Адресаты любовной лирики А.А.Блока

Адресаты любовной лирики А.А.Блока

Адресаты любовной лирики А.А.Блока

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

Введение 2

Основная часть 4

«А.А.Блок и его Прекрасные Дамы» 4

1. «Образ матери склоненной» 4

2. Ксения Михайловна Садовская 8

3. Любовь Дмитриевна Менделеева 11

4. Наталья Николаевна Волохова 21

5. Ребенок – начало новой жизни? 23

6. Любовь Александровна Дельмас 25

Заключение 32

Библиография 33

Приложение 34

35

Введение

То, чем он жил в своей жизни, онсжигал дотла в своем творчестве…

Так сказал об АлександреАлександровиче Блоке Корней ИвановичЧуковский, хорошо знавший поэта. Можетбыть, если найти объяснение этомупротиворечию, то удастся отыскать ключк пониманию жизни и поэзии А. Блока.

Порой кажется, что все поэтыследуют правилу, провозглашенномуК.Батюшковым: «Пиши, как живешь». Желаниеувериться в этом, мы обращаемся заподтверждением даже к внешности поэтов.Кто не помнит печального и мрачноговзгляда лермонтовских глаз, громовогобаса Маяковского, горделивой осанкиАхматовой. Черты портрета стали частьюих поэтического облика.

Но при всей конкретности обликапоэта вокруг него всегда образуетсянекий таинственный ореол. Иногда этопроисходит оттого, что время многое несохранило и пустота в биографии стали,как у Лермонтова, атрибутом посмертнойславы. Но чаще тайна заключена в самойличности поэта, в его биографии,наполненной необычными событиями инеожиданными переменами в судьбе.

Что же увидим мы, обратившись кбиографии Александра Блока?

Жизнь Блока на редкость небогатавнешними событиями. Часами пропадал онв лавках букинистов, бродил по окраинамПетербурга, ездил в загородный ресторан,ходил в театр и кинематограф, играл влото, вел и выслушивал бесконечныеинтеллигентские разговоры на вечныетемы, влюблялся в актрис и писал стихи– вот как будто и все «тихое сумасшествие»его дня.

Романтические случайности словноизбегали поэта. Дважды он должен былдраться на дуэли, но обе дуэли несостоялись. Его не слышали, как Пушкинаили Лермонтова.

Он не был не издателемпрогрессивного журнала, не авторомполитических стихов, угрожающих престолу.

Живя в эпоху революции и, более того, вгороде, где они совершались, Блок несражался на баррикадах, а будучисовременником трех войн, — ни разу неучаствовал в бою.

А между тем, есть ли в XXвеке другой русский поэт, который жилбы жизнью более интенсивной, чем Блок?Внешнее однообразие жизни поэта толькосильнее подчеркивают загадочность еголичности, которая несомненно была иисточником и производной поэзии, а ктоже был вдохновением его поэзии, егомузой?

Тема реферата«Александр Блок и его Прекрасные Дамы»актуальна на сегодняшний день, так какв 2010 году исполняется 130 лет со днярождения поэта.

Цель работы: подробное знакомство с биографиейА.А.Блока.

Задачи:

  • собрать и изучить материал по данной теме;
  • подготовить иллюстративный материал для использования на уроках литературы и во внеклассной работе.

1. «Образ материсклоненной»

Теперь – за мной, читатель мой,

В столицу севера большую…

А.Блок

Александр Блок появился на светв один из промозглых петербуржских дней, 16 ноября 1880 года у дочки ректораПетербуржского университета АндреяНиколаевича Бекетова. «Саша… Сашаангелочек прелестный… Все вообще еголюбят…», — записывает в своем дневникеМ.А.Бекетова, тетя будущего поэта.

Действительно, как когда-то егомать, он – всеобщий кумир и баловень. Сребенком все возятся. Читают ему Пушкина,Жуковского и стихи Полонского.

Скоро он уже сам твердит ихнаизусть, порой при няне и маме, поройв полном одиночестве – для себя.

«С раннего детства, писал АлександрБлок в автобиографии, — я помню постояннонабегавшие на меня лирические волны,еле связанные ещё с чьим-либо именем».

Литература не только предметплатонического увлечения и преклоненияБекетовых: почти все они пробуют в нейсвои силы.

Избалованные отцом сестрыБекетовы оказались совершенно неподготовлены к житейской прозе,неискушенными, не защищенными отнеизбежных разочарований. Наиболееэкспансивная из них Александра Андреевна(мать поэта), впоследствии в горькиеминуты проклинала «этих Бекетовых»,виня их за все свои неудачи. Главнойсвоей ошибкой она считала брак сАлександром Львовичем Блоком (отецпоэта).

Ни Андрей Николаевич, ни ЕлизаветаГригорьевна совершенно не смогли оценитьдочернего избранника, предугадатьвероятное течение событий и предостеречьгорячо любимых детей от опрометчивыхпоступков.

Бекетовы видели в А.А.Блоке толькомолодого ученого – правоведа. ПоначалуАлександре Андреевне просто льстиловнимание этого красивого человека,нравились его тонкие комплементы, а вособенности великолепная, полнаякакого-то «стихийного демонизма» играна фортепьяно. Когда же он сделал ейпредложение, она отказала ему.

«Ася не каялась в своем поступке,- вспоминала М.А.Бекетова, — но мать наша,совершенно покоренная оральным обликоми необычайной музыкальностью АлександраЛьвовича, не могла утешиться после ееотказа и стала говорить Асе, что онаоттолкнула необыкновенного человека,с которым могла бы быть счастлива, какни с кем. Ася начала задумываться,вспоминать прошлое и попала под влияниематери».

Брак совершился 7 января 1879 годаи молодые уехали в Варшаву, где АлександрЛьвович получил кафедру в университете.Александре Андреевне было тогда 18 лет,она была очень весела, кокетлива играциозна.

Через 2 года родные не узнали ее,похудевшую и побледневшую, с потухшими,испуганными глазами. Жизнь с мужемоказалась очень тяжелой. Он истерзалее своим деспотизмом, вспышками ревностии яростного гнева, скупостью.

Огорченные и возмущенные Бекетовыуговорили Александру Андреевну расстатьсяс ним, чтобы уберечь и себя и новорожденногосына.

Развод дался ей нелегко. И хотявнешне она скоро оправилась и сновапохорошела, разыгравшаяся драма обострилапротиворечивость ее характера, оченьнервного с самого раннего детства.

Она была крайне порывиста, склоннак увлечениям, раздражительна, неуступчива,категорична, эгоистична.

Отец благосклонно отнесся кновому увлечению дочери – скромному,робкому гвардейцу офицеру. ОтчимомБлока становится Франц ФеликсовичКублицкий-Теоттух. Добряк Франц Феликсовичобожает жену, но довольно равнодушен кее сыну, даже ревнует ее к нему.

Александра Андреевна приходитк выводу, что снова сделала ошибку. Онатеперь даже преувеличивает недостаткимужа, целиком погруженного в чуждые ейполковые интересы. С большим трудомвыдерживает она роль хозяйки дома,вынужденной принимать сослуживцев итоварищей Франца Феликсовича.

Припадки черной меланхолииусиливаются. Порой она жестоко обижаетмужа, мать, сестру. Вся ее любовьсосредотачивается на сыне. Она сталане только его наставником в чтении, нои поверенным его тайн, первым ценителемего стихов, внимательным и чуткимсоветчиком.

«Лучше бы писал да и писал, — непоказывая никому, кроме своей матери,если есть она», — как характерен этотпоздний отзыв Блока об одном начинающемпоэте!

Она приобщила сына к той духовнойжизни, которой жила сама, и в первуюочередь к литературе. «Ведь писатели,те, которых я особенно люблю, — это отцымоей церкви», — заметила она как-то.

Но эта материнская «церковь»отнюдь не отличалась благосклонностью,смирением, идиллическим покоем.

Один из ближайших друзей Блока,Е.П.Иванов, писал в последствии, что вАлександре Андреевне «была ночь с мракомсмертным, черным, как тень, поглощающаясвет дня… Эта мрачная ночь была однимиз двойников в душе матери».

Он тут же оговаривается: «Но вдуше матери, как и в душе сына, был другойдвойник, светлый, как ясная ночь,простирающаяся всеми звездами своимик заре вечно нового дня».

И его свидетельство, и признаниесамой Александры Андреевны в письмахк близким людям, и воспоминанияЛ.Д.

Менделеевой–Блок говорят о том, чтоматеринское влияние на Блока былопротиворечиво, влияние расшатанной,временами просто болезненной психики.

И сама Александра Андреевна впоследствии,пережив сына, склонна была принять насебя самые страшные вины. «Я безмернои непоправимо виновата перед Сашей…»- говорится в одном ее письме.

Однако не была ли нервная,неуравновешенная, мятежная материнскаядуша и чем-то противостоящим убаюкивающеймузыке старой русской семьи, чем-тоисподволь подготовившим мальчика к тембурям, какие он встретит, выйдя за порогродного дома?

Впоследствии Блок писал о героепоэмы «Возмездие», носящем явныеавтобиографические черты, что «всесильнее в нем накоплялось волнениебеспокойное и неопределенное». И оченьвероятно, что пе6рвый толчок этомуволнению был дан матерью.

В трудные для себя годы поэтсетует на то, что житейские обстоятельстваотстранили от него «всех лучших людей,в том числе – мою мать, то есть моюсовесть»

2. Ксения МихайловнаСадовская

Летом 1897 года, во время пребываниявместе с матерью и теткой МариейАндреевной на немецком курортеБад-Наугейм, Блок познакомился с КсениейМихайловной Садовской.

«Это была высокая, статная,темноволосая дама с тонким профилем ивеликолепными синими глазами, — вспоминаетМ.А.Бекетова. – Была она малороссиянка,и ее красота, щегольские туалеты исмелое, завлекательное кокетство сильнодействовали на юношеское воображение».

Блоку не было и 17 лет, ей – 32.К.М.Садовская была почти ровесницей егоматери. Всем окружающим, и ей в том числе,влюбленность гимназиста кажется оченьзабавной.

В несколько дней Блок сильноизменился – он похудел, стал нервен икапризен с родными. Тетка находиласмелые отношения племянника – гимназистаи взрослой женщины неприличными. «Онухаживал впервые, пропадал, бросая нас,- записывает она в дневнике, — был неумолими эгоистичен, она помыкала им, кокетничала,вела себя дрянно, безумно и недостойно».

«Он ухаживает за ней старательно,сопровождая ее решительно всюду, -сообщает Александра Андреевна в письмахродителям. – Она кокетничает с ним иотносится к нему милостиво. Смешносмотреть на Сашуру в этой роли.

С розойв петлице, тщательно одетый, он отправляетсяза ней, берет на руку ее плед или накидку,но разговоры его часто ограничиваютсякивками головы… Не знаю, будет ли толкиз этого ухаживания для Сашуры в смыслеего взрослости и станет ли он послеэтого больше похож на молодого человека.Едва ли».

Все это – как завязка банальногокурортного романа. Развязка его поройбывает драматической, но бывает изаурядной, «мирной», когда все случившеесявоспринимается как нормальный образчик«науки страсти нежной» в ее будничномвыражении.

«Сашура у нас тут ухаживал свеликим успехом, пленил барыню 32-х лет,мать троих детей и действительнуюстатскую советницу, — пишет родителямАлександра Андреевна.

Не мудрено, что этот «великийуспех», невольно поощренный подобнымотношением, отразился на внешнемповедении красивого гимназиста.Соперничество в «опытности» и мнимой«взрослости» процветало и в гимназии,где он учился.

Источник: https://works.doklad.ru/view/p-MFiB0Ft1o.html

Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ 2-3 стихотворений. Наизусть

Адресаты любовной лирики А.А.Блока

Билет 12

Новаторство Чехова-драматурга. Принципы «новой драмы». Бывшие и нынешние хозяева вишневого сада в комедии А.П.Чехова.

Новаторство:

1. Новый тип названия. Само название пьесы «Вишневый сад»  стало новым в наименовании драматических произведений. Русская литература традиционно выносила в заглавие или имя главного героя, или обозначение конфликта произведения, или основную тему. Обозначение в заглавии конкретного понятия подводит зрителя или читателя к обобщенному восприятию картин жизни в пьесе.

Новая образная система. В «Вишневый сад», как и в других пьесах Чехова отсутствует  

Деление на отрицательных и положительных персонажей — это еще одно проявление новаторства автора.

Новый вид конфликта. Еще одно достижение Чехова-драматурга, которого не знала классическая драматургия, — отсутствие внешнего конфликта. Чехов показывает конфликт внутри каждого человека, конфликт судьбы и жизни.

Новизна жанрового решения пьесы, появление подтекста. Жанрово «Вишневый сад» определяют как лирическую комедию. Чехов, усматривая в жизни много комического, обращает внимание на чувства героев, их тонкие оттенки, что создает лиризм комедии.

Принципы «новой драмы»:

1. Сближение различных литературных родов – проникновение в драматургию лирической стихии. Важно не событие, а переживание этого события.

2. Характер героя раскрывается не в борьбе за достижение цели, а в переживании противоречий бытия. Пафос действия сменяется пафосом раздумья.

3. Разрушается «сквозное действие», ключевое событие, организующее единство классической драмы.

4. Нет абсолютно счастливых и абсолютно несчастных людей, нет положительных и отрицательных героев.

5. Конфликт приглушён, действие развивается неторопливо, часто прерывается лирическими излияниями героев, воспоминаниями. Особое значение придаётся паузам.

6. Герои многоговорят и не пытаются услышать друг друга. Возникает проблема непонимания, слова утрачивают смысл.

7. В пьесах много внесценических персонажей. Они расширяют эпическое пространство.

8. Особое значение приобретает неведомый классической драме подтекст: многое скрыто за обычными словами-репликами, за интонацией или жестами.

9. Нет деления актов на явления – появление очередного героя не вносит в конфликт новых перипетий.

Бывшие хозяева вишневого сада:

Любовь Андреевна Раневская                                Гаев – брат Раневской


Это люди «эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя и ничего не понимая.

                                                                                                                                        А.М.Горький

Пьеса «Вишневый сад» была создана Чеховым в 1903 году. Ос­новная ее тема — гибель дворянского гнезда в результате распада экономики и психологии дворянства. Характеры и настроения ухо­дящего с исторической сцены класса воплощены в пьесе в образах Раневской и Гаева. Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странны­ми людьми».

Безволие, неприспособленность, романтическая восторжен­ность, неустойчивость психики, неумение жить характеризуют, прежде всего, Раневскую. Личная жизнь этой женщины сложилась неудачно.

Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тра­тит средства на человека, который ее обманул и обобрал. После продажи вишневого сада она снова уезжает в Париж. В сущности Раневская эгоистична и равнодушна к людям.

Жизнь ее пуста и бесцельна, хотя она и много говорит о своей нежной любви к людям, к вишневому саду.

Таким же, как и Раневская, безвольным, никчемным в жизни человеком является и ее брат Гаев. Всю жизнь он прожил в имении, ничего не делая. Он сам сознается, что проел свое со­стояние на леденцах. Единственное «занятие» его — бильярд. «Деловая» связь с городом выражается у него только в покупке анчоусов и керченских сельдей. Гаев несколько грубоват.

Эти люди, привыкшие беспечно жить, не работая, не могут осмыслить даже трагизма своего положения. У них  отсутствуют подлинные, глубокие чувства. И Раневская, и Гаев в сущности не любят родину и живут только личными чувствами и настроениями.

Нынешний хозяин вишневого сада:

Лопахин — единственный в пьесе, кто много и с удовольствием трудится. Заработав большие деньги, не дрожит над ними: постоян­но дает в долг Раневской, зная, что она никогда их не вернет.

Он искренне хочет помочь Раневской. Поначалу Лопахин не собирается при­обретать сад, но когда он вместе с Гаевым оказывается на аукционе, то уже не может совладать с собой.

В Лопахине сочетается грубость и мягкость, невоспитанность и интеллигентность.

Развитие темы любви в поэзии А.Блока. Адресаты любовной лирики. Анализ 2-3 стихотворений. Наизусть.

Определяющей темой в лирике Александра Александровича Блока по праву можно считать тему любви. В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт доносит сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось.

    Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую он был влюблён и которая вдохновляла его («Дева», «Заря», «Величавая Вечная Жена», «Непостижимая», «Стихи о Прекрасной Даме» и другие).

В молодые годы, до женитьбы на Л. Д. Менделеевой, увлёкшись элегантной, красивой дамой, на двадцать лет старше его, Блок писал стихи, посвящая их К.М.С.

, то есть Ксении Михайловне Садовской («Я думал, что умру сегодня к ночи…», «Помнишь ли город тревожный…», «Аметист», «Твой образ чудится невольно…» и другие).

   Первая книга Блока создана под влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Дама.

Она и Древняя Дева, и Заря, Купина, Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая».

Миф о Софии, Мировой Душе, становясь темой лирических стихотворений, делал неузнаваемой связанную с ней природную, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца).

Эта мифологическая сторона ранней лирики Блока до сих пор не вполне осознана ни читателем, ни исследователями его творчества. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Несмотря на то, что в основе цикла лежит автобиографический факт – роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, – необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ.

   К этому странному чувству примешивается и религиозная любовь. Герой любит Прекрасную Даму не как мужчина любит женщину, а как человек любит и преклоняется перед чем-то ему недоступным, прекрасным и великим. Эту любовь можно назвать божественной.

В ней нет ни капли пошлости и приземленности. «Стихи о Прекрасной Даме» также отчетливо выявили невозможность жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»).

Адресаты любовной лирики:

Ксения Михайловна Садовская

Знакомство произошло в Германии, куда юноша ездил вместе с матерью. Ее красота и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение.

«Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило разум. Они потянулись друг к другу. Но первая любовь остыла так же внезапно, как и началась, остались только пылкие юношеские стихи.

Ей он посвятил цикл стихотворений «Через 12 лет».

Любовь Дмитриевна Менделеева

Она была Прекрасной Дамой Блока и в жизни, и в стихах. Ей он посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В него вошло 93 стихотворения о любви. Менделеева предстает перед нами недосягаемой, недоступной. Все 800 стихотворений, посвященные Любови Дмитриевне, сочетают в себе реальное и мистическое. Стихи о «Прекрасной Даме» наполнены какой-то неразгаданной тайной.

Наталья Николаевна Волохова

Зимой 1906г. Блок познакомился с актрисой театра Натальей Волоховой.  Ей он посвятил циклы стихов второго тома «Снежная маска» и «Фаина». Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была.

Этот странный, легкий и мучительный роман длился почти 2 года.

Если в «Снежной маске» образ женщины выступает еще как яркий символ роковой и трагической страсти, то в «Фаине» уже четко возникает характер «темной женщины», «женщины-змеи».

Любовь Андреева-Дельмас

Героиней 3 тома «романа в стихах» стала певица Любовь. Блока поразило ее исполнение партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе. Она была одной из самых счастливых привязанностей Блока. Цикл, посвященный ей, состоит из 10 стихотворений. В цикле господствуют настроения отчаяние, жажды гибели.

Вывод:

• В своей ранней лирике поэт обращается к теме Прекрасной Дамы. Красота, гармония и неразгаданная тайна — все это сочетает в себе Прекрасная Дама.

• Любовь к женщине, перерастая себя, превращается в любовь к Родине — той единственной, которой верен всем сердцем. Так и видоизменялась тема любви в творчестве А. А. Блока: от возвышенной, прекрасной перед таинственной незнакомкой к единственной любви, любви на всю жизнь — к Родине.

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 120;

Источник: https://studopedia.net/11_21354_razvitie-temi-lyubvi-v-poezii-abloka-adresati-lyubovnoy-liriki-analiz---stihotvoreniy-naizust.html

Сочинение на тему Любовная лирика А. Блока ( : Блок Александр)

Адресаты любовной лирики А.А.Блока

Особое место в русской литературе XX века занимает любовная лирика.

Каждый писатель по-своему описывал волшебное чувство любви, создавал особенные женские образы, находил их воплощение в различных предметах и явлениях.

На мой взгляд, одним из самых выдающихся поэтов, обращавшихся в своём творчестве к любовной лирике, является А.А. Блок. Он имел свое, иное, неповторимое, восприятие любви, стремился найти идеал.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Творческий путь этого поэта необычайно сложен и противоречив. На первый взгляд разные этапы его творчества ничем не схожи друг с другом, имеют разные замыслы и идеи.

Однако, изучив биографию Блока, я поняла целостность, неразрывность его творческого пути — от «Стихов о Прекрасной Даме» до поэмы «Двенадцать».

Сам Блок определял свой жизненный и творческий путь как «трилогию вочеловечения», вкладывая в это понятие поиски земного воплощения всем великим истинам, идеалам. Он рассматривал свои произведения в его единстве и нерасторжимой цельности, что и подтверждают слова А. Белого.

Творческая судьба поэта всегда была неразрывно связана с его личной жизнью. Главной и единственной женщиной, вдохновлявшей его на всём пути, стала Л.Д.Менделеева.

На первом этапе своего творчества он посвятил возлюбленной сборник «Стихов о Прекрасной Даме», сюжет которого – это сюжет страстного ожидания и волнующей встречи. Молодой, окрылённый чувством неземной любви поэт, видел в обычных вещах нечто неземное.

Пространство цикла «Стихов о Прекрасной Даме»- это мир конкретно-чувственных явлений, наполненный иным таинством содержания. В нём автор создал образ идеальной, недосягаемой женщины, называя её по-разному: Владычица вселенной, Душа Мира, Непостижимая, Прекрасная Дама, Царица Неба.

О силе чувств поэта свидетельствует приравнивание его любви к чему-то мистическому, наделение возлюбленной признаками настоящего божества. Себя же поэт называет коленопреклонённым монахом, рабом, рыцарем.

Лирический герой не испытывает радость обретения счастья, он мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение возлюбленной. Создавая цикл «СПД», Блок отрешился от реальности, ушел в созданный им мир. Дальнейший путь его творчества Прекрасная Дама сопровождала уже в других образах. Именно начальный период творчества Блока назван «тезой», о чём свидетельствует вера поэта в нереальное, неземное.

Становясь старше, А.А.Блок переоценивал жизненные ценности, своё отношение к происходящему. События начала XX века отразились на писателе, теперь он уже отходил от прежних идеалов, в поисках нового смысла. На втором этапе творчества меняется тематика стихотворений Блока: тема возвышенной любви переходит в тему борьбы — любиви.

Он противопоставлен первому этапу, поэтому получил название «антитеза». Главным стихотворением, характеризующим данный жизненный период, является «Незнакомка». Образ Прекрасной Дамы в новом творчестве приобретает реальные черты.

Трудно понять, существует ли девушка наяву или лишь снится герою во сне, но в ней ясно видны черты Прекрасной Дамы. На мой взгляд, в этом стихотворении А.А. Блок показал столкновение прекрасной мечты и реальной действительности.

Второй период его творчества наполнен такими образами как вьюга, огонь, комета, что говорит о не спокойствии на душе поэта. Он был запутан реальностью, пытался найти свой новый идеал, но в его сердце всё ещё жила любовь к прекрасно даме.

Поэма «Двенадцать» стала финалом в творчестве Блока. Казалось бы, она не имеет ничего общего с прекрасным женским образом возлюбленный. Но даже здесь Блок находит воплощение Прекрасной Дамы.

Два образа реальной и неземной женщины находят отражение в образе Катьки, падшей женщины, и в символе непорочности — «белом венчике из роз». В смерти Катьки поэт находит решение вопроса «Вечной Женственности». Автор дал мне понять, что конце всего останется только высший, потусторонний идеал.

Центральным символом поэмы являются 12 солдат-апостолов, которые идут из старого мира в новый во тьме ночной. На мой взгляд, в этой символике Блок воплотил собственное душевное состояние, которые преследовало его в течение всей жизни. Поэт жил, не ждав идеального будущего, а ища идеалы в настоящем.

Вероятно, в конце жизни он разочаровался в своих убеждениях, понял, что революция неизбежна для достижения прекрасного.

Данный этап творчества поэта так же, как и остальные, наполнен различными образами, цветами, ритмичностью и носит название «синтез».

Анализируя творческий путь Блока, я поняла смысл высказывания А. Белого. Действительно, этот писатель через весь путь пронёс свои жизненные убеждения, воплощая их в творчество. Все произведения различных этапов его жизни связывает символика образов, цвета, таинственность, поиски идеала, образ Прекрасной Дамы.

Отличительной чертой женщины в произведениях Блока является нереальность, туманность, загадочность. Всех их связывает одно — отношение автора к героине. Причиной тому стало единственность вдохновительницы поэта с героинями произведений.

Ведь именно Менделева и была Прекрасной Дамой, Незнакомкой и Катькой в произведениях Блока.

Её облик полуреален, она отстранена от окружающей действительности, как будто не принадлежит ей. В то же время Незнакомка вполне реальна, ее внешность невольно возникает перед мысленным взором благодаря мелким деталям:

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id56003

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=56003

Проект на тему:

Адресаты любовной лирики А.А.Блока

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Проект на тему: «Тема любви в творчестве А. Блока

Выбранный для просмотра документ тема любви в творчестве а. блока.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайдОписание слайда:

Тема любви в творчестве Александра Блока. Проект по литературе. Выполнила: ученица 11 класса Азарова Оксана. Руководитель: учитель русского языка и литературы Писарова Е.М.

2 слайдОписание слайда:

Самое истинное в человеке — это его чувства. Поэзия как нечто непостижимое позволяет соприкоснуться с душой человека. Любовь – это одно из самых нежных и сильных чувств человека. Без любви жизнь человека бессмысленна. Только влюбленный имеет право на звание человека . (А. Блок)

3 слайдОписание слайда:

Цели проекта: Познакомиться с адресатами любовной лирики Блока. Познакомиться со стихотворениями Блока о любви. Выяснить особенности любовной лирики Блока.

4 слайдОписание слайда:

В судьбе А. Блока все переплелось: любовь, мятежные страсти и исторические катаклизмы. Блок всю жизнь писал о любви: о любви небесной и любви земной. Всегда за поэтическим образом женщины у Блока стоял реальный прототип. Кто же они – адресаты любовной лирики поэта?

5 слайдОписание слайда:

Первая любовь. Ксения Михайловна Садовская

6 слайдОписание слайда:

Знакомство с Ксенией Михайловной Садовской произошло в Германии, куда юноша ездил вместе с матерью. Ее красота и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение.

«Рай» был взорван, он ощутил биение сердца, первое нахлынувшее чувство туманило разум. Они потянулись друг к другу. Но первая любовь остыла так же внезапно, как и началась, остались только пылкие юношеские стихи.

Ей он посвятил цикл стихотворений «ЧЕРЕЗ 12 ЛЕТ».

7 слайдОписание слайда:

Ты всегда и всюду странно Очаровываешь взоры. Я люблю твой взгляд туманный, Я люблю твои укоры… … А когда опустишь очи, Близость сердца сердцем чуя, Я готов во мраке ночи Умереть от поцелуя…

8 слайдОписание слайда:

Прекрасная Дама и жена поэта. Любовь Дмитриевна Менделеева.

9 слайдОписание слайда:

« Ты – вся моя молодость, моя живая надежда, мое земное бытие. Ты- мой идеал не только «там», но и «здесь». И это было так всегда с тех пор, как я тебя встретил… Я хочу обнять Тебя, гладить Твои волосы, смотреть в Твои глаза».

10 слайдОписание слайда:

Любовь Менделеева была Прекрасной Дамой Александра Блока и в жизни, и в стихах. Ей он посвятил книгу «Стихов о Прекрасной Даме». В неё вошло 93 стихотворения о любви.

11 слайдОписание слайда:

Блок творит некий миф о божественной Прекрасной Даме. Неизменным поклонником и почитателем “Владычицы вселенной” становится лирический герой. Он сбегает из реального мира жестокости, несправедливости, насилия в мир Прекрасной Дамы, который полон тайн, загадок.

12 слайдОписание слайда:

Недосягаемой, недоступной предстаёт перед нами Прекрасная Дама. И каждый вечер, в час назначенный  (Иль это только снится мне?),  Девичий стан, шелками схваченный,  В туманном движется окне. 

13 слайдОписание слайда:

Он боится, что в миг воплощения Дева может превратиться в земное, греховное создание, а ее “нисхождение” в мир явится падением: Предчувствую Тебя. Года проходят мимо — Все в облике одном предчувствую Тебя… Как ясен горизонт: и лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.

14 слайдОписание слайда:

Выводы: Все 800 стихотворений, посвященные Любови Дмитриевне Менделеевой, сочетают в себе реальное и мистическое. Стихи о «Прекрасной Даме» наполнены какой-то неразгаданной тайной.

15 слайдОписание слайда:

Высокая женщина в черном с глазами крылатыми и влюбленными… Наталья Николаевна Волохова

16 слайдОписание слайда:

Вот явилась, заслонила Всех нарядных, всех подруг И душа моя вступила В предназначенный ей круг.

17 слайдОписание слайда:

Зимой 1906 г. Блок познакомился с актрисой театра Натальей Николаевной Волоховой. Ей он посвятил циклы стихов 2 тома «Снежная маска» и «Фаина». Она принимала поклонение и любовь поэта, но влюблена в него не была. Этот странный, легкий и мучительный роман длился почти 2 года.

18 слайдОписание слайда:

«Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Вьюга пела. И кололи снежные иглы. И душа леденела. Ты меня настигла.   Ты запрокинула голову в высь. Ты сказала: «Глядись, глядись, Пока не забудешь Того, что любишь».

19 слайд

Источник: https://infourok.ru/proekt-na-temu-tema-lyubvi-v-tvorchestve-a-bloka-667384.html

Адресаты любовной лирики А.А.Блока (стр. 1 из 6)

Адресаты любовной лирики А.А.Блока

Оглавление

Введение. 2

Основная часть «А.А.Блок и его Прекрасные Дамы». 4

1. «Образ матери склоненной». 4

2. Ксения Михайловна Садовская. 8

3. Любовь Дмитриевна Менделеева. 11

4. Наталья Николаевна Волохова. 21

5. Ребенок – начало новой жизни?. 23

6. Любовь Александровна Дельмас. 25

Заключение. 32

Библиография. 33

Приложение. 34

Введение

То, чем он жил в своей жизни, он сжигал дотла в своем творчестве…

Так сказал об Александре Александровиче Блоке Корней Иванович Чуковский, хорошо знавший поэта. Может быть, если найти объяснение этому противоречию, то удастся отыскать ключ к пониманию жизни и поэзии А. Блока.

Порой кажется, что все поэты следуют правилу, провозглашенному К.Батюшковым: «Пиши, как живешь». Желание увериться в этом, мы обращаемся за подтверждением даже к внешности поэтов. Кто не помнит печального и мрачного взгляда лермонтовских глаз, громового баса Маяковского, горделивой осанки Ахматовой. Черты портрета стали частью их поэтического облика.

Но при всей конкретности облика поэта вокруг него всегда образуется некий таинственный ореол. Иногда это происходит оттого, что время многое не сохранило и пустота в биографии стали, как у Лермонтова, атрибутом посмертной славы. Но чаще тайна заключена в самой личности поэта, в его биографии, наполненной необычными событиями и неожиданными переменами в судьбе.

Что же увидим мы, обратившись к биографии Александра Блока?

Жизнь Блока на редкость небогата внешними событиями. Часами пропадал он в лавках букинистов, бродил по окраинам Петербурга, ездил в загородный ресторан, ходил в театр и кинематограф, играл в лото, вел и выслушивал бесконечные интеллигентские разговоры на вечные темы, влюблялся в актрис и писал стихи – вот как будто и все «тихое сумасшествие» его дня.

Романтические случайности словно избегали поэта. Дважды он должен был драться на дуэли, но обе дуэли не состоялись. Его не слышали, как Пушкина или Лермонтова.

Он не был не издателем прогрессивного журнала, не автором политических стихов, угрожающих престолу.

Живя в эпоху революции и, более того, в городе, где они совершались, Блок не сражался на баррикадах, а будучи современником трех войн, — ни разу не участвовал в бою.

А между тем, есть ли в XX веке другой русский поэт, который жил бы жизнью более интенсивной, чем Блок? Внешнее однообразие жизни поэта только сильнее подчеркивают загадочность его личности, которая несомненно была и источником и производной поэзии, а кто же был вдохновением его поэзии, его музой?

Тема реферата «Александр Блок и его Прекрасные Дамы» актуальна на сегодняшний день, так как в 2010 году исполняется 130 лет со дня рождения поэта.

Цель работы: подробное знакомство с биографией А.А.Блока.

Задачи:

· собрать и изучить материал по данной теме;

· подготовить иллюстративный материал для использования на уроках литературы и во внеклассной работе.

Основная часть

«А.А.Блок и его Прекрасные Дамы»

1. «Образ матери склоненной»

Теперь – за мной, читатель мой,

В столицу севера большую…

А.Блок

Александр Блок появился на свет в один из промозглых петербуржских дней, 16 ноября 1880 года у дочки ректора Петербуржского университета Андрея Николаевича Бекетова. «Саша… Саша ангелочек прелестный… Все вообще его любят…», — записывает в своем дневнике М.А.Бекетова, тетя будущего поэта.

Действительно, как когда-то его мать, он – всеобщий кумир и баловень. С ребенком все возятся. Читают ему Пушкина, Жуковского и стихи Полонского.

Скоро он уже сам твердит их наизусть, порой при няне и маме, порой в полном одиночестве – для себя.

«С раннего детства, писал Александр Блок в автобиографии, — я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные ещё с чьим-либо именем».

Литература не только предмет платонического увлечения и преклонения Бекетовых: почти все они пробуют в ней свои силы.

Избалованные отцом сестры Бекетовы оказались совершенно не подготовлены к житейской прозе, неискушенными, не защищенными от неизбежных разочарований. Наиболее экспансивная из них Александра Андреевна (мать поэта), впоследствии в горькие минуты проклинала «этих Бекетовых», виня их за все свои неудачи. Главной своей ошибкой она считала брак с Александром Львовичем Блоком (отец поэта).

Ни Андрей Николаевич, ни Елизавета Григорьевна совершенно не смогли оценить дочернего избранника, предугадать вероятное течение событий и предостеречь горячо любимых детей от опрометчивых поступков.

Бекетовы видели в А.А.Блоке только молодого ученого – правоведа. Поначалу Александре Андреевне просто льстило внимание этого красивого человека, нравились его тонкие комплементы, а в особенности великолепная, полная какого-то «стихийного демонизма» игра на фортепьяно. Когда же он сделал ей предложение, она отказала ему.

«Ася не каялась в своем поступке, — вспоминала М.А.Бекетова, — но мать наша, совершенно покоренная оральным обликом и необычайной музыкальностью Александра Львовича, не могла утешиться после ее отказа и стала говорить Асе, что она оттолкнула необыкновенного человека, с которым могла бы быть счастлива, как ни с кем. Ася начала задумываться, вспоминать прошлое и попала под влияние матери».

Брак совершился 7 января 1879 года и молодые уехали в Варшаву, где Александр Львович получил кафедру в университете. Александре Андреевне было тогда 18 лет, она была очень весела, кокетлива и грациозна.

Через 2 года родные не узнали ее, похудевшую и побледневшую, с потухшими, испуганными глазами. Жизнь с мужем оказалась очень тяжелой. Он истерзал ее своим деспотизмом, вспышками ревности и яростного гнева, скупостью.

Огорченные и возмущенные Бекетовы уговорили Александру Андреевну расстаться с ним, чтобы уберечь и себя и новорожденного сына.

Развод дался ей нелегко. И хотя внешне она скоро оправилась и снова похорошела, разыгравшаяся драма обострила противоречивость ее характера, очень нервного с самого раннего детства.

Она была крайне порывиста, склонна к увлечениям, раздражительна, неуступчива, категорична, эгоистична.

Отец благосклонно отнесся к новому увлечению дочери – скромному, робкому гвардейцу офицеру. Отчимом Блока становится Франц Феликсович Кублицкий-Теоттух. Добряк Франц Феликсович обожает жену, но довольно равнодушен к ее сыну, даже ревнует ее к нему.

Александра Андреевна приходит к выводу, что снова сделала ошибку. Она теперь даже преувеличивает недостатки мужа, целиком погруженного в чуждые ей полковые интересы. С большим трудом выдерживает она роль хозяйки дома, вынужденной принимать сослуживцев и товарищей Франца Феликсовича.

Припадки черной меланхолии усиливаются. Порой она жестоко обижает мужа, мать, сестру. Вся ее любовь сосредотачивается на сыне. Она стала не только его наставником в чтении, но и поверенным его тайн, первым ценителем его стихов, внимательным и чутким советчиком.

«Лучше бы писал да и писал, — не показывая никому, кроме своей матери, если есть она», — как характерен этот поздний отзыв Блока об одном начинающем поэте!

Она приобщила сына к той духовной жизни, которой жила сама, и в первую очередь к литературе. «Ведь писатели, те, которых я особенно люблю, — это отцы моей церкви», — заметила она как-то.

Но эта материнская «церковь» отнюдь не отличалась благосклонностью, смирением, идиллическим покоем.

Один из ближайших друзей Блока, Е.П.Иванов, писал в последствии, что в Александре Андреевне «была ночь с мраком смертным, черным, как тень, поглощающая свет дня… Эта мрачная ночь была одним из двойников в душе матери».

Он тут же оговаривается: «Но в душе матери, как и в душе сына, был другой двойник, светлый, как ясная ночь, простирающаяся всеми звездами своими к заре вечно нового дня».

И его свидетельство, и признание самой Александры Андреевны в письмах к близким людям, и воспоминания Л.Д.

Менделеевой–Блок говорят о том, что материнское влияние на Блока было противоречиво, влияние расшатанной, временами просто болезненной психики.

И сама Александра Андреевна впоследствии, пережив сына, склонна была принять на себя самые страшные вины. «Я безмерно и непоправимо виновата перед Сашей…» — говорится в одном ее письме.

Однако не была ли нервная, неуравновешенная, мятежная материнская душа и чем-то противостоящим убаюкивающей музыке старой русской семьи, чем-то исподволь подготовившим мальчика к тем бурям, какие он встретит, выйдя за порог родного дома?

Впоследствии Блок писал о герое поэмы «Возмездие», носящем явные автобиографические черты, что «все сильнее в нем накоплялось волнение беспокойное и неопределенное». И очень вероятно, что пе6рвый толчок этому волнению был дан матерью.

В трудные для себя годы поэт сетует на то, что житейские обстоятельства отстранили от него «всех лучших людей, в том числе – мою мать, то есть мою совесть»

2. Ксения Михайловна Садовская

Летом 1897 года, во время пребывания вместе с матерью и теткой Марией Андреевной на немецком курорте Бад-Наугейм, Блок познакомился с Ксенией Михайловной Садовской.

«Это была высокая, статная, темноволосая дама с тонким профилем и великолепными синими глазами, — вспоминает М.А.Бекетова. – Была она малороссиянка, и ее красота, щегольские туалеты и смелое, завлекательное кокетство сильно действовали на юношеское воображение».

Блоку не было и 17 лет, ей – 32. К.М.Садовская была почти ровесницей его матери. Всем окружающим, и ей в том числе, влюбленность гимназиста кажется очень забавной.

В несколько дней Блок сильно изменился – он похудел, стал нервен и капризен с родными. Тетка находила смелые отношения племянника – гимназиста и взрослой женщины неприличными. «Он ухаживал впервые, пропадал, бросая нас, — записывает она в дневнике, — был неумолим и эгоистичен, она помыкала им, кокетничала, вела себя дрянно, безумно и недостойно».

Источник: https://mirznanii.com/a/357141/adresaty-lyubovnoy-liriki-aabloka

Refy-free
Добавить комментарий