Аксиология как учение о ценностях

Аксиология — учение о ценностях

Аксиология как учение о ценностях

Аксиология – это теория ценности, как особенная наука в философии появилась в России в конце 19 века. Человечество всегда волновала система ценностей, ее место в отношениях между людьми. В каждой социальной группе были свои понятия о добре, зле и истине, это отразилось в трудах многих ученых.

Что такое аксиология?

Что изучает аксиология? Ответ на этот вопрос философы формулируют так:

  • темы, сопряженные с естеством ценностей;
  • место ценностей в обществе;
  • их связь в структуре и – с восприятием человека.

Главной темой своей философской позиции ценности сделал Сократ, определив, что ценность, которую удалось реализовать – это благо и польза.

Ученые Средневековья называли такие категории, как полнота бытия, добро и красота.

В современной трактовке аксиология, как ветвь философии, проявляется, когда понимание бытности делится на реальность и ценность, в качестве шанса реализовать себя, продемонстрировать способности своего разума.

Что такое аксиология в философии?

Аксиология в философии – это поиск смысла блага для личности, которое можно достичь только через познание внутренних ценностей. Много лет философы разных эпох доказывали свою точку зрения, ведь в каждом веке существовали свои главные ценности. Единых для всех нет, разные люди называют не схожие категории того, что они считают ценным для себя. Ученые отмечают такие проявления:

  1. Средневековье. ценность – вера в Бога.
  2. 19-20 века – красота и гармония.

И только в начале 20 века ученые попытались понять, как же видит мир каждый человек, в какой степени данное понимание отвечает внутренним и цивилизованным образцам. Философы-аксиологи ориентируются на формулу идеала, но при общих категориях, ведь у каждого человека – свои представления, даже у мужчин и женщин они отличаются. Поэтому речь идет об объединении философских единиц измерения.

Что такое аксиология культуры?

В современной трактовке аксиология, как учение о ценностях, занимает особое место в культуре, которая сама является сборником ценностей. По аксиологическим меркам, культура – это:

  • осуществление ценностных целей;
  • мир вещей через восприятие человека;
  • идеалы, которые определяют действия и поступки, мотивацию общества.

Аксиологическая цель – сохранить важную роль ценностей. Ценность – это значимость объектов мира для людей, и определяется не по свойствам, а по роли для разных социальных групп.

Красоту, добро, честность каждый трактует по-своему, исходя из общих категорий, но нет в мире явлений, одинаково значимых для всех.

Есть значимости личные, характерные для пола или возраста, то, что ценно для одного народа может быть абсолютно не существенно для другого.

Аксиологический метод используется во многих науках, потому что система ценностей является основным стержнем любой идеологии. Она определяет рамки поведения человека, этические нормы, развитие вкуса и ощущение прекрасного. Аксиологический подход предоставляет возможность:

  • выяснить критерии, более значимые для человека;
  • отличить ценность от повседневности в понимании личности.

Исследователи выделяют три функции такой науки, как аксиология:

  1. В воспитании – мотивация в процессе принятия важных решений.
  2. В педагогике – привитие нравственных ценностей.
  3. В культуре – формирование принятых норм.

Аксиологический подход в психологии

Аксиологический подход в психологии часто используется для переоценки ценностей людей, которые оказались в тяжелой ситуации. Нередко на первом месте такие личности ставят ошибочные стереотипы, и чтобы человек правильно осознал личностные и общественные ценности, психологи опираются на аксиологический метод:

  • ценности анализируются, как средства преодоления жизненных препятствий;
  • определяют нацеленность действий личности;
  • фиксируют стремления индивидуума к лучшей жизни.

Аксиологический подход в педагогике

Аксиологический подход в воспитании формирует индивидуальность, которая бережет национальное наследие, выстраивает линию своего поведения, с учетом моральных норм и идеалов. Чтобы воспитать настоящего гражданина, который понимает и умеет ценить свое наследие, педагоги:

  • ставят в пример выдающихся личностей на уроках истории и литературы;
  • организовывают киносеансы полезных для патриотического воспитания фильмов;
  • проводят фольклорные фестивали;
  • изучают в экскурсиях и походах историю своего края;
  • стимулируют школьников составлять родословную семьи.

Аксиологический подход к культуре

Аксиология культуры выделяет четыре высшие ценности, сформулированные учеными разных времен, и которые постоянно проявляются в духовной жизни:

  1. Вера или Бог.
  2. Добро.
  3. Красота.
  4. Истина.

Ценность воплощает подход к конфигурациям людского существования, стягивает духовное к разуму и воле человека. Поэтому аксиологическая функция – определять ценность, как осознанное бытие для каждой личности. Существует три уровня культуры в реализации ценностей:

  1. Низший. Моральные категории существуют, как значимости.
  2. Специализированный. Ценности могут реализоваться в поведении и поступках.
  3. Полноценный. Высшей ценностью становится сам человек своим отношением к миру.
Законы диалектики — просто и понятно Законы диалектики являются результатом стремлений философов, социологов и историков понять принципы существования и развития природы и общества. Сформулированные ими правила универсальны и подходят для применения в различных жизненных сферах. Амбидекстр — плюсы и минусы амбидекстрии Амбидекстр – человек с уникальной способностью совершать действия и одинаково успешно манипулировать как правой, так и левой рукой. Врожденная амбидекстрия наблюдается всего у 1% людей на всем земном шаре и среди них много гениальных личностей.
Реминисценция как феномен психики человека Реминисценция — психический феномен, механизмы которого до конца не изучены. Характеризуется внезапным воспоминанием давнего события, явления или предмета, иногда — это смутное узнавание, о котором, как о таинстве, упоминал древний философ Платон. Эскапизм — что это и как от него избавиться? Эскапизм – психологическое состояние, способное заменить реальную жизнь. В попытке скрыться от суровых серых дней эскаписты живут в своем мире и смотрят на окружающих сквозь «розовые очки», избавиться от которых самостоятельно не всегда удается.

Источник: https://womanadvice.ru/aksiologiya-uchenie-o-cennostyah

Занятие 20. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ

Аксиология как учение о ценностях

⇐ Предыдущая17181920212223242526Следующая ⇒

1. Аксиология – философская наука о ценностях. Основные положения аксиологии.

2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей.

3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла.

Основные понятия

Аксиология, ценности, антиценности, идеал, оценивание, добро, зло.

Основная литература

Алексеев П. В. Философия [Текст] : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2010.

Гриненко Г. В. История философии [Текст] : учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2010.

Губин В. Д. Философия [Текст] : учебник. — М. : Проспект, 2010.

Кохановский В. П.Философия [Текст] : конспект лекций / отв. ред. В. П. Кохановский. — 10-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

Спиркин А. Г. Философия [Текст] : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011.

Дополнительная литература

Гайдукова И. Б. Философия [Текст] : учебное пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — Курск : ЮЗГУ, 2012.

Гусейнов А. А. Этика [Текст] : учебник. — М. : Гардарики, 2006.

Красникова Е. А. Этика и психология профессиональной деятельности [Текст] : учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Форум : Инфра-М, 2009.

Налетов И. З. Философия [Текст] : учебник. — М. : Инфра-М, 2007.

Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / науч. ред.: М. С. Ковалева [и др.]. — М. : Мысль, 2010.

1.Аксиология – философская наука о ценностях

Основные положения аксиологии

Аксиология (греч. аxia — ценность и logos – учение, слово) – теория ценностей; философское учение о ценностях, раскрывающее природу людей, выявляющее основные ценности, их роль, пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему миру.

Аксиология как учение возникает во второй половине XIX века. Однако стремление теоретически осмыслить жизнеутверждающие ценности возникли много тысяч лет назад в первейших мифологических, религиозных и философских по­строениях. Уже античные философы видели, что человек не только познает мир, но и оценивает составляющие его предметы, выражает свое отношение к познаваемому.

Основные познавательные задачи аксиологии:

— установление роли, значения, статуса предмета или явления;

— привлечение внимания других людей к данному явлению и умножение таким образом числа сторонников данной оценки.

Итак, в процессе познания решается не только гносеологический вопрос — о том, что представляет собой тот или иной предмет, но и аксиологический вопрос — о том, как следует относиться к этому предмету.

Центральные проблемы аксиологии.

1. Диалектика природно-телесных и духовных ценностей и антиценностей. Г.Гегель разделяет ценностина утилитарные (жилище, питание, предметы быта и т.п.) и духовные. В.

Миронов считает, что по содержанию ценности делятся на экономические, политические, социальные, политические и духовные. Достойно внимания мнение И.

Нарского: материальные блага являются не самоцелью, а средством движения к подлинным ценностям – счастью человека, свободе, добру, справедливости.

В современной философской, медицинской и другой литературе все чаще стало уделяться внимание одной центральной идее диа­лектики души и тела — их гармоническому взаимоотношению. Ори­гинально решает эту проблему профессор В. Л. Обухов, который считает, что такая гармония может устанавливаться только с учетом существования духа, души и достижения человеком состояния ду­ховности.

Из приведенных примеров видно, что диалектический подход в рассмотрении роли тела и души в жизни человека наиболее пред­почтителен.

Он дает возможность, во-первых, избежать односто­ронности и абсолютизации при определении сущностных сил чело­века; во-вторых, видеть эти силы в их крайней противоречивости, то есть в единстве и разности природно-телесной, телесно духовной и духовной их организации и развитии, в-третьих, определить круг основных как ценностей, так и антиценностей.

2. Вопрос о соотношении объективного и субъективного в категории ценности. В основе ценности лежат не субъективные оценки, а объективная значимость предмета.Однако при этом объективная ценность и субъективная ценность могут соответствовать, а могут резко расходиться друг с другом. Оценки одного и того же явления у разных индивидов (социальных групп, наций и т.д.

) часто бывают различными. Следует помнить, что истина объективна, а ценности носят субъективный характер. Принимая во внимание разнородность познавательного и ценностного способов освоения мира, необходимо привести их в согласие, уравновесить.

Это – сложная духовно-практическая работа, обеспечивающая целостность человеческого опыта, всей системы ориентации человека в окружающем мире.

2. Понятие ценности. Виды и функции ценностей

Аксиология ставит перед собой задачу выявить основные ценности и антиценности, рас­крыть их природу, показать их роль в жизни людей, определить пути и средства формирования ценностного отношения людей к окружающему их миру.

Термином «ценность» в аксиологии определяются как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры челове­ка, например, общественные идеалы, научное знание, искусства, способы поведения и т. п. В человеческой истории уже с древности на первый план выдвигались три типа ценностей: Добро, Красота и Истина.

Уже в древности они представляли в умах теоретиков идеальную, цельную триаду, определяя таким образом сферу мо­ральных ценностей (Добро), эстетических (Красота) и познаватель­ных (Истина). А к примеру, главными ценностями современной американской культуры являются: 1. Личный успех. 2. Активность и упорный труд. 3. Эффективность и полезность. 4. Прогресс. 5.

Вещи как признак благополучия. 6. Уважение к науке. Согласно Смелзеру, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться.

Ценности составляют основу нравственных принципов, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценноститакие вещественные или идеальные образования, которые имеют смысложизненные значения либо для отдельного человека, либо для всего человечества; движущая сила деятельности; специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное (отрицательное) значение для человека и общества.

Ценности обосновывают моральные принципы, принципы – правила (нормы), правила – представления.

Например, справедливость – это ценность, она воплощается в принципе справедливости, из принципа вытекает правило (норма), требующая равного воздаяния (поощрения или наказания) за одни и те же поступки, совершённые разными людьми, или другая норма, требующая справедливой оплаты труда, и уже исходя из нормы мы формируем свои конкретные представления о том, что справедливо, а что нет (например, мы можем считать несправедливо низкой оплату труда учителей и врачей и несправедливо высокой зарплату директоров банков).

Все явления с толчки зрения их ценности могут быть классифицированы на: 1) нейтральные, к которым человек относится равнодушно (многие явления микромира и мегамира); 2) положительные ценности (предметы и явления, способствующие жизни и благополучию человека); 3) антиценности (ценности, имеющие негативное значение с точки зрения жизни и благополучия человека). К примеру, пары «ценности – антиценности» образуют такие понятия, как добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Ценности зарождались и определялись в силу потребности индивида в осмыслении общества и самого себя. Человеческая жизнедеятельность изменяется со временем. Далеко не сразу пришло осознание самоценности человеческой жизни. В процессе жизнедеятельности у людей формируются мировоззренческие идеалы.

Идеал – это образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений. Через соотнесение с идеалами, нормами осуществляется оценивание – определение ценности, одобрение или осуждение происходящего, требование осуществления или устранения чего-либо, т.е. оценивание является нормативным по своему характеру.

Благодаря ценностям фор­мируются разного уровня (высшие и низшие) потребности и интересы, мотивы и цели людей, определяются средства для их достижения. Они являются регуляторами человеческих поступ­ков, служат критериями оценки поступков других. И, наконец, без учета их роли нельзя познать сущность человека, уяснить себе подлинный смысл его жизни.

Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, но присущи они не от природы, не в силу внутренней структуры самого объекта, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений.

По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в какой-либо деятельности, обозначений различных практических отношений к окружающим человека предметам и явлениям. Человеку необходимо иметь определенные ценностные установки.

Причи­ной крайней противоречивости и неустойчивости ценностных ориентаций является:

· с одной стороны, неистребимое стремление человече­ского духа к достижению идеалов, окончательных истин, то есть высших духовных ценностей,

· с другой — известная огра­ниченность наших познавательных возможностей, средств,

· а также известный консерватизм наших чувств, рассудка и разу­ма, неизбежно ведущих к отчуждению человека от природно-телесных, телесно-духовных и духовных ценностей, то есть от своей сущности и уводящих людей в сторону от определения истинных, а не иллюзорных или утопических путей становле­ния этой сущности.

Наличие определенных ценностей в жизни людей предоставляет конкретному индивиду свободу выбора жизненных целей. Человеческая жизнь немыслима без постановки цели. Целеполагание – родовой признак, свойственный только человеку.

Значение ценностей:

— формирование интересов, мотивов и целей;

— регуляторы и критерии оценки поступков людей;

— служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

3. Диалектика основополагающих нравственных ценностей на примере добра и зла

Любая ценность (или антиценность), если ее доводят до крайности, может превратиться в свою противопо­ложность: свобода — в анархию, истина — в разрушительную силу, добро — в зло, любовь — в ненависть и т. п.

В свою оче­редь, такие антиценности, как разрушительные страсти: зависть, тщеславие, честолюбие, ревность нередко стимулируют волю и активность в достижении цели, способствуют развитию таланта, творчеству.

И, наконец, усложняет эту противоречивую ситуа­цию и то обстоятельство, что в реальной жизни все ценности и антиценности как бы взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга. Рассмотрим это диалектическое переплетение на примере основополагающих нравственных ценностей: добре и зле.

Добро — это ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к стандарту или сам этот стандарт; это все то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества, человечества в целом.

Как и любая нравственная категория, добро социально и культурно детерминировано, т. е. зависит от господствующих в данную эпоху мировоззрения, классовых интересов, сложившихся традиций, стремлений и потребностей разных социально-профессиональных или поло-возрастных групп, существующих типов личности.

История изобилует примерами, когда преступники одной эпохи становились героями других эпох. Приговоренный к смерти за аморализм, Сократ уже более двух тысячелетий считается образцом моральности.

Сожженный за опасный для общественных нравов еретизм Дж. Бруно стал символом человеческой самоотверженности.

Еще больше можно привести свидетельств того, как с течением времени герои превращались в злодеев (идеологи инквизиции, Наполеон Бонапарт).

Поня­тие зла незамедлительно является нам вслед за добром.

Зло – ценностное представление, противоположное добру (благу); это все, что безнравственно, заслуживает осуждения, противоречит интересам и жизненным потребностям человека и человечества.

Зло охватывает негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность). Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремится устранить и исправить.

Религиозно-философское учение манихеев (III-XI вв.) по­следовательно утверждало равноправие двух начал мироздания: света и тьмы, добра и зла. В мире и в людях они смешиваются в разных пропорциях, а потому беспрерывно борются между со­бой, но к финальной победе предопределено добро.

В древнеки­тайской классической «Книге перемен» мир также объясняется через диалектику двух начал: ян (светлого, доброго, творческо­го) и инь (темного, злого, пассивного). Как их ни расценивай, одно из них не сильнее другого. Оба полюса имеют смысл отно­сительно друг друга. Зло — не нечто ужасное, а лишь оборотная сторона добра, и наоборот.

«Свет — левая рука тьмы, тьма — пра­вая рука света».

Эта идея проходит через всю историю философии и конкретизируется в ряде этических положений:

— Добро и зло познаются в единстве, одно через другое.

В одной китайской притче рассказывается о юноше, мечтавшем узнать, что такое истина, добро. Мудрец предлагает ему прежде познать, что есть зло, чтобы было с чем сравнить. Одного понимания зла недостаточно. Само по себе это не приведет к добру. Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай.

— Добро и зло не просто взаимоопределены, они функционально взаимообусловлены: добро можно понять только как активное сопротивление злу. Действительное добро – это деяние добра, добродетель.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Дайте определение аксиологии.

2. Назовите центральные проблемы аксиологии.

3. Дайте определение ценности. Приведите свои примеры пар «ценность-антиценность».

4. Какую роль играют ценности и антиценности в жизни человека?

⇐ Предыдущая17181920212223242526Следующая ⇒

Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 21891. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://studopedia.info/1-84047.html

Аксиология- учение о ценностях

Аксиология как учение о ценностях

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axios — ценность и logos — слово, понятие) — учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию человеческих поступков.

Понятие ценности впервые появляется у Канта, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость: они суть требования, обращенные к воле, цели, поставленные перед ней. Разведение бытия и долженствования — предпосылка А.

, оно характерно для тех направлений философии XIX и XX веков, в которых высшей духовной способностью в человеке признается воля.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне.

Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека.

Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста.

Классификация ценностей: Тем не менее, мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация. Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал. Священное Писание и Предание, церковь. Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

функция ценностей – регулятивная. Для того, чтобы чувствовать себя полноценным членом общества, человек должен постоянно оценивать себя, свое поведение, образ жизни, уровень развития. Осознание своего соответствия этим требованиям вызывает у него чувство удовлетворенности, душевного комфорта. И наоборот, осознание несоответствия вызывает чувство дискомфорта.

Внешний контроль осуществляется обществом, правовыми органами.

Внутренний контроль осуществляется благодаря ценностям, усвоенным человеком в процессе социализации.

Поскольку осознание несоответствия вызывает у человека стремление изменить себя в лучшую сторону, то ценности являются механизмом развития личности.

Психологи считают, что ценности – «ядро» человеческой личности, так как они определяют отношение человека к миру, к природе, к власти и т.д.

В конечном счете, ценности определяют всю стратегию нашей жизни.

Наличие устойчивых ценностных ориентаций характеризует зрелого человека и определяет такие качества, как активная жизненная позиция, целеустремленность, верность принципам.

Другая функция ценностей – прогностическая. Ценности определяют тот образ будущего, к которому стремиться личность.

57. Мораль. Понятие «мораль» можно рассматривать двояко; во-первых – это совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей между собой и обществом; во-вторых – это способность человека оценивать свои намерения и поступки. Под нравственностью понимают способ поведения людей, действующих согласно нормам морали.

Мораль и нравственность являются предметом изучения этики.Мораль как нормативная регуляция поведения присутствует во всех сферах общественной жизни – в труде, быту, политике, науке.

Помимо этого существуют всеобщие, общечеловеческие нравственные принципы, которые распространяются на всю культуру в целом и имеют своим содержанием высокие нравственные идеалы и тысячелетнюю историю.Моральные нормы поддерживают общественные устои общества, общий строй жизни и формы общения людей.

В нормах морали всегда выражен идеал, который рассматривается с помощью следующих критериев: добро, справедливость, долг, честь.Добро и зло являются наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, где добро – это то, что приближает к идеалу, а зло – все то, что отдаляет.

Необходимо, отметить, что они взаимоопределяют друг друга, так как одно познается через другоеРоль сознания в понимании нравственности особенно велика, так как контроль за выполнением требований, которые предъявляются к себе и людям, осуществляется посредством осознания долга.

Долг – это превращение норм нравственности в личную задачу, который тесно связан с понятием ответственность, честь, мужество, стыд, совесть.

Отсюда, совесть – это субъективное осознание личности своего долга и ответственности перед обществом, это способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать нравственные обязанности и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть может проявляться не только в форме рационального (разумного) осознания, но и на уровне эмоциональных переживаний. Понятие честь отражает связь личности с определенной социальной общностью и внутренним восприятием его нравственных установок. С точки зрения чести происходит оценка людей, которая находит отражение в их репутации.

Собственно честь требует от человека оправдать ту репутацию, которой обладает он сам или коллектив, к которому он принадлежит. Таким образом, понятие «честь» предполагает ту меру уважения, которую он заслужил. В этой связи необходимо рассмотреть понятие выбора человека.

Выбор – это акт моральной деятельности, который выражается в сознательном предпочтении определенной линии поведения, поступка. Выбор отражает степень нравственной свободы личности и общества. Моральный выбор предполагает учет последствий принимаемого решения, поэтому тесно связан с таким понятием как ответственность и справедливость.

Справедливость характеризуется осознанием должного, то есть соответствием сущности человека и его прав. Понятие «справедливость» содержит в себе требование соответствия между практической деятельностью членов общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждениям, преступлением и наказанием, заслугами и признанием. Несоответствие в этих соотношениях оцениваются как несправедливость. Понятие справедливости имеет конкретно-исторический характер и зависит от условий жизни. Например, в разные времена рабство рассматривалось неоднозначно.Мораль также носит выраженный конкретно-исторический характер, таким образом, развивается во времени.

58.Эстетические ценности.Наряду с нравственными ценностями большую роль в жизненной ориентации человека играют эстетические ценности.

Само слово «эстетика» в переводе с греческого означает чувствующий, чувственный, но в современном понимании означает не чувства вообще, а эмоции, которые вызывают в человеке те или иные явления окружающей действительности.

Эстетика– это наука, которая изучает общие принципы образного постижения мира человеком, прежде всего в искусстве.

На протяжении многих столетий эстетические проблемы исследовались в рамках того или иного философского направления. Эстетика начала свою историю со времен античности, затем в период средневековья она претерпела влияние богословия, в эпоху Возрождения эстетика получила новое звучание в связи с расширением художественной практики и искусства в целом.

Как самостоятельная область научных знаний эстетика возникла в 18 веке. Основными категориями эстетики являются: прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое — комическое.Центральной категорией эстетики долгое время считалась категория прекрасного.Прекрасное характеризует явления, обладающие высшей эстетической ценностью.

Оно связано с определенной чувственной формой и имеет бескорыстный характер. Значение прекрасного для человека и общества носит духовно-практический характер, в нем сливаются личные и общественные интересы.

Человек осознает себя причастным к общественному значению прекрасного, таким образом, эстетическое отношение имеет и этический аспект, который соответствует единству эстетических и нравственных ценностей.Восприятие прекрасного вызывает в человеке всегда только положительные эмоции.

Каждое очередное такое восприятие подтверждает (или опровергает) эстетические идеалы, в любом случае обогащая их.Возвышенное – это эстетическая категория, которая характеризуется внутренней значимостью предметов и явлений, которые несоразмеримы по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения (любовь Ромео и Джульетты).

Возвышенное обнаруживает двойственность человека, оно подавляет его как физическое существо, заставляя осознавать свою конечность и ограниченность, но, одновременно, возвышает его как духовную сущность, пробуждая в нем идеи разума, осознание нравственного превосходства даже над подавляющей его природой.

Комическоеесть характеристика явлений, которые по своей природе способны вызвать смех. Смешным может оказаться несоответствие формы содержанию, неожиданный разрыв привычного хода событий. Реакция на комическое способствует нравственному очищению человека.Прекрасное, возвышенное и комическое отражают объективные состояния человека.

Категория, в которой выражена социальная и духовная сущность человека – это эстетический идеал. Он существует как исторически конкретный образ современной жизни человека и природы. Следует заметить, что в формировании эстетического идеала большую роль играют различные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, религиозная и другие.

Творческая способность человека отражается в категориях «искусство» и «художественный образ». В художественном образе отражена объективная действительность благодаря использованию законов искусства. Он может представлять собой как конкретно-чувственное, так и обобщенное отражение предмета искусства.

Искусство возникает на основе появления эстетических чувств, эстетического отношения к миру у древнего человека. Заметим, что эстетические чувства являлись предельным обобщением практических ценностей – полезного, прочного, хорошего.

Вещи, которые не несли утилитарной ценности, также приобрели абстрактную эстетическую ценность, и, таким образом, были освоены все сферы человеческой жизнедеятельности. Искусство служило средством выделения общественной значимости происходящих событий, которые были раскрыты через средства художественного выражения: песня, танец, музыка, живопись и т.д. Необходимо отметить, что в искусстве особенно отчетливо выделяется коммуникативный аспект, объединяющий людей, способствующий осознанию ими своего единства, своей общей силы.

59. Культура На сегодняшний день существует более 500 определений культуры. Это вызвано тем, что культура является многоплановой и охватывает все сферы жизни личности и общества.Культура (в пер. с лат.

возделывание, уход, развитие, почитание) – это совокупность искусственных объектов (идеальных или материальных), созданных человечеством в процессе освоения природы и обладающих специфическими закономерностями.

Первоначально под культурой понимали возделывание земли, изменение природы, затем, вплоть до эпохи Возрождения, с культурой связывали городской уклад жизни, и только Ренессанс определил культуру как признак личного совершенства, и культура стала отождествляться с духовной деятельностью человека.

18 век пересмотрел сложившиеся концепции и усложнил данное определение, к культуре были предъявлены иные требования. Культура должна быть интеллектуальной, творческой, новаторской, то есть должна не просто воспроизводить, но и постепенно расширять сферу человеческих возможностей.

В 19 веке в культуре стали видеть, прежде всего, систему ценностей и идей, которые различались по их роли в жизни общества, что, несомненно, расширяло ее рамки.В настоящее время изучение культуры осуществляется главным образом в рамках этнографии и социальной антропологии, а также получает развитие исследование коммуникативных свойств культуры.

культуры включает в себя систему материальных и духовных ценностей, способов их создания, формирование человека, способного усвоить опыт предшествующих поколений и использовать его для создания нового.Необходимо отметить, что культура имеет сложное строение, которое включает в себя множество элементов.

Одни из которых являются устойчивыми, то есть универсалиями, к ним относятся: труд, игра, досуг, общение, общественный порядок, образование и воспитание, духовная жизнь и т.д.Другие – преходящими, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях.

В содержании культуры в качестве важнейших можно выделить следующие элементы:1) субъект культуры – это индивид, социальная группа, общество в целом. Культура выражает характеристику социальных качеств человека, меру развития его познавательных способностей, знаний, эмоций, эстетического вкуса, творческих способностей, стремления к совершенству и красоте, в том числе и нравственной.

Субъектами культуры, как уже отмечалось выше, могут быть и группы. Под групповой культурой понимают национальную, поселенческую и профессиональную культуры.Культура элит или элитарная культура характеризуется утонченностью и изысканностью вкуса, она рассчитана на интеллектуальные силы общества, которые способны понять глубину творческого поиска.

Возникновению же массовой культуры способствовало развитие средств массовой коммуникации, что повлекло за собой вульгаризацию всех областей искусства и популяризацию безнравственности, свободы и материального благополучия, формирование идеала человека-потребителя.

Мерой социализации человека считается индивидуальная культура, так как о человеке и обществе в целом можно судить по тому, как реализуется творческий потенциал каждого и каково в этом случае общественное сознание.

Любая реализация человека – это, прежде всего, его деятельность, и в данном случае культурная, поэтому следующим элементами будут:2) культурная деятельность, регуляторами которой выступают мотивы, идеалы, ценности, и под культурой понимается процесс создания ценностей, процесс одухотворения потребностей человека.

3) предмет культуры – это опыт предшествующих поколений в духовной сфере, способы и программы деятельности. Духовная культура неразрывно связана с материальной, что выражается в том, что идея воплощается в материальной форме, в виде произведений искусства, символов, языка.4) межкультурная коммуникация.

К ней относятся вербальные и невербальные средства передачи информации: к вербальным относят язык, а так же языки науки, религии и т.д. К невербальным – жесты, мимику, одежду, благодаря которым человек транслирует, воспринимает предметы культуры. В результате такой коммуникации происходит взаимодействие культур, но нужно помнить, что итоги такого взаимодействия не всегда оптимистичны, так как модернизация традиционных обществ, трансформация обычаев и традиций ведут к росту напряженности в обществе, рассеиванию сложившегося уклада жизни и введению новых стереотипов.Как общественное явление культура выполняет многочисленные функции:- информативную – является средством передачи социального опыта и освоения культуры других народов;- нормативную функцию – создает нормы и ценности, распространяя их влияние на все сферы жизни и деятельности человека;- человекотворческую, человек становится личностью в процессе овладевания культурой. Культура же создает специфические механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека;ыражается в способности приспосабливаться к изменениям, происходящим в общественной жизни Итак, культура является связующим звеном между природой и обществом, основой соединения которого является человек как субъект деятельности, познания и общения.

Источник: https://studopedia.su/15_81230_aksiologiya--uchenie-o-tsennostyah.html

Иерархия ценностей. Аксиология — учение о ценностях

Аксиология как учение о ценностях

Одним из важнейших отличий человека от животных является наличие осознанного отношения к действительности, а также творческого и созидательного начала, духовности, нравственности. Любой личности недостаточно удовлетворения лишь своих физиологических потребностей.

Обладая сознанием, эмоциональностью, интеллектом и волей, человек все более стал интересоваться различными философскими вопросами, в том числе и проблемой ценностей, их видами, значением для себя и общества, человечества в целом, а также выделением для себя наиважнейших из них, созданием своей системы идеалов.

С древнейших времен у людей формировались соответствующие эпохе мировоззренческие ценности.

Определение

Ценностью принято считать положительную или негативную важность объектов и явлений существующей действительности для людей, социальной группы или социума в целом. Данный термин указывает на личностную и социально-культурную значимость.

«Ценность» – это философское понятие, являющееся сферой человеческого разума. Лишь для людей характерна способность давать оценку, придавать смысл, осознанно совершать действия. Характеризуя отличие человека от других живых существ, К.

Маркс заметил, что люди, в противоположность животным, руководствуются также эстетическими и этическими принципами. Поэтому термин «ценность» включает в себя как объекты мира природы, так и явления материальной и духовной культуры человека.

Например, это общественные идеалы (добро, справедливость, красота), научное знание, искусства.

В древности самыми главными ценностями человека считались добро (моральный критерий), красота (эстетика) и истина (познавательный аспект). В наши же дни люди стремятся к личному успеху, развитию и материальному благосостоянию.

Ценности, выступая ориентирами людей в жизни, содействуют устойчивости мира, формируют основы для упорядоченной, направленной на достижение определенных целей и идеалов деятельности.

Благодаря им формируются различного порядка нужды и заинтересованности (высшие и низшие), побуждения, стремления и задачи людей, вырабатываются способы их достижения. Ценности регулируют и координируют действия человека.

Они являются мерилом оценки его поступков, а также действий других.

Немаловажно, что без осознания ценностей невозможно понять ипостась, суть человека, осознать истинный смысл его жизни.

Индивидуум обладает понятиями ценностей не от рождения, не генетически, а в итоге вовлеченности в социум с присущими ему конкретными установками, нормами. Поскольку человек является социальным существом, он становится носителем этих принципов и правил.

Ценности являются предметом его потребностей и стремлений, ориентиром в поступках и позиции в оценке разных предметов и явлений.

Однако ценностные ориентиры могут не согласовываться друг с другом, быть диаметрально противоположными и меняться, исходя из конкретных условий. Это обусловливается постоянным тяготением человеческой души достичь совершенства, неких эталонов и истин, которые могут со временем изменяться.

Национальные ценности у разных народов определяют ядро их нравственных принципов. Каждая нация в ходе своего исторического, культурного и нравственного развития определяет, ставит превыше всего определенные эталоны, например героизм на поле боя, творчество, аскетизм и так далее.

Но ценности каждой культуры и народов в любой период невозможны без участия сознания человека. Также укоренившиеся жизненные ориентиры играют незаменимую роль как в социуме, так и для индивидуума. Выполняют когнитивную, стандартизирующую, регулирующую, коммуникационную функции. В итоге они способствуют интеграции личности в социальную систему.

Благодаря ценностям формируется внутренний, духовный мир человека, высшие побуждения, стремление к самосовершенствованию.

Предпосылки осознания

Само понятие и виды ценностей возникали у конкретной личности ввиду необходимости и интереса осознать, постичь свою сущность, а также понятие и законы общества.

Жизненные процессы и функции в мире людей претерпевают изменения, у членов конкретного сообщества складываются определенные взгляды на жизнь, убеждения, идеология, а также стандарты, меры совершенства, высшая цель стремлений. Сквозь призму сравнения с идеалами происходит обозначение, распознавание ценности, принятие либо неодобрение чего-либо.

В результате продолжительного формирования и совершенствования общественного сознания наиглавнейшей ценностью были признаны сами люди во всем разнообразии их жизнедеятельности.

Философские вопросы понимания значимости любого человека, вне зависимости от его статуса, гендерных признаков, возраста, национальной принадлежности и так далее, формировались и укоренялись при сопоставлении людей с наивысшей ценностью (божеством или духом), а также в результате протекания общих закономерностей жизни общества. К примеру, буддизм стал проповедовать равноправие людей, осознание их значимости в силу того, что любое живое существо ждет страдание, с которым нужно справиться и обрести нирвану.

Христианство рассматривало ценность людей в допустимости искупления греховности и перехода в вечную жизнь во Христе, а в исламе – в исполнении воли Аллаха.

Исторические этапы становления

В разные временные промежутки всемирной истории конкретные мировоззренческие взгляды формировали свое осознание и развитие системы ценностей общества.

К примеру, в эпоху Средневековья ценности имели религиозный характер, были связаны в основном с божественной сущностью. Во время Возрождения главенствующую роль приобретают идеалы гуманизма, важность каждого индивида. В Новое время расцвет научных знаний и возникновение новых общественных взаимодействий оставили значимый след в способах анализирования окружающего мира и явлений в нем.

В общих чертах вопросы о ценностях первоочередно затрагивали обсуждение проблематики определения блага и способах его выражения. В осмыслении этой темы уже древние греки выдвинули различные точки зрения. При этом в общих чертах под благом понималось нечто, имеющее для людей смысл, важное значение.

Первоначально проблема ценностей была затронута Сократом и стала ядром его философии. Древнегреческий мыслитель выразил эту тематику в форме обсуждения о том, что такое благо. В иерархии ценностей Сократа наивысшим благом являлась мудрость. С целью достичь ее философ предлагал каждой личности осознать, понять себя.

Демокрит же полагал, что высшим идеалом является счастье. Эпикур почитал удовольствие, чувственное познание, а также справедливость.

В Средние века главной ценностью считали добро, под которым понимали нечто, что хотят все. А у Фомы Аквинского добро отождествляется с Богом — некоей ипостасью, представляющей первоисточник и ресурс блага и совершенства.

В Новое время благо стали подразделять на индивидуальное и коллективное. При этом последнему, как считал английский философ Ф. Бэкон, неизменно подобает играть главенствующую роль по отношению к индивидуальному благу. Кульминационным выражением общественного блага этот ученый определял долг как необходимые обязательства индивида относительно других людей.

Концепция блага, а также понимание и принципы его получения в окружающей действительности явились ядром европейской традиции осмысления проблемы ценностей.

Оценка идеалов

Оценкой принято считать рассуждение о важности объекта или явления для индивида, а также общества в целом. Оценочное суждение может быть достоверным и неправильным. Любая оценка применительно к определенному фактору предоставляется на основе конкретного признака. Существуют разные взгляды в отношении данной темы.

Самая популярная точка зрения заключается в восприятии в качестве критерия оценки пользы, важности какого-либо признака объекта или явления.

Но данный оценочный признак обладает значительным показателем неопределенности, поскольку одно и то же понятие, явление или предмет могут нести диаметрально противоположный смысл – быть либо полезным человеку, либо вредным.

Это зависит от различных обстоятельств и свойств. Например, лекарство в малых дозах может вылечить человека, в больших же количествах способно убить.

Сфера ценностей весьма разнообразна и затрагивает вещественно выраженные и умозрительные критерии, общественные, эстетические и этические ценности. Также их разделяют на «низшие» (вещественные) и «высшие» (духовные). Однако в иерархии ценностей вещественные, биологические, жизненно важные критерии так же значимы для людей, как и нравственные, умственные и духовные.

Процессы и объекты при их оценке индивидом можно подразделить на нейтральные, положительные и понятия, имеющие негативный смысл.

К нейтральным явлениям люди могут проявлять безразличие (например, размножение бактерий или передвижение космических тел). Положительные же являются объектами, процессами, потворствующими существованию и благосостоянию людей.

Антиценности рассматриваются как нежелательные. К примеру, это зло, нечто безобразное, убийство, алкоголизм.

Также ценности классифицируют по уровню общности и соответственно с их обладателем: индивидуальные и групповые (национальные, религиозные, возрастные) и общечеловеческие. К последним из них относятся понятия: жизнь, добро, свобода, правда, красота.

Индивидуальными ориентирами являются благополучие, здоровье, семейное благосостояние. Национальные ценности характерны для конкретной этнической общности и могут весомо различаться в некоторых вопросах между представителями разных этнических групп.

Они включают, например, независимость, творчество, патриотизм.

Каждая область жизнедеятельности человека имеет свою систему ценностей. По сферам общественной жизни различают материально-экономические (природные ресурсы), социально-политические (семья, народ, Родина) и духовные ценности (знания, правила, мораль, вера).

Кроме того, они могут быть объективные и субъективные в зависимости от того, что и на каком основании оценивается. Они могут быть внешними (то, что принято за эталоны в обществе) и внутренними (собственные убеждения и стремления индивидуума).

Иерархия ценностей

В современном мире разделяют высшие (абсолютные) ценности и низшие, для достижения определенных задач. Немаловажен тот факт, что они непосредственно взаимосвязаны друг с другом, предопределяют целостную картину мира индивида. Таким образом, имеют место разные способы иерархии жизненных ценностей.

В развитии цивилизации прослеживаются различные установки, из которых одни приходили на смену другим, отображая разные системы ценностей. Но вопреки разным способам разделения наивысшей и безусловной является жизнь человека, он сам.

В иерархии ценностей красной канвой проходит вопрос духовных ориентиров, составляющих сформировавшийся за тысячи лет человеческой истории духовный капитал человечества. Это, в первую очередь, нравственные и эстетические ценности, считающиеся ценностями высшего порядка, поскольку играют весомую роль в человеческом поведении в иных системах ориентиров.

Нравственные ориентиры преимущественно затрагивают вопросы о добре и зле, сущности счастья и справедливости, любви и ненависти, предназначении жизни.

Высшие (абсолютные) ценности не нацелены на приобретение выгод, являясь идеалами и смыслом для всего остального. Они вечные, важны в любую эпоху. К таким эталонам можно отнести, например, ценности, значимые для всего человечества, — мир, сами люди, дети, победа над болезнями, продление жизни.

Также это общественные идеалы – правосудие, независимость, демократия, защита прав человека. К коммуникативным ценностям относятся дружба, товарищество, взаимовыручка, а к культурным — традиции и обычаи, языки, нравственные и эстетические идеалы, историко-культурные объекты, предметы искусства.

Личные качества также имеют свои идеалы — честность, верность, отзывчивость, доброта, мудрость.

Низшие (относительные) ценности являются инструментами для приобретения высших. Они наиболее изменчивы, зависимы от разных факторов, существуют лишь определенное время.

Характерными ценностями являются, к примеру, любовь, здоровье, свобода, отсутствие войн, материальное благополучие, предметы и области искусства.

К антиценностям, то есть понятиям, носящим отрицательные черты и противоположным идеалам, можно отнести болезни, фашизм, нищету, агрессивность, злобу, наркоманию.

Термин и история возникновения аксиологии

Изучением природы и значения важных для людей явлений, вещей и процессов занимается учение о ценностях – аксиология. Она позволяет сформировать индивиду свое отношение к действительности и другим людям, выбрать ориентиры именно для своей жизни.

Одной из задач аксиологии является выявление ключевых ценностей и их противоположных явлений, раскрытие их сущности, определение их места в мире индивида и социума, а также распознавание способов становления оценочных взглядов.

В качестве автономного учения аксиология появилась гораздо позднее зарождения проблемы ценностей. Это произошло в 19-м веке.

Хотя попытки философского осмысления жизненных ценностей, высоких идеалов и норм прослеживаются в самых первых мифических, религиозных и мировоззренческих источниках. Например, вопрос о ценностях рассматривался в эпоху Античности.

Философы осознали, что помимо познания окружающего мира, человек дает оценку вещам и явлениям, проявляя свое личное отношение к познаваемому.

Одним из основоположников аксиологии является немецкий мыслитель 19-го века Р. Г. Лотце. Он придал понятию «ценность» категориальное значение. Это все, что важно для человека, несет индивидуальный или социальный смысл. Последователи ученого усовершенствовали концепцию ценностей, дополнили основополагающие понятия учения.

Весомое значение в утверждении аксиологии как самодостаточной теории внес И. Кант. Он объявил человека наивысшей ценностью, проторив свежую стезю совершенствования этого нового учения.

Следовательно, к человеку необходимо относиться только как к цели, и никогда — как к средству.

Также Кант развил понятие нравственности и долга, которые, по его мнению, отличают людей от животных и делают возможным путь к благу, имеющему смысл лишь в человеческом измерении.

В. Виндельбанд считал аксиологию доктриной об априорных, общеобязательных идеалах, а первоочередная задача индивида заключалась в реализации ценностей на практике.

Философские подходы в аксиологии

В настоящее время принято выделять четыре основные аксиологические концепции. Согласно первой из них, ценности представляют собой явления действительности, не зависящие от человека.

Их можно выявить опытным путем, и они способны удовлетворить естественные и психические нужды людей.

Такой подход получил название «натуралистический психологизм», наиболее яркими представителями которого являются К. Льюис и А. Мейнонг.

Второй подход — аксиологический трансцендентализм. Его сторонники (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) считают ценности выходящими за грани норм и опыта в область духа — наивысшего, абсолютного и необходимого для всех.

Сторонники третьего течения, персоналистического онтологизма, к которому относится М. Шелер, также считали ценности независящими от субъекта, от любой сущности. Согласно его утверждениям ценность нужно изучать в эмоциональном ключе.

Причем она не поддается логическому мышлению.

Также философ считает, что наивысшие идеалы и ценности заложены в божественном начале, находящемся в основе всех предметов и явлений; однако единственным местом становления Бога является сознание людей.

Четвертый подход — социологическая концепция, представленная такими деятелями, как М. Вебер, Т. Парсонс, П.А. Сорокин. Здесь идеалы рассматриваются как средство существования культуры, а также инструмент функционирования общественных объединений.

Личностные ценности формируют систему ее ценностных ориентиров. Это осуществляется исходя из наиболее значимых свойств самой личности. Такие ценности бывают свойственны лишь конкретному индивиду, обладают большой степенью индивидуальности, а могут и интегрировать его с какой-либо группой людей. Например, любовь к музыке характерна для меломанов, певцов, композиторов и музыкантов.

Сущность и значение ценностей

В первую очередь, аксиологи пытаются раскрыть тему природы ценностей. Имеются разные точки зрения по этому вопросу. Так, это и способность предмета или явления удовлетворить нужды людей, их мечты и побуждения, идеи, понятия и принципы.

Значимым является осмысление объективности и субъективности ценностей, наличие красоты, честности, благородства. Кроме того, немаловажна здесь роль индивидуальных запросов, представлений личности, ее наклонностей.

Идеалы в своем большинстве представляют собой абстрактное понятие, умозрительное, абсолютное, совершенное, желанное. Они координируют поступки, действия человека, исходя из текущей действительности.

Ценности, особенно нематериальные, осуществляют роль духовных и социальных ориентиров, стремлений человека к реальному их воплощению посредством конкретных действий.

Также они сохраняют взаимосвязь с прошлым: функционируют как культурные традиции, обычаи, устоявшиеся нормы. Это играет важную роль в формировании любви к Родине, преемственности семейных обязанностей в их моральном значении.

Ценности участвуют в становлении интересов, мотивов и целей; являются регуляторами и критериями оценки поступков людей; служат для познания сущности человека, подлинного смысла его жизни.

Источник: https://FB.ru/article/446413/ierarhiya-tsennostey-aksiologiya---uchenie-o-tsennostyah

Аксиология как учение о ценностях

Аксиология как учение о ценностях

Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (axios – ценность, logos – cлово, знание).

Это – учение о ценностях, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков. В человеческом бытии ценности предстают как цели, смыслы и критерии оценки явлений природы, общества, культуры.

Большинство философских систем в качестве высших общечеловеческих ценностей выделяют классическую триаду – Красоту, Добро, Истину.

В античной, а затем и средневековой философии, ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие.

Начиная уже с Сократа и Платона, основным вопросом теории ценностей был: что есть благо? Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей.

Если, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»).

Таким образом, со времен античности до наших дней в философии ведутся споры по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она – результат оценивания, продиктованного потребностями личности или общества.

Обе эти точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. В первом случае знание о предмете характеризуется с точки зрения его истинности или ложности, во втором – с точки зрения ценности предмета, т.е. его значимости для человека.

Понятие ценности. Виды ценностей

Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его развития.

Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма.

В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

В современной литературе также существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

Применяют следующие классификации видов ценностей:

-по содержанию – материальные, политические, социальные и духовные;

-по сферам бытия – ценности природы, культуры, социума, науки и искусства;

-по субъекту – субъективно-личностные и надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие); личностные ценности формируются в процессе образования и воспитания;

по роли в жизни человека различаются ценности утилитарные (жилище, питание и т.п.) и духовные; в отличие от утилитарной ценности духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается во вне ее лежащих мотивах; если утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, то духовные ценности – ее смысл.

Соответственно этому и духовный мир личности имеет свою иерархию. Формирование системы (иерархии) ценностей выступает условием становления личности посредством усвоения духовных констант культуры, обеспечивающих ее устойчивость и воспроизводство.

Духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник.

Сердцевиной этих начал является нравственность.

Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «Я» и деятельно утверждать добро.

Активный процесс субъективации ценностей называется социализацией или адаптацией личности. Социализация – это усвоение личностью социальных ролей, ценностей, культуры. Социализация начинается с первых лет жизни человека и продолжается всю жизнь.

Выделяют три периода социализации личности: первичная социализация личности (детская социализация); промежуточная социализация (подростковая социализация); устойчивая социализация (социализация взрослого человека).

В социальной психологии двуединая связь личности и общества (интерсубъективный способ существования и развития личности) называется экстериоризацией и интериоризацией социальных форм деятельности, отношений, ценностей.

Экстериоризация (выражение «вовне», что соответствует объективации, созданию общественных отношений и ценностей) и интериоризация (усвоение «вовнутрь»).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_41444_aksiologiya-kak-uchenie-o-tsennostyah.html

Аксиология (учение о ценностях)

Аксиология как учение о ценностях

Аксиология — особый раздел философии, предметом которого являются теория природы и источников ценностей, способы индивидуального оправдания и осуждения наличного и возможного бытия, назначение человека, его целей и идеалов. Отсюда — взаимосвязь аксиологии с онтологией и гносеологией.

Философия ценностей и ценность философии

Философия занимается изучением не предметной реальности, но общих принципов, норм, идеалов, выраженных в системе ценностей и придающих смысл существованию. Ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования.

Ценность — это не только «осознанное», но и жизненно экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир.

Поэтому понятно, что ценности имеют большое мировоззренческое значение, являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп.

Утрата ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и дезинтеграции общества. Ценности — важнейший системообразующий фактор культуры.

Ценности: многообразие интерпретаций

Со времен античности и до наших дней в философии ведутся споры между представителями разных философских школ и направлений по базовой для аксиологии проблеме, существуют ли ценности в структуре бытия в целом и как они связаны с предметной реальностью. В философском осмыслении проблемы ценности сложились три оппозиции, отражающие некоторые ее особенности: метафизическо-позитивистская, априористско-феноменалистская и абсолютистско-релятивистская.

Метафизическо-позитивистская оппозиция. Платон в духе метафизики сводит ценности к неким идеальным сущностям, особому царству бытия, небесно возвышающемуся над нашей грешной землей.

Немецкий философ Николаи Гартман (1882 — 1950), обосновывая концепцию ценностей, исходящую из признания того, что эмоции приобретают статус онтологического характера за пределами субъективных актов восприятия, отождествляет ценности с платоновскими идеями, противостоящими реальному бытию.

Они не возникают и не уничтожаются, а время от времени востребуются или остаются незадействованными как творческие принципы, дающие бытие еще не существующему.

Позитивистская трактовка, напротив, не видит за ценностями ничего, кроме человеческих страстей, чувств и эмоций. Последние вполне реальны, однако статус ценностей всецело номинальный, наделяющий имена самостоятельным существованием. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека.

Априористско-феноменалистская оппозиция. В априористской перспективе ценности выступают в качестве совершенно формальных, схематически-структурных образований, предшествующих реальному жизненному опыту и независимых от него.

Более того, под их влиянием данный опыт впервые окрашивается в ценностные тона. Иначе говоря, априоризм рассматривает ценности по аналогии с врожденными идеями, якобы обосновывающими и направляющими нашу жизнь.

Априорность гарантирует всеобщность и необходимость ценностей, их трансцендентность относительно индивидуальной субъективности и фактических условий жизни.

В противоположность априористскому феноменалистское понимание ценностей сводит все к «здесь-и-сейчас бытию», к непосредственным жизненным взаимодействиям и интерсубъективным ситуациям, к событийной актуальности человеческого существования. Иначе говоря, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Абсолютистско-релятивистская оппозиция. Абсолютистская интерпретация ценностей представляет их как нечто неизменное, раз и навсегда данное, самодовлеющее, непреходящее, вечное. Абсолютность ценностей выводится из природы Универсума или из всемогущества и всеблагости Бога. Если согласиться с тем, что ценности надындивидуальны, то неизбежно отождествление истины и ценности.

Релятивистская интерпретация ценностей замыкается в конечном счете на субъективных желаниях и предпочтениях человека, на признании зависимости ценностей от конкретных обстоятельств времени и места, от этнической, культурной и цивилизационной специфики. Релятивистская интепретация ценностей сводит проблему ценности к проблеме оценочного суждения, объясняемого личностным характером осмысления мира.

Таким образом, на основе анализа сложившихся в истории философии подходов к проблеме ценности можно заключить что ценности не сводятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъективных определений. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности общества и личности.

Иерархия ценностей

Ценности не являются гомогенными. Отсюда — возможность выстроить иерархию ценностей в зависимости от того, в какой мере они способствуют полноте реализации личности как высшего существа. Под иерархией ценностей понимают их расположение от низших к высшим или от высших к низшим.

Низшие ценности более массовы, они распределены среди большего числа людей. Они, как правило, стереотипны, удобны. В них много конформизма.

Это некие усредненные модели, которые усредняют самого человека, в них он теряет свою индивидуальность. Высшие ценности не имеют широкого хождения, они доступны только высокоразвитым субъектам, чаще всего неудобны.

Они развивают, совершенствуют человека, содержат в себе нонконформистский заряд, требуют не останавливаться на достигнутом.

Ценности и оценка

Нет ценности без оценки. Ценность разворачивается в процессе оценки. Оценка — есть определение субъектом социальной значимости явлений, направляет его деятельность.

Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды жизнедеятельности человека, реализуясь на чувственном и рациональном уровнях, в форме эмоций и чувств, представлений, восприятий, суждений, влечений, желаний, стремлений, деятельности.

Объективное содержание оценки определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Истинное, достоверное знание само по себе может быть основанием оценки.

Однако парадокс оценочных суждений состоит в том, что знание не является препятствием для произвольной оценки явлений действительности.

Оценочные суждения субъективны, имеют разные основания и могут определяться в категориях истинности или ложности, справедливости или несправедливости.

В оценочных суждениях выражается культура человека, его способность адекватного понимания и эмоционального переживания.

Определенным барьером субъективизму оценки является наличие объективного основания — критерия, который позволяет субъекту дать квалификацию явления с точки зрения его социальной значимости в данный момент или в перспективе, осуществить селекцию, отбор предметов и явлений действительности и определить стратегию своей деятельности. В оценочных суждениях основание оценки может быть выражено явно, а может содержаться имплицитно, т.е. в неявном виде. Но основание — неустранимый элемент оценки.

Виды ценностей

Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций. По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности.

сфера предметных ценностей — продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве.

К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, выраженные в форме нормативных представлений о добре, благе и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, о смысле истории и предназначении человека.

Духовные ценности существуют в форме норм, вкусов, идеалов. Норма есть представление об оптимальности и целесообразности деятельности, продиктованное единообразными и стабильными условиями.

Идеал есть представление о высшей норме совершенства, концентрированное выражение духовных ценностей, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и общества.

Идеал выполняет регулятивную функцию, служит вектором, позволяющим определить стратегические цели, реализации которых человек готов посвятить свою жизнь.

По субъекту — носителю ценностного отношения различаются ценности надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные.

Общечеловеческие ценности предполагают осмысление единства человеческого рода и сохранение совокупного духовного опыта. В общечеловеческих ценностях нет и не может быть никакой предзаданности или положенности, никакой внешней направляющей и подтверждающей инстанции. Они устанавливаются на манер правил игры, в процессе самой игры. Игра здесь диалог.

Личность есть средоточие, центральное ядро «царства ценностей».

Формы существования ценностей: общественные идеалы (семья, собственность, государство), культура (виды, жанры, традиции как коммуникация ценностей) предметно воплощенные (витальные) ценности (человек, жизнь, здоровье, любовь, счастье), личностные ценности (мотивация поступка, принципы поведения, культурные стандарты). Деньги как универсальная ценность. Власть как ценность. Слава как ценность.

Свобода — единственное основание ценностей. Ценности — продукт свободы выбора.

Источник: http://filosofedu.ru/index.php/filosofija-konspekt-lekcij/67-aksiologija-uchenie-o-cennostjah

Refy-free
Добавить комментарий