Абылай хан

Абылай хан (Абилмансур)

Абылай хан
Выдающийся государственный дея­тель, храбрый полководец и даль­новидный политик. Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа.

АБЫЛАЙ, Абилмансур (1711 (в русских источниках — 1713) — 23.05.1781) — крупный государственный деятель, полководец, дипломат. Потомок Жангир-хана в пятом поколении.

Рос храбрым, сметливым и умным, с юных лет познал тяготы жизни. В годы «Ақтабан шубырынды» («Годы Великого бедствия»), оставшись сиротой, нашел приют у Толе би, который поручил ему пасти своих верблюдов.

По сведениям Бухар жырау, Умбетей жырау и других представителей устного творчества, Абылай уже в молодости стал известным воином.

В сражениях 1730 — 1740 годов против джунгар Абылай обрел славу батыра, неся сокрушительные удары джунгарским захватчикам.

В одном из сражений Абылай убил Шарыша сына (в некоторых источниках — зятя) джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрэна. После победного боя стал султаном Среднего жуза. Все называли его Абылаем в честь деда.

В августе 1740 году вместе с ханом Среднего жуза Абилмамбетом и 120 старшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства.
В 1741 был взят в плен джунгарами.

В исторических источниках говорится, что Толе би и Абылхайр-хан направили в Оренбургскую администрацию просьбу об оказании помочи в освобождении Абылая из джунгарского плена. Это произошло 5 сентября 1743 году. В освобождении Абылая из плена приняло участие русское посольство, возглавляемое К. Миллером. По приказу вице-канцлера М.

Воронцова и «определению» Иностранной коллегии (1749) от имени царского правительства Абылаю выдавались ежегодные денежные вознаграждения, оказывалась и другая помощь.

Новый этап укрепления власти Абылая (1744) совпал с переездом Абилмамбет-хана в Туркестан.

В 1752 году руководимое Абылаем войско (примерно 15–20 тысяч человек) отбило нападение ойратов.

В декабре 1753 года успешно сражаясь с джунгарами, Абылай освободил значительную часть казахских земель, взяв в плен 3000 калмыков.

В 1754 — 1755 годы кыргызы напали па некоторые аулы в Жетысу, разгромили отряды батыров Жаугаш, Кокжал Барака и Шынкожы на беpегax pек Аксу, Коксу и Чу.

В ответ Абылай собрал значительное войско и дал отпор кыргызам, очистив междуречье Иле и Чy от захватчиков.

В 1756 году под руководством Абылая казахи дважды воевали против объединенных сил китайцев и калмыков, в одном из сражений потерпели поражение (сам Абылай получил ранение), в другом одержали победу.

В 1757 воины Абылая численностью 6 тысяч человек успешно боролись против китайских войск, в состав которых входило 40 тысяч человек. В результате китайцы попросили у Абылая мира.

После очередного поражения кыргызов в 1764 года, Абылай установил сохранившуюся до нашего времени границу между казахами и кыргызами от Нарынкола до Кордая.
В 1765 — 1767 годы война Абылая с правителем Коканда Ерденбеком увенчалась взятием городов Туркестан, Сайрам, Шымкент и обязательством Ташкента платить дань Казахскому ханству.

Абылай вел длительную борьбу с калмыками. В 1771 в тяжелых боях с калмыками на побережье реки Мойынты Абылай одержал очередную победу.
В 1771 году волжские калмыки под предводительством Убаши и Галдан-Цэрэна обратились к Абылаю с просьбой о перемирии и мирном пересечении земель казахов в сторону Джунгарии.

Вблизи озера Балкаш, на военном совете, созванном для обсуждения предложений калмыков, Абылай старался убедить присутствующих в том, что нет необходимости в истреблении врага.

Он предлагает прийти к соглашению с калмыками, дать им возможность перекочевать (170 — 180 тысяч, войско 40 тысяч человек) в Джунгарию через казахские земли.

В 1771 скончался Абилмамбет. По установленной традиции ханом Среднего жуза должен был стать один из братьев или старший сын Абилмамбета Абилпеиз.

Однако, пожеланию главных султанов, старшин и самого Абилпеиза, влиятельные представители всех трех жузов провозгласили ханом Абылая.

Несмотря на то, что Абылая официально признали ханом всего казахского народа, китайский император, джунгарский хунтайджи, среднеазиатские правители, российская императрица Екатерина II боясь возросшего авторитета Абылая, считались с ним только как с ханом Среднего жуза.

В 1772 году Абылай повторно присягнул на верность России, что позволило, с одной стороны, обезопасить юго-восточные рубежи от возможной китайской агрессии, а с другой — вести отношения с Россией в рамках, существовавших в то время правовых установлений.

Все свои силы отдавал укреплению Казахского ханства. Абылай сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство. Вел свою политику в соответствии с геополитическим положением Казахского ханства, находящегося между империями — Россией и Китаем.

Не прерывал дипломатических отношений с Цинской империей, умело используя разногласия между Россией и Китайской империей в интересах Казахского ханства. По мере сближения с китайцами Абылай стал избегать отношений с Россией.

В 1779 году отказался поехать в Россию по приглашению царской администрации для принятия знаков ханского достоинства.

Во время восстания Е.Пугачева Абылай с войском в 3000 чел атаковал русские крепости.

Для расширения дипломатических связей Казахского ханства активно развивал переговорный диалог с правителем Афганистана Ахмат-шахом Дуррани, готовил посольства в Турцию.

Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа.

Он сочинил кюи: «Ақ толқын», «Булан жігіт», «Дуние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Қоржың қакпай», «Майда жел», «Садақ қаққан», «Сары бура», «Шаңды жорық» и других.

Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыс в Южно-Казахстанской области. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмета Яссауи.

У Абылая остались 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жен.

Образ Абылая нашел отражение в кюях жырау Бухара, Умбетея, Шади-торе Жангирулы; в поэмах Копбая Жамантайулы, Мажита Айтбаева; в произведения И. Есенберлина, А. Кекильбаева, К. Жумадилова и др.

Личность Абылая привлекала внимание отечественных и зарубежных ученых-исследователей (Ш. Уалиханов, В. Бартольд, Н. Мынжани, Р. Сулейменов, М. Магауин, М. Олкотт, Дж. Уиллер и других).

В памяти казахского народа Абылай сохранился как выдающийся государственный деятель, талантливый полководец и дальновидный политик. В его честь названа улица в г. Астане.

В 2013 году в г. Кокшетау праздновалось 300-летие со дня рождения Абылай-хана.

Литература

Казахстан. Национальная энциклопедия. / Гл. ред. Б. Аяган. — Алматы: редакция: «Қазақ энциклопедиясы», 2004 — 560 с. — С. 93 — 94.
Акмола: Энциклопедия. — Алматы: Атамура, 1995, — 400 с. — C. 284.

[1]Лит.: Казахско-русские отношения в XVI – XVIII веках. -А.-А., 1961: Валиханов Ч. Абылай // Собрание сочинений, т. 4. — А.-А., 1985; СулейменовР.Б., Моисеев В. А. Из истории Казахстана XVIII в. — А.-А., 1988; Абылай хан //Исторические поэмы. т. 1. — А., 1993; Левшин А. Описание киргиз-кайсацких, иликиргиз казачьих орд и степей. — А., 1996.

Источник: https://e-history.kz/ru/biography/view/10

Абилмансур Аблай-хан: биография, деятельность и исторические события

Абылай хан

У каждого народа существуют лидеры, которыми он гордится. Для монголов это Чингизхан, для французов – Наполеон, для русских – Петр I. У казахов таким человекам являлся знаменитый правитель и полководец Абилмансур Аблай-хан. Биография и деятельность этого человека послужит предметом нашего изучения.

Обстановка в землях казахов

Прежде чем мы перейдем к биографии Аблай-хана, нужно вкратце описать политическую обстановку на территории, где проживали казахи, предшествующую периоду активной деятельности этого выдающегося деятеля.

С середины XVII века вся история Казахского ханства была связана с борьбой с джунгарской агрессией.

Джунгары — монгольское племя, которое сумело создать мощное государство и стремилось завладеть обширными кочевьями, расположенными на территории современного Казахстана.

От нашествий этого народа страдало не одно поколение казахов. На время джунгарам даже удалось подчинить себе южные регионы страны.

В борьбе с иноземными захватчиками единое казахское государство в 1718 году разделилось на три части – Младший, Средний и Старший жуз.

Вот в такой сложной политической обстановке появился на свет Аблай.

Происхождение и молодые годы Аблай-хана

Теперь пора нам больше узнать о том, кем был Аблай-хан. Биография его начинается с 1711 года. Именно тогда он родился в семье знатного казаха Коркем Уали-султана. Аблай-хан был назван в честь своего деда – знаменитого правителя Старшего жуза, резиденцией которого был Ташкент. Но при рождении у него было другое имя – Абилмансур.

Уже в тринадцатилетнем возрасте Аблай-хан потерял своего отца, убитого в стычке с джунгарами. С малых лет он вынужден был полагаться только на себя. Паренек нанялся пастухом к Толе-бию, который был великим судьей казахского народа. Во время этой службы у Аблай-хана появилось новое прозвище – Сабалак, что значит «грязный».

Военачальник

Благодаря высокому происхождению и твердости характера Аблай-хан завоевал авторитет у казахов. Когда в 1734 году ханом Среднего жуза стал Абилмамбет, то он получил титул султана и должность военного лидера.

В начале 40-х годов в Оренбурге Аблай, Абилмамбет и другие знатные люди Среднего жуза договорились о протекторате Российской империи над их землями. Таким образом они надеялись заручиться поддержкой сильной державы в борьбе с джунгарами и другими среднеазиатскими государствами.

Первоначально в войне с джунгарами Аблай действовал очень успешно, одержав над ними ряд побед. Но уже в 1742 году Аблай-хан очутился в плену, потерпев поражение от джунгарских орд на реке Ишим. Впрочем, это пленение не прошло даром. Аблай выучил джунгарскую культуру, язык, обычаи, близко познакомился с их правителем Галдан-Цэрэном и завел дружбу со многими знатными джунгарами.

В 1743 году, при участии российской стороны, произошел обмен Аблая на другого высокопоставленного пленника.

Тем временем ситуация коренным образом изменилась. Галдан-Цэрэн умер, а значительную часть земель, занимаемых джунгарами, захватили маньчжурские войска династии Цин, правившей в Китае.

Теперь казахи на время объединились со своими давними врагами, чтобы дать отпор китайцам.

Но вскоре этот союз распался, и Аблай был вынужден пойти на союз с домом Цин, а в 1756 году он и хан Среднего жуза фактически признали вассальную зависимость от Китая.

В 1756 году Аблай лично побывал в китайской столице Пекине, где получил от императора высокий титул вана.

Вместе с тем казахский военный лидер не отказывался от российского протектората и постоянно поддерживал связи с этой северной страной.

Принятие ханского титула

Не менее интересна будет его дальнейшая биография. Абылай-хан (Ablai khan) в 1771 году получил ханский титул Среднего жуза. Случилось это после смерти Абулмамбета. И хотя по традиции наследовать престол должен был кто-то из близких родственников умершего, народ и знать Среднего жуза посчитали, что высшего титула достоин только Аблай.

Во время своего правления он смог подчинить большую часть территорий двух других жузов, поэтому по праву именовал себя великим ханом всех казахов.

В то время, когда в России бушевало восстание Пугачева, Аблай повел довольно мудрую и хитрую политику. С одной стороны, он обещал поддержку бунтарю и даже лично встречался с ним, но с другой, вел переговоры с представителями российского престола и заверял их в своей верности. Фактическую помощь Пугачеву Аблай, по тем или иным причинам, все-таки не оказал.

Он хотел провести ряд значимых реформ, которые должны были способствовать распространению земледелия среди казахов и, в конечном итоге, привести их к оседлости, но натолкнулся на ожесточенное сопротивление знати, видевшей в нововведениях ограничения своих прав и независимости.

Смерть

Перед смертью Аблай, видя, что знать не воспринимает его реформы по переводу казахов на оседлое земледелие, добровольно отказался от власти и удалился в земли Старшего жуза. Умер он 1781 году своей смертью в Ташкенте, а похоронен был в мавзолее Ходжа Ахмеда.

Аблай оставил после себя очень много детей. Только представителей мужского пола насчитывалось 30 человек.

Наследие

Казахи до сих пор помнят, какую великую пользу принес своей земле Аблай-хан. Биографии и исторические личности интересуют всех людей, а не только казахов, но для народа память о герое священна.

Ему установлено множество памятников по всему Казахстану, о нем снимаются художественные фильмы. На одной из почтовых марок и на банкноте в 100 тенге присутствует изображение именно Аблай-хана.

Алматы имеет улицу, названную в честь великого представителя казахского народа.

Память об Аблай-хане будет жить вечно.

Источник: https://FB.ru/article/225791/abilmansur-ablay-han-biografiya-deyatelnost-i-istoricheskie-sobyitiya

10 удивительных фактов из жизни Абылай хана | МИКС Tengrinews.kz

Абылай хан

Абылай хан – одна из самых ярких фигур в истории Казахстана. Его именем назван университет иностранных языков в Алматы, улицы в разных городах страны, установлены памятники, функционируют музеи. Но так ли много мы знаем о великом государственном деятеле? TengriMIX  приведет в подборке 10 удивительных фактов о хане Абылае.

#1

Настоящее имя хана Абылая

В историю Казахстана великий хан вошел под именем Абылай. Но как звали его на самом деле? Вы удивитесь, но до сих пор единого мнения среди ученых нет.

Так, по одной версии, истинное имя Абылая – Абильмансур. Родился он в 1711 году в семье Коркем Уали-султана. Родила великого хана туркменская рабыня.

По другой версии, Абильмансур – это лишь прозвище. С персидского оно переводится как «победитель», «непобедимый». Знаменитого Темирлана звали Абильмансур-Темирлан. А хан Абылай был и остался Абылаем, уверен профессор СКГУ им. М. Козыбаева Заркын Тайшибай. И настоящее его имя — Аблай-Мухаммед-бападур султан.

 Именно так выгравировано на его именной султанской, а позже и ханской печати. И родился он не в 1711-м, а на два года позже – в 1713 году. Интересно также то, что деда Абылай хана тоже звали Абылай. У него было другое прозвище — Каншер (кровопийца), данное врагами за храбрость и ярость в бою.

А происходят предки Абылая от сына Чингисхана Джучи.

#2

О прозвище Сабалак

Когда Абылаю было 12 лет, в борьбе с джунгарами его отец, султан Уали, погиб. Мальчик остался сиротой. Согласно народным преданиям, мальчика из объятого огнем города спас раб Ораз, унеся его на спине. Отправились они в Туркестан просить покровительства у знатных родственников. Но получили отказ.

Скитаясь по степи и скрывая свое истинное происхождение, Абылай устраивался на работу к богатым людям. Так, он пас верблюдов знаменитого Толе би, а после был пастухом у бая Даулеткелди. Выглядел он очень бедно, был плохо одет и отощал. А потому прозвали его Сабалак — «лохматый», «нищий».

Несмотря на это, Абылай, по воспоминаниям современников, всегда держался с достоинством и любил одиночество. Удивляло то, что он никогда не сидел на голой земле, не ел из общей чашки, ничего не просил и не пил из грязной посуды. Хозяин, заметив эти особенности, одарил его лучшим скакуном из табуна, огнехвостым Чалкуйруком. А год спустя Сабалак решил стать воином.

Он отправился к Богенбай батыру и с разрешения Толе би Богенбай взял Сабалака с собой в разведку, а затем назначил своим оруженосцем. Так из пастуха и табунщика Абылай вырос до могучего воина.

Впрочем, современные ученые считают эту часть жизнь Абылая вымышленной. И ссылаются на документы тех лет. Оставшись сиротой, Абылай, по мнению профессора СКГУ им. М. Козыбаева Заркына Тайшибая, не остался без покровительства. Под свое крыло его сначала взял родной дядя Кайып хан, после Самеке хан и, наконец, Абулмамбет хан.

 Благодаря им он получил хорошее аристократическое воспитание и образование, был обучен военному искусству, слыл метким стрелком, оратором и дипломатом. Ученые даже приводят протокол переговоров, где до мельчайших подробностей описан ход встречи Абулмамбета с российским наместником, на которой также присутствовал Абылай.

 Чиновники тогда внимательно наблюдали за 27-летним Абылаем. И очень удивились его упорству и настойчивости. Так, когда он заметил, что генерал Урусов уклоняется от вопроса об освобождении плененных казаками сородичей, он смело напомнил ему о данном им обещании и попросил немедленно освободить пленных.

 А еще Абылай, как свидетельствует документ, извинился за то, что сидит в головном уборе, так как у казахов не принято его снимать. Все  это, считают ученые, характеризует Абылая не как вчерашнего сорванца или нищего. И вообще, слово «сабалак» имеет несколько значений.

В переводе с калмыцкого, оказывается, оно означает «воин, храбрец, отважный боец». И вполне возможно, что Абылая так прозвали его противники за бесстрашие на поле боя.

#3

О том, как Абылаю удалось повергнуть джунгарского богатыря

Годы Великого бедствия и борьба с джунгарами красной нитью прошли через всю судьбу Абылая. Участие во всенародной борьбе с завоевателями он начал с ранней юности. Участвовал в различных единоборствах, был всегда в гуще кровавых схваток с джунгарами. И уже в 20 лет он доказал, что является храбрым и смелым воином.

Всенародная слава к Абылаю пришла после победы казахов над джунгарами в Аныракайской битве. С раннего утра близ Итишпес Алаколя выстроились два войска: джунгарское под желто-черным знаменем и казахское с белым и бунчуком с волчьей головой. Но битва сразу не началась. Перед ней традиционно проходит поединок – песня батыров.

Из числа джунгар на поединок выехал сын хунтайджи Галдана Церена Шарыш. В истории его описывают как могучего батыра исполинского роста, известного храбреца. Он был весь закован в латы. Грозно выехал на середину реки и застыл в ожидании противника. Среди казахского войска началось смятение. Никто не решался на битву с Шарышем.

Пробовали выехать навстречу несколько удальцов, но спустя пару шагов, опустив головы, они возвращались назад. Громко потешались над ними джунгары. И тут, рассказывает предание, из задних рядов казахского войска внезапно вперед выехал оруженосец Богенбай батыра по прозвищу Сабалак. Накануне битвы он состриг локоны и выглядел уже как настоящий воин.

Отбросив в стороны копье, щит, саблю и кольчугу, в одной лишь красной безрукавке направился он смело в сторону Шарыша. Джунгары, глядя на юного воина, начали смеяться пуще прежнего, заглушая своим хохотом шум реки. Казахи же не смели и смотреть на происходящее, до того жалели безумца, так храбро выехавшего навстречу собственной смерти.

Абылай тем временем так близко подъехал к Шарышу, что тот волей-неволей начал тыкать в него копьем. Но юный батыр ловко уклонялся от всех выпадов. И когда Шарыш решил уже всей силой ударить по Абылаю, тот вскочил и прыгнул на джунгарского нойона. От неожиданности оба в мгновение ока оказались в воде. Долго разглядывали воду воины с обеих сторон.

И лишь после поняли хитроумный замысел Абылая. Легкий Сабалак спустя некоторое время вынырнул наружу, крича имя своего деда Абылая, а джунгарский Шарыш под тяжестью навешанного на нем железа сразу пошел ко дну. Клич Абылая подхватили воодушевленные казахские воины и тут же начали наступление через реку.

Калмыки, численно намного превосходившие казахское войско, но оставшиеся без головы, были смятены и повержены. После победоносного сражения хан Абилмамбет обнял Абылая и раскрыл войску его тайну: «Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед вами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом».

Тогда 90 представителей трех жузов одобрили слова хана Абилмамбета. Но управление страной сразу не дали. Сначала сирота Сабалак вернул себе доброе имя, стал называться в честь великого деда Абылаем и управлять одним из крупных родов атыгай племени аргын Среднего жуза.

И лишь в 1743 году в Туркестане состоялось его поднятие на белой кошме и венчание в ханы Среднего жуза. Вот так описывает это Бухар жырау: «В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялась твоя звезда. Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В двадцать пять лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон».

«Участвуя во многих набегах, сначала как рядовой воин, — писал его правнук Шокан Валиханов, — он показывает подвиги необыкновенной храбрости и хитрости. Полезные его советы и стратегические соображения упрочивают за ним имя мудрого».

#4

Абылай воевал на стороне джунгар

В это сложно поверить, зная, сколько времени и усилий положил казахский народ для освобождения от джунгар, но история говорит о своем.

Спустя несколько лет после знаменитой Аныракайской битвы, в 1742 году, Абылай при очередном вторжении джунгар попытался организовать сопротивление. Происходило это на реке Ишим. Но тогда Абылай хан потерпел поражение и даже попал к джунгарам в плен.

За время пленения, повествуют предания, Абылай успел выучить монгольский и, возможно, калмыцкий языки. Он был частым гостем у хунтайши Галдан-Церена, невзирая на то что убил его сына. А еще в плену Абылай подружился с легендарным ойратским нойоном Амурсаной.

Спустя год, в 1743 году, Абылая вытащили из плена, обменяв его на другого нойона. В этом же году он стал ханом Среднего жуза.

Интересно то, что дружеские отношения с джунгарами после плена он сохранил. В письме, адресованном вдовствующей калмыцкой ханше Дарма-Бале, он писал: «Я, Аблай-салтан, желаю вам здравствовать, все подданные наши вам кланяются.

Объявляю вам о себе, что я от Галдан-Череневых рук в добром здравии и с честью освободился и в дом приехал. Меня Галдан-Черень имеет за сына, а племянник ваш Септень имеет за брата меньшего. И я вам нарекаюсь братом меньшим».

Вот так непримиримые враги вдруг символически породнились. Впрочем, только на бумаге.

Когда в 1746 году умер известный хунтайши Галдан Церен, а империя Цин, захватив Джунгарию, начала вторгаться в улусы Среднего жуза, хан Абылай сначала всячески оказывал поддержку мятежному правителю Джунгарии Амурсане. В 1756 году он даже выступил во главе своих войск на стороне джунгар.

Когда джунгары потерпели сокрушительное поражение в войне с китайцами, то их предводитель Амурсана некоторое время скрывался у Абылая. Казалось бы, зачем хану Абылаю поддерживать джунгар? Но, если присмотреться, такая политика была понятна. Включившись в междоусобные распри ойратских князей, он получил возможность обессиливать воинственных ойратов руками их же соплеменников.

Так хан Абылай смог продвинуть кочевья подвластных ему родов и племен в долины верхнего течения Иртыша и Зайсанской котловины.

А еще, поняв, что джунгары уже потеряли былую силу, Абылай поменял свое решение, вскоре вывел свои войска из ойратских кочевий и даже перешел на сторону империи Цинь. И это тоже принесло свои плоды.

В новой ситуации он распространил кочевья казахов Среднего и Старшего жузов в районы Тарбагатая и Северо-Западного Семиречья, прежде находившиеся под властью джунгарских ханов.

Так хан Абылай проявил не только военные таланты, но и большой ум, самообладание, выдержку и незаурядные дипломатические способности.

#5

Абылай хан принял китайское подданство

Формально оставаясь верным своей присяге на вечное подданство российскому престолу, в это же время хан Абылай вступил в 1757 году под патронат китайского богдыхана. Это означало сохранение полной самостоятельности государства, но с обязанностью выплачивать оговоренную дань. Хан Абылай даже получил китайский титул вана – «вассального князя».

Интересно то, что вассальным в свое время считался и сотрясатель Вселенной Чингисхан. Но ему китайские правители жаловали титул не вана, а лишь чаутхури. Тогда ваном стал хан кереитов Тогорил.

Установив связи с Цинской империей, Абылай не отказался от признания российского протектората и всячески заверял российские власти в том, что он «как при вступлении в подданство о пребывании в верности обещал, так, доколе в нем душа будет, дотоле в том пребывать имеет».

О политике Абылая во взаимоотношениях с Россией и Китаем историк В. А. Моисеев писал: «…Абылай, понимая несоизмеримую мощь России или Китая с Казахским ханством, стремился поддерживать с обеими империями нормальные межгосударственные отношения, используя последние как козырь в борьбе со своими внутренними противниками, а также в войнах против Коканда и киргизских манапов».

Так на деле была реализована знаменитая политика «между львом и драконом». В 1759 году Абылай послал в Петербург своего родственника Жолбарыса в знак подтверждения российского протектората.

А в 1762 году, после явки к нему китайских послов, Абылай был вынужден отправить сына аманатом в Пекин.

Взамен он получил примирительные дары и право для казахов завести меновые дворы в Чугучаке и Кульдже.

Все свое время правления Абылай хан умело использовал свой двойной статус подданного Российской и Цинской империй для успешного проведения собственной политики.

#6

Екатерина II не дала разрешение Абылаю именоваться ханом трех жузов

В 1771 году в Туркестане представители всех трех казахских жузов, кыргызов и жителей сырдарьинских городов подняли на белой кошме и провозгласили ханом всего Казахского ханства султана Абылая.

Интересно то, что ханом всей страны его считали только в Казахстане. Китайский император и российская императрица Екатерина II, опасаясь возросшего авторитета Абылая, величали его только ханом Среднего жуза. Абылай же считал, что ханом его избрал народ. И продолжал свою политику.

Историк А. И.

Левшин писал: «Уверенный в своих достоинствах, он (Абылай хан) искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам своею силой и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властителем независимым».

Екатерина II высоко оценивала заслуги хана Абылая. В числе ее даров – 4-комнатный деревянный дом в Петропавловске, который она лично жаловала Абылай хану. После этот дом превратился в лазарет. А сегодня – в музей «Резиденция Абылай хана».

#7

У хана Абылая было 70 детей

Абылай хан имел 12 жен. Они родили ему 30 сыновей и 40 дочерей. Почти все их имена в истории сохранились. Несмотря на многочисленность, семья Абылай хана была дружной и сплоченной.

Наиболее приближенными к хану были старшие сыновья Уали и Чингис, которые учились у него дипломатии, искусству управления страной. После смерти Абылай хана трон перешел к сыну Уали, а после – к внуку Губайдолле.

В числе потомков великого хана выдающийся ученый Шокан Уалиханов, внук Уали хана.

#8

Хан Абылай был кюйши

Хан Абылай, по свидетельству современников, обладал ярким литературным даром, рассказывает профессор кафедры культурологии и религиоведения КазНУ им. аль-Фараби Калимаш Бегалинова. Часто его высказывания становились афоризмами и пословицами.

К примеру, вот что он говорил о своих потомках: «Я лев, мои сыновья – тигры.

Внуки станут не крупнее волков, а их дети не страшнее собак…» Он предвидел то, что после него его династия неминуемо обмельчает, растеряет все свое былое величие и уважение народа.

Является Абылай хан и автором ряда известных песен. До нас дошли около двадцати его кюев. Сколько же их было на самом деле, никто, к сожалению, не знает. Многие из песен отобразили общественно-политическую ситуацию того времени: «Ақ толқын», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Майда жел», «Шаңды жорық» (Пыльный поход). 

Шокан Уалиханов в одном из очерков рассказал об истории создания кюя «Жетім торы». Во время Пыльного похода пал Батыр Баян. Его гнедой конь не покорился врагу и вернулся в стан казахов. Абылай начал формировать отряды, чтобы выступить в поход.

А тулпар, пробив ряды, встал на то место, которое было положено погибшему батыру. Абылай, посмотрев в глаза животного, прослезился. «Бедный конь, лишившись хозяина, ты стал сиротой, как и я стал им, потеряв своего батыра», — произнес Абылай хан.

После возвращения из похода правитель сочинил этот кюй.

#9

Абылай хан спроектировал новый тип жилища

Хан Абылай мечтал перевести казахов на оседлый образ жизни. К сожалению, в его смутное время этого сделать не удалось. Потому, наверное, он решил придумать более удобное и легкое жилище для казахов.

Представляло собой оно походный шалаш, состоящий из прямых жердей, поставленных наклонно. у жерди вставляются в чангарак (приспособленный круг). Прикрывается этот шалаш кошмой так, что остается отверстие для входа и дымовое отверстие наверху.

Пишет об этом российский этнограф Николай Харузин (1865-1900) в своей работе «История развития жилища тюркских и монгольских народов»: «В настоящее время аблайча употребляется только в качестве походной юрты.

Народное предание приписывает изобретение хану Аблаю, который ввел эту форму шалаша для своего войска, откуда и название шалаша — аблайча».

#10

Абылай хан разработал туристический маршрут

С именем Абылай хана связаны места, которые сегодня являются гордостью казахстанского туризма: Бурабай, где расположены трон и поляна великого хана, Туркестан, где он покоится, Петропавловск, где находилась его резиденция. А еще хан Абылай является разработчиком так называемой Тропы Абылая — туристского маршрута, который оставался популярным в казахской степи вплоть до начала ХХ века.

Тропа Абылая — это маршрут, по которому казахи, жившие вдоль рек Талас и Шу, добирались на джайляу через Голодную степь. А ранее по нему проходили караваны.

Хан Абылай же проходил по этому маршруту со своим войском, с тех пор он носит его имя.

Маршрут выглядел следующим образом: Казахский мелкосопочник — озеро Мамай — озеро Итемген — горы Моншакты — река Иртыш — Акмола — озеро Майбалык — река Нура — Кулан ольмес — горы Алкалык — горы Ескеней — река Сарысу — река Манак — источник Актас Егиндибулак — источник Ажар — источник Тасжарган — горы Байгара — пески Бетпакдала — река Шу — река Талас — Алатау Хантау (здесь было стояние Абылая в 1753 году).

Где еще можно узнать больше о жизни и творчестве великого хана? Абылай хан собрал под своим знаменем весь Казахстан. Но есть места, в которых он оставил особый след…

Прежде всего это Бурабай. На подъезде к знаменитому озеру расположены поляна и трон Абылай хана. Согласно преданиям, именно здесь представители крупных родов Среднего жуза усадили табунщика Сабалака на белую кошму, вознесли его на природный каменный трон и провозгласили своим правителем.

Резиденция Абылай хана в Петропавловске, открывшаяся в 2008 году. В прошлом на месте музея располагался 4-комнатный деревянный дом хана Абылая, жалованный ему императрицей Екатериной II. После на его месте был военный лазарет.

Сегодня дом превращен в музей. В его экспозиции можно увидеть предметы быта времен Абылай хана, одежду, утварь, оружие, а также реконструкцию зала с его троном.

Особо интересные экспонаты — картина Абылай хана с эффектом «живых глаз» и реконструкция Аныракайской битвы.

Мавзолей Х. А. Яссауи в Туркестане. В боковом коридоре этого мавзолея погребен великий хан Абылай. Его захоронение находится справа от могилы Яссауи на расстоянии пяти метров.

Автор текста: Мадина Ашилова

Фотографии: Алибек Бегалинов

Источник: https://mix.tn.kz/mixnews/10-udivitelnyih-faktov-iz-jizni-abyilay-hana-379218/

Абылай хан

Абылай хан

Абылай хан, АБИЛМАНСУР (1711-1781) — государственный деятель, полководец, дипломат. Потомок Жангир хана в пятом поколении.

Настоящее имя — Абилмансур. Его дед, как писал Шокан Уалиханов, «прославился такими воинскими доблестями, что получил грозное и почетное прозвище «Қанішер Абылай» за неодолимую храбрость и ярость в бою». Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда.

В детстве оказался сиротой, отмечен факт, что он под именем «Сабалақ» в 10 верстах от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 году пас верблюдов Толе бия.

Абилмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абильмамбетом (потомком Есим хана и Жангир хана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич «Абылай» он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша.

После победоносного сражения Абильмамбет подзывает к себе Абилмансура: «Кто ты такой, и что за клич у тебя Абылай?» Абилмансур: «Я — внук Абылая и в качестве клича (урана) взывал к его духу.

Тогда Абильмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: «Когда-то я слышал, что от Бакы Уали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом». После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абилмансур был избран великим ханом.

Но хотя Абильмамбет собственноручно передал ханство в руки Абылая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно описывал Бухар жырау: «В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялась твоя звезда. Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон».

В сражениях 1730-1740 против джунгар Абылай обрел славу батыра. В 1738-1741 годы казахские войска под руководством Абылая нанесли сокрушительные удары джунгарским захватчикам. Абылай был взят в плен джунгарами. В исторических документах говорится, что Толе би и Абилхаир хан направили в Оренбургскую администрацию просьбу помочь освободить Абылая. Это произошло 5 сентября 1743 года.

Новый этап укрепления власти Абылая (1744) совпал с переездом Абильмамбет хана в Туркестан. Будучи дальновидным политическим деятелем, Абылай решил использовать и дипломатические пути, чтобы поддержать народ, уставший от тяжелых боев с калмыками.

В августе 1740 года вместе с ханом Среднего жуза Абильмамбетом и 120 старшинами Абылай приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства. Вместе с тем он не прерывал отношений с Цинской империей, умело используя разногласия между Россией и Китайской империей в интересах Казахского ханства.

Все свои силы Абылай отдавал восстановлению независимости страны.

В 1752 году руководимое им войско (примерно 15-20 тыс. человек), отбило нападение ойратов. В декабре 1753 года, успешно сражаясь с джунгарами, Абылай освободил значительную часть казахских земель, взяв в плен 3000 калмыков.

В 1756 году под руководством Абылая казахи дважды воевали против объединенных сил китайцев и калмыков, в одном сражении потерпели поражение (сам Абылай получил ранение), в другом одержали победу. В 1757 году воины Абылая численностью 6 тысяч успешно боролись против китайских войск, в состав которых входило 40 тыс. человек. В результате китайцы попросили у Абылая мира.

В 1771 году в тяжелых боях с калмыками на побережье реки Мойынты Абылай одержал еще одну победу. Абылай не прекращал борьбу против тех, кто посягал на казахскую землю.

В 1754-1755 и в 1764 годы кыргызы напали на некоторые аулы в Жетысу, разгромили отряды батыров Жаугаш, Кокжал Барака и Шынкожы на берегах рек Аксу, Коксу и Шу. В ответ Абылай собрал значительное войско и нанес поражение кыргызам, очистив междуречье Иле и Шу. Таким образом он установил сохранившуюся до нашего времени границу между казахами и кыргызами от Нарынкола до Кордая.

Последние 15 лет жизни Абылай вел постоянную борьбу против среднеазиатских ханств. В 1765-1767 годы война Абылая с правителем Коканда Ерденбеком увенчалась взятием городов Туркестан, Сайрам, Шымкент и обязательством Ташкента платить ему дань. Абылай вел длительную борьбу с калмыками.

Причиной стала откочевка волжских калмыков в 1771 году (170-180 тыс. войско 40 тыс. человек) в Джунгарию через казахские земли. Узнав об их приближении, хан Младшего жуза Нуралы собрал войско и выступил им навстречу. Вблизи озера Балхаш отряды под предводительством Абылая окружили калмыков.

Тогда руководители калмыков Убаши и Галдан-Цэрэн послали послов с просьбой о перемирии и принятии в казахское подданство. На военном совете, созванном для обсуждения предложений калмыков, Абылай старался убедить в том, что нет необходимости в истреблении врага.

Он предлагает прийти к соглашению с калмыками, дать им возможность перекочевать в Джунгарию через казахские земли.

Абылай сумел объединить силы Казахского ханства, превратив его в мощное военное государство. В 1771 году скончался Абильмамбет. По установленной традиции ханом Среднего жуза должен был стать один из братьев или старший сын Абильмамбета — Абильпеиз.

Однако, по желанию главных султанов, старшин и самого Абильпеиза, влиятельные представители всех трех жузов провозгласили ханом Абылая.

Несмотря на то, что Абылая официально признали ханом всего казахского народа, китайский император, Джунгарское ханство, страны Средней Азии и российская императрица Екатерина II, боясь возросшего авторитета Абылая, считались с ним только как с ханом Среднего жуза.

Абылай вел свою политику в соответствии с геополитическим положением Казахского государства, находящегося между империями — Россией и Китаем. В целях объединения мусульманских стран Абылай начал переговоры с правителем Афганистана Ахмат-шахом Дуррани. У него было намерение послать в Турцию свое посольство.

По мере сближения с китайцами Абылай стал избегать отношений с Россией, в 1779 году он отказался поехать туда по приглашению царской администрации для принятия знаков ханского достоинства. Во время восстания Е.Пугачева Абылай с войском в 3000 человек атаковал русскую крепость.

Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа.

Он сочинил кюи «Ақ толқын», «Бұлан жігіт», «Дүние қалды», «Жетім торы», «Қайран елім», «Қара жорға», «Майда жел», «Шаңды жорық» и др. Абылай провел жизнь в походах, скончался на берегу реки Арыс.

Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмеда Яссауи. У Абылая остались 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жен.

В памяти казахского народа Абылай сохранился как выдающийся государственный деятель, храбрый полководец и дальновидный политик.

Образ Абылая нашел отражение в кюях жырау Бухара, Умбетея, Шади торе Жангирулы, в поэмах Копбая Жанатайулы, Мажита Айтбаева, в произведениях И.Есенберлина, А.Кекилбаева, К.Жумадилова и др.

Личность Абылая привлекла внимание отечественных и зарубежных ученых-исследователей — Ш.Уалиханова, В.Бартольда, Н.Мынжани, Р.Сулейменова, М.Магауина, Дж.Уиллера.

После обретения Казахстаном независимости в 1991 году один из главных проспектов Алматы был переименован в проспект Абылай хана и его увенчал конный памятник хану на площади вокзала Алматы-2. На первой национальной валюте Казахстана на банкноте в 100 тенге (образца 1993 года) помещен его портрет.

Абылай хану посвящена почтовая марка независимого Казахстана (2001). По мотивам биографии Абылая снят первый казахстанский блокбастер «Көшпенділер» (в американском прокате «The Nomad», в российском — «Кочевник»), режиссеры Иван Пассер, Сергей Бодров (2005).

Установлен памятник Абылай хану на площади перед зданием акимата города Жезказган. В августе 2008 года в Петропавловске президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев открыл музейный комплекс «Резиденция Абылай хана» с бронзовым конным памятником хану.

Имя Абылай хана носит Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана.

Источник:

Казахстан, Национальная энциклопедия, том 1

Книга «Исторические личности»

Источник: https://www.inform.kz/ru/abylay-han_a2182937

Абылай-хан | Исторический документ

Абылай хан

Трудно найти человека более известного за пределами и в самом Казахстане, чем Абылай-хана – известного политического деятеля, военачальника и искусного дипломата.

Судьба его служит ярким подтверждением того, что именно сильная, яркая личность творит историю своего народа. Сложно сказать, что только не пережил за свою долгую жизнь Абылай – и предательство, и плен, и войны.

Но преодолев все превратности, он сумел послужить на благо своей родины, оставшись в памяти благодарных потомков человеком, сумевшим объединить казахские земли, отстоять их независимость и территориальную целостность.

Ум, отвага, хитрость, дипломатичность, политическая воля – вот те качества, которые позволили Абылай-хану добиваться значительных успехов как на международной арене, так и внутри страны. Хан – такой титул до конца жизни носил Абылай.

Борьба с Джунгарами

Абылай- хан жил в непростой период – восемнадцатый век для Казахстана был сложным временем. Приходилось лавировать между двумя могущественными империями – китайским «Драконом» и российским «Львом».

В наследство также достались сложные отношения с воинственными джунгарами. И немало хитрости, политической воли и дипломатии требовалось хану, чтобы разрешать эти ситуации.

В 1718 году умер Тауке-хан, правитель всего казахского народа, и это привело к распаду всего государства на три части – жуза – Большого, Среднего и Малого.

Джунгары, воспользовавшись ослаблением некогда мощного ханства, начали предпринимать нападения на казахские земли.

Горы трупов, пожарища, разоренные аулы и города, тысячи угоняемых в плен – так описывали историки нашествие джунгар. Разрозненные казахские войска не могли оказать противостояния нападавшим и защитить мирное население.

Жители убегали, бросив дома, скот, стариков и детей. Джунгары догоняли их, убивали или брали в плен. Многие погибли в пути при попытке пересечь бурные реки, многим удалось уйти в Среднюю Азию и другие, более безопасные места.

Эти набеги, как отмечали историки, сеяли разрушение и смерть, нищета и страдания народа стали всеобщими, многие брошенные женщины, дети и старики умирали от голода рядом с разрушенными домами. В памяти казахского народа этот период остался как время великого бедствия. Но не зря говорят – великие потрясения рождают великих героев.

Биография Абылай-хана

Матерью Абилмансура рожденного 23 мая 1711 года , по некоторым данным, была рабыня-туркменка, по отцу же он происходил из рода чингизидов – потомков старшего сына Чингисхана Джучи-хана.

Джунгары, во время очередного нашествия, возглавляемого Цэван Рабданом, убили отца — Коркем Уали-султана.

Мальчику тоже довелось побывать в плену – он был заложником у джунгар, но его обменяли на другого знатного пленника.

Судьбу его предопределила встреча с известнейшим казахским военачальником, не проигравшим ни одной битвы, непобедимым Канжыгалы Богенбай-батыр. Он разглядел в юноше незаурядную личность и согласился взять его сначала в разведчики, а потом участвовать в боях с джунгарами

В первом же крупном бою, в 1733 году, Абилмансур снискал себе славу. По сложившейся традиции, противоборствующие стороны выставляли воинов для одиночного поединка. От казахского войска встал Абилмансур, от джунгарского – богатырь Шрыш.

В жестокой борьбе Абилмансур убил противника. Это несказанно воодушевило казахов, которые бросились навстречу врагу и выиграли битву.

В этой битве Абилмасур и получил свое второе имя Абылай, под которым и стал известен впоследствии. После битвы он был приглашен в шатер к Абулмамбет-хану, который спросил, почему в битве он кричал «Абылай!». Абилмасур рассказал, что так он призывал дух своего деда, воинственного хана Абылая, который славился своими воинскими подвигами.

Так началась стремительная карьера этого незаурядного политического деятеля.

Внешняя политика Абылай-хана

В 1740 году он в составе казахской делегации посетил Оренбург, где заручился покровительством российской империи над средним жузом.

Ум и дипломатичность помогли хану получить расположение высших чиновников Российской империи, что пригодилось ему очень скоро. При очередном набеге джунгар хан вступил в бой, который состоялся на реке Ишим.

Удача отвернулась от хана, и он попал в плен. В плену он выучил монгольский язык и даже, как уверяют современники, наладил вполне дружеские отношения с правителем Джунгарии Галдан-Цэрэном, а также стал другом нойона Амурсана. В неволе Абылай пробыл около года, весной 1743 его обменяли.

В этом ему помогло российское посольство, прибывшее в Джунгарию. Его правитель, отпустив хана под давлением русских дипломатов, практически подписал себе смертный приговор

Впоследствии Абылай пытался наладить еще более близкие связи с джунгарами, но, как считают некоторые историки, лишь для того, чтобы, разжигать междоусобицу.

Смерть Галдан-Цэрэна развязала руки Империи Цин, которая начала захватническую политику, сначала поглотив Джунгарию, а затем вторгшись в Средний жуз. Сначала хан поддерживал джунгар, но потом заключил не без выгоды союз с империей, выторговав себе обратно земли, ранее захваченные джунгарами.

Но подобная политика предполагала лавирование. В 1756 году властители Среднего Жуза признали над собой господство Маньжурии. Но хитрый хан дальновидно поддерживал связи и с Российской Империей.

В 1759 году он прибыл в Китай, где принял для себя звание «ван» — вассал императора, который, владея своими территориями, платит дань.

В то же время им было послано посольство в Санкт-Петербург, которое привезло русскому двору заверение в полной преданности хана. Через три года, после визита китайских послов, Абылай был вынужден отдать в Пекин заложником одного из сыновей.

https://www.youtube.com/watch?v=hSKdJ2dcXSM

В 1771 году, после смерти Абилмамбет-хана, верховная власть окончательно перешла к Абылаю. Наследовать Абилмамбету должны были или сын, или младший брат, но авторитет Абылая был слишком велик, и на съезде знати верховным ханом провозгласили Абылая. После этого он стал распространять свое влияние и на два других жуза, считая себя властителем всех трех частей казахских земель.

Двойственность политики хан традиционно проявлял в этот период и в отношении Российской Империи. Во время восстания Пугачева наладил связи с повстанцами, параллельно продолжая уверять царское правительство в своей верности. А когда позиции бунтовщиков стали слабеть – прервал с ними связи.

Екатерина II признала власть Абылая лишь над Средним Жузом. Но фактически хан объединил казахскую землю.

Итоги жизни хана

Абылай оставил после себя не только славу и громкое имя, но и многочисленное потомство – около 30 сыновей и сорока дочерей от пятнадцати жен. И после смерти 23 мая 1781 года  традиционно стал вопрос о престолонаследии. Всерьез на власть претендовали Касым и Уали. После долгих споров отцовский трон занял Уали.

Благодарные потомки увековечили имя Абылая – его именем сегодня в Казахстане названы учебные заведения, улицы, парки, открыты музеи, посвященные той поре, статуи хана украшают города.

Абылай-хан был истинным сыном своей эпохи. Он сумел не только укрепить государство, собрать разрозненные земли, но и объединить гражданское общество – от знати до простого люда, поднять национальное самосознание. И именно это оказалось исторически очень важным.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Источник: http://history-doc.ru/abylaj-xan/

Абылай хан. ⋆ Кокшетау Онлайн

Абылай хан

Абылай-хан. Фото e-history.kz

Рассматривая данную тему Истории Казахстана я не ставлю перед собой задачу дать исчерпывающее изложение истории, тем не менее я привел некоторые события того времени которые по моему более или менее помогут раскрыть те предпосылки которыми руководствовались политики того времени.

«И не судите, да не судимы будете»

Казахское ханство в ЗО — 40-х гг. ХVIII века. Новое возрождение казахской государственности связано с именем султана, а позже — хана Абылая. Настоящее имя Абылая — Абильмансур. Он был сыном среднеазиатского правителя, казахского султана Коркем-Уали.

Во время жонгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и, скрывая свое происхождение, некоторое время был простым пастухом. В конце 20 — 30-х года Абильмансур принимает участие в боях с захватчиками вначале в качестве рядового воина, затем быстро выдвигается и становится одним из наиболее влиятельных батыров.

Абильмансур принял имя Абылая, своего деда, знаменитого батыра, прославившегося в поединках. Жонгары, заключив в 1739 г. мир с Цинской империей бросили все свои силы на запад и в 1741 г. начали новый последний поход на казахов.

В результате столкновений казахские отряды во главе султаном Абылаем были разбиты, а сам Абылай попал в плен, Русская администрация довольно равнодушно наблюдала за событиями в казахской степи и только когда создалось непосредственная угроза русским владениям, привела в боевую готовность войска Оренбургской линии и потребовала от жонгар увода своих отрядов.

Все это заставило хана Среднего жуза Абильмамбета заявить русским послам о бесполезности российского подданства и признании казахами зависимости от жонгар: » Галдан-Церен (жонгарский хунтайши (1729 — 1745)) отдает в прежнее владение город Туркестан с тридцатью двумя городами и ежель ему сына своего не послать, то оной зюнгорец будет губить, а Россия-де в то число не пособит». Заключение мира с Жонгарским государством способствовало освобождению султана Абылая из плена. Посольство майора Миллера, направленное к Галдан-Церену в 1742 г. ограничилось словесными угрозами в адрес жонгаров и пожеланием жить «как добрым соседям». Однако они не приняли угрозы России всерьез и начали готовить летом 1744 г. поход на русскую территорию в верховьях Иртыша, против крепости Усть — Каменогорской. Галдан-Церен приказал сосредоточить на границах с Сибирской линией 30-тысячное войско под командованием Сары Манжи и только смерть хутайнши в 1745 г. помешала началу русско-жонгарской войны.

После смерти Галдан-Церена в Жонгарии началась ожесточенная борьба за трон между его наследниками.

Казахские султаны охотно приняли участие в междоусобицах жонгарских правителей, так как это давало им возможность активно вмешиваться во внутренние дела Жонгарии, успешно бороться за возвращение южных и юго-восточных районов Казахстана, захваченных при Цеван-Раптане и Галдан-Церене, Особый интерес к жонгарским событиям проявил Абылай, чьи кочевья находились по соседству с жонгарскими владениями. Поддерживая поочередно то одного, то другого претендента на престол, он сумел добиться значительных территориальных уступок от жонгар. В это время китайские наместники в Монголии внимательно следили за положением в Жонгарии и готовили захват этой страны, В 1755 г. цинский император ввел свои войска в Жонгарию. Китайцы претендовали на всю территорию страны, но в то же время старались избежать столкновения с казахами, которые появились у озера Зайсан и Алаколь. Летом 1755 г. в Казахстан к султану Абылаю было отправлено китайское посольство, чтобы говорить с казахами с позиции силы. Однако Абылай не признавал захвата Жонгарии, стал оказывать активную помощь Амурсане, возглавлявшему антицинское восстание жонгар. Весной 1756 г. казахские отряды совершили рейд в Жонгарию против китайских войск. В ответ на это китайский император отдал приказ начать завоевание Казахстана. Предполагалось войти в кочевья Среднего жуза с двух сторон — с юга и востока, уничтожая в случае сопротивления все население Казахстана. Кроме того, китайские войска должны были захватить в плен Амурсану, который скрывался в это время у Абылая. Против армии, двигавшейся с востока, действовали казахско-жонгарские отряды под командованием Амурсаны и Кожаберген-батыра. Против южной армии действовала дружина Абылая и Богембай-батыра. Казахи дали несколько сражений цинским войскам и задержали их продвижение в глубь степей, дав возможность аулам откочевать к русской пограничной линии. Казахские ополчения мешали объединению двух китайских армии, совершая неожиданные нападения и стремительно исчезая в неизвестном направлении. С большим усилием поредевшие армии все же соединились в верховьях Есиля, но это произошло уже зимой. Китайцы остались без лошадей, без продовольствия, в глухой безлюдной степи, окруженные со всех сторон казахскими отрядами. В этих условиях императору не оставалось ничего другого, как отозвать свои армии из Казахстана, чтобы не потерять их. Китайцы отступили, и в начале 1757 г. военные действия вновь были перенесены на территории Жонгарии, где с новой силой вспыхнуло антицинское восстание. Китайцы стянули новые силы и весной 1757 г. окончательно подавили восстание Амурсаны и летом вторично вторглись в казахские земли на северных отрогах Тарбагатая. Здесь произошли последние сражения между китайскими войсками и отрядами Абылая. Лишившись помощи жонгар, Абылай решил не обострять отношения с китайцами и направил в Пекин посольство для переговоров о мире. Одновременно император послал посольство к султану Абылаю. Во время расправы над жонгарами в 1758 — 1759 гг. китайские отряды несколько раз вторгались в пределы Казахстана, но император уже не претендовал на казахские территории. Более того, он заранее признал за Абылаем ханский титул и неоднократно предлагал свою помощь русским. Это обстоятельств потребовало от Абылая продуманной внешней политики, лавирования между Китаем и Россией, что ему прекрасно удавалось. Оставаясь формально подданным Российский империи, Абылай в то же время неоднократно посылал посольство в Пекин, ища у китайского императора поддержки против русских колониальных властей.

С установлением в Жонгарии маньчжуро-китайской власти земельный вопрос на востоке Казахстана обострился. Китайцы начали возводить в долине р, Или и на Тарбагатае военные укрепления, чтобы не допустить на освободившиеся от жонгар земли казахские кочевья. В 1761 г.

китайский император издал указ о запрещении казахам кочевать южнее р. Аягуз. Однако с этим запретом никто не считался и казахи продолжали занимать пастбища Тарбагатая. Китайские войска в 1762 — 1765 гг. совершили несколько карательных операций по выдворению казахов с земель Жонгарии, но эти операции не имели успеха, т.

к. с наступлением зимы и уходом китайцев, казахи вновь возвращались на эти территории. Более того, во второй половине 60-х гг. приток казахов в Жонгарию увеличился, и Цинское правительство в 1767 г. вынуждено было разрешить казахам пользоваться пастбищами в района Тарбагатая и р.

Или, В обмен китайцы требовали выплаты арендной платы и принятия китайского подданства. В итоге к концу ХVIII в. часть казахов Среднего и Старшего жузов приняли китайское подданство и заняли богатые пастбища Тарбагатая, долины р. Или и Монгольского Алтая. Эти территории вошли в состав «Новой провинции» Китая Синьцзяня.

Таким образом, благодаря взвешенной и продуманной политике султана Абылая, казахские ополченцы, так и не получившие помощи от России, смогли своими силами остановить китайскую агрессию, более того, казахам удалось к концу ХVIII в.

занять богатые пастбища Синьцзяня в результате чего земельный кризис в Казахстане несколько ослаб. Однако это привело в конечном счете к разделу казахского этноса между Россией и Китаем.

.. Одновременно с борьбой с внешней опасностью, Абылай предпринимал огромные усилия по объединению казахских земель. В 1740 году в Ташкенте был убит хан Жолбарыс и большинство родов Старшего жуза при поддержке Толе-бия принесли присягу Абильмамбету официальному главе Казахского ханства.

С принятием Абулхаиром русского подданства многие роды Младшего жуза, управлявшиеся Батыр-ханом, также подчинялись Абильмамбету и Абылаю.В 1759 г. царская администрация предложила Абылаю сместить Абильмамбета и занять его место, обещая свою поддержку, однако влиятельный султан отказался.

Только после смерти хана, в Туркестане, в мечети Кожа Ахмета Яссави Абылай был поднят на белой кошме и провозглашен новым ханом всех трех жузов. Хан Абылай (1771 — 1781) — последний казахский хан, авторитет которого был непререкаем во всех казахских землях.

Лишь небольшая часть родов Младшего жуза, кочевавших вблизи пограничной линии, признавала власть сыновей Абилькаира. Сохраняя по политическую независимость, Абылай отказался от царских подарков и принесения присяги в Петербурге. Абылаю удалось вернуть казахские города на юге, в короткий срок он овладел Созаком, Сайрамом, Шымкентом и Ташкентом.

Однако попытка создать антикитайский союз среднеазиатских государств не увенчалась успехом. В качестве союзников предполагались Афганистан, Бухара, Коканд, Кыргызстан, но острые противоречия с Кокандом и кыргызами вылились в вооруженные столкновения. На союз с Казахстаном согласилась лишь Бухара. Более успешной была деятельность Абылая внутри государства.

Чокан Валиханов писал, что «Абылай усмирил своеволие сильных родоначальников и султанов, которые ограничивали советом власть хана. В то же время он не мог полностъю сокрушить авторитет биев и был вынужден считаться с их волей. Наиболее влиятельными политическими фигурами ханского окружения были Казбек-бий и Бухар-жырау.

Имя Абылая осталось в памяти казахского народа и не раз становилось символом в борьбе за национальную независимость, за возрождение казахского государства. Хан Абылай умер в Ташкенте в 1731 году и был похоронен в мечети Кожа Ахмета Яссави в Туркестане.

В заключение можно сказать : единая казахская народность- плод напряженной жизнедеятельности и развития первого казахского государства — ханства, как и наоборот.

Казахские правители в лице наиболее сильных представителей упорно отстаивали границы государства, которое уже в шестнадцатом веке устно и письменно именовалось «Казахстан». Претендентов на него было много.

Здесь и среднеазиатские шайбаниды и аштарханиды, российские колонизаторы и ойратские агрессоры, другие хищные и сильные захватчики.

Лучшие казахские ханы и султаны проявили максимум полководческих и дипломатических дарований: Честь им и хвала! Но, воздавая должное доблестным ханам и султанам представителям так сказать «белой кости», ни в коем случае нельзя забывать и достойных представителей «черной», ее в целом. Ханы и султаны вместе с помогавшими им биями и аксакалами направляли, а народ осуществлял, делал реальностью их мудрые предначертания и планы.

Как отмечено выше, наиболее влиятельными политическими при Аблай-хане были: Казыбек-бий и Бухар-жырау. Казыбек-бий , мудрец и советник дожив до глубокой старости, не потерявший ясности ума, смелости и трезвости мысли; человек о мудрости и справедливости которого давно слагались легенды и песни в степи. Бухар-жырау ; акын, сказитель, чего нет в его строках, так это лести.

Послушаем его.

Ты с русскими воюя, Абылай,Вражды к своим степям не вызывай,С народом не живи ты во вражде,Певца как я, ты не найдешь нигде,Который в девяносто с лишним лет,

Еще поет, в чьих песнях ты воспет.

Реферат на тему «Абылай хан»Сдавался: г. Актобе, «Парасат» Александр ТокарьE-mail автора: aontb@akparat.kz

Год: 1999

Источник: https://kokshetau.online/abylaj-xan/

Refy-free
Добавить комментарий