Александр II: исторический портрет

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Александра II Освободителя

Александр II: исторический портрет

  • Александр II вошёл в историю как Освободитель, так как именно при нём было отменено крепостное право и Россия пошла по капиталистическому пути.
  • Император пришёл к власти в довольно сложное время — шла неудачная для России Крымская война, Россия была ослаблена жёсткой политикой Николая I, да и в мире страна имела непопулярное название — «жандарма Европы». Александру II необходимо было закончить войну, восстановить силу и мощь страны, поднять авторитет государства на мировой арене. С этой целью и были проведены широкомасштабные реформы, которые коснулись буквально всех сторон жизни общества.
  • Деятельность Александра II была противоречивой. Передовые реформы сочетались с жёсткими методами управления. Однако в целом именно в его правление страна шагнула далеко вперёд по пути прогрессивного развития, встав в один ряд с ведущими странами Запада.
  • Александр II с детства готовили к престолу. Он получил блестящее образование, знал несколько языков. Одним из его учителей был поэт В.Жуковский.
  • По характеру он был добрым, общительным, благородным, мягким человеком.
  • Николай I рано вводит сына в высшие органы власти — в  Сенат, Синод, он состоит на военной службе и  в ходе Крымской войны отвечает за боеспособность ополчения в Петербурге. Таким образом, придя к власти, Александр II имел уже значительный опыт в управлении страной.
  • Именно в его правление Россия праздновала тысячелетие Руси, был открыт в Новгороде знаменитый памятник М.Микешина. Александр II  был достоин славы многих своих предшественников, принёсших славу великой России.

 1.Внутренняя политика

Направления деятельностиРезультаты
Совершенствование системы государственного управленияВ 1861 году был создан Совет министров.Рассматривались планы по принятию проекта -« конституции» Лорис-Меликова. По ней Государственный совет становился  как бы началом будущего парламента, так как в него предлагалось вводить выборных представителей общественности. Однако смерть императора не позволила стать проекту реальностью.
Совершенствование системы местного самоуправления.1864- принято Положение о земских учреждениях, по которому  вводились земства — органы местного самоуправления. Они не решали  политических вопросов, занимались экономическими, местными хозяйственными делами.Особое внимание уделялось образованию и  оказанию медицинской помощи.Городовое положение- 1870. По нему  вводилось городское всесословное самоуправление. Избиралась на 4 года Городская дума.
Решение крестьянского вопроса19 февраля 1861 года- Манифест об освобождении крестьян, по которому крестьянам дарована личная свобода и основные гражданские права,  появилась возможность выкупать землю, объединяясь в сельские общины. Крестьяне становились временнообязанными.
Модернизация военной системы РоссииС 1864 1874 проводилась  военная реформа. Было введено 15 военных округов для эффективного управления армией, началось перевооружение, открывались новые военные учреждения.1874- введение всеобщей воинской повинности, сокращение сроков службы.Ликвидация военных поселений в 1857г.
Совершенствование судебной системыВ 1864г. был принят один из самых прогрессивных по тем временам судебный устав. Он устанавливал всесословный, равный, состязательный, гласный , независимый суд, были учреждены  суд присяжных, мировые суды, адвакатура. Высшей судебной инстанцией был Сенат.
Проведение мер по развитию экономики, увеличению экономической мощи страны.Постепенный отказ от политики  протекционизма, либерализм во внешней торговле привёл к притоку иностранного капитала.Поощрялось и поддерживалось частное предпринимательство.Совершенствовалась банковская системам.
Дальнейшее развитие культуры и образования1863-Указ об автономии университетов.1864- реформа образования: принятие школьного устава, по которому образовывались гимназии и реальные училища, устанавливалось равенство при получении среднего образования.В 1865 году были приняты « Временные правила для печати», они отменяли предварительную цензуру.Период правления Александра II — это расцвет культуры, науки, техники, в это время были построены величайшие архитектурные сооружения( например, исторический музей В.Шервуда в Москве)
Борьба с проявлениями инакомыслия,революционными выступлениями.Правления Александра II характеризуется сочетанием либерализма и консерватизма.Была создана Верховная распорядительная комиссия с неограниченными полномочиями во главе с  Т.Лорис-Меликовым.Усилилась борьба с революционными выступлениями, народничеством.К этому императора подтолкнули и многочисленные покушения на него, в результате последнего- 1 марта 1881- он был убит .

2. Внешняя политика

Направления деятельностиРезультаты
Западная политика, налаживание отношений со странами Запада, ликвидация последствий условий Парижского мира.Именно Александру II  пришлось подписать Парижский мирный договор с Турцией, по которому Россия лишилась выхода к Чёрному морю. Поэтому все последующие действия были направлены на возвращение утраченного.1871- на Лондонской конференции были отменены позорные статьи Парижского договора.1873- подписан Союз трёх императоров, по которому Россия, Германия и Австро-Венгрия  договаривались о взаимной военной помощи.1878-Берлинский конгресс, признавший условия Сан-Стефанского мира.
Решение восточного вопроса, который был связан со взаимоотношениями с Турцией и проблемами на Кавказе.1877-1878- война с Турцией. По Сан-Стефанскому договору Россия получала большую территорию: Бессарабии и добилась независимости многих славянских народов.В 1864 году была завершена Кавказская война, которая значительно расширила территорию Россию в данном регионе.
Азиатское и дальневосточное направление политики.В правление Александра II была присоединена большая часть Средней АзииБыли подписаны выгодные договоры  с Китаем ( Айгунский- 1856г. и Пекинский -1860г договоры) о строительстве КВЖД,  аренде части территории Китая, установлении границы.В 1867 годы была продана Аляска США — одна из политических ошибок Александра II.

Итоги деятельности

  • Александр II провёл широкомасштабное реформирование буквально во всех сферах общественной жизни, что привело к значительному укреплению государственности, экономики, повышению авторитета России в мире. Его правление называют « периодом Великих Реформ».
  • Создание Совета министров, проекты преобразования Государственного совета с привлечением в него выборных представителей — это всё свидетельствует о стремлении императора найти наиболее приемлемые формы государственной власти, отвечающие новому времени.
  • Был сделан значительный шаг в развитии местного самоуправления.  И хотя во многом органы местного самоуправления были ограничены в правах,  это было большим шагом вперёд , так  как заменили прежние сословные местные органы власти.
  • Именно Александр I Iсделал решительный шаг по освобождению крестьян от крепостной зависимости. Несмотря на ряд противоречивых моментов, нельзя не отметить, что это было величайшее событие в жизни России — крестьяне получили личную свободу, появился рынок рабочей силы, значительно быстрее стала развиваться промышленность. Россия уверенно шла по пути капитализма.
  • Реформирование армии, введение всеобщей воинской повинности, перевооружение привело к значительному повышению боеспособности России.
  • Судебная реформа, вводившая бессословность судов, стала величайшим достижением Александра II. До сих пор многие особенности судебной системы, установленные в его правления, продолжают успешно действовать.
  • Александр II многое сделал для развития образования, культуры в целом. Это время деятельности величайших учёных, поэтов, писателей, художников, архитекторов и скульпторов. Созданное в его правление   до сих пор является сокровищницей культуры России.
  • Успешной была и внешняя политика Александра II: он сумел закончить Крымскую войну, вернуть выход к Чёрному морю, присоединить большие территории на юге, востоке, в Азии, установить дипломатические отношения со многими странами, значительно повысить международный авторитет России.

Таким образом, Александр II – один из наиболее ярких правителей России, приумноживших её силу, мощь и авторитет.

Хронологию деятельности Александра II вы можете найти на моём сайте  poznaemvmeste.ru в разделе « Даты».

Данный материал можно использовать, готовясь по теме:

ЕГЭ, задание  № 25, историческое сочинение.

Мельникова Вера Александровна

Памятник « 1000-летие России». Новгород. М.Микешин. 1862

Источник: http://istoricheskij-portret.ru/praviteli/romanovy/aleksandp-2/

Правление Александра Второго. Исторический портрет

Александр II: исторический портрет

Здравствуйте, друзья!

Мы продолжаем изучать историю Отечества и в прошлом посте мы разобрали правление Николая I (ознакомиться с постом можно здесь). Сегодня же мы продолжим разбор 19 века в русской истории и на очереди у нас Александр II.

Александр Второй — исторический портрет 

Даты правления 1855—1881

Его отец Николай Павлович мечтал передать сыну сильное и самостоятельное государство, но, к сожалению, не все было идеально в той России, управление которой досталось в наследство Александру Второму.

Была незакончена Крымская война, все больше давала о себе знать необходимость ликвидации крепостничества и так далее. Благо император с самого детства воспитывался как будущий император, поэтому в целом его правительство было удачным.

А теперь давайте рассмотрим, в чем состояли его государственные успехи.

Внутренняя политика

Александр Второй был очень мудрым и дальновидным государем, и правильно оценил состояние крестьянского вопроса, решив, что лучше отменить крепостное право «сверху» нежели оно само себя отменит «снизу».

После 4 лет разработки реформы в 1861 году Александр II подписывает Манифест об отмене крепостного права.

Согласно этому документу крестьяне получили личную свободу и право выкупить землю у помещика. Но, конечно, земледельцы не имели достаточно денег, чтобы выплатить большую сумму  сразу, более того у них даже не было возможности  столько накопить за небольшой срок, поэтому государство выдавало крестьянам 80% суммы в кредит на 49 лет под 6% годовых.

Как правило, реформа никогда не бывает одна. Если меняется одна сфера жизни, то и другие претерпевают свои изменения. Раз император даровал общегражданские права крестьянам, то он должен обеспечить их защиту.

В 1864 году принимается Судебная реформа, согласно которой суд стал бессословным, состязательным и гласным.

В том же 1864 году было усовершенствовано управление территориально-административным делением страны. В уездах и губерниях были созданы выборные органы местного самоуправления. Земства были отделены от административной власти, в представительные органы земства мог быть выбран человек из любого сословия. Всё это обеспечивало независимость земств в хозяйственной и экономической сферах.

Позже в 1870 году в городах был введен принцип самоуправления по типу земского

  1. Реформа в области народного образования

Как уже становится ясным из вышеописанных действий императора, его реформы были нацелены на дарование свободы, автономии и самоуправления. То же происходило и в сфере образования. С 1863 по 1864 год Александр Второй принимает ряд положений, которые коснулись каждой ступени образования.

Для начального было принято «Положение о начальных народных училищах», которое ликвидировало монополию церкви и государства на образование. Для среднего был принят «Устав гимназий и прогимназий», после чего было создано множество училищ, в которых больше внимания уделяли естественным наукам.

«Университетский устав» давал университетам право самостоятельно выбирать ректоров и деканов.

Неудачи в Крымской войне давали понять, что русская армия нуждается в совершенствовании.

Александр Второй проводит перевооружение, увеличивает количество военных учебных заведений, учреждает систему военных округов, принимает новые военные уставы и в 1874 году вводит всеобщую воинскую повинность, которая обязывала почти всех юношей, достигших 20 лет, проходить военную службу.

А теперь давайте посмотрим, как отразились изменения в русской армии на международном положении России.

Внешняя политика

  1. Завершение Крымской войны

Это первое, за что принялся Александр, вступив на престол. Российской империи не хватало сил для противостояния коалиции врагов, поэтому в 1856 году император подписал Парижский мирный договор, признав поражение. Условия этого мира были позорны для нашей великой державы, нейтрализация Черного моря  перечеркивала победы, одержанные еще Екатериной Великой. Но, такое пришлось терпеть недолго.

  1. Выход из международной изоляции

В 1871 году на Лондонской конвенции были пересмотрены условия Парижского мирного договора в пользу России. Наша империя вновь получила возможность иметь флот на Черном море. Это была блестящая победа, которая досталась нам дипломатическим путем без единой пролитой капли крови.

  1. Укрепление позиций на Востоке

Вновь были задеты христианские чувства императора после жестокого подавления восстания в Болгарии.

Русско-турецкая война (1877—1878), в течение которой произошло множество знаменитых военных операций, таких как взятие Шипкинского перевала, штурм Плевны,  завершилась победой русских.

В 1878 году был подписан Сан-Стефанский мирный договор, Турция обязана была выплатить России большую контрибуцию, Болгария обрела автономию. Сербия, Черногория, Румыния – независимость и новые территории.

Такой успех вызвал недовольство у европейских держав. И на Берлинском конгрессе было принято решение об уменьшении суммы контрибуции, независимость получила только Северная Болгария, а Южная осталась под властью Турции. Уменьшили и  территориальные приобретения Сербии и Черногории. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия — Кипр.

  1. Расширение геополитического пространства России и присоединение Средней Азии

В 1856—1860 годах с Китаем была установлена граница по реке Амур.

Бухара и Хива попадали под вассальную зависимость от России

В Туркестане было создано генерал-губернаторство

  1. Русско-американские отношения

Территории империи значительно расширились при Александре Втором. Но единственной потерей стала продажа Аляски Америке, так как в последствии выяснилось, что сумма, которую получила Россия за эти территории была значительно меньше себестоимости того богатого месторождениями участка.

Итоги правления

Было наконец-то отменено крепостное право, однако крестьяне становились «временнообязанными», что не облегчало их бремя в полной мере.

Судебная реформа в корне изменила систему судопроизводства в лучшую сторону, а земская и городская реформы предоставили гражданам свободу заниматься местным самоуправлением.   Были усовершенствованна военная система и произошел значительный рывок в развитии образования в России.

Касательно внешней политики, России удалось ликвидировать позорные условия Парижского мира, что стала своеобразной победой — к России вернулось право владения флотом на Черном море. Вдобавок Россия помогла многим балканским государствам приобрести независимость от Турции.

Однако продажа Аляски была необдуманным шагом: император считал  что она не представляет собой ценности, но позже выяснилось, что земля богата ресурсами.

©  Анастасия Приходченко 2015

Источник: http://xn----7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai/istoriya-rossii/aleksandr2.html

Александр II: исторический портрет (стр. 1 из 5)

Александр II: исторический портрет

Введение……………………………………………………………………3

1 Александр II: исторический портрет………………………………… 5

1.1 Воспитание и характер императора………………………………… 5

1.2Александр II и начало преобразований…………………………… 12

1.3 От первой до последней любви Александра II…………………… 15

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………….25

Введение

Целью данной работы является изучение и анализ исторического портрета Александра II.

В российской истории Александра II называют царем-осво­бодителем. Это имя дал ему не кто иной, как борец с российским само­державием А.И.Герцен.

Судьбой и историей Александру II было предначертано сыграть роль реформатора российского государства. Насколько удачно он справился с этой задачей, можно судить — по высказываниям авторов, работы которых представлены в списке литературы.

Их то­нальность самая разнообразная — от хвалебно восторженных воспоми­наний мемуаристов-монархистов до уничтожительно — анти­монархических.

Но существует и другая литература, в которой обстоятельно анализируются причины непоследовательности преобразований Александра II, носившие как объективный, так и субъективный характер. К числу этих работ можно отнести исследования историков конца XIX — начала XXв. В.О.Ключевского и АА. Корнилова.

Их блистательные по точности и наблюдательности характеристики императора и его ближайшего окружения позволяют понять, что трудный ход реформ обуславливался не только мнитель­ностью и нерешительностью Александра II, но и сопротивлением реак­ционного дворянства. Эта же мысль рефреном проходит в воспомина­ниях С.

Ю.Витте. По мнению этого видного русского деятеля, ре­формы Александра II сделали возможным осуществление прав и обязанностей, верноподданных на основе закона, а не чьего-либо усмотрения. Уже только этим определяется величие императора в русской ис­тории.

Актуальность данной темы обусловлена неугасающим интересом к личности Александра II.

Среди основных задач можно выделить следующие:

Рассмотреть воспитание и характер императора;

Проанализировать внешнюю политику в период царствования Александра II.

В качестве теоретической базы были использованы работы В.Ключевского, Л. Ляшенко, Эйдельмана Н. и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области правления императора Александра II.

1 Александр II: исторический портрет

1.1 Воспитание и характер императора

Великий князь Александр Николаевич родился 17 апре­ля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле. Чудов монастырь был основан в 1385 году, а в XVIII веке здесь располагалось греко-латин­ское училище.

Отцом Александра был третий сын импера­тора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью — дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, Александрой Федоровной.

Она доводилась племянницей и крестной дочерью англий­ской королеве Шарлотте, супруге короля Георга III, а зна­чит, являлась родственницей будущей главы Великобрита­нии королевы Виктории. Однако к радости родителей Саши примешивалась из­рядная доля грусти, объясняемая предчувствием неизбежно трудной участи сына.

«В 11 часов утра, — вспо­минала Александра Федоровна, — я услыхала первый крик моего первого ребенка. Нике (Николай Павлович)целовал меня… не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка (вдовствующая императрица Мария Федо­ровна), подойдя к нам, сказала: «Это сын».

Счас­тье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это малень­кое существо будет со временем императором». Эти слова, хотя они и написаны задним числом, можно считать первым предостережением нашему герою. Материнское сердце, как говорят, вещун.[8;40]

201 орудийный залп и плошки повсеместной иллюмина­ции возвестили москвичам о рождении будущего наследни­ка престола, положив начало соответствующим торжествам по городам и весям Российской империи.

Крещение ново­рожденного произошло в церкви Чудова монастыря, где в свое время крестили детей Ивана Грозного и Алексея Ми­хайловича (в том числе и преобразователя России Петра Ве­ликого). В первые годы своей жизни Саша попал в ласковые руки женщин: его воспитательницами стали Ю. Ф. Барано­ва и Н. А.

Тауберг, а боннами (то есть нянями) — М. В. Коссовская и А. А. Кристи (тезка знаменитого автора детектив­ных романов действительно была англичанкой, что не уди­вительно, поскольку именно англичанки считались в то вре­мя лучшими няньками в мире).

До шестилетнего возраста жизнь великого князя не была обременена чрезмерными за­ботами. Зимой он жил с родителями в Аничковом дворце, а летом выезжал в Павловск к бабушке Марии Федоровне, ко­торая успешно командовала маленьким внуком.

Впрочем, эта властная и решительная дама считала себя главой клана Романовых и стремилась, с большим или меньшим успехом, руководить ими всеми. Жены Александра и Николая Павло­вичей перед ней трепетали, можно представить себе, как воспринимал ее команды маленький Николаевич.

https://www.youtube.com/watch?v=SS5oCZvCdhM

С шестилетнего возраста компания воспитателей велико­го князя становится, как это было принято, чисто мужской. Ее главой был назначен Карл Карлович Мердер, ротный ко­мандир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. В. А.

Жуковский, близко знавший заслужен­ного офицера и работавший вместе с ним над образованием наследника, отмечал: «Отменно здравый ум, редкое добродушие и живая чувствительность, соединенные с холодной твердостью воли и неизменным спокойствием души — тако­вы отличительные черты его характера».

Сестра нашего ге­роя, Ольга Николаевна писала о Мердере в своих воспоми­наниях: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадле­жал Семье: действительно драгоценный человек!».[8;41]

Главной задачей, поставленной перед ним родителями Саши, являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, «фрунтом» (строевой подготовкой и приемами с оружием), гимнастические упражнения. Вскоре Александр увлеченно гарцевал на парадах и разводах, отда­вая звонким голосом команды гвардейским гусарам.

Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ог­раничиться, к счастью, не захотел. В своем дневнике, Мердер писал: «Государь дал мне то, что для него и для целой России все­го драгоценнее. Да поможет мне Бог исполнить свое вели­кое дело… Буду считать себя несчастным, если не достигнутого, что он (наследник. — Л. Л.

) будет считать единствен­ным наслаждением — помогать несчастным».

В своем желании пробудить в наследнике сострадание, человеколюбие Карл Карлович не был ни оригинален, ни одинок. Лучшие люди России, в том числе один из ее круп­нейших поэтов В. А. Жуковский, желали видеть в Алексан­дре Николаевиче образец нравственного совершенства.

С самого раннего возрас­та на Александра Николаевича обрушились огромные и, честно говоря, маловыполнимые ожидания современников.

Помимо всего прочего, они хотели, чтобы, совершая на ни­ве служения отечеству поистине геркулесовы подвиги, буду­щий император оставался скромным гражданином и челове­ком.

Наследники же пре­стола, прислушиваясь к подобным пожеланиям, пытались сопоставить их со своими реальными возможностями, и трудно сказать, что они при этом испытывали — то ли гор­дость от своего положения, то ли ужас от невозможности исполнить пожелания подданных.

Как бы то ни было, благие намерения Мердера получи­ли конкретное воплощение, особенно после воцарения Николая I в декабре 1825 года. О событиях на Сенатской пло­щади у Александра, которому в ту пору не исполнилось и восьми лет, не могло остаться ярких и отчетливых воспоминаний.

День восстания декабристов он провел в Зимнем дворце вместе с матерью и бабушкой под охраной гвардей­ского саперного полка, шефом которого был его отец.

Од­нако нервный тик Александры Федоровны, начавший му­чить ее после восстания, и частые упоминания отцом «дру­зей 14-го» не давали ему забыть об этом страшном для Ро­мановых событии.

Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как бы мы сейчас сказали, на де­сять классов, поручили составить все тому же Василию Ан­дреевичу Жуковскому.

Причем литературные заслуги Васи­лия Андреевича вряд ли принимались Зимним дворцом в расчет. На решение родителей наследника повлияло то, что поэт состоял чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне и успешно преподавал русский язык Александре Федоровне.

Данное назначение еще раз убеждает нас в том, что иногда совершенно случайные решения необычайно точно попадают в цель.

Жуковский отнесся к почетному и ответственному зада­нию весьма серьезно. Он отпросился с придворной службы для лечения за границей, но использовал отпуск вовсе не для хождения по докторам, а для ознакомления с новейши­ми педагогическими системами и приемами.

В результате его шестимесячных занятий педагогикой появился план обучения наследника российского престола.

В основу свое­го плана Жуковский положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что в воспитании человека участвуют три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца своем примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с которыми вырабатывает­ся самостоятельность и закаляется характер; наконец, чувст­во человеколюбия, сознание долга перед людьми, деятель­ная любовь к ним. Александр II воспитывался, не испытывая прямого политического давления со стороны педагогов. Основой его об­разования, как уже говорилось, стало нравственное начало, этические принципы и ценности. Именно этим целям были подчинены все три периода плана Жуковского. Первый из них назывался «Приготовление к путешествию» (эпоха романтизма давала себя знать даже в названиях разделов педа­гогических сочинений) и охватывал период с 8 до 13 лет ре­бенка. Он включил в себя краткие сведения о мире, челове­ке, понятие о религии, знакомство с иностранными языка­ми. Второй период плана, собственно «Путешествие» (13—18 лет) содержал занятия науками в полном смысле этого слова. Жуковский разбил науки, как это было приня­то в его время, на «антропологические» (история, политиче­ская география, политика и философия) и «онтологические» (математика, физическая география, физика и т. п.). Третий этап — «Окончание путешествия» — время от 18 до 20 лет. Он сопровождался чтением «немногих истинно классичес­ких книг», завершая образование «совершенного человека». Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспро­извести их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть на­смешкой над Богом и человеком… Уважай закон, если зако­ном пренебрегает царь, он не будет храним и народом… Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения есть народ, без достоинства. Им, кажется, легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников… Сво­бода и порядок — одно и то же… Окружай себя достойны­ми помощниками… Уважай народ свой… [8;45]

Источник: https://mirznanii.com/a/335987/aleksandr-ii-istoricheskiy-portret

Александр 2 Освободитель: биография, годы правления, исторический портрет

Александр II: исторический портрет

Александр 2 Освободитель — довольно часто можно услышать это дополнение при упоминании о российском императоре. Как же у царя появилось это прозвище? Об истории жизни Александра 2 Освободителя, реформах, осуществленных им, и интересных фактах будет рассказано в статье.

История жизни: рождение и крещение

Биография Александра 2 Освободителя начинается 17 апреля 1818 года. Он появился на свет в одном из дворцов Московского Кремля, куда императорское семейство приехало для встречи Пасхи. Александр был старшим сыном императора Николая I. В связи с тем, что у братьев Николая I не было сыновей, Александра II уже после рождения воспринимали как потенциального наследника престола.

В честь рождения престолонаследника в Москве был устроен салют в 201 залп из пушек. В начале мая в соборе Чудова монастыря было совершено крещение и миропомазание Александра. По этому случаю императрицей был устроен торжественный ужин.

Воспитание

Будущий император получал образование дома, под непосредственным контролем своего отца, который очень серьезно относился к вопросу воспитания и обучения своего сына. Первыми лицами, приставленными к Александру в разное время, были: генерал-адъютант П. П. Ушаков, Х. А. Ливен, полковник К. К. Медерер.

Основным наставником будущего царя и преподавателем русского языка был великий русский поэт, ученый, надворный советник В. А. Жуковский. Он также руководил всем процессом обучения и воспитания Александра 2 Освободителя, составляя и корректируя учебный план.

Престолонаследник изучал иностранные языки – французский, английский и немецкий. Обучался фехтованию, изобразительному искусству, военным и другим наукам, среди которых:

  • Закон Божий, преподаватели – протоиреи Бажанов В. Б., Павский Г. П.
  • Законодательство – госсекретарь Сперанский М. М.
  • История и статистика – академик Арсеньев К. И.
  • Финансы – экономист и министр финансов Канкрин Е. Ф.
  • Внешняя политика – дипломат Бруннов Ф. И.
  • Физика и математика – академик Коллинз Э. Д.
  • Естественная история – академик Триниус К. Б.
  • Химия и технология – академик Гесс Г. И.

Как отмечается в многочисленных свидетельствах, Александр 2 Освободитель был очень впечатлительным и влюбчивым. Однажды во время пребывания в Лондоне в 1839 году у него возникла симпатия, а затем и влюбленность в принцессу Викторию. Интересный факт, что, став монархами, они испытывали неприязнь и вражду, которая была взаимной.

Начало государственной деятельности

День 16-летия Александра пришелся на Страстную неделю, в связи с чем торжества по случаю совершеннолетия, а также принесение присяги отложили до Воскресения Христова. 22 апреля 1834 года в большом храме Зимнего дворца цесаревич принял присягу.

После чего император Николай I ввел его в состав Сената, являвшегося основным государственным институтом империи, а спустя год — в Святейший Правительствующий Синод. Александр 2 Освободитель в 1841 году становится членом Государственного совета, а через год — Комитета министров.

Путешествие по России и Европе

В 1837 году будущий император начинает свое большое путешествие по России, посещая 29 губерний в Закавказье, европейской части государства и Западной Сибири. Стоит отметить, что он стал первым государем, который посетил Сибирь. В поездках его сопровождал В. А. Жуковский, а также адъютанты А. В. Паткуль и И. М. Виельгорский.

Интересный факт: в Тобольске цесаревич увидел нескольких ссыльных декабристов, после чего он ходатайствовал перед своим отцом об их помиловании и освобождении. По завершении путешествия по России Александр на один год отправляется в странствие по Европе.

Начало царствования

Годы правления Александра 2 Освободителя длились с 1855 по 1881. Однако перед тем как взойти на престол, он проходил военную службу.

Император в 1836 году уже был генерал-майором, а спустя 8 лет — генералом. Под его командованием находилась гвардейская пехота. В 1849 году он становится начальником учебных военных заведений.

С 1853 по 1856 годы, в период Крымской войны, командовал всеми столичными войсками.

Николай I умер 18 февраля 1855 года, в этот же день началась история Александра 2 как императора. Это был очень сложный для государства период, так как оно стояло перед рядом тяжелых внешне– и внутриполитических проблем и вопросов: Крымская война истощила казну, проблемы с Польшей и Балканами, крестьянский вопрос, а также фактически полная международная изоляция.

Первые государственные решения

Первым, одним из важнейших шагов, сделанных Александром II, было заключение так называемого Парижского мира, осуществленное в марте 1856 года на тех условиях, которые в имеющейся ситуации являлись не самыми худшими. Так, например, Англия имела намерения продолжать войну до полнейшего разгрома и разделения Российской империи, чего Александру II удалось избежать.

Затем он отправился в Берлин, где встретился с братом своей матери, королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом 4, с которым удалось тайно заключить «двойственный союз», тем самым прорвав внешнеполитическую изоляцию Российской Империи.

В Кремлевском Успенском соборе 26 августа 1856 года состоялась коронация Александра II. По этому случаю им был издан манифест, который даровал послабления и льготы многим категориям подданных, например, декабристам, участникам польского восстания, петрашевцам. Также были ликвидированы военные поселения и на три года были приостановлены рекрутские сборы.

Крестьянская реформа

Почему Александр 2 назван Освободителем? В первую очередь — благодаря своим реформам, одна из которых — «Крестьянская», известная также как отмена крепостного права в 1861 году. Основные положения крестьянской реформы заключались в следующем:

  1. Крестьяне переставали считаться невольниками и становились «временнообязанными».
  2. Они получали полную гражданскую и правовую свободу («свободные сельские обыватели»), а также право владения земельным наделом.
  3. Крестьянские дома и постройки, движимое и иное имущество признавалось собственностью крестьянина.
  4. Крестьянам дали возможность выбирать самоуправление. Хозяйственное (низшее) – сельское общество, административное (высшее) – волость.
  5. У помещиков сохранялось в собственности все их земли, однако их обязали предоставить крестьянам полевой надел, придомовой участок («усадебную оседлость»). Размер надела регулировался законом.
  6. За использование полевых наделов крестьяне были обязаны отбывать барщину либо уплачивать оброк, а также не имели права отказаться от земли в течение 49 лет.
  7. Сельские общества имели право выкупа усадебных участков, а также полевого надела. После выкупа крестьяне не имели никаких обязательств перед помещиками и назывались «крестьянин-собственник».
  8. Государство предоставляло помещикам на льготных условиях финансовую гарантию при получении выкупного платежа, после чего крестьянин выплачивал выкупной платеж государству.

Именно благодаря, в первую очередь, этой революционной реформе император Александр 2 назван Освободителем. Он провел также ряд беспрецедентных преобразований, которые в дальнейшем получили наименование великих.

К основным преобразованиям царя-освободителя относятся: финансовая, военная, судебная и земская, образовательная, реформа городского управления.

Таблица реформ Александра 2 представлена ниже.

Год

Наименование

1857

Ликвидация (расформирование) военных поселений

Упразднение поселений и освобождение военных от сельскохозяйственного труда

1863

Реформа финансов

Модернизация финансовой системы государства и приведение ее в соответствие с новым капиталистическим типом

1863

Реформирование высшего образования

Систематизирование высших учебных заведений

1864

Судебная реформа

Комплекс мер по изменению и улучшению судебной системы

1864

Земская реформа

Создание земского учреждения системы самоуправления

1870

Реформа городского и поселкового самоуправления

Передача полномочий городам и поселкам с возможностью самостоятельного управления

1871

Реформа среднего образования

Установление порядка образования

1874

Военная реформа

Введение всеобщей воинской повинности. Реформирование войск, формирование новой системы боевого резерва, усиление армии

Можно утверждать, что исторический портрет Александра 2 Освободителя показывает императора как великого и грамотного реформатора. Однако следует отметить и то, что, например, отмена крепостного права создала и немало проблем самим крестьянам. Тем не менее преобразования, воплощенные в жизнь императором, решили целый ряд острых социальных и экономических проблем в государстве.

Покушения

На императора Александра II всего было совершено 8 покушений.

В апреле 1866 года в него стрелял Д. В. Каракозов, но пуля пролетела выше головы из-за того, что стрелявшего толкнул находившийся рядом Осип Комиссаров (крестьянин).

В мае 1867 года стрелял эмигрант из Польши А. Березовский, однако пуля попала в лошадь.

В апреле 1879 года А. К. Соловьев выстрелил 5 раз, 4 выстрела в сторону Александра II. Стрелок был схвачен и позже казнен.

В ноябре 1879 года в Подмосковье была совершена попытка подрыва поезда императора. Однако по воле случая Александр II поехал на другом поезде.

В феврале 1880 года С. Н. Халтурин произвел взрыв на первом этаже в Зимнем дворце. Император по стечению обстоятельств приехал во дворец позже, поэтому не пострадал. При взрыве погибло 11 человек охраны.

На набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге во время прогулки народоволец И. Гриневицкий бросил под ноги императору бомбу. От полученных ранений Александр 2 Освободитель скончался в Зимнем дворце. Интересный факт, что именно в этот день государь должен был одобрить новый конституционный проект, созданный М. Т. Лорис-Меликовым. Александра II похоронили в Петропавловском соборе.

Итоги правления

Император Александр II оставил существенный след в жизни государства. Он вошел в анналы истории как освободитель и реформатор. Император отменил крепостное право, ввел всеобщую воинскую повинность, провел судебную, образовательную и военную реформы. При его правлении была ограничена цензура и дан целый ряд прав и свобод.

Во время правления Александра II Российская империя значительно увеличила свои территории. Например, Дальний Восток и Северный Кавказ были присоединены при его царствовании. При нем был настоящий расцвет русской литературы, известность которой распространилась на весь мир.

Однако экономическое состояние государства ухудшилось. Промышленность находилась в депрессивном состоянии, в деревнях был массовый голод. Внешний долг империи достиг шести миллиардов рублей, что по тому курсу являлось весьма внушительной суммой. В обществе произошел раскол, отмечались острейшие противоречия социального характера.

К другим негативным результатам его правления относят итоги Берлинского конгресса, который являлся для империи невыгодным, а также большие расходы в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, огромное количество крестьянских выступлений в 1861-1863 годы (более 1 тысячи); масштабные восстания националистов в Польском царстве, на Северо-Западе Империи.

Заключение

Легко оценивать реформы спустя много лет и критиковать действия императора. Однако необходимо следовать реалиям того времени, чтобы понять всю картину происходящего в целом. Сегодня можно услышать много негативных оценок результатов деятельности императора. Но не стоит забывать о положительных свершениях, произошедших во время его правления.

В целом Александр 2 сделал очень много для развития и процветания государства, хотя некоторые реформы не были до конца воплощены в жизнь. Император заслуженно вошел в историю России как Освободитель.

В благодарность потомки возвели памятник царю Александру 2 Освободителю в Москве. Также памятники установлены в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.

Следует отметить, что храм Спаса на Крови, который находится в Санкт-Петербурге, был построен на месте гибели императора.

Источник: https://FB.ru/article/443293/aleksandr-osvoboditel-biografiya-godyi-pravleniya-istoricheskiy-portret

Refy-free
Добавить комментарий