Аль-Бируни

БИРУНИ

Аль-Бируни

БИРУНИ (Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни) (973–1048), среднеазиатский ученый-энциклопедист. Родился 4 октября 973 в предместье города Кят (Южный Хорезм, ныне г. Бируни, Узбекистан). Получил широкое математическое и философское образование. Писал на арабском языке.

Жил в Кяте и Кургане при дворах местных правителей, затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, возглавлял Академию, которая объединяла виднейших ученых, в том числе Абуали ибн-Сино (Авиценна), Мухаммад ибн-Муса (ал-Хорезми) – основатель алгебры.

С 1017, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневидом, жил в Газне при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда, участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Несмотря на неблагоприятные обстоятельства жизни, «газнийский» период стал самым плодотворным в творчестве ал-Бируни.

Совершенные в эти годы путешествия в Индию вылились в написание фундаментального труда Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых (Индия, закончен в 1030).

После смерти султана Махмуда трон занял его сын Масуд, «щедро одаривший ал-Бируни своими милостями». В эти годы ал-Бируни написал свой главный труд – Канон Масуда по астрономии и звездам.

Научное наследие ал-Бируни составляет примерно 150 трудов по математике, астрономии, географии, минералогии, истории, этнографии, филологии, философии. Как натурфилософ ал-Бируни склонялся к деизму.

Будучи ученым-естествоиспытателем, сделал вклад в расширение понятия числа, теорию кубических уравнений, сферическую тригонометрию, составил тригонометрические таблицы.

Оставаясь геоцентристом, признавал возможность объяснения астрономических явлений на основе гелиоцентрической картины мира. Основываясь на изучении летоисчисления разных народов, предложил общие принципы составления календарей, в том числе земледельческих.

Владея арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом, способствовал выработке принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой.

В завершенном в 1030 труде Индия ал-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы.

Ал-Бируни рассматривал прежде всего индийскую концепцию Бога, обращался к проблеме первопричины мироздания, к понятию «деятеля», действующей причины, которая в разных учениях представлена в виде Бога или «естества», или «времени», или «материи».

Достаточно точно переложил ал-Бируни учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о душе, о связи ее с «тонким телом» и др.

Ал-Бируни широко пользовался сравнительным методом: «Я привожу теории индийцев как они есть и параллельно с ними касаюсь теорий греков, чтобы показать их взаимную близость», – писал он.

При этом он ссылался на Гомера, Платона, Аристотеля, Александра Афродизийского, Галена и других греческих авторов, сопоставлял индийскую и исламскую мысль, особенно выделяя учение суфиев как наиболее близких к индийским теориям санкхьи и йоги.

При сравнении обычаев разных народов упоминал особенности быта славян, тибетцев, хазар, тюрков и др.

Созданная ал-Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.

К сожалению, современники ал-Бируни не поняли значимости проделанного им труда – Индия редко упоминалась и цитировалась арабскими и персидскими авторами. Этот труд был частично переведен на французский язык и издан М.Рено в Париже в 1845; в 1887 в Лондоне Э.

Захау опубликовал арабский оригинал, а в 1888 им же был издан английский перевод. Русский перевод был подготовлен в 1961 А.Б.Халидовым и В.Г.Эрманом.

Одновременно с работой над Индией ал-Бируни сделал перевод Санкхьи (вероятно, комментариев Гаудапады к трактату Ишвара-Кришны Санкхья-Карика; перевод не сохранился) и Патанджалы (Йогасутры Патанджали) на арабский язык и переложение Начал Евклида и Алмагеста Птолемея на санскрит.

В 1036–1037 ал-Бируни закончил свой главный труд Канон Масуда, посвященный общему описанию картины мира. Обосновывая шесть Птолемеевых принципов мироздания, в том числе принцип неподвижности Земли, ал-Бируни сделал ряд замечаний, свидетельствующих о допущении им, вслед за Ариабхатой (5 в.), движения Земли вокруг своей оси.

Считал Солнце огненным шаром, в отличие от Луны и планет, отражающих солнечный свет. Объяснил явление утренней и вечерней зари как следствие свечения пылинок в лучах скрытого за горизонтом Солнца. Высказал мысль о «дымоподобной» природе светящихся хвостов возле диска Солнца во время его затмений (солнечная корона). Разработал астрономические методы геодезических измерений.

Усовершенствовал основные астрономические инструменты, которыми пользовались в то время (астролябию, квадрант, секстант). Построил первый неподвижный (стенной) квадрант радиусом 7,5 м для точных (до 2-х угловых минут) наблюдений Солнца и планет, который в течение 400 лет был самым большим в мире.

Проведенные им измерения наклона эклиптики к экватору в течении веков оставались непревзойденными по точности. Одним из первых после древнегреческих ученых начал развивать и широко применять плоскую и сферическую тригонометрию как математическую основу практической астрономии. Разработал новый, весьма точный метод определения радиуса Земли путем наблюдения положения горизонта с вершины горы.

За 600 лет до В.Снеллиуса предложил тригонометрический метод измерения расстояний, сходный с современной триангуляцией.

Как исследователь ал-Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом: сомнения, возникающие в ходе исследования, «устранять…

мог бы опыт и повторное испытание» (Минералогия); «надлежит наблюдателю быть внимательным, тщательнее пересматривать результаты своих работ, перепроверять себя» (Геодезия).

Экспериментальное знание ал-Бируни противопоставлял умозрительному, Как построенную на умозрении подвергал сомнению космическую систему Аристотеля, с этих же позиций критиковал аристотелевскую и, соответственно, авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.

Скептически относился к разного рода лженаукам, полагая, что «многие ошибки проистекают из смешения научных вопросов и религиозных» (Индия). Поэтому, обязанный заниматься астрологией, в которой «предположения преобладают над достоверным знанием» (Геодезия), ограничивался выводами, основанными на астрономических исследованиях.

Умер Бируни в Газне (ныне Газни, Афганистан) 13 декабря 1048.

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/BIRUNI.html

Аль Бируни

Аль-Бируни

Имя Аль Бируни означает «человек из пригорода», оно сразу выдает его простое происхождение, он взял такое имя, чтобы выразить пренебрежение к знати. Нищее детство аль-Бируни делил между поисками куска хлеба и знаний. С ним щедро делились знаниями немногочисленные ученые из пригорода Кята. А потом он уже сам впитывал знания из книг и народной мудрости — поэм, легенд, высказываний.

Его интересовало все: химия, астрономия, физика, математика, ботаника, география, геология, минералогия, история, филология, обычаи разных народов, философия. Со временем захотелось ему воочию увидеть страны и людей, о которых читал и слышал предания. Ради этого он нанялся к караванщику. И какое счастье, что одна из дорог свела молодого Бируни с выдающимся ученым Ибн Ираком.

Двоюродный брат Хорезмшаха эмир Абу Наср Мансур ибн Ирак стал наставником Аль Бируни, в семье выдающегося ученого его окружили вниманием. Помощь наставника дала возможность Бируни получить образование.

Семнадцатилетним юношей он начал самостоятельные научные исследования как астроном-любитель, а в 21-22 года сконструировал астрономические инструменты и применил их для определения координат населенных пунктов Хорезма.

https://www.youtube.com/watch?v=uD0uaR0uNX0

Одновременно молодой ученый наблюдает солнечное затмение, строит один из первых земных глобусов, определяет угол наклона эклиптики, пишет астрономические трактаты. Вместе с Ибн Ираком Бируни проводит исследования по сферической тригонометрии.

Две страсти пленили ученого на всю жизнь — неуемная жажда новых знаний и желание передать другим открытые законы природы.

Война

Вскоре бурные политические события и кровавые войны прервали научные занятия.

В начале 990-х годов правители Хорезма — хорезмшах из Кяты Мухаммед и эмир из Ургенча Мамун были втянуты в войну кочевников, а затем начали междоусобную борьбу.

Войска Мамуна прибыли в Кяту и беспощадно расправились с населением. Местный правитель был убит. Тогда впервые Бируни и познал тяжелый путь на чужбину.

В 992 г. он убегает в Рей около Тегерана. После смерти Мамуна, Бируни на короткое время возвращается в Кяту, а затем переезжает в Гурган — столицу одноименного княжества. Были надежды, что при Дворе правителя Гургана — Кабуса, который приобрел репутацию покровителя наук, будет возможность заниматься научными исследованиями.

В какой-то степени эти надежды оправдались. Здесь Бируни прожил примерно шесть лет и создал одну из выдающихся своих книг — «Хронологию» («Памятники минувших поколений»), в которой собрал и критически переработал известные ему достижения по астрономии.

Отдельные разделы произведения посвящены истории культуры и литературе разных народов. После этой книги Бируни стал известен далеко за пределами Гургана. Здесь он написал трактат, посвященный опровержению астрологических предсказаний, и другие работы.

Он попытался измерить градус земного меридиана, но без материальной поддержки не мог осуществить своего замысла. Неприятности начались после того, как ученый отказался занять высокий пост визиря, желая и дальше заниматься науками,

Бируни отклонил почетное предложение, и это испортило его отношения с правителем. К тому же, происхождение Бируни повлияло на его общественно-политические взгляды и научную позицию, и они во многом расходились с догмами официального мусульманства. Его называли богоотступником, еретиком, дьяволом.

Академия Мамуна

В 1004 году ученый принял приглашение нового хорезмшаха Мамуна II и поселился в его столице — Ургенче. Здесь он встретил своего учителя Ибн Ирака, выдающегося врача и философа Ибн Сина (Авиценна), врача, философа и астронома аль Масиха, которого называл своим наставником.

В Ургенче ученые организовали научный кружок «Академию Мамуна», что способствовало интенсивным научным исследованиям Аль Бируни и других ученых.

В течение нескольких лет Аль Бируни был также близким советником Хорезмшаха, прилагая много, усилий, чтобы сохранить мир и независимость страны.

Период относительного спокойствия был коротким. Сильный султан города Газни (теперь это небольшой город около Кабула), религиозный фанатик Махмуд хищно посягал на плодородные земли Хорезма. Он ставил все новые и дерзкие ультиматумы Хорезмшаху. Среди них было и требование, чтобы все известные ученые были доставлены к нему в Газни.

Хорезмшах предоставил ученым возможности самим решать, как действовать. Авиценна и Масих, переодевшись в лохмотья, отправились в Гурган. Когда они переходили через Каракумы, беглецов захватил страшный песчаный ураган. Масих не выдержал тягот дороги и погиб, в город добрался один Авиценна. Аль Бируни решил не оставлять в трудное время Хорезмшаха, который доброжелательно относился к нему.

Хорезмская Академия Мамуна

Плен Аль Бируни

Но скоро Мамун II погиб в результате дворцовой заговора, и полчища Махмуда ворвались в Хорезм. Они уничтожали людей, разрушали бесценные постройки.

Бируни вместе со своим учителем Ибн Ираком попал в плен и был вывезен в Газни. Здесь его ждало заключение, суд и жестокий приговор. Как неверного его должны были сбросить с крепостной стены.

Но при дворе Махмуда нашлись и друзья ученого, которые спасли его от гибели.

Они выложили у стены на месте падения мешки с хлопком и ученый только немного ушибся и вывихнул палец. Суеверный султан не решился казнить человека, которому сам Аллах подарил жизнь. В нелегких условиях Аль Бируни продолжал научные исследования, хотя над его головой за 13 лет плена не раз собирались грозовые тучи гнева правителя и коварные интриги придворных.

Именно в этот период ученый создал свои основные труды. Несколько раз он просил разрешение посетить родину. Но султан боялся, что Бируни поднимет восстание против него, и каждый раз отказывал. Зато ему удалось посетить завоеванные Махмудом северные районы Индии, где местные ученые благосклонно встретили Хорезмийцев. Ведь и они были пленными.

Индийский период

В Индии Бируни измерил длину градуса земного меридиана, а изучив санскрит, ознакомился с научными трудами индийских ученых. Он перевел на санскрит «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея, свой трактат «Астролябии», а в 1030 закончил большую книгу «Индия».

Написание этого произведения было настоящим научным подвигом, героизмом ученого и человека-гуманиста. Ортодоксальный ислам рассматривал индейцев как врагов — неверных, культура которых должна была быть уничтожена, или, в лучшем случае, заслуживала пренебрежение. Бируни же в своей работе без всякой предвзятости оценил достижения индийских ученых.

Положение ученого улучшилось только после 1030, когда умер Махмуд, а султаном стал сын Махмуда — Масуд. Ему Бируни посвятил свое главное произведение «Канон Масуда по астрономии звезд», который закончил в 1036-1037 гг.

В 1038 году учёный написал капитальный труд «Минералогия, или Книга сводок для познания драгоценностей», в которой дана подробная информация по многим известным на тот момент металлах, их сплавах, рудах и минералах.

Однако судьба еще не исчерпала всех испытаний, отпущенных ученому.

Газнийское государство подверглась нападению кочевников-сельджуков. Масуд в 1040 попал в плен и погиб, большая часть его империи вошла в состав государства сельджуков. Сын Масуда — Маудуди досталось только небольшое владение. При дворе Маудуди, Аль Бируни и провел последние годы своей беспокойной жизни.

Трудно назвать научную отрасль, в которой не работал бы Аль Бируни. Среди наук, которые привлекали внимание ученого, была и математика. Практически он работал во всех отраслях современной ему математики.

Умер ученый в 1048 году. В истории науки навсегда останется имя пламенного патриота, мужественного борца против религиозного фанатизма, бесстрашного искателя и поборника истины в науке и справедливости в жизни.

Персидский учёный Аль Бируни на марках различных стран

Источник: http://www.alto-lab.ru/chemists/al-biruni/

Аль-Бируни – великий ученый из Хорезма

Аль-Бируни

Абу Рай­хан Му­хам­мад аль-Би­ру­ни /973, го­род Кят, Хо­резм – 1048, Газ­ни/ — ве­ли­кий уче­ный Сред­не­ве­ковья, ав­тор мно­го­чис­лен­ных ка­пи­таль­ных тру­дов по ис­то­рии, гео­гра­фии, фи­ло­ло­гии, аст­ро­но­мии, ма­те­ма­ти­ке, гео­де­зии, ми­не­ра­ло­гии, фар­ма­ко­ло­гии, гео­ло­гии и др. Аль-Би­ру­ни вла­дел поч­ти все­ми на­ука­ми сво­е­го вре­ме­ни. По­смерт­ный пе­ре­чень его ра­бот, со­став­лен­ный его уче­ни­ка­ми, за­нял 60 мел­ко ис­пи­сан­ных стра­ниц.

Аль-Би­ру­ни по­лу­чил ши­ро­кое ма­те­ма­ти­чес­кое и фи­ло­соф­ское об­ра­зо­ва­ние. Его учи­те­лем в Кя­те был вы­да­ю­щий­ся ма­те­ма­тик и аст­ро­ном ибн Ирак.

Пос­ле взя­тия в 995 го­ду Кя­та эми­ром Гур­ганд­жа и пе­ре­но­са сто­ли­цы Хо­рез­ма в Гур­гандж аль-Би­ру­ни уехал в Рей, где ра­бо­тал у ал-Ход­жан­ди.

За­тем он ра­бо­тал в Гур­га­не при дво­ре Шамс аль-Ма’али Ка­бу­са, ко­то­ро­му он око­ло 1000 го­да по­свя­тил «Хро­но­ло­гию», за­тем вер­нул­ся в Хо­резм и ра­бо­тал в Гур­ганд­же при дво­ре хо­рез­м­ша­хов Али /997 – 1009/ и Ма­му­на II.

С 1017 го­да, пос­ле за­во­е­ва­ния Хо­рез­ма сул­та­ном Мах­му­дом Газ­не­ви он был вы­нуж­ден пе­ре­ехать в Газ­ну, где ра­бо­тал при дво­ре сул­та­на Мах­му­да и его пре­ем­ни­ков Ма­су­да и Мау­ду­ди. Аль-Би­ру­ни участ­во­вал в по­хо­дах Мах­му­да в Ин­дию, где про­жил не­сколь­ко лет.

В са­мом пер­вом со­чи­не­нии «Хро­но­ло­гия, или па­мят­ни­ки ми­нув­ших по­ко­ле­ний» (1000 год) аль-Би­ру­ни со­брал и опи­сал все из­вест­ные в его вре­мя сис­те­мы ка­лен­да­ря, при­ме­няв­ши­е­ся у раз­лич­ных на­ро­дов ми­ра, и со­ста­вил хро­но­ло­ги­чес­кую таб­ли­цу всех эпох, на­чи­ная от биб­лей­ских пат­ри­ар­хов.

В за­вер­шен­ном в 1030 го­ду тру­де «Ин­дия, или Кни­га, со­дер­жа­щая разъ­яс­не­ние при­над­ле­жа­щих ин­дий­цам уче­ний, при­ем­ле­мых ра­зу­мом или отвер­га­е­мых» аль-Би­ру­ни дал де­таль­ное на­уч­но-кри­ти­чес­кое опи­са­ние бы­та, куль­ту­ры и на­уки ин­дий­цев, из­ло­жил их ре­ли­ги­оз­но-фи­ло­соф­ские сис­те­мы, до­ста­точ­но точ­но пе­ре­ло­жив уче­ние клас­си­чес­кой сан­кхьи, те­о­рию кос­ми­чес­кой эво­лю­ции, уче­ние о свя­зи ду­ши с «тон­ким те­лом» и др. Здесь же из­ло­же­на зна­ме­ни­тая ле­ген­да о со­зда­те­ле иг­ры в шах­ма­ты.

Аст­ро­но­мии уче­ный по­свя­тил свы­ше 45 со­чи­не­ний, глав­ное из ко­то­рых – «Ка­нон Мас‘уда по аст­ро­но­мии и звез­дам», в ко­то­ром при­ве­де­ны под­роб­ные экс­пе­ри­мен­таль­ные и ма­те­ма­ти­чес­кие до­ка­за­тельст­ва всех из­ла­га­е­мых по­ло­же­ний.

Он рас­смот­рел ги­по­те­зу о дви­же­нии Зем­ли во­круг Солн­ца; он утверж­дал оди­на­ко­вую ог­нен­ную при­ро­ду Солн­ца и звезд, в от­ли­чие от тем­ных тел – пла­нет, по­движ­ность звезд и ог­ром­ные их раз­ме­ры по срав­не­нию с Зем­лей, идею тя­го­те­ния.

Аль-Би­ру­ни со­здал пер­вую мо­дель Зем­ли (гло­бус), смог с по­мощью ма­те­ма­ти­чес­ких рас­че­тов до­ка­зать, что Зем­ля круг­лая и на дру­гой час­ти зем­ли есть ма­те­рик (Аме­ри­ка) и там жи­вут лю­ди (позд­нее его тру­ды по аст­ро­но­мии ис­поль­зо­вал Га­ли­лей, как ос­но­ву и смог пол­ностью до­ка­зать фор­му Зем­ли-ша­ра). Аль-Би­ру­ни про­во­дил на­блю­де­ния на по­стро­ен­ном на-На­са­ви в Рее стен­ном квад­ран­те ра­ди­у­сом 7,5 м, вы­пол­няя их с точ­ностью до 2′. Он уста­но­вил угол на­кло­на эк­лип­ти­ки к эк­ва­то­ру, рас­счи­тал ра­ди­ус Зем­ли, опи­сал из­ме­не­ние окрас­ки Лу­ны при лун­ных за­тме­ни­ях и сол­неч­ную ко­ро­ну при сол­неч­ных за­тме­ни­ях.

Боль­шое вни­ма­ние аль-Би­ру­ни уде­лял ма­те­ма­ти­ке, осо­бен­но три­го­но­мет­рии: по­ми­мо зна­чи­тель­ной час­ти «Ка­но­на Мас‘уда», он по­свя­тил ей со­чи­не­ния «Об опре­де­ле­нии хорд в кру­ге при по­мо­щи впи­сан­ной в не­го ло­ма­ной ли­нии» (здесь рас­смат­ри­ва­ет­ся ряд при­над­ле­жа­щих Ар­хи­ме­ду те­о­рем, не со­хра­нив­ших­ся в гре­чес­ких ру­ко­пи­сях), «Об ин­дий­ских ра­ши­ках» (в этой кни­ге об­суж­да­ет­ся так на­зы­ва­е­мое трой­ное пра­ви­ло), «Сфе­ри­ка», «Кни­га жем­чу­жин о плос­кос­ти сфе­ры» и др. Во­про­сам при­клад­ной ма­те­ма­ти­ки по­свя­ще­ны трак­тат «Те­ни», не­сколь­ко трак­та­тов об аст­ро­ля­бии и дру­гих аст­ро­но­ми­чес­ких ин­ст­ру­мен­тах, ряд со­чи­не­ний по гео­де­зии.

В 1038 го­ду аль-Би­ру­ни на­пи­сал «Ми­не­ра­ло­гию, или Кни­гу сво­док для по­зна­ния дра­го­цен­нос­тей», в ко­то­рой опре­де­лен удель­ный вес мно­гих ми­не­ра­лов и да­ны под­роб­ные све­де­ния о бо­лее чем пя­ти­де­ся­ти ми­не­ра­лах, ру­дах, ме­тал­лах, спла­вах и др. Им же со­став­ле­на «Фар­ма­ког­но­зия» — кни­га о ме­ди­цин­ских ле­кар­ст­вах.

Как ис­сле­до­ва­тель аль-Би­ру­ни под­чер­ки­вал не­об­хо­ди­мость тща­тель­ной про­вер­ки зна­ния опы­том, про­ти­во­пос­тав­ляя экс­пе­ри­мен­таль­ное зна­ние умо­зри­тель­но­му. С этих по­зи­ций он кри­ти­ко­вал арис­то­те­лев­скую и авицен­нов­скую кон­цеп­цию «ес­тест­вен­но­го ме­с­та» и ар­гу­мен­та­цию про­тив су­щест­во­ва­ния пус­то­ты.

По­ми­мо сво­е­го род­но­го хо­рез­мий­ско­го язы­ка, аль-Би­ру­ни вла­дел араб­ским, пер­сид­ским, гре­чес­ким, ла­тин­ским, ту­рец­ким, си­рий­ским язы­ка­ми, а так­же ив­ри­том, сан­скри­том и хин­ди.

Эти зна­ния спо­собст­во­ва­ли вы­ра­бот­ке им прин­ци­пов пе­ре­во­да ес­тест­вен­но­на­уч­ной тер­ми­но­ло­гии с од­но­го язы­ка на дру­гой.

Со­здан­ная аль-Би­ру­ни на поч­ве араб­ской гра­фи­ки сис­те­ма тран­скрип­ции во мно­гом пред­вос­хи­ща­ла со­вре­мен­ную сис­те­му пе­ре­да­чи ин­дий­ских слов в ур­ду.

Ин­те­рес­ный факт: аль-Би­ру­ни уми­рал в пол­ном со­зна­нии и, по­про­щав­шись с друзь­я­ми, спро­сил по­след­не­го: «Что ты тол­ко­вал мне од­наж­ды о ме­то­дах сче­та не­пра­вед­ных при­бы­лей?» «Как Вы мо­же­те ду­мать об этом в та­ком со­сто­я­нии?» — изум­лен­но вос­клик­нул тот. «Эх ты! – ска­зал уче­ный еле слыш­но. – Я ду­маю, что по­ки­нуть этот мир, зная от­вет на этот во­прос, луч­ше, чем уй­ти из не­го не­веж­дой…»

По ма­те­ри­а­лам: Бул­га­ков П.Г. Жизнь и тру­ды Бе­ру­ни. Таш­кент, «Фан», 1972.

Астрономия Ученые востока

Источник: https://alfarabinur.kz/arabskie-uchenye/al-biruni.html

Сокровища мудрости АЛЬ-БИРУНИ. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Аль-Бируни

АСТРОЛОГИ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО

     Знание — самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит

   Величайший научный гений раннего Средневековья Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом. Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни».

Его можно отнести к числу одного из первых в мире энциклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие и гораздо позже. Но Бируни изучал и науку о звёздах и считался большим мастером хорарной астрологии.

одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии».

   История знает немало гениев, наделенных выдающимися способностями во всех областях человеческой деятельности. Такие люди составляют золотой фонд человечества.  

   При переходе от первого ко второму тысячелетию Восток преподнес миру целую плеяду мыслителей, чьи труды до сих пор входят в сокровищницу мировой культуры. Среди имен Ибн Сины, Ибн Рушда и Омара Хайама по праву выделяется аль-Бируни. Его фигура уникальна.

Нередко историки науки всю первую половину XI века называют «эпохой Бируни» С полным на то основанием его можно от нести к числу одного из первых в мире эн циклопедистов, научный подвиг которого смогли повторить лишь очень немногие, и го раздо позже.

Его творческое наследие насчи тывает более 150 сочинений по астрономии математике, географии, минералогии, химии этнографии, философии, истории, биологии медицине и астрологии.

  

  Бируни (Абу-Райхан Мухаммад ибн Ахмад иль Бируни) родился 4 сентября 973 года в городе Кит, одном из городов древнего государства Хорезм (ныне город Бируни республики Узбекистан).

Мы практически ничего не знаем о его детских и юношеских годах. Известно лишь, что он получил блестящее математическое и философское образование.

Бируни в совершенстве владел арабским, персидским, греческим, сирийским языками, а также санскритом.

  Основная часть его жизни протекала при дворах правителей различных государств.

Первоначально он жил при дворах правителей Кята и Кургана, а затем в Хорезме при дворе шаха Мамуна, где он создал и возглавлял одно из первых научных учреждений в мире — Академию Мамуна, ставшую крупнейшим центром пауки в Центральной Азии.

О высоком уровне этой Академии свидетельствует то, чго в ней трудились такие учёные с мировым именем, как Абу-али-ибн Сина, более известный под прозвищем Авиценна и основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми.

В 1017 году Хорезм был завоёван султаном Махмудом Газневидом, и по его приглашению Бируни жил в Газни при его дворе. В качестве учёного он принял участие в нескольких походов Махмуда в Индию, и несколько лет прожил в этой стране.

В 1030 году им была завершена фундаментальная работа, явившаяся следствнем его путешествий по Индии «Разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых», известная больше под названием «Индия».

В ней он дал подробное научное описание быта, культуры, истории и философии индусов.

Бируни ярчайший представитель знака Девы наряду с Солнцем и асцендентом находятся также Меркурий и Восходящий Лунный узел.

Во всем зодиаке Дева является единственным знаком, где её управитель — Меркурий находится одновременно и в обители, и в своей экзальтации. То есть человек, у которого в гороскопе Меркурий попадает в этот знак, как правило, отличается высоким интеллектом, упорядоченностью в приобретении информации, великолепной логикой, а также умением подмечать мелочи и их классифици ровать.

Но здесь Меркурий выделен особо, т.к. попадает в один градус с Восходящим Лунным узлом, т.е. все его качества усиливаются многократно и связаны непосредственно с эволюционным ростом человека.

Более того, характеристика этого 25 гра дуса Девы непосредственно указывает на большую умственную активность, и самое главное — удачу и везение, т.к. это королев ский градус.

В гороскопе Бируни знак Девы является ещё и Восходящим, что концентрирует внимание личности на точных науках. По сути дела, на чала современной математики неразрывно связаны с его именем. Именно он принес из Индии числа, которыми пользуется теперь вся цивилизация, получившие позднее название «арабских».

Обладая глубокими познаниями в этой области, он предопределил ее будущее развитие, в частности, расширил понятия числа, создал теорию кубических уравнений, внес немалый вклад в сферическую тригонометрию и создание тригонометрических таблиц.

Напомним также, что основатель алгебры Мухаммад ибн Муса аль Хорезми был его непосредственным его Учеником!

  Высшая Дева — это энциклопедист, каковым несомненно и являлся Бируни. Однако он не только энциклопедист-теоретик, но и одновременно практик и эмпирик. В своих трудах он подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом и наблюдением, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному.

Им были разработаны астрономические методы геодезических измерений, усовершенствованы основные астрономические инструменты. Аль-Бируни собственноручно проводил наблюдения на построенном ан Насави в Рее стенном квадранте радиусом 7,5 м, выполняя их с точностью до 2'.

Этот квадрант для точных наблюдений солнца и планет в течение 400 лет был самым большим и точным в мире. Он установил также угол наклона эклиптики к экватору, рассчитал радиус Земли, описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности.

Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы. Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен.

Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира. Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой.

В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира — Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца.

В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.

Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой.

О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газневи однажды решил испытать его астрологическое искусство. Он пригласил его во дворец и попросил предсказать — в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет.

Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё. Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и он через неё выйдет». Уличённый в подстроенной ловушке, султан приказал выбросить Бируни из окна.

Так и сделали, но на уровне первого этажа был натянут тент, спасший ему жизнь. Когда Бируни вновь привели к султану, тот воскликнул: «Но этого путешествия ты ведь не предвидел?» «Предвидел» — ответил Бируни и в доказательство попросил принести собственный гороскоп. В предсказании на этот день стояло: « Меня выбросят с высокого места, однако, я невредимым достигну земли и встану здоровым». Разгневанный султан приказал заточить Бируни в крепость, в которой он отсидел полгода и за время сидения написал сочинение «Наука о звёздах».

Именно благодаря его славе как астролога, и не только теоретика, но и как мастера хорарной астрологии, в 1017 году афганский султан Махмуд Газневи под угрозой вторжения потребовал от шаха Хорезма выдачи Бируни. Великий учёный был вынужден переехать в Газни, где 17 лет провел под фактическим домашним арестом.

На возможность ареста указывает и его натальная карта. На куспиде XII дома находится Крест Судьбы в соединении с Марсом и Венерой! Марс, малое зло, имеет к тому же негативный афетический статус.

Следует учесть, что гороскоп Бируни нами трактуется в системе Порфирия, именно в этой системе в то время трактовались на-тальные карты рождения. Это имеет свои основания, так как система домов, где сектора между главными угловыми точками поделены поровну, указывает на включенность человека в определенную жесткую систему взаимоотношений.

Общество эпохи Средних Веков таковым и было, что резко отличает его от Новоевропейского времени, где человек (в определенной степени, конечно) является своим законодателем. В гороскопе, построенном по этой системе, куспид XII дома попадает в разрушительный 10 градус Льва, что опять же указывает на негативные проблемы, связанные с этим домом.

В XII доме тайны и изоляции находятся в соединении альмутен VIII (Марс) и IX домов
нение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных затмениях.

Многие проведённые им астрономические измерения оставались в течение нескольких веков непревзойдёнными по точности.

Им был разработан точный метод определения радиуса Земли, исходивший из её шарообразной, а не плоской формы.

Интерес Бируни к астрономии вовсе не случаен. Управитель первого дома Прозерпина находится на куспиде XI дома в соединении с Сатурном, одним из сигнификаторов этого дома. Бируни внёс выдающийся вклад в развитие астрономии, и по праву считается одним из крупнейших астрономов мира.

Более трети его обширного научного наследия (62 произведения!) связаны с этой наукой.

В 1036-1037 годах он завершил работу над своим главным трудом по астрономии, широко известным среди астрономов мира — Каноном Масуда. В нём он подверг определённой критике господствующую в науке того времени геоцентрическую систему Птолемея, и впервые на Ближнем Востоке и в Центральной Азии высказал идею о том, что земля движется вокруг солнца.

В книге содержатся тригонометрические методы измерения географических долгот, а также изложены методики тригонометрических методов измерения расстояний, на 600 лет предвосхитившие открытия европейских учёных.

Бируни являлся также и выдающимся астрологом. 23 из его астрономических произведения связаны непосредственно с этой наукой. О его способности предвидеть события ходили легенды ещё при его жизни. По одной из таких легенд султан Махмуд Газ-неви однажды решил испытать его астрологическое искусство.

Он пригласил его во дворец и попросил предсказать — в какую из четырёх дверей приёмного покоя, расположенного на втором этаже, он выйдет. Бируни написал ответ и на глазах султана положил его под ковёр. После этого, султан приказал прорубить пятую дверь и вышел в неё.

Тут же вернувшись и вынув листок из-под ковра, Махмуд прочёл: « Не выйдет ни в одну из этих четырёх дверей. Пробьют ещё одну дверь, и ого
(Венера). Это явное указание на то, что человек будет получать тайную, эзотерическую информацию в дальних странствиях, что в полной мере и проигралось у Бируни.

Именно он, практически первым, получил доступ к сакральным знаниям древних индусов.

Солнце — управитель 12 дома — находится в 1 доме личности, значит, весь этот информационный пласт сокровенных знаний он обязательно должен проявить, открыть для человечества, и это совпадает с его эволюционной задачей, т.к. там же Восходящий Лунный узел.

В то время приобщиться к индийским научным познаниям было практически невозможно, — знание ведической математики, астрологии, самого санскрита, «божественного языка», по учению Вед, «млечхам», не индусам, «скотам в образе человека», ранее не передавалось.

Даже семь столетий спустя на территории Индии британские ученые сталкивались с огромными трудностями в аналогичных исследованиях.

Вернемся еще раз к астрологическим работам аль-Бируни. Одним из наиболее его известных произведений является уникальный трактат «Книга наставлений по основам искусства астрологии».

Интересно, что это произведение было практически единственным астрологическим трактатом, изданным на протяжении всей советской истории, причём в академическом издании (См Бируни, Абу Райхан. Избранные произведения. Т. VI. Ташкент: Фан, 1975).
Во вступлении к этой книге Бируни кратко обрисовал свой путь к астрологии: «…

я начал с геометрии, затем перешел к арифметике и числам, затем к устройству Вселенной, а затем к приговорам звезд, ибо лишь тот достоин звания звездочёта, кто полностью изучил эти четыре науки».

В этом трактате Бируни краткое, но энциклопедически полное изложение самих основ астрологии, с необходимыми разделами в сопутствующих дисциплинах, необходимыми в работе астролога. Эта работа не потеряла своей актуальности до сих пор, и может быть рекомендована каждому, кто хочет освоить основы классической астрологии.

В заключении отметим, что судьба этого выдающегося ученого носила во многом мистериальный характер. Он жил в конце Х-го, начале XI-го веков. По авестийскому учению, как раз в это время произошел переход человечества к микроциклу Девы в рамках 12 000-летнего цикла, учитываемого авестийской системой.

Это сакральный цикл Земли, связанный с владычеством определенного знака Зодиака над земным полюсом (не надо путать его с циклом прецессии). В свою очередь, он делится также на 12, и каждое тысячелетие проходит под определенным знаком Зодиака.

Последние 1000 лет — это совпадение большой и малой эпох Девы. Она была связана с эпохой раздробления, т.к.

ее управитель Прозерпина, планета анализа, мелочей, раздробления и трансмутации, в это время зародилась и получила глобальное развитие технократическая и сциентистская цивилизация.

Бируни жил в самом начале этой эпохи, связанной символически с 1-ым градусом Девы, где у него находился Плутон. Показательно, что, являясь выдающимся астрологом, он в то же время выступает и как критик астрологической науки, и эта осторожная критика, впоследствии современными учёными была доведена до абсурда, до полного отрицания астрологии.

Но недавно мы вступили в Новую эпоху, и в это новое время искусство астрологии должно получить свое второе рождение.

www.zoroastrian.ru/node/1196

   Мудрецу аль-Бируни принадлежат слова:

«…наслаждения телесные тому, кто испытывает их, оставляют после себя страдания и приводят к болезням. И это в противоположность наслаждению, которое испытывает душа, когда она что-нибудь познает, ибо такое наслаждение, начавшись, все время возрастает, не останавливаясь у какого-либо предела».

Достижения аль-Бируни огромны, отметим важнейшие:

– изготовил один из первых научных глобусов, на котором были отмечены населенные пункты, так что можно было определять их координаты; – сконструировал несколько приборов для определения географической широты, которые описал в «Геодезии»: широта Бухары, по его данным, 39° 20', по современным – 39° 48'; широта Чарджоу соответственно 39° 12' и 39° 08'; – тригонометрическим способом определил радиус Земли, получив примерно 6403 км (по современным данным – 6371 км); – определил угол наклона эклиптики к экватору, установив его вековые изменения. Расхождения между его данными (1020 г.) и современными составляют 45''; – оценил расстояние до Луны как 664 земных радиуса; – составил каталог 1029 звезд, положения которых вычислил заново из более ранних арабских зиджей; – считал Солнце и звезды огненными шарами, Луну и планеты – темными телами, отражающими свет; утверждал, что звезды в сотни раз больше Земли и подобны Солнцу; – заметил существование двойных звезд;

– создал шаровую астролябию, что позволило следить за восходом и заходом звезд, за их движением на разных широтах и решать большое число задач.

  Аль-Бируни научился определять неприступные расстояния, и его способом пользуются до сих пор. Рассмотрим этот способ.

  Чтобы определить ширину оврага ВС, аль-Бируни предлагает построить два прямоугольных треугольника АВС и ACD с общей стороной АС. Наблюдатель в точке А при помощи астролябии измеряет угол ВАС и строит такой же – САМ.

Точку на отрезке АМ закрепляет вехой. После этого, продолжив направление прямой ВС в сторону вехи М, отыскивает точку D, которая лежит на пересечении ВС и АМ. Теперь измеряет DC, это расстояние равно искомому расстоянию ВС.

  Измерить радиус Земли аль-Бируни удалось во время поездки в Индию. Угол «понижения горизонта» a он определил с помощью астролябии, а высоту горы, с которой производил измерения, – с помощью сконструированного им высотомера. Пусть h = AD – высота горы, AB и AM – касательные к поверхности Земли, OD – радиус Земли, CMB – видимый горизонт.

Из рисунка видно, что R = (R+h) cosa,

  Заслугой аль-Бируни является определение удельных весов (плотностей) драгоценных камней и металлов. Для измерения объема им был сконструирован отливной сосуд. Измерения отличались высокой точностью (сравните данные аль-Бируни и современные в г/см3):

– золото: 19,05 и 19,32; – серебро: 10,43 и 10,50; – медь: 8,70 и 8,94; – железо: 7,87 и 7,85;

– олово: 7,32 и 7,31.

Бируни выяснил, что удельные веса холодной и горячей, пресной и соленой воды различны, и измерил их. В Европе аналогичные измерения были проведены в эпоху Возрождения, после того как Галилей соорудил гидростатические весы.

При сравнении с современными данными результаты Бируни оказываются весьма точными. Русский консул в Америке Н.Ханыков в 1857 г. нашел рукопись аль-Хазини под названием «Книга о весах мудрости».

В этой книге приведены извлечения из книги Бируни «Об отношениях между металлами и драгоценными камнями в объеме», содержащие описание прибора Бируни и полученные им результаты.

Аль-Хазини продолжал исследования, начатые Бируни, с помощью специально сконструированных им весов, которые он назвал «весами мудрости».

fiz.1september.ru —

Памятник аль-Бируни в Тегеране  от Ольги ампель

Памятник аль-Бируни, украшающий юго-западный вход парка Лале в Тегеране (Иран)

По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц. Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак.

После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди.

Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али и Мамуна II.

С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»

Похоронен в городе Гянджи на юге Афганистана

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post293985850

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Избр. произв., т. 1-6. Ташкент, 1957—75;

Индия. М., 1995.

Литература:

Розенфельд Б. А., Рожанская М. М., Соколовская 3. К. Абу-р-Райхан ал-Бируни. М., 1973;

Шарипов А. Великий мыслитель Беруни. Ташкент, 1972.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/biruni.php

Аль-Бируни – «магистр наук» |

Аль-Бируни

При изучении исламской истории невозможно не поразиться научным и интеллектуальным достижениям мусульманских учёных прошлого.

В период исламского возрождения (исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века) мусульмане были на переднем крае почти всех наук.

Медицина, математика, философия, физика, алхимия, история, география – список этот можно дополнить ещё множеством самых различных научных дисциплин.

Имён же мусульманских ученых, которые отличились в этих областях наук, ещё больше, и известны они не только среди мусульман, но и во всём мире. Чего стоят корифеи наук Ибн аль-Хайсам, Ибн Халдун, Аль-Фараби, аль-Хорезми и другие.

Одним из величайших деятелей науки, который по праву находился среди этой элиты учёных всех времён, был и средневековый персидский учёный-энциклопедист, и мыслитель, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и другим наукам Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмад аль-Бируни.

Ранние годы

Аль-Бируни родился в 973 году в хорезмийском городе Кят (ныне город Беруни в Узбекистане). Город Кят к тому времени был большим культурным и торговым центром. Случай свел аль-Бируни с двоюродным братом Хорезмшахов – Абу Насром Мансуром ибн Ираком, который был автором фундаментального труда по астрономии и математике.

Именно он сумел привить ученику любовь к естественным наукам, главными из которых считал математику и астрономию.

Наряду с изучением наук шло и изучение языков, которых молодой учёный выучил, помимо хорезмийского, аж девять: арабский (на нём и написаны его работы); персидский; тюркский; иврит; сирийские диалекты, а также латинский; хинди; греческий и санскрит.

Молодость

Получив всестороннее образование, Аль-Бируни увлекся самостоятельными наблюдениями и расчетами, и уже в 21 год он сделал первый в Средней Азии глобус, который позволял определить географические координаты населенных пунктов с небывалой для того времени точностью, и сконструировал астролябию для наблюдения солнечных затмений. Тогда же он занялся и конструированием различных астрономических инструментов и с лёгкостью определял координаты различных мест в Хорезме.

После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж Аль-Бируни, поддерживавший свергнутую династию Афригидов, покинул город и предпринял ряд поездок с целью пополнения знаний в такие научные центры того периода, как Бухара, Багдад, другие города Афганистана и Хорасана. Находясь при дворе одного из последних саманидских правителей, эмира Бухары Абульхариса Мансура ибн Нуха, он вступил в обширную переписку с Ибн Синой (Авиценной), с которым обсуждал вопросы естественных наук и воззрения Аристотеля. Затем он работал в Гургане при дворе Зияридского эмира Табаристана Шамса аль-Ма’али Кабуса, который славился как покровитель науки и учёных. Здесь он прожил около шести лет и написал свой монументальный труд «Хронология».

В 1004 по приглашению нового Хорезмшаха Али ибн Мамуна учёный вернулся в Хорезм и поселился в его новой столице Ургенче. Сюда же были приглашены и многие учёные из разных стран, благодаря чему образовалось научное общество под названием «Академия Мамуна».

Бируни был организатором научной работы этой академии и сам принимал в ней активное участие. При дворе хорезмшаха Бируни прожил до 1017 г. В 1017 году, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи, он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда.

Аль-Бируни также участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.

Научное наследие

1. В самом первом сочинении «Хронология» или, как его ещё называли, «Памятники минувших поколений», составленном Аль-Бируни около 1000 года, учёный собрал и описал все известные в то время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.

2.

В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» Аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.

3. Астрономии Бируни посвятил свыше 45 сочинений.

Популярным введением в астрономическую науку служит «Книга вразумления начаткам науки звёзд», написанная около 1029 года и дошедшая до нас в двух вариантах: на арабском языке и на фарси. Эта книга состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.

4. Главное сочинение Бируни по астрономии – «Канон Мас‘уда по астрономии и звёздам».

В книге «Канон Мас‘уда» Бируни изложил свои соображения по тригонометрии. Прежде всего он даёт определение шести основным тригонометрическим функциям и впервые однотипно объясняет их на примере круга.

Учёный подробно рассматривает особенности каждой функции и дает алгебраическую зависимость между ними в виде отдельных формул, очень близких к современным.

Здесь же он составляет таблицы зависимости тригонометрических величин, которыми позднее пользовался математик Насреддин Туси и учёные Самаркандской школы. В Европе тригонометрия достигла такого уровня лишь в XV в.

5.

Большое внимание Аль-Бируни уделял математике, особенно тригонометрии: помимо значительной части «Канона Мас‘уда», он посвятил ей сочинения «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (здесь рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях), «Об индийских рашиках» (в этой книге обсуждается так называемое тройное правило), «Сферика», «Книга жемчужин о плоскости сферы» и др. Вопросам прикладной математики посвящены трактат «Тени», несколько трактатов об астролябии и других астрономических инструментах, ряд сочинений по геодезии.

6. В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах и др.

Им же составлена «Фармакогнозия в медицине» — книга о медицинских препаратах, капитальный труд, имеющий большое значение и в наше время.

В этой книге он подробно описал около 880 растений, их отдельные части и продукты выделения, привёл их точные признаки, упорядочил терминологию.

Бируни собрал и объяснил около 4500 арабских, греческих, сирийских, индийских, персидских, хорезмийских, согдийских, тюркских и других названий растений; эти синонимы важны для современного исследования истории фармакогнозии.

Аль-Бируни оставил потомкам весьма обширное научное наследство. К тому времени, когда он умер, он был автором более сотни книг, многие из которых не сохранились до наших дней.

Его интеллект и знание различных областей наук, а также его способность связать их вместе, чтобы получить лучшее понимание каждой ставит его в ряд величайших мусульманских учёных всех времён.

Его жизнь служит доказательством способности мусульманских учёных прошлого раздвинуть границы знаний и установления новых рубежей в области естественных наук; показать способность учёных подняться выше политических проблем, войн и изменить мир посредством своих замечательных открытий.

Аль-Бируни занимался наукой до самого последнего вздоха своей жизни. Говорят, умирая 13 декабря 1048 года в городе Газна, Аль-Бируни находился в полном сознании и, хотя был слаб, вёл беседы на научные темы.

Когда он прощался с друзьями, последним, что он сказал, было: «Ах да, всё хотел спросить, что ты говорил мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?». Поражённый друг воскликнул: «Об этом ли сейчас толковать!».

Аль-Бируни, уже теряя голос, прошептал: «Эх ты! Я думаю, что лучше покинуть мир, узнав ответ на этот вопрос, нежели уйти невеждой…».

Махач Гитиновасов

Источник: http://IslamDag.ru/lichnosti/45639

“Индия”– великая географическая энциклопедия Аль-Бируни

Аль-Бируни

Бируни – выдающийся мусульманский ученый Средневековья, создавший оригинальные работы в различных областях знаний – математике, астрономии, астрологии, физике, фармакологии, космологии, минералогии, географии, истории, хронологии и культурной антропологии, пишет Н.А. Балоч.

Абу ар-Райхан Мухаммад б. Ахмад аль-Бируни родился во внешней части (бирун) Кята, столицы Хорезма, в 973 г. и умер в Газни в 1048 г.

Известный под почетным титулом “Аль-Устад” (“Мастер”) он был интеллектуальным гигантом своего времени.

Всю свою жизнь он стремился к знаниям и, даже находясь на смертном одре, расспрашивал друга, который приходил к нему, о числе оборотов, которые совершала та или иная планета.

Бируни был ученым-энциклопедистом, преуспевшим во многих известных в его время научных дисциплинах. Количество книг, написанных им, достигло 180. Он хорош знал не только классические языки, но также языки Центральной Азии, писал на арабском и персидском языках, переводил с санскрита, а также сочинял стихи на нем.

Бируни учился в Кяте и уже был состоявшимся ученым и писателем, когда в условиях изменившихся политических событий на его родине, он получил долгожданную возможность проводить свои исследования под покровительством султана Махмуда Газневи.

Открытия мусульманских ученых, связанные с Луной.

Иллюстрация из книги аль-Бируни на персидском языке. Показаны различные фазы Луны / Источник: en.wikipedia.org

В 1017 г. когда Бируни служил доверенным придворным и советником хорезмшаха Абу аль-Аббаса аль-Мамуна, произошло восстание, в ходе которого правитель был убит, а власть в Хорезме захватил султан Махмуд. После занятия Хорезма, Махмуд наказал мятежников и начал проводить политику покровительства ученым, в числе которых был Бируни.

Для Бируни, который  долгое время искал оригинальные труды по индийской астрономии, настало благоприятное время. Благосклонность и покровительство султана предоставили ему долгожданную возможность сопровождать его в Газни, который был идеальным местом для исследований ученого по Индии. Бируни получил возможность проводить исследования без всякого вмешательства со стороны.

Из Газни Бируни предпринял полевые исследования. Он отправился в путешествие в глубь субконтинента и добрался до Мултана и дальше на юг, в Синд.

Между 1020-1024 годами он посетил Форт Нандана (округ Джелум) и провел свой незабываемый эксперимент, в ходе которого более точно определил длину одного градуса дуги меридианного круга и вычислил радиус и окружность Земли – вычисления Бируни очень близки к современным.

Он исследовал устную традицию индийцев, изучил тексты на санскрите и за 12 лет с 1017 по 1029 год собрал всю информацию, какую только смог по Индии. По итогам исследования индийской истории и культуры он написал 28 работ. Его обширные исследования привели к созданию полноценной научной дисциплины “индология“.

Наиболее знаменитая из его работ по этой теме – “Индия”. Сам Бируни дал своему труду гораздо более выразительное название – “Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых”.

В Ташкенте открывается библиотека имени Абу Райхана аль-Бируни.

Бируни собрал необходимую информацию как из устных, так и из письменных источников и написал эту книгу в Газни в течение 5 месяцев (30 апреля-30 сентября) в 1030 г.

В “Индии” подробно излагаются культурные достижения индийцев, преимущественно, хотя и не исключительно, индусов. Исторически сложилось так, что это первая книга в истории, демонстрирующая “полное, объективное и научное описание культуры”. Таким образом, Бируни стал “отцом культурной/социальной антропологии”.

Карл Эдуард Захау, автор “Индии Аль-Бируни” (английской версии оригинального текста Бируни), отметил в 1888 году следующее: “В общем, метод нашего автора заключается в том, чтобы не говорить самому, а позволить говорить индусам, приводя обширные цитаты из трудов их классических авторов. Он представляет картину индийской цивилизации, нарисованную самими индусами”… “Насколько позволяет судить современное состояние исследований, работа Аль-Бируни не была продолжена”.

Действительно, в изложении индийской культуры во всех ее существенных измерениях “Индия” остается непревзойденной и по сей день.

Почему мусульманский мир отстал в своем научном развитии?

Эдуард Захау. “Индия Аль-Бируни” / Источник: amazon.co.uk

Исламосфера

Источник: https://islamosfera.ru/indiya-velikaya-geograficheskaya-enciklopediya-al-biruni/

Refy-free
Добавить комментарий