Административное правонарушение

Содержание
  1. Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус
  2. Виды административных правонарушений
  3. Ответственность за административные правонарушения
  4. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
  5. Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы
  6. Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав
  7. Состав административного правонарушения
  8. Объект
  9. Объективная сторона
  10. Субъект
  11. Субъективная сторона
  12. 16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
  13. Что такое административное правонарушение: понятие, основные признаки, характер
  14. Основные понятия и особенности
  15. Из чего состоит административное правонарушение?
  16. Законное освобождение от ответственности за правонарушения
  17. Повторные административные правонарушения
  18. Что такое административное правонарушение? Что такое преступление?

Административное правонарушение: понятие, состав, виды, ответственность | Правоведус

Административное правонарушение

Знаете ли Вы, что административная ответственность за совершенное правонарушение наступает только в том случае, если по своему характеру это нарушение не влечет уголовную ответственность? Об этом, а также других вопросах в области административных правонарушений мы расскажем в этой статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Административным правонарушением признается противоправное действие либо бездействие лица, за которое законодательством об административных правонарушениях (КоАП РФ либо иным нормативно-правовым актом РФ) предусмотрена ответственность. Объектами правонарушения могут выступать, как общественная нравственность или порядок, так и собственность и здоровье населения, а также другое. 

Важно! Правонарушение признается административным тогда, когда оно не влечет уголовную ответственность.

От преступления правонарушение отличается тем, что не обладает признаками общественной опасности в том смысле, в котором они содержатся в уголовном законодательстве.

Однако, некоторые деяния могут признаваться, как правонарушением, так и преступлением, например, нарушение авторского права или хищение.

 Признаки административных правонарушений: 

  1. действие или бездействие физического или юридического лица;
  2. виновность – деяние может быть признано административным правонарушением, только если оно совершенно умышленно или по неосторожности;
  3. противоправность — деяние может быть признано административным правонарушением только если были действительно нарушены нормы права разных отраслей: административного, финансового, трудового и других;
  4. наказуемость деяния – наступление административной ответственности.

Виды административных правонарушений

Классификация видов административных правонарушений включает два основных критерия: 

  1. объект посягательства – собственность, общественный порядок, нравственность и т.д.;
  2. направленность деяния – отдельную отрасль государственного управления (экологию, сельское хозяйство, торговлю, промышленность и другое).

На основе указанных критериев КоАП РФ объединяет виды административных правонарушений в следующие группы: 

  • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, например:
    • нарушение законодательства о свободе вероисповедания, свободы совести;
    • нарушение законодательства о митингах, шествиях, собраниях и демонстрациях;
    • принуждение к отказу или к участию в забастовках;
    • нарушение законодательства о труде и об охране труда;
    • неисполнение своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей их родителями или законными представителями;
    • увольнение работников в связи с объявлением забастовки;
    • нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на общественную нравственность, а также здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, например:
    • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
    • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;
    • незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной;
    • оборот либо хранение, равно как употребление наркотических средств без назначения врача и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны собственности, например:
    • самовольная добыча янтаря;
    • самовольное занятие земельного участка, в том числе, участка лесного фонда;
    • нарушение правил пользования жилыми помещениями;
    • пользование без разрешения водными объектами;
    • уничтожение либо повреждение чужого имущества и другое.
  • Административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды, например:
    • порча земель;
    • нарушение требований охраны недр, водных объектов и атмосферного воздуха;
    • искажение экологической информации;
    • незаконная порубка, уничтожение деревьев, кустарников и мест обитания животных и другое.
  • Административные правонарушения в строительстве, энергетике и промышленности, например:
    • нарушение требований нормативных документов в указанных сферах;
    • повреждение электрических сетей;
    • непроизводительное расходование энергетических ресурсов и другое.
  • Административные правонарушения в области ветеринарии и сельского хозяйства, например:
    • нарушение правил карантина животных;
    • непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и другое.
  • Административные правонарушения на транспорте, например:
    • действия, угрожающие безопасности полета, движению водного и железнодорожного транспорта;
    • нарушений правил пожарной безопасности на воздушном, железнодорожном и морском транспорте;
    • безбилетный проезд и другое.
  • Административные правонарушения в сфере дорожного движения, например:
    • управление транспортом водителем, не имеющим права управления;
    • управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения;
    • нарушение ПДД водителями или пешеходами;
    • невыполнение требований об остановке транспортного средства и другое.
  • Административные правонарушения в сфере связи и информации, например:
    • самовольное строительство, установка или проектирование высокочастотных устройств;
    • незаконная деятельность в сфере защиты информации;
    • нарушение порядка распространения или изготовления продукции СМИ и другое.
  • Административные правонарушения в сфере предпринимательства, например:
    • выполнение предпринимательской деятельности без регистрации в государственных органах либо без лицензии;
    • нарушение порядка ценообразования;
    • ограничение свободы торговли;
    • обман потребителей;
    • фиктивное банкротство;
    • нарушение сбора и обработки сведений, составляющих кредитную историю и другое.
  • Административные правонарушения в сфере налогов и финансов, например:
    • нарушение сроков предоставления налоговой декларации;
    • нарушение сроков постановки на учет в налоговых органах;
    • незаконные сделки с ценными бумагами и другое.
  • Административные правонарушения в сфере таможенного дела, например:
    • незаконное перемещение товаров и средств через границу РФ;
    • недекларирование товаров и транспортных средств;
    • нарушение сроков уплаты налогов и сборов, которые необходимо уплатить за товары, перемещенные через границу РФ и другое.
  • Административные правонарушения, посягающие на институты гос.власти, например:
    • незаконное ношение государственных наград;
    • невыполнение законных требований депутата ГД или членов Совета Федерации;
    • невыполнение законных требований прокурора и другое.
  • Административные правонарушения в сфере защиты Государственной границы РФ, например:
    • нарушение иммиграционных правил;
    • реализация иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ без разрешения;
    • незаконный провоз лиц через границу РФ;
    • нарушение режима пребывания на территории РФ иностранными гражданами либо лицами без гражданства и другое.
  • Административные правонарушения против порядка управления, например:
    • неповиновение законному распоряжению сотрудника правоохранительных органов;
    • неповиновение в срок законным распоряжениям и предписаниям должностных лиц;
    • умышленная порча либо утрата по небрежности удостоверения личности гражданина;
    • подделка документов, печатей и бланков, их использование и другое.
  • Административные правонарушения против общественного порядка и безопасности, например:
    • мелкое хулиганство;
    • нарушение сроков регистрации оружия, в том числе, сроков постановки его на учет;
    • нарушение требований режима чрезвычайных положений;
    • незаконная деятельность в сфере частного сыска;
    • распитие спиртосодержащих напитков в общественных местах, равно как и появление в этих местах в состоянии опьянения и другое.
  • Административные правонарушения в сфере воинского учета, например:
    • уклонение от медицинского обследования;
    • неисполнение обязанностей по воинскому учету гражданами;
    • порча или утрата документов воинского учета, осуществленная умышленно;
    • несообщение сведений о гражданах, которые состоят либо обязаны состоять на воинском учете и другое.

Важно! Причинение лицом вреда вследствие крайней необходимости не может быть признано административным правонарушением, поскольку деяние совершалось для устранения опасности, если эта опасность не могла быть предотвращена иным способом.

Ответственность за административные правонарушения

Совершение лицом правонарушения есть основание для применения мер ответственности, которыми являются административные наказания. Всего административное законодательство в соответствии с ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ подразумевает несколько видов наказаний, среди которых основными являются: 

  1. штраф – денежное взыскание в пользу государства;
  2. предупреждение – выражается в официальном порицании физического лица или организации, выносится в письменной форме;
  3. лишение специального права – лишение лица, ранее предоставленного ему на законных основаниях специального права, например, управлять транспортным средством;
  4. приостановление деятельности организации – временное прекращение деятельности юр. лица или предпринимателя на срок до 90 дней;
  5. конфискация – принудительное обращение в пользу государства орудия или предмета совершения правонарушения;
  6. дисквалификация – лишение права занимать должности в органах организаций.
  7. обязательные работы – выполнение физическим лицом бесплатных общественных работ в свободное от основной работы или учебы время;
  8. арест – содержание нарушителя в изоляции от общества, применяется в исключительном случае;
  9. другие виды наказания.

+7 (499) 288-21-46
Круглосуточно

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/administrativnoe-pravonarushenie/

Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное правонарушение

Административное правонарушение является фактическим основанием административной ответственности. Определение административное правонарушение дано в ст. 2.1 КоАП РФ.

— Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Признаки (черты) административного правонарушения – антиобщественная направленность, противоправность, виновность и наказуемость деяния.

1.Деяние это акт волевого поведения, проявляющийся в форме действия либо бездействия.

2. Действие это активное невыполнение правового предписания в виде обязанности или законного требования, нарушение установленного запрета, правила, нормы, стандарта.

3. Бездействие — это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

4. Противоправность. Противоправность деяния заключается в том, что оно нарушает конкретную норму права

5. Виновность. Противоправное деяние для признания его административным правонарушением должно быть совершено виновно, т.е. в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ) как к самому совершаемому деянию, так и к его последствиям.

6. Наказуемость. Любая ответственность бессмысленна без реакции со стороны государства на противоправное поведение.

Административное наказание представляет собой публично-правовую, государственную оценку деяния в качестве административного правонарушения, а лица, его совершившего, как обязанного претерпеть возлагаемые на него ограничения.

Наказуемость служит средством, обеспечивающим реализацию административно-правового запрета.

7. Общественная вредность. Безусловно, что каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. Подавляющее большинство юристов именно в этом видят общественную вредность или опасность правонарушения.

Административные правонарушения могут наносить вред тем интересам и объектам, которые закреплены в ст. 1.2 КоАП РФ, т.е.

личности, правам и свободам человека и гражданина, здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, общественной нравственности, окружающей среде, установленному порядку осуществления государственной власти, общественному порядку и общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и юридических лиц, общества и государства.

Под составом административного правонарушения — это установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

— объект правонарушения (общественные отношения, урегулированные нормами права, охраняемые и защищаемые мерами административной ответственности);

— объективная сторона (конкретные действия или бездействие, выразившиеся в нарушении установленных нормами права правил, обладающие антиобщественной направленностью, противоправностью, а также их последствия и причинная связь между совершенным деянием и наступившим результатом);

— субъект правонарушения (физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью);

— субъективная сторона (психическое отношение субъекта, являющегося физическим лицом, или субъективное отношение субъекта, являющегося юридическим лицом, к противоправному деянию и его последствиям, то есть вина субъекта.

Только наличие в совокупности всех указанных элементов, закрепленных правовыми нормами, может повлечь административную ответственность.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

По особенностям конструкции различаются:

1. Материальные составы административных правонарушений, в которых содержится признак наступления вредных материальных последствий противоправного деяния (например, ст. 12.24 КоАП РФ) или описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом четко не обозначаются (например, ст. 8.6 КоАП РФ);

2. Формальные составы административных правонарушений, в которых нет признака наступления вредных материальных последствий (например, ст. 19.3, 20.4 КоАП РФ); для правонарушений с формальным составом наступление имущественного ущерба не является конструктивным признаком, но учитывается при назначении административного наказания.

В зависимости от степени обобщенияпризнаков административных правонарушений их составы подразделяются следующим образом: казуистичные — как правило, охватывают сравнительно узкую группу деяний (например, ст. 9.7 КоАП РФ); обобщенные — охватывают широкую группу деяний (например, ст. 6.3, ст. 20.1 КоАП РФ).

По признаку субъективной стороны административные правонарушения могут быть поделены на умышленные и неосторожные, а по признаку мотива поведения — на корыстные, совершаемые с целью извлечения доходов, и некорыстные.

Административная ответственность в РФ: понятие, признаки, принципы

Понятие. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Признаки:

1. Административная ответственность в большинстве случаев является внесудебной ответственностью.

Административные наказания назначаются должностными лицами значительного числа государственных органов системы исполнительной власти или определенными коллегиальными органами во внесудебном порядке, хотя и судьи рассматривают значительное количество таких правонарушений. Все эти органы являются субъектами административной юрисдикции;

2. Административные наказания назначаются должностными лицами правонарушителям, не подчиненным им по службе. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, при которой меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом;

3. Поскольку административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, то и административные наказания, как правило, менее суровы, чем уголовные наказания;

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

5. Существенной особенностью административной ответственности является то обстоятельство, что субъектом ответственности могут быть не только физические, но и юридические лица. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств;

6. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только федеральным законом (УК РФ), административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Принципы:

1. Принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

2. Индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

3. Ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

4. Ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

5. Принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

6. Принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

7. Принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

8. Принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

9. Принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_214083_administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-priznaki-sostav.html

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Административное правонарушение

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

16. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административное правонарушение

Административноеправонарушение — противоправное,виновное действие или бездействиефизического или юридического лица, закоторое КоАПом РФ или законами субъектовРФ об административных правонарушенияхустановлена административнаяответственность. (ст.2.1 КоАП РФ)

Признаки:

1.Антиобщественность

2.Противоправность

3.Виновность

4.Наказуемость

Антиобщественностьпредполагаетналичие законодательно установленногоперечня социальных ценностей, которыеохраняются КоАПом (в ст.1.2. КоАПперечислены).

Противоправность— вторичный признак. В объективном смыслепрямой законодательный запрет подугрозой административного наказания.Противоправность означает, что совершениемданного деяния обязательно нарушенынормы права.

Виновностьдеяния подразумевает, что оно совершенопри наличии вины. Недопустимостьпривлечения к административнойответственности пока не доказана виналица, совершившего административноеправонарушение.

Формывины – умысел и неосторожность (ст.2.2КоАП).

Винафизического лица. Формы вины:

1.Умысел- лицо, совершившее административноеправонарушение, сознавало противоправныйхарактер своего действия (бездействия),предвидело его вредные последствия ижелало наступления таких последствийили сознательно их допускало либоотносилось к ним безразлично.

2.Неосторожность- лицо, совершившее административноеправонарушение, предвидело возможностьнаступления вредных последствий своегодействия (бездействия), но без достаточныхк тому оснований самонадеянно рассчитывалона предотвращение таких последствийлибо не предвидело возможности наступлениятаких последствий, хотя должно было имогло их предвидеть. 

Винаюридического лица.Юридическоелицо признается виновным в совершенииадминистративного правонарушения, еслибудет установлено, что у него имеласьвозможность для соблюдения правил инорм, за нарушение которых КоАПом илизаконами субъекта РФ предусмотренаадминистративная ответственность, ноданным лицом не были приняты все зависящиеот него меры по их соблюдению. 

Наказуемостьеслилицо совершило деяние, обладающее ранееназванными признаками, оно должнопонести наказание. За совершениеадминистративного правонарушениядолжна быть установлена административнаяответственность.

Составадминистративного правонарушениясовокупностьюридически значимых признаков, необходимыхи достаточных для квалификации содеянногопо соответствующей статье или частистатьи КоАПа РФ или закона субъекта РФоб административных правонарушениях.

Составадминистративного правонарушенияявляется основанием административнойответственности.

Признакисостава:

Обязательные: вина

Факультативные:цель (но бывают и обязательными вконструкции какого-либо состава)

Элементысостава(4):

1)объект

2)объективная сторона

3)субъект

4)субъективная сторона.

Толькопри наличии всех признаков составаадминистративного правонарушения лицо,его совершившее, может быть привлеченок административной ответсвенности.

Объектэтообщественные отношения, урегулированныенормами права и охраняемые мерамиадминистративной ответственности.

Видыобъектов административногоправонарушения:1) общий объект (совокупность всехобщественных отношений, возникающих всфере государственного управления,регулируемых нормами административногоправа и охраняемых нормами административнойответственности);2) родовой объект (определенный кругодносторонних общественных отношений(благ, ценностей), охраняемых единымкомплексом административно-правовыхмер, составляющих неотъемлемую исамостоятельную часть общего объекта);3) видовой объект (определенная группаобщественных отношений, которыеохраняются административно-правовыминормами, общих для ряда правонарушенийодного рода);4) непосредственный объект(конкретные общественные отношения,охраняемые административно-правовыминормами, которым причиняется ущербданным правонарушением);5) дополнительный объект (общественныеотношения, которым причиняется ущербправонарушением, но они не выступают вкачестве основного объекта правоохраны,а дополняют его);6) факультативный объект (общественныеотношения, которым в зависимости отскладывающихся условий может бытьпричинен ущерб, а может быть и непричинен).Объективнаясторона– система предусмотренных нормамиправа признаков, характеризующих внешнеепроявление административногоправонарушения.

Объективнаясторона включает следующие обязательныепризнаки:

1.противоправноедеяние (в форме действия или бездействия)

2.наступившиевредные последствия

3.причинно-следственнаясвязь между деянием и наступившимипоследствиями.

Противоправноедеяние — это сознательное, волевоедействие или бездействие, причинившеевред охраняемым общественным отношениям.

Противоправноедействие — это общественно опасное,активное, осознанное, волевое поведениесубъекта, причинившее вред охраняемымобщественным отношениям.

Противоправноебездействие — противоправное пассивноеповедение субъекта, обязанного действоватьопределенным образом.

Общественновредные последствия — негативныеизменения, происходящие (наступившие)в общественных отношениях в результатепротивоправного деяния.

Состав:1. формальный 2.материальный

Формальныйсоставне предусматривает наступления вредныхпоследствий, ответственность наступаетлишь за совершение противоправногодеяния вне зависимости от наступлениявредных последствий. Встречаетсянаиболее чаще.

Материальныйсоставвключает обязательное наступлениевредных последствий.

Причинно-следственнаясвязь — это объективная связь междуобщественно опасным деянием и наступившимивредными последствиями, при которойданное деяние определяет появлениеданного последствия.

Объективнаясторона включает следующие факультативныепризнаки(присуще не всем составам административныхправонарушений): время, место, способ,характер совершения деяния, егоповторность, злостность и др.

Субъектфизическоеили юридическое лицо, совершившиеадминистративное правонарушение.Административнойответственности подлежит лицо, достигшеек моменту совершения административногоправонарушения возраста 16 лет.

 Не подлежит административнойответственности физическое лицо, котороево время совершения противоправныхдействий (бездействия) находилось всостоянии невменяемости, то есть немогло осознавать фактический характери противоправность своих действий(бездействия) либо руководить имивследствие хронического психическогорасстройства, временного психическогорасстройства, слабоумия или иногоболезненного состояния психики.  Субъекты,совершившие административноеправонарушение делятся на:

1.общие– любые вменяемые лица, достигшиевозраста 16 дет

2.специальные– субъекты, обладающие специальнымипризнаками (должностные лица,несовершеннолетние, иностранные гражданеи др.

3.особые– военнослужащие, лица, имеющиеспециальные звания, и иные лица, накоторых распространяется действиедисциплинарных уставов или специальныхположений о службе.

Юридическимлицомпризнается организация, которая имеетв собственности, хозяйственном веденииили оперативном управлении обособленноеимущество и отвечает по своим обязательствамэтим имуществом, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права, нестиобязанности, быть истцом и ответчикомв суде.  Субъективнаясторона— это психическое отношение субъекта(физического лица), совершившегоадминистративное правонарушение, кпротивоправному деянию и его последствиям.

Обязательныйпризнак субъективной стороны – вина.Вина— это сознательное, волевое отношениесубъекта к совершенному им общественноопасному деянию и к наступившимпоследствиям, выраженное в форме умыслаили неосторожности.

Факультативныепризнаки субъективной стороны – цель,мотив (могут быть и обязательными вконструкции какого-либо состава).

Цель— предполагаемый результат, к которомустремится правонарушитель; желаемыепоследствия, которые должны наступитьв результате совершения административногоправонарушения.Мотив— то побуждение, которое толкаетправонарушителя к совершениюправонарушения.

Крайняянеобходимость

Неявляется административным правонарушениемпричинениелицом вреда охраняемым законом интересамв состоянии крайней необходимости, тоесть для устранения опасности,непосредственно угрожающей личностии правам данного лица или других лиц, атакже охраняемым законом интересамобщества или государства, если этаопасность не могла быть устранена инымисредствами и если причиненный вредявляется менее значительным, чемпредотвращенный вред. 

Возможностьосвобождения от административнойответственности при малозначительностиадминистративного правонарушения

Прималозначительности совершенногоадминистративного правонарушениясудья, орган, должностное лицо,уполномоченные решить дело обадминистративном правонарушении, могутосвободить лицо, совершившееадминистративное правонарушение, отадминистративной ответственности иограничиться устным замечанием. 

Источник: https://studfile.net/preview/1810739/page:4/

Что такое административное правонарушение: понятие, основные признаки, характер

Административное правонарушение

Административные правонарушения имеют менее тяжелый характер, нежели преступления, которые попадают под действие Уголовного кодекса.

За совершение незаконных действий по отношению к физическому/юридическому лицу применяются серьезные санкции: от предупреждения до ареста.

У некоторых поступков людей или организаций есть определенная черта, переступив через которую действия субъекта могут квалифицироваться как уголовные. Во избежание проблем с законом необходимо знать, какое из правонарушений является административным.

Основные понятия и особенности

Административное правонарушение — это любое действие или бездействие гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или юридического лица, за которое он должен нести ответственность согласно административному законодательству. Нарушение будет признано независимо от того, было это виновное/невиновное действие или бездействие. Данное понятие и каждый вид нарушений определяется КоАП (Кодекс об Административных нарушениях).

Несоблюдение ПДД — самое частое административное правонарушение

Важно! Правонарушение не является уголовным преступлением, информация о нем не отражается в справке о наличии судимости, даже если дело рассматривалось в суде. 

Поступок физического или юридического лица может быть признан незаконным только в следующих случаях:

  • Зафиксирован факт противоправных действий. Если норма права закреплена в кодексе и запрещает определенные поступки физического/юридического лица, за её нарушение применяются санкции. Например, гражданин занял определенный участок без необходимого или неправильно оформленного пакета документов. Своими действиями он нарушает статью 7.1 КоАП. При наличии доказательств ему выпишут штраф, который рассчитывается из размера кадастровой стоимости участка.
  • Лицо намеренно или по неосторожности нарушило закон. Например, в примере выше человек понимал, что незаконно занимает чужую территорию.
  • Соответствие определенным требованиям. Административный штраф не может применяться к физическим лицам, которым не достигли 16 лет. Не применяется к человеку, действия которого направлены на предотвращения других преступлений. Если гражданин признан невменяемым, выписать ему штраф невозможно.

Определение административного правонарушения содержится в КоАП

Выше были описаны случаи привлечения к ответственности за совершенное преступление. Но степень наказания отличается в зависимости от группы правонарушения:

  • Материальные. Такое злодеяние наступает при порче чужого имущества.
  • Формальные. Любое нарушение закона, в ходе которого не причиняется материальный вред.
  • Длящиеся. Человек не выполняет или выполняет ненадлежащим образом обязанности, которые на него возложены законом.
  • Обычные. Нарушение, которые заканчивается после прекращения определенного незаконного действия. Например, одно из самых частых обычных административных правонарушений — мелкое хулиганство. Более серьезный проступок данной группы — отказ останавливать транспортное средство по требованию сотрудника полиции.
  • Повторные. Гражданин один раз нарушил закон, ему был выписан штраф, но он ещё раз совершил проступок. Если зафиксирован факт повторных незаконных действий, КоАП РФ предусматривает более суровое наказание: любые повторные противозаконные действия подразумевают увеличение размера штрафа или его изменение на административный арест.

Задача государства состоит не в том, чтобы наказать лицо, а в том, чтобы с помощью предусмотренных мер (предупреждение, штраф, административный арест, обязательные работы) перевоспитать правонарушителя.

Важно! Существует также такое понятие, как «малозначительность административного правонарушения». Отличительная особенность малозначительных проступков в том, что ущерб, нанесенный правонарушителем, не очень большой, поэтому вместо штрафа можно ограничиться лишь предупреждением. 

Из чего состоит административное правонарушение?

Длящееся административное правонарушение

Первой частью является любой объект и его сторона, второй — субъект и субъективная сторона. Объекты регулирует и охраняет административное право, поэтому за совершение противоправных поступков на нарушителя накладываются штрафы.

Бывают два объекта:

  • Родовой. Здоровье любого человека или населения, безопасность общества и так далее.
  • Видовой. Подразумевает под собой конкретный объект посягательства. Например, фармацевтическая компания занимается выпуском или продажей медицинских препаратов без лицензии, что может навредить здоровью граждан.

Под объективной стороной подразумевают любые незаконные поступки или их игнорирование, которые могут причинить вред общественности. Есть ряд её составляющих, способ и место совершения преступления. Она характеризуется неоднократным нарушением закона, определенной систематичностью. Анализ всех признаков и составляющих ложится в основу наказания.

Задержание субъекта административного правонарушения

Субъект — любой человек, который своими действиями нарушает КоАП Российской Федерации. Если в уголовном законодательстве виновным может быть только физическое лицо, то в административном — и юридическое.

Привлечь человека к ответственности можно, если только он отвечает следующим критериям:

  • Достиг шестнадцатилетия.
  • Должностное лицо, которое служит в государственных органах и наделено определенными полномочиями.
  • Правонарушитель находится на воинской службе. Его деятельность и вынесение наказания регулируют акты воинской службы.
  • Гражданин другой страны или лицо без конкретного гражданства. Такие люди привлекаются к ответственности на общих основаниях.
  • Водитель, который нарушает правила дорожного движения. Если данный факт был зафиксирован приборами видеоконтроля, владельца автомобиля могут обязать заплатить штраф. Его размер указан в ПДД России.
  • Владелец объекта недвижимости, включая земельный участок. Он обязан грамотно содержать, использовать, выполнять незначительные и масштабные изменения согласно законодательству Российской Федерации. При противозаконных действиях на человека накладываются санкции, вплоть до ареста.

На особых основаниях выносится решение суда юридическим лицам. Например, если происходит реорганизация внутри компании, на человека могут быть наложены штрафные санкции только в следующих случаях:

  • при слиянии двух и больше организаций в одну отвечать за проступок будет исключительно новое юрлицо;
  • если организация разделяется или из состава исключается определенное предприятие, вся вина перекладывается на правопреемника, который отвечает за заключенные сделки;
  • если происходит кардинальное изменение организационно-правовой формы, правонарушителем будет считаться новая компания.

Важно! Независимо от информированности новой организации, до и после реорганизации именно она отвечает за действия предыдущего нарушителя закона. Именно поэтому важно детально изучать другое предприятие, если планируется с ним сотрудничать или объединяться.

Субъективная сторона выражается в двух формах вины:

  • Действия с умыслом. Человек полностью осознает тот факт, что он нарушает закон. Он знает о противоправном результате, но хочет его наступления.
  • Неосторожная вина. Если человек знает о противозаконном результате, но думает, что сможет его предотвратить, действия считаются легкомысленными.

Неосторожную вину часто путают с казусами — причинение вреда без осведомленности и возможности предвидеть результат. Наиболее часто казусы случаются при ДТП. Если поступок признается казусом, лицо освобождается от санкций.

Законное освобождение от ответственности за правонарушения

Административное правонарушение — примеры

Штрафные санкции применяются исключительно к юридическим лицам и индивидуальным субъектам — люди, которые признаны вменяемыми, способными осознавать и управлять своими действиями. Если человек вынужден нарушить закон для спасения другого объекта или конкретного человека, или он признан сумасшедшим, его освобождают от ответственности.

Важно! Только люди, достигшие шестнадцатилетия, могут отвечать за свои поступки. В иных случаях правонарушителя освобождают от уплаты штрафа. В некоторых случаях суд может освободить человека в возрасте 16–18 лет.

Некоторые действия могут быть направлены на предотвращения нанесения ущерба кому-либо или чему-либо. Если данный факт зафиксирован, то постановление об административном правонарушении будет отменено и физическому или юридическому лицу удастся избежать наказания. Но нанесенный ущерб обязательно должен быть меньше того, который мог быть причинен.

Состояние невменяемости — гражданин не осознает, что именно и как он это делает. Часто у таких людей специалисты фиксируют различные психические заболевания или слабоумие. Например, суд должен признать невиновным больного шизофренией, освободив его от штрафных санкций или ареста.

Повторные административные правонарушения

Физическим или юридическим лицом дважды был нарушен один закон. Например, человек выстрелил из рогатки в электронное приспособление, из-за чего нарушилась его работа. На гражданина наложили штрафные санкции в размере 500–1000 рублей или арестовали на срок до 15 суток. Но через некоторое время он снова совершил подобное действие, из-за чего повторно привлекся к ответственности.

Наказанием за повторные административные правонарушения может быть лишение свободы

Важно! Если гражданин совершает незаконный поступок, но его освобождают от уплаты штрафа, следующее правонарушение не признается повторным.

Выделяют такие признаки повторного нарушения закона:

  • одно лицо совершает несколько административных правонарушений;
  • незаконные действия, наказания за которые прописаны в одной статье Особенной частью КоАП РФ;
  • отсутствуют обстоятельства, при которых действия человека не могут быть признаны незаконными повторно.

Важно не совершать противозаконные действия, ведь в некоторых обстоятельствах органы имеют право арестовать правонарушителя. Если был выписан штраф, его обязательно следует вовремя оплатить и больше не нарушать закон, иначе нарушение может быть классифицировано как повторное, а наказание будет более суровое.

Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/chto-takoe-administrativnoe-pravonarusenie.html

Что такое административное правонарушение? Что такое преступление?

Административное правонарушение

В Российской Федерации за немедицинское потребление и незаконный оборот наркотиков наступает административная ответственность.

Что такое административное правонарушение?

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административное правонарушение может быть признано совершенным:

— умышленно, если лицо (человек), его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

— по неосторожности, если лицо (человек), его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях за следующие виды правонарушений устанавливается административный штраф и арест.

Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (Статья 6.8. КоАП РФ) влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (Статья 6.9. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (Статья 6.13. КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (Статья 20.22.

КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей' на 'Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (Статья 20.22.

КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (Статья 20.22.

КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ возможно в случаях, если:

— Лицо добровольно сдает приобретенные без цели сбыта наркотические средства

— Лицо, добровольно обращается в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических средств без назначения врача

— Лицо в установленном порядке признается больным наркоманией, и с его согласия может быть направлено на медицинское и социальное восстановление в лечебно-профилактическое учреждение.

Что такое преступление?

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.

Виновным в преступлении признается лицо (человек), совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

По неосторожности признается деяние, совершенное:

— по легкомыслию, т. е. человек предвидел возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий;

— по небрежности, т. е. человек не предвидел возможности наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Человек подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации за следующие виды преступлений устанавливается:

штраф, арест

обязательные / исправительные работы

ограничение / лишение свободы

Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228 УК РФ)

— наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 228.1 УК РФ)

— наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ)

— наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ)

— наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет. 

Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.

231 УК РФ) — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_kurort/antinarkoticheskaya-politika/chto-takoe-administrativnoe-pravonarushenie-chto-takoe-prestuplenie/

Refy-free
Добавить комментарий