченная речка. 1875На кладбище. 1884Осенняя ночь. 1872Просека в сосновом лесу. 1883Проталина. Начало марта. 1880-еСпуск к реке. 1868Деревья у озера. 1868Сосны у болота. 1882Старый погост на берегу Волги. 1874Сумерки. Пейзаж. 1880-е

При упоминании Саврасова все вспоминают хрестоматийную «Грачи прилетели», наиболее просвещенные – ещё два – три пейзажа: «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок», «Радуга», а также расхожие штампы – художник одной картины, спился, умер в нищете, царская действительность загубила большой талант. Но так ли уж это верно?

Отец будущего художника – Кондратий Соврасов (так писалась фамилия в XIX веке) – был человеком зажиточным, купцом. Торговал шерстяными изделиями неподалёку от Красной площади. Приобрёл свой дом, нажил небольшой капитал. Склонности сына к рисованию противился, считал её несерьёзной.

Алексей целыми днями перерисовывал гуашью картинки из толстых иллюстрированных журналов. А однажды отнёс их на Ильинку, где торговали лубками, старыми книгами и гравюрами, и, к своему удивлению, продал одному из торговцев – по шесть рублей за дюжину рисунков. В 14 лет мальчик поступает в училище живописи, что располагалось на Мясницкой улице.

Даже деньги на обучение – около двух рублей в месяц – он мог уже заработать сам.

В училище Саврасов встретил людей, определивших его жизнь – и профессиональную, и личную. Это его учитель, известный живописец Карл Иванович Рабус и товарищ по классу Константин Герц, друг и будущий родственник.

Двухэтажный особняк Герцев в Архангельском переулке, наполненный старинной мебелью и картинами, покажется Алексею роскошным дворцом.

А образованные и воспитанные сёстры Герц – Софья Эрнестина и Аделаида (семья имела шведские корни) – существами из иного, утончённого и возвышенного мира. Старшая, Софья, была особенно любезна и обходительна…

Любимец преподавателей, Саврасов окончил училище в 20 лет, но связи с ним не разрывает. Занимается в классах, выставляет свои картины и этюды – виды окрестностей Москвы, работы, привезённые из двух поездок по Малороссии. В журналах появляются положительные рецензии.

В 1854 году «Москвитянин» назовёт Саврасова «первым среди пейзажистов». В этом же году училище посетила сестра императора, великая княжна Мария Николаевна, любительница искусств. Из семи, купленных ею на выставке картин – две саврасовские.

Художнику Саврасову передали приказ прибыть в Санкт-Петербург, на дачу великой княжны с тем, чтобы написать несколько видов.

Благоволение великой княжны – это ли не удача! Удивился и зауважал сына старик Саврасов. Алексей отправился в путь. Больше месяца провёл он на даче в Сергиевке на пустынном берегу Финского залива. Бродил с альбомом по окрестностям, рисовал. Мария Николаевна удостоила своим посещением лишь однажды. Посмотрела рисунки, похвалила. Спросила о планах на будущее.

Остаться в Петербурге, просить о покровительстве, об Академии – заветной мечте всех художников? Приближённость ко двору, возможно, стажировка в Италии. Что ж, милостивый государь? Саврасов растерян, медлит с ответом. Наконец говорит, что хочет вернуться в Москву. Холёная княгиня пожала плечами – как угодно.

Написанные в Сергиевке картины были выставлены в Академии Художеств, и за «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов – в 24 года – получает звание академика живописи. Позднее картину приобрёл П.М.Третьяков.

Что бы там ни было, карьера складывалась блестяще – молодость, признание, заказы князей и коллекционеров (правда, это не любимые им виды среднерусской природы, а эффектные романтические пейзажи с горами, водопадами и морем в духе популярного тогда швейцарца Калама), материальная обеспеченность.

Вот тут-то и обратила внимание на молодого академика Софья Карловна Герц. Ей уже тридцать, она на четыре года старше Саврасова, учительствует в пансионе при лютеранской церкви. Алексей Кондратьевич застенчив, малообщителен, многим представляется даже суровым.

Да и чего Софье ещё ждать? В январе 1857 года умирает Карл Иванович Рабус, и Саврасову предложили место учителя – вести класс ландшафтной и перспективной живописи. Твёрдое жалованье (500 рублей в год серебром), чин – титулярный советник, с годами выслуга лет, награды, повышение. В сентябре состоялась свадьба. Рождаются две дочери (первая умирает младенцем).

Саврасов получает во дворе училища бесплатную казённую квартиру, не нужно платить даже за отопление.

В 1862 году Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают за границу. Средства были собраны продажей билетов на выставку училища и лотереей.

Оставив годовалую малютку Веру на попечение родственников, Саврасов с женой и её сестрой Эрнестиной отправляются в путь. Прежде всего – в Лондон, на всемирную выставку.

Саврасов целыми днями пропадает в художественном отделе, совершенно игнорируя последние достижения техники и комфорта. Потом – Франция, Швейцария, Германия. Музеи, выставки, знакомства с художниками.

Знаменитый немец Вильгельм Каульбах, увидев швейцарские этюды Саврасова, восхищён: «Это же чудесно, это нечто величественное… с такими сокровищами можно вернуться на родину».

У честолюбивой Софьи были все основания гордиться мужем и ожидать в дальнейшем прочного положения в обществе, своего дома, гувернантки, заграничных вояжей.

И вдруг благополучие начинает рушиться. Рождаются дети – ещё две девочки и долгожданный мальчик. Выживает только одна Евгения, Женни. В августе 1870 года Саврасова лишают казённой квартиры – «мало учеников». Семья оказывается практически на улице. Надо нанимать, да ещё дрова – недешёво. Обиженный Саврасов уезжает с семьёй на Волгу, в Ярославль. Живут там зиму.

Беременная Софья Карловна простужается и рожает недоношенного, последнего (ей уже 44 года) ребёнка. Девочка очень слаба и не выживает. Хоронят её на высоком берегу Волги.

Саврасов делает рисунок – обрыв, даль реки, маленький крест. Через три года он создаст картину, пожалуй, единственную, напрямую связанную с личными переживаниями.

А ученик Саврасова Исаак Левитан повторит этот мотив в знаменитой картине «Над вечным покоем».

Там же, на Волге, Саврасов создаёт полотно, обессмертившее его имя – «Грачи прилетели». Показанная на Первой выставке передвижников (к которым принадлежал и сам художник) сразу стала знаменитой и была куплена П.М.Третьяковым ещё в мастерской за 600 рублей.

Во второй половине 1870-х годов растёт непонимание и одиночество Саврасова в семье. Софья Карловна постоянно раздражается из-за недостатка денежных средств – она любит комфорт, да и дочери подрастают, нужны деньги на обучение. Появляются отрицательные рецензии на картины.

Художник начинает выпивать и попадает в замкнутый порочный круг, лишается некоторых выгодных уроков. Делает попытки выбраться: хлопочет о возвращении казённой квартиры (у него 15 учеников) – но получает отказы. Просит разрешить ему преподавание в училище пейзажной живописи акварелью – опять отказ.

Болезненные удары по самолюбию академик Саврасов сносит молча. Но что делать женщине, жене в такой ситуации? Софья Карловна уезжает с детьми в Санкт-Петербург, к своей замужней и состоятельной сестре Адели (третья сестра Эрнестина, осталось старой девой) Несомненно, подучивает детей писать отцу письма с просьбой о деньгах «на башмаки и жизнь на даче».

Впрочем, была и попытка воссоединения семьи, но – неудачная.

Одиночество этих лет скрашивали Саврасову его ученики, многие из которых стали известными художниками. Константин Коровин, Исаак Левитан, 14-15-летние романтики, были особенно близки ему по духу.

Несмотря на громкий успех некоторых картин Саврасова в 1870-е годы, общество в целом было не готово оценить его талант. Для прогрессивной интеллигенции его пейзажи были слишком безыдейными, он не бичевал, не обличал пороки, что было в духе 60-70-х годов XIX века. И европеизированная знать его не принимала.

В 1882 году за пьянство и постоянные пропуски занятий Саврасова увольняют из училища. Он получает небольшое месячное содержание в 25 рублей и перебивается случайными заработками.

Среди написанного в последние годы встречаются и сильные работы, где видна рука прежнего мастера (например, «Ночка»).

Однако и за них он уже получает в десятки раз меньше, чем раньше, а предприимчивые торговцы перепродают его полотна с большой выгодой для себя.

Сам же Саврасов постоянно обращается то в общество любителей художеств, то в училище, то к П.М.Третьякову с просьбами о денежной помощи. Ему помогают, но распрямиться душевно, он уже не в состоянии.

Он бросил пить. После пятидесяти лет пытается создать новую семью – с мещанкой Евдокией Моргуновой. Рождаются дети – мальчик и девочка, Алексей и Наташа. Но работать не может, почти ослеп. Последние три года практически не выходит из дома.

Одна из последних радостей – в 1894 году в Киеве к пятидесятилетию его творческой деятельности выходит роскошный альбом литографий с двадцатью его рисунками.

26 сентября 1897 г. Саврасов умирает в больнице для бедных.

И мы, зрители, глядя на великолепные полотна и рисунки Саврасова, чувствуем исходящую от них огромную светлую энергию. Художник был счастлив – в своем творчестве и вечен – в нём.

Он оставил нам тонкое понимание красоты природы, жизнеутверждающий лиризм, способность выразить в пейзаже самые разные оттенки человеческих переживаний (нет только отчаяния, даже печаль у него та самая, о которой А.С.

Пушкин гениально сказал «светла…»).

Передвижники

Источник: https://gallerix.ru/album/Savrasov

Refy-free
Добавить комментарий