Активный характер сознания. Самосознание

Активный характер сознания. Самосознание (стр. 1 из 2)

Активный характер сознания. Самосознание

План

1. Историко-философские взгляды на проблему сознания.

2. Сознание- структурный элемент психики человека. Сознательное и бессознательное.

3. Активный характер сознания. Самосознание.

4. Список используемой литературы.

1.Историко-философские взгляды на проблему сознания.

Сознание как философская проблема. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир.

Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю.

Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. сознание — это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека.

Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум.

Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения.

Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира.

Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом.

Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др.

Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу.

Противоположный этому — объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

2. Сознание- структурный элемент психики человека. Сознательное и бессознательное.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Для возникновения сознания необходимы были как биологические, так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются:

· Активная вулканическая деятельность

· Сильный радиационный фон на прародине человека – юге Африки

· Изменение климата на Земле

· Космические воздействия, «пассеонарные» толчки

Предполагается, что один из факторов или вся их совокупность стали причиной мутации, которые наряду с естественным отбором привели к появлению биологических человеческих признаков:

1. Тела, приспособленного для прямохождения;

2. Кисти, развитые для тонких манипуляций;

3. Мозга, сложного по структуре, развитого и по объему;

4. Голой кожи;

5. Развитой первой сигнальной системой;

6. Стадной формы обитания пра-людей;

Они не стали решающими для появления человека, и только социальные условия могли сыграть решающую роль. Это:

1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда.

Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения.

Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове — труд.

2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка.

3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели.

Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Таким образом сознание – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

Представления о неосознаваемой психике появились еще в античной философии. Уже Демокрит проводит различие между душой, состоящей из мокрых и малоподвижных атомов, и душой, состоящей из огненных и подвижных атомов. Огненная душа соответствует разуму, ясному сознанию, влажная душа — тому, что мы сейчас назвали бы бессознательным.

Средневековый философ Августин в своей «Исповеди» размышляет о внутреннем опыте субъективности, который гораздо шире, чем сознательный опыт. В Новое время Г. Лейбниц также рассуждает о неосознаваемой психике, не используя сам термин «бессознательное» [Лейбниц Г., М., 1989].

Первая развернутая теоретическая концепция бессознательного была создана в начале XX века З. Фрейдом. Новые идеи были сформулированы в клинической психологии. З. Фрейд, в поисках эффективной методики лечения невротических заболеваний, сформулировал сначала психологическое понятие «бессознательного».

И уже позже благодаря усилиям последователей и учеников З. Фрейда психоанализ превратился философско-мировоззренческую концепцию, в которой определяется философское понятие бессознательного [Фрейд З., М., 1992]. Принципиальное и фундаментальное отличие теоретической позиции З. Фрейда от взглядов его предшественников заключается в том, что З.

Фрейд постулирует первичность бессознательного по отношению к сознанию, и отвергает позицию, представляющую бессознательное как низшую форму психической активности, которая преодолевается благодаря возникновению сознания. Прежде считалось, что неосознаваемые проявления человека лишь недоразвитое сознание. З. Фрейд выдвинул принципиально иной тезис.

Бессознательное — исходная и непреодолимая часть субъективности. Сознание — производно от бессознательного и составляет лишь незначительную часть субъективной реальности.

Бессознательное — вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю.

Граница между сознательным и бессознательным размыта, существуют такие психические явления, которые мигрируют из сферы сознания в бессознательное и наоборот. Для того чтобы обозначить границу между сознательным и бессознательным, З. Фрейд вводит понятие подсознания.

Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т.п. Именно по этим следствиям работы бессознательного можно узнать о природе бессознательного, его содержании и функциях.

Источник: https://mirznanii.com/a/232494/aktivnyy-kharakter-soznaniya-samosoznanie

Активный характер сознания. Самосознание

Активный характер сознания. Самосознание

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи . Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели.

Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности.

Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию — специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания.

Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся к простому совпадению.

В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир.

В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы.

Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности : люди есть продукты и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир.

Объективный мир, воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное.

Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины : сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”.

Самосознание — своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание — это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание — исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.

В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня.

Первый — уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.

Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе.

Третий — самый высокий уровень развития самосознания — возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами — предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же — это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений. Самосознание дает человеку понимание своей индивидуальности, уникальности, неповторимости.

Список используемой литературы:

1. Леонтьев А. Н. Проблема развития психики. — МГУ, 1981.

2. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – № 10. – 1990.

3. Михешина Л. А. Философия познания. – М., 2002.

4. Смирнов С. Д. Психология образа: Проблема активности психологического отражения. — МГУ, 1985.

5. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного // Философские науки. – № 1. –2001.

6. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. — М., 1982.

7. Руткевич М. Н. От Фрейда к Хайдеггеру. — М., 1985.

8. Туровский М. Б. Проблема сознания // Философские науки. – № 1- 4. – 1996.

9. Фрейд З. Бессознательное. — М., 1986

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_66524_aktivniy-harakter-soznaniya-samosoznanie.html

Активный характер сознания

Активный характер сознания. Самосознание

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической преобразующей деятельности, в которой сознание представляет такую духовную деятельность, которая направлена на активное творческое преобразование действительности. сознания реализуется через его способность формировать замыслы, идеи, ориентированные на практическую деятельность.

Проблема искусственного интеллекта

Развитие электронной промышленности, ее продукты, способные выполнять некоторые функции человеческого мышления, привели к постановке вопроса: возможно ли создание искусственного интеллекта, способного выполнять все функции человеческого сознания?

На сегодняшний день возможно промоделировать не все психические процессы. Но те процессы, закономерности которых установлены и описаны с достаточной полнотой и строгостью, могут быть в принципе запрограммированы и осуществлены в компьютере. И чем больше мы узнаем о своем интеллекте, тем больше у нас появляется возможностей его программирования.

Искусственный интеллект не может быть абсолютно точной копией человеческого: он является лишь его моделью. «Машина», которая могла бы функционировать как человеческий мозг, должна ничем не отличаться от него, то есть быть таким же мозгом, а не машиной.

Так как сознание нельзя включить или выключить как машину и оно есть функция живого организма, то оно не может быть присуще машине.

Таким образом, граница, отделяющая искусственный интеллект от человеческого разума, определяется не тем, что компьютеру принципиально недоступно решение какого-либо типа мыслительных задач, а тем, что компьютер не является живым организмом.

Сознание, самосознание, самопознание, рефлексия

В процессе своего индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность.

Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя от всего, что его окружает.

Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе, то есть целиком.

Самосознание тесно связано с феноменом самопознания. Рефлексия – это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной сущности. Самосознание человека всегда связана с окружающим миром, а рефлексия – только с внутренним миром.

Сознательное и бессознательное

Родоначальник психологических течений в философии З. Фрейд впервые поставил перед собой цель определить, что в человеческой психике относится к бессознательному и какую роль оно играет при сознании человеком своих действий.

Он рассматривал психику человека как сложноорганизованную систему с тремя элементами: «Оно» (глубинный слой бессознательных влечений), «Я» (сфера социального, посредник между бессознательным и внешним миром) и «Сверх-Я» (социальные «ограничители» поведения человека).

Фрейд сводит сознание к бессознательному, считая, что «Я» превращает обыкновенную волю инстинктов в осознанное действие.

Бессознательное – это любая деятельность без участия сознания.

Сознательное – это осознанная деятельность человека.

Сознание и язык

У животных нет сознания, у них нет и языка. То немногое, что животные должны сообщить друг другу, может быть сообщено и без речи. м общения животных всегда является полученная в данный момент ситуация. Человеческая речь отторглась вместе с сознанием от своей ситуативности, и ее содержанием выступает идеальное, опосредованно производящее объективную реальность.

Речь выполняет несколько функций:

— коммуникативную (средство общения)

— мыслительную (орудие мышления)

— средство выражения и воздействия.

Речь и язык это не одно и тоже. Речь – деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка.

Язык – определенная система средств общения, система содержательных значимых форм.

Язык есть непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как чувственная основа или орудие сознания.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, подвергает их анализу. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав на других доступность своих слов.

Сознание и язык едины, но не тождественны друг другу. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в форме слова.

Источник: https://poisk-ru.ru/s40757t11.html

Активно-творческий характер сознания. Сознание и самосознание

Активный характер сознания. Самосознание

связей сознания человека с функционированием мозга помогает найти научные подходы к раскрытию творческих функций сознательной деятельности.

К творческим функциям сознания можно отнести: 1) ожидание; 2) выработка плана действий; 3) управление действиями, направленными на решение определенной задачи; 4) предвидение будущего (прогнозирование); 5) формирование гипотез, догадок, суждений; 6) способность человека к активно-преобразующей деятельности.

Их исследование свидетельствует, что в психике человека рядом с сознанием существует неосознанное (подсознание). К первому виду относят все приспособительные реакции, которые имеют очень личное, индивидуальное назначение, в том числе оттенки эмоций и их внешнее проявлений, автоматизированные навыки.

К бессознательному виду деятельности мозга можно отнести творческое «озарение», интуицию, формирование совершенно новых, а. чаще парадоксальных задач, вопросов, гипотез, решений, точек зрения.

Вне языка мышление как способность оперировать знаниями, осмысливать их содержание (значение) не может ни формироваться, ни функционировать. Слово встает перед нами как общее, а вещь всегда единична.

В материальной (знаковой) форме слов и их связи (предложениях, фразах, отдельных суждениях, понятиях) фиксируется, активизируется накопленный опыт взаимодействия с предметным миром, опыт человеческих средств отношений, осуществляется нахождение причинно-результативных и пространственно-временных взаимоотношений. Понятийное, абстрактное мышление отчуждается от реального существования вещей, «надстраивается» над чувственно-практическим опытом человека, организуя его. Иначе говоря, «…язык,- как отмечал Гегель, — делает людей способными постигать вещи как всеобщие, способными достигать сознания своей собственной всеобщности, способными высказывать свое «Я».

Особая роль в интеллектуальном механизме переработки информации, получении знаний принадлежит эмоциям и воле. Эмоции – это результат оценки самим же организмом своих отношении с окружающим.

Они подчеркнуто субъективны, очень «предвзято» оценивают происходящее и доводят эту оценку до организма на языке переживаний и поэтому выполняют самые простые и жизненно важные функции, являясь своеобразным «предмышлением».

Эмоции же не только активизируют мыслительные процессы, как осознанные, так и неосознанные. Они входят в их структуру и выполняют в некотором отношении эвристическую роль.

Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля— это способ связи избирательно-ориентированной деятельности психики и практического поведения (действий, поступков) человека, индивида. Она есть важнейший составной элемент сознания.

Предметно-преобразующая деятельность людей в процессе социальной эволюции выработала способность человеческой психики создавать идеальные модели осуществляемого, осуществлять мысленный отход за границы непосредственно воспринимаемого. Интеллектуальным механизмом этого, является представление- создание разных типов модельных конструкций в самом сознании путем сложной аналитико-синтетической деятельности.

Важнейшей функцией сознания является оценка явлений действительности, в том числе и того, что осуществляется самим человеком (самооценка), представителями общественно-социальных групп и институтов власти, обществом в целом, результатов исторической жизни людей.

Оценка является формой отношения человека к действительности, к тому, что происходит или возможно. Она относительно самостоятельна и автономна, поскольку предпосылкой, критерием оценки выступают сам субъект, его потребности, интересы, цели, нормы, идеалы.

Оценочная функция сознания опирается на определенный уровень культуры субъекта, его способности отличать рационально-объективную оценку от которые даются сиюминутно, основываются на эмоциях, чувствах, склонностях, политической конъюнктуре, настроении и просто самочувствии индивида.

Эта функция сознания зависит от воспитания и обучения, образования, уровня общей и профессиональной культуры.

Самосознание — неотъемлемая сторона сущности развитого человека.

Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и их критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов.

Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития индивида и группы, класса и нации, общества и личности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обогащается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно.

Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру. Сознание и самосознание диалектически взаимодействуют. Знание окружающего мира и самого себя активно-действенные отношения к этому знанию как бы сливаются в единое целое, определяя целостность или мозаичность мировоззрения.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Человек, индивид, личность

1.«…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

— Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека?

— Кого имеет в виду К.Маркс: а) индивид, б) личность или в) человек как родовое понятие? Аргументируйте свой ответ.

2.«Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг другу».

— Объясните данное высказывание К. Маркса.

3.«Когда идет борьба за отечество или за идею, пусть в минуты, отдыха зоолог в своем кабинете исследует формы инфузорий; пусть скульптор в своей мастерской отделывает голову Афродиты.

Но минута настала, когда они не как ученые, не как художники, но как люди нужны в рядах своих единомышленников; тогда они нравственные уроды, если не бросят микроскопа и резца, чтобы делом, жизнью служить отечеству или идее»

— Согласны ли вы с позицией автора?

— Не идет ли речь в приведенном высказывании о раздвоении личности?

4.«Мой сын не может заменить меня. Я сам не смог бы заменить себя. Я — порождение обстоятельств». (Наполеон).

— О каких обстоятельствах, по вашему мнению, идет речь?

— Может ли человек изменять обстоятельства своей жизни?

5.В современную эпоху на макроуровне социальной действительности наиболее устойчивой из известных исторических общностей является нация, а на социальном микроуровне — семья.

— Согласны ли вы с данным утверждением?

6.Считаете ли вы, что наследственный характер и наличие географического ареала (области) распространения являются необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы какой-либо конкретный физический признак человека мог считаться расовым?

7.Если генетически племя предшествует народности, а народность нации, то конкретно-исторически во всемирном масштабе очень часто в рамках одного народа они существуют и взаимодействуют друг с другом.

— Проанализируйте это положение.

8.«В свое время Н. Бердяев одним из первых обратил внимание на специфику проблемы «человек- машина». Он указывал, что тотальная технизация жизни в нашу эпоху формирует бездуховный и антигуманный образ человека, разрушающего посредством машины свое единство с природой, деформирующего свою гуманистическую иерархию ценностей».

— Как, по мнению ряда философов возможно остановить этот процесс?

— Что означает понятие «человеческая революция»?



Источник: https://infopedia.su/15x57fe.html

Проблема сознания в философии

Активный характер сознания. Самосознание

Первые философские взгляды на происхождение сознания возникли еще в древнеиндийской и древнекитайской философии. Эти взгляды положили начало космологическому подходу к проблеме сознания.

По мнению древнеиндийских течений локаята (чарвака) и вайшешика сознание есть свойство живого материального тела, состоящего из воздуха, огня, земли и воды. Этих же представлений придерживались философы античности. Материальным носителем сознания является субстанция бытия: природные стихии или атомы.

Подобных взглядов на источник человеческого сознания придерживались философы-сенсуалисты эпохи Нового времени: Ф. Бэкон, Д. Локк и др.

На границе космологических и естественнонаучных взглядов на происхождение сознания находится учение Л. Фейербаха. «Человек вышел из природы как бабочка из кокона». То есть сознание есть врожденное свойство человека.

Современное естествознание, основоположником которого является Ф. Энгельс, утверждает, что человеческое сознание произошло благодаря трудовой деятельности

Активный характер сознания. Самосознание.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности.

Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности. сознания обязательно так или иначе практически реализуется.

Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи . Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

СОЗНАНИЕ

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и

обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения

сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его

интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только

сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознательными называются такие психические явления и действия человека,

которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,

следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или

чувствует.

САМОСОЗНАНИЕ

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качественосителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделениесебя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являютсянеобходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы тойспецифической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления — сознания.Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,своего Я от всего, что его окружает. Самосознание — это осознаниечеловеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную рольиграют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА

Внутренняя противоречивость, взаимосвязь и взаимопревращение противоположностей присущи человеческому познанию и мышлению. Наше мышление, как и все в окружающем мире, развивается. При этом имеют место два вида развития: развитие мышления и познания каждого отдельного человека и историческое развитие познания всего человеческого.

В первом случае речь идет о формировании мышления индивида, который под влиянием воспитания и обучения, в процессах трудовой и общественной деятельности познает все более широкий круг явлений.

В процессе жизнедеятельности люди постоянно расширяют свой кругозор, приобретают знания о том, что ранее им было неизвестно.

Эти разнородные знания часто противоположны по своему содержанию и приходят в противоречие друг с другом. Эти противоречия требуют своего разрешения и приводят к возникновению новых, более совершенных знаний.

В этом процессе достигается более верное отражение объективных процессов развития, то есть объективной диалектики.

Аналогичным образом обстоит дело и в историческом развитии познания всего человечества. На каждом этапе развития общества люди вырабатывают те или иные понятия, взгляды.

Эти взгляды, понятия отражая противоположные стороны действительности, сами нередко противоречат друг другу. Преодоление указанных противоречий часто занимает десятилетия, а то и целые века.

Так синтезируется новая, более полная и правильная картина мира, создаются более истинные представления об отдельных явлениях.

Таким образом, субъективная диалектика, то есть развитие нашего сознания, осуществляется не просто благодаря наличию противоположностей и противоречий между представлениями, понятиями, но благодаря постоянному разрешению и устранению объективно возникающих противоречий.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КАРТИНЫ РАЗВИТИЯ

Принцип развития— это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики.

Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности.

Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО

ЗНАНИЯ

1.Теория познания (гносеология) (от греч. gnosis – знание) – это учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах в которых осуществляется познавательный процесс.

Теорию познания также называют эпистемологией. В философской литературе одни авторы используют термины «гносеология» и «эпистемология» как тождественные, а другие под эпистемологией понимают лишь часть гносеологии – теорию научного познания.

Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов, условий на сознание человека. Только в результате такого взаимодействия могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов, т.е. наши знания. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъект познания – мыслящий человек, индивид, способный, отражать в своем сознании явления действительности, и который, как член общества, оказывает существенное влияние и на содержание познания.

Объект познания – представляет собой предмет, явление материального или духовного мира или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной и духовной действительностью.

Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта.

Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемый научным исследованием, и, следовательно, круг объектов познания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a10162.html

Refy-free
Добавить комментарий