Административная и гражданско-правовая ответственность

Содержание
  1. Правоведение
  2. Чем отличается административная ответственость от гражданско правовой | Юридический стандарт
  3. Административная ответственность граждан
  4. Шпаргалка: административная и гражданско-правовая ответственность
  5. Отличия административной ответственности от гражданско правовой
  6. Что такое административная правовая ответственность?
  7. Административная ответственность (17)
  8. Административная и гражданско-правовая ответственность
  9. В чем специфика административного права?
  10. Административная и гражданско-правовая ответственность
  11. Основания административной ответственности, отличие от других видов ответственности
  12. Административная ответственность в гражданско-правовых отношениях
  13. Административная и гражданская ответственность сходства и различия
  14. Административная ответственность
  15. Вопрос 53
  16. Особенности привлечения граждан к административной ответственности
  17. Отличие материальной ответственности по трудовому праву от гражданско-правовой ответственности
  18. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов ответственности
  19. Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности
  20. Самый большой банк рефератов
  21. Отграничение административной ответственности от гражданско правовой
  22. Отличие административной от гражданской ответственности
  23. Доклад: административная и гражданско-правовая ответственность
  24. Отличие административной ответственности от гражданско-правовой
  25. Уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность по российскому законодательству

Правоведение

Административная и гражданско-правовая ответственность

⇐ Юридическая ответственность: понятие и виды

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают следующие виды юридической ответственности:

  • уголовную;
  • административную;
  • дисциплинарную;
  • гражданско-правовую.

Так, основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, административной — административное правонарушение, гражданско-правовой — гражданское правонарушение, уголовной — уголовное преступление.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством.

Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 УК РФ основанием уголовной ответственности считает «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом».

Закрепление в уголовном законодательстве в качестве единственного основания уголовной ответственности наличие состава преступления является важным шагом вперед в деле соблюдения прав и свобод личности.

Видами наказаний по уголовному законодательству являются:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничение по военной службе;
  • ограничение свободы;
  • арест;
  • содержание в дисциплинарной воинской части;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • пожизненное лишение свободы;
  • смертная казнь.

Административно-правовая ответственность — это принудительные меры государственно-правового характера, применяемые органами государственной власти, должностными лицами в установленном порядке к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Также не подлежат административной ответственности лица, совершившие правонарушение в состоянии «крайней необходимости», при «добросовестном исполнении приказа» и при «задержании правонарушителя».

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Возмездное изъятие орудия совершения или административного правонарушения, конфискация орудия совершения или административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности как меры административного взыскания могут быть применены только судьей. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Дисциплинарная ответственность работников, служащих наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника, служащего возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Так, например, трудовое законодательство устанавливает следующие меры дисциплинарного характера:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается применение мер дисциплинарных взысканий, не предусмотренных действующим законодательством.

Дисциплинарную ответственность следует отличать от административной. Во-первых, юридическим основанием привлечения работника (служащего) к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, а административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным законодательством.

Во-вторых, дисциплинарная ответственность, как правило, возлагается на работника (служащего) непосредственно руководителем организации, где он находится в трудовых (служебных) отношениях, а меры административных взысканий применяются органами государственной власти или должностными лицами, с которыми правонарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе (например, административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами судебной власти, органами внутренних дел, органами государственных инспекций и т. д.).

Гражданско-правовая ответственность — принудительные меры имущественного характера, направленные на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц, которые применяются органами судебной власти.

Необходимыми условиями наступления гражданско-правовой ответственности являются, по общему правилу, противоправное поведение и вина правонарушителя гражданских правоотношений.

А для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков (утрата или повреждение имущества в результате совершенного гражданского правонарушения) необходимо наличие самих убытков, а также причинная связь между противоправным деянием и наступившими последствиями.

Ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда потерпевшее лицо понесло убытки от совершенного гражданского правонарушения. Возмещение убытков направлено на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя.

Противоправным признается такое деяние (действие или бездействие), которое нарушает нормы гражданского права. Причинная связь означает, что между противоправным поведением правонарушителя и наступившими убытками необходима непосредственная связь, то есть противоправное деяние является прямой причиной имевших место убытков.

Вина является субъективным условием гражданско-правовой ответственности. Вина представляет собой внутреннее психическое отношение лица, совершившего гражданское правонарушение, к своему противоправному поведению.

Она может выступать в форме умысла или неосторожности. В соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса РФ) отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим гражданское обязательство.

Это означает, что в гражданском праве, в отличие от уголовного законодательства, действует презумпция виновности правонарушителя. Правонарушитель считается виновным до тех пор, пока он не докажет свою невиновность.

Источник: https://isfic.info/pravov/rosp48.htm

Чем отличается административная ответственость от гражданско правовой | Юридический стандарт

Административная и гражданско-правовая ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Чем отличается административная ответственость от гражданско правовой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Так, при долевой ответственности каждый из должников обязан исполнить обязательство в определенной доле, установленной законом или договором (например, при просрочке в нате стоимости квартиры, приобретаемой несколькими лицами, каждый из них несет ответственность в размере той суммы, которую должен заплатить за покупку доли в квартире).

Обычно в решении суда определяется лишь распределение долга между виновными (долевая, солидарная или субсидиарная ответственность).

Административная ответственность граждан

Именно в корпорациях воля каждого члена выделяет из себя частицу, сливающуюся с частицами воли всех других членов в единую новую волю; в учреждениях индивидуальная воля основателя выделяет из себя частицу, делающуюся центром, вокруг которого группируются воли администраторов учреждения.

Специалист по вопросам обращения граждан является должностным лицом, ответственным за рассмотрение жалоб.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженной защите Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Умысел или неосторожность в гражданско-правовом понимании вины не играют роли, однако Гражданский кодекс содержит оговорку, согласно которой лицо может быть признано невиновным, если оно приняло все необходимые действия для выполнения условий закона или договора. Кроме того, размер возмещения может быть уменьшен, если в наступивших последствиях были виновны обе стороны.

Такими законами может устанавливаться административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, например за нарушение законов субъекта РФ.

Общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.

Шпаргалка: административная и гражданско-правовая ответственность

Ответственность, возникающая при множественности лиц на стороне правонарушителя, может быть долевой, солидарной и субсидиарной.

Второй участник подал иск в суд о взыскании с его материального ущерба, суд вынес решение по иску (это гражданская ответственность).

Виды гражданско-правовой ответственности. Существуют личные классификации гражданско-правовой ответственности.

Применение равных по объему мер ответственности к различным участникам имущественного оборота за однотипные правонарушения.

Отличия административной ответственности от гражданско правовой

Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

Составной частью института административной ответственности является административно-процессуальные нормы, которые регулируют весь комплекс отношений, складывающихся при производстве по делам об администратором ивни проступки.

Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст.

Составной частью института административной ответственности является административно-процессуальные нормы, которые регулируют весь комплекс отношений, складывающихся при производстве по делам об администратором ивни проступки.

Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст.

Административная, уголовная, гражданская правовая ответственность – что это такое и какими законами регулируется?

Что такое административная правовая ответственность?

Самым важным различием между общественным союзом и организмом является то обстоятельство, что в животном организме одно сознание, один ум, одна воля, тогда как в обществе их столько, сколько людей, из которых оно состоит.

К ним прежде всего относятся должностные лица (осуществляющие функции представителей власти, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и т.п.), которые, как и юридические лица, подлежат ответственности в тех случаях, когда это специально предусмотрено за­коном.

Таким образом — нужно приказом закрепить должностное лицо которое должно взаимодействовать с населением по обращению граждан и вменить ему обязанность в соответствии с законом предоставлять ответ.

Кроме того, КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти. Лекция, реферат.

Административная и уголовная ответственности: сходства и различия Такими законами может устанавливаться административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, например за нарушение законов субъекта РФ.
КУоАП бланкетного изложения (ссылки на отдельные правила, которые принимаются, как правило,. Кабинетом. Министров Украины или министерствами) не соответствуют положениям статьи 92.

Но и данное обязательство, как в предыдущем случае, носит исключительный характер и лишь подчеркивает действие общего правила. Иллюстрацией к сказанному могут служить нормы о штрафной неустойке (ст. 394 ГК), когда убытки могут быть взысканы в полном объеме сверх законной или договорной неустойки.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения экологического законодательства и является одной из форм правовой охраны окружающей среды. Применение этого вида ответственности до настоящего времени не получило достаточно широкого распространения в практике природопользования и охраны окружающей…

Административная ответственность (17)

Так, ФЗ от 24.11.1995г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с использованием ими трудовых обязанностей» предусматривается возможность досудебного рассмотрения дел о возмещении вреда.

Как мы все прекрасно с вами знаем, в данный момент в Вооруженных Силах Российской Федерации проводятся организационно-штатные мероприятия, конечной целью которых является перевод организационно-штатной структуры командования воинскими формированиями на трехзвенную систему.

Другие авторы склонны выделять лишь два основания: закон как правовое основание, и правонарушение как фактическое основание административной ответственности.

КУоАП -«Принятие руководителями или другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений на работу (учебу) военнообязанных вязаных и призывников, не состоящих на воинском учете по месту жительства, влечет наложение штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан.

На портале могут использоваться материалы 18+, а так же изображения и описание курения и табачной продукции.

Важным составляющим элементом, входящим в структуру специального правового статуса военнослужащего, являются специальные обязанности военнослужащих.

Гражданская ответственность — это юридические последствия ненадлежащего исполнения либо неисполнения гражданином своих обязанностей. Наступает за нарушение имущественных прав. Сама ответственность тоже имеет имущественный характер. Гражданская ответственность наступает в виде возмещения вреда, убытков, уплаты неустойки.

Административная и гражданско-правовая ответственность

Ряд органов исполнительной власти (должностные лица) имеет предоставленное законодательством право применять санкции имущественного характера.

Административные наказания назначаются уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, хотя многие дела рассматриваются в судебном порядке.

Этим административная ответственность отличается от уголовной ответственности, по которой лицо признается виновным только вступившим в законную силу приговором суда. 2.

Само собой, что основные положения устанавливаются КоАП РФ, в частности, принципы административной ответственности, перечень видов наказаний и правила их применения, порядок производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, виды правонарушений по вопросам, имеющим федеральное значение и др.

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями.

В чем специфика административного права?

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Также в КоАП предусмотрены случаи, когда административные правонарушения не ведут к административной ответственности.

При отсылочных способе изложения часть элементов правовой нормы изложена в одной статье, а остальные — в других статьях этого же нормативного акта, к которым и отсылает эта статья. Например, ст125. КУпАП выкл. Ладена так:»Другие нарушения правил дорожного движения, кроме предусмотренных статьями 121-128, ч1 и 2 ст 129, ч1 и 2 ст 131, ст ст 139 и 140 настоящего.

Источник: https://carproblem.ru/razvody/16423-chem-otlichaetsya-administrativnaya-otvetstvenost-ot-grazhdansko-pravovoy.html

Административная и гражданско-правовая ответственность

Административная и гражданско-правовая ответственность

Понятие и общая характеристика административной ответственности

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями.

Однако многие ученые-правоведы считают, что административные правонарушения тоже общественно опасны, хотя степень их опасности намного ниже, чем преступлений.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще.

Признаки административной ответственности, характерные для всех видов юридической ответственности:

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного

2. положения, отношения к религии и др. обстоятельств.

3. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об

4. административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением суда, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

5. Действует презумпция невиновности. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.

6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную

7. ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

То есть, если лицо совершило какое-либо действие, которое в момент совершения не считалось правонарушением или за которое было назначено мягкое наказание, а затем был принят закон, по которому это действие стало считаться правонарушением или закон, по которому за это действие должно быть назначено более строгое наказание, такой закон на данное лицо распространяться не будет.

Это что касается таких черт административной ответственности, которые присущи юридической ответственности вообще. Вместе с тем административная ответственность не просто так выделена в особый вид ответственности. Ей присущи и свои специфические черты, которые отличают ее от других видов ответственности.

Специфические черты, характерные для административной ответственности.

1. Носит как внесудебный, так и судебный характер.

Административные наказания назначаются уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, хотя многие дела рассматриваются в судебном порядке.

Этим административная ответственность отличается от уголовной ответственности, по которой лицо признается виновным только вступившим в законную силу приговором суда.

2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами правонарушителям, которые им не подчинены.

Этим административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.

3. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, поэтому административные наказания менее суровы, чем уголовные.

4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение.

5. Субъектами ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. В отличие от уголовной ответственности, где субъектами являются только физические лица. Юридическое лицо привлечь к уголовнойответственности нельзя.

6. Административная ответственность устанавливается КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. В отличие от уголовной ответственности, которая устанавливается только УК РФ.

Самособой, что основные положения устанавливаются КоАП РФ, в частности, принципы административной ответственности, перечень видов наказаний и правила их применения, порядок производства по делам обадминистративных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний, виды правонарушений по вопросам, имеющим федеральное значение и др. Понятно, что законы субъектов

РФ не должны противоречить КоАП. Такими законами может устанавливаться административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, например за нарушение законов субъекта РФ.

Гражданско-правовая ответственность

Среди способов защиты прав особое место занимают меры гражданско-правовой ответственности, т.е. санкции имущественного характера, применяемые под угрозой принуждения к лицу, нарушившему право, и направленные на восстановление этого права.

Для применения мер гражданско-правовой ответственности необходимо наличие следующих условий:

— противоправное поведение лица, нарушившего право;

— причинение вреда, который может быть выражен как в

— материальной, так и нематериальной форме (моральный вред);

— причинная связь между противоправным поведением и

— наступившим вредом;

— виновное поведение правонарушителя.

Вместе с тем в некоторых случаях закон допускает наступление гражданско-правовой ответственности и при отсутствии каких-либо из указанных условий, в частности при отсутствии вины. Так, владелец источника повышенной опасности несет ответственность независимо от вины. В соответствии с п. 1 ст.

1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.

), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы и умысла потерпевшего.

Согласно п. 3 ст.

401 ГК РФ, если иное не предусмотрено гоном или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Таким образом, предприниматели несут ответственность также независимо от вины.

Виды гражданско-правовой ответственности. Существуют личные классификации гражданско-правовой ответственности. Так, в зависимости от основания возникновения различают договорную и внедоговорную (например, из причинения вреда имуществу). Ответственность, возникающая при множественности лиц на стороне правонарушителя, может быть долевой, солидарной и субсидиарной.

Так, при долевой ответственности каждый из должников обязан исполнить обязательство в определенной доле, установленной законом или договором (например, при просрочке в нате стоимости квартиры, приобретаемой несколькими лицами, каждый из них несет ответственность в размере той суммы, которую должен заплатить за покупку доли в квартире).

При солидарной ответственности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, и от любого из них в отдельности, притом как полностью, и в части долга.

Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников, Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью (ст. 323 ГК РФ).

Солидарная ответственность применяется только в случаях, прямо усмотренных законом или договором, например, при совместном причинении вреда (ст. 1080 ГК РФ).

Субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности основного правонарушителя. Согласи ст.

399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. В качестве примеров субсидиарной ответственности можно привести ответственность полных товарищей по обязательствам юридического лица, ответственность собственника имущества казенного предприятия или учреждения.

Источник: https://mirznanii.com/a/25656/administrativnaya-i-grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost

Основания административной ответственности, отличие от других видов ответственности

Административная и гражданско-правовая ответственность

Административная ответственность имеет свою структуру, которая включает:

1) основания административной ответственности;

2) субъекты административной ответственности;

3) условия административной ответственности;

4) меры административной ответственности;

5) процедуру привлечения к ответственности виновных лиц.

Д.Н. Бахрах выделяет три основания административной ответственности:

– нормативное: систему норм административного права, регулирующих ее;

– фактическое: неправомерные деяния субъектов права;

– процессуальное: акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам[49].

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение.

Затем может возникнуть фактическое основание – правонарушение.

При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке вправе назначить наказание за административное правонарушение путем вынесения постановления (решения)[50].

Отличие административной ответственности от иных видов юридической ответственности можно провести по следующим основаниям.

1. Нормативно-правовое регулирование ответственности:

– административная ответственность регулируется федеральным законом (КоАП РФ) и законами субъектов РФ[51];

– уголовная – только федеральным законом (УК РФ);

– дисциплинарная ответственность – федеральными законами[52], указами Президента РФ[53] и др.;

– гражданско-правовая – федеральным законодательством (гл. 25 ГК РФ);

– материальная – федеральным законодательством (разд. XI ТК РФ).

2. Основание наступления ответственности:

– административной – административное правонарушение (ст. 2.1 КоАП РФ);

– уголовной – преступление (ст. 14 УК РФ);

– дисциплинарной – дисциплинарного проступка (ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ);

– материальной – убытки, неустойка (ст. 394 ГК РФ).

3. Субъект ответственности:

– административной – физические и юридические лица (ст. 2.3–2.6.1, 2.10 КоАП РФ);

– уголовной – только физические лица (ст. 19 УК РФ);

– дисциплинарной – государственные, муниципальные служащие, военнослужащие, лица, на которых распространяется действие правовых актов о прохождении службы;

– материальной – работодатель (гл. 38 ТК РФ), работник (гл. 39 ТК РФ);

– гражданско-правовой – должник (ст. 393 ГК РФ), кредитор (ст. 406 ГК РФ).

4. Виды наказаний:

– административных – предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.2 КоАП РФ);

– уголовных – штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (ст. 44 УК РФ).

Дисциплинарная ответственность применяется в отношении:

а) работников – замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ);

б) государственных гражданских служащих – замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным Федеральным законом (ст. 57 ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ);

в) военнослужащих – выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности, снижение в воинском звании на одну ступень, снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, отчисление с военных сборов, дисциплинарный арест (ст. 54, а также ст. 55–74 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ) и др.

5. Субъект применения ответственности:

– административной – судьи (ст. 23.1 КоАП РФ), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ), ОВД (ст. 23.3 КоАП РФ) и другие органы, учреждения, должностные лица (ст. 23.4–23.78 КоАП РФ);

– уголовной – судья федерального суда, судья федерального суда и коллегия из двенадцати присяжных заседателей, коллегия из трех судей федерального суда, мировой судья (гл. 5 УПК РФ);

– дисциплинарной – командиры (начальники) (гл. 4 Дисциплинарного устава ВС РФ), представитель нанимателя (ст. 57, 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ), работодатель (ст. 192 ТК РФ) и др.;

– материальной – работодатель (разд. XI ТК РФ);

– гражданско-правовой:

а) суды общей юрисдикции – судья, три профессиональных судьи, судья-председательствующий и двое судей (ст. 14, 15 ГПК РФ);

б) арбитражные суды – судья, трое судей, судья и два арбитражных заседателя (ст. 17 АПК РФ).

6. Наличие подчиненности:

– административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность – подчиненность отсутствует;

– дисциплинарная – субъекты, обладают дисциплинарной властью.

7. Порядок привлечения к ответственности урегулирован:

– административной – КоАП РФ;

– уголовной – УПК РФ;

– дисциплинарной – нормы дисциплинарного производства;

– материальной – ГПК РФ и АПК РФ.

8. Последствия применения мер ответственности:

– административной – не влечет судимости, некоторые наказания могут повлечь за собой увольнение (дисквалификация, лишение права управлять транспортным средством);

– уголовной – влечет судимость (ст. 86 УК РФ);

– дисциплинарной – один из видов взысканий – увольнение.

Особенности административной ответственности отдельных субъектов административных правонарушений. Особенности административной ответственности должностных лиц.

Должностные лица как субъекты административной ответственности обладают специальным административно-правовым статусом, предполагающим наличие специальных признаков, таких как особенности служебного положения.

В соответствии со ст. 2.

4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, выраженного в виде неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

В примечании к этой статье под должностным лицом понимают – лицо, постоянно или временно, или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти. В статусе должностного лица административную ответственность несут лица:

а) наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них;

б) выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях;

в) выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ;

г) руководители и другие работники иных организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

Источник: https://studopedia.ru/5_14216_osnovaniya-administrativnoy-otvetstvennosti-otlichie-ot-drugih-vidov-otvetstvennosti.html

Административная ответственность в гражданско-правовых отношениях

Административная и гражданско-правовая ответственность

THE ADMINISTRATIVE LIABILITY IN THE CIVIL LAW RELATIONS

Lyubov Andreeva

candidate of juridical sciences, associate Professor of the Department of theory and history of state and law ANO «Open University of Humanities and Economics»,

Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассматривает основные проблемы и перспективы классификации субъектов административных правонарушений, взаимосвязь формы организации субъекта административного правоотношения и мер ответственности.

Автор исследует понятие вины, и влияние ее на определение мер административной ответственности для отдельного субъекта правоотношения, предлагает внести дополнения и изменения в действующие кодексы и проекты кодексов об административных правонарушениях с позиции юридической техники, исследует особые условия и порядок применения норм об административной ответственности к гражданам и юридическим лицам, а также взаимосвязь оценки административной и гражданско-правовой ответственности.

ABSTRACT

In the article authors consider the main problems and prospects of classification of subjects of administrative offenses, interrelation of the form of the organization of the subject of administrative legal relationship and measures of responsibility.

The author explores the concept of guilt, and its impact on the definition of administrative responsibility for a particular subject of legal relations, proposes to make additions and changes to the existing codes and draft codes of administrative offences from the standpoint of legal technology, examines the special conditions and procedure for the application of rules on administrative responsibility to citizens and legal entities, as well as the relationship of evaluation of administrative and civil liability.

Ключевые слова: ответственность, административная, гражданско-правовая, субъекты, объекты, меры, виды административных наказаний.

Keywords: responsibility, administrative, civil, subjects, objects, measures, types of administrative penalties.

Регулирование административных правоотношений сопровож­дается процессами, которые во многом могут быть урегулированы посредством систематизации административного законодательства. В соответствии со ст.

 72 Конституции РФ, административное и административно-процессуаль­ное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

 [1] Статьей 12 Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федера­ции» [2] указано, что по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) право­вого регулирования, включая принципы разграничения полномочий, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти. Ранее законодательство об административной ответственности не являлось упорядоченной системой и представляло собой, как отмечает О.В. Панкова, «объемный, разноотраслевой массив нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, регулирующих материальные и процессуальные отношения [3, с. 19—20].

Вместе с тем, сфера совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в достаточной мере не опреде­лена до настоящего времени, что вызывает серьезные споры.

Некоторые авторы считают, что пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, указывающий на то, что административное и административно-процессуальное законодательство относится к совместному ведению России и ее субъектов, на область ее правового регулирования не распространяется и на практике должна применятся статьи 55 Конституции РФ, которая указывает, что ограничение прав граждан возможно только федеральным законом [4, с. 23-24; 5, с. 43].

Представляется, подобная позиция вполне справедливой, так как принимаемые в различных субъектах РФ законы, устанавливающие административную ответственность, не могут повлиять на конститу­ционно-правовой статус гражданина, изменить объем и характер его прав в зависимости от места его территориального нахождения. Гаран­тией выступает тот факт, что субъекты РФ вправе принимать законы исходя из своей компетенции, они должны соответствовать фе­деральному законодательству и не вторгаться в те сферы обществен­ных отношений, которые уже урегулированы федеральным законом [6].

В отношении правовых оснований привлечения лица к адми­нистративной ответственности, необходимо обратить внимание не только на законность самого нормативного правового акта, устанавли­вающего определенные правила поведения и ответственность за их нарушение, но и на полномочия должностного лица.

Нередки случаи, когда меры административной ответственности принимаются должностными лицами, не имеющими соответствующих полномочий, или дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются органами вне рамок их компетенции.

Остается не до конца урегулированным вопрос о фиксации нарушений электронными средствами, отдельные из которых принадлежат частным лицам.

Анализируя сформулированные в кодексах принципы административного права, автор отмечает, что административному праву присущи принципы как общеправовые, свойственные всем отраслям российской системы права, межотраслевые, характерные для групп отраслей, имеющих публично-правовую направленность, так и принципы, подчеркивающие индивидуальность административного права как отрасли. [8]

Принцип законности требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных нормами возможностей. Принцип приоритета интересов личности в жизни общества основан на конституционном законодательстве. Основой принципа являются положения ст.

 2 Конституции РФ, указывающей о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства [1].

Теория принципов административного права не получила достаточного освещения, между тем изучение этого вопроса имеет важнейшее значение для понимания, анализа и совершенствования самого административного права и процесса, а также его важнейших институтов и подотраслей, для направления законотворческой деятельности в области административного права, дальнейшего развития всего механизма административно-правового регулирования, создания нового административного законодательства, укрепления законности в управленческой деятельности, улучшения правоприменительной и правотворческой деятельности органов власти. Изучение принципов административного права дает ответ на вопросы, что соответствует системе административных правоотношений и административной ответственности. Принципы административного права определяют практическую организацию и исполнение законодательства об административной ответственности.

Характеристика общего состава административного правонарушения предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства.

Классификация видов административных правонарушений составляет основу для кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Как отмечает Ю.А.

 Тихомиров, применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений [4]. В Кодексе об административных правонарушениях виды административных правонарушений составляют классификационные группы [2], в частности административные правонарушения:

  • посягающие на права граждан, например, к ним относятся нарушения в области избирательного права; нарушения законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; нарушения законодательства о труде и об охране труда; неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего; нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях; отказ в предоставлении гражданину информации;
  • посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Например, нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; вовлечения несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающими веществами; занятие проституцией;
  • в области охраны собственности включают: самовольное занятие земельного участка; пользование недрами без разрешения (лицензии); самовольное занятие водного объекта); самовольное занятие участка лесного фонда; пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа; нарушение правил пользования жилыми помещениями; нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений. Следует подчеркнуть, что все нарушения в отношении собственности не требуют от собственника каких-либо действий по заключению договоров гражданско-правового характера.
  • в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в том числе сокрытие или искажение экологической информации; порча земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение правил лесопользования; незаконная порубка деревьев, кустарников; нарушение правил пожарной безопасности в лесах; нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях; нарушение правил охраны рыбных запасов. Как правило, оценивается факт установления административного правонарушения, виновность и определяется размер ущерба.
  • в промышленности, строительстве и энергетике относятся: нарушение требований промышленной безопасности; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей и т.п.;
  • в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель считаются нарушения правил борьбы с особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или гидротехнических сооружений;
  • на транспорте устанавливаются действия, угрожающие безопасности на железнодорожном транспорте; безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом; нарушения правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; безбилетный проезд; нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений;
  • распространенными являются административные правонарушения в области дорожного движения;
  • в области связи и информации: самовольное проектирование, строительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; незаконная деятельность в области защиты информации;
  • в области предпринимательской деятельности: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества; фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;
  • в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств; нарушение режима зоны таможенного контроля; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу;
  • отдельную группу составляют административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, в том числе невыполнение законных требований; воспрепятствование деятельности; неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
  • в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы.
  • значительную группу составляют административные правонарушения против порядка управления, в том числе самоуправство; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил сертификации;
  • посягающие на общественный порядок и общественную безопасность: мелкое хулиганство; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет; появление в общественных местах в состоянии опьянения;
  • в области воинского учета: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих постановке на воинский учет; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования.

Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность, а также требует от должностных лиц должного поведения и действий.

Для определения понятия состава административного правонарушения определенное значение имеет деление составов административных правонарушений на две разновидности — формальный и материальный.

Практическое значение разграничения составов связано с определением момента, когда правонарушение следует считать оконченным в целях привлечения лица к административной ответственности. По мнению А.Б.

 Агапова, административная ответственность за правонарушения с материальным составом возможна лишь с момента фактического наступления соответствующих вредных последствий. При их отсутствии акт противоправного поведения нельзя считать оконченным и он не может влечь административное наказание [9].

В этом случае, не соответствует административному законодательству требование о заключении договора на обслуживание оборудования частными либо государственными юридическими лицами. Отсутствует противоправность поведения в случае уклонения от заключения договора, а участники должны действовать в рамках гражданско-правовых отношений.

Административным правонарушениям присуща повторность, этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание. В соответствии со ст. 4.6.

КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства [10].

Другим обстоятельством считается отсутствие состава административного правонарушения, т. е. отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав правонарушения, отграничивающее правонарушение от деяния, которое им не является.

По своей структуре состав административного правонарушения состоит их четырех составляющих: объекта — соответствующего общественного отношения, на нормальное функционирование которого посягает правонарушение; объективную сторону — конкретные действия, нарушающие установленные правила, субъекта — конкретное юридическое лицо; субъективную сторону — отношение лица к совершенному им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности. Например, жалоба, поданная юридическим лицом, расположенным в одном субъекте РФ, указавшем в своем обращении на равенство рыночных условий, создания каких-либо преимуществ хозяйствующим субъектам в другом субъекте, подана не надлежащим лицом. Приняв такую жалобу, орган федеральной исполнительной власти некритически отнеслось к существу жалобы, и правомочиям подателя, не связанной с соблюдением требований федерального законодательства. Например, соблюдения Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99» [13] и угрозой здоровью людей, так как заявитель ссылался не на факты, а на сложившуюся практику и преимущества на рынке услуг.

В России происходит изменение административного законодательства, определяющего положение физических и юридических лиц, их административную ответственность.

Однако процесс сопровождается многочисленными противоречиями: нормы одного закона исключают правовое установление другого, законодательные положения часто не ясны и не конкретны, разрабатываются и принимаются многочисленные подзаконные акты — инструкции, положения, порой не регистрируются в Министерстве юстиции РФ.

Все это затрудняет процесс административного правового применения, иногда способствует понуждению участников гражданских правоотношений заключать кабальные договоры (обслуживания газового оборудования) либо договоры займа (выполненные мелким шрифтом).

Следует отметить, что широко распространена административная ответственности за земельные правонарушения, которые применяются в случаях, когда ответственность предусмотрена КоАП РФ либо установлена законами субъектов федерации.

В связи с тем, что единого органа власти, который привлекал бы виновных к ответственности в этой сфере в России нет, например, за порчу земли виновный привлекается к ответственности Роспотребнадзором, за другие нарушения – Россельхознадзором или иными органами. Определить, к компетенции какого именно органа относится рассмотрение конкретного дела, можно только по содержанию нормативного акта.

Вместе с тем, дальнейшие законные действия в отношении бесхозяйного имущества следует осуществлять только после установления факта административного правонарушения.

Сущность административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в виде приостановления деятельности, требует дальнейшего изучения, сохранив административное приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в исключительных случаях, только при установлении факта угрозы жизни и здоровью людей, в том числе работников предприятия. Таким образом, система административной ответственности требует совершенcтвования, замены изживших себя форм наказания другими, имеющими предупредительное значение, исключая вмешательство в гражданско-правовые отношения.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/conf/jurisprudence/xxiv/150661

Административная и гражданская ответственность сходства и различия

Административная и гражданско-правовая ответственность

— это вид юридической, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями.

Административная ответственность

административных правонарушениях. Одной из его основных особенностей в отличие от действовавшего до этого КоАП РСФСР является то обстоятельство, что новым Кодексом предусматривается

принят ряд законов, позволяющих привлекать к ответственности за совершение отдельных правонарушений юридические лица. Однако, поскольку самим КоАП РСФСР вопросы

ответственности юридических лиц не регламентировались, применение к ним мер административной ответственности не имело массового характера.

Вопрос 53

1.   ответственность представляет собой принуждение в виде применения уполномоченным органом (дол жностным лицом) административного наказания к лицу, совершивше му правонарушение.

Для административной характерна множественность правовых норм, которыми регулируются разнообразные аспекты деятельности органов государственного управления в различных отраслях и сферах.

Особенности привлечения граждан к административной ответственности

Понятия и признаки, цели и функции юридической. Принципы юридической, конституционно-правовой, их субъекты и основания. Основы гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной, материальной.

Определение и характерные черты особых субъектов, их связь со специальными субъектами. Особенности привлечения к дисциплинарной и административной категории лиц, которые относятся к особым субъектам.

Характеристика сущности и принципов ответственности.

Так, основанием дисциплинарной является дисциплинарный проступок, — административное правонарушение, гражданско-правовой — гражданское правонарушение, уголовной — уголовное преступление.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 УК РФ основанием уголовной считает «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом».

Отличие материальной ответственности по трудовому праву от гражданско-правовой ответственности

Материальная работника схожа с гражданско-правовой ответственностью. В практической деятельности их можно различать, так как от этого зависит правильное применение законодательства. Сопоставление этих видов позволяет определить ряд существенных различий, которые проявляются в следующем:

1. К материальной ответственности на основании норм трудового права могут привлекаться только лица, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем, которому по вине работника причинен ущерб.

Понятие административной ответственности и её отличие от других видов ответственности

дминистративная является одним из видов юридической, устанавливаемой государством путём издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнении этих мер.

— это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

Административную можно рассматривать как правовую за правонарушения.

Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждан и лица без гражданства несут в Российской Федерации обязанности наравне с российскими гражданами.

Данный принцип нашел отражение в нормах охранительного законодательства.

Это означает, что иностранцы привлекаются к административной, уголовной, материальной, гражданско-правовой ответственности на основании тех же норм, что и граждане России.

Самый большой банк рефератов

Источник: http://pomoshjuristov.ru/otlichie-administrativnoj-ot-grazhdanskoj-otvetstvennosti-55477/

Отграничение административной ответственности от гражданско правовой

Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 УК РФ основанием уголовной считает «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом».

Отличие материальной ответственности по трудовому праву от гражданско-правовой ответственности Материальная работника схожа с гражданско-правовой ответственностью.

В практической деятельности их можно различать, так как от этого зависит правильное применение законодательства. Сопоставление этих видов позволяет определить ряд существенных различий, которые проявляются в следующем: 1.

К материальной ответственности на основании норм трудового права могут привлекаться только лица, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем, которому по вине работника причинен ущерб.

Административное право регулирует материальную ответственность военнослужащих и аттестованных работников МВД. Нормы о материальной ответственности военнослужащих содержаться в ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» от 12.07.1999г.

Если можно соотносить и различать административную и дисциплинарную ответственность и отдельно материальную ответственность, то, как справедливо считал С.Н.

Братусь, «… нет оснований противопоставлять гражданско-правовую ответственность за причинение вреда материальной ответственности: оба вида ответственности являются реализацией правовосстановительных функций».
Однако определенная специфика в реализации материальной ответственности все же имеется. По мнению проф. О.Э.

Отличие административной от гражданской ответственности

  • Административная и гражданско-правовая ответственность
  • Административная ответственность граждан
  • Административная ответственность
  • Вопрос 53
  • Особенности привлечения граждан к административной ответственности
  • Отличие административной от гражданской ответственности
  • Отличие материальной ответственности по трудовому праву от гражданско-правовой ответственности
  • Понятие административной ответственности и её отличие от других видов ответственности
  • Привлечение иностранных граждан к уголовной и административной ответственности
  • Самый большой банк рефератов

Административная и гражданско-правовая ответственность — это вид юридической, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, наказания лицу, совершившему правонарушение.

Доклад: административная и гражданско-правовая ответственность

Важно

Российской Федерации;- порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;- порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Кроме того, КоАП определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

Лекция, реферат. Понятие административной ответственности — понятие и виды.

Отличие административной ответственности от гражданско-правовой

Внимание

Административная ответственность является видом государственного принуждения, результатом ее применения становится возникновение неблагоприятных последствий для правонарушителя, ограничение прав и свобод личности. В связи с указанными обстоятельствами науку чрезвычайно интересует вопрос об основаниях привлечения к административной ответственности.

В теории, мнения о природе и числе оснований разнятся. Так, Д.Н.

Бахрах выделяет три основания административной ответственности: — нормативное (систему норм, регулирующих ответственность); — фактическое (деяние конкретного субъекта нарушающее правовые предписания, охраняемые правовыми санкциями); — процессуальное (акт компетентного субъекта о положении конкретного взыскания за конкретное правонарушение) Д.Н.Бахрах.
Административное право России. М,: Экспо, 2008г..

Солидарная ответственность применяется только в случаях, прямо усмотренных законом или договором, например, при совместном причинении вреда (ст. 1080 ГК РФ). Субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности основного правонарушителя.

Источник: https://sozvezdie-zakon.com/administrativnaya-i-grazhdanskaya-otvetstvennost-shodstva-i-razlichiya/

Уголовная, административная, гражданско-правовая ответственность по российскому законодательству

Административная и гражданско-правовая ответственность

Правовая характеристика видов юридической ответственности

Понятие уголовной ответственности в законе не дано, но сам термин широко используется в уголовном законодательстве.

Уголовная ответственность — это принудительное воздействие государства на лицо, совершившее преступление, т.е. деяние, запрещенное уголовным законом.

Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (ст.8). Виновность лица в совершении преступления может быть установлена только вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49 Конституции Российской Федерации).

Уголовная ответственность осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства граждан перед законом, наличие вины, справедливости и гуманизма.[9]

Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.

Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие.

По содержанию эти правоотношения воплощаются со стороны государства — в обязанности его правоохранительных органов расследовать преступления и при наличии достаточных доказательств вины конкретного лица — вправе привлечь его к уголовной ответственности.

У совершившего преступление возникает, с одной стороны, обязанность нести уголовную ответственность, а с другой — право на ограничение этой ответственности только пределами, установленными законом для данного рода деяний.[10]

Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие в преступлении.

Согласно Конституции РФ граждане равны перед законом. В области уголовного права это означает, что за равные по тяжести деяния виновные должны в принципе нести равную ответственность.[11]

Уголовная ответственность носит публичный характер. Это означает, что единственным субъектом, управомоченным на привлечение к уголовной ответственности и ее применение, является государство и более конкретно, только один из органов государства — суд.

Принцип ответственности лишь за объективно совершенное противоправное деяние дополняется принципом ответственности лишь звену.

Презумпция невиновности — это положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке, причем обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, т.к. бремя доказывания возлагается на органы дознания, следователя и прокурора.[12]

Принцип презумпции невиновности предполагает, что все сомнения, которые не представляется устранить, должны истолковываться в пользу обвиняемого (подсудимого), о признании обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств. Одно из важных гарантий этого принципа является конституционное право обвиняемого на защиту.

Уголовная ответственность носит личный характер. Это означает невозможность ее применения по принципу коллективной ответственности или круговой поруки, невозможность ее применения к лицам, находящимся в той или иной связи с виновным лишь на одном этом основании.

Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности, характеризующее ее место в общей системе ответственности, можно провести по ряду признаков.

1. Особенность административной ответственности выражается в порядке ее установления.

Под установлением административной ответственности следует понимать закрепление в административно-деликтном законе норм права, содержащих общие положения об административной ответственности (принципы, основания, субъекты, наказания); варианты противоправного виновного действия (бездействия) физического или юридического лица; вид и размер административного наказания за такие действия (бездействия); процессуальный порядок привлечения к административной ответственности; порядок исполнения постановлений о назначении административного наказания. Установление административной ответственности означает возведение в норму права правила, за нарушение которого предусматривается административная ответственность.

2. Характерной чертой административной ответственности выступает субъектный состав ее применения.

Правоприменение представляет собой особую форму реализации норм права, которая заключается в рассмотрении уполномоченным государственным органом конкретного жизненного обстоятельства и принятии по итогам этого рассмотрения акта применения.

Вопрос о том, какой орган власти выступает субъектом применения юридической ответственности, является существенной гарантией соблюдения прав и свобод субъектов, привлекаемых к ответственности. Важнейшая роль в привлечении к юридической ответственности принадлежит суду. Это обусловлено целым рядом конституционных положений.

В силу указанной специфики административных правонарушений и административных мер взыскания, для того чтобы не была парализована система правосудия, законодатель вправе возложить на налоговые органы производство по делам, связанным с наложением штрафа за неприменение контрольно-кассовых машин, осуществляемое в административном порядке налоговыми органами.

Вместе с тем само существование внесудебной процедуры привлечения к административной ответственности нельзя рассматривать как ущемление конституционного права граждан на судебную защиту. Это право обеспечивается возможностью обжаловать в суд постановления административно-юрисдикционных органов, возможностью судебного контроля за органами административной юрисдикции.

3. Качественной особенностью административной ответственности является то, что она наступает перед государством. Следует согласиться с Н.Ю.

Хаманевой в том, что одна из специфических особенностей административно-правовых отношений состоит в том, что в случае нарушения требований административно-правовых норм ответственность наступает не перед второй стороной правоотношений, а перед государством.

В то же время сами субъекты управления также в ряде случаев отвечают за нарушения аналогичных требований. Однако в этой ситуации речь идет в основном уже о дисциплинарной ответственности.[13]

Важно отметить, что административную ответственность перед государством несут не только организации или граждане, но и должностные лица государственных органов или органов местного самоуправления. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит статьи, предусматривающие ответственность должностных лиц органов власти (например, ст. 5.

45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума», ст. 5.39 «Отказ в предоставлении гражданину информации» и т.д.).

Возможность привлечения к административной ответственности властной стороны административно-правового отношения направлена на укрепление исполнительской дисциплины и повышение ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Отличительной особенностью административной ответственности выступает основание ее возникновения — совершение административного правонарушения. Мы уже рассматривали административное правонарушение в предыдущем разделе в качестве признака административной ответственности.

Вместе с тем административное правонарушение выражает существенное отличие данного вида от других видов юридической ответственности.

Административный деликт является тем юридическим фактом, тем конкретным жизненным обстоятельством, с которым нормы права связывают наступление последствий в виде мер административной ответственности.

Правонарушение является юридическим выражением той угрозы, от которой защищает общество институт административной ответственности. Существующие угрозы общественным отношениям юридически оформляются как преступления и правонарушения.

Гражданское право в основном регулирует имущественные отношения. В основе этого регулирования лежит: 1) равенство, 2) автономия воли и 3) имущественная самостоятельность участников имущественных отношений (п. 1. ст. 2 ГК РФ).

Следовательно, и гражданско-правовая ответственность имеет имущественное содержание, а ее конкретные меры носят имущественный характер. То есть наступление гражданско-правовой ответственности должно означать умаление имущественных благ правонарушителя.

Такое умаление должно выражаться в возложении на правонарушителя дополнительной гражданско-правовой обязанности, либо в лишении принадлежащего ему субъективного гражданского права.[14]

Таким образом, гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю дополнительного имущественного обременения.

Определение понятия гражданско-правовой ответственности относится к понятию юридической ответственности как частное (специальное) к общему.

Эта специфика обусловлена специальным предметом регулирования гражданского права.

Первая специфическая черта гражданско-правовой ответственности — ее имущественный характер.

Другая характерная черта гражданско-правовой ответственности обусловлена равенством участников гражданских правоотношений и заключается в отсутствии публично-правового характера: это ответственность равных субъектов друг перед другом. Ответственность правонарушителя перед потерпевшим. Имущественные санкции взыскиваются с правонарушителя в пользу потерпевшего.

Именно в гражданском праве юридическая ответственность в наибольшей полноте проявляет себя как атрибут свободы, как бремя свободы. В гражданских (частных) правоотношениях, в отличие от публично-правовых, ответственность перестает быть просто наказанием. Обусловлено это автономией воли, положенной в основу гражданско-правового регулирования.

Соответственно, важнейшей чертой гражданско-правовой ответственности является автономия воли ее субъектов. Управомоченный субъект, вправе привлечь обязанного субъекта к ответственности, но вправе и не привлекать, принимая на себя все имущественные последствия этого.

А обязанный субъект, вправе требовать от управомоченного устранения необоснованных (излишних) умалений его автономии воли, приобретая первоначальный равный со всеми статус после претерпевания мер ответственности.

Только в рамках гражданского права индивид получает реальную возможность в наибольшей степени проявить автономию своей воли по отношению к извечной машине произвола — государству. Только в гражданском праве государство может нести ответственность перед человеком.[15]

Принимая во внимание то, что гражданским правом регулируются товарно-денежные отношения, носящие эквивалентно-возмездный характер, следующей чертой гражданско-правовой ответственности будет ее компенсационная направленность.

Гражданско-правовая ответственность хотя и является карой за правонарушение, но даже в своей негативности направлена на достижение тех позитивных результатов, которые являются целью имущественных отношений.

Она направлена на эквивалентное возмещение потерпевшему причиненного вреда, и ее применение, таким образом, имеет целью восстановление имущественной сферы потерпевшего от правонарушения.

В дополнение к изложенному приведем названные Д.В. Каменецким особенности гражданско-правовой ответственности: 1) имущественный характер; 2) ответственность одного участника оборота перед другим; 3) соответствие размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков; 4) возможность реализации без специальной деятельности государственного аппарата.

По еще одному мнению, гражданско-правовая ответственность характеризуется тремя обязательными признаками: государственное принуждение; отрицательные неблагоприятные последствия на стороне правонарушителя (должника); осуждение правонарушения и его субъекта.[16]

Государственное принуждение выражается в том, что меры ответственности устанавливаются в правовых нормах, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

Отрицательные неблагоприятные последствия на стороне правонарушителя означают умаление его имущества (денег) путем его безвозмездного изъятия или лишения личного характера, подрыв (утрату) деловой репутации и ослабление позиций на рынке по реализации производимых предпринимателем товаров (работ и услуг).

Признание имущественных отношений доминирующими в предмете гражданско-правового регулирования позволило юристам назвать главной особенностью гражданско-правовой ответственности ее имущественный характер. Между тем к гражданской ответственности относят и определенные лишения личного характера.

Эти последствия могут состоять в лишении правонарушителя определенных прав и возложении на него новых дополнительных обязанностей.

Недопустимо отождествление ответственности с исполнением предписанной законом или договором обязанности должника. Ведь реализуя свою обязанность, должник совершает лишь те действия, которые составляют ее содержание. При принуждении к исполнению обязанности, не исполненной добровольно, у должника не возникает неблагоприятных отрицательных последствий.

Осуждение — негативная реакция государства и общества на совершенное правонарушение и его субъекта.

Специфические особенности гражданско-правовой ответственности, позволяющие отделить ее от иных видов юридической ответственности и подчеркивающие ее гражданско-правовой характер, удачно выделил в своей диссертационной работе А.Х. Хисамов.

Во-первых, это имущественный характер гражданско-правовой ответственности. Применение гражданско-правовой ответственности всегда связано с возмещением убытков, взысканием причиненного ущерба, уплатой неустоек (штрафов, пеней). «Гражданско-правовая ответственность — это главным образом имущественная ответственность, имеющая своей целью одновременно и воспитание, и имущественное возмещение».

Во-вторых, ответственность по гражданскому праву представляет собой ответственность одного участника гражданско-правовых отношений перед другим, ответственность правонарушителя перед потерпевшим.

Это связано с тем, что гражданское право регулирует отношения, складывающиеся между равноправными и независимыми (автономными) субъектами.

В имущественном обороте нарушение обязанностей одним участником влечет за собой нарушение прав другого участника.[17]

В-третьих, одна из основных особенностей гражданско-правовой ответственности состоит в соответствии размера ответственности размеру причиненного вреда или убытков.

В известной мере можно говорить о пределах гражданско-правовой ответственности, которые предопределяются ее компенсационным характером и вследствие этого необходимостью эквивалентного возмещения потерпевшему причиненного ему вреда или убытков, ибо конечная цель применения гражданско-правовой ответственности состоит в восстановлении имущественной сферы потерпевшей стороны.

В-четвертых, особенностью гражданско-правовой ответственности является применение равных по объему мер ответственности к различным участникам имущественного оборота за однотипные правонарушения. Указанная особенность продиктована необходимостью обеспечения последовательного проведения принципа равноправия участников гражданско-правовых отношений в соответствии со ст. 1 ГК РФ.

Источник: https://studopedia.su/16_73595_ugolovnaya-administrativnaya-grazhdansko-pravovaya-otvetstvennost-po-rossiyskomu-zakonodatelstvu.html

Refy-free
Добавить комментарий