Аэробика как средство физического воспитания

Аэробикакак один из видов физкультурно-спортивной деятельности и средств физического воспитания личности

Инновационный проектЧистяковой Ларисой Александровной,учителя физической культурыМБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 43 им. Г.К.Жукова» г. Курска

Залы для занятия аэробикой и силовыми видами спорта

Возникновение аэробики

Еще в античном мире физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, а также силы и выносливости.

Одной из разновидностей греческой гимнастики была орхестрика – гимнастика танцевального направления.

Её справедливо можно считать предшественницей всех существующих ритмических и ритмико-пластических систем упражнений, включая современную художественную гимнастику.

На рубеже 19-20 вв. формируется направление гимнастики, связанное с именем французского физиолога Ж. Демини. Его система была основана на ведущем значении ритма и гармонии движений, ритмичном чередовании расслабления и напряжения мышц.

Последователем Демини был Б. Менсендик, разработавший женскую функциональную гимнастику. Основными ее задачами были: укрепление здоровья при помощи женской гимнастики, развитие силы, воспитание искусства движения в форме танца.

Большое влияние на развитие гимнастики оказала система Ф. Фельстера, который пытался установить взаимосвязь между эмоциями и жестами человека. Его работы оказали влияние на развитие балета, пантомимы, послужившей фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике – ритмопластики.

В 1960 г. Термин «аэробика» был введен К.Купером, происхождение его идет от слова аэробный, т.е идущий с участием кислорода.

В 1980 г. Явился началом крупномасштабной операции по внедрению аэробики. На арену массовой физкультуры выходят не только специалисты в этой области, но и известные актеры.

Классификация аэробики

  • Спортивная аэробика – это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами.
  • Прикладная аэробика – она получила определенное распространение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта, а также в производственной гимнастике, в ЛФК.
  • Оздоровительная аэробика – одно из направлений массовой физкультуры с регулируемой нагрузкой. Этот вид аэробики привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на развитие силы, гибкости, выполняемые из разных исходных положений.

Разновидности оздоровительной аэробики

  • К танцевальным видам аэробики относятся джаз-аэробика, хип-хоп, латин-джаз,танго-аэробика.
  • Танцевальная аэробика – основана на одноименных музыкальных и танцевальных стилях, соединенных с элементами современной хореографии и эстрады, а также с упражнениями спортивного характера. Укрепляет мышцы, особенно нижней части тела, стимулирует работу с-с системы, улучшает координацию движений и осанку, сжигает лишний вес.
  • Хип-хоп – танцевальный вид аэробики, заимствующий движения из уличных танцев. Основными движениями являются – подскоки и подпрыгивания, разнообразные шаги, брейк.
  • Танцы живота безусловно несут аэробную нагрузку и превосходно прорабатывают грацию и пластику, а также женственность. При занятиях развиваются мышцы животы.
  • Степ- аэробика служит для профилактики и лечения остеопороза и артрита, для укрепления мышц и восстановления после травм колена. Наиболее известными являются: базовый степ, степ-латина….

Виды аэробики с силовой направленностью

  • Для аэробики этого вида специально разработаны программы для мышц живота, спины и ног. В этих видах аэробики широко используются гантели, резиновые амортизаторы и.т.д .

Упражнения с гантелями.

Упражнения с резиной.

Аэробика с мячом . В процессе аэробики используются специальные пластиковые мячи диаметром от 35 до 65 см. Это вносит некоторый игровой элемент в занятия, способствует тщательной проработке отдельных групп мышц, хорошо воспитывает чувство равновесия, способствует улучшению осанки, совершенствование межмышечной регуляции.

Занятие аэробикой состоит из следующих основных фаз: разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка аэробикой

  • У разминки две цели: во-первых, разогреть мышцы спины и конечностей; во-вторых, вызвать некоторое ускорение темпа сердечных ускорений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе. При разминке выполняют легкую нагрузку в течение 2-3 минут. Большое значения имеют упражнения на растягивание, например наклоны.
  • В аэробной фазе выполняются те упражнения, которые составляют программу аэробики.
  • Фаза заминки занимает 5 минут, в течение которых необходимо продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений.
  • Фаза силовой нагрузки продолжается в течение 10 минут, в этой фазе укрепляются мышцы и развивается гибкость.

Проект: Аэробикакак один из видов физкультурно-спортивной деятельности и средств физического воспитания личности

Объект проектирования: организация процесса обучения и воспитания на уроках физической культуры

Предмет проектирования: формирование красоты движения, грации, пластики и гибкости

Цель проектирования:

Гипотеза проекта

Если изменить содержание уроков в зависимости от интересов, возраста, физического состояния и подготовленности занимающихся, то в результате регулярных занятий аэробикой произойдут благоприятные изменения в легких, сердце и в сосудистой системе, также улучшится психическое состояние, кровообращение и организм сможет бороться с сердечными заболеваниями.

Задачи проекта

  • Формирование физических и физиологических знаний, умений и навыков
  • Создание условий для занятий аэробикой
  • Воспитание чувство красоты движений, ритма, такта.

Спасибо за внимание

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/aerobika-kak-odin-iz-vidov-fizkulturno-sportivnoi.html

Аэробика как средство физической культуры

Аэробика как средство физического воспитания

Одной из основных целей государства является привлечение молодежи к занятиям физической культурой и формирование у них желания вести здоровый образ жизни. Ведь здоровая молодежь — это основа нашего общества и государства.

И важно, чтобы молодежь была работоспособной.

А эту работоспособность определяют физиологические, физические и психологические особенности, поэтому значение физической подготовки студентов очень важна, и она повышается с каждым годом [5].

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физическая культура является обязательной дисциплиной образовательного процесса. Она содержит теоретический, практический и контрольный учебный материал, который рекомендуется государственной учебной программой для вузов [5].

Физическая культура и спорт должны быть привлекательными для студентов, а какими методами и средствами вуз добьется этого, он уже выбирает самостоятельно. Главное, чтобы молодое поколение понимало, что это им необходимо. С помощью занятий обеспечивается гармоничное развитие физического состояния организма [4].

В физкультурном воспитании и образовании молодого поколения формированию и закреплению в сознании потребности и мотивации к постоянной заботе о своем здоровье уделяется огромное внимание [3]. Эта потребность должна быть основной для студентов.

Наше общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было физически развитым, здоровым и жизнерадостным. Здоровье — это основной фундамент каждой личности, а здоровая молодежь — фундамент нашего общества, нашего государства [4].

Проблема организации и совершенствования форм и методов воспитания на современном этапе не может быть решена вне рассмотрения проблемы гармоничного развития студенческой молодежи. Обязательным условием является развитие физического совершенствования человека.

В последние годы появляются различные работы, авторы которых рассматривают влияние физической культуры на духовный, нравственный уровень личности. Предпочтение отдается оздоровлению человека. Здоровый человек — лучший будущий специалист. Не зря есть поговорка «в здоровом теле — здоровый дух».

Общенациональная концепция подготовки физически здоровых и высокодуховных специалистов ставит перед кафедрами физического воспитания и спорта каждого вуза задачу воспитать духовно-нравственного, физически здорового, высокоинтеллектуального, волевого человека с крепким здоровьем [5]. Обновление физического воспитания немыслимо без новых форм воспитания. Аэробика представляет широкую возможность более разнообразно использовать средства и методы комплексного воздействия на организм занимающегося.

Внедрение аэробики в учебный процесс по физической культуре позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке студентов по сравнению с общепринятыми средствами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными [1].

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений, трудится большое количество специалистов.

Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.

Аэробика, как дисциплина решает комплекс задач [1]:

1.                  Оздоровительные:

—          повышение функциональных возможностей организма;

—          формирование осанки и совершенствование телосложения.

2.      Образовательные:

—          обучение выполнению упражнений и различных комплексов упражнений;

—          получение знаний самоконтроля и регулирования физической нагрузки;

—          обучение правилам безопасности;

—          развитие силы, выносливости и координационных способностей, гибкости.

3.      Воспитательные:

—          выработка чувства коллективизма;

—          преодоление трудностей;

—          воспитание эстетики движений и «красоты тела».

Аэробика на занятиях по физической культуре в вузе имеет ряд преимуществ. Так, например, аэробика популярна среди девушек, она им нравится, они понимают, что это приносит пользу их организму и фигуре.

К тому же занятия чаще всего проходят под музыку, что очень важно для эмоционального фона. Заряд энергии, хорошее настроение, подтянутое тело, вот что ощущают студентки после занятий.

Также аэробика оказывает полезное влияние на сердечную систему, укрепляет кровеносные сосуды, мышцы тела и центральную нервную систему.

Занятие аэробикой имеет следующую структуру:

—          вводная часть или разминка;

—          основная часть;

—          силовая часть;

—          заключительная часть или заминка.

Комплекс упражнений по аэробике.

Упражнение 1. Вращение головой.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, руки положите на пояс. Выполните вращательные движения головой, наклоны вперед-назад и влево-вправо (к плечам) в течение 1 минуты. Дыхание произвольное.

Упражнение 2. Вращение руками.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, руки опустите вдоль туловища. Вращайте прямыми руками сначала вперед, а затем назад по 10–12 раз. Во время выполнения упражнения спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание произвольное.

Упражнение 3. Повороты туловища.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтевых суставах и поднимите на уровне груди так, чтобы они были параллельны полу. Выполняйте повороты влево и вправо (по 10 раз в каждую сторону), стараясь как можно больше повернуться назад. При повороте в сторону делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 4. Наклоны туловища в стороны.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, поднимите руки над головой. Нагибайтесь вправо-влево (по 10–12 раз в каждую сторону). При наклоне в сторону делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 5. Наклоны туловища вперед-назад.

Встаньте прямо, поставьте ноги на ширину плеч, руки положите на пояс. Выполните наклоны вперед-назад (по 10–12 раз в каждую сторону). При наклоне вперед руками касайтесь пола, при наклоне назад старайтесь прогнуться как можно сильнее. При наклонах делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 6. Наклоны.

Поставьте ноги вместе, встаньте на носки, руки положите на пояс. Присядьте, затем поднимитесь, сначала упираясь руками в пол, а затем подняв их над головой. Потянитесь вверх как можно сильнее. Дыхание произвольное. Повторите упражнение 10–12 раз.

Упражнение 7. Махи ногами.

Встаньте прямо, возьмитесь одной рукой за опору, другую положите на пояс. Выполняйте махи ногой с согнутым коленом вперед-назад и в сторону (по 10–12 раз в каждую сторону). При махе ногой делайте выдох, возвращаясь в исходное положение — вдох. Закончив упражнение, повторите махи другой ногой.

Упражнение 8. Приседания.

Встаньте прямо, ноги вместе, руки положите на пояс. Выполните 10–12 приседаний. При этом спина должна оставаться прямой. При приседании делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 9. Выпрямление ног.

Сядьте на край стула, подтяните ноги к животу, руки подложите под ягодицы. Выпрямляйте поочередно то одну, то другую ногу, держа спину прямо. Выполните 10–12 махов каждой ногой. При выпрямлении ноги делайте выдох, при возвращении в исходное положение — вдох.

Упражнение 10. Тренировка брюшного пресса.

Лягте на спину на жесткую ровную поверхность (пол), пятки вместе, руки свободно положите вдоль туловища. Одновременно отрывайте плечи и ноги от пола, спина при этом должна оставаться прямой. В начале тренировки можно помогать себе руками, уперев их в пол. При отрыве плеч и ног от пола делайте вдох, при возвращении в исходное положение — выдох. Повторите упражнение 6–8 раз.

Упражнение 11. Ножницы.

Лягте на спину на жесткую ровную поверхность (пол), руки свободно положите вдоль туловища. Приподнимите ноги на 10–15 см от пола, выполняйте махи ногами, сводя их и разводя в стороны (правую ногу — вправо, левую ногу — влево). Дыхание произвольное. Повторите упражнение 10–12 раз.

Упражнение 12. Велосипед.

Лягте на спину на жесткую ровную поверхность (пол), руки свободно положите вдоль туловища. Поднимите ноги на 30–40 см от пола, согните их в коленях и выполняйте ногами движения, напоминающие кручение педалей на велосипеде.

Дыхание произвольное. Выполняйте упражнение в течение 2–3 минут, постепенно убыстряя темп.

Упражнение «Велосипед» улучшает работу легких, печени, селезенки, желудка, поджелудочной железы и кишечника, повышает иммунитет, стабилизирует артериальное кровообращение.

Упражнение 13. Уголок.

Лягте на бок, одну руку положите под голову, другую — на бедро или, согнув локоть, на пол. Согните колени под углом 45° и поднимайте их на 10–15 см над полом. Дыхание произвольное. Повторите упражнение 10–12 раз на каждом боку.

Упражнение 14. Потягивание.

Встаньте на четвереньки, обопритесь на колени и вытянутые руки. Вытяните вперед правую руку и поднимите выпрямленную левую ногу. Держите левую ногу и правую руку на одном уровне. Тяните выпрямленную руку вперед, а поднятую ногу назад, растягивая позвоночник. Дыхание произвольное. Повторите упражнение, поменяв руку и ногу.

Упражнение 15. Приседания в стороны.

Встаньте на колени, руки положите на пояс, спину выпрямите, смотрите прямо перед собой. Садитесь то вправо, то влево. При смене сидячего положения на исходное (стоя на коленях) не помогайте себе руками, поднимайтесь, напрягая мышцы ног. Дыхание произвольное. Повторите упражнение 10–12 раз в каждую сторону.

Упражнение 16. Кузнечик.

Сядьте на пол, ноги согните, ступни соедините подошва к подошве. Притяните ступни к паху и удерживайте ноги в данном положении за голени, сохраняя спину прямой. Наклонитесь вперед, расслабьте ноги и начните движения коленями вверх-вниз. Посидите в таком положении 2–3 минуты. Дыхание произвольное.

Упражнение 17. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.

Встаньте прямо, согните руки в локтевых суставах, правую руку положите на левое плечо, левую руку — на правое плечо. Выполните ходьбу на месте, старайтесь поднимать бедра как можно выше. На каждое поднятие бедра делайте вдох, на опускание — выдох. Постепенно увеличивайте темп ходьбы. Выполняйте упражнение в течение 2–3 минут.

Упражнение 18. Разведение рук в стороны.

Лягте на спину, пятки соедините, руки положите на затылок. Во время вдоха разведите руки в стороны, во время выдоха сведите обратно. Выполните упражнение 10 раз.

Упражнение 19. Сгибание коленных суставов.

Лягте на спину, руки положите вдоль туловища. Попеременно сгибайте ноги в коленных суставах и подводите их к животу на выдох. На вдох отводите и выпрямляйте. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение 20. Качели.

Лягте на спину, руки опустите вдоль туловища. Приподнимайте туловище, прогибая грудной отдел позвоночника во время вдоха и опуская во время выдоха. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение 21. Подъем корпуса.

Лягте на живот, одну руку положите на затылок, другую — на грудь. Поднимите верхнюю часть корпуса руками, делая вдох, опустите, делая выдох. Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение 22. Тренировка спины.

Лягте на живот, руки опустите вдоль туловища ладонями вниз. Поднимайте ноги попеременно, одновременно поднимая туловище, опираясь на руки и делая вдох. При возвращении в исходное положение делайте выдох. Повторите упражнение 8 раз.

Упражнение 23. Тренировка косых мышц спины.

Лягте на бок на валик. Закиньте руки за голову, делая вдох, опустите, делая выдох. Закончите выполнение комплекса упражнений контрастным душем. Выполните упражнение в медленном темпе 4 раза.

Занятия бывают разные: с использованием оборудования (мячи, гантели, амортизаторы, степы, платформы) для увеличения нагрузки на мышцы и без оборудования.

Кроме индивидуальных тренировок, существуют еще и групповые. Работа в группах отличный вариант для любящих общение людей, которые лучше себя чувствуют в коллективе. Основные виды групповых занятий по аэробике представлены ниже.

Роулинг — тренировка на гребных тренажерах. Этот вариант идеально подойдет тем, кто желает развить мускулатуру и повысить уровень выносливости организма. Также гребной тренажер способствует укреплению сердечно-сосудистой системы.

Трекинг — тренировка на беговой дорожке. Занятия проходят в группах. Работа на тренажере повышает выносливость и способствует сжиганию лишних калорий. Эффект достигается изменением нагрузки путем повышения угла наклона и, конечно же, скорости.

Слайд — это очень специфичный и интересный тренажер. Выглядит он как гладкая дорожка, длиной около 180 см и шириной 60 см. Тренирующийся человек надевает на ноги специальную обувь со скользящей поверхностью, встает на дорожку и начинает имитировать движения конькобежца.

Спиннинг — еще один интересный вариант занятия. Оно осуществляется на велотренажере, но «изюминка» в том, что тренирующийся параллельно смотрит видеофильм. Таким образом, за 45 минут человек под ритмичную музыку «проезжает» по различным горным тропам, лесам, степям и даже странам. Это и весело, и не однообразно. Не тренировка — а сплошное удовольствие.

Фитбол — это вид аэробики на мяче. Он безопасный и весьма эффективный. Суть его заключается в том, что человек, лежа или сидя на специальном мяче, выполняет определенные упражнения.

Таким образом, исправляется осанка, корректируется фигура, улучшается координация движения, повышается гибкость.

Фитбол особенно полезен при таких заболеваниях как варикозное расширение вен, артрит и остеохондроз.

Занятия аэробикой носят эстетический характер. Эстетическое воспитание — это организованный, целенаправленный и контролируемый педагогический процесс. Человек, умеющий выполнять красиво и плавно движения, развивает свои способности [2].

Благодаря музыке, аэробика является эффективным средство эстетического воспитания. Музыка имеет важное значение при обучении движениям, особенно при развитии выразительности и артистичности.

Таким образом, аэробика, обладая особой выразительностью и эмоциональностью, оказывает воздействие на организм и личность занимающегося.

Аэробику можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания студентов. С ее помощью преподавателями вузов достигается важная цель — формирование всесторонне-развитой личности (формирование физической и духовной культуры).

В занятиях аэробикой формируются и совершенствуются основные физические качества: быстрота, выносливость, сила, гибкость и координация.

Комплексное воздействие на организм занимающихся аэробикой проявляется в повышении запасов энергии и жизненных сил, повышении самооценки, улучшении пищеварения и сна, снижении нервозности, активном усвоении предметных программ обучения в вузе, и конечно же укреплении здоровья студентов.

Простота и доступность, исключение длительных и монотонных упражнений позволяет студентам с интересом и желанием заниматься. Упражнения должны охватывать все группы мышц.

Чтобы студенты выполняли правильно упражнения, нужно исправлять «искажения упражнений», использовать методы наглядности, доступности, систематичности, последовательности. Преподаватель-инструктор может применять метод «замедленного кадра».

Смена «кадра движения» несет определенные трудности, но это так же полезно для внимания и развития памяти [4].

Аэробика представляет собой несколько видов физических упражнений под музыку, которые образуют собой танец и общеразвивающие упражнения. Аэробика полезна как для физического развития, так и для похудения, она практически не имеет недостатков [1].

Необходимо использовать такие занятия с использованием аэробики в вузах. Это улучшает посещаемость и повышает уровень здоровья у студентов, так как аэробика носит оздоровительный характер.

Литература:

1.         Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физ. культуры / под. общ. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. М.: ТВТ Дивизион, 2006. — 303 с.

2.         Бабушкин Г. Д. Актуальные проблемы профессионального становления и воспитания специалистов // Теория и практика физической культуры. 1991. № 7. С. 5–39.

3.         Ильинич В. И. Физическая культура студента: учебник. М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

4.         Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608с.

5.         Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2003. — 480с.

Источник: https://moluch.ru/archive/96/21595/

Аэробика как вид массовой физической культуры

Аэробика как средство физического воспитания

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет»

(ИжГТУ)

Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки»

Реферат

по дисциплине: «Физическая культура» на тему

«Аэробика как вид массовой физической культуры»

Выполнил:

студент гр. Б03-523-1з Репин К.В.

дата сдачи:____________

Принял: Дресвянникова С.В.

Ижевск, 2012

f

1. Возникновение аэробики

2. Направления аэробики

3. Фазы занятий

Заключение

Литература

f1. Возникновение аэробики

Слово «аэробика» применительно к различным видам двигательной активности, имеющим оздоровительную направленность, предложил известный американский врач Кеннет Купер.

В конце 60-х годов под его руководством проводилась исследовательская работа для военно-воздушных сил США по аэробной тренировке.

Основы этой тренировки, ориентированные на широкий круг читателей, были изложены в книге «Аэробика», изданной в 1963 году.

Термин «аэробный» заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций.

Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях.

При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота.

К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время.

В широком смысле к аэробике относятся: ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах, велосипеде, и другие виды двигательной активности.

Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, также стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение и имеющих танцевальную направленность. Это направление оздоровительных занятий получило огромную популярность во всем мире.

В связи со специфичными целями и задачами, решаемыми в разных направлениях современной аэробики танцевальной направленности, можно использовать следующую классификацию аэробики:

-оздоровительная

-прикладная

— спортивная

Оздоровительная аэробика — одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов.

В том числе американская ассоциация аэробики, американская аэробическая ассоциация здорового образа жизни, международная ассоциация спортивного танца и др. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиораспираторной системы.

В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся содержанием и построением урока.

Спортивная аэробика — это вид спорта, в котором спортсмены выполняют непрерывный и высоко интенсивный комплекс упражнений, включающий сочетания ациклических движений со сложной координацией, а также различные по сложности элементы разных структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп). Основу хореографии в этих упражнениях составляют традиционные для аэробики «базовые» аэробные шаги и их разновидности.

Прикладная аэробика — она получила определенное распространение как дополнительное средство в подготовке спортсменов других видов спорта

(аэробоксинг), а также в производственной гимнастике, в лечебной физкультуре (кардиофанк) и в различных рекреационных мероприятиях (шоу программы, группы поддержки спортсменов, черлидинг).

Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из разных исходных положений.

2. Направления аэробики

Основные направления оздоровительной аэробики:

Танцевальная аэробика. Укрепляет мышцы, особенно нижней части тела, стимулирует работу сердечно — сосудистой системы, улучшает координацию движений и осанку, сжигает лишний вес.

Степ — аэробика. Служит для профилактики и лечения остеопороза и артрита, для укрепления мышц и восстановления после травм колена.

Аква (водная) — аэробика. Укрепляет тело, улучшает гибкость, растягивает мышцы и связки, сжигает лишние калории, успешно восстанавливает после травм, полезна для всех возрастов и для беременных женщин.

Слайд — аэробика. Самый оптимальный вид аэробики для женщин, желающих избавиться от жировых отложений в области бедер. Служит для укрепления основных мышц тела.

Памп — аэробика. Направлена на коррекцию фигуры и укрепление мышц.

Тай — Бо — аэробика. Служит для снятия стресса, повышает тонус и настроение, регулирует работу сердца, улучшает общее самочувствие.

Ки — Бо — аэробика. Развивает силу и выносливость, тренирует дыхательную систему, развивает гибкость и координацию, и помогает сбросить лишний вес.

Бокс — аэробика и каратэ — аэробика. Направлена на то, чтобы ваша фигура стала совершенной и была такой постоянно..

А — Бокс — аэробика. Необходима и для мужчин, и для женщин для снятия стресса и раздражения. Развивает координацию, быстроту реакции, выносливость.

Кик — аэробика. Необходима для улучшения общей и силовой выносливости, ловкости и координации. Развивает силу и гибкость мышц.

Тай — Кик — аэробика. Рекомендуется для желающих максимально сжечь подкожные жировые отложения.

Спиннинг или сайкл рибок. Укрепляет мышцы рук и ног, ягодиц и живота.

Позволяет сбросить лишние килограммы.

Резист — Бол. Помогает скорректировать фигуру, развивает координацию движений, гибкость. Способствует исправлению осанки и укреплению сердечно — сосудистой и дыхательной системы. Предназначен и для детей, и для взрослых.

. Треккинг — аэробика. Необходима для улучшения общего физического состояния организма. Улучшает работу сердечно — сосудистой и дыхательной систем.

3. Фазы занятий

оздоровительный аэробика физический

В общем виде занятие аэробикой состоит из следующих основных фаз : разминка, аэробная фаза, заминка, силовая нагрузка.

Разминка.

Разминка имеет большое значение, но, к сожалению, ее часто игнорируют, результатом чего являются растяжения мышц. У разминки две цели: во-первых, разогреть мышцы спины и конечностей; во-вторых, вызвать некоторое ускорение темпа сердечных ускорений так, чтобы плавно повышать пульс до значений, соответствующих аэробной фазе.

При разминке выполняют легкую нагрузку в течение 2-3 минут. Большое значения имеют упражнения на растягивание, например наклоны. Обычно при разминке используют комплекс упражнений для растягивания, предназначенный для предотвращения болей в пояснице.

Аэробная фаза.

Вторая фаза тренировки является главной для достижения оздоровительного эффекта. В этой фазе выполняются те упражнения, которые составляют программу аэробики. Что касается объема нагрузки, совершенно не обязательно заниматься пять раз в неделю. Неразумно заставлять себя выкладываться так часто, потому что накопившееся утомление может привести к травмам мышц и суставов.

Очень важно правильно выполнять аэробные упражнения, речь идет о безопасности занятий.

Еще раз повторю, что аэробика — это нагрузки, которые увеличивают частоту дыхания и сердечных сокращений, не нарушая равновесия между потреблением и использованием кислорода, при этом нагрузки выполняются не с максимальными усилиями в течение довольно длительного периода времени. Для того чтобы добиться большего эффекта, необходимо заниматься, по мнению специалистов, с интенсивностью, обеспечивающей частоту сердечных сокращений 65-80 % от максимальной.

Нужно научиться определять пульс, сначала в состоянии покоя. Если немного потренироваться, можно быстро освоить эту несложную процедуру.

Необходимо знать максимальную частоту сердечных сокращений. Для двадцатилетней девушки это 200 уд/мин. Значит, оптимальный пульс для занятий аэробикой составляет 140-160 уд/ мин. Такую частоту пульса необходимо поддерживать непрерывно, по крайней мере, 20 минут занятий.

Если заниматься с такой интенсивностью 4 раза в неделю, то довольно быстро ощущается тренировочный эффект: улучшается подготовленность, укрепляется сердце. Отличным средством проверки интенсивности нагрузки является тест “разговором”. Если во время аэробики вы можете продолжать разговор, значит интенсивность допустимая.

Если вы сбиваетесь с дыхания и не способны поддержать разговор, — нагрузка выше допустимой.

Заминка.

Третья фаза занятий аэробикой занимает минимум пять минут; в течение всего этого времени следует продолжать двигаться, но в достаточно низком темпе, чтобы постепенно уменьшить частоту сердечных сокращений.

Самое важное после аэробики — продолжать двигаться , чтобы кровь могла циркулировать о ног к центральным сосудам. Всякий, кто резко прекращает выполнение напряженного физического упражнения, подвергает опасности свое сердце и играет со смертью.

Деятельность сердечно-сосудистой системы может нарушиться, поскольку кровоток замедляется скорее, чем сокращения сердца. Вот почему необходима правильная заминка после каждого занятия. Основной ее принцип — никогда не заканчивать упражнение резкой остановкой.

Падение артериального давления должно быть постепенным.

Завершив основную, самую напряженную часть занятия, нужно соблюдать следующие требования : не стоять на месте без движения, даже в тот момент, когда измеряется пульс. не садиться.

Если после напряженной тренировки чувствуется тошнота или головокружение во время заминки, то следует несколько минут просто полежать на спине, подняв ноги вверх.

Силовая нагрузка.

Эта фаза занятия аэробикой, которая должна продолжаться не менее 10 минут, включает движения, укрепляющая мышцы и развивающая гибкость.

Упражнения с отягощениями различного вида или силовая гимнастика (отжимания, приседания, подтягивания или любое другое силовое упражнение) вполне отвечают назначению этого этапа.

Одна из основных причин, побуждающих заниматься силовой гимнастикой, заключается в том, что она увеличивает силу и прочность костей и суставов, а это делает человека менее подверженным травмам во время аэробной фазы.

Если строго придерживаться всех четырех фаз в занятиях аэробикой, то никаких серьезных травм не может случиться.

При самом соблюдении рекомендованного времени для всех четырех фаз аэробная тренировка займет не менее 40 минут. А сели этот вид занятий вас действительно увлекает, то эти 40 минут станут желанными и приятными.

Для поддержания интереса к урокам аэробики тренеру необходимо соблюдать определенную стратегию обучения и усложнения танцевальных программ в соответствии с двигательным опытом, подготовленностью и возрастом занимающихся. В связи со сказанным, при проведении занятий аэробикой широко применяются специфичные методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К ним относятся:

— Метод музыкальной интерпретации.

— Метод усложнений.

— Метод сходства.

— Метод блоков.

— Метод «Калифорнийский стиль».

В заключение несколько слов об общих условиях занятий аэробикой.

Большое значение имеет покрытие пола в зале. Идеально если полом и покрытием есть небольшой воздушный зазор. Это делает пол пружинящим, что, естественно, предохраняет от травм. Помещение, где проводятся занятия, должно быть просторным, чтобы не задевать друг друга локтями во время упражнений. Это также уменьшает риск получить травмы.

Инструктор должен быть профессионален и часто обращаться к занимающимся во время урока, — индивидуальный подход на занятиях тоже играет очень большую роль. Не стоит доводить себя до состояния “горения”.

Дело в том, что ощущение жжения в области груди может быть результатом коронарных нарушений, и появления таких симптомов нужно всячески избегать.

Если ощущается жжение в мышцах, это также может служить сигналом того, что эти мышцы перенапряжены и, следовательно, риск травматизации очень велик.

Главное — выбрать такую программу занятия аэробикой, которая бы максимально соответствовала поставленным целям. При этом программа должна быть построена таким образом, чтобы практически исключить риск получения травм, а также развития сердечно-сосудистых заболеваний.

Группы должны быть подобраны с учетом физической подготовленности, то есть примерно однородными. Программа должна быть таким способом, чтобы занимающиеся постепенно привыкали к непрерывной нагрузке и выдерживали ее без особого напряжения.

Выполнять упражнения нужно легко, без резких движений.

fЗаключение

Аэробика — это хорошее самочувствие, отличное настроение и избавление от лишнего веса. Аэробика — это движение под музыку, стимулирующее работу сердечно — сосудистой и дыхательной систем и при желании меняющее фигуру.

Аэробика привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от интересов, возраста, физического состояния, подготовленности занимающихся. Существует огромное количество видов аэробики (на сегодняшний день около 40), и каждый может выбрать тот или те, которые больше по душе и которые более ему необходимы

Термин “аэробный” означает “живущий в воздухе” или “использующий кислород”.

Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода.

В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе.

Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций — транспорт кислорода .

В наше время большинство людей малоподвижны. Они ходят пешком от автостоянки или автобусной остановки до своего учреждения, от рабочего стола до буфета или кафетерия. Даже молодежь не очень балует себя физическими нагрузками. А недостаток движений плохо сказывается и на состоянии здоровья, и на возможностях человека во всех сферах жизни.

Медицинские исследования показывают, что физические упражнения помогают улучшить психическое состояние, кровообращение и защитить организм о сердечных заболеваний. Двигательная активность — вот в чем нуждается для нормального функционирования, для укрепления здоровья и хорошего самочувствия.

fЛитература:

1. www.sport-aerob.ru

2. www.fizkult-ura.ru

3. www.fitn.ru

4. www.sportoforum.ru «История аэробики», Лисицкая Т.С.

7. www.aerobic.newmail.ru

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/sport/00328652_0.html

Аэробика как направление физического воспитания в современных условиях

Аэробика как средство физического воспитания

Нефедова А. Л., Танянский С. Ф. ,Баканова А. Ф.

Национальный аэрокосмический университет им.М.Н.Жуковского

Аэробикакак направление физического воспитания в современных условиях

При организации занятий по физическому воспитанию в условияхтехнического ВУЗа исходят из понимания того, что современная физическаякультура — это сложное и многофункциональное общественное явление.

Результатом деятельности в физическомвоспитании является физическая подготовленность и степень овладениядвигательными умениями и навыками, высокий уровень развития жизненных сил, спортивныедостижения, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие.

Перед учебным заведением нового типа стоит задача —значительно повысить эффективность физического воспитания студентов, болееполно удовлетворять их потребности, формировать мировоззренческую потребность введении здорового образа жизни, полнее использовать накопленные знания, уменияи навыки в дальнейшем физическом самосовершенствовании.

В студенческие годы продолжается поступательное физическоеразвитие организма, ведущее к увеличению большинства сомато-и физиометрических признаков, показателей физической подготовленности.

Использование традиционных средств физического воспитания необеспечивает в полной мере решения оздоровительных задач.

В настоящее время остро стоит вопрос о повышении интересастудентов к учебным занятиям по физическому воспитанию. Различный уровеньфизической подготовленности молодежи, поступающей в ВУЗ, различная мотивация поотношению к занятиям физической культурой и спортом и ряд других факторовусложняют, но не снижают необходимость решения этой проблемы.

Складываются благоприятные предпосылки для занятий различнойнаправленности, в соответствии с индивидуальными склонностями и способностями,и достижения в них определенных спортивных результатов.

Современная молодежь увлекается новыми видами физическойактивности, широко вошедших в массы. К ним можнопричислить аэробику и её разновидности (степ, слайд, аква-или гидро-аэробика, танцевальная аэробика и др.).

Так, большая часть поступающих на первый курс студентоквыбирают из многих оздоровительных видов физической культуры — аэробику,которая популярная среди девушек.

В настоящее время методика и эффективность применения средстваэробики в годичном цикле занятий на основе индивидуальных морфофункциональныхособенностей организма освещены недостаточно.

Разработка методики применения средств аэробики дляукрепления здоровья и успешного выполнения нормативных требований вузовскойпрограммы на основе реализации принципов индивидуального и типологическогоподходов обусловлена потребностями практики физического воспитания.

Использование на занятиях комплексов аэробики (ритмическойгимнастики) в целом положительно влияет на физическую подготовленностьдевушек-студенток.

Задачи,решаемые в ходе занятий ритмической гимнастикой, определяют содержание инаправленность физического воспитания студенток.

К ним можноотнести: развитие двигательных качеств, повышение двигательной активности придефиците времени, повышение и восстановление физической и умственной работоспособности, воспитаниеправильной осанки, формирование красивой фигуры и грациозности движений,воспитание музыкального вкуса, улучшение психического состояния за счетпереключения на другой вид деятельности, развитие чувства ритма и пластичности,повышение интереса к занятиям физической культурой и потребности к систематическимзанятиям физической культурой и спортом, обогащение знаний об активномотдыхе.

Отличительнымичертами при занятиях ритмической гимнастикой являютсяиспользование поточного или серийно-поточного метода выполнения упражнений.В ритмическую гимнастику включают объединенные в серии различные виды бега,прыжков, подскоков, танцевальных элементов, выполняемых в быстром темпе, чтозначительно повышает нагрузку и способствуют развитиювыносливости.

Устанавливая последовательность конкретных упражнений, необходиморуководствоваться следующими методическими положениями:

а)  упражнения должны оказывать равномерное влияниена развитие всех
основных групп мышц;

б)    последовательностьприменения общеразвивающих упражненийдолжна быть такой, чтобы каждое предыдущее упражнение способствовало

более эффективному воздействию на последующее.

Для занятий ритмической гимнастикой характерна многовершиннаяфизиологическая кривая — не менее 2-3 подъемов-спадов. Наиболее эффективнойметодикой проведения занятий является методика, направленная преимущественно наразвитие силовых способностей.

Регулирование нагрузки осуществляется за счет количестваповторений, темпа выполнения, амплитуды движения и характера выполненияупражнений с изменением исходных положений.

Упражнения ритмической гимнастикой выполняются подмузыкальное сопровождение с четким ритмом, что упрощает выполнение упражнений ивоспитывает чувство ритма, музыкальность, умение согласовать свои движения смузыкой. Такие занятия развивают организм, укрепляют его, усовершенствуют иоздоравливают.

Источник: http://www.rusnauka.com/2._SND_2007/Pedagogica/19209.doc.htm

Refy-free
Добавить комментарий